С глубокой древности до настоящего времени международные отношения занимают важнейшее место в политической жизни человека. Политические мыслители разных времен и народов, а также политики вели и до сих пор ведут постоянные поиски путей создания на Земле "вечного мира", "общеевропейского дома", "единого мирового правительства" и т.д. Сегодня мировой порядок зависит от взаимоотношений и взаимодействия более 200 государств, находящихся на разных этажах исторического, экономического, политического и культурного развития.

Под международными отношениями обычно понимают совокупность политических, экономических, идеологических, правовых, дипломатических, культурных, военных и иных связей и отношений между основными субъектами мирового сообщества (рис. 18).

Субъектами международных отношений в первую очередь являются государства . Они определяют развитие всех форм международных отношений в силу того, что это единственный субъект, который обладает суверенитетом. Это означает, что данный субъект не признает в отношении себя никакой другой власти, кроме собственной, никаких обязательств, кроме тех, которые взял на себя добровольно или под влиянием особых обязательств. Государство обладает на своей территории всей полнотой политической власти.

В системе международных отношений межгосударственные отношения имеют первостепенное значение. Однако следует отметить, что в современном мире обозначилась объективная тенденция расширения участников международных отношений. Все более важными субъектами в международных отношениях являются межгосударственные и международные организации: двусторонние и многосторонние коалиции, экономические и военно-политические союзы (блоки), региональные организации, международные организации.

Международные организации как субъекты международных отношений более сложные структуры, чем межгосударственные. Они могут быть межправительственными и неправительственными, а также смешанного типа, куда входят и правительственные структуры, и общественные организации, и даже индивидуальные члены.

Рис. 18.

Как субъекты международных отношений международные организации могут вступать в межгосударственные отношения от своего собственного имени и в то же время от имени всех государств, входящих в них. Число международных организаций постоянно растет. Так, если в начале XX в. существовало 20 межправительственных и около 200 неправительственных организаций, то в настоящее время их соответственно около 300 и более 2500.

Деятельность международных организаций носит многосторонний характер. В современных условиях к сфере их деятельности можно отнести проблемы войны и мира, защиты природной среды, проблемы народонаселения и ресурсов, т.е. жизнеобеспечения человечества, проблему преодоления разрыва между экономически развитыми и отсталыми странами, многие другие проблемы.

Первой международной организацией явился Всемирный почтовый союз (ВПС), который возник в 1875 г. и в настоящее время ведет свою работу в Брюсселе, выпускает ежегодники с перечнями всех международных организаций.

Лига Наций стала первой международной организацией, действовавшей в период между мировыми войнами. В Статуте Лиги Наций в качестве основной цели провозглашалось развитие сотрудничества между народами и гарантия их мира и безопасности, однако эта цель оказалось недостижимой. Да иначе и быть не могло, ведь в числе четырех постоянных членов Совета Лиги Наций два были представлены Италией и Японией – странами, которые в союзе с фашистской Германией развязали Вторую мировую войну. Были и другие причины, оказавшие самое негативное влияние на авторитет этой международной организации. Едва ли не главной в их числе была "политика умиротворения", проводимая демократическими странами Запада по отношению к фашистским Германии и Италии. Венцом этой политики стало Мюнхенское соглашение 1938 г., в результате которого была ликвидирована государственная самостоятельность Чехословакии, а затем и других европейских стран. В конечном итоге Лига Наций, разъедаемая внутренними противоречиями стран-участниц, не сумев преградить дорогу агрессорам к очередному захвату новых территорий, не выдержав, таким образом, проверки временем, к концу 1930-х гг. фактически прекратила свою деятельность.

После окончания Второй мировой войны, в октябре 1945 г., возникла новая международная организация – Организация Объединенных Наций (ООП), созданная по инициативе ведущих участников антигитлеровской коалиции на основе добровольного объединения усилий государств в целях поддержания и упрочения международного мира и безопасности, а также развития сотрудничества между ними. Одним из главных органов ООН является Совет Безопасности, которому предоставлено право определять наличие любой угрозы миру, нарушения мира или акта агрессии, делать рекомендации о том, какие меры следует принять для поддержания или восстановления международного мира и безопасности. При этом решения Совета Безопасности считаются принятыми только в том случае, если за них проголосуют его постоянные члены – СССР (теперь Россия), США, Великобритания, Франция и Китай.

Организация Объединенных Наций и Совет Безопасности сделали многое для обеспечения мира, и сегодня их усилиями снижается противоборство враждующих сторон, осуществляются поиски наиболее приемлемых решений, способных предотвратить возникновение конфликтных ситуаций в различных регионах мира. Но достичь желаемых результатов, к сожалению, не всегда удается. Свидетельством тому являются вооруженные конфликты, которые достаточно часто дают о себе знать в различных регионах мира.

С 1949 г. функционирует Совет Европы – межправительственная организация западноевропейских стран, которая в настоящее время расширяется за счет восточно-европейских государств и приобретает значительный политический вес в жизни общества. В начале 1996 г. в состав этой организации была принята и Россия.

В 1975 г. в Хельсинки состоялся завершающий этап Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) с участием руководителей 33 европейских государств, а также США и Канады. Совещание явилось важным шагом на пути упрочения разрядки международной напряженности и налаживания отношений равноправного сотрудничества между государствами. В начале 1990-х гг. произошла институциализация СБСЕ в постоянно действующий орган, которому были предоставлены большие права, вплоть до осуществления необходимых мер в целях пресечения межгосударственных конфликтов и сохранения мира. В декабре 1994 г. состоялась очередная встреча на высшем уровне, на которой было принято решение о переименовании с 1 января 1995 г. СБСЕ в ОБСЕ – Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе .

Одно из важных условий успешного функционирования современных международных организаций состоит в том, чтобы не допустить диктата над ними со стороны того или другого государства или группы стран. Осуществление этого могло бы вызвать стремление других государств создать свои международные организации или союзы, что было бы равносильно возрождению блоковой политики.

При всех возможных обстоятельствах существует одна основополагающая альтернатива в развитии международных отношений: либо мир, либо война – третьего не дано. Поэтому задача политиков, если они сознательно не стремятся к разжиганию противоречий между странами, – использовать в качестве доводов не силовые средства, а переговоры. Такая потребность стала особенно актуальной в наше время, в условиях концентрации большого количества оружия массового поражения и тех видов обычного вооружения, которые по своим характеристикам также представляют немалую угрозу для цивилизации и жизни на Земле. Политические переговоры – единственно разумный способ решения международных проблем, направленный на предотвращение конфликтных ситуаций, укрепление взаимопонимания и сотрудничества. Переговоры могут привести к достижению поставленных целей путем консенсуса или компромисса.

Консенсус (согласие, единодушие) – процедура и метод принятия решений без проведения голосования и при отсутствии формальных возражений со стороны любого из участников переговоров против принятия решений в целом в интересах общего дела.

Если невозможно достижение согласия на основе консенсуса, должен использоваться другой метод – компромисс , т.е. соглашение, достигаемое путем взаимных уступок сторон, придерживающихся противоположных мнений и действий.

Компромисс – это не конец борьбы, а перемирие. При благоприятном исходе дальнейших переговоров компромисс может привести к согласию на основе консенсуса. Но это достижимо при условии, если договаривающиеся стороны будут соблюдать равенство, стремиться к справедливости, найдут общий язык при решении стоящих перед ними проблем.

План

Лекция №5. Современная система международных отношений

Наш народ есть самый лучший из всех народов,

и потому он предназначен так или иначе покорить себе

все другие народы или, во всяком случае, занять первое,

высшее место между ними...

Такою формулой освящается всякое насилие, угнетение,

бесконечные войны, все злое и темное в истории мира.

B.C. Соловьев

В.1. Субъекты международных отношений.

В.2. Мировой порядок.

В.3. Международные конфликты и методы их урегулирования.

Международные отношения продолжают оставаться борьбой за богатство и власть между независимыми акторами в состоянии относительной анархии.

Систему международных отношений образуют субъекты мирового сообщества. Данная система иерархична и включает в себя подсистемы, уровни – глобальные, региональные и локальные.

Главными актором международных отношений является государство; его политика определяет характер данных отношений.

Государство – это политическая организация общества, обеспечивающая его целостность и осуществляющая суверенную публичную власть посредством государственного механизма. Признаки государства: территория, граница; население; публичная власть; аппарат принуждения; суверенитет; нормативно-правовая база; налоги, казна, бюджет; символика.

(В современном мире идет процесс увеличения числа государств. С начала 20 века количество государств увеличилось более чем в три раза. В 1960-е года рост численности государств было следствием крушения империй, а в 1990-х – распадом тоталитарных государств.)

Государство – единственный субъект мировой политики, обладающий суверенитетом. Категория «суверенитет» имеет два аспекта – первый определяется свободой выбора населением политического режима и пути экономического развития. Второй – обозначает независимость и равенство государств, их невмешательство в дела друг друга.

Фактор суверенитета обусловливает главную особенность международных отношений – отсутствие у них единого ядра власти и управления.

Формальные процессы мировой дезинтеграции, образование новых государств уравновешиваются реальным процессом их интеграции и ростом их взаимозависимости в ходе глобализации. С развитием информационных технологий, возникает и мировое коммуникационное сообщество, возрастает проницаемость границ, государственные структуры теряют часть властных полномочий. На мировую арену выходят новые субъекты политики: неправительственные организации, транснациональные корпорации, межгосударственные регионы и т.д.

Политика есть деятельность по поводу завоевания, удержания власти и распоряжения ею. Политика государства бывает внутренней и внешней, причем внешняя политика вторична по отношению к внутренней. Под внешней политикой понимается курс государства (цели и способы их достижения) в международных отношениях. Она призвана обеспечить благоприятные внешние условия для реализации целей и задач внутренней политики. Вместе с тем внешняя политика имеет собственные цели и обратное влияние на внутреннюю.



Некоторые геополитики разрабатывают теорию геополитических кодов государств – набора стратегических предположений, которые правительство составляет о других государствах при формировании своей внешней политики.

Внешняя политика опирается на потенциал государства – экономический, демографический, военный, научно-технический, культурный. В современных государствах руководство внешней политикой осуществляет глава государства. Для ведения внешнеполитического курса существуют специализированные органы – МИДы, парламентские комитеты по внешней политике, посольства и т.д.

Формально внешняя политика выражается в выработке и принятии внешнеполитических решений.

Определяющим фактором внешней политики является национальный интерес. Это осознание коренных потребностей общества и их отражение в деятельности органов власти.

К сфере национальных интересов любого государства относятся:

1) обеспечение внутренней и внешней безопасности государства, поддержание его суверенитета и территориальной целостности,

2) повышение материального и духовного благосостояния населения,

3) рост влияния государства на мировой арене.

Специфические интересы России:

Построение эффективной экономики;

Создание дееспособных государственных институтов;

Оптимальное сочетание интересов всей страны и ее регионов;

Достижение относительно высокого уровня жизни;

Создание гражданского общества и развитие демократии;

Сохранение благоприятной внешней среды.

Национальные интересы не являются неизменными. Они изменяются с изменением самого государства и окружающей среды. Перед властной элитой стоит задача определения содержания национальных интересов на каждом этапе развития страны. Средствами достижения национальных интересов и проведения внешней политики являются: политические, экономические, военные и культурно-идеологические средства.

Международную организацию можно определить как стабильную, структурированную форму сотрудничества ее членов, созданную на добровольной основе для совместного решения общих проблем и функционирующую в рамках устава. По характеру членства выделяют два вида международных организаций:

1) межправительственные – созданные на основе договоров;

2) неправительственные организации, объединяющие неправительственные институты и граждан разных государств.

Существуют разные типологии межправительственных международных организаций:

1. По территориальному признаку:

Глобальные;

Региональные;

Межрегиональные;

Субрегиональные.

2. По сфере деятельности:

Организации экономического характера;

Отраслевые организации;

В области культуры и спорта;

Военно-политические;

Универсальные.

Международная организация – это явление историческое и динамично развивающиеся. Повышение их активности произошло во 2 пол. 19 века, в связи с увеличением числа суверенных государств и усилением контактов между ними в 1-ю волну глобализации. Так возникли: Всемирный телеграфный союз, Всемирный почтовый союз, Международное бюро мер и весов, Международный красный крест и др.

После Второй мировой войны возникло около трех тысяч межправительственных организаций и 20 тысяч неправительственных, из которых около 2 тысяч имеют статус наблюдателей при ООН. Великобритания, США, Япония, Бразилия участвуют более чем в 100 организациях, Франция, Дания – более чем 150.

Некоторые международные организации обладают атрибутами политической власти. В первую очередь, это - ООН. Ее органы могут принимать решения (резолюции СБ), являющиеся обязательными для всех членов мирового сообщества. ООН включает в себя ряд суборганизаций, например: МАГАТЭ, ВОЗ, МВФ, МОТ, ЮНЕСКО, Международный суд.

В последнее время ООН в значительной мере утратило свое влияние, поэтому многие проблемы мировой политики решаются вне ее рамок. Например, в рамках «восьмерки», «двадцатки», ЕС, НАТО и т.д.

Неправительственные международные организации – это союзы, которые состоят из общественных групп и граждан ряда стран. Это могут быть организации: профессиональные, демографические, религиозные, правовые, экологические, гуманитарные, спортивные, в защиту мира и др.

Транснациональные корпорации – это специализированные неправительственные международные коммерческие организации. Огромные ресурсы позволяют им существенно воздействовать на мировую политику. В 2007 г. в мире насчитывалось 79 тыс. транснациональных корпораций. ТНК имели около 790 тыс. филиалов за рубежом. В 2007 г. их экспорт составлял одну треть мирового экспорта. Они контролируют 50% мирового промышленного производства, почти 2/3 внешней торговли, ¾ информуслуг и 4/5 рынка программных продуктов, 4/5 патентов и лицензий. Ядро хозяйственной системы составляют около 500 транснациональных корпораций, обладающих неограниченной экономической властью. Их потенциал сопоставим с валовым продуктом крупных государств. ТНК объединены в 50-60 финансово-промышленных блоков.

Деятельность транснациональных корпораций приводит к различным последствиям. В позитивном плане они способствуют развитию мировой экономики и торговли, созданию рабочих мест, внедрению процедур мирного решения конфликтов. Отрицательными сторонами являются размывание национального суверенитета, прогрессирующее расслоение мира (богатый Север – бедный Юг).

Итак, в современной системе международных отношений просматриваются следующие глобальные тенденции:

1. Расширение состава и увеличение разнообразия политических акторов.

2. Размывание государственного суверенитета вследствие прозрачности государственных границ, усиления сепаратизма, выхода регионов на международный уровень.

3. Формирующаяся многополярность. Конфигурация общемировой структуры является переходной (которую можно определить как плюралистическую однополярность).

4. Прогрессирующая проницаемость грани между внутренней и внешней политикой.

5. Демократизация как внутриполитической, так и международной жизни.

6. Усиливающееся воздействие на мировое развитие комплекса глобальных проблем (политических, экономических, экологических, гуманитарных).

Международные отношения представляют собой специфический вид общественных отношений. Международные отношения – это совокупность политических, экономических, правовых, военных, культурных и других связей и взаимоотношений между субъектами, действующими на мировой арене

Формирование и развитие международных отношений происходит под воздействием целого ряда факторов:

    складывающейся мировой экономической и политической ситуации;

    баланса военно-стратегических сил;

    деятельности международных организаций;

    влияния отдельных государств на ход событий в мире;

    состояния природной среды и др.

Главной особенностью международных отношений является отсутствие в них единого центрального ядра власти и управления. Они строятся на принципе полицентризма и полииерархии. Поэтому в международных отношениях большую роль играют стихийные процессы и субъективные факторы.

Доминирующую роль в международных отношениях играют межгосударственные отношения. Но к субъектам международных отношений наряду с государством относятся также межправительственные и неправительственные организации, политические партии и движения, социальные группы и отдельные личности (см. схему 15.1).

СУБЪЕКТЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

Национальные государства

Организации регионального, межрегионального, межгосударственного характера, например, ЕС

Международные органы и их органы, например, ООН

Негосударственные общественно-политические,

общественные организации и движения

Рисунок 15.1. Субъекты международных политических отношений

В последние десятилетия обозначилась объективная тенденция расширения участников международных отношений. Все более важными их субъектами становятся международные организации. Они обычно разделяются на межгосударственные или межправительственные и неправительственные.

Межгосударственные организации являются стабильными объединениями государств, основанными на договорах, обладают определенной компетенцией и постоянными органами.

Сложность межгосударственных отношений в политической сфере, потребность регулировать международную жизнь привели к созданию неправительственных организаций. Они имеют более сложную структуру, чем межгосударственные. Такие организации могут быть и чисто неправительственными, а могут иметь смешанный характер, то сеть включать и правительственные структуры, и общественные организации, и даже индивидуальных членов.

Как субъекты международных отношений международные организации могут вступать в межгосударственные отношения от своего собственного имени и в то же время от имени всех государств, входящих в них. Число международных организаций постоянно растет.

Международные организации охватывают самые разные аспекты международных отношений. Они создаются в экономической, политической, культурной, национальной областях, имеют определенные особенности и специфику.

Самую значительную роль в системе международных отношений играет Организация Объединенных Наций (ООН). Она стала практически первым в истории механизмом широкого многогранного взаимодействия различных государств в целях поддержания мира и безопасности, содействия экономическому и социальному прогрессу всех народов.

Созданная в 1945 г., ООН превратилась в неотъемлемую часть международной структуры. Ее членами являются около 200 государств, что свидетельствует о том, что она достигла практически полной универсальности. Ни одно крупное событие в мире не остается вне поля зрения ООН.

Структура ООН состоит из Секретариата во главе с Генеральным секретарем, которого избирают каждые 5 лет, Совета Безопасности, который насчитывает 15 стран и Генеральной Ассамблеи, в состав которой входят все страны – члены организации.

В рамках ООН сложился целый ряд организаций, которые органически вошли в систему международных отношений и как структуры ООН, и как самостоятельные организации. К ним относятся:

– ВОЗ (Всемирная Организация Здравоохранения);

– МОТ (Международная Ассоциация Труда);

– МВФ (Международный Валютный Фонд);

– ЮНЕСКО (Организация, занимающаяся вопросами культуры и науки);

– МАГАТЭ (Международная Организация по Атомной Энергии);

– ЮНКТАД (Конференция ООН по торговле и развитию);

– Международный суд.

Международные правительственные организации имеют больше рычагов воздействия на международную политику и отдельные государства, чем общественные организации, которые воздействуют, в основном, через формирование международного общественного мнения.

Международные отношения выступают тем пространством, на котором сталкиваются и взаимодействуют на разном уровне: глобальном , межрегиональном , региональном и двустороннем различные силы (государственные, экономические, политические, общественные, интеллектуальные и др.).

На глобальном уровне решаются проблемы, касающиеся всего человечества. А одним из основных механизмов, с помощью которого решаются такие проблемы выступает деятельность ООН.

Межрегиональный уровень – это международные отношения между представителями различных регионов, имеющих общие интересы. Механизмом их реализации являются различные международные организации в поддержку мира и солидарности: Всемирный Совет Мира (ВСМ), Пагоушское движение; религиозные организации: Всемирный Совет Церквей (ВСЦ), Христианская Мирная Конференция (ХМК); профессиональные организации: Международная Организация Журналистов (МОЖ), Международная Организация Криминальной Полиции (ИНТЕРПОЛ); демографические организации: Международная Демократическая Федерация Женщин (МДФЖ), Всемирная Ассоциация Молодежи (ВАМ) и др.

Региональный уровень – это отношения в рамках одного региона – Европа, Ближний Восток, Тихоокеанская зона и т.п. Субъектами таких отношений наряду с государствами выступают и региональные организации, такие как Ассоциация Государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Европейское Сообщество (ЕС), Лига арабских Государств (ЛАГ) и т.д.

Двусторонний (локальный) уровень – это взаимоотношения между двумя государствами, например: Украина – Германия, Украина – Индия и т.п.

Основными формами международных отношений выступают сотрудничество, соперничество и конфликт.

Сотрудничество реализуется посредством участия в деятельности различных международных организационных структур, заключении двусторонних и многосторонних договоров о дружбе и сотрудничестве. Наиболее перспективное сотрудничество, которое адекватно отвечает геостратегическим интересам субъектов международных отношений, называется стратегическим партнерством.

Стратегическое партнерство предполагает масштабные и взаимовыгодные способы взаимодействия в самых различных сферах общественной жизни. Одновременно необходимым условием стратегического партнерства является общность взглядов и подходов к ключевым проблемам международной политики, глобального и регионального развития.

Соперничество предполагает мирный характер борьбы между государствами за выгодную реализацию своего национального интереса, начиная от расширения своих капиталов и технологий до размещения военных баз. Соперничество присуще как странам, пребывающим в отношениях стратегического партнерства, так и в отношениях конфронтации.

Конфликты на международном уровне возникают тогда, когда не удается урегулировать несовместимые интересы дух или нескольких государств. Они находят отражение в денонсации договоров, разрыве дипломатических отношений, экономической блокаде, провоцировании внутренней дестабилизации путем информационных диверсий, террористических актов, военных переворотов и т.п.

Международные отношения основываются на двух принципах: силы и права.

Принцип силы означает, что государство или группа государств способны навязать другим государствам свои интересы, расширять свое влияние, используя при этом свои преимущества в военной силе, дипломатии, экономическом могуществе, технологическом или интеллектуальном развитии. Этот принцип независимо от изменения соотношения в его структуре тех или иных элементов остается наиболее важным фактором геополитики. На современном этапе мирового развития ведущим является то государство, сила которого главным образом измеряется экономическим, технологическим, информационным и интеллектуальным потенциалом.

Принцип права заключается в том, что национальное государство в международных отношениях должно опираться не только на свою силу, но и придерживаться норм международного порядка.

Стабильный международный порядок предполагает оптимальное соединение принципа права и принципа силы, или баланса сил. Баланс сил обеспечивается способностью государства или группы государств противостоять своим противникам, их агрессивным намерениям.

Все акторы на международной арене действуют в сфере международных отношений. Международные отношения -- это совокупность экономических, политических, правовых, идеологических, дипломатических, военных, культурных и других связей и взаимоотношений между субъектами, действующими на мировой арене.

Главной особенностью международных отношений является отсутствие в них единого центрального ядра власти и управления. Они строятся на принципе полицентризма и полииерархии. Поэтому в международных отношениях большую роль играют стихийные процессы и субъективные факторы.

Международные отношения выступают тем пространством, на котором сталкиваются и взаимодействуют на разном уровне (глобальном, региональном, многостороннем и двустороннем) различные силы: государственные, военные, экономические, политические, общественные и интеллектуальные.

Международные отношения характеризуются субъективным фактором, который отражает роль выдающихся лидеров, а также намерений других участников международных отношений. Субъектом международных отношений называется социальная группа, способная быть самостоятельным агентом внешнеполитического действия.

Субъект международного права - это участник международных отношений, обладающий международными правами и обязанностями и осуществляющий и имеющий их в рамках и на основе международного права.

Обычно называют четыре типа субъектов международных отношений:

1. Национальные государства. Их в настоящее время насчитывается свыше 200. Все они имеют очерченные границы и являются суверенными. Государство является приоритетным субъектом международных отношений, поскольку оно представляет локальное сообщество.

Именно государства, а точнее межгосударственные отношения, в первую очередь определяют характер, климат и направление развития международных отношений. Цель межгосударственных отношений - создать наиболее выгодные условия функционирования и развития самих государств. Разумеется, - межгосударственные отношения могут затрагивать самые различные сферы: политическую, экономическую, культурную и т.д. При этом внутри каждой сферы возможно выделение определенных подвидов отношений: например, в политической сфере - дипломатические и военные отношения, в. экономической - торговые и т.д.

Влияние, силу государства на мировой арене можно представить как его способность, защищая собственные интересы, воздействовать на другие государства, на ход событий в мире.

Силу государства, его положение в системе международных отношений обусловливает целый ряд факторов. Еще недавно считалось, что главным для этого является военная мощь. Безусловно, военный потенциал страны во многом определяет ее могущество и соответствующее положение на международной арене.

Реальное положение государства на мировой арене определяется более широкими показателями. К ним принято относить величину территории, природные и людские ресурсы, структуру национальной экономики, объем и качество промышленного и сельскохозяйственного производства, умение обеспечивать поступательное развитие страны, гарантировать экономическую безопасность обществ, а также способность страны оказывать прогрессивное влияние на международное развитие.

Существенной чертой государства как субъекта международных отношений является такое его свойство как суверенитет. Национально-государственный суверенитет имеет два основных аспекта: внутренний и внешний.

Внутренний аспект означает полную свободу государства при определении своей внутренней и внешней политики. Внешний аспект означает невмешательство государств во внутренние дела друг друга, их равноправие и независимость во взаимоотношениях. Однако формально юридическое равенство государств не говорит об их реальном равенстве как субъектов международных отношений. Государства различаются на основе своей территории, численности населения, по природным ресурсам, экономическому потенциалу, военной мощи и так далее. Следствием такого неравенства является реальная стратификация государств на сверхдержавы, великие государства, средние, малые и микрогосударства.

2. Наднациональные или межнациональные организации. Результатом межгосударственных отношений могут стать и становятся объединения государств на основе норм международного права - так называемые межправительственные организации. Они создаются для реализации определённых целей государств-участников, чаще всего для реализации какого-либо общего интереса. Это, прежде всего, международные правительственные организации: ООН со своими глобальными отделами, такими как ЮНЕСКО, МБРР, МВФ, МОТ и др. Сюда относятся Европарламент, Международный суд и др. К этому типу субъектов международных отношений можно отнести организации, возникшие с целью усиления регионов, населения континентов, народов с близкими или сходными этническими свойствами. Это Лига арабских стран, организация американских государств, СНГ и др.

Самую значительную роль в системе международных отношений играет Организация Объединенных Наций (ООН). Она стала практически первым в истории механизмом широкого многогранного взаимодействия различных государств в целях поддержания мира и безопасности, содействия экономическому и социальному прогрессу всех народов.

Созданная в 1945 г., ООН превратилась в неотъемлемую часть международной структуры. Ее членами являются 185 государств, что свидетельствует о том, что она достигла практически полной универсальности. Ни одно крупное событие в мире не остается вне поля зрения Организации Объединенных Наций.

Сложность межгосудартвенных отношений в политической сфере, потребность регулировать хозяйственную жизнь приводит к расширению взаимосвязей между государствами и созданию международных организаций уже как третей группы субъектов международных отношений. В этом качестве (как субъекты международных отношений) международные организации могут вступать в межгосударственные отношения от своего имени и одновременно от имени всех государств-членов.

Международные правительственные организации имеют больше рычагов воздействия на международную политику и отдельные государства, чем общественные организации, которые воздействуют, в основном, через формирование международного общественного мнения.

3. Негосударственные организации. Это любые международные объединения, созданные без межправительственных соглашений и действующие в основном в сфере экономики, науки, техники, медицины и т.п.

Неправительственные организации имеют более сложную структуру, чем межгосударственные. Они могут быть и чисто неправительственными, а могут иметь смешанный характер, то есть включать и правительственные структуры, и общественные организации, и даже индивидуальных членов.

К международным неправительственным организациям относятся общественно-политические организации, а также транснациональные корпорации и некоторые межправительственные организации, которые стремятся утвердить своё экономическое влияние в международном сообществе. Примерами таких организаций могут служить Всемирный Совет Мира, Международная федерация женщин, Международная федерация демократической молодежи, Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Всемирная организация профсоюзов, церквей и др. Сюда относятся многочисленные разные корпорации (ТНК), идеологические объединения (Социнтерн, Коминтерн).

Огромным влиянием на мировой арене пользуются международные монополии или транснациональные корпорации (ТНК). К ним относятся предприятия, учреждения и организации, целью которых является получение прибыли и которые действуют через свои филиалы одновременно в нескольких государствах. Крупнейшие ТНК обладают огромными экономическими ресурсами, дающими им преимущества в этом отношении не только перед малыми, но даже и крупными державами.

Важными субъектами мировой политики выступают религиозные организации.

4. К четвертому типу субъектов можно отнести некоторые субъекты внутренней политики, если их деятельность выходит за национальные рамки и имеет весомое международное отражение, создает значимые для международной жизни последствия. Это организации типа объединения евреев в США, чья деятельность приобретает международное значение, а также разные террористические группы. К этому четвертому типу субъектов относятся и выдающиеся личности, чья национальная деятельность приобрела мировой масштаб (де Голль, М. Горбачев, Д. Сахаров и др.).

Существует две традиции в определении политического и правового положения субъекта международных отношений:

  • - государственный (монопольный субъект международных отношений - государство)
  • - внегосударственный (помимо государства субъектами международных отношений являются влиятельные социальные и политические группы, объединенные в неправительственные организации - финансовые группы, ТНК и др.)

      Государственные субъекты (участники) международных отношений.

      Негосударственные субъекты (участники) международных отношений.

2. Цели, интересы и средства участников международных отношений.

1. Общая характеристика и типы участников международных отношений

В начале изучения темы следует обратить внимание, что многовековой монополизм государства в международных отношениях обусловил тот факт, что международные отношения, дипломатия, внешняя политика, война и мир – все это было и есть отношения между государствами. Но три основные тенденции 20 века, особенно второй его половины и в настоящее время сломали эту самоочевидную гармонию, систему участников международных отношений. Среди таких тенденций следует назвать:

    высокая и возрастающая степень интернационализации всех сфер современной жизни. Ранее основными объектами внешней политики государства, участия его в международных отношениях были дипломатия, военная политика и разведка. В нынешних условиях, в условиях растущей интернационализации общественных отношений, государство вынужденно заниматься экономической, финансовой, научно-технической, миграционной, экологической и т.д. внешней политикой;

    распространение демократии как внутри государства, так и во всем мире. Проблема состоит в том, что, с одной стороны, с точки зрения права от имени государства могут выступать только его законные органы и (или) назначенные им представители; с другой стороны, – в демократической стране многопартийная система оппозиции имеет отличные от правительства интересы, оценки, цели. В связи с этим оппозиция фактически влияет в немалой степени на отношения демократии с другими участниками международных отношений;

    в условиях глобализации, интернационализации формируются негосударственные институты и роль их в государствах, на международной арене постоянно возрастает.

Юридически суверенитет и власть государства внутри государства (как принципы) остаются неизменными. Но на практике возможности государства ограничиваются значительно, благодаря растущему числу сфер (объектов) международных отношений.

Так или иначе, с учетом этих тенденций в настоящее время структура (состав) субъектов (участников, акторов) международных отношений значительно расширяется. Исходя из этого целесообразно всех участниковмеждународных отношений по определенным критериям разделить на 2 основные категории. Одним из таких основных критериев является отношение их к государственности. С этой точки зрения различаются: а) государственные субъекты и б) негосударственные субъекты.

    1. Государственные субъекты (участники) международных отношений.

Необходимо понимать, что главным субъектом международных отношений в настоящее время является государство, которое представляет собой политическое устройство, организацию общества.

Развитие государства, как субъекта международных отношений,имеет длительную историю. Происхождение государства связано с:

а) переходом человечества к оседлости;

б) разделением (специализацией) труда;

в) обособлением управленческих функций, сосредоточением его в руках особого социального слоя;

г) установлением политической власти над населением в пределах определенной территории.

В настоящее время, государство,как субъект международных отношений,должно обладать следующими признаками:

    национально-государственный суверенитет;

    функционирование независимого правительства;

    наличие определенной, принадлежащей ему территории;

    проживание определенной общности, которую объединяет язык, культура, обычаи и т.д.

Сущность, роль, место государства в системе международных отношений проявляется в его функциях, среди которых выделяются основные:

    поддержание порядка и безопасности в рамках определенной границами территории;

    создание условий для социального и экономического развития; рационального распределения благ и услуг; поддержания занятости; удовлетворения основных потребностей населения;

    внешнеполитические функции.

Особенности внешней политики в значительной степени зависят от организационных форм государств, или от государственного устройства.

В истории развития государства с точки зрения его организационных форм выделяется ряд этапов, на каждом из которых существовала своя форма, а именно:

      мировые империи;

      античные полисы (города-государства);

      европейские монархии;

      национальные государства.

Современная форма государственности связана с понятием суверенитет. В 18 векеначинае формироватьсятакая форма государственности, как национальное государство. Начиная с 19 века такая форма государственного устройства распространяется на весь европейский регион, а затем (с крушением колониальных империй) – на весь мир.

Таким образом, важно усвоить, что развитие и существование современной формы государственности самым тесным образом связано с формированием и развитием нации, как особого вида социальной общности.

Национальные государства – это независимые, самостоятельные образования, главным общим признаком которых является суверенитет. Но они имеют существенные отличия, различия, а именно: по своей территории, по населению, экономическому потенциалу, социальной стабильности, политическому авторитету, вооруженным силам, по своей истории (возрасту).

С учетом этих различий существует определенная классификация (или стратификация) стран мирового сообщества. Классификация осуществляется по различным критериям, в т.ч. по уровню социально-экономическоймощи (развитые страны, среднеразвитые,развивающиеся, сверхдержава). Исходя из этого, каждое государство в отдельности играет неодинаковую роль в системе международных отношений. А поэтому, далее, несмотря на национальный, государственный суверенитет, формируется система зависимости, что значительно усложняет систему международных отношений и способствует возникновению негосударственных участников международных отношений.