Предмет: Окружающий мир (УМК «Перспектива»).

Класс: 2

Тема урока: «Весеннее пробуждение растений»

Тип урока: урок открытия нового знания

Цель урока : формирование учебных действий посредством технологии критического мышления.

Задачи :

1 .Формировать предметные умения:

Различать раннецветущие растения; -понимать причины, по которым раннецветущие растения зацветают первыми; -воспитывать бережное отношение к природе; -познакомить с растениями, занесёнными в Красную книгу;

2 .Формировать УУД:

Регулятивные УУД -осуществлять прогнозирование; - уметь формулировать тему и цель урока;

Познавательные УУД -извлекать необходимую информацию; -развивать наблюдательность, -уметь анализировать и делать выводы;

Коммуникативны е УУД - уметь объяснять свой выбор, - отвечать на поставленный вопрос, аргументировать, - работать в сотрудничестве: ученик-учитель, ученик-ученик, работать в паре ;

Ход урока .

I .Вызов. Корзина идей. -Выявить первичное представление о первоцветах -Постановка целей Звучит музыка П.И.Чайковского из балета «Щелкунчик» «Вальс цветов» (или голоса птиц)

Разбегайтесь, ручьи,

Растекайтесь, лужи,

Вылезайте, муравьи,

После зимней стужи!

Пробирается медведь

Сквозь лесной валежник.

Стали птицы песни петь,

И расцвёл подснежник.

Сегодня мы отправляемся в лес за раннецветущими растениями. -Как вы понимаете выражение « раннецветущие растения» ?(Ответы детей: первые весенние цветы, подснежники) (Учитель: подснежники или первоцветы) -Итак, какова тема нашего урока? (Первоцветы или раннецветущие растения.) (на доске нарисована корзина, на ручке корзины слово «ПЕРВОЦВЕТЫ» кругом фотографии разных цветов) -Какие цветы мы с вами соберем в нашу корзину? Предлагайте. (собираются все цветы, названные детьми) -А все ли эти цветы являются первоцветами?(Не уверены) -Какова же цель нашего урока? (Наша цель разобраться, все ли цветы нужны в корзине?)

II .Осмысление На каждой парте перед вами лежат 6 листочков. На каждом листочке напечатан текст с описанием растения. Имеется фотография этого растения. Ваша задача : Прочитайте внимательно описание растений. Потом посовещайтесь со своим соседом по парте и выберите те, которые являются первоцветами. Отложите их в отдельную стопочку. Примерно 10 минут изучают тексты. Мать-и мачеха Снег только что сошел, земля еще голая, а на солнечном припеке появились первые желтые цветочки на голых стебельках. Будто маленькие яркие лампочки зажглись, засигналили: весна пришла! Это мать-и-мачеха. Листья у мать-и-мачехи появляются намного позднее, чем желтые соцветия.Листья крупные и необычные: сверху они зеленые и жесткие, как мачеха, а снизу беловатые, с ворсинками, мягкие и нежные,как мать. Отсюда и название цветка: мать-и –мачеха. Ветреница. Весенний ветерок еще не согнал весь снег с лесных полян, а на краю леса, под кустами, уже покачиваются на ветру резные листья юбочки и цветы подснежника-ветреницы. Ветреницы бывают и с белыми цветами, и с желтыми цветами. Ветреницу назвали ветреницей за то, что её цветы на тоненьких стебельках покачиваются даже от очень слабого ветра. Чистяк. Как только растает снег и по весеннему лугу побегут потоки талой воды, расцветает на лугу самый первый цветок -чистяк. Раскрываются эти цветы только в ясный солнечный день. Придешь на весенний лужок к вечеру и не заметишь никаких цветов- закрылись они на ночь. Так цветы спасают себя от ночного холода и непогоды. Когда-то соком этого растения сводили бородавки. Отсюда и получилось название –чистяк, мол, кожу чистит.

Печёночница обыкновенная.

На весенних проталинах среди снега появляются маленькие лиловые цветы. Так радуешься этим нежным цветам в первые апрельские деньки – весь лес как будто оживает, приветствуя их. Распустившиеся цветки похожи на чаши. На ночь или перед дождём чаши цветов склоняются к земле и закрываются. Поскольку листья печёночницы напоминают по форме печень, древние аптекари применяли её для лечения заболеваний этого органа. Отсюда и её название – печёночница.

Цикорий

Цикорий – сложноцветное многолетнее растение. Во всем растении находится млечный сок. На высоком прямом стебле, покрытом волосками, располагаются очередные листья. Цветки цикория – голубого, а бывают и розового, и белого окраса. Цветет цикорий летом, а плоды созревают с конца лета до середины осени.

Такое замечательное растение как цикорий, широко используется для лечения многих заболеваний. Колокольчики Лето не было бы так любимо россиянами, если бы его не украшали прекрасные лесные и полевые цветы. Есть много цветов, которые можно назвать олицетворением русского лета. К таким цветам относится наш колокольчик. Цветок колокольчика похож на колокол. Для колокольчика голубой цвет самый «любимый». Колокольчики издавна любимы на Руси. В народе их называют такими именами: балаболки, звоночки, звонцы, бубны, орлики, звонок. Колокольчик занесен в Красную книгу.

Работа в паре. Проверка. Какие растения вы отнесли к первоцветам? Какие строчки из текста вам подсказали, что это растение первоцвет? Сразу исправляем ошибки, если они есть, в корзине. Какие растения вы не отнесли к первоцветам? Почему? Исправления в корзине. Физкультминутка. ( C ингапур) Дети встают в два круга: внутренний и внешний. Под музыку двигаются в разных направлениях. Стоп музыка, стоп дети. Образовались пары. Задается вопрос, пара обсуждает ответ. Отвечает тот, у кого (например) розовый бантик и т.д. Вопросы:

1. Отгадайте, о каком месяце идет речь в загадке?
Солнышко всё ярче светит,
Снег худеет, мякнет, тает,
Грач горластый прилетает.
Что за месяц, кто узнает? (Март)

По каким весенним признакам вы узнали, что это март? (выделить; яркое солнце, снег тает, почва насыщается влагой)

2 .Яростно река ревёт
И разламывает лёд.
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся.
В небе жаворонка трель.

Кто же к нам пришёл? (Апрель)

По каким весенним признакам вы узнали, что это апрель?

3.Чем отличается слово корень от слова корневище (утолщенный корень или корень в виде луковицы)?(вспомнить с урока русского языка разбор слов: усы- усищи, глаза-глазищи и т.д.) Садятся под музыку. Продолжение работы по теме. У вас на партах лист с заданием. Нужно провести ниточку, чтобы получилось верное утверждение.

Для раннего цветения необходимо

Итак, много солнечного света и много влаги в почве …Именно эти условия необходимы первоцветам для раннего цветения. Корни у первоцветов это не корни, это корневищи. Это целая кладовая, в таком корне хранятся питательные вещества, накопившиеся за зиму и необходимые растению для питания. Ребята, конечно первоцветов в природе много. Это не только те, о которых мы с вами говорили. (Показ некоторых из них). Первоцветы находятся под охраной государства Многие из них находятся в Красной книге. Если будете находиться в лесу, рвать их не нужно. Показ на слайдах. III .Рефлексия. Синквейн. Работа в паре. (Дети зачитывают свои синквейны) Например: 1.Первоцветы. 2.Красивые, весенние, первые. 3.Расцветают, украшают, радуют. 4.Весенние цветы-это чудо природы. 5.Подснежники. Пионеры. Как вы думаете, а среди деревьев и кустарников есть пионеры? (да, есть) IV . Д.З. Найти материал о раннецветущих деревьях и кустарниках или прочитать об этом на страницах учебника. V . Итоги. Я узнал… Я понял… Меня удивило… Я знаю…и т.д.





















1 из 20

Презентация на тему: Весеннее пробуждение растений

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

№ слайда 3

Описание слайда:

№ слайда 4

Описание слайда:

№ слайда 5

Описание слайда:

Подтверждение гипотезы. Весной в лесу можно наблюдать одно из самых интересных явлений в жизни наших ранневесенних растений. Снег лежит в лесу ровным слоем, однако он сильно изменился по сравнению с рыхлым и легким белым покровом зимы. Тяжелый и пористый, он рассыпается на отдельные крупинки. Под снегом много мусора (хвоинки, листья и плоды деревьев, веточки).

№ слайда 6

Описание слайда:

Измерив температуру снега на поверхности, выяснили, что она +4,1º, а на глубине 10 см она падает до +2º, +1º, а на глубине 15 см колеблется от +1 до -1º. Очистив от снега небольшой участок почвы, посмотрим, что происходит сейчас под ним в лесу. Мы увидели здесь: вечнозеленые стебли зеленчука, копытня и волосистой осоки, нежные, желтоватые и едва позеленевшие ростки, пробившиеся сквозь слой слежавшейся прошлогодней опавшей листвы. Весенние растения обладают замечательной способностью развиваться под снегом зимой. Уходя осенью под снег с покоящимися подземными органами - корневищами и клубнями, - они выходят из него уже с развившимися стеблями, листьями и нередко даже с окрашенными бутонами. В лесу во время снегосхода молодые части весенних растений пробиваются сквозь снег.

№ слайда 7

Описание слайда:

Весенние растения-подснежники являются многолетними. Они развиваются за счет подземных органов-корневищ, луковиц или клубней, в которых откладываются питательные вещества. . Вследствие этого развитие весенних растений гораздо меньше зависит от внешних условий. Провели опыт: разрезали корневище ветреницы, капнули йод и в результате реакции убедились в присутствии в нём крахмала. Как только у растений закончится период покоя и они начнут свое развитие, отложенный в корневищах и клубнях крахмал превращается в сахар. Опыт доказал присутствие в корне питательных веществ.

№ слайда 8

Описание слайда:

Прочитав разные источники информации, мы узнали: после того как почва в лесу в результате осенних заморозков промерзнет и находящиеся в ней подземные части весенних растений подвергнутся значительному охлаждению, растения начинают свое развитие в начале зимы под снегом. На то, что охлаждение действительно является необходимым условием для развития некоторых весенних растений, указывают опыты академика Любименко с клубеньками чистяка. Эти клубеньки начинают прорастать с осени, затем развитие их полностью приостанавливается. Вызвать его продолжение удается, лишь подвергнув клубеньки действию низкой температуры.

№ слайда 9

Описание слайда:

Шафран сетчатый Шафран сетчатый, пожалуй, самый первый весенний цветок в наших краях, он появляется в конце марта. Только-только появились первые проталины и солнышко чуть пригрело южные склоны холмов, как, пронзая пожухлую листву, пробиваются к свету его нежные ростки. Справедливо древние греки считали его цветком богини утренней зари Авроры, цветком пробуждающейся природы. С этим растением связана древнегреческая легенда. Меркурий, бог торговли и путешествий, упражнялся в метании диска и вдруг случайно сильно посланный диск угодил прямо в друга Меркурия - Крокуса. Крокус был смертельно ранен, а Меркурий в отчаянии просил Богов сохранить память о нём. И вот из капель крови Крокуса выросли нежные красивые цветы - Крокусы, в память о погибшем друге. С тех пор каждую весну радуют они глаза людей и напоминают нам о жизни бесконечной...

№ слайда 10

Описание слайда:

Пролеска двулистная Пролеска - цветок-первоцвет, как говорят у нас, подснежник. Первые цветы появляются в марте, а в теплые зимы даже в конце февраля. Как радуют они глаза, мерцая синими брызгами среди подтаявшего снега! В период массового цветения лес превращается в голубое море, словно небо разлилось по склонам холмов, поросших ещё по-весеннему прозрачным лесом.

№ слайда 11

Описание слайда:

Брандушка разноцветная Брандушка, как и пролеска, цветок-первоцвет. Но, в отличие от пролески, встречается в наших местах значительно реже. Цветёт в марте - апреле. Безжалостно вырывается на весенние букеты, почему и сохранилась лишь в укромных местах. Цветок имеет восхитительный бледно - розовый цвет. Это многолетнее растение; растёт из луковички, как и большинство первоцветов. В народе эти цветы ещё называют сиротками: одиноко сияют они среди пожухлой травы. Есть такая легенда, с которой и пошло это название. Было у злой мачехи две прекрасные дочки, красивые и пригожие. Да невзлюбила их мачеха, задумала их погубить и выгнала из дома в конце зимы на холод. Стоят сиротки на косогоре, умирают от холода, оплакивают свою сиротскую долю. Так бы и погубила их мачеха, но пришла Весна, а с ней и тёплое Солнышко. Отогрели, приголубили они сироток материнской лаской и теплом. И расцвели они волшебными весенними цветами. Вот с того времени, как символ победы добра над злом и появляются по весне цветы-сиротки.

№ слайда 12

Описание слайда:

Прострел раскрытый. Сон-трава. Сон-траву у нас называют лесным тюльпаном. Цветёт в конце марта - апреля и тоже сравнительно редко встречается в наших лесах. Интенсивно вырывается на букеты и через день оказывается в мусорном ведре. Прелестный цветок встречает вас лёгким поклоном, как бы умоляя не трогать его. И правда, как можно загубить такую красоту!

№ слайда 13

Описание слайда:

Хохлатка плотная Обычное лесное растение - первоцвет. Цветёт вместе с пролесками. Однако, развиваться цветок начинает ещё с осени. Тогда из небольшой, слегка приплюснутой луковички, закладывается почка. За зиму из неё вырастает стебелёк и, как только сойдёт снег, стебелёк вытыкается из земли. Несколько тёплых дней- и хохлатка расправляет свои соцветия, составляя "компанию" пролескам и брандушкам!

Описание слайда:

Мать-и-мачеха Ещё один жёлтый цветок ранней весны. Словно маленькие солнышки, сияют цветы мать-и-мачехи по глинистым холмам, по берегам ручейков. На прогретых солнцем местах полыхают жёлтым цветом соцветия этой травы. Странное название имеет эта трава: мать-и-мачеха. А связано оно со строением листа: сверху лист тёмно-зелёный, блестящий и гладкий, а снизу листья укрыты толстым слоем белесых волосков. Приложите такой листок к щеке внешней стороной - и вы почувствуете жёсткий холодок, а теперь переверните лист и приложите другой стороной - и почувствуете тепло, нежность. Вот вам и материнское тепло, и холод мачехи! Только ранней весной листьев у этой травы не найдёте. Они появятся много позже - уже летом... А вот научное название связано с лечебными свойствами листьев мать-и-мачехи и означает "кашель". Это отличное средство от кашля известно ещё с давних времён. В лекарственных целях используют молодые листья, готовят из них отвары и настойки. Но это летом, а весной - это маленькие солнышки на ещё унылой земле!

№ слайда 16

Описание слайда:

Чистяк весенний. Обычный первоцвет наших лесов. Зацветает немного позже пролесок, но цветы его ещё долгое время соседствуют с ними, добавляя жёлтую краску в синюю палитру весеннего леса. В синем море пролесок цветы эти выглядят жёлтыми островками. Блестящие, как бы покрытые лаком лепестки сияют на солнце золотыми блёстками. Заячий салат- так ещё иногда называют это растение. Молодые листья чистяка с давних времён использовались для весенних салатов, так как содержат большое количество витамина "С". Но уже после цветения в них образуются ядовитые вещества.

Описание слайда:

Слайд 1

Описание слайда:

Слайд 2

Описание слайда:

Слайд 3

Описание слайда:

Слайд 4

Слайд 5

Описание слайда:

Слайд 6

Описание слайда:

Слайд 7

Описание слайда:

Слайд 8

Описание слайда:

Слайд 9

Описание слайда:

Слайд 10

Описание слайда:

Слайд 11

Описание слайда:

Слайд 12

Описание слайда:

Слайд 13

Описание слайда:

Хохлатка плотная Обычное лесное растение - первоцвет. Цветёт вместе с пролесками. Однако, развиваться цветок начинает ещё с осени. Тогда из небольшой, слегка приплюснутой луковички, закладывается почка. За зиму из неё вырастает стебелёк и, как только сойдёт снег, стебелёк вытыкается из земли. Несколько тёплых дней- и хохлатка расправляет свои соцветия, составляя "компанию" пролескам и брандушкам!

Слайд 14

Описание слайда:

Слайд 15

Описание слайда:

Мать-и-мачеха Ещё один жёлтый цветок ранней весны. Словно маленькие солнышки, сияют цветы мать-и-мачехи по глинистым холмам, по берегам ручейков. На прогретых солнцем местах полыхают жёлтым цветом соцветия этой травы. Странное название имеет эта трава: мать-и-мачеха. А связано оно со строением листа: сверху лист тёмно-зелёный, блестящий и гладкий, а снизу листья укрыты толстым слоем белесых волосков. Приложите такой листок к щеке внешней стороной - и вы почувствуете жёсткий холодок, а теперь переверните лист и приложите другой стороной - и почувствуете тепло, нежность. Вот вам и материнское тепло, и холод мачехи! Только ранней весной листьев у этой травы не найдёте. Они появятся много позже - уже летом... А вот научное название связано с лечебными свойствами листьев мать-и-мачехи и означает "кашель". Это отличное средство от кашля известно ещё с давних времён. В лекарственных целях используют молодые листья, готовят из них отвары и настойки. Но это летом, а весной - это маленькие солнышки на ещё унылой земле!

Слайд 16

Описание слайда:

Чистяк весенний. Обычный первоцвет наших лесов. Зацветает немного позже пролесок, но цветы его ещё долгое время соседствуют с ними, добавляя жёлтую краску в синюю палитру весеннего леса. В синем море пролесок цветы эти выглядят жёлтыми островками. Блестящие, как бы покрытые лаком лепестки сияют на солнце золотыми блёстками. Заячий салат- так ещё иногда называют это растение. Молодые листья чистяка с давних времён использовались для весенних салатов, так как содержат большое количество витамина "С". Но уже после цветения в них образуются ядовитые вещества.

Описание слайда:

Вывод: Изучив жизненные особенности наших подснежников, мы заметили, что их ритм развития не гармонирует с периодичностью нашего климата. В самом деле, эти растения уходят на покой в самое благоприятное время года и, наоборот, развиваются зимой, под снегом.

Слайд 20

Описание слайда:

Слайд 1

Описание слайда:

Слайд 2

Описание слайда:

Слайд 3

Описание слайда:

Слайд 4

Слайд 5

Описание слайда:

Слайд 6

Описание слайда:

Слайд 7

Описание слайда:

Слайд 8

Описание слайда:

Слайд 9

Описание слайда:

Слайд 10

Описание слайда:

Слайд 11

Описание слайда:

Слайд 12

Описание слайда:

Слайд 13

Описание слайда:

Хохлатка плотная Обычное лесное растение - первоцвет. Цветёт вместе с пролесками. Однако, развиваться цветок начинает ещё с осени. Тогда из небольшой, слегка приплюснутой луковички, закладывается почка. За зиму из неё вырастает стебелёк и, как только сойдёт снег, стебелёк вытыкается из земли. Несколько тёплых дней- и хохлатка расправляет свои соцветия, составляя "компанию" пролескам и брандушкам!

Слайд 14

Описание слайда:

Слайд 15

Описание слайда:

Мать-и-мачеха Ещё один жёлтый цветок ранней весны. Словно маленькие солнышки, сияют цветы мать-и-мачехи по глинистым холмам, по берегам ручейков. На прогретых солнцем местах полыхают жёлтым цветом соцветия этой травы. Странное название имеет эта трава: мать-и-мачеха. А связано оно со строением листа: сверху лист тёмно-зелёный, блестящий и гладкий, а снизу листья укрыты толстым слоем белесых волосков. Приложите такой листок к щеке внешней стороной - и вы почувствуете жёсткий холодок, а теперь переверните лист и приложите другой стороной - и почувствуете тепло, нежность. Вот вам и материнское тепло, и холод мачехи! Только ранней весной листьев у этой травы не найдёте. Они появятся много позже - уже летом... А вот научное название связано с лечебными свойствами листьев мать-и-мачехи и означает "кашель". Это отличное средство от кашля известно ещё с давних времён. В лекарственных целях используют молодые листья, готовят из них отвары и настойки. Но это летом, а весной - это маленькие солнышки на ещё унылой земле!

Слайд 16

Описание слайда:

Чистяк весенний. Обычный первоцвет наших лесов. Зацветает немного позже пролесок, но цветы его ещё долгое время соседствуют с ними, добавляя жёлтую краску в синюю палитру весеннего леса. В синем море пролесок цветы эти выглядят жёлтыми островками. Блестящие, как бы покрытые лаком лепестки сияют на солнце золотыми блёстками. Заячий салат- так ещё иногда называют это растение. Молодые листья чистяка с давних времён использовались для весенних салатов, так как содержат большое количество витамина "С". Но уже после цветения в них образуются ядовитые вещества.

Описание слайда:

Вывод: Изучив жизненные особенности наших подснежников, мы заметили, что их ритм развития не гармонирует с периодичностью нашего климата. В самом деле, эти растения уходят на покой в самое благоприятное время года и, наоборот, развиваются зимой, под снегом.

Слайд 20

Весеннее пробуждение растений.

Цели: - сформировать представление о причинах весенних изменений в жизни растительного мира;

Познакомить с разнообразием первоцветов, произрастающих на территории Курской области;

Стимулировать бережное отношение к природе;

Научить распознавать сезонные явления, определять причины весенних изменений в растительном мире и обосновывать своё мнение.

Личностные умения: - проявлять бережное отношение к природе.

Познавательные умения:

Определять и обосновывать причины, по которым раннецветущие растения зацветают первыми.

Регулятивные умения:

Выполнять самопроверку учебного задания;

Распределять обязанности для выполнения учебного задания в группе.

Коммуникативные умения:

Формировать собственное мнение;

Использовать речь для регуляции своего действия.

Предметные умения:

Рассказывать:

о раннецветущих травах, деревьях и кустарниках;

о весеннем пробуждении растений.

Оборудование: рисунки первоцветов, компьютер, презентация, веточки кустарников, правила охраны первоцветов, карточки с заданиями.

Ход урока.

1.Организационный момент(2 мин)

Улыбнулись друг другу, присаживайтесь, пожалуйста!

Мы с вами изучаем учебный предмет – «Окружающий мир».

Посмотрите в окно, по сторонам, подумайте и скажите, что такое окружающий мир? -Что и кто является частью окружающего мира?
(Окружающий мир – это то, что нас окружает, что вокруг нас. Это – разные существа и предметы, животные, небо, тучи, деревья, дома, люди.)
-Хорошо, ребятки! Молодцы! И мне хочется, чтобы вы научились наблюдать за окружающим миром, изучать и исследовать его. А что значит наблюдать, исследовать?

Какими качествами должен обладать ученик, чтобы усвоить материал урока?

Скажите правила поведения на уроке!

2.Актуализация знаний

1 . Проверим домашнее задание. Откройте рабочие тетради. Вы должны были выполнить №5 на стр.37.Оцените свою работу с помощью знаков!, +, -.(На листе самооценки поставьте себе за задание №1 тот знак, который вы поставили себе за домашнее задание.)(1 мин)

2 .-По каким признакам можно узнать зимой берёзу и осину?

Какие растения легко узнать зимой по плодам?

Как различить зимой хвойные растения?

Какие растения зимуют под снегом зелеными?

Почему они не замерзают?

Какие растения зимой кормят животных? (2 мин )

Задание №2. Попробуйте определить деревья по силуэтам! (1слайд)

Возьмите листок для фиксирования ответов, запишите рядом с номером название дерева.

Теперь поменяйтесь с листочками с соседом по плечу. (Слайд с правильными ответами). Оцените работу товарища, взаимопроверка. Без ошибок «!», «+», «-«. Верните карточку своему хозяину. (На листке самооценки поставьте оценку за 2 задание.)(5 мин) Итого: 10 мин.

3.Самоопределение к деятельности(3 мин)

1.- Поработаем в группах , соблюдая правила работы в коллективе:

Уважайте мнение друг друга.

Говорите по - очереди.

Не согласен – предлагай

Перед вами картинки, вам нужно определить, как называется каждое растение. -Какие цветущие растения вы узнали?(Подснежников, мать-и-мачеху)

Что объединяет эти растения?

Когда появляются подснежники?

Где можно встретить эти цветущие растения и когда? (в лесу, весной)

Сформулируйте тему урока (Растения весной)

Растения весной что делают? (просыпаются)

Весеннее пробуждение растений.

Чему должны научиться на уроке? (Научиться распознавать раннецветущие растения).

2.Реализация построенного проекта.

Растения, цветущие ранней весной, называют раннецветущими. Такие растения – «смельчаки» есть среди деревьев, кустарников, трав. Познакомимся с раннецветущими травянистыми растениями.

Дети рассказывают о каждом из первоцветов.

Слайд 4.Подснежник растет по опушкам широколиственных лесов. В нашем крае он цветет в марте – апреле. Каждая цветочная стрелка несет на верхушке один поникающий цветок белого цвета. Раньше подснежник считался эмблемой надежды.

Слайд5.Медуница – лекарственное растение. Ранней весной холодно ночами, но медуница не боится холода. Её шершавые листья покрыты мелкими волосками. Между волосками находится воздух, который спасает растения от холода. Медуница получила своё название за счет содержания в её цветах много нектара.

Слайд 6.Хохлатка растёт в лесу между кустарниками. Цветет в апреле – мае. Её лиловые фиолетово-розовые цветки собраны в кисть. Хохлатка богата нектаром, имеет приятный запах. Это очень хрупкое растение. Хохлатка – лекарственное растение.

Слайд 7.Мать-и-мачеха имеет невысокий цветонос, покрытый бурыми чешуйками, и золотисто-оранжевое соцветие, похожее на одуванчик. С лицевой стороны они зеленые и гладкие, а с другой – беловатые, пушистые, мягкие.

Слайд 8.Ветреница - многолетнее травянистое растение, имеющее длинное, ползучее, хорошо развитое корневище темно-бурого цвета, от которого отходят несколько чешуевидных листьев на длинных черешках. Стебель от 10 до 30 см высоты, прямостоячий, голый или редковолосистый. Цветки ярко-желтые, с тремя мелкими, подобными чашелистниками, зелеными листочками обертки и с 6 голубыми, подобными лепесткам, чашелистиками.

Слайд 9.Цветение печёночницы продолжается от середины до конца апреля, один цветок не увядает в течение 5-7 дней. Листья у печёночницы трёх- или пятилопастные, у некоторых видов перезимовывают и отмирают после цветения. Цветонос печёночницы опушённый, красновато-зелёный или зелёный, диаметр венчика 2-4 см, окраска от чисто-белой до сине-фиолетовой. Цветки печёночницы без запаха, открываются с восходом солнца и закрываются, поникая, вечером.

Слайд 10.В России наиболее распространён гусиный лук жёлтый. Его цветки в количестве 2-10 закладываются еще с осени, а в течение зимы происходит окончательное формирование и рост побегов. Рано весной (в апреле-мае) растение зацветает, однако наблюдать его удается лишь немногим больше месяца, так как стебель и листья уже вскоре после цветения отмирают, и только под землей сохраняется луковица, наполненная запасами питательных веществ.

Слайд 11.Чистяк весенний многолетнее растение, растет на опушках леса, на лужайках, в сырых лиственных лесах, по берегам рек, водоемов, ручьёв, в зарослях кустарников. Расстилается по поверхности почвы красивым ковром. Стебель растения до 30 см. в высоту. Листья очередные, ярко-зеленые, верхние листья на коротких черешках, нижние на длинных черешках. Цветы желтые, верхняя сторона листа блестящая, маслянистая. Чистяк является прекрасным весенним медоносом.

Раннецветущие растения можно увидеть в лесу и на открытом месте. Тепла им требуется немного. Поэтому они зацветают, когда ещё не растаял снег. В это время на деревьях и кустарниках пока не распустились листья, и в лесу много света. Почва насыщенна влагой. Именно такие условия – обилие света и влаги – необходимы раннецветущим растениями.

Питание эти растения получают из своих собственных «кладовых». «Кладовыми» служат утолщенные подземные части растений. Запасы накопились в них ещё в прошлом году и хранились всю зиму. (Рассматривают схемы в учебнике на с. 74-75) 8 мин

Итого 10 мин.

4.Работа по теме урока

1.- Откройте рабочие тетради, стр.40, №1. Определите растения и подпишите их названия. Отметьте растения, которые вы видели в природе. (самопроверка) (Слайд 12)

5. Физкультминутка.2 мин.

Микс-пэа-шэа. Ученики молча смешиваются под музыку, двигаясь по комнате.

Встаньте в пары! Дайте пять!

Приведите примеры раннецветущих растений. Подумайте. Начинает говорить тот, кто выше ростом. Время пошло!(20 сек.) Теперь говорит следующий в паре. Время пошло! Поблагодарите друг друга за ответы, пожелайте отличного дня.

2. - Рабочая тетрадь с.41 упр. 2. раскрасьте цветы и назовите их. Проверка.(5 мин )

3. –По каким признакам можно узнать о пробуждении деревьев и кустарников(2 мин )

Посмотрите на ветку липы? Какое изменение произошло?

Откройте стр. 76 учебника. (Слайд 13)

Весной деревья и кустарники пробуждаются после зимнего сна. У них начинается движение сока . Сок поднимается по стволам и веточкам к почкам деревьев. В нем содержится сахар для питания растений.

Другие признаки весеннего пробуждения деревьев и кустарников – набухание почек и распускание листьев.

Но еще до того, как распускаются листья, некоторые деревья и кустарники начинают цвести. Это ольха, ива, орешник, волчье лыко. (Учитель показывает веточки этих растений).

Из кустарников раньше всех зацветают орешник и волчье лыко. (Дети рассматривают веточки этих кустарников).

Весной начинают прорастать семена деревьев, кустарников, опавшие осенью или зимой.

Интересные изменения происходят весной с хвойными растениями. Лиственница полностью покрывается новой хвоей. У сосны, ели и можжевельника молодая хвоя вырастает на концах веточек. Она гораздо светлее старой. (Рассматривают на картинке в учебнике)

4. - Рабочая тетрадь с.41 упр.3. Определите кустарники и деревья по цветкам и соедините название с изображением растения.

Самопроверка. (Слайд14) На полях справа поставьте себе оценку.(3 мин )

Итого:17 мин

5.- Ребята, нужно ли охранять раннецветущие растения?

Как вы думаете, что нужно делать для охраны первоцветов?

Обсудите с товарищем по плечу.

Кто хочет поделится своими идеями?(3 мин)

Подведение итогов урока

Я довольна вами, вы порадовали меня своими ответами, добрым отношением к первоцветам. Выберите любое предложение и продолжите!

Теперь я знаю, что ….

Я понял, что ………

Я буду …..

Какое задание для вас показалось самым интересным?

А какое самым трудным?

Кто хочет себя похвалить?

Домашнее задание.