Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Сущность гражданского общества, его основные признаки

Проблема гражданского общества - одна из ключевых в современной политической науке и общественной практике. Её актуальность объясняется все более углубляющимися процессами демократизации общественной жизни, повышением в них роли граждан и общественных самодеятельных объединений. Россия сегодня является как раз тем социальным пространством, где наиболее рельефно проявляют себя эти тенденции. О необходимости и путях формирования гражданского общества в нашей стране говорят политики и обществоведы, проблемы его становления, функционирования и развития обсуждаются на «круглых столах» и конференциях, на других научных и политических форумах. Можно утверждать, что решение многих, стоящих сегодня перед нашим обществом задач, связывается именно с созданием основ гражданского общества и его развитием. гражданский общество государство

Понимание сущности гражданского общества, условий и факторов формирования его качественных параметров применительно к реалиям современной жизни, представление о механизме взаимодействия гражданского общества с государством - это те аспекты, которые имеют сегодня особый научный и практический интерес.

Развитое гражданское общество выступает исторической предпосылкой становления правового государства. Без зрелого гражданского общества невозможно построение демократической политической системы. Только сознательные, свободные и политически активные граждане способны создавать наиболее рациональные формы коллективной жизни. С другой стороны, государство призвано обеспечивать условия для реализации прав и свобод личностей и групп.

Гражданское общество -- это совокупность негосударственных частных объединений граждан, преследующих индивидуальные и групповые интересы.

Понятие гражданское общество» было введено Дж. Локка, А. Смитом для отражения исторического развития общества, перехода его от дикого природного состояния к цивилизованному.

Это понятие анализировали многие великие умы общественной мысли: от Аристотеля, Гегеля, Маркса до современных авторов XXI в. Под гражданским обществом они понимали общество на определенной стадии его развития, включающее добровольно сформировавшиеся негосударственные структуры в экономической, социально-политической и духовной сферах жизнедеятельности общества.

Дж. Локк сформулировал основные принципы цивилизованных отношений в обществе:

§ интересы личности стоят выше интересов общества и государства; свобода -- наивысшая ценность; основа свободы индивида, гарантия его политической самостоятельности -- частная собственность;

§ свобода означает невмешательство кого бы то ни было в частную жизнь личности;

§ индивиды заключают между собой общественный договор, т. е. создают гражданское общество; оно образует защитные структуры между индивидом и государством.

Таким образом, по Локку, гражданское общество -- люди, добровольно объединенные в различные группы и самоуправляющиеся институты, огражденные законом от прямого вмешательства государства. Правовое государство призвано отрегулировать эти гражданские отношения. Если гражданское общество обеспечивает права человека (права на жизнь, свободу, стремление к счастью и т. д.), то государство -- права гражданина (политические права, т. е. права на участие в управлении обществом). В том и другом случае речь идет о праве личности на самореализацию.

Разнообразие интересов граждан, их реализация через различные институты, диапазон используемых при этом прав и свобод составляют основные черты гражданского общества.

Институты гражданского общества можно разделить на три группы. Это организации, в которых индивид:

§ получает средства к удовлетворению жизненных потребностей в пище, одежде, жилье и т. д. Эти средства индивид может получить в производственных организациях, потребительских и профессиональных союзах и т. 11.;

§ удовлетворяет потребности в продолжении рода, общении, духовном и физическом совершенстве и т. д. Этому способствуют семья, церковь, образовательные и научные учреждения, творческие союзы, спортивные общества и т. д.;

§ удовлетворяет потребности в управлении жизнью общества. Здесь интересы реализуются посредством участия в функционировании политических партий и движений.

Способность отдельных граждан, различных организаций граждан отстаивать свои частные интересы, возможность их удовлетворения по собственному усмотрению, не нарушая при этом чужих частных и общественных интересов, характеризует зрелость гражданского общества.

Гражданское общество в широком значении совместимо не только с демократией, но и с авторитаризмом, и лишь тоталитаризм означает его полное, а чаще частичное поглощение политической властью. Гражданское общество в узком, собственном значении неразрывно связано с правовым государством, они не существуют друг без друга. Гражданское общество представляет собой многообразие не опосредованных государством взаимоотношений свободных и равноправных индивидов в условиях рынка и демократической правовой государственности. Это сфера свободной игры частных интересов и индивидуализма. Гражданское общество -- продукт буржуазной эпохи и формируется преимущественно снизу, спонтанно, как результат раскрепощения индивидов, их превращения из подданных государства в свободных граждан-собственников, обладающих чувством личного достоинства и готовых взять на себя хозяйственную и политическую ответственность. Гражданское общество имеет сложную структуру, включает хозяйственные, экономические, семейно-родственные, этнические, религиозные и правовые отношения, мораль, а также не опосредованные государством политические отношения между индивидами как первичными субъектами власти, партиями, группами интересов и т.д. В гражданском обществе в отличие от государственных структур преобладают не вертикальные (подчиненности), а горизонтальные связи -- отношения конкуренции и солидарности между юридически свободными и равноправными партнерами. Для современного понимания гражданского общества недостаточно представление о нем лишь с позиции его противопоставления государственной власти и, соответственно, сфере реализации публичных интересов. Главным в современной, общедемократической концепции гражданского общества должно быть определение собственных качественных характеристик тех реальных общественных отношений, которые в системном единстве могут быть определены как современное гражданское общество. Гражданское общество -- это не просто некое объемное понятие, характеризующее определенную сферу общественных отношений, пределы которых определяются лишь тем, что это «область действия частных интересов» (Гегель). В то же время «гражданское общество» -- это и не юридическое, не государственно-правовое понятие. Государство не может, не в состоянии «учредить», «декретировать», «установить» своими законами желательный для него образ гражданского общества. Гражданское общество -- это закономерный этап, высшая форма самореализации индивидов. Оно вызревает по мере экономического, политического развития страны, роста благосостояния, культуры и самосознания народа. Как продукт исторического развития человечества гражданское общество появляется в период ломки жестких рамок сословно-феодального строя, начала формирования правового государства. Обязательным условием возникновения гражданского общества является появление возможности у всех граждан экономической самостоятельности на базе частной собственности. Важнейшей предпосылкой формирования гражданского общества являются ликвидация сословных привилегий и возрастание значения человеческой личности, человека, который превращается из подданного в гражданина с равными юридическими правами со всеми другими гражданами. Политическим фундаментом гражданского общества служит правовое государство, которое обеспечивает права и свободы личности. В этих условиях поведение человека определяется его собственными интересами и на него ложится ответственность за все действия. Такая личность превыше всего ставит собственную свободу, уважая вместе с тем и законные интересы других людей. Так как в руках у государства сосредоточена большая власть, то оно с помощью чиновников, армии, полиции, суда может легко подавить интересы социальных групп, классов и целого народа. История установления фашизма в Германии и Италии является ярким примером того, как государство поглощает общество, как происходит огосударствление его сфер, осуществляется всеобщий (тотальный) контроль над личностью. В этом плане гражданское общество есть объективно сложившийся порядок реальных общественных отношений, который основан на признанных самим обществом требованиях справедливости и меры достигнутой свободы, недопустимости произвола и насилия. Данный порядок складывается на основе внутреннего содержания этих отношений, что превращает их в критерий «справедливости и меры свободы». Тем самым отношения, составляющие гражданское общество, обретают способность нести в себе определенные требования, нормативные модели поведения граждан, должностных лиц, государственных органов и государства в целом в соответствии с идеалами справедливости и свободы. Это означает, что в отношениях, составляющих гражданское общество, воплощаются идеи права как высшей справедливости, основанной на недопустимости произвола и гарантировании равной для всех членов гражданского общества меры свободы. Это те нормативные (общеобязательные) требования, которые складываются и существуют в гражданском обществе независимо от их государственного признания и закрепления в законах. Но следование им со стороны государства является залогом того, что закон в таком обществе и государстве приобретает правовой характер, т. е. они не только воплощают в себе государственную волю, но эта воля в полной мере соответствует требованиям справедливости и свободы. Повседневная жизнь индивидов, ее первичные формы составляют сферу гражданского общества. Однако многообразие повседневных потребностей и первичных форм их реализации требует согласования и интеграции устремлений индивидов и социальных групп для поддержания целостности и прогресса всего общества. Равновесие, взаимосвязь общественных, групповых и индивидуальных интересов осуществляет государство посредством управленческих функций. Следовательно, глобальное общество, т. е. всеохватывающая человеческая общность, состоит из гражданского общества и государства. Гражданское общество и государство представляют собой социальные универсалии, идеальные типы, отражающие различные стороны и состояния жизни общества, противостоящие друг другу. Гражданское общество составляет сферу абсолютной свободы частных лиц в отношениях друг с другом. По определению Ж-Л. Кермонна, «гражданское общество слагается из множественности межличностных отношений и социальных сил, которые объединяют составляющих данное общество мужчин и женщин без непосредственного вмешательства и помощи государства». Гражданское общество предстает в виде социального, экономического, культурного пространства, в котором взаимодействуют свободные индивиды, реализующие частные интересы и делающие индивидуальный выбор. Напротив, государство представляет собой пространство тотально регламентированных взаимоотношений политически организованных субъектов: государственных структур и примыкающих к ним политических партий, групп давления и т. д. Гражданское общество и государство взаимно дополняют друг друга. Без зрелого гражданского общества невозможно построить правовое демократическое государство, поскольку именно сознательные свободные граждане способны к рациональной организации человеческого общежития. Таким образом, если гражданское общество выступает прочным опосредующим звеном между свободным индивидом и централизованной государственной волей, то государство призвано противодействовать дезинтеграции, хаосу, кризису и упадку через создание условий для реализации прав и свобод автономной личности.

Сущность и основные принципы гражданского общества. Сущность гражданского общества состоит в том, что оно объединя ет и выражает прежде всего интересы граждан, их чаяния, свободу, запросы, потребности, а не волю правящих элит, власти, государства. Последнее (государство) призвано выступать лишь слугой общества, его доверенным представителем. Государство для общества, а не общество для государства. Можно указать ряд наиболее общих идей и принципов, лежащих в основе любого гражданского общества, независимо от специфики той или иной страны. К ним относятся:

1. экономическая свобода, многообразие форм собственности, ры ночные отношения;

2. безусловное признание и защита естественных прав человека и гражданина;

3. легитимность и демократический характер власти;

4. равенство всех перед законом и правосудием, надежная юриди ческая защищенность личности;

5. правовое государство, основанное на принципе разделения и взаимодействия властей;

6. политический и идеологический плюрализм, наличие легальной оппозиции;

7. свобода мнений, слова и печати, независимость средств массовой информации;

8. невмешательство государства в частную жизнь граждан, их взаимные обязанности и ответственность;

9. классовый мир, партнерство и национальное согласие;

10. эффективная социальная политика, обеспечивающая достойный уровень жизни людей.

Гражданское общество - не государственно-политическая, а глав ным образом экономическая и личная, частная сфера жизнедеятель ности людей, реально складывающиеся отношения между ними. Гражданское общество - открытое, демократическое, саморазвивающееся общество в котором центральное место занимает человек гражданин и личность.

Гражданское общество - это такое состояние общества, когда человек является высшей ценностью, признаются, соблюдаются, и защищаются его права и свободы, государство способствует динамическому развитию экономики и политической свободе, находится под контролем общества, государственная и общественная жизнь основывается на праве, идеалах, демократии и справедливости.

Основные признаки:

1. Свобода обеспечивается, когда:

Индивид независим от государства - не находится под его тотальным контролем;

Индивид является собственником, т.е. обладает средствами, необходимыми для достойного существования;

Человеческая личность не находится под полным контролем со стороны класса, сословия, семьи;

Человек самостоятельно выбирает сферу профессиональной самореализации;

Человек имеет возможность свободно формировать свои политические убеждения и выражать их;

Права и свободы человека признаются, соблюдаются, и защищаются государством;

Существуют гарантии прав и свобод человека, механизмы их защиты.

2. Открытость, т.е. наличие информационной свободы, свободы мысли и слова, образования и воспитания, перемещения внутри страны, въезда и выезда из страны.

3. Плюрализм, который характеризуется наличием в обществе различных классов, слоев, социальных групп; политических сил, выражающих их интересы, свободной конкуренции политических сил в борьбе за отстаивание интересов и за обладание государственной властью; развитой структурированной политической системы и ее стабильностью; достаточным совершенством государственного аппарата и наличия разделения властей, наличием в обществе разных точек зрения, свободой их выражения и отсутствия обязательной государственной идеологии.

4. Правовой характер. Им общество обладает там, где имеет место правовое государство, т.е. государство, основанное на праве, соблюдения законов, подзаконных актов.

5. Самоуправляемость и саморазвитие выражаются в том, что индивиды, классы, социальные группы самостоятельно устанавливают, и регулируют взаимоотношения между собой. Как правило, не прибегая к услугам государства как арбитра, гражданское общество имеет в самом себе экономический, политический, культурно - нравственный потенциал для собственного воспроизводства и дальнейшего развития.

2. Предпосылки и условия функционирования гражданского общества

Процесс формирования и развития гражданского общества, его функционирование и совершенствование осуществляется на основе совокупности объективных предпосылок и в соответствии с определенными принципами. Они обеспечивают зарождение, «вызревание», дальнейшее движение гражданского общества к более высоким формам, его устойчивость, стабильность и жизнеспособность. В теории принято считать, что основу гражданского общества составляют: в экономической сфере - частная собственность и рыночные отношения; в политической сфере - демократия, закон, право; в духовной сфере - цивилизованность, справедливость, нравственность.

Основополагающими принципами гражданского общества являются: индивидуальная свобода и самостоятельность личности; баланс прав, свобод и обязанностей человека и гражданина; народный суверенитет; верховенство и полновластие народа; паритет отношений «человек - общество - государство».

Современное гражданское общество - это самоорганизующаяся и саморазвивающаяся система, обладающая внутренними источниками функционирования и совершенствования. Вместе с тем, исторический опыт свидетельствует, что оно функционирует и развивается гораздо эффективнее, если для этого создаются определенные условия. Основополагающим из таких условий является владение каждым членом общества конкретной собственностью, наличием у него права использовать её по своему усмотрению. При этом такое право должно быть не только формальным, носить удостоверяющий характер, но и иметь общественное признание. Владение собственностью может быть единоличным и коллективным, но главное здесь - наличие ее фактического владельца. Наличие собственности и права ею распоряжаться составляет исходную предпосылку свободы личности.

Следующим необходимым условием успешного функционирования и развития гражданского общества выступает развитая и многообразная социальная структура. Она позволяет обеспечивать устойчивые вертикальные и особенно горизонтальные связи и отношения между представителями различных социальных групп и слоев. В системе этих связей складываются широкие возможности для реализации интересов, прав и свобод индивида.

Обязательным условием жизнедеятельности гражданского общества выступает также высокий интеллектуальный уровень развития личности, ее внутренняя свобода и самостоятельность. Личность, обладающая такими характеристиками, создается всей системой институтов гражданского общества, их функциональной надежностью.

И, наконец, большое значение, для эффективного развития и совершенствования гражданского общества имеет преодоление правового нигилизма во всех звеньях общественного организма, становление правового государства, правовое обеспечение жизнедеятельности граждан. Фактическое утверждение правового государства позволяет обществу избавляться от большого количества вредных для граждан стереотипов, препятствующих развитию гражданского общества, способствует совершенствованию его структур.

Все эти условия в значительной мере создают само общество через государство и вопреки ему. Через государство - выработкой необходимых законов, формированием демократических структур, строгим соблюдением государством общепринятых, норм и процедур. Вопреки государству - созданием в рамках конституционного поля противовеса государству в виде самодеятельных объединений и самоуправляющихся ассоциаций граждан, независимых общественных организаций, массовых общественных движений, негосударственных средств массовой информации и т.д. В этом контексте взаимоотношения гражданского общества и государства, механизм их взаимодействия представляют особую значимость, играют ключевую роль в процессе формирования и развития гражданского общества.

Если человеческое общество возникло одновременно с человеком, то гражданское общество образовалось лишь за последние два столетия. Его становление связано с развитием многообразных форм частной собственности, рыночной экономики и свободы экономического выбора, утверждением демократических порядков, прав и свобод человека и гражданина, с признанием ценности свободной и ответственной личности.

Становление гражданского общества неразрывно связано с утверждением правового государства. Правовое государство немыслимо без развитого гражданского общества. Гражданское общество возможно лишь в условиях демократического режима, правового государства. В условиях авторитарных и тоталитарных режимов гражданское общество нормально функционировать не может.

Исторически гражданское общество пришло на смену традиционному, сословно-кастовому. При сословном строе государство практически совпадало с имущими классами и было обособленно от основой массы населения. В традиционных обществах древнего мира средних веков социального неравенства было выражено и закреплено в праве: господствующая социальная группа была организована в государство, поддерживавшее сословные границы и охранявшее привилегии высших сословий, от имени которых и осуществлялась власть. В сословных обществах государство регламентировало многие стороны экономической, хозяйственной, бытовой, религиозной, духовной жизни. Однако феодальная сословная система не была абсолютной чуждой природе гражданского общества. Не смотря на то, что политическим выражением средневекового способа производства являлись привилегии, неравное для каждого из феодальных сословий право, сословный социальный порядок позволял обществу сохранять определенную независимость от государства.

На смену вертикальным феодальным структурам, открыто выражавшим и закреплявшим социальное неравенство, пришли преимущественно горизонтальные невластные связи, основанные на юридическом равенстве и договорных началах свободных личностей.

Гражданское общество по сути своей буржуазное. Его основой является юридически свободный индивид. Обособление гражданского общества от государства происходило в процессе ликвидации сословного неравенства и разгосударствления общественных отношений.

Начало данному процессу положило формирование представительного государства, выступающего от имени всего населения. Для этого необходимо было законодательное признание юридического равенства людей на основе наделение их правами и свободами. Замена сословного неравенства всеобщим юридическим равенством определило качественно новое социальное положение личности. Теперь индивиды независимо от их социального происхождения и имущественного положения были признаны равными и полноправными участниками общественной жизни, наделенными свободной волей.

Частные причины (даже при их множе ственности) не привели бы к созданию такой огромной обще ственной сферы (системы), каковой является гражданское общество. Следовательно, cуществуют общие причины, питаю щие процесс создания и развития гражданского общества, оче видно, достаточно серьезные. Их немало, мы назовем главные, основополагающие.

Первая причина связана с частной собственностью. В развитом демократическом обществе подавляющая часть населения -- частные собственники. Разумеется, представители крупного биз неса немногочисленны. Однако развитым и многочисленным является средний класс. Для подавляющего большинства этих собственников средством получения доходов, средством к жиз ни их семей является частая собственность. Это -- частные предприятия (в промышленности, торговле, сельском хозяй стве, в добывающих отраслях и др.), земля, недвижимость, сдаваемая в аренду, ценные бумаги, приносящие доход, де нежные средства, приносящие проценты, интеллектуальная собственность, обладателями которой являются писатели, композиторы, изобретатели, научные работники, и т.д. Им не про сто есть что терять, с потерей собственности они лишаются самого важного -- источника средств для жизни. Поэтому не удивительно, что на сохранение собственности, на создание оптимальных условии для ее дееспособности и направлены энер гичные усилия её обладателей.

Опыт показывает, что наиболее эффективными являются коллективные усилия разною рода объединения собственни ков с одинаковыми интересами, ассоциации фермеров, союзы предпринимателей, банкиров и др. Их представители постоянно взаимодействуют с соответствующими комиссиями в законода тельных органах и с правительством, добиваясь оптимизации условии функционирования частной собственности, принадле жащей членам данных организации.

Таким образом, частная собственность, будучи наиболее раз витым институтом демократического общества, является пер вой из главных причин возникновения и функционирования гражданского общества, превращения его в мощнейшую само организующуюся общественную структуру. Именно частная собственность во всем разнообразии ее конкретных форм делает существование гражданского общества необходимым.

Однако общество, основанное на свободной рыночной эко номике, представлено не только собственниками. Существен ный его удельный вес составляют лица наемного труда -- рабо чие, инженерно-технический состав, служащие. Есть и другие общественные группы и слои -- инвалиды, пенсионеры, лица свободных профессий (юристы, художники и т.д.). Жизненно важные интересы этих слоев общества также заставляют их объе диняться в свои союзы, ассоциации, клубы, разного рода дру гие организации (например, «Гильдия ветеранов сцены», «Пар тия пенсионеров», «Ассоциация адвокатов» и др.). Данные объе динения активизированы по многим направлениям: улучшение условий жизни, поиск посильной работы и спонсоров, отстаи вание прав, если они нарушаются.

Таким образом, частная собственность при необходимости превращает все (или почти все) общество в гражданское, если иметь в виду эту его сторону, то есть гражданское общество как совокупность добровольно образовавшихся надгосударственных структур.

Вторая причина тесно связана с первой. Речь идет о свободной рыночной экономике. Демократическое общество, наряду с други ми свободами, предполагает хозяйственную систему, развиваю щуюся по своим законам. Только соблюдая эти законы, можно успешно вести предпринимательскую деятельность. И главное -- противостоять законам рынка в одиночку очень трудно. Разного рода объединения предпринимателей, то есть организации гражданского общества, призваны облегчить эту задачу. (Вопрос об организациях гражданского общества в экономической сфе ре будет специально рассмотрен далее.)

Третья причина необходимости возникновения и функцио нирования гражданского общества заключается в следующем. Демократическое государство призвано максимально удовлетво рять интересы и потребности своих граждан. Однако рождающи еся в обществе интересы столь многочисленны, столь разнообразны и дифференцированы, что практически государствонеможет иметь информацию обо всех этих интересах. Значит, не обходимо информировать государство о конкретных интересах граждан, удовлетворить которые можно лишь силами и сред ствами самого государства. И опять же эффект достигается, если действовать через организации гражданского общества. Конеч но, широко распространено и отстаивание своих интересов граж данами в одиночку.

В каждой демократической стране организаций гражданского общества насчитывается множество. Они могут организовываться в связи с конкретными проблемами региона и даже отдельного города, в связи с профессиональными интересами (например, разного рода гильдии актеров кино, театра), это организации и фонды благотворительного характера, объединения, связанные с необходимостью восстановления памятников большого куль турного значения. Сюда же относятся многочисленные движе ния (например, в связи с протестом против осуждения не виновных) и т.п. Много такого рода организаций и движений гражданского общества вырастает до общегосударственных масш табов. Типичный в этом отношении пример -- движение «зеле ных» в западноевропейских странах. Превратившись в мощную силу, оно добилось того, что государство выделило немалые дополнительные ресурсы на охрану окружающей среды и вне сло изменение в законодательство, регулирующее этот процесс.

Таким образом, третья главная причина, делающая необхо димым возникновение и развитие гражданского общества, -- это исключительное многообразие интересов граждан демо кратического общества. Важно подчеркнуть, что именно в демо кратическом обществе только и возможен широчайший спектр этих интересов. И связано это с теми свободами, которые данное общество предоставляет своему народу.

От вопроса о необходимости гражданского общества в усло виях демократии переходим к раскрытию его возможности. Де мократия не просто делает гражданское общество насущно не обходимым, она создает все основные условия для его возник новения и развития. Отметим наиболее важные из них. Главное условие активной жизни гражданского общества -- это соци альная свобода, демократическое государственное управление, существование общественной сферы политической деятельности и политических дискуссий. Свободный гражданин -- основа гражданского общества. Социальная свобода создает возможность для самореализации человека в обществе.

Важным условием функционирования гражданского обще ства является гласность и связанная с ней высокая информиро ванность граждан, позволяющая реально оценивать хозяйствен ную конъюнктуру, видеть социальные проблемы и предприни мать шаги по их разрешению.

И, наконец, основополагающим условием успешного функ ционирования гражданского общества является наличие соответ ствующего законодательства и конституционных гарантий его права на существование.

Рассмотрение вопросов о необходимости и возможности су ществования гражданского общества дает основание подчерк нуть его функциональную характеристику. Основная функция граж данского общества -- наиболее полное удовлетворение материальных, социальных и духовных потребностей общества.

Функционирование системы гражданского общества, так же как и системы государственных органов, подчиняется имманентным природе каждого из них принципам - началам. К ним относятся:

Принцип гуманизма. Общность принципов демократического государства и гражданского общества проявляется, прежде всего, в цели служения интересам человека, защиты его прав и свобод. Положение о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, служит в равной мере принципом деятельности как государственных органов, так и структур гражданского общества.

Другим общим для функционирования государства и гражданского общества принципом, является принцип свободы самовыражения человека. Проявление этого принципа отражается как в физической, так и интеллектуальной свободе человека, в том числе: в свободе передвижения, выбора места пребывания и жительства, выбора занятий и рода деятельности, в свободе личной жизни, свободе мысли и слова, выражение мнений и убеждений или отказ от них. Проявление этого принципа имеет двойственный характер. С одной стороны, свобода самовыражения человека - это непременное условие благоденствия и прогресса всего человеческого общества и государства, поскольку только разумный и свободный человек способен таким образом преобразовать окружающий мир, чтобы максимально приспособить этот мир для комфортного и безопасного существования. С другой стороны, свобода самовыражения человека не всегда имеет позитивный характер и может входить в противоречие с интересами других людей и государства. В этом случае либо государство, путем установления правовых запретов, либо само гражданское общество, путем выработки моральных, корпоративных и иных внеправовых правил поведения, устанавливает разумные пределы самовыражения человека.

Одним из условий и в то же время принципом функционирования, как гражданского общества, так и государства является принцип равенства. Равенство возможностей в гражданском обществе и равноправие в государстве свидетельствуют о гармоничности соответствующих социальных отношений.

Поскольку и государственные органы, и структуры гражданского общества представляют собой социальные общности людей, объединенных общими целями, интересами, то в качестве следующего принципа можно назвать принцип коллективизма. Этот принцип означает, что каждый член той или иной общности осознает свою принадлежность к ней по определенным, идентифицирующим эту общность признакам, строит свое поведение в соответствии с правилами, принятыми этой общностью, и направляет свою деятельность на реализацию её общих интересов.

Следующий общий принцип государства и гражданского общества - принцип функциональной обусловленности. Любое объединение людей имеет свои цели и задачи, а так же и функцию. Сама функция предполагает не только определенное смысловое содержание действий людей, но и совокупность способов, методов и приемов их осуществления для решения определенных задач.

Принцип законности, означающий «точное и повсеместное исполнение всеми органами государства, должностными лицами и гражданами требований закона», в равной мере распространяется на все структуры гражданского общества.

Все вышеперечисленные принципы присущи как гражданскому обществу, так и государству, поскольку заложенные в них ценности представляются важным в любом человеческом сообществе. Так же наряду с общими существуют и специальные принципы, присущие только гражданскому обществу. А именно принцип самоуправления и принцип добровольности.

Самоуправление гражданского общества тесно связано с принципом невмешательства в его деятельность государственных и муниципальных органов власти. Границей невмешательства является все то, что связано с предметом уставной, внутренней деятельности общественных структур. Однако грань между теми отношениями, куда может, и куда не может вмешиваться государство, весьма неопределенна.

Так же можно отметить как принцип гражданского общества добровольность. Заключающийся в не принуждаемом членстве данного объединения. То есть человек вступил в гражданское общество на добровольной основе, и сознает себя как его член.

Подводя итог рассмотренных понятий в первой главе можно прийти к заключению, что процесс становления гражданского общества сложен и противоречив, отличается длительностью. Формирование гражданского общества одно из необходимых условий продвижения России по пути проведения экономических, политических и правовых реформ, становления правового государства, поскольку страна поставила задачу преобразовать экономику на основе признания частной собственности и предпринимательства, внедрить в общественно-политический строй элементы демократии, упрочить положение человека и гражданина, утвердить свободу.

Гражданскому обществу, в том числе сформировавшемуся в России, свойственны определенные признаки, способствующие более глубокому осмыслению его природы, а также принципы данного общества, которые мы перечислили выше.

3. Особенности формирования гражданского общества в современной России

Большинство исследователей обращает внимание на сложный, и длительный характер становления современного гражданского общества в России, других странах СНГ. Особенность его состоит в переживаемом этими странами переходе от авторитарной организации политической жизнедеятельности и соответствующего менталитета граждан к демократическому обществу. Этот, нередко зигзагообразный, противоречивый процесс развивается параллельно с созданием правового государства, становлением демократической культуры.

Общая картина формирования структур гражданского общества в современной России имеет определённую позитивную тенденцию развития, особенно по сравнению с прошлым, когда свободная гражданская жизнь протекала в основном в формальных и контролируемых организациях. Конституцией Российской Федерации, хотя в ней и отсутствует термин "гражданское общество", закреплены основные права и свободы человека и гражданина, отменена цензура. Сложилась многопартийная система, различные социальные группы и авторы - организации бизнеса, СМИ, профсоюзы и др.

Для нынешнего состояния формирующегося современного гражданского общества в России характерно следующее:

Пока не сложилась целостная система гражданских структур, существует большое количество фрагментированных образований, слаба правовая защита граждан и ассоциаций;

Социум расколот по линиям: бедные и богатые, элиты и народ, чиновники и все остальные, центр - периферия и др.;

Неадекватна и слаба социальная основа гражданского общества - относительно небольшой средний класс (от 16 до 30 % граждан по различным подсчетам);

Недостаточно выражены и укоренены интегративные, объединяющие культурные ценности (доверие, солидарность, согласие, социальная ответственность, уважение к жизни, личности, достоинству и др.);

Слабость структурированных интересов, отсутствие ясно выраженной идентификации индивидов с соответствующими группами препятствуют формированию гражданских объединений, организации групповых действий ит.д.;

Пассивность и низкий уровень (как количественно, так и качественно) участия граждан в общественно-политической жизни (не более 10% населения), за исключением судьбоносных или принципиально важных событий для страны, региона, города, селения;

Слабое и не эффективное воздействие организаций гражданского общества на структуры власти;

В стадии формирования находится правовая база российского гражданского общества;

На облик формирующегося гражданского общества в России оказывают воздействие как его исторические свойства (длительная авторитарная полоса генезиса России, распространенный недемократический менталитет), так и современные особенности развития общества;

Процесс формирования гражданского общества в России далёк от завершения (зрелости); влияние общественных структур на принятие экономических, социальных и политических решений незначительно; в связи с этим невелика и стабилизирующая роль институтов гражданского общества.

Формирование современного гражданского общества в России - сложный и длительный процесс. Значительная часть граждан пока отчуждена от общественной жизни и собственности, имеет весьма слабое представление о гражданском обществе и его роли в социуме.

В целом понятие гражданского общества пока ещё не получило широкого распространения и восприятия на массовом, обыденном уровне в политическом сознании россиян. Его в большей степени используют политики, активисты общественных организаций, учёные и т.д. К сожалению, и в ряде современных учебников для студентов по политологии (например, К.С.Гаджиева, А.И.Кравченко и др.) нет специальных разделов о гражданском обществе, его состоянии и задачах в Российской Федерации.

Одной из ключевых проблем современного развития выступает отчуждение различных социальных групп и институтов от государства. Ниже проанализирован уровень доверия граждан как к властным структурам, так и общественным организациям.

В последние годы достаточный уровень доверия населения среди государственных структур имели Президент, армия и некоторые руководители регионов, у остальных органов власти уровень доверия был значительно ниже. Среди общественных организаций возрос авторитет русской православной церкви, органов СМИ, профсоюзов. Общественной палате доверяет каждый четвертый россиянин. Меньше доверяют политическим партиям - лишь каждый пятый. В приоритетные национальные проекты верит до 40% населения, что в целом неплохо.

Многие граждане или не понимают общего смысла и цел и экономической и социальной политики государства, или не воспринимают её как обращенную именно к ним.

Ещё одна проблема связана с разделением публичной политики и частной жизни. На вопрос - "Как Вы считаете, участие в выборах - обязанность гражданина?" - до двух третей опрашиваемых обычно отвечают положительно. А вот вера в то, что участие в выборах даст возможность повлиять на власть, не превышает в последние годы 20% респондентов. Причем, две трети респондентов не, только не верят в возможность повлиять на деятельность властей, но и не хотели бы участвовать в управлении общественными делами в своем поселке, городском районе и т.д., потому, что не видят в этом никакого смысла.

Очевидно, можно говорить о заниженном уровне социальных претензий российских граждан по проблеме постоянного участия в политике и его недостаточности. Так, респонденты отметили, что из семи обозначенных статусных позиций в обществе "участие в политике" занимает последнее, 7-е место. Наиболее высоко ими оценивались (по нисходящей): "место в обществе по образованию"; "по квалификации"; "по выполняемой работе"; "по прогрессии"; "по качеству жизни"; "по размеру зарплаты" и "по участию в политической жизни страны".

В развитии гражданского общества имеются известные трудности, связанные с недостаточным уровнем личной безопасности, соблюдения прав человека, крайне низкими доходами (бедность) у трети россиян.

С одной стороны, можно говорить об известной положительной динамике в развитии российского общества в рассматриваемый период по таким параметрам, как "свобода слова", "свобода политического выбора", "терпимость к чужому мнению". С другой--многие респонденты обращают внимание на критическое или плохое положение дел в следующих сферах общественной жизни: "соблюдение прав человека", "личная безопасность", "равенство всех граждан перед законом", "социальные гарантии".

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Раскрытие понятия "гражданское общество", его основные признаки. Формирование гражданского общества в России. Принципы функционирования гражданского общества. Условия становления гражданского общества в современной России. Гражданские движения в России.

    курсовая работа , добавлен 14.04.2014

    Роль формирования гражданского общества, общая характеристика и признаки. Определение понятия "гражданское общество". Условия формирования и исторические предпосылки. Объединения граждан как институт гражданского общества. Стадии существования групп.

    курсовая работа , добавлен 14.02.2009

    Проблема гражданского общества как фундаментальная научная проблема. Современное состояние гражданского общества в России, специфика его формирования. Ключевые особенности, которые повлияли на становление институтов гражданского общества России.

    курсовая работа , добавлен 18.03.2013

    Сущность и понятие гражданского общества. Признаки высокоразвитого гражданского общества. Возникновение гражданского общества на определенных основаниях. Гражданское общество в современном понимании. Современные концепции гражданского общества. Современны

    контрольная работа , добавлен 30.09.2008

    Анализ специфики функционирования становящихся институтов гражданского общества на грани двух столетий и характера их взаимодействия с правовым государством. Основные политико-правовые концепции формирования гражданского общества в России и за рубежом.

    дипломная работа , добавлен 09.10.2013

    Понятие, происхождение, признаки и структура гражданского общества - общества с развитыми экономическими, культурными, правовыми и политическими отношениями между его членами. Характерные признаки и основные функции современного гражданского общества.

    реферат , добавлен 02.07.2010

    Концепции и элементы гражданского общества. Особенности и проблемы формирования гражданского общества в современной России. Виды публичной власти. Функции правового государства. Перспективы демократических преобразований. Институты гражданского общества.

    курсовая работа , добавлен 02.12.2014

    Организующее значение государственной власти для формирования гражданского общества. Анализ правовых основ, которые призваны формировать и развивать гражданское общество в Российской Федерации, рассмотрение системы взаимодействия его с государством.

    дипломная работа , добавлен 29.12.2014

    Своеобразие правового подхода к анализу гражданского общества. Этапы развития концепции взаимосвязи гражданского общества, государства и права в науке. Динамика гражданского общества, правовых механизмов функционирования его структур и институтов.

    курсовая работа , добавлен 15.01.2015

    Понятие, происхождение, признаки и структура гражданского общества. Характерные признаки и особенности становления гражданского общества в Российской Федерации. Важнейшие формальные критерии брака. Особенности семейного законодательства в России.

Одной из главных задач любого демократического государства в современном мире является достижение консенсуса между гражданами. Это возможно только в том случае, если соблюдены интересы различных социальных групп и есть возможность достижения гражданского согласия. Основную роль в скреплении и соединении государственных и личных интересов играет гражданское общество. Это понятие достаточно широкое, и мы в данной статье попытаемся в нем разобраться.

Что такое гражданское общество

Очень часто развитие самого государства напрямую зависит о того уровня, на котором находится гражданское общество. Чтобы разобраться в сущности этого понятия, необходимо дать определение. Гражданское общество - это система общественных отношений и институтов, которые не являются государственными. Сюда можно отнести формальные и неформальные структуры, обеспечивающие условия для политической и социальной деятельности человека.

Кроме того, гражданское общество - это еще удовлетворение и реализация различных потребностей и интересов личности, социальных групп и объединений. Оно обычно существует в двух измерениях: социальном и институциональном.

Если говорить о социальной составляющей, то это исторический опыт, который как бы очерчивает пределы возможных действий всех участников политического процесса. Опыт может быть как коллективным, так и индивидуальным. Он определяет поведение личности на политической арене, образ мыслей и некоторые другие стороны межличностных отношений.

Если представить себе, что гражданское общество - это институциональное измерение, тогда его можно охарактеризовать как совокупность организаций, которые выражают интересы различных слоев населения. К тому же стараются их реализовать независимо от государства.

Таким образом, понятие гражданского общества достаточно широкое, и разные политологи по-разному его интерпретируют.

Принципы гражданского общества

Любое общество имеет свои убеждения, гражданское в этом плане - не исключение. Оно функционирует, опираясь на следующие принципы:

Признаки гражданского общества

Общество не зависит от государства и имеет свои развитые экономические, политические, правовые и культурные отношения между своими членами, поэтому для него характерны определенные признаки. Основными являются следующие:

  • Сознание людей находится на высоком уровне.
  • Имеет место материальная обеспеченность, которая строится на владении собственностью.
  • Все члены общества между собой имеют тесные связи.
  • Есть подконтрольная государственная власть, которая представлена наемными работниками, имеющими соответствующие компетентность и способности по решению проблем общества.
  • Власть является децентрализованной.
  • Некоторая часть власти передается органам самоуправления.
  • Любые конфликты в обществе должны решаться нахождением компромиссов.
  • Имеет место настоящее чувство коллективности, обеспеченное осознанием принадлежности к одной культуре, нации.
  • Личность общества - это человек, который ориентирован на духовность и созидание всего нового.

Также стоит упомянуть, что в признаки гражданского общества можно и нужно еще включить развитую демократию. Без нее невозможно построить современный социум. Практически в любом государстве общество имеет свои отличительные характеристики.

Структура гражданского общества

Общество отличается также тем, что имеет свою структуру, в которую обязательно включены общественные организации и институты. В их задачу входит обеспечение и создание условий для реализации интересов граждан и потребностей целых коллективов.

Кроме этого, структура гражданского общества включает и некоторые подсистемные элементы, к которым можно отнести:

  • Национальные движения и нации.
  • Классы.
  • Социальные слои общества (например пенсионеры, студенты).
  • Политические партии или движения.
  • Общественные движения, носящие массовый характер (например профсоюзные организации, защитники окружающей среды, защитники животных и т.д.).
  • Религиозные организации.
  • Общественные организации (любители собак, общество трезвенников или любителей пива).
  • Различные союзы или ассоциации, в которые могут входить предприниматели, банкиры.
  • Общество потребителей, к которому можно отнести всех нас.
  • Любой коллектив на производстве, в учебных заведениях.
  • Семья является ячейкой нашего общества, поэтому это тоже часть его структуры.

Часто так бывает, что даже выдающиеся личности могут выполнять функции отдельного элемента общества. К таким можно отнести следующих: А. Сахаров, А. Солженицын, Д. Лихачев и другие.

Функции гражданского общества

Любая организация, объединение выполняют свои определенные функции. Это относится и к гражданскому обществу. Среди основных функций можно выделить следующие:

  1. Производство норм и ценностей, которые утверждает государство своими санкциями.
  2. Образование той среды, в которой идет формирование индивида.
  3. Создание условий для свободного развития личности на основе разнообразных форм собственности.
  4. Регулирование и контролирование всех структур общества и их взаимоотношений между собой с помощью гражданского права. Это позволяет избегать или преодолевать различные конфликты и вырабатывать определенную политику в интересах всего общества.
  5. Защита прав каждого человека и его интересов путем создания разветвленной системы юридических механизмов.
  6. Масштабное самоуправление во всех сферах общественной жизни.

Взаимоотношения общества и государства

Государство и гражданское общество осуществляют постоянное взаимодействие. Общество обращается к государству со своими инициативами, предложениями, интересами и требованиями, чаще всего требующими поддержи, и прежде всего материальной.

Государство, в свою очередь, идет навстречу по-разному, это могут быть:

  • Рассмотрение инициатив и их поддержка или неодобрение.
  • Выделение средств для развития организаций или фондов.

Практически в любом государстве в структурах власти имеются органы, которые занимаются связями с общественностью. Эта взаимосвязь может быть в разных формах, например, регистрация новых организаций и оказание им помощи, создание условий для материальной поддержки.

Кроме специальных органов имеется еще одна форма контактирования общества и государства. Это когда представители гражданского общества являются членами комиссий, советов, которые работают в правительстве. Например, депутаты, эксперты и узкие профессионалы, владеющие ценной информацией, которая касается развития социума.

Если детально рассмотреть взаимодействие общества и государства, то можно сделать определенные выводы:

  1. Гражданское и правовое общество является мощным рычагом в системе ограничения стремления политической власти к господству. Для этого используется участие в избирательных кампаниях. А также формирование общественного мнения с помощью независимых средств информации.
  2. Гражданское общество постоянно нуждается в государственной поддержке. Именно поэтому многие представители организаций принимают активное участие в работе госорганов. Несмотря на то что большинство организаций являются самообразующимися и независимыми, они все равно взаимодействуют с государством в разных формах.
  3. Оно имеет острую заинтересованность в хороших отношениях с обществом.

Понятие гражданского общества слишком широкое и масштабное, но оно обязательно подразумевает тесное взаимодействие с госорганами. Для демократического государства очень важно, чтобы эти взаимоотношения были доверительными и тесными, только так можно иметь экономическую и политическую стабильность.

Гражданское общество и его институты

Как мы уже выяснили, главным элементом любого общества является человек. Поэтому все группы и организации должны способствовать всестороннему развитию личности и реализации ее интересов.

Институты гражданского общества можно разделить на несколько групп:

  1. Организации, в которых личность получает все необходимое для удовлетворения своих жизненно важных потребностей, например, в еде, пище, жилье. Это могут быть профсоюзные организации, производственные или потребительские союзы.
  2. Ко второй группе институтов относятся семья, церковь, спортивные организации, творческие союзы. В них индивид удовлетворяет свои духовные потребности, физические.
  3. Политические партии и движения удовлетворяют потребности в управленческой деятельности.

Таким образом, реализацию всех интересов граждан осуществляют институты гражданского общества. Границы этих прав и свобод как раз и составляют его главные черты.

Характерные черты современного гражданского общества

Для сегодняшнего времени характерно гражданское общество, которое имеет следующие характеристики:

  • Нет пока целостной и единой системы гражданских структур. Также можно говорить о слабой правовой защите граждан.
  • В обществе можно видеть разделение людей на бедных и богатых, элиту и простой народ, представителей власти и всех остальных.
  • Слабая социальная основа общества. По подсчетам средний класс занимает от 16 до 30 % всех граждан.
  • Не имеют яркой выраженности объединяющие культурные ценности: уважение к личности, солидарность, доверие и другие.
  • Граждане в большинстве случаев пассивны и не желают принимать участие в политической и общественной жизни государства.
  • Организации или слабо, или неэффективно воздействуют на органы власти.
  • Еще находится на стадии формирования правовая основа гражданского общества.
  • На облик общества в целом влияет и историческое развитие, и современные особенности.
  • Сейчас еще нельзя назвать процесс формирования гражданского общества в России завершенным. Это очень длительный путь. Многие граждане просто не осознают роль общества в жизни государства и их собственной.

Большой проблемой на данный момент является отчуждение многих организаций, групп, институтов от государства.

Глобальное открытое общество

Глобальное гражданское общество - это уже международная сфера проявления инициатив граждан, их объединение на добровольной основе в организации. Эта сфера не поддается вмешательству и регламентации со стороны государства. Такое общество является основной базой для развития цивилизации и неким регулятором не только экономики, но и политики во всех мировых странах.

Открытое глобальное общество имеет свои признаки:

  1. Осуществляется быстрая смена чиновников на основе общественного мнения.
  2. Это же можно сказать и про элиту общества.
  3. Наличие доступных средств массовой информации, которые не подвержены государственной цензуре.
  4. Наличие социальных сетей, в которых граждане могут оказывать влияние друг на друга.
  5. Общественное мнение находится в зависимости от оценок граждан.
  6. Все права и свободы реализуются реально, а не только на бумаге.
  7. Самоуправление находится на высоком уровне.
  8. Государство ведет правильную социальную политику.
  9. Вес в обществе имеет и средний класс.
  10. За государственными структурами осуществляют контроль общественные организации.

Таким образом, можно сказать, что глобальное общество - это то, в котором государство не доминирует в отношениях граждан.

Общество и его развитие

Если говорить про развитие гражданского общества, то можно смело сказать, что оно еще не закончено. Это касается не только нашей страны, но и всех остальных мировых государств.

Большинство политологов утверждают, что формирование гражданского общества началось еще в античные времена, например, в Греции, Риме существовали отдельные элементы общества. Шло развитие торговли, ремесла, это привело к появлению товарно-денежных производств, которые получили свое закрепление в римском частном праве.

Если говорить о европейских регионах, то можно выделить несколько этапов в развитии общества:

  1. Первый этап можно отнести к 16-17 векам. В это время начали появляться политические, экономические, идеологические предпосылки для развития гражданского общества. Это бурное развитие промышленности, торговли, разделение труда, развитие товарно-денежных отношений, идеологический переворот, становление культуры и искусства.
  2. Второй этап начинается с 17 и продолжается до 19 века. Этот период ознаменовался формированием гражданского общества в наиболее развитых странах в виде капитализма, который основывался на частном предпринимательстве.
  3. 20 век - это начало третьего этапа развития, который продолжается и до настоящего времени.

Если говорить о развитии гражданского общества в России в настоящее время, то можно отметить ряд особенностей:

  • У нас в обществе недостаточно развита политическая культура.
  • У многих граждан отсутствует социальная ответственность.
  • Изначально Россия принадлежала к тем странам, которые больше ориентируются на государство, чем на общество. Такие стереотипы достаточно трудно поддаются корректировке.
  • Нет мощного общественного слоя, который бы сумел руководить социальным движением, поэтому основная роль в этом отводится государству.

Становление гражданского общества - это длительный и практически непрерывный процесс, в котором принимают активное и равноправное участие как граждане, так и государство. Если удастся сформировать современное правовое гражданское общество, то и государство будет вынуждено подчиниться законам и служить на благо граждан.

А. Становление гражданского общества неразрывно связано с утверждением правового государства.

Б. Гражданское общество представляет собой совокупность инициативных объединений граждан.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

16. Инициативная группа жителей района выступила против намеченного руководством города строительства торгово ­развлекательного комплекса. Данный факт иллюстрирует наличие 1) авторитарного режима 2) гражданского общества 3) политической системы 4) местного самоуправления

Органы местного самоуправления, согласно закону, осуществляют

1) принятие и реализацию внешнеполитических решений

2) самостоятельное решение вопросов данной территории

3) управление объектами федеральной собственности

4) объявление амнистии

Верны ли следующие суждения о местном самоуправлении?

А. Местное самоуправление в РФ обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов

местного значения.

Б. Органы местного самоуправления самостоятельно формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

19. Какой из приведённых примеров иллюстрирует деятельность организаций гражданского общества?

1) Парламент страны принял поправку к Закону о средствах массовой информации.

2) Глава государства подписал международный договор о сокращении вооружений.

Ассоциация деятелей искусства организовала благотворительную акцию помощи детям с особыми потребностями.

4) Полиция обеспечила безопасность граждан и правопорядок во время проведения футбольного матча.

Исключительным признаком правового государства является

1) система законодательства

2) система сдержек и противовесов между ветвями власти

Многообразие средств массовой информации

4) верховенство судебной власти над законодательной и исполнительной

Главная особенность организаций, представляющих гражданское общество, это

Проявление инициативы граждан

2) реализация правительственной программы

3) наличие собственных коммерческих интересов

4) участие в деятельности государственных органов

Главная особенность организаций гражданского общества состоит в том, что они

1) учреждаются государственными органами;

2) не участвуют в политической борьбе;

3) опираются на инициативную деятельность людей;

4) реализуют правительственные программы.



23. Установите соответствие между примерами и элементами формы государства: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.

А) демократия 1 1) форма правления

Б) унитарное государство 2 2) форма государственно­-территориального устройства

В) республика 3 3) политический режим

Г) федерация 2

Д) монархия 1

Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой. Определите, какие положения текста 1) отражают факты 2) выражают мнения

(А) В Российской Федерации признаётся и гарантируется местное самоуправление.

(Б) В РФ местное самоуправление осуществляется гражданами путём референдума, выборов и других форм прямого волеизъявления.

(В) К сожалению, далеко не все осознали значение местного самоуправления в решении задач своего района.

Ответы: А – 1 ; Б – 1; В – 2 .

Раздел 2. Местное самоуправление за рубежом

Тема 3. Исторический экскурс в местное самоуправление за рубежом.

Тема 4. О предпосылках и особенностях основных моделей местного самоуправления

1.Высокая степень централизации управления присуща следующей зарубежной модели местного самоуправления:

а) англосаксонской модели
б) континентальной модели
в) немецкой модели
г) японской модели

2.Континентальная модель местного самоуправления в настоящее время действует:

а) В Канаде, Австралии, Новой Зеландии
б) На Ближнем Востоке, в Латинской Америке
в) В России
г)В Германии

Какие отношения характерны для модели муниципального управления «Слабый мэр - совет» (США)

а)Слабый мэр может избираться всем населением муниципального образования
б) Сильный совет, который доверяет мэру назначение всех чиновников на должности
в) Сильный совет, который берет на себя нормотворчество, общее руководство и контроль над работой чиновников
г) Мэр не может назначать муниципальных чиновников

В условиях демократии, государство, по отношению к гражданскому обществу, выполняет следующую роль:

· создание правовой основы для деятельности гражданского общества, обеспечение свободы, безопасности и прав человека

· развитие коммуникаций: связь, транспортные артерии – железные, автомобильные дороги и т.д.

Тестирование:

1. Взаимная ответственность государства и личности, партнерские отношения власти и общества отличают государство

1) правовое

2) суверенное

3) республиканское

4) федеративное

2. К сфере гражданского общества относится деятельность

1) парламента

2) Союза писателей

3) прокуратуры

4) вооруженных сил

3. Отличительным признаком правового государства является

1) суверенитет

2) наличие национальной валюты

3) разделение властей

4) институт гражданства

4. Добровольная политическая организация, которая объединяет группу единомышленников, выражающих интересы определенных социальных сил, ставит целью реализовать их путем завоевания, удержания и использования государственной власти. Какому понятию соответствует это определение?

1) правовое государство

2) профессиональный союз

3) политическая партия

4) парламентская фракция

5. Организация Z активно участвует в политической жизни, но не ставит задачу овладения властью, а лишь оказывает на нее давление, добиваясь своих целей. Организация Z –это

1) правовое государство

2) общественно-политическая организация

3) политическая партия

4) парламентская фракция

6. Какое понятие используют для характеристики негосударственных социальных связей и отношений граждан?

1) гражданское общество

2) правовое государство

3) социальное государство

4) общественная организация

7. Какая организация представляет гражданское общество?

1) Союз защиты потребителей

2) правоохранительные органы

3) вооруженные силы

4) районный суд

8. Что отличает правовое государство?

1) господство исполнительной власти

2) контроль над деятельностью средств массовой информации

3) наличие единой общеобязательной идеологии

4) реализация на практике принципа разделения властей

9. Негосударственные и непартийные объединения, воздействующие на государственную власть, активно участвующие в политической жизни, но не ставящие задачу овладения властью, а лишь оказывающие на нее давление, добиваясь своих целей. Какому понятию соответствует это определение?

1) правовое государство

2) общественно-политическое движение

3) политическая партия

4) парламентская фракция

10. Главная особенность организаций гражданского общества состоит в том, что они

1) учреждаются государственными органами


2) участвуют в политической борьбе

3) опираются на инициативную деятельность людей

4) реализуют правительственные программы

11. Какая организация представляет гражданское общество?

1) ассоциация ректоров университетов

2) правоохранительные органы

3) вооруженные силы

4) районный суд

12. Что отличает демократическое правовое государство?

2) гарантированность законами равноправия партий и движений

3) наличие правоохранительных органов

4) действие в стране жесткой правительственной цензуры

13. Верны ли следующие суждения о правовом государстве?

А. Правовое государство гарантирует соблюдение прав и свобод граждан.

Б. Отличительным признаком правового государства является последовательная реализация принципа разделения властей.

14. Инициативная группа жителей, чьи дома прилегают к парку, организовали субботник для очистки и благоустройства территории парка. Данный пример стоится к деятельности

1) государственного аппарата

2) организаций гражданского общества

3) муниципальных служб

4) местного самоуправления

15. Какой из приведенных примеров иллюстрирует деятельность организаций гражданского общества?

1) Парламент принял поправку к закону о средствах массовой информации.

2) Владельцы гаражей провели акцию против строительства магистрали на месте их гаражного кооператива.

3) Глава государства выступил с ежегодным обращением к парламенту.

4) Депутаты законодательного собрания посетили несколько детских дошкольных учреждений.

16. Какая организация представляет гражданское общество?

1) министерство образования и науки

2) ассоциация любителей орхидей

3) городской суд

4) прокуратура

17. К отличительным признаком правового государства относят

1) наличие профессионального аппарата управления

2) верховенство права

3) наличие законодательного органа

4) суверенитет

18. Верны ли следующие суждения о правовом государстве?

А. К признакам правового государства относят незыблемость прав человека, их охрану и гарантированность.

Б. Отличительным признаком правового государства является наличие единой общеобязательной идеологии.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

19. Ниже приведен ряд признаков. Все они, за исключением одного, отличают гражданское общество. Найдите номер признака, выпадающего из этого ряда.

1) Многообразие форм объединения граждан, 2) автономность организаций, 3) самоорганизация и самоуправление 4) демократизм, 5) регулярная сменяемость органов государственной власти

20. Найдите в приведенном ниже списке отличительные признаки правового государства и выпишите цифры, под которыми они указаны.

1) наличие системы законодательства

2) верховенство закона

3) разделение властей

4) налогообложение граждан

5) осуществление правоохранительной деятельности

6) взаимная ответственность государства и граждан

21. Ниже приведен ряд признаков. Все они, за исключением одного, относятся к признакам правового государства. Найдите и впишите номер признака, выпадающего из этого ряда.

1) Верховенство закона, 2) единая государственная идеология, 3) разделение властей, 4) обеспечение прав и свобод человека, 5) взаимная ответственность личности и государства.

22. Найдите в приведенном списке организации гражданского общества и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) министерство связи и массовых коммуникаций

2) экологическое движение

3) ассоциация любителей русской классической музыки

4) прокуратура

5) объединение владельцев автотранспорта

6) отдел внутренних дел

1. Выделите главные черты развития гражданского общества и социальные проблемы, характерные для периода индустриального развития.

Главными чертами его развития в 1890-1960-е гг. были политизация и крайняя идеологизация общественной и частной жизни граждан и их объединений, а также особая роль конфликта между трудом и капиталом в обществе.

Социальные проблемы: конфликт между трудом и капиталом, отсутствие гражданских прав и свобод для некоторых категорий населения, в частности женщин; страх начала новой воны. Профсоюзы были поделены между партиями.

2. Какое значение имели события 1968 г. и о каких тенденциях в развитии общества они свидетельствовали?

1968 год обозначил новую роль граждан, уставших от засилья бюрократии, государственного вмешательства, от партий и других организаций.

Начался подъем гражданской активности.

3. Сравните черты гражданского общества в индустриальную и постиндустриальную эпоху. Определите главные отличия.

Главными чертами развития гражданского общества в 1890-1960-е гг. были политизация и крайняя идеологизация общественной и частной жизни граждан и их объединений, а также особая роль конфликта между трудом и капиталом в обществе. Профсоюзы были поделены между равными партиями, которые стремились превратить их в инструмент своей политической борьбы. Консерваторы контролировали христианские профсоюзы. Анархисты (анархо-синдикалисты) руководили крупными профсоюзами во Франции, Италии, Испании, США. Под влиянием социалистов и коммунистов находились крупнейшие профсоюзные объединения рабочих. Фашисты пытались опереться на общества бывших фронтовиков Первой мировой войны, либералы и социалисты использовали женское движение и т. д. Каждая газета или журнал имели свою политическую направленность. Так идеологическое противостояние пронизывало общественную и частную жизнь граждан.

Изменение роли и характера гражданского общества как совокупности независимых от политического государства добровольных ассоциаций граждан ярко прояви¬лось с 1960-х гг. С этого времени начинается падение популярности политических организаций и государственных органов, парламентов, правительств, уменьшение численности партий, профсоюзов, бойскаутских и других организаций. Люди стали реже участвовать в выборах. Эти явления были характерны для всех развитых стран Запада. Сначала это воспринималось как кризис демократии и распад социальных связей, пока не стало понятно, что граждане ищут иных форм взаимодействия. Оказалось, что люди стали чаще находить себя в рамках небольших групп по интересам, реже ходить на выборы, но отдавать больше времени разного рода добровольным ассоциациям.

4. В чем выражается новая роль гражданских организаций в современном мире?

«Глобальной революцией добровольных ассоциаций граждан» назвали ученые начавшийся с 1960-х гг. невиданный всплеск гражданской активности и появление новых организаций - в защиту потребителя, экологических студенческих, альтернативных, гражданских инициатив, обществ взаимопомощи и др.

Их фактический лозунг - «Общество вне государства» и нередко «Общество против государства». Эти движения отражают стремление к взаимопомощи, к защите интересов индивидуума, групповых, региональных и местных интересов. Это движения за восстановление гражданского достоинства людей и обеспечение их прав, за улучшение условий труда и жизни, за возрождение и защиту национальной культуры, защиту прав различных меньшинств, охрану окружающей среды, защиту животных и пр.

Главным конфликтом в обществе уже является не противоречие между трудом и капиталом, а конфликт между теми, кто обладает экономической и политической властью, и остальными гражданами.

5. Какие из организаций гражданского общества вам представляются наиболее важными?

Общества взаимопомощи, в защиту прав потребителя, общества в защиту экологии.

6. В каких организациях гражданского общества вы хотели бы принять участие и почему?

В обществе по защите экологии. Хотелось бы оставить будущим поколениям Землю в пригодном для проживания состоянии.

7. Почему возникли обновленческие движения в церкви?

Это обновления были навеяны временем. Развитие гражданского общества свидетельствовало о том, что люди готовы и могут взять на себя ответственность за свою жизнь. Церковь со средневековыми правилами уже не удовлетворяла потребности современного человека. А поддержка фашистских режимов церковью отворачивала от нее людей.