Гражданское общество - это один из феноменов современного мира, некий идеал, к которому стремятся индивидуумы, мыслящие категориями демократии, верховенства закона, прав и свобод человека и гражданина. Гражданское общество представляет собой общество с развитыми экономическими, культурными, правовыми и политическими отношениями между его членами.

Впервые термин «гражданское общество» был подробно рассмотрен Гегелем в его работе «Философия права». Гегель предложил рассматривать общество в рамках трех уровней: семья, гражданское общество, государство.

В соответствии с Гегелем гражданское общество есть множество свободных индивидов, взаимодействующих между собой с целью удовлетворения своего общего интереса (общий интерес по Руссо).

Одно из общепризнанных определений гражданского общества: гражданское общество есть объединение людей для удовлетворения своих потребностей вне государства.

Институтами гражданского общества можно считать все негосударственные организации: политические партии, профсоюзы, общественные неправительственые организации, прессуи т. д.Разумеется, это не относится к тоталитарному обществу, где все упомянутые институты носят государственный характер, и гражданское общество подменено государством.

Гражданское общество взаимодействует с государством. Именно оно и образует естественный фундамент демократии, без которого последняя просто невозможна или неэффективна.

Элементы и ценности гражданского общества по сути сложились в Европе уже в XVIII веке. В них входили такие представления о нормах индивидуального существования, как:

  • требование личной безопасности;
  • принцип равенства всех перед законом;
  • право на частную собственность;
  • право на частную жизнь;
  • признание индивидуальных различий, уважение к другому человеку.

Определяющим моментом становления гражданского общества является социальная ответственность. Её роль заключается в том, что ответственность как социальный феномен определяет пределы допустимой деятельности отдельных индивидов, групп, организаций в обществе. Это особенно важно в российских условиях, где крайне сложно проходит процесс разграничения общественного, государственного и личного.

С гражданским обществом в России дело обстоит сложнее, чем на Западе, и сложнее, чем в некоторых странах Востока. В России достаточно ярко выражена доминирующая роль государства в силу ряда исторических,природно-географическихи геополитических причин. Государство долгое время выступало по большей части основным инициатором формирования общественных институтов, и это накладывало отпечаток на все отношения - хозяйственные, социальные, культурные, не говоря уже о политических. Самодеятельность снизу ограничивалась, что послужило причиной фактического отсутствия в нашей стране гражданского общества.

Особенность нынешней ситуации в России состоит в том, что элементы и блоки гражданского общества предстоит создавать во многом заново. Необходимо организовывать новые профсоюзы - попытки реформирования прежних, по сути государственных, профсоюзов не привели к успеху. Нужны также полноценные предпринимательские объединения - те, что существуют сегодня, либо неэффективны, либо преследуют узкие, не включающие интересы всего общества цели. Возникнут, разумеется, и другие группы интересов - общенациональные, региональные и локальные. Так или иначе, лишь на основе взаимодействия интересов труда и капитала станут возможными и экономическая модернизация, и создание демократического (пусть для начала ограничено демократического, близкого к авторитарному типу) государства, которое смогло бы стать арбитром в соперничестве различных групповых интересов. Этот процесс означает одновременно и становление гражданского общества.

Можно выделить следующие возможные направления формирования гражданского общества в России:

  • создание экономического фундамента на основе многообразия форм собственности и социально ориентированной рыночной экономики;
  • формирование в условиях реально сложившейся дифференциации интересов различных групп и общностей нового, базирующегося на приоритете права, типа государственности, способного к социальному партнерству. Особая роль в этом процессе должна принадлежать интеллигенции, сочетающей патриотизм и объективно-критическийподход к реальностямсоциально-политическойжизни, что приводит, с одной стороны, к разрушению национального самосознания и общества, с другой порождает одномерный национализм, абсолютизирующий ценности далекого прошлого;
  • создание реального плюрализма в обществе. Этому способствует падение влияния традиционных партий и рождение новых форм массовой политической деятельности, а также появление самоуправляемых структур, ассоциаций, неформальных гражданских движений;
  • преодоление традиционной конфронтационной гражданской и политической культуры, т. е. стабилизация общества на основе гражданского мира с приданием ему конституционных гарантий.

Таким образом, гражданское общество - необходимый элемент на пути модернизации российской жизни. Можно привести множество доказательств необходимости гражданского общества, мы же выделим два из них.

Первое. Неэффективно решение всех проблем доверять только власти - это политическая аксиома. Утопично полагать, что власть может управлять всем сразу и одновременно. Плох тезис «сильное государство - слабый народ». Он плох в том числе и тем, что у людей в таком случае отсутствуют мотивы роста. К примеру, предприниматель в этом случае ищет не резервы внутреннего развития, а чиновника, которому дать взятку. Он скорее займется ликвидным бизнесом, торговлей, финансовой аферой. Так отсутствие институтов гражданского общества формирует мобилизационный тип экономики, который не имеет стимулов к саморазвитию, а движется только волевыми толчками сверху.

Второе. Гражданское общество - это универсальный политический стабилизатор. Когда через структуры гражданского общества люди могут решать свои проблемы, не возникает желания действовать методами всеобщего разрушения. Гражданское общество нужно и как гражданский контроль за властью, и как институт постановки проблем перед властью. Ведь общество стабильно тогда, когда один и тот же человек принадлежит как можно большему количеству групп - так он лучше понимает общество в целом.

Эволюция и исторические аспекты

Для античности и средневековья характерно отсутствие четкого разграничения между обществом и государством, поскольку государственное, общественное и полисное означали, по сути дела, одно и то же.

Некоторые изменения в понимании гражданского общества происходят в эпоху Возрождения, когда внимание все больше акцентируется на отдельной личности, ликвидации неравенства, утверждении права в жизни суверенного государства. Но и здесь и личность, и общество ещё растворены в государстве. Это время возникновения и развития идеи гражданского общества в концепциях естественного права и общественного договораXVII–XVIIIвеков. Этот период связан с концепциями, которые выражали потребности времени, сводившиеся к борьбе абсолютной монархии и зарождающейся буржуазной демократии. Согласно им общество приходит на смену естественному состоянию, независимо от того, как понимается последнее. Переход к гражданскому состоянию сопровождается заключением общественного договора, на основе которого народ и власть строят свои взаимоотношения. При этом подчеркивался принцип свободы личности, идея самоценности отдельного человека, уважение к его собственности и хозяйственной самостоятельности, неотъемлемости его гражданских прав. Формирование гражданского общества происходило параллельно с формированием государства нового типа - буржуазного государства.

Третьим периодом в развитии идеи гражданского общества стал «институциональный период» (XIX - первая четверть XX века), характеризующийся расширением сферы влияния, политического признания и утверждения идейного господства концепции гражданского общества в условиях буржуазных революций. Гражданское общество из теоретической конструкции превращается в особую сферу социальной реальности, приобретая тем самым онтологический статус. Толкование гражданского общества как особой внегосударственной сферы социального организма получило широкое распространение в Европе. Согласно этой теории, гражданское общество (в отличие от государства) - это сфера, для которой характерны не принуждение, а добровольный выбор, авторитет морали, а не власти. При этом их взаимодействие плодотворно при условии, что государство является демократическим. Гражданские и политические организации способствуют взаимному развитию и обогащению. К примеру, Алексис де Токвиль не исключает политическое начало из сферы гражданского общества. Более того, характер взаимосвязи политических и гражданских ассоциаций определяет тип самого государства.

Четвертый этап, согласно общепринятой периодизации эволюции идеи гражданского общества, -20-90-егоды XX века. На этом этапе происходит переход от практических требований экономической и политической свободы личности, характерных для предшествующего периода, к расширению свобод в сфере культуры, стилей жизнии т. д.Постепенно появляются условия для трансформации дихотомии «гражданскоеобщество-государство» в более сложные конструкции.

Идея гражданского общества на протяжении последних десятилетий расширялась и углублялась, дополнялась идеей демократии, основанной на политическом плюрализме, общем конкурсе и партнерстве конкурирующих социальных групп; идеей ограничения государственной власти установленными правовыми нормами, идеей индивидуальной свободы человека, расширением демократии в социальном плане.

Широкое распространение получила теория плюрализма, согласно которой основная задача государства - достижение общегражданского консенсуса путем учета и координации множества интересов различных групп населения, снятие или смягчение противоречий, поиск гражданского согласия, направленные на интегрирование общества. Государство при этом воспринимается не как безликое коллективное сообщество людей, в котором была бы растворена индивидуальность, а как сообщество свободных индивидуумов, объединяющихся на солидарной основе. Конечно, как показывает практика, для демократизации гражданского общества государственные институты не всегда являются эффективным инструментом, так как это нередко приводит к бюрократизации и усилению власти государства. Гражданское общество стало парадигмой, определяющей возможное направление общественных реформ.

Теоретические модели, международный опыт

И Локк, и Токвиль, и Гегель считали, что гражданское общество находится вне аристократического, монархического государства и противостоит ему. Гражданское общество было неким «зонтиком» для всего, что вне государства.

Затем по мере зарождения рынка и возникновения капитализма, который был признан силой, поощряющей самостоятельное развитие общества, представления изменились. Капитализм и рынок стали считаться частью гражданского общества.

Вебер в своих работах отмечал этическую силу капитализма, который дает и хозяевам, и рабочим большую свободу. В особенности хозяевам, которые в отличие от рабовладельцев избавляются от необходимости содержать не только раба, но и его семью.

В ХIX веке с появлением социалистов, утопистов капитализм стали считать антисоциальной идеей. Маркс, например, считал гражданское общество лишь надстройкой, маскирующей класс капиталистов, и предлагал от гражданского общества в таком виде избавиться. Но Маркс был не деспот и не варвар и считал, что гражданское общество необходимо, но его движущей силой должен стать пролетариат.

Дискуссии на темы, что же считать гражданским обществом, насколько оно зависимо или не зависимо от государства, какие слои общества в его авангарде, продолжаются до сих пор. И со времен эпохи Просвещения к единому мнению так и не пришли.

Сейчас принято воспринимать общество как взаимодействие трех сфер: НКО, госуправления и бизнеса. Однако профессорГУ-ВШЭИонин считает такое разделение искусственным. По мнению ученого, эти три сегмента настолько взаимопроникающие, что четкую грань между ними провести невозможно. Кроме того, члены гражданского общества выступают и в других сферах и являются членами негражданских групп.

Профессор считает, что треугольник «НКО - бизнес - государство» просто удобен для «учета» организаций «третьего сектора»: не нужно разрабатывать методик и глубоких подходов, а можно просто использовать формальную градацию. В то время как гражданское общество, как никакое другое «всеобщно», потому что подчиняется законам полного приятия и равенства.

Но государство, в конечном счете, и есть порождение гражданского общества - его волеизъявления. К тому же государство - это инструмент реализации целей гражданского общества, что предполагает партнерские отношения. Основные черты гражданского общества, такие как солидарность, равенство, доверие, уважение, в той или иной степени присущи и бизнесу, и госаппарату.

Существует два парадокса институализации, и оба они неизбежны, потому что возникают из самой логики жизни.

Парадокс первый: бюрократизация «третьего сектора». И это вполне естественно. Чем крупнее институт, тем больше он сливается с государством или бизнесом; чем он стабильнее, тем активнее ведется разделение сфер влияния, разрастается иерархическая структура.

В итоге происходит подмена ценностей. Общественники, которые заявляли о своих стремлениях лоббировать интересы граждан, начинают работать на себя - делать карьеру. Что само по себе естественно и не зазорно, но зачастую «раскручивание» собственного имени и получение регалий защиту демократических гражданских идеалов отодвигает на задний план.

Парадокс второй: коммерциализация. Известно, что финансирование «третьего сектора» - это его главная проблема. Скудные бюджетные гранты; частное спонсорство (у небольших организаций оно нерегулярное и недостаточное, на солидные иностранные гранты могут рассчитывать только крупные игроки); самостоятельная коммерческая деятельность, которую ведут единицы.

Никто не спорит, что полученные от спонсоров деньги идут не «в карман», а на непосредственную деятельность. Но бывают случаи, в которых финансовые сделки ведут к потере гражданской невинности. Для того чтобы «соблюсти невинность» и не подорвать саму гражданскую идею, существуют модели развести гражданское общество (как общество равенства доверия и свободы) и капитализм с его жесткими законами, не забывая при этом об их тесной взаимосвязи.

В целом, главный вывод, который можно отсюда сделать: гражданское общество в процессе развития и укрепления неизбежно становится коммерческим и бюрократическим.

Вячеслав Азаров: Греция рядом

10.06.2010 в 01:00

К нам едет МВФ. И гоголевский «Ревизор» с его бюрократическим фарсом кажется детским утренником, на фоне ожидаемых в этой связи телодвижений украинской власти. 2 июня 2010 г. Президент Янукович провел переговоры с распорядителем МВФ Д. Стросс-Каном. Они договорились о приезде в Украину ведущего эксперта фонда для корректировки презентованной программы экономических реформ. Что послужит основанием для предоставления нового кредита МВФ.

А. Становление гражданского общества неразрывно связано с утверждением правового государства.

Б. Гражданское общество представляет собой совокупность инициативных объединений граждан.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

16. Инициативная группа жителей района выступила против намеченного руководством города строительства торгово ­развлекательного комплекса. Данный факт иллюстрирует наличие 1) авторитарного режима 2) гражданского общества 3) политической системы 4) местного самоуправления

Органы местного самоуправления, согласно закону, осуществляют

1) принятие и реализацию внешнеполитических решений

2) самостоятельное решение вопросов данной территории

3) управление объектами федеральной собственности

4) объявление амнистии

Верны ли следующие суждения о местном самоуправлении?

А. Местное самоуправление в РФ обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов

местного значения.

Б. Органы местного самоуправления самостоятельно формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

19. Какой из приведённых примеров иллюстрирует деятельность организаций гражданского общества?

1) Парламент страны принял поправку к Закону о средствах массовой информации.

2) Глава государства подписал международный договор о сокращении вооружений.

Ассоциация деятелей искусства организовала благотворительную акцию помощи детям с особыми потребностями.

4) Полиция обеспечила безопасность граждан и правопорядок во время проведения футбольного матча.

Исключительным признаком правового государства является

1) система законодательства

2) система сдержек и противовесов между ветвями власти

Многообразие средств массовой информации

4) верховенство судебной власти над законодательной и исполнительной

Главная особенность организаций, представляющих гражданское общество, это

Проявление инициативы граждан

2) реализация правительственной программы

3) наличие собственных коммерческих интересов

4) участие в деятельности государственных органов

Главная особенность организаций гражданского общества состоит в том, что они

1) учреждаются государственными органами;

2) не участвуют в политической борьбе;

3) опираются на инициативную деятельность людей;

4) реализуют правительственные программы.



23. Установите соответствие между примерами и элементами формы государства: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.

А) демократия 1 1) форма правления

Б) унитарное государство 2 2) форма государственно­-территориального устройства

В) республика 3 3) политический режим

Г) федерация 2

Д) монархия 1

Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой. Определите, какие положения текста 1) отражают факты 2) выражают мнения

(А) В Российской Федерации признаётся и гарантируется местное самоуправление.

(Б) В РФ местное самоуправление осуществляется гражданами путём референдума, выборов и других форм прямого волеизъявления.

(В) К сожалению, далеко не все осознали значение местного самоуправления в решении задач своего района.

Ответы: А – 1 ; Б – 1; В – 2 .

Раздел 2. Местное самоуправление за рубежом

Тема 3. Исторический экскурс в местное самоуправление за рубежом.

Тема 4. О предпосылках и особенностях основных моделей местного самоуправления

1.Высокая степень централизации управления присуща следующей зарубежной модели местного самоуправления:

а) англосаксонской модели
б) континентальной модели
в) немецкой модели
г) японской модели

2.Континентальная модель местного самоуправления в настоящее время действует:

а) В Канаде, Австралии, Новой Зеландии
б) На Ближнем Востоке, в Латинской Америке
в) В России
г)В Германии

Какие отношения характерны для модели муниципального управления «Слабый мэр - совет» (США)

а)Слабый мэр может избираться всем населением муниципального образования
б) Сильный совет, который доверяет мэру назначение всех чиновников на должности
в) Сильный совет, который берет на себя нормотворчество, общее руководство и контроль над работой чиновников
г) Мэр не может назначать муниципальных чиновников

Термин "гражданское общество" прочно входит в категориальный аппарат правоведов, историков, философов, социологов, политологов и т.д. При этом очевиден большой разброс как в конкретном определении различными авторами самого понятия "гражданское общество", так и в подходах к его анализу. Можно вынести несколько определений этого термина, но основная идея, конечно же, у них одна.

Гражданское общество - это 1) наличие собственности в распоряжении людей (индивидуальное или коллективное владение);

наличие развитой многообразной структуры, отражающей многообразие интересов различных групп и слоев, развитой и разветвленной демократии;

высокий уровень интеллектуального, психологического развития членов общества, их способности к самодеятельности при включенности в тот или иной институт гражданского общества;

законообеспеченность населения, то есть функционирование правового государства.

Гражданским обществом можно считать такую общность людей, где достигнуто оптимальное соотношение всех сфер общественной жизни: экономической, политической, социальной и духовной, где обеспечено постоянное поступательное движение общества вперед. "Гражданское общество - это такое общество, в котором различные по своей природе объединения граждан (партии, союзы, профсоюзы, кооперативы, группы) осуществляют связь между человеком и государством и не позволяют последнему узурпировать личность".

То есть при наличии гражданского общества, правительства - это лишь один элемент, сосуществующий с различными институтами, партиями, ассоциациями и пр.

Все это разнообразие носит название плюрализма и предполагает, что многие организации и институты демократического общества не зависят от правительства для своего существования, законности и авторитета. При существовании гражданского общества государство выступает выразителем компромисса различных сил в обществе. Экономической основой гражданского общества является право на частную собственность. В противном случае создается ситуация, когда каждый гражданин вынужден служить государству на тех условиях, которые ему диктует государственная власть.

По сути дела, интересы меньшинств в гражданском обществе выражают различные социальные, политические, культурные и прочие союзы, группы, блоки, партии. Они могут быть как государственными, так и независимыми. Это позволяет отдельным людям осуществлять свои права и обязанности граждан демократического общества. Посредством участия в этих организациях разнообразными способами можно оказывать влияние на принятие политических решений.

Понятие и структура гражданского общества

Гражданское общество существует и функционирует в противоречивом единстве с государством. При демократическом режиме оно взаимодействует с государством, при тоталитарном - стоит в пассивной или активной оппозиции к государству.

Отметим, что в основе любого гражданского общества лежат ряд наиболее общих идей и принципов, независимо от специфики той или иной страны. К ним относятся:

экономическая свобода, многообразие форм собственности, рыночные отношения;

легитимность и демократический характер власти;

безусловное признание и защита естественных прав и свобод человека и гражданина;

классовый мир, партнёрство и национальное согласие;

правовое государство, основанное на принципе разделения и взаимодействия властей;

равенство всех пред законом и правосудием, надёжная юридическая защищённость личности;

политический и идеологический плюрализм, наличие легальной оппозиции; гражданский общество власть государство

свобода слова и печати, независимость средств массовой информации;

невмешательство государства в частную жизнь граждан, их взаимные обязанности и ответственность;

эффективная социальная политика, обеспечивающая достойный уровень жизни людей.

Таким образом, гражданское общество определяется как целостная общественная система, характеризующаяся развитостью рыночных отношений, наличием социальных классов и слоев, имеющих собственные, независимые от государства источники существования; экономической свободой производителей, наличием политических, социальных и личных свобод граждан, демократизмом политической власти, верховенством права во всех областях общественной деятельности, включая государственную.

Структура гражданского общества -- это внутреннее строение общества, отражающее многообразие и взаимодействие его составляющих, обеспечивающее целостность и динамизм развития.

Системообразующим началом, генерирующим интеллектуальную и волевую энергию общества, является человек с его естественными потребностями и интересами, внешне выраженными в юридических правах и обязанностях. Составляющими частями (элементами) структуры выступают различные общности и объединения людей и устойчивые взаимосвязи (отношения) между ними.

Структуру современного гражданского общества можно представить в виде пяти основных систем, отражающих соответствующие сферы его жизнедеятельности. Это социальная (в узком смысле слова), экономическая, политическая, духовно-культурная и информационная системы.

В социальной сфере институтами гражданского общество являются семья и различные коллективы людей: трудовые, служебные, коллективы, основанные на взаимной дружбе, коллективы по интересам (клубы, охотничьи, рыбаловецкие коллективы, садоводческие товарищества и т.д.), детские, молодежные организации, не носящие политического характера (например, организации бойскаутов). Следует отметить, в данном случае имеется в виду социальная сфера - это сфера всей общественной жизни, включая экономическую, политическую, духовно-культурную, информационную сферы.

В экономической сфере институтами гражданского общества являются организации, предприятия, учреждения, занимающиеся производством материальных благ, оказанием различного рода услуг, как материального, так и нематериального характера (банковско-кредитные учреждения, туристические фирмы, организации по возмездному оказанию юридических услуг).

В политической сфере институтами гражданского общества являются политические партии, организации, движения различной политической ориентации (правые, левые, центристские, религиозные), преследующие политические цели, участвующие в борьбе за государственную или муниципальную (публичную власть). Сюда же входят молодежные политические организации (например, коммунистические союзы молодежи).

Важнейшим институтом гражданского общества в политической сфере является местное самоуправление, органы которого совместно с органами государства представляют систему публичной власти и являются связующим звеном между гражданским обществом и государством. Все вышеуказанные институты совместно с государством составляют политическую систему общества. Своеобразием отличается такой институт гражданского общества, как профессиональные союзы (профсоюзы). Они действуют как в политической, так и в экономической сфере.

В духовно-культурной сфере институтами гражданского общества являются учреждения культуры, творческие организации и союзы, образовательные учреждения, физкультурные и спортивные клубы, союзы (федерации), церковь и религиозные (конфессиональные) организации, не носящие политического характера.

В информационной сфере институтами гражданского общества являются средства массовой информации (газеты и журналы, радио и телевидение, информационные страницы Интернета). В тоталитарном государстве все вышеуказанные сферы общественной жизни оказываются либо полностью огосударствленными, либо находятся под жестким, всеобъемлющим контролем органов государства, а в идеологизированном государстве, каковым был бывший СССР, и под контролем организаций правящей партии (в СССР - Коммунистической партии Советского Союза - КПСС).

Наиболее огосударствленными в бывшем СССР оказались экономическая и политическая сферы. В экономической сфере признавалась только социалистическая (государственная и колхозно-кооперативная) форма собственности на средства производства. Частная собственность была запрещена, была предусмотрена уголовная ответственность за частнопредпринимательсткую деятельность и коммерческое посредничество (ст.153 УК РСФСР 1960 г.).11 Вследствие этого организации, предприятия, учреждения, занимающиеся производством материальных благ, оказанием различного рода услуг как материального, так и нематериального характера, были в основном государственными. Колхозной формой собственности являлись коллективные хозяйства (колхозы), занятые преимущественно в сфере сельского хозяйства. Фактически колхозы пользовались никакой самостоятельностью, их деятельность полностью контролировалась государственными органами и КПСС. Производственные кооперативы представляли ничтожно малый процент в экономической системе советского общества.

Политическая сфера советского общества характеризовалась жесткой однопартийностью. Никакие иные политические партии, кроме КПСС, не действовали. Единственной молодежной политической организацией являлся Всесоюзный Ленинский Коммунистический Союз Молодежи (ВЛКСМ) - комсомол. Политический характер носила даже детская организация - Всесоюзная пионерская организация - Всесоюзная пионерская организация имени В.И.Ленина.

Местное самоуправление в бывшем СССР отсутствовало - местные Советы входили в систему органов государственной власти и полностью подчинялись вышестоящим государственным органам.

Профессиональные союзы имели централизованное руководство в лице Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов (ВЦСПС). Юридически профсоюзы считались общественной организацией. Однако фактическое огосударствление профсоюзов началось еще в первые годы Советской власти. Они были объявлены "школой коммунизма" и фактически вошли в механизм советского государства, причем профсоюзы первоначально даже отводилось второе место после коммунистической партии. По поводу В.И.Ленина в работе "Детская жизнь "левизны" в коммунизме" писал: "Партия непосредственно опирается на профсоюзные органы, которые насчитывают теперь, по данным последнего (апрель 1920 г.) съезда, свыше 4 миллионов человек. Фактически все руководящие учреждения громадного большинства союзов... состоят из коммунистов и проводят все директивы партии... Затем, разумеется, вся работа партии идет через Советы, которые объединяют трудящиеся массы без различия профессий... Таков общий механизм пролетарской государственной власти, рассмотренной "сверху", с точки зрения практики осуществления диктатуры".

Духовно-культурная сфера советского общества также подвергалась сильному огосударствлению, а информационная система полностью находилась в руках государства. За пределами государства оставалась только церковь и религиозные организации, напротив, антирелигиозная, атеистическая пропаганда составляла значительную часть государственной идеологии, а сами религиозные институты и их представители периодически подвергались преследованиям, в том числе и уголовного характера.

В политической сфере реально существует многопартийность. Минимальным стало огосударствление духовно-культурной сферы. Так, например, большинство дошкольных учреждений и школ в настоящее время являются не государственными, а муниципальными; действуют многочисленные частные и иные негосударственные образовательные учреждения. В информационной сфере действуют как государственные и муниципальные, так и иные (независимые) средства массовой информации.

Можно сделать вывод, что при характеристике структуры гражданского общества следует иметь в виду три обстоятельства.

Во-первых, изложенная классификация предпринята в учебных целях и носит условный характер. В действительности названные структурные части, отражающие сферы жизнедеятельности общества, тесно взаимосвязаны и взаимопроникаемы. Объединяющим фактором, эпицентром многообразных связей между ними выступает человек (гражданин) как совокупность общественных отношений и мера всех вещей.

Во-вторых, при изучении социальной, экономической и других систем как относительно самостоятельных явлений нельзя недооценивать и другие структурные составляющие (идеи, нормы, традиции).

В-третьих, надо видеть то, что связующим, упорядочивающим фактором структуры и процесса жизнедеятельности общественного организма служит право с его естественной общегуманистической природой, подкрепленной прогрессивным, демократическим законодательством, что логика развития гражданского общества неизбежно приводит к идее правовой государственности, правового демократического общества.

Гражданское общество, понятие, признаки, структура которого будут подробно описаны в статье, считается основной опорой любой настоящей демократии. Оно выступает залогом ее укрепления и сохранения, способствуя ее формированию. Главным противником развития в государстве тоталитаризма является именно гражданское этой формации? Как проявляется ее деятельность? Об этом далее.

Общие сведения

Гражданское общество призвано обеспечивать защиту социума от разнообразных злоупотреблений власти. Оно способствует ограничению коррупции, препятствует В России структура и функции гражданского общества сегодня только начинают формироваться. Это проявляется в первую очередь провозглашением свобод и прав личности как высшей ценности социума, которая определяет содержание и смысл деятельности органов власти. Среди предпосылок, вследствие которых стала формироваться структура гражданского общества, кратко можно назвать следующие:

  • Появление многопартийности.
  • Развитие рыночных отношений.
  • Реализация принципа разделения власти.

Более обширному влиянию гражданского общества на деятельность государства препятствует бюрократическая система.

Образование

Гражданское общество - понятие, признаки, структура этой формы организации людей - проходило достаточно продолжительный период становления в ходе исторического развития. В результате, оно стало мощнейшим социальным образованием. Гражданское общество начало функционировать не только в качестве исключительно государственной, но и социальной структуры. При переходе к рыночным отношениям происходит существенное имущественное расслоение образования. Для этого периода характерно увеличение социальных, межнациональных в том числе, конфликтов. Все эти факторы негативным образом сказываются на процессе формирования и становления гражданского общества. Сегодня на первый план выходят вопросы обеспечения социальной защищенности людей, реализации принципов справедливости в государственном управлении.

Понятие и сущность гражданского общества

Сегодня определение существенно обогатилось содержательно и считается весьма многозначным. В общем смысле оно предусматривает наивысшую В структуру гражданского общества входят частные лица, институты и группы. Все они не имеют прямой зависимости от политического государства. Также структура гражданского общества кратко может быть рассмотрена в качестве объединения, в котором имеют место развитые культурные, правовые, политические, экономические взаимоотношения между образующими его индивидами. Данные связи при этом не опосредованы государством.

Характеристика

Понятие и сущность гражданского общества можно рассмотреть с двух точек зрения. В соответствии с первой, данная форма организации представляет собой комплекс межличностных отношений, а также В данном случае в структуру гражданского общества входят экономика, культура, образование, семья, религия и прочее. В развитии этих взаимоотношений участие государства не предусмотрено. За счет этого комплекса взаимодействий обеспечивается удовлетворение социальными группами и индивидами собственных интересов и потребностей. Понятие гражданского общества в философии предполагает идеальную модель становления формирования. В соответствии с этой точкой зрения, социальное образование состоит из суверенных свободных личностей. При этом они должны иметь самые широкие социально-экономические, политические, культурные и прочие права, активно участвовать в государственном управлении и беспрепятственно удовлетворять самые разнообразные индивидуальные потребности.

Принципы

Они обеспечивают жизнедеятельность гражданского общества. К основным принципам относят:

  • Равенство свобод и прав всех людей.
  • Экономическую независимость индивидов.
  • Гарантированную юридическую защиту свобод и прав человека.
  • Свободу населения при формировании движений и партий.
  • Законодательно гарантированную возможность людей образовывать независимые объединения по профессиональным признакам и интересам.
  • Обеспечение необходимых условий, материальных в том числе, для развития культуры, воспитания населения, науки, образования и прочего.
  • Существование стабилизирующего механизма, обеспечивающего сохранность отношений между обществом и государством, а также безопасность первого.
  • Свободу образования и деятельности СМИ.

Какие особенности имеет гражданское общество? Каковы основные признаки этой формы организации

Существенной особенностью данного комплекса считается способность контролировать и противостоять государству. В истории имеет место множество периодов, в которых над властью побеждало гражданское общество. Сущность и структура формирования может пребывать в разном состоянии. К примеру, на Востоке этот комплекс в целом считается "аморфным", а вот государство имеет неограниченные возможности и власть, проникая во все сферы жизни. Что касается России, то здесь государство, как правило, побеждало и подчиняло гражданское общество. Сущность и структура комплекса постоянно испытывают давление со стороны власти. Ярким примером может служить 70-летний период тоталитаризма в стране. В результате него историческое развитие практически зашло в тупик. В современной России гражданское общество стало рассматриваться под другим углом. К нему появился интерес как к политическому идеалу. Признаком гражданского общества выступает и стремление обеспечить свободу и права личности, противостоять авторитарным проявлениям власти. Эта форма организации, кроме прочего, может взять на себя часть государственных задач, которые последнему выполнить не под силу. Тем не менее, существует определенная зависимость гражданского общества от власти. Ее степень зависит от способности объединяющихся людей удовлетворять свои потребности самостоятельно, не обращаясь за помощью к государству.

Прочие черты

Среди других признаков гражданского общества следует отметить:

  • Развитые правовые, культурные, политические, экономические взаимоотношения между индивидами.
  • Способность контролировать государство.
  • Наличие механизмов саморегулирования и самоконтроля.
  • Плюралистический характер. Он проявляется во множестве партий, форм собственности и прочем.
  • Отсутствие человеческого закрепощения. В обществе взаимодействующие люди считаются его основой.
  • Развитость и многообразность структуры, которая отражает различные интересы слоев и групп, разветвленность демократии.
  • Высокая степень психологического, интеллектуального развития людей, способность к самостоятельной деятельности при привлечении к тому или иному институту комплекса.
  • Законообеспеченность.

В рамках гражданского общества наиболее полно обеспечиваются свободы и права его членов. В комплексе также имеет место конкуренция между группами. В здоровом обществе у его членов свободно формируется собственное мнение, развита информированность, реально реализуется право на информацию. Жизненная деятельность комплекса базируется на координационном принципе. Этим общество отличается от госаппарата. В нем взаимодействия происходят по принципу субординации, строгого подчинения.

Составные элементы комплекса

Гражданскому обществу присуща особая структура. Ее компоненты - институты и формирования - обеспечивают условия для удовлетворения потребностей и реализации интересов коллективов, индивидов. Они способны оказывать необходимое давление на власть, заставляя ее служить на благо населения. Структура - внутреннее обустройство - отражает взаимодействие и многообразие компонентов. Она обеспечивает динамизм и целостность развития. В качестве системообразующего начала, генерирующего волевую и интеллектуальную энергию в комплексе, выступает, собственно, человек, с характерными естественными интересами и потребностями. Их внешнее выражение содержится в обязанностях и правах, закрепленных законодательно. Элементами структуры считаются разнообразные объединения и общности людей, а также устойчивые отношения между ними. В комплексе имеют место вертикальные и Фундаментом последних выступают разные взаимодействия, появляющиеся в процессе обеспечения общественной жизнедеятельности. К ним в первую очередь следует отнести экономические отношения. Они базируются на гарантированности и многообразии форм собственности. Это считается основополагающим условием личностной свободы и в гражданском, и в прочем обществе. Также внутри системы развиты и социокультурные отношения. К ним относят этнические, семейно-родственные, религиозные и прочие устойчивые связи.

Социальные контуры

Фундаментом гражданского общества может выступать только многообразная, разветвленная социальная структура. Она отражает все разнообразие и богатство интересов членов групп и представителей слоев. Значительная роль в процессе формирования социальных контуров принадлежит культурному плюрализму. Он включает в себя все компоненты духовной жизни, обеспечивает равноправие при участии всех индивидов в творческой деятельности. В верхнем слое общества присутствуют отношения, которые связаны с личным выбором, политическими и культурными отличиями групп по интересам.

Национальный вопрос в современных условиях

Выше шла речь о теоретических и методологических проблемах, касающихся некоторых понятий этнической социологии, о межнациональных отношениях, их видах и основных тенденциях развития, а также о проблемах взаимодействия на национальных интересах, их осознании и учете национальной политике. Мы вплотную подошли к так называемому национальному вопросу, теоретическим и практическим аспектам его решения в современных условиях.

Национальный вопрос представляет собой систему взаимосвязанных проблем развития наций (народов, этносов) и национальных отношений. Он интегрирует в себе основные проблемы практического осуществления и регулирования этих процессов, в том числе территориальные, экологические, экономические, политические, правовые, языковые, морально-психологические.

Национальный вопрос не остается неизменным, его содержание меняется в зависимости от характера исторической эпохи и содержания реально сложившихся межнациональных отношений. Представляется, что в современных условиях основное содержание национального вопроса заключается в свободном и всестороннем развитии всех народов, расширении, их сотрудничества и гармоническом сочетании их национальных интересов.


Политическая организация общества - совокупность организаций, участвующих в политической жизни страны, в регулировании отношений между основными социальными группами общества (классами, нациями, профессиональными стратами). Политическая организация общества состоит их двух основных компонентов: государства как основного, центрального звена политической организации общества; общественных политических объединений (партий, профсоюзов, национальных и профессиональных организаций). Государственная власть носит политический характер, поскольку концентрирует и выражает интересы основных социальных групп и согласовывает деятельность всех субъектов общества. По своей природе государство занимает ведущее, центральное место в политической системе, является основным инструментом политики. Помимо государства в политическую систему общества входят разнообразные общественные объединения (политические партии, профсоюзы, религиозные, женские, молодежные, национальные и другие организации). Они консолидируют интересы отдельных социальных групп и слоев общества. Главной задачей политических общественных объединений является влияние на государство, на его политику через избрание представителей в выборные государственные органы, через средства массовой информации, общественное мнение. В рамках плюралистической политической системы существуют разнообразные политические объединения, имеющие равные возможности на участие в политической жизни страны. В монистической политической системе выделяется одно политическое объединение, играющее главную роль в политической жизни страны. В зависимости политического режима, создаваемого государственной властью, политическая система может быть демократической, когда за политическими объединениями признаются широкие права на участие в формировании государственной политики. Противоположностью ей является авторитарная политическая система, где роль политических объединений сведена на нет, или их деятельность вообще запрещена.



О гражданском обществе, так же как о правовом государстве, стали говорить лишь недавно. И не случайно: гражданское общество - это. спутник правового государства. Точнее, право вое государство появляется в той стране, в которой существует не просто сообщество людей, а гражданское общество. Это понятие можно определить следующим образом.

Гражданское общество - это общество с развитыми экономическими, политическими, правовыми, культурными отношениями между его членами, независимое от государства, но взаимодействующее с ним; это союз индивидов, обладающих развитой, целостной, активной личностью, высокими человеческими качествами (стремление к свободе, уважение права, морали, чувство долга, наличие собственности и др.)

Признаками (особенностями) гражданского общества являются следующие:

· высокое сознание людей;

· высокая материальная обеспеченность их на основе владения собственностью;

· широкие связи между членами общества;

· наличие подконтрольной государственной власти, преодолевшей отчуждение от общества. Носители такой власти - всего лишь наемные работники, обладающие соответствующей компетентностью, мастерством, способностью решать проблемы общества;

· децентрализация власти;

· передача части власти органам самоуправления;

· использование компромисса, согласования позиций в качестве основных способов решения конфликтов;

· развитое чувство коллективности (но не стадной), обеспеченное сознанием принадлежности к общей культуре, нации;

· личность гражданского общества - это человек, ориентированный на созидание, духовность.

Гражданское общество имеет свою структуру, составляющие которой - в основном различные общественные образования и общественные институты. Они обеспечивают условия для реализации частных интересов и потребностей индивидов коллективов. Именно им под силу «давить» на государственную власть, с тем чтобы заставить ее служить обществу.

В перечень подсистем гражданского общества могут быть включены:

· нации, национальные движения;

· классы, коалиции классов;

· общественные слои (женщины, студенты, пенсионеры и т. п.);

· политические партии; политические движения;

· массовые общественные движения (защитников окружающей среды, противников размещения ядерного оружия и т. п.); профсоюзы;

· религиозные организации;

· общественные организации (общество любителей пива, общество спасения на водах и т.п.);

· союзы или ассоциации (предпринимателей, банкиров, промышленников);

· общества потребителей;

· трудовые (научные, учебные, школьные и др.) коллективы; семья.

Становление гражданского общества - это непрерывный, бесконечный процесс, в котором одновременно цивилизуются и гражданин, и государство, и общество в целом. В этом процессе формируются более упорядоченные, менее конфликтные отношения.

Государство оказывает влияние на гражданское общество, его структуры. Но вместе с тем оно испытывает и обратное влияние. Структуры гражданского общества способны оказать воздействие прежде всего на правотворческую деятельность государства, критикуя законопроекты, внося в них дополнения, изменения или предлагая новые. Правоисполнительная деятельность государства также является полем активного влияния структур гражданского общества. Оценивая те или иные эконо-мические мероприятия, проводимые правительством, партии или союзы предпринимателей или общества потребителей способны донести до сведения правительства интересы той или иной части электората и заставить правительство действовать в интересах граждан. Правоохранительная деятельность государства в меньшей степени подвержена воздействию со стороны структур гражданского общества по причине ее меньшей гласности. И, тем не менее, судебные дела, например, получившие огласку с помощью средств массовой информации, рассматриваются судебными органами более пристально и взвешенно.

Одним словом, гражданское общество - питательная среда правового государства - заставляет государственную власть умерить свои желания, подчиниться законам, ею принятым, и служить населению всей страны.