Введение 2

1. Теоретические аспекты сбалансированности бюджета 3

2. Бюджетный дефицит и источники его финансирования 8

2.1. Сущность бюджетного дефицита и причины его возникновения 8

2.2. Виды бюджетного дефицита 12

2.3. Способы покрытия бюджетного дефицита 16

3. Бюджетный профицит и направления его использования 22

Если дефицит равен более чем 10% поступлений, региональная аудиторская палата вмешивается, предлагая сообществу меры, необходимые для восстановления баланса. Если порог равен или превышает 5%, Палата счетов устанавливает баланс для восстановления баланса.

Наличие сбалансированного бюджета характерно для местных бюджетов и контролируется и контролируется. Чтобы обеспечить сбалансированный бюджет, специальная процедура, называемая бюджетным контролем, приведет к вмешательству региональной палаты счетов. Эта процедура инициируется в отсутствие баланса, то есть когда местные и региональные органы власти не балансируют свои бюджеты.

3.1. Оценка бюджетного профицита 22

3.2. Механизм распределения профицита 24

Заключение 29

Список литературы 31


Введение

Сбалансированность бюджета - один из основополагающих принципов формирования и исполнения бюджета, состоящий в количественном соответствии (равновесии) бюджетных расходов источникам их финансирования.

Цель этой специальной процедуры - восстановить баланс путем вмешательства региональной палаты счетов, поэтому можно назвать раздел «Контроль баланса бюджета». эта специальная процедура не лишает бюджетное рассмотрение территориального органа его характера как административного акта.

Этот административный акт местных и региональных властей также является предметом процедуры пересмотра его законности, и тогда возникает проблема: исключена ли эта процедура контроля или дополняется процедурой бюджетного контроля, ведущей к аудиторской конторе.

Наилучший вариант обеспечения сбалансированности бюджета - разработка бездефицитного бюджета, в котором объем расходов, включая затраты на обслуживание и погашение государственного (муниципального) долга, не превышает величины доходов. Если же избежать дефицита бюджета не удается, даже исчерпав полностью обычные источники финансирования, то для сбалансированности бюджета приходится прибегать к разным формам заимствований, что требует минимизации размеров дефицита бюджета на всех стадиях бюджетного процесса.

Полученный ответ является положительным, то есть, что обсуждение бюджета также подлежит пересмотру законности в дополнение к бюджетному контролю, таким образом, механизм двойного контроля, обеспечивающий соблюдение баланса. Процедура, применяемая административным судом. Процедура бюджетного контроля Счетной палаты.

Государственный совет считает, что правила сбалансирования бюджета являются предпосылкой для законности бюджетного обсуждения, а это означает, что это не просто правило, имеющее бюджетную цель, но и условие для рассмотрение бюджета в качестве административного акта является законным.

В России принцип сбалансированности бюджета определен в Бюджетном кодексе в качестве одного из основных принципов построения бюджетной системы.

В настоящее время сбалансированность бюджета должна обеспечиваться на каждом уровне управления усилиями и профессиональным мастерством работников соответствующего органа власти. Большое значение в этих условиях приобретают устойчивость бюджета и ответственность финансового органа за ее обеспечение.

Лицо, заинтересованное в балансировании бюджета, может попросить отменить рассмотрение бюджета. Департамент Тарна утверждал, что существует специальная процедура проверки и что это существование должно приводить к недопустимости действия по аннулированию в административном суде и что исключительность в процедуре, ведущей к вмешательству региональной палаты счета.

Существует общий принцип права, согласно которому при принятии административного акта, отрицательно влияющего на должностное лицо, возможно против него подать иск об аннулировании. Причина специальной процедуры, ведущей к вмешательству региональной палаты счетов, где только префект имеет возможность передать дело в региональную палату счетов. Никакая другая власть или администрация не имеют такой возможности. . Обзор законности появляется одновременно и, следовательно, осуществляется Палатой аудиторов.

1. Теоретические аспекты сбалансированности бюджета

Сбалансированность бюджета может быть достигнута разными методами. Сбалансированность бюджета, составленного путем достижения равенства доходов и расходов, обеспечивается авто­матически. Сбалансированность бюджета, составленного с пре­вышением расходов над доходами (т.е. с дефицитом), достигает­ся путем изыскания источников финансирования дефицита. В этом случае сбалансированность бюджета предполагает равен­ство планируемых расходов объему доходов и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета. Составление бюджета с профицитом формально допустимо, однако оно явля­ется скорее исключением, чем правилом, поскольку имеет ряд негативных последствий для развития экономики. В этом случае происходит завышение налоговой нагрузки на субъекты хозяй­ствования, что приводит к изъятию из их оборота денежных средств и снижению эффективности функционирования эконо­мики в целом.

Конкретные условия и сроки. Отправной точкой является территориальная коллегия, которая голосует за бюджет, но этот бюджет не является реальным равновесием. Этот бюджет будет похож на другие акты территориального коллектива, он передается представителям государства. От передачи префект имеет период в 30 дней, чтобы реагировать.

С этого срока, если представители государства считают, что в бюджете нет реального баланса, представитель государства в отделе отправляется в Счетную палату. Он вмешивается только в направлении префекта, и после направления реферала он будет рассматривать бюджет местных органов власти и предлагает местному органу власти принять ряд мер, направленных на восстановление сбалансированного бюджета.

Подходы правительств различных государств к выбору мето­дов сбалансированности бюджетов различались на разных этапах исторического развития. До 30-х гг. XX в. национальные прави­тельства строили свою финансовую политику исходя из стремле­ния к достижению ежегодного равенства доходов и расходов. Это соответствовало представлениям об ответственном перед стра­ной правительстве, которое без надобности не увеличивает рас­ходы, не повышает налоги и не накапливает долги. Мировой эко­номический кризис 1929-1930 гг. заставил многих представи­телей экономической науки пересмотреть взгляды на обоснован­ность использования такого метода достижения сбалансирован­ности бюджетов. Кризис наглядно показал, какую опасность для общества представляют массовые банкротства предприятий, рас­тущая армия безработных и другие негативные последствия об­вального падения производства и потребления. Антикризисные мероприятия стали неотъемлемой частью национальной полити­ки многих стран, предполагавшей активное использование госу­дарственных финансов в качестве инструмента регулирования экономики. В бюджетной сфере такой практике соответствовала политика циклического балансирования бюджета с оправданием его дефицита, направленного на стимулирование экономическо­го развития.

Власть по принятию решений не будет выведена из территориального коллектива, но процедура позволит территориальному органу улучшить и добиться баланса. После Палаты аудиторов местные и региональные власти имеют период в один месяц, чтобы принять новое бюджетное обсуждение.

Если местные власти не согласны с предложениями Счетной палаты и не обсуждают бюджет территориального коллектива в балансе, только в этом случае бюджет разрешается префектом. На протяжении всей этой процедуры бюджет территориального коллектива будет приостановлен в его исполнении и будет регулировать различия между бюджетным контролем и административным судьей, как в § 1, поскольку надзор над административным судьей в принципе не устраняет в бюджет его исковой силы.

Представители кейнсианской теории обосновали отсутствие необходимости достижения ежегодного равенства доходов и рас­ходов бюджета и заложили фундаментальные основы использо­вания государственных расходов, налогов, бюджетного дефицита и государственных заимствований для оптимизации условий раз­вития на разных фазах экономического цикла. При этом была до­казана необходимость достижения равенства доходов и расходов бюджета в рамках всего цикла экономического развития, а не на отдельных его фазах.

В процедуре судебного контроля Счетная палата осуществляет, где это гарантирует, что бюджет не будет исполнен территориальной коллективностью. Это самая большая проблема в балансировании бюджета. Условия для сбалансированного бюджета Математические последствия.

Арифметическое равенство доходов и расходов в каждом из двух разделов Конечный доход территориального коллектива должен быть достаточным для покрытия аннуитетов заимствований. Там, где есть большая проблема, это третье условие. Состояние искренности бюджетных смет. . Это условие искренности возникает в первую очередь избранным представителям территориального коллектива, когда они принимают бюджет, и просит в течение одного месяца префектурные службы захватить палату счетов. Он поступает в Счетную палату, когда он предлагает меры по восстановлению баланса.

С 80-х гг. XX в. на основе теории "экономики предложения" (кейнсианство же концентрировало внимание на регулировании спроса) формируются новые взгляды на проблему использования государственных финансов для стимулирования экономического роста. Появляются и начинают применяться на практике теории "компенсирующего бюджета", "функциональных финансов" и т.п. При некотором различии в подходах к тактике использования отдельных финансовых инструментов, в отношении к бюджетно­му дефициту, общим для этих теорий является признание необя­зательности ежегодного достижения равенства между расходами и доходами бюджета, активное использование государственных расходов и налоговой политики для постоянного поддержания в стране благоприятной макроэкономической ситуации. Разрыв между бюджетными доходами и возрастающими расходами пок­рывается поступлениями от государственных заимствований.

По неизвестным причинам доходы, включенные в бюджет, составляли столько же лет. Государственный совет санкционировал эту надпись во имя требования искренности. Местные и региональные власти регулируют бюджетный баланс, запрет на бюджет обновления, уже реализованный после мартовского закона. Эта процедура контроля создает еще одну проблему: полномочия властей префекта в этой процедуре.

Он обладает двумя полномочиями: полномочиями обращаться в региональный аудит. В случае, если местный орган власти не принимает новых обсуждений, направленных на достижение баланса в соответствии с предложениями регионального аудитора или когда местные органы власти не следуют предложениям региональной палаты счетов, будет предусмотрен бюджет которая остается в дисбалансе. У него есть возможность самостоятельно урегулировать бюджет. Это префектурное регулирование бюджета сопровождается явным рассуждением в том случае, если префект отклоняется от предложений, сделанных региональной комиссией счетов.

В настоящее время правительства экономически развитых стран взяли на вооружение рекомендации современных теорий использования государственных финансов для целей регулирова­ния экономики. В этих условиях бюджетный дефицит и сопут­ствующий ему государственный долг рассматриваются не как "зло" экономики, а как гибкие и эффективные инструменты государственной политики. Однако их использование имеет опре­деленные рамки. Экономическая наука установила (а практика это подтверждает), что предельным уровнем бюджетного дефи­цита являются 3% ВВП. Максимальной границей государствен­ной задолженности в Европейском союзе, например, считается 60% ВВП.

Префект обязан осуществлять расчет бюджета в соответствии с соответствующей компетенцией, поскольку приоритетом является равновесие. В этом случае префект имеет только дискреционные полномочия для урегулирования бюджета в равновесии. не обязан добиваться сбалансированного бюджета. Местные бюджеты могут быть урегулированы префектом, когда они находятся в дефиците.

Если префект обладает соответствующей компетенцией, он чаще всего будет обязан запрашивать исключительный грант министра внутренних дел. Если префект обладает дискреционной властью, он не обязан запрашивать это пособие. Меню находится здесь: курсы государственных финансов.

Правительства государств с развивающейся и переходной экономикой, где перспективы роста не могут быть точно спрог­нозированы и определяются многочисленными (зачастую слу­чайными) факторами, стремятся к составлению бюджета, осно­ванного на равенстве доходов и расходов, но в действительности получают бюджетный дефицит. Некоторые из них (например, правительства стран, экономика которых ориентирована на экс­порт энергоресурсов) вынужденно проводят политику профи­цитного бюджета и формирования на этой основе стабилизаци­онных (резервных) фондов.

Второй раздел: новые задачи государственного управления

Основной задачей государственного управления является управление его задолженностью и управление дефицитом бюджета. Дефицит государственного бюджета в настоящее время составляет более 20% бюджета в целом, Государство живет на 25% выше своих средств. Следовательно, он постоянно обязан брать деньги. До этой даты основное внимание уделялось налогообложению и налогообложению.

Глава 1: Баланс государственных финансов

Финансовая власть - это способность прогнозировать расходы и доходы в течение ограниченного периода времени. Этот период является календарным годом. Это делается в контексте того, что называется бюджетом. Бюджет - это акт хорошего управления, поскольку он состоит из предоставления расходов и поступлений. Это документ, используемый в контексте активного управления государственными средствами. Бюджет - это не только акт управления, но и политический акт. С другой стороны, бюджет является финансовым переводом определенных социальных решений.

Однако необходимо отметить, что достижение равенства до­ходов и расходов бюджета является довольно редким случаем в практике составления бюджетов. Его можно добиться только на пути сдерживания роста государственных расходов и установле­ния в стране уровня налогообложения, достаточного для получе­ния бюджетных доходов в целях покрытия всех необходимых и разумных общественных потребностей. Профицитный бюджет, как это было отмечено ранее, не способствует эффективному функционированию экономики. В большинстве стран мира бюд­жеты составляются с превышением расходов над доходами, и не­редко дефициты принимают размеры, угрожающие социально-экономическому развитию государств.

Государственный бюджет принимается парламентом и является законодательным актом: законом, поэтому мы говорим о финансовом праве. Таким образом, свобода менеджеров является политическим руководителем, которой руководствуется закон, поэтому бюджет является одновременно законом, политическим, экономическим и управленческим актом.

Бюджет также является актом прогнозирования и актом авторизации. Акт прогнозирования: это акт прогнозирования расходов и доходов на предстоящий календарный год. Это должно быть принято совещательным, представительным и демократически избранным собранием, это совет сообщества для территориальных коллективов.

Бюджетный дефицит и профицит могут быть первичными и об­щими (итоговыми). Первичный дефицит имеет место при превы­шении суммы бюджетных расходов (за минусом расходов на об­служивание долга) над величиной его доходов. Первичный про­фицит образуется при превышении доходов над величиной расходов (за минусом расходов на обслуживание долга). Общий дефицит и профицит определяются на основе сравнения общих сумм бюджетных расходов и доходов.

Актом авторизации: путем принятия бюджета, совещательной ассамблеи, разрешается осуществление операций, которые появляются там. Иными словами, это позволяет осуществлять расходы и сбор доходов исполнительной власти учреждения, то есть для государства, правительства, министров. разделение полномочий между совещательным органом и исполнительным органом, которое должно быть проведено заранее и должно в принципе предшествовать казни. Это правило является юридическим требованием. Говорят, что бюджет является условием действия.

Штраф за это правило заключается в том, что если бюджет не будет проголосован своевременно, исполнительная власть не может быть направлена ​​на получение дохода. С одной стороны, закон о финансах и, с другой стороны, бюджет отличается от постановления от 2 января.

Различают структурный и циклический бюджетный дефицит (профицит). Государство, использующее финансы в качестве инструмента регулирования экономики, может сознательно пой­ти на увеличение бюджетных расходов или снижение налоговой нагрузки на предпринимателей. В этом случае неизбежно по­явление структурного бюджетного дефицита. Циклический де­фицит бюджета вызывается в первую очередь сокращением нало­говой базы в условиях падения производства в фазах экономичес­кого кризиса и депрессии и только во вторую очередь - желани­ем правительства компенсировать сокращение спроса путем увеличения государственных расходов. Обратная ситуация воз­никает в фазах оживления и подъема: с ростом производства рас­ширяется налоговая база и возрастают доходы бюджета, но пра­вительство сокращает расходы для того, чтобы нивелировать уве­личение спроса со стороны предпринимателей и населения.

Финансовые акты содержат положения, которые представлены в отношении любого закона в виде статей, например, фискальные положения или положения, которые могут касаться финансов территориальных коллективов. Бюджет - это бухгалтерский документ с количественной оценкой положений, сделанных в рамках закона о финансах.

Законы финансов: законодательный акт. Бюджет: бухгалтерский документ. Это первый закон о финансах в этом году. Он должен быть принят парламентом к 31 декабря следующего года. Их также называют «бюджетными коллективами». Финансовые законы изменяют в течение года, когда это необходимо, выбор, который был предусмотрен в первоначальном законе о финансах. Один из них касается мер по реагированию на финансовый кризис тока.

Всякий бюджетный дефицит нуждается в изыскании источ­ников его финансирования. Основными способами привлечения средств для покрытия разрыва между расходами и доходами бюд­жета являются проведение государственных заимствований, про­дажа государственных запасов, имущества и земельных участков, кредитно-денежная эмиссия (монетизация).

Но закон регулирования не является актом прогнозирования, он не предусматривает доходы или расходы, он отмечает результаты учений за прошедший календарный год, а также текст, проголосованный парламентом. Это отражает фактические достижения и фактические результаты года.

Не существует понятия финансового права для территориальных коллективов, поскольку они не являются законодателями, а только бюджет территориальных коллективов, которые производят 3 категории бюджетов. Предсказуемый бюджет: первый бюджет года. Он соответствует закону регулирования для государства.

Кредитно-денежная эмиссия представляет собой инфляцион­ный способ покрытия бюджетного дефицита, поскольку непос­редственно ведет к увеличению количества денег в обращении. Это обстоятельство делает использование монетизации довольно редким явлением в практике финансирования дефицитов: при­меняется в годы военного противостояния, коренной ломки со­циально-экономического уклада жизни общества, в условиях глубокого кризиса государственных финансов и т.п.

Долговое финансирование бюджетного дефицита посредством государственных заимствований представляет собой в основном неинфляционный способ покрытия разрыва между расходами и доходами бюджета. С помощью заимствований государство осу­ществляет перераспределение спроса от одних групп потребите­лей к другим, а также между разными территориями, не увеличи­вая совокупного спроса. Это предопределило широкое распрост­ранение данного способа покрытия бюджетного дефицита.

Продажа государственных запасов, имущества и земельных участков является также неинфляционным способом финанси­рования дефицитного бюджета. Однако он используется не час­то, поскольку сами объекты реализации являются ограничен­ными.

В результате проведения работы по привлечению источников финансирования бюджетного дефицита все бюджетные расходы обеспечиваются источниками финансирования, и тем самым дос­тигается сбалансированность бюджета.

Таким образом, под сбалансированностью бюджета следует понимать состояние бюджета, при котором объем предусмотрен­ных расходов соответствует либо объему доходов (при равенстве доходов и расходов), либо совокупному объему доходов и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета (при бюджет­ном дефиците).

Бюджетный кодекс РФ в ст. 33 рассматривает сбалансирован­ность бюджетов как один из основных принципов бюджетной системы РФ и предполагает необходимость достижения равен­ства расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы сум­марному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования дефицита. Составление бюджетов с профици­том российским законодательством не предусмотрено.

2. Бюджетный дефицит и источники его финансирования

2.1. Сущность бюджетного дефицита и причины его возникновения

Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет - имеющий силу закона финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год. В современных условиях типичным явлением для государственного бюджета большинства стран стал бюджетный дефицит.

Бюджетный дефицит – превышение расходов бюджета над его доходами; как правило, дефицит государственного бюджета отражает неустойчивое положение в хозяйственной, финансовой деятельности, покрывается за счет изыскания внутренних источников финансирования, государственных займов, иногда – за счет эмиссии бумажных денег, не подкрепленных товарной массой. Как правило, бюджетный дефицит связан с инфляцией. Внешним источником финансирования бюджетного дефицита служат кредиты международных финансовых организаций, главным образом МВФ.

Следует отметить, что государственные бюджеты западных стран с развитой рыночной экономикой так же хронически дефицитны и имеют бюджетный дефицит от 10 до 30%.

Интересно, что в начале 90-х годов положительное сальдо государственного бюджета составляло 9,3 % ВВП. Рекордного уровня дефицит государственного бюджета достигал в Кувейте в начале 80-х годов и составлял более 60 % ВВП. А самый большой в мире дефицит государственного бюджета в абсолютных размерах имеют США. В начале 90-х годов он достигал 290 млрд. долларов, или 4,8 % ВВП, что по мировым стандартам считается не опасным для экономического развития страны {17}.

Каждое правительство в своей деятельности стремится к тому, чтобы доходная часть бюджета равнялась расходной. Соответствие их называется «балансом дохода».

В реальной действительности расходная часть, как правило, превышает доходную. Возникновение бюджетного дефицита обусловливается многими причинами, среди которых можно выделить следующие: спад общественного производства, завышенные расходы на реализации принятых социальных программ, возросшие затраты на оборону, рост «теневого» сектора экономики, рост предельных издержек общественного производства, массовый выпуск «пустых» денег. Особое значение из них имеют спад производства и рост «теневого» сектора экономики. Наличие этих причин приводит к уменьшению налоговой базы. В первом случае происходит сокращение производства, уменьшается получаемая прибыль, следовательно, уменьшаются поступления в бюджет. В результате план поступления в бюджет не выполняется. Во втором случае предприятия вообще перестают платить налоги. Ведь «теневая» экономика отличается от обычной («легальной») лишь тем, что фирмы и предприятия, действующие в ней, нигде не регистрируются и, следовательно, никаких налогов не платят. Государственные органы их не видят, они находятся в «тени». На 2003 год в «тени» производилось до 40% ВВП.

Дефициты возникают в результате чрезвычайных обстоятельств: войны, крупных стихийных бедствий и т.п., когда обычно резервов становится недостаточно и приходиться прибегать к источникам особого рода. Дефицит может отражать кризисные явления в экономике, ее развал, неэффективность финансово–кредитных связей, неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране. В этом случае он – явление чрезвычайно тревожное, требующее принятие не только срочных и действенных экономических мер (по стабилизации экономики, финансовому оздоровлению хозяйства и т.п.), но и соответствующих политических решений. Отсюда ясно, что в условиях динамично развивающейся экономики с устойчивыми, а главное эффективными международными связями, бюджетный дефицит (конечно, в количественно допустимых границах) не страшен. Его не следует излишне драматизировать, ибо в долг жили и продолжают жить многие экономически развитые страны. Правда, при этом количество не должно переходить в отрицательное качество, т.е. сумма, полученных государством в долг финансовых ресурсов, не должна ложиться тяжким грузом на экономику страны, на плечи налогоплательщиков, сопровождаться сокращением социальных программ. Положение считается контролируемым при государственном долге, не превышающем половины выпуска валового национального продукта, и бюджетном дефиците не свыше 2 – 3 %.

Таким образом, сам по себе дефицит бюджета не может быть чем-то чрезвычайно негативным для развития экономики и динамики жизненного уровня населения. Все зависит от причин его возникновения и направлений расходов государственных денежных средств. Если финансовые средства, составляющие превышение расходов над доходами, направляются на развитие экономики, используются для развития приоритетных отраслей, т. е. используются эффективно, то в будущем рост производства и прибыли в них с лихвой возместят произведенные затраты и общество в целом от такого дефицита только выиграет. Если же правительство не имеет четкой программы экономического развития, а превышение расходов над доходами допускает с целью латания «финансовых дыр», субсидирования нерентабельного производства, то бюджетный дефицит неизбежно приведет к росту отрицательных моментов в развитии экономики, главным из которых является усиление инфляционных процессов.

Бюджетный дефицит, несомненно, относится к так называемым отрицательным экономическим категориям, типа инфляции, кризиса, безработицы, банкротства, которые, однако, являются неотъемлемыми элементами экономической системы. Более того, без них экономическая система утрачивает способность к самодвижению и поступательному развитию. Бюджетный дефицит нельзя однозначно относить к разряду чрезвычайных, катастрофических событий, еще и потому, что различным может быть качество, природа дефицита. Дефицит может быть связан с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики. В этом случае он отражает не кризисное течение общественных процессов, а государственное регулирование экономической конъюнктуры, стремление обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественного производства.

Следует отметить, что бездефицитность бюджета еще не означает «здоровья» экономики. Надо четко представлять себе, какие процессы протекают внутри самой финансовой системы, какие изменения воспроизводственного цикла отражает дефицит бюджета.

2.2. Виды бюджетного дефицита

Существуют следующие виды бюджетного дефицита:

Циклический дефицит госбюджета – результат действия встроенных стабилизаторов.

Структурный дефицит госбюджета – разность между расходами и доходами бюджета в условиях полной занятости.

Операционный дефицит госбюджета – общий дефицит госбюджета за вычетом инфляционной части процентных платежей по обслуживанию госдолга.

Первичный дефицит госбюджета – разность между величиной общего дефицита и всей суммой выплат по долгу.

Квазифискальный дефицит госбюджета – скрытый дефицит госбюджета, обусловленный, квазифискальной деятельностью государства.

Циклический дефицит (излишек) государственного бюджета является результатом действия встроенных стабилизаторов экономики. "Встроенный" (автоматический) стабилизатор - экономический механизм, позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики. В качестве таких стабилизаторов в индустриальных странах обычно выступают прогрессивная система налогообложения, система государственных трансфертов (в том числе страхование по безработице) и система участия в прибылях. "Встроенные" стабилизаторы экономики относительно смягчают проблему продолжительных временных лагов дискреционной фискальной политики так как эти механизмы "включаются" без непосредственного вмешательства правительства.

Создание эффективных систем прогрессивного налогообложения и страхования занятости является первоочередной задачей для переходных экономик, где объективные сложности стабилизационной политики сочетаются с отсутствием адекватных налоговых, кредитно-денежных и других механизмов макроэкономического управления.

На основании данных о циклических бюджетных дефицитах и излишках нельзя оценивать эффективность мер фискальной политики, так как наличие циклически несбалансированного бюджета не приближает экономику к состоянию полной занятости ресурсов, а может иметь место при любом уровне выпуска. Поэтому встроенные стабилизаторы, как правило, сочетаются с мерами дискреционной фискальной политики.

Структурный дефицит (излишек) государственного бюджета - разность между расходами и доходами бюджета в условиях полной занятости. Циклический дефицит нередко оценивается как разность между фактической величиной бюджетного дефицита и структурным дефицитом.

Оценки структурного дефицита используются, в основном, в индустриальных странах, где размеры бюджетных дефицитов определяются в большей степени циклическими колебаниями, а не дискреционными мерами правительства. Сложности определения уровня полной занятости ресурсов, естественного уровня безработицы и потенциального объема выпуска затрудняют расчеты структурных излишков и дефицитов государственного бюджета, хотя именно на основе динамики этих макроэкономических индикаторов оценивается эффективность мер фискальной политики в долгосрочном плане.

В переходных экономиках проблема дефицита государственного бюджета еще более усложняется в связи с тем, что, как правило, широко практикуется манипулирование его размерами - искусственное увеличение или, чаще, уменьшение величины бюджетного дефицита в текущем году.

Операционный дефицит государственного бюджета - общий дефицит государственного бюджета за вычетом инфляционной части процентных платежей по обслуживанию государственного долга.

Обслуживание задолженности (т.е. выплата процентов по ней и постепенное погашение основной суммы долга - его амортизация) является важной статьей государственных расходов.

Нередко объявленный в отчетах бюджетный дефицит завышается на основе преувеличения объема государственных расходов за счет инфляционных процентных выплат по долгу. При высоких темпах инфляции, когда различие в динамике номинальных и реальных процентных ставок весьма значительно, это завышение государственных расходов может оказаться достаточно существенным.

Возможны ситуации, когда номинальный официальный дефицит государственного бюджета и номинальный долг растут, а реальный дефицит и долг снижаются, что затрудняет оценку эффективности фискальной политики правительства. Поэтому при измерении бюджетного дефицита необходима поправка на инфляцию: реальный бюджетный дефицит представляет собой разность между номинальным дефицитом и величиной государственного долга на начало года, умноженной на темп инфляции.

Первичный дефицит (излишек) государственного бюджета - разность между величиной общего дефицита и всей суммой выплат по долгу. Наличие первичного дефицита является фактором увеличения долгового бремени.

Действительное бремя государственного долга для той или иной страны предопределяется, прежде всего, способностью (или неспособностью) государства его обслуживать. А эта способность правительства мобилизовать наличные денежные ресурсы в большой степени зависит от величины денежной массы, чем от размеров ВВП.

Квазифискальный (квазибюджетный) дефицит государственного бюджета - существующий наряду с измеряемым (официальным) скрытый дефицит государственного бюджета, обусловленный квазифискальной (квазибюджетной) деятельностью государства.

Квазифискальные операции включают, например, следующие:

Финансирование государственными предприятиями избыточной занятости в государственном секторе и выплата ими заработной платы по ставкам выше рыночных за счет банковских ссуд или путем накопления взаимной задолженности;

Накопление в коммерческих банках, отделившихся на начальных стадиях экономических реформ от Центрального Банка, большого портфеля недействующих ссуд - т.н. "плохих долгов" (просроченных долговых обязательств госпредприятий, льготных кредитов домашним хозяйствам, фирмам и т.д.). Эти кредиты, в конце концов, выплачиваются в основном за счет льготных кредитов Центрального Банка;

Отдельные операции, связанные с государственным долгом, а также финансирование Центральным Банком убытков от мероприятий по стабилизации обменного курса валюты, беспроцентных и льготных кредитов правительству (например, на закупки пшеницы, риса, кофе и т.д.); кредиты рефинансирования коммерческим банкам на обслуживание "плохих долгов", а также рефинансирование Центральным Банком сельскохозяйственных, промышленных и жилищных программ правительства по льготным ставкам и т.д.) деятельностью Центрального Банка, государственных предприятий и коммерческих банков, как в индустриальных, так и в переходных экономиках.

2.3. Способы покрытия бюджетного дефицита

Существуют следующие способы покрытия бюджетного дефицита:

Монетизация бюджетного дефицита.

Внешнее долговое финансирование.

Внутреннее долговое финансирование.

Увеличение налогообложения.

Монетизация бюджетного дефицита. В случае монетизации дефицита (то есть внутреннего банковского финансирования) нередко возникает сеньорат - доход государства от печатания денег. Сеньораж является следствием превышения темпа роста денежной массы над темпом роста реального ВВП, что приводит к повышению среднего уровня цен. В результате все экономические агенты платят своеобразный инфляционный налог, и часть их доходов перераспределяется в пользу государства через возросшие цены.

В условиях повышения уровня инфляции возникает так называемый "эффект Танзи" - сознательное затягивание налогоплательщиками сроков внесения налоговых отчислений в государственный бюджет, что характерно для многих переходных экономик. Нарастание инфляционного напряжения создает экономические стимулы для "откладывания" уплаты налогов, так как за время "затяжки" происходит обесценение денег, в результате которого выигрывает налогоплательщик. В итоге дефицит государственного бюджета и общая неустойчивость финансовой системы могут возрасти.

Монетизация дефицита государственного бюджета может не сопровождаться непосредственно эмиссией наличности, а осуществляется в других формах - например, в виде расширения кредитов Центрального Банка государственным предприятиям по льготным ставкам или в форме отсроченных платежей.

Отсроченные платежи - способ финансирования бюджетного дефицита, при котором правительство покупает товары и услуги, не оплачивая их в срок. Если закупки осуществляются в частном секторе, то производители заранее увеличивают цены, чтобы застраховаться от возможных неплатежей. Это дает толчок к повышению общего уровня цен и уровня инфляции.

Если отсроченные платежи накапливаются в отношении предприятий государственного сектора, то эти дефициты нередко непосредственно финансируются Центральным Банком или же накапливаются, в отличие от монетизации, официально считаются не инфляционным способом финансирования бюджетного дефицита, на практике это разделение оказывается весьма условным.

Внешнее долговое финансирование. Альтернативные возможности внешнего льготного финансирования бюджетного дефицита (например, получение безвозмездных субсидий из-за рубежа или льготных займов по низким ставкам с длительными сроками погашения) являются наиболее привлекательными, так как в этом случае дефицит не только не оказывает негативного воздействия на экономику, но и может оказаться весьма полезным, если такое финансирование связано с производительным использованием ресурсов.

Нередко, однако, возможности льготного финансирования в переходных экономиках либо ограничены из-за значительной внешней задолженности, либо используются правительствами преимущественно в непроизводительных целях - на потребительские дотации, выплаты пенсий, увеличение государственного аппарата и т.д. Такие дополнительные бюджетные расходы не могут быть быстро сокращены в случае прекращения их внешнего субсидирования на фоне отсутствия гарантированных внутренних источников покрытия, что усиливает общее напряжение в бюджетно-налоговой сфере.

Использование внешнего долгового финансирования бюджетного дефицита оказывается относительно эффективным, когда уровень внутренних процентных ставок превышает среднемировой и имеется возможность относительно стабилизировать валютный курс.

Внутренние ставки процента поднимаются особенно значительно в том случае, когда стимулирующая фискальная политика правительства сопровождается ограничением предложения денег Центральным Банком в целях снижения уровня инфляции. В этих условиях зарубежный спрос на ценные бумаги данной страны увеличивается, что вызывает приток капитала.

Возросший зарубежный спрос на отечественные ценные бумаги сопровождается повышением общемирового спроса на национальную валюту, необходимую для их приобретения. В результате обменный курс национальной валюты проявляет тенденцию к повышению, что способствует снижению экспорта и увеличению импорта.

Привлечение средств из иностранных источников для финансирования бюджетного дефицита может оказаться относительно привлекательным вариантом для переходных экономик в тех случаях, когда:

Удается организовать концессионное финансирование;

На внутреннем рынке ощущается дефицит капитала при высокой внутренней норме прибыли;

Торговый баланс относительно благополучен при наличии благоприятных перспектив расширения рынка;

Первоначальные размеры внешнего долга незначительны;

Первоочередной задачей макроэкономической политики является снижение вероятной инфляции.

Внутренне долговое финансирование. Если правительство выпускает в целях финансирования облигации государственных займов, то спрос на кредитные ресурсы возрастает, что, при стабильной денежной массе, приводит к увеличению средних рыночных ставок процента. Если внутренние процентные ставки изменяются свободно, то их рост может быть достаточно большим для того, чтобы отвлечь банковские кредиты из частного сектора.

В результате частные внутренние инвестиции, чистый экспорт и частично потребительские расходы - снижаются, вызывая "эффект вытеснения", который значительно ослабляет стимулирующий потенциал фискальной политики.

Более того, если правительство намерено финансировать значительную часть своего бюджетного дефицита через продажу облигаций, то оно не может одновременно проводить жесткую финансовую политику, удерживая ставку процента ниже ожидаемого уровня инфляции. Облигации будут пользоваться спросом только при достаточно привлекательном уровне доходности. Если же этот показатель будет низким (или отрицательным), то возможности внутреннего долгового финансирования бюджетного дефицита сильно уменьшаться даже вне зависимости от степени развития внутреннего рынка капитала.

В этом случае экономические агенты будут стремиться приобрести товары или вложить свои финансовые средства за рубежом, ограничивая тем самым возможности правительства финансировать бюджетный дефицит из внутренних небанковских источников и ухудшая состояние платежного баланса.

Эта диспропорция может усилиться на фоне ожиданий девальвации национальной валюты (особенно в обстановке недоверия к политике правительства и ЦБ), что способствует нарушению равновесия счета текущих операций и создает угрозу кризиса платежного баланса. С этой точки зрения внутреннее долговое финансирование дефицита госбюджета оказывает более сильное негативное воздействие на платежный баланс при относительной стабильности внутренних ставок процента, чем при их повышении, хотя в последнем случае "эффект вытеснения" оказывается более значительным.

В случае обязательного (принудительного) размещения государственных облигаций во внебюджетных фондах (пенсионных, страховых и т.д.) под низкие (и даже отрицательные) процентные ставки, внутреннее долговое финансирование бюджетного дефицита превращается, по существу, в механизм дополнительного налогообложения. Более того, при высоком уровне процентных ставок и значительных размерах дефицита государственного бюджета со временем неизбежно происходит резкое увеличение доли государственного внутреннего долга в ВВП, особенно при низких темпах экономического роста.

Рост бремени внутреннего долга увеличивает и долю государственных расходов на его обслуживание, что приводит к самовозрастанию и бюджетного дефицита, и государственной задолженности. Это серьезно ограничивает возможности снижения напряженности в бюджетно-налоговой сфере и стабилизации уровня инфляции. В целом в переходных экономиках внутреннее долговое финансирование бюджетного дефицита связано с относительно умеренными издержками только в тех случаях, когда:

Сложно контролировать предоставление кредитов частному сектору;

Внутреннее предложение относительно эластично;

Внешнее долговое финансирование относительно дорого или ограничено из-за значительного бремени внешней задолженности, тогда как существующая внутренняя задолженность незначительна;

Сопровождающая переходный период инфляция достигла высоких темпов или представляется абсолютно неизбежной.

Увеличение налогообложения. Я не случайно обозначил этот способ финансирования дефицита последним: дело в том, что современная экономическая наука сильно сомневается в его эффективности. Действительно, на первый взгляд кажется очевидным, что увеличение налогов – наиболее простой способ сокращения или ликвидации дефицитов федерального бюджета. Но есть некоторые обстоятельства, которые заставляют думать, что возросшие налоги могут вызвать лишь увеличение дефицитов.

Экономисты неоклассического направления рассмотрели данные за двадцатилетний период функционирования американской экономики и пришли к выводу, что на самом деле существует положительная корреляция средних ставок федерального налога (измеренных как процент от личного дохода) и дефицита федерального бюджета (измеренного как процент от ВВП). Другими словами, более высокие ставки налога ассоциируются с большими, а не с меньшими дефицитами.

Этот парадокс объясняется тем, что если правительство получает больше финансовых ресурсов, законодатели не только пойдут на расходование всех дополнительных налоговых поступлений, но и потратят «чуть-чуть больше». Авторы считают, что их результаты ставят под серьезное сомнение тезис о том, что рост налогов будет эффективным средством сокращения дефицитов. Они утверждают, что рост налогов может ухудшить, а не облегчить проблему.

Отличительной особенностью федерального бюджета РФ является его новая и весьма своеобразная конструк­ция, которая, по мнению Правительства РФ, реализует заявленную в бюджетном послании Президента РФ позицию о том, что федеральный бюджет должен быть в максимальной степени защищен от таких внешних воздействий, как изменение мировых цен на российские экспортные товары.

Механизм такой защиты построен на разных макроэкономических прогнозных вариантах формирования доходной и расходной частей федерального бюджета. В результате за счет дополнительных доходов, получаемых в условиях более высоких экспортных цен, по существу формируется вторая, достаточно изолированная часть федерального бюджета. Эта часть государственных финансовых ресурсов по­лучила название "финансовый резерв". Источником образования финансового резерва являются свободные остатки средств федерального бюджета по состоянию на 1 января нынешнего года.

В ходе исполнения федерального бюджета на пополнение финансового резерва направляются превышение доходов над расходами федерального бюджета, а также сверхплановые доходы бюдже­та, за исключением средств единого социального налога (взноса), предназначенных на выплату базовой части трудовой пенсии, направляемых в бюджет Пенсионного фонда РФ.

Средства финансового резерва могут использоваться только на:

Замещение внутренних источников финансирования дефицита федерального бюджета: поступлений от размещения государственных ценных бумаг, поступлений от продажи имущества, находящегося в государственной собствен­ности;

Замещение внешних источников финансирования де­фицита федерального бюджета;

Погашение государственного долга Российской Федерации.

Средства финансового резерва могут размещаться на финансовых рынках в первоклассных высоколиквидных государственных ценных бумагах (в том числе правительств иностранных государств).

Управление средствами финансового резерва осуществляется Министерством финансов РФ в порядке, определяемом Правительством РФ. В соответствии с постановлением Министерству финансов РФ предоставлено право:

Размещать средства финансового резерва на финансовых рынках путем вложения в государственные ценные бумаги Российской Федерации и государственные ценные бумаги правительств иностранных государств, имеющих наивысшие рейтинги ведущих рейтинговых агентств;

Осуществлять продажу указанных ценных бумаг (в случае неблагоприятной конъюнктуры) и направлять вырученные средства на замещение внутренних и внешних источников финансирования дефицита федерального бюджета;

Определять объемы, цены и сроки приобретения и продажи государственных ценных бумаг.

При этом Минфину России предписано ежеквартально отчитываться перед Правительством РФ об объемах и направлениях расходования, а также способах и объемах размещения средств финансового резерва.

Средства, полученные от размещения средств финансового резерва, учитываются в составе средств финансового резерва.

В случае поступления доходов федерального бюджета в суммах, менее утвержденных в сводной бюджетной росписи (с поквартальным распределением) по итогам отчетного периода, зачисление средств в финансовый резерв уменьшается на величину разницы между утвержденной и фактически полученной по итогам этого периода суммой доходов федерального бюджета.

Во избежание образования дефицита федерального бюджета не допускается использование средств финансового резерва, сформированных за счет свободных остатков средств федерального бюджета по состоянию на 1 января на финансирование расходов федерального бюджета. Концептуальное указание на необходимость формирования профицитного бюджета и финансового резерва содержится в Бюджетном послании Президента РФ на 2003 г., в котором, в частности, сказано, что "формирование и исполнение профицитного бюджета создает финансовую основу для дальнейшего снижения государственного долга.". В то же время со стороны Прави­тельства РФ в последнее время достаточно часто можно услышать заявления о том, что в перспективе следует от­казаться от практики формирования профицитного бюджета. В пользу существования профицитного бюджета тра­диционно приводятся следующие доводы.

Во-первых, профицит, частично преобразуемый в фи­нансовый резерв, позволяет снизить зависимость экономи­ки от внешних факторов (в частности, конъюнктуры мировых цен на энергоносители). В этом смысле профицит (фи­нансовый резерв) может быть использован как экономичес­кий стабилизатор. В менее успешные годы могут быть ис­пользованы средства, накопленные в более успешные годы. С точки зрения сторонников этой идеи профицит может быть полезен для экономики, сильно зависящей от внешней конъ­юнктуры.

Во-вторых, профицитный бюджет позволяет осуществ­лять гибкую политику выплат по внешнему долгу.

В-третьих, профицит может рассматриваться как способ мягкого регулирования денежного предложения путем изъятия денежной массы из экономики с целью укрепления национальной валюты и подавления инфляции.

В этой связи следует, что теперь ситуация в российс­кой экономике такова, что внешние факторы для поддер­жания экономического роста не имеют столь важного значения как это было 2-3 года назад. С этой точки зрения экономическая политика должна быть направлена на сни­жение налогового бремени, а не на подавление деловой активности экономических агентов при формировании избыточных доходов бюджета (профицита). Опыт зарубежных стран показывает, что при отсутствии развитого предпринимательского сектора эффективное развитие экономики невозможно. В частности, в США бюджет был дефицитен, за редким исключением, на протяжении многих лет. При этом целью экономической политики является стимулирование деловой активности экономических агентов, a основным инструментом бюджетной политики - поддержка приоритетных направлений развития. Жесткая бюджетная по­литика, ориентированная на превышение доходов над рас­ходами (фактическое изъятие денег из экономики) с обра­зованием профицита, не соответствует этим целям.

Для того чтобы говорить о необходимости образования профицита (долгосрочного, или в отдельные годы) с точки зрения оптимизации обслуживания долга, необходимо иметь долгосрочные расчеты, которые отсутствуют. Профицит в том виде, в котором он существует, является достаточно искусственным образованием. Связано это с тем, что при расчете параметров бюджета Правительство РФ опериру­ет с достаточно нереалистичными показателями. Наконец, важнейшей проблемой является законодатель­ная неоформленность институтов профицита и финансово­го резерва - они не прописаны в Бюджетном кодексе РФ. Следует обратить внимание на то, что расписан запланированный, а не фактический профицит. Соответственно при превышении доходов над расходами сверх запланиро­ванных сумм избыток средств расходуется в соответствии с порядком расходования финансового резерва, который, помимо выплат по погашению государственного долга, пре­дусматривает замещение внешних и внутренних источни­ков финансирования дефицита федерального бюджета. В этом случае получается логический парадокс: при фак­тическом превышении запланированной суммы профицита избыток средств направляется на погашение дефицита.

Дополнительной проблемой представляется то, что в настоящий момент финансовый резерв представляет собой не реальный фонд, в котором в течение года аккумулируются средства из фиксированных источников (как, напри­мер, в нефтяном фонде в Норвегии), а аналитический по­казатель в составе остатков средств федерального бюджета, определяемый расчетным путем. При таком подходе объем финансового резерва может уменьшаться в ситуации, когда средства финансового резерва не будут использоваться в направлениях, предусмотренных законо­дательством (например, на погашение госдолга). В частно­сти, уменьшение финансового резерва может происходить и из-за низкой собираемости налогов, избыточного финансирования отдельных статей и др. Кроме того, соответствующий подход делает практически невозможным оперативный учет и контроль использования средств непосредственно финансового резерва. Фактически учитывать и контролировать можно только остатки средств на бюджетных счетах в целом.

Существование финансового резерва в виде аналитического показателя в составе остатков средств федерального бюджета, определяемого расчетным путем, принципиально не соответствует самой идее финансового резерва - экономического стабилизатора.

Профицит бюджета в предстоящие годы технически неизбежен, его наличие необходимо в силу общепринятых правил: выплата основной части государственного долга (его погашение) относится не к категории “расходов” (в отличие от выплаты процентов), а к платежам из “источников покрытия дефицита”. И наличие профицита, показывает лишь то, что необходимые суммы займов меньше сумм погашения долга.

То, что государственный долг падает – можно оценить как успех бюджетной политики. Но обеспечить синхронность выплат по долгу и должного размера профицита проблематично.

Было предложено создание финансового резерва со следующими целями:

Обеспечить сохранность бюджетных остатков (возникших как результат неожиданных профицитов последних лет);

Обеспечить накопление резервов для платежей по долгу во время исполнения бюджета будущего года;

Позволить Правительству за счет размещения средств финансового резерва или досрочных выплат по долгу оптимизировать структуру платежей.

Первые две цели частично могут быть достигнуты предлагаемыми нормами. Финансовый резерв будет создан за счет “свободных” бюджетных остатков на 1января. Но в нормы, связанные с созданием резерва оказались включены и положения связанные с ограничением ведения части расходов в случае нехватки доходов, что снижает прозрачность бюджета. Что касается третьей цели, то она вряд ли достижима, пока ясно не определены критерии эффективности.

К основным проблемам формирования сбалансированного федерального бюджета в области основных статей доходов являются:

Высокий уровень косвенных (прямых) доходов;

Низкий уровень национального дохода;

Ухудшение социально-экономических показателей развития страны.

Основными задачами правительства в 2011-2012 гг. будут поддержание высоких темпов экономического роста, борьба с последствиями МФК, а также рост доходов населения. Именно бюджетная политика государства, как наиболее значительная составляющая экономической политики правительства, должна быть направлена на выполнение данных задач.

Анализируя перспективы развития бюджетно-налоговой политики, можно сделать окончательный вывод о перспективах налогово-бюджетной политики и возможных путях ее осуществления в интересах будущего развития России: главными задачами, на выполнение которых должна быть направлена активная экономическая политика государства, являются развитие и диверсификация экономики. В условиях высоких цен на нефть и профицитного бюджета следует либо снижать налоги, давая тем самым экономике возможность определить приоритеты развития посредством рыночного механизма, либо использовать накопленные в Стабилизационном фонде средства на проведение активной инвестиционной политики в инфраструктурной сфере.

Список использованной литературы

1. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник для вузов / под ред. М.В. Романовского. М.: ЮНИТИ, 2003.318с.

2. Вахрин П.И. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. - Издательско-торговая корпорация "Дашков и Ко", 2002.456с.

3. Годин А.М., Максимова Н.С., Попорина И.В. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник - Издательско-торговая корпорация "Дашков и Ко", 2004 г. - 752 с.

4. Материалы круглого стола на тему "Цели и перспективы бюджетной политики в 2005-2007 гг."

5. Мау В. Экономическая политика России: в начале новой фазы // Вопросы экономики, 2003. - №3. – с.4-23.

6. Дьяконова Л.А. Организация управления финансовыми ресурсами в регионе /Финансы/ 1999, № 8, с. 9-12.

7. Мирзалиев М.Н. Составление местных бюджетов/Финансы/ 1999, № 12, с. 12-14.

8. Павлова А.А. Источники финансирования бюджетного дефицита/Экономист/ 1998, № 1, с. 76-80.

9. Парыгина Е.В. Бюджетная система РФ. - М., Феникс, 2003. - 544 с.

10. Поляк Г.Б. Бюджетная система России. - М., Юнити, 2006. - 532 с.

Механизм образования дефицита или профицита государственного бюджета может быть представлен следующим образом:

Сбалансированный бюджет -- равенство доходов и расходов бюджета.

Дефицит бюджета - это превышение расходов госбюджета над его доходами.

Профицит бюджета -- превышение бюджетных доходов над расходами.

Бездефицитность бюджета еще не означает "здоровья" экономики. Поскольку централизация финансовых ресурсов в руках органов власти всегда уменьшает финансовые возможности хозяйствующих субъектов, мешая им лучше оснастить производство, быстрее перейти на новые технологии и добиться тем самым более эффективных результатов хозяйствования, то в связи с этим излишняя мобилизация доходов в бюджет только вредит. Именно из-за этого негативного влияния профицита бюджета на экономику в законодательстве многих стран присутствует правовая норма, запрещающая формировать и принимать бюджет с превышением доходов над расходами.

Если профицит бюджета обнаружится в процессе исполнения бюджета, то и здесь его наличие не может быть оценено однозначно положительно. Профицит бюджета, возникающий в результате более экономного и эффективного использования бюджетных средств при 100%-ном финансировании предусмотренных по бюджету расходов, -- явление положительное. Однако, если более высокие доходы бюджета были получены лишь в результате выгодно сложившейся экономической конъюнктуры, явились следствием экономии, бума или недофинансирования расходов и тому подобное, то положительно оценивать профицит бюджета нет оснований.

Дефицит бюджета.

Бюджетный дефицит -- состояние бюджета, характеризующее превышение объема расходов над доходами. При бюджетном дефиците государству не хватает средств для нормального выполнения своих функций и приходится прибегать к различным займам, прежде всего у кредитной системы, что отрицательно сказывается на устойчивости всего денежного обращения и является основной причиной инфляции. Бюджетный дефицит не обязательно свидетельствует о каком-то чрезвычайном положении в экономике страны. Он может быть вызван, например, необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики, что отражает скорее рост валового национального продукта, нежели кризисное состояние государственного регулирования.

Возможны чрезвычайные обстоятельства, связанные с войнами, стихийными бедствиями, затраты на которые не могли быть заранее спланированы, но должны быть обязательно осуществлены независимо от наличия средств в резервном фонде бюджета.

Причины дефицита госбюджета:

1. Падение доходов в условиях кризисного состояния экономики и уменьшения прироста национального дохода.

2. Уменьшение акцизных налогов, поступающих в госбюджет.

3. Увеличение бюджетных расходов.

4. Непоследовательная финансово-экономическая политика.

Существует несколько видов дефицита бюджета:

Бюджетный дефицит (D).Сумма превышения расходов государства над его доходами в пределах финансового года: D = G-T = G-T y y, где D -- бюджетный дефицит, G -- государственные расходы, T-- налоги, Т у -- ставка подоходного налога

Бюджетный дефицит есть отрицательная величина, бюджетный избыток -- положительная.

Структурный дефицит. Разность между текущими государственными расходами и доходами, которые могли бы поступить в бюджет в условиях полной занятости при существующей системе налогообложения: D cmp = G-T F

Циклический дефицит. Представляет собой разность между фактическим и структурным дефицитом: D цикп = Т у F -у), где у F -- национальный доход при полной занятости.

Общий дефицит (Реальный). Фактический дефицит госбюджета.

Первичный дефицит. Фактический дефицит за минусом выплат по государственному долгу.

Огромное воздействие на состояние бюджета оказывает темп роста инфляции.

1. Так как дефицит - это превышение расходов над доходами, то можно его сократить путем сокращения расходов бюджета. Это имеет место в практике, но этот метод нежелателен, так как сокращение расходного бюджета влечет за собой сокращение совокупного спроса, а следовательно и сокращение ВВП. Однако этот путь не всегда выполним, так как уменьшение дотаций может усилить спад в экономики, а сокращение социальных программ провоцирует социальную напряженность и ведет к уменьшению совокупного спроса, что в свою очередь снижает стимулы производства.

2. Повышение расходной части достигается путем повышения налогов. Это нежелательно, так как повышение налогов влечет сокращение домохозяйств и стимулов развития бизнеса, снижение инвестиций и потребления. Последнее также снижает возможности роста ВНП, поскольку сужает емкость рынка.

3. Еще одним способом покрытия бюджетного дефицита является эмиссия денег (увеличение денежной массы в обращении).

Эмиссия денег сегодня не принимает форму простого печатания денег, так как это прямо и непосредственно способствует росту инфляции.

В настоящее время эмиссия реализуется посредством создания резервов коммерческих банков. становятся основой многократного увеличения количества денег в обращении. Это самый опасный путь погашению бюджетного дефицита, ибо ведет к лавинообразному течению инфляции. К такому способу покрытия бюджетного дефицита государства прибегают в случае невозможности или неумения использовать иные источники, но естественно в ущерб населению и всему государству.

4. Так же покрытие бюджетного дефицита возможно через формирование государственного долга. Это происходит разными способами.

Прежде всего формируется государственный внешний долг, как правило в иностранной валюте, путем заимствования во внешнем мире. Бюджетный кодекс РФ выделяет следующие источники формирования внешнего долга:

Займы у правительств других стран;

Займы у международных финансовых институтов (банков);

Займы у банковских структур зарубежных стран (в виде кредитов);

Выпуск государственных ценных бумаг, т.е. облигаций, и продажа их на мировых фондовых рынках.

Для погашения дефицита государства также формируется внутренний долг, т.е. государство осуществляет свои займы внутри страны. По кодексу РФ выделяют следующие займы:

Кредитные заимствования у кредитных организаций (у банков);

Межбюджетные заимствования (у других субъектов федерации);

Продажа государственный ценных бумаг (облигаций) на фондовых рынках внутри страны.

Жизнь страны, обремененная внешним и внутренним долгами, требует грамотной стратегии и умелого использования кредитных средств в выборе наилучшего варианта экономического развития.

Управление государственным долгом включает следующие меры:

Эффектное использование средств заимствования;

Поиск средств для выплаты долга;

Нейтрализация негативных последствий государственного долга.

Профицит бюджета.

Крайне редко при составлении бюджета складывается противоположное дефициту бюджета состояние -- его профицит, т. е. превышение доходов над расходами.

Профицит может возникнуть следующим образом:

Если бюджет составляется сбалансированным или дефицитным, однако доходы, фактически полученные в процессе исполнения бюджета, превысили запланированную законом о бюджете сумму доходов или сумму доходов и поступлений из источников финансирования дефицита;

Если запланированная сумма доходов изначально превышает сумму расходов, при том, что расходы удовлетворяют потребностям социально-экономического развития страны;

Если в процессе исполнения бюджета возникает экономия по расходам;

Если в целях получения профицита запланированная сумму доходов изначально превышает сумму расходов, при том расходы занижены относительно потенциально возможного уровня финансирования и не удовлетворяют потребностям социально-экономического развития страны.

Следует обратить особое внимание на понятие "первичный профицит". Это понятие используется при оценке возможностей сокращения государственного долга. Первичный профицит означает, что доходы бюджета за вычетом привлеченных займов должны превышать расходы, уменьшенные на величину обслуживания государственного долга (проценты и погашение основной суммы).Первичный профицит показывает, что часть доходов бюджета идет на погашение государственного долга (т. е. бюджетные доходы минус займы больше бюджетных расходов минус выплаты по государственному долгу).

Реально это означает следующее:

ДБ -- К > РБ -- ОГД,

ДБ -- доходы госбюджета;

К -- кредиты и займы;

РБ -- расходы госбюджета;

ОГД -- обслуживание госдолга (выплата процентов и погашение капитальной части долгов).

В случае бюджетного профицита при составлении бюджета согласно статье 88 Бюджетного кодекса РФ следует:

1. сократить привлечение доходов от продажи государственной собственности;

2. предусмотреть направление бюджетных средств на дополнительное погашение долговых обязательств;

3. увеличить расходы бюджета, в том числе за счет передачи части доходов бюджетам других уровней.

Возможной мерой является и сокращение налоговых доходов бюджета.

Дефицит федерального бюджета и его финансирование

В ходе составления и рассмотрения бюджета может выясниться, что бюджет будет сведен с превышением расходов над доходами, т. е. с дефицитом.

В мировой практике безопасным уровнем бюджетного дефицита считается его объем не более 3% от ВВП. В 1991-1999 гг. бюджетные дефициты в России были значительными. В 1997 г. сложился особенно большой дефицит, и законодательная власть была вынуждена осуществить секвестр бюджетных расходов.

В случае принятия бюджета на очередной год с дефицитом, одновременно утверждаются источники финансирования дефицита бюджета. Источниками финансирования дефицита федерального бюджета являются:

1. Внутренние источники, а именно:

Кредиты, полученные от кредитных организаций в рублях;

Государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;

2. Внешние источники следующих видов:

Государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;

Кредиты правительств иностранных государств, юридических лиц и международных финансовых организаций в иностранной валюте.

Кредиты Банка России, а также приобретение Банком России долговых обязательств Российской Федерации при их первичном размещении не могут быть источниками финансирования дефицита бюджета. Это означало бы, что дефицит финансируется за счет денежной эмиссии.

Источники финансирования дефицита федерального бюджета.

Финансирование бюджетного дефицита -- покрытие отрицательного сальдо бюджета путем привлечения финансовых ресурсов за счет государственных займов и уменьшения остатков ликвидных финансовых средств государства.

В составе источников внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета учитываются:

Разница между средствами, поступившими от размещения государственных займов, осуществляемых путем выпуска государственных ценных бумаг от имени Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации, и средствами, направленными на их погашение;

Разница между полученными и погашенными Российской Федерацией в валюте Российской Федерации бюджетными кредитами, предоставленными федеральному бюджету другими бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;

Разница между полученными и погашенными Российской Федерацией в валюте Российской Федерации кредитами кредитных организаций;

Разница между полученными и погашенными Российской Федерацией в валюте Российской Федерации кредитами международных финансовых организаций;

Изменение остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета в течение соответствующего финансового года;

Иные источники внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета (поступления от продажи акций и иных форм участия в капитале, от продажи земельных участков, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, уменьшенные на выплаты на их приобретение; курсовая разница по средствам федерального бюджета и др.).

В составе источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета учитываются:

1. разница между средствами, поступившими от размещения государственных займов, осуществляемых путем выпуска государственных ценных бумаг от имени Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, и средствами, направленными на их погашение;

2. разница между полученными и погашенными Российской Федерацией в иностранной валюте кредитами иностранных банков и организаций, международных финансовых организаций и правительств иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты;

3. разница между полученными и погашенными Российской Федерацией в иностранной валюте кредитами кредитных организаций.

4. прочие источники внешнего финансирования дефицита федерального бюджета (например, объем средств, направляемых на исполнение государственных гарантий Российской Федерации в иностранной валюте).

ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ДЕФИЦИТА ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА

(млрд.рублей)

Январь-август

Справочно

январь-август

Общее финансирование 1)

в том числе:

источники внутреннего финансирования 2)

государственные (муниципальные) ценные бумаги, номинальная стоимость

которых указана в валюте Российской Федерации

изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета 2)

увеличение остатков денежных средств Резервного фонда

увеличение остатков денежных средств Фонда национального благосостояния

уменьшение остатков денежных средств Резервного фонда

уменьшение остатков денежных средств Фонда национального благосостояния

иные источники внутреннего финансирования дефицитов бюджетов

акции и иные формы участия в капитале, находящиеся

в государственной и муниципальной собственности

государственные запасы драгоценных металлов и драгоценных камней

курсовая разница

бюджетные кредиты, предоставленные внутри страны

в валюте Российской Федерации

прочие источники внутреннего финансирования дефицитов бюджетов

источники внешнего финансирования

в том числе:

государственные ценные бумаги, номинальная стоимость которых

указана в иностранной валюте

кредиты иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты

(заимствования), международных финансовых организаций, иных субъектов

международного права, иностранных юридических лиц в иностранной валюте

иные источники внешнего финансирования

1) С учетом погашения основной суммы задолженности (долга).

Величина превышения доходов над расходами (профицит) имеет положительный знак, а величина дефицита - отрицательный знак. Профицит или дефицит покрываются за счет финансирования такой же величины, но с противоположным знаком.

2) Включая остатки денежных средств бюджетов.

Поступление нефтегазовых доходов в федеральный бюджет в январе-августе 2010г. составило 2421,4 млрд.рублей, в том числе налог на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья - 879,6 млрд.рублей, вывозные таможенные пошлины на нефть сырую, газ природный и товары, выработанные из нефти - 1541,8 млрд.рублей.

Совокупный объем средств Резервного фонда (в рублях и иностранной валюте) на 1 сентября 2010г. составил 1228,9 млрд.рублей и увеличился по сравнению с 1 августа 2010г. на 0,3%, Фонда национального благосостояния - соответственно 2671,5 млрд.рублей и на 0,3%.

ИСПОЛНЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА. (млрд.рублей)

Профицит, дефицит(-)

Январь-февраль

I квартал

Январь-апрель

Январь-май

I полугодие

Январь-июль

Январь-август

Январь-сентябрь

Январь-октябрь

Январь-ноябрь

Январь-февраль

I квартал

Январь-апрель

Январь-май

I полугодие

Январь-июль

Январь-август

Объем доходов федерального бюджета в январе-августе 2010г. составил 68,1% от прогнозируемого на 2010г. объема, утвержденного Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" (с учетом Федерального закона от 23.07.2010г. № 185-ФЗ).

Мультипликатор Кейнса в экономике это -- численный коэффициент, показывающий, во сколько раз возрастает национальный доход при увеличении инвестиций.

Существует такое понятие как мультипликатор сбалансированного бюджета. Его суть состоит в следующем: прирост государственных расходов, обусловленный равным по величине приростом налогов, ведет к увеличению равновесного ЧНП (чистый национальный продукт) на сумму прироста государственных расходов. Мультипликатор сбалансированного бюджета обозначается так: К сбалансированный бюджет.

Кс.б.= ^?ЧНП / ^?G; ^?TAX,

где ^?ЧНП - прирост ЧНП, ^?G - повышение государственных расходов, ^?TAX - увеличение налогов. Можно записать так:

G = ?TAX = ?ЧНП

Если госрасходы и налоги растут на одну и ту же величину, то и равновесный ЧНП увеличивается на ту же самую величину.

Так, через изменение налогов и государственных расходов правительство воздействует на развитие производства и динамику ЧНП, Выбор сочетания указанных регуляторов определяет эффективность корректировки экономического развития.

По данным РИА новостей: Профицит консолидированного бюджета РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов (пенсионного, социального страхования и обязательного медицинского страхования) в 2011 году сложился на уровне 848,8 миллиарда рублей против дефицита в 1,585 триллиона рублей в 2010 году, говорится в докладе Росстата.

Доходы консолидированного бюджета за 2011 год составили 20,854 триллиона рублей против 16,032 триллиона рублей за 2010 год, расходы - 20,005 триллиона рублей против 17,617 триллиона рублей годом ранее.

Росстат уточнил, что профицит федерального бюджета в 2011 году сложился на уровне 430,8 миллиарда рублей. Ранее Минфин сообщал, что профицит-2011 составил 427,8 миллиарда рублей.

Доходы федерального бюджета за прошлый год составили 11,366 триллиона рублей, госфондов - 5,82 триллиона рублей, субъектов РФ - 7,644 триллиона рублей, территориальных внебюджетных фондов - 904,6 миллиарда рублей. Расходы федерального бюджета сложились на уровне 10,935 триллиона рублей, госфондов - 5,387 триллиона рублей, субъектов РФ - 7,679 триллиона рублей, территориальных внебюджетных фондов - 883,7 миллиарда рублей.

Поступление нефтегазовых доходов в федеральный бюджет в 2011 году составило 5,642 триллиона рублей, в том числе налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) - 1,989 триллиона рублей, вывозные таможенные пошлины на сырую нефть, природный газ и нефтепродукты - 3,653 триллиона рублей.

В консолидированный бюджет России в 2011 году поступило налогов, сборов и иных обязательных платежей, администрируемых ФНС, на сумму 9,72 триллиона рублей, что на 26,8% больше, чем в 2010 году. В декабре поступления в консолидированный бюджет выросли по сравнению с предыдущим месяцем на 32,3% - до 931,7 миллиарда рублей.

Основную часть налогов, сборов и иных обязательных платежей консолидированного бюджета в 2011 году обеспечили поступления налога на прибыль организаций - 23,4%, налога на добычу полезных ископаемых - 21,0%, налога на доходы физических лиц (НДФЛ) - 20,5%, НДС на товары (работы, услуги), реализуемые на территории России и ввозимые из Белоруссии и Казахстана, - 19,0%.