Социально-политический конфликт как бы совмещает в себе со­циальный и политический конфликты, каждый из которых возникает на разных основаниях и решает «свои» проблемы. Кроме того, в этих конфликтах противоборствуют различные по своим качественным характеристикам стороны (субъекты). Основные отличия социально­го конфликта от политического состоят в следующем.

1. В социальном конфликте противоборство происходит между социальными субъектами (индивидами, группами, социальными орга­низациями, движениями и институтами), в политическом конфлик­те - между субъектами политики (политическими партиями, полити­ческими (государственными) институтами, государствами). В ходе развития как социального, так и политического конфликта не исклю­чается трансформация социальных субъектов в политические и на­оборот.

2. Объектом социального конфликта (в узком смысле) являются социальные интересы, потребности, ценности, социальные статусы и т. д., а интегральным объектом политического конфликта - полити­ческая (государственная) власть и властные отношения.

Так как социально-политический конфликт совмещает в себе и социальный и политический конфликты, то в нем одновременно мо­гут взаимодействовать и противодействовать социальные и политиче­ские субъекты. Предметом такого конфликта одновременно могут быть социальные и политические интересы.

Итак, социально-политический конфликт - это противоборство двух и более социальных и политических субъектов (сторон), причи­нами которого являются несовместимые социально-политические интересы, цели и ценности, непосредственно или опосредованно связанные с политической (государственной) властью. Это любой со­циальный конфликт, затрагивающий политические отношения и(или) для решения которого необходимо использовать политиче­ские методы и средства. Например, если в ходе забастовки работни­ков крупного предприятия или целой отрасли не удается решить со­циальные (экономические) проблемы, лежащие в основе конфликта, то забастовка может трансформироваться в политическую акцию с уже политическими требованиями (например, отставки губернатора, правительства, президента). Однако политический характер эта акция может приобрести лишь в том случае, если она «заставит» государст­венные структуры решать возникшие проблемы политическими ме­тодами.

Чаще всего одну из конфликтующих сторон в социально-полити­ческом конфликте представляют большие социальные группы (трудо­вые коллективы, пенсионеры, молодежь, жители региона, этносы и т. д.), а также общественные и находящиеся в оппозиции к власти политические институты (партии, профсоюзы, общественные и по­литические движения). Другой стороной в таком конфликте обычно является правящий политический режим или отдельные его институ­ты и социальные группы, поддерживающие этот режим.



Общим объектом для конфликтующих сторон в социально-поли­тическом конфликте является политическая власть. Но предмет кон­фликта для каждой из сторон может быть свой. Так, для субъектов политики (государства и его институтов, политических партий) объ­ектом конфликта является государственная власть, а предметом - пределы властных полномочий. Для правящего режима основной це­лью в социально-политическом конфликте служит удержание поли­тической власти, сохранение (укрепление) властных полномочий, придание политическому режиму видимости эффективности и леги­тимности. Для социальных субъектов политическая власть, как пра­вило, не является самоцелью (предметом) конфликта. Власть (госу­дарственные органы, должностные лица) здесь рассматривается лишь как причина возникших социальных проблем и(или) как способ (средство) для достижения желаемых социальных целей. Но при оп­ределенных условиях социальные субъекты могут трансформировать­ся в политических и также претендовать на политическую власть.

По масштабам решаемых проблем, по количественному составу и уровню противоборствующих сторон можно выделить следующие виды социально-политических конфликтов:

Региональный - возникает в отдельном регионе РФ. В ходе

развития такого конфликта социальные акторы предъявляют претензии региональным политическим властям. Так, 30 янва­ря в Калининграде собрался многотысячный митинг (от 9 до 12 тыс. человек) с требованием отставки губернатора области Г. Бооса; чя-



Региональный, который в ходе своего развития «выходит» на федеральный уровень («заставляет» решать возникшие пробле­мы федеральные власти). Примером такого конфликта является указанный выше конфликт в городе Пикалево (неоднократные обращения жителей к региональным властям с требованиями выплаты задолженности по заработной плате и возобновления остановленного производства, не дали положительного резуль­тата);

Федеральный (общегосударственный). Такой социально-поли­тический конфликт можно разделить на два подвида: 1) локаль­ный, возникший в одном или нескольких регионах, но по сво­им последствиям имеющий общегосударственное значение;

2) широкомасштабный - охвативший большинство регионов страны и «заставивший» федеральные власти принимать обще­государственные решения. В качестве примера такого конфлик­та можно назвать массовые выступления людей, недовольных монетизацией льгот;

Режимный. В свержении ненавистного политического режима власти участвуют широкие социальные слои населения страны.

Если режимный социально-политический конфликт предпола­гает глубинные качественные преобразования всех сфер жизне­деятельности общества и государства, то он называется социаль­ной революцией". Примерами такого конфликта могут служить: Великая Октябрьская революция 1917 г. в России; Исламская революция в Иране (январь 1978 г. - февраль 1979 г.), в резуль­тате которой был свергнут проамериканский режим шаха Мо­хаммеда Реза Пахлеви;

Международный. В отличие от межгосударственного такой кон­фликт по сути является социально-политическим: во-первых, в конфликтное противоборство вовлекаются как политические, так и социальные акторы; во-вторых, причинами его возникно­вения является столкновение политических, социальных, эко­номических и иных интересов.

Особенностями социально-политического конфликта являются:

1) публичность и открытый характер проявления противоборства сторон. Реальная политика - это сфера разрешения противоречий между большими социальными группами. Поэтому социально-поли­тический конфликт предполагает апелляцию сторон к социальным группам и к широкой общественности;

2) всеобщая значимость. Как уже говорилось, социально-полити­ческий конфликт непосредственно или опосредованно затрагивает интересы больших социальных групп, социальных слоев, классов, об­щества в целом. Поэтому субъекты социально-политического кон­фликта (государство, политические организации, институты элиты и отдельные лидеры) всегда выступают от имени определенной соци­альной общности (социального слоя, класса, этноса, группы интере­сов, всего общества);

3) обусловленность властью (властными отношениями). Основным (интегральным) объектом в социально-политическом конфликте яв­ляется политическая власть;

4) идеологический характер мотивации конфликта. Социаль­но-политический конфликт, как правило, имеет определенные идеологические основания. Политическая идеология представляет собой духовное образование, специально предназначенное для целе­вой и идейной ориентации социального и политического поведения граждан. Она выполняет функции организации, идентификации и мобилизации субъектов и участников социально-политического конфликта;

5) институциональная организованность субъектов конфликта. Чтобы реально претендовать на власть и властные полномочия в об­ществе или на международной арене, субъекты социально-политиче­ского конфликта должны быть организационно оформленными - представлять собой общественную организацию, политическую пар­тию, государственный институт или являться легитимным представи­телем этих органов;

6) «символическая» идентификация. Существенную роль в иденти­фикации, организации и мобилизации масс в социально-политиче­ском конфликте играют идеологические символы. Например, основ­ным символом пролетарской революции считается красное знамя; на президентских выборах в Украине (конец 2004 - начало 2005 г.) про­правительственный блок во главе с Януковичем в качестве своего символа выбрал синий цвет, а оппозиция во главе с Ющенко - оран­жевый. Символы используются как способ и средство самоидентифи­кации и противопоставления сторон в политическом конфликте;

7) конфликт взаимных намерений сторон. Если на обычном рын­ке конкурируют и «конфликтуют» товары и услуги, то на политиче­ском поле - идеи, лозунги, программы, заявления. Конкурирующие и конфликтующие стороны предлагают «товары» и «услуги», кото­рые не поддаются адекватной оценке, их нельзя взвесить или попро­бовать на вкус. В социально-политическом конфликте на первый план выходит не качество самого товара, а эффективность его рекла­мирования - политические PR-технологии, политический марке­тинг;

8) наличие легитимных лидеров. Политическое противостояние, как правило, трансформируется в противостояние политических ли­деров, а сами лидеры нередко становятся символами социально-по­литического движения и гарантами выполнения данных обещаний. Поэтому противники стремятся любыми способами дискредитиро­вать не столько идеи и программы оппонента, сколько «носителя» и гаранта этих идей;

9) правовые коллизии. Институционализация социально-полити­ческого конфликта - одно из важнейших условий его урегулирова­ния и разрешения, и в этом плане он во многом схож с юридическим конфликтом. Однако, если для урегулирования юридического кон- 16* фликта предполагается привлечение узкого круга юристов-профес- сионалов, то противоборствующие стороны социально-политическо­го конфликта стремятся заручиться поддержкой (вовлечь в конфликт) максимально возможное число «непосвященных». Здесь, по сути, речь идет о соотношении (столкновении) таких понятий (категорий), как «законность» и «легитимность»; первая апеллирует к юридиче­ским нормам права, вторая - к социальной (политической) справед­ливости;

10) односторонняя «законность» насилия. Применение насилия в социально-политическом конфликте считается законным только со стороны правящего режима. В иных случаях оно воспринимается как девиация и преследуется по закону. Однако в режимных конфликтах оппозиционная сторона может игнорировать существующие правила политической борьбы, требовать их изменения, действовать «неза­конными» методами, подстрекать широкие слои населения к массо­вым выступлениям и неповиновению властям;

11) национальные и социокультурные особенности. История и по­вседневная практика показывают, что в разработке теории социаль­но-политического конфликта и в практическом ее применении необ­ходимо учитывать «местные» и «временные» особенности страны и уровень политической культуры;

12) возможность трагических последствий. Широкомасштабный социально-политический конфликт способен до основания разру­шить политическую и социальную структуру общества и ввергнуть страну в пучину «смутного времени», что не раз случалось в истории России. Социальные революции и мировые войны приводят к гибели десятков миллионов людей, колоссальным разрушениям и матери­альным затратам.

Причины возникновения:

К. Маркс полагал, что в основе социально-классового конфликта лежат отношения собственности на средства производства. Л. Козер считал, что все виды социальных конфликтов обусловлены дефици­том ресурсов. С точки зрения Р. Дарендорфа, основной причиной конфликтов в обществе является борьба за власть.

Р. Гарр в качестве одной из основных причин возникновения политического конфликта рассматривает относительную депривацию.

По мнению Л.Н. Тимофеевой, конфликт таится в самой природе политической власти, призванной согласовывать, координировать различные интересы людей. Она выделяет следующие источники воз­никновения политического конфликта:

1)сами общественные отношения - отношения неравенства;

2)расхождение людей в базовых ценностях и политических идеалах;

3)идентификация граждан (социальная, религиозная, политиче-; ская и др.);

4)недостатки, ошибки, искажения в технологии политической коммуникации;

5)социально-психологические свойства политических субъектов, борющихся за власть.

Е.М. Бабосов причинами политических конфликтов считает:

Отношения господства и подчинения, которые разделяют людей на властвующих и подчиняющихся;

Коренные расхождения политических идеалов и предпочтений, ценностных ориентаций индивидов, социальных групп и общ­ностей;

Совокупность факторов, связанных с процессами идентифика­ции граждан, осознания ими своей принадлежности к полити­ческим, социальным, этнонациональным, религиозным, суб­культурным общностям;

Конфликтность самой политической системы, которая неиз­бежно порождает государственно-правовые конфликты.

По мнению Б.В. Коваленко, А.И. Пирогова и О.А. Рыжова, в ос­нове политического конфликта лежат различные виды политических кризисов:

Кризис идентичности, обусловленный распадом идеалов и ценно­стей, доминирующих в политической культуре данного общества;

Кризис распределения материальных и культурных благ, заклю- и чающийся в неспособности властных структур обеспечить ус­тойчивый рост материального благосостояния населения;

Кризис участия - обусловлен низким уровнем вовлеченности граждан в управление;

Кризис «проникновения» - стремление правящего класса реали­зовать свои решения во всех сферах общественной жизни;

Кризис легитимности - несоответствие осуществляемых целей режима и массовых представлений о нормах его функциониро­вания.

Все многообразие причин возникновения внутригосударствен­ных политических конфликтов можно свести к трем основным:

1) ущемление базовых социально-экономических и политических интересов значительной части населения страны. Этим может быть обусловлено возникновение следующих видов политических кон­фликтов:

Конфликт легитимности власти, в основе которого лежат: а) со­циально-экономические причины, например распределение общественного продукта между различными социальными классами и слоями (например, в России разрыв в доходах между бедными и богатыми (децильный коэффициент) составляет 17,5); б) политико-правовые причины (например, нарушение политических прав и свобод граждан).

Ущемление базовых потребностей может быть вызвано как объ­ективными, так и субъективными факторами.

Объективные факторы:

Кризис естественного социально-экономического развития об­щества (например, кризис СССР в 1980-е гг.);

Трудности, связанные с радикальным реформированием соци­ально-политической системы общества;

Непредвиденные обстоятельства (стихийное бедствие, мировой финансовый кризис, внешние войны и т. д.).

" Субъективные факторы:

Явные просчеты в социально-экономической политике (неком­петентность);

Нежелание правящей элиты учитывать коренные интересы и потребности подвластных классов и социальных слоев;

Осознание (восприятие) подвластными социальными слоями и классами существующей политической системы распределения ресурсов (в том числе власти) как несправедливой и незаконной (кризис легитимности).

Если значительная часть населения страны не находит своего места в существующей социально-политической структуре общества и не может удовлетворить свои базовые потребности в рамках сущест­вующих социально-политических институтов, то она будет стремить­ся разрушить или радикально изменить эти институты. Массовые со­циально-политические протесты, прошедшие в России в конце 2011 - первой половине 2012 г., наглядный пример проявления неудовлетворенности значительной части россиян состоянием дел в стране;

2) различия в оценках, ценностных ориентациях, целях, пред­ставлениях по поводу политического и социально-экономического развития общества (различия политических культур). Так, поданным социологических исследований, в начале 2011 г. 43 % россиян счита­ли, что Россия находится на ложном пути своего развития, 47 % - полагали, что Россия находится на верном пути. Эти данные свиде­тельствуют о том, что российское общество в своих представлениях и ценностных ориентациях раскололось на две примерно равные части, между которыми возможны конфликты;

3) борьба между различными группами интересов (кланами, эли­тами, блоками и др.) за власть и ресурсы в обществе. Такая борьба яв­ляется наиболее распространенным основанием для инициирования социально-политических конфликтов «сверху». На данном основа­нии могут возникнуть следующие виды конфликтов:

Конфликт, обусловленный борьбой за власть и ресурсы в рамках существующей политической системы. Причины, цели и задачи этих конфликтов обычно завуалированы и не очень понятны для большинства граждан. Победа той или иной политической группировки в таком конфликте, как правило, ничего не меняет в условиях жизни населения. При мерами подобных конфлик­тов являются «цветные революции», произошедшие в начале нынешнего века в Грузии, Украине, Киргизии. Опасность таких «клановых» конфликтов для общества заключается в том, что для достижения своих индивидуальных и групповых интересов политические группировки и лидеры стремятся привлечь на свою сторону большие социальные группы, что может привести к насилию и гражданской войне;

Конфликт, обусловленный борьбой между оппозиционной и пра­вящей политической элитой за радикальное изменение социаль­но-политической (экономической) системы. Примерами таких конфликтов могут служить горбачевская «перестройка» (конец 1980-х гг.) и ельцинская «либерализация» (начало 1990-х гг.);

Конфликт идентичности, суть которого состоит в том, что люди делятся по определенным признакам (социальным, этниче­ским, политическим и др.) на «своих» и «чужих».

Социально-политические проблемы охваты­ваютцелый комплекс задач по обеспечению мира и международной безопасности . Сюда входят прежде всею (1) предот­вращение локальных войн и особенно всемир­ной ядерной катастрофы; (2) искоренение насилия в отношениях между людьми и курс наисключительно мирное разрешение всех конфликтов; (3) прекращение гонки вооружений, проведение разо­ружения и конверсии; (4) установление между народами отноше­ний доверия и добрососедства, партнерства и сотрудничества.

Решение всех этих задач предполагает, и частности, активное «международное воспитание» людей и народов в духе миролюбия и сотрудничества, понимания общности судеб человечества и осоз­нания того факта, что разным нациям, народам, социальным груп­пам, религиям и государствам как воздух нужны взаимные терпи­мость и уважение.

Воспитание подобной «планетарной доброжелательности» осо­бенно важно для детей. Однако, к великому сожалению, многие со­временные игры, книги, телепрограммы, напротив, подстегивают рост негативных, разобщающих инстинктов у детей (нездоровое тщесла­вие, эгоизм, надменность, агрессивность, жестокость, даже садизм и т.н.). Что же должно произойти, чтобы люди одумались? Что сде­лать, чтобы нынешние поколения современников, живущие вместе на планете Земля, осознали всю эфемерность своего счастливого присутствия в многовековом бесконечном потоке жизни. Зачем же отравлять минуты земного счастья злобой, ненавистью и наси­лием по отношению друг к другу?!

Главный «корень зла» в гонке вооружении с ее длинным шлейфом острых проблем. Она не только отнимает у людей огромные ресурсы, но еще и направляет их на цели уничтоже­ния человеческих жизней и созданных материальных благ. Она, далее, постоянно нагнетает опасность того, что «висящее на стене ружье» (как в театральном спектакле) того и гляди выстре­лит. Кроме того, чем больше горы оружия, тем неизбежно шире зона преступности: вооруженные налеты, угрозы, запугивание, организация взрывов, незаконная торговля и кражи оружия и т.п. Гонка вооружений, наконец, порождает своего рода «милитари­зацию сознания» людей. Они начинают видеть в оружии «нормаль­ный» и универсальный инструмент для прокладывания себе пути к жизненному успеху. Обладание оружием пьянит их, наполняет сладким ощущением господства над окружающими, создает ил­люзию, что с его помощью легко разрешить любое возникшее затруднение. Заметьте, как важно, как самоуверенно выглядят вооруженные автоматами «боевики» (в Чечне ли, в Алжире, в бывшей Югославии, Афганистане или где-то еще). Они готовы мгновенно «снять» любую проблему простым нажатием на курок. Такое впечатление, что война им нравится и что, не будь ее, они не знали бы, чем заняться. Война как образ жизни - вот трагедия искаженного, милитаризованного человеческого сознания!..


С окончанием холодной войны (середина 1980-х) особенно остро встали (а) проблема разоружения - сокращения и унич­тожения накопленных запасов оружия (хранить которое становит­ся все дороже, опаснее и вреднее для окружающей среды) и (б) проблема конверсии, т. е. перевода избыточных ресурсов, заня­тых в военно-промышленном комплексе, в гражданский сектор.

Посмотрите, какой серьезной разоруженческой проблемой обер­нулись так называемые противопехотные мины (или, как их точ­нее называют на Западе, наземные мины). Ежегодно в мире на них подрывается более 26 тыс. человек! Но обезвреживание этих злове­щих ловушек обходится очень дорого: около 90 американских долла­ров на 1 мину, что примерно в 30 раз дороже ее производства. Се­годня в земле «затаились» и ждут очередных жертв более 100 млн. мин на территории более чем 70 стран мира. Если продолжить их уничтожение нынешними темпами, то последняя мина будет ликви­дирована лишь через 11 веков.

Разоружение, особенно ракетно-ядерное, процесс сложным и длительный. Достаточно напомнить, что со времени первых соглашений между Соединенными Штагами и Советским Союзом по ограничению стратегических вооружений (так называемые соглашения ОСВ-1) минуло уже более четверти века (1972 г.). Миролюбивое человечество надеется, что процесс ОСВ теперь уже между США и Россией и под измененным названием (СНВ - стратегические наступательные вооружения) не остановится. В частности, давно разработанный договор СНВ-2 уже ратифициро­ван 1 Конгрессом США и ждет (или, возможно, уже дождался?) взаимной ратификации в Государственной Думе РФ.

Любопытно в связи с этим, что » Республике Сан-Марино осенью 1997 г. начал «щелкать» оригинальный счетчик ядерного разоруже­ния. На старте четыре его электронных экрана (обращенные к четырем сторонам света) показывали цифру 14312 - столько ядерных боезапасов находилось тогда в военных арсеналах США и России. Уничтожение каждой боевой единицы уменьшает на единицу и это число.

2. Социально-политические аспекты глобальных проблем современности

Как уже отмечалось, человечество во второй половине XX века столкнулось с проблемами, которые затрагивают самые глубинные основы существования цивилизации, интересы всех народов. Их обострение явилось результатом деятельности человека. Но и их разрешение невозможно без его осознанной и целенаправленной деятельности. Глобальный характер этих проблем для их разрешения требует совместных усилий всех стран мира.

Находясь в органической связи и тесно переплетаясь с социальными, экономическими, политическими противоречиями современного мира, глобальные проблемы неизбежно вызывают столкновение интересов различных классов, социальных групп, политических партий, общественных движений и т.д.

Глобальные проблемы все очевидней приобретают ярко выраженную политическую окраску, и их решение все более перемещается в сферу политики.

В определенной степени можно даже говорить о том, что глобалистика становится областью, где сталкиваются политические курсы и цели различных государств, партий, классов, движений.

Использование глобальных проблем идеологами различных политических сил в своей общественной деятельности знаменует собой попытку придать своим идейно-политическим установкам наибольшую привлекательность для привлечения большего числа сторонников. И здесь обращает на себя внимание тот факт, что, обладая богатейшим опытом манипулирования общественным сознанием, используя обострение общественных проблем, политические и государственные деятели заняли активные позиции в глобальном модернизировании развития всей нашей цивилизации.

Вместе с тем следует отметить, что при рассмотрении сущности глобальных проблем ни в коем случае нельзя говорить об идейно-политическом единстве различных доктрин даже в рамках одного государства. Множество политических партий, общественных организаций и движений, заинтересованных в решении этих проблем, разрабатывая свои политические доктрины, выдвигают собственные программные решения глобальных проблем.

Несмотря на то, что глобальные проблемы волнуют все человечество, все озабочены необходимостью их решения, однако не следует забывать о том, что вопрос о путях и средствах их решения вызывает столкновение различных политических и идеологических интересов. Поэтому понятно, что в обсуждении проблем, с которыми столкнулось человечество во второй половине XX века, включаются не только профессиональные политики, но и церковные деятели, представители различных неправительственных организаций. И в этом плане можно сказать, что церковь, общественность, наравне с представителями политических партий, пытаются показать свою заинтересованность в решении глобальных проблем и тем самым поднять свой авторитет. Многие их них нередко пытаются политические, классовые противоречия свести к глобальной проблематике.

По своей сути все глобальные проблемы имеют биосоциальный характер. Но признавая важность естественно-природной стороны, всегда следует иметь в виду, что главное значение в решении глобальных проблем принадлежит социально-политическим изменениям. Разработка технико-экономических мер для решения проблем глобального характера при современных темпах развития научно-технического прогресса не представляет особой сложности. Научное знание позволяет сегодня предложить техническую сторону решения любой самой сложной проблемы, с которой столкнулось человечество. А вот уже практическая реализация данного проекта зависит, прежде всего, от реального политического курса, от социально-политических условий, от основополагающих целей данного государства или политической партии.

Осознание первенства социально-политических факторов при решении глобальных проблем способствовало тому, что глобалистика во многих странах стала не только специальной отраслью научного знания, но и важным направлением государственной политики. И в современных условиях можно даже говорить о глобальном моделировании развития, как неотъемлемой части политики всех государств. Конкретное руководство в данной сфере осуществляют специально созданные министерства, государственные комитеты или другие специальные органы, занимающиеся этими вопросами. Глобалистская политика, проводимая в обществе, направлена на преодоление возникающих проблем глобального характера и является важной неотъемлемой составной частью общей политической деятельности государства. Она формируется и складывается с учетом конкретных социально-политических особенностей и остроты глобальных проблем в обществе, в каждом отдельном государстве. Именно поэтому она является либо выражением интересов господствующего класса, либо представляет собой определенное соглашение, достигнутое противоборствующими сторонами.

Однако главное значение для выяснения сущности проводимой политики того или иного государства имеют не провозглашенные лозунги, а ее практическая реализация, где и возникают основные сложности. Даже достигнув соглашения по основным ее целям и задачам, различные политические силы на практике далеко не всегда стремятся к их реализации. Наиболее ярко и отчетливо связь политики и глобальных проблем прослеживается на примере решения проблемы войны и мира. Вполне, достаточно отметить тот существенный момент, что решение проблемы войны и мира в современных условиях невозможно никакими другими средствами, кроме политических. Особую опасность на сегодняшний день представляет широко используемая западными политиками и идеологами так называемая концепция “ядерного мира”.

Концепция “ядерного мира” - ее сторонники, отвергая ядерную войну, стремятся приписать гонке вооружений роль стабилизирующего фактора в международных отношениях.

Они пытаются доказать, что сохранение мира можно обеспечить посредством взаимного “устрашения” ядерных держав лишь на основе “равновесия страха” между ними. Политические аспекты разработки данной концепции вполне очевидны - любыми способами оправдать непрекращающуюся гонку вооружений. Однако только полный отказ от войны как средства решения международных конфликтов может обеспечить политическую стабильность в мире.

Довольно четко связь политики с глобальными проблемами просматривается и на примере решения экологических проблем, при осуществлении экологической политики государства.

Причем в данном случае эта взаимосвязь выступает в довольно оригинальных формах. Это и безнаказанное нарушение крупными монополиями природоохранного законодательства, невыполнение ими государственных программ и стандартов. Существенно влияют на формирование экологической политики государства “группы давления” прежде всего крупного капитала. Введение государственного “экологического налога” и “экологических надбавок” на цены представляют собой практическую реализацию тезиса о “равной ответственности” за экологические бедствия. Претворение в жизнь экологической политики государства характеризуется еще одной особенностью: стремлением скрыть истинные масштабы экологических бедствий в собственных странах.

Выход на политическую арену сначала экологического движения, а затем формирование экологических партий означал новый этап в формировании экологической политики. Использование лозунгов необходимости защиты природы в предвыборных кампаниях, проведение “экологических” демонстраций и митингов - все это свидетельствует о включении экологических проблем в политических процесс.

В международной политике эта взаимосвязь проявляется в осуществлении “экологического” неоколониализма, введении “экологических” стандартов на импорт; “экспорте” экологических проблем.

В современных условиях вполне обоснованно можно говорить о тесной взаимосвязи политики с субглобальными проблемами социокультурного, гуманитарного ряда.

Это проблемы, от решения которых на сегодняшний день не зависит выживание человечества. Они скорее определяют “качество жизни” общества. Проблемы образования, культуры, национально-этнические проблемы, проблемы развития средств массовой коммуникации во многом зависят от политического курса страны. Проблема гарантий прав человека, прежде всего, права на жизнь, с неизбежностью предполагает в первую очередь политическое решение на государственном и международном уровнях.

Общечеловеческие аспекты глобальных проблем предопределили их тесную связь с международной политикой.

Несмотря на то, что глобальные проблемы существуют и даже продолжают углубляться, следует отметить, что в последние годы практически все страны подошли к осознанию необходимости международного сотрудничества в деле их решения. Этому в немалой степени способствует и изменение политического климата в мире. Кроме того, широкое международное сотрудничество в деле решения глобальных проблем можно считать той основой, которая позволила бы, решая эти проблемы, значительно улучшить взаимоотношения различных стран в политической области.

Таким образом, преодоление глобальных проблем требует продуманной, взвешенной политики всех государств по развитию международного сотрудничества и их активной деятельности по практической реализации всех намеченных мероприятий.


Заключение

Человечество пришло к пониманию, что дальнейшее развитие технического прогресса невозможно без оценки влияния новых технологий на экологическую ситуацию. Новые связи, создаваемые человеком, должны быть замкнуты, чтобы обеспечить неизменность тех основных параметров системы планеты Земля, которые влияют на её экологическую стабильность

Охрана природы - задача нашего века, проблема, ставшая социальной. Снова и снова мы слышим об опасности, грозящей окружающей среде, но до сих пор многие из нас считают их неприятным, но неизбежным порождением цивилизации и полагают, что мы ещё успеем справиться со всеми выявившимися затруднениями. Однако, воздействие человека на окружающую среду приняло угрожающие масштабы. Чтобы в корне улучшить положение, понадобятся целенаправленные и продуманные действия. Ответственная и действенная политика по отношению к окружающей среде будет возможна лишь в том случае, если мы накопим надёжные данные о современном состоянии среды, обоснованные знания о взаимодействии важных экологических факторов, если разработает новые методы уменьшения и предотвращения вреда, наносимого природе.

Природа, не тронутая цивилизацией, должна оставаться резервом, который со временем, когда большая часть земного шара будет служить промышленным, эстетическим и научным целям, станет приобретать все большее значение критерия, в частности эстетического, в дальнейшем возможно появление и других неизвестных ныне значений этих зон. Поэтому необходим рациональный, научно обоснованный подход к практике расширения областей девственной природы, заповедников, тем более что по мере развития научно-технической революции объем негативных влияний на природные эстетически ценные объекты постоянно увеличивается.

Поэтому возникает необходимость, во-первых, в создании системы природоохранных мер, во-вторых, научное обоснование и включение в эту систему критериев эстетической оценки природы, в-третьих, развитие системы экологического воспитания, совершенствование всех видов художественного творчества, связанных с природой.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Балашенко С.А., Демичев Д.М. Экологическое право: Учеб. пособие.2-е изд. – Мн.: Ураджай, 2000.

2. Горбачев В.Г. Основы философии: Учеб. для студ. образоват. Учреждений средн. проф. Образования. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. С.323.

3. Лавров С.Б. Глобальные проблемы современности: часть 1. - СПб.: СПбГУПМ, 1993.

4. Монин А.С., Шишков Ю.А. Глобальные экологические проблемы.М.: Знание, 1991.

5. Основы общей экологии: Учеб. пособие. – Мн.: Выш. шк., 2000. С.189.

6. Экология: Учебное пособие / Под ред. проф.В. В. Денисова. – 2-е изд., исправленное и дополненное. – М.: ИКЦ “МарТ”, Ростов-на-Дону, 2004.


Политология / С.В. Решетников, Н.П. Денисюк, М.Ф. Чудаков и др.: Под ред. С.В. Решетникова. – Мн.: НТООО ТетраСистемс, 1999. С. 414.

Основы общей экологии: Учеб. пособие. – Мн.: Выш. шк., 2000. С. 211.

Горбачев В.Г. Основы философии: Учеб. для студ. образоват. Учреждений средн. проф. Образования. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. С. 323.

Политология / С.В. Решетников, Н.П. Денисюк, М.Ф. Чудаков и др.: Под ред. С.В. Решетникова. – Мн.: НТООО ТетраСистемс, 1999. С. 425.

Положений, пришедших из прошлого, подчас очень давнего. Динамика резких глобальных исторических сдвигов приводит иногда к потере ориентации, краху святынь, духовному опустошению. Таковы некоторые глобальные проблемы современности. Они реальны. Их нельзя не видеть. Однако не стоит опускать руки, впадать в беспросветный пессимизм, отчаиваться и драматизировать все и вся. Есть угрозы, но есть и...

Пожалуй, впервые в истории человечество начинает по-настоящему осознавать свою родовую общность, важность общечеловеческих ценностей. Этот процесс оказывает влияние и на сферу международных отношений, на разработку и реализацию внешней политики. В связи с этим знаменательно, что в последнее время в сфере международных отношений все шире применяется метод консенсуса. (Consensuc (лат.) – согласие, ...

Огромную опасность представляют для цивилизации глобальные проблемы, являющиеся источником чрезвычайных ситуаций социально-политического характера. Порождаемые ими катастрофы несут человечеству неисчислимые бедствия – массовую гибель людей, огромный экономический ущерб, социальное неблагополучие, непоправимый вред окружающей среде. В связи с этим весьма актуальной задачей мирового сообщества, государств, общественных объединений и каждого человека становятся постоянные и эффективные усилии по противодействию катастрофам, прежде всего по исключению или смягчению побуждающих их глубинных причин.

Вторая половина XX столетия ознаменовалась резким проявлением в жизни современной цивилизации так называемых глобальных проблем – всеобщих, имеющих планетарный масштаб затруднений и противоречий во взаимоотношениях природы и человека, а также внутри общества. В большинстве своём они возникли как плод неконтролируемого развития, принесшего человечеству, с одной стороны, невиданные блага, с другой – поставившего его перед чередой своих кризисных проявлений, несущих угрозу самому существованию цивилизации. К наиболее известным глобальным проблемам относятся демографическая, экологическая, истощения невозобновляемых ресурсов, нехватки продовольствия, межэтнического противостояния, религиозной нетерпимости, терроризма и другие.

Особое место среди них занимают сложнейшие и важнейшие проблемы войны и мира . Происшедшие в XX веке две мировых войны явились социальными катастрофами планетарного масштаба. Противодействие этим катастрофам, управление их рисками – сложная и разнообразная сфера государственной и общественной деятельности.

Несмотря на потепление международных отношений и на относительную цивилизованность человечества в целом, война как способ разрешения спорных вопросов, остаётся распространённым явлением.

Они заключается в том, что из арсенала человечества в качестве средства разрешения международных и других споров до сих пор не исключена война , другие виды военных и межэтнических конфликтов .

1.2.1. Вооружённые конфликты.

Конец XX века ознаменовался появлением нового вида войн – национальных. И они, пожалуй, самые беспощадные. В такой войне не может быть победителей. Политики, её развязавшие, на словах за мирное решение проблемы, но на деле всё выходит иначе. Не следует сбрасывать со счетов и влияние преступных кланов на разжигание конфликтов. Вооружённый конфликт , как правило, не вспыхивает сразу. Обостряется криминогенная обстановка, увеличивается количество тяжких преступлений и убийств, раскрываемость их резко снижается. Убийства и грабежи достигают небывалых размеров. В вооружённый конфликт активно втягивается и гражданское население. В зоне конфликта нередки откровенные акты терроризма, убийств, грабежей и мародёрства, вполне вероятна волна погромов. Увеличивается число вынужденных переселенцев и беженцев. Это усиливает криминогенную обстановку, тем более что идёт быстрое неконтролируемое вооружение гражданского населения. В этих непростых условиях отсутствие у людей элементарных знаний и навыков выживания приводит к неоправданным жертвам.

Вооружённый межэтнический конфликт – это вооружённое противоборство в пределах одного государства между различными незаконными вооружёнными формированиями – экстремистскими группами различной этнической и/или религиозной направленности, а также между такими группами и правительственными войсками и силами правопорядка, воспринимаемыми противостоящей им стороной как выразитель интересов иной этнической и/или религиозной общности. В последнем случае возможен вариант, когда официальные власти и силовые структуры государства прямо или косвенно выступают на стороне одной из конфликтующих национальных, территориальных или религиозных групп (например, Северная Ирландия, Чеченская Республика и т.д.).

Для вооружённого межэтнического конфликта характерны: взаимные территориальные претензии и спор о справедливости границ, разъединяющих этносы; мифологизация истории и активная роль исторической памяти каждой конфликтующей стороны; наличие геополитических союзников у каждой конфликтующей стороны в лице иностранных (чаще всего, соседних) государств; особая роль психологического фактора, информационной и идеологической борьбы за умы гражданского населения, напрямую не вовлечённого в вооружённый конфликт; активное участие в развитии конфликта криминальных структур; опасность перерастания в крупномасштабный конфликт при проведении террористических актов с массовыми трагическими последствиями; отсутствие моральных и правовых ограничений действий конфликтующих сторон, а также территориальных границ конфликта.

В настоящее время обстановка на международной арене характеризуется усилением тенденций к формированию многополярного мира, в котором длившаяся десятилетиями “холодная война” между двумя противоположными системами с острой конфронтацией и безудержной гонкой вооружений ушла в прошлое.

Современный этап развития социально-политической обстановки характеризуется преодолением блоковой политики, сокращением вооружённых сил, ядерных и обычных вооружений, укреплением доверия, расширением сотрудничества ведущих держав. Однако на этапе становления многополярного мира ещё сильны рецидивы попыток создания международных отношений, основанных на односторонних, в том числе военно-силовых, подходах к решению ключевых проблем мировой политики.

Не канула в историю самая большая и самая страшная для человечества угроза – угроза термоядерной войны . По расчётам учёных при обмене ядерными ударами общей мощностью 500 - 10000 Мт, если такое произойдёт, погибнут сразу от 300 млн. до 1 млрд. человек и столько же получат тяжёлые увечья, оставшиеся в живых подвергнутся радиоактивному облучению. Применение ядерного оружия приведёт к резкому уменьшению численности населения, ухудшению его здоровья, появлению новых заболеваний и вызовет необратимые генетические изменения. Сложившееся в природе равновесие нарушится, и еще неизвестно, как будет чувствовать себя человек в такой обстановке. Однако уже сейчас ясно, что люди, выжившие после ядерной катастрофы, окажутся в тяжелейших условиях и само существование человека как биологического вида будет поставлено под сомнение.

Для Российской Федерации не исключаются и социально-политические угрозы, связанные с изменением положения России в мире и сложностями в проведении внутренних реформ.

Анализ всей системы основных угроз безопасности России и её гражданам дан в Концепции национальной безопасности Российской Федерации, утверждённой указом Президента РФ от 17 декабря 1997 года.

Наибольшую угрозу безопасности России в ближайшей перспективе могут представлять:

– реализация планов по расширению НАТО на Восток;

– курс военно-политического руководства США на сохранение мирового лидерства;

– возможная эскалация вооружённых конфликтов на южном стратегическом направлении;

– антироссийская направленность в деятельности отдельных мусульманских государств, усиление позиций исламского экстремизма в Закавказье и Центральной Азии.

Новой угрозой глобального характера для России могут стать разрабатываемые в ряде государств Запада средства “информационной войны”, способные вывести из строя или парализовать российскую систему государственного и военного управления. Их особенностью, по замыслу разработчиков, является то, что они могут обеспечить “бескровную” победу без непосредственного вооружённого столкновения.


Похожая информация.


Первой и главной глобальной проблемой человечества, угрожающей самому существованию природы и общества, является угроза термоядерной катастрофы. Долгие годы суть этой глобальной проблемы усматривали в предотвращении ядерной войны, хотя еще в 50-е годы многие считали допустимой ограниченную ядерную войну. Однако расчеты, проведенные в 70-80-е годы прошлого столетия, показали, что при взрыве нескольких ядерных зарядов разовьется состояние, названное «ядерной зимой», когда тучи пыли и дыма закроют Солнце, резко нарушив тепловой баланс планеты, что приведет к гибели биосферы. Сегодня одного только ядерного оружия накоплено столько, что его взрывная сила в несколько тысяч раз превышает мощь боеприпасов, использованных во всех войнах, которые велись прежде. В арсеналах разных стран хранятся ядерные заряды, суммарная мощность которых в несколько миллионов раз превышает мощность бомбы, сброшенной на Хиросиму. А ведь от этой бомбы погибло 200 тысяч человек, 40% площади превратилось в пепел, 92% было изуродовано до неузнаваемости! Катастрофа на Чернобыльской АЭС 1986г окончательно открыла миллионам людей глаза на сущность ядерной опасности. Роковые последствия, как атомной бомбардировки, так и Чернобыльской катастрофы ощущают до сих пор.

Другим угрожающим человечеству фактором является терроризм. Россия относительно недавно столкнулась с этим видом насилия, но Президент, Федеральное Собрание и Правительство России рассматривают борьбу с терроризмом как одну из важнейших задач, от эффективности решения которой зависит национальная безопасность, стабильность общества и государства.

Подводя итоги, отметим, что предотвращение новых войн, борьба с терроризмом как уголовным деянием, требуют объединения усилий мирового сообщества, скорейший «запуск в действие» принятых договорных актов, направленных на сокращение ядерного вооружения, борьбу с «боевым» терроризмом и его финансированием.

Другая острейшая глобальная проблема современности заключается в преодолении отсталости в развитии большей части человечества. Отсталость - результат пересечения, теснейшего взаимодействия всех глобальных проблем, и чем глубже проникаем в смысл сложившейся к настоящему моменту ситуации, тем более отчетливо осознаем, насколько трудно найти разумный, реальный выход из критического положения. Подавляющее большинство населения развивающихся стран не имеет нормальных условий жизни. Экономика этих стран сильно отстает от уровня производства развитых стран, и сократить разрыв пока не удается.