Выходные данные сборника:

МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ

Полтавченко Анастасия Андреевна

студент Кубанского государственного технологического университета, РФ, г. Краснодар

E - mail : n . a . s . t . y . a . poltavchenko @ mail . ru

Проблема, которая привлекла много внимания ученых и людей, - это недавние упрямо высокие уровни безработицы в Европе. Еще один способ изучения рынков труда - сосредоточить внимание на показателях занятости, измеряемых как ежегодные средние часы работы взрослого трудоспособного возраста.

Что объясняет эти контрастные модели? В литературе по макроэкономике были выдвинуты три объяснения этих закономерностей: жесткость рынка труда, налоги и пособия по безработице. Одно широко распространенное мнение состоит в том, что рынки труда в Европе гораздо более жесткие, чем в Соединенных Штатах. Например, европейские правовые меры по обеспечению занятости, которые затрудняют увольнение работников, как правило, более строги, чем в Соединенных Штатах. Общая модель равновесия Хопенхайна и Роджерсона указывает на две противоположные силы, связанные с увольнениями на безработицу: издержки заставляют фирмы более неохотно увольнять работников, тем самым снижая уровень безработицы, но в то же время они делают фирмы более неохотными нанимать работников, в первую очередь, тем самым повышая уровень безработицы.

Литвинюк Татьяна Александровна

канд. экон. наук, доцент Кубанского государственного технологического университета, РФ, г. Краснодар

MACROECONOMIC PROBLEMS OF RUSSIAN ECONOMY

Anastasiya Poltavchenko

student of the Kuban StateUniversity of Technology, Russia, Krasnodar

Tat’yanaLitvinyuk

candidate of economic sciences, assistant professor ofthe Kuban StateUniversity of Technology, Russia, Krasnodar

Общий эффект неоднозначен и зависит от деталей микроэкономических потрясений, влияющих на принятие решений о принятии решений отдельными фирмами. Используя данные по пересеченной местности, Никелл считает, что эффект найма также неоднозначен. Хотя влияние расходов на увольнение по безработице неоднозначно, влияние на производительность в модели Хопенхайна и Роджерсона не является. Расходы на увольнение, как правило, препятствуют эффективному перераспределению рабочей силы в более производительные фирмы и тем самым снижают совокупную производительность.

АННОТАЦИЯ

Данная статья посвящена рассмотрению макроэкономических проблем экономики России, а также общеэкономической ситуации в стране. В статье описывается положение Российской Федерации в условиях снижения макроэкономических показателей.

ABSTRACT

This article is devoted to the macroeconomic problems of the Russian economy, as well as the general economic situation in the country. The paper describes the position of the Russian Federation in the face of declining macroeconomic indicators.

Таким образом, эта модель подразумевает, что благосостояние может быть повышено за счет сокращения расходов на стрельбу. Чтобы изучить эту возможность, дисциплина теории общего равновесия необходима, поскольку влияние налогов на результаты рынка труда зависит не только от того, как налоговые поступления а также, как подчеркивает Роджерсон, о том, как он используется.

Налог имеет как эффект замещения, уменьшающий стимул к труду, так и эффект дохода, который увеличивает стимул к работе, но способ, которым налоговые доходы тратятся, может изменить эффект дохода. Чтобы понять, почему важны данные о том, как расходуются налоговые поступления, предположим сначала, что доход используется для предоставления общественных благ, которые являются плохими заменителями частного потребления. Затем, пока функция полезности обладает почти единичной эластичностью замещения между потреблением и досугом, эффект дохода и замещения почти отменяется, так что воздействие налогов на предложение рабочей силы приблизительно равно нулю.

Ключевые слова: ВВП; инфляция; национальная валюта; санкции; инвестиционный климат; безработица.

Keywords: GDP; inflation; the national currency; the sanctions; investment climate; unemployment.

В настоящее время экономика России функционирует в условиях экономического спада, что обусловлено наличием внешних и внутренних причин, которые оказывают влияние на все сферы общественного воспроизводства. Происходит снижение объема ВВП, повышение уровня инфляции и безработицы, отток капитала из страны, девальвация рубля и т. д. Эти проблемы могут в ближайшие годы создать серьезную угрозу макроэкономической стабильности и устойчивому росту экономики.

Следовательно, в первом приближении расходы на общественные нужды вытесняют доллар частного потребления за доллар. Предположим далее, что доход либо передается частным лицам единовременно, либо, что то же самое, используется для покупки частных товаров для граждан. Тогда налоги имеют только эффект замещения, поскольку расходы компенсируют эффект дохода, а предложение рабочей силы падает.

Прескотт умело обошел эти проблемы, отметив, что в модели общего равновесия детали расходов отражаются на их влиянии на потребление. Прескотт начинает свой анализ, отмечая, что в модели общего равновесия с автономным домохозяйством условие первого порядка, определяющее предложение рабочей силы, сравнивает предельную норму замещения между потреблением и досугом к предельному продукту труда после уплаты налогов. Учитывая потребление и основной капитал, это условие, таким образом, подразумевает связь между занятостью и налоговым клиентом.

Росстатом была проведена оценка объемов ВВП Российской Федерации, которая показала, что номинальный объем ВВП России в 2014 году составил 70 975,6 млрд рублей, а замедление роста ВВП в 2014 году - 0,7 % по отношению к аналогичному периоду предшествующего года . По оценкам экспертов уже в 2014 году Россия потеряла из-за введенных санкций 0,2 % ВВП, т. е. 121,4 млрд рублей. Одной из причин снижения данного показателя является слабое развитие промышленного сектора России, которое в 2014 году характеризовалось стагнацией объемов производства, низким ростом производительности труда, торможением роста внутреннего спроса. В декабре 2014 года рост отечественной экономики носил восстановительный характер и имел признаки стабилизации. По оценке российского Минэкономразвития положительное влияние на динамику валового внутреннего продукта в этот период оказали обрабатывающие производства, розничная торговля и платные услуги населению.

В этом подходе детали того, как расходуются государственные доходы, играют определенную роль в определении предложения рабочей силы только за счет ее влияния на потребление и капитал. Замечательна близость прогнозов его простой модели и данных. Как подтвердил Прескотт, его анализ также не очень хорошо работает для скандинавских стран с высокими ставками налогов и высокой занятостью.

· высокий уровень пособия по безработице, обеспечивающий нормальное существование

Роджерсон основывается на анализе Прескотта, чтобы позволить светским сдвигам от сельского хозяйства и промышленности к услугам. Эти анализы сосредоточены на разделении времени между работой на рынке и всеми формами нерыночной деятельности, включая как безработицу, так и выход из рабочей силы. Таким образом, эти анализы имеют резкие последствия для поведения уровня занятости. Поскольку они не проводят различия между поисковыми действиями и другими нерыночными видами деятельности, которые приводят к тому, что домашние хозяйства классифицируются как вне рабочей силы, они молчат о различиях в уровнях безработицы между Европой и Соединенными Штатами.

За 2014 год уровень инфляции превысил 11,4 %. Фактически инфляция более года набирала обороты, инфляционные темпы ежемесячно росли в 2-3 раза и в декабре 2014 года достигли 2,6 %, при этом превысив максимальное значение в 2,3 % в декабре 2009 года. Причинами увеличения уровня инфляции и динамики цен служат ослабление рубля и нарастание инфляционных ожиданий субъектов экономики. Последний фактор стал серьезным дополнительным источником инфляционного давления .

Одна из возможных причин того, что уровень безработицы в Европе выше, чем в Соединенных Штатах, заключается в том, что пособия по безработице более щедрые в Европе. Разумная гипотеза заключается в том, что эта большая щедрость приводит к более высоким уровням безработицы, заставляя работников больше не желать принимать предложения о работе. Льюнгквист и Сарджент разрабатывают модель, которая фокусируется на разделении времени между работой на рынке и поисковой деятельностью безработных, в то же время абстрагируясь от соображений нерыночной деятельности, кроме поиска.

Еще одной макроэкономической проблемой является уровень занятости населения России. В абсолютных цифрах общая безработица в 2014 году по сравнению с 2013 годом снизилась на 248 тыс. человек, и составила 3,9 млн. человек. При этом численность занятых в экономике за 2014 год по сравнению с 2013 годом увеличилась на 148 тыс. человек и фактически составила 71,5 млн. человек. В целом при нестабильной складывающейся внешнеэкономической конъюнктуре, рынок труда не демонстрировал признаков кризисной ситуации, аналогичной кризисному 2009 году.

Ключевое различие между более ранним и более поздним периодами заключается в том, что микроэкономическая турбулентность, измеряемая как колебания в отдельных рабочих продуктах, со временем увеличилась как в Европе, так и в Соединенных Штатах. По мере роста микроэкономической турбулентности большее число рабочих оказывается на рабочих местах с низкой производительностью, а также в безработице. Если пособия по безработице являются щедрыми, как и в Европе, тогда заработная плата безработных рабочих составляет лишь небольшую сумму, так как турбулентность увеличивается, а поток рабочих из-за безработицы сильно не меняется.

В 2014 году продолжилась реализация положения Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ», которое предусматривает упрощение привлечения высококвалифицированных специалистов в Россию. За январь-ноябрь 2014 г. было выдано 28,6 тыс. разрешений на работу, что на 22,7 % больше чем за аналогичный период 2013 года .

Во-вторых, принципиально новым по сравнению с микро- и мезоэкономикой является то, что цементирующей макросвязью стал иной тип присвоения, а именно общая совместная собственность в формах государственного имущества и общенационального достояния

Следовательно, с ростом микроэкономической турбулентности общий уровень безработицы возрастает. Если пособия по безработице скудны, как и в Соединенных Штатах, тогда заработная плата рабочих резервируется резко, поскольку турбулентность возрастает, а отток от безработицы растет почти один на один с притоком. Следовательно, уровень безработицы сильно не меняется.

Еще одной проблемой, с которой столкнулась экономика России - девальвация рубля. В январе 2014 года курс доллара США по отношению к рублю составлял 35,3 рублей (в максимальном значении за месяц), а в январе 2015 года рубль упал до 68,9 рублей за 1 доллар CША . В декабре 2014 года наблюдалась высокая волатильность рубля на валютном рынке, которая угрожала финансовой стабильности банковского сектора. В связи с обесценением валюты возникла паника среди вкладчиков, которые пытались обезопасить свои сбережения. Опасения населения по поводу введения государственных ограничений на движение наличной валюты привело к сокращению денежных средств коммерческих банков.

Модель Льюнгквиста и Сарджента предполагает, что работники не подвержены риску, и в этом случае компенсация по безработице не имеет преимуществ и является дорогостоящей, поскольку она искажает решение о поиске. С отсутствием риска и недостатками на частных рынках страхования по безработице страхование на случай безработицы имеет преимущества, которые необходимо учитывать при наведенных искажениях в решениях о поиске.

Цена как фактор стимулирования экономического роста

Растущая литература начала анализировать эти компромиссы. На наш взгляд, объяснения закономерностей на рынках труда в Европе и США, основанные на жесткости рынка труда, налогов и пособий по безработице, все имеют правдоподобное обращение, но количественная важность каждого из них окончательно не установлена.

Однако главной причиной девальвации рубля стало кардинальное сокращение экспортных доходов. Как известно, большая часть российских доходов формируется за счет экспорта (конкретно от нефти и газа). С января 2015 года цена на нефть сократилась на 40%, вследствие чего снизились доходы отечественных энергетических компаний, а также ухудшилось состояние внешнеторгового баланса .

Маргинальный социальный продукт макроэкономической науки, безусловно, большой и быстро растет. Истина, как мы утверждали, очень далека от этой точки зрения. Суть нашего аргумента заключается в том, что, по крайней мере, в макроэкономике эти трудящиеся в течение последних нескольких десятилетий приносили большие доходы обществу. Если люди хотят заниматься каким-то производством, им нужен стабильный источник энергии и дорог для распределения того, что они производят.

Глава II. Государственная политика России по преодолению макроэкономической нестабильности

В дополнение к вышеупомянутым проблемам, которые чрезвычайно важны, отсутствие инфраструктуры и технологий или нехватка природных ресурсов могут сильно помочь развивающейся стране. Даже в странах, которые были колонизированы в 18 веке, где была создана какая-то инфраструктура, она обычно дисфункциональна и требует огромных инвестиций времени и денег. Эта инфраструктура, включая очистку воды и канализации, а также электроэнергию и дороги, также необходима людям в стране, чтобы они могли прожить свою повседневную жизнь и иметь возможность даже работать.

Немаловажным фактором отрицательного влияния на уровень национальной валюты является объем текущей задолженности российских компаний в иностранной валюте. Российские эксперты утверждают, что в 2015 году российские компании должны вернуть кредиты на сумму около 12 миллиардов долларов США. В связи со сложившейся ситуацией отечественным компаниям будет нелегко найти возможность рефинансирования своих долгов на Западе .

При инфляционном спросе государство может уменьшить его путем ограничения своих расходов и повышения налогов. Однако такие действия могут привести к застою и различным кризисным явлениям в экономике, увеличению безработицы

Если люди не имеют средств, чтобы есть, пить и путешествовать безопасно, как они могут что-то сделать? Кроме того, в сегодняшней глобальной экономике производство подразумевает, что продукт может быть продан в любой точке мира, и это также требует инфраструктуры и технологий. Хотя многие люди в развивающихся странах, как ни удивительно, имеют сотовые телефоны, технология по-прежнему отстает многими другими способами. Сегодня многие технологии производятся с использованием технологий, и для того, чтобы конкурировать в глобальной экономике, это необходимо, чтобы поддерживать конкурентоспособность продукции.

Отток частного капитала в ноябре 2014 года Центробанк прогнозировал в объеме 128 млрд долларов США, об этих данных говорилось в опубликованных «Основных направлениях денежно-кредитной политики Банка России на 2014 год и период 2015-2016 годов». Согласно представленной ЦБ РФ информации фактический отток капитала из России в 2014 году составил 151,5 млрд долларов США, в 2013 году данный показатель составлял 61 млрд долларов США . То есть фактически за данный период отток капитала увеличился в 2,5 раза. Во второй половине 2014 года фактически закрылись внешние рынки предоставления капитала.

Информация - это сила в экономике любой нации, и до сих пор остается много людей, которые не имеют доступа к информации, потому что у них нет компьютеров или доступа к Интернету. На макроэкономическом уровне это имеет глубокие последствия. Развивающаяся страна, которой не хватает природных ресурсов, имеет значительные трудности в развитии экономики. Чтобы производить, он должен приобретать сырье в другом месте или полагаться на развитие экономики обслуживания, что означает использование людских ресурсов, людей, которые, вероятно, не имеют образования, опыта и навыков, необходимых для того, чтобы быть компетентными в экономике обслуживания, а также, поскольку инфраструктура часто отсутствует, неспособна «обслуживать» людей, которые не имеют возможности добраться туда, где предоставляется услуга.

Отток капитала осуществлялся как в виде роста долларизации банковских депозитов и покупки наличной иностранной валюты населением и компаниями в сложившихся условиях, характеризующихся повышенной внешнеэкономической неопределенностью, так и в виде погашений задолженности на внешних рынках отечественным частным сектором при ограниченной возможности ее рефинансирования из-за введенных санкций со стороны США и ЕС.

В 2014 году население скупило не менее 20-30 млрд долларов США. Валютный ажиотаж привел к тому, что население скупало иностранную валюту с целью защитить свои сбережения от обесценения рубля. На сегодняшний день, средства населения, вложенные в валюту, причисляются Центральным банком РФ к оттоку капитала, поскольку они выведены из финансовой системы страны.

По мнению аналитиков, ускорение оттока капитала объясняется также выплатами по корпоративным долгам; отсутствием контроля за капиталом; неконкурентоспособностью экономики, а также геополитическими рисками и введением санкций .

Что касается уровня инвестиций в отечественные компании, то они резко сократились. Это произошло на фоне экономической рецессии и санкций со стороны США и ЕС. Эксперты указывают, что инвесторы ожидают стабилизации ситуации в стране, для того чтобы иметь возможность сэкономить на денежных вложениях и получить более высокую прибыль. В российской экономике уровень инвестиций сокращается вследствие возросшей неопределенности перспектив социально-экономического развития России.

По итогам 2014 года инвестиции в основной капитал сократились на 2,5 %. Прибыль компании по основным видам деятельности также имеет тенденцию к сокращению. За январь-ноябрь 2014 года спад составил 6,1 % к уровню соответствующего периода 2013 года, т. е. за январь-октябрь - 14,1 % . Снижение инвестиционной активности и отток объема реального финансирования характерен практически для всего рыночного сектора, за исключением сферы жилищного строительства. По итогам 2014 года продажи жилья выросли на 14,9 %, тогда как в 2013 году прирост составлял 7,2 % . Причиной этого является то, что, невзирая на падение доходов, спрос населения на улучшение жилищных условий продолжал оставаться на высоком уровне, и поддерживался активным расширением ипотечного кредитования, при этом российские потребители традиционно считают жилищный рынок надежным источником инвестирования.

Эксперты Центра экономического моделирования РАНХиГС прогнозируют дальнейшее падение объема инвестирования, сокращение инвестиций в 2015 году может достичь 25,8 % (при существующей цене на нефть), при цене барелля 40 долларов США, инвестиции в 2015 году сократятся на 16,1 %, но это стрессовый сценарий. ЦМАКП предсказывает 66 долларов США за баррель URALS и падение инвестиций на 8 % за год.

Таким образом, российская макроэкономическая обстановка по итогам 2014 года и начала 2015 года характеризуется рядом негативных тенденций, способных повлечь за собой системный экономический кризис. Нарастание геополитической напряженности вокруг Украины, ужесточение экономических санкций в отношении финансовых секторов России в 2014 году привели к тому, что возросла неопределенность и ухудшилась уверенность корпоративного сектора России. Ограничение доступа отечественных компаний к международным финансовым ресурсам и ужесточение денежно-кредитной политики способствовали росту стоимости заимствования, что весьма негативно отразилось на инвестиционном климате и потребительском спросе, тем самым вызвав ускорение оттока капитала и увеличение уровня инфляции и инфляционных ожиданий населения. Существенное падение цен на нефть и обострение внешнеэкономической ситуации с весны 2014 года привели к дальнейшему ухудшению условий макроэкономической стабильности.

Россия с определенной периодичностью сталкивается с экономическими кризисами и всегда находит резервы их преодоления. Экономика России прошла много непростых времен: дефолт 1998 года, экономический кризис 2008 года. Несомненно, что и данный экономический спад, в котором сейчас находится наша страна, будет успешно пройден.

Список литературы:

  1. http://jenkers.com/ru#!t (дата обращения 18.02.2015).
  2. [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/do (дата обращения 19.02.2015).
  3. [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL:http://economy.gov.ru/wps/wcm/connect/ (дата обращения 22.02.2015).
  4. [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://inosmi.ru/russia/20141216/224960561.html
  5. [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www.cbr.ru/publ/Stability/ (дата обращения 20.02.2015).
  6. [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www.tpp-inform.ru/news/19030.html (дата обращения 21.02.2015).

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

  • Содержание
  • Введение
  • Глава I. Общая характеристика макроэкономических проблем современной России
  • Глава II. Государственная политика России по преодолению макроэкономической нестабильности
  • 2.1 Особенности инфляции в России и антиинфляционная политика
  • 2.2 Проблема безработицы и политика в области занятости
  • Заключение
  • Список использованной литературы

Введение

Актуальность темы исследования определена многими факторами. Во второй половине XX в. в странах Запада сложилась всесторонне развитая макроэкономика. В ней все микро- и мезоэкономические элементы прочно объединяются в новую народнохозяйственную единицу. Данное единое целое обладает следующими отличительными признаками.

Во-первых, народнохозяйственная целостность базируется на общем (национальном) разделении труда, которое делает взаимозависимыми все крупные сферы, отрасли производства и экономические регионы (относительно самостоятельные территориальные подразделения) страны. Прочные взаимосвязи между звеньями общего разделения труда создают макросистему, которую принято именовать народнохозяйственный комплекс. Он органически соединяет все материальное и нематериальное производство в целостный организм.

Во-вторых, принципиально новым по сравнению с микро- и мезоэкономикой является то, что цементирующей макросвязью стал иной тип присвоения, а именно общая совместная собственность в формах государственного имущества и общенационального достояния.

В-третьих, с начального этапа формирования макроэкономики ее важнейшей составляющей стал национальный рынок. Он слил все местные рынки в единое экономическое пространство, на котором приценяется национальная денежная система. Общая нераздельная собственность, которая распространяется на ряд общественных благ, порождает нерыночные отношения. Нерыночный сектор народного хозяйства предоставляет всем гражданам бесплатные материальные блага и услуги по различным каналам, регулируемым государством (пособия, услуги образования, медицинского обслуживания и др.).

В-четвертых, национальной экономике потребовался качественно новый тип государственного управления. Государство, будучи субъектом общенациональной собственности, использует экономические и внеэкономические (насильственные) формы и методы регулирования народнохозяйственных связей. Его взаимоотношения с субъектами микро- и мезоэкономики строятся преимущественно по вертикали. Через них оно проводит активную экономическую политику, используя финансы, кредит, бюджет и другие имеющиеся в его распоряжении средства и рычаги воздействия на ход хозяйственного развития страны.

Вместе с тем субъекты микро- и в значительной мере мезоэкономики строят свою хозяйственную деятельность под регулирующим влиянием рыночной системы. Сама же эта система приобрела характер социального института.

Цель работы - анализ макроэкономических проблем Российской Федерации. В соответствии с поставленной целью задач работы предполагают общую характеристику макроэкономических проблем и анализ государственной экономической политики Российской Федерации в области макроэкономических проблем.

Глава I. Общая характеристика макроэкономических проблем современной России

Современная экономическая ситуация характеризуется тем, что, с одной стороны, правительство России и на протяжении 2003-2007 гг. стремилось минимизировать свое участие в управлении экономикой: сокращало долю государственных расходов в ВВП, отказывалось от принятия официальной промышленной политики, от отраслевых приоритетов и соответственно от поддержки тех или иных производственных секторов и комплексов. Его внимание было сконцентрировано на задачах дебюрократизации, создании равных конкурентных условий для субъектов рынка, продолжении программы приватизации и т. д. При этом оно вполне сознавало, что сложившаяся сырьевая и энергетическая ориентация экономики не способствует устойчивому экономическому росту, что необходимо ускорить развитие перерабатывающих отраслей, и прежде всего высокотехнологичных и наукоемких производств. Однако позиция "минимизации" государственного участия осталась, в связи с чем суть данного доклада свелась к тому, что диверсификацию экономики можно провести в основном с помощью рыночных механизмов саморегуляции, т. е. без активного вмешательства государства в управление структурой экономики. Большаков А. С. Моделирование в экономике и менеджменте. М.: ФИЛИНЪ, 2007 - С.134

С другой стороны, рыночные финансовые структуры (банки, фондовые рынки, страховые компании и т. д.), с помощью которых должны бы происходить и рыночная саморегуляция, и рыночное развитие предприятий, находятся пока что в эмбриональном состоянии и потому не могут адекватно выполнять соответствующие функции.

Так, например, предприятия большинства отраслей, за исключением экспортоориентированных (нефтяной, газовой, металлургической, лесной и по производству вооружений), испытывают затруднения при получении кредитов, особенно долгосрочных. Некоторые эксперты связывают эти затруднения с инвестиционными рисками, с отсутствием кредитной истории у заемщиков. Однако не менее важно то, что российская банковская система не располагает достаточным капиталом, ограничена в масштабах кредитования. В частности, отношение активов банковской системы России к ВВП составляет в настоящее время 40%, тогда как аналогичное отношение в большинстве развитых стран мира находится в диапазоне 200-300%, а в США достигает 350%.

Не лучше обстоят дела и с российским фондовым рынком: он обслуживает крайне ограниченный круг компаний. Его деятельность как механизма, формирующего рыночные приоритеты, ничтожно мала и не имеет отношения к большинству отраслей реального сектора.

Имеется основание полагать, что в случае, если Правительство РФ не компенсирует слабость рыночных финансовых структур активной государственной поддержкой реального сектора товарного производства, многие предприятия будут вынуждены функционировать в основном за счет иностранных инвесторов или российских экспортно-ориентированных компаний. И так как поведение экспортоориентированных компаний и иностранных инвесторов зависит в первую очередь от конъюнктуры мирового рынка, именно эта конъюнктура будет по-прежнему определять динамику российской экономики, по крайней мере на ближайшие несколько лет. Большаков А. С. Моделирование в экономике и менеджменте. М.: ФИЛИНЪ, 2007 - С.159

К сожалению, доминирование конъюнктуры мирового рынка над конъюнктурой внутрироссийского рынка - это уже свершившийся факт. Не секрет, что в последние годы основные правительственные сценарии развития экономики России строились исходя из различных вариантов прогноза цен на нефть на мировом рынке. Известно и то, что сформирован крупный стабилизационный фонд, цель которого - демпфировать колебания цен на нефть на мировом рынке. Наконец, результаты экономического развития России в 2007 г. также явились следствием благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры, а не конъюнктуры внутрироссийского рынка.

Рассмотрим эти результаты. Для России прошедший 2007 г. оказался, вопреки некоторым ожиданиям, весьма успешным: ВВП вырос на 7,3%, хотя первоначально (в 2005 г.) Минэкономразвития РФ прогнозировало его прирост в диапазоне 3,5-4,4%. Инвестиции в основной капитал увеличились на 12,5% (по прогнозу - 6,0-7,5%). Денежная масса М2 выросла на 50,5% (по прогнозу -20-26%), и при этом инфляция удержалась на отметке 12%, что соответствует прогнозу.

За счет чего произошли благоприятные изменения? Рост инвестиций в основной капитал (12,5%) в значительной мере обусловлен ростом прямых иностранных инвестиций - на 69,4% в 2007 г., тогда как в 2006 г. этот показатель составил 0,6% (табл. 1).

Таблица 1

Общий объем иностранных инвестиций, поступивших в 2007 г. Большаков А. С. Моделирование в экономике и менеджменте. М.: ФИЛИНЪ, 2007 - С.167

Расчеты показывают, что если бы прямые иностранные инвестиции в Россию росли в 2007 г, тем же темпом, что и в предыдущем, то темп прироста инвестиций в основной капитал оказался бы в 2007 г. менее 2% (против 2,6% в 2006 г.). Что же касается причин столь заметного роста прямых иностранных инвестиций в российскую экономику, то главная из них видится в ощутимом снижении ставок процента в ряде развитых стран. А это значит, что при изменении конъюнктуры в данных странах поток иностранных инвестиций может резко сократиться, вплоть до отрицательного прироста или оттока.

Рост ВВП в 2007 г. также имел в основном "иностранно-конъюнктурное происхождение". Он обусловлен высокими доходами от экспорта нефти, ростом иностранных инвестиций, а также конвертацией части долларовых сбережений в рублевую валюту (что связано с проводимой США политикой ослабления курса доллара). Все эти факторы проявили себя в форме значительного роста денежной массы М2 (Центральный банк РФ вынужден был конвертировать нефтедоллары, иностранные инвестиции и долларовые сбережения населения в рубли), который однако не привел к взрыву инфляции, поскольку трансформировался в: ускорение роста ВВП; рост монетизации экономики (бартерный спрос частично был замещен на денежный, платежеспособный спрос); процесс частичного замещения спекулятивного спроса (когда деньги обращаются внутри финансового сектора) на реальный платежеспособный спрос предприятий и населения. В частности, в 2007 г. имели место опережающий рост безналичной части М2, а также увеличение сроков привлечения средств в банковские депозиты По данным Центрального банка РФ, доля срочных депозитов в составе безналичной части агрегата М2 возросла с 45,1% на 1.07.2006 до 47,0% на 1.07.2007, в том числе со сроком более года - с 19,8 до 23,1 % за этот же период., что позволило банкам несколько увеличить предложение кредитов надели развития производства. Наконец, обозначилась частичная дедолларизация спроса.

Представляется, что в 2007 г. улучшились не только показатели экономического роста, но и, если так можно выразиться, повысилось качество товарно-денежных отношений. Однако, как отмечалось, все это произошло в основном благодаря благоприятной внешнеэкономической конъюнктуре. Последняя же весьма переменчива и не гарантирует устойчивый экономический рост на перспективу. Если российская экономика будет и дальше находиться в сильной зависимости от внешнеэкономической конъюнктуры, то не исключено, что вслед за периодом активного роста последует период спада, и этот спад может произойти даже в том случае, если внутреннее производство в России будет эффективным и конкурентоспособным.

На наш взгляд, проблема ослабления роли внешнеэкономической конъюнктуры является одной из наиболее актуальных для российского правительства. Очевидно и то, что в текущем 2004 г. что-либо изменить крайне сложно, так как все ключевые документы уже утверждены. Речь может идти об экономической политике на 2005 г. и последующие годы.

Из экономической теории известно, что одним из условий экономического роста в рыночной экономике является совмещение роста совокупного спроса потребителей и совокупного предложения производителей, причем совокупный спрос потребителей, как правило, растет тогда, когда в экономике растет предложение денег, т. е. денежная масса М2. Учитывая это обстоятельство, можно сказать, что проблема ослабления влияния внешнеэкономической конъюнктуры на развитие экономики любой страны (а не только России) в значительной мере зависит от того, каким способом центральный банк страны формирует прирост так называемой денежной базы, на основе которой с помощью денежного мультипликатора образуется прирост денежной массы М2, и далее - прирост совокупного спроса в экономике страны. Сенчагов В.К. Финансы, денежное обращение и кредит М.: Проспект, 2007. - С.121

Среди набора способов приращения денежной базы можно выделить два основных.

Первый, когда денежная база возрастает за счет покупки центральным банком (на открытом рынке или через посредников) государственных ценных бумаг, эмитируемых правительством под бюджетный дефицит. Это способ широко распространен в большинстве развитых стран мира. Одна из его особенностей имеет прямое отношение к поднятой нами проблеме, а именно: создание новых денег (прирост денежной базы) за счет покупки государственных ценных бумаг предполагает, что правительство намеревается реализовать ряд бюджетных приоритетов (задачи оборонного, социального, экономического характера и т. п.) и при этом оно берет на себя ответственность за достоверность оценки прироста внутреннего совокупного спроса, который непременно возникает в результате прироста денежной базы. Например, если правительство ошибается и прирост денежной базы будет завышен, то соответствующим образом завышенный прирост совокупного спроса приведет к инфляции. Ошибка противоположного характера может привести к торможению экономического роста. Но как бы то ни было, в рамках рассматриваемого способа формирования прироста денежной базы экономическое развитие страны зависит в первую очередь от экономической политики правительства и центрального банка страны, а не от внешних сил.

Второй способ, когда денежная база возрастает в основном за счет покупки центральным банком страны части валютной выручки компаний-экспортеров, конвертации-валютных поступлений от иностранных инвесторов, а также конвертации валютных сбережений населения. В данном случае приращение денежной базы зависит не столько от правительства страны и конъюнктуры внутреннего рынка, сколько от поведения мирового рынка, от решений, принимаемых мировыми эмиссионными центрами. Именно этот способ используется в настоящее время в России. А это значит, что и прирост совокупного спроса, и развитие российской экономики зависят в первую очередь от действия внешних сил.

Для того чтобы ослабить роль внешнеэкономической конъюнктуры в экономическом развитии России, необходимо осуществить постепенный переход от ныне используемого второго (валютного) способа приращения денежной массы к первому, основанному на политике бюджетного дефицита. С этой целью необходимо, с одной стороны, постепенно сокращать покупку Центральным банком РФ иностранной валюты на валютной бирже. С другой -постепенно наращивать покупку центральным банком государственных ценных бумаг. При этом Правительству РФ было бы целесообразно перейти (начиная с 2005 г.) к политике бюджетного дефицита с последующей эмиссией государственных ценных бумаг.

В свою очередь, в целях предотвращения угрозы финансовой пирамиды значительную часть государственных ценных бумаг должны составлять не краткосрочные, а долгосрочные (срок погашения больше года) облигации. Такая практика характерна для многих развитых стран. В частности, в декабре 2007 г. доля долгосрочных федеральных бумаг в общем портфеле государственных бумаг, находящихся на балансе Федеральной резервной системы США, составила 47%, а на балансе банка Японии - 67%.

Переход от валютного способа приращения денежной массы к бюджетно-дефицитному приведет к: постепенной ревальвации рубля, что вполне допустимо так как в настоящее время рыночный курс рубля недооценен относительно паритета покупательной способности примерно в 3 раза; торможению (и, возможно, остановке) роста золотовалютных резервов Центрального банка РФ что связано с ограничением покупки иностранной валюты на валютном рынке- ограничению инфляции в той степени, в какой она зависит от ревальвации рубля, а именно в меру замедления роста рублевых цен на импортную продукцию и услуги; увеличению внутреннего государственного долга, поскольку Центральный банк РФ в рамках предлагаемой акции должен приступить к покупке "длинных" государственных ценных бумаг.

Перекос в сторону валютной зависимости монетарной политики России прослеживается также, при крупном внешнем долге, по показателю "внутренний долг/ ВВП", особенно на фоне развитых стран (табл. 2).

инфляция безработица монетарный

Таблица 2

Отношение внутреннего долга к ВВП (в %) Оценочные данные за разные годы

Россия, 2003 г.

США, 2001 г.

Германия, 1999г.

Япония, 1993 г.

Франция, 1998г.

Повышение отношения внутреннего государственного долга к ВВП хотя бы до уровня Германии (18,6%) можно рассматривать как вполне нормальный ориентир на ближайшие годы. Оно не повлечет за собой спекулятивного бума на вторичном рынке, если будет осуществлено на основе эмиссии государственных долгосрочных облигаций (ГДО) и согласно с планируемой скоростью роста денежной массы. Данное увеличение, как отмечалось, может быть реализовано путем перехода к бюджетной политике "управляемого дефицита. В этом случае эмитентом ГДО будет выступать Министерство финансов РФ, а сам бюджетный дефицит может быть сформирован в виде бюджета развития, ориентированного в основном на цели восстановления утраченных позиции высокотехнологичного комплекса.

Предложенные меры позволят, на наш взгляд, уменьшить зависимость российской экономики от внешнеэкономической конъюнктуры, и кроме того - обеспечат некоторое усиление экономической активности государства. Однако уже отмеченную проблему слаборазвитости рыночных финансовых структур эти меры преодолеть не смогут. В частности, активы российской банковской системы крайне ограничены не потому, что российским банкам мешают развиваться внешние силы, и не потому, что в России отсутствует бюджетно-дефицитный способ наращивания денежной массы. Ограниченность банковских активов обусловлена скудостью сбережений населения и предприятий, которые существенно пострадали в период гиперинфляции (1992-1994 г.), во время дефолта 1998 г. и в настоящее время восстановлены лишь отчасти.

Именно это обстоятельство мешает многим российским предприятиям (кроме экспортно-ориентированных) осуществлять долгосрочные инвестиции в основной капитал. По этой же причине в России нарастает физическое и моральное старение как индустриального, так и человеческого капитала. Современная экономика держится в основном на старшем поколении ученых, инженеров, конструкторов, рабочих и, разумеется, на старом оборудовании. Очевидно, что в ближайшие годы заметная часть этого стареющего человеческого и основного капитала выйдет из строя. Потребуются огромные инвестиции, чтобы компенсировать такое выбытие.

В прошлые годы правительство предпринимало определенные меры, способствующие росту инвестиций в основной и человеческий капитал. Однако особенность этих мер в том, что главная ставка делалась на улучшение деятельности механизмов образования текущих ресурсов инвестирования и не учитывался тот факт, что инвестиции компенсационного типа, которые предназначаются для возмещения предстоящего массированного выбытия основного и человеческого капитала, должны формироваться в первую очередь за счет прошлых сбережений предприятий и населения, и лишь частично - за счет текущих ресурсов.

Так, например, в одобренных 13 июня 2002 г. "Основных параметрах социально-экономического развития Российской Федерации на 2003 год и на период до 2005 года" говорится, что расширение источников инвестирования произойдет в ближайшие годы за счет: снижения налоговой нагрузки на предприятия реального сектора, особенно - отраслей обрабатывающей промышленности; увеличения доли накопления в величине располагаемых доходов населения (до 4% ВВП); обеспечения более полной трансформации текущих сбережений в инвестиции в основной капитал; дальнейшего улучшения условий для привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику. Иохин В.Я. Экономическая теория. - М.: Юрист, 2004 - С.172

Как видим, среди перечисленных мер отсутствуют предложения по восстановлению амортизационных фондов предприятий, накопленных в прошлые годы и обесцененных вследствие гиперинфляции 1992-1994 г. и дефолта 1998 года, а также по восстановлению сбережений населения, уничтоженных тем же способом, что и амортизационные фонды предприятий. Речь идет о суммах макроэкономического масштаба. Так, например, в США нормативный совокупный амортизационный фонд частного сектора составил в 1993 г. почти 7,8 трлн. долл., а ВВП этого же года - 6,6 трлн. долл. Survey of Current Business. 1994. August P.55. При этом отношение указанного совокупного фонда к основному капиталу США стабильно держится на уровне 40%.

На наш взгляд, вопрос нельзя ставить так, чтобы государство вернуло сбережения непосредственно тем предприятиям, которые их лишились. Возможна иная постановка. Суть ее в том, чтобы восстановление сбережений провести в форме восстановления (частично) ресурсов банковской системы при условии, что последняя использует часть этих ресурсов на цели долгосрочного кредитования инвестиций в основной капитал под умеренные проценты. Отметим, что в феврале 2004 г., незадолго до отставки, бывшее Правительство РФ обсудило проблему ускоренного развития банковской системы.

Технически проблема восстановления ресурсов банковской системы может быть решена несколькими способами.

Во-первых, это осуществление государственных инвестиций в капитал банков при условии, что государственное участие в нем будет временным (позиция Ассоциации российских банков). Во-вторых, активизация деятельности Российского банка развития.

Первый способ представляется недостаточно корректным: частные коммерческие банки, если их капитал частично станет государственным, не смогут осуществлять собственную политику кредитования исходя только из своих коммерческих интересов. Поэтому более предпочтителен второй способ: активизация Российского банка развития и государственное регулирование его деятельности в соответствии с промышленной политикой правительства. Как известно, имеются два базисных типа банков развития. Первый из них основан на предоставлении соответствующим институтам монопольного права на использование тех или иных источников дешевых денежных ресурсов, как, например, в Японии. Второй тип институтов развития опирается на их непосредственной доступ к кредитам эмиссионного центра. Подобные механизмы функционируют, в частности, в Китае и Индии. Их важными элементами выступают "балансирование приростов денежного предложения через государственные банки развития с производственными возможностями освоения капиталовложений, а также прогнозирование спроса на прирост продукции, получаемой в результате инвестиционных проектов.

Второй (китайско-индийский) способ представляет собой форму частичного восстановления "погибших" сбережений, он более всего соответствует российской ситуации, хотя и не лишен недостатков. В течение ближайших 10-15 лет Российский банк развития мог бы взять на себя функции кредитора инвестиций в основной капитал высокотехнологичного комплекса и отраслей жизнеобеспечения Экономическая теория /под ред. Камаева В.Д. - М.: Владос, 2005 - С.152.

Глава II. Государственная политика России по преодолению макроэкономической нестабильности

2.1 Особенности инфляции в России и антиинфляционная политика

До 1992 года в странах бывшего СССР серьезной антиинфляционной политики не проводилось. Сложность ситуации заключается в том, что антиинфляционную политику в Российской Федерации, например, нельзя свести лишь к косвенным экономическим рычагам. Очевидно, что нарушение пропорций в народном хозяйстве можно постепенно устранить при помощи структурной политики государства и даже прямыми административными методами, в частности, сокращением военных расходов, рационализацией производственных капиталовложений, переходом с бюджетного финансирования части производственных капиталовложений на использование средств предприятий, привлечением акционерного капитала и т.д., ломкой монополистической структуры экономики. Все это необходимо дополнить мерами, которые ограничивают денежную массу, устраняют дефицит госбюджета, стабилизируют курс национальной валюты, а также созданием условий для усиления конкуренции в экономике.

Уменьшение темпов инфляции до относительно «безопасного» уровня (15-20% за год, или 1-2% в месяц) без сокращения производства и падения жизненного уровня населения возможно лишь при повышении эффективного производства и уровня качества управления. Эти цели могли быть достигнуты поэтапно, в течении длительного времени.

Все понимали, что в первые пять лет (1996-2000г.) угроза инфляции является критически острой. От степени ее снижения зависели сроки и условия реализации намеченной стратегии. Увеличение спроса, отмена или ослабление действия «номинальных якорей» (в частности фиксированного валютного курса), усиление протекционизма, меры по финансовой поддержке предприятий неизбежно способствуют повышению инфляции. На это также накладываются инфляционные ожидания. Соединение этих факторов может привести к быстрому раскручиванию инфляции до 15-20% в месяц. Это означало бы полный провал всей антикризисной стратегии. Поэтому целями антиинфляционной политики должны быть в первую очередь быть:

· предсказуемость динамики инфляции: нельзя допустить ее ускорения дольше 2-5% в среднем за месяц;

· создание институциональных и финансовых предпосылок для сокращения инфляционного потенциала.

Одним из вариантов программы по преодолению высоких темпов инфляции может бы быть следующий вариант развития и соответствующий комплекс мероприятий.

В заключительный период (2001-2005г.г) целью подобной антиинфляционной политики целью предполагалось достичь сокращения инфляции до социально-безопасного уровня 1-2% в месяц. Для решения этой задачи необходимо проведение радикального сокращения инфляционного потенциала экономики, изменение ценовых пропорций, структурных сдвигов и пользу отраслей инвестиционного и потребительского комплексов. Стабилизация динамики производства и инвестиций делает тогда возможным усиление дефляционной монетарной политики, ориентированной на реальный сектор и повышение качества жизни населения.

Один был один из вариантов мер по развитию экономики и снижению инфляции.

Однако реальное развитие дел привело к неутешительному результату, которым явился осенний финансовый кризис 1998г. Огромный упор в проводимой политике ставился на стабилизацию курса рубля. Достигать это приходилось за счет значительных трат центральным банком на поддержание валютного коридора. Недостаток золотовалютных средств компенсировался займами в виде государственных краткосрочных бумаг и международных кредитов. С учетом поступлений от них строились бюджеты. В итоге возник огромный государственный долг. Государство стало неспособным выплатить по ГКО, внутренним долгам.

В чем же была причина краха? Сейчас на этот вопрос высказывается множество мнений. Но объективная и глобальная причина была в том, что политика, направленная на преодоление инфляции лишь с помощью финансовых рычагов, тратя основные средства на поддержание стабильного курса рубля, определяя его показателем стабильного развития экономики, невозможна без мер по развитию и поддержанию промышленности, производства, сельского хозяйства, что вели бы к реальному увеличению доходной части бюджета.

Кризис проявился в крахе финансового рынка России, отказу государства платить по государственным ценным бумагам, девальвации рубля почти 150% росту курса доллара, что подвело всю экономику России к грани полного краха. Это выявило тот факт, что создавшаяся в последние время на рынке стабилизация, снижение темпов инфляции, были больше внешними признаками улучшения положения дел. В течение этого времени продолжался спад производства, рос процент экспортного товара, причем даже многие вновь созданные производства в России работали на зарубежном сырье. На рынок России было привлечено множество иностранных инвесторов (нерезидентов), которым государство продавало им свои государственные краткосрочные бумаги по высоким ставкам. Это же в значительной мере поддерживало функционирование многих банковских учреждений. России охотно давали кредиты, в то же время проценты по кредитам росли быстрыми темпами.

Крах всей системы ГКО и ОФЗ, невозможность ЦБ удержать доллар в рамках валютного коридора, невозможность государства выплатить по своим внешним и внутренним долгам (цифры различаются в разных источниках: примерно задолженность по процентам кредитов составляла порядка 17-20 млрд.долл., а бюджет же позволял рассчитывать лишь на 12, 3 млрд.долл.), показывает всю критичность сложившейся в экономике ситуации. При этом иностранные держатели ГКО и ОФЗ требуют возврата своих денег в полном объеме, не принимая условия предложенной схемы погашения.

Мнения только большинства западных экономистов, а так же и многих российских экспертов, говорят о том, что провал последних кредитов МВФ для России положил конец уверениям, что в иностранной помощью можно купить рыночные реформы, деньги фонда значительно облегчали решение возникающих проблем, позволяя обходиться при этом без реформ экономической политики. При этом к последствиям относится то, что для оплаты кредитов фонда требуется повышать налоги на средний класс, который оплачивает эти кредиты. Генерировать экономический рост таким способом не возможно, так как роста при непомерных налогах и растущих процентных ставках не бывает.

Немаловажная причина была в общем мировом кризисе и мировом падении цен на нефть. Жесткая привязка к курсу доллара на рынке страны, в связи с его ростом, привела к резкому скачку цен. Рухнула вся банковская система, т.к. большинство банков имели своими активами ГКО, осложнилось проведение платежей и расчетов. Вслед за этим рынок стали покидать импортеры. Результатом произошедшего коллапса стало разорение 80% средних и малых предприятий, занимающихся импортом, с тенденцией дальнейшего его прекращения. В добавок к массовому обесцениванию денег у населения, добавились потери по вкладам банков, из-за их банкротства. Произошло резкое снижение платежеспособности населения Литовских А.М., Шевченко И. К. Финансы, денежное обращение и кредит Электронная библиотека Studlib. www.studlib.net.ru.

Нормализация денежного обращения и противодействие инфляции требуют выверенных, гибких решений, настойчиво и целеустремленно проводимых в жизнь.

Оценивая характер антиинфляционной политики в ней можно выделить два подхода:

1. Первый подход предусматривает активную бюджетную политику, т.е. активное маневрирование государственными расходами и налогами в целях воздействия на платежеспособный спрос.

При инфляционном спросе государство может уменьшить его путем ограничения своих расходов и повышения налогов. Однако такие действия могут привести к застою и различным кризисным явлениям в экономике, увеличению безработицы.

В условиях спада спроса бюджетная политика может использоваться для его расширения, осуществляются программы государственных капиталовложений и других государственных расходов, понижаются налоги. Налоги снижают в первую очередь для получателей средних и низких доходов Литовских А.М., Шевченко И. К. Финансы, денежное обращение и кредит Электронная библиотека Studlib. www.studlib.net.ru.

Однако стимулирование спроса бюджетными средствами может усилить инфляцию, к тому же большие бюджетные дефициты не позволяют маневрировать расходами и налогами.

2. Второй подход это гибкое денежно-кредитное регулирование, которое осуществляется формально неподконтрольным правительству центральным банком страны. Банк изменяет количество денег в обращении и ставку ссудного процента. Денежно-кредитная политика используется как средство для кратковременного воздействия на экономику. Иными словами, государство должно проводить антиинфляционные мероприятия для ограничения спроса, поскольку стимулирование экономического роста и искусственное поддержание заработной платы путем снижения естественного уровня безработицы ведет к потере контроля над инфляцией.

2.2 Проблема безработицы и политика в области занятости

В России определить реальный уровень безработицы еще сложнее не только из-за разногласий в ее понимании. Отсутствие нормальной информационной базы, недостаточная оперативность служб занятости, да и просто недоверие части населения этим службам порождает множество затруднений в определении безработицы. Так, чтобы получить статус безработного, человек должен зарегистрироваться в службе занятости. Далеко не все реально безработные идут в службу занятости, а многие, особенно в сельских районах, вообще не знают о существовании подобных служб. Но и это еще не все. От обращения и регистрации в службе занятости до получения статуса безработного нужно пройти проверку на соответствие некоторым условиям: человек должен искать работу в течение одной - четырех недель до обращения в службу, иметь работу в течение трех из предыдущих двенадцати месяцев, быть уволенным не по собственному желанию, не иметь других источников доходов. Эти достаточно жесткие условия дополняются еще тем, что уже признанные безработными граждане не должны отклонять предложения служб занятости о трудоустройстве, а и без того мизерное пособие по безработице сокращается по мере «стажа» безработицы. Только следующие факторы могут заставить массу безработных обратиться в службу занятости:

· надежда найти новую работу;

· высокий уровень пособия по безработице, обеспечивающий нормальное существование;

· информированность населения о деятельности служб занятости;

· соответствие всем условиям (документально подтвержденное), необходимым для получения статуса безработного.

Таким образом, регистрационный подход к определению безработицы не дает достоверных результатов. Необходимо разрабатывать другие методы оценки безработицы, например, на основе выборочного обследования или экспертных выводов. Одновременно следует предоставлять населению полную информацию об их правах на рынке труда, пропагандировать деятельность служб занятости Миляева Я. Экономические стороны скрытой безработицы. //Экономист.2001, №6, с.33-39.

Обострение безработицы в России выражается в усилении ее региональной дифференциации. При анализе безработицы на основе средних показателей острота проблемы неизбежно сглаживается, так как ее уровень значительно различается в зависимости от региона, варьируя от 4,8% в Москве и 5,4 % в Санкт-Петербурге до 30, 2 % в Республике Ингушетия и 29,8 % в Республике Дагестан.

Таблица 3

Численность экономически активного населения на конец 2006 г.

Экономически активное население, тыс. чел.

в том числе:

Безработные по методологии МОТ

из них, зарегистрированные в службах занятости

(в % к экономически активному населению)

(в % к предыдущему году)

Профилактика безработицы и ее сведение к естественному (объективному) уровню может быть обеспечена, если во главу угла политики занятости поставить задачу достижения определенной структуры распределения всего трудоспособного населения по видам деятельности (занятость в производстве, обучение, военная служба, домашняя и т.д.), которая устраивала бы как отдельных граждан (по уровню дохода и социальной роли), так и все общество. Отсюда политика занятости должна иметь два основных направления:

1. повышение эффективности занятости;

2. развитие социально обоснованных видов «незанятости» (учеба, воспитание детей, льготная и досрочная пенсия и т.д.); и предполагать два блока регулирующих мер.

В числе мер первого блока можно предложить следующие.

а) Сохранение занятости на перспективных предприятиях путем частичного возмещения работодателям затрат на зарплату квалифицированным работникам, а также выплата компенсаций вынуждено незанятым работникам до уровня их заработной платы. Вместо практики вынужденных отпусков целесообразнее высвобождение излишней рабочей силы и направление ее на переобучение. Также необходимо оказывать финансовое содействие закрытым по объективным причинам предприятиям, имеющим экономическую перспективу и программу выхода из кризиса.

б) Несмотря на то, что затраты на создание нового рабочего места в десятки раз превышают расходы на поддержание существующего, одним из основных направлений активной политики занятости, проводимой органами службы занятости совместно с работодателями и администрациями городов и районов, должно стать создание дополнительных рабочих мест, ориентированных преимущественно на использование местного сырья и потребление готовой продукции. При этом приоритетное финансовое содействие оказывать работодателям, создающим рабочие места в наиболее трудоизбыточных районах и городах и трудоустраивающих социально незащищенных граждан (например, создающим специализированные предприятия, использующие труд инвалидов).

В условиях обострения ситуации на рынке труда, сокращения числа вакансий, деятельность по содействию предпринимательской инициативе безработного населения принимает особое значение. В частности, определенный потенциал в решении проблемы занятости создает малый бизнес. Содействие предпринимательской инициативе безработных граждан (предоставление льгот при создании малых предприятий и кооперативов, первоочередное выделение земельных участков для создания фермерских и личных подсобных хозяйств, оказание им прямой финансовой поддержки и др.) не только будет способствовать решению проблемы безработицы, но и поможет насытить рынок товарами и услугами постоянного спроса, развивать социальную инфраструктуру региона. Бреев Б.Д. Безработица в современной России. //Народонаселение, 2003, №2, с.24 - 33

в) Важным направлением активной политики занятости является обеспечение временной занятости (организация общественных работ и пр.), позволяющее путем ориентации работ на создание производственной и социальной структуры оживить регионы, сделав их привлекательными для частного капитала и предпринимательской активности. Наибольшее применение общественных работ может быть достигнуто в системе жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения, торговли, на строительных и ремонтных работах, и т.д. Организация общественных работ еще долго будет актуальным направлением политики занятости в депрессивных регионах, поскольку не требует значительных финансовых затрат, высокой квалификации работников и позволяет в приоритетном порядке привлекать граждан, особо нуждающихся в социальной помощи. Временное трудоустройство (например, на период каникул) поможет подросткам решить проблему выбора профессии, а также может способствовать частичному снижению роста преступности среди них, направив их активность на реализацию общественно значимых целей. Апраксина Е.И., Дубровская В. В. Программы повышения занятости населения //Народонаселение. 2001, №2, с.40

г) В порядке перераспределения неконкурентоспособной рабочей силы необходимо содействие органами занятости миграции трудоспособного населения. Для этого необходимо совершенствование территориального размещения производства, преодоление чрезмерной специализации региона, восстановление прежних и создание новых хозяйственных связей между регионами.

В числе мер второго блока можно отметить следующие:

а) Современный рынок труда нельзя сводить до создания и функционирования бирж труда. Он требует формирования общегосударственной разветвленной системы подготовки, переквалификации и трудоустройства кадров. Профессиональное обучение безработных граждан в рыночных условиях должно стать одним из основных направлений активной политики занятости. Программу профессиональной подготовки населения следует направить на комплексное решение задач, способствующих эффективной, свободно избранной занятости, удовлетворению потребности населения в обучении в соответствии с требованиями рынка труда, повышение конкурентоспособности кадров.

Для совершенствования политики в области профессионального обучения безработных необходимо:

Оказание услуг безработным гражданам в выборе профессии;

Формирование социального заказа на профессиональное обучение;

Приоритетный подход к организации профессионального обучения граждан, особо нуждающихся в социальной защите.

б) Возведение деятельности женщин по уходу за детьми в ранг социальной занятости. Постепенное увеличение продолжительности общественно признанного периода ухода за детьми позволит добровольно «оттянуть» с рынка труда женщин, которые в силу загруженности домашними делами не могут обеспечить высокую отдачу на работе.

В целом улучшение положения женщин на рынке труда, повышение их социального статуса должно стать особым предметом государственной социальной политики. Этому могут способствовать:

Меры по созданию иной системы образования, ориентированной на повышение конкурентоспособности женской рабочей силы, привлечение женщин в образовательные учреждения с целью совершенствования базовой подготовки, повышения квалификации, освоения новых профессий;

Система экономического стимулирования, поощрения предприятий всех форм собственности, сохраняющих и создающих рабочие места для женщин;

Создание специальных консультативно-правовых служб, центров социально-психологической адаптации, специальных банков данных о рабочих местах для женщин в службах занятости;

Поддержка женского предпринимательства специальными экономическими мерами.

Реализация этих мер требует неукоснительного соблюдения принципа равноправия женщин и мужчин в области трудовых отношений. Для успешного осуществления деятельности по трудоустройству населения необходимо дальнейшее развитие государственной службы занятости. С этой целью следует обеспечить центры занятости помещениями, инвентарем и средствами связи, проводить обучение работников служб занятости на специализированных курсах Экономика труда /под ред. Н.А.Волгина, Ю.Г.Одегова. - М.: Экзамен, 2003. - С.190.

Заключение

По поводу политики в области макроэкономических проблем России можно сделать следующие выводы.

1.Оценивая характер антиинфляционной политики в ней можно выделить два подхода. Первый подход предусматривает активную бюджетную политику, т.е. активное маневрирование государственными расходами и налогами в целях воздействия на платежеспособный спрос. Второй подход это гибкое денежно-кредитное регулирование, которое осуществляется формально неподконтрольным правительству центральным банком страны. Иными словами, государство должно проводить антиинфляционные мероприятия для ограничения спроса, поскольку стимулирование экономического роста и искусственное поддержание заработной платы путем снижения естественного уровня безработицы ведет к потере контроля над инфляцией.

2.В системе регулирования занятости трудоспособного населения предполагается ряд специальных мер, которые требуют решения частных задач. Так, наряду с экономическими методами регулирования существуют и меры неэкономического характера. Регулирование занятости предполагает разработку специального законодательства и нормативных актов, предусматривающих различный подход к различным категориям трудоспособного населения. Скажем занятость инвалидов, чтобы она наконец перешла из разряда пожеланий и гипотетических разработок в реальную плоскость, требует тщательной проработки ряда специальных мер, в частности, связанных с налоговой системой квот на рабочие места и пр. Тоже самое относится и к системе развития малого и среднего бизнеса, который также требует разработки соответствующей нормативной базы в плане стимулирования формирования оптимальной системы занятости.

3.Государственное регулирование и управление занятостью трудоспособного населения предполагает разработку системы специальных качественных и количественных показателей, которые должны с достаточной полнотой описывать данный объект. Сама по себе проблема показателей является довольно сложной и содержит в себе два аспекта. Один из них связан с той задачею и целью, которая ставится исследователем, и второй - адекватность этих показателей исследуемого объекта.

Относительно показателей система занятости трудоспособного населения имеет ряд градаций и уровней. Первая из них связана с демографическими характеристиками трудоспособного населения и выражается в количественных единицах. Понятно, что на уровень занятости оказывает большое влияние наличие молодежи и людей предпенсионного возраста и многие другие параметры. Так, по нашим расчетам, сегодня реально могут быть эффективно занятыми в общественном производстве примерно 40 млн. человек. Это касается только той части, которые заняты в основном исполнительским трудом. Активных работников, которых мы называем предпринимателями и бизнесменами сегодня работает примерно 1-1,5 млн. человек, а может быть занято не более 3 млн. человек.

Но кроме этого имеются и так называемые качественные показатели, которые также весьма существенно характеризуют уровень трудоспособности населения и ее возможности быть занятым в общественном производстве. Речь идет о качестве рабочей силы по следующим параметрам: психофизиологическое состояние населения, или иначе, его здоровье, качество общего образования и профессиональной подготовки, уровень общей культуры, социально-профессиональная ориентация и пр.

Список использованной литературы

Большаков А.С. Моделирование в экономике и менеджменте. М.: ФИЛИНЪ, 2007 - 464 с.

Бреев Б.Д. Безработица в современной России. //Народонаселение, 2003, №2, с.24 - 33

Иохин В.Я. Экономическая теория. - М.: Юрист, 2004 - 528 с.

Курс экономической теории /под ред. проф. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. - Киров: АСП, 2005 - 400 с.

Литовских А.М., Шевченко И. К. Финансы, денежное обращение и кредит Электронная библиотека Studlib. www.studlib.net.ru

Миляева Я. Экономические стороны скрытой безработицы. //Экономист.2001, №6, с.33-39

Сенчагов В.К. Финансы, денежное обращение и кредит М.: Проспект, 2007. - 496 с.

Экономика /под ред. доц. Булатова А.С. М.: БЕК, 2005 - 448 с.

Экономика труда /под ред. Н.А. Волгина, Ю.Г. Одегова. - М.: Экзамен, 2003. - 735 с.

Экономическая теория /под ред. Камаева В.Д. - М.: Владос, 2005 - 434 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Причины инфляции. Монетарные и немонетарные концепции инфляции. Антиинфляционная политика государства: политика цен и доходов, "шоковая терапия" и градуирование денежной массы. Антиинфляционная политика в России в 2005-2006 гг. и задачи на 2007-2009 гг.

    курсовая работа , добавлен 16.03.2008

    Инфляция: понятие, причины и показатели. Концепции и модели инфляции. Последствия инфляции и необходимая антиинфляционная политика. Основные проблемы проведения антиинфляционной политики в России, ее анализ и оценка. Последствия антиинфляционной политики.

    курсовая работа , добавлен 12.12.2016

    Инфляция: сущность, причины, виды. Особенности инфляционных процессов в переходной экономике России. Взаимосвязь инфляции и безработицы. Экономические и социальные негативные последствия инфляции. Сущность и содержание антиинфляционной политики.

    реферат , добавлен 20.05.2011

    Причины возникновения безработицы и ее последствия. Политика занятости в современном мире, характеристика ее моделей. Особенности государственной политики занятости в современной России, методы оценки ее эффективности. Решение проблем безработицы.

    курсовая работа , добавлен 03.12.2014

    Социально-экономические последствия инфляции, кривая Филипса. Связь темпа инфляции и уровня безработицы. Цели и тактика антиинфляционных мероприятий. Особенности антиинфляционной политики в России. Воздействие государства на макроэкономические процессы.

    курсовая работа , добавлен 24.10.2014

    Роль государства в поддержании макроэкономического равновесия. Социально-экономические последствия инфляции. Определение индексов инфляции. Монетаристские и кейнсианские методы антиинфляционной политики. Кредитно-денежная политика Центрального банка РФ.

    контрольная работа , добавлен 30.09.2009

    Основные причины и виды инфляции, антиинфляционная политика государства. Цели антиинфляционной политики. Бюджетная политика государства. Кредитно-денежная политика государства. Инструменты борьбы с инфляцией. Особенности инфляционных процессов в России.

    курсовая работа , добавлен 02.12.2010

    Сущность, виды и причины инфляции. Способы измерения инфляции. Социально-экономические последствия инфляции. Кривая Филипса. Антиинфляционная политика. Особенности Российской инфляции на современном этапе, ее причины. Антиинфляционная политика в России.

    курсовая работа , добавлен 14.04.2008

    Исследование сущности, причин, видов и последствий инфляции. Антиинфляционная политика и комплекс мер по борьбе с инфляцией. Изучение истории инфляционных процессов в Российской Империи и СССР. Зависимость роста потребительских цен от роста инфляции.

    курсовая работа , добавлен 26.02.2013

    Инфляция. Причины инфляции. Инфляция спроса и издержек. Виды инфляции. Антиинфляционная политика. Фискальная политика. Кредитно-денежная политика. Гипотеза естественного уровня. Антиинфляционная политика в некоторых странах мира.