1.1. Основные тенденции развития современного мира как вызов глобального развития.

1.2. Философия глобального развития: понятие, концепции, подходы.

1.3. Социокультурные и социополитические аспекты глобального развития в контексте учений западных глобалистов.

выводы

Вопросы для самоконтроля

литература

Ключевые понятия и термины

глобализация, глобалистика, глобальные информационные сети, глобальные рынки, глобализация экономики, глобальная общность, "столкновение цивилизаций", вестернизация, "макдональдизации", регионализация, мегатенденции, экономическая глобализация, политическая глобализация, культурная глобализация, глобальные структурные изменения, "третья волна демократизации" , глобальная трансформация человечества

Задачи и цели раздела

Проанализировать сущность экономических взаимосвязей, которые стали быстро расти в конце ХХ - начале XXI века;

Выделить этапы становления глобализации в контексте периодизации М. Чешкова;

Обосновать становления глобализации как ведущей тенденции современного мира;

Изучить различные аспекты развития глобализации, обратив внимание на направления развития экономической глобализации, детерминирует все процессы;

Раскрыть, какие факторы способствовали формированию глобальной экономики;

Выявить социокультурные тенденции, проявившиеся в условиях глобальной трансформации человечества.

Основные тенденции развития современного мира как вызов глобального развития

Актуальность исследования данной темы в том, что мы наблюдаем противоречивые последствия влияния процессов глобального развития в современный социум, управленческие процессы, общественное управление.

В наиболее обобщенном смысле под "глобальным развитием" понимается "сжатие мира", с одной стороны, и быстрый рост самосознания самого себя, с другой. По мнению Э. Гидденса, глобализация является следствием модерности, а модерность - продукт развития Запада. Под глобальным развитием как ведущей тенденцией развития современного мира понимают фундаментальное изменение мирового порядка, в результате чего национальные границы стали терять свое первоначальное значение, вызванное развитием информационно-коммуникативных технологий, диктатом массовой культуры. Часто можно услышать, что «планета сжимается", а "расстояния исчезают", что свидетельствует о проникновении процессов глобализации во все сферы жизни, в том числе и в образование.

Тема глобального развития является чрезвычайно динамичной, поскольку в современных условиях глобализация ускоряется, в практике международного бизнеса происходят значительные изменения, которые отражаются в многочисленных публикациях по глобалистики - новой отрасли знаний, которая изучает планетарные процессы. Проблема глобального развития, а следовательно, и глобального управления, чрезвычайно противоречивой и дискуссионной. Исследователи-глобалисты, политические и общественные деятели различных стран, менеджеры ведущих транснациональных корпораций придерживаются и горячее отстаивают не только в теории, но и на практике противоположные взгляды, что приводит к острым международных конфликтов. Глобальные изменения являются не только быстрыми, а очень часто такими, которые не поддаются прогнозированию, поэтому альтернативы глобализации выглядят настолько противоположно, угрожающих существованию человечества.

В конце ХХ - начале XXI века произошла глобальная революция, охватившая все страны и народы, сеть самых экономических взаимосвязей, которые стали быстро расти. В результате глобального революции, происходит:

Углубление взаимосвязей между важнейшими финансовыми центрами;

Тесное технологическая кооперация среди фирм;

Глобальные информационные сети, связывающие мир в одно целое;

Национальные рынки, которые все меньше можно рассматривать как критерий для сегментации рынка;

Сочетание острой конкуренции с расширением элементов взаимодействия и сотрудничества;

Интернационализация производственных связей в высокотехнологичных отраслях на базе прямых инвестиций;

Формирование глобальных рынков.

В последнее время стали происходить острые дискуссии вокруг проблем глобального развития:

1) "глобальной конкуренции", которая имеет тенденцию к росту;

2) "глобализации образования";

3) "экономической глобализации";

4) "культурной глобализации";

5) "политической глобализации";

6) "глобального гражданского общества";

7) "глобального сознания";

8) "глобального мировоззрения";

9) "глобального миропорядка".

Глобализацию можно рассматривать как цивилизационное сдвиги, которое уже стало социальной реальностью и произошло в результате глобального развития.

В ней отразились:

Интенсификация трансграничных экономических, политических, социальных и культурных связей;

Исторический период (или историческая эпоха), наступившей после завершения "холодной войны";

Триумф американской (западноевропейской) системы ценностей, основанной на комбинации неолиберальной экономической программы и программы политической демократизации;

Технологическая революция с многочисленными социальными последствиями;

Неспособность национальных государств самостоятельно преодолеть глобальные проблемы (демографические, экологические, соблюдения прав и свобод человека, распространение ядерного оружия), требующие совместных глобальных усилий. Сам термин "глобализация" вошел в международной политической и научный оборот в шестидесятых года. Начало же исторического процесса, что, безусловно, определил архитектуру современного мира в начале XXI века, исследователи относят на несколько веков назад: временной диапазон охватывает промежуток от 1500 до 1800 года.

В контексте периодизации М. Чешкова выделяются следующие этапы глобального развития:

1) праистория глобализации (протоглобализация) - от неолитической революции до осевого времени;

2) предыстория глобализации (зарождение глобальной общности) - от осевого времени к эпохе Просвещения и первой промышленной революции;

3) собственно история глобализации (формирование глобальной общности) - последние 200 лет.

С конца 60-х pp. XX века глобализация становится ведущей тенденцией современного развития. Как утверждают западные философы, мир вступил в фазу "глобальной неопределенности"

Историческая ретроспектива позволяет определить в конце ХХ в. два переломных периоды, способствовали углублению глобального развития:

1) распад СССР и СФРЮ;

2) глобальный финансовый кризис 1997-1998 pp.

Существуют различные теоретические подходы к оценке процесса глобализации

1) Функционалистская подход, отмечает роли национальных государств в деле спасения национальных экономик от пагубного влияния "гибридной" и "космополитической" глобализации;

2) апологетический подход, подчеркивает роль глобальных рынков в инновационных процессах и соответственно эволюции к неолиберальной доктрины, стремится максимально ограничить вмешательство государства в процессы "космополитической глобализации";

3) технологический подход, в контексте которого основное внимание уделяется новейшим "кибернетическим" технологиям как условии выборочной, "гибридной глобализации", что позволяет периферийным странам интегрироваться в глобальную экономику, сохранив собственную региональную специфику.

Типологию парадигмы понимания глобального развития как исторического явления предложил голландский исследователь Я. Питере:

- "Столкновение цивилизаций" - фрагментация мира, неизбежна из-за существования цивилизационных различий, уходящих корнями в культурную дифференциацию, определяющими из которых являются национальные, культурные религиозные факторы;

- "Макдональдизации" - гомогенизация культур, осуществляемая транснациональными корпорациями, в контексте которой под флагом модернизации стали распространенными явления вестернизации, европеизации, американизации. Ресторан "Макдональд" и большинство его максимальных производных являются продуктами американского общества, стали предметом агрессивного экспорта в другой мир. Например, сегодня фирма "Макдональд" открывает за рубежом гораздо больше своих отделений, чем в США. Уже около половины своей прибыли компания получает не в США. Хотя "Макдональд" и пользуется популярностью во всем мире, однако в то же время встречает сопротивление со стороны интеллектуалов и общественных лидеров. "Макдональд" и многие другие макдональдизованному сфер бизнеса распространились по всему миру, но продолжают сохранять свой американский фундамент и свои американские корни;

- "Гибридизация" - широкий спектр межкультурных взаимовлияния, приводящие как к взаимообогащению, так и к возникновению новых культурных традиций.

Таким образом, следует говорить о трех ракурсы глобального развития как социального явления:

1) социально-экономический - экономическая глобализация изучает формирование глобальных рынков и стратегию поведения корпораций и международных финансово-экономических институтов, перспективы формирования принципиально новых экономических отношений и типов хозяйства;

2) социально-политический - политическая глобализация изучает роль государства и других субъектов международной жизни в глобализированном мире, перспективы становления глобального цивилизационного общества, формирует общие правовые принципы и нормы;

Социокультурный - культурная глобализация изучает глубинные изменения в культурных стереотипах в связи с новейшими научно-техническими, социальными нововведениями, перспективы межкультурного и мижкомуникативного диалога в условиях информационно-коммуникативного пространства.

В результате глобального развития, происходящие в современном мире, сформировались новые тенденции современного мира, на политической арене появились новые политические актеры, стали диктовать "свои правила игры", сформировалась глобализация как определяющий фактор современной экономической жизни, что обусловливает новое качество интернационализации мирового хозяйства.

По нашему мнению, экономическая глобализация детерминирует все процессы и требует:

Приспособить свои экономические институты с новыми требованиями;

Усиливать могущество владельцев капитала - инвесторов, многонациональных корпораций и глобальных финансовых институтов;

Одобрять формирования новых международных механизмов накопления и движения капиталов;

Способствовать органическому вхождению в этот необратимый процесс, противостоять которому не может ни одно государство в мире;

Поддерживать виртуализацию экономических границ между государствами в условиях глобализации.

В наиболее обобщенном смысле под "глобальным развитием" понимается "сжатие мира", с одной стороны, и быстрый рост самосознания самого себя, с другой. По мнению Э. Гидденса, глобализация является следствием модерности, а модерность - продукт развития Запада. Под "глобализацией" как ведущей тенденцией развития современного мира понимают фундаментальное изменение мирового порядка, в результате которой национальные границы стали терять свое первоначальное значение, вызванное развитием информационно-коммуникативных технологий, диктатом массовой культуры. Глобальное развитие, по мнению некоторых западных экспертов, является наиболее фундаментальным вызовом, с которым столкнулась современная история в последнее время.

Дискуссии о глобальном развитие как главную тенденцию современного времени можно сгруппировать в четыре дискурсы:

1) цивилизационный, или региональный;

2) идеологический;

3) академический;

4) тендерный.

Некоторые западные авторы уверены, что по всем направлениям глобального развития (экономический, политический, культурный, социальный, антропологический) наиболее перспективным и продвинутым является экономический. Разные страны неодинаково реагируют на глобализацию, так как исторические, политические, культурные и экономические особенности влияют на то, каким образом основные тенденции развития современного мира отражаются и влияют на становление и развитие такого феномена, как глобализация. Не случайно в последнее время появились новые науки и дисциплины: "глобальная философия", "глобальная политология", "глобальная социология", "глобальная комуникативистикы", "глобальная культурология". Появился новый понятийно-категорийный аппарат - "глобальное мышление", "глобальное управление," глобальное гражданское общество "," глобальная человек "," глобальное сетевое общество "," глобальный мировоззрение "," глобальные тенденции "," глобальный рынок ", "глобальные информационные сети", "глобальная культура", "глобальные информационные технологии", "глобальная паутина", которые имеют много соприкосновения с другими социальными науками.

Формированию глобальной экономики способствовал целый ряд факторов:

Усиление интеграции финансовых рынков;

Телекоммуникационная революция, облегчила для корпораций установления постоянных контактов со всеми странами мира, заключение договоров с партнерами, находящимися в любой точке земного шара;

Расширение сферы деятельности транснациональных корпораций, которые обладают мощными технологическими и финансовыми ресурсами, что позволяет им размещать производство во всем мире таким образом, чтобы добиваться наибольшей эффективности за счет использования дешевой рабочей силы;

Отказ транснациональных корпораций от фордистской системы организации труда и переход к гибкой системы использования рабочей силы, дает возможность адаптироваться к постоянным изменениям в мировой экономике с целью удержания своих позиций и завоевания новых рынков;

Рост участия стран третьего мира в мировой торговле, а также в мировом инвестиционном процессе и международном разделении труда;

Стремительный рост в наше время взаимозависимости между странами, в рамках которого ни одна страна мира уже не может оставаться в стороне мировой экономики и вести изолированное, автаркичны существования.

Основные базовые мегатенденции развития современного мира как вызов глобального развития сводятся к глобальному цивилизационного процесса и нашли свое отражение в социокультурной сфере. это:

1) "культурная поляризация";

2) "культурная ассимиляция";

3) "культурная гибридизация";

4) "культурная изоляция".

1. "Культурная поляризация". Именно под знаком этой мегатенденции прошла значительная часть XX века: идет речь о противоборстве двух лагерей - капиталистического и социалистического. Основной механизм реализации этой мегатенденции - поляризация и сегментация политической и геоэкономической карты мира, сопровождавшиеся формированием военно-политических и экономических региональных объединений (коалиций, союзов).

2. "Культурная ассимиляция" основывается на заключении, что альтернативы "вестернизации" не существует. Все большее значение приобретает процесс установления универсальных (общечеловеческих) форм и правил в международных отношениях.

3. "Культурная гибридизация" дополняется процессами транскультурной конвергенции и формирования транслокальних культур - культур диаспоры в противовес традиционным культурам, обладающих локализованность и стремятся к национально-государственной идентичности. Мир постепенно превращается в сложную мозаику транслокальних культур, глубоко проникают друг в друга и образуют новые культурные регионы, имеющие сетевую структуру. Интенсификация коммуникаций и межкультурных взаимовлияния, развитие информационных технологий, способствующих дальнейшей диверсификации разнообразного мира человеческих культур, противостоят поглощению их какой-то универсальной "глобальной культурой".

4. "Культурная изоляция". XX век дал много примеров изоляции и самоизоляции отдельных стран, регионов, политических блоков («санитарные кордоны" или "железный занавес"). Источниками изоляционистских тенденций в XXI веке, что наступило, выступают культурный и религиозный фундаментализм, экологические националистические и расистские движения, приход к власти авторитарных и тоталитарных режимов, прибегающих к таким мерам, как социокультурная автаркия, ограничения информационных и гуманитарных контактов, свободы передвижения, жестокая цензура и другие. Поэтому в дальнейшем определим понятия, концепции и подходы к анализу глобализации.

Ежегодно компания Ford публикует отчет, где представлен анализ ключевых трендов потребительских настроений и поведений. Основу отчета составляют данные опросов, проводимых компанией среди тысяч жителей разных стран.

Rusbase ознакомился c глобальным исследованием и выбрал 5 основных трендов, которые сейчас определяют наш мир.

Пять трендов, которые сейчас определяют наш мир

Виктория Кравченко

Тренд 1: Новый формат хорошей жизни

В современном мире «больше» теперь далеко не всегда значит «лучше», а богатство уже не является синонимом счастья. Потребители научились получать удовольствие не от самого факта владения чем-то, а от того, как тот или иной предмет влияет на их жизнь. Те же, кто продолжает выставлять своё богатство напоказ, вызывают лишь раздражение.

«Богатство больше не является синонимом счастья»:

  • Индия – 82%
  • Германия – 78%
  • Китай – 77%
  • Австралия – 71%
  • Канада – 71%
  • США – 70%
  • Испания – 69%
  • Бразилия – 67%
  • Великобритания – 64%

Меня раздражают люди, которые выставляют свое богатство напоказ »:

  • 77% – опрошенных в возрасте 18-29
  • 80% – опрошенных в возрасте 30-44
  • 84% – опрошенных в возрасте 45+

Примеры из жизни, подтверждающие растущую популярность этого тренда:


1. Польза от результатов труда важнее прибыли

Пример 1:

Рустам Сенгупта существенную часть своей жизни шёл к успеху традиционным путём. Он получил степень в одной из ведущих бизнес-школ и устроился на высокооплачиваемую должность в сфере консалтинга. И вот, вернувшись однажды в свою родную деревню в Индии, он осознал, что местные жители испытывают нехватку самых простых вещей, страдая от проблем с электричеством и от отсутствия чистой питьевой воды.

Стремясь помочь людям, он основал некоммерческую компанию Boond , призванную заниматься развитием альтернативных источников энергии в северных районах Индии.

Пример 2:

Когда юрист из Нью-Йорка Зэн Кауфман начала по выходным подрабатывать в бургерной своего брата, стремясь разнообразить монотонность офисного труда, она и представить не могла, что это дело может настолько изменить её жизнь. Переехав через год в Лондон, она не стала рассылать резюме в юридические фирмы, а купила себе грузовичок для продажи уличной еды, основав собственную компанию Bleecker Street Burger.


2. Свободное время - лучшее лекарство

Представители поколения миллениалов (в возрасте 18–34) всё чаще стремятся сбежать от городской суеты и зависимости от социальных сетей, выбирая для себя более необычный и интересный отпуск, чем лежание на пляже при отеле с системой All Inclusive. Вместо этого они хотят использовать отпуск с пользой для здоровья, отдавая предпочтение клубам для занятий йогой и кулинарным турам по Италии.

Общий объём мировой индустрии подобных неординарных путешествий на сегодня оценивается в 563 миллиардов долларов. Лишь за один 2015 год по всему миру было организовано более 690 миллионов велнес-туров.

Тренд 2: Ценность времени теперь измеряется иначе

Время больше не ценный ресурс: в современном мире пунктуальность теряет свою привлекательность, а склонность откладывать всё на потом считается абсолютно нормальной.

72% опрошенных по всему миру согласились с утверждением «Занятия, которые раньше я считал пустой тратой времени, теперь не кажутся мне бесполезными ».

Со временем акценты сдвинулись и люди начали признавать необходимость в самых простых вещах. Например, на вопрос «Что вам кажется наиболее продуктивным времяпрепровождением?» ответы были следующие:

  • сон – 57%,
  • сидение в интернете – 54%,
  • чтение – 43 %,
  • просмотр ТВ – 36%,
  • общение в социальных сетях – 24%
  • мечтания – 19%

У британских студентов существует давняя традиция - брать годовой перерыв после окончания школы и перед поступлением в университет (gap year), чтобы лучше понять, какой путь выбрать в дальнейшей жизни. Подобный феномен набирает всё большую популярность и среди американских студентов. По данным американской ассоциации American Gap Association, за последние несколько лет количество студентов, решивших взять годовую паузу, выросло на 22%.

Согласно результатам опроса Ford, 98% молодых людей, решивших взять год перерыва после школы, сказали, что эта пауза помогла им определиться с выбором жизненного пути.

Вместо «сейчас» или «потом» люди теперь предпочитают использовать слово «когда-нибудь», которое не отражает конкретные сроки выполнения той или иной задачи. В психологии существует термин «прокрастинация» - склонность человека к постоянному переносу важных дел на потом.



Количество опрошенных по всему миру, согласившихся с утверждением «Прокрастинация помогает мне развивать в себе творческое начало »:

  • Индия – 63%
  • Испания – 48%
  • Великобритания – 38%
  • Бразилия – 35%
  • Австралия – 34%
  • США – 34%
  • Германия – 31%
  • Канада – 31%
  • Китай – 26%

1. Мы не умеем не отвлекаться по мелочам

Приходилось ли вам сталкиваться с ситуацией, когда через несколько часов поиска нужной информации в интернете вы обнаруживаете себя читающим совершенно бесполезные, но чрезвычайно увлекательные статьи? Всем нам доводилось испытывать нечто подобное.

В этой связи интересен успех приложения Pocket , которое откладывает изучение найденных в процессе поиска увлекательных публикаций на потом и помогает сфокусироваться на том, что действительно важно именно сейчас, но без риска упустить из виду что-то интересное.

В настоящий момент сервисом уже воспользовались 22 миллиона пользователей, а сумма отложенных на потом публикаций равняется двум миллиардам.


2. Медитация вместо наказания

Провинившиеся ученики начальной школы Балтимора теперь больше не должны оставаться после уроков. Вместо этого школа разработала специальную программу Holistic Me , которая предлагает ученикам заняться йогой или медитацией, чтобы научиться управлять своими эмоциями. С момента запуска программы в 2014 году школе не пришлось исключить ни одного своего ученика.


3. Хочешь чтобы сотрудники работали эффективно - запрети сверхурочную работу

Рабочий день рекламного агентства Heldergroen в пригороде Амстердама всегда заканчивается ровно в 18:00 и ни секундой позже. В конце дня стальные тросы принудительно поднимают в воздух все рабочие столы с компьютерами и ноутбуками, а освободившееся пространство на полу офиса сотрудники могут использовать для танцев и занятий йогой, чтобы меньше работать и больше наслаждаться жизнью.



«Это стало нашим своеобразным ритуалом, проводящим грань между работой и личной жизнью», - поясняет Зандер Венендаль, креативный директор фирмы.

Тренд 3: Проблема выбора еще никогда не была столь актуальной

Современные магазины предлагают потребителям невероятно широкий выбор, что усложняет процесс принятия окончательного решения, и в итоге покупатели просто-напросто отказываются от покупки. Подобное многообразие приводит к тому, что люди сейчас предпочитают перепробовать много разных вариантов, не купив ничего.

Количество опрошенных по всему миру, согласившихся с утверждением «Интернет предлагает гораздо больше вариантов, чем мне действительно нужно» :

  • Китай – 99%
  • Индия – 90%
  • Бразилия – 74%
  • Австралия – 70%
  • Канада – 68%
  • Германия – 68%
  • Испания – 67%
  • Великобритания – 66%
  • США – 57%

С появлением процесс выбора становится неочевидным. Огромное количество специальных предложений вводит покупателей в заблуждение.

Количество опрошенных, согласившихся с утверждением «После того, как я куплю что-то, я начинаю сомневаться, а правильный ли выбор я сделал(а)?»:

  • 60% опрошенных в возрасте 18-29
  • 51% опрошенных в возрасте 30-44
  • 34% опрошенных в возрасте 45+

С утверждением «В прошлом месяце я не смог(ла) выбрать одну единственную вещь из множества вариантов. В итоге я решил(а) вообще ничего не покупать» согласились:

  • 49% опрошенных в возрасте 18-29 лет
  • 39% в возрасте 30-44 лет
  • 27% в возрасте 45+

Это можно объяснить тем, что с возрастом покупки происходят осознаннее и более рационально, поэтому такого рода вопрос возникает намного реже.

Примеры из жизни, подтверждающие растущую популярность тренда:


1. Потребители хотят все пробовать

Стремление потребителей опробовать товар перед покупкой оказывает влияние на рынок электроники. В качестве примера можно привести сервис краткосрочной аренды гаджетов Lumoid .

  • Всего за 60 долларов в неделю вы можете взять на тест , чтобы окончательно понять, нужен ли вам этот гаджет стоимостью 550 долларов
  • За 5 долларов в день вы также можете взять в аренду квадрокоптер, чтобы определиться, какая именно модель вам нужна

2. Бремя кредита убивает радость от пользования гаджетом

Дорогостоящая техника, взятая в кредит, всё чаще перестает радовать миллениалов, еще до того момента, как кредит будет погашен.

В таком случае на помощь приходит стартап Flip, созданный для того, чтобы люди могли передать надоевшую покупку другим владельцам вместе с обязательствами по дальнейшей выплате кредита. По статистике, популярные товары находят новых владельцев в течение 30 дней с момента подачи объявления.

А на рынке недвижимости начал работать сервис Roam, который позволяет заключить всего один договор долгосрочной аренды жилья, а затем хоть каждую неделю выбирать для себя новое место жительства на любом из трёх охваченных сервисом континентов. Все жилые объекты, с которыми работает Roam, оснащены высокоскоростными сетями Wi-Fi и самым современным кухонным оборудованием.

Тренд 4: Обратная сторона технического прогресса

Улучшают ли технологии нашу повседневную жизнь, или только усложняют ее? Технологии действительно сделали жизнь людей более удобной и эффективной. Однако потребители начинают ощущать, что у технологического прогресса есть и негативная сторона.

  • 77% опрошенных по всему миру согласны с утверждением «Повальное увлечение технологиями привело к росту ожирения среди людей »
  • 67% опрошенных в возрасте 18-29 подтвердили, что знают человека, который расстался со своей второй половиной с помощью СМС
  • Использование технологий приводит не только к нарушению сна, отмечают 78% женщин и 69% мужчин, но и делают нас глупее, по мнению 47% опрошенных, и менее вежливыми (63%)

Примеры из жизни, подтверждающие растущую популярность тренда:


1. Зависимость от технологий существует

Недавние успехи проектов компании показали, что люди в минимальные сроки становятся зависимыми от просмотра новых телешоу. По данным глобального исследования, сериалы 2015 года, такие как «Карточный домик» и «Оранжевый – хит сезона», за три-пять первых серий заставили зрителей с нетерпением ждать каждого нового эпизода. При этом новым сериалам, таким как «Очень странные дела» и «Отжиг», удалось зацепить зрителей после просмотра всего двух первых эпизодов.



Современные смартфоны стали важной составляющей жизни детей, которые уже не могут обойтись без них и дня. Американские исследователи доказали, что время, потраченное на смартфоны, негативно сказывается на успеваемости школьников. Дети, которые ежедневно «сидят» в мобильных устройствах по 2-4 часа после школы, на 23% чаще не успевают выполнить домашнее задание по сравнению со сверстниками, которые не так зависимы от гаджетов.


3. Автомобили спасают пешеходов

По данным Национального управления по безопасности дорожного движения США, в стране каждые восемь минут происходит наезд на пешехода. Чаще всего подобные ДТП происходят из-за того, что пешеходы отправляют сообщения на ходу и не следят за дорогой.

Чтобы повысить уровень безопасности всех участников дорожного движения, разрабатывает инновационную технологию, способную предсказывать поведение людей, понижая тем самым тяжесть последствий от ДТП и даже в некоторых случаях предотвращая их.

Двенадцать экспериментальных автомобилей Ford проехали более 800 тысяч километров по дорогам Европы, Китая и США, накопив массив данных, общим объёмом более года – 473 дня.

Тренд 5: Смена лидеров, теперь всё решают не они, а мы

Кто сегодня оказывает наиболее существенное влияние на нашу жизнь, экологическую ситуацию в мире, социальную сферу и здравоохранение? На протяжении десятилетий денежные потоки преимущественно двигались между физическими лицами и организациями, будь то правительственные структуры или коммерческие предприятия.

Сегодня мы в большей степени начинаем ощущать себя ответственными за правильность решений, которые принимает общество в целом.

На вопрос «Что является главной движущей силой, способной изменить общество к лучшему?» опрошенные ответили так:

  • 47% – Потребители
  • 28% – Государство
  • 17% – Компании
  • 8% – воздержались от ответа

Примеры из жизни, подтверждающие растущую популярность тренда:


1. Бизнес должен быть честным с потребителями

Американский интернет-магазин Everlane , специализирующийся на продаже одежды, строит свой бизнес на принципах максимальной прозрачности во взаимоотношениях с поставщиками и клиентами. Создатели Everlane отказались от заоблачных наценок, которыми славится индустрия моды, и открыто показывают на своём сайте, из чего складывается конечная цена каждой вещи - на сайте отображается стоимость материала, трудозатрат и транспортировки.


2. Цены должны быть доступными для потребителей

Международная гуманитарная организация «Врачи без границ» активно борется с высокой стоимостью вакцин. Недавно она отказалась принять пожертвование в объёме одного миллиона доз вакцины от пневмонии, так как состав препаратов был защищён патентом, что негативно сказывается на цене конечного продукта и делает его недоступным для жителей многих регионов мира. С помощью подобного поступка организация хочет подчеркнуть важность решения проблемы доступности лекарственных препаратов в долгосрочной перспективе.


3. Должно появляться всё больше услуг для удобства пользователей

Для привлечения внимания к услуге l и уменьшения количества машин на дорогах компания Uber запустила в небо Мехико беспилотники с рекламными плакатами. Надписи на плакатах призывали водителей, застрявших в пробках, задуматься о необходимости использования собственного автомобиля для поездок на работу.

Один из плакатов гласил: «Едешь один в машине? Вот почему ты никогда не сможешь любоваться горами вокруг». Таким образом компания хотела обратить внимание водителей на проблему плотного смога над городом. Надпись на другом плакате: «Город построен для тебя, а не для 5,5 миллионов машин».

Что это значит?

Эти уже являются частью нашей жизни. Они показывают, что происходит в голове у потребителей: о чём они думают, как принимают решения о покупке того или иного товара. Бизнес должен внимательно подходить к изучению поведения своих покупателей и очень чутко реагировать на изменения.

Современный мир (под которым я здесь подразумеваю, конечно, только общество, но не природу) - продукт длительного предшествующего развития. Поэтому его нельзя понять, не обратившись к истории человечества. Но обращение к истории сможет помочь только в том случае, если руководствоваться правильным общим подходом к ней. Я - приверженец унитарно-стадиального взгляда на всемирную историю, согласно которому она представляет собой единый процесс поступательного развития, в ходе которого сменяют друга стадии, имеющие мировое значение. Из всех существовавших и существующих ныне унитарно-стадиальных концепций наиболее соответствует исторической реальности теория общественно-экономических формаций, входящая в качестве необходимого момента в марксистское материалистическое понимание истории (исторический материализм). В ней основные типы общества, представляющие собой одновременно и стадии его всемирного развития, выделены по признаку социально-экономической структуры, что и дало основание называть их общественно-экономическими формациями.

Сам К. Маркс считал, что в истории человечества уже сменились пять общественно-экономических формаций: первобытно-коммунистическая, «азиатская», античная (рабовладельческая), феодальная и капиталистическая. Его последователи «азиатскую» формацию нередко опускали. Но независимо от того, фигурировали ли в картине смены стадий всемирно-исторического развития четыре или пять общественно-экономических формаций, чаще всего считалось, что эта схема является моделью развития каждого конкретного отдельного общества. т.е. социоисторического организма (социора) , взятого в отдельности. В такой интерпретации, которую можно назвать линейно-стадиальной , теория общественно-экономических формаций вступала в противоречие с исторической реальностью.

Но возможен и взгляд на схему развития и смены общественно-экономических формаций как на воспроизведение внутренней необходимости развития не каждого социоисторического организма, взятого в отдельности, но только всех существовавших в прошлом и существующих сейчас социоисторических организмов вместе взятых, т.е. лишь человеческого общества в целом. В таком случае человечество выступает как единое целое, а общественно-экономические формации прежде всего как стадии развития этого единого целого, а не социоисторических организмов, взятых в отдельности. Такое понимание развития и смены общественно-экономических формаций можно назвать глобально-стадиальным, глобально-формационным .

Глобально-стадиальное понимание истории с необходимостью предполагает исследование взаимодействия между отдельными конкретными обществами, т.е. социоисторическими организмами, и их различного рода системами. Существовавшие в одно и то же время рядом друг с другом социоисторические организмы всегда так или иначе влияли друг на друга. И нередко воздействие одного социоисторического организма на другой приводило к существенным изменениям в структуре последнего. Такого рода влияние можно назвать социорной индукцией .

Было время в истории человечества, когда все социоисторические организмы принадлежали к одному типу. Затем все более резко стала проявляться неравномерность исторического развития. Одни общества уходили вперед, другие продолжали оставаться на прежних стадиях развития. В результате начали существовать разные исторические миры . Это особенно стало заметно при переходе от общества доклассового к обществу цивилизованному. Первые цивилизации возникли как острова в море первобытно-общинного строя. Все это делает необходимым четко отличать передовые социоисторические организмы и отставшие в своем развитии. Я буду называть высшие для данного времени социоисторические организмы супериорными (от лат. super - сверх, над), а низшие - инфериорными (от лат. infra - под). С переходом к цивилизации супериорные организмы обычно существовали не в одиночку. По крайней мере, значительная часть их, а в последующем и все они вместе взятые образовывали целостную систему социоисторических организмов, которая была центром всемирно-исторического развития . Эта система была мировой , но не в том смысле, что охватывала весь мир, а в том, что ее существование сказывалось на всем ходе мировой истории. Все остальные организмы образовывали историческую периферию . Эта периферия подразделялась на зависимую от центра и независимую от него.

Из всех видов социорной индукции самый важный для понимания хода истории - воздействие организмов супериорных на организмы инфериорные. Это - социорная супериндукция . Она могла приводить к различным результатам. Один из них состоял в том, что под влиянием социоисторических организмов высшего типа социоисторические организмы низшего типа преобразовывались в организмы такого же типа, что воздействующие на них, т.е. подтягивались к их уровню. Этот процесс можно назвать супериоризацией . Но влияние супериорных социоисторических организмов могло привести и к тому, что инфериорные социоисторические организмы делали шаг, с одной стороны, вперед, а с другой, вбок. Такой результат воздействия супериорных социоисторических организмов на инфериорные можно назвать латериализацией (от лат. lateralis - боковой). Как следствие возникали своеобразные социально-экономические типы обществ, которые не были стадиями всемирно-исторического развития. Их можно назвать общественно-экономическими параформациями .

Новое время, начавшееся на грани XV и XVI веков, характеризуется становлением и развитием капиталистического способа производства. Капитализм спонтанно, самопроизвольно, без внешнего воздействия возник только в одном месте земного шара - в Западной Европе. Возникшие буржуазные социоисторические организмы образовали новую мировую систему. Развитие капитализма шло по двум направлениям. Одно направление - развитие вглубь : вызревание капиталистических отношений, промышленная революция, буржуазные революции, обеспечившие переход власти в руки буржуазии и т. д. Другое - развитие капитализма вширь .

Западноевропейская мировая система капитализма - первая из четырех мировых систем (ей предшествовали три: ближневосточная политарная, средиземноморская античная и западноевропейская феодально-бюргерская), которая своим влиянием охватила весь мир. С ее появлением начался процесс интернационализации. Все существующие социоисторические организмы стали образовывать определенное единство - всемирное историческое пространство . Историческая периферия оказалась не только и не просто втянутой в сферу влияния нового исторического центра - мировой капиталистической системы. Она попала в зависимость от центра, стала объектом эксплуатации со стороны мировой системы капитализма. Одни периферийные страны полностью потеряли независимость и стали колониями Запада, другие, сохранив формально суверенитет, оказались в различных формах экономической, а тем самым и политической зависимости от него.

В результате воздействия мирового капиталистического центра в страны периферии стали проникать капиталистические социально-экономические отношения, весь мир начал становиться капиталистическим. Невольно напрашивался вывод, что рано или поздно все страны станут капиталистическими, и тем самым исчезнет различие между историческим центром и исторической периферией. Все социоисторические организмы будут принадлежать к одному типу, будут капиталистическими. Этот вывод лег в основу возникших в XX в. многочисленных концепций модернизации (У. Ростоу, Ш. Эйзенстадт, С. Блэк и др.). В предельно четком виде он был сформулирован в работах Ф. Фукуямы. Но жизнь оказалась сложнее, она поломала все логически совершенно безупречные схемы.

Исторический центр и историческая периферия сохранились и продолжают существовать до сих пор, хотя они, конечно, претерпели существенные изменения. Историческая периферия действительно постепенно начала становиться капиталистической, но все дело в том, что во всех зависимых от западноевропейского мирового центра периферийных странах капитализм принял форму иную, чем в странах центра. Этого долгое время не замечали. Долгое время считалось, что все особенности капитализма в периферийных странах связаны либо с тем, что они лишены политической независимости, являются колониями, либо с тем, что этот капитализм является ранним, еще недостаточно развитым, незрелым.

Прозрение наступило лишь в середине XX в. Причем первоначально у экономистов и политических деятелей Латинской Америки. К этому времени страны Латинской Америки уже полтора века были политически независимыми, и капитализм в них никак не мог быть охарактеризован как первоначальный или ранний. Аргентинский экономист Р. Пребиш первым пришел к выводу, что международная капиталистическая система достаточно четко подразделяется на две части: центр, который образуют страны Запада, и периферию, и что капитализм, существующий в странах периферии, который он назвал периферийным капитализмом, качественно отличается от капитализма стран центра. В дальнейшем положение о существовании двух видов капитализма было развито в работах Т. Дус-Сантуса, Ф. Кардозу, Э. Фалетто, С. Фуртаду, А. Агиляра, Х. Алави, Г. Мюрдаля, П. Барана, С. Амина и других приверженцев концепции зависимости (зависимого развития). Ими было убедительно показано, что периферийный капитализм представляет собой не начальную стадию капитализма, характерного для стран центра, а тупиковый вариант капитализма, в принципе неспособный к прогрессу и обрекающий подавляющее большинство населения периферийных стран на глубокую и безысходную нищету.

К настоящему времени можно считать твердо установленным, что существуют два качественно отличных капиталистических способа производства: капитализм центра, который я предпочитаю называть ортокапитализмом (от греч. ортос - прямой, подлинный), и капитализм периферии - паракапитализм (от греч. пара - возле, около). Соответственно наряду с ортокапиталистической общественно-экономической формацией в мире существует паракапиталистическая общественно-экономическая параформация. Таким образом, воздействие супериорных капиталистических социоисторических организмов на подавляющее большинство инфериорных докапиталистических социоисторических организмов имело своим результатом не супериоризацию последних, а их латерализацию.

В XIX–XX вв. претерпел изменения и мировой центр. Он расширился как путем почкования (США, Канада, Австралия, Новая Зеландия), так и супериоризации (страны Северной Европы и Япония). В результате мировая ортокапиталистическая система стала называться не западноевропейской, а просто западной.

К началу XX в. в основном оформилось подразделение всемирного исторического пространства, совпадавшего с международной капиталистической системой, на два исторических мира: западную мировую ортокапиталистическую систему и страны периферии, в которых либо возникал, либо уже возник паракапитализм. Наряду с многими другими странами мира к началу XX в. в зависимую периферию вошла царская Россия. В ней возник паракапитализм.

Так как к началу XX в. капитализм в Западной Европе окончательно утвердился, то эра буржуазных революций для большинства ее стран ушла в прошлое. Зато эпоха революций наступила для остального мира, в частности для России. Эти революции обычно понимают как буржуазные. Но это неверно. Они качественно отличались от революций на Западе. Эти революции не были направлены против феодализма, ибо ни в одной периферийной стране, включая Россию, такого общественного строя никогда не существовало. Они не были направлены и против докапиталистических отношений самых по себе взятых. Данные отношения в периферийных странах не противостояли капиталистическим, а находились в симбиозе с ними. И главным препятствием для развития этих стран были не докапиталистические отношения, а периферийный капитализм, включавший в себя в качестве необходимого момента докапиталистические отношения. Поэтому объективная задача этих революций заключалась в ликвидации периферийного капитализма, а тем самым и в уничтожении зависимости от центра. Будучи антипаракапиталистическими, эти революции с неизбежностью были и антиортокапиталистическими, были направлены против капитализма вообще.

Первая волна их пришлась на первые два десятилетия XX в.: революции 1905–1907 гг. в России, 1905–1911 гг. в Иране, 1908–1909 гг. в Турции, 1911–1912 гг. в Китае, 1911–1917 гг. в Мексике, 1917 г. снова в России. Октябрьская рабоче-крестьянская революция 1917 г. в России - единственная из всех, которая победила. Но эта победа состояла вовсе не в достижении цели, которую ставили перед собой руководители и участники революции, - создании бесклассового социалистического, а затем и коммунистического общества. При тогдашнем уровне развития производительных сил Россия перейти к социализму не могла. Этот уровень с неизбежностью предполагал существование частной собственности. И в России после Октябрьской революции, уничтожившей и докапиталистические и капиталистическую формы эксплуатации, с неизбежностью начался процесс становления частной собственности, эксплуатации человека человеком и общественных классов. Но путь к капиталистическому классообразованию был закрыт. Поэтому данный процесс приобрел в стране иной характер.

Когда говорят о частной собственности, то обычно имеют в виду собственность отдельного человека, который может ею безраздельно пользоваться и распоряжаться. Это правовой, юридический подход. Но собственность в классовом обществе всегда есть явление не только юридическое, но и экономическое. Частная собственность как экономическое отношение есть такая собственность одной части общества, которая позволяет ей эксплуатировать другую (причем большую) его часть. Люди, которые составляют класс эксплуататоров, могут владеть средствами производства по-разному. Если они владеют ими каждый в отдельности, то это персональная частная собственность, если группами, то это групповая частная собственность.

И, наконец, собственником может быть только класс эксплуататоров в целом, но ни один из его членов, взятый в отдельности. Это - общеклассовая частная собственность, которая всегда принимает форму государственной собственности. Это обусловливает совпадение господствующего эксплуататорского класса с ядром государственного аппарата. Перед нами тот самый способ производства, который Маркс когда-то назвал азиатским. Я предпочитаю именовать его политарным (от греч. полития - государство) способом производства . Существует не один, а несколько политарных способов производства. Один из них - древнеполитарный - был основой общества на древнем, а затем и на средневековом Востоке, в доколумбовой Америке. Другие политарные способы производства спорадически возникали в разных странах в различные исторические эпохи. В послеоктябрьской России, в Советском Союзе утвердился способ производства, который можно назвать неополитарным .

Если рассматривать Октябрьскую революцию 1917 г. как социалистическую, то с неизбежностью приходится признать, что она потерпела поражение. Вместо социализма в СССР возникло новое антагонистическое классовое общество - неополитарное. Но суть дела в том, что эта революция по свой объективной задаче была вовсе не социалистической, а антипаракапиталистической. И в этом качестве она безусловно победила. Была уничтожена зависимость России от Запада, в стране был ликвидирован периферийный капитализм, а тем самым и капитализм вообще.

На первых порах новые производственные - неополитарные - отношения обеспечили быстрое развитие производительных сил в сбросившей путы зависимости от Запада России. Последняя из отсталого аграрного государства превратилась в одну из самых мощных индустриальных стран мира, что в последующем обеспечило СССР положение одной из двух сверхдержав. В результате второй волны антикапиталистических революций, произошедших в странах капиталистической периферии в 40-х годах XX в, неополитаризм распространился далеко за пределы СССР. Периферия международной капиталистической системы резко сузилась. Оформилась огромная, целая система неополитарных социоисторических организмов, которая обрела статус мировой.

В результате на земном шаре впервые в истории человечества стали существовать две мировые системы: неополитарная и ортокапиталистическая. Вторая была центром для периферийных паракапиталистических стран, которые вместе с нею образовывали международную капиталистическую систему. Такая структура получила выражение в ставшим привычным в 40–50-е годы XX в. подразделении человеческого общества в целом на три исторических мира: первый (ортокапиталистический), второй («социалистический», неополитарный) и третий (периферийный, паракапиталистический).

Возможность неополитарных производственных отношений стимулировать развитие производительных сил была довольно ограниченной. Они не могли обеспечить интенсификацию производства, внедрение результатов нового, третьего по счету (после аграрной и промышленной революций), переворота в производительных силах человечества - научно-технической революции (НТР). Стали падать темпы роста производства. Неополитарные отношения превратились в тормоз на пути развития производительных сил. Возникла необходимость в революционном преобразовании общества. Но вместо революции произошла контрреволюция.

Распался СССР. В самом большом его обрубке, получившем название Российской Федерации, и других государствах, возникших на развалинах этой страны, начал формироваться капитализм. По такому же пути пошло развитие большинства и других неополитарных стран. Исчезла мировая неополитарная система. Большинство бывших ее членов стало интегрироваться в международную капиталистическую систему, причем во всех случаях в ее периферийную часть. Почти все они, включая Россию, снова оказались в экономической и политической зависимости от ортокапиталистического центра. Во всех этих странах стал формироваться не просто капитализм, а периферийный капитализм. Для России это было ничем иным, как реставраций положения, существовавшего до Октябрьской революции 1917 г. Реставрация произошла и в масштабах мира, взятого в целом. На земле снова стала существовать только одна мировая система - ортокапиталистическая. Она является историческим центром, все страны, не входящие в нее, образуют историческую периферию.

Однако полного возврата к прошлому не произошло. Все страны за пределами западного центра являются периферийными, однако не все они находятся в зависимости от Запада. Кроме зависимой периферии существует периферия независимая. Из стран бывшей неополитарной мировой системы в нее входят Китай, Вьетнам, Куба, Северная Корея, до недавнего времени - Югославия, из числа других Бирма, Иран, Ливия, до апреля 2002 г. - Ирак. Из стран, возникших на развалинах СССР, к независимой периферии принадлежит Белоруссия. Таким образом, мир разделен сейчас на четыре части: 1) западный ортокапиталистический центр; 2) старая зависимая периферия; 3) новая зависимая периферия; 4) независимая периферия.

Но главное, что отличает современный мир, - это происходящий в нем процесс глобализации. Если интернационализация - это процесс создания мировой системы социоисторических организмов, то глобализация - процесс возникновения одного единого социоисторического организма в масштабах всего человечества. Этот возникающий мировой социоисторический организм имеет своеобразную структуру - он сам состоит из социоисторических организмов. Аналогия - сверхорганизмы в биологическом мире, такие, например, как муравейники, термитники, рои пчел. Все они состоят из обычных биологических организмов - муравьев, термитов, пчел. Поэтому, точнее всего, было бы говорить о процессе становления в современном мире глобального социоисторического сверхорганизма.

И этот глобальный сверхорганизм в условиях, когда на земле существует ортокапиталистический центр, эксплуатирующий большую часть периферии, и эксплуатируемая этим центром периферия, с неизбежностью возникает как классовый социоисторический организм. Он расколот на два глобальных класса . Один глобальный класс - страны Запада. Они вместе взятые выступают в качестве класса эксплуататоров. Другой глобальный класс образуют страны новой и старой зависимой периферии. А раз глобальный социоисторический организм расколот на классы, из которых один эксплуатирует другой, то в нем с неизбежностью должна иметь место глобальная классовая борьба .

Становление глобального классового общества с неизбежностью предполагает становление и глобального государственного аппарата, являющегося орудием в руках господствующего класса. Становление глобального государства не может представлять собой ничего другого, кроме как установления полного господства западного центра над всем миром, а тем самым и лишения всех периферийных социоисторических организмов реальной не только экономической, но и политической независимости.

Выполнению этой задачи способствует новое состояние западного центра. В прошлом он был расколот на враждующие части. Так было перед первой мировой войной, когда противостояли друг другу страны Антанты и страны Согласия. Так обстояло дело и перед второй мировой войной. Сейчас центр в основном един. Он объединен под руководством США. На смену старому империализму пришел предсказанный Дж. Гобсоном еще в 1902 г. союз всех империалистов, совместно эксплуатирующий весь остальной мир[1 ]. К. Каутский в свое время назвал это явление ультраимпериализмом .

Сейчас уже возникли знаменитая «семерка» как мировое правительство, Международный валютный фонд и Всемирный банк как инструменты экономического закабаления периферии. Ни одно классовое общество не может обойтись без особых отрядов вооруженных людей, при помощи которых господствующий класс держит угнетенных в повиновении. Таким аппаратом всемирного насилия стало сейчас НАТО.

Еще совсем недавно ортокапиталистический центр был ограничен в возможностях агрессивных действий существованием мировой неополитарной системы и СССР. На ультраимпериализм был надет прочный намордник. В результате он вынужден был смириться с крахом мировой колониальной системы. Стремясь избавиться от этого намордника, центр и прежде всего США инициировали гонку вооружений. Но долгое время все было напрасно. Сейчас Советского Союза нет. Намордник сорван. И ортокапиталистический центр перешел в наступление.

Идет процесс установления того, что нацисты называли «новым порядком» (Neue Ordnung), а их нынешние преемники «новым мировым порядком» (New World Order). Главную опасность для ультраимпериалистического центра представляют страны, которые политически и экономически от него независимы. Конечно, из них наиболее опасен для ортокапиталистического центра Китай, но он пока ему не по зубам. Первый удар был нанесен по Ираку в 1991 г. Ирак потерпел поражение, но цель реализовать не удалось, страна сохранила независимость. Второй удар был нанесен в 1999 г. по Югославии. В результате, хотя и не сразу, но к власти в стране пришла прозападная «пятая колонна». Югославия вошла в состав зависимой периферии.

Современные тенденции развития можно охарактеризовать двумя словами – глобализация и ускорение. Технологии, производство и вся наша жизнь ускоряются с каждым днем. Экономики различных государств с каждым годом всё теснее переплетаются между собой, интернет объединяет миллионы людей по всему миру, транспорт позволяет не задумываться о расстояниях, события в одном регионе мира, так или иначе, влияют на все страны.

Современные тенденции развития основываются на взаимодействии отдельных личностей, организаций и целых государств. В наши дни лишь немногим странам удается сохранить изолированность от внешнего мира, но полной изоляции они уже никогда не смогут достичь. Например, даже в Северную Корею можно попасть на туристическую экскурсию, что говорит уже о частичной открытости этой страны. Глобализация настолько сильно связала различные регионы планеты, что события в одном из них непременно отражаются на другом. Человечество осознало, что необходимо объединять свои знания, умения и технологии для достижения ещё больших успехов, а потому мы можем наблюдать бесчисленное множество международных соглашений, договоров, организаций и объединений.
В каждой сфере жизни людей направления изменений различны, но в то же время имеют много общего. Как уже было упомянуто, всё в нашей жизни ускоряется и становится более взаимосвязанным.
Современные тенденции развития технологий настолько кардинально меняют нашу повседневную жизнь, что уже сложно представить себе существование без многих технологических устройств. Вряд ли кто-то уже сможет обойтись без мобильного телефона, компьютера, цифрового фотоаппарата. Развитие коммуникационных технологий привело к ощутимым изменениям в манере ведения бизнеса. Всё большее развитие получает так называемый электронный бизнес или бизнес в сети интернет. Это стало возможным благодаря широкому распространению интернета, теперь мы можем подключиться к глобальной сети не только со своего домашнего компьютера, но также с ноутбука, мобильного телефона и других портативных компьютерных устройств. Современные тенденции развития беспроводной связи позволяют предполагать, что вскоре мы сможем подключиться к сети в любой точке планеты, что, несомненно, очень удобно. Вместе с расширением зоны подключения улучшается качество самого соединения и увеличивается количество предоставляемых услуг. Кроме того современные тенденции развития экономики делают упор на предоставление услуг, нежели на сам процесс производства, потому и получила такое распространение интернет-коммерция.

В нашем мире современные тенденции развития можно охарактеризовать также как череду перемен, которые кардинально изменяют нашу действительность. Если раньше нам нужно было идти на почту или в банк, чтобы оплатить какие-либо счета, то теперь мы можем всё это сделать, не выходя из своей комнаты – интернет избавляет нас от лишней беготни и очередей. Совершенствование сферы услуг влияет на современные тенденции развития всей мировой экономики. Теперь основное внимание уделяется продвижению товара и его совершенствованию, огромное внимание уделяется совершенствованию технологий, как производства, так и продаж. Автоматизация производства позволила уменьшить затраты труда на само изготовление продукции, теперь от сотрудников требуется не просто изготовление, а совершенствование и продвижение товаров на рынке. Теперь важным становится не что продавать, а как именно это делать.
Современные тенденции развития мировой экономики невозможно представить себе без процесса глобализации. Одной из влиятельнейших организаций, которая устанавливает принципы и правила мировой торговли, является ВТО – Всемирная торговая организация. Крупнейшие страны мира входят в это объединение, однако развивающиеся страны стремительно набирают обороты и многие из них уже практически готовы к вступлению в это глобальное сообщество. По данным ВТО в последние годы в мире увеличилась доля рынка, занимаемая услугами средств связи и информационными технологиями, а сократилась доля торговли сельскохозяйственной продукцией и сырьевыми ресурсами.
Не обошло развитие технологий и систему здравоохранения. Современные тенденции развития медицины и охраны здоровья также основываются на достижениях коммуникационных систем. Помимо прорыва в фармакологической сфере, стоит упомянуть и диагностическую составляющую здравоохранения. Теперь стало возможным диагностировать пациентов на расстоянии, что повышает точность диагноза, так как лечащий врач получает возможность незамедлительно проконсультироваться с более опытным специалистом в конкретной сфере. С помощью новейших технологий был запущен международный проект GLOB, который предполагает изучение механизмов связи между качеством первичной медицинской помощи, которая предоставляется населению, и уровнем подготовки кадров, оказывающих эту медико-санитарную помощь. Говоря о применение новейших технологий в лечении различных недугов необходимо отметить, что современные тенденции развития в этой сфере сводятся к тому, что нынешние возможности медицины позволяют свести к минимуму хирургические операции, при которых необходимы глубокие разрезы или вскрытия. Технологии лазерного лечения позволяют обойтись без послеоперационных шрамов и рубцов, потому как глубоких разрезов не производится.

Говоря о медицине, следует упомянуть и современные тенденции развития косметологии. Среди наиболее развивающихся аппаратных методик можно выделить лазерные, RF, фотометодики. Одновременно совершенствуются давно используемые технологии: электромиостимуляция, ультразвук, микротоковая терапия и др. К примеру, RF-технологии способствуют устранению избыточных жировых отложений на лице, дают отличный результат подтяжки кожи и устраняют внешние проявления целлюлита. Множество косметических процедур проводятся с использованием ультразвука, например, в коррекции локальных жировых отложений.
Современные тенденции развития образования говорят о том, что вскоре машина может во многом заменить человека. Для примера стоит вспомнить о системе дистанционного образования, которая позволила получить новые знания, не выходя из своего дома. Современные тенденции развития образования основываются на самообучении, потому как усвоение материала зависит исключительно от учащегося. Теперь уже нет необходимости заставлять учить что-то, если человеку действительно нужно образование, знания и диплом, то он приложит достаточно усилий. Разумеется, что подобное образование доступно не всем. Дело не в материальном или технологическом обеспечении данного вида учебного процесса, а в способности самостоятельно работать. Современные тенденции развития образования фокусируются не столько на обучении делать что-либо, сколько на обучении самостоятельно находить и применять необходимую информацию. Нынешний уровень развития информационно коммуникационных технологий позволяют каждому найти массу информации по тому или иному предмету, и теперь важно не просто найти информацию, а выбрать нужную и правильно её использовать. Многие учителя и преподаватели замечают, что традиционные системы образования в школах и университетах всё меньше соответствуют необходимому уровню подготовки. Каждый год учебные программы корректируются, но в итоге получается всё равно что-то не то. Современные тенденции развития общества вынуждают искать кардинально новые методы преподавания, использовать не просто учебники, а учебники в сочетании с конкретными реальными жизненными примерами и задачами. Во многих странах уже практикуют методику, при которой ученик сам выбирает необходимые предметы для изучения, а преподаватель может лишь подсказать необходимый набор дисциплин. Это можно считать разумным, ведь, согласитесь, строителю не всегда важно знать античные или современные концепции происхождения вселенной. Данному специалисту куда важней знать свойства стройматериалов, математику, физику и другие естественные науки. Необходимо преобразовать систему обучения так, чтобы, придя на работу, человек мог практически сразу же приступить к выполнению своих обязанностей, а сейчас мы часто можем наблюдать картину:

Забудьте всё, что вы учили в школе/университете и учитесь заново.

Очевидно, что подобную фразу молодой специалист может услышать в наше время достаточно часто, потому-то и необходима реструктуризация всей системы образования.
Вышеперечисленные современные тенденции развития технологий, экономики, образования, медицины не являются полным перечнем изменений и новшеств, которые мы можем встретить в нашей жизни. Однако какую бы сферу мы ни взяли для рассмотрения, то ключевыми всё же будут достижения в технологиях, потому как они наиболее сильно меняют привычные устои и алгоритмы действий. На рубеже 20-21 веков мы столкнулись с так называемой эпохой глобальных перемен, которые были вызваны прорывом в микроэлектронике. Новейшие разработки сделали многие мечты и самые смелые предположения реальностью: беспроводной интернет, мобильная связь и т.д. Старшему поколению довелось заново переучиваться и приспосабливаться к кардинально изменившимся условиям труда и жизни в целом. Молодежь же стремительно вырывается вперед, быстро усваивая огромные потоки информации. Современные тенденции развития общества говорят о том, что в нынешнем мире успешный человек – это человек, который умеет быстро находить необходимую информацию и эффективно применять её. Таким образом, мы вплотную подошли к такому понятию, как информационное общество, в котором основную ценность представляют не традиционные труд, земля, капитал, а информация. Как никогда убедительно звучит фраза: «Кто владеет информацией – владеет всем».
Елизавета Lz

1. Этапы современной НТР

Термин «Научно-техническая революция» возник в середине ХХ века, когда человек создал атомную бомбу, и стало ясно, что наука может уничтожить нашу планету.

Научно-техническая революция характеризуется двумя критериями:

1. Произошло срастание науки с техникой в единую систему (этим определяется сочетание научно-техническая), в результате чего наука стала непосредственной производительной силой.

2. Небывалыми успехами в деле покорения природы и самого человека как части природы.

Достижения научно-технической революции впечатляющи. Она вывела человека в космос, дала ему новый источник энергии - атомную, принципиально новые вещества и технические средства (лазер), новые средства массовой коммуникации и информации и т.д., и т.п.

В авангарде науки идут фундаментальные исследования. Внимание властей к ним резко возросло после того, как Альберт Эйнштейн сообщил в 1939 году президенту США Рузвельту о том, что физиками выявлен новый источник энергии, который позволяет создать невиданное доселе оружие массового уничтожения.

Современная наука - «дорогое удовольствие». Строительство синхрофазотрона, необходимого для проведения исследований в области физики элементарных частиц, требует миллиарды долларов. А космические исследования? В развитых странах на науку сегодня затрачивается 2-3% валового национального продукта. Но без этого невозможны ни достаточная обороноспособность страны, ни ее производственное могущество.

Наука развивается по экспоненте: объем научной деятельности, в том числе мировой научной информации в ХХ веке, удваивается каждые 10-15 лет. Расчет число ученых, наук. В 1900 году в мире было 100 000 ученых, сейчас - 5 000 000 (один из тысячи человек, живущих на Земле). 90% всех ученых, когда-либо живших на планете - наши современники. Процесс дифференциации научного знания привел к тому, что сейчас насчитывается более 15 000 научных дисциплин.

Наука не только изучает мир и его эволюцию, но и сама является продуктом эволюции, составляя вслед за природой и человеком особый, «третий» (по Попперу) мир - мир знаний и навыков. В концепции трех миров - мира физических объектов, мира индивидуально-психического и мира интерсубъективного (общечеловеческого) знания - наука сменила «мир идей» Платона. Третий, научный мир, стал таким же эквивалентом философскому «миру идей», как «град божий» блаженного Августина в средние века.

В современной философии существуют два взгляда на науку в ее связи с жизнью человека: наука - продукт, созданный человеком (К.Ясперс) и наука как продукт бытия, открываемый через человека (М.Хайдеггер). Последний взгляд еще ближе подводит к платоновско-августиновским представлениям, но первый не отрицает фундаментального значения науки.

Наука, по Попперу, не только приносит непосредственную пользу общественному производству и благосостоянию людей, но также учит думать, развивает ум, экономит умственную энергию.

«С того момента, как наука стала действительностью, истинность высказываний человека обусловлена их научностью. Поэтому наука - элемент человеческого достоинства, отсюда и ее чары, посредством которых она проникает в тайны мироздания» (Ясперс К. «Смысл и назначение истории»)

Эти же чары приводили к преувеличенному представлению о возможностях науки, к попыткам поставить ее выше других отраслей культуры и перед ними. Создалось своеобразное научное «лобби», которое получило название сциентизма (от латинского «сциенция» - наука). Именно в наше время, когда роль науки поистине огромна, появился сциентизм с представлением о науке, особенно естествознании, как высшей, если не абсолютной ценности. Эта научная идеология заявила, что лишь наука способна решить все проблемы, стоящие перед человечеством, включая бессмертие.

Для сциентизма характерны абсолютизация стиля и методов «точных» наук», объявление их вершиной знания, часто сопровождающиеся отрицанием социально-гуманитарной проблематики как не имеющей познавательного значения. На волне сциентизма возникло представление о никак не связанных друг с другом «двух культурах» - естественнонаучной и гуманитарной (книга английского писателя Ч.Сноу «Две культуры).

В рамках сциентизма наука рассматривалась как единственная в будущем сфера духовной культуры, которая поглотит ее нерациональные области. В противоположность этому также громко заявившие о себе во второй половине ХХ века антисциентистские высказывания обрекают ее либо на вымирание, либо на вечное противопоставление человеческой природе.

Антисциентизм исходит из положения о принципиальной ограниченности возможностей науки в решении коренных человеческих проблем, а в своих проявлениях оценивает науку как враждебную человеку силу, отказывая ей в положительном влиянии на культуру. Да, говорят критики, наука повышает благосостояние населения, но она же увеличивает опасность гибели человечества и Земли от атомного оружия и загрязнения природной среды.

Научно-техническая революция - коренной переворот, происходящий в течение ХХ века в научных представлениях человечества, сопровождаемый крупнейшими сдвигами в технике, ускорением научно-технического прогресса и развитием производительных сил.

Начало научно-технической революции было подготовлено выдающимися успехами естествознания в конце XIX - начале ХХ в. К ним относятся открытие сложного строения атома как системы частиц, а не неделимого целого; открытие радиоактивности и превращения элементов; создание теории относительности и квантовой механики; уяснение сущности химических связей, открытие изотопов, а затем и получение новых радиоактивных элементов, отсутствующих в природе.

Бурное развитие естественных наук продолжалось и в середине нашего века. Появились новые достижения в физике элементарных частиц, в изучении микромира; была создана кибернетика, получили развитие генетика, хромосомная теория.

Переворот в науке был сопряжен с переворотом в технике. Крупнейшие технические достижения конца XIX - начала ХХ в. - создание электрических машин, автомобиля, самолета, изобретение радио, граммофона. В середине ХХ века появляются электронные вычислительные машины, применение которых стало основой развития комплексной автоматизации производства и управления им; использование и освоение процессов деления ядра кладет начало атомной технике; развивается ракетная техника, начинается освоение космического пространства; рождается и получает широкое применение телевидение; создаются синтетические материалы с заранее заданными свойствами; успешно осуществляются в медицине пересадка органов животных и человека, другие сложнейшие операции.

С научно-технической революцией связан значительный рост промышленного производства и совершенствования системы управления им. В промышленности применяются все новые и новые технические достижения, усиливается взаимодействие между промышленностью и наукой, развивается процесс интенсификации производства, сокращаются сроки разработки и внедрения новых технических предложений. Растет потребность в высококвалифицированных кадрах во всех отраслях науки, техники и производства. Научно-техническая революция оказывает большое влияние на все стороны жизни общества.

2. Переход к постиндустриальной цивилизации и интернализация экономики.

Термин "постиндустриальное общество" родился в США еще в 50-ые годы, когда стало ясно, что американский капитализм середины столетия во многом отличается от индустриального капитализма, существовавшего до великого кризиса 1929-1933 годов. Примечательно, что первоначально постиндустриальное общество рассматривалось в рационалистических понятиях линейного прогресса, экономического роста, повышения благосостояния и технизации труда, вследствие чего сокращается рабочее время и увеличивается, соответственно, свободное. Вместе с тем уже в конце 50-х годов Эрисман поставил под сомнение целесообразность безграничного роста благосостояния, отметив, что среди молодых американцев из "верхнего среднего класса" постепенно падает престиж обладания теми или иными вещами.

С конца 60-х годов термин "постиндустриальное общество" наполняется новым содержанием. Ученые выделяют такие его черты, как массовое распространение творческого, интеллектуального труда, качественно возросший объем научного знания и информации, применяемой в производстве, преобладание в структуре экономики сферы услуг, науки, образования, культуры над промышленностью и сельским хозяйством по доле в ВНП и числу занятых, изменение социальной структуры.

В традиционном аграрном обществе основная задача состояла в обеспечении населения элементарными средствами к существованию. Поэтому усилия были сосредоточены в сельском хозяйстве, в производстве продовольствия. В пришедшем на смену индустриальном обществе эта проблема ушла на второй план. В развитых странах 5-6% населения, занятые в сельском хозяйстве обеспечивали продовольствием все общество.

На первый план выдвинулась промышленность. В ней была занята основная масса людей. Общество развивалось по пути накопления материальных благ.

Следующий этап связан с переходом от индустриального к сервисному обществу. Для осуществления технологических инноваций решающее значение приобретает теоретическое знание. Объемы этого знания становятся столь большими, что обеспечивают качественный скачок. Чрезвычайно развитые средства коммуникации обеспечивают свободное распространение знания, что дает возможность говорить о качественно новом типе общества.

В XIX и вплоть до середины XX века коммуникации существовали в двух различных формах. Первая - это почта, газеты, журналы и книги, т.е. средства, которые печатались на бумаге и распространялись методами физической транспортации или хранились в библиотеках. Вторая - это телеграф, телефон, радио и телевидение; здесь закодированные сообщения или речь передавались средствами радиосигналов или по кабельной связи от человека к человеку. Сейчас технологии, некогда существовавшие в разных областях применения, стирают эти различия, так что потребители информации получают в свое распоряжение множество альтернативных средств, что порождает и ряд сложных проблем с точки зрения законодателей.