Ни для кого не секрет, что ВТО устанавливает правила международной торговли и разрешает все связанные с ней споры во всём мире. Согласно основным принципам Всемирной Торговой Организации, каждая страна, состоящая в данной организации, может рассчитывать на устранение дискриминации со стороны торговых партнеров и обеспечение либерализации торговли. А самым главным преимуществом является то, что стране гарантирована конкуренция в международной торговле. Но в нашем случае нельзя однозначно сказать, что на экономике нашей страны конкуренция скажется только положительно, важно понимать, что механизм конкуренции в России из средства оздоровления слабых хозяйств переродился в инструмент их уничтожения.

Лишь немногие российские деловые люди сообщают о каких-либо экономических преимуществах. В подавляющем же большинстве отраслей ситуация заметно ухудшилась.

После того, как Россия вступила в ВТО, экономика страны столкнулась с новыми угрозами экономической безопасности, возникло определенное поле международных экономико-политических стандартов. В сложившейся ситуации, важно правильно оценивать возможные риски, имея в виду опасности для национальной экономики.

Именно поэтому вопрос влияния вступления России в ВТО на экономическую безопасность страны является актуальной на данный момент.

1. ВТО

1.1 История создания

Всемирная торговая организация (ВТО) международная организация, созданная с целью либерализации международной торговли и регулирования торгово-политических отношений государств-членов. ВТО является правопреемницей действовавшего с 1947 года Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ).

Образована 1 января 1995 года на основании системы взаимных договоренностей (т.н. Уругвайского раунда) между странами-членами ГАТТ. Полностью заменила ГАТТ после годового переходного периода 1 января 1996 года.

Цели ВТО — либерализация мировой торговли путем ее регулирования преимущественно тарифными методами при последовательном сокращении уровня импортных пошлин, а также устранения различных нетарифных барьеров, количественных ограничений.

Функции ВТО — контроль за выполнением торговых соглашений, заключенных между членами ВТО, организация и обеспечение торговых переговоров среди членов ВТО, наблюдение за торговой политикой членов ВТО, разрешение торговых споров между членами организации.

Основополагающими принципами и правилами ВТО являются:

  • взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования (РНБ) в торговле;
  • взаимное предоставление национального режима (HP) товарам и услугам иностранного происхождения;
  • регулирование торговли преимущественно тарифными методами;
  • отказ от использования количественных и иных ограничений;
  • транспарентность торговой политики;
  • разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров и т.д.

По состоянию на 01.01.2014 г. список стран-членов ВТО составляют 160 стран, в том числе и Россия (22.08.2012).

1.2 Что ждёт Россию при вступлении в ВТО (предсказания 2012 года)

Что же ждёт Россию при вступлении во Всемирную торговую организацию:

  • снижение пошлин на иномарки. Сборы начнут снижаться с 2013-го года и к 2017-ому сократятся в два раза — с 30 до 15 процентов для новых автомобилей. Это экономия для потребителей в размере около $1,5 млрд;
  • снижение цен на иностранные лекарства примерно на 5-10%;
  • снижение цен на зарубежные фрукты, мясо птицы, свинину, сахар, мебель, часы;
  • повышение цен на компьютеры, так как будет введена 10-процентная пошлина.

Поскольку члены ВТО будут обязаны открыть перед нами свой рынок, то выиграют российские производители металлов.

Смягчение импортных ограничений при присоединении РФ к ВТО может негативно сказаться на отечественных производителях.

С присоединением Российской Федерации к Всемирной торговой организации последняя будет контролировать около 97% мировой торговли. Но будет ли плюсом для экономики России “быть со всеми в одной лодке”?..

Экономисты задаются вопросами:

  • не погибнет ли в конкурентной борьбе наша промышленность;
  • насколько выгодно для России открыть свои рынки для импортной продукции?..

Вступление в ВТО не означает полное отсутствие государственной поддержки. Но пока Правительство РФ не пришло к согласованному решению по вопросу защиты отраслей экономики (прежде всего это АПК, легкая промышленность, сельхозмашиностроение, автомобильная промышленность, авиапром) в связи со вступлением страны во Всемирную торговую организацию.

При вступлении России во Всемирную торговую организацию российским предприятиям даётся 7 лет переходного периода. Например, если сейчас страны, входящие в ВТО, навязали нам лимит госсубсидий для сельского хозяйства в $9 млрд, то через 7 лет поддержка со стороны государства может быть только $4,4 миллиарда. В США, Европе эти цифры на порядок больше.

Вступление России в ВТО не коснётся двух третей экономики страны. Например, банковский сектор, пошлины на газ, нефть и нефтепродукты.

2. Экономическая безопасность России

Государство защищает свои интересы, свою территорию, свое население от внешних и внутренних угроз.

Угрозу безопасности государства можно сформулировать как возможность такого развития событий, которое будет создавать (или создает) опасность существованию государства, его политической и экономической независимости.

Существуют следующие виды государственной безопасности:

  • геополитическая безопасность;
  • политическая безопасность;
  • военная безопасность;
  • экономическая безопасность.

Проблемы национальной экономической безопасности все чаще становятся предметом изучения представителей различных наук. До сих пор нет единства мнений среди исследователей данной проблемы по определению основных понятий, что порождает на практике значительные трудности в применении законодательства об экономической безопасности. Поэтому начинать надо с разработки понятийного аппарата.

Легальное определение понятия «экономическая безопасность» можно обнаружить в Федеральном законе от 13 октября 1995 г. №157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» . В соответствии со ст.2 названного Закона экономическая безопасность представляет собой состояние экономики, обеспечивающее достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и прогрессивного развития Российской Федерации, неуязвимость и независимость ее экономических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям. Следовательно, состояние экономики — главный признак экономической безопасности.

Поэтому в сжатом (концентрированном), виде можно сказать, что национальная экономическая безопасность есть состояние защищенности основных национальных экономических интересов от внутренних и внешних угроз.

Членство в ВТО таит в себе и угрозы экономической безопасности страны.

Главными угрозами экономической безопасности России при членстве в ВТО могут выступить: сохранение экспортно-сырьевой модели развития национальной экономики, снижение конкурентоспособности и высокая зависимость ее важнейших сфер от внешнеэкономической конъюнктуры, потеря контроля над национальными ресурсами, ухудшение состояния сырьевой базы промышленности и энергетики, неравномерное развитие регионов и прогрессирующая трудонедостаточность, низкая устойчивость и защищенность национальной финансовой системы, сохранение условий для коррупции и криминализации хозяйственно-финансовых отношений.

К вероятным угрозам, например, от участия России в ВТО относятся:

  • значительное усиление конкуренции со стороны импортёров;
  • ограничение роли государства в регулировании экономикой;
  • сокращение доходов Федерального бюджета в виде таможенных платежей;
  • регулирование ВТО деятельности государственных коммерческих предприятий.

К потенциальным угрозам, не оценка, не упреждение которых делает экономическую безопасность страны уязвимой так же нужно отнести: расширение сферы коррупции чиновников и должностных лиц; банкротство или поглощение мелких отечественных финансовых институтов и слабых производств; угрозы малому бизнесу; инвестиционный кризис; кризис в социальной сфере (рост безработицы, снижение жизненного уровня, рост преступности); продовольственная зависимость; кризис промышленной политики (ВТО определяет промышленную политику); усиление роли ТНК в экономике страны; угроза усиления оттока капиталов; кризис отраслей высокотехнологичных производств (производство современных микропроцессоров, жидкокристаллических матриц и продукции на их основе) и выталкивание их с международных рынков; иммиграционные процессы и др.

При этом основными потенциальными внешними факторами угроз экономической безопасности России в системе ВТО могут выступать: стремление отдельных государств и межгосударственных объединений принизить роль существующих механизмов обеспечения международной безопасности, прежде всего ООН и ОБСЕ; опасность ослабления политического, экономического и военного влияния России в мире; укрепление военно-политических блоков и союзов, прежде всего расширение НАТО на восток; возможность появления в непосредственной близости от российских границ иностранных военных баз и крупных воинских контингентов; распространение оружия массового уничтожения и средств его доставки; ослабление интеграционных процессов в Содружестве Независимых Государств; возникновение и эскалация конфликтов вблизи государственной границы Российской Федерации и внешних границ государств — участников Содружества Независимых Государств; притязания на территорию Российской Федерации.

3. Первые результаты вступления России в ВТО

Больше всех от вступления России в ВТО пока выигрывают соседние страны. Из-за снижения пошлин на молочную продукцию и новых, менее строгих правил валютного обмена на отечественный рынок хлынули продукты из Финляндии, Прибалтики и стран СНГ. Всего за несколько осенних месяцев на российских прилавках стало вдвое больше иностранного сыра, сгущенки и масла, а импорт сухого молока вырос более чем в 3 раза. В новом году ввозные пошлины будут снижаться еще больше, а субсидии отечественным производителям сократятся. В таких условиях российская молочная отрасль в принципе не сможет бороться с импортом.

Еще одной жертвой ВТО стало российское свиноводство. Импорт свинины вырос на 50% сразу после вступления в ВТО, и зарубежные производители наращивали свою долю на рынке вплоть до Нового года. В итоге цены на необработанную свинину рухнули с 94 до 65 рублей за килограмм , что сделает выращивание свиней в России в следующем году нерентабельным. Для потребителей обострение конкуренции в мясной отрасли означает неизбежное снижение цен, так как под конец года свинина уже начала дешеветь примерно на полпроцента в месяц.

Российскому автопрому пока удается выжить в условиях ВТО, говорят эксперты, но лишь благодаря введению утилизационного сбора, который компенсировал отмену ввозных пошлин на иномарки. Скачок импорта автомобилей был зафиксирован только в августе, затем рынок вернулся к привычным объемам. Властям удалось на время защитить отечественного производителя, но повышение сборов с импорта не решает главной проблемы — низкого качества российских автомобилей. «Единственное, что может спасти, — это внедрение новых технологий, покупки новых технологий. Даже рынок вторичных автомобилей все равно выигрывает по количеству и качеству, чем новые автомобили российских производителей», — говорит независимый аналитик Роберт Краснов. По уровню протекционизма в последние годы Россия прочно занимала одно из первых мест в международных рейтингах. Эксперты предсказывают, что со вступлением в ВТО отечественный рынок станет более открытым. В свою очередь другие страны тоже будут вынуждены снимать барьеры. Всего за первые 4 месяца членства России в ВТО были отменены 13 из 73 заградительных пошлин и тарифов против российских производителей.

Риски нефтегазовой отрасли

Основными рисками России в данной сфере называют подъем цен на нефтепродукты, промышленный и бытовой газ до общемирового уровня и как следствие, вымывание с российского рынка данных стратегических ресурсов.

На самом деле указанные негативные ожидания — не что иное, как мифы. Причин для такого утверждения несколько:

  • ВТО не касается рыночного принципа цен напрямую, она «следит» только за соблюдением рыночного характера ценообразования. Никто не сможет диктовать России, как и любой другой стране мира, ее внутреннее ценообразование на что угодно. А искажение рыночного принципа ценообразования возможно вследствие государственного влияния (в виде дотаций по всей цепочке затрат) как на производителя товара (ресурса), так и на его потребителя, либо излишнего таможенного регулирования. Вот это в ВТО будет исключаться или заранее обговариваться;
  • волатильность внутренних цен на социально-значимые нефтепродукты (бензин, дизельное топливо) в общероссийском масштабе определяются не государственным влиянием (дотациями), а монопольным характером рынка;
  • качество российского бензина, как основного продукта нефтепереработки, по совокупности намного уступает европейскому.

Как можно охарактеризовать результат влияния данных причин на жизнь россиян? Ведь именно эта оценка может определить наше отношение к вступлению России в ВТО и прогнозу разумного ее действия в этой организации после данного события.

Усиление рыночного характера ценообразования будет действовать двояко. С одной стороны, должны исчезнуть прямые «топливные» дотации государства различным внутренним нефте- и газопотребителям. С другой стороны, жесткость и программируемость таможенного регулирования снизятся. Но в первом случае мы (т.е. дотируемые потребители) ничего не почувствуем, поскольку государственные дотации, как таковые уже давно вышли из арсенала российской макроэкономики. Их заменили всевозможные «круглые столы» полугосударственных и чисто коммерческих, но лояльных государству, нефтеперерабатывающих холдингов с нужной повесткой дня, на которых «добровольно» определяется необходимость помощи указанных государством товаропроизводителям.

В отношении таможенных регуляторов, действующих по отношению к продуктам нефте- и газодобычи мы вообще получаем патовую ситуацию состояния между Сциллой (ОПЕК) и Харибдой (потребители нефти из ВТО). И кстати, одним из последних вопросов перед вступлением России в ВТО было согласование с Саудовской Аравией ценовой политики Газпрома. А данная ситуация для России в этом вопросе - это скорее возможность дополнительного маневра, а совсем не ограничение.

Исключение «нерыночного» влияния государства на ценообразование в области нефтепродуктов и газа может привести, наоборот, к положительным последствиям для населения и внутренних потребителей. Поскольку низкие внутренние цены — это наше следствие недостаточной развитости экономики. Основными факторами естественного роста себестоимости продукции являются заработная плата и экологические платежи. Рост первого фактора возможен в границах 100% от текущего уровня. А усиление строгости применения экологического законодательства также обладает значительным и согласующимся с принципами ВТО потенциалом.

Исключение монопольного сговора производителей нефтепродуктов приведет к рыночным тенденциям в оптовой ценовой динамике автомобильного топлива. И, как показал опыт применения антимонопольного законодательства в кризисный и посткризисный период, результаты данных мер не приводит к негативным последствиям для микроэкономики в масштабе страны. А вот качество автомобильного топлива только улучшиться, что положительно будет оценено и населением, и организациями.

Поэтому вступление России в ВТО и связанные с этим возможные незначительные стоимостные изменения в отдельных статьях ценообразования продуктов нефте- и газодобычи никаким негативным потенциалом не обладают. Известные и применяющиеся в настоящее время макроэкономические процедуры достаточны и эффективны.

Риски сельского хозяйства

Основные риски вступления России в ВТО связаны с ожиданием значительного снижения уровня государственных дотаций предприятиям агропромышленного комплекса, а также массовой экспансией сельскохозяйственных товаров из других стран, подрывающих своей дешевизной (но не качеством) отечественных товаропроизводителей. При этом предполагается, что сельхоз товаропроизводители из этих других стран как раз пользуются значительной поддержкой своих государств.

Разберем данные риски. Для их проявления в реальности необходимо выполнение следующих условий: значительное снижение господдержки российским сельскохозяйственным товаропроизводителям и невозможность защиты внутреннего рынка от поставок сельскохозяйственных продуктов из- за рубежа.

Первое условие практически исключено в связи с согласованием разрешенных России уровней государственных дотаций. Так по результатам последних (сентябрь 2010 г.) переговоров в Женеве министра сельского хозяйства России г-жи Е.Б. Скрынник с представителями ВТО установлены следующие параметры государственной поддержки сельского хозяйства страны:

а) $9 млрд. в год — на период 2010-2012 г.г.;

б) поэтапное снижение с указанного уровня до $4,4 млрд. в период с 2013 по 2017 г.г.;

в) отсутствие экспортных субсидий.

Следует заметить, что в настоящее время уровень государственной помощи сельскому хозяйству составляет как раз $4,4 млрд. и намного превышает указанный показатель советского периода и новой российской истории.

Ясно, что обозначенный объем государственной поддержки позволит полностью реализовать все нынешние и планируемые программы по развитию и модернизации отечественного сельского хозяйства в рамках реализуемой в настоящее время Госпрограммы. Что еще надо?

Вопрос с установлением выгодных для российского сельхоз товаропроизводителя ввозных таможенных пошлин на наиболее критичные виды продукции (сахар, молочные и мясные продукты) также решен в нашу пользу. Правда, неизвестно какую. Ведь для потребителей данных продуктов вопрос цены имеет большое значение. Остается надеяться, что дополнительное финансирование нашими кошельками наших родных сельских тружеников будет компенсироваться хотя бы более высоким качеством продуктов, т.е. их экологической чистотой.

Но, говоря о вступлении России в ВТО, нельзя пройти мимо еще одного вопроса. Он касается не только фермеров, но и любых российских предпринимателей и определяет значительное улучшение условий ведения бизнеса. Это вопрос кредитования и страхования.

Улучшение условий кредитования — это не только просто ощутимый финансовый ресурс, но и мощный фактор роста. Приход иностранного банковского менеджмента в Россию обосновано связывается с резким улучшением кредитного потенциала, способного значительно снизить процентную и обеспечивающую нагрузку на предпринимателей, а также поставить на предпринимательскую стезю более широкий и не менее активный и предприимчивый человеческий ресурс российского общества. По отношению к перспективам сельского хозяйства России можно ожидать, что не только увеличится финансовая (кредитная) поддержка села, но и произойдет значительное перераспределение направленности такой поддержки от функционирующих известных предприятий в сторону новых перспективных молодых сельских хозяйств и кооперативов.

Таким образом, и российскому сельскохозяйственному бизнесу вступление в ВТО ничем не угрожает, а наоборот, создает дополнительные условия для развития как уже существующих хозяйств, так и новых участников этого непростого вида предпринимательства. А вот использовать максимальные допустимые уровни таможенных барьеров на пути иностранных сельхоз товаров на российский прилавок следует осторожно, поскольку это может противоречить интересам наших потребителей. Почему-то, говоря о более высоких госдотациях иностранным фермерам, всегда выбирается сторона наших сельских товаропроизводителей, а интересы наших потребителей забываются. Но ведь как плохо это для первых, также хорошо это для вторых.

Безопасность важна, но, сколько можно ее финансировать кошельками рядовых потребителей?

Риски полномасштабного использования компьютерных технологий

Использование компьютерных технологий в России связано с масштабным уровнем авторского пиратства, являющийся одним из самых значительных и масштабных рисков. Введение требуемых обязательных при вступлении в ВТО законодательных актов, предотвратят этот перекос. Необходимые для вступления в ВТО законодательные акты уже приняты. Эти законы таковы, что с учетом наработанных мировой практикой технологий авторского надзора, они будут строго исполняться. Основные последствия связывают с прецедентами судебной практики. Теперь ГК соответствует «Соглашению по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности» (ТРИПС), которое подписывают все участники ВТО, и

Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений. Копирование бесплатно разрешается «исключительно в личных целях и при необходимости». Невыполнение — штраф от 10000 руб до 5000000 руб или лишение свободы на срок до 2-х лет.

Кроме указанных поправок в законодательные нормы по защите авторского права, изложенные в ГК РФ, также приняты поправки в законодательство, ужесточающие требования для организаций, имеющих лицензию на производство компакт-дисков, содержание которых защищено авторским правом или смежными правами. Теперь в выдаче лицензий на воспроизведение (изготовление экземпляров) аудиовизуальных произведений программ для ЭВМ, баз данных и фонограмм на любых видах носителей будет отказано лицам, у которых такая лицензия была ранее отозвана по решению суда, либо у обладателей лицензии будет отсутствовать в собственности соответствующее оборудование. Это позволит создать дополнительные условия для предотвращения правонарушений в этой сфере. Данные законодательные нормы создают риски только для пассивных пиратов-пользователей. Но с этим придется смириться путем планирования дополнительной статьи личных и семейных расходов.

В заключение необходимо отметить, что согласованные условия вступления России в ВТО обеспечивают защиту интересов российских товаропроизводителей в наиболее чувствительных отраслях отечественной экономики, а более широкое проникновение в нашу действительность рыночных основ предпринимательства на всех уровнях будет создавать невозможные до этого события условия экономического подъема. Единственное, что необходимо предпринимать руководству страны после вступления в ВТО, так это активное проникновение российских представителей в бюрократическую машину данной организации с целью исключения негативного действия её административного ресурса по отношению к России.

Заключение

Если посмотреть на функционирование экономики хотя бы одной страны, которая уже давно входит во Всемирную Торговую Организацию, то можно выделить основные факторы, которые, определяют выгоды членства страны в ВТО. Конечно же, это высокий уровень международной конкурентоспособности национальной экономики, достигающийся с помощью постоянной модернизации, использования современных технологий во всех сферах производства. Нельзя не отметить эффективность государственного регулирования внешнеторговой деятельности, а также немалое количество экономических ресурсов для обеспечения устойчивого экономического развития. Важным фактором является создание государством благоприятных условий для стабильного развития экономики страны во всех секторах экономики.

Так как же государство может способствовать экономической безопасности страны после вступления России в ВТО? Какие меры оно может применить?

Во-первых, государство должно защищать внутренний рынок. Основной целью применения мер защиты внутреннего рынка является противодействие резко возросшему импорту или несправедливой конкуренции со стороны импортируемых товаров.

Во-вторых, правительство должно заняться вопросом всесторонней модернизации и технологического обновления производственной сферы, чтобы отечественные производители получили возможность конкурировать с иностранными предприятиями не только на внутреннем, но и на внешнем рынке. Также, должен быть взят курс на изменение модели экономки нашей страны, необходимо совершенствовать, менять структуру производства и экспорта.

В-третьих, немаловажное значение имеет укрепление финансовых рынков, создание нормативно-правовой основы их регулирования.

В-четвертых, мы должны развивать национальную инновационную систему в целях реализации высокоэффективных проектов высокотехнологичных секторов экономики, развивать индустрию информационных и телекоммуникационных технологий, радиоэлектроники, телекоммуникационного оборудования и программного обеспечения.

И, наконец, в-пятых, российская экономика должна стать более открытой для инвесторов. Для чего? Для того чтобы прекратился отток капитала за границу, чтобы отечественные инвесторы перестали думать, что, вкладываясь в нашу экономику, они не получат ничего, кроме убытка. В итоге, наша главная задача — сделать экономику инвестиционно­привлекательной в ближайшие несколько лет.

Таким образом, членство в ВТО — это значительные преимущества, но только в долгосрочной перспективе. Присоединение к ВТО дает России толчок к модернизации всех сфер и отраслей национальной экономики, улучшению делового климата в стране. В конце концов, это позволит нашей стране занять более выгодные позиции в мировой экономике, повысить инвестиционную привлекательность рынка для вложения инвестиций. Но в то же время, возможность использования преимуществ членства в ВТО возможна только за счет целенаправленной, эффективной и согласованной политики государства. Такая политика должна быть направлена на активное продвижение отечественной продукции на рынки других стран, защиту внутреннего рынка, масштабное привлечение не столько иностранных, сколько отечественных инвестиций под создание новых производств.

11:44 22.08.2012

ВКонтакте Facebook Одноклассники

После 18 лет переговоров Россия стала полноправным членом Всемирной торговой организации

В среду, 22 августа, после 18 лет переговоров Россия стала полноправным членом Всемирной торговой организации (ВТО). Это событие породило и порождает гораздо больше комментариев - осуждающих или одобряющих, - чем мы увидим в ближайшие годы реальных последствий.

ВТО - это некий клуб стран, которые договариваются между собой о правилах торговли. Чтобы не жульничать, проще говоря. Общих правил нет. При вступлении в организацию страна-кандидат ведет переговоры с каждым ее членом по отдельности, заключает с каждым отдельный договор. Есть декларируемые принципы - типа запрета на протекционизм, но в той или иной мере каждая страна старается подогнать эти принципы под себя.

Надо отметить, что Россия очень четко вела переговоры. В итоге получилось так, что по заключенным в рамках ВТО соглашениям даже надо оказывать той или иной отрасли помощь бюджетными ресурсами в большем объеме, чем это делает власть, - вот такой парадокс. Мы вступали куда более грамотно, чем Украина, хоть и не так быстро. У украинцев условия соглашения намного хуже для их страны, у нас - лучше. Еще один парадокс в том, что, похоже, последствия для экономик обеих стран окажутся одинаковыми - практически никакими, по крайней мере в течение первых 5-10 лет.

Есть заблуждение, что ВТО обязывает членов открывать границы для потока дешевых товаров и услуг из-за границы. На практике же в той же Украине, скажем, когда она уже стала членом ВТО, мебель, к примеру, была кратно дороже, чем в России, которая еще не была членом ВТО. Член ВТО Украина не пускала на свой рынок компанию ИКЕА, а не член Россия - пустила.

Иными словами, членство в ВТО несет в себе потенциальные возможности для развития торговли, позволяет в рамках ВТО решать споры с другими странами, которые дискриминируют твоих производителей и не пускают их на свои рынки, хотя и обещали играть честно. Но для этого нужно чем-то торговать, чтобы было каких производителей защищать. У нас это прежде всего металлургия (нефть и газ торгуются по особым международным схемам). Больше мы фактически не продаем никому ничего - ни иголок, ни платьев, ни посуды, ни обуви, ни техники. Продаем понемногу в страны СНГ то, что производим в стране с помощью западных фирм, - к примеру, холодильники или стиральные машины. Но со странами СНГ у нас особый союз, с каждой - особые отношения на уровне личных договоренностей, тут никакие «вто-мто» не требуются. По торговле с другими странами мы заключили такие соглашения, которые фактически не открывают двери к нам шире привычного на ближайшие 5-8 лет для иностранных товаров. А на большие сроки в России просто неприлично задумываться.

К тому же есть немало способов «обмануть» ВТО, если надо. Утилизационный сбор, скажем, ввести. Или, с другой стороны, смотреть сквозь пальцы на контрабанду через «свои» структуры... Короче говоря, не увидит наш потребитель больше качественных товаров по меньшим ценам - ни автомобилей, ни чая, ничего.

Страсти же по поводу вступления в ВТО, по сути, кипят вокруг потенциальных возможностей использования этого механизма организации цивилизованной торговли. Но эти возможности могут быть эффективными в странах, где главное - потребитель, где налажена потребительская экономика, т. е. если тети и дяди не идут в магазины за покупками, то закрываются мануфактуры и падают правительства. У нас же главным заказчиком товаров выступает государство, и главным покупателем - оно же.

Если же оценивать возможные последствия от вступления в ВТО, то наиболее адекватным был недавний анализ этих последствий от компании Ernst & Young, использовавшей в качестве инструмента исследования прикладную модель общего равновесия российской экономики. Последствия присоединения России к ВТО моделировались на основе изменения тарифов до уровней, определенных условиями вступления в организацию, и улучшения доступа российского экспорта на мировой рынок в ряде секторов экономики.

Ernst & Young делает такой общий вывод: «Результаты оценки последствий вступления России в ВТО в масштабах экономики всей страны указывают на общий положительный эффект. Суммарный эффект от изменения тарифов и улучшения условий доступа российских производителей на зарубежные рынки составит в краткосрочной перспективе 0,5% от уровня агрегированного потребления в стране».

Далее аналитики разбирают плюсы и минусы ВТО для отдельных отраслей.
В масштабе всей страны наибольший рост объема производства ожидается в цветной металлургии (14,45%, в процентах от уровня базового года), в черной металлургии (3,63%), в химическом и нефтехимическом производстве (2,05%). А вот наибольшее сокращение объема производства ожидается в следующих отраслях: обработка древесины, целлюлозно-бумажное производство и производство изделий из дерева (-6,74%, в процентах от уровня базового года), легкая промышленность (-4,35%) и машиностроение (-2,77%).

При этом Ernst & Young отмечает: «Необходимо иметь в виду, что в целом позитивное или нейтральное влияние вступления в ВТО на экономику России и ее отрасли может значительно варьироваться на региональном уровне, как в положительную, так и в отрицательную сторону. Ключевыми параметрами, определяющими характер такого влияния, являются структуры издержек отрасли на уровне региона, а также величина транспортных и торговых расходов… Масштаб вариации эффектов еще больше увеличивается, когда мы переходим на уровень муниципалитетов. В значительном числе моногородов России произойдет снижение спроса, подобное тому, которое наблюдалось во время кризиса 2008-2009 гг.».

Если внимательно прочесть довольно политкорректное исследование Ernst & Young, то видно: новых проблем ВТО нам не прибавляет, а вот известные - обостряет. Это вежливые ученые могут писать о снижении производства в обработке древесины. А мы знаем, что часто под этим понимается просто обрубание самых длинных и загогулистых сучков со срубленных деревьев, чтобы сподручнее было грузить в вагоны или машины для отправки на китайские, скажем, фабрики. И что ничего с этим поделать нельзя, т. к. попытка применить законы в ряде регионов почти поголовно оставит без единственной работы тамошнее население. ВТО не ВТО, а пока страна является лишь поставщиком разных видов сырья для производителей за рубежом, ВТОшные правила нам не помогут.

О том, что надо диверсифицировать экономику, делать что-то из того же леса, кроме кругляка, власти говорят уже лет 20, но на этом все разговоры и заканчиваются. Вот ИКЕА пришла в Россию со своими правилами, по которым следует максимально использовать местное сырье и местных работников. Год от года шведы повышают долю российских комплектующих в изделиях, которые продаются в российских (и не только) магазинах. Российские рабочие имеют белую зарплату и страховки. Но точно так же год от года растет коррупционное давление на ИКЕА: без взяток ей просто запрещают открывать новые производства и магазины - и наплевать, что компания создает рабочие места не для таджиков. Дошло до того, что ИКЕА вообще было решила остановить развитие своего бизнеса в России. Но, как и планировали бюрократы, никуда шведы не делись: попали в ситуацию чемодана без ручки, который и нести нельзя, и бросить жалко. Деньги-то они уже в страну вложили. А что до новых рабочих мест и, соответственно, новых рядов покупателей, то у нас же не потребительская экономика. И курс другой - танки делать, для которых ВТО вообще как мертвому припарка.

Иными словами, чтобы использовать преимущества ВТО, надо сделать хоть что-то из того, о чем мы говорим со времен генсека Политбюро СССР Леонида Брежнева, при котором вошел в обиход термин «импортозамещение». Но ничего не делается…

Ernst & Young пишет об этом деликатно: «Для того чтобы вступление в ВТО принесло стране максимальные выгоды при минимальных потерях, действия правительства должны включать в себя как меры, нацеленные на быструю и безболезненную реструктуризацию неконкурентоспособных отраслей российской экономики, так и меры, реализация которых усилит положительное влияние членства во Всемирной торговой организации».

И далее (прямо почти по текстам выступлений последних 10-12 лет от Владимира Путина и других властителей): «Необходимо уже сегодня принимать системные меры, направленные на снижение возможного отрицательного воздействия вступления России в ВТО. Для минимизации потерь в первую очередь необходимы меры, направленные на ускорение процесса перемещения рабочей сил из неконкурентоспособных предприятий и отраслей в те отрасли и регионы, которые имеют потенциал роста. Особое внимание должно быть уделено проблеме моногородов, градообразующие предприятия которых работают в отраслях, характеризующихся высокой степенью риска снижения объема производства… Меры социальной политики, с учетом принципов пространственного размещения производства, должны составить основу политики, направленной на смягчение отрицательных последствий. Для усиления положительного влияния вступления России в ВТО необходимо, во-первых, увеличивать потенциал российского несырьевого экспорта путем снижения барьеров, препятствующих выходу российских компаний на зарубежные рынки, и принятия мер поддержки экспорта, не запрещенных в рамках ВТО. Опыт Китая и ряда других ориентированных на экспорт стран указывает на значительный потенциал развития, заложенный в политике продвижения экспорта».

Ну да, а у нас - прописка, стыдливо называемая регистрацией. Жилье сверхдорогое. Его строят только отобранные местными начальниками компании из (часто) их же друзей и родственников. Это в странах, которые умеют использовать членство в ВТО для своего блага, если падают доходы у потенциальных покупателей, то и цены на жилье рушатся, неся серьезные макроэкономические риски, т. к. теряют работы и производители сантехники, ковров, карнизов. И там начинают думать, как бы подкинуть людям денег на покупку квартир. У нас проще: падает спрос - сворачиваем строительство, чтобы не допускать перепроизводства. Конкуренции-то нет.

Вот в этом, пожалуй, кроется главное противоречие, которое выявляется при попытке понять, зачем нам ВТО, - в отсутствии внутренней конкуренции. Нет серьезной конкуренции производителей внутри страны, как нет и политической конкуренции. А подписываем договор о соблюдении правил честной конкуренции в мире. Это называется «дисбаланс». Что бывает, если в автомобиле мотор вдруг сойдет с ума и одни поршни начнут двигаться быстрее других? Взрыв.

Понятно, что дисбалансы надо устранять. Тогда на самом деле можно согласиться с Ernst & Young в том, что положительное воздействие вступления России в ВТО связано с ростом объема поступающих в страну прямых иностранных инвестиций. «Опыт государств, вступивших в ВТО ранее, и оценки последствий присоединения России к ВТО указывают на то, что прямые иностранные инвестиции в либерализуемые сектора услуг могут обеспечить в долгосрочной перспективе рост объема производства в стране до 11% ВВП. Для усиления этих эффектов органы власти всех уровней должны рассматривать задачу улучшения инвестиционного климата в качестве основного приоритета экономической политики», - пишут аналитики Ernst & Young.

Ну и мы об этом говорим со всех трибун и всегда. Об инвестиционном климате даже не только говорим, а тратим немалые деньги на организацию международных выставок с плакатами и диафильмами. Их никто не смотрит, но процесс освоения казенных денег на это дело очень приятен. И никто в России не против того, чтобы инвестиционный климат теплел. Только, конечно, это не значит, что все кто ни попадя будут лезть со своими мордами в давно поделенный бизнес. Напротив, надо все еще четче разграничить и оградить, по каждому поводу создать госкорпорацию, посадить на ее руководство нужных ребят и ждать, как Буратино, когда вырастет денежное дерево.

Проще говоря: мы за климат, но не позволим нарушать нашу святую монополию на власть, а бизнес - на сферы деятельности.

Ernst & Young ссылаются на опыт членства в ВТО Китая и других дальних стран. Нам ближе Украина. Там незаметно, чтобы было реализовано хоть одно из описанных Ernst & Young преимуществ. Товары и услуги дороги, производство растет вяло, если вообще растет...

Впрочем, это вовсе не значит, что не надо было вступать в ВТО. Если, скажем, человек не умеет и не хочет учиться пользоваться смартфоном, это же не означает, что данный аппарат так уж плох.

Вступление России в ВТО: реальные последствия

научный руководитель канд. экон. наук

Сибирский Федеральный Университет

Идея вступления в ВТО зародилась на волне перестройки. Процесс подготовки к вступлению России в ВТО длился почти 18 лет. Долгожданное правительством вступление в ВТО вызывает неоднозначное мнение и у политиков, и экономистов, и у обычных граждан. По мнению одних, вступив в ВТО, Россия получила больше негативных тенденции в экономике, промышленности, предпринимательской среде и пр., по мнению других, вступление России в ВТО является положительным шагом, так как в результате приведет к усилению роли на мировой арене, улучшению качества производимых товаров, расширению рынка сбыта и т. д.

Основной целью деятельности ВТО является снижение барьеров в международной торговле , контроль за таможенными пошлинами и импортными квотами. В России уже разрабатывался ряд законопроектов, призванных защитить уязвимые отрасли. Эксперты говорят, что адаптация рынка может занять до 7 лет. Делать выводы о преимуществах вступления можно будет тогда, когда закончится действие промежуточных соглашений.

Вступление РФ в ВТО продолжает быть причиной активной полемики в России. Несмотря на то, что официальные источники подчеркивают преимущества членства в этой организации, не утихают споры о крайне негативных последствиях вступления для российской экономики и промышленности.

Так или иначе, но Россия вступила в ВТО и у этого события есть как положительные, так и отрицательные стороны и последствия. Чего больше: плюсов или минусов вопрос спорный.

К плюсам можно отнести:

Россия сможет принимать участие в выработке новых правил международной торговли с учетом своих национальных текущих и стратегических интересов;

Лучшие условия доступа российской продукции на иностранные рынки;

Со вступлением в ВТО повышается инвестиционная привлекательность страны за счет введения общепринятых норм внешнеэкономического регулирования;

Доступ к международным механизмам разрешения торговых споров;

Повышение качества и конкурентоспособности отечественно продукции в результате увеличения потоков иностранных товаров, услуг и инвестиций на российский рынок;

Снижение цен на импортируемые товары;

Улучшение имиджа России в мире как полноправного участника международной торговли .

К минусам можно отнести:

Россия будет ограничена в возможности принятия самостоятельных экономических решений;

На мировом рынке Россия представлена главным образом сырьем и с вступлением в ВТО будет сложнее избавится от сырьевой зависимости;

Интересы национальной безопасности требуют снижения зависимости от импорта высокотехнологичных товаров;

Многие российские компании окажутся неконкурентоспособными, как результат - потеря рабочих мест, увеличение количества безработных и «социальные взрывы»;

Уменьшение экспортных пошлин приведет к еще большему дефициту бюджета ;

Увеличение цен на энергоносители.

По мнению некоторых экспертов, российские потребители от вступления в ВТО должны выиграть, так как получат доступ к конкурентным, а значит, более дешевым товарам. Однако целым секторам российской экономики придется очень нелегко. Российская экономика находится в сырьевой зависимости. Подавляюще большую часть экспорта составляет сырье (минеральные продукты, металлы, древесина). Сырьевые отрасли от вступления ВТО получат в большей степени плюсы, нежели минусы. Плюсы и минусы вступления России в ВТО по отраслям рассмотрим в табл.1 .

Таблица 1 - Плюсы и минусы вступления России в ВТО по отраслям

Сельское хозяйство

Расширение рынка зерна и технических культур.

Усиления давления иностранными производителями.

Черная металлургия

Выход на новые рынки в обход высоких импортных пошлин. Вступление России в ВТО позволят получить те же условия торговли на экспортных рынках, которые есть у их конкурентов в большинстве стран мира.

Минус же, это возможность применения компенсационных мер со стороны стран-импортеров, которые могут применить протекционистские меры.

Алюминиевая промышленность

Выход на новые рынки в обход высоких импортных пошлин.

Высокое энергопотребление отрасли и повышение тарифов на энергоносители до мирового уровня снизит конкурентность.

Химическая промышленность

Развитие уже имеющихся и новых производств.

Снизится конкурентоспособность из-за изношенных ОФ и новых тарифов на энергоносители.

Машиностроение

Приток качественного оборудования с внешнего рынка.

Изношенные ОФ и низкий контроль качества снизят конкурентоспособность доли.

Потребительские

Расширение ассортимента товара, увеличение доли импорта.

Низкая конкурентоспособность российского товара.

Товары на энергоносители

Переход к международным ценам и стандартам на энергоносители.

Повышение издержек предприятий. Сокращение количества предприятий в российской промышленности.

Авиационная промышленность

Сохранение конкурентоспособности за счет производства отдельных комплектующих высокого качества.

Износ ОФ, ухудшение качества, снижение объемов производства.

Таким образом, на данный момент большинство отраслей промышленности еще не являются конкурентоспособными и со снижением цен на импортируемый товары могут быть вытиснуты и потерять свое место на внутреннем рынке. Но хотелось бы отметить, что российские потребители от вступления России в ВТО выиграют, так как получат доступ к конкурентным, а значит, более дешевым и качественным товарам.

Эксперты уверенно приводят следующие показатели. В первые три года подешевеют импортные машины, техника и продукты. К 2013-му пошлина на новые автомобили упадет с 30 до 25 процентов, к 2019-му – до 15. Тарифы на ввоз лекарств уменьшат втрое: с 15 до 5 процентов. Вслед за ними будут дешеветь зарубежные пиво, одежда, бытовая техника . Резко подешевеет также сотовая связь .

Самый длинный переходный период – 8 лет – для мяса птицы государство будет сдерживать обвал цен на продукты специально.

Ожидается, что Россия после вступления в ВТО будет получать дополнительно по 2 миллиарда долларов в год на протяжении нескольких лет, а российская экономика пойдёт в рост за счёт притока зарубежных инвестиций. Эксперты напоминают также о неизбежной отмене постановлений по так называемым «антидемпинговым» расследованиям, из-за которых российская сталелитейная промышленность несёт сегодня значительные убытки.

По поводу опасений насчёт сложного положения, в котором могут оказаться российские предприятия, зависящие от тарифного регулирования, перед лицом новых мощных конкурентов, эксперты возражают: за восемь переходных лет вполне можно «подтянуть» свой уровень конкурентоспособности. К этому добавляют и следующий «плюс»: обязанность играть по «мировым правилам» подстегнёт отечественные предприятия к внедрению у себя прогрессивных практик и международных стандартов менеджмента – таких, как ISO–9000.

Вступление в ВТО приведет к определенным изменениям внешней среды. Прежде всего, это усиление конкуренции на внутреннем рынке за счет выполнения требований ВТО, таких как снижение тарифных барьеров, уменьшение количественных ограничений, сокращение протекционистских мер государства и т. д., что приведет к облегчению проникновения на внутренний рынок импортных товаров и услуг и значительному увеличению их потока. Кроме того, российские предприятия в соответствии с будущими изменениями законодательства в области технического регулирования торговли должны будут в обязательном порядке использовать международные технические нормы и процедуры подтверждения соответствия.

Библиографический список

1. Линецкий России во всемирную торговую организацию как важнейший фактор ее интеграции в мировую экономику / // Балтийский регион№4. - С.69

2. Климонова положительные и отрицательные тенденции, которые будут ожидать российское предпринимательство после вступления России в ВТО / , // Социально-экономические явления и процессы. – 2012. - № 2 – С. 71

3. Россия вступила в ВТО [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://*****/context/1041. - Загл. с экрана.

После вступления Казахстана в ВТО Беларусь осталась единственной в ЕАЭС страной, не являющейся членом этой организации. Данная ситуация заставляет ее выполнять практически все требования ВТО, не получая при этом преференциальных преимуществ в мировой торговле. Евросоюз заявил о готовности помогать республике в переговорах с ВТО. Однако Беларусь задумывается о связанных со вступлением рисках для своей экономики и старается выторговать для себя более выгодные условия членства.

Без альтернативы ВТО

В конце 2015 г. Беларусь активизировала процесс переговоров по вступлению во Всемирную торговую организацию (ВТО). В сентябре текущего года продолжен второй раунд переговоров с Организацией. Данное решение было обусловлено устоявшимся мнением о благоприятном влиянии членства в ВТО на экономику страны. Катализатором же форсирования переговорного процесса стало вступление Казахстана в ВТО.

В результате Беларусь в рамках ВТО была поставлена в невыгодные условия внешнеторговой деятельности. На данный момент Беларусь осталась единственной страной Евразийского экономического союза (ЕАЭС), лишенной преференциальных преимуществ в мировой торговле, связанных с членством в ВТО.

Парадоксальность ситуации для участников внешней торговли Беларуси заключается в том, что как единственный член ЕАЭС, не являющийся членом ВТО, она вынуждена выполнять практически все требования международной торговой организации. Причем на условиях членства в ВТО стран-партнеров по евразийскому интеграционному блоку.

Данная ситуация не оставляет властям Беларуси альтернативы. Им приходится активизировать переговорный процесс с ВТО, чтобы иметь возможность на равных условиях конкурировать как внутри ЕАЭС, так и за его пределами.

Геополитическое «окно возможностей»

Однако желание ускорить вступление в ВТО для Беларуси не ограничивается экономическими мотивами и желанием создать равные конкурентные условия свободной торговли. Существует и ряд геоэкономических и геополитических факторов, способствующих развитию активности в переговорном процессе.

В 2014-2015 гг. произошел существенный спад экспортной составляющей белорусской экономики. Роль сыграло общее замедление экономического развития евразийского региона в предыдущие годы (рост возобновился только в 2017 г.). Также влияние оказали конъюнктурные факторы обострения конкуренции на внутреннем рынке ЕАЭС (волатильность валютных курсов основных игроков – России и Казахстана), политика импортозамещения России и др.

Напряженная геополитическая ситуация вокруг России расширила диапазон возможностей для Беларуси, сделала ее более заметной фигурой для основных международных акторов. Так, на фоне посреднической миссии в урегулировании украинского конфликта Беларусь не только существенно улучшила свой политический имидж, но и стала желанным партнером для стран ЕС. Последние декларируют готовность помогать республике в переговорах с ВТО, МВФ, Международным банком реконструкции и развития.

В результате конъюнктурное «окно возможностей» приобщения к мировой экономике в виде членства в ее глобальных структурах (в частности в ВТО) стало рассматриваться руководством Беларуси как инструмент получения доступа к мировым финансам. Дефицит последних мешает преодолеть негативные тренды белорусской экономики.

Но при этом, в отличие от правительств ряда других стран ЕАЭС, руководство Беларуси наиболее адекватно оценивает риски для своей экономики, связанные с открытием национального рынка. Поэтому для Беларуси сегодня актуален не вопрос вступления в ВТО, а вопрос условий участия в этой организации.

Торг с ВТО

Именно торг по наиболее приемлемым для белорусской экономики условиям является главной и трудно решаемой задачей. В этом вопросе у правительства Беларуси есть определенный люфт. Условия членства республики в ВТО явно не будут лучше российских (т.к. весовая категория в табеле о рангах в мировой экономике более проигрышная). Но и не хуже, чем условия членства Казахстана. Астана пошла на больший уровень либерализации, чем Россия, что создало проблемы в таможенно-тарифном регулировании в ЕАЭС.

Вступление в ВТО наиболее проблематично для Беларуси, так как структура ее экономики, основанная на экспорте продукции с высокой долей переработки промышленной продукции, и специфика действующей экономической модели требуют высокого уровня протекционистской защиты.

Отсюда и двойственность позиции руководства Беларуси. С одной стороны – необходимость ускорения процесса вступления в ВТО. С другой стороны – необходимость выторговать более благоприятные условия членства в организации с учетом особенностей белорусской экономики.

Ожидаемые эффекты вступления Беларуси в ВТО

К числу эффектов, ожидаемых после вступления Беларуси в ВТО, традиционно относятся:

1. Либерализация национального законодательства в соответствии с требованиями ВТО.

Это позволит республике решить проблему улучшения качества предпринимательской среды и будет способствовать развитию деловой активности и конкурентных отношений. При этом необходимо учитывать, что достижение данной цели потребует коренного пересмотра национальной системы государственного регулирования. Речь идет об условиях кредитования, налогообложения, полном отказе от мер дотационной и социально ориентированной политики государственной поддержки, валютной и денежно-кредитной политики и т.п.

Без указанных радикальных реформ сложно представить успешное функционирование эффективных конкурентных отношений. Более того, должен быть обеспечен относительно длительный переход к либерализации. В противном случае открытость рынка в соответствии с требованиями ВТО может привести к ужесточению конкуренции между национальными и иностранными производителями не в пользу первых.

Логично предположить, что либерализация экономических отношений в республике будет способствовать развитию малого и среднего бизнеса в сфере локального производства и сервиса услуг. С этой точки зрения наиболее уязвимыми могут стать предприятия машиностроения, производители бытовой техники, продукции повседневного спроса и сельскохозяйственной продукции.

2. Надежды на повышение инвестиционной привлекательности также увязываются с перспективами функционирования по правилам ВТО.

Безусловно, членство в данной организации может способствовать улучшению инвестиционного климата (с учетом изменения законодательства). Однако данные перспективы в большей степени основаны на ожиданиях улучшения имиджевых параметров страны.

Оценивая перспективы достижения роста инвестиционной привлекательности, необходимо понимать следующее.

С учетом структуры белорусской экономики высокотехнологические производства в области машиностроения, электроники, нефтехимии менее всего будут интересны европейским инвесторам. Их в большей степени будут интересовать сырьевые ресурсы, развитие информационных технологий, сектор финансовых услуг и сервиса.

То есть базовые отрасли, образующие основу промышленного сектора Беларуси, смогут рассчитывать на инвестиционные вливания при условии кардинальной смены системы управления и существенного сокращения издержек труда.

3. Уровень тарифного регулирования в странах ВТО и ЕС ниже уровня средневзвешенного тарифа ЕАЭС (4,2% против 5,2%).

Разница не существенна, но в случае принятия заниженных ставок тарифа в Беларуси должны быть готовы к наплыву более конкурентоспособного импорта, что при условии невозможности применения нетарифных ограничений (в соответствии с условиями свободной торговли) и недостаточно высокого уровня платежеспособности населения чревато сокращением рыночной ниши национальных производителей.

4. Наиболее уязвимой зоной белорусской экономики в условиях открытого рынка является сельское хозяйство и машиностроение.

Ведь одним из основных требований при вступлении в ВТО является ограничение уровня субсидий в пределах «зеленой зоны» в данный сектор экономики. Это существенно затруднит решение проблем модернизации и развития качества продукции указанных отраслей.

5. Членство в ВТО на условиях полной либерализации экономики создаст условия наиболее полного удовлетворения потребностей населения за счет расширения импортного ассортимента.

Но при этом оно скажется уровне платежеспособности при сокращении рынка сбыта национальных производителей. Немаловажным фактором, способным негативно повлиять на социальную сферу, является требование ВТО о выравнивании внутренних цен на энергоносители с общемировыми.

Таким образом, учитывая экспортоориентированную структуру белорусской экономики (более 50%), исполнение полного пакета требований по либерализации экономики при вступлении в ВТО может в целом негативно сказаться на конкурентоспособности экономики.

Поэтому формирование положительных эффектов от ожидаемого членства Беларуси в ВТО полностью зависит от условий вступления в организацию, которые республика сможет обеспечить себе в переговорном процессе, длительности переходного периода и от инструментов смягчения отрицательных эффектов за счет реформ системы государственного регулирования и развития ее конкурентных преимуществ.

Аза Мигранян, д.э.н., заведующая отделом экономики Института стран СНГ, в.н.с Института экономики РАН

ВТО - это международный институт, который выступает преемником Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ). Последнее было подписано еще в 1947 году. Предполагалось, что оно является временным и вскоре будет заменено полноценной организацией. Однако ГАТТ было главным соглашением, регламентирующим внешнюю торговлю на протяжении без малого 50 лет. СССР хотел присоединиться к нему, однако ему этого сделать не дали, поэтому отечественная история взаимодействия с этой структурой начинается только с того момента, когда Россия вступила в ВТО. Данному вопросу и посвящена сегодняшняя статья. Также в ней будут проанализированы последствия того, что Россия вступила в ВТО, плюсы и минусы этого решения. Мы рассмотрим процесс, условия и цели присоединения к Всемирной торговой организации, сложные вопросы для РФ.

Вступила ли Россия в ВТО?

РФ является правопреемницей СССР. Если мы говорим о том, когда Россия вступила в ВТО, то важно понимать, что данный институт начал функционировать только в 1995 году. Новая организация стала контролировать гораздо более широкий круг вопросов. СССР подал официальную заявку на получение статуса наблюдателя в ходе Уругвайского раунда в 1986 году с целью дальнейшего присоединения к Генеральному соглашению по тарифам и торговле. Однако США отклонили ее. Причиной стала СССР, которая не была совместима с понятием свободной торговли. Советский Союз получил статус наблюдателя в 1990 году. После обретения независимости Россия сразу обратилась с заявкой на присоединение к ГАТТ. Вскоре Генеральное соглашение было преобразовано в полноценную организацию. Однако непосредственное вступление РФ в систему ГАТТ/ВТО заняло почти 20 лет. Слишком много вопросов требовало согласования.

Процесс присоединения к ВТО

Россия в качестве независимого государства начала вступление во Всемирную торговую организацию в 1993 году. С этого времени началось сравнение торгово-политического режима страны со стандартами ВТО. Затем стартовали двусторонние переговоры, когда Россия внесла свои первоначальные предложения по уровню поддержки сельского хозяйства и доступа на рынок. Эти два вопроса и составляли основу переговоров вплоть до ратификации соглашений в 2012-м. В 2006 году, в рамках Азиатского-Тихоокеанского форума, Россия и США подписали протокол присоединения РФ к ВТО. Однако начался мировой финансовый кризис, и переговоры о выполнении дальнейших этапов получения членства в организации были отложены. Свою роль сыграл и конфликт с Грузией по поводу Абхазии и Южной Осетии. Договор именно с этой страной стал последним этапом на пути к вступлению РФ в ВТО. Он был подписан в 2011 году в Швейцарии.

Таможенный союз

Рассматривая вопрос, когда Россия вступила в ВТО, важно понимать, что с января 2010 года РФ хотела участвовать в процессе присоединения в составе Таможенного союза. Об этом Владимир Путин сделал заявление на заседании совета ЕврАзЭС в июне 2009-го. Таможенный союз включает, кроме России, Беларусь и Казахстан. Он был образован еще в октябре 2007 года. Членами ВТО могут быть не только страны, но и интеграционные объединения. Однако руководство Всемирной торговой организации стразу предупредило российские власти о том, что такое требование значительно затянет процесс получения членства. Уже в октябре 2009 года Россия высказала заявление о целесообразности возобновления двусторонних переговоров. Казахстан вошел в состав Всемирной торговой организации в 2015-м, а Беларусь по-прежнему не является членом этого международного института.

Когда Россия вступила в ВТО: дата, год

Возобновление двусторонних переговоров значительно упростило процесс присоединения к Всемирной торговой организации для РФ. К декабрю 2010 года все проблемные вопросы были урегулированы. На Брюссельском саммите был подписан соответствующий меморандум. 22 августа 2012 года - это дата, когда Россия вступила в ВТО. Дата ознаменовалась ратификацией Протокола о присоединении РФ, подписанного еще 16 декабря 2011-го, и вступлением в силу соответствующего нормативно-правового акта.

Условия вступления

Процедура присоединения к ВТО является достаточно сложной. Она состоит из нескольких этапов и занимает минимум 5-7 лет. Сначала государство подает заявку на вступление. После этого происходит рассмотрение торгово-политического режима страны на уровне специальных рабочих групп. На втором этапе происходят переговоры и консультации, посвященные условиям членства заявителя в ВТО. К ним может присоединиться любая заинтересованная страна. В первую очередь переговоры касаются доступа на рынки государства и сроков введения изменений. Условия присоединения оформляются следующими документами:

  • Доклад рабочей группы. В нем излагается весь перечень прав и обязательств, которые были приняты на себя страной.
  • Список тарифных уступок в товарной области и разрешенные возможности субсидирования аграрной сферы.
  • Перечень специфических обязательств по сфере услуг.
  • Список изъятий из режима наибольшего благоприятствования.
  • Юридические договоренности на двух- и многостороннем уровне.
  • Протокол о присоединении.

На последнем этапе осуществляется ратификация пакета документов, который был согласован в рамках специальных рабочих групп. После этого он становится частью национального законодательства государства-заявителя, а страна-кандидат превращается в члена Всемирной торговой организации.

Цели и задачи

Когда Россия вступила в ВТО в 2012 году, она делала это в рамках своей стратегии экономического развития. На сегодняшний день государство не может построить эффективное национальное хозяйство, не являясь членом данной организации. Россия преследовала в своем вступлении в ВТО следующие цели:

  • Получение большего доступа на иностранные рынки для отечественной продукции за счет использования который декларируется данной организацией.
  • Создание благоприятного за счет приведения национального законодательства в соответствие с международными стандартами.
  • Повышение конкурентоспособности отечественных товаров.
  • Расширение возможностей для российских предпринимателей и инвесторов за рубежом.
  • Получение возможности влияния на формирование международного законодательства в сфере торговли с учетом собственных национальных интересов.
  • Улучшение имиджа страны в глазах мировой общественности.

Такие длительные переговоры о присоединении - свидетельство желания добиться максимально благоприятных условий членства для России.

Тарифные изменения

Одним из главных препятствий на пути членства России в ВТО было согласование политики доступа на ее рынок иностранных товаров. Средневзвешенный импортный тариф был уменьшен. Напротив, квоту иностранного участия в страховой сфере повысили. После прохождения будут снижены импортные пошлины на бытовую технику, лекарства и медицинское оборудование. В рамках присоединения к ВТО было заключено 57 двусторонних договоров по доступу на отечественный рынок товаров и 30 - по сфере услуг.

Сельскохозяйственная проблематика

Кроме обсуждения тарифных уступок, в рамках переговоров важное место занимала защита аграрного сектора России. РФ стремилась уменьшить количество субсидий, подлежащих сокращению. на сельскохозяйственную продукцию стали 11,275% вместо 15,178%. По отдельным товарным группам произошло резкое снижение на 10-15%. После того как Россия вступила в ВТО в году, когда начал утихать мировой финансовый кризис, отечественный агросектор столкнулся с гораздо большей конкуренцией на внутреннем и внешнем рынках.

Последствия для Российской Федерации

На сегодняшний день существует множество монографий и статей, посвященных оценке вступления РФ во Всемирную торговую организацию. Большинство экспертов отмечают положительное воздействие этого процесса на экономику страны. Так в каком году Россия вступила в ВТО? В 2012-м. Что изменилось? Присоединение заняло 18 лет напряженной работы. Данный процесс потребовал гораздо больше времени, чем предполагалось. Поэтому положительный эффект может проявиться только в отдаленном будущем. Как и прогнозировало большинство экспертов, в краткосрочном периоде гораздо больше потерь в связи с членством в ВТО, чем реальных достижений. Однако стратегические преимущества стоят некоторых тактических поражений. Таким образом, вступление в ВТО - это, безусловно, положительный шаг, без которого дальнейшее развитие страны было бы невозможным.

Преимущества и недостатки членства

После того как Россия вступила в ВТО в 2012 году, ученые-правоведы и экономисты не устают публиковать все новые статьи с анализом перспектив и проблем, связанных с этим событием. Можно условно выделить три мнения:

  1. Нейтральное . Например, профессор Александр Портанский считает, что присоединение к ВТО не приносит ни пользы, ни ущерба.
  2. Критичное . Аналитик отмечает, что вступление в ВТО не дает России никаких очевидных преимуществ в краткосрочном периоде. Однако это событие является выгодным для других членов организации. Перспективы в долгосрочном периоде для России Козлов не рассматривает.
  3. Негативное . Главный экономист российского отделения Deutsche Bank Ярослав Лисовик считает, что вступление в ВТО может отрицательно сказаться на экономике страны, особенно на обрабатывающей промышленности, из-за уменьшения импортных пошлин.

Однако большинство экспертов сходятся во мнении, что все преимущества для России от членства во Всемирной торговой организации проявятся при условии грамотной внутренней и внешней политики только в долгосрочной перспективе.