Перечитывая вновь и вновь житие святых, православные христиане наполняются силой веры. Послушание, покорность, ограничение в пище и удобствах - примеры христианского подвига во имя познания Всевышнего Бога и Святой Троицы.

Житие преподобного Александра Свирского - яркий пример избранности и служения Творцу от рождения до смерти. Живший вдалеке от центра православия, в отдаленных лесах, маленький Амос не имел возможности общаться в кругу священства, все откровения и ведения он получал от Самого Бога или Пречистой Девы Марии.

Икона преподобного Александра Свирского

Монастырская лавка. ВЫБЕРИТЕ освященный подарок для души

СКИДКИ до конца недели

Детство и отрочество будущего святого

В Приладожском селе Мандеры жила довольно немолодая семейная пара, Стефан и Василиса. Они вырастили двух сыновей и просили Бога о младшеньком ребенке, утехе не старость. В одной из молитвы они оба услышали голос, говоривший, что молитвы услышаны, Творец дарует доброму супружеству дитя, которое прославит Церковь Христову.

Ещё статьи о преподобном Александре:

В июне, 15 числа, 1448 года Василиса родила сына, которого назвали именем одного из старозаветных пророков Амосом, ибо мальчик появился в день почитания Амоса. Удивительно, середина XV века, далеко заброшенное село, начало христианской эры в Руси, а селяне знают о Ветхом Завете и его героях. Если учесть, что тогда простые люди были в основном неграмотные, тогда можно сделать вывод, что родители будущего святого России были воцерковленные верующие, черпающие знания в проповедях на богослужениях.

На заметку! Родившись в глубоко верующей семье, Амос отличался от своих сверстников послушностью и кротостью, не был любителем шумных игр, веселья. Отрок с равнодушием относился к одежде и еде, с малых лет находил удовольствия в постах и молитвах, чем порой пугал мать.

Путь к монашеству

Событие вступившего в совершеннолетие юноши изменило всю его жизнь. Это была встреча с Валаамскими монахами, зашедшими в село по хозяйственным нуждам монастыря. Великое благочестие и строгая подвижническая жизнь монахов была известна далеко за границами уже знаменитого в то время .

Амоса глубоко тронули рассказы монахов об отшельниках, которые живут в скитах, и юноша начал просить иноков взять его с собой. Монахи вынуждены были отказать, ибо для этого необходимо было разрешение настоятеля монастыря и благословение родителей.

Статьи о других православных святых:

Престарелые родители решили, что пришла пора женить сына, но инок решил по-другому, после долгих молитв и постов он тайно покинул отчий дом, и один отправился искать Валаамский монастырь. Первая ночь застала Амоса около озера, где он и заснул прямо на берегу.

Важно! Среди ночи юношу разбудил дивный голос, благословляющий дальнейший путь путника и повелевающий в будущем воздвигнуть на этом месте Божью обитель.

В тот же момент около путешественника появился путник, который и довел Амоса до Валаамского монастыря. Даже схимники удивлялись стойкости инока, который практически не спал, днем тяжело работая, а ночи проводя в молитвах. Местом его молитв был лес, полный комаров и мошек, но, пребывая в поклонении Богу, юноша ничего не замечал. Так прошло семь лет.

Годы монашества и отшельничества

Семь суровых лет прожил Амос в монастыре, и в 1474 году был пострижен в монахи с именем Александр.

Прошло еще несколько лет, и только тогда старенькие родители узнали о судьбе своего младшего сына. Вскоре они продали все имущество и ушли в монастырь, прожив там под именами Сергия и Варвары.

Икона чудотворца Александра Свирского

Родители умерли, Александр попросил благословение игумена поселиться на острове, чтобы жить уединенно в скале и совершать духовный подвиг, недоступный пониманию обычных христиан.

Почти 10 лет прожил преподобный старец на острове, и в 1485 году покинул Валаам, ибо Бог вел его снова на берег неповторимого по своей красоте озера, названного впоследствии Святым.

Святой отшельник черпал силы в Боге, оставляя потомкам пример веры. По словам самого преподобного Александра, однажды острые боли настолько скрутили отшельника, что он несколько дней не вставал с земли. В это время святой не ругал Бога, он пел Ему хвалу псалмами Давида, и чудо произошло. Вдруг в келье появился некий муж, который наложил на больного крестное знамение и положил руку на место болей, вместе с теплом пришло полное исцеление.

Шел 1493 год, простой охотник случайно забрел на берег озера в погоне за оленем и наткнулся на келью святого. На это место Андрею Завалишину указал дивный свет, который был виден издалека.

Рассказ преподобного настолько поразил охотника, что он стал часто наведываться к святому в гости, поддерживая того физически, а впоследствии принял постриг, и стал известен, как святой Адриан, основатель Ондруского монастыря.

Интересные статьи о православии:

Несмотря на обещание молчать об увиденном и услышанном, Андрей Завалишин рассказал людям про святого отшельника, и потянулись к преподобному Александру Свирскому паломники за поддержкой в молитве и исцелениями.

Строительство монастыря

23 года Александр Свирский прожил в келье на берегу озера, пока ему не явилась Живоначальная Троица, во время ночной молитвы воссиял яркий свет и три Мужа предстали перед преподобным Александром. Каждый из видимых в ярком свете Мужей держал жезл, а потом возник Сам Творец с огромными крыльями, распростертыми над землей. В истории христианства игумен Свирский назван новозаветным Авраамом, ибо тому также явилась Святая Троица.

Образ явления Святой Троицы святому преподобному Александру Свирскому

В испуге и благоговении святой отшельник упал на колени и распростерся на земле. Громкий голос стал повелевать преподобному Свирскому воздвигнуть на том месте храм Святой Троицы, пообещав при этом Свою помощь.

Святой отшельник еще 7 лет продолжал:

  • жить в уединении;
  • спать в келье около озера Рощинское;
  • питаться тем, что добывал в лесу;
  • терпеть голод, стужу, болезни.

Здесь построен Александро-Свирский монастырь.

Прошло немного времени, отшельник молился и думал, как и на каком участке построить церковь, как явился ему ангел, одетый в белую мантию и куколь и указал место, где должна стоять обитель во имя Бога отца, Бога Сына и Бога Святого Духа, во имя Животворящей Троицы.

При помощи иноков и прихожан вначале была построена деревянная церковь, а в 1526 году воздвигнута каменная обитель.

После долгих уговоров братии святой преподобный Александр Свирский принял священство и стал игуменом Божьей обители.

Прослеживая земной путь святого Александра Свирского, создается впечатление, что везде, где ступала его нога, вырастали Божьи обители, там сбылось пророчество, данное родителям Амоса. Священнический сан не изменил образ жизни Чудотворца Александра. Он по-прежнему носил одежду в заплатах, проводил ночи на полу в молитвах, сам колол дрова, если оказывалось, что их недостаточно., сам игумен был примером воздержания.

Дни преподобного святого на земле подходили к концу. Игумен Свирский задумал положить основание храма Святой Богородицы, и Пречистая Дева Мария, держа Младенца на руке, в окружении сонма ангелов и святых посетила его во время одной из ночных молитв. Ослепленный ярким светом Александр Свирский упал на колени, но был поднят нежным голосом Богородицы, которая сказала, что пришла посмотреть на основание Покровского храма и благословить его всем необходимым.

Так и случилось, возведение храма проходило легко, строители не имели недостатка ни в чем.

Кончина и святые мощи

Преподобный Александр предчувствовал свой уход в Небеса. Незадолго до печального для окружающих события старец показал всю глубину отношения к бренному телу. Преподобный сказал, чтобы после смерти его связали за ноги, отволокли в болото, закопали во мхах и ногами притоптали место захоронения.

Впервые церковное братство отказалось выполнить повеление любимого игумена. 30 августа 1533 года преподобный Александр Свирский был похоронен недалеко от церкви Преображения Господнего, в пустыни. Этот день отмечается православными как праздник святого Александра, первая служба была проведена через 12 лет после кончины старца.

Прошло более ста лет, община решила перестроить храм Преображения, и при раскопках были найдены нетленные мощи преподобного. Это случилось 17 апреля 1641 года, в этот день отмечается день прославления мощей святого Александра Свирского.

Важно! Не зарастает тропа паломников к святым мощам преподобного святого Александра Свирского, дарующим чудеса исцеления и благословения.

Документальный фильм о святом чудотворце Александре Свирском

Преподобный Александр Свирский родился 15 июня 1448 года в семье крестьян приладожского села Мандеры на реке Оять (притоке реки Свирь) Стефана и Василиссы (Вассы). Стефан и Василисса имели двух взрослых детей, но им очень хотелось иметь еще сына, и они молили об этом Бога. Однажды во время молитвы благочестивые супруги услышали голос свыше: «Радуйтеся, доброе супружество... имате родити сына... в рождестве его утешение Церквам Своим подати имать Бог». День рождения святого совпал с днем памяти пророка Амоса, имя которого и нарекли мальчику при крещении.

Александр Свирский. Галерея икон.

Когда Амос подрос, родители отдали его учиться грамоте, но учение давалось отроку с трудом. Тяжело переживая это, Амос часто молил Бога о помощи. Однажды он отправился в близлежащий Острожский Введенский монастырь и стал горячо молиться перед иконой Божией Матери. Во время молитвы отрок услышал голос: «Восстани, не бойся; а еже просил еси, имаши восприяти».

С тех пор Амос стал преуспевать в учении и вскоре опередил своих сверстников.

Он был всегда послушен и кроток, избегал игр и смеха, носил самую простую одежду и рано начал укреплять свою душу постом, чем вызвал беспокойство матери. Когда Амос вырос, родители хотели женить его, но он пожелал посвятить свою жизнь служению Богу. После знакомства с валаамскими монахами юношей овладело неодолимое желание уйти на Валаам. В 19 лет он тайно покинул родительский дом и отправился в дальний путь. Дойдя до реки Свири, Амос переправился на другой берег и прошел еще шесть верст.

Ночь застала его на берегу тихого лесного озера. Долго пребывая в ночной молитве, юноша услышал голос, который повелел ему идти на Валаам в обитель Всемилостивого Спаса, через некоторое время вернуться на это место и основать здесь обитель. На избранное Богом место сошел небесный свет. Утром Амос продолжил свой путь. Долго пробирался он по лесным дебрям без дороги и очень утомился. Вдруг он увидел путника, который сказал, что идет на Валаам и знает туда дорогу. Они пошли вместе и через некоторое время достигли Валаамского Спасо-Преображенского монастыря. Воздав хвалу Богу у ворот обители, Амос хотел выразить благодарность своему спутнику, но тот внезапно исчез. Тогда Амос понял, что это был Ангел Божий.

Семь лет пребывал Амос послушником в Спасо-Преображенском монастыре, дни проводя в трудах, а ночи — в молитвах. Иногда он обнажался до пояса и молился всю ночь в лесу, весь покрытый комарами и мошками. Когда родители узнали о местонахождении сына, отец приехал в обитель. Амос не хотел выйти к нему, сказав, что умер для мира. И только по просьбе игумена побеседовал с отцом, который хотел уговорить сына вернуться домой, однако после отказа сына покинул обитель в гневе. Уединившись в своей келлии, Амос стал усердно молиться о родителях, и по его молитве благодать Божия сошла на Стефана. Вернувшись домой, он принял постриг в Введенском монастыре с именем Сергий. Также и мать Амоса постриглась с именем Варвара.

26 августа 1474 года Амос принял иноческий постриг с именем Александр и удалился на уединенный остров, впоследствии названный Святым. Там он обнаружил пещеру и подвизался в ней еще семь лет. Далеко разнеслась слава о его подвигах. Желая избегнуть людской молвы, преподобный Александр решил удалиться в неведомые леса, но по просьбе игумена остался. В 1485 году во время ночной молитвы перед иконой Пресвятой Богородицы в келлии святого воссиял свет, и он услышал голос, повелевавший ему возвратиться на прежде указанное место. В окно преподобный увидел как бы перст, указующий в сторону Святого озера. Узнав о видении, игумен благословил преподобного Александра в путь.

На берегу Святого озера, в 36-ти верстах от нынешнего г. Олонца и в 6-ти верстах от реки Свирь, преподобный Александр построил малую келлию, в которой прожил семь лет, не видя человеческого лица, не вкушая хлеба и питаясь лишь плодами леса. За это время святой отшельник претерпел немало лишений от холода, голода, болезней и диавольских искушений, но Господь не оставлял подвижника Своими неизреченными милостями.

Однажды, когда преподобный был тяжело болен и не мог даже приподнять голову с земли, он лежа напевал псалмы. Вдруг предстал пред ним «преславный муж», положил руку на больное место, осенил его крестным знамением и исцелил праведника. В другой раз, когда преподобный шел за водой и громко пел молитвы, он услышал голос, предрекавший приход к нему множества людей, которых надлежало принять и наставить.

В 1493 году на жилище отшельника во время охоты набрел боярин Андрей Завалишин. Он очень обрадовался этой встрече, так как давно хотел посетить место, над которым неоднократно видел «овогда яко столп стоящ, овогда же яко лучу Божественную сияющую, а иногда дым светел от земли к высоте восходящ». С того времени Андрей Завалишин стал часто посещать святого отшельника, а затем по его совету принял постриг на Валааме с именем Адриан. Впоследствии он основал на восточном берегу Ладожского озера Ондрусовский монастырь и прославился обращением на путь покаяния многих разбойников. От разбойников же преподобный Адриан Ондрусовский принял мученическую кончину (+1549; память 26 августа/8 сентября и 17/30 мая).

Известие о духовных подвигах преподобного Александра широко распространилось, к нему стали стекаться иноки. Пришел к святому подвижнику и его брат Иоанн, который через некоторое время скончался. Иноки расчищали лес, благоустраивали пашню, сеяли хлеб, которым кормились сами и подавали просящим. Преподобный Александр из любви к безмолвию уединился от братии и устроил себе «отходную пустынь» в 130-ти саженях от прежнего места, у озера Рощинского. Там на него вооружились бесы: они являлись ему в образе зверей, змей, пытались запугать святого, понуждали бежать. Но молитва праведника, «яко пламень огненный, от уст его исхождаху и вся бесовская немощнейшая ополчения попали и к тому невидими быша». В пустыни преподобному явился Ангел, напомнил прежние Божественные видения и предсказал основание на этом месте обители с храмом во имя Святой Троицы.

В 1508 году, на 23-м году пребывания преподобного Александра в заповедном месте, ему было явление Живоначальной Троицы. Преподобный молился ночью в пустыни. Вдруг воссиял сильный свет, и святой увидел вошедших к нему Трех Мужей, облаченных в светлые белые одежды. Освященные небесной славой, Они сияли чистотой ярче солнца.

Каждый из Них держал в Своей руке жезл. Преподобный получил повеление возвести храм и устроить обитель во имя Святой Троицы. «Я оставляю тебе мир и мир Мой подам тебе», — сказал Господь преподобному. И тотчас святой подвижник увидел Господа Иисуса Христа с простертыми крылами, словно по земле ходящего, и Он стал невидим.

После этого видения преподобный Александр стал размышлять, на каком месте соорудить храм. Ангел Божий указал ему место. В том же году была построена деревянная церковь во имя Живоначальной Троицы, а в 1526 году на ее месте был воздвигнут каменный храм. Сразу после построения деревянной церкви братия стали уговаривать преподобного принять священство. Смиренный старец отказывался, но братия обратились за помощью к архиепископу Новгородскому святителю Серапиону (+1516; память 16/29 марта). В том же году преподобный Александр посетил Новгород, где получил посвящение от святителя Серапиона. Вскоре братия умолили преподобного принять игуменство.

Став игуменом, преподобный Александр стяжал еще большее смирение и кротость. Он спал на полу, одежды носил в заплатах, сам готовил пищу и замешивал тесто, испекал хлеб. Однажды не хватило дров, и эконом просил игумена послать в лес тех иноков, кто в то время был празден. «Я празден», — сказал преподобный и пошел рубить дрова. Ночами, когда братия спали, святой игумен приходил в помещение, где мололи хлеб жерновами, и молол за других. Обходя келлии и слыша суетные разговоры, он тихонько стучал в дверь и уходил, а утром наставлял братию. Вскоре Свирская обитель прославилась строгостью жизни иноков. Несколько учеников преподобного Александра стали основателями новых монастырей.

В конце жизни преподобный пожелал построить каменный храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Из Москвы были приглашены мастера. Когда заложили основание храма, то на месте алтаря преподобному явилась Божия Матерь с Младенцем в окружении множества Ангелов. Царица Небесная обещала исполнить молитвы праведника об учениках и обители. «И не только при животе твоем, — сказала Она, — но и по отшествии твоем неотступной буду от обители твоея, потребная неоскудне и снабдевающи и покрывающи». При этом преподобный узрел множество иноков, которые впоследствии подвизались в его обители.

Перед кончиной преподобный Александр Свирский изволил завещать братии предать его тело погребению в болотистом месте. Но братия не согласились. Тогда он просил, чтобы его тело погребли не в обители, а в «отходной пустыни». Преставился преподобный Александр 30 августа 1533 года 85-летнем старцем.

В житии преподобного Александра рассказывается о множестве чудес, совершенных по его молитвам. Он имел дар исцелять больных и возвещать будущее. В 1545 году ученик и преемник преподобного Александра Иродион по повелению архиепископа Новгородского Феодосия составил житие святого. Через два года началось местное празднование памяти преподобного и была составлена ему служба. 17 апреля 1641 года честные мощи подвижника чудесным образам были обретены нетленными и положены в Преображенском храме с приделом во имя преподобного Александра Свирского. В том же году началось общецерковное почитание святого: 30 августа/12 сентября — день преставления и 17/30 апреля — день прославления. В благочестивом народном сознании преподобный Александр Свирский почитается «новозаветным Авраамом», ибо удостоился явления Святой Троицы в виде Трех Ангелов.

Александро-Свирский монастырь стал одной из наиболее значительных обителей на севере Руси, духовно-просветительным центром для всего Олонецкого края. Сам г. Олонец был основан в 1647 году на средства Александро-Свирского монастыря, при непосредственном участии его братии. Большую помощь оказал монастырь в 1703 году при основании Санкт-Петербурга. Обитель, основанная преподобным Александром Свирским, имела исключительно важное значение для сохранения целостности Русской державы и неприкосновенности ее границ на севере. Во время нашествия Литвы, в период Северной войны со шведами, во время Отечественной войны 1812 года обитель вносила огромные денежные средства и продовольственные припасы «на ратных людей» и вообще «на государево дело». В обители хранились списки с грамот царей Михаила Феодоровича, Иоанна Грозного, Феодора Иоанновича, Василия Иоанновича Шуйского, Алексия Михайловича, Петра Великого, а также множество присланных ими для нужд монастырской братии церковных облачений и священных сосудов.

Духовным залогом процветания и благополучия русского Севера являлись тесные молитвенные связи между Александро-Свирским монастырем и другими православными обителями русского Севера, такими, например, как Валаамский и Соловецкий монастыри.

Целый сонм учеников наставил и воспитал преподобный Александр Свирский, как и завещала ему Матерь Божия. Это — преподобные Игнатий Островский (XVI в.), Леонид Островский (XVI в.), Корнилий Островский (XVI в.), Дионисий Островский (XVI в.), Афанасий Островский (XVI в.), Феодор Островский (XVI в.), Ферапонт Островский (XVI в.). Кроме этих святых, известны ученики и собеседники преподобного Александра Свирского, имеющие отдельные дни памяти: преподобный Афанасий Сяндемский (XVI в.; память 18/31 января), преподобный Геннадий Важеозерский (+8 января 1516 г.; память 9/22 февраля), преподобный Макарий Оредежский (+1532; память 9/22 августа), преподобный Адриан Ондрусовский (+26 августа 1549 г.; память 17/30 мая), преподобный Никифор Важеозерский (+1557; память 9\22 февраля), преподобный Геннадий Костромской и Любимоградский (+1565; память 23 января/5 февраля).

Александр Свирский - прославление Преподобный Александр Свирский родился 15 июня 1448 года, в день памяти пророка Амоса, и при крещении назван в честь его. Всю жизнь пребывая вдали от исторических событий, преподобный Александр, светоч монашества, в глубине лесов Русского Севера творил иную, духовную историю, удостоившись необычайных даров Святаго Духа.

Родители его, Стефан и Васса (Василисса), были крестьяне приладожского села Мандеры, на берегу реки Ояти, притока реки Свири. У них было двое детей, которые уже выросли и жили отдельно от родителей. Но Стефану и Вассе хотелось иметь еще одного сына. Они усердно молились и услышали голос свыше: «Радуйтесь, доброе супружество, вы родите сына, в рождении которого утешение Бог подаст Своим Церквам».

Амос рос особенным отроком. Он был всегда послушен и кроток, избегая игр, смеха и сквернословия, носил скудную одежду и так изнурял себя постом, что вызывал беспокойство матери. По исполнении совершеннолетия он однажды встретился с валаамскими монахами, пришедшими на Оять для покупки необходимых монастырю вещей и по другим хозяйственным нуждам. Валаам к этому времени уже слыл монастырем высокого благочестия и строго подвижнической жизни. Разговорившись с ними, юноша заинтересовался их рассказом о скитской (по двое-трое вместе) и отшельнической жизни иноков. Зная, что родители хотели женить его, юноша в 19 лет тайно ушел на Валаам. Под видом спутника ему явился Ангел Божий, указавший путь на остров.

Семь лет жил Амос в монастыре как послушник, ведя суровую жизнь. Дни проводил он в трудах, ночи в бдении и молитве. Иногда обнаженный до пояса, весь покрытый комарами и мошками, молился в лесу до утреннего пения птиц.

В 1474 году Амос принял постриг с именем Александр. Через несколько лет родители случайно узнали от пришедших в Мандеру карелов, куда пропал их сын. По примеру сына, родители вскоре также ушли в монастырь и приняли постриг с именами Сергий и Варвара. После их смерти преподобный Александр, по благословению игумена монастыря, поселился на уединенном монастырском острове, где в расщелине скалы устроил келлию и продолжил свои духовные подвиги.

Далеко разнеслась слава его подвигов. Тогда преподобный в 1485 году удалился с Валаама и, по указанию свыше, избрал место в лесу на берегу прекрасного озера Рощинского, которое стало впоследствии именоваться Святым, близ р. Свирь. Тут преподобный устроил себе хижину и в одиночестве прожил семь лет, питаясь лишь тем, что собирал в лесу. В это время святой испытал лютые страдания от голода, стужи, болезней и диавольских искушений. Но Господь постоянно поддерживал духовные и телесные силы проповедника. Однажды, когда, страдая тягостными недугами, преподобный не только не мог встать с земли, но и приподнять голову, он лежал и пел псалмы. И вот ему предстал преславный муж. Положив руку на больное место, он ознаменовал святого крестным знамением и исцелил его.

В 1493 году на жилище преподобного, во время охоты на оленя, случайно набрел соседний владелец Андрей Завалишин. Пораженный видом праведника, Андрей поведал ему о свете, виденном ранее над этим местом, и умолил преподобного рассказать ему о своей жизни. С тех пор Андрей стал часто посещать преподобного Александра и, наконец, по его наставлению, сам удалился на Валаам, где принял постриг с именем Адриана. Впоследствии он основал Ондрусовский монастырь и прославился святой жизнью (+1549; память 26 августа/8 сентября и 17/30 мая).

Андрей Завалишин не смог умолчать о подвижнике, несмотря на данное ему обещание. Широко разнеслась слава праведника, и к нему стали собираться иноки. Тогда преподобный уединился от всей братии и устроил себе отходную пустынь в 130 саженях от общего жилища. Там ему встретилось множество искушений. Бесы принимали звериный облик, свистели по-змеиному, понуждая преподобного бежать. Но молитва святого, словно огненный пламень, палила и разгоняла бесов.

В 1508 году, на 23-м году пребывания преподобного в заповеданном месте, ему было явление Живоначальной Троицы. Преподобный ночью молился в отходной пустыни. Вдруг воссиял сильный свет, и преподобный увидел вшедших к нему Трех Мужей, облаченных в светлые, белые одежды. Освященные Небесной славой, Они сияли чистотой ярче солнца. Каждый из них держал в Своей руке жезл. Преподобный пал в страхе, а, придя в себя, поклонился до земли. Подняв его за руку, Мужи сказали: «Уповай, блаженне, и не бойся». Преподобный получил повеление построить церковь и устроить обитель. Он снова пал на колени, взывая о своем недостоинстве, но Господь восставил его и повелел исполнить указанное. Преподобный спросил, во имя кого должна быть церковь. Господь же сказал: «Возлюбленный, как видишь Говорящего с тобою в Трех Лицах, так и созижди церковь во Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, Единосущной Троицы. Я оставляю тебе мир и мир Мой подам тебе». И тотчас преподобный Александр увидел Господа с простертыми крылами, словно по земле ходящего, и Он стал невидим.

В истории Русской Православной Церкви это Божественное нисхождение известно как единственное. После этого явления преподобный стал думать, где строить церковь. Однажды, во время молитвы к Богу, он услышал голос свыше. Посмотрев в высоту, преподобный увидел Ангела Божия в мантии и куколе, подобно, как видел преподобный Пахомий Великий. Ангел, стоя в воздухе с простертыми крылами и воздетыми руками, произносил: «Един Свят, Един Господь Иисус Христос, в славу Бога Отца, аминь». И потом обратился к преподобному: «Александр, на этом месте да созиждется церковь во Имя явльшегося тебе в Трех Лицах Господа, Отца, и Сына, и Святаго Духа, Нераздельной Троицы». И, трижды перекрестив место, Ангел стал невидим.

В том же году была построена деревянная церковь Живоначальной Троицы (в 1526 году на ее месте воздвигнута каменная). Сразу же по построении церкви братия стали упрашивать преподобного принять священство. Он долго отказывался, считая себя недостойным. Тогда братия стали молить святителя Серапиона, архиепископа Новгородского (+1516, память 16/29 марта), чтобы он убедил преподобного принять сан. В том же году преподобный ездил в Новгород и получил посвящение от святителя. Вскоре затем братия умолили преподобного принять игуменство.

Став игуменом, преподобный сделался еще смиреннее, чем прежде. Одежда его была вся в заплатах, спал он на голом полу. Сам готовил пищу, месил тесто, пек хлеб. Однажды не хватило дров и эконом просил игумена послать из иноков тех, кто празден, за дровами. «Я празден», — сказал преподобный и стал рубить дрова. В другой раз так же начал носить воду. А ночью, когда все спали, преподобный обходил келлии и, если слышал где суетные разговоры, легонько стучал в дверь и уходил, а утром наставлял братию, налагая епитимию на виновных.

Под конец жизни преподобный Александр задумал построить каменный храм Покрова Пресвятой Богородицы. Было заложено основание храма. Однажды вечером, после совершения акафиста Пресвятой Богородице, преподобный сел отдохнуть в келлии и вдруг сказал келейнику Афанасию: «Чадо, трезвись и бодрствуй, потому что в этот час будет чудное и ужасное посещение». Послышался голос, подобный грому: «Се Господь грядет и Рождшая Его». Преподобный поспешил в предсение келлии, и его осиял великий свет, распространившийся над всем монастырем ярче солнечных лучей. Посмотрев, преподобный увидел над основанием Покровской церкви сидящую на алтарном месте, словно царица на престоле, Пречистую Богородицу. Она держала Младенца Христа на Своих руках, а множество ангельских чинов, блистающих неизреченной светлостью, предстояло Ей. Преподобный упал, не стерпев великого света. Богородица сказала: «Восстань, избранник Сына и Бога Моего! Ибо вот пришла посетить тебя, возлюбленный Мой, и посмотреть основание Моей церкви. А за то, что молился об учениках и обители твоей, вот отныне всем она будет изобиловать; и не только при жизни твоей, но и по отшествии твоем неотступно буду от обители твоей, подавая неоскудно все потребное. Смотри же и наблюдай тщательно, сколько иноков сошлось в твою паству, которые тобою должны быть наставлены на путь спасения о Имени Святой Троицы». Преподобный встал и увидел множество иноков. Матерь Божия снова сказала: «Возлюбленный Мой, если кто и один кирпич принесет на построение церкви Моей, во Имя Иисуса Христа, Сына и Бога Моего, не погубит и мзды своей». И Она стала невидима. Перед своей кончиной преподобный проявил удивительное смирение. Он призвал братию и повелел ей: «Свяжите тело мое грешное по ногам веревкой и отволочите его в болотную дебрь и, закопавши во мху, потопчите своими ногами». Братия отвечали: «Нет, отче, не можем сотворить этого». Тогда преподобный указал не хоронить его тело в обители, но в отходной пустыни, у церкви Преображения Господня. Прожив 85 лет, преподобный 30 августа 1533 года отошел ко Господу.

Дивными чудесами прославился преподобный Александр Свирский при жизни и по кончине. В 1545 году ученик и преемник преподобного игумен Иродион составил его житие. В 1547 году началось местное празднование памяти преподобного и была составлена служба ему. В 1641 году, 17 апреля, при перестройке церкви Преображения, были обретены нетленные мощи преподобного Александра Свирского и ему установлено общецерковное празднование на две даты: день преставления — 30 августа/12 сентября и день прославления (обретение мощей) — 17/30 апреля.

Александр Свирский (в миру Амос; 1448 - 30 августа 1533) - русский православный святой. Его почитают в лике преподобного, игумен. Жизнеописание..

Житие преподобного Александра Свирского чудотворца

Родился преподобный 15 июня 1448 года на Новгородской земле, в селе Мандера. Его родители небогатые крестьяне Степан и Васса были благочестивыми людьми. Они воспитали своих детей в соответствии с христианскими обычаями. Предания рассказывают, что мать долго была бездетной и молилась Богу, чтобы он послал ей сына. Молитвы ее были услышаны. Преподобного Александра родители нарекли Амосом. Он с детства помышлял о том, чтобы уйти в монастырь. Родители сначала хотели, чтобы сын женился. Но он мечтал о Валаамском монастыре. Однажды Амос встретил иноков из монастыря. Он долго беседовал с ними о жизни монахов. Беседа вдохновила его. В 19 лет он окончательно решил уйти в Валаам. По пути он остановился возле Рощинского озера, где услышал голос, который сказал ему, что на этом месте Амос построит обитель. Его осенил божественный свет. В Валаамском монастыре игумен постриг двадцати шестилетнего Амоса и нарек его Александром. Случилось это в 1474 году. Он начал подвизаться в послушании, трудах, ревностно молился. Вскоре за ним приехали родители, для того, чтобы вернуть сына домой. Он не только не поехал назад, но и уговорил родителей постричься в монахи, ради вечной жизни своей души. Отныне они стали Сергеем и Варварой. Иноки изумлялись смирению молодого монаха. Он 10 лет провел на острове, который сейчас именуют Святым. Там преподобный Александр жил в скальной пещере, которую сделал сам. Там же он своими руками вырыл себе могилу. В 1485 году, стоя на краю могилы, преподобный услышал голос, который сказал ему оставить остров и вернуться на место, которое было указано ему ранее. Ему предначертано было основать там монастырь. Божественный свет указал Александру место на берегу реки Свирь. Преподобный построил хижину возле Рощинского озера. Там он прожил уединенно 5 лет, питаясь дарами природы. Считается, что первым об обители преподобного узнал боярин Андрей Завалишин, Бог дал ему это знание. Вскоре, место это стало известным на всю округу. Люди рассказывали о даре врачевания и предвидения, которым обладал настоятель скромной обители. Еще при жизни люди называли преподобного Александра святым. Через 23 года в пустыне появились три фигуры в светлых одеждах, которые зашли к Преподобному. Это было явление Бога-Троицы, который сказал ему воздвигнуть церковь. На том месте, где Бог-Троица явился настоятелю, построили часовню. Приходя в нее, люди чувствуют трепет от близости к Богу. За несколько лет до своей смерти Преподобный Александр по Божьему научению построил церковь Покрова Святой Богородицы из камня. Вечером того дня, когда заложили церковь, монастырь озарил удивительный свет, а в основании новой церкви появилась Пречистая Богородица с Предвечным Младенцем. Богородица велела Преподобному, который пал на колени перед ней, встать и пообещала свое заступничество, заботиться о прихожанах церкви, как при его жизни, так и после смерти. За год до своей смерти Преподобный Александр стал готовить себе приемников. Он выбрал четырех священников Никодима, Леонтия, Исайю и Иродиона. Он поучал их и наставлял, как вести богоугодную жизнь. Преподобный скончался в 85 лет в 1533 году и был погребен возле Преображенской церкви. Через 14 лет его причислили к лику святых. Это было удивительно, но дела его говорили сами за себя. После смерти Преподобного Александра тысячи людей, страдающих разными недугами приходили к его гробу и исцелялись полностью от тяжких болезней. Слепые начинали видеть, бездетные выздоравливали, из бесноватых выходили демоны. Чудеса эти происходили постоянно, и ни у кого не оставалось сомнений, что Богородица благословила Преподобного и его обитель.

Нетленные мощи Преподобного Александра

Мощи святого находились в монастыре с апреля 1641 года. Тело святого, вопреки традиции, было не мумифицировано, а иссушено. Удивительно было другое, подкожная ткань очень отличается от других по структуре и внешнему виду. Она поражает белизной, хотя должна быть желтого цвета, она воздушная и рыхлая, мягкая на ощупь. В 1918 году мощи были изъяты из монастыря советскими властями. Чиновники пытались доказать, что перед ними не тело святого, а кукла из воска. Его поместили в военно-медицинскую академию Санкт-Петербурга, где они хранились до 1998 года, как анатомический материал. В наши дни мощи Александра Свирского возвращены в родные земли. Специалисты до сих пор интересуются феноменальным состоянием кожных покровов святого, у него полностью сохранились черты лица – форма губ, носа. Вместо испарившейся жидкости тело наполнил воздух, он предотвратил уплотнение тканей. Биологи и медики разводят руками. Научного объяснения этим процессам нет. Экспертизы проводили много раз, в частности в Министерстве обороны РФ, но и там не нашли сходства с мумифицированными телами обычных людей. Сейчас стопа Преподобного мироточит и, когда мощи находятся в храме, на запах слетаются пчелы. Этому есть многочисленные свидетельства очевидцев.

Свято-Троицкий Александро-Свирский монастырь

Монастырь находится в 21 км от г. Лодейное Поле и в 260 - от Санкт-Петербурга. Многие годы он являлся оплотом православной веры в дремучих лесах Олонецкого края, среди языческих народов, населяющих его. Именно благочестие его основателя помогло укоренить православную веру в сердцах жителей суровых земель. Комплекс зданий монастыря прекрасно сохранился до наших дней. Самое древнее строение – церковь Покрова Божьей Матери, построенная в 1533 году. В ее строительстве принимал участие царь Василий III. Церковь построена в Новгородском стиле. Монастырю уже более 500 лет. Его жизнь ничем не отличалась от жизни других русских монастырей. У него были свои рассветы, нашествия вражеских орд, пожары и разрушения, восстановление жизнь в беспрестанных молитвах. Историки давно прозвали монастырь Северной Лаврой, за его значение в жизни края.

Сказание о чудесах Преподобного Александра Свирского

Существует множество сказаний о чудесах святого. Вот лишь некоторые из них.

Чудо о бесноватом боярском сыне Софонии

В деревне Негриничи, которая находилась недалеко от монастыря, жил Софоний, сын боярина. Был он еще маленький. В него вселился дьявол, его не могли удержать даже железные цепи. Мальчика с большим трудом привели в обитель Святой Троицы, его практически невозможно было удержать. Вдруг он начал взывать к архангелу Михаилу, чтобы тот помог ему. Его приложили к святому гробу, и ему сразу стало легче. Затем, когда были обретены мощи святого, все еще больной Софоний вновь пришел в церковь и остался там жить на полгода. После этого окончательно выздоровел и больше не болел.

Чудо о Петре иконописце

Был некто живописец Петр Афанасьев, родом из Вологды. За свою невоздержную жизнь он долгое время был тяжко мучим от бесов. Пришло ему на ум идти в обитель Святой Живоначальной Троицы и преподобного Александра Чудотворца; лукавые же демоны с большими угрозами запрещали ему идти в обители святого, так что его с великим трудом едва могли привести туда. Находясь в монастыре, он еще больше страдал от бесов, и не мог сам по себе идти во внутреннюю пустыню, где были многочудесные мощи преподобного отца Александра.

Когда о нем узнал игумен Авраамий, то приказал монастырскому служителю Агапиту сводить его ко гробу преподобного отца Александра и приложить к цельбоносному телу его. Слуга с великим трудом тащил его, так как он, беснуясь, сопротивлялся, не желая идти туда, и говорил различный вздор. Когда пришли они к колодцу, ископанному самим Преподобным, на котором был устроен большой деревянный крест и стоял образ преподобного Александра Чудотворца, то, помолившись там, он получил небольшое облегчение от своей болезни. Когда же привели его ко гробу святого, и он начал усерднее молиться Господу Богу и Пречистой Его Матери, призывая в помощь преподобного отца Александра, и приложили его к многоцелебным мощам его, тотчас же нечистые духи были прогнаны от него, он сделался совершенно здоров, как никогда и не болел, начав здраво рассуждать. Тогда сообщили о нем игумену. Игумен повелел собрать в церковь братию, и собором отслужили о нем молебен, воздавая великое благодарение Богу и Его угоднику, великому в чудесах преподобному отцу Александру. После молебна вышеупомянутый тот Петр рассказал нам, игумену и братии, все, что творили ему бесы.

«Когда привели меня, - говорил он, - в обитель святого, и я намеревался, мысленно, сходить в отходную пустыню к мощам преподобного Александра, нечистые бесы наяву показывались мне, пугая меня своими различными страхованиями, и не давали мне идти к Преподобному. У монастырских ворот стояло множество бесовских полков; они скрежетали зубами своими и страшно угрожали мне, крича с запрещением, чтобы я не шел к угоднику. Я от такого страха находился без движения и едва не разлучился с душою. Когда же меня насильно тащили к Преподобному, много тех окаянных эфиопов насело мне на плечи и давили меня, не давая идти; но когда с трудом дошел я до колодца чудотворцева, где был животворящий крест Христов и на нем образ преподобного Александра поставлен, и там помолился, то сейчас же исчезли от меня нечистые духи. Я почувствовал в себе крепость и, начав приходить в рассудок, горько плакал о своем согрешении. Когда же пришел я ко гробу святого и помолился Богу, Пречистой Его Матери и преподобному отцу Александру и, взглянув в двери церковные, увидел черных тех муринов, издали с угрозою кричащих мне: «О человече, аще не бы ти Александр помогл, зле бы душу твою исторгнули от тебе», - я скоро приложился к честным и многоцелебным мощам преподобного Александра Чудотворца, и, о чудо преславное и ужасное! услышал я многогрешный, что вериги Преподобного, которые он носил при жизни на теле своем, трижды прогремели, как гром. От грома того исчезли все нечистые духи, и уже более не показывались по молитвам преподобного отца Александра». Мы, слыша это, записали. Сие чудо совершилось 7150 года (1642 г. от Р. Х.) марта 7 дня.

Чудо о боярине, просившем чадородия

Псковских пределах, на реке Великой, в 45-ти верстах от города Пскова, жил некто дворянин Афанасий Феодоров Вениаминов. Он был муж благочестивый, богобоязненный и весьма нищелюбивый, и имел жену именем Евдокию. Оба они находились в великой скорби, что у них не было детей мужеского пола, но все рождались дочери. Сильно молили они Человеколюбивого Бога, чтобы Он даровал им сына.

Однажды Афанасий сказал жене своей: «Слышал я о преподобном отце Александре, что Бог творит много чудес у гроба его и даже говорят, что обрели в нетлении честное и святое его тело. Дадим и мы обещание к нему, да умолит о нас Бога, чтобы нам сподобиться получить желаемое от Него; я убежден, что всякий, ищущий с верою помощи у святых, получит ее». В доме у них имелся образ Пресвятой Троицы и преподобного отца Александра Чудотворца, пред которым они оба и помолились усердно со слезами несколько времени, говоря так: «Помилуй нас, рабе Божий, преподобне отче Александре, и умоли о нас Всемогущего Бога, да подаст нам, ради святых твоих молитв, плод чрева мужеский пол, и с ним идем во обитель Живоначальной Троицы и к цельбоносным мощам твоим помолиться и обещанные тебе обеты воздадим». Это и подобное сему говорили они в молитве своей, после которой твердо были уверены, что не будут посрамлены в надежде своей.

Через год после их обещания пришли они в обитель Святой Живоначальной Троицы и преподобного Александра Чудотворца, принеся с собою и младенца-мальчика, и просили отслужить молебен у гроба Преподобного. Приложившись к чудотворному и цельбоносному телу его, много благодарили Бога и Его угодника, великого чудотворца, преподобного отца Александра, говоря: «Яко дарова нам Бог отроча сие молитвами его». Затем, устроив хорошее угощение для братии и раздав достаточно милостыни, отправились в дом свой, радуясь и славя Бога и преподобного Александра.

Чудо о расслабленном

Некто дворянин Андрей Данилов Антонов, живший в селении Кусяге *), что недалеко от Сясь-реки, заболел расслаблением всего тела своего и подвергся умопомешательству. Родители его сильно скорбели о том; возили его по святым церквам и много истратили денег на врачей, но никакой пользы от них не было.

Однажды вспомнили они о великом чудотворце, преподобном отце Александре, что у гроба его Бог творит множество исцелений, и, взяв сына своего, привезли в обитель Живоначальной Троицы и преподобного отца Александра. Пробыв в обители семь дней, они молились Богу, Пречистой Богородице и преподобному Александру Чудотворцу о исцелении сына их, но не получили по прошению своему, и отправились обратно домой. После того они сильно сокрушались и плакали, раскаиваясь в том, что сначала не молились Преподобному, будучи давно наслышаны о преславных чудесах, бывающих от честных и многоцелебных мощей его, и говорили: «О како мы недостойны всуе трудихом себе, и искахом врачев, и погубихом много имения нашего, и не токмо никоеяже пользы себе и чаду своему сотворихом, но и велию беду и печаль горше перваго приобритохом! Прогневахом бо скораго всяких недуг врача и безмезднаго исцелителя».

И тотчас скорый на помощь преподобный отец Александр услышал воздыхание их и не презрел моления их, подав исцеление болящему, который встал с постели своей, как никогда и не болел.

Тогда они воздали хвалу Богу, Пречистой Богородице и скорому помощнику, преподобному чудотворцу Александру. В скором времени после того вышеупомянутый Андрей, весьма радостный, опять пришел в обитель святого и, попросив отслужить молебен у гроба Преподобного отца, с большими слезами облобызал честные его мощи и рассказал о себе подробно игумену и братии, как Бог исцелил его молитвами преподобного Александра. Затем с радостью, славя и благодаря Бога, отправился в дом свой.

  • ) Кусяга - селение Новоладожского уезда СПб. губ.

Чудо об отроке Димитрии

7-ми верстах от города Олонца, вверх по реке Олонке, была церковь Рождества Христова. Недалече от той церкви, в деревне Гейтолицы, жил некто, именем Захарий, дошедший до крайней нищеты; он имел у себя сына Димитрия. Отрок этот, по неисповедимым судьбам Божиим, с малых лет находился во власти нечистого духа, который иногда сваливал его, а иногда напрягал все члены его, до того что у него изо рта шла пена, и мучил его тот лютый бес тринадцать лет или более.

Родитель, видя такие тяжкие страдания сына, болезненно, из глубины сердца, с горькими слезами молился Господу Богу и Пречистой Его Матери, призывая на помощь и святого отца Александра Чудотворца. По прошествии некоторого времени они оба отправились в обитель Пресвятой Троицы и преподобного отца Александра помолиться у цельбоносных мощей его. Когда же достигли обители Преподобного, нечистый дух сильнее начал мучить его, так что на всех видящих его напал великий страх, и никто не соглашался ради этого пустить их к себе в келию. По приказанию настоятеля им дали отдельную келию за оградой монастыря, где и прожили они некоторое время в молитве к преподобному Александру Чудотворцу. Скорый помощник и готовый всегда к послушанию врач явился страдальцу отроку таким образом: однажды, сидя в келии, явно видит он в небольшое отверстие преподобного отца Александра, идущего по воде через озеро, из рощи от своей церкви. Он, ободряемый надеждою, мысленно начал просить преподобного о даровании исцеления. Преподобный, придя к нему в келию, сказал: «Чадо Димитрие, аще хощеши исцеление получити, обещайся пребыти зде во обители сей у Святой Троицы до кончины своея, труждатися на братию, и Господь исцелит тя от болезни сея».

Отрок с великими слезами припал к ногам Преподобного, обещаясь сделать так, и Преподобный сейчас же стал невидим, а отрок с того времени сделался совершенно здоровым, как бы и никогда не болел, и вскоре пошел со своим отцом ко гробу преподобного Александра, с великою радостью благодаря Бога, и, со слезами выслушав молебен, приложился к мощам святого. С того времени они оба с отцом пребывали в монастыре, до самой кончины своей, в трудах и подвигах, славя Святую Троицу, Отца и Сына и Святого Духа. Чудо сие было в 7159 году (1651 г. от Р. Х.), июня 15 дня.

Сказание о слепой жене

Женщина по имени Анна была слепой уже четыре года. Услышав о чудесах, которые происходят у гроба Преподобного, пошла в обитель в день праздника Сошествия Святого Духа. В церкви было очень много людей. Анна была бедной и не смогла зайти во внутрь. Она осталась стоять в дверях. Она в отчаянии воскликнула, что не сможет подойти и поклониться к святому гробу. Тогда ей явился сам отец Александр, взял за руку и провел к своему гробу. Женщина припала к нему, моля вернуть ей зрение. И в тот же миг снова стала видеть.

Второе обретение святых мощей преподобного Александра Свирского в 1998 году

Власть большевиков установилась на севере (в Петрозаводск е, Олонце, Лодейном Поле) 5 января 1918 года, до этого власть была в руках меньшевиков и эсеров. Из тех архивных материалов, что сохранились и не были уничтожены потом врагами Церкви, мы узнаем подробности развернувшейся в те дни кампании.

Неслучайно после захвата власти в стране безбожниками, первыми были поруганы и пленены именно мощи преподобного Александра. 6 января представители большевистской власти были уже у мощей преподобного Александра Свирского. Спрашивается, какая сила привела их к святыне уже в первый день их правления на Святой Руси? Для верующего человека ответ прост - злым планам «извергов рода человеческого» мешала Божья сила, являемая в нетленных мощах, они ненавидели святыни, стремились сокрушить их. Шесть раз большевики подходили к мощам святого преподобного Александра Свирского, и только на шестой вывезли из монастыря - видно, сковывал их благоговейный страх перед святыней, трудно было вершителям зла переступить через него - «и бесы веруют и трепещут» (Иак. 2:19). Убрав эту трудноодолимую преграду, большевики и объявили начало «кампании по ликвидации мощей», которая происходила с 1919 по 1922 г. (Мы представляем некоторые материалы тех лет в сокращенном виде.)

Об одном из неудачных для большевиков приходов в обитель в марте 1918 года имеется сообщение в документах управляющего делами Совета Народных Комиссаров В. Бонч-Бруевича - этот видный в то время политический деятель впоследствии возглавил Музей религии и атеизма в Ленинграде. Из сообщения: «В монастыре возбужденная до дикого фанатизма реакционной агитацией монахов разъяренная толпа, демонстративно устроившая крестный ход, [совершила] избиение представителей Лодейнопольского уездного исполкома, делигированных в монастырь для учета имущества». Далее сообщается, что комиссия и пять красноармейцев, их сопровождавших, могла подвергнуться грубому самосуду, поэтому убралась, «дабы избежать жестокой расправы». Позже в документах Олонецкого Губчека на одном из заседаний принимается решение, согласно которому представителям властей необходимо вести себя так, чтобы не раздражать людей и избегать ненужных кровопролитий.

При монастыре действовал «Союз охраны церквей и часовен». Для расследования деятельности этого Союза в апреле 1918 года был послан отряд из 50 человек, в задачу которых входил арест «главарей Союза». Настоятель монастыря архимандрит Евгений был арестован 30 сентября 1918 года, в Олонецком ЧК, куда он был вызван повесткой 29 сентября 1918 г. Вместе с ним был арестован казначей монастыря иеромонах Варсонофий и иеромонах Исайя. Они вышли из монастыря, еще не зная, что больше в него не вернутся. В олонецкой тюрьме в ночь с 29 на 30 октября 1918 г., как это мы узнали из архивных документов, они были расстреляны).

В многочисленных современных публикациях по поводу кровавых событий, происшедших 23 октября 1918 года в Свирском монастыре, сообщается, что расстрел настоятеля и еще пяти монахов произошел в этот день за стенами монастыря, где они и были захоронены. Это неверно, так как, согласно документам, в это время арестованные находились в Олонецкой тюрьме. Но вполне возможно, что кровь в этот день в монастыре действительно была пролита.

Ситуация в стране и в Олонецком крае в это время для большевиков становилась все более трудной, поэтому судьбу мощей святого Александра нужно было решать скорее. Экономическое и военное положение края было угрожающим.

Зимние месяцы 1919 года: наступление белых на подступах к Петрозаводску и Олонцу, на Мурманской железной дороге перебои с перевозкой продуктов, топлива, голод, нестроения в рядах руководящей партии большевиков. В одном из документов рассекреченного недавно Партархива ВНИК ВКП(б) сообщается: «Необходима экстренная помощь в целях спасения от всеобщего вымирания крестьянской массы нашего уезда…» Дальше высказывается надежда на Центр и боязнь бунта. 14 февраля 1919 года на заседании Северного областного комитета РКП(б) Зиновьев подчеркнул, что Карельский фронт - один из участков фронта, признанный «наиболее ответственным в данный момент по угрожаемости», притом что «в ряде районов Олонецкой губернии неприятель пришел к активной почти открытой агитации за восстание против большевиков». Под пристальным наблюдением Зиновьева находилась и судьба мощей преподобного Александра. В архиве имеется телеграмма, посланная Зиновьеву: «Просим принять решительные меры к высылке комиссии по александросвирскому вопросу, согласно поданного заявления товарища Элинсона, председателя Комитета коммунистов из Лодейного Поля». 19 декабря 1918 года на Президиуме Исполкома северной области, где присутствовали Зиновьев, Равич, Копяткевич, Костина, было принято постановление «О посылке комиссии в Александро-Свирский монастырь для исследования мощей». Постановили: «Комиссариату Здравоохранения создать врачебную комиссию со специалистом химиком для исследования мощей» ****). После того как комиссией было выяснено, что мощи - это не «восковая кукла» и не «скелет в тапочках», а подлинная нетленная святая плоть, большевики начали кампанию по сокрытию мощей.

Гроб с мощами был доставлен в Лодейное Поле, где помещен в часовне при больнице, часовня была местными властями опечатана. Местный Чрезвычком не решался определять судьбу мощей самостоятельно, в Центр был послан запрос - «не найдет ли центр останки преподобного исторической реликвией и, если найдет их таковой, то власти препроводят их во гробе в г. Петрозаводск и приобщат его в местном историческом музее, если же нет, то распорядится поступить с ними по своему усмотрению».

Нужно отдать дань памяти академику Петру Петровичу Покрышкину, который не побоялся в то лютое время гонений сделать бескомпромиссное заключение на запрос чекистов: «Признавая мощи прп. Александра Свирского безусловно исторической реликвией, местонахождение которой должно быть в Храме, просим принять меры по охранению этой народной исторической ценности». Это было написано во времена ареста ученых Петрограда, во времена голода и массового террора, нужно было особое мужество, чтобы написать такое заключение! Известно, что П. П. Покрышкин не стерпел всего ужаса воцарившейся лжи того времени и ушел в один из нижегородских монастырей, прислав оттуда письмо, в котором сообщает, что отказывается от всех научных званий и почестей. Монашеская жизнь его была короткой, он умер в 1922 году во время эпидемии брюшного тифа. Вечная ему память!

О мироточении святых мощей преподобного Александра Свирского

Миро (благовонное драгоценное масло) в Священном Писании и в Священном Предании является символом Божественной милости, мира и любви. Вспомним слова 132 псалма: "Се, что добро и что красно, но еже жити братьем вкупе. Се яко миро, сходяще на браду Аароню..." Имя Жениха - Христа в Песни Песней сравнивается с разлитым миром. Еще на горе Синай Бог повелевает Моисею сделать особое миро для священного помазания. Так, миро стало символом харизматической (благодатной) власти. Впоследствии миром помазывались цари, пророки и священники. Миро служило также для погребального помазания. Когда Мария Магдалина возлила на Христа драгоценное миро, она приготовила Его тело к погребению.

Впоследствии миро станет символом Духа Святаго и Его дарований. Во время таинства миропомазания священник помазует крещаемого со словами: "Печать дара Духа Святаго". Таким образом, в миро сосредоточена сила Дара Духа Святаго.

Миро появляется в результате особого сверхестественного явления - мироточения. Оно необъяснимым образом истекает из останков святого, либо из его гробницы, либо из его изображения. Это удивительное событие. И еще более удивительным оно представляется после полученных исследований, проведенных биохимиками. Оказывается, в миро присутствуют те компоненты, которые входят в состав живого организма, в частности, в нем содержится 75 мг животного белка на 100 мл. Это означает, что плоть святого остается живой, и по воле Божией в ней могут начаться синтетические процессы - нам же дано видеть только результат свершаемого чуда - капли мира.

Мироточение не засвидетельствовано в Священном Писании. Однако это чудо присутствует в Священном Предании почти с самого начала Церкви. Из гробницы св. Иоанна Богослова ежегодно в день памяти его исходило некое тонкое благовонное миро, от которого происходили многие исцеления. В "Деяниях Апостола Филиппа" (памятник II-III века) говорится о том, что после кончины Апостола от него исходило благовонное миро. В "мученичестве Феодота" (III век) также говорится об истечении мира от останков мученика. Особенно прославлен этим чудом св. Димитрий Солунский, замученный в 304 году, которого греки называют Мировлит, то есть - Мироточивый. Древнейшее свидетельство об исцелении от сверхъестественно истекшего мира из мощей св. Димитрия относится к шестому веку. Надпись из города Сангины (VI век) гласит, что одна женщина исцелилась, "почерпнув святое миро из колодца, в котором лежит тело св. Димитрия, его (т.е. миро) источая. Мощи св. Димитрия источали миро постоянно и в таком количестве, что множество приходящих могли взять себе небольшую часть этого мира; сохранилось множество флаконов VI-Х века, как зримое свидетельство этого чуда. По свидетельству св. Иоанна Дамаскина (против Константина Кавальского, о святых иконах) "многие тела святых источили миро". Когда в 1087 году мощи св. Николая Чудотворца переносились из Мир Ликийских в Бар, его гроб был полон мира.

Молитва иная преп. Александру Свирскому чудотворцу.

священная главо, ангеле земный и человече небесный, преподобне и богоносне отче наш Александре, изрядный угодниче Пресвятыя и Единосущныя Троицы, являй многия милости живущим во святей обители твоей и всем, с верою и любовию притекающим к тебе! Испроси нам вся благопотребная к житию сему временному, и нужная к вечному спасению нашему. Пособствуй предстательством твоим, угодниче Божий, пред Господем на враги видимыя и невидимыя. Верных рабов Его, в скорби и печали день и нощь вопиющих к Нему, многоболезненный вопль да услышит и да изведет от погибели живот наш. Да в мире глубоце пребудет святая Православная Церковь Христова, и в благостроении зиждется отечество наше, во всяком благочестии нерушимо. Буди всем нам, чудотворче святый, помощник скорый во всякой скорби и обстоянии. Наипаче же в час кончины нашея явися нам заступник благосердый, да не предани будем на мытарствех воздушных власти злобнаго миродержца, но да сподобимся непреткновеннаго восхода в Царствие Небесное. Ей, отче, молитвенниче наш присный! Не посрами упования нашего, не презри смиренная моления наша, и предстательствуй за нас пред престолом Живоначальныя Троицы, да сподобимся вкупе с тобою и со всеми святыми, мы недостойнии, в селениих райских славити величие, благодать и милость Единаго в Троице Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.

Дважды за всю историю человечества открывался Троичный телесному человеческому взору – первый раз святому Аврааму у Мамврийского дуба, знаменуя великое милосердие Божие к роду человеческому; второй раз – на русской земле святому преподобному . Что значило это явление новозаветному святому – не будем дерзать отвечать. Только будем стремиться почтить эту землю, тот монастырь, который был воздвигнут на севере русской земли по велению Бога-Троицы и самого «новозаветного Авраама» – преподобного отца нашего и чудотворца Александра.

Преподобный Александр – один из немногих русских святых, который был канонизирован вскоре после своей праведной кончины – а именно через 14 лет. Живы были еще его ученики и многие его почитатели, поэтому Житие преподобного Александра было написано, что называется, «по горячим следам» и отличается особой достоверностью, в нем нет «благочестивых схем», оно отражает неповторимый лик святости «всея России чудотворца Александра».

Краткое житие преподобного Александра Свирского чудотворца.

Составил монах Афанасий. 1905 г. Июля 12 дня. Александро-Свирский монастырь Олонецкой губернии.

Многие уголки русской земли были освящены присутствием смиренных подвижников. Такова и северная олонецкая земля. Здесь на берегу Рощинского озера стоит древний Александро-Свирский монастырь.

Хозяин этих мест — преподобный игумен Александр Свирский, житие свое он посвятил одной цели: желал духовными очами созерцать Господа и служить Ему. И получил ответ на свои чаяния: он был единственный из русских святых, кто наяву удостоился великого и страшного посещения Бога-Троицы.

Преподобный Александр Свирский был обычным ребенком: его биография в начале жизненного пути схожа с биографиями обычных мальчишек, живущих в то время. Родился он в 1448 году в селе Мандера Новгородской губернии.

Село было расположено на берегу северной реки Оять. Он был третьим, но очень желанным ребенком в семье. Благочестивые родители Стефан и Васса, заглянув в святцы, выбрали сыну имя. Малыша назвали Амосом, ведь память этого ветхозаветного пророка отмечалась в тот день, когда мальчик появился на свет.

Важно! Народные приметы: можно ли на день рождения.

Ребенок получил христианское воспитание, рос смиренным и набожным, любил пост и мечтал все дела свои творить «во имя Господне». Грамота плохо давалась отроку. Но время, которое Александр Свирский провел в молитвах, не прошло даром: житие повествует, что скоро в его жизни произошли изменения. Через некоторое время представилась возможность осуществить свою мечту.

Встреча с монахами с острова Валаам изменила его жизнь. От них он узнал о Валаамском монастыре, славящемся своим строгим уставом. Иноки рассказали юноше о монашеской подвижнической жизни, и он загорелся желанием войти в число братии. Было решено тайно покинуть отчий дом. Под покровом ночи молодой подвижник отправился в желанную обитель. Игумен принял Амоса и дал задание трудиться на разнообразных послушаниях, чтобы убедиться, истинно ли призвание юноши.

В 1474 году, после семилетнего послушничества, инок принимает постриг. На Валааме в то время был общежительный монашеский устав, но заветным желанием молодого монаха была уединенная молитва. По благословению игумена он выбирает местом своих подвижнических трудов одинокий остров. Там никто не мог помешать сосредоточенному молитвенному деланию.

После нескольких лет затворничества, преподобный Александр Свирский, молясь в своей келье, услышал Божественный глас и увидел свет, указывающий на юго-восток. Ему следовало идти туда, на берег далекого Святого озера, чтобы ставить обитель во имя Святой Живоначальной Троицы. Там молодой подвижник обретет свое спасение. Взяв благословение у игумена своей обители, он собрался в дорогу.

  1. Послушный воле Божией, он пошел на указанное место, выбрал себе для жилья уединенный остров.
  2. На некотором расстоянии, на берегу Рощинского озера, устроил себе отходную (молитвенную пустынь), которая стала для него новым местом совершения духовных подвигов.
  3. Однажды, во время очередного молитвенного правила, которое преподобный совершал в своей келье, ему явилась святая Троица в виде трех Ангелов в светлых одеждах.
  4. Господь призрел на духовные подвиги своего служителя и отметил их Своим посещением. Инок получил указание построить на этом месте храм во имя святой Живоначальной Троицы и создать вокруг него обитель.

Событие это окутано величайшей тайной, но преподобный Александр Свирский ни на миг не усомнился в истинности гласа Божия. На указанном месте, святой поставил деревянную церковь, которая позже была возведена в камне. Собравшаяся к тому времени для молитвенных подвигов братия уговорила подвижника принять священство, а затем и игуменство.

Остаток жизни святой проводит в трудах попечения об обители, не переставая поучать братию смиренному и богоугодному деланию. Житие повествует, что Александр Свирский уже тогда мог творить чудеса, настолько сильны были его молитвы ко Господу. В течение жизни святой был удостоен еще одного видения: сама пресвятая Богородица приходила освятить начало строительства церкви во имя Своего Покрова.

После смерти игумена в 1533 году, его похоронили в отходной пустыни. И уже через 14 лет была написана икона Александра Свирского и утвержден акафист. Преподобный был канонизирован. Это удивительно, поскольку в традиции церкви прославлять праведника по прошествии гораздо более продолжительного срока. Но чудеса, происходившие по молитвам преподобного, стали решающим фактором в пользу его скорой канонизации.

Александро-Свирский монастырь

Пример благочестивой жизни подвижника послужил распространению православия в глухом на то время Олонецком крае. Здесь проживали в то время древние племена. Монастырь стал для них светочем православия.

Сюда стекались люди, желавшие принять монашество для того, чтобы молитвой и добрыми делами обрести себе спасение. Обитель расширялась, открывались новые храмы, увеличивалось количество братии.

Она занимала довольно большую площадь, поскольку состояла из двух частей – Троицкой и Преображенской, соединенных между собой прямой дорогой.

Обратите внимание! О великом событии явления первому игумену монастыря святой Троицы сейчас напоминает часовня, возведенная на том месте, где произошло чудо.

Здесь многочисленные паломники могут набрать с собой песок по благословению преподобного Александра Свирского. Он постоянно пополняется там, где навечно запечатлены следы пребывания Святой Троицы. В чем помогает эта святыня? Многие, кто с молитвой прикладывает ее к больному месту, отмечают значительное облегчение. Православные знают, что чудодейственные свойства появляются по искренней вере и молитве.

Александро-Свирский монастырь пережил многое. Его не один раз пытались разрушить, ограбить. Но затем вновь наступало время возрождения и достатка.

В период наивысшего расцвета, обитель даже носила название Северной Лавры, поскольку под ее началом находилось около 27 скитов. Монастырь, по молитвам своего небесного игумена (мощи которого пребывали в Преображенском храме) долгое время был очень богат и благополучен.

Наступило совсем печальное время, и монастырь покинула эта величайшая святыня. В 1918 году началось страшное безбожное время. Святыню увезли, монахи были разогнаны и расстреляны, храмы разрушались. А на территории обители в разное время существовали различные организации, включая психиатрическую больницу.

Но, по милости Божией, закончилось лихое время. Обитель вновь ожила. Вернулись монашествующие в свой разоренный дом. Закипело строительство, были заново освящены и открыты храмы, восстановлены келии, потянулись прихожане и паломники. И самое главное: в обитель вернулась драгоценная святыня – мощи святого, вечного молитвенника и хранителя обители. Это радостное событие произошло 30 июля 1998 года.

Предстательством святого игумена сегодня возрождается и живет монастырь. Вновь у мощей происходят бесчисленные чудотворения в ответ на слезные молитвы и прошения. Тысячи случаев мгновенных исцелений записаны в синодиках. Случаи помощи, свидетельства о том, что преподобный Александр Свирский слышит молитвы и помогает, описаны в многочисленных видео.

Святые мощи

Избранничество святого игумена обители — есть отражение великих заслуг перед лицом Господа. Все его молитвы были услышаны. Так же презирает Всевышний на труды любого человека и откликается на просьбы.

Мощи преподобного Александра Свирского в течение почти 500 лет удивляют всех, кто видел их, молился или работал с ними. Мало сказать, что они нетленны. За все это время, они сохранили свой внешний вид. Паломники, прикладываясь к ним, утверждают, что они имеют температуру человеческого тела. Иными словами, святой и сейчас жив.

Те, кому знаком преподобный Александр Свирский и его житие, должны обязательно читать историю второго обретения мощей или посмотреть видео об этом. Судьба их очень тяжела. Казалось, что духовные подвиги святого пытались стереть из народной памяти навсегда.

Впервые они были обретены еще в 1641 году. Их необычайная сохранность уже тогда удивляла всех, кто явился свидетелем того события: братия монастыря, митрополит Новгородский Афоний, настоятели Юрьева и Варламо-Хутынского монастырей.

Обратите внимание! Мощи были помещены в красивую серебряную раку, пожертвованную царем Михаилом Федоровичем Романовым, и перенесены в Преображенский храм обители.

Практически сразу они начали мироточить и издавали сильнейшее благоухание, которое не прекращалось ни на минуту. Мощи почивали в раке до 1918 года. После того, как в монастырь ворвался отряд чекистов, возникла опасность их уничтожения. Но провидением Божиим они были вывезены и спрятаны в маленькой больничной часовне. Позже их увезли в Петроград и поместили в музей анатомии Военно-Медицинской академии. Там они находились в относительной безопасности. Так преподобный Александр Свирский до времени спрятал свои святые мощи, и немногие знали, где они находятся. Святой ожидал, когда закончится страшное безбожное время, чтобы вернуться в свою обитель.

Прошли страшные времена. После всех перипетий, в 1998 году, разрушенный монастырь вновь передали православной церкви. Ему вновь понадобилось святое руководство и заступничество небесного игумена преподобного Александра Свирского в деле возрождения. Братия монастыря молилась о том, чтобы Господь открыл, где находятся святые мощи.

В 1997 году безымянные мощи были обнаружены в музейном зале. После процесса освидетельствования они были идентифицированы, и в 1998 году святой чудотворец Александр вновь занял свое место у северной стены, рядом с алтарем.

В чем помогает

Список случаев и свидетельств о молитвенной помощи чудотворца постоянно пополняется. Со святых мощей была написана чудотворная икона Александра Свирского, и люди, молившиеся перед ней, на опыте знают, в чем святой помогает.

Ему молятся, если хотят попросить о помощи в:

  • укреплении веры;
  • исцелении от болезней;
  • рождении долгожданного ребенка;
  • выборе правильного жизненного пути.

Полезное видео

Подведем итоги

Сегодня место возле мощей никогда не пустует. Постоянно служат благодарственные молебны святому заступнику. Приезжают многочисленные паломники, обращаются со своими просьбами, чаяниями, берут с собой освященный песок. Святой чудотворец преподобный Александр Свирский, как и раньше, возносит свои молитвы ко Всемилостивому Господу.

Вконтакте