Эдит Пиаф не признавала ханжескую мораль и повиновалась только своим чувствам. Страшась одиночества, великая певица бросалась в самое пламя страстей. И покорно принимала выпадавшие на ее долю страдания, повторяя: «За любовь нужно платить горькими слезами».

НАЧАЛО ЛЕГЕНДЫ

Промозглым вечером на улице беднейшего квартала Парижа появилась крошечная фигурка в поношенном пальто, остановилась на углу и вдруг запела. Спешившие по делам прохожие замерли, внимая мощному голосу маленькой оборванки.

Девушку звали Эдит Джованна Гассьон, ей было всего пятнадцать. Спустя годы она будет вспоминать эти уличные выступления и самозабвенно конструировать легенду своей жизни. Даже расскажет, что мать родила ее прямо на грязном тротуаре…

На самом деле Эдит появилась на свет в клинике Беллевилля — неблагополучного парижского района. Мать, певичка из дешевого кабаре по имени Аннет, пила и подрабатывала проституцией. Она быстро потеряла к малышке интерес и отправила ее к своим родителям-алкоголикам.

Вернувшийся с фронта отец, увидев, в какую обстановку попала малютка Эдит, тут же отвез болезненную девочку к своей матери — хозяйке борделя. Странно, но в столь неподходящем для ребенка месте Эдит жилось хорошо: девицы заботились о ней, кормили и наряжали.

В три года девочка ослепла: из-за инфекции воспалились роговицы глаз. Когда врачи не смогли ей помочь, жрицы любви облачились в скромные одежды и отправились в церковь — молить святую Терезу о выздоровлении. И чудо свершилось!

Жизнь в публичном доме сделала Эдит терпимой к чужим порокам, но исказила ее представление о любви: «Я не была сентиментальной, мне казалось, что женщина должна следовать за мужчиной по первому зову».

НЕЛЕГКАЯ СВОБОДА

В четырнадцать Эдит уже выступала на парижских улочках с отцом-акробатом, а потом поселилась в дешевом отеле со сводной сестрой Момон. Так началась ее самостоятельная жизнь…

«Многие думают, что мои юные годы были ужасны. Это не так, они были прекрасны! — говорила певица. — Да, я голодала, мерзла на улицах. Но была свободна: могла поздно вставать, мечтать, надеяться…»

В шестнадцать Эдит влюбилась в рассыльного Луи Дюпона и родила от него дочь, которую назвала Марселла. Однако вскоре почти забыла о существовании обоих: каждый день она пела на улице, а вечера коротала в кафе в компании мелких воришек.

В надежде вернуть ветреную подругу Луи забрал дочь к себе. Но спустя два года, лишенная заботы, Марселла умерла от менингита. Смерть малышки потрясла Эдит, однако она предпочитала жить будущим. Молодая женщина и помыслить не могла, что снова стать матерью ей не суждено…

ПЕВЧАЯ ПТИЧКА

Новым другом Эдит стал сутенер Альберт. Он забирал большую часть денег, которые Эдит зарабатывала пением, и пытался заставить ее обслуживать клиентов. Эдит отказывалась, и однажды он приставил к виску любовницы дуло пистолета.

Девушка сбежала, когда подруга Надя, не желавшая заниматься проституцией, решила свести счеты с жизнью. Двадцатилетняя Эдит катилась по наклонной, и тут судьба неожиданно подарила ей шанс на спасение: ее пение услышал Луи Лепле, владелец кабаре «Жернис».

Эдит так нервничала, что едва не провалила прослушивание. Но стоило ей запеть, как от волнения не осталось и следа. Лепле окинул взглядом миниатюрную девушку и придумал псевдоним — Малютка Пиаф («пиаф» переводится как «воробушек»).

«Певчая птичка» для дебюта связала себе простое черное платье. Ее невзрачная внешность с лихвой компенсировалась мощным голосом, и с первой же песни она покорила взыскательную публику. Лепле понял, что нашел настоящий алмаз, и принялся за его огранку: обучил Эдит основам сценического мастерства, ввел в светские круги.

Безмятежная жизнь длилась недолго. В апреле 1936 года Луи Лепле был найден убитым в своей квартире, а потрясенную Эдит сочли соучастницей преступления. Пресса подробно писала о былых связях певицы с криминальным миром.

На помощь пришел поэт Раймон Ассо. Он стал новым продюсером «певчей птички», добился контракта с известным театром АВС и отвадил от подопечной сомнительных приятелей.


Эдит Пиаф и Раймон Ассо

К концу 1930-х годов Эдит превратилась в успешную и обеспеченную певицу. Раймон бесцеремонно обращался со своей Галатеей, заставляя ее правильно вести себя в обществе. Совместная работа быстро переросла в бурный роман.

ВРЕМЯ ОТДАВАТЬ

Счастью помешала Вторая мировая война. Раймон отправился на фронт, а Эдит закрутила роман с актером Полем Морисом. «Ненавижу одиночество, я просто не в состоянии жить в пустом доме!» — вздыхала она. Сдержанный Поль был полной противоположностью общительной Эдит, но их тянуло друг к другу.

Во время войны самая известная певица Франции не только продолжала выступления, но и умудрялась помогать военнопленным. «Если Бог позволил мне зарабатывать так много, то это лишь потому, что Он знает: я все отдам», — уверяла Эдит. И держала слово, щедро одаривала каждого.

Пиаф не скупилась ни на деньги, ни на чувства. Она погружалась в отношения, забывая обо всем, ее раздирали необузданная страсть и ревность.

В 1944 году на одном из концертов новоиспеченная звезда заметила заштатного шансонье по имени Ив Монтан. Сопровождавшие певицу друзья, услышав его пение, пришли в полный восторг и долго рукоплескали.

«Не знаю, что вы в нем находите, — раздраженно заметила Пиаф. — Он ужасно поет и не умеет танцевать, а вдобавок ко всему еще и такой самовлюбленный!»

Тем не менее приятели убедили Эдит сменить гнев на милость. Она посмотрела еще одно выступление Монтана и признала: у парня есть способности. Пиаф была настолько честна с собой и другими, что даже извинилась перед Ивом за слова, сказанные в узком кругу друзей.


Ив Монтан и Эдит Пиаф

Тридцатилетняя Пиаф стала наставницей Монтана, писала для него песни, знакомила с нужными людьми. Она утверждала, что с Ивом ее связывают лишь платонические отношения. Но в это мало кто верил…

НА РИНГЕ С СУДЬБОЙ

После войны слава Эдит преодолела океан, и певице предложили тур по США. На ее концерте в Нью-Йорке случайно оказался чемпион мира по боксу Марсель Седан, француз арабского происхождения. Репутация примерного семьянина не помешала ему начать ухаживать за Пиаф.

Ужин в роскошном ресторане превратился в свидание. Марсель был первым мужчиной, который нуждался в самой Эдит, а не в ее таланте, связях или деньгах. Он одаривал Пиаф драгоценностями, приглашал на матчи и не скрывал своей любви.


Марсель Седан и Эдит Пиаф

Рядом с «воробушком» боксер превращался в ручного медвежонка. Эдит вязала любимому свитера и сопровождала на тренировки. «Отношения с Марселем придавали моей хаотичной жизни некое шаткое равновесие», — вспоминала она.

Осенью 1949 года Пиаф вновь выступает в США и отчаянно скучала по Сердану, оставшемуся в Европе. «Умоляю, приезжай быстрее!» — кричала Эдит в телефонную трубку. Ему тоже не терпелось повидаться, он внял ее мольбам и отказался от идеи плыть пароходом.

Самолет разбился над Азорскими островами… Таков конец сказки про королеву музыки и короля ринга.

ГИМН ЛЮБВИ

Известие о смерти любимого подкосило Эдит. Сестра с трудом удержала ее от самоубийства, но от саморазрушения уберечь не смогла. «Я не хочу жить, я уже мертва», — повторяла Пиаф, ища забвения в наркотиках и алкоголе.

Певица посещала спиритические сеансы и часами сидела в одиночестве, изводя себя упреками. Погруженная в тяжелую депрессию женщина с осунувшимся лицом едва ли походила на великую Пиаф, еще недавно искрившуюся счастьем.

Оправиться от потери Эдит так и не удалось. В память о Марселе она написала песню «Гимн любви», которую так ни разу и не исполнила. Редкие концерты Пиаф проходили с трагическим надрывом, снискавшим ей славу «певицы горя».


Шарль Азнавур и Эдит Пиаф

Одиночество Эдит немного скрашивала дружба с молодым певцом Шарлем Азнавуром, взявшим на себя обязанности личного секретаря. И снова едва не произошла трагедия — Эдит и Шарль попали в тяжелую автомобильную аварию.

Чтобы заглушить боль в сломанной руке и ребрах, врач прописал Пиаф морфий. Близкие не узнавали певицу: она жила от дозы до дозы, целенаправленно уничтожая себя. Даже роман и последующий брак с шансонье Жаком Пиллом не придали ей сил.

За четыре года семейной жизни Пиаф чаще виделась с докторами и сиделками, чем с мужем. Жак, верный и заботливый супруг, к несчастью, тоже страдал алкоголизмом. Исход брака был предрешен.

ПЫТАЯСЬ ЗАГЛУШИТЬ БОЛЬ…

После развода певицу ждали очередная авария и очередные попытки заглушить боль морфием. «Я испытывала неукротимую потребность разрушать себя, — призналась она. — Но, приближаясь к краю пропасти, все время хотела подняться наверх».

Предчувствие Пиаф не обмануло: судьба преподнесла 47-летней певице прощальный подарок. 27-летний грек Теофанис Ламбукас был красив и хорошо сложен. И он так трепетно смотрел на Эдит своими темными глазами, что она сдалась…


Тео Сарапо. и Эдит Пиаф

Так парикмахер со сложным именем превратился в певца Тео Сарапо. Эдит выбрала это имя, вспомнив, что «сарапо» по-гречески означает «я люблю тебя». Потому что ослабленная болезнями и горестями утрат Пиаф вновь полюбила.

В октябре 1962 года пара обвенчалась. Многие считали грека альфонсом, но Тео трогательно ухаживал за женой, и голоса недоброжелателей смолкли. Он возил Пиаф в инвалидной коляске, не отходил от постели супруги ни на секунду и тщательно скрывал от нее страшный диагноз — рак.

Но Эдит чувствовала приближение смерти и потому заставила мужа дать клятву: он никогда не будет летать на самолетах. Тео сдержал обещание, однако обмануть судьбу не удалось: он погиб в автокатастрофе, пережив жену всего на семь лет.

Но это было потом, а тогда Тео предстояло поставить точку в красивой и печальной легенде Эдит Пиаф. Она скончалась 10 октября 1963 года на Ривьере. Заливаясь слезами, Тео положил тело жены в машину и помчался в Париж. Он понимал: жизнь великой Пиаф должна завершиться там же, где и началась, — в городе любви.

НЕСКОЛЬКО ФАКТОВ

Певица получила свое имя в честь медсестры Эдит Кэвелл, которую расстреляли немцы в Первую мировую войну.

Луи Лепле строго наказал певице надевать черное платье на концерты. Позже черные платья стали фирменным знаком певицы.

Эдит узнала о гибели Марселя в день очередного концерта, но нашла в себе силы выйти на сцену, заявив, что будет петь ради любимого.

Узнав о смерти Эдит, ее друг и поэт Жак Кокто, тихо сказал: «Я хочу умереть следом». Он ушел из жизни через несколько часов.

Тео сделал все, чтобы у публики сложилось впечатление, будто Эдит умерла в Париже. Он считал, что певица, олицетворявшая Францию, должна завершить свой путь в этом городе.

Рост Эдит Пиаф 1,47 м. Знак зодиака — Стрелец. День рождения — 19 декабря 1915 года. День смерти — 10 октября 1963 (Грас, Франция).

ЭДИТ ПИАФ: «ЗА СЧАСТЬЕ НУЖНО РАСПЛАЧИВАТЬСЯ СЛЕЗАМИ!»

История жизни – счастливая и трагическая одновременно. На бульваре Шапнель к чумазой девятнадцатилетней девчонке подошел мужчина, и парочка направилась в отель. Вид у девушки был такой жалкий, что он спросил: «Зачем ты это делаешь?» «Мне нужно похоронить дочку, не хватает десяти франков», – ответила она. Мужчина дал ей деньги и ушел. Единственная дочь Эдит Джованны Гасьон умерла. Она переживет четыре автомобильные катастрофы, попытку самоубийства, два приступа белой горячки, первую и вторую мировые войны, сведет с ума толпы мужчин и умрет, не дожив до пятидесяти. Ее будет хоронить вся Франция, а оплакивать – весь мир. На ее могиле напишут: «».

Детство

На той же могиле есть еще две даты: смерти – 1963 – и рождения. Холодной декабрьской ночью полицейский услышал крики. Когда прибежал, увидел рожавшую женщину. Новорожденную девочку она завернула в плащ полицейского и назвала Эдит 1915 года. Вот, пожалуй, и все, что циркачка Анетт Майар сделала для дочки, прежде чем отдать ее на воспитание своим родителям и благоразумно скрыться. Отец малышки Луи Гасьон сразу после ее рождения уехал на фронт. Так появилась на свет великая .

Через какое-то время ее согласилась забрать бабушка по отцовской линии Луиза – кухарка в публичном доме. В заведении девочку отмыли (наверное, впервые после рождения) и одели в новое платье. Оказалось, что под коркой грязи скрывалось чудесное существо, но, увы, абсолютно слепое. Выяснилось, что в первые же месяцы жизни у Эдит начала развиваться катаракта. Бабушка Луиза не жалела денег на лечение, но ничто не помогало. Когда надежды не осталось, бабушка повезла Эдит в Лизье к святой Терезе, куда ежегодно собираются тысячи паломников со всей Франции, и Эдит прозрела.

Вскоре Эдит пошла в школу, окруженная заботами любящей бабушки, но добропорядочные обыватели не хотели видеть рядом со своими детьми ребенка, живущего в публичном доме, и учеба для девочки очень быстро закончилась. Тогда Луи Гасьон забрал Эдит в Париж, где они начали вместе работать на площадях – отец показывал акробатические трюки, а его девятилетняя дочь пела.

Юность Эдит Пиаф

В четырнадцать лет Эдит решила, что уже вполне самостоятельна. Она работала со сводной сестрой Симоной. В день они зарабатывали около 300 франков. Денег им вполне хватало, чтобы оплачивать комнату в ужасной гостинице, покупать новую одежду, когда от старой начинала отваливаться грязь, и не испытывать недостатка в вине и консервах (сестры даже и не думали, что вещи можно стирать, из продуктов готовить, а посуду – мыть).

Мужчины в жизни Эдит появились рано – практически сразу после ее ухода от отца. Влюблялась она регулярно и так же регулярно бросала любовников. Так было всю ее жизнь. Не был исключением и отец ее единственного ребенка – Луи Дюпон. Он зарабатывал на жизнь, развозя продукты на стареньком велосипеде. Переехал к сестрам в тот же день, когда с ними познакомился. А через год появилась дочка Эдит и Луи – Марсель. Молодая мама не бросила свое ремесло, а когда Луи не мог оставаться с ребенком, тащила его с собой.

Когда же Эдит предложили петь в дешевеньком кабаре, терпению Дюпона пришел конец. Через несколько дней девочку забрал Луи. Для отца она была лишь инструментом, способным вернуть и приручить возлюбленную. В это время в Европе свирепствовала «испанка», Марсель заболела. После посещений дочери заболела и сама Эдит . В результате Пиаф выздоровела, а Марсель скончалась. Вместе с дочкой из жизни Эдит окончательно ушел и Луи.

«Малышка Пиаф»

Эдит снова вернулась на улицы. Пела со своей сестрой и просила подаяние. Однажды она увидела на улице холеного господина лет сорока, который закричал ей вдогонку: «Хочешь выступать в кабаре? Меня зовут Луи Лепле, я владелец кабаре “Жернис”. Если хочешь, приходи завтра». За день до своего дебюта Эдит сообразила, что ей не в чем выйти на сцену. Она побежала в лавку и купила три мотка черной шерсти. Всю ночь напролет вязала платье. К вечеру следующего дня оставался еще один рукав. Лепле, застав ее в гримерке со спицами в руках, пришел в неописуемую ярость. Эдит второпях натянула на себя платье, у которого по-прежнему не хватало одного рукава. А через минуту Лепле принес белый шарф.

Именно Лепле нашел для Эдит имя – Пиаф (на парижском арго это значит «воробышек»). В «Жернисе» на афишах ее имя было напечатано как «Малышка Пиаф », и успех первых же выступлений был огромным. Однако успешный взлет был прерван трагедией: вскоре выстрелом в голову был убит Луи Лепле, и оказалась в числе подозреваемых. Ей припомнили сомнительное прошлое и подозрительных дружков, но позже отпустили.

Новый взлет Эдит Пиаф

Неизвестно, чем бы все закончилось, если бы не записка, обнаруженная в кармане: «Реймон Ассо» и номер телефона. Эдит напрягла всю свою память, чтобы вспомнить, кто бы это мог быть: «Кажется, поэт. Мы познакомились с ним в “Жернисе”». Реймон прямо сказал ей: «Я помогу тебе. Но ты будешь делать то, что я скажу». Никто и никогда не говорил так с Эдит . И хотя внутри у нее все клокотало от гнева, она промолчала.

Каждый день они усердно репетировали. Их совместное упорство сделало свое дело. Директор «АВС» (крупнейшего концертного зала Парижа) согласился отдать первое отделение одного из концертов Эдит . Огромный зал ревел от восторга, публика не желала отпускать ее. А пресса на следующий день, захлебываясь от восторга, писала: «Вчера на сцене “АВС” родилась великая певица Франции»…

Вторая мировая

С началом Второй мировой войны Эдит рассталась с Реймоном Ассо. В это время скончались родители Эдит . Земляки ценили и личное мужество Пиаф , выступавшей во время войны в Германии перед французскими военнопленными, чтобы после концерта вместе с автографами передать им все необходимое для побега. выступала в лагерях для военнопленных, фотографировалась с немецкими офицерами и с французскими военнопленными «на память», а потом в Париже по этим фотографиям изготавливали поддельные документы для солдат, бежавших из лагеря. Затем Эдит отправлялась в тот же лагерь и тайно раздавала фальшивые документы военнопленным.

Любовь

с Марселем Сернданом

После фурора на родине Эдит предложили выступать в Америке. Она уехала, не подозревая, что именно там встретит… его. У нее было много мужчин, но все они рано или поздно получали отставку. Лишь один оставил Эдит сам. Его звали Марсель Сердан. В конце 1946 года Пиаф представили боксера, которого называли «марокканским бомбардиром», но певица не придала значения этой мимолетной встрече. Через некоторое время в ее нью-йоркской квартире зазвонил телефон. Приятно было встретить француза в Америке, и примадонна согласилась поужинать с ним. Он привел ее в забегаловку и заказал, как и себе, вываренное мясо с горчицей. Эдит готова была взорваться. К счастью, Марсель вовремя сообразил, что боксерская диета вряд ли подходит для певицы, и предложил закончить ужин в «Павильоне» – самом шикарном ресторане Нью-Йорка.

С тех пор эта пара стала неразлучна, а вещи Марселя перекочевали в квартиру Эдит , несмотря на то, что у него была жена и трое сыновей. Журналисты, разумеется, не оставили без внимания «love story» двух знаменитостей, и, чтобы отделаться от их назойливости, Марсель согласился на пресс-конференцию. Пожалуй, она была самой короткой за всю историю журналистики. Марсель, не дожидаясь вопросов, заявил, что Эдит – его любовница, и любовница только потому, что он женат. На следующий день о Пиаф и Сердане не будет ни слова ни в одной газете.

Эдит давала концерты в Америке, а Марсель тем временем объезжал Францию с благотворительными матчами. Вернувшись в Париж, Сердан первым делом заказал билет на пароход до Нью-Йорка, но Эдит не хотела ждать. «Марокканский бомбардир» отказался от путешествия морем и поехал в аэропорт. На следующий день во всех газетах появилось сообщение о крушении самолета. У Эдит началась тяжелейшая депрессия. Она стала пить. Выходила на улицы, одевшись в старье, пела и радовалась как ребенок, что ее никто не узнает. Со временем рана, нанесенная смертью Марселя, затянулась. Но она оказалась не последней.

Последние годы Эдит Пиаф

Через несколько лет после гибели Сердана попала в автомобильную катастрофу. Травмы не представляли угрозы для жизни, но причиняли сильную боль. И чтобы снять ее, Эдит кололи наркотики. Она быстро поправилась, боли прошли, но теперь ее мучил артрит. Наркотики остались ее верными спутниками. Довершил список бед рак. И все же вопреки всем несчастьям она не переставала петь и любить. Пиаф выходила на сцену, даже когда не могла разжать скованных артритом рук, иногда падала в обморок. А в сорок семь лет, перед самым концом, влюбилась в двадцатисемилетнего парикмахера Теофаниса Ламбукаса, вышла за него замуж и вывела возлюбленного на сцену.

с Ивом Монтаном

Эдит пела с высоты Эйфелевой башни по случаю премьеры фильма «Самый длинный день» в 1962 году. Ее слушал весь Париж. Последнее ее выступление на сцене состоялось 18 марта 1963 года. Зал стоя устроил ей пятиминутную овацию.

Актриса Марион Котийяр, сыгравшая в картине «Жизнь в розовом цвете», получила премию «Оскар» за лучшую женскую роль. Это вторая статуэтка, доставшаяся картине режиссера Оливье Дайяна на 80-й церемонии вручения премии «Оскар».

Цитаты Эдит Пиаф из книги «Моя жизнь»

«Когда любовь остывает, ее нужно или разогреть, или выбросить. Это не тот продукт, который хранится в прохладном месте», – Эдит Пиаф

«Я пою не для всех – я пою для каждого!» –

Обновлено: Ноябрь 26, 2017 автором: Елена

Имя Эдит Пиаф широко известно в родной стране и за ее пределами. Оно вписано золотыми буквами в историю мировой музыки. Женщина с непростой судьбой смогла стать кумиром миллионов, отдавая на сцене всю себя без остатка. Она прошла через страшные моменты жизни, пережила собственного ребенка и любимого мужчину, но не отчаялась и совершила настоящий подвиг во время войны.

Краткую биографию Эдит Пиаф и множество интересных фактов о певице читайте на нашей странице.

  • Когда Пиаф получила предложение от Луи Лепле петь у него в кабаре, она внезапно осознала, что ей даже нечего одеть. Девушке пришлось срочно приобрести три клубочка шерстяных ниток и связать себе платье самой. Она практически успела завершить наряд, не хватало лишь одного рукава. На помощь пришел Лепле, который застал ее в гримерке за рукоделием. Он принес ей широкий белый шарф, который помог скрыть недостающую часть платья
  • Подозревали Пиаф в убийстве Лепле лишь из-за его завещания, в котором он указал имя артистки.
  • Одно из самых ярких выступлений Эдит Пиаф с огромным успехом состоялось на вершине Эйфелевой башни в сентябре 1962 года. Оно было приурочено к премьере картины «Самый длинный день», а зрителями стали практически все жители Парижа. А финальным выходом Пиаф на сцену стал концерт в театре города Лилль, в тот вечер зрительный зал рукоплескал легендарной певице стоя.
  • Одним из самых необычных проявлений любви и памяти к великой певице является тот факт, что ее именем названа малая планета.


  • Пиаф признавалась своей сестре, что очень боится одиночества, поэтому в ее жизни было столько романов. Причем она всегда предпочитала сама расставаться с мужчинами.
  • Рассказывая о своем первом свидании с Марселем Серданом, певица вспоминала, что он привел ее в какое-то небольшое кафе и заказал мясо с горчицей. Эдит это очень не понравилось, но ее поклонник вовремя заметил все и тут же предложил отправиться в самый респектабельный ресторан города.
  • Песня «Нет, я ни о чем не жалею» звучала в фильме «Семнадцать мгновений весны» в автомобиле Штирлица. Однако эта композиция родилась на 15 лет позже, чем происходили события киноленты.
  • Свою младшую сестренку Симону Эдит забрала у матери, которая воспитывала еще семерых детей и сама стала заботиться о ней. В то время Пиаф как раз приняла решение уйти от отца и вести самостоятельную жизнь. Девочки вместе зарабатывали себе на еду, выступая на улицах города.
  • Известно, что всего из фашистских лагерей ею было спасено 120 пленных.
  • Знаменитый Чарли Чаплин считал, что Эдит в своем творчестве делала то же, что и он в кино.
  • Роман боксера Сердана и Пиаф был скандальным, потому что мужчина был женат и воспитывал трех сыновей. Расторгнуть брак он не мог, но и отказываться от любви не хотел. За возлюбленными охотилась пресса и Сердан даже согласился дать небольшую конференцию, на которой подтвердил, что они с Пиаф любовники. Буквально на следующий день все разговоры об их связи прекратились.
  • Эдит и Марсель приобрели себе огромный дом, в котором собирались жить вместе, там даже был оборудован большой зал для тренировок.
  • Марсель Сердан часто посещал концерты своей возлюбленной, однако предпочитал все время проводить на галерке, чтобы не привлекать внимание.
  • Сама Пиаф написала две книги о себе и своем творчестве, многие другие писатели часто обращались к ее личности в своих произведениях. Даже ее сестра Симона опубликовала книгу, посвященную Эдит.


  • В Париже есть площадь под названием Пиаф (Place Edith Piaf), с установленным памятником великой и несравненной Эдит.
  • Пиаф очень хорошо дружила со знаменитой актрисой Марлен Дитрих.
  • Известие о гибели возлюбленного Марселя Пиаф узнала перед своим концертом в нью-йоркском зале «Версаль». Несмотря на глубокое страдание, она не стала отменять свое выступление. Певицу вынесли на сцену на руках, так как идти сама она не могла. Перед концертом артистка лишь объявила, что поет в честь возлюбленного.
  • Последним увлечением артистки был 27-летний парикмахер по имени Теофанис Ламбукас. Пиаф связала себя с ним узами брака и даже открыла путь на сцену. Ей на тот момент было 47 лет. Псевдоним у Теофаниса был Сагапо.
  • О том, что великая певица ушла из жизни было объявлено 11 октября 1963 года, в этот же день скончался и ее друг Жан Кокто. Многие считают, что основной причиной послужило именно известие о смерти Пиаф.

Лучшие песни Эдит Пиаф


В списке песен, которые исполняла Эдит Пиаф, более 250 композиций. Некоторые из них настолько популярны, что и сегодня трудно найти человека, который бы их не слышал. «Нет, я ни о чем не жалею », «Жизнь в розовом цвете » - композиции, которые стали особенно популярны именно в исполнении Пиаф.

«Нет, я ни о чем не жалею» (слушать)

«Жизнь в розовом цвете» (слушать)

Помимо собственной карьеры, Пиаф также помогла стать популярными таким артистам, как Ив Монтан , Шарль Азнавур , Эдди Константен, и другим. На ее песнях выросло несколько поколений, а слушать Пиаф по сей день считается признаком хорошего музыкального вкуса.

Произведения о великой артистке


Жизни и творчеству актрисы посвящено несколько кинематографических лент. Различные режиссеры в разное время обращались к ее биографии, чтобы создать прекрасные киноистории. Первый фильм Ги Казариля 1974 года выпуска называется просто и лаконично – «Пиаф». Роль главной героини исполнила Бриджит Арьель. Еще одна лента посвящена роману певицы с боксером – «Эдит и Марсель», режиссер Клод Лелуш, Пиаф сыграла Эвелин Буи. В 2007 году на экраны вышла картина «Жизнь в розовом цвете» Оливье Даана. Роль певицы сыграла актриса Марион Котияр, за эту роль она удостоилась премии «Оскар». Для того чтобы быть максимально похожей на певицу, актриса полностью сбрила брови (нарисовав их тонким карандашом) и изменила стрижку. Все вокальные партии в фильме исполнила Жиль Эгро. Эта кинолента знакома публике под названиями: «Малыш» (оригинальный перевод), «Страстная жизнь Эдит Пиаф». Во многих странах предпочли озаглавить эту киноленту именем главной героини.

Фильмография


Эдит Пиаф оставила след в истории кинематографа не только подарив режиссерам красивые истории для сценариев, но и сама сыграла немало ярких ролей. В фильмографии Пиаф 7 прекрасных картин, ставших классикой. В период с 1941 по 1959 год Эдит снялась в следующих кинолентах: «Монмартр на Сене», «Звезда без света», «Девять парней, одно сердце», «Париж всегда поет», «Если мне расскажут о Версале», «Французский канкан», «Любовники завтрашнего дня». Актерский талант Эдит ничуть не уступал певческому, но ее сердце принадлежало музыке, возможно, поэтому мы не увидели больше картин с ее участием.

Музыка в фильмах

Популярность творчества великой певицы не угасает до сих пор, этому свидетельствует огромное количество кинолент, в которых звучат легендарные хиты Пиаф.


Фильм Песня
«Союзники» (2016) «Fais-Moi Valser»
«Мой индийский друг» (2015) «La Vie en Rose»
«Сынок» (2014) «Mon Homme»
«Все или ничего» (2012) «Bravo Pour Le Clown»
Мультсериал «Симпсоны» «Fais-Moi Valser»
«Монте-Карло» (2011) «La Vie en Rose»
Люди Х: Первый класс (2011) «La Vie en Rose»
«Начало» (2010) «Non, Je Ne Regrette Rien»
«ВАЛЛ-И» (2008) «La Vie en Rose»
«Безумная свадьба» (2008) «La Vie en Rose»
«Фред Клаус, брат Санты» (2007) «La Vie en Rose»
«Час пик 3» (2007) «La Vie en Rose»
«Bэлиант: Пернатый спецназ» (2005) «Non, je ne Regrette rien»
«Невыносимая жестокость» (2003) «Non, Je Ne Regrette Rien»
«Хлоя» (1996) «La Vie en Rose»
«Невинная ложь» (1995) «C"est lui qu" mon coeur a choisi»


Цитаты

Эдит Пиаф написала две автобиографии, в которых поделилась подробностями своей нелегкой судьбы. Обладавшая незаурядным умом и чувством юмора, женщина создала несколько высказываний, ставших афоризмами, которые не утратили своей актуальности и в настоящее время.

  • «Я пою не для всех - я пою для каждого»
  • «Я умираю от любви по пятьсот раз за вечер»

В декабре 2015-го исполнилось 100 лет со дня появления на свет французской звезды по имени Эдит Пиаф. Но кажется, сколько бы ещё столетий не прошло, имя этой гениальной певицы будет так же известно, а её творчество так же почитаемо, как и сегодня. Жизнь Эдит Пиаф – это череда взлётов и глубочайших падений. Пожалуй, испытаний, отмеренных на жизнь этой крошечной женщины ростом в полтора метра, небеса отмеряли столько, сколько хватило бы на десять человек.

Смерть единственного ребёнка, две (по иным сведениям четыре) автомобильные катастрофы, семь тяжёлых операций, зависимость от наркотиков и алкоголя, приступы безумия и белой горячки, попытка самоубийства, три комы из-за гепатита, две мировые войны и потеря любимого человека – это лишь вершина айсберга. Биография Эдит Пиаф – это вереница трагедий, позволяющих назвать эту женщину мученицей и грешницей в равной мере.

Детство и юность

Пиаф родилась в декабре 1915 года. Её родители – несостоявшаяся актриса Анита Майяр и акробат Луи Гассьон – зарабатывали на жизнь как могли. Девочка родилась в разгар Первой мировой войны. Отец ушел на фронт, а мама отправила малютку к бабушке. Женщина злоупотребляла спиртным и внучка стала для неё настоящей обузой. Поэтому в бутылочку с молоком ей подмешивалось вино, чтобы она постоянно спала.


Гассьон, вернувшийся с фронта, нашел дочь в ужасном состоянии. Истощённая, кажется, никогда не мытая, с гноящимися глазами девочка растопила сердце солдата. Луи отвёз малышку в Нормандию к своей пожилой матери. Здесь 3-летняя Эдит Джованна Гассьон, так звучит настоящее имя Пиаф, наконец узнала, что такое уход и внимание. Бабушка с ужасом заметила, что внучка слепая. Как оказалось, развившийся кератит прежняя вечно подвыпившая «нянька» просто не увидела.

Существует легенда, что излечить слепую Эдит Джованну сумела святая Тереза, к которой в Лизье каждый год съезжались тысячи паломников со всей страны. По иным сведениям, малышку вылечили в больнице, но при этом бабушка неустанно молилась о её прозрении святой Терезе. Как бы там ни было, но зрение вернулось к Эдит. С тех пор портретик святой был постоянно с ней до конца жизни.


И всё бы ничего, если бы не место, в котором пришлось жить маленькой Эдит Пиаф вместе с доброй старушкой. Это был публичный дом. По одним сведениям, женщина здесь работала прислугой. По другим – содержала дом. В школе над маленькой девочкой издевались так, что ей пришлось оставить учёбу. Бабушка отправила 9-летнюю внучку к отцу в Париж.

Луи Гассьон сам едва выживал. На его содержании было 8 детей, единокровных братьев и сестёр Эдит. Всё, чем мог помочь старшей дочери папа, это взять ребёнка с собой на работу. Он выступал с акробатическими номерами на улицах и площадях.

Обнаружилось, что дочь умеет петь. Когда мужчина выступал, крошечная девочка исполняла какую-то незатейливую песенку. Жалостливые прохожие, смотря на поющего ребёнка в нищенских лохмотьях, жертвовали больше денег.

Вот так, на улице, и началась творческая биография Эдит Пиаф. Когда девчонке исполнилось 14, она начала жить самостоятельной жизнью, зарабатывая себе на комнату пением в различных злачных местах. Тощая, некрасивая, с вульгарно подкрашенными губами и глазами, в ярких, не видавших стирки тряпках, она смотрелась ужасно. Но голос – голос был великолепен.

Музыка

Уличную певунью заметил хозяин кабаре «Жуан-ле-Пен». Когда эта нескладная девочка выходила петь на сцену, замирали все. Удивительно, но в эти минуты она казалась необычайно красивой. В певицу из кабаре влюбился владелец магазина Луи Дюпон. Они начали жить вместе. В 17 Пиаф стала матерью. Но нянчить крошку Марсель сутками она не могла. Сцена давно стала для Эдит местом, вне которого она не представляла жизни.


Чтобы заставить «нерадивую мать» сидеть дома, Дюпон перевёз малышку к себе домой. Он рассчитывал, что так супруга вернётся к нему. Но Марсель заболела бушевавшим в Париже менингитом, который врачи в то время толком лечить не умели. Эдит Пиаф пришла к девочке в больницу и тоже заразилась. Она сумела выздороветь, а вот Марсель не стало. Больше у певицы никогда не было детей. От Луи она всё-таки ушла.

В 1935 году 20-летняя певица попала в поле зрения владельца кабаре «Жернис», которое располагалось на Елисейских Полях. Луи Лепле сравнил эту бесценную находку с необработанным алмазом. Именно он придумал ей сценическое имя Пиаф (воробушек). «Огранка» оказалась жесткой. Будущую звезду обучали всему: работать с аккомпаниатором, со вкусом одеваться, правильно вести себя на сцене, следить за мимикой, жестикулировать.

Эдит Пиаф исполняет песню Padam, Padam

Некоторые биографы пишут, что Лепле не особо церемонился с «приобретением». Он запросто мог дать артистке подзатыльник. Но желаемого результата он добился. Вскоре новая звезда засверкала на подмостках «Жернис». На первых афишах её имя звучало как «Малышка Пиаф». Успех последовал неожиданно громкий.

А дебютное выступление на радио позволило ей прославиться на всю страну. Радиослушатели заваливали редакцию письмами, требуя «Малышку Пиаф». За стремительным взлётом последовало падение. Лепле нашли застреленным. В круг подозреваемых попала и Пиаф, ведь её в своём завещании Луи тоже упоминал. Началась травля в газетах. Публика устраивала дебоши во время выступлений певицы.


Новый взлёт случился после встречи с известным поэтом Раймоном Ассо. Он научил восходящую звезду всему, чему не успел Лепле. Ассо приписывают создание «стиля Пиаф». Поэт-песенник написал специально «под неё» композиции «Париж - Средиземноморье», «Она жила на улице Пигаль», «Вымпел для легиона» и «Мой легионер».

Вскоре к этому тандему присоединилась композитор Маргерит Монно, от сотрудничества с которой родились песни «Маленькая Мари», «Дьявол рядом со мной» и «Гимн любви».

Эдит Пиаф исполняет песню Non, Je ne regrette rien

Ассо добился выступления Эдит Пиаф на сцене самого популярного в Париже мюзик-холла «АВС». Выступление на этих подмостках приравнивалось к спусканию корабля на большую воду. После первого же выступления все парижские газеты написали о рождении великой французской певицы Эдит Пиаф.

Во время Второй мировой войны звезда ушла от Ассо и начала работать с , известным французским режиссёром. Он снял певицу в своём фильме «Равнодушный красавец». Спустя год, в 1941-ом, артистка снова появилась на экране в картине Жоржа Лакомба «Монмартр на Сене».


Известно, что французская легенда внесла свою лепту в приближение победы. Она выступала перед французскими военнопленными и фотографировалась вместе с ними после концерта. Из этих снимков потом делались фото для документов, с которыми пленные могли бежать из лагеря.

Популярность певицы в послевоенное время была грандиозной. В 1955 году Пиаф выступила в «Олимпии», легендарном концертном зале. После выступления сразу отправилась в многомесячное гастрольное турне по всей Америке.

Эдит Пиаф исполняет песню La vie en rose

Уже тогда звезда была очень больна. Её здоровье, подорванное тяжелыми недугами, алкоголем и наркотиками, которыми она глушила боль от обострившегося артрита, эта поездка подорвала окончательно. Певица проводила в больнице по нескольку месяцев.

В 1961-ом у неё обнаружили рак печени. А в сентябре 1962 года французского «воробушка» слышал весь Париж. Эдит Пиаф с высоты Эйфелевой башни пела соотечественникам свои лучшие песни «Нет, я ни о чём не жалею», «Милорд» и «Право любить». Последний раз она вышла к поклонникам 31 марта 1963 года. Это была сцена оперного театра в Лилле.

Личная жизнь

О её романах рассказывали легенды. Удивительно, но эта маленькая, по большому счёту некрасивая и даже в какой-то мере карикатурная женщина имела невероятную власть над мужчинами. При этом своих любовников всегда бросала первой, едва к ней приходило понимание, что чувства остыли.


Так, например, после 2 лет совместной жизни она поступила с 23-летним , которому пробила дорогу на сцену и научила всему. Поговаривают о её романе с голливудской звездой . Якобы, этих двух легендарных женщин связывали не только дружеские чувства.


Во время гастролей по Америке звезда познакомилась с известным соотечественником – боксёром Марселем Серданом. Он стал главным мужчиной в жизни Эдит Пиаф. На момент знакомства у Сердана была жена и трое сыновей. Но устоять перед этой маленькой великой женщиной он не смог, до конца жизни разрываясь между семьёй и Пиаф. Где бы он ни был, но мчался со всех ног, если его звала Эдит.


Так случилось и в тот страшный октябрьский день 1949 года. Она позвала Марселя в Нью-Йорк, где тогда гастролировала. Сердан бросил всё и вылетел. Его самолёт разбился возле Азорских островов. Останки Марселя опознали по часам, подаренным ему Пиаф. От глубочайшей депрессии звезда спасалась морфием, алкоголем и работой.


Личная жизнь Эдит Пиаф получила шанс измениться, когда певице исполнилось 36. Она вышла замуж за певца Жака Пилса, но вскоре брак распался. Она так и не научилась вить семейное гнездо и создавать уют. Её жилище было проходным двором с роялем в полкомнаты, бедной мебелью и следами запустения.

В самом финале жизни Эдит Пиаф в это жилище забрёл сын греческих эмигрантов Теофанис Ламбукис. Он оказался её давним поклонником. Это была последняя страсть певицы. 20-летняя разница в возрасте, как и все другие условности, не интересовали женщину. На тот момент она уже знала свой страшный диагноз – рак.


Эдит вышла замуж за молодого Теофаниса. Она придумала ему сценическое имя Тео Сарапо и даже постаралась – из последних угасающих сил – вывести его на сцену. Попытка не удалась. Газеты захлёбывались злобными статьями об альфонсе и его престарелой патронессе. Тем не менее, они были счастливы.

Смерть

Сарапо с обожанием смотрел на эту измождённую болезнью, почти облысевшую женщину и до последних дней трогательно ухаживал за ней. Он выводил её гулять и кормил. Так продолжалось всю их совместную семейную жизнь, которая длилась 11 месяцев. Но Тео ненадолго пережил Эдит. Он разбился в аварии спустя 7 лет после её кончины.


10 октября 1963 года легенды не стало. Церковь отказалась её отпевать и совершать церемонию погребения, объяснив это тем, что вся жизнь Эдит Пиаф была сплошным грехом.

Зато поклонники певицы так не считали. На кладбище Пер-Лашез, где похоронили звезду, собралось более 40 тысяч людей. Они принесли с собой такое количество цветов, что они толстым шаром устлали всю аллею до могилы.

Эдит Пиаф (Édith Piaf), настоящее имя Эдит Джованна Гассион (Édith Giovanna Gassion), родилась 19 декабря 1915 года в Париже (Франция). Ее матерью была певица Анита Майяр, носившая сценический псевдоним Лина Марса. Отец, Луи Гассион, был уличным акробатом, участником Первой мировой войны.

Вскоре после рождения малышка была отдана на воспитание бабушке по линии матери, которая плохо обращалась с ребенком.

Прибывший в отпуск отец отправил дочь к собственной матери в Нормандию, в Берней. Вскоре выяснилось, что девочка ослепла.

Когда надежд на выздоровление не осталось, бабушка повезла Эдит в Лизье к святой Терезе, куда ежегодно собираются тысячи паломников со всей Франции, и девочка прозрела.

До восьми лет Эдит ходила в школу, но потом отец забрал ее в Париж, где они начали вместе работать на площадях — отец показывал акробатические трюки, а дочь пела.

В 11 районе Парижа открыт частный музей, посвященный Пиаф, созданный Бернаром Маршуа — автором двух биографий певицы.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников