В 1812 году в Англии появился на свет Чарльз Джон Хаффем Диккенс. Он стал вторым ребенком в семье, но после в семье родились еще шестеро детей. Родители не могли прокормить такое большое семейство, и отец, Джон, впал в ужасающие долги. Его посадили в особую тюрьму для должников, а жена и дети считались долговыми рабами. С трудным финансовым положением помогло справиться наследство: Джон Диккенс получил немалое состояние от умершей бабушки, и смог погасить все долги.

С самого детства Чарльз Диккенс был вынужден работать, и даже после освобождения отца из тюрьмы мать заставляла его продолжать работу на фабрике, совмещая это с учебой в Веллингтонской академии. Получив образование, он устроился на должность клерка, где работал год, после чего ушел с должности и выбрал работу свободным репортером. Уже в 1830 году талант молодого писателя начинают отмечать и приглашают его в местную газету.

Первой любовью Чарльза Диккенса стала Мария Биднелл, девушка из богатой семьи. Но испорченная репутация Джона Диккенса не позволила родителям девушки принять сына должника в семью, и пара отстранилась друг от друга, а позже и вовсе распалась. В 1836 году романист женился на Кэтрин Томсон Хогарт, которая родила ему десятерых детей. Но столь большая семья стала для писателя обузой, и он ее покинул. Далее его жизнь была полна романов, но самый долгий и знаменитый из них – с восемнадцатилетней Эллен Тернан, с которой у Диккенса завязались отношения в 1857 году, и продолжились 13 лет, до самой смерти писателя. По мотивам их романа в 2013 году был снят фильм «Невидимая женщина».

Великий писатель скончался в 1870 году от инсульта. Он был похоронен в Вестминстерском аббатстве. Романист не любил любого рода памятники и запрещал посвящать ему скульптуры при его жизни и даже после смерти. Несмотря на это, памятники эти существуют в России, США, Австралии и Англии.

Библиография

Первые работы английского романиста были опубликованы спустя шесть лет после завершения его работы клерком, а первое серьезное произведение ("Посмертные записки Пиквикского клуба»), было издано год спустя. Талант молодого писателя отмечал даже русские прозаик Федор Михайлович Достоевский. Особенного восхищения заслуживали яркие и правдоподобные психологические портреты в его произведениях, которые высоко ценились критиками, и ценятся по сей день. Реалистичный стиль письма молодого Диккенса привлекал все больше читателей, и он стал получать неплохие гонорары.

В 1838 году писатель публикует роман «Приключения Оливера Твиста» про жизнь юноши-сироты и его жизненные трудности. В 1840 году опубликована «Лавка древностей», в некотором смысле юмористическое произведение про девочку Нелл. Спустя три года была издана «Рождественская история», где обличались пороки социального мира и живущих в нем людей. С 1850 года романы становятся все серьезнее, и вот мир видит книгу про Дэвида Копперфильда. «Холодный дом» 1853-го года, а также «Повесть о двух городах» и «Большие надежды» (1859 и 1860 гг.) также, как и все произведения автора, отражали всю сложность социальных отношений и несправедливость господствующего порядка.

ЧАРЛЬЗ ДИККЕНС
(1812-1870)

Чарлз Диккенс — писатель викторианской эры, который не только лишь отразил ее в собственных произведениях и поднял трудности, которые тревожили английское общество, но и пробовал их решать. Его активная литературная и общественная деятельность содействовала огромным изменениям — ликвидации долговых тюрем, реформ в области образования и судопроизводства, повышению количества благотворительных организаций и возрождению меценатства. Его любовь к бедным и обиженным была истинной, а не липовой, для него они были такими же полноправными членами общества, как и богатые, им он дарил всю силу собственного таланта, всю свою любовь, открыв им поэзию их будничной жизни, и стал эмблемой Великобритании житейской.

Родился Чарлз Диккенс 7 февраля 1812 года в семье маленького бюрократа морского казначейства Джона Диккенса. Поначалу предки Чарлза жили сравнимо благополучно, но через некое время начали появляться препятствия. Предпосылкой заморочек было то, что отец писателя очень легкомысленно относился к семейному благополучию, очень увлекался театром и вином, нередко одалживал средства, не имея способности в последнее время их возвратить. Не считая того, он третировал воспитанием отпрыска, который это навечно запомнил. Не хватало Чарльзу также материнской ласки и внимания. Мама просто не имела для него времени, так как пробовала дать совет всем своим детям (а их было восемь).

Итак, книжки и сама жизнь были самыми главными его воспитателями, изначальное образование Чарлз получил в Чатемской школе, где тогда преподавал выпускник Оксфорда Уильям Джилс; он и привил мальчугану любовь к британской литературе и к чтению в общем.

Идиллия молодых лет продолжалась недолго: отец совсем запутался в долгах, и семья отправилась в Лондон. Ситуация ухудшалась. Когда отец Чарлза попал-таки в долговую кутузку Маршалси, семья перебралась к нему (по английским законам это разрешалось). Чтоб как-то посодействовать неудаче, Чарлза устраивают на фабрику. 6 месяцев, проведенных в грязном древнем помещении, были для впечатлительного мальчугана чуть ли не самыми ужасными: одинаковая работа длилась утром до вечера. Это была и моральная травма для Чарлза, который стремился обучаться.

В это время у парня появилось очередное увлечение — Лондон. Диккенс мог часами бродить по улицам. Конкретно тут, в английских трущобах он, даже не подозревая, достал свое-истинное воспитание. Так небольшой Чарлз сделал в собственном воображении будущий диккенсовский Лондон. Он проложил пути своим героям: в каком закоулке этого городка они бы не скрывались, он побывал там ранее.

Маминого наследия, достался Джону и Уильяму Диккенсам, хватило на то, чтоб расплатиться с кредиторами и обеспечить семье более-менее благопристойную жизнь. Чарлз с большой радостью оставил фабрику и продолжил обучение в личной школе, после окончания которой начал работать младшим клерком у адвоката Блэкмора. Но, имея бойкий нрав, он посещает спектакли и, мечтая о театральное будущее, берет уроки сценического мастерства. Не считая того, Чарльза завлекала работа репортера. Потому он упрямо обучается стенографии ночам, а деньком изучает законы.

С 1832 года Чарлз работал в местной газетке, потом был сотрудником журнальчика «Зеркало парламента», который принадлежал его родственнику. Диккенс очень стремительно смог выделиться посреди других служащих редакции: его репортажи были увлекательны и еще более четкие, чем отчеты коллег, хоть всем журналистам воспрещалось делать записи. Разгадка неординарна и оригинальна: Чарлз надевал длинноватые и твердые манжеты, а позже списывал их маленьким письмом.

К проф заботам добавились и личные — семья добивалась средств, а отец опять залез в долги. Это и решило последующие шаги — Диккенс взялся за перо. Особенных усилий новенькая работа не добивалась: столько было передумано, пережито, увидено, что стоит только взяться за бумагу, а далее — то дело репортерского опыта и времени.

В конце 1833 года в журнальчике «Мансли Мэгэзин» появился рассказ «Обед на Поплар Вок», правда, без имени создателя. Читатели начали с нетерпением ожидать рассказов создателя, который решил скрыть свое имя под псевдонимом «Боз» (шутливое прозвище младшего брата Чарлза Диккенса, которое потом стало понятно соткам тысяч читателей). Так писателя продолжали именовать, когда он стал известным. Очерки, создателем которых был Боп, узрели света разных журнальчиках, иногда и вопреки желанию Диккенса, о чем свидетельствуют письма к друзьям. К жанру очерка писатель обратился не случаем: еще в детстве, ради утехи, он обожал записывать кое-что о людях, с которыми свела его судьба, про достойные внимания места, где бывал. С возрастом таких записей становилось больше — это был неоценимый материал, ожидал собственного времени.

Убедившись, что очерки имеют фурор у читателей, Диккенс отважился издать их отдельной книжкой. Так, в 1836 г. появились на прилавках «Очерки Боза» в 2-ух томах. Критики в большинстве собственном недооценивают первую книжку Диккенса, пишут о ней свысока и снисходительно: кое-кто считал, что создателю характерно многословие, вызванное неуверенностью и опаской, также желанием приглянуться читателю.

Так, в очерках можно найти много незаконченного и неидеального, но это разъясняется отсутствием литературного опыта, но никак не таланта. А ученичество — это период, через который проходит чуть ли не каждый писатель, но для 1-го он маленький, а другой до конца жизни остается учеником.
Со страничек цикла «Рисунки с натуры» перед читателем стает бурная жизнь столицы, которое изображено ярко и колоритно.

Диккенс является реальным мастером городского пейзажа. Лондон для него не только лишь населенный пункт, да и часть его жизни. Описания Диккенса — это, на самом деле, импрессионистические зарисовки, где огромную роль играют зрительные, слуховые и даже вкусовые воспоминания («Улицы. Вечер»). Диккенс уделяет свое внимание на животрепещущие трудности современности: жалкое существование низов приводит к деградации личности, которая начинает находить утешения в вине (очерк «Дома для жизни»).

Тему одиночества человека в буржуазном мире возбуждено в очерке «Мысли о людях». В очерке «Рождественский обед» Диккенс в первый раз обратился к теме Рождественского праздничка как знака домашнего благополучия и комфорта. Симпатии создателя принадлежат обычному люду, который ему близок и понятен, тогда как представитель «среднего класса» — буржуа — становится мишенью для сатирических стрел. Снобизм и тщеславие, скупость и ограниченность — вот главные черты разбогатевших людишек, которые могли быть забавными, если б не составляли опасность обычной равновесии общества. Перед читателем проходит галерея очень конкретизированных и индивидуализированных персонажей (очерки «Горацио Спаркинс», «Экскурсионная поездка на пароходе» и другие).

Значение произведений, вошедших в цикл «Рассказы», не следует недооценивать, будущий опыт Ч. Диккенс использовал в последующих произведениях.

«Посмертные записки Пиквикского клуба» — произведение, сделал известным Диккенса, но современному читателю он кажется непонятным. Дело в сутках писателя, литературной ситуации.

Тогдашняя жизнь породило литературу, может быть, в почти всех случаях примитивную, но не лишенного того, за что потом британцы так будут почитать Диккенса и, здорового оптимизма, искренности и веселости. После выхода в свет «Очерков Боза» до Чарлза Диккенса пожаловал один из приятелей компании Чепмен и предложил роль в издании, которое бы частично припоминает современные комиксы. Это должен быть радостный рассказ о спортивный клуб.
Большой фурор записок принудил создателя поверить в собственные силы и он, не окончив этого произведения, подписал контракт на новый роман «Приключения Оливера Твиста».

Роман «Записки клуба» был закончен в 1837г. Имя создателя было понятно каждому британцу. Этот роман показал рост мастерства писателя, который со своими героями прошел непростой путь: от условного героя смешного рассказа до необычного человека, от писателя-юмориста до смелого бойца со злом. Это не только лишь самый оптимистичный и безоблачное произведение Диккенса, он оказался прототипом всех романов, их сюжетной структуры.

6 января 1842 г. Диккенс совместно с супругой отплыл в США. Намерение побывать за океаном появился у писателя издавна. Поначалу это было рвение поехать в Америку, чтоб самому убедиться в преимуществах американской демократии, о которой америкосы орали на весь мир. Также он желал совсем решить вопрос авторского права, так как за его отсутствие мучались английские писатели и сначала он сам.

Южноамериканские воспоминания были материалом для романа Ч. Диккенса — «Жизнь и приключения Мартина Чезлвита» (1844). Сразу он работал над повестью «Рождественская песня в прозе», основала узнаваемый цикл Рождественских повестей и рассказов.

После разрыва с издательством в 1844 г. он путешествует Италией, Францией, Швейцарией. Воспоминания от путешествия воспроизведены в цикле «Картины Италии».

Начало 50-х годов — новый шаг в творчестве Диккенса. В 1850 году он начал работу над «Историей Великобритании для малышей», которая должна была стать интересной и романтичной. В этот период Диккенс интенсивно работает в различных жанрах, но предпочтение дает романа и его жанровым формам: исторический роман («Повесть о 2-ух городках» 1859), соц роман («Крошка Доррин» 1855-1857), социально-авантюрный («Огромные надежды» 1861), детективы («Потаенна Эдвина Друда» 1870), роман-утопия («Томные времена» 1854).

Чарлз Диккенс не сумел окончить собственный последний роман «Потаенна Эдвина Друда». 8 июня 1870 года ему стало плохо; Весть о смерте возлюбленного писателя практически потрясла Великобританию. Это была государственная катастрофа. Похоронен он был в уголке поэтов в Вестминстерском аббатстве.


Чарльз Диккенс — крупнейший английский прозаик, автор социально-пси-хо-ло-ги-ческих романов, воссоздававших быт, нравы и представления Великобритании эпохи раннего викторианства, а также особенности национального характера и мировосприятия. Резкая критика изъянов общества, построенного на социальном неравенстве и культе прагматичной «пользы», сочеталась в его произведениях с пафосом утверждения гуманистических идеалов. Стиль Диккенса характеризуется синтезом реалистических и романтических , бытовых и фольклорно-мифологических элементов.

Жизнь Ч. Диккенса в датах и фактах

7 февраля 1812 г. — родился в Лендпорте вблизи Портсмута в семье служащего финансового управления морского ведомства.

С 1817 по 1823 г . семья Диккенсов проживала в городе Четэм, где Чарльз начал посещать школу. Эти годы он впоследствии называл самыми счастливыми в своей жизни. Конец безмятежному детству положили финансовые неприятности, из-за которых отец был посажен в долговую тюрьму, а 11-летний Чарльз вынужден был несколько месяцев отработать на фабрике, производившей ваксу.

1824 -1826  — годы обучения в частной школе «Академия Вэллингтон‑Хаус».

1827 г.  — поступил на место младшего клерка в адвокатскую контору.

В 1828 г.  — устроился свободным репортером в судебную палату, а в 1832 г.  — парламентским корреспондентом.

В 1833 г. в ежемесячном журнале писатель напечатал свой первый очерк — «Обед на Поплар-Вок» , подписанный псевдонимом «Боз».

1836 г.  — опубликовал первые разделы романа «Посмертные записки Пиквикского клуба» , имевшие большой успех у читателей. В том же году Диккенс женился на дочери юриста и журналиста Дж. Хогарта Кейт, с которой он создал большую многодетную семью, но так и не испытал супружеского счастья.

1837-1841 гг.  — выходят в свет знаменитые романы Ч. Диккенса: «Приключения Оливера Твиста» (1839), «Жизнь и приключения Николаса Никльби» (1839), «Лавка древностей» (1840) и др.

В 1842 г. писатель осуществил путешествие в США, во время которого пережил глубокое разочарование в американской демократии и американском образе жизни. Эти впечатления нашли отражение в романе «Мартин Чезлвит» (1844). Затем появился цикл «Рождественские повести» (1848), романы «Домби и сын» (1848), «Жизнь Дэвида Копперфилда, рассказанная им самим» (1850). Материал с сайта

В 1850-е гг.  — были написаны романы «Холодный дом» (1853), «Тяжелые времена» (1854) и «Крошка Доррит» (1857). Некоторое время Диккенс работал редактором журнала «Домашнее чтение», в котором печатал собственные сочинения. После конфликта с издателями он основал аналогичный журнал «Круглый год».

С 1858 г. писатель выступал с публичными чтениями своих произведений. Эти чтения стали легендарным явлением европейской культурной жизни.

1860-е гг.  — работал над романами «Большие ожидания» (1861), «Наш общий друг» (1865), «Тайна Эдвида Друда» (1870, неоконченный).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • краткая биография чарльза диккенса
  • чарльз дикенс биографыя
  • чарльз диккенс краткая биография
  • дикенс крткая биография
  • дикенс на украйнском кротко

Чарльз Диккенс (сначала писавший под псевдонимом Боз) – знаменитый английский писатель. Вместе с Теккереем он – главный представитель английского и вообще европейского романа второй половины XIX столетия.

Диккенс родился 7 февраля 1812 в Лэндпорте, близ Портсмута, умер 9 июня 1870. Около 1816 он вместе с родителями переселился в Чатем, а зимой 1822-23 в Лондон. Диккенс отличался слабым здоровьем, не получил хорошего школьного образования, но уже ребенком увлекался беспрерывно чтением отечественных романистов и драматургов. Некоторое время отец Диккенса просидел узником в долговой тюрьме, а Чарльз тогда занимался в одной торговой фирме заворачиванием пакетов, за что получал 6 или 7 шиллингов в неделю. Затем обстоятельства семьи Диккенса улучшились. Чарльз стал посещать «Academy» в Хамстедроде и сделался секретарем при адвокатуре, что дало ему особый случай изучить английскую народную жизнь. Одновременно занимался он в Британском музее изучением литературы, научился стенографировать, получил место репортера в парламенте и выказал в этом своем занятии такие блестящие способности, что вскоре сделался сотрудником прессы – в «Parlamentspiegel», а позже в «Morning Chronicle».

Чарльз Диккенс. Фото 1867-68

В «Monthly Magazine», в «Morning Chronicle» и других подобных газетах Диккенс с декабря 1833 стал печатать очерки из жизни низших слоев народонаселения столицы, которые издал затем в сборнике, озаглавленном «Очерки Боза» («Sketches of London»). Псевдонимом «Boz» (сокращение имени Моисея , которым называли обыкновенно младшего брата Диккенса, Августа, по одному из детей, выведенных в романе Голдсмита «Вексфильдский священник») он впервые подписался в августе 1834.

Вторая серия «Очерков» вышла 1835. Но собственно слава Диккенса началась с его «Посмертных записок Пиквикского клуба» (1836-37). Здесь литературная техника Диккенса не особенно велика, выведенные им фигуры вначале скорее смахивают на карикатуры, и только мало-помалу достигают высокого комизма. Но все произведение, – веселое, исполненное теплоты и жизненной правды, сразу произвело на публику до того полное и непосредственное впечатление, что критике оставалось лишь констатировать блестящий его успех.

Англия Чарльза Диккенса

В 1837-39 Диккенс написал второй свой роман «Оливер Твист», рассказ из жизни низших слоев общества. Затем следовали «Николас Никльби» (1839), имевший еще больший успех, чем «Пиквик», «Часы мистера Хамфри» (1840-41), ряд рассказов, в которых особенно привлекают картины страстей, интересных приключений, описания часто безнадежной нищеты в фабричных городах (в двух рассказах «Лавка древностей» и «Барнеби Радж»), «Мартин Чезлвит» (1843-44) – произведение, полное свежести и изобретательности, в которое занесено многое из путешествия, совершенного около этого времени Диккенсом в Америку. Теперь автор всех этих романов жил уже в хорошем домике с садом в Регентспарке и получал очень дорогую плату за свои произведения.

Затем появились знаменитые рождественские рассказы: «Рождественская песнь» (1843), «Колокола» (написаны в Италии, 1844), «Сверчок за очагом» (1845), «Битва жизни» (написана близ Женевского озера 1846), «Одержимый» (1848), а также романы: «Домби и сын» (1846), «Дэвид Копперфильд» (1849 – 50), «Холодный дом» (1852), «Тяжёлые времена» (1853), «Крошка Доррит» (1855), «Повесть о двух городах» (1859), «Большие надежды» (1861), «Наш общий друг» (1864 – 65).

К этому прибавился ряд журнальных предприятий. Диккенс сделался 1845 редактором только что основанной газеты «Daily News», в которой он первоначально напечатал свои «Картины Италии». Но скоро Диккенс оставил «Daily News» и 1849 предпринял еженедельное издание «Household Words», которому хотел придать беллетристический и педагогический характер, и которое с 1860 стало выходить под названием «All the year round» и получило огромное распространение. Дополнение этого еженедельного издания составляло ежемесячное «Household narratie of current events», обзор современной истории. Интересным выражением личных взглядов Диккенса являются его «American notes» (1842), главный плод выше упомянутого путешествия, где он не очень благосклонно высказывается об американцах и многих их учреждениях. Диккенс написал также «Историю Англии для юных» (1852) и «Мемуары клоуна Гримальди».

Но чересчур напряженная работа стала пагубно действовать на его здоровье, тем более, что к этому присоединились еще утраты близких людей и семейные невзгоды (он разошелся с женой в 1858). Чрезвычайно гибельны были для его здоровья и его публичные чтения своих произведений, предпринятые им с 1858 и имевшие место в Лондоне и в провинции, затем в Шотландии и Ирландии, а в 1868 – во время второго путешествия в Северной Америке. За эти чтения Диккенса осыпали везде огромными почестями и гонорарами, но он часто чувствовал, что силы изменяют ему. Разрыв кровяных сосудов в мозгу положил конец его жизни. Диккенс умер в любимом своем доме Гэдсхилл Плейс во время работы над романом «Тайна Эдвина Друда», который так и остался неоконченным. Похоронили Диккенса в Вестминстерском аббатстве. В 12 лет, следовавших после его смерти, в Англии было продано более 4-х миллионов экземпляров его произведений. К первому полному собранию его сочинений было приступлено уже 1847.

Английская литература

Чарльз Диккенс

Биография

Чарльз Диккенс родился 7 февраля 1812 г. в городке Лендпорт, близ Портсмута. Его отец был довольно состоятельным чиновником, человеком весьма легкомысленным, но весёлым и добродушным, со смаком пользовавшимся тем уютом, тем комфортом, которым так дорожила всякая зажиточная семья старой Англии. Своих детей и в частности своего любимца Чарли мистер Диккенс окружил заботой и лаской. Маленький Диккенс унаследовал от отца богатое воображение, лёгкость слова, по-видимому, присоединив к этому некоторую жизненную серьёзность, унаследованную от матери, на плечи которой падали все житейские заботы по сохранению благосостояния семьи.

Богатые способности мальчика восхищали родителей, и артистически настроенный отец буквально изводил своего сынишку, заставляя его разыгрывать разные сцены, рассказывать свои впечатления, импровизировать, читать стихи и т. д. Диккенс превратился в маленького актёра, преисполненного самовлюблённости и тщеславия.

Однако семья Диккенса была вдруг разорена дотла. Отец был брошен на долгие годы в долговую тюрьму, матери пришлось бороться с нищетой. Изнеженный, хрупкий здоровьем, полный фантазии, влюблённый в себя мальчик попал в тяжёлые условия эксплуатации на фабрику ваксы.

Всю свою последующую жизнь Диккенс считал это разорение семьи и эту свою ваксу величайшим оскорблением для себя, незаслуженным и унизительным ударом. Он не любил об этом рассказывать, он даже скрывал эти факты, но здесь, со дна нужды, Диккенс почерпнул свою горячую любовь к обиженным, к нуждающимся, своё понимание их страданий, понимание жестокости, которую они встречают сверху, глубокое знание жизни нищеты и таких ужасающих социальных учреждений, как тогдашние школы для бедных детей и приюты, как эксплуатация детского труда на фабриках, как долговые тюрьмы, где он посещал своего отца и т. п. Диккенс вынес из своего отрочества и великую, мрачную ненависть к богачам, к господствующим классам. Колоссальное честолюбие владело юным Диккенсом. Мечта о том, чтобы подняться назад в ряды людей, пользовавшихся благосостоянием, мечта о том, чтобы перерасти своё первоначальное социальное место, завоевать себе богатство, наслаждения, свободу, - вот что волновало этого подростка с копной каштановых волос над мертвенно бледным лицом, с огромными, горящими здоровым огнём, глазами.

Диккенс нашёл себя прежде всего как репортёр. Расширившаяся политическая жизнь, глубокий интерес к дебатам, происходившим в парламенте, и к событиям, которыми эти дебаты сопровождались, повысили интерес английской публики к прессе, количество и тираж газет, потребность в газетных работниках. Как только Диккенс выполнил на пробу несколько репортёрских заданий, он сразу был отмечен и начал подыматься, чем дальше, тем больше удивляя своих товарищей репортёров иронией, живостью изложения, богатством языка. Диккенс лихорадочно схватился за газетную работу, и все то, что расцветало в нём ещё в детстве и что получило своеобразный, несколько мучительный уклон в более позднюю пору, выливалось теперь из-под его пера, причём он прекрасно сознавал не только, что тем самым он доводит свои идеи до всеобщего сведения, но и то, что делает свою карьеру. Литература - вот что теперь являлось для него лестницей, по которой он подымется на вершину общества, в то же время совершая благое дело во имя всего человечества, во имя своей страны и прежде всего и больше всего во имя угнетённых.

Первые нравоописательные очерки Диккенса, которые он назвал «Очерками Боза», были напечатаны в 1836. Дух их вполне соответствовал социальному положению Диккенса. Это была в некоторой степени беллетристическая декларация в интересах разоряющейся мелкой буржуазии. Впрочем, эти очерки прошли почти незамеченными.

Но Диккенса ждал головокружительный успех в этом же году с появлением первых глав его «Посмертных записок Пиквикского клуба» (The Posthumous Papers of the Pickwick Club). 24-летний молодой человек, окрылённый улыбнувшейся ему удачей, от природы жаждущий счастья, веселья, в этой своей молодой книге старается совершенно пройти мимо тёмных сторон жизни. Он рисует старую Англию с самых различных её сторон, прославляя то её добродушие, то обилие в ней живых и симпатичных сил, которые приковали к ней лучших сынов мелкой буржуазии. Он изображает старую Англию в добродушнейшем, оптимистическом, благороднейшем старом чудаке, имя которого - мистер Пиквик - утвердилось в мировой литературе где-то неподалёку от великого имени Дон-Кихота. Если бы Диккенс написал эту свою книгу, не роман, а серию комических, приключенческих картин, с глубоким расчётом прежде всего завоевать английскую публику, польстив ей, дав ей насладиться прелестью таких чисто английских положительных и отрицательных типов, как сам Пиквик, незабвенный Самуэль Уэллер - мудрец в ливрее, Джингль и т. д. , то можно было бы дивиться верности его чутья. Но скорее здесь брала своё молодость и дни первого успеха. Этот успех был вознесён на чрезвычайную высоту новой работой Диккенса, и надо отдать ему справедливость: он тотчас же использовал ту высокую трибуну, на которую взошёл, заставив всю Англию смеяться до колик над каскадом курьёзов Пиквикиады, для более серьёзных задач.

Двумя годами позднее Диккенс выступил с «Оливером Твистом» и «Николасом Никкльби».

«Оливер Твист» (1838) - история сироты, попавшего в трущобы Лондона. Мальчик встречает на своём пути низость и благородство, людей преступных и добропорядочных. Жестокая судьба отступает перед его искренним стремлением к честной жизни. На страницах романа запечатлены картины жизни и общества Англии 19 века во всем их живом великолепии и разнообразии. В этом романе Ч. Диккенс выступает, как гуманист, утверждая силу добра в человеке.

Слава Диккенса выросла стремительно. Своего союзника видели в нём и либералы, поскольку он защищал свободу, и консерваторы, поскольку он указывал на жестокость новых общественных взаимоотношений.

После путешествия в Америку, где публика встретила Диккенса с не меньшим энтузиазмом, чем англичане, Диккенс пишет своего «Мартина Чезльвита» (The Life and Adventures of Martin Chuzzlewit, 1843). Кроме незабываемых образов Пекснифа и миссис Гамп, роман этот замечателен пародией на американцев. Многое в молодой капиталистической стране показалось Диккенс сумасбродным, фантастическим, беспорядочным, и он не постеснялся сказать янки много правды о них. Ещё в конце пребывания Диккенса в Америке он позволял себе «бестактности», весьма омрачившие отношение к нему американцев. Роман же его вызвал бурные протесты со стороны заокеанской публики.

Но острые, колющие элементы своего творчества Диккенс умел, как уже сказано, смягчать, уравновешивать. Ему это было легко, ибо он был и нежным поэтом самых коренных черт английской мелкой буржуазии, которые проникали далеко за пределы этого класса.

Культ уюта, комфорта, красивых традиционных церемоний и обычаев, культ семьи, как бы воплотившись в гимн к Рождеству, этому празднику праздников мещанства, с изумительной, волнующей силой был выражен в его «Рождественских рассказах» - в 1843 вышел «Рождественский гимн» (А Christmas Carol), за которым последовали «Колокола» (The Chimes), «Сверчок на печи» (The Cricket on the Hearth), «Битва жизни» (The Battle of Life), «Одержимый» (The Haunted Man). Кривить душой Диккенсу здесь не приходилось: он сам принадлежал к числу восторженнейших поклонников этого зимнего праздника, во время которого домашний камелёк, дорогие лица, торжественные блюда и вкусные напитки создавали какую-то идиллию среди снегов и ветров беспощадной зимы.

В это же время Диккенс стал главным редактором «Daily News». В газете этой он выражал свои социально-политические взгляды.

Все эти особенности таланта Диккенса ярко сказываются в одном из лучших его романов - «Домби и сын» (Dombey and Son, 1848). Огромная серия фигур и жизненных положений в этом произведении изумительны. Фантазия Диккенса, изобретательность его кажутся неисчерпаемыми и сверхчеловеческими. Очень мало романов в мировой литературе, которые по богатству красок и разнообразию тона могут быть поставлены наряду с «Домби и сыном», и среди этих романов надо поместить и некоторые позднейшие произведения самого Диккенса. Как мелкобуржуазные персонажи, так и бедные созданы им с великой любовью. Все эти люди почти сплошь чудаки. Но это чудачество, заставляющее вас смеяться, делает их ещё ближе и милее. Правда, этот дружелюбный, этот ласковый смех заставляет вас не замечать их узости, ограниченности, тяжёлых условий, в которых им приходится жить; но уж таков Диккенс. Надо сказать однако, что когда он обращает свои громы против угнетателей, против чванного негоцианта Домби, против негодяев, вроде его старшего приказчика Каркера, он находит столь громящие слова негодования, что они действительно граничат порой с революционным пафосом.

Ещё более ослаблен юмор в следующем крупнейшем произведении Диккенс - «Дэвиде Копперфильде» (1849-1850). Роман этот в значительной мере автобиографический. Намерения его очень серьёзны. Дух восхваления старых устоев морали и семьи, дух протеста против новой капиталистической Англии громко звучит и здесь. Можно по-разному относиться к «Дэвиду Копперфильду». Некоторые принимают его настолько всерьёз, что считают его величайшим произведением Диккенса.

В 1850-ых гг. Диккенс достиг зенита своей славы. Он был баловнем судьбы - прославленным писателем, властителем дум и богачом, - словом, личностью, для которой судьба не поскупилась на дары.

Портрет Диккенса в ту пору довольно удачно нарисовал Честертон:

Диккенс был среднего роста. Его природная живость и малопредставительная наружность были причиной того, что он производил на окружающих впечатление человека низкорослого и, во всяком случае, очень миниатюрного сложения. В молодости у него на голове была чересчур экстравагантная, даже для той эпохи, шапка каштановых волос, а позже он носил тёмные усы и густую, пышную, тёмную эспаньолку такой оригинальной формы, что она делала его похожим на иностранца.

Прежняя прозрачная бледность лица, блеск и выразительность глаз остались у него, «отмечая ещё подвижный рот актёра и экстравагантную его манеру одеваться». Честертон пишет об этом:

Он носил бархатную куртку, какие-то невероятные жилеты, напоминавшие своим цветом совершенно неправдоподобные солнечные закаты, невиданные в ту пору белые шляпы, совершенно необыкновенной, режущей глаза белизны. Он охотно наряжался и в сногсшибательные халаты; рассказывают даже, что он в таком одеянии позировал для портрета.

За этой внешностью, в которой было столько позёрства и нервности, таилась большая трагедия. Потребности Диккенса были шире его доходов. Беспорядочная, чисто богемная натура его не позволяла ему внести какой бы то ни было порядок в свои дела. Он не только терзал свой богатый и плодотворный мозг, заставляя его чрезмерно работать творчески, но будучи необыкновенно блестящим чтецом, он старался зарабатывать громадные гонорары лекциями и чтением отрывков из своих романов. Впечатление от этого чисто актёрского чтения было всегда колоссальным. По-видимому, Диккенс был одним из величайших виртуозов чтения. Но в своих поездках он попадал в руки каких-то антрепренёров и, много зарабатывая, в то же время доводил себя до изнеможения.

Его семейная жизнь сложилась тяжело. Размолвки с женой, какие-то сложные и тёмные отношения со всей её семьёй, страх за болезненных детей делали для Диккенса из его семьи скорее источник постоянных забот и мучений.

Но все это менее важно, чем обуревавшая Диккенс меланхолическая мысль о том, что по существу серьёзнейшее в его трудах - его поучения, его призывы - остаётся втуне, что в действительности нет никаких надежд на улучшение того ужасного положения, которое было ему ясно, несмотря на юмористические очки, долженствовавшие смягчить резкие контуры действительности и для автора и для его читателей. Он пишет в это время:

Диккенс нередко самопроизвольно впадал в транс, был подвержен видениям и время от времени испытывал состояния дежавю. О другой странности писателя рассказал Джордж Генри Льюис, главный редактор журнала «Фортнайтли ревью» (и близкий друг писательницы Джордж Элиот). Диккенс однажды рассказал ему о том, что каждое слово, прежде чем перейти на бумагу, сначала им отчетливо слышится, а персонажи его постоянно находятся рядом и общаются с ним. Работая над «Лавкой древностей», писатель не мог спокойно ни есть, ни спать: маленькая Нелл постоянно вертелась под ногами, требовала к себе внимания, взывала к сочувствию и ревновала, когда автор отвлекался от нее на разговор с кем-то из посторонних. Во время работы над романом «Мартин Чеззлвитт» Диккенсу надоедала своими шуточками миссис Гамп: от неё ему приходилось отбиваться силой. «Диккенс не раз предупреждал миссис Гамп: если она не научится вести себя прилично и не будет являться только по вызову, он вообще не уделит ей больше ни строчки!», - писал Льюис. Именно поэтому писатель обожал бродить по многолюдным улицам. «Днем как-то можно еще обойтись без людей, - признавался Диккенс в одном из писем, но вечером я просто не в состоянии освободиться от своих призраков, пока не потеряюсь от них в толпе». «Пожалуй, лишь творческий характер этих галлюцинаторных приключений удерживает нас от упоминания о шизофрении в качестве вероятного диагноза», - замечает парапсихолог Нандор Фодор, автор очерка «Неизвестный Диккенс» (1964, Нью-Йорк).

Этой меланхолией проникнут и великолепный роман Диккенса «Тяжёлые времена». Роман этот является самым сильным литературно-художественным ударом по капитализму, какой был ему нанесён в те времена, и одним из сильнейших, какие вообще ему наносили. По-своему грандиозная и жуткая фигура Боундерби написана с подлинной ненавистью. Но Диккенс спешит отмежеваться и от передовых рабочих.

Конец литературной деятельности Диккенса ознаменовался ещё целым рядом превосходных произведений. Роман «Крошка Доррит» (Little Dorrit, 1855-1857) сменяется знаменитой «Повестью о двух городах» (A Tale of Two Cities, 1859), историческим романом Диккенса, посвящённым французской революции. Диккенс отшатнулся от неё, как от безумия. Это было вполне в духе всего его мировоззрения, и, тем не менее, ему удалось создать по-своему бессмертную книгу.

К этому же времени относятся «Большие надежды» (1860) - автобиографический роман. Герой его - Пип - мечется между стремлением сохранить мелкотравчатый мещанский уют, остаться верным своему середняцкому положению и стремлением вверх к блеску, роскоши и богатству. Много своих собственных метаний, своей собственной тоски вложил в этот роман Диккенс. По первоначальному плану роман должен был кончиться плачевно, в то время как Диккенс всегда избегал тяжёлых концов для своих произведений и по собственному добродушию, и зная вкусы своей публики. По тем же соображениям он не решился окончить «Большие надежды» полным их крушением. Но весь замысел романа ясно ведёт к такому концу.

На высоты своего творчества поднимается Диккенс вновь в своей лебединой песне - в большом полотне «Наш общий друг» (1864). Но это произведение написано как бы с желанием отдохнуть от напряжённых социальных тем. Великолепно задуманный, переполненный самыми неожиданными типами, весь сверкающий остроумием - от иронии до трогательного юмора - этот роман должен, по замыслу автора, быть ласковым, милым, забавным. Трагические его персонажи выведены как бы только для разнообразия и в значительной степени на заднем плане. Все кончается превосходно. Сами злодеи оказываются то надевшими на себя злодейскую маску, то настолько мелкими и смешными, что мы готовы им простить их вероломность, то настолько несчастными, что они возбуждают вместо гнева острую жалость.

В этом своём последнем произведении Диккенс собрал все силы своего юмора, заслоняясь чудесными, весёлыми, симпатичными образами этой идиллии от овладевшей им меланхолии. По-видимому, однако, меланхолия эта должна была вновь хлынуть на нас в детективном романе Диккенса «Тайна Эдвина Друда» (The Mystery of Edwin Drood). Роман этот начат с большим мастерством, но куда он должен был привести и каков был его замысел, мы не знаем, ибо произведение осталось неоконченным. 9 июня 1870 г. пятидесятивосьмилетний Диккенс, не старый годами, но изнурённый колоссальным трудом, довольно беспорядочной жизнью и множеством всяких неприятностей, умирает в Гейдсхилле от инсульта.

Слава Диккенса продолжала расти после его смерти. Он был превращён в настоящего бога английской литературы. Его имя стало называться рядом с именем Шекспира, его популярность в Англии 1880-1890-х гг. затмила славу Байрона. Но критика и читатель старались не замечать его гневных протестов, его своеобразного мученичества, его метаний среди противоречий жизни. Они не поняли и не хотели понять, что юмор был часто для Диккенса щитом от чрезмерно ранящих ударов жизни. Наоборот, Диккенс приобрёл прежде всего славу весёлого писателя весёлой старой Англии. Диккенс - это великий юморист, - вот что вы услышите прежде всего из уст рядовых англичан из самых различных классов этой страны.

Титульная страница первого тома Полного собрания сочинений (1892)

На русском языке переводы произведений Диккенса появились в конце 1830-х годов. В 1838 году в печати появились отрывки «Посмертных записок Пиквикского клуба», позднее были переведены рассказы из цикла «Очерки Боза». Все его большие романы переведены по несколько раз, переведены и все мелкие произведения, и даже ему не принадлежащие, но правленные им как редактором. Диккенса переводили В. А. Солоницын («Жизнь и приключения английского джентльмена мистера Николая Никльби, с правдивым и достоверным Описанием успехов и неудач, возвышений и падений, словом, полного поприща жены, детей, родственников и всего вообще семейства означенного джентльмена», «Библиотека для чтения», 1840), О. Сенковский («Библиотека для чтения»), А. Кронеберг («Святочные рассказы Диккенса», «Современник», 1847 № 3 - пересказ с переводом отрывков; повесть «Битва жизни», там же) и И. И. Введенский («Домби и Сын», «Договор с привидением», «Замогильные записки Пиквикского клуба», «Давид Копперфильд»); позднее - З. Журавская («Жизнь и приключения Мартина Чезлвита», 1895; «Без выхода», 1897), В. Л. Ранцов, М. А. Шишмарева («Посмертные записки Пикквикского клуба», «Тяжёлые времена» и другие), Е. Г. Бекетова (сокращённый перевод «Давид Копперфильд» и другие) и др.

Близка к истине характеристика, которую даёт Диккенсу Честертон: «Диккенс был ярким выразителем, - пишет этот во многом родственный ему английский писатель, - своего рода рупором овладевшего Англией всеобщего вдохновения, порыва и опьяняющего энтузиазма, звавшего всех и каждого к высоким целям. Его лучшие труды являются восторженным гимном свободы. Все его творчество сияет отражённым светом революции».

Проза Ч. Диккенса пронизана остроумием, повлиявшим на оригинальность национального характера и образа мышления, известного в мире, как «английский юмор»

Диккенс Чарльз (1812-1870) – английский писатель. Родился 7 февраля 1812 года в городе Лендпорт в семье состоятельного чиновника. Старший Диккенс очень любил своих детей, а в Чарльзе увидел актерский талант и заставлял его разыгрывать актерские роли или читать художественное произведение. Но вскоре отец Чарльза был арестован за долги и брошен в тюрьму на много лет, а семье пришлось бороться с нищетой. Юному Диккенсу пришлось учиться в школе для бедных детей и работать на фабрике ваксы.

В это время большой интерес публики вызывали дебаты в английском парламенте, поэтому вырос спрос на газетных работников. Диккенс выполнил пробные задания и стал работать репортером.

Первая публикация «Очерки Боза» с выраженным протестом от разорившейся мелкой буржуазии в 1836 году не вызвала интерес у читателей. В этом же году выпускаются начальные главы «Посмертных записок Пиквикского клуба», которые имели большой успех среди англичан.

Через 2 года Диккенс издает «Оливера Твиста» и «Николаса Никкльби». Он становится популярным писателем.

После поездки в Америку, где также оказалось много поклонников его таланта, Диккенс пишет роман «Мартин Чезльвит» (1843) с неким ироническим описанием американского общества. Эта книга вызвала много негативной критики со стороны заокеанского государства.

Особое отношение к Рождеству писатель изобразил в 1843 году в «Рождественских рассказах». В этом же году Диккенс становится главным редактором газеты «Daily News», где он выражал свои политические взгляды.

В 1850-ые гг. Диккенс является самым известным и богатым писателем Англии. Но семейная жизнь у него была непростой, поскольку он часто ссорился с женой и переживал за болезненных детей.

В 1860 году выдается автобиографический роман «Большие надежды», который он окончил на позитивной ноте, как и большинство своих произведений. Но его начала одолевать меланхолия. Иногда писатель мог находиться в состоянии транса, наблюдать видения. В 1870 году Диккенс приступил к созданию детективного романа «Тайна Эдвина Друда», но не успел его окончить.

Произведения

Посмертные записки Пиквикского клуба