BBC. Выдающиеся женщины ХХ столетия (1-13 серии из 13) / Extraordinary Women / 2011

О фильме: "Выдающиеся женщины ХХ столетия" - документальный сериал канала BBC о великих женщинах своего времени, преодолевших трудности на своем пути и добившихся успехов каждая в своем направлении. Грейс Келли, Коко Шанель, Одри Хепберн, Агата Кристи, Индира Ганди, мадам Чан Кайши, Амелия Эрхарт... Ими восхищались и восхищаются миллионы людей во всем мире, их любили и ненавидели, а иногда даже боялись. Они доказали, что женщина тоже может достичь высот в своем деле и одержали победу. Казалось, у них было все: власть, богатство и восхищение. Но, помимо головокружительного успеха, в жизни этих женщин случались страдания и личные трагедии...

1-я серия. "Мадам Чан Кайши"
Почти полвека мадам Чан Кайши оставалась одной из самых влиятельных женщин мира. Она не была ни президентом, ни правительницей Китая, но сыграла в мировой политике уникальную роль для женщины своего времени. Будучи замужем за неумелым лидером и бездарным генералом, она, благодаря своей упорной политике, провела страну через военный конфликт, голод и угрозу кровавого переворота.

2-я серия. "Коко Шанель"
История Коко Шанель - это путь от ужасающей нищеты к изобилию и процветанию. Вырвавшись из бедности, благодаря череде обеспеченных любовников, она превратилась из обитательницы работного дома в создательницу стиля одежды, давшей женщинам свободу и полностью изменившей представление о женских нарядах.

3-я серия. "Хеди Ламарр"
Хеди Ламарр была настоящей звездой - роковой женщиной, которую называли самой красивой актрисой в кино. Но когда ее красота начала увядать, Голливуд отверг ее, и после тридцати лет все в ее жизни пошло не так. Но потом пришло искупление. Потому что голливудская звезда Хеди Ламарр также была изобретателем. И ее выдающееся изобретение поставило ее в первый ряд создателей современных коммуникационных технологий.

4-я серия. "Уоллис Симпсон"
Эдуард VIII стал первым за восемьсот лет королем Англии, который отрекся от престола. Он решил, что не может служить своему народу без своей любимой. Этот харизматичный монарх отказался от трона не ради женщины королевских кровей, а ради дважды разведенной американки Уоллис Симпсон. Кто же была эта невероятная женщина, привлекшая внимание самого выгодного жениха Англии?

5-я серия. "Одри Хепберн"
Одри Хэпберн – одна из самых стильных женщин, само воплощение элегантности. Она принесла в мир Голливуда образ естественного изящества и красоты. Но за кулисами ее роскошной жизни были и трагедии, и потери.

6-я серия. "Грейс Келли"
Красивая, талантливая, излучающая сексуальное обаяние Грейс Келли очаровывала лучших мужчин. У нее были деньги, прекрасное воспитание и возможность иметь все, начиная с титула принцессы Голливуда и заканчивая титулом настоящей принцессы.

7-я серия. "Марта Геллхорн"
В июле 1936 года Испанию разрывала на части жестокая гражданская война. Страна постоянно подвергалась бомбежкам. Одним их репортеров, писавших об этой войне, была Марта Геллхорн, которой предстояло освещать почти все крупные конфликты двадцатого века. Ее невероятная карьера длилась шестьдесят пять лет, и она видела все: от Испании до высадки в Нормандии, от ужасов Дахау до Вьетнама.

8-серия. "Индира Ганди"
Индира Ганди стала первой женщиной - главой государства в самой большой демократической стране мира. Главными проблемами Индии были нищета, голод и социальная несправедливость. Население составляло около полумиллиарда человек, исповедовавших разные религии. Страна еще не оправилась от британского колониального правления. Но Индира одержала победу над своими критиками, превратила Индию в независимую демократическую страну и господствовала на политической сцене почти двадцать лет.

9-я серия. "Жозефина Бейкер"
Танцы Жозефины Бейкер, покорившие мир, сопровождались лихими акробатическими пируэтами, откровенным стриптизом и импровизациями, больше похожими на кривляния. Уникальная и экзотичная, комичная и противоречивая. Публика была от нее в восторге. Поговаривали, что художник Пикассо хотел заполучить ее в качестве модели, писатели Эрнест Хемингуэй и Жорж Сименон просто были большими поклонниками Жозефины. Но жизнь актрисы – не только танцы. Она была и разведчицей во время войны, и борцом за права человека.

10-серия. "Амелия Эрхарт"
Жизнь Амелии Эрхарт - это триумф смелости и славы. К тридцати годам она стала известной, благодаря героическим полетам на самолете. Эта американская летчица была смелой и свободомыслящей, она открыла для женщин новые горизонты.

11-серия. "Агата Кристи"
Агата Кристи – королева жанра детектива. За свою карьеру, длившуюся полвека и выдержавшую две мировые войны, она написала восемьдесят романов и рассказов, явивших миру незабываемых героев, таких как Эркюль Пуаро и мисс Джэйн Марпл. Мастер драматической интриги, Агата Кристи в совершенстве овладела искусством завоевывать и удерживать внимание читателя: небольшое количество персонажей, запутанные сюжетные линии… и идеальное преступление, раскрываемое виртуозным детективом.

12-серия. "Рут Вестхаймер"
Доктор Рут Вестхаймер знаменита во всем мире. В восьмидесятые года двадцатого века она царила в радио- и телеэфире. Она стала телевизионным сексологом номер один. Рут вошла в каждый дом, и до сих пор остается своим человеком для многих.

13-серия. "Мария Монтессори"
Мария Монтессори совершила революцию в методике обучения детей и стала одним из самых знаменитых педагогов мира. Она, настоящий пионер в своей области, внесла неоценимый вклад в теорию обучения детей. Но она больше, чем просто учитель. Мария Монтессори была одной из первых женщин-врачей Европы, профессором в университете и активнейшей защитницей прав женщин. Но к успеху ее привел путь борьбы. Ей пришлось бороться за свое право учиться.

Из внутреннего хаоса и эмоциональных потрясений может возникнуть мощная творческая сила, которая даст новую жизнь личности и культуре. Линда Леонард

Писательницы и журналистки, общественные деятели и политики, предприниматели и бизнесвумен - женщины, изменившие мир в 20 веке, создавшие то, что до них не удавалось никому. Истории их жизни больше похожи на замысловатый сюжет кинофильма или сериала, настолько невероятно сложилась их судьба... судьба, которую они сделали сами.

Голда Меир , израильский политический и государственный деятель, 5-й премьер-министр Израиля, появилась на свет 3 мая 1898 года в Украине, седьмым ребенком в семье, после того, как пятеро других детей умерли из-за ужасных условий жизни в сельской местности.

Меир посвятила всю свою жизнь искоренению тех элементов, которые причиняли ей боль в детстве. Расправа над евреями - это то, что запомнилось Меир с ранних лет жизни. Не будет преувеличением сказать, что жизнь Голды Меир была одним непрерывным кризисом от ее рождения в пораженной нищетой среде до тех дней в двадцатые годы в Иерусалиме, когда она была близка к голодной смерти. Иммигрантка, обучавшаяся всего лишь один год в колледже и выросшая в гетто Милуоки, стала единственной женщиной, подписавшей Декларацию независимости Израиля, его первым послом в России, его первым министром труда и социального страхования, первой женщиной – министром иностранных дел, и, наконец, первой и единственной женщиной – премьер-министром. Ее дух, упорство, уверенность помогли ей создать государство Израиль и в конечном итоге привели ее к тому, что она стала первой-женщиной-вождем. Меир послужила образцом для будущих женщин-лидеров, таких как Маргарет Тэтчер и Индира Ганди.

Глория Стайнем , общественный и политический деятель, лидер феминистских движений, основательница множества организаций и проектов, родилась 25 марта 1934 года в штате Огайо, США. У Рут, матери Глории, было несколько нервных припадков незадолго до ее рождения. Большую часть детства Глории мать была прикована к кровати и девочка была вынуждена служить ей сиделкой, другом и опекуншей. Беспомощность матери оставило чувство глубокой обиды от необходимости приносить в жертву ее болезни свою юность и отказаться от детских развлечений ради того, чтобы ухаживать за больной.

Глория Стайнем соединила свою работу журналиста с политической активностью и внесла огромный вклад в усовершенствование законов о равенстве прав (“Гражданские права для черных в Америке, Поддержка бедных, Права женщин”). Она также выступала за: “Свободное планирование семьи женщиной; Поощрение и сбалансирование карьеры и семьи и уделение большего внимания и уважения традиционно женским занятиям; Демократичность семьи с разделением семейных обязанностей между мужем и женой; Разделение культуры и политики с целью гарантии серьезного отношения мужчин к жизненным проблемам женщин”.

Стайнем пожертвовала семьей и детьми ради дела всей ее жизни. Вечный страх Стайнем перед постоянными обязательствами психологически основан на воспоминаниях об ухаживании за беспомощной матерью. Ее огромный вклад в развитие общества стал причиной того, что "McCall"s" назвал ее "Женщиной года" в 1972 году, а журнал "Harper"s Bazaar" - наиболее влиятельной женщиной Америки в 1983 году.

Эн Рэнд , американская писательница и философ, создатель философского направления объективизма, или, правильнее, Алиса Зиновьевна Розенбаум родилась 2 февраля 1905 года в Санкт-Петербурге. Будучи девятилетней девочкой, Рэнд была в отчаянии, когда почти вся ее семья была убита при вторжении германских войск во время первой мировой войны. Спустя три года, когда ей было всего двенадцать, хаос превратился в глобальную катастрофу большевистской революции. Коммунистический лозунг "Человек должен жить для государства" впечатался в психику развитого не по годам подростка. И в это время она поклялась доказать, что государство должно жить для человека, а не наоборот. В 1926 году ей удалось уехать в Америку. Семь самых известных книг Рэнд ("Мы живые" (1936), "Гимн" (1938), "Первоисточник" (1943), "Добродетель эгоизма" (1964) и другие) были проданы в количестве 50 миллионов экземпляров за последние 50 лет. Ее роман “Атлант пожимает плечами” - эпический миф, который объясняет философские ошибки коллективистских обществ и это величайшее философско-эпическое произведение в истории, на языке, на котором его автор едва разговаривала.


Эсти Лаудер (Жозефина Эсфирь Ментцер) родилась 1 июля 1908 года в Короне (квартал итальянских иммигрантов) в Куинсе, Нью-Йорк. Лаудер позднее признавалась, что стыдилась своего иммигрантского происхождения и родителей, говоривших по-английски с сильным акцентом. Эсти была младшей из восьми детей. Эсти было шесть лет, когда началась Первая мировая война и к семье, жившей тогда в Куинсе, присоединился дядя Джон Скотц. Он оказал огромное влияние на впечатлительную Эсти, которая, как и многие девушки, большое значение придавала внешности. Скоро Эсти стала одержима "красотой из баночки", как она называла дядюшкин волшебный "Крем Пак". Именно дядя-дерматолог подтолкнул Эсте на создание 4 формул кремов для кожи, которые до сих пор не сняты с производства. Уже тогда магические эликсиры дядюшки Джона воплощали ее детские мечты о красоте и элегантности в те времена, когда мир был охвачен войной.

Не обладая практически ничем, кроме мечты, Эсти Лаудер начала в 1939 году, приступив к созданию величайшей частной косметической компании мира. Доходы от сбыта продукции Эсти Лаудер с начала девяностых годов превышали 2 миллиарда долларов в год. Империя косметики Лаудер сделала ее одной из богатейших женщин мира, согласно журналу "Fortune". Лаудер была единственной женщиной в этом списке, добившейся всего самостоятельно.

Элизабет Клайборн родилась в Брюсселе, Бельгия, 31 марта 1929 года в семье американцев, выходцев из Нового Орлеана. Когда Лиз было десять, ее семья бежала из Брюсселя, спасаясь от вторжения нацистов и вновь вернулась в Новый Орлеан в 1939 г. Мать Лиз обучала ее швейному искусству с очень раннего возраста, и ее строгие правила относительно одежды и внешнего вида прочно запечатлелись в памяти девушки. Раннее изучение искусства в художественных школах в Брюсселе, Бельгия (1947), Ницце, Франция (1948) и в Художественной Академии в Париже, стало для Клайборн входным билетом в сферу производства модной одежды. Выиграв в 19 лет главный приз в национальном конкурсе по дизайну, объявленном при поддержке "Harper"s Bazaar", Клайборн поссорилась с отцом, распрощавшись навсегда с его мечтой о ее художественной карьере, и уехала в Нью-Йорк делать свою судьбу. Отец дал ей пятьдесят долларов и торжественно сказал на прощанье, что "место женщины в доме", а не среди толпы нью-йоркских модниц, посетительниц постыдных тряпичных магазинов.

Сегодня ее детище, основанное в 1976 году, не просто компания с 5 млрд годового дохода и штатом сотрудников в 15 тысяч человек. Дочерними компаниями Liz Claiborne Inc являются Mexx, Juicy Couture, Kate Spade, Lucky Brand Jeans, DKNY и другие не менее известные бренды.

Мария Каллас (Сесилия София Лина Мария Калогеропулос) родилась в Нью-Йорке 2 декабря 1923 года. Ее старшая сестра Джекки родилась в Греции в 1917 году, и брат Вассилиос родился на три года позже. Вассилиос был любимцем матери, но заболел тифозной лихорадкой в возрасте трех лет и скоропостижно скончался. Эта трагедия потрясла семейство, особенно мать Марии, Евангелию. Ее мать страстно желала другого мальчика и отказывалась даже посмотреть на свою новорожденную дочь или прикоснуться к ней в течение целых четырех дней.

В шестилетнем возрасте Мария попала под машину на улице Манхэттена, и ее протащило целый квартал. Она была в коме в течение двенадцати дней и никто не ожидал, что она выживет. Ее мать решила компенсировать неудавшуюся собственную жизнь с помощью Марии и подталкивала ее к тому, чтобы она всеми силами добивалась совершенства. Каллас позже вспоминала о своем детстве: "Только когда я пела, я чувствовала, что меня любят". Пластинки с классическими записями стали ее игрушками. Она была чудо-ребенком, который начал брать уроки фортепиано в возрасте пяти лет, а уроки пения - с восьми. В девять лет она была звездой концертов в своей школе.

Она жила и пела в Афинах, когда нацисты захватили Грецию в 1940 году в начале Второй мировой войны. Семья Марии стала голодать из-за многочисленных сражений во время оккупации. Марии приходилось буквально питаться из мусорных баков в течение войны.

И до войны и после Мария постоянно ела, пытаясь восполнить едой отсутствие привязанности к ней холодной, но требовательной матери и смягчить свою незащищенность. Ко времени достижения подросткового возраста ее рост равнялся 173 см, но весила она 90 кг. И даже сумев похудеть позднее, добившись успеха, Каллас так и осталась на всю жизнь незащищенной. В 1970 году она призналась репортеру: "Я никогда не уверена в самой себе, меня постоянно гложут разнообразные сомнения и опасения".

Когда Марии Каллас было 11 лет, она слушала очень известную на то время Лили Пане в Нью-Йоркской "Метрополитен Опера" и предсказала: "Когда-нибудь я сама стану звездой, большей звездой, чем она". И стала самой обожествляемой дивой театра.

Линда Джой Вачнер родилась 3 февраля 1946 года у пожилой пары, жившей в Форест Хиллз, в Нью-Йорке. В одиннадцатилетнем возрасте Линда получила травму позвоночника в результате неудачной шутки одноклассника. Она пролежала в гипсе почти два года, и в то время у нее не было уверенности, что когда-нибудь она снова встанет на ноги. Линда говорила себе тогда: "Все, что я имею сегодня, сосредоточилось во мне, когда я была прикована к кровати. Когда ты хочешь ходить снова, ты учишься концентрировать на этом желании все свои силы и ты не останавливаешься до тех пор, пока не добьешься своего."

После несчастья, случившегося с ней, пришло решение добиться успеха. По словам Линды Вачнер, это выглядело так: "Когда я не могла ходить, я научилась давать себе маленькие клятвы, например: если я когда-нибудь встану на ноги, я никогда не устану ходить! Я знаю, я могла бы сделать больше. Это был вид психологического самовнушения."

Кризис детства был первым, но не последним в ее жизни. Она потеряла мужа всего лишь после двенадцати лет супружеской жизни в 1983 году. Она потеряла отца, когда ей было 23 года, затем единственную сестру Барбару - в 1981 году, и, в конце концов, свою мать в 1987 году.

Оставшись одна, Линда Вачнер все свое время посвятила работе. Вачнер начала с нуля: ее приняли закупщиком в торговую организацию в Нью-Йорке за 90 долларов в неделю. Ее первая должность - представитель по изучению рынка, - а по сути дела всего лишь девочка на побегушках, выражаясь языком делового менеджмента. И она же, благодаря своей неутомимой энергии и упорству, стала первой женщиной, сумевшей возглавить компанию в условиях жесткой конкуренции, переориентировать ее и завоевать покупательский рынок. Журнал "Ms." назвал ее "Женщиной года" в 1986 году, а журнал "Fortune" - "самой преуспевающей деловой женщиной в Америке" в 1992 году. Будучи руководителем "Warnaсо", самой большой компании в рейтинге журнала "Fortune", Вачнер сократила долг компании и увеличила акционерный капитал до 75 процентов. Линда Вачнер по праву считается одним из творческих гениев, изменивших точку зрения мира на женщин-руководителей.

Великие женщины 20 века, изменившие мир. Известность и успех вопреки, и благодаря.

4.75 Rating 4.75 (2 Votes)

В Санкт-Петербурге завершилась выставка картин легендарной мексиканки Фриды Кало - не только одной из самых великих художниц в мировой истории, но и женщины с очень непростой судьбой. Мы рассказываем о Фриде и других неординарных женщинах XX века, чья жизнь сложилась трагически.

Мэрилин Монро

Мать Нормы Джин Бейкер попала в психиатрическую клинику, когда будущая кинозвезда была еще ребенком. Девочка долгие годы скиталась по домам родственников и приютам, пережила череду сексуальных домогательств. В возрасте 16 лет Норму насильно выдали замуж. Несмотря на всемирное признание и бесконечную череду любовников и почитателей, Мэрилин Монро всю жизнь была очень одиноким человеком, так и не смогла завести желанного ребенка, боялась, как мать, сойти с ума и говорила, что жизнь в свете софитов и звание «секс-символа» - вовсе не ее мечта. Скончалась актриса при загадочных обстоятельствах: ее нашли мертвой в собственном доме с телефонной трубкой в руках. Рядом валялась упаковка от снотворного.

"Что хорошего в том, чтобы быть Мэрилин Монро? Почему я не могу быть просто обыкновенной женщиной? Женщиной, которая может иметь семью… Я хотела бы иметь всего одного ребенка. Моего собственного ребенка№

Анна Ахматова

Многие близкие Анны оказались жертвами репрессий. Первого мужа поэтессы, Николая Гумилева, расстреляли, третий погиб в лагерях. Трагическая судьба была уготована и сыну Ахматовой, который провел в заключении более десяти лет. Анна писала письмо Сталину с просьбой освободить мальчика, но оно осталось без ответа.

"Шекспировские драмы - все эти эффектные злодейства, страсти, дуэли - мелочь, детские игры по сравнению с жизнью каждого из нас"

Вивьен Ли

Брак Вивьен с главной любовью всей ее жизни, Лоуренсом Оливье, был непростым: актер ревновал к успеху жены, как-то раз даже выбросил в окно ее «Оскар». Много горя принесло звезде «Унесенных ветром» и слабое здоровье - она была подвержена маниакальной депрессии, а в 1945 году подхватила туберкулез. Вивьен Ли страдала от истерических припадков, временами не узнавала мужа и даже била его, лежала в психиатрической клинике, получила диагноз «биполярное расстройство личности». Оливье оказался не готов к жизни с Ли, настроение которой скакало из стороны в сторону, и в конце концов попросил развода, чтобы жениться на другой. Через семь лет после разрыва с любимым Вивьен умерла во время очередного приступа туберкулеза.

"Помните ту сцену из «Унесенных ветром», в которой Скарлетт говорит: «Хорошо, что моя мать умерла и не видит, во что превратилась ее девчонка?» Так вот, это обо мне"

Марина Цветаева

После гражданской войны поэтесса оказалась в эмиграции, где из-за сотрудничества ее мужа, Сергея Эфрона, с советским правительством, произведения Цветаевой почти не печатали. Семья поэтессы чуть не умерла от голода. В итоге Эфрон, а затем и сама Цветаева, отправились на родину. Но дома Марину ждали страшные новости: оказалось, что ее сестра несколько лет назад была арестована. Затем в ссылку отправилась дочь поэтессы. Эфрона коммунисты расстреляли. Цветаева повесилась в 1941 году, почти сразу после того, как с сыном отправилась в эвакуацию.

"Никто не может вообразить бедности, в которой мы живем. Мой единственный доход - от того, что я пишу. Мой муж болен и не может работать. Моя дочь зарабатывает гроши, вышивая шляпки. У меня есть сын, ему восемь лет. Мы вчетвером живем на эти деньги. Другими словами, мы медленно умираем от голода"

Фрида Кало

В 6 лет она перенесла полиомиелит, и одна ее нога на всю жизнь осталась тоньше другой, а в 18 стала жертвой страшной аварии: автобус, в котором ехала Фрида, столкнулся с трамваем. Переломы позвоночника, ключицы, ребер, таза, костей правой ноги, вывихнутое плечо и живот, проколотый металлическим штырем… Фрида, энергичная и жизнелюбивая девушка, оказалась надолго прикована к кровати. Проблемы со здоровьем мучили Кало всю жизнь: она так и не смогла выносить ребенка, о котором мечтала, и перенесла несколько десятков операций. Душевных страданий в жизни великой художницы было не меньше, чем физических. Муж, художник Диего Ривера, постоянно ей изменял (одной из любовниц художника была родная сестра Кало). Фрида и Диего неоднократно пытались расстаться, однажды даже развелись, но не смогли жить друг без друга - и в итоге опять поженились. Умерла великая художница от воспаления легких.

"В моей жизни было две трагедии. Первая - трамвай. Вторая - Диего. Вторая была страшнее"

Грейс Келли

Одна из самых выдающихся актрис своего времени оставила блестящую карьеру ради свадьбы с князем Монако Ренье III. Родственники монарха были против того, чтобы новоиспеченная княгиня продолжала быть «лицедеем», и красавице пришлось посвятить себя мужу и детям. Однако жизнь при дворе не принесла Грейс счастья: голливудская красавица чувствовала себя птицей в золотой клетке. Ренье был нелюдим, часто публично посмеивался над женой, ненавидел ее популярность у подданных. Занятия Грейс благотворительностью и выставками вызывали у него гнев. Дети выросли чересчур капризными и избалованными. Келли мечтала вернуться к прежней, актерской, жизни… Закончилось все трагично: у княгини случился инсульт, когда она была за рулем машины. Грейс скончалась в госпитале на следующий день.

"Здесь, в Монако, будучи женой Ренье, я могу играть только одну роль… быть его принцессой"

Регина Збарская

«Советская Софи Лорен» известна как королева подиума, любимица всего СССР и женщина, окутанная тайной. Регина была всецело предана своему мужу, художнику Льву Збарскому, который вынудил манекенщицу сделать аборт, когда та забеременела. Пытаясь справиться с чувством вины, Регина подсела на антидепрессанты. Лев же внезапно ушел от благоверной и завел новую семью. Збарская, психическое состояние которой стремительно ухудшалось, бросила карьеру в надежде вернуть супруга, но любвеобильный мужчина эмигрировал в США. Тогда Регина поняла, что Лев потерян безвозвратно, вскрыла себе вены и угодила в психиатрическую больницу… После длительного лечения, безуспешных порывов вернуться на подиум и еще одной попытки самоубийства Збарская опять оказалась в лечебнице. Там она и скончалась, наглотавшись снотворного.

"Я столько зла принесла в этот мир, и вот наступает наказание за мой грех"

Маргарита Назарова

Свою главную страсть - укрощение тигров - дрессировщица и звезда «Полосатого рейса» всецело разделяла с мужем, Константином Константиновским. Но, по злой иронии судьбы, именно эта страсть погубила несчастного мужчину. Он скончался после того, как во время выступления на него напал тигр. Маргарита не смогла смириться с потерей любимого, без которого жизнь стала ей не мила. Она ушла из цирка из-за нервного срыва. Сын Назаровой и Константиновского вырос и уехал за границу. Маргарита, до последнего отказываясь от любой помощи, скончалась в нищете и одиночестве.

"Влюблялись ли в меня? Да, часто. Все мои партнеры предлагали мне руку и сердце. Но я отвечала: «Зачем бросать семью?»"

Жаклин Кеннеди

Журналист, икона стиля и одна из самых выдающихся первых леди США не была счастлива в браке: ее холодно принял клан Кеннеди, муж то и дело ходил налево, первый ребенок родился мертвым, еще один скончался через два дня после появления на свет. Изображать идеальную супругу президента, вероятно, было непросто, но образцом силы и стойкости в глазах всего мира Жаклин стала, когда Джона Кеннеди застрелили прямо на ее глазах. Она долго отказывалась снять запачканный его кровью розовый костюм, заявив, что хочет, «чтобы все видели, что они сделали с Джоном». Через пять лет после убийства президента его вдова вышла замуж за греческого бизнесмена Аристотеля Онассиса, которого - увы - ей тоже было суждено пережить. Жаклин скончалась в 90-х от лимфомы.

"Кто способен понять, каково это - жить в Белом доме, а потом в один миг превратиться во вдову президента? В этом есть что-то безысходное. А дети? Весь мир сочувствует им. Мне страшно за них, ведь они - у всех на виду. Как обеспечить им нормальное детство?"

Женщины XX века

Что вы знаете о фильмах-портретах? Ну да, поколенческих. Их мало, качественных — еще меньше, и последних объединяет один очень важный момент: ТАМ хочется оказаться. Причем не важно совершенно, это ревущие двадцатые, или послевоенные годы, — поколение/десятилетие изображено так, будто это «то самое время», в которое нужно было родиться, чтобы почувствовать… А что, собственно? Счастье? На самом деле, есть еще одна общая черта: поиски места в мире и поиски счастья, так уж вышло, что это важные для человека любого времени вещи.

Так вот, фильм «Женщины XX века» именно такой: поколенческий портрет с особым шармом.

Поговорим о названии: главные героини (их три) разного возраста предстают со своей кучей проблем и тонной обаяния на экране как окружение 15-летнего мальчишки по имени Джейми, и сюжет, по сути, вьет спираль вокруг него. Парень попал в то время, когда сомнения движут всем, а любой парень начинается с матери… И ею тоже движут сомнения.

Мать, Доротея (состаренная Аннет Беннинг), родилась в 1924-м году, пережила военное время и Великую Депрессию, ее сын родился, когда ей было 40, и, отчасти, именно из-за разницы в возрасте ей сложно наладить с сыном связь, которая ей кажется непрочной. К тому же, она растит Джейми одна, и тревожится о том, что не справляется, что заставляет ее закрываться не только от мира, но и от сына, однако, при этом она остается оптимистичной. Она много курит, работает с биржевыми показателями, делает затяжной ремонт в большом доме и устраивает веселые ужины.

Есть Эбби (Грэта Гервиг), квартирантка Доротеи, на 9 лет старше Джейми. Она творческая личность, пережившая рак, ищущая себя то поступательно, то агрессивно, она слушает группы, которые поют, зная, что петь не умеют, ярко одевается и много фотографирует. Она из поколения девочек, чьи матери лечились от бесплодия опасным препаратом, гарантирующим рак их детям. Но зато тогда еще не слышали о ВИЧ. Конечно, она влияет на мальчика, она просвещает его, или просто посвящает в истории из своей жизни, чему-то учит, что-то показывает, иногда это даже открывает ему глаза.

Есть еще Джули (Эль Фаннинг), она на пару лет старше Джейми, и они дружат с детства. Ее мать — психолог, это модно, популярно, и даже иногда полезно, но только не для Джули. Она старается быть сильной и свободной от всех чувств, она закрытая и тихая, хотя внутри, конечно, прячет то же, что и прочие обладатели тихого омута. Она очень близка Джейми — до тех пор, пока он не поймет, что это ближе дружеской связи. Она мечется в поисках чего бы то ни было — себя, или ощущений, или той самой силы со свободой, и ей приходится непросто.

Вот три возраста женщин, которые мучились сомнениями в 70-х гг. И отыгран этот портрет десятилетия прекрасно: неуклюже высокая, сутулящаяся, лопоухая и с челкой на глазах Эль; красноволосая Грета, чья мимика почему-то чертовски напоминает трогательную физиономию Джареда Лето в фильме Аронофски (тоже фильм-портрет, кстати); Аннет Беннинг, замечательная нестереотипная мать, которая отлично вливается в бегущие 70-е, которая стремится узнать сына через музыку, которую он слушает, через разговоры с его друзьями, через экскурс по современности от квартирантки. Просто прекрасно сработано! Смотреть на игру этого актерского состава — одно удовольствие. Кстати, Джейми отлично сыграл Лукас Джейд Зуманн, у которого прежде не было ролей в масштабных кинопроектах, так что наверняка после этого фильма он отхватит ролей получше и посерьезнее. Но его характер и типаж необязательно проговаривать, ведь в названии фильма нет ни слова про мужчин (хотя он ох как хорош и ох как важен!), а еще пусть останется хоть какая-то интрига для зрителя.

Отлично передана атмосфера тех годов, времени сомнений в Соединенных Штатах. Волшебно и наркотически выглядят поездки на авто куда бы то ни было, занимательно разнообразие костюмов, ярче всего говорящих о том времени, звучит прекрасная музыка группы «Talking heads», и очень обворожителен юмор этой картины, который позволяет приобщиться к атмосфере довольно непростой и болезненной — если б только не солнце и усмешка.

Великие и самые красивые женщины 20 века...которыми восхищались миллионы...

02.10.2012, 23:57

By Редакция

Самые красивые женщины...самые красивые мужчины…рейтинг всевозможных самых-самых…Сейчас это модно. И каждое уважающее себя печатное или интернет-издание хотя бы раз в год вывесит список самых-самых за столетие или же за уходящий год. И практически всегда результаты будут относительными, так как все списки составляются по результатам опроса обычных людей, а, как известно, на выбор людей влияет достаточное количество факторов.

В этом же рейтинге - самые красивые женщины 20 века - хочется учесть все те поколения, которые восхищались их красотой. Конечно, сейчас эти красавицы либо давно ушли в другой мир, либо находятся не в самом лучшем расцвете сил. И возможно сегодня их имена не так-то и часто вспоминают. Однако в свое время за ними ходили толпы поклонников, они правили бал в светских хрониках, а плакаты с их изображениями расходились мимолетно. В настоящее время другие лица, другие звезды, но женщины 20 века оставили самый неизгладимый след в истории красоты и женственности, и ушедшее столетие без них представить просто невозможно.


София Виллани Шиколоне. Она родилась 20.09.1934 в городе Рим, но все свое детство и интересную юность провела в городке Поццуоли под Неаполем. Уже с 14 лет она мечтала стать актрисой. Софи принимала участие в конкурсе «Мисс Италия», также она была фотомоделью. Софи Шиколоне в 1952 году встретилась с Карло Понтии, известным продюсером, который не только стал ее мужем, но и открыл ей двери в большое кино.

Сначала ей доставались эпизодические роли, например, «Сердца на море». Но Софи быстро сумела завоевать любовь зрителей и также обратить на себя внимание знатных режиссеров. Поэтому уже к 20 годам она стала признанной звездой кинематографа.

За фильм «Чочара» в 1960 году Софи получила самые престижные премии - американского Оскара и кинофестиваля в Каннах. Много лет Марчелло Мастроянни был ее постоянным партнером в очень многих фильмах. За романтический фильм «Брак по-итальянски» актриса также получила «Оскара и была награждена в 1965 году премией Международного кинофестиваля в городе Москва.

А всего ей удалось сняться в более чем 20 лентах.

Мэрилин Монро




Норма Джин Бейкер Мортенсон родилась 1.06.1926, в Лос-Анджелесе. А умерла в 1962 году в Брейтвуде, Калифорния.

Она была легендой при жизни, и остается легендой даже после смерти. Прожила довольно яркую, но также короткую и трудную жизнь. Предмет мечтаний многих мужчин, секс-символ Америки, красавица, которой завидовали многие женщины, актриса, стремительный взлет которой на вершину кинематографа оказался чудом, но на самом деле она была трагедийной фигурой.

Неудачная личная жизнь, напрасные попытки доказать себе и режиссерам, что «красотка» способна на большее, чем просто демонстрация своих прелестей. Это и есть основные причины трагедии, которая разыгралась в большом богатом особняке в 1962 году утром 5 августа, где и было обнаружено тело Монро.

Но, чтобы понять всю глубину той трагедии, достаточно вернуться в прошлое, когда Джин только начинала постигать первые шаги жизни. А эти уроки были суровы: истерики матери, нищета, изнасилование отчимом, когда ей было лишь 8 лет, тоска и ощущение одиночества.

И неизвестно как бы в дальнейшем сложилась ее судьба, если бы Бог не наделил ее прекрасным телом, хорошеньким личиком и удивительной кожей, когда обаяние ангела сочетается с соблазнительностью. Ранний неудачный брак и быстрый развод, приглашение работать манекенщицей и фотомоделью - это юность Мэрилин.

В 1947 году поступило первое приглашение сняться в кино, когда актриса появилась в эпизоде «Опасные годы». Затем последовали другие предложения - "Скудда-У! Скудда-эй!"(1947 год), "Дамы из кордебалета" (1949 год), "Шаровая молния" (1950 год) и т.д. Тогда молоденькая и хорошенькая актриса понравилась критикам и публике.

Однако для всех режиссеров Монро всегда оставалась сексапильной, красивой женщиной, поэтому никто из приглашавших режиссеров не видел в ней актрису. Поэтому таков и репертуар кинолент с ее участием, о содержаниях которых можно судить даже по названиям: "Любовное гнездышко"(1951 г.), "Давай поженимся" (1951 г.), "Мы не женаты" (1952 г.), "Можно входить без стука"(1952 г.), "Джентльмены предпочитают блондинок"(1953 г.), "Как выйти замуж за миллионера"(1953 г.) и т.д.

Ажиотаж вокруг Монро достиг своего апогея, когда стало известно, что очередным ее мужем стал знаменитый американский писатель, и также драматург, Артур Миллер.

Все попытки изменить свой сексапильный экранный имидж были обречены на неудачу. И она получает приглашения на участие лишь в очередных драмах, где ей все также отведена роль пустоголовой и соблазнительной красотки.

Развод с Артуром Миллером, мысли о приближающейся старости, постоянная неудовлетворенность работой - всё это привели актрису к острой депрессии. А выход она нашла в алкоголе, наркотиках и снотворном. Не смотря на то, что официальное заключение - самоубийство, и по настоящее время день смерти величайшей актрисы вызывает немало догадок и пересудов.

После смерти Мэрилин Монро всё также продолжает привлекать к себе внимание. И в Европе и Америке было опубликовано немало книг, множество статей, в которых делалась попытка понять ее феномен.

И уже спустя почти пол столетия авторы многих книг, кинолент пытаются проникнуть в душу этой женщины, которая так и осталась непонятой. Но память о ней жива и доказывает, что Мэрлин Монро была намного более ярким явлением, чем просто сексуальная и красивая блондинка.

Одри Хепберн


Одри Хепберн родилась 4.05.1929 г. в Бельгии (местечко Иксель под Брюсселем), дочь голландской баронессы и английского банкира.

Одри свои школьные годы провела в Голландии, в оккупированном фашистами Арнхеме, где она жила после развода родителей с матерью. Там же Одри Хепберн училась балету в консерватории. Затем после войны она продолжила свое образование в Лондоне. В 50-х Одри снималась в нескольких фильмах и посещала классы актерского мастерства Эйлмера Феликса.

Французская писательница Колетт в 1951 году, после того как увидела актрису на съемках картины фильма «Малышка из Монте — Карло», настоятельно рекомендовала, чтобы именно она исполнила главную роль в фильме, написанному по ее роману «Жижи». И именно после этой успешной работы, Одри вскоре получила роль в комедии «Римские каникулы», за которую получила «Оскар», как лучшая актриса. Затем она четыре раза номинировала на Оскар.

Незаурядная и потрясающая внешность в сочетании с актерскими способностями обеспечили ее головокружительной карьерой в шоу-бизнесе и кино. Свободное время она посвящала общественной деятельности и благотворительности, была послом ЮНИСЕФ, принимала участие в миссии милосердия Сомали, и также других горячих точках.

Бриджит Бардо


Бриджит Бардо родилась в 1934 году 28 сентября в Париже, семье Анны-Мари Мюсель и бизнесмена Луи Бардо. Она вместе с младшей сестрой с самого детства занималась танцами под влиянием матери. Бриджит была не очень способной ученицей в начальной школе, но в то же время обладала грацией и природной пластикой, поэтому сосредоточилась на балетной карьере, в то время как младшая сестра, Мижану, проявила наибольшую склонность к точным наукам, поэтому и оставила танцы.

Затем Бардо в 1947 году подала документы в Национальную академию танца, но, несмотря на жесточайший отбор, оказалась в числе зачисленных, а их было всего восемь. Она посещала класс Бориса Князева, русского хореографа.

Бардо в 1949 г. участвовала в показе мод, затем ее фотографии показали сценаристу и режиссеру Марку Аллегре, который и пригласил Бриджит на кинопробы. Эти кинопробы Бардо удачно прошла и получила роль, но вскоре съемки фильма были отменены по непонятным причинам. Тем не менее, эти знакомства повлияли на ее карьеру и дальнейшую судьбу.

В 18 лет она первый раз снялась в фильме и в то же год выходит замуж за Роже Вадима.

Всего с 1952 по 1956 года Бардо снялась в 17 фильмах, это в основном были лирические комедии или мелодрамы, также она играла в постановках пьесы в театре.

Всемирная известность ей пришла после фильма «И Бог создал женщину», в которой она сыграла главную героиню, мечущуюся между мужчинами. Этот фильм в Европе вызвал шок и массу негативных откликов, был осужден католической церковью по причине обнаженных сцен и вызывающего поведения Бриджит. Но в Америке фильм стал сенсацией. Некоторые историки считают эту картину началом сексуальной революции.

С тех пор Бардо начала работать с такими известными мировыми режиссёрами как Жан-Люк Годар, Луи Маль, Кристиан Жак. Не менее известные фильмы с участием Бардо: «Бабетта идёт на войну», «Ромовый бульвар», «Вива Мария!», «Презрение». «Истина».

За свою кинематографическую карьеру Бриджит снялась в более 50-ти картинах.

Незадолго до своего сорокалетия Бриджит Бардо объявила о завершении своей карьеры и посвятила себя борьбе за благосостояние животных.

Катрин Денев

Катрин Денев. Она родилась в Париже 22.10.1943 г. и стала третьим ребенком в актерской семье Рени Денев и Мориса Дорлеака.

Свою актерскую карьеру Денев начала уже в 16 лет в комедии «Ученицы колледжа» Андре Юннебеля. Однако внимание на нее не особо обращали, а заметили только в 1963 году после участия в фильме «Пророк и добродетель» Роже Вадима, возлюбленного Катрин. Вадим Кристиан стал плодом их любви, родившийся в 1963 году.

Но мировую славу Денев получила после киномузыкального шедевра Жака Деми-«Шербурские зонтики»-который получил главный приз Каннского фестиваля.

Не один раз Катрин снималась со своим другим возлюбленным Марчелло Мастроянни. В 1972 году у них родилась дочь по имени Кьяра.

Катрин Денев всегда хранила имидж ледяной буржуазной красавицы, поэтому оставалась востребованной актрисой в течение долгих и трудных десятилетий и не боялась сниматься в проектах радикальных и неординарных режиссеров. Фильмы с ее участием - «Сука» и «Дикарь» (1975), «Танцующая в темноте» , «Голод», «Любимая теща», «Восток-Запад», «Вандомская площадь», «Монастырь», «Письмо», «Обретенное время» и другие.

Элизабет Тейлор


Невозможно представить себе историю Голливуда без этой необычайной красоты женщины с яркими фиолетовыми глазами, скандальным характером и бархатными бровями. Своевольная, капризная, жестокая, грешная, увешанная драгоценностями и разодетая, именно она олицетворяла собой женственность, которая была столь притягательна не только в искусстве, но и в жизни.

Элизабет Тейлор родилась в семье английского торговца, который торговал произведениями скульптуры и живописи. Но в возрасте семи лет, родители переехали в Америку, где папа Элизабет открыл свою художественную галерею в самом модном и богатом районе Лос-Анджелеса.

С самого детства Тейлор отличалась необычайной красотой. Поэтому первое предложение сняться в кино было в 10 лет. «Каждую минуту рождается такой», именно этот фильм положил начало ее актерской карьере.

От детских ролей, таких как «Лэсси, вернись домой» (1943 год), «Джейн Эйр» (1944 год), «Белые скалы Лувра» (1944 год), «Мужество Лэсси», «Синтия» (1947 год), постепенно Лиз перешла романтическим ролям - «Места под солнцем» (1951 год).

Что касается ее личной жизни, то здесь всегда была пища для пересудов. Когда ей исполнилось 17 лет, у нее завязался роман Говардом Хьюзом, миллиардером. А вскоре была свадьба с Ником Хилтоном, владельцем многочисленных отелей. Спустя всего несколько месяцев счастливой жизни наступили скандалы, дрязги, шумные ссоры, которые стали достоянием общественности. Затем развод и новый брак. На этот раз замужество Элизабет с Майклом Уилдингом длилось пять лет. После этого новое увлечение, такое сильное, что Тейлор принимает иудейское вероисповедание. И возможно всё сложилось бы счастливо, но ее тритий муж Майк Тодд, кинопродюсер, разбивается на самолете, который был назван в честь любимой жены - «Счастливая Лиз». Эдди Шифер - ближайший друг погибшего, стал очередным увлечением красавицы. Но в этот раз Америка была безумно возмущена, так как ради Тейлор Эдди пошел на шумный бракоразводный процесс с Дебби Рейнольдс.

Бурные романы лишь создавали дополнительную яркую рекламу ей и фильмам с ее участием. Даже скептики признавали, что Элизабет не только безумно красива, но фантастически талантлива. Были и проходные роли, которые не требовали особых усилий - «Маленькие женщины», «Айвенго», «Девушка, у которой было всё» и т.д., было немало серьезных работ - «Кошка на раскаленной крыше», «Рапсодия», «Внезапно прошлым летом» - где она показала себя также прекрасной интуитивной актрисой, которая может исполнять любые психологические роли.

Несмотря на то, что она трижды представлялась к высшей награде, но своего 1-го «Оскара» она получила только за фильм «Баттерфилд, 8» (1960 г.), и не за самую свою удачную роль.

Затем всё также ее личная жизнь переплетается с творческой. После съемок фильма «Клеопатра» с актером Ричардом Бертоном у нее начинается бурный и головокружительный роман, длившийся с переменными успехами 20 лет. Попойки этой пары и шумные скандалы много лет смаковались в печати. Но всё же и этот союз привел к высоким творческим удачам. Таким как «Кто боится Вирджинии Вулф», за роль в которой она получила своего второго «Оскара», «Укрощение строптивой».

Элизабет довольно непредсказуемая личность. Много раз газетчики писали невероятные небылицы: у Тейлор вскоре родиться восьмой внук или Элизабет выходит замуж восьмой раз. Конечно, этому предшествовало немалое количество бурных романов с актерами, ювелирами, баронами и официальный брак с Джеком Уорнером, сенатором. И вообще вряд ли кто будет предсказывать дальнейшую ее судьбу, но пока она вполне счастлива с бывшим шофером грузовика Ларри Фортенски, с которым она случайно познакомилась в клинике для алкоголезависимых.

Но может именно в этом и заключается самое главное очарование Элизабет: как и нельзя предсказать ее судьбу следующей киноэкранной работы, так и нельзя предугадать ее последующие поступки в жизни. Но в одном она всё же остается постоянной…она уникальный феномен, просто она - Актриса и Женщина. И больше не надо слов.

Грейс Келли



Грейс Келли родилась 12.11.1929 г. в Финляндии, а умерла 14.09.1982 г. в Монте-Карло.

Неприступная, элегантная, красивая и очаровательная Грейс обладала фантастически притягательной силой. Именно она стала символом роскошной женщины, вслед которой бросали восторженные взгляды все те, кто не просто искал в своем кумире то, что исчерпывалось зазывным покачиванием бедер и большим бюстом, а нечто совершенно большее. Она была наделена особой немного леденящей очаровательностью, которая была ярко выражена в ее тонких чертах лица, прорывалась сквозь безупречность манер и аристократизм поведения.

Не смотря на то, что родилась Келли в Америке, в ее жилах течет ирландская кровь. Отец ее был богатый промышленник, который занимался строительством, а в прошлом являлся чемпионом мира по гребле. Мать ее была фотомоделью в молодости. Дядя, лауреат Пулитцеровской премии, известный драматург Джордж Келли. Семья Грейс жила в роскошном особняке, Филадельфия. С самого детства Келли имела доступ в высшее общество. Но она стремилась к другому миру, отличного от того, где жили ее родители.

Грейс получила католическое образование в Рейнхилл, религиозном колледже. И именно в колледже она впервые в шестилетнем возрасте вышла на сцену, сыграв роль Девы Марии в рождественском спектакле.

Переехав в Нью-Йорк, Грейс начала работать фотомоделью, параллельно изучая актерское мастерство. Она часто пробовалась на разные роли, однако получала контракты только на рекламу сигарет, пива, пылесосов и шляп.

Наконец в 1949 г. ей всё же удалось сыграть в пьесе «Отец» А. Стриндберга. И с 1950 по 1952 года она часто стала появляться во всевозможных телевизионных программах. Поэтому на ее красоту обратили внимание, и в Голливуде предложили в фильме «14 часов» сыграть эпизодическую роль в 1951 году. И с этого началась ее замечательная, но недолгая жизнь в кино.

Он сыграла в немногим более 10 фильмах. Но при этом у нее есть «Оскар», а также слава самой кассовой актрисы времени ее славы. Грейс снималась у Фреда Циннемана в «Ровно в полдень», у Джона Форда в «Могамбо». Также в картине «Деревенская девушка» 1954 года.

Несомненно, что в ее красоте было нечто притягательное, но в то же время настораживающее. Возможно, что именно на эти качества Грейс и обратил внимание Альфред Хичкок, в трех фильмах которого она потом снялась. «В случае убийства набирайте «М»» и «Окно во двор» - лучшие работы режиссера. А, когда снимался третий фильм «Поймать вора», принц Монако обратил внимание на Келли. Затем последовала пышная свадьба, Грейс стала принцессой 18 апреля 1956 года.

В основном на этом и закончилась ее карьера в кино. Однако с 1976 по 1981 года она являлась членом совета директоров в компании «XX век Фокс». Несколько раз к ней обращались с просьбой вернуться в кино, монакский двор был против, ведь Грейс - их первая леди. Теперь ее лицо появилось на марках. По-прежнему о ней писали газеты, но уже в светской хронике.

Грейс трагически погибла 14 сентября 1982 года в автокатастрофе. Осталась в живых ее дочь, которая сидела за рулем машины.

Грейс Келли добилась в жизни всего, к чему она стремилась. Работала с лучшими актерами и режиссерами, получила «Оскар», являлась не только принцессой американского кино, но и в реальной жизни коронованной аристократкой.

Вивьен Ли


Вивиан Мэри Хартли родилась 5.11.1913 года в Индии, город Дарджилинге, а умерла в Лондоне в 1967 году 8 июля.

Вивьен являлась дочерью английского чиновника, поэтому она получила образование не в одном закрытом пансионате различных стран Европы, а в 1932 году Ли поступила и училась в Королевской академии драматического искусства. Первый выход в кино - в 1934 году, а на сцену - в 1935 году. Первые кинопробы не принесли большого плода, а вот появление молодой актрисы в театре «Амбассадор» заметили сразу. А. Корд сразу же заключил с Вивьен контракт. «Пламя над Англией», именно после съемок этого фильма зародилась романтическая легенда кинематографа, которая связала имена Лоуренса Оливье и Вивьен Ли.

К тому времени актриса была замужем за Гербертом Ли Холменом, адвокатом, а Лоуренс женат на Джин Эсмонд, актрисе. Роман двух влюбленных мучительно развивался до 1940 года, потом они наконец-то соединили свои судьбы.

Именно тогда сформировался образ экранных героинь Ли. Они были хрупкими красавицами, которых нещадно преследовали превратности жизни. Однако этот образ сложился не сразу. В первых своих картинах она играла легкомысленную красавицу - «Янки в Оксфорде», а в «Переулок Св. Мартина» - юную беспризорницу.

Звездой она стала после съемок фильма «Унесенные ветром» в 1939 году, где она сыграла роль Скарлетт О’Хары. Этот фильм до начала 70-х годов был чемпионом проката. Вивьен Ли за главную женскую роль в этом фильме получила «Оскар».

Лишь в 1941 году совместные выступления с Оливье перешли в кино. А.Корда, который долгие годы был их сердечным поверенным, задействовал обоих в мелодраме, снимавшейся в США, «Эта женщина Гамильтон».

В дальнейшем Вивьен Ли часто выступала вместе Л. Оливье в театре. Не смотря на это, всем запомнилась ее роль Анны Карениной из неудачного в других отношениях фильма Ж. Дювивье. А роль Бланш Дюбуа, фильм «Трамвая «Желание»», принесла ей еще одного «Оскара».

К этому времени личный кризис Ли, связанный с неустойчивой психикой и частыми вспышками душевной болезни, прогрессировал. Сильным ударом стал для нее развод с Оливье, который произошел в 1960 году. Она еще дважды выступила в кино, «Римская весна миссис Стоун» и «Корабль дураков». А в 1967 году Ли умерла от туберкулеза, который мучал ее почти четверть века.

Клаудиа Кардинале


Клаудиа Кардинале родилась 15.04.1939 года в Тунисе, где жила с родителями, которые переехали из Италии. Итальянская актриса телевидения и кино.

Карьера актрисы началась в 1957 году после победы на конкурсе красоты. В Венеции во время поощрительной поездки многие продюсеры стали предлагать Кардинале кинопробы, а затем и эпизодические роли, однако она поначалу от них отказывалась. Кардинале начала посещать курсы актерского мастерства при Римском Экспериментальном киноцентре. Затем кинокомпания «Видес» предложила и заключила с ней контракт на ближайшие семь лет, исполнение ролей второго плана. Согласно контракту она не имела права стричь волосы, выходить замуж и полнеть. Однако, вскоре Клаудиа вышла замуж за Фр. Кристальди, который являлся владельцем компании «Видес» и на долгие годы стал ее продюсером. Именно сотрудничество с этой компанией обеспечило актрисе довольно хорошие роли во многих фильмах. А ее имя стало известным после фильма «Красавчик Антонио» М. Болоньини.

Дебютировала Кардинале в 1960 году в фильме «Рокко и его братья» Л.Висконти. И несмотря на маленькое количество эпизодов и минимум слов ее Джинетта очень хорошо запомнилась зрителю. Висконти также приглашал ее в фильмы «Туманные звезды Большой Медведицы», «Леопард II», «Семейный портрет в интерьере».

Кардинале в 1963 году за роль простой девушки в антифашистской картине «Невеста Бубе» получила «Серебряную ленту». В этом фильме актриса сама впервые озвучила свою актрису - ее хриплый голос не нравился многим. В этом же году она снялась в фильме «8 1/2» .

Не смотря на то, что Кардинале много работала в Голливуде, она так и не достигла свободного английского разговорного, как Софи Лорен. Ее американские работы: «Мир - это цирк», «Розовая пантера», «Профессионалы», «Потерянная команда», «Дьявол с героями», «Не гони волну» и «Чудесная пара». Кардинале развелась со своим мужем Кристальди в начале 1970-х, а через несколько лет вышла замуж за П.Скуитьери, и у них родилась дочь.

Как большинство сексуальных символов Кардинале перешла на психологические роли. Такие картины: «Красная палатка», «Фицкарральдо», «Аудиенция», «Шкура». Актриса снялась практически во всех фильмах мужа. В том числе в «Корлеоне» и «Железном префекте II».

В 1988 году за вклад в киноискусство актриса получила «Давид», итальянскую национальную премию. А в 1965 году ей вручили английский орден. Она сыграла свыше 100 ролей. Живет в Париже, и очень часто появляется в документальных и телевизионных фильмах.

Джина Лоллобриджида

Джина Лоллобриджида родилась в 1927 году 4 июля в очень бедной многодетной семье. Поэтому очень рано для себя она поняла, что она хочет добиться в жизни славы, которая сможет принести ей деньги, и главное - свободу.

У Джины было самое важное оружие - это трудолюбие. И, безусловно, ее красота. В три года ее окрестили самым красивым ребенком всей Италии. В 1945 году вся ее семья переезжает и поселяется на окраине Рима. Джина также продолжает рисовать, продает свои карикатуры и шаржи. Это была реальная помощь ее семье, а также возможность насобирать денег на обучение в Риме. Но и этого оказывается мало. Она начинает учиться на скульптора, и в это же время берет уроки вокала.

Дебют в кино состоялся в 1964году, когда она начала сниматься в эпизодических ролях: «Любовный напиток», «Черный орел», «Преступление Джованни Эпископо», «Лючия Ламмермур». Но это только путь к началу ее карьеры.

В 1947 году Джина участвует в конкурсе красоты, но всё же занимает лишь второе место. Зрители аплодировали ей стоя, требуя, чтобы именно она поехала на конкурс «Мисс Италия». Однако и там опять неудача, она занимает опять-таки второе место. Но теперь Джина стала известна, ее стали многие узнавать на улице, приглашение в кино не заставили себя долго ждать. Опять маленькие роли - «Набат», «Паяцы», «Ансельмо навеки». Так продолжалось до 1951 года, пока ее не пригласили принять участие в фильме Карло Линдзани «Опасно, бандиты». Именно с 1952 года для нее начинается «большое кино». Она становится известной за пределами страны. Появляются новые работы - «Римлянка», «Провинциалка», «Хлеб, любовь и фантазия», другие. Первые награды - «Серебряная лента». .

В конце 60-х годов актриса реже появляется на телевизионном экране, а затем вовсе перестает сниматься.

В 1981 году Джина застраховала свой бюст.

Джина баллотировалась в Европарламент в 1999 году, сотрудничает с ЮНИСЕФ и ЮНЕСКО.

Сейчас ей уже 75 лет, и она в отличной форме. У актрисы уже родился внук, а она всё также обожает сильно декольтированные яркие платья и говорит, что всё у нее еще впереди.