17 декабря 2015, 17:59

О романе юного Каспарова с замечательной актрисой Мариной Нееловой судачила вся театральная Москва. Когда они познакомились, Марине было 37 лет, а Гарику - 21.

В 1984 году Каспаров познакомился с актрисой Мариной Нееловой. Ему исполнился 21 год, и он был самым молодым претендентом на звание чемпиона мира в истории шахмат.

«Наше близкое общение с Мариной Нееловой продолжалось более двух лет. Она была старше меня на 16 лет, как и все мои тогдашние подруги. Отчасти потому, что я очень быстро повзрослел. Но гораздо больше из-за того, что ровесницы, как правило, стремились поскорее выйти замуж. Об этом, разумеется, я не мог и помыслить, так как готовился к первому своему матчу на первенство мира. Все - мое здоровье, мои тренировки, мои устремления - было подчинено этой цели. С другой стороны, я был нормальным молодым человеком с обычными потребностями и желаниями. Отнюдь не монах.

У нас с ней было много общих друзей среди писателей и художников. Она очень неординарная женщина. Вполне возможно, что наш союз опирался и на ощущение нашей исключительности». (Из книги Гарри Каспарова «Дитя перемен»)

Он тогда жил в Баку и в Москве бывал лишь наездами. Неелова принимала молодого любовника у себя в квартире на Чистых прудах. Но и в свете они не раз появлялись вместе. Когда в 84-м Каспаров впервые встретился в матче за титул чемпиона мира с Анатолием Карповым , Неелова сидела в зале рядом с мамой шахматиста.

Актриса поддерживала Каспарова в трудное для него время. В матче за звание чемпиона мира с Анатолием Карповым он сначала проигрывал. Да еще со счетом 0:5! Гарри даже прозвали долгоиграющим проигрывателем. На матчах Неелова сидела рядом с Кларой Шагеновной. «Две мамы», - говорили о них.

«В конце января 1985-го при счете 5:2 нас с Карповым даже прогнали из Колонного зала Дома Союзов. Потому что Карпов, несмотря на свои заверения, что вот-вот, мол, меня дожмнет, никак не мог выиграть, а тут уже один за другим помирали члены Политбюро, и для прощальных церемоний надо было освободить территорию. Потом Карпов сдал третью партию, и вопрос даже не в том, что он был физически истощен и не мог дальше играть... Ему стало некомфортно психологически - он просто испугался, а главное, струхнули те, кто был за ним.»

Но именно Клара Шагеновна их и разлучила.

Сначала она сказала сыну:
- Тебе надо сосредоточиться на шахматах. А если ты хочешь жениться на актрисе, лучше женись сразу на целом заводском общежитии. Она же заразит тебя дурной болезнью!
Когда Неелова забеременела, Клара Шагеновна внушила сыну, что внебрачный ребенок может негативно сказаться на его спортивной карьере. Честолюбивый Гарри, уже завоевавший титул чемпиона мира, возражать не стал. Его мама заявила в прессе: «Это не наш ребенок». Как бы намекая на то, что Неелова параллельно встречалась с другим мужчиной. Гордая актриса не проронила тогда ни слова. Но дочь Ника, которую она родила, оказалась как две капли воды похожей на Каспарова. Коллеги Нееловой по театру «Современник» были возмущены поступком гроссмейстера, а Валентин Гафт прилюдно заявил:
- Каспаров недостоин, чтобы его принимали в приличном доме.

«Я почти перестал видеться с Мариной. Расставание становилось неизбежным. Поэтому и был полностью уверен в том, что ребенок, которого она носила, не мог быть моим. Каждый из нас уже имел отдельную личную жизнь. Я попытался выбросить все это из головы и сосредоточился на шахматах». (Из книги Гарри Каспарова «Дитя перемен»)

В 1987 году у Марины Нееловой родилась дочка Ника, как две капли воды похожая на Гарри Каспарова.

Сейчас Нике 28 лет. В первый класс она пошла в Париже. Отца ей заменил нынешний муж Нееловой - российский дипломат Кирилл Геворгян . Именно благодаря отчиму Ника еще в школьном возрасте побывала в разных странах и выучила несколько иностранных языков. Дочь Нееловой, жгучая брюнетка, выглядит весьма привлекательно, хотя говорит, что никогда не считала себя красавицей.

Ника училась на курсах главного художника московского театра «Ленком» Олега Шейнциса. В 2008 году закончила Королевскую академию искусств в Гааге. Училась за границей, а точнее в Нидерландах, куда ее отец, Кирилл Геворкян, несколько лет назад был назначен послом РФ.

Известно, что она не любитель публичной жизни и отличается невероятными способностями в изучении иностранных языков. В Нидерландах она закончила академию, второе образование, художественное, получала уже в Лондоне, в школе дизайна.

В 2010 году закончила школу искусств в университетском колледже Лондона. Участвовала в нескольких коллективных выставках, преимущественно в Нидерландах. В 2010 году Ника с инсталляцией «Принципы повиновения» стала победительницей конкурса «Новые сенсации», проводимого лондонской галереей Саатчи. Согласно условиям этого престижного состязания до него допускаются все выпускники художественных вузов страны. Но из многочисленных претендентов на первом его этапе отбирают 20 лучших, работы которых выставляются на ярмарке искусств в Лондоне. И только четырем победителям выдается грант на создание новых проектов. После победы она получила много интересных предложений, у нее прошла персональная выставка в Лондоне.

Также ее работы были показаны на выставках в Базеле в Швейцарии, в Париже, в Литве и в Германии. «Принципы повиновения» и еще одна работа были приобретены для галереи Саатчи. А остальные разошлись по частным коллекциям.

Марина родилась в Ленинграде. Ее мама в годы войны ушла на фронт добровольцем, бросив мечты об образовании, и участвовала в самых жестоких боях, защищая родину. Родившуюся в 1947 году малышку она обожала, поддерживала и старалась ни в чем ей не отказывать.

Марина росла спокойной и увлеченной девочкой. В четыре годика, познакомившись с балетом, она буквально влюбилась в него. Чувство восхищения танцующими ангелами будущая актриса пронесет через всю жизнь, но для себя, уже учась в школе, выберет другую профессию — актрисы.

Она вспоминает, как сидела на уроках и мечтала только о магическим мире искусства, и в своих грезах будто уносилась куда-то далеко от обычного советского класса. Тем удивительней ей было возвращаться на землю, когда учительница вызывала ее к доске.

В старших классах, когда Неелова выбирала профессию и озвучила свои желания маме, та поддержала дочь: а что? Пусть попробует!

Марина выучила самый избитый отрывок из «Войны и мира», сгорая от страха и смущения вошла в Ленинградский институт театра, музыки, и кинематографии и обнаружила там сотни высоких, красивых и стройных абитуриенток.

Мечты


к/ф «Старая, старая сказка» (1968)

Актриса с вечным «балетным» весом — 45 килограммов, до сих пор любит рассказывать, как была потрясена одним только видом своих оппоненток и в этот миг, в коридоре решила: надо хоть как-то выделиться, а то и вовсе не заметят!

Она так проникновенно прочла свой монолог, что комиссия рассмотрела в маленькой девочке драматический талант. Педагогов Неелова не разочаровала, очень скоро обретя славу неординарной артистки.

Окончив вуз, Марина мечтала только о БДТ, но соваться туда без опыта постеснялась, представив, что с ней будет, если сам Товстоногов ей откажет?! Пошла в штат Ленфильма, мечтая, что великий режиссер вожделенного театра увидит ее по телевизору и пригласит работать.

И действительно, после «Старой, старой сказки» Георгий Александрович уже был готов назначить молодой питерской артистке встречу, но она неожиданно укатила в Москву!

Конечно, в столицу актриса попала неспроста: на очередных съемках познакомилась с дебютировавшим в роли режиссера актером Анатолием Васильевым. Закрутился роман, Васильев быстро понял, что Неелова — женщина теплая, милая и душевная, и позвал замуж. Она не раздумывая согласилась и отправилась по месту жительства мужа — в Москву.

Держать удар


С Васильевым Неелова прожила восемь безоблачных лет. До сих пор вспоминает его, как восхитительного мужчину, и с улыбкой рассказывает, что именно с ним научилась держать удар.

Дело в том, что актриса всегда считалась человеком с очень хорошим, покладистым и уступчивым характером, а вот талантливый актер и режиссер Васильев безупречным не был. Темперамент и своенравие порой проскальзывали в их теплые, ласковые отношения.

Первое время Марина подчинялась, а потом поняла, что может и постоять за себя — тогда Анатолий пойдет на компромисс. Это открытие потом много раз пригодилось актрисе в жизни, на съемках, на сцене.

Спустя восемь лет влюбленные решили расстаться. Какой-то особенной причины этому не было. Просто брак исчерпал себя. Однако актриса осталась в Москве.

Скандал

Марине Нееловой было уже под сорок, когда светскую столичную тусовку облетела новость: у красавицы роман с молодым шахматным гением Гарри Каспаровым.

Ему был 21 год, и его мама был одержима его карьерой и чередой побед, которые он одерживал. Никакую Неелову, которая была старше сына на 16 лет, рядом она терпеть не хотела. Однако некоторое время влюбленным удавалось игнорировать претензии волнующейся мамы.

Актриса ввела возлюбленного во все высшие круги богемной молодежи, к которым только сама имел доступ. Он был представлен самым талантливым людям столицы. Его стали узнавать, его имя стало появляться в СМИ.

Каспаров жил в Баку, куда Неелова никогда не ездила. Зато спортсмен не обделял своим вниманием столицу, каждый свой визит появляясь на пороге у знаменитой актрисы. Союзу знаменитостей помешала мама Гарри. Ей казалось, что сын достоин большего.

Ника

к/ф «Враги» (1977)

Сразу после разрыва, который прогремел так же раскатисто, как и начало романа, выяснилось, что Неелова беременна. От беременности Марины в СМИ открестилась мама Каспарова: «Это не наш ребенок», — объяснила она публично.

Позже в своей книге Каспаров напишет несколько теплых слов о Марине и о том, что в свой 21 год был готов поверить, что ребенок действительно не от него — к тому времени каждый из них уже жил отдельной личной жизнью.

В высшей степени одаренная дочь актрисы Ника носит фамилию мамы.Она как две капли похожа на Гарри Каспарова, но причастность шахматиста к этому ребенку в официальных источниках ни Неелова, ни Каспаров никогда не подтверждали.

Ника окончила Лондонскую школу изобразительного искусства, занимается скульптурой и получает признание критиков и серьезные награды за свои работы.

Дипломат

к/ф «Красавец-мужчина» (1978)

Спустя два года после окончания скандальных отношений, домоседку, посвятившую себя дочке Марину, друзьям удалось вытащить на прием. Ее согласие поучаствовать в мероприятии оказалось роковым. Именно там Неелова встретит свою судьбу — дипломата Кирилла Геворкяна.

Следующие пять лет красавица жила на две страны: скоро ставший ее мужем Геворкян служил советником российского посольства в Париже, а Неелова никак не могла бросить свой театр.

Волчек шла навстречу любимой актрисе, перекраивая под нее расписание. Тогда в театральных кругах даже появилась шутка о том, что Неелова — жена Волчек. Впрочем, это были всего лишь актерские хохмы.

Последние годы ей так и приходится ездить за своим супругом — то в Париж, то в Гаагу… Сейчас пара обосновалась в Москве, Геворкян ждет нового назначения, а Нееловой лишь остается гадать куда они поедут в следующий раз? А в перерывах между ожиданиями играть в родном «Современнике» и радовать телезрителя появлениями то в одном, то в другом телевизионных проектах.


Дата рождения: 04.02.1987
Гражданство: Россия

Ника, твое художественное образование началось в России, где ты училась на курсах главного художника «Ленкома» Олега Шейнциса. Затем поступила в Королевскую академию искусств в Гааге (2008). Чем был обусловлен твой выбор, как проходило обучение в академии?

На первом вступительном курсе в академии мы изучали все виды искусства – живопись, графику, скульптуру, а потом каждый выбрал себе какоето направление, получил студию и в течение четырех лет работал, консультируясь с преподавателями. Правда, многие студенты до финиша не добрались. На самом деле это очень трудно – работать самостоятельно. С самого начала преподаватели предупреждали, что, как правило, лишь 6% выпускников подобных академий искусств занимаются впоследствии своей профессией – остальные не выдерживают! Мы, конечно, преподавателям не верили, были полны энтузиазма и амбиций, но теперь я действительно убедилась, что очень немногие из тех, с кем я училась в Гааге, продолжают заниматься искусством.

Что же тебя мотивировало? Ты ведь была моложе всех на курсе, когда поступила на учебу.

Наверное, это и было одним из мотивов: доказать самой себе, что я смогу работать наравне с другими и желательно даже лучше!

Почему из всех видов искусств ты выбрала инсталляцию и скульптуру?

Для меня этот выбор был однозначным с самого начала. Я както сразу влюбилась в пространство, было интересно видеть и создавать вещи в пространстве, в трех измерениях. Меня этот процесс интриговал, заставлял искать новые структуры, материалы, формы, размеры.

Инсталляции, которые ты показывала в Нидерландах, отличаются огромными размерами, требуют больших расходов материалов и, соответственно, серьезных денежных затрат. К примеру, на одну из инсталляций пошло 360 килограммов обожженного сахара. Кто финансировал ее реализацию – колледж?

Нет. (Вздыхает.) Я сама. Я всегда работала на какихто других работах, в галереях, занималась переводами, писала статьи – и это приносило заработок, который я использовала для создания своих инсталляций.

Как рождаются идеи твоих работ?

Это довольно длительный процесс накопления всего увиденного, услышанного, прочитанного за месяцы, а иногда и за годы. Я очень часто работаю со своей собственной историей, воспоминаниями детства.

Расскажи, пожалуйста, об инсталляции «There is always a time for departure…».

Это была моя последняя экзаменационная работа в Королевской академии искусств, за месяц до переезда в Лондон. Заканчивался длинный шестилетний период в моей жизни, впереди было чтото новое, неизвестное. Мне хотелось запечатлеть этот пройденный этап и неопределенность будущего. Ступая по липкому «чувствительному» полу, ощущаешь его фактуру, взаимодействуешь с ним, оставляешь следы. Для меня это чувство было необычайно оголено и усилено в тот переходный момент в моей жизни. Спираль в инсталляции – как лестница, которая, упираясь в потолок, ведет либо вверх, либо вниз, либо в никуда. В работе много ассоциаций с Голландией, ее историей, живописью XVIXVIII веков: темнокоричневые плитки, встречающиеся на полотнах Вермеера, их охристые прожженные оттенки – как символ пережитого.

А как появилась идея жженого сахара?

В детстве мы всегда жгли на ложечке сахар. Этот запах для меня – и запах детства, и какихто болезненных воспоминаний, чегото прожженного, изменившего свою консистенцию за короткие мгновения.

Многие твои инсталляции имеют философско-пессимистический настрой: лестницы, ведущие в никуда, колокола, которые никогда не зазвучат…

В основном они откликаются на чувство утраты – детства, истории, времени. Многие мои работы основаны на личном опыте.

Так сложилось, что я много переезжала – каждые пять лет, и с этим связаны детские воспоминания утрат. Я теряла один город – обретала другой, теряла одну жизнь –

обретала другую. Это был постоянный цикл непостоянства – я всегда знала, что приезжаю на время. Вот эта временность и хрупкость както укоренились во мне, мне интересно размышлять об этом в работах. После переезда в Лондон эта тема видоизменилась, я больше фокусируюсь на идее руин и реставрации истории по памяти, с сопутствующими ей искажениями прошлого.

А как создавалась инсталляция «Качели» («Attitudes to a Miss?»)?

-«Качели» я показывала в Гааге, в довольно странном соборе с десятиметровыми потолками. Я вернулась туда на очень короткое время, уже после переезда в Лондон, только чтобы сделать эту инсталляцию. Это был какойто момент возвращения в прошлое, и мне хотелось передать быструю реакцию и на это помещение, и на свое ощущение анахронизма между прошлым и настоящим. Качели для меня – это прежде всего воспоминание детства, причем это очень конкретные, реальные качели, некая иконная картинка в памяти. Я решила воспроизвести качели в большом размере в соборе. Материалом послужили старые доски из разрушенного дома, а цепи к качелям я прикрепила новые – как соединение прошлого с настоящим.

Как сложилась твоя жизнь в Лондоне? Почему ты выбрала именно Slade School of Fine Art?

Это один из лучших университетов в области искусства в Великобритании. Еще живя в Нидерландах, я отправила свои документы в Slade – ни на что, честно говоря, не надеясь. Документы подают тысячи, а на интервью отбирают 40 человек. И когда я вдруг получила приглашение на интервью, я поняла, что всетаки чтото происходит. Это поступление было для меня, наверное, самым неожиданным и большим достижением в моей жизни.

После окончания университета ты приняла участие в конкурсе «Новые сенсации», проводимом галереей Саатчи среди выпускников художественных вузов страны, и стала победительницей…

В конкурсе я приняла участие от безысходности. После окончания университета у меня не было ни работы, ни студии, к тому же заканчивалась моя британская виза. Подавая на конкурс, я особо ничего не ждала, и только когда из тысячи вошла в двадцатку, а потом попала в первую четверку, у меня появилась надежда, и я стала работать, как сумасшедшая. Инсталляция с колоколами («Принципы повиновения», 2010) на сегодняшний день одна из самых сложных и интересных для меня. Как и в работе с перевернутыми вверх корнями деревьями («The Grove», 2010), мне хотелось показать то, что скрыто от глаз, но имеет большое значение в жизни предмета. Я отлила языки колоколов из воска, смешанного с пеплом, – они потеряли все свои акустические свойства, не могли более выполнять свою главную функцию. Повиновение снятых колоколов, которые уже никогда не прозвонят, а лишь напоминают о чемто, что могло бы быть. Мне интересно вырывать вещи из их естественной среды и помещать в совершенно другой контекст, в котором они создают довольно необычное странное впечатление.

Твоя мама, Марина Неелова – одна из самых любимых актрис в России. А у тебя были когда-нибудь порывы стать актрисой?

Нет, не было. Мама их отбила (смеется), когда я была еще в возрасте трех лет. Я еще не умела говорить, но знала, что не стану актрисой!

А по папиным стопам, в дипломатической карьере не хотела себя попробовать?

Мне всегда очень нравилось исполнять роль дочери дипломата... и за все эти годы я многое увидела и многому научилась. Но, как мне сейчас кажется, я с самого начала внутренне знала, что хочу заниматься какимито видами искусства. С течением времени пришло осознание того, что это будет скульптура.

А что происходит с твоими инсталляциями после выставок?

Мои работы в основном – воплощение момента присутствия. Обычно они запечатлены в момент затянутого распада или перед самым распадом – на грани исчезновения в присутствии зрителя. Конечно, у них недолговечная жизнь. Но именно в этом и есть их суть – передавать временность жизни, страх исчезновения, смерти. До сих пор инсталляции благополучно покупали, а как будет дальше…

А кто покупатели?

Инсталляцию «Принципы повиновения» приобрел Саатчи для коллекции галереи, она у него сейчас хранится на складе. Люстру из угля купили в частную коллекцию в Лондоне, зеркала («Prophecies for the Past») с выставки “The Future Can Wait” сейчас приобретает коллекционер, а перевернутые деревья («The Grove») – это был заказ для парка в Нидерландах. Пока что все работы кудато идут, но я уже начинаю задумываться о том, что надо делать чтото более постоянное.

Какие планы на будущее?

Мне повезло, что за последнее время я получила три артпремии подряд, а также продала три инсталляции. В этом году у меня будут две персональные выставки: в апреле – в лондонской галерее Charlie Smith, а также в Берлине. Это мой первый опыт сольных выставок, поэтому ощущаю огромное напряжение и ответственность.

Твои ин сталляции, как правило, отличаются серьезными размерами, что, в свою очередь, требует больших студийных пространств для их реализации. Где ты сейчас работаешь?

Арендую небольшую мастерскую. Она слишком маленькая, чтобы делать более двух работ одновременно, так что я сейчас подыскиваю другое помещение.

Наверное, то, что ты говоришь на нескольких иностранных языках, помогает жить в таком космополитическом городе, как Лондон? Какими языками ты владеешь?

Французским, голландским, русским, английским. Сейчас изучаю итальянский.

Твое восприятие Лондона с точки зрения художника?

Начиная с первого посещения Лондона в 2006 году, я мечтала жить в этом городе. Лондон потряс меня, поразил своим предельно близким сосуществованием истории и современности, динамикой. Этот город вызывает во мне желание чтото создавать, отвечать на то, что я здесь вижу, чувствую, переживаю.

Неелова Марина Мстиславовна на протяжении последних 40 лет является актрисой, одинаково отлично выступающей в театральных постановках и на съёмочной площадке. Артистка неимоверно востребована. Она играет даже в своём преклонном возрасте в нескольких постановках. Вскоре выйдет новый кинофильм, в котором женщина сыграла одну из главных ролей.

На первом месте для артистки всегда была семья. В суровые 90-е годы прошлого столетия ради мужа и дочери Марина бросает театр и кино. Она становится хранительницей домашнего очага, обеспечивая уют родным людям. После возвращения, оказывается, что поклонники ждали её новых ролей. Артистка вознаградила почитателей своего таланта различными кинофильмами и спектаклями, позволяющими увидеть её с разных сторон.

Рост, вес, возраст. Сколько лет Марине Нееловой

После дебюта о молодой, перспективной артистке заговорили. У неё появились поклонники, число которых неустанно росло. Они знают все данные о звезде, в том числе рост, вес, возраст, сколько лет Марине Нееловой.

Несложно узнать возраст актрисы. Для этого можно произвести в уме нехитрые арифметические вычисления, зная дату появления женщины на свет. Неелова Марина Мстиславовна появилась на свет в 1947 году, после подсчётов становится ясно, что она находится в 70-летнем возрасте.

Марина Неелова, фото в молодости и сейчас которой приковывают внимание многочисленных её поклонников, имеет вес в 68 кг при росте в 165 см. Для своего возраста артистка находится в отличной физической форме.

Биография Марины Нееловой

Девочка появилась на свет в городе на Неве через полтора года после Великой Отечественной войны. Отец всё время пропадал на работе, а в нечастые часы отдыха он рисовал картины и развешивал их по квартире. Мать - Валентина Николаевна развивала девочку, поощряя все её желания. В 4 года Марина стала танцевать балет. Но всё же драматическое искусство перевесило. Без проблем вчерашняя выпускница школы поступает в театральный институт в родном городе. После получения аттестата девушка снимается в «Старой, старой сказке», которую по достоинству оценили телезрители и профессионалы.

Биография Марины Нееловой вскоре продолжается в столице Советского Союза. Проработав всего несколько месяцев в театре Юрия Завадского, актриса по приглашению Константина Райкина переходит в известный столичный театр «Современник». С этого времени она играет именно на его подмостках. Желания оставить ставшую уже родной сцену не возникало.

Фильмография: фильмы с участием Марины Нееловой в главной роли

Фильмография популярной актрисы включает большое количество самых разнообразных работ в кино. К примеру, зрители полюбили её в «Осеннем марафоне», «Карусели», «Дамах приглашают кавалеров» и других.

В 90-х годах прошлого столетия звезда советского кино снимается гораздо меньше. Она в это время начинает всё своё время посвящать любимым людям. Муж Марины Нееловой – дипломат. С ним артистка несколько лет прожила в Париже. В конце 2000-х супруг едет послом в Нидерланды. Артистка поехала вместе с ним, лишь иногда приезжая и выступая на сцене любимого «Современника».

В настоящее время Марина Неелова играет в нескольких постановках одновременно. В настоящее время она снимается в новом кинофильме

Личная жизнь Марина Неелова

Киноактриса два раза вступала в брак, каждый раз по великой любви. Подробности этого интересуют журналистов с давних пор.

В первый раз Марина Неелова вышла замуж за коллегу по артистическому цеху. В течение 8 лет популярная актриса и её супруг часто находились на съёмках отдельно друг от друга. В конце концов, актёры решили развестись, чтобы не обременять друг друга.

Личная жизнь Марина Неелова в течение ряда лет протекала параллельно со знаменитым шахматным королём Гарри Каспаровым. Влюблённые часто приходили вместе на различные мероприятия. Спустя непродолжительное время артистка забеременела, но шахматист заявил, что к ребёнку не имеет никакого отношения. До настоящего времени Марина Неелова и Гарри Каспаров не раскрывают тайну появления девочки на свет. Бывшие влюблённые не общаются до настоящего времени.

В настоящее время Марина Неелова очень счастлива. Её муж служит в посольствах Российской Федерации то в одной, то в другой европейских странах.

Семья Марины Нееловой

Семья Марины Нееловой состоит из любимого супруга и доченьки Ники. Женщина, несмотря на занятость в театральных постановках, большое количество времени уделяет именно родным и близким людям. В 90-е годы актриса уезжает на несколько лет вместе с супругом во Францию, где мужчина работает в дипмиссии.

Родители Нееловой не имели никакого отношения к театру и кино. Кем трудился отец, не знает никто. В свободное время он занимался живописью. Мать была домохозяйкой и занималась воспитанием дочери.

Дети Марины Нееловой

Марина Неелова стала матерью лишь однажды, родив дочку Нику. Кто является её отцом, до настоящего времени не знает никто. По слухам, отцом девушки стал известный шахматист Гарри Каспаров. Но сам мужчина это отрицает.

Дети Марины Нееловой – это и два её крёстных сына, которые уже достаточно взрослые. Они имеют свои семьи, в которых родились детишки. Крестники часто созваниваются с актрисой, приглашают её на семейные праздники.

Своими детьми актриса считает свои роли, каждую из которых она любит. Женщина не может назвать самую главную свою работу, они для неё все равны.

Дочь Марина Неелова - Ника

В середине 80-х годов прошлого столетия популярная артистка родила свою единственную дочь. Она назвала её Никой. Кто её отец, сама актриса скрывает.

Дочь Марина Неелова - Ника вместе с мамой и отчимом несколько лет жила во Франции. Она неимоверно талантлива. Знает французский, английский, немецкий, итальянский, испанский и русский языки.

В настоящее время девушка является известным художником. Она уже получила несколько премий на различных профильных мероприятиях.

Ника недавно встретила молодого человека, за которого в скором будущем собирается выйти замуж. Но имя его тщательно скрывается.

Бывший муж Марины Нееловой – Анатолий Васильев

Бывший супруг появился на свет в суровые довоенные годы. С детских лет показал себя талантливым человеком. Отлично читал стихи, играл в постановках школьного театра, что и определило его судьбу. Ещё в студенческие годы сыграл в нескольких кинокартинах, после чего его имя стало известно каждому жителю Советского Союза.

Бывший муж Марины Нееловой – Анатолий Васильев познакомился с девушкой в начале 70-х годов прошлого столетия. После конфетно-букетного периода влюблённые поженились. Через несколько лет супруги решили расстаться.

Васильев после расставания с супругой стал жить с другой звездой советского кино - Ией Саввиной. Официально зарегистрировались актёры буквально за несколько дней до смерти Ии. Анатолий после похорон живёт вместе с сыном супруги – Сергеем, который страдает неизлечимым недугом.

Муж Марины Нееловой – Кирилл Геворгян

В середине 80-х годов прошлого столетия популярная актриса театра и кино отдыхала в Италии. Там она познакомилась с импозантным мужчиной, который стал ей оказывать знаки внимания. Сами того не замечая, Марина и Кирилл проговорили до утра. Во второй раз они встретились в родном для Нееловой «Современнике». После этого влюблённые стали жить вместе. Через год совместного проживания они поженились. Муж Марины Нееловой – Кирилл Геворгян официально удочерил дочь актрисы. Она его считает своим настоящим отцом.

В середине90-х годов супруг работал во Франции. Актриса оставила все дела и отправилась вместе с мужем.

В настоящее время мужчина работает в Министерстве иностранных дел Российской Федерации. Несмотря на занятость, Кирилл до сих пор приглашает супругу на романтический ужин. Она считает, что ей крупно повезло в этой жизни, ведь могли их пути никогда не пересечься.

Инстаграм и Википедия Марины Нееловой

В настоящее время трудно найти человека, который бы ни пользовался социальными сетями. Артистка является вполне современной женщиной, которая зарегистрирована во многих социальных сетях. Инстаграм и Википедия Марины Нееловой позволяют узнать самую подробную информацию о жизни и творчестве женщины, её личной жизни.

Википедия рассказывает подробно о звезде советского и российского киноискусства. А вот страницу в Инстаграм, по признанию актрисы, за неё ведёт лучшая подруга, которая выставляет фото Нееловой, сделанные в разные моменты жизни. Здесь можно увидеть видеоролики из кинокартин, в которых участвовала актриса.

В минувшем году Ника Неелова окончила скульптурное отделение лондонской Slade School of Fine Art. Может быть, сей факт и остался бы незамеченным в арт-мире, не выиграй Ника премии «Новые сенсации». В этом ежегодном конкурсе, проводимом галереей Саатчи и Четвертым каналом Британского телевидения, принимают участие тысячи выпускников художественных вузов Соединенного Королевства. Так что победа Нееловой – серьезное признание таланта скульптора, только начинающего свой творческий путь, и великолепный старт на пути к завоеванию лондонского художественного рынка. До переезда в столицу Британии Ника вместе с отцом – дипломатом Кириллом Геворгяном и мамой – известной актрисой Мариной Нееловой сначала пять лет жила в Париже, затем (в конце 1990-х) семья вернулась в Россию. В 2003 году Геворгян был назначен российским послом в Нидерландах. В Гааге 16-летняя Ника поступила в Королевскую академию искусств – став, кстати, самой молодой абитуриенткой в ее истории. И вот теперь – Лондон, победа в конкурсе «Новые сенсации», на подходе – персональная выставка в галерее Charlie Smith…


Ника, твое художественное образование началось в России, где ты училась на курсах главного художника «Ленкома» Олега Шейнциса. Затем поступила в Королевскую академию искусств в Гааге (2008). Чем был обусловлен твой выбор, как проходило обучение в академии?

На первом вступительном курсе в академии мы изучали все виды искусства – живопись, графику, скульптуру, а потом каждый выбрал себе какоето направление, получил студию и в течение четырех лет работал, консультируясь с преподавателями. Правда, многие студенты до финиша не добрались. На самом деле это очень трудно – работать самостоятельно. С самого начала преподаватели предупреждали, что, как правило, лишь 6% выпускников подобных академий искусств занимаются впоследствии своей профессией – остальные не выдерживают! Мы, конечно, преподавателям не верили, были полны энтузиазма и амбиций, но теперь я действительно убедилась, что очень немногие из тех, с кем я училась в Гааге, продолжают заниматься искусством.

Что же тебя мотивировало? Ты ведь была моложе всех на курсе, когда поступила на учебу.

Наверное, это и было одним из мотивов: доказать самой себе, что я смогу работать наравне с другими и желательно даже лучше!

Почему из всех видов искусств ты выбрала инсталляцию и скульптуру?

Для меня этот выбор был однозначным с самого начала. Я както сразу влюбилась в пространство, было интересно видеть и создавать вещи в пространстве, в трех измерениях. Меня этот процесс интриговал, заставлял искать новые структуры, материалы, формы, размеры.

Инсталляции, которые ты показывала в Нидерландах, отличаются огромными размерами, требуют больших расходов материалов и, соответственно, серьезных денежных затрат. К примеру, на одну из инсталляций пошло 360 килограммов обожженного сахара. Кто финансировал ее реализацию – колледж?

Нет. (Вздыхает.) Я сама. Я всегда работала на какихто других работах, в галереях, занималась переводами, писала статьи – и это приносило заработок, который я использовала для создания своих инсталляций.

Как рождаются идеи твоих работ?

Это довольно длительный процесс накопления всего увиденного, услышанного, прочитанного за месяцы, а иногда и за годы. Я очень часто работаю со своей собственной историей, воспоминаниями детства.

Расскажи, пожалуйста, об инсталляции «There is always a time for departure…».

Это была моя последняя экзаменационная работа в Королевской академии искусств, за месяц до переезда в Лондон. Заканчивался длинный шестилетний период в моей жизни, впереди было чтото новое, неизвестное. Мне хотелось запечатлеть этот пройденный этап и неопределенность будущего. Ступая по липкому «чувствительному» полу, ощущаешь его фактуру, взаимодействуешь с ним, оставляешь следы. Для меня это чувство было необычайно оголено и усилено в тот переходный момент в моей жизни. Спираль в инсталляции – как лестница, которая, упираясь в потолок, ведет либо вверх, либо вниз, либо в никуда. В работе много ассоциаций с Голландией, ее историей, живописью XVIXVIII веков: темнокоричневые плитки, встречающиеся на полотнах Вермеера, их охристые прожженные оттенки – как символ пережитого.

А как появилась идея жженого сахара?

В детстве мы всегда жгли на ложечке сахар. Этот запах для меня – и запах детства, и какихто болезненных воспоминаний, чегото прожженного, изменившего свою консистенцию за короткие мгновения.

Многие твои инсталляции имеют философско-пессимистический настрой: лестницы, ведущие в никуда, колокола, которые никогда не зазвучат…

В основном они откликаются на чувство утраты – детства, истории, времени. Многие мои работы основаны на личном опыте.

Так сложилось, что я много переезжала – каждые пять лет, и с этим связаны детские воспоминания утрат. Я теряла один город – обретала другой, теряла одну жизнь –

обретала другую. Это был постоянный цикл непостоянства – я всегда знала, что приезжаю на время. Вот эта временность и хрупкость както укоренились во мне, мне интересно размышлять об этом в работах. После переезда в Лондон эта тема видоизменилась, я больше фокусируюсь на идее руин и реставрации истории по памяти, с сопутствующими ей искажениями прошлого.

А как создавалась инсталляция «Качели» («Attitudes to a Miss?»)?

-«Качели» я показывала в Гааге, в довольно странном соборе с десятиметровыми потолками. Я вернулась туда на очень короткое время, уже после переезда в Лондон, только чтобы сделать эту инсталляцию. Это был какойто момент возвращения в прошлое, и мне хотелось передать быструю реакцию и на это помещение, и на свое ощущение анахронизма между прошлым и настоящим. Качели для меня – это прежде всего воспоминание детства, причем это очень конкретные, реальные качели, некая иконная картинка в памяти. Я решила воспроизвести качели в большом размере в соборе. Материалом послужили старые доски из разрушенного дома, а цепи к качелям я прикрепила новые – как соединение прошлого с настоящим.

Как сложилась твоя жизнь в Лондоне? Почему ты выбрала именно Slade School of Fine Art?

Это один из лучших университетов в области искусства в Великобритании. Еще живя в Нидерландах, я отправила свои документы в Slade – ни на что, честно говоря, не надеясь. Документы подают тысячи, а на интервью отбирают 40 человек. И когда я вдруг получила приглашение на интервью, я поняла, что всетаки чтото происходит. Это поступление было для меня, наверное, самым неожиданным и большим достижением в моей жизни.

После окончания университета ты приняла участие в конкурсе «Новые сенсации», проводимом галереей Саатчи среди выпускников художественных вузов страны, и стала победительницей…

В конкурсе я приняла участие от безысходности. После окончания университета у меня не было ни работы, ни студии, к тому же заканчивалась моя британская виза. Подавая на конкурс, я особо ничего не ждала, и только когда из тысячи вошла в двадцатку, а потом попала в первую четверку, у меня появилась надежда, и я стала работать, как сумасшедшая. Инсталляция с колоколами («Принципы повиновения», 2010) на сегодняшний день одна из самых сложных и интересных для меня. Как и в работе с перевернутыми вверх корнями деревьями («The Grove», 2010), мне хотелось показать то, что скрыто от глаз, но имеет большое значение в жизни предмета. Я отлила языки колоколов из воска, смешанного с пеплом, – они потеряли все свои акустические свойства, не могли более выполнять свою главную функцию. Повиновение снятых колоколов, которые уже никогда не прозвонят, а лишь напоминают о чемто, что могло бы быть. Мне интересно вырывать вещи из их естественной среды и помещать в совершенно другой контекст, в котором они создают довольно необычное странное впечатление.

Твоя мама, Марина Неелова – одна из самых любимых актрис в России. А у тебя были когда-нибудь порывы стать актрисой?

Нет, не было. Мама их отбила (смеется), когда я была еще в возрасте трех лет. Я еще не умела говорить, но знала, что не стану актрисой!

А по папиным стопам, в дипломатической карьере не хотела себя попробовать?

Мне всегда очень нравилось исполнять роль дочери дипломата... и за все эти годы я многое увидела и многому научилась. Но, как мне сейчас кажется, я с самого начала внутренне знала, что хочу заниматься какимито видами искусства. С течением времени пришло осознание того, что это будет скульптура.

А что происходит с твоими инсталляциями после выставок?

Мои работы в основном – воплощение момента присутствия. Обычно они запечатлены в момент затянутого распада или перед самым распадом – на грани исчезновения в присутствии зрителя. Конечно, у них недолговечная жизнь. Но именно в этом и есть их суть – передавать временность жизни, страх исчезновения, смерти. До сих пор инсталляции благополучно покупали, а как будет дальше…

А кто покупатели?

Инсталляцию «Принципы повиновения» приобрел Саатчи для коллекции галереи, она у него сейчас хранится на складе. Люстру из угля купили в частную коллекцию в Лондоне, зеркала («Prophecies for the Past») с выставки “The Future Can Wait” сейчас приобретает коллекционер, а перевернутые деревья («The Grove») – это был заказ для парка в Нидерландах. Пока что все работы кудато идут, но я уже начинаю задумываться о том, что надо делать чтото более постоянное.

Какие планы на будущее?

Мне повезло, что за последнее время я получила три артпремии подряд, а также продала три инсталляции. В этом году у меня будут две персональные выставки: в апреле – в лондонской галерее Charlie Smith, а также в Берлине. Это мой первый опыт сольных выставок, поэтому ощущаю огромное напряжение и ответственность.

Твои инсталляции, как правило, отличаются серьезными размерами, что, в свою очередь, требует больших студийных пространств для их реализации. Где ты сейчас работаешь?

Арендую небольшую мастерскую. Она слишком маленькая, чтобы делать более двух работ одновременно, так что я сейчас подыскиваю другое помещение.

Наверное, то, что ты говоришь на нескольких иностранных языках, помогает жить в таком космополитическом городе, как Лондон? Какими языками ты владеешь?

Французским, голландским, русским, английским. Сейчас изучаю итальянский.

Твое восприятие Лондона с точки зрения художника?

Начиная с первого посещения Лондона в 2006 году, я мечтала жить в этом городе. Лондон потряс меня, поразил своим предельно близким сосуществованием истории и современности, динамикой. Этот город вызывает во мне желание чтото создавать, отвечать на то, что я здесь вижу, чувствую, переживаю.