Знаменитый советский поэт Роберт Рождественский уже не застал время, когда его дочь Катя стала известным на всю страну фотохудожником. На портретах Екатерины Рождественской - российские певцы, актеры, спортсмены, политики в образах героев прошлого.

За 16 лет Екатерина создала более 2,5 тысяч образов. Три тысячи звезд российского шоу-бизнеса стали ее моделями. Четыре года назад Рождественская стала главным редактором журнала «Семь дней», выпустила книгу и создала коллекцию дизайнерских платков.

Екатерина не скрывает, что своими успехами она обязана супругу, медиамагнату Дмитрию Бирюкову. Их крепкому браку уже 41 год. В молодости гадалка напророчила Рождественской трех сыновей, так и вышло. Старшему Алексею уже 30 лет, среднему Дмитрию - 27, а младшему Даниле всего – 15, его Екатерина родила в 44 года.
О секрете долгосрочного брака, поздних родах и знаменитой фамилии Екатерина Рождественская рассказала в откровенном интервью.

Вы – пример для многих женщин. Решиться родить третьего ребенка, когда подходит пятый десяток – нужно много мужества и сил. Как вы не испугались?

Екатерина Рождественская: Мне очень хотелось девочку. Мне совсем не нравился выбор одежды для мальчиков в магазинах по всему миру - все какое-то серенькое, клетчатое, полосатое. Я все время смотрела на полки, где висели детские платьица, и безумно хотела их.

Мне не было страшно. Я совершенно не чувствовала себя старородящей. Сейчас так называют уже девушек с 23 лет, поэтому мне уже было совершенно все равно. Очень важно иметь внутреннюю уверенность, и она у меня была.

Как Екатерина Рождественская чуть не потеряла сына, смотрите в программе «Ой, мамочки!» .

В первый раз вы не могли забеременеть 10 лет. Это так?

Е.Р.: Да, это было довольно сложно. Даже не знаю, почему. Может, я просто не была готова морально. Иногда надо просто расслабиться и получить удовольствие, а не пытаться забеременеть. Когда я поняла, что надо делать именно так, то сразу все получилось. С третьим ребенком, конечно, был большой перерыв. Когда я сказала старшим, что у нас будет еще малыш, они восприняли это как шутку.

В этом году вашему браку 40 лет. Это большая редкость в наше время. В чем секрет таких прочных отношений?

Е.Р.: Секретов нет. Я наблюдала за отношениями родителей, они прожили вместе 41 год. Прежде всего, нужно большое терпение. Мужчину нельзя ломать и подстраивать под себя, надо и самой подстраиваться. Нужно помнить, что вы – пара, и ты не должна быть всегда главной. Надо уметь находить какие-то пути, чтобы и ему было хорошо, и тебе.

Однажды ваш муж сказал: «Чаще всего семейная лодка бьется о быт». Когда у вас появился первый сын, еще не было хороших стиральных машин, подгузников. Как вы пережили это время с мужем?

Е.Р.: Муж стирал подгузники. Помню, он тер детское мыло на терке, потом вынимал из машины такой ком марли и часа три его распутывал. Он тогда был очень хозяйственный, все умел, поддерживал. У Лешки были осложнения после коклюша, и муж с ним ходил ночами, успокаивал.

Вы много лет работаете фотографом в издательстве, которым руководит ваш супруг. Легко ли с таким начальником?

Е.Р.: Это ужасно. Не могу сказать об этом ничего хорошего. Например, я кого-то снимаю на обложку, а он потом смотрит и говорит, что это прошлый век, и актриса уже плохо выглядит. Начинается обсуждение, и это самое ужасное. Как я могу сказать человеку, которого уже сняла, что он как-то не так смотрится?

Я не терплю вмешательства в творческий процесс, поэтому все очень сложно. Однажды я попросила больше не обсуждать никакие рабочие моменты дома, и добилась своего. Обычно я откладываю эту картинку и просто жду, когда выйдет какой-то фильм или сериал с этой звездой. Потом эти снимки хорошо идут.

Екатерина Робертовна Рождественская – дочь известного советского поэта . Талантливая, интеллигентная, образованная женщина, русская по национальности, с польскими корнями, унаследованными от отца. Переводчица, фотограф, журналист, писательница, редактор журнала «7 дней», известна публике по фотопортретам серии «Частная коллекция», опубликованным в журнале «Караван историй».

Детство и юность

Екатерина Робертовна Рождественская родилась в Москве 17 июля 1957 года в семье известного советского поэта Роберта Рождественского и Аллы Киреевой, литературного критика. Катя была старшей дочерью, ее младшую сестру зовут Ксения. С юных лет девочка впитывала культурную атмосферу семьи: к Рождественским постоянно приходили интересные люди, устраивались литературные вечера.

Екатерина посещала детский садик Литфонда, с первого класса начала изучать английский язык. Подростком мечтала стать доктором, но к выпускному году передумала и поступила в МГИМО. На факультете «международные отношения» освоила французский язык. Окончила в 1979 году.

Карьера и творчество

В молодости Катя работала на телевидении переводчиком иностранных программ на русский язык. Потом занялась литературными переводами с английского и французского. Она работала над произведениями Джона Ле Карре, и других, перевела больше десятка книг.


В 1985 году Комитет Гостелерадио СССР отправил Рождественскую в командировку в Индию. На берегах Ганга Екатерина делала репортажи для передач «Международная панорама» и «Время». Потом наступил перерыв в работе, посвященный воспитанию детей.

Поворотным для биографии Рождественской стал 1998 год: она, не будучи профессионалом, занялась фотографией. На вручении премии «ТЭФИ» зоркий глаз женщины заметил, что знаменитости в роскошных нарядах похожи на героев картин художников прошлого. Возникла идея воссоздать эти полотна с помощью фотоаппарата. Так появился проект «Частная коллекция», который автор назвала «игрой на основе искусства». Фото этой серии начал в 2000 году и сейчас продолжает публиковать журнал «Караван историй».


Кроме «Частной коллекции», Рождественская создала такие фотопроекты, как «Родня», «Сказки», «Винтаж», «Ассоциации», «Классика», «Натюрморты» и другие. В съемках женщина задействовала более 3000 моделей: актеров, певцов, спортсменов, общественных и политических деятелей, журналистов, телеведущих.

В 2001 году газета «Семь дней» начала публикацию серии «Самые красивые люди мира». Екатерина участвовала в этом проекте.


Выставка работ из серии «Частная коллекция» впервые прошла в 2002 году в Московском доме фотографии. Персональные выставки работ Рождественской посещают галереи городов России, стран ближнего и дальнего зарубежья.

Накануне 50-летия, в 2006 году, Екатерину Робертовну наградили премией «Олимпия» в категории «Арт-стиль» за оригинальную авторскую манеру в искусстве. В 2009 году Рождественскую избрали почётным членом Российской академии художеств.


В 2011-м Екатерина стала модным дизайнером. Ее линия фотоодежды «ROB-ART by Katya Rozhdestvenskaya», названная в честь отца, была экспериментом, однако стала популярной. Платья и туники с авторским принтом (фотографиями из личного архива автора) впервые были продемонстрированы в 2011 году.

Коллекция «Одежда по настроению» привлекла внимание на Mercedes-Benz Fashion Week Russia в Москве в 2012 году. В настоящее время «ROB-ART by Katya Rozhdestvenskaya» представлена в ЦУМе. Наряду с одеждой бренд представляет домашний текстиль и линейку платков.


В 2012-м Рождественская заняла пост главного редактора журнала «7 дней». 28 июля 2012 года президент Путин В. В. наградил Екатерину орденом Дружбы «за большие заслуги в развитии отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность».

С 2006 года Рождественская участвовала в нескольких фильмах: 2006-й – «Карнавальная ночь-2, или 50 лет спустя» (эпизод), 2008-2009 – «Корона Российской империи, или Снова Неуловимые» (документальный), 2012-й – «Тайны советского кино. Неуловимые мстители» (документальный).

С 2015 года начали издаваться книги Рождественской:

  • «Жили-были, ели-пили. Семейные истории» (2015) – кулинарная энциклопедия о традиционных и старинных семейных рецептах, меню дней рождения, об известных гостях ( , и другие), также содержит зарисовки из жизни.
  • «Мои случайные страны. О путешествиях и происшествиях!» (2016) – о жизни автора в Индии, Франции, Испании, Финляндии. На презентации книги автор появилась в платье в восточном стиле с собственноручно приготовленными индийскими лепешками.

  • «Взрослые игры» (2016 год) – в произведении автор открыла тайны, связанные с работой со звездами над проектом «Частная коллекция».
  • «Двор на Поварской» (2016) – книга о доме детства писательницы на ул. Воровского, 52, о его жизни и удивительных обитателях.
  • «Зеркало» (2017), «Девочка с Патриарших» (2018) – воспоминания о детстве и семье.
  • «Частная коллекция. Как создавался фотопроект» (2018) – произведение о работе над главным фотопроектом.

Личная жизнь

Екатерина Рождественская, мать троих детей, была замужем за Дмитрием Бирюковым, журналистом, президентом издательского дома «Семь Дней». Молодые познакомились в Юрмале, им было по 17 лет. Через год сыграли свадьбу. Их отношения со стороны невесты засвидетельствовал Иосиф Кобзон. Сейчас супруги в разводе.


Огромное место в личной жизни занимают дети. Старший ребенок, Алексей, родился в 1986 году в Индии. Он экономист по образованию и творческий человек по натуре: музыкант (группа «FPS»), чемпион России по киберспорту. Средний сын, Дмитрий (1989 г.р.), увлекается картингом. Младший Данила появился на свет в 2001 году, когда Рождественской было 44 года.

В одном интервью Екатерина сказала, что очень хотела девочку, но рождение мальчика было «огромным счастьем». Дети носят фамилию отца.


Екатерина Робертовна – заядлая путешественница. Она против популярных туристических маршрутов, любит исследовать глубинку. Фотограф посетила Кубу в компании телепутешественника . Всегда мечтала побывать на Алтае, родине отца.

В 2004 году Рождественская представила свою квартиру-студию в программе «Где живут знаменитости» на сайте «Недвижимость» и «РИА видео». Помещение в офисном здании фотограф обустроила сама без помощи дизайнеров.


Фотограф любит собак. Она стала помощницей своей подруги в приюте для бездомных животных. У нее есть четвероногий друг – бигль по кличке Басе, фото которого Екатерина часто публикует в Instagram .

Екатерина Рождественская сейчас

В 2017 году Екатерина участвовала в передаче «Наедине со всеми». Она призналась, что главной ее заслугой является то, что «она дочь выдающегося поэта Роберта Рождественского». После эфира пошли слухи о том, что Рождественская сделала пластику лица, так как в 60 лет выглядит на 40.

Екатерина Рождественская в программе «Наедине со всеми»

Екатерина организует литературные вечера. На одном из них, посвященном 85-летнему юбилею Роберта Рождественского в книжном магазине «Москва», ведущим был .

Фотопроекты

  • «Частная коллекция»
  • «Мужчина и женщина»
  • «Вожди»
  • «Полководцы»
  • «Фотопробы»
  • «Карты»
  • «Натюрморты»
  • «Рождественские открытки»
  • «12 месяцев»
  • «Чёрно-белое»

Книги

  • 2015 – «Жили-были, ели-пили. Семейные истории»
  • 2016 – «Взрослые игры»
  • 2016 – «Мои случайные страны. О путешествиях и происшествиях!»
  • 2016 – «Двор на Поварской»
  • 2017 – «Зеркало»
  • 2018 – «Частная коллекция. Как создавался фотопроект»

Знаменитый фотограф, главный редактор журнала «Караван историй» , автор проекта «Частная коллекция» .

Фотоработы Екатерины Рождественской видели все. Назвать их просто фотографиями невозможно, это произведения искусства. Филипп Киркоров в проекте Екатерины перевоплотился в Петра Великого, Валерий Меладзе – в Иосифа Сталина, Игорь Угольников – во Владимира Ленина. Рождественская обладает уникальным даром подмечать мельчайшие детали и воссоздавать образы. С ее легкой руки Мария Порошина стала Элиной Быстрицкой, а Александр Олешко – Сергеем Эзенштейном. Екатерина Стриженова стараниями фотохудожника превратилась в Одри Хепберн , а Юлианна Шахова стала потрясающей Мэрилин Монро .

Екатерина работала, фактически, со всеми публичными людьми нашей страны, среди персон снявшихся для ее работ спортсмены, актеры, музыканты и даже политики.

Екатерина Рождественская. Биография

Екатерина – коренная москвичка. Она родилась в семье литературного критика Аллы Киреевой и известнейшего поэта Роберта Рождественского .

«Семья у меня была уникальная, я даже в детстве понимала, что повторить такое невозможно. Между родителями были удивительные отношения. Отношения мамы и папы строились на большой любви, на взаимном уважении, на терпении и т.д., но все это было настолько ненарочито, плавно, естественно и трепетно… Они прожили вместе сорок лет. Это не был праздник каждый день, но большой ежедневный труд».

После школы Екатерина поступила в МГИМО и стала переводчиком художественных текстов с английского и французского языка. В 1998 году семья Кати пережила сильнейшее потрясение: сгорел дом семьи Рождественских. Стараясь отвлечься, Екатерина искала для себя новое интересное занятие. Случайно ее выбор пал на фотографию.

На вручении премии ТЭФИ Екатерина обратила внимание на роскошные туалеты звезд, которые напоминали ей знаменитые картины и портреты. Так родилась идея снимать известных личностей в образах разных эпох, полотен кисти различных художников.

«На одной фотографии – это откровенный китч, и он имеет право на существование. В другом – стопроцентная схожесть. В третьем – это подгон человека под то, каким он хочет себя видеть, и наоборот. Поэтому проект уже хорош тем, что каждый воспринимает его по-разному. Нет никаких правил и условностей, потому что я придумала его под себя. Такой у меня взгляд на мир!»

На данный момент Екатерина автор почти тридцати уникальных фотопроектов, участниками которых стали 2000 знаменитых людей. Все проекты Рождественская публикует в журнале «Караван историй» , главным редактором которого она является.

Кроме того, Екатерина увлекается веб-дизайном, владеет ателье модной одежды, создает образы для кино. В 2006 году фотохужожник попробовала себя в качестве актрисы. Она снялась в фильме «Карнавальная ночь -2» .

«Чтобы стать счастливой, для этого нужно что-то делать. Помню, в период развитого социализма продавали духи – сначала «Клима», потом «Мажи Нуар», и «Же озе». Когда я стала учить французский, оказалось «Же озе» – «Я осмелилась». Что мне очень понравилось. Очень верное название для нашей жизни. Нужно не сидеть – бухтеть, я ничего не могу, муж-алкоголик-дурак, толку от него никакого, ничего не может, денег не принесет… Надо самой пытаться что-то сделать, и тогда все получится, если не фотоаппаратом – так лобзиком, не кистью – так поварешкой!».

Екатерина Рождественская. Личная жизнь

Екатерина вышла замуж в 17 лет за владельца холдинга «7 дней» Дмитрия Бирюкова. Супруги счастливы в браке уже тридцать пять лет, растят троих детей.

Екатерина говорит о секрете успешного брака: «Не мешать друг другу. Выслушивать. Я очень долго была такой отдушиной, «ямкой», куда скидывается весь информационный негатив по принципу – не знаю, что делать. Вот такая проблема… выслушивала, прикидывала, и вместе что-то придумывали и как-то выходили из ситуации…»

Екатерина Рождественская. Фотопроекты

Частная коллекция

Ассоциации

Моя прекрасная леди

История белья

Мужчина и женщина

Театр одного актера

Братья и сестры

Мечты детства

Классика

Кинодивы

Семнадцатого июля 1957 года в Москве родилась Екатерина Рождественская. Ее отец - Роберт Рождественский (известный советский поэт). Мать - Алла Киреева (литературный критик).

Начало трудового пути

Екатерина Рождественская после окончания школы поступила в МГИМО. Работала на Гостелерадио. После этого делала переводы художественных произведений с французского и английского языков. В список более десятка романов вошли произведения Джона де Карре, Дж. Стейнбека, Сомерсета Моэма, Сидни Шелдона и других. Какое-то время она не работала. Екатерина воспитывала детей и занималась домашним хозяйством.

Творческая идея

На вручение премии «ТЭФИ» в 1998 г. был приглашен издатель Дмитрий Бирюков и его жена Екатерина Рождественская. Биография женщины, начиная с этого памятного дня, претерпела значительные изменения. На торжественной церемонии присутствовало много звездных артистов, блистающих своими роскошными нарядами.

Глядя на знаменитостей, Екатерина Рождественская отметила, что существует определенное сходство между некоторыми из них и персонажами знаменитых картин. Ее творческая идея была поддержана мужем.

Профессиональные работы

Екатерина Рождественская серьезно занялась фотографией в 1999 году. Первые свои работы она опубликовала в журнале под названием «Караван историй». В настоящее время она является автором более трех тысяч снимков.

Все они были созданы для таких проектов, как «Родня» и «Сказки», «Частная коллекция» и «Винтаж», а также «Ассоциации», «Классика» и «Натюрморты» и для многих других.

«Частная коллекция»

У фотохудожника Екатерины Рождественской есть своеобразная визитная карточка. Ею является ее первый и самый объемный проект, носящий название «Частная коллекция». Основной идеей стало воссоздание картин, написанных великими художниками прошлого.

Екатерина Рождественская, «Частная коллекция» которой имела большой успех, приглашала стать героями съемок известных российских звезд театра и ТВ, кино и науки, а также спортивной сферы. С 2000 года Екатерина Рождественская каждый месяц предоставляет свои работы для публикации в журнале «Караван историй». Старые полотна в этом проекте звучат по-новому, и в этом им помогают декорации и грим. В конце 2001 г. в «Частной коллекции» собрались фотографии более двухсот известных в стране и далеко за ее пределами человек.

Как призналась сама Екатерина, свой первый проект она построила на фантазии в сфере великих произведений художественных полотен. Точность грима, костюмов и декораций оживила произведения живописцев. Немаловажным фактором успеха работ стало и обаяние звезд, которые потрясли своей похожестью на оригиналы и заставили взглянуть с долей иронии на историю. Екатерина Рождественская, работы которой позволили создать сложные и многогранные образы, раскрыла современников, проведя аналог с личностями из прошлого. В этом проекте принимали участие Елена Образцова и Владимир Спиваков, и Любовь Казарновская, Анатолий Карпов и Валентин Юдашкин, Иосиф Кобзон и многие другие известные нам люди.

Рождественская Екатерина Робертовна стала снимать звездных личностей так, как до нее еще не делал этого никто. Нужный реквизит она находила, посещая антикварные магазины. Иногда необходимые вещи покупались за рубежом. Фотопортреты, сделанные автором, сочные, яркие и зрелищные. Они выполнены в формате больших картин. Работы напечатаны на холсте. Верхним слоем служит лак.

Родня

Просмотр является любимым занятием многих людей. Особый интерес вызывают те снимки, на которых запечатлено несколько поколений рода.

Проект Екатерины Рождественской «Родня» вызвал большой интерес у зрителей. Меньшовых она облачила в костюмы, которые носили в начале двадцатого века. Пресняковым как нельзя лучше подошел образ хиппи. Запашные запечатлены фотохудожницей на арене Колизея Древнего Рима в образе укрощающих тигров гладиаторов. Семья Владислава Третьяка прекрасно смотрится в костюмах Франции начала восемнадцатого века. Есть в проекте «Родня» работа, на которой запечатлен Артемий Троицкий с супругой, сыном и двумя дочерьми в образе семейки Адамс. Фото представляет собой противовес тоскливым будням современного общества.

Во всех этих работах присутствует доля самоиронии, а также гордость за свое семейство в сочетании с уважением к традициям. Для многих очень занятых членов родовых кланов, снятых автором, участие в проекте стало возможностью побыть рядом со своими близкими людьми, причем сделать это в необычной обстановке.

Мужчины и женщины

Весьма популярен у зрителей следующий проект известного автора. Это серия фоторабот «Мужчины и женщины». В проекте пожелали участвовать звездные актеры как российского шоу-бизнеса, так и зарубежного, ведь весьма заманчиво на какое-то время преобразиться, представ перед зрителями в абсолютно ином облике, а после вновь оказаться самим собой.

В рамках этого проекта в роли женщин были задействованы Николай Басков, а также Сергей Маковецкий и Сергей Зверев. Мужские образы создавали Ирина Аллегрова, Тина Канделаки и Тамара Гвердцители.

Кинодивы

Кинозвездам прошлых десятилетий Екатерина Рождественская посвятила свой новый проект. Назвала она его «Кинодивы». Коллекция Екатерины Рождественской включает в себя образы великих актрис, блиставших в тридцатых-шестидесятых годах двадцатого века. Среди них Любовь Орлова и Грета Гарбо, Вера Холодная и Одри Хепберн, а также Ада Гарднер и Марлен Дитрих. Эти томные блондинки, эффектные брюнетки, а также роковые рыженькие красавицы были объектами для подражания. Их стиль, макияж и прически копировались многочисленными поклонницами.

В проекте «Кинодивы» образы кинозвезд прошлого «примерили» известные россиянки. Среди них Валерия и Елизавета Боярские, а также Кристина Орбакайте и Ольга Дроздова, и другие. Работы, выполненные в черно-белом цвете, позволяют зрителям увидеть знаменитостей в весьма необычных ракурсах. При этом они вызывают интерес зрителя к классическому искусству, а также к истории костюма и моды.

Винтаж

Этот проект знаменитого фотохудожника позволяет всем зрителям окунуться в полузабытый мир моды мам и бабушек. Любуясь великолепными работами, каждый из нас совершит путешествие в недавнее прошлое, рассматривая модели юбок, пальто и платьев, а также прически изображенных на полотнах манекенщиц. Перед глазами зрителя проходят модные направления сороковых-восьмидесятых годов прошлого столетия. В фотоработах нашли отражения вещи, которые передают женщины из поколения в поколение, бережно достают из старинных сундуков и хранят, несмотря на быстротечность времени.

История белья

Весь двадцатый век охватывается в новом интересном проекте. Екатерина Рождественская назвала его «История белья». Особый крой натуральных изумительных тканей, пожелтевшие от времени кружева - все это навевает на зрителя воспоминания и легкую грусть. К каждой работе Дарьей Донцовой написаны своеобразные тексты.

Коллекция Pin-Lip

Так же, как и в «Истории белья», в этом проекте демонстрируется пикантная сторона повседневной жизни прошлого столетия. Все фотоработы выполнены в стиле плакатов Америки, предназначенных для мужчин. На них изображены красивые девушки с минимумом одежды, стоящие в соблазнительных позах. Все фотоработы проекта доставляют настоящее визуальное наслаждение.

Плодотворная работа и личная жизнь

Екатерина Рождественская снимает свои фото для обложки журнала под названием «Караван историй», а также для популярной газеты «Семь дней». Сегодня в ее коллекции находится более трех тысяч работ. При этом Екатерина Робертовна является автором тридцати фотопроектов, которые демонстрировались на семидесяти пяти выставках в России и ближнем зарубежье.

В 2005 году Академия предпринимательства и бизнеса РФ присвоила ей звание лауреата Национальной премии женских достижений «Олимп». В 2009 г. Екатерину избрали почетным членом Академии художеств России.

Рождественская замужем. В семье трое сыновей. Старший - Алексей, он родился в 1986 г. Средний сын - Дмитрий (1989 г. р.). Младший - Данила, он появился на свет в 2001 г. Муж Екатерины - Дмитрий Владимирович Бирюков - является первым заместителем генерального директора российского холдинга «Газпром-медиа» и президентом ЗАО Издательский дом «Семь дней».

Доброкачественная, размером с куриное яйцо. Она, вероятно, пережимала сосуды, отчего отец и терял сознание. «Она могла расти лет двадцать, - сказал нам врач. - Просто сейчас она выросла и стала давить на мозг». У отца изменился взгляд. Он стал какой-то вопросительный. В любое время суток он был одинаково вопросительный. Глубокий и странный. Отец перестал есть. Сильно похудел. Из Парижа наш друг Алекс Москович прислал специальные питательные коктейли с разными вкусовыми добавками - шоколадной, ванильной, апельсиновой. На завтрак - один, на обед - другой, на ужин - третий. По 200 граммов. И все. Москович предложил нам найти в Париже лучшего нейрохирурга, чтобы прооперировать отца. И пообещал оплатить эту операцию.

Мы все так обрадовались, как будто полдела было уже сделано! Срочно начали готовить документы. Это «срочно» растянулось на довольно долгий срок. А отцу становилось все хуже. Мы положили его в ЦКБ. Его мучили чудовищные головные боли, начался какой-то непонятный кашель. И никто никак не мог установить его причину. Он был истощен, лежал в реанимации, не мог встать, часто впадал в беспамятство. Рядом каждый день умирали люди. Эта палата была прямым путем на кладбище. Тяжелые диагнозы, тяжелый запах. Почти все без сознания. Никакого будущего. Я была уверена: чем быстрее мы заберем отсюда отца, тем дольше он проживет.

Наконец все документы были готовы, визы получены, билеты куплены. Отца одели в вязаную кепку и пальто, погрузили в машину. На выезде из больницы «Скорая» остановилась, его вынесли на воздух - к нему приехала прощаться вся наша семья.

Все хватали его за руки (руки были очень холодными), обливались слезами. Мы не верили, что еще раз увидим его.

Мы втроем - мама, папа и я - отправлялись в наш самый грустный Париж. Из аэропорта «Шарль де Голль» нас сразу привезли в госпиталь. В течение нескольких часов Робу прокрутили на всех возможных аппаратах. Операция откладывалась из-за аспирационной пневмонии. Задолго до отъезда он подавился манной кашей. Эта каша застряла у него в легких и вызвала воспаление. Из-за этого он и кашлял. Его начали лечить. Помню, как я носила его, исхудавшего, на руках - ноги уже абсолютно не держали его. При росте отца 185 см я запросто поднимала его и несла - на рентген, с рентгена... В день операции нас просили не приезжать в больницу.


Но мы конечно же поехали, сели у лифта рядом с операционной. На исходе шестого часа ожидания мама уже не могла смотреть на свои любимые сигареты, а меня уже тошнило от автоматного кофе. Но вот вышел наш знакомый врач и сказал одно-единственное слово: «OK». Что это значит? А подробности? «Не волнуйтесь, рефлексы сохранились, завтра вечером приходите, посмотрим».

В реанимации около Робы сидели две медсестры в зеленом. Они бросились к нам с мамой, как к родным. «Хорошо, что вы пришли! Надо проверить, как он выполняет команды! Попросите его сжать вашу руку». Мы обступили кровать с двух сторон. «Роба, ты нас слышишь?» Он сразу сжал наши руки… После первой операции прошло несколько месяцев, мы вернулись в Москву. Но ни о какой быстрой поправке, на которую мы так рассчитывали, речи не было.