Супернации – большие полиэтнические нации, занимающие большие территории с большими природными богатствами (Россия, США, Китай, Индия). Супернации способны играть роль легендарных « суперменов », спасающих мир, благодаря наличию ресурсов для лидирования в сферах продвижения человечества по путям спасительного прогресса, развития фундаментальной науки, освоения космического пространства, лидерства во всех важнейших сферах жизни Понятие супер наций, Теория культурных суперсистем Питерима Сорокина, Теория супер наций Фундаментальной теории цивилизационной безопасности (ФТЦБ). РОССИЙСКАЯ СУПЕРНАЦИЯ


Могущество супер нации – это ее способность обеспечивать безопасность и благополучие каждого человека, объединяемого ею. Могущество супер нации – это ее способность внести вклад в спасение всего человечества в обеспечение безопасности и благополучие каждого человека на Земле. Это ли не высшие, благороднейшие и достойнейшие цели и идеалы – обеспечить спасение, безопасность и благополучие каждого человека в России и во всем мире! МОГУЩЕСТВО СУПЕРНАЦИИ, КАК НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ


Пункт 2 статьи 13 Конституции РФ гласит: Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной Понятно, что в свое время нации был нанесен значительный ущерб догматической коммунистической идеологией. Но, как показывает практика, отсутствие мощной государственной идеологии, так же может стать большой угрозой в связи с приходом на государственные посты людей направляемых разрушительными для страны идеями и идеологиями (например, А. Р. Кох, А. В. Хорошавин) Идея могущества российской супер нации – является антидогматической по сути, и будучи принятой в качестве государственной идеологии позволит значительно снизить риска занятия государственных постов лицами, не разделяющими эту идеологию и руководимыми разрушительными для страны целями и идеями. МОГУЩЕСТВО РОССИЙСКОЙ СУПЕРНАЦИИ, КАК ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ ОСНОВА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИДЕОЛОГИИ


Человечество существует в катастрофически нестабильных средах. 7 уровней этих сред (согласно Теории катастрофически нестабильных сред могут разрушить жизнь любого из нас или даже всех жителей Земли, или запустить неуправляемые нами механизмы разрушения, в любой момент. По сути, судьба каждого зависит от могущества человеческой цивилизации – ее способности противостоять болезням, космическим, природным, техногенным и социальным катаклизмам, другим разрушительным силам и обстоятельствам. Российская супер нация уже не раз спасала человечество от множества напастей, открыла спасительные пути к освоению космоса, использованию мирного атома. Очевидно, что и в дальнейшем судьба и могущество человечества будет во многом зависеть от могущества российской супер нации. МОГУЩЕСТВО РОССИЙСКОЙ СУПЕРНАЦИИ, КАК ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ ОСНОВА ОБЩЕЦИВИЛИЗАЦИОННОЙ ИДЕОЛОГИИ НЕУНИЧТОЖИМОСТИ И МОГУЩЕСТВА ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

В напряженном графике главы администрации Щербинки Александра Кононова нелегко выбрать время для общения с прессой: дел перед Новым годом много. Но удалось найти компромисс - поговорим во время инспекции подконтрольной территории.

Депо для барышей

И вот мы едем по Щербинке, разглядывая через окна мелькающие вывески магазинов, новые здания. Останавливаемся на строительной площадке напротив парка Барыши.

Здесь возводят новое пожарное депо, которое по плану должно начать функционировать в 2016 году.

Наша основная пожарная часть находится далеко - за переездом, - рассказывает глава. - Бывали уже неприятные случаи из-за труднодоступности некоторых мест городского округа. Нами было принято решение построить пожарное депо именно в этом районе, для того чтобы жители Щербинки были защищены со всех сторон. Улица, на которой находится строящаяся часть, была переименована в улицу Спасателей, - говорит Александр Кононов.

Глава с нетерпением ждет открытия этого депо.

Я же «суворовец», поэтому очень хочется, чтобы будущие поколения выбирали для себя путь настоящих героев, например, пожарных, - говорит Кононов.

Чтобы мозг не отдыхал

Мы едем по следующим пунктам «ревизии» - школам и детским садам.

Их никогда не бывает много. Численность населения растет, все больше детей нуждается в получении образования. Моя задача - следить за тем, чтобы каждый ребенок Щербинки получил место в детском саду или школе городского в абсолютно любых моих начинаниях.

Половинки целого

За разговором не замечаем, что уже несколько минут наша машина почти не двигается.

Я бы очень хотел решить транспортную проблему. Скоро начнется строительство эстакады над переездом, которая объединит Щербинку.

Потому что почти для всех жителей нашего городского округа это болевая точка. Вы уже заметили, мы разделены железной дорогой фактически на две половины. Эту проблему надо решать. Надеемся, что строительные работы, которые недавно начались, смогут вывести Щербинку на новый уровень, - рассказал глава.

Александр Анатольевич, сложно, наверное, следить за всем в городе и не терять энтузиазма?

Вы знаете, меня с детства учили: надо заниматься тем, что тебе действительно интересно. На данном этапе своей жизни я могу с уверенностью заявить о том, что мне безумно интересна жизнь моего городского округа и моя работа. Мне действительно очень важна каждая деталь и, что самое главное, мне далеко не безразлично, а наоборот, очень важно, чтобы жизнь моих сограждан была не просто хорошей - я хочу сделать ее действительно комфортной.

Справка

Александр Анатольевич Кононов родился 2 января 1975 года в городе Орле. Учился в Суворовском училище. В 1997 году окончил Московский военный институт Федеральной пограничной службы Российской Федерации по специальности «Юриспруденция». В 2006 году окончил адъюнктуру Московского военного института Федеральной пограничной службы Российской Федерации. Присуждена ученая степень - кандидат юридических наук. С 27 февраля 2014 года по настоящее время - глава администрации городского округа Щербинка в городе Москве.

Post Views: 416

Правовое регулирование международной миграции населения и его учет в деятельности пограничных органов федеральной службы безопасности по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации">

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

240 руб. | 75 грн. | 3,75 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Кононов Александр Анатольевич. Правовое регулирование международной миграции населения и его учет в деятельности пограничных органов федеральной службы безопасности по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук: 20.02.03 Москва, 2006 216 с. РГБ ОД, 61:06-12/1178

Введение

ГЛАВА 1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ МИГРАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА НАЦИОНАЛЬНУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 13

1.1. Понятие, классификация и характерные черты международной миграции населения 13

1.2. Правовое регулирование международной миграции населения по международному праву и российскому законодательству 40

1.3. Международная миграция населения и возможные угрозы национальной безопасности Российской Федерации 62

ГЛАВА 2. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ МИГРАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ 82

2.1. Федеральные органы исполнительной власти как субъекты обеспечения национальной безопасности Российской Федерации и их полномочия в сфере международной миграции населения 82

2.2. Полномочия пограничных органов федеральной службы безопасности в сфере международной миграции населения и их взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации 104

2.3. Основные направления совершенствования правового регулирования деятельности пограничных органов федеральной службы безопасности в сфере международной миграции населения 126

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 142

БИБЛИОГРАФИЯ 148

ПРИЛОЖЕНИЯ 181

Введение к работе

во-первых, наличием такого социального явления как международная миграция населения, оказывающего существенное влияние на состояние не только демографических характеристик общества и государства, но и как фактора, влияющего на состояние национальной безопасности государства. В Концепции национальной безопасности Российской Федерации 1 на незаконную миграцию населения как вид международной миграции прямо указывается среди внешних угроз, устранение и пресечение которых отнесено к деятельности соответствующих федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, что вызывает необходимость научного анализа теоретических положений юридической науки о понятиях, сущности и содержании международной миграции населения как социального явления;

во-вторых, особенностями правового регулирования международной миграции населения, которое осуществляется как нормами международного права, так и национальным (российским) законодательством. В связи с этим возникают вопросы соответствия правового регулирования миграции населения нормами российского законодательства требованиям принципов и норм международного права и обязательств, вытекающих из международных договоров Российской Федерации. По признанию компетентных органов государства, правовое регулирование мифации населения не в должной мере учитывает требования норм международного права и обязательства Российской Федерации по международным соглашениям, что негативно сказывается на росте числа незаконных мифантов на территории России, преступности среди этой категории населения, незаконного пересечения Государственной фаницы Российской Федерации и, в целом, ставит перед государством проблемы политиче-

1 См. Указ Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. № 1300 «Об утверждении Концепции национальной безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1997. - № 52. - Ст. 5909.

4 ской, социальной, экономической адаптации их в обществе и устранения угрозы национальной безопасности государства;

в-третьих, недостаточной правовой определенностью полномочий федеральных органов исполнительной власти, в том числе тех, в которых предусмотрена военная служба, в области правового регулирования миграции населения в Российской Федерации. Практика показывает отсутствие четкой научной концепции, определяющей место и роль каждого из федеральных органов власти в данной сфере и их взаимодействия. Опыт последних 10-12 лет показывает, что включение миграционной службы в состав того или иного ведомства не дало эффективных результатов; миграционная служба как самостоятельная федеральная структура власти также недостаточно эффективна;

в-четвертых, недостаточным законодательным определением взаимодействия федеральных органов власти в сфере миграции населения. Необходимо нормами российского права, в том числе военного права, определить степень их взаимодействия в данной сфере. Возможные направления и формы взаимодействия, на наш взгляд, недостаточно исследованы в имеющейся юридической литературе, и этот пробел необходимо восполнить;

в-пятых, необходимостью совершенствования действующего законодательства, определяющего роль и место пограничных органов федеральной службы безопасности в области обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в сфере международной миграции населения. Представляется необходимым научное исследование правовых основ взаимодействия пограничных органов федеральной службы безопасности с другими федеральными органами власти по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации в данной сфере и основных направлений их совершенствования.

Научная разработанность темы диссертационного исследования.

Уровень теоретического исследования проблемы правового регулирования международной миграции населения отстаёт от практики. Теоретические вопросы международной миграции населения как социального явления исследовались учеными: А. Вишневским, В.И. Перевезенцевым, А.У. Хомра, Б.С.

5 Хоревым, В.Н. Чапеком 1 и другими. Вопросы правового регулирования международной миграции разрабатывали отечественные ученые Н.Н. Зинченко, М.Л. Тюркин, Л.Г. Ходов и другие, а также зарубежные. Международную миграцию как социальное явление в контексте обеспечения национальной безопасности исследовали Г. Витковская, О.И. Забелло, В.А. Ионцев, Т.Я. Хабриева 4 . Однако научной разработки правового регулирования международной миграции населения в аспекте деятельности федеральных органов исполнительной власти по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации в рамках самостоятельного научного исследования ранее не проводилось.

Объект диссертационного исследования - общественные отношения, возникающие в сфере правового регулирования международной миграции населения и их учет в деятельности пограничных органов федеральной службы безопасности и федеральных органов исполнительной власти по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации.

Предмет диссертационного исследования - совокупность общепризнанных принципов и норм международного права (военный аспект), междуна-

Вишневский А., Зайончковская Ж., Волны миграции. Новая ситуация. «Свободная мысль». - 1992. - № 12; Перевезенцев В.И. Методы изучения миграции населения. - М., 1975; Статистика миграции населения. - М., 1973; Хомра А.У. Определение и классификация форм миграции населения // Демографические тетради. - Киев. 1974. Вып. 9; Хорев Б.С., Чапек В.Н. Проблемы изучения миграции населения. - М, 1978.

2 Зинченко Н.Н. Миграция населения: теория и практика международно-правового ре
гулирования: Монография. - М.: Внешторгиздат, 2003; Тюркин М.Л. Сущность, структура и
перспективы совершенствования миграционного процесса в Российской Федерации / Госу
дарство и право. - 2004. - № 9; Ходов Л.Г. О современном состоянии миграции населения в
мире // Внешнеэкономический бюллетень. - 1998. -№ 1.

3 См., например: Население Молдовы и трудовая миграция: Состояние, современные
формы. Кишинев, 2000; Пирожков С, Малиновская Е., Марченко Н. Зовнішня міграція в Ук
раїні. Киів, 1997; Барри Н. Стейн. Комплексный подход // Беженцы. УВКБ ООН. - 1995. - №
2; Rasmussen, Н. No Entry. Immigration Policy in Europe. 1997; Salt, J. Current Trends in Interna
tional Migration Affair. Warsawa, 1996 и др.

4 Мировой опыт миграционной политики: ретроспектива и новейшие тенденции /
Под. ред. Г. Витковской. - М., 2004; Забелло О.И. Правовые аспекты обеспечения нацио
нальной безопасности РФ в области миграционной политики: Дис.канд. юрид. наук.
05.26.02. - М., 2002. 162 С. Миграция и национальная безопасность. Гл. ред. В.А. Ионцев. -
М., 2003; Хабриева Т.Я. Основные направления развития миграционного законодательства //
Миграция, права человека и экономическая безопасность современной России: состояние,
проблемы, эффективность защиты. Сб. статей. -М., 2000.

родных договоров Российской Федерации, норм российского права, в том числе военного права, регулирующих деятельность пограничных органов федеральной службы безопасности и их взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти в сфере международной миграции населения по пресечению угроз национальной безопасности Российской Федерации в данной сфере.

Цель диссертационного исследования - на основе комплексного научного исследования теории и практики правового регулирования международной миграции населения в современном международном праве, российском праве, в том числе военном праве, выработать научно-практические рекомендации, направленные на совершенствование правовых норм, регулирующих деятельность пограничных органов федеральной службы безопасности и их взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти в сфере международной миграции населения по пресечению угроз национальной безопасности Российской Федерации.

Задачи диссертационного исследования:

исследовать теоретические положения юридической науки о понятии, классификации и характерных чертах международной миграции населения и определить авторское отношение к дефинициям, определяющим правовое регулирование данного социального явления;

проанализировать содержание общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров Российской Федерации, российского права, в том числе военного права, регулирующих международную миграцию населения и соответствие им реалий российской действительности;

на основе научного анализа положений Концепции национальной безопасности, российского права, в том числе военного права, политических, экономических, социальных и демографических факторов, определить содержание возможных угроз национальной безопасности Российской Федерации в сфере международной миграции населения;"

осуществить научный правовой анализ полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере международной миграции населения по пресечению угроз национальной безопасности Российской Федерации;

исследовать полномочия пограничных органов федеральной службы безопасности в сфере международной миграции населения и правовые основы их взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти по пресечению угроз национальной безопасности Российской Федерации;

на основе исследования теории и практики правового регулирования международной миграции населения в Российской Федерации определить основные направления совершенствования правовых основ деятельности пограничных органов федеральной службы безопасности и их взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации в данной сфере.

Методологическую основу диссертационного исследования составляет совокупность методов познания правовых явлений и процессов, включающая исторический, сравнительно-правовой, формально-юридический, логический, структурно-функциональный, метод моделирования, системный подход к изучению правовых норм и теоретических положений, касающихся понятия, сущности и содержания правового регулирования деятельности пограничных органов федеральной службы безопасности в сфере международной миграции населения и их взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти по пресечению угроз национальной безопасности Российской Федерации.

Теоретическую основу исследования составляют труды отечественных ученых - Г.Г. Гольдина, В.А. Ионцева, С.А. Прудникова, Л.Л. Рыбаковского *, и

См. Гольдин Г.Г. Политические и правовые проблемы миграции: Учебное пособие. -М: Российская академия адвокатуры им. Ф.Н. Плевако, 2000; Ионцев В.А. Мировые миграции. - М.: Знание, 1992; Прудников С.А. Административно-правовое регулирование миграции населения в Российской Федерации // Автореф. дисс. ...канд. юрид. наук. - М., 2003; Рыбаковский Л.Л. Миграция населения: прогнозы, факторы, политика. -М. 1987.

8 зарубежных исследователей Г.С. Гудвин-Гилла, А. Комана, В. Мошняги, Г. Ру-санака, П. Стокера 1 .

Информационной основой диссертационного исследования послужили документы и материалы заседаний федеральных органов законодательной и исполнительной власти, связанные с вопросами обеспечения национальной безопасности и правового регулирования международной миграции, а также материалы парламентских слушаний, круглых столов, межведомственных и внутриведомственных научно-практических конференций 2 .

Источниковедческой основой исследования являются общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, нормы российского права, в том числе военного права, регулирующие общественные отношения, возникающие в процессе международной миграции населения и их учета в деятельности пограничных органов федеральной службы безопасности по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что на основе научного сравнительно-правового анализа понятия, классификации и характерных черт международной миграции населения, их закрепления в общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах Российской Федерации определено авторское отношение к правовому регулированию данного социального явления и соответствие ему норм российского права, в том числе военного права. Определено содержание возмож-

1 Гудвин-Гилл Г.С. Статус беженца в международном праве. - М.: ЮНИТИ, 1997;
Мошняга, В., Евдокимова, Л., Коман, А., Краузе, А., Русанак, Г. Трудовая миграция в лицах:
Люди и судьбы / Центр политического анализа и социальных технологий «CAPTES». -
Кишинев, 2000; Стокер. П. Работа иностранцев: Обзор международной миграции рабочей
силы. Пер. с англ. / Международное Бюро Труда. - Женева, 1996.

2 Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации: Мате
риалы парламентских слушаний Ком. Гос. Думы по делам общественных объединений и ре
лигиозных организаций от 16 сент. 1999 г.; Миграция в России: проблемы и противоречия:
Материалы парламентских слушаний от 4 апреля 2002 г., Москва / Ком. Гос. Думы по делам
национальностей, Ком. Гос. Думы по делам Содружества Независимых Государств и связям
с соотечественниками, Ком. Гос. Думы по международным делам, Ком. Гос. Думы по безо-

9 ных угроз национальной безопасности Российской Федерации в сфере международной миграции населения. На основе правового анализа норм российского права, в том числе военного права, констатировано место и роль федеральных органов исполнительной власти по пресечению угроз национальной безопасности Российской Федерации в сфере международной миграции населения. Впервые в практике научных исследований проанализированы полномочия пограничных органов федеральной службы безопасности в сфере международной миграции населения и их взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти по пресечению угроз национальной безопасности Российской Федерации, а также определены основные направления совершенствования и организации правовых основ этой деятельности.

По итогам проведенного исследования на защиту выносятся следующие научные положения и выводы:

международной миграции населения как совокупности общественных отношений по подготовке к перемещению, перемещению индивида (группы индивидов) по различным причинам через государственные границы двух и более государств и адаптация их временно или постоянно на новых территориях, как правило, с приобретением иного правового статуса;

правового регулирования международной миграции населения как целенаправленного, организованного и эффективного воздействия с помощью правовых средств на общественные отношения и поведение индивидов, складывающиеся в сфере международной миграции населения;

законной миграции населения как международной миграции населения, совершаемой индивидом (группой индивидов) в соответствии с действующими нормами международного права и национального законодательства государств выезда, въезда, пребывания и транзита;

пасности; Национальная безопасность и миграционная политика: Материалы Парламентских слушаний. Ноябрь 2005 г. Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности и др.

10 незаконной миграции населения как международной миграции населения, совершаемой индивидом (группой индивидов) с нарушением действующих норм международного права и национального законодательства государств выезда, въезда, пребывания и транзита.

    Авторское предложение по выделению характерных черт международной миграции населения, таких как: увеличение масштабов международной миграции и, как следствие, усиление напряженности в рамках миграционных потоков; рост числа трудящихся-мигрантов; сохранение определенного числа беженцев и лиц, к ним приравненных; увеличение численности незаконных мигрантов; усиление конкурентной борьбы стран за ведущую роль в привлечении мигрантов; образование новых миграционных центров.

    Авторский подход и уточнение оснований классификации угроз национальной безопасности Российской Федерации: по сфере общественной деятельности; по источнику угрозы; по объективному и субъективному отношению к человеческой деятельности; по вероятности реализации; по территориальным пространствам. Авторский подход к соотношению понятий «депортация» (как мера пресечения и предупреждения) и «выдворение» (административное наказание).

    Авторское уточнение дефиниции депортации. Под депортацией понимается мера административного пресечения, заключающаяся в принудительном препровождении иностранного гражданина из Российской Федерации в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в Российской Федерации, а такэ/се в целях предупреждения совершения иных правонарушений.

    Предложения по совершенствованию правового регулирования международной миграции населения в контексте деятельности пограничных органов

федеральной службы безопасности по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации.

Практическая значимость диссертационного исследования заключается в возможности использования его теоретических положений и научных рекомендаций в дальнейшем развитии теории правового регулирования международной миграции населения, в практической деятельности сотрудников пограничных органов федеральной службы безопасности, Министерства иностранных дел Российской Федерации (далее - МИД России), Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - МВД России) в ходе обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в процессе регулирования международной миграции населения. Теоретические положения и выводы диссертационного исследования могут быть использованы в дальнейшей деятельности государства по совершенствованию правового регулирования международной миграции населения в Российской Федерации, в учебном процессе в военных образовательных учреждениях, а также в процессе совершенствования и развития норм военного права.

Выводы и предложения автора исследования могут быть использованы как рекомендации по совершенствованию учебного процесса, подготовки личного состава, научного обеспечения деятельности пограничных органов федеральной службы безопасности по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации в сфере международной миграции населения, в программах обучения в вузах ФСБ России, осуществляющих подготовку офицеров для пограничных органов федеральной службы безопасности, где предусмотрено изучение специальных разделов (тем) по вопросам обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в сфере международной миграции населения, а также взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти в сфере пресечения угроз национальной безопасности Российской Федерации со стороны международной миграции населения.

Апробация результатов исследования автором осуществлена в процессе участия в межведомственной научно-практической конференции Москов-

12 ского пограничного института ФСБ России «Актуальные проблемы правового обеспечения оперативно-служебной деятельности органов безопасности». Автор также принимал участие в деятельности представительства Управления Верховного Комиссара ООН по делам беженцев на территории Российской Федерации по подготовке методических материалов «Принцип невысылки». Общий объем публикаций по теме диссертационного исследования составил 7 п.л. Структура диссертации определяется целью и задачами научного исследования и состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения, библиографии и приложений.

Понятие, классификация и характерные черты международной миграции населения

Современная международная миграция населения представляет собой многогранное явление, влияющее на все стороны развития личности, общества и государства, будь то экономика, политика или правовая действительность.

По мнению большинства специалистов1, международная миграция в про-мышленно развитых странах Западной Европы, США, Канаде, Австралии и некоторых других странах оказывает противоречивое влияние на социально-экономическую жизнь общества. С одной стороны - в этих странах ею компенсируется нехватка собственной рабочей силы в связи с быстрым старением коренного населения, которое приводит к экономической стагнации и замедлению научно-технического прогресса. С другой стороны - международные мигранты, заполняя трудовые вакансии, обостряют конкуренцию на рынке труда.

В развивающихся странах международная миграция населения оказывает существенное влияние на повышение экономического уровня жизни: поступление денежных переводов международных мигрантов образуют существенный процент государственного бюджета. Так, в 1982г. ежегодный приток переводов от трудящихся мигрантов в Пакистан на 20% превышал объем выручки этой страны от товарного экспортного оборота и был достаточен для оплаты половины импорта, составляя одновременно 11,5% ВВП; в Бангладеш он достигал 79% поступлений от экспорта в 1983г. и в 2 раза превышал стоимость импорта нефти; в Индии в 1980-1983 гг. сумма денежных переводов составляла от 25 до 33%о доходов от экспорта1.

Однако международная миграция населения порождает серьезные социальные и политические проблемы, как в странах иммиграции, так и в странах эмиграции. В странах, где отмечается массовый въезд, присутствие значительного количества иммигрантов ставит под угрозу расовую, этническую, культурную и религиозную целостность общества. Это, в свою очередь, приводит к проявлению шовинизма, расизма и других проявлений экстремизма.

В странах массового выезда ощущается нехватка квалифицированных кадров, остро стоит проблема адаптации реэмигрантов.

Наконец, с международной миграцией не без основания связывают такие негативные явления как терроризм, наркобизнес, контрабанда, торговля людьми и другие.

Поэтому международная миграция населения как никакое другое явление фокусирует ряд проблем, которые обществу и государству предстоит решать.

Уровень разработанности понятия, характеризующего то или иное общественное явление, во многом зависит от продолжительности, глубины и разма-ха проводимых исследований. Так сложилось, что большинство отечественных и зарубежных исследователей миграции населения не рассматривали это социальное явление с точки зрения его юридической природы.

Анализ научных источников позволяет сделать вывод о том, что единого подхода к пониманию сущности и содержания международной миграции в юридической науке не сложилось. Для отечественной науки сложность процесса определения понятия обусловлена тем, что термин «международная миграция населения» в работах российских ученых стал встречаться только в последнее время2.

Большинством исследователей3 признается, что международная миграция населения - одна из разновидностей миграции населения. Поэтому, в целях всесторонней разработки дефиниции, необходимо взять за основу понятие «миграция населения». В результате обобщения существующих в зарубежной и отечественной литературе подходов и точек зрения, можно говорить об отсутствии юридического определения понятия «миграция населения» как в международном праве, так и в российском законодательстве. Как справедливо отмечает М.Л. Тюркин, парадоксальность данного обстоятельства является косвенным признаком неупорядоченности миграционной деятельности в Российской

Федерации1. В этой связи закономерным итогом поиска стала свободная трактовка понятия «миграция» российским законодательством без обоснования его дефиниции, научной сущности.

Изучение ряда основных семантических источников показало, что под миграцией авторы понимают «переселение людей, связанное с изменением места жительства»; «перемещение, переселение, связанное, как правило, со сменой места жительства»; «переезд людей из одной страны в другую с наме-рением обосноваться» и др.

По С. И. Ожегову, миграция - это перемещение, переселение (например, населения одной страны в другую.

Энциклопедический словарь «Народонаселение» определяет миграцию населения как перемещение людей через границы тех или иных территориальных образований с переменой места жительства навсегда или на более или менее длительное время.

Правовое регулирование международной миграции населения по международному праву и российскому законодательству

Особенности, видовые характеристики международной миграции населения определяют содержание ее правового регулирования.

Правовое регулирование международной миграции населения в последнее время начинает занимать одно из главных мест в исследованиях правовых явлений1. Вместе с тем, автором отмечается отсутствие четко выраженных подходов к системе, принципам, задачам правового регулирования международной миграции населения. Нет научного определения понятия правового регулирования международной миграции населения, в то время как проблема правового регулирования международной миграции в научных кругах поднималась неод-нократно. Ни одним из исследователей дефиниции правового регулирования международной миграции не предлагались.

Правовое регулирование общественных отношений - одна из ключевых правовых категорий. Анализ юридической литературы позволяет сделать вывод о том, что в науке сформировалось единое понимание сущности правового регулирования3. Существующие разногласия носят узко-научный, междоктри-нальный характер и в работе нами не рассматриваются.

В основу исследования нами берется определение, приведенное В. М. Карельским и В. Д. Переваловым: «Правовое регулирование - это целенаправленное воздействие на поведение людей и общественные отношения с помощью правовых (юридических) средств»1.

В этой связи предлагается под правовым регулированием международной миграции населения понимать целенаправленное и организованное воздействие с помощью правовых средств (юридических норм, индивидуальных предписаний, правоотношений и т.д.) на общественные отношения и поведение индивидов, складывающиеся в сфере международной миграции населения.

Правовое регулирование международной миграции населения осуществляется как международным, так и национальным правом Российской Федерации.

Основу международно-правового регулирования международной миграции населения составляют общепризнанные принципы и нормы международного права и международных договоров Российской Федерации2.

Регулятивное воздействие норм международного права призвано упорядочить межгосударственные отношения в области международной миграции населения. Особенностью международно-правового регулирования является то, что государства руководствуются нормами, которые сами и создают. Согласование воли государств является необходимым условием образования тех или иных правовых средств, направленных на урегулирование межгосударственных отношений в сфере международной миграции населения. Международно 42 правовое регулирование обеспечивает баланс интересов государств в области международной миграции населения. Сложность такого процесса обуславливается стремлением, причем вполне оправданным, в большей мере стремиться удовлетворить собственные национальные интересы.

Это обстоятельство подтверждается процедурой подписания международных договоров. Процесс нормообразования в межгосударственном регулировании гораздо более сложный по сравнению с процессом нормообразования в национальном праве отдельных государств.

1. Реальная возможность (право) международного мигранта покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну.

Всеобщая декларация о правах человека провозгласила основополагающее начало международной миграции. Предоставление государством возможности совершать международную миграцию необходимо, по мнению диссертанта, отличать от международной миграции, совершаемой помимо воли индивида. К таковым относится продажа в рабство, насильственный вывоз и т. п. Противодействие указанным противоправным явлениям осуществляется в рамках международно-правового регулирования.

2. Предоставление права въезда международному мигранту относится к внутренней суверенной компетенции государства.

Отличительным признаком государства как субъекта международного права является государственный суверенитет.

3. Каждый международный мигрант должен иметь реальные возможности (право) поиска и получения убежища.

Реализация права индивида на защиту своей жизни, здоровья, возможности придерживаться определенных политических взглядов посредством поиска защиты в других странах, в определенной степени гарантирована международными соглашениями государств2. Вместе с тем, государства, предоставляя возможность укрыться на своей территории, гарантируют безопасность и защиту индивиду, однако, ставят определенные условия как въезда и пребывания, так и последующего выезда.

Федеральные органы исполнительной власти как субъекты обеспечения национальной безопасности Российской Федерации и их полномочия в сфере международной миграции населения

Основным субъектом обеспечения национальной безопасности в сфере международной миграции населения выступает государство, осуществляющее свои функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Государство не только обеспечивает безопасность каждого гражданина на территории страны, но и гарантирует гражданам Российской Федерации, находящимся за ее пределами, защиту и покровительство.

Категория «национальная безопасность» имеет отношение практически ко всем сферам социальной жизни общества и государства. Закон Российской Федерации «О безопасности»1 придал деятельности по обеспечению национальной безопасности системный характер. В соответствии с ним субъектами обеспечения национальной безопасности в сфере международной миграции населения являются органы законодательной, исполнительной и судебной властей, общественные и иные организации, граждане, принимающие участие в обеспечении национальной безопасности.

В интересах настоящего исследования нами будут рассмотрены основные полномочия федеральных органов исполнительной власти как субъектов обеспечения национальной безопасности в области международной миграции населения.

В этой связи к основным органам обеспечения национальной безопасности в области международной миграции населения следует отнести Министерство внутренних дел Российской Федерации2, Министерство иностранных дел Российской Федерации, Федеральную службу безопасности Российской Федерации.

Руководство деятельностью федеральных органов исполнительной власти по обеспечению национальной безопасности в сфере международной миграции населения осуществляют Президент Российской Федерации1 и Правительство Российской Федерации.

В соответствии с действующим законодательством Правительство Российской Федерации принимает необходимые меры по обеспечению националь-ной безопасности Российской Федерации, осуществляя руководство и материальное обеспечение функционирования системы органов национальной безопасности в сфере международной миграции населения.

Полномочия федеральных органов исполнительной власти в сфере обеспечения национальной безопасности в области международной миграции населения можно условно разделить на общие и специальные. К общим относятся полномочия, осуществляемые по мере реализации государственной политики в той или иной области, в зависимости от направления деятельности органа. Специальными являются полномочия, которыми наделяется орган для решения проблем в области международной миграции населения. Исходя из целей исследования, целесообразно основное внимание уделить специальным полномочиям.

Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России), является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, охраны правопорядка, обеспечения общественной безопасности и непосредственно реализующим основные направления деятельности органов внутренних дел Российской Федерации, внутренних войск МВД России.

Министерство возглавляет систему органов внутренних дел, в которую входят: министерства внутренних дел республик, главные управления, управления и отделы внутренних дел краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, районов, городов, районов в городах, закрытых административно-территориальных образований, управления (линейные: управления, отделы, отделения) внутренних дел на железнодорожном, воздушном и водном транспорте, управления (отделы) на особо важных и режимных объектах, региональные управления по борьбе с организованной преступностью, территориальные органы управления учреждениями с особыми условиями хозяйственной деятельности, окружные управления материально-технического и военного снабжения, образовательные, научно-исследовательские учреждения и иные подразделения, предприятия, учреждения и организации, созданные для осуществления задач, возложенных на органы внутренних дел и внутренние войска.

Нормативную правовую основу деятельности МВД России в сфере обеспечения национальной безопасности в области международной миграции населения составляют: Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы1, указы и распоряжения Президента Российской Федерации2, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации.

Похожие диссертации на Правовое регулирование международной миграции населения и его учет в деятельности пограничных органов федеральной службы безопасности по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации