Любой заказчик заинтересован в экономически обоснованной смете с минимальной ценой и при качественном проекте, а подрядчик в максимальной выгоде от строительного процесса. На этом фоне возникает множество споров и конфликтов. Независимая проверка смет призвана урегулировать недопонимание на любом уровне.

Что такое экспертиза и для чего она нужна

Экспертиза сметной стоимости способна своевременно выявить завышение или занижение сметы и минимизировать штрафы при проверке контролирующими органами. Это наиболее популярный вид анализа среди всех строительных экспертиз. Он выполняется перед заключением строительного договора или во время технического надзора.

Цели экспертизы нашего предприятия:

  • Исследование смет на предмет экономических ошибок:
    • выявление не соответствия применения расценок, коэффициентов, пр;
    • мониторинг и анализ цен на материалы и оборудование;
    • проверка фактических затрат при расчете накладных расходов, командировочных затрат согласно бухгалтерских данных конкретного предприятия, прочих реальных затрат в актах вып. работ;
    • прочие проверки согласно действующих требований ценообразования.
  • Выявление технических ошибок:
    • сверка с чертежами строительных объемов в сметах;
    • проверка строительных работ в чертежах согласно архитектурным решениям и технологии, технического задания;
    • проверка объемов работ согласно исполнительной документации;
    • контроль правильности применения материалов согласно условий проекта;
    • сверка инженерных изысканий в проекте с примененными в сметах групп грунтов, плотности, условий работы, пр;
    • сверка фактически закупленных материалов с расходом в актах выполненных работ.
  • Проверка внешнего вида:
    • разделение документации в целях оптимизации налогообложения на ремонт и реконструкцию;
    • проверка оформления сметной документации (наличие согласований, печатей, пр), комплектности.

Независимая сметная экспертиза может проводиться, как в виде отдельного исследования, так и в комплексе с другими техническими экспертизами. Также ее можно заказывать перед обязательной государственной экспертизой объектов, которые юридически правомерна осуществлять только гос. экспертиза. Это удобно, если Вам нужно сократить сроки проверки и возвраты на доработку.

Справочно: «Объекты, подлежащие обязательной гос. экспертизе: уникальные здания свыше 100 м высоты, 100 м пролетов, особо опасные и технически - сложные объекты, военные объекты, объекты для утилизации опасных отходов, исторические ценности и памятники, объекты во внутренних морских водах континентальном шельфе РФ, объектов на территории 2-х и более субъектов РФ, источник финансирования которых федеральный»

Наше предприятие имеет аккредитацию для проведения негосударственной экспертизы стоимости проекта. Экспертиза смет нашей компании не отличается от государственной процедуры методами проверок и качеством конечного продукта. Результаты проверки имеют юридическую силу. Заключение экспертизы можно использовать в арбитражных судах России, следственных органах, пр.

По сравнению с государственной экспертизой нашим клиентам мы предлагаем полное отсутствие бюрократии и приятные условия сотрудничества с нами. Это:

  • стоимость работ на уровне государственных услуг;
  • сжатые сроки выполнения работ;
  • оглашение предварительных результатов;
  • возможность поверки части документации;
  • непредвзятое отношение к заказчику или подрядчику.

Важно! Государственная экспертиза выполняется до начала строительства при разработке проекта. В то время как независимая проверка на любом этапе формирования стоимости и выполнения работ!

Мы готовы проанализировать документацию на стадии проектирования, заключении договора, проведения работ или консервации строительства.

Какие документы проверяет наше предприятие

Проверка сметной стоимости состоит из анализа смет, правильного понимания чертежей, исполнительной документации, бухгалтерских документов.

Перечень экспертизы сметной документации, которую проверяет наша организация:

  • экспертиза в сводном сметном расчете на соответствие данным по проекту, техническому заданию, условиям договора;
  • оферты для государственных и частных тендеров;
  • коммерческие предложения по расчету договорных цен, актов выполнения работы в коммерческих расценках;
  • акты выполненных работ КС-2 (в т.ч. реальные стоимости материалов, командировочные расходы, фактическое использование материалов);
  • расчеты расхода ресурсов по М29 (при необходимости выезд на стройплощадку);
  • дефектные ведомости при остановке или при размораживании строительства;
  • отдельные расчеты (стоимость проектных и изыскательских работ, технадзора, авторского надзора, страхового фонда);
  • анализ на отделение смет по видам строительства: капремонт, реконструкция;
  • индивидуальные калькуляции на изготовление собственных изделий, разработанные индивидуальные расценки, стоимость машино-часов строительной техники.

Также наше предприятие может быть членом комиссии по приемке работ, если требуется экспертиза сметы по 44ФЗ для определения степени безопасности проекта.

Как обманывают заказчиков

По результатам наших внутренних исследований более 70% сметной документации завышено. Это могут быть намеренное «раздувание» цены на строительство или ошибки из-за невнимания, низкой квалификации. Также часто встречается ситуация, когда исполнитель, желая выиграть конкурсные торги, занижает объемы работ или вовсе исключает часть работ. По факту подписания актов это увеличивает стоимость, а заказчик несет убытки.

Наиболее часто встречающиеся ошибки:

  • Увеличение стоимости оборудования, материальных ресурсов в ресурсном методе исчисления;
  • Завышение стоимости машино - часов в работе механизмов, строительной техники, перерасход количества;
  • Увеличение трудоемкости в прямых затратах, что влечет переплату командировочных расходов и заработную плату рабочих - вахтовиков;
  • Некомпетентное использование коэффициентов прибыли и расчета накладных расходов;
  • Использование смешанных цен материалов в базисно - индексных и базисно -компенсационных методах. Исходные цены, которые потом индексируются, могут быть за 1984 г и 2018 г.
  • Дублирование отдельными строчками работ, что уже есть в составе основной расценки.
  • Завышение коммерческих расценок.
  • Некорректное применение коэффициентов удорожания, тарифных сеток на заработную плату рабочим.
  • Неправильный подбор смет - аналогов.

Это не все хитрости, на которые чаще всего осознанно идут недобросовестные исполнители строительных работ. Неопытному специалисту или новичку в ремонте трудно определить источник ошибки. Поэтому лучше доверять работу экспертам.

Достоверность определения сметной стоимости также нужна подрядным организациям, которые заключают контракты с бюджетными организациями. Это убережет от лишних нервов и потраченного на доработку сметы времени.

Порядок проведения экспертизы

Согласно действующего законодательства РФ сроки проведения экспертизы 3 месяца. Но наша команда профессионалов выполняет объемы работ в оговоренном порядке, исходя из особенностей проекта. Чаще всего сроки минимизируются в два, а то и в три раза.

Перед началом определения достоверности сметной стоимости мы обсуждаем с заказчиком цели проведения исследований, методы проверок, объемы работ и сроки.

Перечень документации для проведения экспертизы:

  • Проектная документация.
  • Задание на проектирование.
  • Ведомость строительных объемов работ.
  • Дефектная ведомость или акт технического осмотра (для объектов кап. ремонта).
  • Паспортные данные объекта.
  • Контактная информация о проектной организации.
  • Заявление на каждую проверяемую смету.
  • Официальное письмо на имя нашего руководителя.

Наши действия:

  • Анализ сметной документации после подписания договора.
  • Перерасчет стоимости строительства в случае выявления ошибок.
  • При необходимости защита выявленных ошибок перед подрядчиками.
  • Выдача официального заключения о ходе проведенной проверки, где указывается сумма завышения или занижения стоимости и подробные рекомендации по корректировке.

Стоимость услуг

Начальная цена за проверку одной строчки сметы составляет от 80 рублей. Стоимость услуги зависит от:

  • уровня сложности объекта, его уникальности;
  • количества и качества исходных документов;
  • индивидуальных требований клиента;
  • срочности выполнения работ.

В зависимости от того, в каком виде предоставлена проектная документация можно судить о трудозатратах проверяющего эксперта. Исходная документация может быть:

  • Полная. Это готовый проект с развернутой деталировкой технологических узлов, готовые технические решения, электронный файл сметы в программном комплексе; готовая исполнительная документация, дефектная ведомость; договорная цена с полным комплектом чертежей.
  • Частичная. Фотографии выполненных работ, не полный перечень объема работ, отсутствие первичных бухгалтерских документов для проверки фактических расходов, проверка по чертежам стадии П.

Бывают случаи, когда проверяются фактически выполненные работы, а исполнительная документация полностью отсутствует или проект разработан некачественно. Тогда наш специалист может выехать на объект и произвести уточняющие замеры.

Перечень услуг по проверке проектно - сметной документации:

  • Проверка позиций локальных смет уникальных объектов производственного назначения, памятников архитектуры, при полном объеме информации – от 80 руб/поз;
  • Проверка позиций локальных смет уникальных объектов производственного назначения, памятников архитектуры, при частичном объеме информации – от 100 руб/поз;
  • Проверка позиций локальных смет объектов капитального строительства, ремонта, реконструкции при полном объеме информации - от 80 руб/поз;
  • Проверка позиций локальных смет объектов капитального строительства, ремонта, реконструкции при частичной информации - от 100 руб/поз;
  • Проверка позиций актов выполненных работ любого вида строительства при отсутствии исполнительной схемы, проекта, чертежей – от 100 руб/поз;
  • Проверка объемов работ в проектной документации – оговаривается;
  • Проверка фактических накладных расходов по данным бухгалтерии за отчетный период;
  • Проверка расчетов в ССР;
  • Проверка смет на проектно-изыскательские работы – от 4000 руб/смета;
  • Проверка коммерческих расценок - от 80 руб/поз;
  • Выезд на объект строительства в Москве – от 3500 руб;
  • Выезд на объект в МО – от 4000 руб.

Почему выгодно сотрудничать с нашим предприятием

Определение достоверности сметной стоимости – это кропотливый и высококвалифицированный труд, который нужно доверять профессионалам. Мы имеем большой опыт проверок во всех отраслях строительства, а наши эксперты проходят ежегодную переаттестацию и постоянно следят за изменением ценообразования. Каждый работник имеет свою узконаправленную деятельность (сантехника, общестрой, электрика, пр), что положительно сказывается на качестве и сроках работы.

Проверенные нами сметы можно прилагать в качестве доказательств в Арбитражных судах, при спорных ситуациях с бюджетными организациями. Нашим клиентам мы гарантируем:

  • Экономию конечной стоимости минимум на 10% от первоначальной цены в 99 случаях из 100. Это намного дешевле Ваших затрат на проведение проверки.
  • Гарантию на проверенную сметную документацию. После окончания работы мы, в случае необходимости, готовы доказывать свою правоту, вести официальную переписку и подкреплять ее ссылками на Законы о ценообразовании и нормировании, рекомендациями МинСтроя РФ;
  • Профессионализм и многолетний опыт инженеров. Каждый специалист досконально знает технологию строительства, ценообразование, сборники по нормированию труда (ФЕР, ТЕР, ОСН, пр) и может работать в любых программах для смет.
  • Бесплатные консультации по любому вопросу во время проведения проверки.
  • Четкое соблюдение договоренностей, сроков работ.
  • Грамотное оформление заключения.

Заказ проверки сметы на любом этапе работ убережет Вас от лишних штрафов и сохранит средства для дальнейшего развития бизнеса, других целей. Это процедура, которая одинаково необходима строительной фирме или частному лицу при строительстве, ремонте. Стоимость услуг нашей компании экономически обоснована, и Вы останетесь только в выигрыше от сотрудничества с нами.

Обращайтесь. Мы экономим Ваши деньги как свои!

Локальная смета
Уровень цен в локальных сметах Как составить смету
Бюджет строительства и ремонта Проект капитального ремонта
Состав работ (задание) Калькулятор

  • Составленные сметы подлежат обязательной проверке. Проверка сметной документации выявляет технические ошибки.

Неправильно выбраны нормативные базы, допущены ошибки в расчетах - в результате цена сметы не соответствует действительности.

Часто происходит завышение сметной стоимости. Особенно, если смета составлялась единственным исполнителем работ. Повысить цену легко за счет повышения оплаты труда, транспортных расходов, расходов на уборку мусора. Нереально высокая стоимость строительных материалов встречается практически повсеместно. Некачественно проводится анализ цен на готовые детали и блоки (двери, блоки, датчики и т.п.). Зачастую подрядчики указывают в сметах стоимость оборудования по ценам реализации со своих складов.

Сметная стоимость повышается за счет увеличения необходимого количества расходных материалов – шурупы, гвозди, длина кабеля и др.

Сейчас многие организации выполняют ремонтные работы только по результатам торгов. Побеждает тот, кто предложил более низкую цену. Снижение цены подрядчиками происходит из-за отсутствия в смете отдельных видов работ. При замене кровли «забывают» обсчитать утепление чердачного помещения и гидроизоляцию, а при выполнении отделочных работ – паркетный пол предполагается покрыть только одним слоем лака. Цена сметы ниже, чем у конкурентов. «Забытые» виды работ все равно выявятся и заказчику придется проводить их отдельной сметой, а значит – дополнительно оплачивать.

Иногда сметчики не владеют технологическим процессом выполнения строительных работ. Тогда в смете по замене водопровода могут отсутствовать переходные муфты, соединительные болты.

Проверяющий должен хорошо представлять производственный процесс, мысленно, глядя в смету пройтись по всем этапам работы, выполнить их до конца. Проводя проверку, необходимо выявить занижения и завышения стоимости работ как из-за невнимательности, так и преднамеренно.

Экспертиза смет

При выполнении работ, подрядчики ориентируются на сметные расчеты, особенно на ту их часть, где рассчитаны материалы и обсчитаны работы.

Проектно-сметная документация до утверждения должна пройти экспертизу, чтобы не пришлось вносить в нее изменения, проводя новые расчеты.

После принятия решения о проведении капитального ремонта части здания, электросетей, водопровода составляется проект и сметы к нему. Финансирование работ возможно только после проведения экспертизы смет специалистами, знающими этапы и технологию выполнения строительных работ.

Эксперты проверят сметную стоимость. Каждый материал, указанный в смете, должен содержать наименование, цену и предполагаемый расход. Должен быть указан справочник расценок, к которому обращался сметчик. Справочники должны быть актуальны на день составления сметы. Обязательно соответствие расценок региональным нормативным базам. Стоимость приборов и оборудования, не внесенных в справочники подтверждается прайс-листами.

Эксперт проверит соответствие объемов работ, указанных в смете, современным требованиям, проверит необходимость их выполнения. Подрядчики идут на уловки, прописывая дублирующие друг друга работы под разными названиями. Стоимость работ сразу повышается. Проверка специалистами быстро выявит нарушение.

Экспертиза смет подразумевает проверку необходимости использования заявленных материалов. Для завышения стоимости работ в расчет могут включаются материалы, которые вообще не нужны при выполнении работ. Может быть и другая ситуация – перечень материалов далеко не полный. Сметная стоимость при этом будет занижена, но при выполнении работ заказчику все равно придется тратить средства на приобретение недостающих материалов. Проведение экспертизы позволит избежать лишних трат.

Строительные работы регулируются огромным количеством нормативных документов. Только эксперты могут проверить соответствие материалов и работ, заложенных в смету этим нормативам.

Монтажные, сантехнические и многие другие работы, кроме строительных правил, регламентируются документами по пожарной безопасности, санитарными нормами и правилами, ГОСТами. Все эти соответствия будут проверены при проведении экспертизы.

Заказчик после проведения экспертизы получит заключение, в котором будут отражены все недостатки и достоинства представленной на проверку сметы. Рекомендации, данные экспертами помогут внести исправления и выполнить работы по оптимальным расценкам.

Экспертиза сметной документации

Экспертиза сметной документации позволит заказчику избежать лишних расходов, застрахует от нехватки материалов при выполнении работ.

После проверки смет специалистами не возникнут ситуации, когда выясняется, что отдельные этапы не отражены в смете, а без них невозможно качественно выполнить договорные работы.

Заказчик предоставляет эксперту договор с подрядчиком, техническое задание и сметы.

Специалист изучит документы и сделает анализ сметных расходов на оплату труда. Сроки выполнения работ, прописанные в договоре, влияют на размер командировочных, особенно при выполнении работ вахтовым методом.

Предмет договора и работы по смете должны соответствовать друг другу. В смете работы по договору расписываются по этапам с учетом материалов для каждого этапа, отражается необходимая строительная техника.

Анализ договора позволяет увидеть обоснованно ли занесен в смету вывоз строительного мусора.

Работы, отраженные в смете должны соответствовать техническому заданию, составленному заказчиком до заключения договора с подрядчиком. Обсчитанных материалов должно хватить на выполнение работ из технического задания с минимальными остатками.

Эксперт, анализируя предмет договора, делает свой сметный расчет, учитывая строительные нормы и правила выполнения работ. Исходя из требований заказчика выбирает более современные материалы и технологии, экономичные, или по критерию «соответствие цены и качества».

После проведения экспертизы заказчик получает ответ на вопрос: «Позволит ли представленная на проверку смета выполнить работы по договору в полном объеме?». Анализ сметной стоимости поможет увидеть отклонения цены в большую или меньшую сторону от оптимальной.

Проведение экспертизы сметной документации позволит заказчику и проектировщику избежать ошибок в процессе выполнения работ.

Работа строителей по хорошей проверенной смете придаст заказчику уверенности при решении спорных вопросов с подрядчиком, при проверках контролирующими органами.

Проверка сметной документации направлена на:

✓ корректность расценок, которые применяются;

✓ правильность использования поправочных коэффициентов;

✓ безошибочный расчет объема работ соответственно проектной документации;

✓ соответствие цен оборудования и материалов рыночным значениям.

Почему так необходима проверка смет?

Анализ сметной документации является важным этапом во взаимоотношениях между подрядчиком и заказчиком. И рациональность денежных средств, потраченных на строительный объект, играет немалую роль в этих взаимоотношениях. Заказчик должен быть заинтересован и убежден в корректности составления сметы, в реальном соответствии рыночным ценам, а также в незавышении объема работ.

Опытный строитель знает, что не бывает на практике идеального совпадения стоимости по результатам сметного расчета и по первичным итогам бухгалтерских документов, включающим накладные расходы, машины в эксплуатации и выплаченную заработную плату. Проверка строительных смет включает в себя цель выявления неоправданно завышенных цен.

Какие подрядчик допускает ошибки в составлении сметных документов?

Зачастую наблюдается при проверке строительных смет:

✓ Завышение цен на строительные материалы

✓ Допущение в подсчете объемов работ ошибки

✓ Некорректное использование коэффициентов поправки.

На практике довольно часто подрядчик стремится из выполненной работы извлечь максимальную прибыль и намеренно завышает стоимость материалов. В случае, когда выполняется проверка достоверности смет , заказчик контролирует расход на материалы денежных средств.

При подсчете объемов работ обычно допускаются такие ошибки, как: неправильное составление математических вычислений, невнимательность в подсчете объема работ на основании чертежей. Вместе со сметой предоставляется проектная документация, позволяющая выполнить в строительных сметах анализ на достоверность применяемых объемов работ.

Неправильное применение расценок и присутствие поправочных коэффициентов в смете указывают на незнание сметчика технологии строительных работ. Так как составление сметной документации принадлежит к офисной работе, осуществляемой за пределами строительного объекта, то сметчик может по незнанию условий производственных работ при использовании поправочных коэффициентов допустить ошибки к расценкам сметы.

Как выполняется проверка смет на строительные работы?

При заинтересованности заказчика в своей экономии средств и их правильном расходе, он может обратиться за помощью в независимую организацию, выполняющую проверку расценок в сметах. С помощью специальной программы, позволяющей сметную цену разделить на составляющие части (заработной платы, стоимости материалов, накладных расходов, сметной прибыли, эксплуатации машин), профессиональный инженер-сметчик проверяет локальные сметы и анализирует возможные для экономии варианты.

В некоторых случаях в ходе строительства могут быть выявлены дополнительные работы, которые не учтены в смете, или возникает необходимость заменить работу. В этих случаях необходимо провести корректировку смет. Именно поэтому технический контроль и анализ выполнения сметы так важен в процессе работы. Независимая организация поможет проследить заказчику ход строительных работ.

Осуществление проверки бюджетных смет

Часто бюджетным организациям необходимо произвести для проведения тендеров проверку составления смет. Ограниченные возможности бюджетной организации принуждают заказчика наиболее экономно подходить к составлению сметы расходов бюджетных учреждений. Проверка смет бюджетных организаций направлена на ценовой анализ используемых материалов, обнаружение дорогих позиций и поиск допустимых путей экономии. Помимо всего прочего, осуществляется проверка соблюдения противопожарных требований и санитарных норм к используемым материалам. В этих случаях в бюджетном учреждении применение анализа сметы помогает грамотно осуществить ремонт объекта, а также его сдать в эксплуатацию контролирующим органам.

Соблюдение казенными учреждениями требований к составлению и исполнению бюджетной сметы является одним из объектов проверки финансово-хозяйственной деятельности учреждений. О порядке проведения такой проверки читайте в статье.

Казенные учреждения (в том числе являющиеся органом государственной власти (государственным органом), органом управления государственным внебюджетным фондом, органом местного самоуправления, осуществляющим бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств) в силу норм ст. 221 БК РФ составляют бюджетную смету, а затем следят за исполнением показателей, отраженных в ней. Общие требования к составлению и утверждению бюджетной сметы утверждены Приказом Минфина РФ от 20.11.2007 № 112н (далее – Общие требования). Главный распорядитель средств бюджета в соответствии с Общими требованиями устанавливает порядок составления, утверждения и ведения смет подведомственных учреждений. Соблюдение казенными учреждениями требований к составлению и исполнению бюджетной сметы является одним из объектов проверки финансово-хозяйственной деятельности учреждений.

Бюджетная смета казенного учреждения составляется с учетом объемов финансового обеспечения для осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, предусмотренных при формировании планов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утверждаемых в пределах лимитов бюджетных обязательств на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств на закупку товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд (п. 2 ст. 221 БК РФ). Этот документ составляется, утверждается и ведется в порядке, определенном главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится учреждение. Для того чтобы установить правомерность действий учреждения в отношении составления, утверждения и исполнения бюджетной сметы (объекта проверки), перед началом проведения контрольных мероприятий проверяющие должны изучить законодательную базу, устанавливающую:

  • требования к составлению, утверждению и исполнению учреждением сметы в проверяемый период;
  • порядок организации и проведения проверок. Например, Приказом председателя Контрольно-счетной палаты г. Казани от 01.10.2013 № 12 утверждены Методические рекомендации по организации и проведению проверок в муниципальных казенных учреждениях Казани. Работники контрольно-счетных органов Казани руководствуются ими при осуществлении мероприятий контроля.

Новое в правилах составления бюджетной сметы

Обычно при проведении внешних контрольных мероприятий проверке подлежат предыдущие отчетные периоды (например, при проверке, осуществляемой в 2016 году, объект проверки – финансово-хозяйственная деятельность учреждения 2013 – 2015 годов), однако в зависимости от программы проверки могут проверяться документы и текущего финансового года. Принимая во внимание практику проверок, можно с большой долей вероятности утверждать, что, скорее всего, в 2016 году проверяющие не будут обращать внимание на правильность составления, исполнения и утверждения бюджетной сметы этого года, тем не менее полностью исключить возможность проверки бюджетной сметы 2016 года нельзя. В связи с вышесказанным автор посчитал необходимым в рамках данного материала рассмотреть новые положения порядка составления бюджетной сметы этого года. Эта информация позволит при необходимости своевременно внести изменения в смету.

Причиной корректировки Общих требований послужили изменения, внесенные в Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ . Начиная с 2016 года такие указания применяются с учетом положений приказов Минфина РФ от 08.06.2015 № 90н и от 01.12.2015 № 190н. С целью обеспечения сопоставимости сведений, содержащихся в данных указаниях и Общих требованиях, в последний из названных приказов Приказом Минфина РФ от 17.12.2015 № 201н были внесены правки, которые распространяются на правоотношения, возникшие при составлении, утверждении и ведении бюджетных смет казенных учреждений на 2016 год (п. 10 Приказа Минфина РФ № 201н).

Суть изменений заключается в следующем. Показатели бюджетной сметы на 2016 год формируются в разрезе кодов классификации расходов бюджетов бюджетной классификации РФ с детализацией до кодов подгрупп и элементов видов расходов классификации расходов бюджетов (п. 4 Общих требований). В связи с этим из форм «Бюджетная смета», «Проект бюджетной сметы», «Изменение показателей бюджетной сметы», приведенных в приложениях 1 – 3 Общих требований, исключена графа 7 «КОСГУ». То есть с учетом произошедших изменений форма бюджетной сметы начиная с 2016 года предусматривает отражение раздела, подраздела, целевой статьи, вида расходов бюджетной классификации и кода аналитического показателя в случае, если порядком составления, ведения и утверждения бюджетных смет, утвержденным главным распорядителем бюджетных средств, указанный код предусмотрен для дополнительной детализации расходов бюджета.

Здесь же отметим, что казенные учреждения в составе квартальной и годовой отчетности начиная с отчетности за 2016 год будут составлять и представлять главному распорядителю бюджетных средств отчет о движении денежных средств (ф. 0503123), в котором за отражаются показатели поступления, выбытия, изменения остатков средств в разрезе КОСГУ (Приказ Минфина РФ от 31.12.2015 № 229н «О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 28.12.2010 № 191н «Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации»). В бухгалтерском учете казенных учреждений КОСГУ также подлежит применению (п. 21 Инструкции № 157н). Поскольку КОСГУ казенными учреждениями применяются в бухгалтерском учете и в отчетности, удобно, чтобы направления расходования средств в бюджетной смете отражались с детализацией по КОСГУ. Поэтому, несмотря на то что КОСГУ убрали из форм «Бюджетная смета», «Проект бюджетной сметы», «Изменение показателей бюджетной сметы», приведенных в приложениях 1 – 3 Общих требований, главные распорядители бюджетных средств в своем ведомственном документе, устанавливающем порядок составления, утверждения и согласования сметы, могут предусмотреть КОСГУ в рекомендуемой для применения подведомственными учреждениями форме бюджетной сметы КОСГУ.

Приказом Минфина РФ № 201н внесены поправки в правила утверждения бюджетных смет. В новой редакции п. 8 Общих требований установлено, что смета учреждения, не являющегося главным распорядителем средств бюджета, утверждается руководителем учреждения или иным уполномоченным им лицом, если иной порядок не предусмотрен главным распорядителем средств бюджета. Согласно ранее применявшейся редакции данного пункта утверждение бюджетной сметы возлагалось на руководителя главного распорядителя средств бюджета, который мог в установленном им порядке предоставить руководителю учреждения право утверждать смету учреждения.

Смета учреждения, являющегося главным распорядителем средств бюджета, теперь может утверждаться не только руководителем главного распорядителя средств бюджета, но и иным уполномоченным руководителем лицом.

Общими требованиями предусматривается возможность внесения изменений в бюджетную смету (п. 11 – 14 данного документа). Поправки в смету вносятся путем утверждения изменений показателей – сумм увеличения, отражающихся со знаком плюс, и (или) уменьшения объемов сметных назначений, отражающихся со знаком минус. Поскольку начиная с 2016 года бюджетная смета составляется без детализации по КОСГУ, внесение изменений в бюджетную смету для перераспределения средств между статьями, подстатьями КОСГУ не требуется (новая редакция п. 11 Общих требований). После внесения изменений смета утверждается в порядке, установленном п. 8, 13 Общих требований.

Ведомственные приказы главных распорядителей бюджетных средств, устанавливающие порядок составления, утверждения и исполнения бюджетных смет подведомственными учреждени­ями, должны быть скорректированы в соответствии с требованиями новой редакции Приказа Минфина РФ № 112н.

Предмет проверки

При проверке правильности составления бюджетной сметы казенного учреждения исследуются:

При проверке правильности составления и утверждения сметы необходимо руководствоваться требованиями БК РФ, ГК РФ, Указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ, Общими требованиями, ведомственным приказом, устанавливающим порядок составления, утверждения и исполнения смет проверяемым учреждением, Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 № 162 «Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению».

Анализ исполнения сметы

Проводя анализ исполнения учреждением сметы, проверяющие определяют:

  • отклонение кассовых расходов от фактических;
  • отклонение кассовых и фактических расходов от назначений по бюджетной смете;
  • отклонение фактических расходов от выделенных бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств.

Основными задачами анализа исполнения бюджетной сметы являются:

  • изучение соблюдения сметных назначений в целом, а также в разрезе отдельных статей и экономических элементов расходов;
  • изучение состава и структуры расходов;
  • анализ выполнения основных показателей деятельности учреждения;
  • оценка причин, вызвавших отклонения фактических расходов от предусмотренных бюджетных ассигнований в бюджетных сметах;
  • выявление резервов повышения эффективности использования ресурсов бюджетных учреждений;
  • обоснование мероприятий, направленных на повышение эффективности управления бюджетными средствами.

Источником анализа исполнения бюджетной сметы учреждения служит информация, как непосредственно характеризующая уровень расходов, так и позволяющая выявить факты их изменения.

В статье 70 БК РФ содержится перечень расходов, финансовое обеспечение которых включает в себя обеспечение выполнения функций казенного учреждения. Среди таких расходов названы расходы:

  • на оплату труда работников казенных учреждений, денежное содержание (денежное вознаграждение, денежное довольствие, заработную плату) работников органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, лиц, замещающих государственные должности РФ, государственные должности субъектов РФ и муниципальные должности, государственных и муниципальных служащих, иных категорий работников, командировочные и иные выплаты в соответствии с трудовыми договорами (служебными контрактами, контрактами) и законодательством РФ, законодательством субъектов РФ и муниципальными правовыми актами;
  • на оплату поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных (муниципальных) нужд;
  • на уплату налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему РФ;
  • на возмещение вреда, причиненного казенным учреждением при осуществлении его деятельности.

Бюджетная смета каждого казенного учреждения включает в себя направления данных расходов. При проведении проверок сметы 2013 – 2015 годов проверяющими обращается внимание на соблюдение учреждением сметных назначений в целом, а также в разрезе отдельных статей и экономических элементов расходов (проверка проводится путем сопоставления показателей бюджетной сметы и видов платежей, отраженных в выписке с лицевого счета учреждения). При анализе сметы за 2013 – 2015 годы в части состава и структуры кассовых и фактических расходов учреждения в разрезе статей и групп КОСГУ проверяются:

  • ведение учета и расходование средств на оплату труда, дополнительных выплат и компенсаций, обусловленных трудовым договором, начисление страховых взносов;
  • договоры на оказание услуг, в том числе всех видов услуг связи, договоры аренды помещений, договоры на приобретение коммунальных услуг (отопление, освещение, горячее и холодное водоснабжение, предоставление газа и электроэнергии, канализации, текущее содержание в чистоте зданий, дворов и иного имущества), их наличие и законность, соблюдение порядка закупки работ и услуг в соответствии с действующим законодательством, правильность и обоснованность списания бюджетных средств за выполненные работы, оказанные услуги;
  • поступление нефинансовых активов учреждения;
  • безвозмездные и безвозвратные перечисления организациям, бюджетам;
  • расходы, связанные с уплатой налогов, выплатой стипендий, возмещения убытков и вреда, прочие расходы, не отнесенные к другим статьям.

Так, в ходе проверки правильности ведения учета и расходования средств по оплате труда (подстатьи 211 «Заработная плата», 212 «Прочие выплаты» КОСГУ ) на основе договоров (контрактов), дополнительных выплат и компенсаций, обусловленных условиями трудового договора, устанавливаются:

  • соответствие приказов, распоряжений, положений проверяемого учреждения требованиям нормативных правовых актов РФ, субъекта РФ, муниципального образования;
  • источники выплат по заработной плате, надбавкам, дополнительным выплатам и компенсациям, наличие перерасхода сметных назначений. При наличии перерасхода необходимо установить, по каким причинам он допущен и за счет каких источников осуществлен;
  • правильность выплаты заработка в соответствии с установленными окладами, надбавками, премиями, исчисления среднего заработка для оплаты отпусков, компенсаций при увольнении. Следует учитывать, что отдельным категориям работников бюджетной сферы ставки заработной платы и должностные оклады устанавливаются в зависимости от стажа работы и уровня образования;
  • правильность выплат за , замещение отсутствующих работников и вакантных должностей, выплат сторонним лицам за работы, подлежащие выполнению штатными сотрудниками;
  • правильность выплат по пособиям, компенсациям, выплатам, обусловленным статусом сотрудников;
  • соблюдение норм рабочего времени, установленных законодательством отдельным категориям работников;
  • правильность расходования средств на оказание материальной помощи, прочие компенсации.

При проверке расходов по начислениям на заработную плату (подстатья 213 «Начисления на выплаты по оплате труда») обращается внимание наполноту начислений и своевременность уплаты страховых взносов в территориальные государственные внебюджетные фонды, а также устанавливаются правильность и своевременность выплаты пособий, принятия в зачем сумм страховых взносов при расчете пособий и других расходов за счет средств ФСС.

При проверке расходов на приобретение нефинансовых активов (статьи 310 «Увеличение стоимости основных средств», 340 «Увеличение стоимости материальных запасов») устанавливаются:

  • правильность планирования ассигнований на канцелярские и хозяйственные расходы, приобретение оборудования и инвентаря;
  • целесообразность использования средств на предметы снабжения и расходные материалы;
  • правильность расходования средств на приобретение оборудования и инвентаря (в том числе мягкого);
  • соответствие произведенных расходов утвержденным объемам бюджетных ассигнований и лимитам бюджетных обязательств по коду бюджетной классификации РФ, полноту оприходования и правильность списания;
  • правильность расходования средств на горюче-смазочные материалы, соответствие фактических расходов топлива и смазочных материалов нормам расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте, утвержденным Минтрансом;
  • соблюдение порядка закупки товаров и услуг, осуществление закупок товаров и услуг на основе государственных и муниципальных контрактов.

При анализе использования бюджетных средств на приобретение оборудования и прочего имущества обращается внимание на использование этого оборудования по целевому назначению, а также предоставление его в аренду с получением последующей оплаты.

При проверкеправильности совершения учреждением командировочных расходов (подстатьи 212 «Прочие выплаты», 222 «Транспортные услуги», 226 «Прочие работы, услуги») обращается внимание:

  • на законность и целесообразность расходования средств на служебные разъезды;
  • на правильность оплаты командировочных расходов (соблюдение утвержденных объемов бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств по кодам бюджетной классификации и возмещение расходов в пределах установленных норм);
  • на соблюдение порядка командирования и норм возмещения командировочных расходов.

При анализе расходов по прочим услугам и работам (подстатьи 225 «Работы, услуги по содержанию имущества», 226 «Прочие работы, услуги», статья 290 «Прочие расходы») проверке подлежат следующие расходы:

  • на оплату научно-исследовательских, опытно-конструкторских, опытно-технологических, геолого-разведочных работ, проектных и изыскательских работ, услуг по типовому проектированию;
  • на монтажные и пусконаладочные работы;
  • на противопожарные мероприятия;
  • на услуги по страхованию;
  • на услуги в области информационных технологий, типографские услуги, медицинские и санитарно-эпидемиологические работы и услуги;
  • на оплату текущего ремонта и реставрацию нефинансовых активов;
  • прочие текущие.

Нарушения составления и исполнения бюджетной сметы

Среди нарушений составления, утверждения и исполнения бюджетных смет можно выделить следующие нарушения требований законодательства:

  • отсутствие даты утверждения бюджетной сметы – несмотря на то что наличие такой даты предусмотрено формой сметы;
  • несоответствие наименования получателя бюджетных средств, указанного в бюджетной смете, наименованию, отраженному в уставе казенного учреждения;
  • несоответствие КБК, указанных в бюджетной смете, бюджетной росписи;
  • несоответствие формы бюджетной сметы, применяемой учреждением, форме сметы, рекомендуемой для применения главным распорядителем бюджетных средств (значения, указанные в столбцах «раздел», «подраздел» представленной для проверки сметы, не соответствуют значениям, содержащимся в типовой форме бюджетной сметы);
  • отсутствие расчетных таблиц, обосновывающих сметные показатели, являющиеся неотъемлемой частью сметы. Согласно п. 6 Общих требований к представленной на утверждение смете прилагаются обоснования (расчеты) плановых сметных показателей, использованных при формировании сметы, являющихся неотъемлемой частью сметы.

В завершение сделаем следующие выводы:

1. Проверка правильности составления, утверждения и исполнения бюджетной сметы является одним из объектов проверки финансово-хозяйственной деятельности казенного учреждения.

2. Общие требования к составлению и утверждению бюджетной сметы утверждены Приказом Минфина РФ № 112н. Главный распорядитель средств бюджета в соответствии с данными требованиями устанавливает порядок составления, утверждения и ведения смет подведомственных учреждений.

3. При проверке контролеры обращают внимание:

4. Начиная с 2016 года бюджетная смета составляется в разрезе кодов классификации расходов бюджетов бюджетной классификации РФ с детализацией до кодов подгрупп и элементов видов расходов классификации расходов бюджетов. Изменения в Приказ Минфина РФ № 112н были внесены Приказом Минфина РФ № 201н.

Утверждены Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н.

Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного само­управления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

Кассовые расходы показывают сумму средств, полученных учреждением из бюджета.

Фактические расходы – это начисленные расходы учреждения, подтвержденные соответствующими первичными документами.

Проверка сметной документации

Проверка сметной документации

1.3. Описание объекта экспертизы
Объектом экспертизы является сметная документация.

1.4. Задача экспертизы

Проверка смет на соответствие физических объёмов Проектной документации и правильности применения расценок и повышающих коэффициентов, определения прочих затрат в ТЕР по Московской области с аргументированными комментариями;
Один комплект смет состоит из локальных смет по разделам проектной документации, определённым Постановлением Правительства РФ №87 от 16 февраля 2008 г. и сводного сметного расчёта для следующего укрупнённого состава работ по новому строительству и реконструкции:
— строительство производственного корпуса площадью приблизительно 3 000 м2;
— строительство склада сырья площадью приблизительно 2 000 м2;
— перекладка с целью выноса из зоны строительства ливневой и бытовой канализаций и водопровода;
— строительство котельной;
— строительство трансформаторной подстанции;
— устройство автомобильных проездов, тротуаров и площадок;
— устройство фундамента под оборудование пелетирования, устройство навеса над оборудованием для пелетирования;
— устройство фундаментов под сушилки древесины;
— устройство эстакады трубопроводов;
— замена железобетонного ограждения территории на металлическое светопрозрачное высотой 2,3 м и устройство ограждения по подпорной стенке высотой 1,2 м;
— устройство навесов для древесины и пелет;
— устройство фундаментов под технологическое оборудование внутри корпусов и на площадке;
— устройство офисной встройки;
— демонтаж 3-х этажей из 5-ти инженерного корпуса, устройство новой кровли в уровне 2-го этажа в условиях действующей внутри корпуса на 1-м и 2-м этажах трансформаторной подстанции и щитовой управления системы аспирации, реконструкция корпуса;
— устройство инженерных систем (электроснабжения, электроосвещения, отопления и вентиляции, водоснабжения и водоотведения, пожаротушения и пожарной сигнализации и т.п.) для обеспечения работы технологического оборудования и нормального функционирования зданий;
— реконструкция АБК для обеспечения размещения дополнительного персонала;

1.6. Допущения и ограничения

  • Результаты обследования, послужившие основой для настоящего заключения, приведены по состоянию на «09» января 2018 года. Результаты являются действительными на даты проведения исследования. Эксперт не принимает на себя ответственность за социальные, экономические, физические или нормативные изменения, которые могут произойти после этой даты и отразиться на объекте исследования и таким образом повлиять на результаты.
  • В процессе подготовки отчета эксперт исходил из достоверности документации по объекту исследования, предоставленной Сторонами.
  • Эксперт предполагает отсутствие каких-либо скрытых факторов, влияющих на результаты исследования, и не несет ответственности ни за наличие таких скрытых факторов, ни за необходимость выявления таковых.
  • Эксперт гарантирует сохранять конфиденциальность информации, полученной в процессе исследования, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации.
  • Произведенный анализ, высказанные мнения и полученные выводы ограничены только пределами оговоренных в данном отчете допущений и ограничивающих условий и являются личными непредвзятыми профессиональным анализом, мнениями и выводами эксперта.

2. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЧАСТЬ

2.1. Методика исследования
1. Изучение материалов, предоставленных заказчиком.
2. Анализ и систематизация полученных на предыдущих этапах данных, выполнение необходимых расчетов, обработка результатов.

2.2. Описание исследовательских работ
Согласно МДС 81-35-2004

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Настоящая Методика предназначена для определения стоимости строительства новых, реконструкции, расширения и технического перевооружения действующих предприятий, зданий и сооружений, выполнения ремонтных и пусконаладочных работ (далее строительства), осуществляемого на территории Российской Федерации, а также формирования цен на строительную продукцию.

Распределение объектов, работ и затрат внутри глав производится согласно сложившейся для соответствующей отрасли номенклатуре сводного сметного расчета стоимости строительства. При наличии нескольких видов законченных производств или комплексов, каждый из которых имеет по нескольку объектов, внутри главы может быть осуществлена группировка по разделам, наименование которых соответствует названию производств (комплексов).
Для отдельных отраслей промышленности и видов строительства наименование и номенклатура глав сводного сметного расчета могут быть изменены.
Представленная сметная документация рассчитана по ТЕР редакция 2014 г. по состоянию на Ноябрь 2017 г.

Замечания ко всем сметам:
1) Локальные сметы заменить на Локальный сметный расчет см. МДС 81-35-2004 п.3.16
2) Коэффициенты стесненности к=1,15 не обоснован ПОС.
3) Затраты на временные здания и сооружения учтены дважды, как строительно монтажные работы и в % соотношении от СМР. Данные затраты принимаются по согласованию с Заказчиком- Инвестором. На стоимость оборудования ВЗиС не накручивают (см. ЛСР № 8 ТП и другие) только на СМР МДС 81-35-2004
4) Затраты на Зимнее удорожание берутся круглогодично, но в зависимости от местонахождения объекта и времени выполнения работ, также по согласованию с Заказчиком-Инвестором. Например Зимнее удорожание, по региону г. Москва, сметная стоимость, рассчитанная по ТСН -2001 г. Москва учтена в каждой расценки и Заказчик не вправе ее корректировать. На стоимость оборудования ЗУ не накручивают (см. ЛСР № 8 ТП и др), только на СМР МДС 81-35-2004
5) Затраты на непредвиденные расходы – это расходы Заказчика-Инвестора. Отдаются подрядчику в зависимости от способа взаиморасчета при их возникновении по договору подряда.
6) Стоимость материальных ресурсов и оборудования некоторых позиций учтена по прайс-листу. Необходимо предоставить согласование с Заказчиком-Инвестором Мониторинг стоимостных показателей с указанием не менее трех поставщиков и выбором актуальной цены. Если брать по методике государственного ценообразования, то формат применения расценок на работы и материалы должны быть одинаковы. В сметах, позиции превышающие рыночные остаются, а в рамках рынка заменяются на дорогостоящие. Это не корректно.
7) Стоимость утилизации НДС не облагается.
8) По всем сметам, при наличии оборудования выделить стоимость в итоги. Стоимость оборудование для Инвестора важно знать для его эксплуатации и для бухгалтерского учета оборотных средств
9) Во всех сметах исключить ВЗиС и ЗУ, а также Непредвиденные затраты. Они учитываются в ССР Сводно-сметном расчете.

ЛСР № 1 Устройство фундаментов цехов 3000м2 и 2000м2
1) Объем вывозимого мусора не соответствует расчетным данным демонтажа. Нет расчета полученных результатов
2) Стоимость песка не обосновано заменяется на более дорогой по прайсу не допустимо без согласования с Заказчиком.
3) В смете не учтен объем обратной засыпки грунта.
ЛСР № 2. Устройство наружных сетей водопровода В1 и наружных сетей канализации К1
1) Объем песка необходимо согласовать с проектировщиками. Возможно частично заменить песок местным грунтом.
2) Объем расхода трубы фирмы Policorr необходимо уточнить норму расхода материала на прокладку 1 м трубы у проектировщика с производителем продукции.
3) П.50. Нет понимания в какой футляр протаскивают стальные трубы диаметром 600 мм?
4) П.70 Материалы учтены дважды
ЛСР № 3. Устройство несущего металлокаркаса здания и фахверка фасада
1) П.1. нет обоснования применения коэффициента к=1,18? Стесненность также не обоснована ПОС
2) П.1. Наличие строительных болтов в поставке металлоконструкций. Это же стоимость готового изделия, а не сырьё см. п.6.
3) П.6. Стоимость должна быть определена на основании КМД.
4) Уточнить количество высокопрочных болтов, согласовать с проектировщиком.
5) Конструкция, изделие приходит на стройку огрунтованной и окрашенной. Однако расценки применены с работами на огрунтовку.
6) П.8. Обосновать объем резки профилированного листа и согласовать с проектировщиком
7) П.9.1 Уточнить какой профилированный лист. Стоимость согласовать с Заказчиком. Уточнить у проектировщика целесообразность применения 1,5 мм, а не 0,75? Обосновать технические решения? Возможно удешевление?
8) П.13. Заменить на 15-04-030-03. Металлокаркас окраска диаметр труб более 50 мм.

ЛСР № 4. Устройство полов в цехах в/о 1-16/А-В
П. 11-01-052-01 заменить на прямую расценку 11-01-055-01
П.7.2 Материальные ресурсы применительно не корректно использовать.

ЛСР № 5 Устройство фасадов, заполнения проемов в наружных стенах и кровли
П.2 Уточнить, что входит в металлокаркас 293 т? Расценка на металлокаркасе. Возможно дважды учтен объем метллокаркаса?
П.2. Уточнить объем? Возможно не вычли объем дверных проемов и ворот.
П.75 Третья шпатлевка по высококачественной окраске по штукатурке? Как может быть на складе, если делаем простую штукатурку? И Улучшенную окраску п. 76 на складе?
П.82-84 масса монтажа металлоконструкций не соответствует массе материалов.
ЛСР № 6 Устройство внутренних инженерных систем АВПТ; АППТ
П.1-5 заменить на сборник 16. См. тех часть. к сборнику. Данный трубопровод не является технологическим, если давление в трубах до 1,6 Мпа, оставить только тот объем, который пеереносит сырьё для охлаждения системы для обеспечения технологического процесса.
Стоимость трубопровода заменить на стоимость готовых узлов по сборнику. Работы по изготовлению узлов построечных условиях исключить.
ЛСР № 7 Благоустройство
П.1-16 уточнить объемы работ и виды работ, потребность в утилизации и его количество.
П.35. Заменить на 04-01-001-02, тогда п.36 будет соответствовать. Т.е. колонковое бурение заменить на роторное.
П.51-55 Раздел Временное ограждение исключить. Данные затраты Дублированы и по согласованию с Заказчиком
ЛСР№ 9. Устройство фундаментов дизель-генератора, линии гранулирования
В смете учтены не только фундаменты, а каркас и кровля.
П.30 Заменить на 15-04-030-03. Металлокаркас окраска диаметр труб более 50 мм.

ЛСР № 10 Демонтаж рампы
1) Уточнить объемы работ
2) Коэффициент 1,15 и 1,25 не применим на демонтажные работы, см. МДС 81-35-2004 аналогичные работы, сборнику 46, применяемые при реконструкции.
3) П.7. На погрузку и перевозку поправочные коэффициенты не применяются. Не обоснованы.
4) П.12. Заменить на 15-04-030-03. Металлокаркас окраска диаметр труб более 50 мм.
5) Не показана методика подсчета строительного мусора.

ЛСР № 11 Внутреннее газоснабжение
П.16. Смотрите на п.1. Трубы более 50 мм. Заменить на 15-04-030-03
Поправочные коэффициенты не применимы для монтажного сборника, см. ТЧ и МДС 81-35-2004.

ЛСР № 12 Внешнее газоснабжение
П.2 Это просто гильза. Работу исключить
П.9. Расценка звучит до 5 м3. У нас 2 м3. Применяем расценку до 3 м3.
П.12.13 Трубы не красим они в оболочке. Откорректировать объем покраски
ЛСР № 13. Отопление
П.12. Прокладка трубы 366 м до 50 мм, а гидравлическое испытание 405,6 м. Регистры проходят тепловое испытание.
П.16. 4 раза окрасить? Обосновать.
ЛСР № 14. Вентиляция
Изготовление узлов в построечных условиях исключить, заменить на готовые узлы, если есть потребность у злах?
Более детально необходимо проверить при наличии спецификации. В проекте только схемы. Стоимость оборудования и материалов по прайс-листам согласовать по всем сметам

ЛСР № 15. Система внутреннего водоснабжения. Ливневая канализация.
П.7. В смете учтен водоподогреватель паровой емкостной горизонтальный СТД N 3070 объемом 2,5 м3. Уточнить соответствие с ТЗ и проектом
П.22-42 Что в системе внутреннего водоснабжения в разделе хозяйственно-бытовой канализации траншеи и колоды, разработка грунта, перевозка?
ЛСР № 16. Электромонтажные работы
Стоимость материалов и оборудования необходимо провести мониторинг сметной стоимости и согласовать с Заказчиком.
Объемы по заземлению уточнить с учетом ЛСР № 18

ЛСР № 17. Демонтаж 3,4,5 этажа инженерного корпуса; Ремонт 1-2 этажей
П.1-18 необходимо уточнить объемы демонтажных работ, обоснованно согласовать с проектной организацией.

П.18,25 Стоимость утилизация не облагается НДС.

ЛСР № 18. Электромонтажные работы наружные
Объемы по заземлению возможно учтены в ЛСР № 16

ЛСР №19. Устройство навесов 350м2; 240м2 и фундамента сушильных камер
П.5 Утилизация не облагается НДС
Уточнить необходимы объем песка.
Уточнить замену профнастила с 1,5 мм на 0,6 или аналог
Отсутствуют высокопрочные болты, только строительные, которые должны входить в состав поставки металлокаркаса
П.23. Заменить на 15-04-030-03. Металлокаркас окраска диаметр труб более 50 мм.
П.24.4 Уточнить объем арматурной сетки. По норме 20 т, а учтено 41 т?

ЛСР № 20. Котельная
Стоимость оборудования согласовать с предоставлением мониторинга.
Коэффициенты не обоснованы. На монтажный сборник к=1,15 к ОЗП и 1,25 к ЭМ не применим
ВЗиС и ЗУ на оборудование не накручивают на стоимость.

21. Устройство внутренних инженерных систем: Слаботочка
Уточнить количество затянутых кабелей в одну гофротрубу? Если 2 или три, то расценивать надо первый и последующий.

ЛСР № 22. Устройство временной дороги
См. временные здания и сооружения в %. Только по согласованию с Заказчиком.

ЛСР № 23 ПНР. Котельная ТП Вентиляция
Стесненность на ПНР не обоснована. Исключить все коэффициенты. Применить к=0,8. Выполнение пуско-наладочных работ одной и той же монтажной организацией.
П.18. Как Авторский надзор попал в затраты Подрядчика?
П.28 Исключить. К какому разделу?
П.46, 47, 49 Обосновать объем в количестве 101 линия и 260 наличия цепей?
Все оборудование автоматы, по прайс-листам идут от Завода изготовителя с паспортом и испытанные.

ВЫВОДЫ
Сметная документация на стадии «П» Проект является ориентировочной, по ней заключать договорные отношения не рекомендуется, так как после введения и согласования Рабочей документации сметная стоимость, как правило отличается до 50 % в большую сторону, в исключительных случаях она теоретически снижается, при условии корректировки проектной документации.
Данная сметная документация подлежит доработке по замечаниям. Злостных и явных замечаний не выявлено. Стоимостные показатели расценок на работы не корректировались, индексы соответствуют применяемым позициям.
Требуется детальная проработка проектной документации всех разделов. Желательно дополнительно у проектировщиков заказать Ведомость объемов работ. Данный раздел поможет грамотно оценить и подготовить Локальные сметы.