Частное образование в России нередко объявлялось приоритетным на самом высоком уровне. Однако реальной поддержки эта отрасль пока не дождалась. Проблемы, которые надо оперативно и профессионально решать, возникают у предпринимателей, желающих обучать детей и взрослых на рыночной основе, еще в самом начале пути. Чтобы открыть НОУ (негосударственное образовательное учреждение), необходимо собрать огромное количество документов, пройти лицензирование, разработать и отправить на утверждение учебный план и многое другое.

Для начала разберемся в терминологии. Негосударственное образовательное учреждение - это некоммерческая организация, предоставляющая на основе полученной лицензии услуги образовательного характера, при этом созданная не государством или субъектом федерации, а частным лицом (или группой лиц). В этом определении важно выделить слово «некоммерческое», что подразумевает неприменимость к НОУ стандартной для частных фирм процедуры регистрации.

НОУ, как и государственные организации, имеют право предоставлять весь спектр образовательных услуг. Среди них есть учреждения дошкольного, общего, дополнительного, высшего и послевузовского типа, а также специальные заведения для детей-сирот. К ним относятся фирмы, проводящие тренинги, семинары, выставки, лекции в том случае, если участникам выдаются дипломы о полученной квалификации.

Процедура регистрации

Прежде, чем начать процедуру регистрации, необходимо собрать большое количество документов, список которых установлен на основании Закона об образовании. Подавать их надо в региональное управление Министерства юстиции РФ по месту жительства, а все, что касается лицензии, прорабатывается с местным Управлением образования.

Любому юридическому лицу для работы требуется устав. В случае с НОУ этот документ обязан соответствовать требованиям, предъявляемым статьей №13 Закона об образовании. Он должен включать в себя помимо полного названия организации, адреса и данных об учредителях такие сведения, как:

  • подробная информация об образовательных программах;
  • нормативы отчисления и приема;
  • система оценок;
  • правила работы с персоналом;
  • язык, на котором ведутся уроки;
  • график обучения;
  • порядок предоставления платных услуг,
  • система построения отношений между заведением, учениками и их родителями.

В документе необходимо указать степень компетенции учредителей и тех лиц, которым они готовы делегировать часть своих полномочий, с приложением соответствующих актов и дипломов. В уставе изначально прописываются все возможные изменения, которым он может подвергнуться в дальнейшем.

Кроме него, для регистрации придется собрать максимальное количество сведений о материально-технической базе учреждения. Предоставляется полный пакет документов, которые касаются имеющейся в распоряжении недвижимости. Это и договор аренды или собственности, и результаты проверки помещения на соответствие законодательно установленным санитарно-эпидемиологическим нормам, и гарантийное письмо владельца здания. К информации о программах необходимо приложить подробное описание всего оборудования, которое планируется к использованию во время учебного процесса. Оно должно пройти необходимое лицензирование и быть безопасным для здоровья.

Перед регистрацией нужно собрать документы, свидетельствующие о НОУ как о юридическом лице. Их список и правила подачи регулируются законом №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996. Вот они:

  • Выписка из ЕГРЮЛ;
  • Полное наименование организации;
  • Расчетный счет;
  • Юридический и фактический адреса;
  • Телефоны учреждения;
  • Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;
  • Эскиз печати;
  • Подробные данные об учредителях. Для граждан России это нотариально заверенные копии паспортов, а также контактные данные. Иностранцы должны предоставить апостилированные, т.е. официально зарегистрированные российскими государственными органами документы. Также, согласно требованиям, все официальные бумаги должны быть переведены на русский язык.

Когда все документы собраны, можно подавать заявление на регистрацию НОУ. Прежде, чем обращаться в местное отделение Министерства юстиций, надо оплатить пошлину в размере 10 тысяч рублей, а полученную квитанцию приложить к пакету документов. После того, как обращение получено, государственный орган назначает проверку всех данных, которая может занять до полутора месяцев. При отрицательном результате по желанию заявителя может быть назначена повторная ревизия.

Все поданные в Министерство юстиций документы очень тщательно проверяются, и в последнее время количество отказов в регистрации негосударственного образовательного учреждения значительно выросло. Особенно скрупулезно исследуются сведения об учредителях и результаты инспекции учебных помещений.

Процедура лицензирования

Еще одна официальная бумага, которую надо получить прежде, чем начать работу, - это лицензия. Она нужна для предоставления почти всех видов образовательных услуг, кроме репетиторства и проведения лекций и семинаров, не подразумевающих выдачи итоговых дипломов государственного образца.

Для получения лицензии требуется почти тот же набор документов, что и для регистрации НОУ:

  • копия устава;
  • выписка из ЕГРЮЛ;
  • паспорта учредителей;
  • итоги ревизии здания и материально-технической базы;
  • квитанция об уплате государственной пошлины.

Все они вместе со свидетельством о госрегистрации прилагаются к заявлению, которое подается в региональное отделение Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки. Этот орган назначает специальную комиссию, которая в течение 60 дней должна провести проверки документов, здания, техники, педагогического и административного состава, образовательных программ и дать итоговый ответ. Работа без данного разрешения карается очень строго: штрафом до полумиллиона и даже тюремным сроком.

Надо отметить, что требования к соблюдению всех показателей, заявленных в документах на регистрацию и лицензирование, в системе образования крайне серьезны. Так что, собирая и подписывая бумаги, необходимо обращать очень пристальное внимание на их содержание.

Как видно, получить разрешение на работу негосударственного образовательного учреждения непросто. Минимальный срок, который несложно высчитать, сложив время принятия решений по лицензированию и регистрации, два с половиной месяца, скорее всего, серьезно вырастет из-за всех проволочек со сбором нужных документов. Поэтому оптимальное решение - обратиться к профессионалам, готовым взять на себя юридическую и бюрократическую деятельность. Ведь малейшая ошибка при подготовке к любой из этих процедур может обесценить всю проделанную работу. Которую, в случае неудачи, придется начинать с нуля.

Системе негосударственных учебных заведений в нашей стране уже 12 лет. Частные школы и гимназии, центры общественных и религиозных организаций — все они давно и прочно заняли свою нишу в сфере образования. Количество негосударственных школ составляет примерно 5—6% от числа всех общеобразовательных учреждений. В Москве сегодня 225 таких школ. Есть из чего выбрать. Только перед родителями большинства дошколят неминуемо встает вопрос: а ради чего? Ведь негосударственные учебные заведения осуществляют такой же образовательный процесс, как и государственные школы. Только их учредителем является не государство, а какое-либо предприятие или частные лица. В подавляющем большинстве случаев НОУ финансируются за счет средств родителей. Родители оплачивают прежде всего учебный процесс, а кроме того — питание, дополнительные образовательные услуги и материально-техническое обеспечение учреждения.
Так стоит ли ежемесячно выделять из семейного бюджета солидную сумму, чтобы ребенка научили всему тому, чему его и так бесплатно научат в государственной школе? Наш корреспондент делится своими впечатлениями.

Впечатление первое. Департамент образования г. Москвы.

В Департамент я пришла с четкой целью: выяснить, какая система образования лучше, какая хуже, и вообще, зависит ли качество образования от того, сколько денег вкладывают в него родители? Но начальник Управления дошкольного и общего среднего образования Ольга Николаевна Держицкая с такой постановкой вопроса была категорически не согласна.
—Качество образования зависит прежде всего от профессионального уровня учителя. А это зависит от возможности постоянно его повышать, а возможность совершенствовать свое образование, в свою очередь, зависит от финансового положения учителя и в том числе от его заработной платы. Учителя негосударственных школ имеют такой же профессиональный уровень, как и учителя государственных заведений. Все они получили примерно одинаковую подготовку.

— Почему же тогда в обществе сложилось устойчивое мнение, что в частной школе ребенок получит более качественное образование?
— В негосударственном учреждении есть возможность использовать индивидуальный подход, уделять внимание каждому ребенку. В классах таких школ сравнительно мало учеников, и наряду с учителями работает много разных специалистов — психологов, логопедов и так далее. Учителю частной школы легче изучить особенности ребенка, его возможности, наклонности и построить для него индивидуальный путь обучения. С другой стороны, профессионализм педагога, работающего с малым количеством учеников, должен быть гораздо выше, чем у учителя обычной школы. Если при работе с классом в 30 человек чаще всего используются «фронтальные» формы работы, которыми легко
оправдать любые огрехи малоквалифицированного учителя, то в классах, где всего 7—10 человек, этот номер не пройдет.
В НОУ чаще, чем в обычные школы приходят дети разного возраста: одни поступают в 1 класс, другие переводятся из любого другого класса обычной школы. Представьте себе: в классе сидит 5 человек, и у каждого — свой особый образовательный путь, разные навыки и разный уровень подготовки, непохожие образовательные программы. В государственной школе бывают разные классы: гуманитарный, математический, коррекционный, гимназический, и дети попадают туда в зависимости от своих способностей. В частной же школе все эти дети могут оказаться в одном классе! И учитель должен построить процесс обучения таким образом, чтобы каждый из этих детей получил достаточный уровень образования и интенсивно развивался. Это очень сложно. Более того, учитель частной школы должен учить ребенка так, чтобы тот при переходе в любую другую школу был бы столь же успешен в учебе.
«Миграция» детей из одного НОУ в другое, из частных школ — в государственные, и наоборот, к сожалению, достаточно частое явление. Экономическая ситуация как в стране, так и во многих семьях, нестабильна. Сегодня родители способны оплачивать обучение, завтра — нет. А ведь когда ребенок приходит из частной школы в государственную, его уровень подготовки очень внимательно проверяют. Не дай Бог, если у ребенка обнаружится какой-то пробел. Все «шишки», естественно, «валятся» на НОУ: «как же так, мы платили такие деньги, а его недоучили!» Родители даже в праве подать на НОУ в суд, потребовать вернуть часть затраченных средств, и закон на их стороне. В общем, НОУ очень серьезно подходят к этой проблеме: каждому ребенку выстраивают свою программу, постоянно проводят независимую экспертизу и диагностику уровня обучения. Юный ученик, в какую бы школу он затем ни попал, должен быть там успешен, должен подтвердить свой уровень и свои отметки. От его успешности зависит имидж и репутация негосударственного учреждения.

— Какие учителя работают в НОУ?
— Все учителя оканчивают одни и те же педагогические вузы. Почти все имеют опыт работы в государственной школе. Но НОУ вкладывают определенные средства в обучение своих педагогов, в повышение их квалификации. Многие педагоги не выдерживают большую нагрузку и возвращаются в обычные школы. Однако, в тех НОУ, которые существуют больше 5 лет, уже сформировались стабильные коллективы.

— Как складываются взаимоотношения учеников и учителей в частных школах? Достаточно ли уважительно дети богатых родителей относятся к педагогам?
— Странно вы рассуждаете — «богатые родители...» У большинства родителей учеников частных школ высокий уровень образования, они прекрасно владеют иностранными языками, но прежде всего, они — профессионалы в своей области. И потому они крайне внимательно относятся и к образованию своих детей. А те понимают, что высокий уровень образования необходим для того, чтобы чего-то добиться в жизни, чтобы стать достойными преемниками дела своих родителей. Учитель, который профессионально грамотен, вызывает у таких детей только уважение.

Впечатление второе: Негосударственная школа.

Расскажу вам об одной школе. Типичной ее назвать трудно. Не потому, что плата за обучение здесь невысока. А потому, что типичную частную школу найти нелегко: у каждой свои особенности. Учредитель этого НОУ — крупное авиационное предприятие, которое ежегодно финансирует учебу 25% школьников, остальные платят ежемесячно 7,5 тысяч рублей. В стоимость обучения входит трехразовое питание, продленный день и самые разные кружки, включая игру на фортепиано и авиамоделирование. Школа занимает небольшое двухэтажное здание, где прежде был детский сад . Места тут нет ни для бассейна, ни для спортзала, поэтому за ребятами регулярно приезжает автобус и увозит: кого — на теннисные корты, кого — в бассейн. Зато у каждого класса начальной школы есть своя игровая комната, в просторной библиотеке сразу два зала, а компьютерный класс оборудован новейшей техникой. Прекрасно обустроен школьный двор. Вообще, все довольно скромно, без излишней роскоши, но зато очень тихо и по-домашнему уютно. Детей, кажется, по пальцам можно перечесть: в одном классе семь человек, в другом — восемь, а ребята из 10 класса вообще появляются нечасто, потому что они на экстернате. Не слышно резких звонков и шумной беготни на переменах. Только у первоклашек в комнате звенит время от времени маленький переливчатый колокольчик — для того, чтоб дети чувствовали время и урок от переменки отличали.
Надо признаться, что все дети на уроке вовлечены в учебный процесс. Учитель от каждого требует активного участия, так что ленивому или отстающему не отсидеться молча в укромном уголке, рисуя чертиков на обложке тетради. Ну а если ребенок совсем «не тянет» — учитель после уроков будет с ним заниматься. Столько, сколько нужно, без всяких доплат. Между прочим, на 90 детей здесь приходится 45 сотрудников! Замечательно, ничего не скажешь. Но есть тут и свои сложности, о которых поведала директор и основатель школы Таисия Петровна Скобликова:

—Я до сих пор не уверена, что лучше для ребенка средней школы — негосударственная система образования или государственная? Да, начальная школа должна быть более комфортной для ребенка, это точно. В государственной школе малышу легко потеряться, разочароваться, сломаться, или наоборот, расслабиться. А частная школа не допустит этого и не навесит на ребенка штамп неудачника или отличника. Но что касается детей среднего и старшего возраста, то им комфортные условия уже противопоказаны! Они привыкают надеяться не на себя, а на педагога: он все объяснит, «разжует», поможет справиться с трудной задачей. Учитель частной школы никогда не поставит двойку, а всегда даст возможность пересдать предмет и исправить оценку. Это приводит к тому, что ребенок перестает работать самостоятельно и качественно. Что же он будет делать в институте, где никто его вытягивать не станет? Там очень много студентов, там каждый — сам за себя. И переход этот может оказаться для выпускника частной школы очень трудным. Другое дело — государственная школа, где учится не 100 человек, а 800—900. Там приходится бороться за свое выживание и за свою оценку. Там зачастую нет возможности исправить неверный ответ, там сразу поставят «два», и это, конечно, мобилизует ребенка. У меня самой трое детей, и я создавала эту школу для того, чтобы дать им хорошее образование. Но я до сих пор не могу окончательно решить, какая система
образования лучше.

— Родители, которые оплачивают учебу, выдвигают ли какие-то условия?
— Когда мы начинали работать, была такая тенденция — требовать хорошую оценку: «Я заплатил деньги, почему у моего ребенка «три»?» Приходилось объяснять, что родители платят не за отметки, а за знания. Если сегодня ребенок не тянет какой-то предмет, допускает много ошибок, он не получит хорошую оценку. При этом мы со своей стороны делаем все возможное, чтобы ученик подтянулся и исправил отметку.
Я очень боялась вначале, что учителя будут как-то выделять тех, кто не платит за учебу, будут занижать им отметки, меньше заниматься с ними. К счастью, удалось избежать неравенства. Дети из очень богатых семей необыкновенно скромны, культурны, а главное — целеустремленны. Да, они понимают, что их родители действительно добились в жизни многого. Но чего добились они сами? Пока — ничего. У нас школа со строгими правилами, и любая попытка детей выяснить, чьи родители круче, пресекается на корню.

— Но разве это типичная ситуация для частных школ?
—Школы очень разные. Прежде чем открывать свою, я познакомилась с одним очень элитным загородным заведением. Я отдала туда своего ребенка, а потом поняла, что плачу эти огромные деньги, фактически, за воздух, а не за образование. Там ученик идет на урок — за ним два охранника несут вещи. Он сел за парту, немного поработал, потом ему надоело — он положил ноги на стол и отдыхает. И каким-то родителям это нравится! Я же считаю, что школа, в первую очередь, должна научить ребенка трудиться. Дать ему не только образование, но и воспитание. Как можно позволять ученику повышать голос на взрослого? Приходит в класс и говорит своей няне — «Выйди вон, жди меня там, за дверью!» В нашей школе такая ситуация просто недопустима!
— Тяжело будет ученику при переходе из частной школы в государственную?
— Что касается уровня знаний — зависит от школы. Если наш ребенок перейдет в физико-математическую школу, то ему будет очень тяжело, потому что мы делаем упор на гуманитарные предметы. Но перейти в любую языковую школу или лицейский класс гуманитарного профиля — никаких сложностей. Проблема в другом — в отношении учителей к новенькому. Нередко стараются показать, что он отстает, не дотягивает, что его ничему путному в частной школе не научили. Цель ясна — вынудить родителей на частные уроки. Это же огромная проблема! Учителя государственной школы используют любую возможность для того, чтобы заработать деньги! Вы знаете, что благодаря частным урокам, средняя зарплата хорошего учителя государственной школы — не меньше $350! Я уверяю вас, что все дети, которые имеют в государственной школе оценки 4—5, занимаются с репетитором! В начальной школе учителя берут, в среднем, по 100 рублей, в средней школе — примерно по 10$ за урок. У нас в государстве сегодня бесплатного образования нет! Тем более — в Москве.
Самые лучшие и заслуженные учителя сегодня работают или в государственной школе, или совмещают два места работы, но окончательно в негосударственную школу они не уходят: ответственность там очень большая, работа с утра до позднего вечера, а зарплата — $300, и все. Если ученик отстает — учитель обязан заниматься с ним все за ту же зарплату, потому что родители больше не доплатят ни копейки. Учитель государственной школы имеет льготный стаж, надбавки к зарплате, статус социально незащищенного человека — ничего этого в частных учреждениях нет.

Негосударственная школа

Достоинства:

    в классах мало детей, и каждому уделяется больше внимания

    комфортные условия для учебы, вежливое отношение к детям

    есть возможность доставки ребенка до учреждения и обратно на школьном автобусе

    есть учителя по всем предметам

    внимание уделяется не только отстающим, но и развитым, одаренным детям

    все дополнительные развивающие занятия на базе школы — спортивные секции, музыка, рисование проходят бесплатно

    хорошее техническое оснащение

    возможность исправить оценку и пересдать предмет

    дети нацелены на учебу

Недостатки:

    качество обучения и набор услуг не стоят запрашиваемых денег

    за деньги рисуют «пятерки», не давая реальных знаний

    домашняя атмосфера

    школы расслабляет учеников некультурное (а порой — и хамское)

    поведение отдельных «крутых» учеников по отношению к учителям и к детям менее обеспеченных родителей

    в школе царит атмосфера вседозволенности

    есть проблемы при переводе в государственную школу

Впечатление третье: мнения частных лиц
Эти впечатления настолько разнообразны, насколько различны вкусы и опыт двух пар родителей. Порой взгляды взрослых на одну и ту же школу расходятся с точностью до наоборот. Поэтому, выбирая школу, прислушайтесь, в первую очередь, к собственным ощущениям, лично познакомьтесь с учителем, директором, а потом уже — с учениками этой школы и их родителями. Подумайте, что вам важнее всего? Дисциплина и порядок в школе? Тогда стайка курящих старшеклассников перед входной дверью будет весомым доводом против. Спортивно—оздоровительная программа? Тогда познакомьтесь с врачом, учителем физкультуры, спортивным оснащением школы. Языковая подготовка? Преподаватель, являющийся носителем языка, контакты с языковым ВУЗом и большой процент детей, поступающих на бесплатное отделение этого ВУЗа, станут убедительным доводом «за». Не постесняйтесь расспросить учителя о методике его работы, об отношении к отстающим и к способным детям, а также об используемой им программе развивающего обучения.
Удачного вам выбора!

Суммируя отдельные высказывания в сводной таблице, мы ни в коем случае не составляем некий общий портрет негосударственной школы — такой портрет невозможен в принципе, слишком уж они непохожи друг на друга. Эти мнения родителей и учителей относятся к НОУ из самых разных районов г. Москвы.

Что обязаны знать родители?
Приказ от 5марта 2002г практически ничего не поменял в правилах приема малышей в 1-й класс: принимать в школы обязаны с 6,5лет, но учиться в начальной школе теперь будут 4 года, а не три. В приказе МКО от 5марта 2002г в пункте 1.5 написано, что «при приеме не допускать испытаний (экзаменов, тестов, конкурсов), направленных на выявление уровня знаний ребенка по учебным дисциплинам и предметам». Собеседовать могут лишь на отвлеченные темы. Незнание букв и цифр не может служить поводом для отказа в зачислении.

Оформляем документы. Как не попасть впросак с НОУ?
Для начала надо узнать имеет ли школа лицензию Комитета образования и государственную аккредитацию. Будьте бдительны! Лицензия может выдаваться учебному заведению либо на 1 год, либо на 5 лет, и в том, и в другом случае она не должна быть просрочена. С аккредитацией то же самое. Школа может быть аккредитирована на 1, 2, и 3 ступень образования (то есть начальная, средняя и старшая школа). Если аккредитации нет, а такое бывает довольно часто, то, скорее всего, неаккредитированная школа заключила договор с местной школой или школой - экстернатом. А это значит, что выпускной экзамен ваш ребенок будет сдавать не НОУ, а в общеобразавательной школе. В аттестате будет указано, что ученик закончил ту школу, где сдавал экзамены.
Маленький, но очень существенный нюанс: в аттестате фиксируются названия дисциплин, изученных школьником, и оценки. При отсутствии аккредитации запись о дополнительных предметах не появится.

Школьные причуды
Говорят, что оценки не будут ставить детям до 6-го класса. Некоторые школы в качестве эксперимента уже отказались от оценок во всей начальной школе. Были проведены психофизические обследования первоклассников, показавшие, что низкие отметки являются сильным психотравмирующим фактором и снижают работоспособность ребенка. Исследования, проведенные психологами, показывают, что только к 3-му классу дети начинают учиться ради получения положительных оценок.

Планы на будущее
Школьникам придется учиться двенадцать лет, но они смогут поступить в вуз без экзаменов. К 2005 году как минимум 60% школ предполагается оборудовать компьютерными классами, подключенными к Интернету. И если все пойдет по плану, то к 2010 году на четверых учащихся будет приходиться один компьютер. К этому времени на уроках информатики будут изучать не только банальный BASIC, но и специальные прикладные программы.

Маленькие хитрости учителей:
Несмотря на все «За» и «Против» отметки все - таки в школе ставят. Однако, отметки и оценки разная вещь. Во-первых, вместо оценки можно написать всем известные устные и письменные замечания: «молодец, хорошо, старайся быть внимательнее, см. (смотрела).» Во-вторых, за хорошо выполненные задания учителя раздают маленькие презентики. Например, наклейки, которые ученик может прикрепить к тетрадке. Чем их больше - тем успешнее ученик. В-третьих, в конце учебного дня дети закрашивают определенным цветом клеточки на листке («хорошо», «довлетворительно»). О значении цвета учитель и дети договариваются заранее.

В рамках эксперимента
С сентября 2004 года в России планируется начать эксперимент по введению в 9-х классах школ профильного обучения. Специалисты будут помогать девятиклассникам в выборе профессии, а само профильное обучение планируется начать на всей территории России с 10-го класса в 2005 году.
Переход на профильное обучение старшеклассников в России предусмотрен Концепцией профильного обучения, утвержденной министерством образования в 2002 году.
Основная цель профильного обучения - разгрузить школьные программы и предоставить школьнику старших классов возможность углубленного обучения тем предметам, которые его больше увлекают и будут необходимы для его дальнейших жизненных планов, в том числе для поступления в вуз. С этой целью в школах будут создаваться профильные классы, либо образовываться профильные школы.
Для тех учеников, которые к концу 9-го класса еще не определились со своими дальнейшими планами, останутся непрофильные общеобразовательные учебные заведения и классы, где с учениками будет вестись работа по профориентации.

Знаете ли вы, что...
В 13 государственных школах Москвы уже 4 года проходит эксперимент: для каждого учащегося 10—11 классов выстраивается индивидуальный путь обучения. Старшеклассник сам выбирает себе учебный план, определяя глубину изучения того или иного предмета. Этот эксперимент приближает государственные школы к возможностям индивидуализации обучения, которые есть у частных учебных заведений. Номера этих школ: 218, 429, 1131, 1277, 1290, 1504, 1508, 1515, 1517, 1530, 1552, 1557, 1580.

Образование без границ
Ребенок едет за границу. Один... В первый раз. Родители судорожно собирают чемоданы: «Шесть пар трусиков, 12 маечек, 10 пар штанов, пару свитеров, ботиночки легкие, ботиночки теплые, тапочки, шерстяные носки... Ах, да, забыли зонтик! Англия — страна, где часто идут дожди!.» Надо предугадать все до последней мелочи, что «там» может понадобиться. И вот уже аэропорт. Взрослые рассеивают последние детские страхи оптимистичными заявлениями: «Все будет хорошо». Сами в глубине души пытаются в это поверить...

Дети знаменитых

Родион Газманов:
Я учился два года в частной школе в Англии. Это был уровень 10 и 11 классов нашей общеобразовательной школы. Но программы очень разные. Во-первых, там делается упор на гуманитарные предметы, на спортивные занятия, искусство, музыку. Со своей «тройкой» по алгебре, я оказался там отличником по математике. Во-вторых, в нашей школе изучают более широкий спектр предметов и в большом объеме, который далеко не всегда и не всем нужен. В Англии объем информации меньше (особенно это относится к точным наукам), и к тому же, есть возможность выбирать те или иные предметы для более глубокого изучения.
У нас в стране появилось 2-3 частные школы подобного уровня, где примерно за те же деньги можно столь же хорошо овладеть английским языком, как и за границей. Но для меня несомненным плюсом было то, что я оказался вдали от папы и мамы. Это научило меня самостоятельно принимать решения. К тому же, уезжая за границу, ты оказываешься в иноязычной среде, и для того, чтобы быстрее освоить язык — это лучший способ. Я хорошо знал английский язык уже до поездки в Англию. Но даже если ты приезжаешь туда с «нулевым» знанием языка, уже через 3-4 недели можешь общаться и понимать других.
Недостаток учебы в Англии для меня был только один: полученных там знаний по математике оказалось недостаточно для поступления в Финансовую Академию. Мне пришлось очень серьезно заниматься с педагогами, чтобы хорошо сдать вступительный экзамен. Ничего страшного. Для меня гораздо важнее то, что в Англии я стал более самостоятельным человеком.


В последнее десятилетие негосударственные образовательные учреждения заняли собственную нишу на образовательной ниве. Зачастую уровень подготовки их выпускников не уступает государственным учебным учреждениям с вековой историей. И это не странно. Деятельность негосударственных учебных учреждений регламентирована теми же нормативными предписаниями, что и деятельность государственных. Пройдя аттестационную процедуру они обретают право выдавать выпускникам документы о полученном образовании государственного образца, а пройдя – получать финансирование от государства и муниципалитетов на общих основаниях.

Определение НОУ отечественное законодательство не содержит. В правоприменительной практике под НОУ обычно подразумевают созданную частными лицами, коммерческими или некоммерческими структурами организацию, предоставляющую услуги в сфере образования и/или воспитания детей. НОУ учреждаются в организационно-правовых формах, оговоренных ГК РФ. Их регламентирована преимущественно 237-ФЗ «Об образовании в РФ» и во многом – профильными подзаконными актами.

Руководство НОУ может осуществлять сам учредитель, либо сформированный им попечительский совет. Схема управления НОУ и полномочия попечительского совета определяются собственником (он вправе делегировать эту функцию попечительскому совету), согласовываются с педагогическим коллективом и фиксируются в учредительной документации.

В советский период образование было бесплатным. В связи с рыночными преобразованиями законодатель легализовал возможность взыскивать с учащихся плату за предоставляемые им образовательные услуги. Это и стало предпосылкой создания НОУ. Платным, среди прочего, может быть обучение в пределах гособразовательных программ. При этом НОУ не признаются коммерческими структурами, их деятельность не направлена на извлечение прибыли.

Законодательство РФ об образовании распространяется на все профильные учреждения независимо от права собственности, организационно-правовой формы и подчиненности. Негосударственные ВУЗы и другие образовательные учреждения руководствуются одними и теми же нормативными предписаниями, что и государственные.

Содержание и трактование категории НОУ

Легального «НОУ» законодатель не дал. Несмотря на широту использования в правоприменительной практике, его содержание не совсем понятно. Разберем термин по словам.

  1. «Негосударственное». Ст.22 237-ФЗ делит образовательные организации по форме собственности на государственные, муниципальные и частные. В России местным общинам гарантируется самостоятельность, а муниципалитеты исключены из системы органов госвласти. Строго говоря, логический объем понятия НОУ таков, что оно включает все негосударственные (частные и муниципальные) организации. Но в быту термин «негосударственный» синонимичен понятию «частный». Правовой статус муниципальных образовательных организаций имеет больше схожего со статусом аналогичных государственных структур, нежели частных.
  2. «Образовательное». Образование – ключевая сфера демократизации российского общества. Законодательство об образовательной деятельности поддерживает баланс между интересами частных лиц и социума. Оно обращено непосредственно к индивиду, устанавливает его право на образование и его осуществления. Согласно Национальной доктрине образования в РФ существующая система призвана среди прочего обеспечить: вариативность учебных программ; обеспечение необходимой степени индивидуализации образования; многообразие типов образовательных учреждений.
  3. «Учреждение». Понятие и особенности учреждений как организационной формы отображены в ч.2 §7 гл.4 ГК РФ.

Логический объем понятия «НОУ» зависит от контекста.

Когда рассматриваемую категорию понимают расширено, к НОУ зачастую причисляют: муниципальные образовательные учреждения; организации, для которых образовательная деятельность является неосновной; , не являющиеся учреждениями по организационной форме.

НОУ: особенности организационно-правовой формы

Учреждением в ст.123.21 ГК РФ законодатель признает унитарную некоммерческую структуру, созданную для реализации социокультурных, управленческих и иных некоммерческих . Отдельных пояснений требует термин слово «унитарную».

Унитарность заключается в отсутствии правоотношений членства. Учредители унитарных организаций не становятся участниками НОУ (ст.65.1 ГК). Соответственно, они лишены возможности напрямую управлять деятельностью созданного ими юридического лица и формировать органы его управления. В НОУ эти полномочия исполняет публично действующий коллегиальный орган – попечительский совет.

Учредитель НОУ признается единственным собственником его . Само же НОУ владеет закрепленными за ним активами на праве оперативного управления.

Соучредительство при создании НОУ недопустимо.

На НОУ распространяется действие ст.123.23 ГК РФ о частных учреждениях. Последние могут финансироваться собственниками их имущества полностью или частично. Они отвечают по обязательствам переданным им в управление имуществом. Субсидиарную ответственность в размере недостающих для покрытия кредиторской задолженности сумм несет собственник.

Учреждение – не единственная организационно-правовая форма, в которой может существовать юридическое лицо, предоставляющее образовательные услуги в частном порядке. Исходя из содержания 237-ФЗ создание такой организации возможно в любой форме, установленной ГК РФ для некоммерческих структур.

Итак, предпочтительной и наиболее распространенной организационно-правовой формой существования НОУ является учреждение, особое значение в управлении которым имеет публично действующий попечительский совет.

Виды НОУ

В контексте 237-ФЗ выделяют три самостоятельных понятия:


Ранее нормативно была определена следующая типология образовательных организаций:

  • дошкольные
  • общеобразовательные (от начального до полного общего образования)
  • начального, среднего, высшего, последипломного профобразования
  • дополнительного образования для совершеннолетних
    корректирующие (для учеников с ограниченными возможностями или отклонениями в развитии)
  • для фактических и социальных сирот
  • дополнительного образования для несовершеннолетних

237-ФЗ в текущей редакции не разделяет НОУ или образовательные организации на конкретные виды. Между тем, 237-ФЗ содержит ссылку на необходимость указания организационно-правовой формы и типа образовательной организации непосредственно в ее наименовании. Выделяют следующие виды НОУ:

  • дошкольные (детсад, ясли)
  • общеобразовательные (школа, интернат, гимназия)
  • профессиональная (техникум, лицей)
  • высшего образования (институт, академия)
  • дополнительного образования (дворец детского творчества, школ искусств)
  • организация дополнительного профобразования (институт повышения квалификации)

В зависимости от сферы деятельности, особенностей целевой аудитории и образовательной программы НОУ могут быть разных типов.

Устав НОУ

Деятельность государственных образовательных учреждений императивно регламентирована типовыми положениями и разработанными на их основании . Примеры:

  • типовое положение об образовательном учреждении допобразования детей, утв. Приказом Минобрнауки России №504 от 26.06.95
  • типовое положение об образовательном учреждении дополнительного профобразования специалистов

Названные и другие типовые положения для НОУ исполняют роль примерных. Обеспечиваемое ими правовая регламентация является диспозитивной. Этому законодательному положению корреспондируют положения п.5 ст.12 237-ФЗ: если иное не оговорено законом, Устав НОУ разрабатываются и утверждаются НОУ на свое усмотрение.

Устав НОУ состоит из следующих разделов:

  1. «Общие положения» – раздел отображает перечень реализуемых видов образовательной деятельности, суть и направление образовательных программ, содержание оказываемых дополнительных услуг, задачи НОУ.
  2. «Организация деятельности НОУ» содержит описание и условий создания, реорганизации и ликвидации учреждения. Раздел может содержать ссылку на возможность создания филиалов и вступления НОУ в ассоциации и союзы. Здесь также отображен режим работы НОУ.
  3. «Участники образовательного процесса». Раздел содержит описание прав и обязательств администрации, педагогов, учащихся, а также ссылку на способы участия в учебном процессе родителей (актуально в отношении детей).
  4. «Управление НОУ» отображает порядок принятия устава, перечень и процедуру формирования руководящих органов НОУ, их полномочия.
  5. «Имущество, финансовое обеспечение деятельности НОУ» содержит ссылку на вещное право, на котором организации передается имущество, возможные источники получения средств и способы распоряжения ими.

Сведения, обязательные к отображению в Уставе НОУ

  • наименование
  • тип и (школа, ВУЗ)
  • организационная форма
  • форма собственности
  • сведения об учредителях
  • особенности образовательного процесса, а именно:
  1. основания и процедура набора учащихся
  2. продолжительность обучения
  3. режим проведения занятий
  4. описание системы оценивания знаний и умений учеников
  5. наличие дополнительных курсов, порядок их проведения
  • порядок управления НОУ:
  1. система органов управления и компетенция каждого из них
  2. правомочности учредителя
  3. способ организации деятельности и принятия решений (актуально, прежде всего, для коллегиальных органов)
  4. требования к преподавательскому составу и условиям приема преподавателей на работу
  5. порядок его оплаты
  6. процедура внесения изменений в устав
  • права и обязательства участников образовательного процесса

Госрегистрация НОУ

Будучи юридическим лицом, НОУ подлежит в ЕГРЮЛ, постановке на учет в ФНС, пенсионном и других фондах. Для госрегисрации НОУ необходимы следующие документы:

  • программы обучения
  • подтверждение местонахождения (например, свидетельство о праве собственности на учредителя + гарантийное письмо, договор аренды)
  • документы будущего руководителя (паспорт и справка об ИНН)
  • документы учредителя
  • учредители – физлица с российским гражданством
  • копии паспортов
  • справка о присвоении

Пакет документов, касающийся учредителей, зависит от их статуса.

Граждане РФ подают:

  • копию паспорта
  • справку о присвоении ИНН

Физлица иностранцы подают:

  • подтверждающий личность документ (например, загранпаспорт иноземного государства) с нотариально заверенным переводом
  • подтверждение права ПМЖ в РФ
  • справка о присвоении ИНН (если иностранец получал такой код в РФ)

Российские организации подают:

  • свидетельство о госрегистрации либо о внесении сведений в (выбор документа в зависимости от даты госрегистарции компании)
  • Устав
  • учредительный договор
  • свидетельство о постановке на налоговый учет
  • доверенность на представителя юрлица

Иностранные юридические лица подают:

  • Устав
  • выписку из реестра юрлиц своей страны
  • справку ФНС о присвоении налогового номера в РФ
  • справку из банковского учреждения о наличии расчетного счета
  • на представителя, уполномоченного провести регистрационные действия

Лицензирование, аттестация и аккредитация образовательного учреждения

Образовательная деятельность в России подлежит лицензированию. обязательна к получению для организаций, которые обучают по программам дошкольного, общего, последипломного, дополнительного образования. Кроме того, лицензия нужна для профориентации, оказания услуг военного образования, подготовки научных кадров.

В России не подлежит лицензированию только индивидуальная трудовая деятельность, связанная с оказанием образовательных услуг, организация и проведение разовых лекций, семинаров и мастер-классов, если по их окончании не выдаются документы об образовании повышении квалификации. В силу ст. 33 237-ФЗ образовательные лицензии бессрочны.

НОУ подлежат обязательной аттестации, которая является формой государственного и социального контроля за деятельностью образовательных учреждений. Суть сводится к установлению соответствия содержания образовательных программ, уровня и качества подготовки выпускников всем требованиям госстандартов.

Аккредитация НОУ проводится Минобрнауки России на договорной основе. Инициирует аттестацию само НОУ, в связи с запасом права выдачи документов об образовании гособразца. Аттестация включает такие этапы:

  • самообследование
  • внешняя аттестационная экспертиза
  • вынесение комиссионного решения

Аккредитация – это официальное признание факта соответствия образовательных услуг НОУ госстандартам. Главнейшим последствием аккредитации НОУ является их включение в систему централизованного государственного или муниципального финансирования. Кроме государственной аккредитации, проводимой органами государственной власти в значительном порядке существует также общественная аккредитация.

Позитивный результат общественной экспертизы повышает престижность ВУЗа, однако правового значения не имеет. Аттестация и аккредитация влекут разные последствия, однако принципы и механизмы из проведения схожи.

Таким образом, НОУ – это некоммерческая негосударственная организация, за плату предоставляющая образовательные услуги на . НОУ могут функционировать в разных сегментах рынка от дошкольного до профессионально-технического. Однако наибольшее количество НОУ в РФ являются ВУЗами.

Напишите свой вопрос в форму ниже

Данные учреждения предназначены для ведения образовательной деятельности, курсов повышения квалификации, различных курсов дополнительного образования и т.д.

Данные учреждения не должны открываться с целью получения прибыли. Они носят некоммерческий характер и должны финансироваться из бюджета собственника, создавшего учреждение. Исключение могут составлять частные учреждения не образовательной направленности. Таким обществам разрешено частично получать прибыль от коммерческой деятельности, которая необходима для жизнеобеспечения деятельности учреждения. В этом случае, такая возможность должна быть прописана в уставе (ФЗ №80 от 6 апреля 2015 года).

Особенности устава частного образовательного учреждения

У каждого ЧОУ в обязательном порядке должен быть устав, в котором указывается вид деятельности, условия работы и порядок распределения обязанностей между участниками общества. Кроме этого, если учреждение образовано юридическим лицом, то оно обязано . В том случае, когда ЧОУ создано частным предпринимателем лицензирование не требуется.

Так как частое образовательное учреждение не может быть коммерческим, то регистрировать его нужно в Министерстве юстиции РФ.

О том, какие положения содержит устав негосударственного частного образовательного учреждения с одним и более учредителями, читайте ниже.

О нулевой ставке налогообложения для частных образовательных учреждений дошкольного типа расскажет это видео:

Его положения

Устав частного образовательного учреждения не может быть написан в произвольной форме. Все требования к структуре устава описаны в законе РФ № 273 «Об образовании в РФ».

В уставе ЧОУ должны быть следующие разделы:

  • Общие положения . В этом разделе указывается наименование организации, вид деятельности, адрес частного учреждения, сведения об учредителе. Также здесь указываются сведения о наличии печатей, штампов, бланков, а также описываются обязанности и ;
  • Цели и задачи частной образовательной организации. Здесь описываются условия, на основании которых учреждения будут предоставлять свои услуги (лицензия);
  • Обязанности и полномочия, а также ответственность и права ЧОУ. В этой части устава предусмотрены подробные сведения о структуре работы, графиках, трудовых отношениях, правилах приема на работу и увольнениях, а также вступление учащихся в ЧОУ, учет успеваемости и выдача документов о полученных знаниях;
  • Источники финансирования и сведения об имуществе ЧОУ. Здесь должны быть указаны сведения о владельце частного образовательного учреждения, его имуществе, и об источниках финансовой поддержки организации. Ответственность лиц по финансовым вопросам и по распределению доходов;
  • Регулирование ЧОУ. В данном разделе стоит указать полномочия учредителя. Наличие прав у учредителя вносить изменения в устав, изменять направление обучения, утверждать финансовый план, бухгалтерский баланс и годовой отчет. Также сюда входит организация филиалов, вопросы реорганизации и закрытие учреждения;
  • Доступность и открытость информации о ЧОУ. Здесь должны быть сведения о том, что вся информация о создании учреждения и о его учредителях, их финансовых вложениях и имуществе, адрес, электронная почта, а также вся информация о предлагаемых программах обучения доступна и открыта каждому для просмотра и ознакомления;
  • Порядок закрытия или реорганизации ЧОУ. Закрытие ЧОУ может быть произведено только на основании Гражданского кодекса РФ и ФЗ «О некоммерческих организациях». Имущество должно быть возвращено учредителю (собственнику). Можно будет считать организацию ликвидированной только после того, как будет сделана запись об этом в .

Пример устава некоммерческого частного учреждения дополнительного профессионального образования взрослых можно скачать .

Устав частного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования (образец)

Устав частного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования — 1

Устав частного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования — 2

Устав частного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования — 3

Устав частного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования — 4

Устав частного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования — 5

Устав частного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования — 6

Устав частного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования — 7

Устав частного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования — 8

Устав частного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования — 9

Устав частного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования — 10

Устав частного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования — 11

Для того, чтобы деятельность ЧОУ осуществлялась в соответствии со всеми правилами и законами стоит обратится за помощью к профессионалам, чтобы не отвлекаться от учебного процесса.

Регистрация документа

Так как частное образовательное учреждение становится юридическим лицом, то оно должно быть поставлено на учет в налоговые органы по месту регистрации. После этого учреждению присваивается ИНН, оно должно быть зарегистрировано в Пенсионном фонде и других фондах, таких как фонд социального, медицинского страхования и в статистике.

Вам потребуются следующие документы:

  1. Устав, утвержденный учредителем;
  2. Квиток об уплате государственной пошлины на 4 тыс. рублей;
  3. Заявление в налоговую о регистрации ЧОУ. Если пакет документов будет предоставлен не учредителем лично, а его представителем, потребуется доверенность, заверенная нотариусом.

По закону регистрация должна быть пройдена за месяц, после подачи всех документов.

Внесение изменений

  • Собственник(учредитель) частного образовательного учреждения выносит решение об изменениях в уставе. После того как эти изменения будут внесены в устав, сам устав нужно будет зарегистрировать заново в налоговой инспекции.
  • В соответствии с законодательством проводится процедура регистрации изменений и дополнений в уставе.
  • После регистрации устава ЧОУ в государственных налоговых органах, он приобретает юридическую силу для третьих лиц.

О возможности получения лицензии на частное образовательное учреждение дошкольного типа расскажет видео ниже: