Устав ООН является единственным международ­ным документом, положения которого обязательны для всех государств. На основе Устава ООН возникла разветвленная система многосторонних договоров и соглашений, заключенных в рамках ООН.

Миротворческая деятельность

Одной из главных задач Организации Объединенных Наций является поддержание мира во всем мире. Согласно Уставу, государства-члены разрешают свои международные споры мирными средствами и воздерживаются от угрозы силой или ее применения против других государств.

На протяжении многих лет Организация Объединенных Наций играла важную роль в содействии предотвращению международных кризисов и в урегулировании затяжных конфликтов. Она осуществляла комплексные операции, связанные с установлением и поддержанием мира и оказанием гуманитарной помощи. Ей также приходилось предотвращать назревающие конфликты. В постконфликтных ситуациях она все чаще предпринимает скоординированные усилия, направленные на устранение коренных причин насилия и создание основ для прочного мира.

Организация Объединенных Наций добилась впечатляющих результатов. Так, в 1948-1949 годах ей удалось разрядить напряженность во время берлинского кризиса, снять остроту Карибского кризиса в 1962 году и кризиса на Ближнем Востоке в 1973 году. В 1988 году усилия Организации Объединенных Наций по мирному урегулированию позволили прекратить ирано-иракскую войну, а в следующем году благодаря переговорам, проводившимся под эгидой Организации Объединенных Наций, советские войска были выведены из Афганистана. В 90-е годы Организация Объединенных Наций оказала содействие восстановлению суверенитета Кувейта, сыграла важную роль в прекращении гражданских войн в Камбодже, Сальвадоре, Гватемале и Мозамбике, восстановление демократически избранных правительств в Гаити и Сьерра-Леоне, а также урегулировала или предотвратила конфликты в ряде других стран.

Важнейшими задачами Организации Объединенных Наций являются прекращение распространения оружия, а также сокращение и ликвидация, в конечном итоге, всех запасов оружия массового уничтожения. Организация Объединенных Наций служит постоянным форумом для проведения переговоров по разоружению, вырабатывая рекомендации и выступая инициатором исследований в этой области. Она поддерживает многосторонние переговоры, ведущиеся в рамках Конференции по разоружению и других международных органов. В результате этих переговоров были заключены такие международные соглашения, как Договор о нераспространении ядерного оружия (1968 год), Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (1996 год) и договоры о создании зон, свободных от ядерного оружия.

В рамках своей миротворческой деятельности Организация Объединенных Наций, используя дипломатические механизмы, помогает противоборствующим сторонам прийти к соглашению. Совет Безопасности в рамках своих усилий по поддержанию международного мира и безопасности может рекомендовать пути предотвращения конфликта и восстановления или обеспечения мира, например, посредством переговоров или обращения в Международный Суд.

Важную роль в миротворческой деятельности играет и Генеральный секретарь. Он может доводить до сведения Совета Безопасности любые вопросы, которые, по его мнению, создают угрозу международному миру и безопасности. Генеральный секретарь может использовать «добрые услуги», выполнять посреднические функции или заниматься «тихой дипломатией», действуя за кулисами самостоятельно или через специальных посланников. Генеральный секретарь также может использовать механизм «превентивной дипломатии» в целях урегулирования споров до обострения ситуации. Помимо этого, он может направлять миссии по установлению фактов, оказывать поддержку миротворческим усилиям, предпринимаемым на региональном уровне, и создавать в странах политические отделения Организации Объединенных Наций для оказания сторонам содействия в укреплении доверия.

В рамках своих усилий по поддержанию мира и международной безопасности Совет Безопасности учреждает операции Организации Объединенных Наций по поддержанию мира и определяет рамки их полномочий и мандат. Большинство таких операций предполагает участие военнослужащих, которые следят за соблюдением режима прекращения огня или создают буферную зону, пока за столом переговоров ведутся поиски долгосрочных решений. В других операциях могут участвовать гражданские полицейские или гражданские специалисты, которые помогают организовать выборы или осуществлять контроль за соблюдением прав человека. Некоторые операции, подобные той, которая осуществляется в бывшей югославской Республике Македонии, развертывались в качестве превентивной меры и предотвращали развязывание военных действий. В ряде случаев операции направлены на обеспечение контроля за соблюдением мирных соглашений и осуществляются во взаимодействии с миротворческими контингентами региональных организаций.

Соблюдение прав человека, международного права .

Благодаря усилиям Организации Объединенных Наций правительствами заключены сотни многосторонних соглашений, которые делают мир более безопасным и здоровым, более перспективным и справедливым для всех нас. Разработка этого всеобъемлющего свода норм международного права и стандартов прав человека является крупным достижением Организации Объединенных Наций.

Во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей в 1948 году, провозглашены основные права и свободы, которыми обладают все мужчины и женщины, -- в том числе право на жизнь, свободу и гражданство, право на свободу мысли, совести и религии, право на труд, образование и участие в управлении.

Юридически обязательный характер этим правам придают два международных пакта, участниками которых является большинство государств. Один пакт посвящен экономическим, социальным и культурным правам, другой -- гражданским и политическим правам.

Вместе с Декларацией они составляют Международный билль о правах человека.

Декларация заложила фундамент для подготовки более 80 конвенций и деклараций по правам человека, включая конвенции о ликвидации расовой дискриминации и дискриминации в отношении женщин; конвенции о правах ребенка, статусе беженцев и предотвращении геноцида; декларации о самоопределении, насильственных исчезновениях и праве на развитие.

Органы Организации Объединенных Наций по правам человека задействуются в усилиях по раннему предупреждению и предотвращению конфликтов, а также усилиях, направленных на устранение коренных причин конфликтов.

Устав Организации Объединенных Наций ставит перед Организацией Объединенных Наций конкретную задачу поощрять прогрессивное развитие международного права и его кодификацию. Конвенции, договоры и нормы, являющиеся результатом этой работы, обеспечивают основу для укрепления международного мира и безопасности и содействия социально-экономическому развитию. Государства, ратифицировавшие эти конвенции, юридически обязаны их выполнять.

Организацией Объединенных Наций и ее специализированными учреждениями разработаны международные соглашения, представляющие собой основные правовые инструменты для борьбы с терроризмом.

Гуманитарная помощь

В условиях катастроф организации системы Организации Объединенных Наций поставляют жертвам -- в большинстве своем детям, женщинам и старикам -- продовольствие и медикаменты, дают им убежище и обеспечивают материально-техническую поддержку. Для покрытия расходов, связанных с предоставлением этой помощи нуждающимся, Организация Объединенных Наций мобилизовала у международных доноров средства на миллиарды долларов. В 1998 году благодаря усилиям Организации Объединенных Наций в ответ на призывы о предоставлении чрезвычайной гуманитарной помощи для приблизительно 25 миллионов человек были приняты обязательства о предоставлении около 2 млрд. долл. США. В 1997-1998 годах Организация Объединенных Наций оказала помощь более чем 51 государству-члену в их усилиях по преодолению последствий более чем 77 стихийных бедствий и экологических катастроф.

В связи с предоставлением гуманитарной помощи Организации Объединенных Наций приходится преодолевать серьезные проблемы материально-технического снабжения и обеспечения безопасности на местах. Со сложными препятствиями может быть сопряжена уже сама задача добраться до пострадавших районов. В последние годы многие кризисы осложняются несоблюдением прав человека. Гуманитарному персоналу не дают доступа к нуждающимся, а стороны в конфликте умышленно наносят удары по мирным жителям и работникам, занимающимся предоставлением помощи. За период с 1992 года в составе гуманитарных операций в разных районах мира более 139 гражданских сотрудников Организации Объединенных Наций погибли и 143 были взяты в заложники. Стремясь обеспечить защиту пострадавшего населения, Верховный комиссар Организации Объединенных Наций по правам человека играет все более активную роль в деятельности, разворачиваемой Организацией Объединенных Наций в связи с чрезвычайными ситуациями на местах, уделяя внимание потенциальной опасности нарушений прав человека в условиях разразившегося кризиса.

Организация Объединенных Наций (ООН) - крупнейшая международная межправительственная организация универсального характера, созданная для поддержания и укрепления международного мира и безопасности, развития сотрудничества между государствами.

История создания ООН

Впервые идея о том, чтобы организационно закрепить коллективные усилия союзных государств, направленные на обеспечение прочного и длительного мира, была выдвинута (в общем виде) в Декларации Правительства Советского Союза и Правительства Польской Республики о дружбе и взаимопомощи от 4 декабря 1941 г.

Московская конференция министров иностранных дел СССР, США и Великобритании приняла 30 октября 1943 г. Декларацию четырех государств (она была подписана также представителем Китая) по вопросу о всеобщей безопасности, в которой содержалось решение о создании новой международной организации. Это решение было подтверждено 1 декабря 1943 г. на Тегеранской конференции руководителей трех союзных держав — СССР, США и Великобритании.

На Конференции экспертов, состоявшейся в августе-сентябре 1944 года в Думбартон-Оксе (США), представителями СССР, США и Великобритании был выработан в основном проект устава будущей организации в виде «Предварительных предложений относительно создания всеобщей международной организации по поддержанию мира и безопасности». Позднее проект был одобрен и Китаем. На Конференции, однако, ряд вопросов (о порядке голосования в Совете Безопасности, судьбе подмандатных территорий, содержании Статута Международного Суда и др.) остался неурегулированным. Эти вопросы были решены на Крымской (Ялтинской) конференции руководителей трех союзных держав в феврале 1945 года.

На Конференции в Сан-Франциско, состоявшейся в апреле-июне 1945 года, Устав Организации был окончательно выработан и подписан 26 июня 1945 г. 50 государствами — первоначальными членами Организации. Польше, не участвовавшей в работе Конференции, было оставлено место (в алфавитном порядке) среди подписей первоначальных членов. Организация получила название Организации Объединенных Наций (ООН). Сам термин «Объединенные Нации» появился в период формирования антигитлеровской коалиции государств и нашел свое закрепление в Декларации Объединенных Наций (26 государств), подписанной в Вашингтоне 1 января 1942 г.

24 октября 1945 г. Устав ООН вступил в силу, и этот день стал ежегодно отмечаться как День Объединенных Наций.

Цели и принципы ООН

Согласно статье 1 Устава ООН, целями организации являются:

(i) поддерживать международный мир и безопасность и для этого принимать коллективные меры против нарушителей мира;

(ii) развивать дружественные отношения между всеми нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов;

(iii) осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера;

(iv) быть центром для согласования действий наций в достижении этих общих целей.

Для претворения указанных целей ООН действует в соответствии со следующими принципами:

(i) суверенного равенства членов ООН;

(ii) добросовестного выполнения ими обязательств по Уставу ООН;

(iii) разрешения международных споров мирными средствами; отказа от угрозы силой или ее применения в любых случаях, не совместимых с Уставом ООН;

(iv) невмешательства ООН во внутренние дела государств;

(v) оказания всемерной помощи ООН каждым ее членом в действиях, соответствующих Уставу ООН, и воздержания от помощи государствам, против которых ООН принимает превентивные или принудительные меры;

(vi) обеспечения Организацией такого положения, чтобы государства, не являющиеся ее членами, в случае необходимости действовали в соответствии с ее Уставом (ст. 2).

Членство в Организации

Членами ООН могут быть миролюбивые государства, которые примут на себя обязательства, содержащиеся в Уставе, и которые, по мнению Организации, могут и желают эти обязательства выполнять (ст. 4).

Прием новых членов ООН производится Генеральной Ассамблеей большинством в 2/3 голосов по рекомендации Совета Безопасности, с соблюдением принципа единогласия его постоянных членов. Поскольку ООН основана на принципе универсальности, так как цели и предмет ее деятельности представляют всеобщий интерес, любое миролюбивое государство независимо от его общественно-экономического строя может быть членом ООН.

В ст. 6 Устава предусматривается возможность исключения из ООН государств, систематически нарушающих этот акт, в ст. 5 — приостановление осуществления прав и привилегий члена ООН в отношении государств, против которых Советом Безопасности приняты меры превентивного или принудительного характера. Положения этих статей пока не применялись.

В связи с успехами национально-освободительного движения и возникновением на международной арене значительного числа суверенных государств резко возросло число членов ООН. Ныне в ООН входит 192 государства.

Органы Организации

Организационная структура ООН имеет свою специфику, которая заключается в том, что органы Организации делятся на два вида: главные и вспомогательные. Уставом предусмотрено шесть главных органов. Около 300 вспомогательных органов создано главными органами за время существования ООН.

Главные органы:

  • Генеральная Ассамблея,
  • Совет Безопасности,
  • Экономический и Социальный Совет,
  • Совет по Опеке,
  • Международный Суд,
  • Секретариат.

Хотя все эти органы относятся к одной категории — главных органов, они различны по своему значению и правовому положению.

Наиболее важны Генеральная Ассамблея и Совет Безопасности.

Экономический и Социальный Совет и Совет по Опеке работают под руководством Генеральной Ассамблеи, представляя результаты своей деятельности на окончательное ее утверждение, однако это обстоятельство не меняет их статуса как главных органов.

Генеральная Ассамблея является единственным органом, в котором представлены все государства-члены. Каждое из них имеет равноправное положение независимо от его величины, мощи и значения. Генеральная Ассамблея обладает широкой компетенцией. Согласно ст. 10 Устава ООН, она может обсуждать любые вопросы, за исключением тех, которые находятся на рассмотрении Совета Безопасности.

Генеральная Ассамблея является высшим органом ООН в обеспечении международного сотрудничества государств в экономической, социальной, культурной и гуманитарной областях. Она поощряет прогрессивное развитие международного нрава и его кодификацию (ст. 13). Генеральная Ассамблея имеет ряд полномочий, связанных с внутренней жизнью ООН: избирает непостоянных членов Совета Безопасности, членов Экономического и Социального Совета, назначает Генерального секретаря (по рекомендации Совета Безопасности), избирает вместе с Советом Безопасности членов Международного Суда, утверждает бюджет ООН и контролирует финансовую деятельность Организации и др.

Что же касается полномочий Генеральной Ассамблеи по вопросам международного мира и безопасности, то они существенно ограничены в пользу Совета Безопасности. Генеральная Ассамблея рассматривает, прежде всего, общие принципы сотрудничества в поддержании международного мира и безопасности, в том числе принципы, определяющие разоружение и регулирование вооружений. Но любой вопрос, по которому необходимо предпринять действие военного или невоенного характера, передается Генеральной Ассамблеей Совету Безопасности (ст. 11).

У Генеральной Ассамблеи сессионный порядок работы. Она может проводить регулярные, специальные и чрезвычайные специальные сессии.

Ежегодная очередная сессия Ассамблеи открывается в третий вторник сентября и работает под руководством Председателя Генеральной Ассамблеи (или одного из его 21 заместителя) на пленарных заседаниях и в главных комитетах до полного исчерпания повестки дня.

По требованию Совета Безопасности или большинства членов Организации могут быть созваны специальные или чрезвычайные специальные сессии.

Каждый член ООН может направить на сессию делегацию, состоящую не более чем из пяти делегатов и пяти заместителей, а также необходимого числа советников, экспертов и т.д. Каждое государство имеет один голос.

Официальными и рабочими языками Генеральной Ассамблеи являются: английский, арабский, испанский, китайский, русский, французский.

Работа каждой сессии Генеральной Ассамблеи проходит в форме пленарных заседаний и заседаний комитетов. Существует шесть главных комитетов:

  • Комитет по вопросам разоружения и международной безопасности (Первый комитет)
  • Комитет по экономическим и финансовым вопросам (Второй комитет)
  • Комитет по социальным, гуманитарным вопросам и вопросам культуры (Третий комитет)
  • Комитет по специальным политическим вопросам и проблемам деколонизации (Четвертый комитет)
  • Комитет по административным и бюджетным вопросам (Пятый комитет)
  • Комитет по правовым вопросам (Шестой комитет).

В главных комитетах представлены все члены ООН.

Также имеется Генеральный комитет и Комитет по проверке полномочий.

В состав Генерального комитета входят Председатель Генеральной Ассамблеи; заместители Председателя, председатели главных комитетов, которые избираются с учетом принципа справедливого географического представительства пяти регионов (районов): Азии, Африки, Латинской Америки, Западной Европы (включая Канаду, Австралию и Новую Зеландию) и Восточной Европы. Генеральный комитет — выносит рекомендации Ассамблее относительно утверждения повестки дня, распределения пунктов повестки дня и организации работы. Комитет по проверке полномочий представляет Ассамблее доклады о полномочиях представителей государств.

Решения Генеральной Ассамблеи по важным вопросам принимаются большинством в 2/3 присутствующих и участвующих в голосовании членов Ассамблеи. Эти вопросы включают рекомендации в отношении поддержания международного мира и безопасности, бюджетные вопросы, прием новых членов в Организацию и пр. Решения по другим вопросам принимаются простым большинством присутствующих и участвующих в голосовании (ст. 18 Устава).

Решения Генеральной Ассамблеи носят характер рекомендаций.

Решения, касающиеся организационных, административных и бюджетных вопросов, являются обязательными. В практике ООН эти постановления называются резолюциями.

Генеральная Ассамблея имеет ряд вспомогательных органов: Комиссию международного права, Комиссию по разоружению, Комитет по использованию космического пространства в мирных целях и др.

Совет Безопасности — важнейший орган ООН, состоящий из 15 членов: 5 из них постоянные члены — Россия, Великобритания, КНР, США и Франция и 10 — непостоянные, избираемые Генеральной Ассамблеей на двухгодичный срок (5 членов ежегодно) с учетом степени участия членов Организации в поддержании международного мира и безопасности и в достижении других целей Организации, а также в соответствии с принципом справедливого географического распределения. Установлю следующий план распределения десяти мест непостоянных членов между географическими районами мира: пять — от государств Африки и Азии, два — от государств Латинской Америки и района Карибского моря, два — от государств Западной Европы и других государств (имеются в виду Канада, Австралия и Новая Зеландия), одно - от государств Восточной Европы.

В последнее время активно обсуждается вопрос о реорганизации Совета Безопасности, в частности предлагается увеличить число членов Совета Безопасности, число постоянных его членов, изменить процедуру принятия решений.

На Совет Безопасности возложена главная ответственность за поддержание международного мира и безопасности (ст. 24 Устава). Он может принимать решения, обязательные для государств-членов (ст. 25).

Совет Безопасности определяет существование любой угрозы миру, любого нарушения мира или акта агрессии и дает рекомендации или ре-шает, какие меры следует предпринять для поддержания или восстановления международного мира и безопасности (ст. 39). Совет Безопасности, имеет право принимать решения о принудительных мерах в отношении государства, нарушившего мир или совершившего акт агрессии. Это меры как не связанные с использованием вооруженных сил (полный или частичный перерыв экономических отношений, железнодорожных, морских, воздушных, почтовых телеграфных, радио или других средств сообщения, разрыв дипломатических отношений — ст. 41), так и связанные с использованием вооруженных сил, т.е. такие действия воздушными, морскими или сухопутными силами, какие окажутся необходимыми для поддержания или восстановления международного мира и безопасности. Эти действия могут включать демонстрации, блокаду и другие военные операции (ст. 42).

Применение принудительных мер — исключительная компетенция Совета Безопасности. Для применения принудительных мер с использова-нием вооруженных сил государства-члены обязуются предоставлять в распоряжение Совета Безопасности вооруженные силы (ст. 43). Уставом ООН для осуществления стратегического руководства вооруженными силами предусмотрено создание специального вспомогательного органа — Военно-штабного комитета, который должен состоять из начальников штабов постоянных членов Совета Безопасности (был образован в 1946).

На практике положения Устава, касающиеся формирования и использования вооруженных сил, долгое время, как правило, не соблюдались. Серьезные нарушения Устава ООН были допущены и при использовании вооруженных сил ООН в Корее в 1950 году, на Ближнем Востоке в 1956 году и в Конго в 1960 году.

Положение изменилось в 1990 году, когда в связи с агрессией Ирака против Кувейта пять постоянных членов Совета Безопасности проявили единство в отношении действий Совета против агрессора. Совет Безопасности принял резолюцию № 661 (1990) о введении экономических и финансовых санкций против Ирака, резолюцию № 670 (1990), предусматривающую дополнительные санкции, а также резолюцию № 678 (1990) об использовании всех необходимых средств для восстановления мира и безопасности в Персидском заливе.

В настоящее время вооруженные силы ООН находятся, в частности, на Кипре, на Ближнем Востоке, в Косово; группа военных наблюдателей — в Индии и Пакистане.

Помимо применения принудительных мер, в обязанности Совета Безопасности входит мирное разрешение межгосударственных споров. Согласно гл. VI Устава ООН, стороны, участвующие в споре, продолжение которого могло бы угрожать поддержанию международного мира и безопасности, должны прежде всего сами стараться разрешить этот спор с помощью соответствующих мирных средств (ст. 33), а в случае недостижения соглашения передать его в Совет Безопасности (ст. 37).

В соответствии со ст. 27 Устава ООН решения Совета Безопасности по вопросам процедуры считаются принятыми, когда за них поданы голоса любых девяти членов Совета Безопасности. Для принятия решений по вопросам существа необходимо большинство в девять голосов, включая пять голосов постоянных членов Совета (принцип единогласия постоянных членов Совета Безопасности). Поэтому если хотя бы один из пяти постоянных членов голосует против того или иного предложения по вопросу непроцедурного характера, предложение не может быть принято. Это так называемое «право вето». Воздержание от голосования одного или нескольких постоянных членов Совета Безопасности не препятствует принятию решения.

При принятии Советом Безопасности решений по вопросам мирного урегулирования споров по гл. VI Устава ООН необходимо девять голосов, включая голоса постоянных членов Совета Безопасности, но при этом государство, участвующее в споре, если оно входит в состав Совета, обязано воздержаться от голосования.

Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС) осуществляет конкретные задачи в области международного экономического и социального сотрудничества и работает под руководством Генеральной Ассамблеи. ЭКОСОС предпринимает исследования по вопросам экономического и социального сотрудничества, составляет доклады о результатах исследований и дает по указанным вопросам рекомендации Генеральной Ассамблее и специализированным учреждениям. Он уполномочен также подготавливать проекты международных конвенций для представления их на утверждение Генеральной Ассамблее, созывать международные конференции по вопросам, входящим в его компетенцию, координировать деятельность специализированных учреждений, заключая с ними соглашения о сотрудничестве.

ЭКОСОС состоит из 54 членов, которыми являются государства, избираемые Генеральной Ассамблеей на три года с обновлением ежегодно одной трети. Выбывающий член Совета может быть переизбран на новый срок немедленно.

По традиции постоянные члены Совета Безопасности избираются в ЭКОСОС на каждый очередной срок. Выборы в Совет производятся в соответствии с принципом справедливого географического представительства: от Африки — 14 государств, от Азии — 11, от Латинской Америки — 10, от Западной Европы и других государств — 13, от Восточной Европы — 6.

Очередные сессии Совета проводятся два раза в год. Возможен созыв специальных сессий. Решения в Совете принимаются простым большинством голосов присутствующих и участвующих в голосовании членов.

Советом за время его деятельности было создано значительное число вспомогательных органов: сессионные комитеты (экономический, социальный и координационный); постоянные комитеты (Комитет по программе и координации, Комитет по неправительственным организациям и др.); функциональные комиссии и подкомиссии (статистическая, по народонаселению и развитию, по наркотическим средствам, по правам человека, по положению женщин, по предупреждению преступности и уголовному правосудию и др.). Особое место в системе Совета принадлежит региональным экономическим комиссиям.

Совет по Опеке под руководством Генеральной Ассамблеи должен был контролировать исполнение обязанностей, которые имели управляющие власти (государства) в отношении территорий, находившихся под опекой. Главные цели системы опеки заключались в содействии улучшению положения населения подопечных территорий и их прогрессивному развитию в направлении к самоуправлению или независимости.

Совет по Опеке состоит из пяти постоянных членов Совета Безопасности — Китая, Российской Федерации, Соединенного Королевства, Соединенных Штатов и Франции. Цели системы опеки были достигнуты, когда все подопечные территории достигли самоуправления или независимости либо в качестве самостоятельных государств, либо посредством объединения с соседними независимыми странами.

Совет по опеке приостановил свою работу 1 ноября 1994 года после того, как последняя оставшаяся подопечная территория ООН, Палау, обрела 1 октября 1994 года независимость.

Посредством резолюции, принятой 25 мая 1994 года, Совет внес в свои правила процедуры поправки, предусматривающие отмену обязательства о проведении ежегодных заседаний, и согласился собираться по мере необходимости по своему решению или решению своего Председателя, или по просьбе большинства своих членов или Генеральной Ассамблеи, или Совета Безопасности.

Международный Суд — главный судебный орган ООН. Суд состоит из 15 постоянных независимых судей, избираемых Советом Безопасности и Генеральной Ассамблеей, действующих в личном качестве и не являющихся представителями государства. Суд выполняет две функции:

  1. рассматривает споры между государствами и
  2. дает консультативные заключения по юридическим вопросам органам ООН и ее специализированным учреждениям.

Секретариат состоит из Генерального секретаря и необходимого числа персонала.

Генеральный секретарь назначается Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности сроком на пять лет с возможностью назначения на новый срок в том же порядке. Генеральный секретарь является главным административным должностным лицом Организации, осуществляющим руководство работой персонала Секретариата по обслуживанию органов ООН.

Функции Генерального секретаря весьма многообразны и имеют большое значение для деятельности ООН. Ежегодно Генеральный секретарь представляет Генеральной Ассамблее доклад о работе Организации. В качестве представителя ООН он участвует в работе международных конференций, созываемых под эгидой ООН.

Секретариат осуществляет техническое обеспечение работы сессий всех органов, опубликование и рассылку отчетов, хранение архивов, издание официальных документов Организации и информационных материалов. Он регистрирует и опубликовывает международные договоры, заключаемые членами ООН.

Персонал Секретариата делится на три категории:

  1. высшие административные должностные лица (Генеральный секретарь и его заместители);
  2. международные должностные лица класса специалистов;
  3. технический персонал (секретари, машинистки, курьеры).

Прием на службу производится на договорных началах, предусмотренных системой постоянных и срочных контрактов. Персонал подбирается Генеральным секретарем, согласно правилам, устанавливаемым Генеральной Ассамблеей. При подборе должен быть обеспечен высокий уровень работоспособности, компетентности и добросовестности сотрудников Секретариата. Подбор осуществляется на возможно более широкой географической основе. Обязанности Секретариата и его персонала носят международный характер.

Это означает, что ни Генеральный секретарь, ни другой сотрудник Секретариата не вправе запрашивать или получать указания от какого бы то ни было правительства или власти, посторонней для Организации. Международные должностные лица обладают привилегиями и иммунитетами функционального характера.

Штаб-квартира ООН расположена в Нью-Йорке. В Женеве находятся отделения Секретариата ООН.

Основные направления деятельности ООН

Можно выделить четыре основных направления деятельности ООН:

  1. поддержание международного мира и безопасности;
  2. развитие международного сотрудничества в социально-экономической области и в области защиты прав человека;
  3. борьба с колониализмом, расизмом и апартеидом;
  4. кодификация и прогрессивное развитие международно-го права.

Несмотря на то что период после Второй мировой войны до середины 80-х годов XX века был в основном периодом «холодной войны» и конфронтации государств двух социально-экономических систем, ООН удалось внести полезный вклад во всех указанных направлениях ее деятельности.

Исходя из того, что разоружение является важнейшим средством обеспечения международного мира и безопасности, ООН уделяет этим вопросам значительное внимание. Так, в 1978, 1982, 1988 годах по вопросам разоружения были проведены три специальные сессии Генеральной Ассамблеи. В соответствии с решением XXXI ее сессии в 1977 году была открыта для подписания Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду.

За 60-летний период своего существования ООН сыграла определенную положительную роль в решении целого ряда проблем международного экономического и социального сотрудничества. В этой области появилось много новых органов и расширилась их компетенция. Были образованы такие вспомогательные органы Генеральной Ассамблеи, имеющие структуру международных организаций, как ЮНКТАД, Программа развития

ООН (ПРООН), которые непосредственно связаны с экономическими потребностями и интересами развивающихся стран. В 1974 году состоялась 6-я специальная сессия Генеральной Ассамблеи ООН, посвященная вопросам перестройки международных экономических отношений. Эти же вопросы рассматривались и на XXIX очередной сессии Генеральной Ассамблеи. На сессиях были приняты два важных документа: Декларация об установлении нового международного экономического порядка и Хартия экономических прав и обязанностей государств.

Принятие 14 декабря 1960 г. по инициативе Советского Союза Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам стимулировало деятельность ООН в области деколонизации. Был учрежден новый орган — Специальный комитет по вопросам о ходе осуществления Декларации 1960 года, резко повысился удельный вес вопросов, связанных с ликвидацией колоний. Советом Безопасности были приняты решения о применении санкций в отношении колониальных и расистских режимов Юга Африки. В 1980 году в связи с 20-летием Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам отмечалось, что за этот период 59 подопечных и несамоуправляющихся территорий с населением 140 млн. человек обрели независимость.

Деятельность ООН в области кодификации и прогрессивного развития международного права осуществляется прежде всего с помощью вспомогательного органа Генеральной Ассамблеи — Комиссии международного права, в задачу которой и входят кодификация и прогрессивное развитие международного права. Кроме того, в указанной нормативной деятельности участвует ряд других вспомогательных органов, например Совет по правам человека, Комитет по космосу, Комиссия по правам женщин, в том числе временные вспомогательные органы. Разработанные вспомогательными органами проекты международных договоров принимаются либо самой Генеральной Ассамблеей, либо созываемыми по ее решению конференциями.

Большой созидательный потенциал ООН, заложенный в ее Уставе, может быть использован в новом тысячелетии на благо всех народов, если в политике государств будут приобретать все большее влияние общечеловеческие ценности и интересы и если будет усиливаться стремление государств к поддержанию международного мира и безопасности.

Организация Объединенных Наций (ООН ) – это межнациональная организация, которая была образована с целью поддержки сотрудничества и сохранения мира между государствами.

Также является уникальным собранием, обладающим особыми правами в сфере решения вопросов международной безопасности, важная составляющая нынешней дипломатии.

ООН представляет собой глобальный совет, форум на котором обсуждаются и находят свое решение различные проблемы народов мира.

Учредителями данной организации, ее строя, положений о деятельности, стали участники антигитлеровской коалиции. 1 января 1942 года была подписана и начала свое существование Декларация Объединенных Наций, в которой первый раз применили понятие «Объединенные Нации».

В 1945 году состоялась Сан-Францисская конференция, в ходе которой 26 июня был принят и подписан устав ООН.

В подписании этого документа участвовало 50 государств. Позже в число первоначальных участников ООН вступила Польша, подписав устав в октябре 1945 года. В законную силу устав организации вступил 24 октября 1945 года. С тех пор это дата считается официальным днем этой всемирно известной организации.

Структура ООН

Структура ООН устроена таким образом, что все органы, состоящие в ней, имеют свой профиль, свой круг решаемых ими вопросов и свою компетенцию, но оказывают тесное взаимодействие друг с другом.

Структура представлена такими органами как: Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Совет по опеке, Экономический и социальный совет, Международный суд ООН, Секретариат.

ООН были созданы также отдельные организации для разрешения профильных задач, например, МАГАТЭ, ЮНЕСКО, ВТО, ВОЗ и другие. Их можно назвать второстепенными, вспомогательными органами.

Совет Безопасности является органом, который призван следить за сохранностью мирного положения между участниками организации. В Уставе сказано, что в Совет Безопасности вступают пять несменяемых членов и десять непостоянных.

Постоянные члены, в отличие от непостоянных, обладают правом наложения Вето.

Процедура избрания временных членов Совета Безопасности оговаривается Уставом ООН. Решения, принятые Советом безопасности обязательны для исполнения всеми участниками организации.

Секретариат обеспечивает рабочие процессы органов ООН. На него так же возлагается обязанность по реализации программ, принятых организацией. Штат его достаточно велик – около 44 тысяч работников. По всему миру существуют учреждения, в которых работают представители Секретариата.

Крупнейшие филиалы Секретариата ООН находятся в городах Нью-Йорк, Женева, Вена и Найроби. Этот орган осуществляет такие важные функции как распространение, опубликование, издание и хранение материалов ООН.

Генеральный секретарь стоит во главе Секретариата, являясь главным представителем и лицом организации, а так же неизменным символом ООН. Обязанности Генерального Секретаря формируются главными органами ООН. Назначение на эту должность осуществляется Ассамблеей, но только по рекомендации Совета Безопасности. Так называемое «Джентльменское соглашение», действующее на данный момент, гласит о том, что представитель государства, являющегося неизменным участником Совета Безопасности, не может быть Генеральным Секретарем.

За все время существования ООН, на посту Генерального Секретаря побывало 8 человек. В настоящем эту должность занимает Пан Ги Мун (Республика Корея).

Международный Суд представляет собой высший судебный орган ООН. Деятельность Суда направлена на завершение споров и конфликтных ситуаций меж государствами. Соответственно истцами и ответчиками в нем могут выступать лишь государства, а не отдельные лица. В состав Суда входят 15 независимых судей, обладающих дипломатическими льготами и иммунитетами.

Экономический и Социальный совет состоит из пяти комиссий в регионах. Целью их деятельности является поддержка экономических и социальных взаимосвязей между государствами.

Совет по опеке является органом ООН, на который была возложена миссия по наблюдению за подопечными территориями с целью их развития и установления независимости. Совет приостановил свою деятельность в ноябре 1994 года с достижением независимости последней подопечной территории Палау. Однако существует договоренность о возобновлении работы данного органа в случае необходимости. Для этого достаточно будет решения самого Совета либо его председателя. Просьба участников иных органов организации также может стать причиной возобновления деятельности Совета по опеке.

Почтовая администрация ООН занимается выпуском почтовых марок. На марках обозначается номинал в долларах, франках и евро. Каждый из них соответствует валюте государства, в котором расположен офис организации.

Специализированные учреждения

Роль специализированных учреждений заключается во вспомогательной миссии для организации. Каждый из главных органов может создавать дополнительные органы себе в помощь. Наиболее известными созданными ООН организациями являются ВОЗ, МАГАТЭ, ЮНЕСКО, Всемирный банк и другие.

Члены ООН

Членами ООН являются государства, выступающие участниками международного права. Как утверждено в Уставе, в ООН могут вступать любые государства, проводящие миролюбивую политику, а также которые согласны с правилами ООН и имеющие готовность их выполнять. Вначале к членам ООН относилось 50 государств, на данный момент насчитывается 193 государства-члена.

Процедура принятия государства в состав ООН заключается в нескольких этапах. Совет Безопасности рассматривает возможность вступления в ООН. Государству, желающему стать членом необходима поддержка минимум 9 государств из 15, входящих в Совет Безопасности. Затем Совет Безопасности подает рекомендацию в Генеральную Ассамблею, где и принимается резолюция о вступлении. Для принятия данной резолюции потребно большинство голосов, составляющее две трети.

Наряду с понятием «член ООН» существует понятие «наблюдатель ООН».

Такой статус государство может обрести посредством голосования Генеральной Ассамблеи, где положительное решение принимается обычным большинством голосов. В отличие от процедуры принятия в члены ООН, где членом может стать только международно-признанное государство, то наблюдателем ООН могут становиться и отчасти признанные государства.

Официальные языки

Для осуществления полноценной работы органами ООН установлен исчерпывающий список официальных языков. Это английский, испанский, русский, французский, китайский и арабский языки. Вся документация ООН ведется с использованием официальных языков. Допускаются случаи выступлений делегаций на других языках, однако в этом случае должен быть предоставлен перевод доклада на один из официальных языков.

Устав ООН

Устав Организации Объединенных Наций – это основополагающий документ, на котором базируется вся деятельность организации. Устав является уникальным международным договором, в котором были зафиксированы основы сотрудничества и взаимоотношений между государствами. Такие как принцип равенства членов ООН; принцип невмешательства ООН в дела других государств; принцип решения конфликтов исключительно мирными путями и другие.

Основные декларации и конвенции

Помимо Устава ООН, существуют различные декларации и конвенции, принятые организацией. Они отличаются от Устава тем, что не носят бесспорного характера к ратифицированию их государствами-членами ООН. Одними из известнейших деклараций и конвенций ООН являются: Всеобщая декларация прав человека (1948г.); Конвенция о правах ребенка (1989г.); Киотский протокол (1997г.); Декларация тысячелетия (2000г.) и другие.

Общественное признание и награды

О работе ООН известно по всему миру. Однако деятельность этой организации не ограничивается только поддержанием мира между государствами и решением вопросов о предоставлении гуманитарной помощи. Деятельность ООН более разносторонняя, чем может казаться на первый взгляд. Проводиться масштабная работа в сферах поощрения и распространения демократии, борьбы с терроризмом, охраны окружающей среды и многих других сферах.

Все это оказывает глобальное влияние на обстановку в мире, тем самым улучшая качество жизни людей, живущих по всему миру.

На многочисленных форумах и конференциях обсуждаются и принимаются важные решения по вопросам экономики, экологии, науки и образования, семьи, здравоохранения и медицины, безопасности, статистики, коммуникации. Работа ООН оказывает благотворное влияние на социальное развитие многих стран, помощь и защита предоставляется государствам, нуждающимся в них.

ООН – это огромнейший аппарат, трудящийся на благо социума, следящий за надлежащим исполнением прав человека, борющийся за сокращение нищеты, болезней и финансового неблагополучия во всем мире.

Забота о настоящем и будущем человечества – вот одно из главенствующих намерений Организации Объединенных Наций.

В 2001 году ООН и Генеральный Секретарь (в то время Кофи Аннан) были удостоены Нобелевской премии. В 1988 году аналогичную премию получили миротворческие силы ООН.

Общественное признание организации оказывает положительное влияние на ее деятельность. Многие знаменитости выражали поддержку и оказывали посильную помощь в делах организации. Среди них такие известные имена как Мать Тереза, принцесса Диана, Анджелина Джоли, Шакира и другие.

Организация Объединённых Наций (ООН) - международная организация, созданная для поддержания и укрепления международного мира и безопасности, развития сотрудничества между государствами.

Основы её деятельности и структура разрабатывались в годы Второй мировой войны ведущими участниками Антигитлеровской коалиции. Название «Объединенные Нации», предложенное Президентом США Франклином Д. Рузвельтом, было впервые использовано 1 января 1942 г. в Декларации Объединенных Наций, когда во время Второй мировой войны представители 26 государств обязались от имени своих правительств продолжать совместную борьбу против стран оси.

Примечательно, что ранее для сотрудничества в отдельных областях создавались первые международные организации: Международный телеграфный союз (1865 г.), Всемирный почтовый союз (1874 г.) и др. Обе организации являются сегодня специализированными учреждениями ООН.

Первая Международная конференция мира была созвана в Гааге в 1899 г. для разработки соглашений по мирному разрешению кризисов, предупреждению войн и правилам ведения войны. Конференция приняла Конвенцию о мирном решении международных столкновений и учредила Постоянную Палату Третейского Суда , которая начала свою работу в 1902 г.

Всемирная продовольственная программа (ВПП);

Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД);

Программа Организации Объединенных Наций по международному контролю над наркотиками (ЮНДКП);

Программа Организации Объединенных Наций по населенным пунктам (ООН-Хабитат; ПНПООН);

Программа Организации Объединенных Наций по окружающей среде (ЮНЕП);

Программа добровольцев Организации Объединенных Наций (ДООН);

Фонд капитального развития Организации Объединенных Наций (ФКРООН);

Центр по международной торговле (ЦМТ);

Фонд Организации Объединенных Наций в области народонаселения (ЮНФПА).

Учебные и научно-исследовательские учреждения:

Институт Организации Объединенных Наций по исследованию проблем разоружения (ЮНИДИР);

Межрегиональный научно-исследовательский институт ООН по вопросам преступности и правосудия (ЮНИКРИ);

Научно-исследовательский институт социального развития при ООН (ЮНРИСД);

Учебный и научно-исследовательский институт Организации Объединенных Наций (ЮНИТАР).

Другие подразделения ООН:

Колледж персонала системы Организации Объединенных Наций (КПСООН);

Международный вычислительный центр (МВЦ);

Объединенная программа Организации Объединенных Наций по ВИЧ/СПИДу (ЮНЭЙДС);

Университет Организации Объединенных Наций (УООН);

Управление Организации Объединенных Наций по обслуживанию проектов (ЮНОПС), ООН-женщины.

Комиссия по наркотическим средствам;

Комиссия по народонаселению и развитию;

Комиссия по науке и технике в целях развития;

Комиссия по положению женщин;

Комиссия по предупреждению преступности и уголовному правосудию4

Комиссия по устойчивому развитию;

Комиссия социального развития;

Статистическая комиссия;

Форум Организации Объединенных Наций по лесам.

Региональные комиссии ЭКОСОС:

Европейская экономическая комиссия (ЕЭК);

Экономическая и социальная комиссия для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО);

Экономическая и социальная комиссия для Западной Азии (ЭСКЗА);

Экономическая комиссия для Африки (ЭКА);

Экономическая комиссия для Латинской Америки и Карибского бассейна (ЭКЛАК).

Постоянные комитеты ЭКОСОС: Комитет по неправительственным организациям, Комитет по переговорам с межправительственными учреждениями, Комитет по программе и координации.

Специальные органы ЭКОСОС: Специальная рабочая группа открытого состава по информатике.

Экспертные органы, состоящие из правительственных экспертов:

Группа экспертов Организации Объединенных Наций по географическим названиям;

Комитет экспертов Организации Объединенных Наций по управлению глобальной геопространственной информацией;

Комитет экспертов по перевозке опасных грузов и согласованной на глобальном уровне системе классификации и маркировки химических веществ;

Межправительственная рабочая группа экспертов по международным стандартам учета и отчетности.

Экспертные органы, состоящие из членов, выступающих в личном качестве: Комитет по политике в области развития, Комитет по экономическим, социальным и культурным правам, Комитет экспертов по государственному управлению, Комитет экспертов по международному сотрудничеству в области налогообложения, Постоянный форум по вопросам коренных народов.

Связанные с Советом органы : Исполнительный совет Международного учебного и научно-исследовательского института по улучшению положения женщин, Комитет по присуждению Премии Организации Объединенных Наций в области народонаселения, Координационный совет Совместной программы Организации Объединенных Наций по ВИЧ/СПИДу, Международный совет по контролю над наркотиками.

При создании международной системы опеки Уставом ООН был учрежден Совет по Опеке в качестве одного из главных органов Организации Объединенных Наций, на который была возложена задача по наблюдению за управлением подопечными территориями, подпадающими под систему опеки.

Главные цели системы заключались в содействии улучшению положения населения подопечных территорий и их прогрессивному развитию в направлении к самоуправлению или независимости. Совет по Опеке состоит из пяти постоянных членов Совета Безопасности - РФ, США, Великобритании, Франции и КНР. Цели системы опеки были достигнуты, когда все подопечные территории достигли самоуправления или независимости либо в качестве самостоятельных государств, либо посредством объединения с соседними независимыми странами.

В соответствии с Уставом Совет по Опеке уполномочен рассматривать и обсуждать отчеты управляющей власти, касающиеся политического, экономического и социального прогресса народов подопечных территорий и прогресса в области образования, а также в консультации с управляющей властью рассматривать петиции, поступающие из подопечных территорий, и устраивать периодические и другие специальные посещения подопечных территорий.

Совет по Опеке приостановил свою работу 1 ноября 1994 г. после того, как последняя оставшаяся подопечная территория Организации Объединенных Наций, Палау, обрела 1 октября 1994 г. независимость. Посредством резолюции, принятой 25 мая 1994 г., Совет внес в свои правила процедуры поправки, предусматривающие отмену обязательства о проведении ежегодных заседаний, и согласился собираться по мере необходимости по своему решению или решению своего Председателя, или по просьбе большинства своих членов или Генеральной Ассамблеи, или Совета Безопасности.

Международный Суд.

Является главным судебным органом Организации Объединенных Наций. Он был учрежден Уставом ООН, для достижения одной из главных целей ООН: «проводить мирными средствами, в согласии с принципами справедливости и международного права, улаживание или разрешение международных споров или ситуаций, которые могут привести к нарушению мира». Суд функционирует в соответствии со Статутом, который является частью Устава, и своим Регламентом. Он начал работать в 1946 г., заменив собой Постоянную палату международного правосудия (ППМП), которая была учреждена в 1920 г. под эгидой Лиги Наций. Местопребыванием Суда является Дворец мира в Гааге (Нидерланды).

Секретариат.

Секретариат - это международный персонал, работающий в учреждениях по всему миру и выполняющий разнообразную повседневную работу Организации. Он обслуживает и другие главные органы ООН и осуществляет принятые ими программы и политические установки. Во главе Секретариата стоит Генеральный секретарь, который назначается Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности сроком на 5 лет с возможностью переизбрания на новый срок.

Обязанности, выполняемые Секретариатом, столь же разнообразны, как и проблемы, которыми занимается ООН, - от руководства миротворческими операциями до посредничества в международных спорах, от составления обзоров экономических и социальных тенденций и проблем до подготовки исследований по правам человека и устойчивому развитию. Кроме того, персонал Секретариата ориентирует и информирует мировые средства информации о работе ООН; организует международные конференции по проблемам мирового значения; следит за выполнением решений органов ООН и осуществляет перевод выступлений и документов на официальные языки Организации.

Специализированные учреждения ООН и связанные с ней органы. Специализированные учреждения ООН - это самостоятельные международные организации, связанные с Организацией Объединённых Наций специальным соглашением о сотрудничестве. Специализированные учреждения создаются на основе межправительственных соглашений.

Специализированные учреждения:

Всемирный почтовый союз (ВПС);

Группа Всемирного банка;

Международная ассоциация развития (МАР);

Международная финансовая корпорация (МФК);

Международный банк реконструкции и развития (МБРР);

Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС);

Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям (МИГА);

Всемирная метеорологическая организация (ВМО);

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ);

Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС);

Всемирная туристская организация (ЮНВТО);

Международная морская организация (ИМО);

Международная организация гражданской авиации (ИКАО);

Международная организация труда (МОТ);

Международный валютный фонд (МВФ);

Международный союз электросвязи (МСЭ);

Международный фонд сельскохозяйственного развития (МФСР);

Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО);

Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО);

Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций (ФАО).

Связанные с ООН организации:

Всемирная торговая организация (ВТО);

Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ);

Организация по Договору о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ОДВЗЯИ);

Организация по запрещению химического оружия (ОЗХО).

Cекретариаты конвенций:

Конвенция о правах инвалидов;

Конвенция Организации Объединенных Наций по борьбе с опустыниванием в тех странах, которые испытывают серьезную засуху и/или опустынивание, особенно в Африке (КООНБО);

Рамочная конвенция Организации Объединенных Наций об изменении климата (РКООНИК).

Целевые фонды ООН:

Фонд демократии Организации Объединенных Наций (ФДООН);

Фонд международного партнерства Организации Объединенных Наций (ФМПООН).

Руководство ООН представлено в лице Председателя Генеральной Ассамблеи и Генерального секретаря.

Председатель Генеральной Ассамблеи . Открывает и закрывает каждое пленарное заседание Генеральной Ассамблеи Организации Объединённых Наций, полностью руководит работой Генеральной Ассамблеи и поддерживает порядок на её заседаниях.

Генеральный секретарь . Главное административное должностное лицо, является символом Организации Объединённых Наций и выразителем интересов народов мира.

По Уставу, Генеральный секретарь выполняет функции, возлагаемые на него Советом Безопасности, Генеральной Ассамблеей, Экономическим и Социальным Советом и другими органами Организации Объединённых Наций.

Генеральный секретарь назначается Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности сроком на 5 лет с возможностью переизбрания на новый срок.

В настоящее время действует джентльменское соглашение, по которому гражданин государства - постоянного члена Совета Безопасности ООН (Россия, США, Великобритания, Франция и КНР) не может быть Генеральным секретарём ООН.

Генеральные Секретари ООН:

Государства - члены ООН.

К первоначальным членам ООН относятся 50 государств, подписавших Устав ООН на конференции в Сан-Франциско 26 июня 1945 г., а также Польша. С 1946 г. в ООН было принято около 150 государств (но при этом ряд государств, таких как Югославия и Чехословакия, разделились на независимые государства). 14 июля 2011 г., с принятием в члены ООН Южного Судана, число государств - членов ООН составило 193.

Членами ООН могут быть только международно признанные государства - субъекты международного права. Согласно Уставу ООН, приём в члены ООН открыт для всех «миролюбивых государств, которые примут на себя содержащиеся в Уставе обязательства и которые, по суждению Организации, могут и желают эти обязательства выполнять». «Приём любого такого государства в Члены Организации производится постановлением Генеральной Ассамблеи по рекомендации Совета Безопасности».

Для приёма нового члена требуется поддержка как минимум 9 из 15 государств - членов Совета Безопасности (при этом 5 постоянных членов - Россия, США, Великобритания, Франция и КНР - могут наложить на решение вето). После утверждения рекомендации Советом Безопасности вопрос передаётся в Генеральную Ассамблею, где для принятия резолюции о вступлении требуется большинство в две трети голосов. Новое государство становится членом ООН с даты резолюции Генеральной Ассамблеи.

Среди первоначальных членов ООН были страны, не являвшиеся полноправными международно-признанными государствами: наряду с СССР, две его союзные республики - Белорусская ССР и Украинская ССР; колония Великобритании - Британская Индия (разделённая на ныне независимые члены - Индия, Пакистан, Бангладеш и Мьянма); протекторат США - Филиппины; а также фактически независимые доминионы Великобритании - Канада, Австралийский Союз, Новая Зеландия, Южно-Африканский Союз.

В сентябре 2011 г. заявку на принятие в члены ООН подала Палестинская автономия (частично признанное Государство Палестина), однако удовлетворение этой заявки отложено до палестинско-израильского урегулирования и всеобщего международного признания Палестины.

Кроме статуса члена, существует статус наблюдателя ООН, который может предшествовать вступлению в число полноправных членов. Статус наблюдателя присваивается путём голосования в Генеральной Ассамблее, решение принимается простым большинством. Наблюдателями ООН, а также членами специализированных учреждений ООН (например, ЮНЕСКО) могут быть как признанные, так и частично признанные государства и государственные образования. Так, наблюдателями в данный момент являются Святой Престол и государство Палестина, а также некоторое время были, например, Австрия, Швейцария, Италия, Япония, Финляндия, и другие страны, имевшие право вступления, но временно им не воспользовавшиеся по разным причинам.

Для организации работы органов в системе ООН установлены официальные и рабочие языки. Перечень этих языков определён в правилах процедуры каждого органа. На официальных языках издаются все основные документы ООН, включая резолюции. На рабочих языках издаются стенографические отчёты заседаний и на них переводятся речи, произнесённые на любом официальном языке.

Официальными языками Организации Объединённых Наций являются : английский, французский, испанский, русский, китайский, арабский. Если делегация желает выступить на языке, который не является официальным, то она должна обеспечить устный или письменный перевод выступления на один из официальных языков.

Расчёт бюджета ООН - это процесс, в который вовлечены все члены организации. Бюджет выдвигается Генеральным секретарём ООН после согласования с подразделениями организации и на основании их требований. Впоследствии предложенный бюджет анализируется Консультативным комитетом по административным и бюджетным вопросам, состоящим из 16 членов, и Комитетом по программе и координации, состоящим из 34 членов. Рекомендации комитетов направляются Административно-бюджетному комитету Генеральной Ассамблеи, включающему все государства-члены, который ещё раз тщательно анализирует бюджет. Наконец, он представляется Генеральной Ассамблее для окончательного рассмотрения и утверждения.

Главный критерий, используемый государствами-членами в Генеральной Ассамблее, - это платёжеспособность страны. Платёжеспособность определяется на основании величины валового национального продукта (ВНП) и ряда корректировок, в том числе корректировок на внешнюю задолженность и уровень дохода на душу населения.

  • 5. Нормы международного права, их особенности и виды. Нормотворчество в международном праве
  • 2. По сфере действия:
  • 7. Решения международных организаций, их особенности, виды, юридическая сила
  • Тема 3. Принципы международного права 8. Понятие и классификация принципов между­народного права
  • 9. Содержание основных принципов междуна­родного права
  • Тема 4. Субъекты международного права
  • 12. Признание, его виды и юридические последст­вия. Правопреемство в международном праве
  • Тема 5. Мирное урегулирование международных споров 13. Международно-правовые средства разреше­ния международных споров
  • 14. Судебное разрешение международных спо­ров. Разрешение споров в рамках междуна­родных организаций
  • Тема 6. Международные договоры f
  • 15. Международный договор: понятие, виды. Венская конвенция о праве международных догово­ров 1969 г.
  • 16. Стадии заключения международных догово­ров. Ратификация. Вступление в силу. Регист­рация
  • 17. Форма и структура международных догово­ров. Оговорки
  • Тема 7. Права человека и их защита 19. Понятие прав и свобод человека и их класси­фикация
  • 20. Всеобщая декларация прав человека 1948 г.: содержание и оценка
  • 23. Международные стандарты прав человека. , Международные процедуры и механизмы за- f щиты прав человека
  • 25. Внутренние и зарубежные органы внешних сношений государств
  • 26. Дипломатические представительства. Дипло­матические привилегии и иммунитеты. Дипло­матический корпус
  • 27. Консульские учреждения: понятие, виды, состав. Классы консулов. Иммунитеты и привилегии
  • Тема 9. Право международных организаций 28. Понятие, классификация, правовая природа и
  • 29. Организация Объединенных Наций: история создания, цели и принципы. Структура и со­держание Устава оон
  • 30. Генеральная Ассамблея оон. Совет Безопасности оон. Экономический и социальный совет оон
  • 31. Краткая характеристика организации Северо­атлантического договора (нато) и Организа­ции американских государств (оаг) как регио­нальных международных организаций по Ус­таву оон
  • 32. Организация по безопасности и сотрудничест­ву в Европе: становление и развитие, источ­ники, органы
  • Тема 10. Обеспечение международной безопасности 33. Право международной безопасности: понятие, системы, цели
  • 34. Коллективная безопасность (универсальная и региональная)
  • 35. Разоружение, сокращение вооруженных сил и вооружений
  • 36. Международное право и ограничение ядер­ных вооружений. Конвенции
  • 37. Конвенции о запрещении бактериологическо­го и химического оружия
  • Тема 11. Международно-правовое регулирование экономического сотрудничества
  • 38. Международное экономическое право: поня­тие и субъекты, цели и принципы
  • 39. Международные организации, действующие в сфере экономических отношений
  • Тема 12. Территория и другие пространства 40. Территория в международном праве: понятие,
  • 42. Государственные границы: определение, виды, порядок установления, изменения и охраны
  • 2) Обмен небольшими участками государственных территорий сопредельных государств в целях наиболее благоприятного расположения границы;
  • 3) Обмен небольшими участками в случае демаркации границы.
  • 43. Международные реки. Конвенция о режиме судоходства на Дунае от 18 августа 1948 г.
  • Тема 13. Международно-правовой статус l арктики и антарктики
  • 44. Юридический статус и правовой режим Аркти­ки. «Секторная теория»
  • 45. Международно-правовой статус Антарктики и режим использования ее пространств и ре­сурсов. «Система Договора об Антарктике»
  • Тема 14. Международное морское право
  • 47. Внутренние морские воды- Территориальное f море. Открытое море
  • 48. Континентальный шельф. Исключительная экономическая зона
  • 50. Международные проливы: понятие, право транзитного прохода
  • Тема 15. Международное воздушное право f 51. Международное воздушное право. Понятие,
  • Тема 16. Международное космическое право
  • Тема 17. Международное экологическое право f
  • 55. Международное экологическое право. Понятие, специальные принципы
  • 56. Международно-правовая охрана воздушной среды, климата, озонового слоя. Конвенции
  • 57. Международно-правовая защита животного и растительного мира
  • 58. Международно-правовая охрана Мирового океана. Конвенции
  • Тема 18. Международное уголовное право f
  • 60. Международные преступления: субъекты, объ­екты. Понятие и виды международных престу­плений
  • 61. Виды и формы сотрудничества государств в борьбе с уголовными преступлениями между­народного характера
  • Тема 19. Вооруженные конфликты
  • 63. Начало войны и его правовые последствия. F Театр войны. Нейтралитет в войне f
  • 64. Запрещенные средства и методы ведения войны
  • 66. Международно-правовые последствия окон­чания войны
  • Тема 20. Ответственность в международном f праве f 67. Понятие и основания международно-право­вой ответственности субъектов международ­ного права
  • 68. Виды и формы международной ответственно­сти
  • 29. Организация Объединенных Наций: история создания, цели и принципы. Структура и со­держание Устава оон

    ООН была создана в период Второй мировой войны, ко­гда человечество основательно задумывалось над тем, как предотвратить в будущем такие страшные войны.

    14 августа 1941 г. Президент США Франклин Делано Рузвельт и премьер-министр Соединенного Королевства Уинстон Черчиль подписали документ, где обязались «ра­ботать вместе с другими свободными народами как в вой­не, так и в мире». Свод принципов международного со­трудничества в поддержании мира и безопасности полу­чил впоследствии название Атлантической хартии. Пер­вые контуры ООН были начерчены на Конференции в Ва­шингтоне на заседаниях, проходивших в сентябре - ок­тябре 1944 г., где США, Соединенное Королевство, СССР и Китай договорились о целях, структуре и функциях бу­дущей организации. 25 апреля 1945 г. делегаты 50 стран собрались в Сан-Франциско на Совещание Объединен­ных Наций и приняли Устав, состоящий из 19 глав и 111 статей. 24 октября Устав был ратифицирован пятью по­стоянными членами Совета Безопасности, большинством подписавших его государств и вступил в силу. С тех пор 24 октября в межд. календаре называется Днем ООН.

    ООН является самой авторитетной универсальной межд. межправительственной организацией. ООН - универсальная межд. организация, созданная в целях поддержания мира и межд. безопасности и развития сотрудничества между госу­дарствами. Устав ООН обязателен для всех государств.

    Цели ООН.

    Поддерживать межд. мир и безопасность.

    Развивать дружественные отношения между нация­ми на основе уважения принципа равноправия и са­моопределения народов.

    Осуществлять межд. сотрудничество в разрешении межд. проблем экономического, социального, куль­турного и гуманитарного характера.

    Быть центром для согласования действий наций в достижении этих общих целей.

    Принципы ООН:

    Суверенное равенство всех ее членов;

    Добросовестное выполнение обязательств по Уставу;

    Разрешение межд. споров мирными средствами;

    Отказ от угрозы силой или ее применения против территориальной целостности или политической не­зависимости любого государства;

    Обеспечение того, чтобы государства, не являющие­ся членами ООН, действовали в соответствии с принципами ООН, когда это необходимо для поддер­жания межд. мира безопасности;

    Невмешательство во внутренние дела государств;

    Уважение основных прав и свобод человека;

    Равноправие и самоопределение народов;

    Сотрудничество и разоружение.

    Главными органами ООН являются Генеральная Ас­самблея, Совет Безопасности, Экономический и соци­альный совет, Секретариат и Международный суд.

    Структура и содержание Устава ООН: цели и принци­пы ООН; члены организации; органы, мирное разреше­ние споров; действия в отношении угрозы миру; само­управляющиеся территории; региональные соглашения; межд. система опеки.

    30. Генеральная Ассамблея оон. Совет Безопасности оон. Экономический и социальный совет оон

    Генеральная Ассамблея (ГА) - наиболее представи­тельный орган ООН, обладает самой широкой компетен­цией. ГА - демократический орган. Каждый член незави­симо от размеров территории, численности населения, экономической и военной мощи имеет один голос. Реше­ния по важным вопросам принимаются большинством в 2/3 присутствующих и участвующих в голосовании чле­нов ГА. В работе ГА могут принимать участие государст­ва - не члены ООН, имеющие постоянных наблюдате­лей при ООН (Ватикан, Швейцария) и не имеющие их. Возглавляет ГА Генеральный секретарь.

    Компетенция.

    Обсуждает любые вопросы или дела в пределах Устава.

    Рассматривает общие принципы сотрудничества в деле поддержания мира, включая принцип разоружения, и дает соответствующие рекомендации.

    Рассматривает любые вопросы, относящиеся к под­держанию мира.

    Содействует межд. сотрудничеству в политической об­ласти и прогрессивному развитию МП и его кодификации.

    Формирует органы ООН, получает от них доклады об их деятельности.

    Совместно с СБ избирает члена Межд. суда.

    Совет безопасности состоит из 15 членов: 5 постоян­ных - Россия, Китай, Франция, Великобритания, США - и 10 непостоянных - избираемых ГА сроком на 2 года. На него возложена главная ответственность за поддержание мира и безопасности. Совет действует от имени госу­дарств - членов ООН и является главным исполнитель­ным органом ООН, ему отведена главная роль в мирном разрешении споров. Решения по процедурным вопросам в Совете принимают большинством в 9 голосов. По ос­тальным вопросам необходимо большинство в 9 голосов, но это число должно включать голоса постоянных членов.

    Компетенция.

    Контроль за исполнением государствами принципов ООН.

    Подготовка планов регулирования вооружений.

    Определение наличия угрозы миру, нарушения мира или актов агрессии.

    Экономический и социальный совет (ЭКОСОС) -несет ответственность за выполнение функций, изло­женных в главе IX Устава ООН. Состоит из 5 членов, из­бираемых ежегодно ГА сроком на три года.

    Компетенция.

    Предпринимает исследования и составляет доклады по межд. вопросам в области экономики, социальной сфере, культуре, образовании, здравоохранении и ана­логичных областях. \

    Заключает соглашения со специализированными уч­реждениями и координирует их деятельность, получает от них доклады.

    Осуществляет связь с неправительственными межд. организациями.