История тайных декабристских организаций открывается 9 февраля 1816 года, когда в Петербурге в казармах лейб-гвардии Семеновского полка на учредительном заседании инициативной шестерки в составе Муравьева А.Н., Муравьева Н.М., братьев С.И. и М.И. Муравьевых-Апостолов, Якушкина И.Д. и Трубецкого С.П. было положено начало «Союза Спасения». С момента возникновения первое тайное общество декабристов, получившее в начале 1817 года, после принятия устава, название «Общества истинных и верных сынов Отечества», поставило своей целью борьбу против самодержавия и крепостничества. Собрания членов Тайного общества не были спокойными заседаниями. В раскаленной атмосфере, в борьбе мнений решались вопросы, которые в Росси впервые ставились ими же. Горячие споры велись о структуре самой тайной организации, ее уставе.

«Союз Спасения», малочисленная, тщательно законспирированная организация, просуществовала всего два года. Она была явно не способна на успешные решительные действия. Сама жизнь поставила перед руководителями общества вопрос о необходимости создания более многочисленной и сильной организации. Члены Союза Спасения приняли решение распустить свое общество и на его основе создать новое, которое, сохраняя конституцию, строилась бы на иных организационных принципах.

На время, пока вырабатывался устав и программа будущей тайной организации под руководством Муравьева А., в Москве было создано «переходное» общество под скромным и не вызывающим особого внимания названием «Военное общество». Оно было намерено сохранить основной костяк Союза Спасения и пополнить ряды организации новыми членами. «Цель его, - писал Якушкин, - было только распространение общества и соединение одно-мыслящих людей». «Записки И.Д. Якушкина»

Члены «Военного общества» на клинках своих шпаг вырезали опознавательные слова «За правду». На собраниях много и вольно говорили о правительстве, о военных поселениях, о деспотизме Александра I. Успешно выполнив свои функции, «Военное общество» было распущено. Оно уступило место новой организации - «Союзу Благоденствия».

«Союз Благоденствия», образованный в Москве в 1818 году, значительно расширил свой круг и решил, опираясь на самые разнообразные слои общества, подготовить общественное мнение к борьбе за политический переворот и свержение монархии, за утверждение республики. Это была довольно крупная организация, насчитывающая около 200 человек. Его состав по прежнему оставался дворянский, было много молодежи, военных. Организационному оформлению Союза Благоденствия предшествовал примерно четырехмесячный подготовительный период, во время которого создавался устав общества. Первая часть устава Союза, получившая по цвету переплета название «Зеленой Книги», была написана комиссией в составе Сергея Трубецкого, Михаила Муравьева, Никиты Муравьева и Петра Колошина. В ходе работы комиссии Михаил Муравьев внес предложение представить устав общества на утверждение Александру I, однако остальные отрицательно отнеслись к этому замыслу. История России: Для вузов / Под ред. М.Н. Зуева, А.А. Чернобаева. - М.: Высшая школа, 2000. С. 73.

Несмотря на то, что «Зеленая книга» -- в области программных вопросов содержала лишь общие положения, написанные в духе задач распространения просвещения и благотворительности, с которыми знакомили каждого вступающего в общество, подавляющее большинство членов учредителей Союза рассматривала вновь создаваемую организацию как тайную и конспиративную, о которой правительство не должно знать. В первой части «Зеленой книги» не нашли прямого выражения политические цели «Союза Благоденствия» - борьба за ограничение самодержавия и ликвидацию крепостного права, но довольно четко формулировались те практические мероприятия, которые должны были способствовать численному росту организации и завоеванию ею общественного мнения. Авторы «Зеленой книги» установили четыре главных отрасли деятельности членов организации:

  • 1) человеколюбие;
  • 2) образование;
  • 3) правосудие;
  • 4) общественное хозяйство.

Каждый из членов общества должен был выбрать себе одну из этих отраслей для работы. Первая часть устава «Союза Благоденствия» не была тайной для большинства членов общества. Существовала также вторая часть «Зеленой книги», где излагалась тайная цель Союза Благоденствия. Она являлась важным политическим документом раннего этапа декабристского движения. Здесь говорилось о необходимости свержения самодержавия, ликвидации крепостничества, введение конституционного правления. Эта часть была известна только особо посвященным.

После официального принятия устава Союза Благоденствия, начался период организационного оформления общества. Был создан руководящий орган - Коренная управа, - наделенный законодательными функциями, составляемый из членов-учредителей общества, присутствовавших при образовании организации. Также был избран Совет (Дума), обладавшая исполнительной властью. Общество имело организации (управы) в Москве и на периферии.

Легальная деятельность членов общества заключалась в попытках воздействовать на общественное мнение через просветительские организации, книги, литературные альманахи.

Между членами общества велись яростные споры о будущем устройстве России и тактике революционного переворота. Со временем в обществе все отчетливей вырисовывались принципиальные разногласия между его ведущими членами по программным и тактическим вопросам. Руководители Союза признали необходимым разработать новую революционную тактику и, опираясь на армию, наметить планы близкого выступления.

В 1820 году в Тайном обществе активно обсуждались темы республики, цареубийства и временного правительства. Обострилась внутренняя борьба. Новые планы вызывали недовольство умеренно настроенных членов. Некоторые из них вышли из состава Общества. Совместная деятельность разномыслящих людей становилась невозможной. Созванный в 1821 году в Москве съезд постановил ликвидировать «Союз Благоденствия». Радикально настроенные члены Союза хотели, прикрываясь этим решением, освободиться от его слабых и колеблющихся членов и организовать новое тайное общество. Повлияло на это решение и восстание в Семеновском полку. Поводом для него послужила чудовищная жестокость нового полкового начальника Шварца. Но Александр I увидел в этом выступлении следствие революционной пропаганды. Восстание было подавлено, а репрессии против свободомыслия усилились.

В марте 1821 года на Украине возникло «Южное» тайное общество, осенью 1822 года - «Северное» в Петербурге. Их идеологами соответственно стали: П.И. Пестель и Никита Муравьев (Краткие сведения о некоторых членах «Северного» и «Южного» обществ представлены в Приложении 1).

Обе организации рассматривали себя как единое целое. Несмотря на некоторые разногласия по программным вопросам, их объединяла общая цель - борьба с крепостным правом и самодержавием. Они согласовывали план совместных действий, избрав тактику военного переворота.

Центральным вопросом была выработка программных документов: Н.М.Муравьев написал «Конституцию», П.И. Пестель - «Русскую правду». Это были две выдающиеся политические программы, обогатившие революционную мысль в России. Конституция Муравьева, отражавшая взгляды умеренной части членов Северного общества, была менее радикальной, чем республиканская «Русская правда» Пестеля, хотя многие положения этих документов похожи.

Разногласия имелись по вопросу о государственном устройстве России. Н.М. Муравьев предложил конституционную монархию с предоставлением законодательной власти парламенту - Народному вече, а исполнительной власти - императору (эта власть переходила по наследству). П.И. Пестель высказывался за республиканский строй. Законодательная власть - парламенту (тоже Народному вече), а исполнительная - Державной думе, избираемой на 5 лет в составе пяти человек. Ежегодно один из пяти членов думы становился президентом республики, а после выбывал из ее состава.

В аграрно-крестьянском вопросе оба автора настаивали на немедленном и полном уничтожении крепостного права. Но в вопросах наделения крестьян землей имели место разногласия. Н.М. Муравьев предусматривал предоставление крестьянам приусадебного участка и двух десятин пахотной земли на двор. П.И. Пестель предлагал другой проект. Вся земля делилась на общественную и частную. Общественные земли нельзя было продавать, покупать, закладывать. Ими безвозмездно наделялись крестьяне. Для образования фонда общественных земель Пестель считал возможным частичную конфискацию помещичьей земли.

Также проекты предусматривали введение в России широких демократических свобод, отмену сословных привилегий, облегчение военной службы солдат.

Имелись расхождения в избирательном праве. «Русская правда» предлагала неограниченное избирательное право для всех мужчин с 20 лет. «Конституция» ограничивала это право высоким имущественным цензом, исключая из политической жизни малоимущее население.

В целом «Русская правда» была более прогрессивной, чем Конституция, однако для своего времени они носили передовой характер и были программами революционных преобразований. Платонов, С.Ф. Учебник Русской истории. - СПб.: Наука, 1997.- 428с.

За три месяца до восстания произошло слияние Южного тайного общества с тайным «Обществом соединенных славян», существовавшим с 1823 года и ставившим совей целью объединений всех славянских народов в одну демократическую республиканскую федерацию. Была развернута активная агитация в войсках среди офицеров и солдат с целью подготовки восстания летом 1926 года.

Меняя свои названия и постепенно реорганизуясь, тайные общества просуществовали со дня своего основания до дня восстания около десяти лет. Царское правительство, конечно, представляло себе, что протест против самодержавия и крепостничества зреет и ширится, но более обстоятельные сведения о существовании тайных обществ Александр I получил лишь накануне своей смерти, а Николай I - в дни междуцарствия.

Название, годы, место организации Основные представители (количество членов организации) Программа
1. Союз спасения 1816–1817 гг.
Петербург
А.Н. Муравьев, Н.М. Муравьев, С.И. Муравьев-Апостол, М.И. Муравьев-Апостол, С.П. Трубецкой, И.Д. Якушкин (30 человек) Ликвидация крепостничества и самодержавия, введение конституции и представительного правления. Считали, что введение Конституции нужно было требовать во время смены монархов на троне. Не хотели привлекать народ
2. Союз благоденствия 1818-1821 гг.
Москва-Петербург
Все члены Союза спасения + новые представители русского дворянства (200 человек) Ликвидация крепостничества и самодержавия. Необходимость формирования общественного мнения. Создание тайных и легальных организаций. Принятие устава "Зеленая книга". Разногласия по вопросам будущего устройства России. Получив известие, что правительство знает об организации, в январе 1821 г.
на съезде депутаты объявили о роспуске Союза
3. Южное общество, 1821 – 1825 гг.
Тульчин (Украина)
П.И. Пестель, А.П. Юшневский, И.Г. Бурцов и др. "Русская правда" П.И. Пестеля. Установление республики. Законодательная власть – однопалатный парламент, исполнительная – Державная дума из пяти членов, избирающихся на пять лет. Ежегодно один из них становится президентом республики. Полное уничтожение крепостного права. Неограниченное избирательное право. Равенство всех граждан перед законом. Деление земли на две части: общественную и частную. Получение крестьянами наделов из общественной земли.
4. Северное общество, 1822–1825 гг.
Петербург
Н.М. Муравьев, С.П. Трубецкой, Н.И. Тургенев, Е.П. Оболенский, М.С. Лунин, И.И. Пущин, К.Ф. Рылеев и др. "Конституция" Н.М. Муравьева. Ликвидация самодержавия и сословий, равенство граждан перед законом, гражданские свободы. Отмена крепостного права. Установление конституционной монархии. Законодательная власть – двухпалатный парламент, исполнительная – император. Избирательное право ограничено имущественным цензом. Сохранение помещичьей собственности на землю.
5. Общество
соединенных
славян,
1823–1825 гг.
Новгород-Волынский
В 1825 г. его члены вошли в состав Южного общества: А. Борисов, П. Борисов, Ю. Люблинский, И. Горбачевский и др. Борьба против крепостничества и деспотизма. Создание демократической федерации славянских народов. Установлени е всеобщего гражданского равенства.


С 1814 года началось создание первых тайных организаций, получивших название преддекабристских. Всего насчитывалось 4 организации:

«Орден русских рыцарей» (граф М. А. Дмитриев-Мамонов, генерал М. Ф. Орлов), «Священная артель» (Н. Н. Муравьёв и А. Н. Муравьёв), Семёновская артель (С. П. Трубецкой, С. И. Муравьёв-Апостол, И. Д. Якушкин, всего около 15-20 человек), а также кружок В. Ф. Раевского.
По приказу Александра I в 1815 году Семёновская артель, самая многочисленная (напоминаю: 15-20 человек - М.К.) из всех преддекабристских организаций, была запрещена. Все эти организации существовали на легальном или полулегальном положении.

9 февраля 1816 года члены Священной и Семёновской артелей объединились в первую декабристскую организацию, получившую название «Союз спасения».


1. Союз спасения. 1816 – 1817 гг.

Создан в Петербурге. Инициатор создания – Александр Муравьев (23 года, полковник Гвардейского штаба). Входили молодые офицеры: Никита Муравьев, братья М.И. и С.И. Муравьевы-Апостолы, С.П. Трубецкой, И.Д. Якушкин, П.И. Пестель. Был принят статут – устав общества. С этого времени оно получило название «Общество истинных и верных сынов отечества». В общество входили 30 офицеров.

Цели : введение конституции и отмена крепостного права. Не было четких представлений о программе преобразований, не было ясности, какими средствами можно достичь цели. Члены общества еще надеялись, что Александр I даст конституцию, тем более, что он обещал в 1818 г. в Варшаве во время открытия польского сейма дать России конституцию. Члены общества хотели поддержать императора, если он введет конституцию. Но офицеры были разочарованы реальной политикой императора. Реформ не последовало. В 1817 г. стало известно о восстании крестьян в Новгородской губернии, не желавших их перевода в военные поселяне. Якушкин предложил убить царя: он проберется в царские покои, из одного револьвера убьет императора, а из другого себя, это убийство будет иметь характер дворянской дуэли. Разгорелись споры декабристов по вопросу об убийстве императора. Члены общества приняли решение отказаться от убийства царя, так как их организация малочисленна и они все равно не смогут прийти к власти и провести реформы, даже если удастся совершить цареубийство. Члены общества решили ликвидировать «Союз спасения» и создать новую организацию.

Передовые члены решили в конце концов распустить организацию, создав на её основе новую, более организованную, широкую и сплочённую. В качестве переходной организации было создано «Военное общество» в октябре 1817 года , в котором состояли большая часть членов Союза спасения. «Военное общество» было распущено в январе 1818 года, на его базе был сформирован Союз благоденствия .
О существовании этой формально тайной организации было достаточно широко известно. В её рядах насчитывалось около двухсот человек (мужчины старше 18 лет).

2. Союз благоденствия. 1818 – 1821 гг.

Создан в Москве, а затем и Петербурге.
«Союз благоденствия» разработал устав – «Зеленая книга». По уставу, ближайшей задачей общества было распространение просвещения, т.е. сначала союз ставил просветительские задачи.

Цели : введение конституции, равенство граждан перед законом, гласность в государственных делах, отмена крепостного права, рекрутчины, военных поселений.

«Союз благоденствия» уделял значительное внимание формированию общественного мнения в пользу реформ– необходимого условия преобразований. Еще французские просветители писали, что общественное мнение правит миром. Власть обязана прислушаться к общественному мнению и провести реформы. Для создания общественного мнения нужно примерно 20 лет. Следует вести широкую пропаганду просветительских идей в литературных, благотворительных обществах, салонах, во всех общественных организациях, в журналах нужно размещать статьи, которые будут знакомить обществу с конституционными, либеральными идеями. Члены «Союза благоденствия» входи в различные общественные организации, например «Зеленую лампу».

В Союзе благоденствия возникло два течения :

- умеренное , не выходившее за рамки просветительских задач;

- радикальное , ориентированное на тактику военной революции и республику.

Причины обращения к тактике военной революции – военного восстания без участия в нем народа:

Узость социальной базы

Малочисленность членов организации

Лидеры организации были офицерами и под их командованием находились полки и батальоны

Эту тактику успешно использовали революционеры в разных европейских странах (Греции),

Внутренняя политика Александра стала откровенно реакционной, к власти фактически пришел Аракчеев, и декабристы желали ускорить свой приход к власти. Они не надеялись на проведение реформ правительством.

Успешность дворцовых переворотов в России

Декабристы не хотели, чтобы народ участвовал восстании, считая, что народный бунт – «бессмысленный и беспощадный» (слова Пушкина из «Капитанской дочки»). Декабристы учитывали опыт европейских революций. Французская революция 1789-1893 гг., народная по своим движущим силам, сопровождалась «беспорядками и безначалием», анархией. А испанская революция 1820 г., осуществленная без участия народа при содействии армии была бескровной. Декабристы считали, что народные революции неизбежно ведут к деспотизму диктатора. «Необузданность масс» - условие появления диктатора, стремившего навести порядок и обуздать массы.

Декабристы считали, что военная революция будет «наиболее быстрой, бескровной, безболезненной», а главное – организованной, удастся не допустить анархии. Декабристы считали, что народный бунт в России – это «пугачевщина» - ужасы расправы с дворянами. Военная революция – это возможность предотвратить «пугачевщину».

Причины роспуска Союза благоденствия:

Идейные разногласия

Желание радикалов освободиться от ненадежных и колеблющихся попутчиков

Декабристы знали о доносах на их организацию

Нужно было законспирировать деятельность политической организации

Устранить Пестеля, крайний радикализм которого и возросшее влияние на дела тайного общества вызвали у его руководителей.

3. Южное общество 1821 – 1825 гг.

Лидеры: Пестель, Юшневский, С. Муравьев-Апостол, П. Бестужев-Рюмин, Волконский.

Члены Южного общества служили в войсках, несших службе на Украине. Центром Южного общества стал город Тульчин. В Южном обществе главенствовал Пестель, чей авторитет был непререкаемый.

Пестель разработал программу «Русская правда» .


4. Северное общество 1821 – 1825 гг.

Лидеры : Н. Муравьев, Трубецкой, Пущин (друг Пушкина), Рылеев (поэт), Лунин, Оболенский.

Н. Муравьев разработал проект «Конституции» . Он не был программой Северного общества. Проект «Конституции» обсуждался членами общества, Муравьев не успел завершить работу над программой организации.

Идеи декабристов

Идеи декабристов



Проект Муравьева был более умеренным , он больше соответствовал российской действительности. Сознание русского народа было монархическим.

Проект Пестеля был радикальным .

Программы преобразований были основаны на идеях Просвещения. Декабристы предприняли попытку адаптировать идеи Просвещения к российским условиям .

5. Общество соединенных славян 1823 – 1825

Новгород-Волынский (Украина)

В 1825 г. это общество вошло в состав Южного общества.

ДЕКАБРИСТЫ

Зарождение движения дворянских революционеров обусловливалось как внутренними процессами, происходившими в России, так и международными событиями первой четверти XIX в.

Причины и характер движения. Главная причина - понимание лучшими представителями дворянства, что сохранение крепостничества и самодержавия гибельно для дальнейшей судьбы страны.

Важной причиной явилась Отечественная война 1812 г. и пребывание русской армии в Европе в 1813-1815 гг. Будущие декабристы называли себя "детьми 12-го года". Они поняли, что народ, спасший Россию от порабощения и освободивший Европу от Наполеона, заслуживает лучшей участи. Знакомство с европейской действительностью убедило передовую часть дворян в том, что крепостное состояние русского крестьянства необходимо изменить. Подтверждение этим мыслям они находили в произведениях французских просветителей, которые высказывались против феодализма и абсолютизма. Идеология дворянских революционеров складывалась и на отечественной почве, так как многие государственные и общественные деятели уже в XVIII - начале XIX в. выступали с осуждением крепостного права.

Формированию революционного мировоззрения у части русских дворян способствовала и международная обстановка. По образному выражению П.И. Пестеля, одного из самых радикальных руководителей тайных обществ, дух преобразования заставлял "везде умы клокотать".

"Что ни почта, то революция", - говорили, намекая на получение в России информации о революционном и национально-освободительном движении в Европе и Латинской Америке. Идеология европейских и российских революционеров, их стратегия и тактика во многом совпадали. Поэтому восстание в России в 1825 г. стоит в одном ряду с общеевропейскими революционными процессами. Они имели объективно буржуазный характер.

Однако в общественном движении России была своя специфика. Она выражалась в том, что в России фактически не было буржуазии, способной бороться за свои интересы и за демократические преобразования. Широкие народные массы были темны, необразованны и забиты. Они долго еще сохраняли монархические иллюзии и политическую инертность. Поэтому революционная идеология, понимание необходимости модернизации страны складывались в начале XIX в. исключительно у передовой части дворянства, выступившей против интересов своего сословия. Круг революционеров был крайне ограничен - в основном, представители родовитого дворянства и привилегированного офицерского корпуса.

Тайные общества в России появились на рубеже XVIII-XIX вв. Они имели масонский характер, и их участники разделяли, в основном, либерально-просветительскую идеологию. В 1811-1812 гг. действовал кружок "Чока" из 7 человек, созданный Н.Н. Муравьевым. В порыве юношеского идеализма его члены мечтали об основании республики на острове Сахалин. После окончания Отечественной войны 1812 т. тайные организации существовали в форме офицерских товариществ, кружков молодых людей, связанных родственными и дружескими узами. В 1814 г. в Петербурге Н.Н. Муравьевым была образована "Священная артель". Известен также "Орден русских рыцарей", основанный М.Ф. Орловым. Эти организации фактически не предпринимали активных действий, но имели большое значение, так как в них формировались идеи и взгляды будущих руководителей движения.

Первые политические организации. В феврале 1816 г. после возвращения большей части русской армии из Европы в Петербурге возникло тайное общество будущих декабристов - "Союз спасения". С февраля 1817 г. оно было названо "Общество истинных и верных сынов Отечества". Его основали: П.И. Пестель, А.Н. Муравьев, С.П. Трубецкой. К ним присоединились К.Ф. Рылеев, И.Д. Якушкин, М.С. Лунин, С.И. Муравьев-Апостол и др.

"Союз спасения" - первая русская политическая организация, имевшая революционную программу и устав - "Статут". В нем были заложены две основные идеи переустройства российского общества - ликвидация крепостного права и уничтожение самодержавия. Крепостное право рассматривалось как позор и главный тормоз для поступательного развития России, самодержавие - как отжившая политическая система. В документе говорилось о необходимости введения конституции, которая ограничила бы права абсолютной власти. Несмотря на жаркие споры и серьезные разногласия (некоторые члены общества горячо высказывались за республиканскую форму правления), большинство считало идеалом будущего политического устройства конституционную монархию. Это был первый водораздел во взглядах декабристов. Споры по данному вопросу продолжались вплоть до 1825 г.

В январе 1818 г. был создан "Союз благоденствия" - довольно крупная организация, насчитывавшая около 200 человек. Ее состав по-прежнему оставался преимущественно дворянским. В ней было много молодежи, преобладали военные. Организаторами и руководителями стали А.Н. и Н.М. Муравьевы, С.И. и М.И. Муравьевы-Апостолы, П.И. Пестель, И.Д. Якушкин, М.С. Лунин и др. Организация получила Довольно четкую структуру. Были избраны Коренная управа - общий руководящий орган - и Совет (Дума), обладавший исполнительной властью. Местные организации "Союза благоденствия" появились в Петербурге, Москве, Тульчине, Кишиневе, Тамбове, Нижнем Новгороде.

Программа и устав союза назывались "Зеленая книга" (по цвету переплета). Заговорщическая тактика и конспиративность руководителей. Вызвали разработку двух частей программы. Первая, связанная с легальными формами деятельности, была предназначена для всех членов общества. Вторая часть, где говорилось о необходимости свержения самодержавия, ликвидации крепостничества, введении конституционного правления и, главное, об осуществлении этих требований насильственными средствами, была известна особо посвященным.

Все члены общества принимали участие в легальной деятельности. Они пытались воздействовать на общественное мнение. С этой целью создавались просветительские организации, издавались книги и литературные альманахи. Члены общества действовали и личным примером - отпускали на волю своих крепостных, выкупали у помещиков и отпускали на волю наиболее одаренных крестьян.

Члены организации (в основном, в рамках Коренной управы) вели яростные споры о будущем устройстве России и тактике революционного переворота. Одни настаивали на конституционной монархии, Другие - на республиканской форме правления. К 1820 г. стали преобладать республиканцы. Средством достижения цели Коренная управа считала заговор с опорой на армию. Обсуждение тактических вопросов - когда и как производить переворот - выявило большие разногласия между радикальными и умеренными руководителями. События в России и Европе (восстание в Семеновском полку, революции в Испании и Неаполе) вдохновляли членов организации на поиск более радикальных действий. Наиболее решительные настаивали на скорейшей подготовке военного переворота. Умеренные возражали против этого.

В начале 1821 г. из-за идейных и тактических разногласий было принято решение о самороспуске "Союза благоденствия". Предпринимая такой шаг, руководство общества намеревалось избавиться от предателей и шпионов, которые, как оно не без оснований полагало, могли проникнуть в организацию. Начался новый период, связанный с созданием новых организаций и активной подготовкой к революционному выступлению.

В марте 1821 г. на Украине было образовано Южное общество. Его создателем и руководителем стал П.И. Пестель, убежденный республиканец, отличавшийся некоторыми диктаторскими замашками. Учредителями были также А.П. Юшневский, Н.В. Басаргин, В.П. Ивашев и др. В 1822 г. в Петербурге было образовано Северное общество. Его признанными лидерами стали Н.М. Муравьев, К.Ф. Рылеев, С.П. Трубецкой, М.С. Лунин. Оба общества "не иначе мыслили, как действовать вместе". Это были крупные для того времени политические организации, обладавшие хорошо теоретически разработанными программными документами.

Конституционные проекты. Основными обсуждавшимися проектами стали "Конституция" Н.М. Муравьева и "Русская правда" П.И. Пестеля. "Конституция" отражала взгляды умеренной части декабристов, "Русская правда" - радикальной. В центре внимания стоял вопрос о будущем государственном устройстве России.

Н.М. Муравьев выступал за конституционную монархию - политическую систему, в которой исполнительная власть принадлежала императору (наследственная власть царя сохранялась для преемственности), а законодательная власть - парламенту ("Народное вече"). Избирательное право граждан ограничивалось довольно высоким имущественным цензом. Таким образом, из политической жизни страны исключалась значительная часть малоимущего населения.

П.И. Пестель безоговорочно высказался за республиканский государственный строй. В его проекте законодательной властью обладал однопалатный парламент, а исполнительной - "Державная дума" в составе пяти человек. Ежегодно один из членов "Державной думы" становился президентом республики. П.И. Пестель провозгласил принцип всеобщего избирательного права. В соответствии с идеями П.И. Пестеля в России должна была быть учреждена парламентская республика с президентской формой правления. Это был один из наиболее прогрессивных политических проектов государственного устройства того времени.

В решении важнейшего для России аграрно-крестьянского вопроса П.И. Пестель и Н.М. Муравьев единодушно признали необходимость полной отмены крепостного права, личного освобождения крестьян. Эта идея красной нитью проходила через все программные документы декабристов. Однако вопрос о наделении крестьян землей решался ими по-разному.

Н.М. Муравьев, считая помещичью собственность на землю неприкосновенной, предлагал передать во владение крестьянам приусадебный участок и по 2 десятины пахотной земли на двор. Этого было явно недостаточно для ведения рентабельного крестьянского хозяйства.

По мнению П.И. Пестеля, часть помещичьей земли конфисковывалась и передавалась в общественный фонд для наделения тружеников наделом, достаточным для их "пропитания". Так впервые в России был выдвинут принцип распределения земли по трудовой норме. Следовательно, и в решении земельного вопроса П.И. Пестель выступал с более радикальных позиций, чем Н.М. Муравьев.

Оба проекта касались и других сторон социально-политической системы России. Они предусматривали введение широких демократических гражданских свобод, отмену сословных привилегий, значительное облегчение военной службы солдат. Н.М. Муравьев предлагал федеративное устройство будущего российского государства, П.И. Пестель настаивал на сохранении неделимой России, в которой все народы должны были слиться в единый.

Летом 1825 г. южане договорились о совместных действиях с руководителями Польского патриотического общества. Тогда же к ним примкнуло "Общество соединенных славян", образовав особую Славянскую управу. Все они развернули активную агитацию в войсках с целью подготовки восстания летом 1826 г. Однако важные внутриполитические события заставили их ускорить свое выступление.

Восстание в Петербурге. После смерти царя Александра I в стране сложилась необычайная ситуация - междуцарствие. Руководители Северного общества решили, что смена императоров создала благоприятный момент для выступления. Они разработали план восстания и назначили его на 14 декабря - день принятия Сенатом присяги Николаю. Заговорщики хотели принудить Сенат принять их новый программный документ - "Манифест к русскому народу" - и вместо присяги императору провозгласить переход к конституционному правлению.

В "Манифесте" были сформулированы основные требования декабристов: уничтожение прежнего правления, т.е. самодержавия; отмена крепостного права и введение демократических свобод. Много внимания было уделено улучшению положения солдат: провозглашалось уничтожение рекрутчины, телесных наказаний, системы военных поселений. В "Манифесте" заявлялось об установлении временного революционного правления и созыве через некоторое время Великого Собора из представителей всех сословий России для определения будущего политического устройства страны.

Рано утром 14 декабря 1825 г. наиболее активные члены Северного общества начали агитацию в войсках Петербурга. Они намеревались вывести их на Сенатскую площадь и тем самым воздействовать на сенаторов. Однако дело продвигалось довольно медленно. Лишь к 11 часам утра удалось вывести на Сенатскую площадь лейб-гвардии Московский полк. В час дня к восставшим присоединились матросы гвардейского морского экипажа и некоторые другие части петербургского гарнизона - около 3 тыс. солдат и матросов во главе с офицерами-декабристами. Но и дальше события развивались не по намеченному плану. Выяснилось, что Сенат уже присягнул императору Николаю I и сенаторы разошлись по домам. Предъявить "Манифест" было некому. С.П. Трубецкой, назначенный диктатором восстания, на площадь не явился. Восставшие оказались без руководства и обрекли себя на бессмысленную тактику выжидания.

Тем временем Николай собрал на площади верные ему части и решительно ими воспользовался. Артиллерийская картечь рассеяла ряды восставших, которые в беспорядочном бегстве пытались спастись на льду Невы. Восстание в Петербурге было разгромлено. Начались аресты членов общества и сочувствующих им.

Восстание на юге. Несмотря на аресты некоторых руководителей Южного общества и известия о поражении восстания в Петербурге, оставшиеся на свободе решили поддержать своих товарищей. 29 декабря 1825 г. С.И. Муравьев-Апостол и М.П. Бестужев-Рюмин подняли восстание Черниговского полка. Изначально оно было обречено на поражение. 3 января 1826 г. полк был окружен правительственными войсками и расстрелян картечью.

Следствие и суд. К следствию, проходившему тайно и закрыто, привлекли 579 человек. 289 были признаны виновными. Николай I принял решение сурово покарать восставших. Пять человек - П.И. Пестель, К.Ф. Рылеев, С.И. Муравьев-Апостол, М.П. Бестужев-Рюмин и П.Г. Каховский - были повешены. Остальных, разделив по степени виновности на несколько разрядов, сослали на каторжные работы, на поселение в Сибирь, разжаловали в солдаты и перевели на Кавказ в действующую армию. Никто из наказанных декабристов при жизни Николая домой не возвратился. Часть солдат и матросов забили шпицрутенами, отправили в Сибирь и на Кавказ. На долгие годы в России было запрещено упоминать о восстании.

Причины поражения и значение выступления декабристов. Ставка на заговор и военный переворот, слабость пропагандистской деятельности, недостаточная подготовленность общества к преобразованиям, несогласованность действий, выжидательная тактика в момент восстания - основные причины поражения декабристов.

Однако их выступление стало значительным событием в русской истории. Декабристы разработали первую революционную программу и план будущего устройства страны. Впервые была совершена практическая попытка изменить социально-политическую систему России. Идеи и деятельность декабристов оказали существенное влияние на дальнейшее развитие общественной мысли.

Что необходимо знать по этой теме:

Социально-экономическое развитие России в первой половине XIX в. Социальная структура населения.

Развитие сельского хозяйства.

Развитие промышленности России в первой половине XIX в. Становление капиталистических отношений. Промышленный переворот: сущность, предпосылки, хронология.

Развитие водных и шоссейных путей сообщения. Начало железнодорожного строительства.

Обострение социально-политических противоречий в стране. Дворцовый переворот 1801 г. и восшествие на престол Александра I. "Дней Александровых прекрасное начало".

Крестьянский вопрос. Указ "о вольных хлебопашцах". Меры правительства в области просвещения. Государственная деятельность М.М.Сперанского и его план государственных преобразований. Создание Государственного совета.

Участие России в антифранцузских коалициях. Тильзитский мирный договор.

Отечественная война 1812 г. Международные отношения накануне войны. Причины и начало войны. Соотношение сил и военные планы сторон. М.Б.Барклай-де-Толли. П.И.Багратион. М.И.Кутузов. Этапы войны. Итоги и значение войны.

Заграничные походы 1813-1814 гг. Венский конгресс и его решения. Священный союз.

Внутреннее положение страны в 1815-1825 гг. Усиление консервативных настроений в русском обществе. А.А.Аракчеев и аракчеевщина. Военные поселения.

Внешняя политика царизма в первой четверти XIX в.

Первые тайные организации декабристов - "Союз спасения" и "Союз благоденствия". Северное и Южное общество. Основные программные документы декабристов - "Русская правда" П.И.Пестеля и "Конституция" Н.М.Муравьева. Смерть Александра I. Междуцарствие. Восстание 14 декабря 1825 г. в Петербурге. Восстание Черниговского полка. Следствие и суд над декабристами. Значение восстания декабристов.

Начало царствования Николая I. Укрепление самодержавной власти. Дальнейшая централизация, бюрократизация государственного строя России. Усиление репрессивных мер. Создание III отделения. Цензурный устав. Эпоха цензурного террора.

Кодификация. М.М.Сперанский. Реформа государственных крестьян. П.Д.Киселев. Указ "об обязанных крестьянах".

Польское восстание 1830-1831 гг.

Основные направления внешней политики России во второй четверти XIX в.

Восточный вопрос. Русско-турецкая война 1828-1829 гг. Проблема проливов во внешней политике России 30-40-х годов XIX в.

Россия и революции 1830 и 1848 гг. в Европе.

Крымская война. Международные отношения накануне войны. Причины войны. Ход военных действий. Поражение России в войне. Парижский мир 1856 г. Международные и внутренние последствия войны.

Присоединение Кавказа к России.

Складывание государства (имамата) на Северном Кавказе. Мюридизм. Шамиль. Кавказская война. Значение присоединения Кавказа к России.

Общественная мысль и общественное движение в России второй четверти XIX в.

Формирование правительственной идеологии. Теория официальной народности. Кружки конца 20-х - начала 30-х годов XIX в.

Кружок Н.В.Станкевича и немецкая идеалистическая философия. Кружок А.И.Герцена и утопический социализм. "Философическое письмо" П.Я.Чаадаева. Западники. Умеренные. Радикалы. Славянофилы. М.В.Буташевич-Петрашевский и его кружок. Теория "русского социализма" А.И.Герцена.

Социально-экономические и политические предпосылки буржуазных реформ 60-70-х годов XIX в.

Крестьянская реформа. Подготовка реформы. "Положение" 19 февраля 1861 г. Личное освобождение крестьян. Наделы. Выкуп. Повинности крестьян. Временнообязанное состояние.

Земская, судебная, городская реформы. Финансовые реформы. Реформы в области просвещения. Цензурные правила. Военные реформы. Значение буржуазных реформ.

Социально-экономическое развитие России второй половины XIX в. Социальная структура населения.

Развитие промышленности. Промышленный переворот: сущность, предпосылки, хронология. Основные этапы развития капитализма в промышленности.

Развитие капитализма в сельском хозяйстве. Сельская община в пореформенной России. Аграрный кризис 80-90-х годов XIX в.

Общественное движение в России 50-60-х годов XIX в.

Общественное движение в России 70-90-х годов XIX в.

Революционное народническое движение 70-х - начала 80-х годов XIX в.

"Земля и воля" 70-х годов XIX в. "Народная воля" и "Черный передел". Убийство Александра II 1 марта 1881 г. Крах "Народной воли".

Рабочее движение во второй половине XIX в. Стачечная борьба. Первые рабочие организации. Возникновение рабочего вопроса. Фабричное законодательство.

Либеральное народничество 80-90-х годов XIX в. Распространение идей марксизма в России. Группа "Освобождение труда" (1883-1903). Возникновение российской социал-демократии. Марксистские кружки 80-х годов XIX в.

Петербургский "Союз борьбы за освобождение рабочего класса". В.И.Ульянов. "Легальный марксизм".

Политическая реакция 80-90-х годов XIX в. Эпоха контрреформ.

Александр III. Манифест о "незыблемости" самодержавия (1881). Политика контрреформ. Итоги и значение контрреформ.

Международное положение России после Крымской войны. Изменение внешнеполитической программы страны. Основные направления и этапы внешней политики России второй половины XIX в.

Россия в системе международных отношений после франко-прусской войны. Союз трех императоров.

Россия и восточный кризис 70-х годов XIX в. Цели политики России в восточном вопросе. Русско-турецкая война 1877-1878 гг.: причины, планы и силы сторон, ход военных действий. Сан-Стефанский мирный договор. Берлинский конгресс и его решения. Роль России в освобождении балканских народов от османского ига.

Внешняя политика России в 80-90-е годы XIX в. Образование Тройственного союза (1882). Ухудшение отношений России с Германией и Австро-Венгрией. Заключение русско-французского союза (1891-1894).

  • Буганов В.И., Зырянов П.Н. История России: конец XVII - XIX в. . - М.: Просвещение, 1996.

ПЛАН
стр .

Введение………………………………………………………… ……………… 2
1. Причины возникновения движения декабристов………………………… .. 4
2. Первые декабристские организации: их деятельность, цели
и программы……………………………………………………… …………. 8
3. Южное и Северное общество: цели, программы, деятельность………… 13
3.1. Основные программные положения « Русской правды»……………... 14
3.2. Основные положения конституции Муравьева………………………. 18
4. План государственного переворота. Причины поражения и значение
выступления декабристов………………………………………………… .. 22
Заключение…………………………………………………… ………………... 27
Список использованной литературы………………………………………….. 29

ВВЕДЕНИЕ

В день 14 декабря 1825 года был сделан смелый вызов самодержавию в столице Российской империи – Петербурге, на Сенатской площади. Восстание декабристов – отправная дата начала революционно – освободительной борьбы в России. С протестом против крепостничества, феодальных институтов и произвола самодержавия, в необычайно трудных и сложных исторических условиях, когда Россия была ещё забита и неподвижна, выступила лишь небольшая часть образованного передового дворянства, тогда, как в целом русское дворянство оставалось крепостнически настроенным и верным престолу.
Декабристы составляют целую эпоху не только в революционном движении в России, но и в истории общественной мысли и русской культуры вообще. Восстание декабристов против царизма – приобрело большое международное значение и получило значительный отклик в станах Западной Европы. Влияние декабристов на все стороны общественно- политической и культурной жизни не только их времени, но и последующей эпохи было исключительно велико. Декабристская тема нашла широкое отражение в художественной литературе, в музыке, в изобразительном искусстве. Этим объясняется актуальность выбранной мною темы. Потому, что благородные идеалы и высокие нравственные ценности декабристов, значение их революционного подвига непреходящи.
Целью курсовой работы является изучение: - причин возникновения движения декабристов; - деятельности дворянских революционеров, которая предшествовала вооруженному восстанию; - программных требований и тактических принципов декабристов; - восстания декабристов – как кульминационного события и вместе с тем итога движения декабристов; - значение их деятельности и причины поражения восстания.
Основная задача данной курсовой работы – показать, что именно декабристы первыми поняли, что самодержавие и крепостничество – главные причины отсталости России, поэтому ликвидация самодержавия рассматривалась ими как глубоко патриотическая задача «спасения» России. В своих программных документах декабристы ставили своей первоочередной задачей избавление России от ига крепостничества и произвола самодержавия, превращение русских в передовую нацию с высокоразвитой национальной культурой.
Первый раздел курсовой работы посвящен изучению причин возникновения первого в России революционного движения и формированию мировоззрения декабристов.
Во втором и третьем разделе рассматривается период создания первых организаций декабристов, деятельность Южного и Северного декабристских обществ. Изучены конституционные проекты декабристов - «Русская правда» Пестеля и «Конституция» Никиты Муравьева.
В четвертом разделе данной курсовой работы рассказывается о подготовке и ходе восстания 14 декабря 1825 г. в Петербурге и выступлении Черниговского полка на Украине. Анализируются причины поражения и значение выступления декабристов.

1. ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ДВИЖЕНИЯ
ДЕКАБРИСТОВ

Зарождение движения дворянских революционеров обусловливалось как внутренними процессами, происходящими в России, так и международными событиями первой четверти XIX века. Рассмотрим основные причины, которые повлияли на возникновение движения декабристов.
Главная причина – понимание лучшими представителями дворянства, что сохранение крепостничества и самодержавия гибельно для дальнейшей судьбы страны. Декабристы постепенно осознали борьбу с крепостным правом и самодержавием как главную цель своей деятельности. Объективно движение декабристов порождено кризисом феодально-крепостной общественной формации и уходит своим корнями в ведущий процесс эпохи – разложение стареющего, исчерпавшего себя феодально-крепостного строя и возникновение новых, в то время прогрессивных, - капиталистических отношений. Крепостное право и самодержавие было тормозом развития страны. Самодержавно-крепостной строй сковывал производительные силы страны, тормозил их дальнейшее развитие. Основного производителя жизненных благ – крепостного крестьянина - помещик мог купить, продать, проиграть в карты и др. Все было подчинено интересам дворянского сословия, на страже интересов которого стояло самодержавие. Разложение крепостного хозяйства под влиянием развития капиталистических отношений явилось той почвой, на которой росло и развивалось стихийное крестьянское движение против крепостного права. Стремясь получить больше хлеба-товара, помещик шел в наступление на крестьянскую землю, сокращая их наделы.
Одержав победу в войне благодаря народу, царское правительство не замедлило показать свое истинное лицо – угнетение народа стало ещё тяжелее. Помещики свирепствовали над крестьянами, и новые царские законы поддержали их власть. Крепостной гнет усилился и в армии. В 1815-1825 гг. Александр I проводил внутри- и внешнеполитический курс с помощью А.А. Аракчеева и создал в России военно-политический режим. По всей стране были созданы военные поселения – худшая форма военно-крепостного гнета. Солдаты-крестьяне должны были заниматься военным учением и одновременно обрабатывать землю, сами содержать себя, добывая трудом продукты питания.
Торговые и промышленные слои населения испытывали препятствия проявлению предпринимательской инициативы, а также подъему и расширению доходности фабрик и заводов (из-за отсутствия свободных рабочих рук, аракчеевщины во внутренней политике). Часть дворянства, стремившаяся к торговле и предпринимательству, также испытывало недовольство. Закоренелые крепостники-дворяне не чувствовали уверенности в незыблемости основ существующего порядка.
Мощным побудительным фактором стала Отечественная война 1812 г. и пребывание русской армии в Европе в 1813-1815 гг. Подавляющее большинство декабристов – это боевые офицеры русской армии, участники войны 1812 г., в течение двух лет могли наблюдать европейское общество, образ жизни и принципы, на которых оно зиждется. По возвращении домой они другими глазами увидели окружающую их действительность. Знакомство с европейской действительностью убедило передовую часть дворян в том, что крепостное состояние русского крестьянства необходимо изменить. Они видели, что победа в войне обеспечена прежде всего участием простого народа, страдающего от произвола крепостников –помещиков и не имеющего перспектив улучшения своего положения в условиях самодержавно-крепостнического государства. Влияние военных событий на убеждения декабристов М. Муравьев – Апостол выразил так: «Мы были детьми 1812 года. Жертвовать все, даже жизнью, для блага отечества было влечением сердца».
______________________________ _
1.Йосифова Б. Декабристы.- М: 1983.- С. 5
Таким образом, в атмосфере общего недовольства, критических высказываний в адрес правительства, а главное - в ожидании нарастающей катастрофы и возникло революционное движение в России, обозначившее
начало сознательной политической и организованной борьбы против крепостного права и самодержавия. Выразителями буржуазно-революционной идеологии стала передовая дворянская интеллигенция. За первыми дворянскими революционерами, начавшими свое выступление против царизма в декабре 1825 г. установилось наименование «декабристы».
Ведущая роль дворянства объясняется тем, что русская буржуазия в этот период не выступала еще активно в общественном движении. Буржуазию вполне устраивала экономическая политика царизма, направленная на развитие капитализма сверху. Кроме того, в среде буржуазии в тот период еще не сложилась собственная интеллигенция. Политическая дееспособность российской буржуазии намного отставала от её экономической мощи.
Основные свои идеи будущие декабристы черпали из произведений французских просветителей, показавших бесперспективность сохранения феодализма и абсолютизма. Произведения Вольтера, Руссо расширяли революционный кругозор будущих декабристов. Идеология дворянских революционеров складывалась и на отечественной почве. Свободолюбивые стихи Пушкина, «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева, «Горе от ума» Грибоедова и др., питали и углубляли передовые идеи в обществе.
Большое значение в переходе будущих декабристов к активной борьбе с самодержавием имели и международные события тех лет. Национально- освободительное и революционное движение, которое проявилось в ряде стран Южной и Западной Европы, возбуждало их сочувствие и укрепляло убеждение в том, что и Россия должна будет идти по этому пути.
Историческая действительность подсказывала декабристам способы борьбы, заставляла задуматься над революцией. Общую возбужденную атмосферу их воспитавшего прекрасно и точно охарактеризовал один из самых выдающихся декабристов – П.И. Пестель. Он писал: «Происшествия 1812, 1813, 1814, 1815 годов, равно как и предшествующих и последующих времен, показали столько престолов низверженных, столько других постановленных, столько царств уничтоженных, столько новых учрежденных, столько царей изгнанных, столько возвратившихся или призванных и столько опять изгнанных, столько революций совершенных, столько переворотов произведенных, что все сии происшествия ознакомили умы с революциями, с возможностями и удобствами оные производить. К тому имеет каждый век свою отличительную черту. Нынешний ознаменовывается революционными мыслями. От одного конца Европы до другого видно везде одно и то же, от Португалии до России, не исключая не единого государства, даже Англии и Турции… Дух преобразования заставляет, так сказать, везде умы клокотать… Вот причины, полагаю я, которые породили революционные мысли и правила и укоренили оные в умах».
Вывод. Главная причина возникновения движения декабристов – понимание лучшими представителями дворянства, что сохранение крепостничества и самодержавия гибельно для дальнейшей судьбы страны. Условия, в которых созрело первое русское революционное движение, были тесно связаны с тем общественным возбуждением, которое все более и более нарастало как в Западной Европе, так и в России после наполеоновских воин. Пребывание в странах, где не было крепостного права и где существовали конституционные учреждения и Россия с её отсталыми формами жизни –крепостным правом, самодержавным аракчеевским произволом, заставили задуматься будущих декабристов о судьбе своей родины. Высшей целью декабристов было превращение русских в передовую нацию с высокоразвитой национальной культурой.

____________________________
1.Нечкина М.В. Декабристы.- М: 1982.-С. 20
2. ПЕРВЫЕ ДЕКАБРИСТСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ИХ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ЦЕЛИ И ПРОГРАММЫ

Первому тайному обществу декабристов предшествовало несколько более ранних организаций. Все они послужили школой будущего движения, его непосредственной предпосылкой. После окончания Отечественной войны 1812 г. тайные организации существовали в форме офицерских товариществ, кружков молодых людей, связанных родственными и дружескими узами. В 1811-1812 гг. действовал кружок «Чока» из 7 человек, созданный Н.Н. Муравьевым. В 1814 г. в Петербурге А.Н. Муравьевым была образована «Священная артель». Известен также «Орден русских рыцарей», основанный М.Ф. Орловым и М.Д. Дмитриевым-Мамоновым. Эти организации фактически не предпринимали активных действий, но имели большое значение, так как в них формировались идеи и взгляды будущих руководителей движения.
Тайное общество декабристов родилось в 1816г. в Петербурге. Его первым названием было «Союз Спасения». Россию надо было спасать, она стояла на краю пропасти – так думали члены возникшего общества. Это была первая собственно декабристская организация. Его основателем стал полковник Гвардейского Генерального штаба А. Муравьев. В шестерку основателей союза вошли князь С. Трубецкой, братья Сергей и Матвей Муравьевы-Апостолы, Н. Муравьев и И. Якушкин. Позднее в общество вошли поручик кавалергардского полка П. Пестель, князь Е. Оболенский, И. Пущин. Всего в составе союза числилось 30 офицеров. Когда общество оформилось и разработало свой устав, оно получило название «Общества истинных и верных сынов Отечества». Само название говорило о желании отмежеваться от «патриотов» другого сорта – не истинных и не верных.
Первое время целью тайного общества было только освобождение крестьян от крепостной зависимости. Но очень скоро к этой цели присоединилась и вторая: борьба с самодержавием и абсолютизмом. На первом этапе она вылилась в требование конституционной монархии.
«Союз Спасения» это первая русская политическая организация, имевшая революционную программу и устав – «Статут». Устав первого общества декабристов не дошел до нас: сами декабристы сожгли его, когда в 1818 г. преобразовали свое общество. Торжественное введение объясняло общую цель тайного общества – «подвизаться» на пользу общую всеми силами во имя блага Родины. Для этого надо было бороться за ликвидацию крепостного права и самодержавия: вместо самодержавия необходимо было ввести представительную форму правления в виде конституционной монархии. Члены нового тайного общества, считали, что необходимо «принудить» царское правительство согласиться на представительное правление. Удобнее это сделать в момент смены императоров на престоле. Члены общества обязались «не прежде принести присягу новому императору», как удостоверившись, что в России самодержавная власть будет ограничена народным представительством. Устав обязывал, насколько возможно, умножать число членов общества, добиваться того, чтобы члены тайного общества заняли важные посты в государстве – как по военной, так и по гражданской линии; вместе с тем устав обязывал членов общества бороться за отстранение иностранцев от влияния в государстве. К «статуту» были приложены тексты торжественных клятв по масонскому образцу.
Члены Союза требовали ликвидации военных поселений. Однако никто из них не ставил вопрос о ликвидации монархии как формы правления в России. Напротив, члены «Союза Спасения» были убежденными монархистами, верили, что царь, в конце концов, сумеет ввести конституцию в России. Ему в этом надо лишь помочь.
Ужасы народной революции пугали дворян-революционеров, поэтому, надо действовать для народа, но без народа, не через народ, думали они. Основные цели борьбы были, в общем, ясны: ликвидировать крепостное право и самодержавие, ввести конституцию, представительное правление. Но средства и способы добиться этого были туманны. Было решено требовать конституцию в момент смены императоров на престоле. Однако как обеспечить выполнение своих требований? Это оставалось неясным.
Вынашивались и мысли о цареубийстве (эта мысль возникла в 1817 г. после того как стало известно о жестоком подавлении правительственными войсками восстания новгородских военных поселян). Споры относительно идеи цареубийства, осознание крайней ограниченности сил привели в 1818 г. к самороспуску «Союза Спасения».
Отказ правительства от реформистских замыслов и переход к реакции во внешней и внутренней политике заставил декабристов изменить тактику. В 1818 г. преемственно с «Союзом Спасения» образовалось тайное общество под названием «Союз благоденствия», которое было более широким по составу. Это была строго централизованная организация с четкой структурой, которая предполагала безусловную дисциплину, полную конспиративность всех её членов. Её состав по –прежнему оставался преимущественно дворянским. Организаторами и руководителями стали А. Н.и Н.М. Муравьевы, С.И. и М.И. Муравьевы – Апостолы, П.И. Пестель, И.Д. Якунин, М.С. Лунин и др. Для овладения общественным мнением «Союз благоденствия» должен был, по планам декабристов, создать целую сеть тайных и явных (легальных) организаций и руководить ими. Местные организации «Союза благоденствия» появились в Петербурге, Москве, Тамбове, Нижнем Новгороде. Было запроектировано создание повсюду литературных, научных, педагогических, хозяйственных обществ, женских организаций и кружков молодежи. Предполагалось издание журнала «Россиянин XIX века». Согласно новому уставу в тайное общество должны были приниматься не только дворяне, но и купцы, мещане, духовные лица и свободные крестьяне. Предполагалось в течение двадцати лет будет готовиться общественное мнение и примерно около 1840 г. произойдет революция.
Программа и устав союза назывались «Зеленая книга». Заговорщическая тактика и конспиративность руководителей вызвали разработку двух частей программы. Первая, связанная с легальными формами деятельности, была предназначена для всех членов общества. Вторая часть, где говорилось о необходимости свержения самодержавия, ликвидации крепостничества, введения конституционного правления и, главное, об осуществлении этих требований насильственными средствами, была известна особо посвященным. «Зеленая книга» предлагала членам заступаться за крепостного крестьянина пред помещиком, призывать последнего не торговать людьми, бороться за справедливость в судах и учреждениях, чтобы не было зла народу, содействовать развитию торговли, промышленности и сельского хозяйства.
Члены «Союза благоденствия» открыто протестовали против крепостного права, возмущались Аракчеевым, военными поселениями, защищали передовую науку своего времени, предавали позору жестоких помещиков, освобождали от неволи талантливых самоучек и т.д. В голодный 1820 г. «Союз благоденствия» оказал посильную помощь голодающим в Смоленской губернии и накормил тысячи людей. Это вызвало большое беспокойство у Александра I. Однако, члены союза по – прежнему не принимали революционных методов действий и полагались в основном на средства пропаганды, сочетание тайной организации с легальными действиями и пр.
«Союз благоденствия» числено быстро рос и имел к 1921 г. до 200 членов, и, кроме того, вокруг него имелись «побочные управы» , организации в той или иной степени идейно связанные с «Союзом». Таковы «Зеленая лампа», литературное общество, активным членом которого был и Пушкин А.С., «Вольное общество любителей русской словесности», «Общество для распространения ланкастерских училищ» и другие, существовавшие легально. Особенно стремились члены «Союза благоденствия» привлечь к себе молодежь, оторвать её от старого лагеря; они понимали, что надо противодействовать «староверству закоснелого дворянства» и иметь возможность воздействовать на «мнение молодежи».
Несмотря на определенный успех «Союза благоденствия» в нем начали нарастать противоречия между сторонниками умеренных и радикальных взглядов. Сторонники радикальных взглядов, выступая за решительные меры, ссылались на пример революций начала 1820-х гг. в странах Южной Европы, доказывали невозможность продолжения мирной пропаганды в условиях нарастания правительственной реакции. Кроме того, стало известно, что правительство готовится начать преследование движения. Все это побудило сторонников решительных мер объявить в 1821 г. о роспуске «Союза благоденствия» и создать на его основе две революционные организации – Северное и Южное общества. Принимая такой шаг, руководство общества намеревалось избавиться от предателей и шпионов, которое как оно не без оснований полагало, могли проникнуть в организацию.
Вывод. «Союз спасения» и «Союз благоденствия» были деятельными организациями и немало сделали за годы своей работы. Но все, что они сделали, в сущности, не приблизило их к цели. Основной задачей бала отмена крепостного права, ликвидация самодержавно-крепостного строя, введение законно-свободного представительного правления. Члены союзов не принимали революционных методов действий и полагались в основном на средства пропаганды. Важно отметить, что никто из членов обществ не ставил вопрос о ликвидации монархии как формы правления в России, все они были убежденными монархистами.

3. ЮЖНОЕ И СЕВЕРНОЕ ОБЩЕСТВО: ЦЕЛИ,
ПРОГРАММЫ, ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Новый период декабристского движения связан с созданием двух тайных обществ: Южного и Северного. Возникшая на базе Тульчинской управы «Союза благоденствия» тайная организация стала именоваться с 1821 г. Южным обществом, во главе которого стоял полковник П. Пестель. В 1822 г. возникло Северное общество с центром в Петербурге, во главе которого стояли Н.И. Муравьев, Е.Н. Оболенский, С.П. Трубецкой и другие члены «Союза спасения» и «Союза благоденствия», жившие в Петербурге.
На первых порах, программы действий у «южан» и «северян» были различными. Северное общество, так же как и южное, осознавали себя единой организацией и поддерживали друг с другом тесные контакты. К моменту образования Северного и Южного общества ведущим тактическим лозунгом декабристов стала идея «военной революции» - переворот силами армии без участия народных масс. Ряд факторов повлиял на выбор подобной тактики. Многих декабристов вдохновил пример испанской революции 1820 г., совершенной сравнительно быстро и организованно под руководством офицеров – членов тайных обществ, а также пример российских дворцовых переворотов XYIII в., в которых активное участие принимали гвардейские полки. Декабристы опасались перспективы повторения «пугачевщины», неизбежной при втягивании в политическую борьбу огромных масс озлобленного крепостным правом крестьянства.
Как уже было отмечено, на первых порах программы действий у «южан» и «северян» были различными. Южное общество, представленное радикально настроенным Пестелем, а также высланными на Юг бывшими офицерами Семеновского полка, стояло на более революционных, решительных позициях. Руководители Северного общества, напротив, исповедовали конституционные, умеренные взгляды.
Это нашло яркое отражение в программных документах обоих обществ.

3.1. Основные программные положения «Русской правды»

Большое значение в Южном обществе имела деятельность Пестеля. П.И. Пестель – яркая, талантливая во всех отношениях фигура среди декабристов. Широко образованный, с большим умом, он отличался непреклонной волей и выделялся как опытный организатор и сильный теоретик. Пестель по поручению организации изложил революционные идеи общества в своей «Русской правде», которая и стала её программой. Он годами трудился над проектом своей конституции. Конституционный проект Пестеля не только многократно обсуждался на заседаниях и съездах руководителей Южного общества, но и к самой работе над текстом проекта привлекались отдельные члены общества.
Пестель был сторонником диктатуры Временного верховного правления во время революции, считал диктатуру решающим условием успеха. По мысли Пестеля после Временного революционного переворота власть должна перейти в руки временного революционного правительства и представлять собой беспощадную революционную диктатуру. С позиции диктатуры, централизма, репрессий по отношению к противникам мыслил Пестель будущее переустройство России. Диктатура, по его представлениям, должна была длиться 10-15 лет. В число мер, направленных на достижение будущего общего блага, справедливости, всеобщего равенства, он предусматривал цареубийство, истребление всей царской семьи, включая детей. Таким образом, Пестель решительно отвергал возможность сохранения в России монархии.
Основные программные положения «Русской правды» были: - ликвидация в стране монархии;- учреждение республики; - упразднение крепостничества и сословного строя; - превращение России а единое унитарное государство – без учета национальных особенностей её регионов; -равенство всех граждан России перед законом; - решение «еврейского вопроса». В России устанавливалась республика в следующей схеме государственных органов:
Верховный совет Народное вече
(из 120 членов – бояр, избираемых пожиз- (однопалатное)- высший законода-
ненно) - орган наблюдательный в отноше- тельный орган, избираемый на 5
нии Вече и Думы с точки зрения формаль- лет.
ной законности их действий Державная дума - высшая исполни-
тельная власть (из 5 членов)
Таким образом, законодательной властью обладал однопалатный парламент, а исполнительной – «Державная дума». Ежегодно один из членов «Державной думы» становился президентом республики (занимающий этот пост в течении одного года). Пестель провозгласил принцип всеобщего избирательного права. Избирательное право, согласно «Русской правде» предоставлялось всем гражданам России, достигшим 20-летнего возраста. В соответствии с идеями Пестеля в России должна была быть учреждена парламентская республика с президентской формой правления. Это был один из наиболее прогрессивных политических проектов государственного устройства того времени.
Пестель был врагом всякого федеративного устройства и сторонником единой и нераздельной республики с сильной центральной властью. Республика делилась на губернии или области, которые в свою очередь делились на уезды, а уезды – на волости. Ежегодно в каждой волости должно было собираться собрание, которое выбирало своих депутатов в различные местные органы власти. Окружные наместные собрания выбирали представителей в высший законодательный орган власти – Народное вече.
Столицей Российской республики по «Русской правде» должен был стать Нижний Новгород.
Проект Пестеля провозглашал коренное уничтожение крепостного права. Он объявлял, что «крепостное право дело постыдное, противное человечеству», рабство должно быть решительно уничтожено, и дворянство должно непременно навеки отречься от гнусного преимущества обладать другими людьми». Пестель чрезвычайно высоко ценил личную свободу человека. «Личная свобода,- говорится в «Русской правде»,- есть первое и важнейшее право каждого гражданина и священная обязанность каждого правительства. На ней основано все сооружение государственного здания, и без неё нет ни спокойствия, ни благоденствия».
Освобождение крестьян без земли, т.е. предоставление им только личной свободы, Пестель считал неприемлемым. Пестель стоял за освобождение крестьян с землей. Его аграрный проект подробно разработан в «Русской правде». Вся обрабатываемая земля в каждой волости по проекту Пестеля должна делиться на две части: первая часть является общественной собственностью, вторая часть земли является частной собственностью. Земля из общественного фонда не подлежала продаже и залогу. Половина земельного фонда страны, по проекту Пестеля, оставалась в частной собственности. Она могла покупаться, продаваться и закладываться. Владение этой землей должно было обеспечить рентабельность и товарность хозяйства. Каждый гражданин будущей республики обязательно должен быть приписан к одной из волостей и имеет право в любое время безвозмездно получить причитающийся ему земельный надел и обрабатывать его.
Для осуществления своего аграрного проекта Пестель считал необходимым отчуждение помещичьей земли при частичной её конфискации. Имело место отчуждение земли за вознаграждение, имело место и безвозмездное отчуждение, конфискация (если дворянское имение имело 10 тысяч десятин и более- то половина земли отбиралась у него без всякого возмездия; если же дворянское имение имело меньше 10 тысяч десятин – то тогда половина земли у него тоже отбиралась, но за неё давалось возмездие). Таким образом, помещичье землевладение все же частично сохранялось. Беспощадно сметая устои феодально-крепостнического общества, стремясь глубоко преобразовать государство на
______________________________ ___
1. Нечкина М.В. Декабристы.- М: 1982 .- с. 78

буржуазный лад, Пестель, тем не менее, не решался отстаивать лозунг передачи всей земли крестьянам. Такой путь аграрной реформы должен был
и т.д.................

Первому тайному обществу декабристов предшествовало несколько более ранних организаций. Все они послужили школой будущего движения, его непосредственной предпосылкой. После окончания Отечественной войны 1812 г. тайные организации существовали в форме офицерских товариществ, кружков молодых людей, связанных родственными и дружескими узами. В 1811-1812 гг. действовал кружок «Чока» из 7 человек, созданный Н.Н. Муравьевым. В 1814 г. в Петербурге А.Н. Муравьевым была образована «Священная артель». Известен также «Орден русских рыцарей», основанный М.Ф. Орловым и М.Д. Дмитриевым-Мамоновым. Эти организации фактически не предпринимали активных действий, но имели большое значение, так как в них формировались идеи и взгляды будущих руководителей движения.

Тайное общество декабристов родилось в 1816г. в Петербурге. Его первым названием было «Союз Спасения». Россию надо было спасать, она стояла на краю пропасти - так думали члены возникшего общества. Это была первая собственно декабристская организация. Его основателем стал полковник Гвардейского Генерального штаба А. Муравьев. В шестерку основателей союза вошли князь С. Трубецкой, братья Сергей и Матвей Муравьевы-Апостолы, Н. Муравьев и И. Якушкин. Позднее в общество вошли поручик кавалергардского полка П. Пестель, князь Е. Оболенский, И. Пущин. Всего в составе союза числилось 30 офицеров. Когда общество оформилось и разработало свой устав, оно получило название «Общества истинных и верных сынов Отечества». Само название говорило о желании отмежеваться от «патриотов» другого сорта - не истинных и не верных.

Первое время целью тайного общества было только освобождение крестьян от крепостной зависимости. Но очень скоро к этой цели присоединилась и вторая: борьба с самодержавием и абсолютизмом. На первом этапе она вылилась в требование конституционной монархии.

«Союз Спасения» это первая русская политическая организация, имевшая революционную программу и устав - «Статут». Устав первого общества декабристов не дошел до нас: сами декабристы сожгли его, когда в 1818 г. преобразовали свое общество. Торжественное введение объясняло общую цель тайного общества - «подвизаться» на пользу общую всеми силами во имя блага Родины. Для этого надо было бороться за ликвидацию крепостного права и самодержавия: вместо самодержавия необходимо было ввести представительную форму правления в виде конституционной монархии. Члены нового тайного общества, считали, что необходимо «принудить» царское правительство согласиться на представительное правление. Удобнее это сделать в момент смены императоров на престоле. Члены общества обязались «не прежде принести присягу новому императору», как удостоверившись, что в России самодержавная власть будет ограничена народным представительством. Устав обязывал, насколько возможно, умножать число членов общества, добиваться того, чтобы члены тайного общества заняли важные посты в государстве - как по военной, так и по гражданской линии; вместе с тем устав обязывал членов общества бороться за отстранение иностранцев от влияния в государстве. К «статуту» были приложены тексты торжественных клятв по масонскому образцу.

Члены Союза требовали ликвидации военных поселений. Однако никто из них не ставил вопрос о ликвидации монархии как формы правления в России. Напротив, члены «Союза Спасения» были убежденными монархистами, верили, что царь, в конце концов, сумеет ввести конституцию в России. Ему в этом надо лишь помочь.

Ужасы народной революции пугали дворян-революционеров, поэтому, надо действовать для народа, но без народа, не через народ, думали они. Основные цели борьбы были, в общем, ясны: ликвидировать крепостное право и самодержавие, ввести конституцию, представительное правление. Но средства и способы добиться этого были туманны. Было решено требовать конституцию в момент смены императоров на престоле. Однако как обеспечить выполнение своих требований? Это оставалось неясным.

Вынашивались и мысли о цареубийстве (эта мысль возникла в 1817 г. после того как стало известно о жестоком подавлении правительственными войсками восстания новгородских военных поселян). Споры относительно идеи цареубийства, осознание крайней ограниченности сил привели в 1818 г. к самороспуску «Союза Спасения».

Отказ правительства от реформистских замыслов и переход к реакции во внешней и внутренней политике заставил декабристов изменить тактику. В 1818 г. преемственно с «Союзом Спасения» образовалось тайное общество под названием «Союз благоденствия», которое было более широким по составу. Это была строго централизованная организация с четкой структурой, которая предполагала безусловную дисциплину, полную конспиративность всех её членов. Её состав по-прежнему оставался преимущественно дворянским. Организаторами и руководителями стали А.Н. и Н.М. Муравьевы, С.И. и М.И. Муравьевы - Апостолы, П.И. Пестель, И.Д. Якунин, М.С. Лунин и др. Для овладения общественным мнением «Союз благоденствия» должен был, по планам декабристов, создать целую сеть тайных и явных (легальных) организаций и руководить ими. Местные организации «Союза благоденствия» появились в Петербурге, Москве, Тамбове, Нижнем Новгороде. Было запроектировано создание повсюду литературных, научных, педагогических, хозяйственных обществ, женских организаций и кружков молодежи. Предполагалось издание журнала «Россиянин XIX века». Согласно новому уставу в тайное общество должны были приниматься не только дворяне, но и купцы, мещане, духовные лица и свободные крестьяне. Предполагалось в течение двадцати лет будет готовиться общественное мнение и примерно около 1840 г. произойдет революция.

Программа и устав союза назывались «Зеленая книга». Заговорщическая тактика и конспиративность руководителей вызвали разработку двух частей программы. Первая, связанная с легальными формами деятельности, была предназначена для всех членов общества. Вторая часть, где говорилось о необходимости свержения самодержавия, ликвидации крепостничества, введения конституционного правления и, главное, об осуществлении этих требований насильственными средствами, была известна особо посвященным. «Зеленая книга» предлагала членам заступаться за крепостного крестьянина пред помещиком, призывать последнего не торговать людьми, бороться за справедливость в судах и учреждениях, чтобы не было зла народу, содействовать развитию торговли, промышленности и сельского хозяйства.

Члены «Союза благоденствия» открыто протестовали против крепостного права, возмущались Аракчеевым, военными поселениями, защищали передовую науку своего времени, предавали позору жестоких помещиков, освобождали от неволи талантливых самоучек и т.д. В голодный 1820 г. «Союз благоденствия» оказал посильную помощь голодающим в Смоленской губернии и накормил тысячи людей. Это вызвало большое беспокойство у Александра I. Однако, члены союза по - прежнему не принимали революционных методов действий и полагались в основном на средства пропаганды, сочетание тайной организации с легальными действиями и пр.

«Союз благоденствия» числено быстро рос и имел к 1921 г. до 200 членов, и, кроме того, вокруг него имелись «побочные управы», организации в той или иной степени идейно связанные с «Союзом». Таковы «Зеленая лампа», литературное общество, активным членом которого был и Пушкин А.С., «Вольное общество любителей русской словесности», «Общество для распространения ланкастерских училищ» и другие, существовавшие легально. Особенно стремились члены «Союза благоденствия» привлечь к себе молодежь, оторвать её от старого лагеря; они понимали, что надо противодействовать «староверству закоснелого дворянства» и иметь возможность воздействовать на «мнение молодежи».

Несмотря на определенный успех «Союза благоденствия» в нем начали нарастать противоречия между сторонниками умеренных и радикальных взглядов. Сторонники радикальных взглядов, выступая за решительные меры, ссылались на пример революций начала 1820-х гг. в странах Южной Европы, доказывали невозможность продолжения мирной пропаганды в условиях нарастания правительственной реакции. Кроме того, стало известно, что правительство готовится начать преследование движения. Все это побудило сторонников решительных мер объявить в 1821 г. о роспуске «Союза благоденствия» и создать на его основе две революционные организации - Северное и Южное общества. Принимая такой шаг, руководство общества намеревалось избавиться от предателей и шпионов, которое как оно не без оснований полагало, могли проникнуть в организацию.

Вывод. «Союз спасения» и «Союз благоденствия» были деятельными организациями и немало сделали за годы своей работы. Но все, что они сделали, в сущности, не приблизило их к цели. Основной задачей бала отмена крепостного права, ликвидация самодержавно-крепостного строя, введение законно-свободного представительного правления. Члены союзов не принимали революционных методов действий и полагались в основном на средства пропаганды. Важно отметить, что никто из членов обществ не ставил вопрос о ликвидации монархии как формы правления в России, все они были убежденными монархистами.