Тема: «Вольное общество любителей российской словесности»

Вольное общество любителей российской словесности, существовавшее с 1816
по 1825 год, оставило заметный след в истории русской литературы и
журналистики. Это одна из первых организаций передовых писателей России.
Деятельность Вольного общества любителей российской словесности была
тесно связана с деятельностью декабристов, многие из которых были
членами этого общества.

Всего в Вольном обществе насчитывалось свыше 240 членов (82
«действительных члена», 24 «члена-сотрудника», 39
«членов-корреспондентов» и 96 «почетных членов»). В составе Общества
находилось около 20 членов Союза благоденствия, которые и «задавали тон»
в этом литературном объединении.

Основным источником курсовой работы является книга Василия Григорьевича
Базанова «Ученая республика», в которой автор последовательно и,
насколько это возможно, подробно рассматривает историю Общества. «Ученая
республика», по словам Базанова, более уточненное и переработанное
издание, чем вышедшая в 1949 году книга «Вольное общество любителей
российской словесности». Поэтому мой выбор основного источника для
курсовой работы остановился на «Ученой республике».

До работ В.Г.Базанова Вольное общество любителей российской словесности
не являлось темой специального расследования. В ряде материалов
библиографического и историко-литературного характера встречались лишь
разрозненные сведения об Обществе.

Сохранившийся архив Вольного общества, состоящий из 104 переплетенных
«Журналов» и «Отчетов», поражает обилием официальной переписки,
подробнейшими финансовыми отчетами, многочисленной корреспонденцией.
Документы же, отражающие творческую жизнь Общества, представлены
исключительно слабо. Возможно, что часть документов была уничтожена в
декабре 1825 года Глинкой или Никитиным, но скорее всего, Боровковым.
Однако по сохранившимся документам В.Г.Базанов восстановил историю
Вольного общества любителей российской словесности.

При написании курсовой работы мною были использованы и другие, менее
подробные, источники.

Учитывая, что курсовая работа по курсу истории русской журналистики,
большее внимание в ней я постаралась уделить изданиям Вольного общества
любителей российской словесности, не забывая, впрочем, и о его истории.

I. Вольное общество

Любителей российской словесности

Датой возникновения Санкт-Петербургского Вольного общества любителей
российской словесности, или, как оно еще сначала называлось, Общества
соревнователей просвещения и благотворения, следует считать 17 января
1816 года. Именно в этот день состоялось первое собрание его
основателей, на котором Е.Люценко, А.Боровков, А.Никитин и И.Боровков
приняли правила Общества. Их целью было «остающееся от занятий по службе
время употребить на полезнейшие упражнения, предлагая труды свои на
взаимное суждение». «Был прочтен проект устава; сделаны исправления,
изменения, и заседание кончилось» (А.Д.Боровков).

Уже через две недели со дня возникновения Общества, 28 ноября 1816 года,
на очередном заседании был единогласно принят действительным членом
Федор Николаевич Глинка (окончательно утвержден на следующем заседании –
5 декабря 1816 года). Глинка (тогда уже известный писатель и член Союза
Спасения) быстро продвигается в руководящий состав Вольного общества
любителей российской словесности.

Чтобы правильнее оценить роль Вольного общества, которую оно играло в
годы своего существования, необходимо сделать отступление, касающееся
тайных обществ декабристов. На смену Союзу спасения (1816-1817) пришел
Союз Благоденствия (1818-1821). Союз Благоденствия заботился об
объединении прогрессивных национальных сил, о большой просветительской
работе, о влиянии на общественное мнение. Отсюда в Союзе Благоденствия,
в его пропагандистских занятиях такое важное место занимают
конституционные проекты, петиции, легальные просветительские
мероприятия, литература и наука.

Законоположением Союза Благоденствия стала «Зеленая книга», названная
так, по предположениям исследователей, по цвету обложки. Структура Союза
Благоденствия предусматривала строгую конспирацию и была невероятно
сложна. Существовала целая лестница управ, сложная и запутанная сеть
филиалов тайного общества. Кроме управ, членам Союза Благоденствия
рекомендовалось учреждать специальные «вольные общества», которые по
сути были легальными представительствами тайных декабристских обществ.

Именно так, «Вольные общества», называлась одна из глав законоположения
Союза. Ниже приводятся некоторые из ее параграфов:

«П.48. В о л ь н ы м и о б щ е с т в а м и называются в Союзе
Благоденствия все общества, к цели его стремящиеся, но вне оного
находящиеся.

П.49. Учреждение оных и продолжение вменяются в особую заслугу членам
Союза – имена их вписываются в почетную книгу. (…)

П.52. В оных должны быть порождаемы и укрепляемы: согласие и единодушие,
охота к взаимному сообщению полезных мыслей, познание гражданских
обязанностей и любовь к отечеству».

Таким Вольным обществом и стало Вольное общество любителей российской
словесности. В большинстве источников, в которых история Вольного
общества не изучается подробно, Общество представляется как периферийная
декабристская организация.

«Правила общества любителей словесности» в политическом смысле были вне
всяких подозрений. Основная цель Общества сводилась к чтению и
исправлению читавшихся на собраниях произведений. В конце 1817 года, по
предложению Никитина, Обществом было решено издавать журнал «Труды
Вольного общества любителей российской словесности», который выходит
также и под названием «Соревнователь просвещения и благотворения».

До 1818 года Общество именовалось просто Общество любителей российской
словесности, только в этом году получив дополнение: Вольное. Был принят
новый устав. Поправки к нему были несомненно предложены Глинкой и
Никитиным. Все новое, что было внесено в этот документ, приближало цели
Вольного общества к целям Союза Благотворения.

Но и после этого деятельность Вольного общества была неактивна,
проходила в мелких распрях и в чтении заурядных произведений. Легче было
создать новое общество, чем возродить старое. Вольное общество
переживало кризис. Попытки Глинки и Никитина привить Обществу
гражданское направление не имели успеха. Однако Никитин не
успокаивается, выдвигая одну идею за другой. В его лице Федор Глинка
имел верного помощника.

Как видно, Глинке и Никитину на первых порах плохо удавалось решение
поставленной задачи: пропагандировать с помощью писателей и ученых идеи
«Зеленой книги». Но в 1818 году в «упражнениях» членов Вольного общества
намечается выход к гражданской теме. Именно в этом году в жизни
«соревнователей» наступили события, которые превратили Общество
словесности действительно в Вольное общество прогрессивных писателей.

Активнейший член Союза Благоденствия Федор Глинка с помощью Никитина
добивается принятия новой «Формы избрания в члены действительные,
сотрудники и в корреспонденты, налицо находящиеся». Церемония принятия
стала более серьезной и строгой. Новые правила, утвержденные 25 февраля
1818 года, прививали чувство ответственности каждого члена перед Вольным
обществом, предполагали необходимость строжайшей дисциплины, взаимной
поруки, конспирации, ограничивали доступ в Общество случайным людям и
способствовали привлечению к цели Союза Благоденствия истинных
«соревнователей».

Для «успехов просвещения» в обновленном Обществе были организованы
специальные «ученые упражнения». Под ними подразумевались как
публицистические выступления, так и художественные произведения.

Одним из доказательств того, что Вольное общество любителей российской
словесности стало прогрессивным обществом того времени, является список
его членов, который полностью опубликован в «Ученой республике»
В.Г.Базанова.

В 1818 году почетными членами Общества избираются крупнейшие поэты той
поры – И.А.Крылов, В.А.Жуковский, К.Н.Батюшков, рекомендованные
Ф.Н.Глинкой и А.Е.Измайловым. В конце 1819 года в Общество были приняты
А.А.Дельвиг, П.А.Плетнев, В.К.Кюхельбекер.

В 1818 году фактически руководителем Вольного общества становится
Глинка, так как председатель Салтыков мало интересуется делами Общества.
Глинка числился в должности помощника председателя, а по существу он
возглавлял Общество соревнователей и отвечал за свою деятельность перед
Союзом Благоденствия.

1 апреля 1818 года Никитин для «вящей пользы» предложил сделать в уставе
Общества «пополнение и перемену». Перемена была им предложена серьезная,
Вольное общество становилось своеобразной республикой литераторов. В
новом проекте Общество называлось «ученой республикой». Предложенная
форма «ученой республики» во главе с президентом инсценировала
республиканско-конституционный образ правления.

Превращение Вольного общества в «ученую республику» не могло встретить
единодушного приветствия членов-соревнователей. Мнение Никитина было
принято 22 апреля 1818 года, но с большими оговорками. Из новых «Правил
о порядке заседаний и правах председателя» было даже исключено само
выражение «ученая республика».

Но тем не менее Вольное общество постепенно превращается в «ученую
республику». Глинка 16 июля 1919 года становится ее президентом.
Соревнователи-консерваторы в скором времени почувствовали себя в
Обществе неуютно и перешли к открытой борьбе с теми порядками, которые
насаждались Глинкой и Никитиным.

Говоря о Вольном обществе любителей российской словесности, нельзя не
упомянуть и о том, что «ученой республикой» в 1820 году была
организована политическая демонстрация против высылки А.С.Пушкина из
Петербурга. Узнав о доносе на Пушкина и о предстоящей ссылке,
«соревнователи» в этот день созвали чрезвычайное собрание «ученой
республики». На этом заседании 22 марта Кюхельбекер прочитал свое
стихотворение «Поэты», которое было непосредственно связано с высылкой
Пушкина и демонстрировало протест «ученой республики». Одновременно с
Кюхельбекером Дельвиг представил свое стихотворение «Поэт». В
сентябрьском номере «Сына Отечества» последовало послание Глинки к
Пушкину. Оно придало протесту «ученой республики» против ссылки Пушкина
явно демонстративный характер. Члены Вольного общества не упускали
случая, чтобы не напомнить о ссыльном поэте.

В январе 1821 года признал себя распущенным близкий к провалу Союз
Благоденствия. Начинается новая пора в жизни «ученой республики».
Вольное общество любителей российской словесности окончательно
становится центром, вокруг которого объединяются прогрессивные силы в
литературе. В 1821 году в «ученых упражнениях» первое место занимают
произведения гражданской тематики, в деятельности Общества принимают
активное участие крупнейшие декабристы. Многие «соревнователи», не
принимавшие непосредственного участие в декабристском движении, увлечены
идеей гражданского служения обществу. На заседаниях постоянно слушались
социологические доклады.

В 1821 году в Вольном обществе активно сотрудничают Рылеев, братья
Бестужевы, Корнилович. Тогда же в действительные члены были приняты
Баратынский, Гнедич и др.

В 1822 году особенно активно сотрудничали Ф.Глинка, К.Рылеев,
А.Бестужев, Н.Бестужев, А.Корнилович, О.Сомов, А.Никитин, А.Дельвиг. В
«ученые упражнения» закономерно входят фольклористические статьи,
свидетельствующие о внимании «соревнователей» к народной поэзии. Вольное
общество занималось пропагандой фольклора и памятников древнерусской
литературы. Характерную черту «ученых упражнений» 1822 года составляет
повышенный интерес к национально-героической исторической теме. На
первом плане стояла история родной страны.

1823 год. Президентом «ученой республики» по-прежнему является Глинка,
секретарем – Никитин. Остальные должности в основном занимают декабристы
и их соратники. 22 мая состоялось публичное собрание Общества в доме
Г.Р.Державина. На собрание были приглашены, кроме действительных членов,
сотрудников и корреспондентов, почетные члены и многие влиятельные люди
столицы. Собрание прошло с большим успехом, всего присутствовало свыше
50 человек.

Стремясь окончательно подчинить «ученую республику», оставшуюся в
наследство от Союза Благоденствия, задачам декабристской пропаганды,
Рылеев и А.Бестужев с согласия и при поддержке Глинки создали в конце
1823 года специальный домашний комитет, являвшийся политическим,
руководящим центром Вольного общества. Вновь учрежденный комитет спас,
по словам Никитина, «ученую республику», которая к тому времени была
раздираема несколькими внутренними течениями, от разрушения и
восстановил ее «для нового существования». В 1824 году комитет
собирался, судя по всему, в квартире Рылеева. В том же доме проживали
А.Бестужев и О.Сомов.

В этом году был принят в Общество будущий издатель «Московского
телеграфа» Н.А.Полевой. К осени относится знакомство Грибоедова с
А.Бестужевым, Рылеевым и Глинкой. 15 декабря Грибоедов был избран в
действительные члены «ученой республики».

Конечно, далеко не все члены Общества были близки к декабризму. В
Обществе состояли и принципиальные враги этого движения, и литераторы,
не замешанные в политике вообще.

В конце 1824 года Рылеев становится руководителем Северного общества, но
он не забывает и об «ученой республике». Теперь уже не Глинка влияет на
Рылеева, а Рылеев, председатель домашнего комитета, влияет на президента
Общества.

Характеристика «ученых упражнений» Общества в 1825 году представляется
почти невозможной, поскольку в архиве сохранился лишь финансовый отчет
казначея. Все остальные бумаги Вольного общества были потеряны или, что
скорее всего, уничтожены. Но в 1825 году «ученая республика» не
прекращала своих «упражнений», а возможно, еще с большей настойчивостью
пропагандировала высокое гражданское искусство.

В 1825 году Вольное общество любителей российской словесности прекращает
свое существование.

II. Издания Вольного общества любителей российской словесности

1. «Сын отечества»

«Сын отечества» - один из старейших русских журналов, сыгравших
немаловажную роль в развитии общественной мысли начала XIX века. С 1815
по 1825 г. «Сын отечества» был самым влиятельным и передовым журналом, в
котором сотрудничали Жуковский, Пушкин, Крылов, Бестужев, Рылеев,
Гнедич, Кюхельбекер, Ф.Глинка, Куницын, Сомов и другие видные
литераторы.

С 1817 по 1825 г. журнал был связан с Вольным обществом любителей
российской словесности, члены которого печатали в нем свои произведения
(ряд речей и произведений членов Общества печатался в журнале с
примечанием о предварительном слушании их на собраниях Общества). Эта
тесная связь с Вольным обществом и постоянное участие в журнале
литераторов-декабристов и близких к ним писателей и делало это издание
наиболее влиятельным и передовым журналом тех лет.

«Сын отечества» выходил строго периодично (раз в неделю), тираж его
определялся примерно в 400-600 экземпляров, цифрой для тех лет довольно
значительной.

Состав каждого еженедельного номера был более или менее постоянен:

1. Современная история и политика Европы.

2. Русская и древняя и новая история.

3. Русская литература. Известия о всех выходящих в России книгах.
Рассмотрение некоторых. Рассуждения о русском языке и о русской
литературе. Небольшие –стихотворения.

4. Науки, художества, ремесла.

За годы сотрудничества в журнале членов Вольного общества, на его
страницах был помещен целый ряд статей и художественных произведений,
выражавших идейные позиции декабристов и определявших передовое
направление журнала.

Большой интерес представляет литературно-критический отдел журнала, в
котором на протяжении нескольких лет был помещен ряд статей Грибоедова,
Рылеева, Кюхельбекера, А.Бестужева, Сомова. Намечается основная линия
литературной борьбы декабристов – за создание литературы «высоких»
гражданских жанров и стиля.

Одно из центральных мест в «Сыне отечества» занимала полемика вокруг
«Руслана и Людмилы» Пушкина. Поэт, нарушив традиции классической эпопеи,
создал эпическую поэму, смешав героические и комические жанры, сочетав
классицизм и романтизм. На страницах «Сына отечества» завязывается
длительная дискуссия о характере и достоинствах поэмы. Полемика по
поводу «Руслана и Людмилы» ставила прежде всего вопрос народности.

В журнале была представлена линия романтизма (Бестужев, Сомов,
Вяземский). Эти писатели не признавали архаических симпатий Катенина и
Кюхельбекера. Центральное место в этом отношении занимает статья
Вяземского о «Кавказском пленнике», помещенная в1822 г.

«Сын отечества» в годы тесного сотрудничества с Вольным обществом
откликался на все события литературной жизни. Полемика часто велась не
только с другими журналами, но и между самими сотрудниками.

В течение долгого времени «Сын отечества» вел полемику с оплотом
литературных «классиков» – «Вестником Европы». Наиболее яркие эпизоды:
полемика О.Сомова с М.Дмитриевым по поводу «Горя от ума», выступление
Пушкина по поводу предисловия Вяземского к «Бахчисарайскому фонтану».

Незадолго до декабрьских событий 1825 года на страницах журнала возникла
острая полемика с «Московским телеграфом» по поводу только что вышедшей
первой главы «Евгения Онегина», сразу же ставшая полемикой об основных
принципах романтической поэзии.

В свете полемики о романтизме следует рассматривать и статью Рылеева
«Несколько мыслей о поэзии», помещенную в №22 за 1825 год. Эта статья
являлась своего рода эстетико-теоретической программой декабристов и в
то же время как бы подводила итог поэтической работе самого Рылеева.
Этой статьей в сущности и заканчивается ведущая роль «Сына отечества» в
русской журналистике.

По сравнению с публицистическим и критическим материалом,
литературно-художественный отдел занимал в журнале сравнительно меньшее
место и не представляет равноценного интереса. Большое место занимали в
«Сыне отечества» путешествия и научно-популярные статьи. Отдел поэзии
выделялся участием лучших поэтов того времени, в большинстве своем –
членов Вольного общества любителей российской словесности.
Художественная оригинальная проза почти не появлялась на страницах «Сына
отечества», если не считать очерков и исторических описаний.

После восстания декабристов «Сын отечества» не только лишается основной
части своих сотрудников, но и круто поворачивает в лагерь реакции и
очень скоро теряет всякое литературное значение.

2. «Соревнователь просвещения и благотворения»

Стремление Никитина развернуть издательскую деятельность Вольного
общества любителей российской словесности увенчалось некоторым успехом в
конце 1817 года. На заседании Общества было решено издавать журнал
«Соревнователь просвещения и благотворения» (второе название на титуле:
«Труды Вольного общества любителей российской словесности»). В первые
четыре части журнала (1818) вошли самые ранние произведения членов
Общества, скопившиеся в большом количестве за два года заседаний.

Из-за осторожности, вызванной цензурными соображениями, в журнале
отсутствовали публицистические и художественные произведения с явной
политической программой. На первое место выдвигалась просветительная,
образовательная задача, определяя энциклопедический характер журнала.
Однако обращение к материалам отечественной истории и разработка
национально-патриотических тем определяли его связь с декабризмом, тем
более, что связь «Соревнователя» с Вольным обществом носила не только
идейный, но и организационный характер, в отличие от «Сына отечества» в
котором члены Общества участвовали как влиятельные сотрудники.

Произведения, печатавшиеся в «Соревнователе», предварительно
прочитывались на собраниях Общества, журнал издавался на его средства.
Тираж был небольшой: 200-300 экземпляров. Доходы от издания шли на
поддержку нуждающихся ученых и литераторов, а также в пользу учащихся –
детей неимущих мещан и дворян.

«I. Науки и художества.

Словесность древняя и новая. Исследования о свойстве языков. Древности.
Описание земель и народов. Исторические отрывки и биографии знаменитых
мужей. Ученые путешествия. Разные рассуждения, речи и вообще все
любопытное по части наук и искусств. Новые изобретения, открытия и т.п.

II. Изящная проза.

Живописные путешествия, изображение характеров, повести.

III. Стихотворения.

IV. Смесь.

1. Библиография, или известия и суждения о книгах, также извлечения из
оных. 2. Извлечения из разных журналов. 3. Записки Общества».

Главное место занимали в журнале «науки и художества» и стихотворения,
научно-популярные статьи, описания путешествий. Но центральное место в
журнале занимали статьи, посвященные философско-эстетическим вопросам.
Среди этих статей наиболее значительна речь Н.И.Гнедича, которую он
произнес при вступлении его в действительные члены Вольного общества и
которая была помещена в части XV «Соревнователя» за 1821 год.

В своей речи Гнедич развивал программу, которой придерживалось
большинство Общества, видя в литературе средство морального воспитания и
улучшения нравов. «Пусть он (т.е. писатель) пишет не для человека, но
для человечества», - заканчивает свою речь Гнедич. Та же идея служения
человечеству выражена и в «Европейских письмах» Кюхельбекера,
печатавшихся в «Соревнователе».

В частях XXIII и XXIV за 1823 год были напечатаны статьи О.Сомова о
романтизме, явившиеся первым по времени обоснованием в русской
литературе эстетики и теории романтизма.

В усиленном и постоянном интересе журнала к народному творчеству
сказалось требование самобытности и народности литературы. Обилие статей
о народных песнях, преданиях, публикация на страницах журнала
многочисленных образцов народной поэзии – являлись прямым следствием
этого интереса. «Соревнователь» начал подлинное изучение народного
творчества и знакомил читателей с его лучшими образцами.

В художественном отделе журнала, занимавшем сравнительно немного места,
выделяются прежде всего стихи поэтов-декабристов – Рылеева,
Кюхельбекера, Ф.Глинки. Кроме того, несколько стихотворений в
«Соревнователе» напечатали Жуковский, Дельвиг, Баратынский, Гнедич и,
наконец, Пушкин.

И все же тираж журнала был мал. Очевидно, полному успеху «Соревнователя»
мешало отсутствие политической информации, хотя бы зарубежной.

3. «Невский зритель»

К «Соревнователю просвещения и благотворения» особенно близко примыкает
«Невский зритель», разделявший с ним общие идейные позиции и
находившийся также в кругу идеологии Вольного общества и декабристов.

В первом номере «Соревнователя» за 1820 год (ч. IX) появилось сообщение:
«На сей 1820 год издается журнал под названием «Невский зритель». Здесь
же излагалась программа нового издания. «Невский зритель» просуществовал
недолго – с января 1820 по июнь 1821 года. Всего вышло 18 ежемесячных
книг журнала, составивших 6 частей. Издателями журнала были Г.Кругликов,
М.Яковлев и И.Сниткин.

«Невский зритель» отличался от «Соревнователя» в первую очередь своим
преимущественным интересом к вопросам социальной истории, педагогики и
экономики. Ведущее место в журнале занимали отделы «История и политика»
и «Воспитание». В «Невском зрителе» имелись следующие постоянные
разделы: 1. История и политика. 2. Воспитание. 3. Нравы. 4. Литература.
5. Критика. 6.Изящные искусства. 7. Смесь.

Общественная позиция журнала определялась верой в мирное улучшения
общества путем просвещения и разумного законодательства. Выполнению этой
задачи служил ряд статей Сниткина. Эту либерально-просветительную
программу поддерживали и статьи о воспитании.

Значительное место в «Невском зрителе» уделялось вопросам экономики.
Журнал стоял за развитие отечественной промышленности, советуя в
вопросах торговли.

Литературная часть журнала занимала значительно меньше места, чем
публицистическая. Однако участие Пушкина, Рылеева, Кюхельбекера,
Баратынского, Дельвига – делало стихотворный раздел исключительно
интересным и значительным.

Отдел «изящной прозы» состоял преимущественно из переводных
сентиментальных повестей.

Критический отдел занимал важное место. В нем был опубликован «Взгляд на
текущую словесность» Кюхельбекера, статьи Сомова и др. Представляет
интерес и разбор «Руслана и Людмилы», помещенный в №7 за 1820 г.

Совершенно неожиданно в середине 1821 года «Невский зритель» вынужден
был прекратить свое существование. Ссылаясь на слабое здоровье и крайнюю
занятость по службе, Иван Сниткин 29 июля 1821 года заявил в
Петербургский цензурный комитет о том, что он «не в состоянии издавать
оный журнал» и подписчикам возвращает деньги.

Действительной причиной, принудившей в середине года закрыть журнал,
было постоянное гонение цензуры. Достаточно вспомнить, что журнал едва
не был закрыт еще в октябре 1820 года, ибо помещенная в нем рылеевская
сатира «К временщику» вызвала мщение графа. Так или иначе, но «Невский
зритель» был закрыт.

III. Заключение

Как уже говорилось в начале курсовой работы, декабристы придавали
огромное значение общественному мнению. Достаточно вспомнить, что в
начале действия тайных обществ среди их членов было крайне мало
приверженцев вооруженного восстания. Союз Благоденствия решил в борьбе с
абсолютизмом и крепостничеством опираться не на гвардейские штыки, а на
мирную пропаганду идей просвещения и истинной нравственности «во всех
сословиях». Постепенным улучшением нравственности и распространением
просвещения Общество надеялось достичь тихого и неприметного переворота
в правлении государства.

Декабристы полагали, что потребуется примерно 20 лет, чтобы передовое
общественное мнение овладело умами всех слоев российского общества.

Естественно, что главными средствами распространения передовых
общественных идей были просвещение и печать.

Первую попытку издавать собственный журнал был предпринят еще в 1817
году. Предполагался выпуск издания на базе литературного объединения
«Арзамас». Идея журнала принадлежала Н.И.Тургеневу. Издание журнала не
состоялось.

С конца 1818 года Тургенев вновь принимает меры для организации издания
журнала под названием или «Россиянин XIX века», или «Архив политических
наук и российской словесности». Но это предприятие также не
осуществилось, поскольку Тургенев не получил разрешения на журнал от
правительства. Политическая направленность журнала сразу вызвала
подозрения в Цензурном комитете.

В октябре 1824 года декабрист П.А.Муханов добивался разрешения на
издание «Военного журнала». Но не только не добился его, но и получил
выговор по службе.

Получить разрешение на издание нового журнала было почти невозможно.
Цензурная политика России была очень строгой. Поэтому для пропаганды
передовых идей Союз Благоденствия привлекал «вольные» (одно из значений
этого слова – «легальные») литературные общества. Через журналы Вольного
общества любителей российской словесности в общество доходили идеи
декабристов.

К тому же Вольное общество, по выводу В.Г.Базанова, «сыграло выдающуюся
роль в подготовке декабристских кадров». Особенно повысилось значение
Общества и его изданий после роспуска Союза Благоденствия в 1821 году.

Завоевания передовой русской журналистики первой четверти XIX века нашли
дальнейшее творческое развитие в журналистской деятельности А.С.Пушкина,
Н.А.Полевого, В.Г.Белинского, А.И.Герцена, Н.А.Некрасова и других
передовых публицистов и литературных критиков последующих десятилетий. И
можно смело сказать, не боясь ошибиться, что Вольное общество любителей
российской словесности и его издания сыграли огромную роль в развитии
русской журналистики и литературы.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Базанов В.Г. Ученая республика. – М.-Л., «Наука», 1964.

2. Очерки по истории русской журналистики и литературы.

(XVIII и первая половина XIX в.в.) – Л., 1950.

3. Березина В.Г. Русская журналистика первой четверти XIX

Века. – Изд-во Ленинградского университета, 1965.

4. Прохоров Е.П. Публицистика декабристов. – М., 1961.

5. Базанов В.Г. Очерки декабристской литературы. Публи-

Цистика. Проза. Критика. – М., 1953.

6. Ланда С.С. Дух революционных преобразований… 1816-

1825. – М., 1975.

7. Федоров В.А. Декабристы и их время. – Изд-во Московс-

Кого университета, 1992.

8. Есин Б.И. История русской журналистики XIX века. –

Вольное общество любителей российской словесности – литературно-общественная организация, существовавшая в Петербурге в 1816-1825 годах. Возникла по инициативе группы молодых людей чиновничьего звания и первоначально носила консервативный характер. Направление общества резко изменилось после избрания председателем (1819) видного деятеля декабристского Союза благоденствия поэта Н.Ф.Глинки. Тогда же руководящее положение в обществе заняли будущие декабристы К.Ф.Рылеев, Н.А. и А.А.Бестужевы, В.К.Кюхельбекер и др. К ним примыкали Н.И.Гнедич, О.М.Сомов, А.А.Дельвиг и др. В члены общества был принят А.С.Грибоедов. Общество имело устав, обширную библиотеку. На заседаниях обсуждались вопросы истории, науки, искусства, трактовавшиеся в гражданском патриотическом духе; читались «Думы» и др. стихи Рылеева, рассказы А.Бестужева и др. произведения ранней декабристской литературы. Значительное внимание уделялось историческим сочинениям, восстанавливавшим мужественные образы героев национально-освободительной борьбы прошлого. Вытесняя реакционных и «благонамеренных» участников, прогрессивная часть общества стремилась превратить его в литературный центр декабристского направления; значение этого центра усилилось после роспуска Союза благоденствия в 1821 году. Общество издавало журнал «Соревнователь просвещения и благотворения», выходивший ежемесячно в 1818-1825 годах (с некоторыми перерывами). В нем опубликованы произведения Рылеева, Глинки, А.С.Пушкина, статьи Сомова о романтизме (1823), явившиеся первой попыткой теоретически обосновать эстетику русского прогрессивного романтизма, очерки Н.А.Бестужева «Записки о Голландии» и др. Материалы журнала обычно читались и обсуждались на заседаниях общества. Несмотря на умеренность политической программы журнала, отчасти обусловленную цензурными причинами, в нем (после 1821) все же выражено влияние декабристской идеологии: требование национальной самобытности литературы, разработка историко-патриотической тематики, интерес к народной поэзии. После разгрома движения декабристов (1825) деятельность общества и издание журнала прекратились.

Краткая литературная энциклопедия в 9-ти томах. Государственное научное издательство «Советская энциклопедия», т.1, М., 1962.

Издания:

Соревнователь просвещения и благотворения , ежемесячный журнал 1818-1825 гг.

Литература:

Базанов В., Вольное общество любителей российской словесности, Петрозаводск, 1949;

Очерки по истории русской журналистики и критики, т. 1, Л., 1950, с. 210-217.

Начало Вольному обществу любителей российской словесности (другое название его - Общество соревнователей просвещения и благотворения)положил Андрей Афанасьевич Никитин (1790-1859) - литератор, автор комедии и стихов в оссианическом роде. 17 января 1816 года у него на квартире состоялось первое заседание, на котором присутствовали литераторы братья Боровковы и Люценко (Ефим Петрович, поэт; его перевод поэмы Виланда "Вастола" в 1836 году был издан А. С. Пушкиным).

28 января был принят в новое общество Ф. Н. Глинка, в том же году вступивший и в декабристскую организацию Союз Спасения, или Общество истинных и верных сынов Отечества (Глинка в то же время был и ритором в ложе "Избранного Михаила"). Вскоре пришли в Вольное общество Рылеев, Дельвиг, Кюхельбекер, Сомов, Плетнев, Греч (издатель журнала "Сын Отечества"). В этом тройственном союзе обществ - тайного декабристского, масонского (ложа "Избранного Михаила") и литературного (два последних - легальные) - утверждались патриотические идеи, неразрывно связанные с вольнолюбием.

Учредители Вольного общества любителей российской словесности начали разработку плана следующих капитальных изданий:

1) "Полной Российской энциклопедии", заключающей в себе все, что известно о России в отношения истории, искусства, науки, литературы;

2) "Жизнеописаний многих великих людей Отечества" - многотомного издания;

3) Нового иконологического словаря с изображениями - это должна была быть иллюстрированная история живописи, рисунка и гравюры;

4) Журнала трудов членов Общества - это издание - "Соревнователь просвещения и благотворения" - начало выходить в 1819 году.

Проекты энциклопедии и иконологического словаря не были утверждены министром просвещения, усмотревшим здесь неуместное соревнование общества с Академией наук, которой труды такого размаха более пристали (однако в это время заканчивал восьмой том своей грандиозной "Истории государства Российского" Карамзин - не академия и не общество, а один человек). И все же члены Вольного общества начали работу над биографиями русских людей. Многотомного биографического словаря также не получилось, общество и в этом не нашло поддержки, но ряд биографий, намечавшихся для словаря, был помещен в "Соревнователе" - это жизнеописания поэта Петрова, полководца Суворова, И. И. Шувалова и других отечественных деятелей.

Ф. Н. Глинка напечатал в 1816 году в "Сыне Отечества" "Рассуждение о необходимости иметь историю Отечественной войны 1812 года" (первый вариант этой статьи появился в "Русском Вестнике" С. Н. Глинки в 1815 году). "Всякий мыслящий ум, - писал Глинка, - пожелает иметь средства составить себе полную картину всех необычайных происшествий, мелькавших с блеском молний в густом мраке сего великого периода... Потомки с громким ропотом на беспечность нашу, потребуют истории... Русские захотят особенно иметь живое изображение того времени, когда внезапный гром войны пробудил дух великого народа; когда народ сей, предпочитая всем благам в мире честь и свободу, с благородным равнодушием смотрел на разорение областей, на пожары городов своих и с беспримерным мужеством пожинал лавры на пепле и снегах своего отечества... Одна история торжествует над тленностью и разрушением... О ты, могущая противница времен и случаев, вмещая деяния всех народов и бытия всех веков, история! уготовь лучшие из скрижалей твоих для изображения славы моего отечества и подвигов народа русского! Смотри, какую пламенную душу показал народ сей, рожденный на хладных снегах Севера... Историк Отечественной войны должен быть русским по рождению, поступкам, воспитанию, делам и душе. Чужеземец, со всею доброю волею, не может так хорошо знать историю русскую, так упоиться духом великих предков россиян, так дорого ценить знаменитые деяния протекших, так живо чувствовать обиды и восхищаться славою времен настоящих".

В этой статье Глинка, отталкиваясь от истории Отечественной войны, говорит о русской истории вообще. Он как бы доказывает закономерность того, что историю Отечественной войны пишет А. И. Данилевский, участник ее ("Сочинитель должен быть самовидец", - пишет Глинка), а историю России - Н. М. Карамзин.

"Чужеземец, - пишет Глинка, - невольно будет уклоняться к тому, с чем знакомился с самых ранних лет, к истории римлян, греков и своего отечества. Он невольно не отдает должной справедливости победителям Мамая, завоевателям Казани, воеводам и боярам Русской земли, которые жили и умерли на бессменной страже своего отечества. Говоря о величии России, иноземец, родившийся в каком-либо из тесных царств Европы, невольно будет прилагать ко всему свой уменьшенный размер. Невольно не вспомнит он, на сколь великом пространстве шара земного опочивает могущественная Россия. Вся угрюмость Севера и все прелести Юга заключены в пределах ее... Русский историк не проронит ни одной черты касательно свойств народа и духа времени. Он не просмотрит ни предвещаний, ни признаков, ни догадок о случившихся несчастиях".

Первые восемь томов "Истории" Карамзина выйдут в 1818 году. Карамзин, реформатор русского литературного языка, языка русской прозы, мог принять близко к сердцу все сказанное Глинкой в его статье, за исключением следующего пожелания: "Русский историк постарается изгнать из писаний своих все слова и даже обороты речей, заимствованные из чуждых наречий. Он не потерпит, чтобы слог его испещрен был полурусскими или вовсе не русскими словами, как то обыкновенно бывает в слоге ведомостей и военных известий".

В бумагах П. И. Пестеля сохранился словарь терминов, имевших иностранное происхождение, с заменой их русскими Пестель предлагает замены: конституция - государственный устав; аристократия - вельможедержавие; тирания - зловластие; генерал - воевода; теория - умозрение; республика - общедержавие; кабинет министров - правительствующая дума и т. д.

С 1818 года Глинка был фактически руководителем Вольного общества любителей российской словесности, он возглавлял его левое, сильнейшее крыло и упорно проводил патриотические декабристские идеи.

В 1820-1822 годах в общество пришли будущие декабристы К. Ф. Рылеев, А. А. и Н. А. Бестужевы и А. О. Корнилович. Среди членов общества уже были поэты Боратынский, Дельвиг, Плетнев, Измайлов, Остолопов, Григорьев, В. Туманский.

Имя Булгарина, которое мы еще не раз назовем в этой книге, не должно резать ухо: до восстания 14 декабря 1825 года он еще не был осведомителем Третьего отделения.

Булгарин был близко знаком с многими будущими декабристами, в том числе с Рылеевым, с которым он учился в кадетском корпусе, хотя и вышел оттуда на несколько лет раньше. Он печатал стихотворения Рылеева в 20-х годах в своих журналах "Северный Архив" и "Литературные Листки", а Рылеев - прозу Булгарина в "Полярной Звезде". Бывало, они ссорились, и крепко. Но Рылеев ушел из жизни другом Булгарина, с верой в его порядочность. Какое же смятение он внес в душу Булгарина, отвернувшегося от своих друзей в тот роковой день!.. Вечером 14 декабря Рылеев вручил ему на хранение часть своего архива. Булгарин не передал его в Третье отделение - материалы эти были опубликованы в 1870-х годах в журнале "Русская Старина".

Прекратил свое существование декабристский Союз Благоденствия - решение о его роспуске было принято в январе 1821 года на Московском съезде. Почти сразу же возникло новое общество - Северное, в Петербурге. Прямой дорогой шел Рылеев на соединение с ним.

"Первая задача истории - воздержаться от лжи, вторая - не утаивать правды, третья - не давать никакого повода заподозрить себя в пристрастии или в предвзятой враждебности" "Не знать истории - значит всегда быть ребенком" Цицерон Марк Туллий

Материал из ЭНЭ

(С.-Петербургское) - Высочайше утвержденное под этим именем в начале г., основано, с дозволения правительства, в году под именем «Вольного общества соревнователей просвещения и благотворения». Цели общества были, с одной стороны, благотворительные, с другой - литературные с непременной заботой о «чистоте» языка; последнее обстоятельство вызвало при утверждении общества протест Шишкова (см. его записку в «Чтениях», г., кн. 2), который находил, что общество стремится конкурировать с российской академией , почему и представляет для последней опасность. С 1818 г общество издавало журнал: «Соревнователь просвещения и благотворения. Труды вольного общества любителей российской словесности». Вся выгода от издания определялась «тем, которые, занимаясь науками и художествами, требуют подпоры и призрения; вдовы их и сироты обоего пола имеют равное право на пособие общества, которое для сей же цели будет издавать особыми книгами полезные сочинения и переводы знаменитейших классических писателей, имея многие уже в готовности». Подписная цена на журнал была 25 руб., с пересылкой 30 руб., но так как деньги шли «на пособие неимущим ученым и учащимся , то, говорится в объявлении, желающие содействовать сей благотворительной цели могут вносить за экземпляр более означенной суммы». Приношения текли в общество довольно обильно; между прочими, подписалась императрица на два экземпляра, внесши 200 руб. Общество оказывало значительные пособия нуждавшимся литераторам; например, было выдано романисту В. Т. Нарежному (фамилии в отчетах сокращены, но так, что догадаться не трудно) - 300 руб., симбирскому баснописцу А. К. Моздорфу - 150 руб., какому-то чиновнику 200 руб. и т. д. Находим и такие расходы: «внесено в здешнее покровское училище за 2 сыновей здешнего мещанина Павлова 10 руб.». Из числа действительных членов выбирались каждое полугодие председатель, помощник его, секретарь, исполнитель, библиотекарь, казначей и цензурный комитет , состоявший из трех цензоров (поэзии , прозы и библиографии), трех членов и секретаря. Собрания общества были очередные и публичные. Дом собраний общества находился в 4 квартале 3-й Адмиралтейской части на Вознесенском пр., под № 254. Состав общества был смешанный. Тут были, конечно, почти все современные литераторы и общественные деятели различных направлений. Звание «попечителей» общества носили: князь А. Н. Голицын, граф С. К. Вязмитинов , О. П. Козодавлев , И. И. Дмитриев, А. Д. Балашов и граф В. П. Кочубей , то есть представители полиции и министерств народного просвещения, внутренних дел и юстиции. Председателем общества был сначала граф С. П. Салтыков, а с г. постоянно Ф. Н. Глинка, а помощником при нем А. Е. Измайлов. Многие члены общества были замешаны в заговоре декабристов и принадлежали к «Союзу благоденствия», чем и следует объяснить, что деятельность общества прекратилась, по-видимому, в конце г.; журнал прервался на 10-ой книжке 1825 года и в адрес-календаре на год списка о составе общества уже нет.

В статье воспроизведен материал из Большого энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона .

Вольное общество любителей российской словесности , литературно-общественная организация, существовавшая в Петербурге в 1816-25. С 1819 руководящее положение в ней заняли будущие декабристы Ф. Н. Глинка, К. Ф. Рылеев, Н. А. и А. А. Бестужевы, В. К. Кюхельбекер и др. В члены общества был принят А. С. Грибоедов . На заседаниях обсуждались проблемы науки и искусства в гражданском патриотическом духе. Общество издавало ежемесячный журнал «Соревнователь просвещения и благотворения».

Учреждение общества

Основано, с дозволения правительства, в 1816 году под именем «Вольного общества соревнователей просвещения и благотворения». Цели общества были, с одной стороны, благотворительные, с другой - литературные с непременной заботой о «чистоте» языка. Последнее обстоятельство вызвало при утверждении общества протест Шишкова , который находил, что общество стремится конкурировать с российской академией, почему и представляет для последней опасность. Название было сменено на «Вольное общество любителей российской словесности» в начале 1818 года. С 1818 г. общество издавало журнал: «Соревнователь просвещения и благотворения. Труды вольного общества любителей российской словесности».

Благотворительная деятельность

Весь доход от издания направлялся «тем, которые, занимаясь науками и художествами, требуют подпоры и призрения; вдовы их и сироты обоего пола имеют равное право на пособие общества, которое для сей же цели будет издавать особыми книгами полезные сочинения и переводы знаменитейших классических писателей, имея многие уже в готовности».

Благотворительные сборы текли в общество довольно обильно; между прочими, подписалась императрица на два экземпляра, внеся 200 рублей при подписной цене в 25 рублей.

Общество выплачивало пособия нуждавшимся литераторам. Например, было выдано романисту В. Т. Нарежному - 300 рублей, баснописцу А. К. Моздорфу - 150 рублей, и т. д. Записывались и такие расходы: «внесено в здешнее покровское училище за 2 сыновей здешнего мещанина Павлова 10 руб.».

Организация

Состав общества был смешанный. Тут были почти все современные литераторы и общественные деятели различных направлений.

Из числа действительных членов выбирались каждое полугодие председатель, помощник его, секретарь, исполнитель, библиотекарь, казначей и цензурный комитет, состоявший из трёх цензоров (поэзии, прозы и библиографии), трёх членов и секретаря.

Звание «попечителей» общества носили князь А. Н. Голицын , граф С. К. Вязмитинов , О. П. Козодавлев , И. И. Дмитриев , А. Д. Балашов и граф В. П. Кочубей , то есть представители полиции и министерств народного просвещения, внутренних дел и юстиции.

Председателем общества был сначала граф С. П. Салтыков, а с 1819 года постоянно Ф. Н. Глинка , а помощником при нем А. Е. Измайлов .

Собрания общества были регулярные и публичные. Дом собраний общества находился в 4 квартале 3-й Адмиралтейской части на Вознесенском проспекте, под № 254.

Распад общества

Многие члены общества были замешаны в заговоре декабристов и принадлежали к «Союзу благоденствия », чем и следует объяснить, что деятельность общества прекратилась в конце 1825 года. Журнал общества прервался на 10-ой книжке 1825 года и в адрес-календаре на 1826 год списка о составе общества уже нет.

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Вольное общество любителей российской словесности" в других словарях:

    Литературное общество в Санкт Петербурге в 1816 25. Среди членов: Ф. Н. Глинка (председатель), К. Ф. Рылеев, Н. А. и А. А. Бестужевы, В. К. Кюхельбекер, Н. И. Гнедич, А. А. Дельвиг, А. С. Грибоедов и др … Большой Энциклопедический словарь

    - (Общество соревнователей, с 1819 также Учёная республика), литературно общественная организация в Петербурге в 1816 25. Собрания общества проходили на Вознесенском проспекте (ныне проспект Майорова, участок дома 41). С 1819 20 ведущее место … Санкт-Петербург (энциклопедия)

    Вольное общество любителей российской словесности - (Общество соревнователей, с 1819 также Учёная республика), литературно общественная организация в Петербурге в 1816—25. Собрания общества проходили на Вознесенском проспекте (ныне проспект Майорова, участок дома 41). С 1819—20 ведущее… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

    Литературное общество в Петербурге в 1816 1825. Среди членов: Ф. Н. Глинка (председатель), К. Ф. Рылеев, Н. А. и А. А. Бестужевы, В. К. Кюхельбекер, Н. И. Гнедич, А. А. Дельвиг, А. С. Грибоедов, Н. И. Греч, П. А. Плетнёв и др. * * * ВОЛЬНОЕ… … Энциклопедический словарь

    - (С. Петербургское) Высочайше утвержденное под этим именем в начале 1818 г., основано, с дозволения правительства, в 1816 году под именем Вольного общества соревнователей просвещения и благотворения. Цели общества были, с одной стороны,… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Литературно общественная организация, существовавшая в Петербурге в 1816–25 гг. Первоначально носила консервативный характер, после избрания председателем (1819) поэта Ф. Н. Глинки изменила направление. В общество входили К. Ф. Рылеев, Н. А. и А … Литературная энциклопедия

    Литературно общественная организация, существовавшая в Петербурге в 1816 25. С 1819 руководящее положение в ней заняли будущие декабристы Ф. Н. Глинка, К. Ф. Рылеев, Н. А. и А. А. Бестужевы, В. К. Кюхельбекер и др. В члены общества был… … Большая советская энциклопедия

    ВОЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО ЛЮБИТЕЛЕЙ РОССИЙСКОЙ СЛОВЕСНОСТИ - ВОЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО ЛЮБИТЕЛЕЙ РОССИЙСКОЙ СЛОВЕСНОСТИ, литературно общественная организация в Петербурге (1816 — 1825). С 1819 ведущее положение в ней заняли Ф. Н. Глинка, К. Ф. Рылеев, Н. А. Бестужев и А. А. Бестужев, В. К. Кюхельбекер,… … Литературный энциклопедический словарь