Слайд 2

Задание А3 проверяет знание выпускниками норм формообразования различных частей речи. При выполнении задания следует обратить особое внимание на образование и склонение форм числительных, образование степеней сравнения прилагательных, существительных И.п. и Р.п. множественного числа

Слайд 3

Степени сравнения прилагательных

Сравнительная степень ПРОСТАЯ = основа начальной формы + суффикс -ЕЕ- (светл + ее = светлее) СОСТАВНАЯ = более (менее) + начальная форма (более (менее) светлый)

Слайд 4

Превосходная степень ПРОСТАЯ = основа начальной формы + суффикс -ЕЙШ- (светл + ейш = светлейший) СОСТАВНАЯ = самый. наиболее, + начальная форма (самый светлый, наиболее светлый); Сравнительная простая степень + всех (светлее всех) НЕЛЬЗЯ: БОЛЕЕ КРАСИВЕЕ ПРАВИЛЬНО: КРАСИВЕЕ или БОЛЕЕ КРАСИВЫЙ

Слайд 5

Образование числительных

При склонении составных порядковых числительных изменяется только последнее слово (двадцать шестой, две тысячи восьмой) При склонении сложных и составных количественных числительных изменяется КАЖДАЯ составляющая часть (с тысяЧЬЮ пяТЬЮстАМИ шесТЬЮдесяТЬЮ треМЯ) 3. Числительные полтора, полтораста, сорок, девяносто, сто при склонении имеют только две падежные формы: И.п. и В.п. – полтора, полтораста, сорок, девяносто, сто Остальные падежи – полутора, полутораста, сорока, девяноста, ста

Слайд 6

Если числительное сто входит в состав сложного числительного, то оно изменяется особым образом (по аналогии со словом ОКНА): И.п. (В.п) пятьсот окон Р.п. около пятисот окон – нулевое окончание Д.п. к пятистАМ окнАМ Т.п, пятьюстАМИ окнАМИ П.п. о пятистАХ окнАХ

Слайд 7

Числительноеобаупотребляется с существительными мужского рода и среднего рода (оба друга, обоих друзей, оба окна, обоих окон) Числительное обе употребляется с существительными женского рода (обе студентки, обеих студенток) !!! Числительные оба и обе НЕ УПОТРЕБЛЯЮТСЯ с существительными, имеющими только форму множественного числа (ворота, брюки, сани…), т.е. нельзя говорить у обоих ворот, обоих саней (здесь нужно использовать оборот у тех и других: у тех и других ворот)

Слайд 8

Собирательные числительные (двое, трое, четверо и другие) не сочетаются с именами существительными, обозначающими лиц женского пола, и с существительными мужского и женского рода, обозначающими названия взрослых животных. Правильно: двое друзей, трое суток, нас пятеро. Четверо лосят, шестеро ребят, семеро людей НО: три женщины, четыре медведя, две кошки

Слайд 9

Склонение местоимений

1. К личным местоимениям 3 лица прибавляется начальное Н, если они стоят после простых предлогов (в, без, до…) или после наречных предлогов. Управляющих Р.п. (вокруг, впереди, возле, мимо…) Например: без него. вокруг них 2. После наречных предлогов, управляющих Д.п. (вопреки. Согласно, наперекор, навстречу…) начальное Н к личным местоимениям 3 лица не прибавляется Например: вопреки ему 3. После формы сравнительной степени прилагательных и наречий местоимения 3 лица употребляются без Н: старше его, больше её

Слайд 10

Притяжательное местоимение ИХ ИХ КНИГИ НЕЛЬЗЯ: ИХНИЕ (грубая ошибка)

Слайд 11

При некоторых глаголах, выражающих душевные переживания (скучать, тосковать, плакать, соскучиться) предлог ПО сочетается с двумя падежами – Д.п. и П.п. В дательном падеже обычно употребляются существительные: скучать по (чему?) по дому В предложном падеже употребляются личные местоимения ТОЛЬКО 1 и 2 лица множественного числа: тоскуют (о ком?) о нас, скучают (по ком?) по вас При других глаголах с предлогом ПО употребляется форма Д.п. этих местоимений: из-за пригорка стреляли по (кому?0 по нам

Слайд 12

Образование имён существительных

Формы множественного числа И.п. и В.п. имён существительных Окончание –ы(-и): бухгалтеры, возы, выборы, выпуски, договоры, инженеры, конструкторы, контейнеры, лекторы, порты, приговоры, ректоры, слоги, снайперы, торты, шофёры Окончание –а(-я): адреса, борта, веера, века (кроие: во веки веков. В кои веки), векселя, вензеля, директора, доктора, егеря, жемчуга, катера, клевера, корма, купола, округа, ордера, паспорта, перепела, сторожа, стога, терема, тетерева, хлева, хутора, якоря

Слайд 13

Различайте слова - омонимы

Боровы (кабаны) Колени (часть ноги) Корпусы (туловища) Лагери (политические) Образы (художественно-литературные) Ордены (рыцарские) Поводы (причины) Поясы (географические) Борова (части печной трубы) Колена (изгибы) Корпуса (военные части) Лагеря (туристские) Образа (иконы) Ордена (знаки отличия) Повода (упряжь) Пояса (части одежды)

Слайд 14

Окончания существительных Р.п. мн.числа

НУЛЕВОЕ ОКОНЧАНИЕ: Названия большинства парных предметов (сапог, кед, чулок). НО: носков Названия многих единиц измерения (ватт, вольт) Названия некоторых национальностей (чаще с основой на Н или Р): англичан, болгар, грузин Названия лиц по принадлежности к воинским соединениям (полк гренадер, рота солдат). НО: минёров, сапёров Некоторые существительные, употребляющиеся только во мн.числе: барж, кочерёг, свадеб, басен Большинство существительных ср.рода: зимовий, кушаний, селений

Слайд 15

ОКОНЧАНИЕ –ОВ: Некоторые названия единиц измерения: акров, гектаров, граммов, килограммов Названия многих народов: монголов, таджиков, калмыков Некоторые существительные, употребляющиеся только во мн.ч., и отдельные названия парных и составных предметов: бронхов, кандалов, заморозков Названия овощей и фруктов: апельсинов, помидоров, НО: гранат, яблок

Слайд 16

Окончание –ЕЙ: Некоторые существительные женского рода: антресолей, гантелей, ведомостей, ладоней, постелей, саженей… - Некоторые существительные, не имеющие формы ед.ч.: яслей, будней

Слайд 17

1. Существительные женского рода, оканчивающиеся на –ья (безударное положение) , в Р.п. мн.ч. оканчиваются на -ий: шалунья – шалуний 2. Сущ. ж.р, оканчивающиеся на –ья (ударное положение). В Р.п. мн.ч. оканчиваются на –ей: полынья – полыней 3. Сущ. ср.р., оканчивающиеся на –ье (безударное положение), в Р.п. мн.ч. оканчиваются на –ий: гулянье – гуляний 4. Сущ. ср.р., оканчивающиеся на –ье (ударное положение), в Р.п. мн.ч. оканчиваются на –ей: ружьё - ружей, НО: платье – платьев, устье- устий ЗАПОМНИТЕ: копьё - копий

Слайд 18

Существительные среднего рода, имеющие уменьшительно-ласкательное значение и оканчивающиеся в И.п. ед.ч. На –це. Как правило, в Р.п. мн.ч. Оканчиваются на –ец: зеркальце – зеркалец, копытце – копытец, НО: болотце – болотцев, деревце – деревцев, оконце – оконцев, кружевце - кружевцев

Слайд 19

Несклоняемые имена существительные

Мужской род: - существительные, обозначающие лиц мужского пола (атташе, маэстро, кутюрье) существительные, обозначающие названия животных (кенгуру, шимпанзе). Исключение: цеце (муха), киви (птица) – ж.р. Существительное КОФЕ, ВИСКИ Женский род: существительные, обозначающие лиц женского пола, - преимущественно обращения к женщинам в разных странах (мадам, мисс, фрау) Средний род: сущ., обозначающие неодушевлённые предметы (портмоне, кашпо, ситро) В именах собственных и некоторых нарицательных род определяется по грамматическому роду нарицательного существительного, выступающего в роли видового понятия: Тбилиси (город) – м.р., Онтарио (озеро) – ср.р, Арагви (река) – ж.р., салями (колбаса) – ж.р., кольраби (капуста) – ж.р.

Слайд 20

Употребление форм глагола

Распространённые ошибки: Употребление диалектно-просторечных глагольных форм: мы игрались (правильно: играли) в лесу очень долго. Мама в этот день меня дожидала (правильно дожидалась) долго-долго и не дождала (дождалась) Ошибочное образование формы 1 лица ед.ч. настоящего или будущего простого времени от ряда глаголов: едь, бежи, ляжь, ложи (правильно: поезжай, беги, ляг, положи) Ошибочное образование причастных форм на –щий от глаголов совершенного вида: вздумающий (так нельзя) Образование деепричастий от тех глаголов, от которых они не образуются: ждя, пиша, шья Неправильное образование особых глагольных форм – причастий и деепричастий, например. Образование причастий с постфиксом –ся от невозвратных глаголов: играющиеся дети (правильно: играющие дети)

Слайд 21

Зависимое слово ставится при причастии и деепричастии в том же падеже, что и при глаголе, от которого они образованы: заведовать (чем?) лабораторией – заведующий, заведуя (чем?) лабораторией

Слайд 22

Успехов на ЕГЭ!

Посмотреть все слайды

МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Употребление форм существительных 1. Иноязычные по происхождению несклоняемые существительные, обозначающие неодушевлённые предметы, относятся к среднему роду: летнее пальто, широкое шоссе. Исключение: горячий кофе (мужской род). 2. В современном литературном языке слово туфля женского рода. Форма туфель (мужского рода) присуща профессиональному употреблению. 3. Слово тюль мужского рода. К мужскому роду относятся также слова: банкнот, шампунь

Слайд 2

МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Употребление форм имён существительных ПАРА НО СРЕДИ НО ботинок апельсинов армян калмыков валенок баклажанов грузин киргизов погон гектаров осетин монголов сапог мандаринов башкир таджиков чулок помидоров бурят тунгусов носков рельсов румын узбеков томатов татар якутов фильмов туркмен комментариев турок коррективов цыган

Слайд 3

НЕСКОЛЬКО НО ОТРЯД НО ампер граммов солдат минёров ватт килограммов партизан сапёров вольт гренадёр гран гусар драгун кирасир улан МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Употребление форм имён существительных В литературном языке употребляются следующие формы родительного падежа множественного числа (одни без окончания, другие с окончанием): а) слова мужского рода

Слайд 4

МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Употребление форм имён существительных НЕСКОЛЬКО барж, простынь НО басен, яблонь вафель, долей туфель, кеглей домен, пригоршней кочерёг, саклей оглобель, свечей игра не стоит свеч свадеб, цаплей б) слова женского рода

Слайд 5

МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Употребление форм имён существительных НЕТ верховьев коленей болотцев блюдец низовьев снадобий, оладий копытцев зеркалец устьев яблок кружевцев одеялец платьев древков поленцев полотенец захолустий личиков побережий остриёв в) слова среднего рода

Слайд 6

МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Употребление форм имён существительных НЕ БЫЛО нападок НЕ БЫЛО будней потёмок граблей сумерек яслей заморозков лохмотьев помоев г) слова, не имеющие формы единственного числа

Слайд 7

МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Употребление форм имён прилагательных При образовании формы сравнительной степени следует учитывать следующие закономерности. 1. Формы сравнительной степени чаще всего образуются при помощи суффиксов -ее/-ей: красивый – красивее/красивей; сильный – сильнее/сильней. Обратите внимание, что формы более, менее, далее, долее, ранее не имеют вариантов с суффиксом -ей (варианты раней, меней недо­пустимы в литературной речи!).

Слайд 8

МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Употребление форм имён прилагательных Значение сравнения может быть выражено как с помощью специальных суффиксов, так и описательным способом – с помощью слов более/менее (сравнительная степень) и слов самый/наиболее (превосходная степень): более хороший, более трудный; самый хороший, наиболее трудный.

Слайд 9

Совершенно недопустимо использовать одновременно два способа выражения сравнения: слова более/менее или самый/наиболее в сочетании с прилагательным в сравнительной или превосходной степени! Такая ошибка очень частотна в речи: Сегодня она была более грустнее, чем вчера; Он самый величайший физик в мире. Грамматически корректными будут предложения: Сегодня она была более грустной, чем вчера; Сегодня она была грустнее, чем вчера; Он самый великий физик в мире; Он величайший физик в мире. Исключение составляют формы: самый лучший, самый худший. МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Употребление форм имён прилагательных

10

Слайд 10

Правила склонения и употребления собирательных числительных. 1. С существительными люди, дети и названиями детёнышей животных: семеро козлят, двое котят, пятеро детей. 2. С существительными, означающими название лиц мужского пола: четверо братьев, трое друзей. 3. С существительными, которые употребляются только в форме множественного числа (парные или составные предметы): трое ворот, пятеро суток, семеро саней. 4. С существительными, которые называют лиц и имеют субстантивированный тип: в комнату вошли трое, сегодня по классу двое дежурных. 5. С личными местоимениями: нас будет трое, их придет пятеро. Правильными будут следующие словосочетания: трое учеников и три ученика. Но ни в коем случае нельзя сказать: трое учениц, хотя эта ошибка тоже часто встречается в просторечии. МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Употребление форм имён числительных

11

Слайд 11

МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Употребление форм имён числительных Составные порядковые числительные Составные порядковые числительные – это числительные, которые обозначают порядок существительных, и состоят из нескольких слов: двадцать первый год от роду, сорок пятый дом. При склонении составных порядковых числительных изменяется их последняя часть, которая при склонении получает формы, совпадающие с формой полных прилагательных:. первый, первого, первому и т.д

12

Слайд 12

МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Употребление форм имён числительных Составные и сложные количественные числительные. По правилам русского языка каждая часть и каждое слово, из которого состоит составное и сложное числительное, склоняется по отдельности: расплатиться двадцатью пятью рублями. Основная часть числительных склоняется по третьему склонению, но, как мы знаем, почти из каждого правила русского языка есть исключения: В соответствии с морфологическими нормами современного русского языка, числительное «тысяча» склоняется не по третьему, а по первому склонению: расплатиться тысячей рублей. Тем не менее, очень типичной является ошибка, когда это числительное, как и все остальные, склоняют по третьему склонению – тысячью. Имена числительные «сто» и «сорок» в косвенных падежах имеют только по одной форме: ста и сорока. Но когда «сто» входит в состав сложных числительных, оно склоняется по архаичному типу: с пятьюстами, о двухстах.

13

Слайд 13

Имя числительное «полтора» имеет две родовые формы (и мужскую, и женскую), которые употребляются в зависимости от рода существительного: полторы тысячи, полтора десятка яиц. В непрямых падежах это числительное также имеет форму «полутора»: около полутора тысяч долларов. Такая же ситуация наблюдается с числительным «оба»: оба пальца, обе страны. Как и числительное «полтора», «полтораста» также имеет особую форму в косвенных падежах: около полутораста гвардейцев. МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Употребление форм имён числительных

14

Слайд 14

МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Употребление форм местоимений 1) Местоимение они не соотносится с собирательными существительными (народ, молодежь, купечество). Неправильно: Народ дружно шёл на выборы, потому что они понимали как это важно. Вместо: они → он или народ → люди. 2) Личные местоимения не могут употребляться в роли второго подлежащего или дополнения. Неправильно: Плюшкин, он – отрицательный герой романа. Вместо: Плюшкин – отрицательный герой романа.

15

Слайд 15

МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Употребление форм местоимений 3) При наличии двух субъектов действия местоимения его, её требуют дополнительного пояснения или перефразирования предложения, чтобы не возникало двусмысленности. Неправильно: Профессор предложил аспиранту прочитать его доклад (чей: профессора или аспиранта?). Вместо: Профессор попросил, что бы аспирант прочитал свой доклад. 4) Определительные местоимения всякий, любой и каждый не могут заменять друг друга. Неправильно: Любой (вместо: каждый) человек сам отвечает за свою жизнь.

16

Слайд 16

МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Употребление глаголов Есть свои основные морфологические нормы, регулирующие употребление глаголов. 1) Следует различать глагольные пары: видеть – видать, слышать – слыхать, поднимать – подымать, лазить – лазать и т. п. Первый вариант книжный, второй – разговорный. 2) Глаголы с чередованием О / /А в основе: обусловливать – обуславливать, сосредоточивать – сосредотачивать и т. п. также различаются как книжные (форма на О) и разговорные (форма на А).

17

Слайд 17

МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Употребление глаголов 3) У так называемых «недостаточных» глаголов (победить, убедить, очутиться, дерзить, ощутить) форма 1-ого лица единственного числа будущего времени имеет составной характер и образуется с помощью слов смогу/сумею/ должен. 4) У «изобилующих» глаголов есть две формы настоящего времени со стилистическим или смысловым различием, которые нужно учитывать. Например: машет – махает (книжный и разговорный вариант), двигает (‘перемещает’) – движет (‘руководит, побуждает’). 5) У глаголов в прошедшем времени основной выступает форма без суффикса -ну (мокнуть – мок, привыкнуть – привык).

18

Слайд 18

МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Употребление глаголов 6) В рамках одного предложения следует соблюдать единство видо -временных форм глаголов, согласно которому все глаголы и их формы должны употребляться в одной грамматической форме. Неправильно: В отпуске он отдохнул и снова занимался (вместо: занялся) любимым делом. 7) В особой форме глагола деепричастии суффикс -в является нормативным, тогда как суффикс -вши – просторечный. Неправильно: прочитавши книгу (вместо: прочитав). Таким образом, морфологические нормы группируются по частям речи, регламентируя, как следует образовывать формы слов. В случае затруднения рекомендуется обращаться к грамматическим словарям.

19

Слайд 19

МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Употребление причастий Смешение возвратных и невозвратных причастий ведёт к ошибке: Федеральные войска, сражающие (вместо правильной формы: сражающиеся) на улицах Грозного, отбили здание комендатуры. Примечание: возвратными причастиями являются те, которые имеют возвратный суффикс -СЯ. Смешение действительных и страдательных причастий ведёт к ошибке: Девочка, воспитывающаяся (вместо правильной формы: воспитываемая) бабушкой, учится хорошо.

20

Слайд 20

МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Употребление деепричастий Запомните: литературными являются формы деепричастий на -В (не на -ВШИ!) : встретив, купив, подумав, сняв (не встретивши, купивши, подумавши, снявши); из вариантов: высунув - высуня, положив - положа, разинув - разиня, скрепив - скрепя, сломив - сломя - литературными являются первые формы; вторые формы устарели и сохраняются лишь во фразеологических сочетаниях (скрепя сердце, сломя голову, положа руку на сердце и т.д.)

21

Слайд 21

МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Употребление деепричастий Именно потому, что действие деепричастия относится к подлежащему, деепричастия не могут использоваться в безличных предложениях, то есть там, где нет действующего субъекта, выраженного формой именительного падежа. Например: Возвращаясь домой, мне стало грустно. Такое высказывание будет грамматически некорректным, поскольку действие деепричастия возвращаясь относится к дополнению мне. Чтобы исправить предложение, необходимо либо преобразовать его так, чтобы дополнение стало подлежащим (Возвращаясь домой, я загрустил), либо заменить деепричастие на глагол-сказуемое или на придаточное предложение (Когда я возвращался домой, мне было грустно). Допускается, хотя и не приветствуется, использование деепричастий в тех безличных предложениях, которые включают инфинитив (Возвращаясь домой, нужно зайти по дороге в булочную).

22

Слайд 22

23

Слайд 23

МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Управление в словосочетаниях с предлогами

24

Слайд 24

25

Слайд 25

ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ НОРМЫ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Правописание приставок

26

Слайд 26

ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ НОРМЫ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Правописание приставок

27

Слайд 27

ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ НОРМЫ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Правописание приставок

28

Слайд 28

СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА С огласование подлежащего и сказуемого 1. Сказуемое ставится в единственном числе, если собирательное существительное не имеет при себе управляемых слов, например большинство голосовало за предложенную резолюцию, меньшинство было против. Постановка сказуемого в форме множественного числа в этом случае может быть продиктована условиями контекста или стилистическим заданием, например: На конгресс славистов прибыло много гостей; задолго до заседания большинство заняли отведенные для них места (форма заняли находится в соответствии с последующей формой множественного числа для них); Проценко вполне отчетливо представлял себе, что большинство, очевидно, умрут здесь... (Симонов).

29

Слайд 29

2. Сказуемое ставится в единственном числе, если собирательное существительное имеет при себе управляемое слово в родительном падеже единственного числа, например: Подавляющее большинство населения пришло на избирательные участки. Сказуемое может стоять во множественном числе при так называемом обратном согласовании, т.е. согласовании связки не с подлежащим, а с именной частью составного сказуемого, например: большинство группы были приезжие. СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА С огласование подлежащего и сказуемого

30

Слайд 30

СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА С огласование подлежащего и сказуемого 3. Сказуемое ставится как в форме единственного, так и в форме множественного числа, если собирательное существительное имеет при себе управляемое слово в родительном падеже множественного числа. Сравните: На дворе множество людей... обедало, сидя без шапок около братского котла (Пушкин). – Множество рук стучат во все окна с улицы, и кто-то ломится в верь (Лесков).

31

Слайд 31

СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА С огласование подлежащего и сказуемого При числительных два, три, четыре, двое, трое, четверо сказуемое обычно ставится в форме множественного числа, например: Два солдата с котомками равнодушно глядели на окна поезда... (А.Н. Толстой); Тридцать два человека... дышали одним духом (Шолохов. Но сказуемые-глаголы со значением бытия, наличия, существования, положения в пространстве и т.д. (т.е. со значением состояния, а не действия) обычно в этих случаях употребляются в форме единственного числа, например: Три царства перед ней стояло (Некрасов);...При больнице состояло два человека (Тургенев); Умерло от удара... еще три человека (Л. Толстой); В комнате было два окна с широкими подоконниками (Каверин).

32

Слайд 32

СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА С огласование подлежащего и сказуемого При составных числительных, оканчивающихся на один, сказуемое, как правило, ставится в форме единственного числа, например: Двадцать один делегат прибыл на совещание;...было подано сразу тридцать одно заявление (Шолохов). Форма множественного числа данной конструкции может быть обусловлена контекстом, например: Двадцать один делегат встретились за круглым столом (сказуемое-глагол встретились указывает на взаимное действие, которое выражается формой множественного числа); Двадцать один ящик с посудой, которые были доставлены на базу, попали туда по ошибке (влияние придаточного предложения с союзным словом которые в форме множественного числа); За все уплачено 231 рубль (при формальной роли подлежащего счетный оборот имеет значение обстоятельства меры в страдательной конструкции); Двадцать один студент не явились на экзамен (эмоционально окрашенный разговорный вариант, подчеркивающий количество отсутствовавших).

33

Слайд 33

СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА С огласование подлежащего и сказуемого При словах тысяча, миллион, миллиард сказуемое обычно согласуется по правилам согласования с подлежащими-существительными (в роде и числе), например: Тысяча книг поступила в школьную библиотеку; Миллион демонстрантов заполнил площади и улицы столицы.

34

Последний слайд презентации: МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Употребление форм

В русском языке порядок слов свободный. Он может быть прямым и обратным - в зависимости от положения подлежащего и сказуемого в предложении. Вечерняя заря в пучине догорала, // Над мрачной Эльбою носилась тишина... (А. С. Пушкин СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Порядок слов в предложении И если мы не будем следовать норме, то в нашей речи появятся такие предложения: Была организована выставка работ воспитателей, родителей, детей из природного материала (получается, что дети из природного материала

Cлайд 1

УРОК- презентация С ЭЛЕМЕНТАМИ БЕСЕДЫ «Морфология и культура речи. Морфологические нормы русского языка». Республика Саха (Якутия) Олёкминский район МБОУ «Дабанская СОШ» Жирохова Валентина Александровна, учитель русского языка и литературы первой категории слайд №1

Cлайд 2

Для интеллигентного человека дурно говорить должно бы считаться таким же неприличием, как не уметь читать и писать. А.П.Чехов слайд №1

Cлайд 3

Важнейшие качества хорошей речи Правильность Точность Логичность Чистота Выразительность слайд №2

Cлайд 4

Правильная речь – это речь, в которой соблюдаются все нормы литературного языка слайд №3

Cлайд 5

Норма литературного языка – это единообразное, образцовое общепризнанное употребление элементов языка слайд №4

Cлайд 6

Языковые нормы речи Орфоэпические Нормы словообразования Морфологические Синтаксические Лексические Стилистические Орфографические Пунктуационные слайд №5

Cлайд 7

Cлайд 8

Морфологические нормы языка – это нормы образования различных частей речи. формообразование имен существительных и прилагательных; формообразование глагольных форм; склонение и сочетаемость числительных; разграничение функциональных омонимов. слайд №7

Cлайд 9

Эпиграфы урока Вернейший способ узнать человека –его умственное развитие, его моральный облик, его характер- прислушаться к тому, как он говорит. Д.С.Лихачев Неправильное употребление слов ведет за собой ошибки в области мысли и потом в практике жизни. Д.И.Писарев. слайд №9

Cлайд 10

По какому признаку сгруппированы слова? Обоснуйте ответ. Определите род имен существительных, подберите определения. слайд №10 1группа Кашне, кимоно, торнадо, хинди, салями 2группа Пони,шимпанзе, цеце, какаду, иваси 3группа Мисс, фрейлейн, денди, леди,кутюрье 4группа Онтарио, «Таймс», Сухуми, Конго, Гоби 5группа СНГ,ООН, МГУ, ГЭС, ФСБ 6группа Луна-парк, плащ-палатка,женщина-посол

Cлайд 11

Группа 1. слайд №11 слова род определение Кашне Средний Шелковое Кимоно Средний Яркое Торнадо Мужской Разрушительный Хинди Мужской Трудный Салями Женский Вкусная

Cлайд 12

1. Слова, обозначающие неодушевленные предметы, обычно относятся к среднему роду; К мужскому роду относятся слова: бри, сулугуни(сыр),кофе, пенальти, га, торнадо, сирокко (ветер); названия языков: хинди, урду, бенгали и другие; К женскому роду относятся слова: салями (колбаса),кольраби, брокколи(капуста), авеню, стрит(улица) и другие. слайд №12

Cлайд 13

Группа 2 слайд №13 слова род определение Пони Мужской Ласковый Шимпанзе Мужской Огромный Цеце Женский Редкая Какаду Мужской Яркий Иваси Женский Вкусная

Cлайд 14

2. Названия животных обычно относятся к мужскому роду, но могут относиться и к женскому роду, если идет речь о самке. К женскому роду относятся слова: цеце(муха), иваси (рыба). слайд №14

Cлайд 15

Группа 3 слайд №15 слово род определение Мисс Женский Юная Фрейлейн Женский Очаровательная Денди Мужской Чопорный Леди Женский Старая Кутюрье Общего рода Известный

Cлайд 16

3. Слова, обозначающие людей, имеют род, соответствующий полу обозначаемого лица. К общему роду относятся одушевленные имена существительные, равноправно называющие и мужчин, и женщин: визави, парвеню, протеже, янки. Большинство несклоняемых названий профессий относится к мужскому роду даже в том случае, если речь идет о женщине: Она - опытный кутюрье. Он известный кутюрье. слайд №16

Cлайд 17

Группа 4 слайд №1 слово род определение Онтарио Средний Знаменитое «Таймс» Женский Ежедневная Сухуми Мужской Солнечный Конго Женский Полноводная Гоби Женский Безжизненная

Cлайд 18

4. Род несклоняемых имен собственных определяется по родовому понятию (город, река, пустыня, газета, журнал и.т.д.) слайд №1

Cлайд 19

Группа 5 слайд №1 слово род Глагол СНГ Средний Образовано ООН Женский Заявила МГУ Мужской Объявил ГЭС Женский Запущена ФСБ Женский Предупредила

Cлайд 20

Группа 6 слайд №1 слово род определение Луна-парк Мужской Интересный Плащ-палатка Женский Брезентовая Женщина-посол Женский Красивая

Cлайд 21

5. Род сложносокращенных слов определяется по главному слову. СНГ (Содружество независимых государств). 6. К мужскому роду относятся слова: вуз, МИД, ЖЭК. Род сложных существительных определяется по двум правилам: Если 1-ая часть не изменяется, то род определяется по 2-ой части: меч-рыба (ж.р), Царь-пушка(ж.р.); Если склоняются обе части, род определяется по первому слову: диван-кровать(м.р), монастырь-крепость (м.р.),платье-костюм (ср.р.). слайд №1

Cлайд 22

1. а) обойтись семьюдесятью шестью днями; б) не прекословьте; в) эта ткань более светлее; г) килограмм помидоров. 2. а) к две тысячи восьмом году; б) положьте на полку; в) много вишен; г) опытные шоферы. 3. а) несколько помидор; б) очень озяб; в) до две тысячи двадцать второго года; г) старые профессора. 4. а) у обоих девушек; б) свыше четырех тысяч метров; в) несколько юношей; г) попробую. 5. а) пара туфель; б)несколько полотенец; в)опытные доктора; г) около пятиста километров. 6. а)сильнейший борец; б)здоровые дёсна; в)сорока рублями; г)несколько цапель. слайд №1

Cлайд 23

Запомните: нельзя смешивать простую и составную форму сравнительной и превосходной степени прилагательных слайд №1 Образование степеней сравнения прилагательных Сравнительная степень Превосходная степень простая составная простая составная -Е, -ЕЕ -ЕЙ -ШЕ БОЛЕЕ МЕНЕЕ + исходная форма прилагательного -ЕЙШ- -АЙШ- САМЫЙ НАИБОЛЕЕ НАИМЕНЕЕ ВСЕГО ВСЕХ + исходная форма прилагательного

Cлайд 24

Запомните: при образовании форм имен существительных опасность представляют вариантные формы. В форме И.п.мн.ч. существительные могут иметь вариантные окончания; - ы(-и) и –а(-я). слайд №1 -Ы(-И) -А(-Я) адреса, директора, инспектора, паспорта, отпуска, терема, шелка, купола, штемпеля, якоря, борта, буфера, векселя, вечера, вороха, желоба, жернова, инспектора, катера, кителя, клевера, колокола,кузова,купола, окорока, округа, ордера, паспорта, перепела, повара, погреба, профессора, сторожа, тенора, фельдшера, флюгера, штабеля, штемпеля. Акушеры, бухгалтеры, библиотекари, вы΄боры, грифели, драйверы,диспетчеры,договоры, инструкторы, инженеры, корректоры, лекари, лифты, офицеры, плееры, полисы, порты, принтеры, ре΄кторы, редакторы, склады, слесари, снайперы, то΄кари, то΄рты, тренеры, флигели, флоты, фронты΄,шоферы.

Cлайд 25

Окончания родительного падежа множественного числа имен существительных слайд №1 -нулевое окончание -ов Ботинок, валенок, чулок, погон, лампас, эполет. Носков, гольфов, клипсов, брело΄ков Армян, башкир,болгар, бурят, грузин, осетин, лезгин, румын, татар, туркмен, турок, цыган. Калмыков, киргизов, монголов, таджиков, узбеков,якутов,хорватов. Яблок, слив. Апельсинов, мандаринов, помидоров, томатов, гранатов. Ампер, аршин, бит, ватт,вольт, радиан, рентген Акров,байтов,граммов, каратов, килограммов, гектаров, рельсов. Гренадер, гусар, драгун, улан, партизан. Минеров,саперов,мичманов. слайд №1 Сущ. ср.р. в И.п.на –ЦЕ в Р.п. мн.ч. на -ЕЦ Блюдце - блюдец, зеркальце - зеркалец, полотенце - полотенец, сердце – сердец, Исключение:солнце - солнц В Р.п. мн.ч. у ряда сущ. ж.р. и общего рода окончание - нулевое или -ЕЙ Вафля - вафель, петля - петель, туфля - туфель,баржа-барж, серьга - серег, манжета-манжет, скатерть- скатертей. Если у сущ. перед-НЯстоит гласная окончание мягкое:богиня-богинь Если у сущ. перед –НЯстоит согласная окончание твердое:басня-басен Сочетаемость собирательных числительных слайд №1 Собирательные числительныесочетаются Собирательныечислительныене сочетаются с сущ. м.р. и общего рода,называющих лиц мужского пола: друг - двое друзей, сирота – трое сирот 1. с сущ., обозначающими лиц женского пола:две девушки, но нельзяговорить:двое девушек. 2. с сущ. ,имеющими формы ТОЛЬКО мн.ч.: сутки - четверо суток 2. с сущ. м.р., называющих животных:двое овец. (нельзя- двое волков, но можно двое волчат) 3. с сущ. дети, ребята, люди, лицо двоедетей, трое ребят, четверо молодых людей, двое незнакомых лиц. 4. с личными местоимениями:нас двое, их было пятеро. 5. с субстантивированными числительными и прилагательными, обозначающими лиц:вошли двое, трое неизвестных.

Cлайд 30

Использованная литература: А.Г.Нарушевич «Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку: планирование занятий, организация урока, система упражнений». М. Педагогический университет «Первое сентября», 2010г А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова «Русский язык». М «Просвещение»2009г Н.В.Егорова и другие «Поурочные разработки».М. «ВАКО», 2008г Т.С.Кудрявцева и др. «Русский язык»М. «Дрофа»,2002г слайд №1

    Слайд 1

    Авторы-составители: Гаар Елена Витальевна, учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ № 6» г.Юрги Гафурова Ирина Владимировна, учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ № 45» г.Прокопьевска Москвичева Ирина Николаевна, учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ с углубленным изучением отдельных предметов № 32» г.Прокопьевска Кемерово 2011 Подготовка к ЕГЭ Задание А 3

    Слайд 2

    Дорогие друзья! Вы хотите подготовиться к ЕГЭ по русскому языку самым эффективным и быстрым способом? Вы хотите избежать на реальном ЕГЭ фатальных технических ошибок?Вы желаете узнать о сюрпризах и ловушках, которые вас ожидают?Вам интересно, что и как следует делать, чтобы получить на ЕГЭ по русскому языку максимум баллов?Вы хотите по результатам ЕГЭ поступить в вуз на бюджет?Вы хотите приобрести в процессе подготовки к ЕГЭ по русскому языку практическую грамотность, которая будет способствовать всей вашей дальнейшей карьере?Если на большую часть вопросов вы ответили "ДА!", то это значит, что вы нашли именно то, что вам нужно в данный момент. Сделайте первый шаг к успеху!

    Слайд 3

    Морфологические нормы Морфологическая норма – правильное образование грамматической формы слова (форм рода, числа, кратких форм и степеней сравнения прилагательных и др.). Соблюдение этих норм - важнейшее условие точности речи и ее правильности, искажение норм ведет к грамматическим и речевым ошибкам. .

    Слайд 4

    Задание А - 3 имя прилагательное, наречие имя существительное глагол местоимение имя числительное предлоги

    Слайд 5

    имя существительное Род несклоняемых имен существительных Правописание имен существительных род.п. множественного числа Варианты падежных окончаний имен существительных Род имен существительных, оканчивающихся на -ль Склонение собственных имен существительных Род несклоняемых имен существительных (аббревиатура) Склонение имен существительных, обозначающих географические названия Названия обуви и парных предметов

    Слайд 6

    Правописание имен существительных род. п. множественного числа существительные, обозначающие название овощей и фруктов, имеют окончание -ов (томатов, апельсинов) НО: яблок, гранат, маслин существительные, обозначающие название парных предметов, имеют нулевое окончание (ботинок, бот, брюк, погон, шорт, эполет) НО: носков, гольфов, клипсов существительные ж.р. на –няимеют нулевое окончание (пустыня – пустынь, голубятня – голубятен, монахиня – монахинь, басня – басен) существительные, обозначающие название национальностей, имеют нулевое окончание (армян, башкир, грузин, осетин, туркмен, молдаван) НО: монголов, якутов, таджиков и некоторые др. существительные ср.р. на -ьеимеют окончание –ий (селенье- селений, побережье - побережий, раздумье - раздумий) НО: платьев, устьев и некоторые другие

    Слайд 7

    Род несклоняемых имен существительных

    Слайд 8

    Варианты падежных окончаний имен существительных Окончания –ы, - и употребляются: У заимствованных существительных на –ер, -ёр. Например: шофёры У заимствованных одушевленных и неодушевленных существительных на –тор, -сор. Например: редукторы, конструкторы, инспекторы. НО: директора, профессора Окончания –у, -ю употребляются: У вещественных существительных при указании на количество. Например: стакан чаю. У отвлеченных и собирательных существительных в сочетании со словами много или мало. Например: много шуму, мало народу.

    Слайд 9

    Род несклоняемых имен существительных (аббревиатура)

    Слайд 10

    Род имен существительных, оканчивающихся на -ль Ко второму склонению и к мужскому роду относятся слова: аэрозоль, полироль, пасквиль, водевиль, квантиль, квартиль, эндшпиль, тюль, толь, бемоль К третьему склонению и женскому роду относятся: антресоль, мозоль, канифоль, вакуоль, триоль

    Слайд 11

    Склонение собственных имен существительных Собственные имена существительные склоняются, если относятся к мужчинам, и не склоняются, если относятся к женщинам: Иноязычные и русские фамилии на согласный. Например: к Олегу Финкелю и к Марии Финкель; от Ивана Волка и от Ирины Волк. Фамилии на –ч. Например: у Вулича Саши, от Марии Романович. Фамилии, совпадающие с именами нарицательными или географическими названиями типа Нос, Чуб, Ремень. Например: об Александре Рысе, роль Елены Соловей. Фамилии на -ок, -ек, -ец. Например: у Александра Починка, Юрия Коринца и Марии Коринец.

    Слайд 12

    Склонение собственных имен существительных Не склоняются: Русские фамилии на -ЫХ, -ИХ. Например: Алексею Седых от Нины Черных. Мужские и женские фамилии на -ово, -ако, -аго, -яго. Например: речь Плевако, Живаго, Дурново. Иностранные фамилии на гласный. Например: пьеса Бернарда Шоу. Фамилии на -иа и финские фамилии на –а. Например: Гулиа, Эриа. Фамилии на -ко, -о. Например: от Клары Лучко. Склоняются: Фамилии на –ия. Например: стихи Гарсии. Фамилии на –а, -я. Например: у Григория Сковороды. Запомни: у фамилий русского происхождения в тв.п. м.р. окончание –ым (сделано Ивановым), а у фамилий иностранного происхождения окончание –ом (сделано Дарвином)

    Слайд 13

    Склонение имен существительных, обозначающих географические названия Не склоняются: Названия княжеств, герцогств, штатов, провинций. Названия озёр, урочищ, островов, гор, пустынь, мысов. Например: в пустыне Сахара. Приложения и названия, выраженные словосочетаниями. Например: в городке Санта-Барбара. Наименования заключены в кавычки. Склоняются вместе с родовым наименованием: Географические названия, представляющие собой полные формы прилагательных. Например: на горе Железной. Географические названия на согласный. Например: из города Красноярска. Запомни: у имен собственных, обозначающих географические названия, оканчивающихся на –о, в творительном падеже окончание –ым (под Беловым)

    Слайд 14

    Названия обуви и парных предметов А также: гамаши - одна гамаша, гетры - одна гетра, бакенбарды - одна бакенбарда, краги - одна крага НО: гольфы - один гольф, рельсы - один рельс, коррективы - один корректив Следует запомнить:

    Слайд 15

    Образование форм степеней сравнения прилагательных, наречий Грубой ошибкой будет следующее формообразование: более красивее, самый красивейший

    Слайд 16

    глагол Употребление форм возвратных глаголов Образование форм повелительного наклонения Особенности употребления в речи глагола класть

    Слайд 17

    Образование форм повелительного наклонения Формы повелительного наклонения этих глаголов необходимо запомнить!

    Слайд 18

    Употребление форм возвратных глаголов В форме множественного числа повелительного наклонения возвратных глаголов употребляется постфикс - сь: Запомни! Существует только форма извините, извинитесь (в повелительном наклонении), употребление возвратного суффикса –СЬ- в изъявительном наклонении недопустимо (извиняюсь - ошибка)

    Слайд 19

    Особенности употребления в речи глагола класть Глагол класть употребляется только без приставки, однокоренные с ним глаголы с корнем -лож- – только с приставкой: положить, выложить, переложить и др.

    Слайд 20

    имя числительное Особенности склонения числительных 40, 90, 100 Склонение сложных количественных числительных Употребление собирательных числительных с существительными Склонение числительных по типу прилагательных Особенности склонения числительных полтора, полтораста Склонение составных количественных и порядковых числительных

    Слайд 21

    Употребление собирательных числительных с существительными Собирательные числительные (двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро) употребляются только в следующих случаях: с существительными, обозначающими лиц мужского пола (двое друзей). Ни в коем случае их нельзя употреблять с существительными, обозначающими лиц женского пола: двое подруг; с существительными дети, люди, а также обозначающими названия детёнышей животных: четверо детей, семеро козлят. Ни в коем случае их нельзя употреблять с существительными, обозначающими взрослых особей животных: двое волков; с существительными, имеющими форму только множественного числа и обозначающими названия парных или составных предметов: двое саней; числительное оба (обоих, обоим, обоими) употребляется только с существительными мужского рода: оба брата, а числительное обе (обеих, обеим, обеими) – только с существительными женского рода: обе сестры.

    Слайд 22

    Особенности склонения числительных 40, 90, 100 У числительных 40, 90, 100 существует только две формы:

    Слайд 23

    Склонение сложных количественных числительных У сложных количественных числительных склоняются обе части:

    Слайд 24

    Склонение числительных по типу прилагательных Числительные два, три, четыре, а также собирательные числительные, слова оба, обе, сколько, столько, сколько-нибудь, столько-то склоняются по образцу прилагательных: :

    Слайд 25

    Склонение составных количественных и порядковых числительных

    Слайд 26

    Особенности склонения числительных полтора, полтораста У числительных полтора, полтораста существует только две формы:

    Слайд 27

    местоимение Притяжательные местоимения их, его, её имеют только эту форму. Грубой ошибкой считается прибавление к нему падежного окончания прилагательного (ихний, ихняя, евошний, евонный, еёшняя)!

    Слайд 28

    предлоги Употребление предлога –по Употребление производных предлогов Употребление предлогов -под и -против

    Слайд 29

    Употребление производных предлогов Производные предлоги благодаря и вопреки употребляются в конструкциях с дательным падежом: благодаря усилиям, вопреки указаниям. Предлог благодаря связан лексически с глаголом благодарить, поэтому употребление этого предлога указывает на причину, которая влияет на положительный результат (нельзя говорить благодаря болезни я не смог всё выполнить - в данном случае уместно использование непроизводного предлога из-за). Предлог вопреки имеет значение «несмотря на что-нибудь или кого-нибудь»

    Слайд 30

    Употребление предлога –по Наиболее употребительным является предлог по. В современном языке часто встречается неуместное и тавтологическое его употребление, нарушающее нормы литературного языка: По завершению информационной программы состоится премьера телефильма (по вместо после)

    Слайд 31

    Употребление предлогов -под и -против В речи встречаются ошибки в употреблении предлогов под и против. В соответствии с морфологическими нормами нельзя употреблять предлог под в сочетании с существительными, имеющими абстрактное значение: выделить средства под проведение праздничных мероприятий надо: выделить средства для проведения праздничных мероприятий

    Слайд 32

    Инструкция по работе с учебным тренажёром Дорогой друг! Ты повторил теоретический материал к заданию А 3. Чтобы закрепить его, тебе необходимо пройти два уровня подготовки. Первый уровень – это тренажер, при помощи которого ты закрепишь свои знания на практике, второй уровень – проверочный тест по данной теме, за который ты получишь отметку. Ты готов? Тогда действуй! И запомни: Каждое задание имеет 4 варианта ответа. Ты должен выбрать один правильный 2. Если ты выбрал правильный ответ, появится «плюс» 3. Если ты выбрал неверный ответ, появится «минус» 4. Переход к следующему заданию осуществляется по кнопке внизу

    Слайд 33

    много облаков поезжай хорошо проповедовает с двумястами бойцами - - + - 1. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова

    Слайд 34

    двое подружек свыше четырех тысяч метров несколько яблок старые профессора - - + - 2. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова

    Слайд 35

    к две тысячи пятому году жгёт костер пачка макарон фильм интереснее - - + - 3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова

    Слайд 36

    в течение тридцати пяти минут дамских туфель молодые бухгалтеры ихней работы - - + - 4. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова

    Слайд 37

    поезжай домой менее значительный прочитая рассказ в две тысячи пятом году - - + - 5. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова

    Слайд 38

    оденьтесь теплее с пятидесятью рублями высохла спелых абрикосов - - + - 6. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова

    Слайд 39

    выдвинуть сто четыре кандидата в тысяче девятьсот восемьдесят пятом году по семьдесят лет около четырех миллионов книг - - + - 7. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова

    Слайд 40

    пара ботинок много баклажанов пара носок пара чулок - - + - 8. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова

    Слайд 41

    блюдцев яблонь свечей платьев - - + - 9. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова

    Слайд 42

    глубочайшее озеро положи на место трое суток повары вкусно готовили - - + - 10. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова

    Слайд 43

    Как ты оцениваешь свою работу на тренажёре? Знания отличные! Перехожу к тесту! Было много ошибок, необходимо поработать с правилом. Слайд 50

    лежать на береге много цапель в обеих руках две пятых потребляемой энергии - - + - 10. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова

    Слайд 55

    Подведём итоги Повторить тест Внимательно подсчитай количество правильных ответов 10 правильных ответов – «5» 8-9 правильных ответов – «4» 5-7 правильных ответов – «3» 1-4 правильных ответов – нужно вернуться назад Помни - лучше всего начать работу с повторения теоретического материала! Вернуться к теории

    Слайд 56

    Список литературы Академический Международный Институт [Электронный ресурс] / Центр информ. технологий РГБ, 2010.- Режим доступа: Академический Международный Институт http://ami-map.ru/ Бабайцева, В.В. Русский язык. Теория. 5-9 классы [Текст]: учеб, пособие/ В. В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова. – М.: Дрофа, 2004. – 295с. Баронова, М.М. Русский язык: полный справочник [Текст] /М.М. Баронова. 2010, c. – (Полный комплект пособий для подготовки к единому государственному экзамену). Пучкова, Л.И. ЕГЭ 2011. Русский язык. Типовые тестовые задания [Текст] / Л.И. Пучкова. «Экзамен», 2011. – 158, c. (Серия «ЕГЭ 2011. Типовые задания») Рахимкулова Г.Ф.Репетитор по русскому языку: схемы, таблицы, тесты, ответы / Г.Ф. Рахимкулова, А.А.Чернавина. – Ростов н/Д: Феникс, 2011 Текучева, И.В. Русский язык: 50 типовых вариантов экзаменационных работ для подготовки к ЕГЭ / И.В.Текучева. – М.: АСТ: Астрель, 2010. И.П. Цыбулько, Ю.Н. ГостеваОтличник ЕГЭ. Русский язык. Решение сложных заданий [Текст] / ФИПИ.2011 – 224 с. Методический кабинет (русский язык, литература, история, математика, начальная школа, дошкольное образование и воспитание) [Электронный ресурс] / Центр информ. Технологий, 2010.- Режим доступа: http://www.metodkabinet.eu/PO/PO_menu_RussYaz.html

Посмотреть все слайды

Cлайд 1

Cлайд 2

Что такое грамматика Грамматика изучает формоизменение и оформление мысли по законам русского языка, т.е. построение фразы, выраженной различными единицами речи. Грамматика подразделяется на морфологию – учение о формах слова и синтаксис – учение о законах построения словосочетания, предложения, сложного синтаксического целого (ССЦ).

Cлайд 3

Ответьте на вопросы: Что такое часть речи? По каким признакам выделяются части речи? Перечислите все части речи. На какие группы подразделяются все части речи? Какие части речи относятся к изменяемым, какие – к неизменяемым? Какие части речи обладают следующими грамматическими категориями: склонение, спряжение, наклонение, вид, время? Какие еще грамматические категории у разных частей речи вы можете вспомнить? Что такое грамматическое значение слова?

Cлайд 4

Морфологические нормы - это нормы словоизменения при склонении именных частей речи и спряжении глаголов.

Cлайд 5

Имя существительное. Морфологические нормы, связанные с употреблением имени существительного

Cлайд 6

Род имен существительных Составьте словосочетания прил.+сущ., определите род данных сущ.: шампунь, мигрень, бандероль, картофель, рояль, виолончель, вуаль, табель, тюль, мозоль, фамилия, пеня, уик-энд, бюллетень. Как правильно? Георгин или георгина Плацкарт или плацкарта Рельс или рельса Туфля или туфель Расценка или расценок Туш или тушь; карьер или карьера

Cлайд 7

Существительные общего рода Какие существительные относятся к этой группе? Как определить род данных существительных? «Кто больше?» Запишите как можно больше существительных общего рода.

Cлайд 8

Существительные общего рода Бедняжка, бродяга, бука, бяка, вояка, выскочка, горемыка, грязнуля, дылда, егоза, забияка, злюка, калека, лежебока, молодчина, мямля, невежа, невежда, недотрога, недоучка, непоседа, обжора, плакса, работяга, разиня, самоучка, сирота, соня, тёзка, умница, ханжа, ябеда и др. Верзила, воевода, воротила, вышибала, дурачина, детина, заинька (серенький) – только мужского рода.

Cлайд 9

Род сущ., обозначающих профессии Федеральный (м.р.)канцлер Германии Ангела Меркель посетила (ж.р.) Москву. Высококвалифицированный(м.р.) архитектор Петров подготовил (м.р.) эскизный проект здания. Составьте с сущ. врач, директор, тренер предложения так, чтобы было понятно, о женщине или мужчине идет речь.

Cлайд 10

Являются нарушением нормы слова: Врачиха, докторша, доцентша, парикмахерша, ректорша и др. Допустимо наличие как мужского, так и женского варианта: Дворник – дворничиха Санитар – санитарка Учитель – учительница Проводник – проводница Жираф - жирафа Лебедь (белый) - царевна-лебедь (в поэзии; о самке лебедя нужно говорить лебёдка)

Cлайд 11

Род несклоняемых существительных М.р.:сущ., обозначающие лиц муж пола (портье, маэстро), названия животных и птиц (какаду, пони, фламинго). Ж.р.: сущ., обозначающие лиц женского пола (мисс, фрау) Ср.р.: сущ., обозначающие названия неодушевленных предметов (пальто, кино, метро)

Cлайд 12

Род несклоняемых существительных Определите род несклоняемых нарицательных имен сущ.: шансонье, кенгуру, пани, инженю (сценическая роль молодой простодушной девушки), янки, кофе, коала, вамп, рефери, оливье, авеню Определите род несклоняемых собственных имен сущ.: Баку, Миссури, Конго, АМК, Онтарио, МИД

Cлайд 13

Число имен существительных Образуйте форму мн.ч. И.п. от сущ.: аптекарь, кондитер, директор, инженер, бухгалтер, доктор, лектор, слесарь, шофер, выбор, договор, якорь, кочерга. Зуб (человека, механизма) Корень (растения, сушеная приправа) Лист (бумаги, растения) Соболь (мех, животное) Орден (награда, рыцарский) Хлеб (злак на корню, печеное изделие) Пропуск (документ, отсутствие) Дно (бочки, океана)

Cлайд 14

Запомните!!! Окончание -и (-ы) имеют слова: бухгалтеры, выборы, договоры, инженеры, инструкторы, кондукторы, конструкторы, лекторы, офицеры, рапорты, редакторы, ректоры, секторы, слесари, торты, фронты, шоферы Окончание –а (-я) имеют слова: адреса, векселя, директора, доктора, катера, кителя, колокола, кузова, купола, округа, ордера, отпуска, паспорта, повара, погреба, профессора, сорта, штемпеля Равноправные варианты: тракторы – трактора, прожекторы – прожектора, крейсеры – крейсера, годы – года и некот. др.

Cлайд 15

Употребление формы Р.п. мн.ч. Образуйте форму Р. П. мн.ч. от сущ.: томат, яблоко, мандарин, вишня, армянин, молдаванин, якут, чукча, ботинок, колготки, шорты, носок, чулок, пустыня, монахиня, басня, песня, селенье, раздумье, кочевье, платье, сапер, стажер, партизан, солдат, килограмм, гектар, центнер, рентген, училище, кочерга, мечта, мольба, копытце

Cлайд 17