ФОРМИРОВАНИЕ ДЕКАБРИСТСКОЙ ИДЕОЛОГИИ

Декабристы - люди высокой нравственности, которая и выделила их из остального дворянства, заставила подняться выше своих сословных привилегий, дававшихся им происхождением и положением в обществе, пожертвовать всем своим состоянием и даже самой жизнью во имя высоких и благородных идеалов – освобождения России от крепостничества и деспотизма самодержавной власти.

Источниками их "вольномыслия" явились идеи французских просветителей XVIII в. и русских "вольнодумцев" конца XVIII – начала XIX в. Большое влияние на формирование освободительных идей декабристов оказала Отечественная война 1812 г. Не случайно они называли себя "детьми 1812 года", рассматривая его как отправную точку своего политического воспитания. Свыше ста будущих декабристов были участниками этой войны.

Заграничный поход русской армии в 1813–1814 гг., в котором участвовали многие декабристы, познакомил их с социально-политическими изменениями в Европе после Французской революции конца XVIII в., обогатил их новыми впечатлениями, идеями и жизненным опытом.

Декабристы ощущали значимость эпохи, в которой им приходилось жить и действовать, когда, по их мнению, решалась "судьба России". Для них было характерно ощущение грандиозности событий своей эпохи, а также непосредственной причастности к этим событиям, что и служило движущим мотивом их действий. Они выступили на исторической арене в эпоху крупных военно-политических катаклизмов: наполеоновских войн, революций в разных странах Европы, национально-освободительных восстаний в Греции и латино-американских колониях.

Декабристы были тесно связаны с либерально-оппозиционной, или, как говорят, "околодекабристской", средой, на которую они опирались в своей деятельности и которая по существу разделяла характерные для декабристов взгляды. Это видные писатели (например, А. С. Пушкин, П. А. Вяземский, А. С. Грибоедов, Д. В. Давыдов), известные своими прогрессивными взглядами государственные и военные деятели (Н. С. Мордвинов, П. Д. Киселев, М. М. Сперанский, А. П. Ермолов). Поэтому возникновение декабризма и деятельность декабристских обществ, особенно на раннем их этапе, нельзя понять вне связи с их либерально-оппозиционным окружением. Нельзя сбрасывать со счета и тот факт, что на формирование декабристских идей и взглядов оказали влияние как преобразовательная деятельность и реформаторские планы начала царствования Александра I, так и позднее разочарование в "реформаторе на троне", последовавшее в результате фактического от них отказа.

Значительное влияние на организационно-тактические принципы декабристов оказали масонство (более 80 декабристов, в том числе и все их лидеры, были масонами), а также опыт тайных обществ в европейских странах.

ОБЩЕСТВЕННАЯ АТМОСФЕРА

[…] Официальный космополитизм, подчеркнутое на верхах пренебрежение ко всему русскому, открытое предпочтение, оказываемое иностранцам, в первую очередь растлевавшим общество иезуитам и заморозившим администрацию немцам, суровая до полного абсурда цензура и обскурантизм болезненно переживались тогдашним русским обществом, находившимся еще под влиянием патриотического подъема Двенадцатого года.

Наиболее болезненно реагировала на эти настроения самая чуткая часть этого общества – офицерство. Смутное предчувствие бедствий, надвигающихся на Россию, искреннее желание их предотвратить, неизжитая еще славная традиция XVIII века – века политически воспитанного петровского и екатерининского офицерства – все это в связи с заграничными походами (значительно расширившими кругозор мыслящей его части) и с модой на запрещенный плод – «карбонарство» – способствовало бурному росту всякого рода тайных обществ и кружков. Группировки эти, «Союз благоденствия», «Общество соединенных славян» и тому подобные, составили в начале 20-х годов два тайные общества – Северное (главным образом из офицеров гвардии, отчасти флота) и Южное (офицерство 2-й армии вплоть до старших начальников и III корпус 1-й армии). Такие события, как бунт Семеновского полка и «Чугуевская бойня», лишь накаляли все больше атмосферу – и становилось ясным, что рано или поздно гроза должна разразиться и что для этого взрыва достаточно любого незначительного повода.

И повод этот (к тому же первостепенной важности) представился... 14 декабря 1825 года – печальная дата русской истории – явилось днем открытого разрыва российского правительства с русским обществом […].

ПОЛОЖЕНИЕ ДВОРЯНСТВА

Положение этого класса в обществе покоилось на политической несправедливости и венчалось общественным бездельем; с рук дьячка-учителя человек этого класса переходил на руки к французу-гувернеру, довершал свое образование в итальянском театре или французском ресторане, применял приобретенные понятия в столичных гостиных и доканчивал свои дни в московском или деревенском своем кабинете с Вольтером в руках. С книжкой Вольтера в руках где-нибудь на Поварской или в тульской деревне этот дворянин представлял очень странное явление: усвоенные им манеры, привычки, понятия, чувства, самый язык, на котором он мыслил, – все было чужое, все привозное, а дома у него не было никаких живых органических связей с окружающими, никакого серьезного дела, ибо мы знаем, ни участие в местном управлении, ни сельское хозяйство не задавали ему такой серьезной работы. Таким образом, живые, насущные интересы не привязывали его к действительности; чужой между своими, он старался стать своим между чужими и, разумеется, не стал: на Западе, за границей, в нем видели переодетого татарина, а в России на него смотрели, [как] на случайно родившегося в России француза. Так он стал в положение межеумка, исторической ненужности; рассматривая его в этом положении, мы готовы жалеть о нем, думая, что ему иногда становилось невыразимо грустно от этого положения.

Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций. М., 2004. http://magister.msk.ru/library/history/kluchev/kllec81.htm

ПЕРВЫЕ ТАЙНЫЕ ОБЩЕСТВА В РОССИИ

Первое тайное общество, «Союз спасения» (или Общество истинных и верных сынов Отечества), возникло в 1816 году. Во главе его стояли молодые офицеры Александр Муравьев, Сергей Трубецкой, Никита Муравьев и другие. В 1818 году они же основали новое, более многочисленное общество – «Союз благоденствия», в которое входило не менее двухсот членов. «Союз благоденствия» имел руководящий орган – Коренную управу. В 1821 году Коренная управа объявила о самороспуске Союза, хотя его руководители не намеревались прекращать революционную деятельность, а лишь стремились таким образом избавиться от ненадежных и случайных членов Союза.

Характерной чертой созданной вскоре новой тайной организации было структурное деление ее на две части: Северное общество, опиравшееся на столичные воинские части, и Южное общество, основой которого стали полки 2-й армии, стоявшей на Украине. Другой особенностью нового этапа движения будущих декабристов стала разработка программы действий на будущее, естественно, при условии победы восставших. Сразу же обнаружились разногласия в том, какой должна быть Россия. «Русская правда» – программа признанного лидера Южного общества полковника П. И. Пестеля – предусматривала установление диктатуры Временного верховного революционного правления типа военной хунты, причем Пестель явно отводил себе роль верховного диктатора. Новый орган власти вводил конституцию, согласно которой Россия становилась унитарной республикой с однопалатным законодательным собранием – Народным вечем, и Державной думой – своеобразным советом, каждый из пяти членов которого выполнял функции главы государства и правительства в течение одного года. Контрольные пожизненные функции принадлежали Верховному собору, надзиравшему за соблюдением конституции.

Эта конституция гарантировала всем гражданам России основные гражданские свободы, в том числе свободу от крепостной зависимости.

Анисимов Е.В. Императорская Россия. СПб., 2008 http://storyo.ru/empire/140.htm

СОЮЗ БЛАГОДЕНСТВИЯ

В 1818 г. вместо «Союза спасения» был основан «Союз благоденствия». Во главе его стояли те же лица, что и в прежней организации. Они образовали Коренную управу. Ей подчинялись местные «управы» – в Петербурге, Москве и некоторых других городах. Новый «Союз» носил более открытый характер. В нем состояло около 200 человек. В уставе («Зеленой книге») говорилось, что «Союз» считает своей обязанностью «распространением между соотечественников истинных правил нравственности и просвещения споспешествовать правительству к возведению России на степень величия и благоденствия». Одной из главных своих целей «Союз» считал развитие благотворительности, смягчение и гуманизацию нравов.

Судьба крепостного крестьянина и рядового солдата была в центре внимания «Союза». Его члены должны были делать достоянием гласности факты жестокого обращения с крепостными, «истреблять» продажу их поодиночке и без земли. Следовало добиваться устранения из армейской жизни произвола, жестоких наказаний, рукоприкладства.

Большое значение «Союз благоденствия» придавал гуманистическому воспитанию юношества. Члены «Союза», имевшие поместья, должны были открывать школы для крестьян. «Союз» ставил себе целью бороться против взяточничества, стремился к мирному разрешению возникающих в стране конфликтов, стараясь приводить к соглашению «различные племена, состояния, сословия». Развитие производительных сил Отечества тоже входило в цели «Союза». Его члены должны были способствовать внедрению передовых приемов земледелия, росту промышленности и ремесел, расширению торговли.

Для достижения своих целей члены «Союза» должны были активно участвовать в общественной жизни, в деятельности легальных научных, просветительных и литературных обществ. Предполагалось наладить издание собственного журнала.

Знакомство с «Зеленой книгой» показывает, что ее авторы были передовыми людьми – с широким кругозором и добрым сердцем. Существовала и вторая часть «Зеленой книги», известная лишь основному ядру общества. В ней были записаны его заветные цели – введение конституции и уничтожение крепостного права.

За короткое время своего существования «Союз благоденствия» успел сделать очень немногое из того, что было намечено. Его члены выступали за отмену крепостного права, некоторые из них старались облегчить положение своих крепостных. Иван Якушкин открыл школу в своем имении. Сергей Муравьев-Апостол, служивший в Семеновском полку, много сделал для того, чтобы облегчить жизнь солдата. Однако все его усилия пошли прахом, когда в Семеновский полк был назначен новый командир. Сразу же воцарились муштра и палочная дисциплина. В 1820 г. в полку произошли солдатские волнения. «Зачинщики» были жестоко наказаны, остальные солдаты разосланы по отдаленным гарнизонам.

Будущие декабристы не участвовали в этом выступлении, но кары коснулись и их. Большинство офицеров-семеновцев были срочно переведены в обычные армейские корпуса и высланы из столицы. 17-летнему Михаилу Бестужеву-Рюмину не разрешили даже заехать в имение, чтобы попрощаться с умирающей матерью. Вместе с Сергеем Муравьевым-Апостолом он был переведен на юг, в Черниговский полк. Среди солдат этого полка оказалось много бывших семеновцев. Павел Пестель в 1821 г. был произведен в полковники и назначен командиром Вятского полка, который располагался недалеко от Черниговского. Так оказались на юге многие участники тайного общества.

Между тем правительство оставило политику реформ и вступило на путь реакции. Стало очевидно, что организационное строение и программа «Союза благоденствия» не отвечают новым условиям. Вместо того, чтобы «споспешествовать правительству», надо было развернуть самостоятельную борьбу за обновление России. В 1821 г. тайный съезд «Союза благоденствия» в Москве объявил организацию распущенной. Руководители движения хотели организовать новое общество, способное к более решительным действиям.

Боханов А.Н., Горинов М.М. История России с начала XVIII до конца XIX века, М., 2001. http://kazez.net/book_98689_glava_109_%C2%A7_6._Pervye_organiza%D1%81ii_budu.html

ВЕТВИ ОДНОГО ЗАГОВОРА

Существование кружков оппозиционного характера можно было наблюдать уже тотчас по возвращении войск из заграничного похода. Первоначально они пользовались дозволенной тогда (до 1822 г.) в России масонской организацией, затем получили вид политических сообществ. Из нескольких таких сообществ выслежен был в 1816 г. большой "Союз спасения", или "Союз благоденствия", устав которого ("Зеленая книга") стал известен даже самому императору Александру. Слишком большая огласка союза повела в 1820–1821 гг. к его добровольному закрытию. Но, закрыв этот союз, его руководители составили новые союзы, более тайные и с более определенными программами действий. Это были союзы: "Северный" с Н. Муравьевым и Рылеевым во главе; "Южный", руководимый Пестелем, и "Славянский". Первый был умереннее прочих, высказываясь за монархическое начало; второй был республиканским, а третий отличался фантастическими крайностями. Во всяком случае все эти союзы были ветвями одного заговора, направленного к коренному перевороту.

Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории. СПб., 2000 Часть III. Время Александра I (1801–1825) http://magister.msk.ru/library/history/platonov/plats005.htm#gl21

«РУССКАЯ ПРАВДА» П. И. ПЕСТЕЛЯ

[…] § 6. Дворянство.

Дворянство есть то отдельное от массы народной сословие, которое свои особенныя имеет преимущества состоящия в следующих пяти предметах:

1) Дворянство обладает другими людьми как собственностью своею называя их своими крепостными е и право имеет составлять Майораты с разрешения Правительства.

2) Дворянство никакой подати не плотит и никаких вкладов в пользу общую не вносить.

3) Дворянство не подлежит телесным по суду наказаниям подобно прочим Росссиянам ниже за самыя ужаснейшияя преступления.

4) Дворянство не подлежит Рекрутскому набору и всякия звания и должностныя места в Государстве замещает за изключением прочих Россиян и

5) Дворянство называется Сословием Благородным имеет Гербы и присоединяет к сему различныя Титла.

Сии пять Преимуществ составляют Дворянство, в отношении к коему здесь употреблено слово преимущество а не слово право потому что упомянутые выгоды, коими пользуется Дворянство ни на какой предшествующей обязанности не основаны, ниже для исполнения какой либо обязанности нужными не бывают; почему и не могут правами быть признаны на основании §5 предисловия: тем более что сии Выгоды не только не основаны на предшествующих обязанностях, но даже напротив того от обязанностей избавляют и потому должны быть признаны Преимуществами а не правами.

Разсмотрим теперь должны ли таковыя преимущества в благоустроенном Государстве отдельному Сословию быть дарованы.

Первое. – Обладать другими Людьми как собственностью своею, продавать, закладывать, дарить и наследовать Людей на подобие Вещей, употреблят их по собственному своему произволу без предварительнаго с ними соглашения и единственно для собственной своей прибыли, Выгоды сии а иногда и прихоти есть дело постыдное, противное Человечеству, противное законам Естественным, противное святой Вере Християнской, противное наконец Заповедной воле ВсеВышняго гласящаго в священном писании что Люди пред ним все ровны и что одни Деяния их и Добродетели разницу между ими поставляют. И потому не может долее в России существовать позволено одному человеку иметь и называть другаго своим крепостным. Рабство должно быть решительно уничтожено и Дворянство должно непременно на веки отречься от гнуснаго преимущества обладать другими Людьми.

Нельзя ожидать чтобы нашелся хотя один довольно злосовестной Дворянин чтобы не содействовать всеми силами к уничтожению рабства и крепостнаго состояния в России; но ежели бы паче всякаго чаяния нашолся изверг которой бы словом или Делом вздумал сему Действию противиться или оное осуждать то Временное Верховное Правление обязывается всякаго таковаго Злодея безизьятно немедленно взять под стражу и подвергнуть его строжайшему наказанию яко Врага отечества и изменника противу первоначальнаго кореннаго права Гражданскаго. […]

П.И. Пестель Русская Правда http://vivovoco.rsl.ru/VV/LAW/VV_PES_W.HTM#3_4

ПРОЕКТ КОНСТИТУЦИИ НИКИТЫ МУРАВЬЕВА

Глава I О народе Русском и правлении

1. Русской народ, свободный и независимый, не есть и не может быть принадлежностью никакого лица и никакого семейства.

2. Источник Верховной власти есть народ, которому принадлежит исключительное право делать основныя постановления для самого себя. […]

Глава X. О верховной исполнительной власти.

101. Император есть: Верховный Чиновник Российскаго Правительства. Его права и преимущества суть:

1) Власть его наследственная по прямой линии от отца к сыну, но от тестя она не переходит к зятю.

2) Он соединяет в особе своей всю исполнительную власть.

3) Он имеет право останавливать действие законодательной власти и принуждать ее ко вторичному разсмотрению закона.

4) Он Верховный Начальник сухопутной и морской силы.

5) Он Верховный Начальник всякаго отделения Земских Войск, поступающаго в действительную службу Империи.

6) Он может требовать письменнаго мнения главнаго чиновника каждаго исполнительнаго департамента о всяком предмете, с его обязанностью сопряженном.

7) Ведет переговоры с иностранными державами и заключает мирные трактаты с совета и с согласия Верховной Думы, лишь только две трети присутствующих Думы на то согласились. Трактат, таковым образом заключенный, поступает в число Верховных законов.

8) Он назначает посланников, министров и консулов и представляет Россию во всех ея отношениях с иностранными Державами. Он назначает всех чиновников, о которых не говорено в сем Уставе.

9) Не может однако же помещать в трактатах статей, нарушающих права и состояние Граждан внутри отечества. Равным образом не может включать в оные без согласия Веча Народнаго условия напасть на какую-либо землю, не может уступить никакого участка земель, принадлежащих России.

10) Назначает судей верховных судебных мест с совета и согласия Верховной Думы.

11) Он наполняет все места, сделавшияся свободными, когда Народное Вече распущено, и дает от себя постановленным временным чиновникам Грамоты на сии места, которыя имеют силу до окончания перваго съезда Думы.

12 Он означает и постановляет по каждой отрасли дел или в каждом Приказе Главу […]

13) Он обязан при каждом съезде обеих Палат доставлять Народному Вечу сведения о состоянии России и представлять его суждению принятие мер, которыя ему покажутся необходимыми или приличными.

14) Он имеет право созывать обе Палаты и Верховную Думу в случае переговоров или суда.

15) Не может употреблять войска во внутренности России в случае возмущения, не сделав о том предложения Народному Вечу, которое немедленно обязано удостовериться посредством следствия в необходимости Военнаго положения. […]

18) Он принимает послов и уполномоченных иностранных Правительств.

19) Наблюдает за строгим исполнением общественных законов.

20) Дает Грамоты назначения всем Чиновникам Империи.

21) Ему дается титул Его Императорскаго Величества, никакой другой не допускается. Выражения: «Имянное повеление», «Высочайшее соизволение», «соизволение быть по сему» и т. п. уничтожаются, яко неприличныя и не имеющия никакого значения в земле благоустроенной.

22) Народное Вече определяет, с каким обрядом новый Император принимает сие званье.

23) Император при вступлении своем в правление произносить следующую присягу посреди Народнаго Веча: «Я клянусь торжественно, что буду верно исполнять обязанности Императора Российскаго и употреблю все мои силы на сохранение и защиту сего конституционнаго Устава России».

Декабри́сты - участники российского оппозиционного движения, члены различных тайных обществ второй половины 1810-х - первой половины 1820-х, организовавшие антиправительственное восстание 14 декабря 1825 и получившие название по месяцу восстания.

Начиная со второй половины 1810-х часть представителей русской интеллигенции, военных и дворян считали самодержавие и крепостное правогубительными для дальнейшего развития страны. В их среде существовала система взглядов, реализация которых должна была изменить устоироссийской жизни. Формированию идеологии будущих декабристов способствовали:

· знакомство многих офицеров, участвовавших в Заграничном походе русской армии для разгрома Наполеона, с политической и общественной жизнью в государствах западной Европы;

· влияние работ западных писателей эпохи Просвещения: Вольтера, Руссо, Монтескье, Ф. Р. Вейсса;

· несогласие с политикой правительства императора Александра I.

Идеология декабристов не была единой, но в основном была направлена против самодержавия и крепостного права. При этом Декабрьское движение было тесно связано с польскими тайными обществами, с которыми с 1824 года имело соглашение о совместном восстании.

Южное общество (1821-1825)

На основе «Союза благоденствия» 1821 года возникли сразу 2 крупные революционные организации: Южное общество в Киеве и Северное общество вПетербурге. Более революционное и решительное Южное общество возглавил П. И. Пестель, Северное, чьи установки считались более умеренными -Никита Муравьев.

В марте 1821 года по инициативе П. И. Пестеля Тульчинская управа «Союз благоденствия» восстановила тайное общество под названием «Южное общество». Структура общества повторяла структуру «Союза спасения». В общество привлекались исключительно офицеры, и в нём соблюдалась строгая дисциплина. Предполагалось установить республиканский строй путём цареубийства и «военной революции», то есть военного переворота. Политической программой Южного общества стала «Русская правда» Пестеля, принятая на съезде в Киеве в 1823 году.

Южное общество признало опорой движения армию, считая её решающей силой революционного переворота. Члены общества намеревались взять власть в столице, вынудив императора отречься. Новая тактика Общества потребовала организационных преобразований: в него принимались только военные, связанные преимущественно с регулярными частями армии; ужесточалась дисциплина внутри Общества; от всех членов требовалось безоговорочное подчинение руководящему центру - Директории.

Возглавлялось общество Коренной думой (председатель П. И. Пестель, блюститель А. П. Юшневский). К 1823 году в составе общества находилось три управы - Тульчинская (под руководством П. И. Пестеля и А. П. Юшневского), Васильковская (под руководством С. И. Муравьёва-Апостола иМ. П. Бестужева-Рюмина) и Каменская (под руководством В. Л. Давыдова и С. Г. Волконского).



Во 2-й армии независимо от деятельности Васильковской управы возникло ещё одно общество - Славянский союз, более известное как Общество соединённых славян. Оно возникло в 1823 году в среде армейских офицеров и насчитывало 52 члена, выступало за демократическую федерацию всех славянских народов. Оформившееся окончательно в начале 1825 года, оно уже летом 1825 года примкнуло к Южному обществу в качестве Славянской управы (в основном, стараниями М. Бестужева-Рюмина). Между членами этого общества было много предприимчивых людей и противников правила не спешить. Сергей Муравьев-Апостол называл их «цепными бешеными собаками».

Оставалось до начала решительных действий войти в сношение с польскими тайными обществами. Переговоры с представителем польскогоПатриотического общества (иначе Патриотического союза) князем Яблоновским вёл лично Пестель. Целью переговоров ставилось признать независимость Польши и передать ей от России провинции Литву, Подолию и Волынь., а также присоединение к Польше Малороссии..

Велись также переговоры с Северным обществом декабристов о совместных действиях. Соглашению об объединении препятствовали радикализм и диктаторские амбиции лидера «южан» Пестеля, которых опасались «северяне».

В то время, как Южное общество готовилось к решительным действиям в 1826 году, замыслы его были открыты правительству. Ещё до выезда императораАлександра I в Таганрог, летом 1825 года, графом Аракчеевым были получены сведения о заговоре, посланные унтер-офицером 3-го Бугского уланского полка Шервудом (которому впоследствии император Николай даровал фамилию Шервуд-Верный). Он был вызван в Грузино и лично доложил Александру Iвсе подробности заговора. Выслушав его, государь сказал Аракчееву: «Отпусти его к месту и дай ему все средства к открытию злоумышленников». 25 ноября 1825 года А. И. Майборода, капитан Вятского пехотного полка, которым командовал полковник Пестель, сообщил в письме разоблачительные сведения о тайных обществах. В разоблачении планов общества также участвовал А. К. Бошняк, служивший чиновником при начальнике Южных военных поселений графе И. О. Випе.



Ещё ранее, в 1822 г., в Кишинёве был арестован член «Союза благоденствия» офицер В. Ф. Раевский.

Северное общество (1822-1825)

Северное общество образовалось в Петербурге в 1822 из двух декабристских групп во главе с Н. М. Муравьёвым и Н. И. Тургеневым. Его составили несколько управ в Петербурге (в гвардейских полках) и одна в Москве. Руководящим органом являлась Верховная дума из трёх человек (первоначально Н. М. Муравьёв, Н. И. Тургенев и Е. П. Оболенский, позже - С. П. Трубецкой, К. Ф. Рылеев и А. А. Бестужев-Марлинский).

Программным документом «северян» была Конституция Н. М. Муравьёва. Северное общество по целям было умереннее Южного, однако влиятельное радикальное крыло (К. Ф. Рылеев, А. А. Бестужев, Е. П. Оболенский, И. И. Пущин) разделяло положения «Русской правды» П. И. Пестеля.

Краевед Якутии Н.С. Щукин в очерке «Александр Бестужев в Якутске» приводит высказывание последнего: «…целью нашего заговора было изменение правительства, одни желали республику по образу США; другие конституционного царя, как в Англии; третьи желали, сами не зная чего, но пропагандировали чужие мысли. Этих людей мы называли руками, солдатами и принимали их в общество только для числа. Главою петербургского заговора был Рылеев».

Академик Н.М. Дружинин в книге “Декабрист Никита Муравьёв” указывает на существующие в Северном обществе разногласия между Н. Муравьёвым и К. Рылеевым и говорит о возникновении в Северном обществе боевого течения, группировавшегося вокруг Рылеева. О политических взглядах участников этого течения Н. М. Дружинин пишет, что оно “стоит на иных социально-политических позициях, чем Никита Муравьёв. Это, прежде всего – убеждённые республиканцы”.

Академик М.В. Нечкина говорит о наличии «рылеевской группы» и делает следующий вывод: “Группа Рылеева-Бестужева – Оболенского и вынесла на себе восстание 14 декабря: она явилась тем коллективом людей, без деятельности которого выступления на Сенатской площади просто не произошло бы…”

В 1823-1825 гг. К. Рылеевым и А. Бестужевым были изданы три выпуска литературного альманаха «Полярная звезда», в которых содержались некоторые революционные призывы и идеи (к примеру в «Исповеди Наливайки» авторства Рылеева), из-за чего возникали проблемы с цензурой. В альманахе публиковались небольшие произведения А. Пушкина, Е. Баратынского, Ф. Глинки, И. Крылова, А. Грибоедова, А. Хомякова, П. Плетнёва, Сенковского, В. Жуковского и других. Многие из авторов так или иначе были связаны с декабристами. Вопрос о роли в деятельности Северного обществаА. С. Грибоедова и А. С. Пушкина, тесно общавшихся с его руководителями и пользовавшихся большим авторитетом среди вольнодумцев, до сих пор вызывает дискуссии в научных кругах.

Восстание на Сенатской площади.

Среди этих тревожных обстоятельств стали обнаруживаться всё яснее нити заговора, покрывшего, как сетью, почти всю Российскую империю. Генерал-адъютант барон Дибич, как начальник Главного штаба, принял на себя исполнение необходимых распоряжений; он отправил в Тульчин генерал-адъютанта Чернышева для ареста главнейших деятелей Южного общества. Между тем в Петербурге члены Северного общества решились воспользоваться междуцарствием для достижения своей цели водворения республики при помощи военного мятежа.

Отречение от престола цесаревича Константина и новая присяга при восшествии на престол императора Николая признаны были заговорщиками удобным случаем для открытого восстания. Чтобы избежать разномыслия, постоянно замедлявшего действия общества, Рылеев, князь Оболенский, Александр Бестужев и другие назначили князя Трубецкого диктатором. План Трубецкого, составленный им совместно с Батенковым, состоял в том, чтобы внушить гвардии сомнение в отречении цесаревича и вести первый отказавшийся от присяги полк к другому полку, увлекая постепенно за собой войска, а потом, собрав их вместе, объявить солдатам, будто бы есть завещание почившего императора - убавить срок службы нижним чинам и что надобно требовать, чтобы завещание это было исполнено, но на одни слова не полагаться, а утвердиться крепко и не расходиться. Таким образом, мятежники были убеждены, что если солдатам честно рассказать о целях восстания, то их никто не поддержит. Трубецкой был уверен, что полки на полки не пойдут, что в России не может возгореться междоусобие и что сам государь не захочет кровопролития и согласится отказаться от самодержавной власти.

Настал день 14 (26) декабря 1825; началось восстание, которое было в тот же день подавлено (расстреляно картечью). По данным чиновника С. Н. Корсакова, в этот день погибло 1 271 человек.

Восстание Черниговского полка

На юге дело также не обошлось без вооружённого восстания. Шесть рот Черниговского полка освободили арестованного Сергея Муравьёва-Апостола, который выступил с ними в Белую Церковь; но 3 января 1826 года были настигнуты отрядом гусар с конной артиллерией. Муравьёв приказал идти на них без выстрела, надеясь на переход правительственных войск на сторону восставших, но этого не случилось. Артиллерия дала залп картечью, в рядах Черниговского полка возникло замешательство, и солдаты сложили оружие. Раненый Муравьёв был арестован.

Тайное общество декабристов, созданное в марте 1821 г. на Украине по инициативе П.И. Пестеля на основе «Союза благоденствия». Члены общества – в основном офицеры. Структура общества повторяла структуру «Союза спасения». Политической программой была «Русская правда» П.И. Пестеля. На ее основе стремились к объединению с «Северным обществом». С 1823 г. поддерживали связь с Польским патриотическим обществом, в 1825 г. присоединили Общество соединенных славян. Члены общества принимали участие в восстании на Сенатской площади 14 декабря 1825 г. Было разгромлено после поражения восстания Черниговского полка. (См. схему «Тайные общества декабристов»)


Смотреть значение Южное Общество (1821-1825 Гг.) в других словарях

Общество — общества, обществ (общества, обществ неправ.), ср. 1. Совокупность определенных производственных отношений, образующая особую ступень развития в истории человечества.........
Толковый словарь Ушакова

Общество — Среда; круг знакомых.
Аристократическое, благовоспитанное (устар.), благоприличное (устар.), благородное, блестящее, большое, буйное, великосветское, веселое, воспитанное,........
Словарь эпитетов

Общество Ср. — 1. Совокупность людей, объединенных исторически обусловленными социальными формами совместной жизни и деятельности. 2. Круг людей, объединенных общностью положения,........
Толковый словарь Ефремовой

Акционерное Общество — Форма капиталистических предприятий, капитал к-рых составлен из взносов пайщиков, дающих право на получение ежегодной прибыли - дивиденда в соответствии с долей их........
Политический словарь

Глобальное Гражданское Общество — - организованное в глобальном масштабе объединение людей, которые независимо от национальной принадлежности или гражданства разделяют общечеловеческие ценности.........
Политический словарь

Гражданское Общество — - общество развитых социально-экономических, политических и духовно- нравственных отношений, высокой общей и социально- политической культуры, социальной и политической........
Политический словарь

Гражданское Общество — - (англ. civil society) совокупность отношений в сфере экономики, культуры и пр., развивающихся в рамках демократического общества независимо и автономно от государства. ........
Политический словарь

Индустриальное Общество — - тип общества, для которого характерны развитая система разделения труда при сильной его специализации, массовое производство товаров на широкий рынок, машинизация........
Политический словарь

Информационное Общество — - термин, применяемый для обозначения современного состояния индустриально развитых стран, связанного с новой ролью информации во всех сторонах их жизнедеятельности,........
Политический словарь

Конфликт И Общество — - совокупность проблем, характеризующих сложный процесс взаимодействия, зависимости и проявления конфликтов в общественной жизни. Социальный конфликт, как и любое........
Политический словарь

Местр (maistre) Жозеф (1754-1821) — - французский политический деятель и философ. Защищал консервативное католическое учение с государстве, М. полагал, что абсолютная власть над всеми народами земли принадлежит........
Политический словарь

Мультикультурное Общество — - согласно официальной эстонской версии, многонациональное общество, существующее и функционирующее при условии доминанты эстонской культуры.
Политический словарь

Общество — - результат распада общинных образований. В отличие от общины принципиально делимо на атомарных членов (индивидуумов).
Политический словарь

Общество Гражданское — - непосредственно неконтролируемая государством сфера жизнедеятельности индивидов.
Политический словарь

Общество Индустриальное — - характеризуется: 1) ролевым характером взаимодействия (ожидания и поведение людей определяются общественным статусом и социальными функциями индивидов); 2) развивающимся........
Политический словарь

Общество Открытое И Закрытое — - понятия, введенные К.Поппером, для описания культурно-исторических и политических систем, характерных для различных обществ на разных этапах их развития." Открытое"........
Политический словарь

Общество Постиндустриальное — - понятие, используемое в современной социологии и политологии для обозначения новой стадии общественного развития. Наиболее видные представители концепции О.п. - Д.Белл........
Политический словарь

Общество Потребления — - общество индустриально развитых стран, характеризующееся массовым потреблением материальных благ и формированием соответствующей системы ценностных ориентаций........
Политический словарь

Общество Традиционное — - характеризуется: 1) естественным разделением и специализацией труда (преимущественно по половозрастному признаку); 2) персонализацией межличностного общения (непосредственно........
Политический словарь

Открытое Общество — - тип общества, характеризующийся динамичной социальной структурой, высокой мобильностью, способностью к инновациям, критицизмом, индивидуализмом и демократической........
Политический словарь

Постиндустриальное Общество — - третья (после аграрного и индустриального обществ) ступень, стадия прогрессивного развития человечества и отдельных стран, отражающая для большинства мира........
Политический словарь

Посттоталитарное Общество — - собирательное политологическое понятие, обозначающее самые различные общественные устройства, возникающие в результате разрушения тоталитаризма, после него и на........
Политический словарь

Акционерная Компания, Акционерное Общество (с Неограниченной Ответственностью) — Форма коммерческой организации, сочетающая признаки корпорации и товарищества. В соответствии с законодательством США акционерные компании считаются корпорациями........
Экономический словарь

Акционерная Страховая Компания (общество) — Форма
организации страхового
фонда на основе централизации денежных средств путем продажи акций. Наиболее распространенный тип
страховщика в рыночной........
Экономический словарь

Акционерное Общество — -
компания, являющаяся юридическим
лицом,
капитал которой состоит из взносов пайщиков-акционеров и учредителей.
Форма
организации производства на........
Экономический словарь

Акционерное Общество (joint Stock Company) — Организационно-правовая
форма предприятия, которое по своим обазательствам отвечает только тем
имуществом, которое ему принадлежит. В таком обществе ведется........
Экономический словарь

Акционерное Общество (ао) — - хозяйственное
общество, уставный
капитал которого разделен на определенное число акций.
Акционеры не отвечают по
обязательствам АО и несут
риск........
Экономический словарь

Акционерное Общество (ао), Корпорация — - форма организации предприятия, при которой четко разделены два процесса: формирование капитала на основе продажи акций и функционирование исполнительных органов........
Экономический словарь

Акционерное Общество - Corporation Общество — уставный
капитал которого разделен на определенное число акций; участники акционерного общества (
акционеры) не отвечают по его
обязательствам и не несут........
Экономический словарь

Акционерное Общество Закрытого Т — в РФ
общество,
акции которого распределяются только среди его учредителей или иного заранее определенного
круга лиц. Такое общество не вправе проводить........
Экономический словарь

К. Кольман "Восстание декабристов"

Декабристы были «детьми 1812 года», именно так они называли себя сами.

Война с Наполеоном пробудила в русском народе, и в частности в дворянском сословии, чувство национального самосознания. То, что увидели они в Западной Европе, а также идеи Просвещения четко обозначили для них путь, который, по их мнению, мог избавить Россию от тяжелого гнета крепостного права. Во время войны они увидели свой народ совсем в другом качестве: патриотов, защитников Отечества. Они могли сравнить жизнь крестьян в России и в Западной Европе и сделать вывод, что русский народ достоин лучшей участи.

Победа в войне поставила перед мыслящими людьми вопрос о том, как должен дальше жить народ-победитель: все так же изнывать под ярмом крепостного рабства или же следует ему помочь сбросить это ярмо?

Таким образом, постепенно складывалось понимание необходимости борьбы с крепостным правом и самодержавием, которое и не стремилось изменять участь крестьян. Декабристское движение не было каким-то выдающимся явлением, оно проходило в общем русле мирового революционного движения. Об этом писал в своих показаниях и П.Пестель: «Нынешний век ознаменовывается революционными мыслями. От одного конца Европы до другого видно одно и то же, от Португалии до России, не исключая ни единого государства, даже Англии и Турции, сих двух противоположностей. То же самое зрелище представляет и вся Америка. Дух преобразования заставляет, так сказать, везде умы клокотать… Вот причины, полагаю я, которые породили революционные мысли и правила и укоренили оные в умах».

Ранние тайные общества

Ранние тайные общества были предтечами Южного и Северного обществ. Союз спасения был организован в феврале 1816 года в Петербурге. Само название общества говорит о том, что его участники своей целью ставили спасение. Спасение кого или чего? По мнению участников общества, спасать надо было Россию от падения в пропасть, на краю которой она стояла. Главным идеологом и создателем общества был полковник Генерального штаба Александр Николаевич Муравьев, ему в ту пору было 23 года.

Ф. Тулов "Александр Николаевич Муравьев"

Союз спасения

Это была малочисленная, замкнутая группа единомышленников, насчитывавшая всего 10-12 человек. Под конец своего существования она выросла до 30 человек. Главными членами Союза спасения были князь, ст. офицер Генштаба С.П. Трубецкой ; Матвей и Сергей Муравьевы-Апостолы ; подпоручик Генерального штаба Никита Муравьев ; И.Д. Якушкин, подпоручик Семеновского полка; М.Н. Новиков , племянник известного просветителя XVIII века, и Павел Иванович Пестель .

Основные цели их борьбы:

  • ликвидация крепостного права;
  • ликвидация самодержавия;
  • введение конституции;
  • установление представительного правления.

Цели были ясны. Но средства и способы добиться этого – туманны.

Но поскольку идеи декабристов были заимствованы у эпохи Просвещения, то средства и способы формировались именно из этих источников и состояли они не в захвате власти, а в воспитании прогрессивных общественных взглядов. И когда эти взгляды овладеют народными массами, то эти массы сами сметут правительство.

Союз благоденствия

Но время шло, появлялись новые идеи и установки, в соответствии с этим в 1818 г. было образовано другое общество – Союз благоденствия (на базе Союза спасения). Его организационная структура была сложнее, а охват действия намного шире: образование, армия, чиновничество, суд, печать и др. Во многом цели Союза благоденствия совпадали с государственной политикой России, поэтому организация не была полностью законсперирована.

Основные цели организации:

  • отмена крепостного права;
  • ликвидация самодержавия;
  • введение свободного и законного правления.

Но устав Союза благоденствия состоял из двух частей: основной и «сокровенной», которая была составлена позже.

Его программа:

  • уничтожение рабства;
  • равенство граждан перед законом;
  • гласность в государственных делах;
  • гласность судопроизводства;
  • уничтожение винной монополии;
  • уничтожение военных поселений;
  • улучшение участи защитников Отечества, установление предела их службы, уменьшенной с 25 лет;
  • улучшение участи членов клира;
  • в мирное время уменьшение численности армии.

В январе 1820 года на совещании в Петербурге был поставлен вопрос: «Какое правление лучше – конституционно-монархическое или республиканское?» Все единогласно выбрали республиканское правление.
Союз благоденствия впервые в истории русского революционного движения принял решение бороться за республиканскую форму правления в России. Изменение программы повлекло за собой и тактические изменения.

Созванный в 1820 году Московский съезд решил очистить движение от колеблющейся части, а также от радикальной. Общество Пестеля объявили распущенным.

Новые тайные общества

Южное общество декабристов

На основе «Союза благоденствия» в 1821 г. образовались две революционные организации: Южное общество в Киеве и Северное общество в Петербурге. Более революционное из них, Южное, возглавил П. Пестель. Тульчинская управа Союз благоденствия возобновила тайное общество под названием «Южное общество». Структура его была аналогичной структуре Союза спасения: в его составе — исключительно офицеры, строгая дисциплина. Предполагалось установить республиканский строй путём цареубийства и военного переворота. В состав общества входило три управы: Тульчинская (руководители П. Пестель и А. Юшневский), Васильковская (руководитель С. Муравьев-Апостол) и Каменская (под руководством В. Давыдова и С. Волконского).

Политическая программа Южного общества

"Русская правда" П.И. Пестеля

П. Пестель, сторонник революционных действий, предполагал, что во время революции потребуется диктатура временного верховного правления. Поэтому он составил проект с очень длинным заголовком «Русская Правда, или Заповедная Государственная Грамота Великого Народа Российского, служащая заветом для усовершенствования Государственного устройства России и содержащая верный наказ как для народа, так и для Временного Верховного Правления», или сокращенно «Русская правда» (по аналогии с законодательным документом Киевской Руси). Фактически это был конституционный проект. В нем было 10 глав:

— о земельном пространстве;

— о племенах, Россию населяющих;

— о сословиях, в России обретающихся;

— о народе в отношении к приуготовляемому для него политическому состоянию;

— об устройстве и образовании верховной власти;

— об устройстве и образовании местной власти;

— об устройстве безопасности в государстве;

— о правительстве;

— наказ для составления государственного свода законов.

При уничтожении крепостного права Пестель предусматривал освобождение крестьян с землей. Причем всю землю в волости он предлагал делить на две части: ту, которая является общественной собственностью, продавать нельзя. Вторая часть – это частная собственность, ее продавать можно.

Но, несмотря на то, что Пестель выступал за полное уничтожение крепостного права, он не предлагал отдавать всю землю крестьянам, частично сохранялось и помещичье землевладение.

Убежденный противник самодержавия, он считал необходимым физическое уничтожение всего царствующего дома.

При провозглашении республики все сословия должны быть уничтожены, ни одно сословие не должно отличаться от другого никакими социальными привилегиями, дворянство уничтожалось, все люди должны быть равноправными гражданами . Все должны были быть равны перед законом, каждый мог участвовать в государственных делах.

По конституции Пестеля, совершеннолетие достигалось к 20 годам. Пестель был сторонником федеративного устройства с сильной централизованной властью. Республика должна была делиться на губернии или области, области – на уезды, уезды – на волости. Главы – только выборные. Высший законодательный орган власти – Народное вече, которое должно избираться на 5 лет. Никто не имел права распустить вече. Вече должно было быть однопалатным. Исполнительный орган – Державная дума.

Для контроля за точным исполнением конституции Пестель предполагал власть блюстительную.

Конституция провозглашала неприкосновенное право собственности, свободу занятий, книгопечатания и вероисповедования.

Национальный вопрос: другие национальности не имели права отделения от Российского государства, они должны были слиться и существовать как единый русский народ.

Это был самый радикальный конституционный проект из всех существовавших на то время.

Но Россия еще не была готова жить по проекту Пестеля, особенно в вопросе ликвидации сословий.

Северное общество

П. Соколов "Никита Муравьев"

Оно образовалось весной 1821 года. Сначала состояло из 2 групп: более радикальной под руководством Никиты Муравьева и группы под руководством Николая Тургенева, затем они объединились, хотя радикальное крыло, в которое входили К. Ф. Рылеев, А. А. Бестужев, Е. П. Оболенский, И.И. Пущин, разделяло положения «Русской правды» П. И. Пестеля. Общество состояло из управ: несколько управ в Петербурге (в гвардейских полках) и одна в Москве.

Во главе общества была Верховная дума. Заместителями Н. Муравьева были князья Трубецкой и Оболенский, затем, в связи с отъездом Трубецкого в Тверь, — Кондратий Рылеев. Значительную роль в обществе играл И. Пущин.

Политическая программа Северного общества

Н. Муравьев создал свою конституцию. От своих республиканских воззрений он отказался и перешел на позицию конституционной монархии.

Крестьянский вопрос он предлагал решить следующим образом: от крепостной зависимости их освободить, но земли помещиков оставить за помещиками. Крестьяне же должны были получить усадебные участки и по две десятины на двор.

Только собственник земли имел право участия в политической жизни (избирать и быть избранным). Не имевшие недвижимости или движимости, как и женщины, лишались избирательного права. Лишались его и кочевники.

По конституции Никиты Муравьева, всякий, кто прибыл на русскую землю, переставал быть рабом (крепостным).

Военные поселения должны быть уничтожены, удельные земли (те, доход с которых шел на содержание царствующего дома) конфисковывались, их передавали крестьянам.

Все сословные названия упразднялись и заменялись званием гражданин. Понятие «русский» имело значение только в отношении гражданства России, а не национальное.

Конституция Н. Муравьева провозглашала свободы: передвижения, занятий, слова, печати, вероисповедания.

Сословный суд отменялся и вводился для всех граждан общий присяжных заседателей.

Император должен был представлять исполнительную власть, он должен быть главнокомандующим, но начинать и отменять войны права не имел.

Россия виделась Муравьеву федеративным государством, которое должно было делиться на федеративные единицы (державы), их должно было быть 15, в каждой – своя столица. А столицей федерации Муравьев видел Нижний Новгород, центр страны.

Верховный законодательный орган – Народное вече. Оно состояло из 2 палат: Верховной и Палаты народных представителей.

Верховная дума должна была законодательным органом, в том числе и осуществлять суд над министрами и всеми сановниками в случае их обвинения. Также она участвовала вместе с императором в заключении мира, в назначении главнокомандующих, и верховного блюстителя (генерал- прокурора).

Каждая держава также имела двухпалатную систему: палата выборных и Державная дума. Законодательная власть в державе принадлежала законодательному собранию.

Конституция Н. Муравьева, если бы она была введена, ломала все устои старого строя, она обязательно встретила бы сопротивление, поэтому он предусматривал применение оружия.

Вопрос об объединении Южного и Северного обществ

Необходимость этого понимали члены обоих обществ. Но прийти к общему мнению им было нелегко. У каждого общества были свои сомнения насчет отдельных вопросов конституций. Кроме того, даже сама личность П. Пестеля вызывала у членов Северного общества сомнение. К. Рылеев находил даже, что Пестель «человек опасный для России». Весной 1824 г. Пестель сам приехал к членам Северного общества с предложением принять «Русскую правду». На собрании звучали страстные споры, но в то же время этот приезд подтолкнул Северное общество к более решительным действиям. Обсуждали вопрос о подготовке выступления в Белой Церкви, где предполагался царский смотр в 1825 г. Но выступление могло быть только совместным: Северного и Южного обществ. Все согласились, что надо выработать общую программу: идея республики (вместо конституционной монархии) и Учредительного собрания (вместо диктатуры Временного революционного правительства) были более приемлемыми для большинства. Окончательно эти вопросы должен быть решить съезд 1826 года.

Но события стали развиваться по непредусмотренному плану: в ноябре 1825 г. внезапно умер император Александр I. Наследником престола являлся брат Александра Константин, который еще раньше отказался от правления, но это его решение не было обнародовано, и 27 ноября население присягнуло Константину. Однако он престола не принимал, но и формально не отрекался от императорского трона. Николай не дождался от брата формального отречения и объявил себя императором. Переприсяга должна была состояться 14 декабря 1825 г.

Создалась ситуация междуцарствия, и декабристы решили начать восстание — они еще раньше, при создании первой организации, приняли решение выступить в момент смены императоров. Этот момент теперь и наступил, хотя он был неожиданным и преждевременным.

В 1821 г. движение декабристов вступило в новую фазу: на севере и юге страны параллельно создаются вполне зрелые революционные организации, которые разрабатывают программы всеобъемлющего преобразования России и конкретные планы их осуществления.

Южное общество

Раньше, уже в феврале 1821 г. на юге, в Тульчине, сложилось Южное общество. Оно включало в себя три управы в небольших украинских городках. Центральной была Тульчинская управа, поскольку в Тульчине размещался штаб 2-й армии, дислоцированной на Украине. Возглавлял управу П. И. Пестель Во главе Васильковской управы стояли С. И. Муравьев-Апостол и М. П. Бестужев-Рюмин, а Каменскую управу возглавляли В. Л. Давыдов и генерал князь С. Г. Волконский.

Фактическим вождем Южного общества стал Павел Иванович Пестель

Пестель составил программу Южного общества - знаменитую «Русскую Правду», самый выдающийся памятник идеологии декабризма.

«Русская Правда» ставила перед декабристами две главные цели: во-первых, свергнуть самодержавие и установить республику в России, а во-вторых, отменить крепостное право. Для того чтобы сразу после революции не допустить восстановления старого режима, Пестель предлагал на время, пока не окрепнет новый порядок, вручить власть Временному верховному правлению с диктаторскими полномочиями, а затем Временное правление должно было передать всю полноту власти выборным органам. Высшим законодательным органом предполагалось однопалатное Народное вече, исполнительным - Державная дума, блюстительным - Верховный собор. Столицей Российской республики должен был стать Нижний Новгород - с учетом его географических выгод и в знак уважения к «древности нижегородской».

Сословные привилегии по «Русской Правде» уничтожались и все сословия сливались «в единое сословие - гражданское». Избирательными правами наделялись все россияне мужского пола с 20 лет без имущественного и образовательного ценза. Им гарантировалась свобода слова, занятий, вероисповедания. Вместо сословных судов (отдельно для дворян, горожан, крестьян, духовенства) вводился общий и равный для всех граждан суд присяжных. Крепостное право отменялось безусловно. «Дворянство должно непременно навеки отречься от гнусного преимущества обладать другими людьми», - гласила «Русская Правда». Крестьяне освобождались с землей без выкупа и получали по 10-12 десятин на семью, для чего Пестель наполовину урезал (хотя и не уничтожал) помещичье землевладение.

Автор «Русской Правды» считал, что «земля есть собственность всего рода человеческого», а не частных лиц, но, с другой стороны, «труды и работы суть источники собственности» и, стало быть» тот, кто обрабатывает землю, вправе владеть ею». Здесь налицо Два взаимоисключающих принципа. Пестель, однако, не стал исключать из «Русской Правды» один из них, а соединил оба. Вот как он это сделал. Вся земля в каждой волости делилась на два фонда - общественный и частный. Земли общественного фонда предназначались для производства «необходимого продукта» и не могли ни продаваться, ни закладываться. Из них каждый гражданин будущей республики получал бы надел. Этот фонд создавался за счет отчуждения половины всех помещичьих земель в стране. В крупных помещичьих имениях (больше 10 тыс. десятин) половина земли конфисковывалась безвозмездно, а в имениях до 10 тыс. десятин отбиралась за компенсацию деньгами или земельными участками в других местах. Что касается земель частного фонда (казенных и оставшихся частновладельческих), то они предназначались для производства «изобилия» и подлежали свободной купле-продаже.

Проект Пестеля был более радикален , чем реформа 1861 г., осуществленная почти полвека спустя на более высокой ступени экономического и политического развития России, в обстановке революционной ситуации. Вот конкретный пример. К 1861 г. крестьяне владели 1/3 частью всех обрабатываемых земель, причем в результате реформы 1/5 часть крестьянских наделов помещики отрезали себе. Пестель же предполагал отдать крестьянам 1/2 часть пригодной для обработки земли.

Прогрессивным для своего времени было и решение в «Русской Правде» национального вопроса. Хотя Пестель не признавал за народами России права на отделение, он уравнивал их в правах с русским народом как граждан единой (кстати, не федеративной, а унитарной) республики.

В целом «Русская Правда» Пестеля открывала перед Россией широкие возможности для перехода к началам демократии и правового государства. Но, даже оставшись нереализованной, она сохраняет историческое значение как первый в России проект республиканской конституции.

В качестве программы Южного общества «Русская Правда» была принята в январе 1823 г. После этого Пестель и его соратники занялись разработкой тактических планов, в первую очередь координацией действий Южного и Северного обществ с целью их объединения. Для этого в течение 1823 г. Юг послал на Север пять уполномоченных, которые, однако, не добились успеха. Тогда в марте 1824 т. в Петербург отправился сам Пестель.