Сергей Исаевич Уточкин 30 июня 1876 , Одесса - 31 декабря 1915 , Петроград) - один из первых русских авиаторов и лётчиков-испытателей; многосторонний и талантливый спортсмен - фехтовальщик, пловец, яхтсмен, боксер, футболист, вело-, мото- и автогонщик начала XX века. Велики заслуги Уточкина в популяризации авиации в России в 1910-1914 годы. Он совершил десятки демонстрационных полётов во многих городах Российской империи. Его полёты наблюдали будущие известные лётчики и авиаконструкторы: В. Я. Климов и С. В. Ильюшин (в Москве), Н. Н. Поликарпов (в Орле), А. А. Микулин и И. И. Сикорский (в Киеве), С. П. Королёв (в Нежине), П. О. Сухой (в Гомеле), П. Н. Нестеров (в Тбилиси), и др. «Из многих виденных мною людей он самая яркая по оригинальности и по духу фигура», - написал о нём редактор «Одесских новостей», писатель А. И. Куприн.

Биография

Ранние годы

Родился 12 июля (30 июня по старому стилю) 1876 года в Одессе, по адресу переулок Успенский дом 23. В церковной книге Успенской церкви Херсонской духовной консистории в Одессе сделана запись:

У одесского 2-й гильдии купца Исая Кузьмича сына Уточкина и его законной жены Аустиньи Стефановны, оба православные, родился сын Сергей.

Отец принадлежал ко 2-й купеческой гильдии, был успешным строительным подрядчиком. Родители Сергея Уточкина рано ушли из жизни, и он с двумя братьями воспитывался родственниками. В детстве испытал шок, в результате чего остался заикой на всю оставшуюся жизнь. Обучался в Одесском коммерческом училище Св. Павла, но в 15 лет оставил учёбу ради занятий спортом.

Спортивная карьера

Сергей Исаевич Уточкин в автобиографическом очерке «Моя исповедь», опубликованной в 1913 году, писал, что успешно занимался пятнадцатью видами спорта. Не обладая исключительными природными данными, он добился успехов в спорте благодаря трудолюбию и силе воли. Уточкин становился чемпионом Одессы в соревнованиях по конькобежному спорту, теннису, фехтованию, гребле, плаванию, боксу и борьбе. Самостоятельно строит яхту и побеждает на ней в парусных регатах, и даже опускается на дно моря в водолазном костюме. Становится одним из первых русских футболистов, выступая за любительскую команду Одесского британского атлетического клуба. В то время футбол в России культивировался в основном среди иностранцев, но Уточкин ломает эту традицию и основывает в Одессе два футбольных клуба и избирается капитаном одного из них. Одним из первых в России освоил роликовые коньки. Занимался джиу-джитсу, прыгал с парашютом; в дальнейшем - стал велогонщиком, мотогонщиком и автогонщиком.

Будучи разносторонним спортсменом, наибольших успехов добился как велогонщик. Писатель-одессит Валентин Катаев в своих воспоминаниях отметил: «Велосипед был его стихией». На рубеже веков в конце XIX - начале XX века Одесса была центром велосипедного спорта юга России. Весной 1890 года Уточкин становится членом Одесского общества велосипедистов-любителей, после чего в течение последующих двадцати лет многократно побеждает на соревнованиях в России и за её рубежами. Сергей Уточкин становился неоднократным чемпионом и рекордсменом России и завоевывал призы на международных соревнованиях в Европе. Зачастую Уточкин, уступая более именитым соперникам в опыте, добывал победу благодаря выдержке и выносливости, позволявшими ему сохранять силы для спурта на финише. Умение финишировать сделало Сергея Уточкина известным велогонщиком и в Европе. 1895-1905 годы стали временем огромной популярности велосипедного спорта в России, и Сергей Уточкин считался непревзойденным спринтером и был любимцем публики. Его другом был молодой велогонщик и цирковой артист Харитон Славороссов, впоследствии тоже ставший известным авиатором. По свидетельству самого Сергея Уточкина, именно навыки, полученные в ходе занятий спортом, помогли ему впоследствии самостоятельно и в короткие сроки освоить управление различными воздухоплавательными аппаратами, в первую очередь - аэропланами.

Начну с цитаты, которую многие наверняка знают.

«Считалось, что Одесса без Уточкина - не Одесса».
Он её гордость, её слава.

Представьте себе человека выше среднего роста, широкоплечего, на крепких ногах. Ярко-рыжие волосы, белесые ресницы, широкий нос и резко выступающий вперед подбородок. Он могуч - этот чудо-человек. Он храбр, он умен. Таких природа создает не часто. Он не просто спортсмен. Он лучший велосипедист, конькобежец, боксер, автомобилист, парашютист, летчик (один из первых в России). Как велосипедист он вне конкуренции, а что касается автомобиля, то он на машине съехал по одесской лестнице с бульвара в порт. При этом надо знать, какие автомобили в то время существовали. Когда на циклодроме гонки, одесские мальчишки пристраиваются на деревянном заборе вокруг всей дорожки, на всей дистанции идет ор: «Рыжий, нажимай!». «Ба-ба-ба-сявки», - на ходу кричит Уточкин и улыбается. Он уже далеко впереди своих конкурентов, и Одесса счастлива. «А рыжий-то не подкачал», - с удовлетворением говорят «болельщики».

Уточкин - заика, но какой! Если он начал кричать «босявки» на старте, то закончит это слово на финише. И, как не странно, его любят и за это. Кажется, если бы он говорил нормально, это был бы не Уточкин.

Он безмерно добр. Он может отдать всё, что у него есть бедной женщине… Но сам он глубоко несчастен. От него ушла жена к богачу Анатра»

Эти строки написал другой знаменитый одессит - Леонид Утесов, и написал так, что, по-моему, они исчерпывают целые книги, созданные о «рыжем псе» - Уточкине.

Имя Уточкина с детства знакомо каждому Одесситу. Оно всегда было окружено легендами и анекдотами, загадками, как принято в нашем славном городе. Об этом «академике спорта» написаны книги и сотни газетных очерков, снят кинофильм. «Я познакомился с ним на Большом Фонтане летом 1904 года и с тех пор никогда не мог себе вообразить Уточкина без Одессы и Одессу без Уточкина», - писал Куприн. Действительно, это был замечательный человек и выдающийся спортсмен. И все же… все же…

Если по большому счету, то Сергей Уточкин был выдающимся… неудачником. Трудно даже подсчитать, сколько раз он падал с велосипедом, с мотоциклом, с самолетом, сколько жизненных катастроф потерпел, сколько было на этом могучем теле шрамов и переломов. При этом, он по праву был любимцем публики, кумиром одесситов.

3 января 1916 года, на следующий день после его смерти, в «Южной мысли» появился некролог, подписанный известным спортивным журналистом Ю. Эмбросом: «Громадное большинство знало только Уточкина-спортсмена. Люди, знавшие его близко, с первых же моментов сближения вдруг убеждались,.. есть еще другой (выделено мной - Ф.З.), тщательно спрятанный от толпы. Мало кто знал мечтателя и романтика, влюбленного в солнце и море, искателя красоты в жизни, в котором было нечто от Дон-Кихота, нечто от Глана, нечто от античного философа-стоика… У его колыбели было много добрых фей, разбросавших свои дары, но злая фея их оплела нитью трагизма».

Когда-то замечательный историк В. Ключевский писал: «Чтобы сделать Петра великим, его делают небывалым и невероятным. Между тем, надо изображать его самим собою, чтобы он сам собой стал велик». Воспользуемся же квалифицированным советом.

Я хочу рассказать о другом Уточкине. Нет, я вовсе не собираюсь дегероизировать его - это просто невозможно. Но мне тошно читать, как многие авторы один за другим повторяют, что, мол, в царское время не смогли оценить такого героя. Вот, мол, если бы он жил при советской власти!.. Чепуха! И в наше время не так-то просто было «выбиться в люди». Я хочу рассказать о том, что всегда стыдливо обходили и до сих пор стараются обходить в публикациях о нашем Сереже. Потому что то, что с ним случилось, было фатально неизбежно. На роду, как говорится, было написано.

Я консультировался с квалифицированными психиатрами. Рассказывал им канву жизни человека, не называя его имени. И специалисты без всякого сомнения признали, не сговариваясь, что этот человек должен был кончить шизофренией, что это их пациент. Как сие не грустно. Потому что именно так и произошло в жизни. Более того, так в роду у них было. Старший брат Сергея Николай спился и стал городским сумасшедшим. Чаще всего его видели на Соборке у памятника Воронцова.

Итак, давайте пройдемся по малоизвестным эпизодам жизни Серея Исаевича Уточкина, национального одесского героя...

Сергей Уточкин родился 30 июня (12 июля) 1876 года в собственном доме отца в Успенском переулке № 23, который в то время принадлежал Параске Алейниковой.

Отец его Исай Козьмин Уточкин принадлежал ко 2-й купеческой гильдии и был удачливым строительным подрядчиком, мать звали Лустиньей Стефановной. Крестными Сережи в Успенской церкви были купец 2-й гильдии Дмитрий Федорович Алексеев и жена купца Параска Азафьевна Алейникова, домовладелица. После её смерти Исай Уточкин приобрел дом и оставил его в наследство сыновьям. Родители рано ушли из жизни, и Сергей, как и его братья Николай и Леонид, фактически, росли и воспитывались «в людях». Сперва, правда, это была двоюродная сестра, потом - чужие люди, которые брали мальчика пансионером на деньги, оставленные отцом.

Ещё в детстве с Сережей стряслось то, что наложило неистребимый отпечаток на его личность. Сергей жил на пансионе у преподавателя Ришельевской гимназии некоего Краузе - неизлечимого алкоголика с кучей детей. Однажды хозяин дома пропал, и несколько дней о нем не было ни слуху, ни духу. Случайно жена поднялась на чердак - он висел там в петле. Женщина обезумела и, схватив большой кухонный нож, перерезала своих детей. Серёжа проснулся от диких криков, увидел на полу и постелях лужи крови, безумные глаза женщины, и спасся чудом. Вот с тех пор он и стал заикаться. Но, конечно, только заиканием не обошлось. Любой мало-мальски толковый психиатр скажет вам, что этот эпизод должен был обязательно отложиться рубцами в сознании ребенка. Известно, что пережитое в детстве не проходит бесследно, и впоследствии может отразиться на судьбе человека самым губительным образом. Потом, когда началась полоса неудач, у Уточкина выработалась мания преследования.

Вспоминая свое детство, он писал, вернее, диктовал воспоминания Я.М. Вульфсону, который и опубликовал их в газете П. Пильского «Одесский понедельник». Однажды, сговорившись с двоюродным братом Спиркой, мальчишки натянули вечером на улице канат на один фут над землей. И, сидя в засаде, наблюдали, как споткнулись и полетели на брусчатку мостовой две дамы и сопровождавший их офицер. Сприрка тут же дал деру со страху, а Сережа, по его собственным словам, «умирал от смеха. Смеялся бесстыдно и громко - смеялся до того, что не мог встать». Это, по-вашему, нормально?

В Крыму, куда его привезла сестра, Сережа стал присматриваться к крылу ветряной мельницы - «А не попробовать ли полететь на нем?» - мелькнула мысль. С первого захода он не удержался и упал на землю. Но во второй раз, крепко вцепившись в шершавые деревянные брусья и нахватав заноз в ладони, мальчик взлетел и сделал пару кругов, испытав ни с чем не сравнимое наслаждение. Это был первый полёт и первое падение. Но ощущение полета осталось в крови.

В другом некрологе, подписанном психиатром М.И. Радецким, читаем:
«Я знал Сережу Уточкина с детства. Он проживал у покойного моего приятеля приват-доцента Шульгина, который репетировал Сережу… Вскоре он приобрел себе велосипед, и школьные занятия стали отходить на задний план… Здесь надо сказать, что Уточкин-старший оставил трём сыновьям неплохое состояние. Но, зная их характеры, он завещал выдавать им содержание годовыми порциями. Вот на эту выдачу и смог мальчишка приобрести «велоцикл», как тогда называли эту машину, что стоила в те поры большие деньги. Спустя некоторое время он оставил коммерческое училище (Св. Павла) и занялся специально велосипедным спортом. Я предостерегал Сережу, но он ответил:

Я не хочу быть философом… Я - спортсмен».

Так с пятнадцати лет он действительно стал профессиональным спортсменом, начав на циклодроме. Утёсов перечислил все виды спорта, которыми занимался Уточкин - не стану повторяться. Но, обратите внимание - все эти виды спорта - борьба. Вот что было главным в жизни Уточкина. Он был прирожденный боец.

Он самостоятельно соорудил себе яхту, которую обозвал нестандартным именем «Баба Ягуржъ», и увлекся морским спортом. Не раз рисковал жизнью. Однажды яхта перевернулась, накрыла нашего яхтсмена корпусом, и он снова спасся чудом. Надо полагать, именно к тому времени относится постановление Императорского яхт-клуба о воспрещении Уточкину принимать участие в морских гонках, что отыскалось в Одесском областном архиве.

Что ж, он нашел себе новое применение. Г. Алексеев, известный конферансье, уверяет, что Уточкин на треке пытался взлететь на …автомобиле. Приделал крылья, разгонялся, и, действительно, на несколько секунд машина зависала в воздухе, потом шлепалась на землю и снова подпрыгивала. Вскоре известный одесский богач и издатель «Южной мысли» барон С.И. Ксидиас купил первый в России «Фарман», и Ефимов, который полгода учился летать на фирме в Париже, совершил первый в Одессе и в России полет на ипподроме. На следующий день Уточкин выпросил у Ксидиаса разрешение, сел в аэроплан и взлетел без всякой подготовки. Неужели ему хватило тех «подскоков» на автомашине, чтобы почувствовать воздух? Правда, полет был не шибко удачным, машину при посадке он слегка подломал, но ведь это был экспромт. Нет, что ни говорите, а Уточкин был летчик милостью Божьей.

В 1902 году в одесском журнале «Спортивная жизнь» (Да-да, представьте, был такой) тот же Ю. Эмброс в статье «Уточкиниана» писал: «Полеты в пятницу, полеты в субботу, в воскресенье полеты, полеты соло, полеты с пассажирами, полеты на ипподроме, полеты на улице - чем, скажите, Одесса не аэрополис? И всё это делает один человек. Но этот человек, Сергей Исаевич Уточкин, не только полеты делает, он еще сам свой аэроплан делает».

Действительно, Уточкин возил на ненадежных «этажерках» пассажиров. Таких, как Куприн - даром, других - за деньги. Однажды его пассажиром оказался какой-то полицейский чин, который явно трусил и от страха всё время потел.

Отчего так тяжело? - спросил он.

А вы бы сняли с фуражки кокарду… - посоветовал Уточкин. - Ув-веряю вас, будет всем легче!

Во всех известных сочинениях нам представляют Уточкина как неподкупного спортсмена. Но вот Алексеев рассказывает: «Однажды Уточкин проиграл заезд какому-то иностранному негру. И сам смеялся:

Фффот, сегодня этими руками я сделал мирового чемпиона - победителя Уточкина, а послезавтра я ему сопли утру! А пока что сбор будет полный. Как же, Уточкин, фффот, запросил реванша!».

Что делать? Законы капитализма суровы - не умеешь заработать копейку - выбросят на свалку и даже не вспомнят. Приходилось крутиться и Уточкину. Именно законами капитализма и объясняют все советские авторы неудачи Уточкина. Дескать, не был он тем волком, который мог рвать горло соперникам. Не был! Все, кто знал Уточкина, подчеркивают, что он был очень добрым человеком. Это преотлично понимали женщины, животные и мальчишки. В Одессе его обожали. Рисовали на него карикатуры, благо, его долгорукая фигура и лицо в шрамах прямо просились на карандаш, писали на него памфлеты и пародии. Вот, к примеру, пародия, напечатанная в одесском журнале «Крокодил» с подписью Ксеркс:

«Когда я рождался, я закричал:

Х-о… дду-у!

И с тех пор я всегда и везде кричал: «Ходу!».

Сперва я был героем Одессы.
Теперь я герой мира.
Сперва я работал только ногами! Потом - головой!
Настали трудные времена, и я работаю и головой, и ногами, и руками…
Я - Авиатор.
Было время, когда я летал только от Фанкони к Робина. Теперь я летаю даже над Хеопсовой пирамидой!
Конечно я, как Аполлон, - только немножечко наоборот. Но, очевидно, сила не в красоте, ибо я - герой дам…
Я езжу на: велосипеде, автомобиле, воздушном шаре, аэроплане, дрожках, и даже хожу…
Отец мой был г. Аэроклуб. Мамаша - велосипедная шина. А братья мои: одного зовут Пропеллер Исаевич, а другого Бензин Исаевич, а третьего Блерио Исаевич…
Убивался я 42 раза… Разбивался же 2 миллиона раз. Я выломал себе 84 ноги, 129 рук, а прочих частей тела - и не счесть…
Видеть меня можно: в воздухе с восьми часов утра до четырех часов дня. Остальное время - у Робина…
Одно время я хотел сам изобрести аэроплан… Очевидно, ноги у меня талантливее головы, и какой-то Фарман перебил у меня идею.
В общем, я - самый популярный человек в Одессе, - конечно, из лиц артистического мира.
Первый - Макс Линдер.
Второй - Марьяшес.
Третий - Я…

Я летал над морем, над собором, над пирамидами. Четыре раза я разбивался насмерть. Остальные разы - «пустяки». Питаюсь только воздухом и бензином… Разбил все аппараты. Но - главное - мой головной мотор еще хорошо работает, и я выдумаю что-нибудь ещё…

В общем, я счастливейший из одесситов…

Живу с воздуха!.. И не нуждаюсь в больницах».

К сожалению, с больницами ему пришлось основательно познакомиться.

К. Чуковский рассказывает в «Дневнике»: «Однажды Ольдор в «Одесском листке» написал некую кляузу об Уточкине… Уточкин его поколотил. Встретив Уточкина, я с укоризной:

Как вы могли побить Омегу?

Вот так, - ответил Уточкин, думая, что я спрашиваю его о технике битья. - Я вв-ошел в редакцию, встретил м-м-мадам На..на..на…Навроцкую, поцеловал у нее ручку, иду дальше: - Кто здесь Омега? - я Омега - Я взял Омегу - вот так, положил его на левую руку, а правой - вот так. Вот так - отшлепал его и ушел. Иду по лестнице. Навстречу мне мадам Навроцкая. У вас, говорит, галстух съехал назад. Поправляю галстух и ухожу…»

Сергей любил покрасоваться перед женщинами. Тот же Алексеев рассказывает, как однажды он сидел в кафе с дамой, и к ним подсел Уточкин. Его представили, дама ему приглянулась, и он стал рассказывать спортивные анекдоты. Алексеев не ревновал - женщины его никогда не волновали. Уточкин вытащил у дамы из шляпы большую шпильку. Здесь надо сказать, что такие длинные шпильки в дамских шляпах, вошедшие в моду в 1913 году, послужили уже причиной ранения нескольких пассажиров трамваев. Потому Одесская Городская управа приняла постановление: «Вменить служащему персоналу электрического трамвая обязанность не допускать в вагоны лиц, у которых острые концы шляпных шпилек не защищены предохранителями». Вот Уточкин и стал обыгрывать этот казус:

Ну-у… И для чего эт-то выдумали? Чтоб нам, мужчинам, фффот, глаза выкалывать?

И проткнул шпилькой себе обе щеки, а на торчащие концы повесил по две черешни.

Сергей Исаевич, что вы делаете? - заметушилась дама. - Ведь больно!

Мне больно не бывает, я, фффот, дубленый и весь, фффот, исколотый и избитый.

Но вы бы хоть промыли… Бактерии разные…

А меня бактерии не берут. Я, фффот, сам опасный».

Спросите у врачей - они вам скажут, что у всех психических больных резко снижен порог болевой восприимчивости.

Уточкин летал не только в нашем городе. Он демонстрировал полеты на аэроплане в Тифлисе и Египте, в Париже, Тамбове - в 70 городах мира. Он падал в Екатеринославе, Петербурге, Новгороде и Москве. Московское скаковое общество на общем собрании 12 мая 1910 года преподнесло Уточкину жетон с надписью: «Первому русскому авиатору в Москве». А Московское общество воздухоплавателей, устраивавшее в Москве школу воздухоплавателей, обратилось в Уточкину с предложением «принять на себя преподавание в этой школе». Во время своих странствий по миру Уточкин в Египте сошелся с туземцем-полицейским, который угостил его гашишем. Падкий на новые ощущения, Уточкин увлекся этим зельем и даже привез с собой достаточный запас. «Потом он перешел на кокаин, сыгравший, как известно, роковую роль в жизни Уточкина», - писал известный одесский журналист Петр Пильский. Уточкин предлагал и Пильскому попробовать кокаин и гашиш.

Вы напишете потом статью «Под гашишем», а если не понравится, то «Без гашиша».

«…границы здоровья и болезни у Сергея Уточкина, - писал в «Одесских новостях» Пильский, - так тонко были стерты, так неотчетливы, так терялись и пропадали. Его суматошливая, какая-то бешено прыгающая мысль никогда не знала ни устали, ни покоя, ни последовательности. Прыгала. Бросалась. Взлетала. Меняла дороги. Кружилась вьюгой». Когда он участвовал в гонках на парижском циклодроме, Уточкин взял подряд два приза в 800 и 250 франков. Но был за что-то оштрафован на 200 франков. Объясняясь с администратором гонок, Сергей пришел в ярость и крикнул:

Vous etes voleur! (Вы вор!)

И его сняли с участия в гонках на гран-при.

Во время потемкинских событий в Одессе, когда полиция спровоцировала еврейские погромы, Уточкин на улице стал грудью перед толпой, собравшейся линчевать старика-еврея. И получил нож в спину.

Куприн пишет: «Он рассказывал мне: «И, фффот я слышу сзади… «Не бей! Эт-то наш…Уточкин!». Но было поздно. Я чувствую, как будто у меня в спине сквозняк. Это меня ударили ножом. Я потом семь недель лежал в больнице». Между прочим, после этого случая к нему в больницу явились именитые одесские евреи «благодарить».
Уточкин категорически отказался от денег.
- Я - человек, и считаю еврея человеком!

В ноябре 1911 года, когда шла итало-турецкая война, Уточкин предложил турецкому военному министерству свои услуги по созданию школы авиаторов. У него были в то время два собственных «Фармана» и один «Блерио». Надо полагать, не столько турки отказались от его услуг, но российские власти, что зарились на проливы и не желали победы и усиления Турции, запретили Уточкину эту авантюру.

Уточкин жил тогда на Канатной во 2-м номере. 18 ноября 1911 года он возвращался домой, как всегда поздно. Дело в том, что он частенько засиживался у Фанкони или Робина. Алексеев пишет: «Когда он вечером приходил в ресторан, то без четверти двенадцать знакомые вынимали из карманов часы и наблюдали: все - и посетители и официанты - знали, что к двенадцати Уточкин приклонит свою буйную головушку и тут же за столом на 15-20 минут крепко заснет. А потом, хоть до утра!». Наверное, это был один из таких случаев.

Только Уточкин поднялся по спуску и поравнялся с Училищем торгового мореплавания, как навстречу ему попался босяк.

Барин, дай на приют!

Уточкин тут же дал ему 30 копеек.

Давай шапку! - обнаглел босяк. И сорвал шапку с головы Уточкина.

Сергей сшиб его с ног и отобрал свою шапку. Но в это время другой босяк подкрался сзади и ударил его железным прутом в правый бок. Как раз по тому месту, которое было сильно ушиблено во время падения аэроплана в перелете Москва-Петербург. И всё же, преодолевая боль, Уточкин схватил его за грудь и рванул. В это время подбежал третий босяк, замахнулся на Уточкина, но узнал его и остановился:

Стой, не трогай, это - Уточкин!

Даже у одесских босяков были в то время представления о чести и совести. Не в пример нынешним бандитам. Тогда существовало табу на грабеж врачей, учителей, артистов, журналистов и вообще известных в городе людей.

Босяки убежали, а Уточкин пытался отдышаться минут десять на поребрике тротуара, не в силах сдвинуться с места. Потом всё же добрел до дома, сделал себе укол морфия и уснул, когда стихла боль. Днем доктор И.Ф. Сабанеев установил у него надломы ребра и позвонка. Об этом сообщали одесские газеты того времени.

А Уточкин после этого эпизода пришел к Пильскому и стал жаловаться, что его избила …полиция. И просил заступиться за него в печати.

«Лебединой песней Уточкина был перелет Москва-Петербург, окончательно доконавший его и сломивший его силы. Скверно организованный английским шпионом Сиднеем Рейли, этот перелет был встречен российскими авиаторами крайне холодно. Накануне отлёта авиаторы вообще «забастовали». Но тут Уточкин заявил, что полетит хоть один, во что бы то ни стало. И перелет состоялся. Уточкин горел от нетерпения, и когда был дан старт, первым сорвался с места и без очереди взвился в облака впереди Васильева, которого числил своим главным соперником. В Новгороде он потерпел первое крушение. Привел кое-как в порядок машину и бросился догонять Васильева, который пролетел над ним. И… потерпел второе крушение. На этот раз наш авиатор тяжело пострадал и в дальнейшем никак не мог оправиться. Долго, всеми забытый, Уточкин валялся в какой-то заштатной лечебнице, пока его не доставили в Одессу. У него были сломаны ребра и туго забинтованы ноги. «И вообще это был уже не тот Уточкин, - писал одесский журналист. - Из больницы вышел тихий, хмурый и как бы прибитый обыватель. Он с бесконечной подозрительностью и мнительностью смотрел на всех окружающих». Начала проявляться мания преследования.

Друзья договорились поместить его в психиатрическую клинику, обманом заманили в машину, повезли. Но он звериным чутьем почуял, что происходит, на ходу выпрыгнул из автомобиля, как кошка, и скрылся в кустарниках. Найти его тогда не удалось. Вскоре он уехал в Петербург. 28 июля 1913 года в «Одесских новостях» появилась заметка «Болезнь Уточкина»: «Уточкин, окончательно погубленный кокаином, дошел в Петербурге, куда уехал, до таких эксцессов, что его пришлось поместить в психиатрическую лечебницу».

«Когда появились первые слухи о сумасшествии Уточкина, - писал Куприн, - я не хотел им верить. Более спокойного, уравновешенного, хладнокровного человека я никогда не видел в жизни. (Надо вспомнить, что Куприн однажды летал с Уточкиным на воздушном шаре над Одесским заливом, когда они поднялись с площадки над морем за дворцом Софьи Потоцкой, и напечатал тогда прекрасный очерк «В полете». Правда, Утесов утверждает, что очерк самого Уточкина больше понравился одесситам - Ф.З.). Всё что угодно, только не безумие!».
По почину Куприна газета «Речь» объявила подписку для Уточкина, то же сделало по почину В. Коралли «Вечернее время». Открыли подписку и другие газеты. Люди приносили кто рубль, кто 25 рублей. «Одесские новости» сообщали, что за первый же день собрали 139 рублей 55 копеек.

Снова слово Алексееву. «В Петрограде во время спектакля в «Литейном театре» приходит ко мне за кулисы Сергей Исаевич. Я в то время гримировался, и отвечать на его вопросы и реплики мне было трудно, но он в этом и не нуждался, говорил он один. Речь его всё убыстрялась, и жаловался он на интриги, на то, что все сговорились мешать ему, от мелких чиновников до царских приближенных…

А вчера, - спешил договорить он, потому что помощник режиссера уже торопил меня на сцену, - вчера пришел ко мне в гостиницу великий князь для переговоров о полетах. Я ещё спал. Спустил с постели грязные ноги и стал разговаривать. Сесть не предложил и всячески высказывал ему своё неуважение…

По тому времени всё это звучало абсолютно неправдоподобно. Но Уточкин никогда не врал и не хвастал. А через несколько дней всё выяснилось.

Я встретил его на Невском. Он был более порывист, ещё сильнее возбужден. Мысли догоняли и перегоняли одна другую. Вдруг он закричал, заулюлюкал и побежал вперед… Потом остановился, сел на извозчика… потер лоб рукой… соскочил… пошел обратно, мне навстречу, пристально, как-то подозрительно всмотрелся в меня, узнав, радостно улыбнулся и заговорил о моем спектакле. Говорил спокойно, весело, иронично, но когда я неосторожно спросил о его полетах, он без всякого перехода заспорил с кем-то, страстно, злобно и забормотал, забормотал… Быстрей… быстрей… быстрей… И побежал-пошел вперед, смешался с толпой, исчез…».

Увы, клиническая картина! Уточкин был помещен в больницу Всех Скорбящих на 11-й версте. Петербуржцы знали, что это - сумасшедший дом.

И всё же он выбрался в тот раз из клиники и вернулся в родную Одессу. Надо было как-то жить и зарабатывать. И вот 4 мая 1913 года в «Южной мысли» появилось объявление на первой полосе: «Театр миниатюр». Сегодня прощальный бенефис Г.К. Георгиева. Только один вечер с участием Виктора Петипа - один номер с участием Я.Д. Южного, Д.Т. Арсикова и Сергея Уточкина». Что он там представлял - Бог весть…

Согласно сообщениям одесских газет, в ноябре 1913 года Уточкин был заключен в лечебницу доктора Штейнфинкеля на Среднефонтанской дороге. Консилиум светил поставил диагноз: тяжелое нервное расстройство на почве употребления наркотических веществ.

26 ноября в квартиру присяжного поверенного А.А. Богомольца постучался Уточкин. В руках у него была… изогнутая вилка, с помощью которой он, отличный механик, открыл замок в дверях клиники. Он попросил одолжить ему… галстук.

Надел его и ушел.

Как потом выяснилось, Уточкин отправился в коммерческий клуб на улице Гоголя, где тут же уселся за карточный стол. У него в кармане был один рубль, но вскоре Сергей наиграл полсотни целковых. В это время в клинике его хватились и стали искать. И нашли, конечно. Но умный врач велел пока его не трогать.

Поставьте у двери клуба авто!

Действительно, проигравшись в дым, Уточкин вышел из клуба в полном расстройстве и сам уселся в машину. Его и отвезли куда следовало.

Вскоре ему пришлось испытать еще одно потрясение. 28 декабря в клинике вспыхнул пожар в три часа ночи. Больных, правда, тут же вывели в безопасное место, но огонь бушевал целый час.

23 февраля 1914 года Уточкина перевезли из лечебницы доктора Штейнфинкеля в психиатрическую колонию в Костюженах. Во-первых, врачи признали его безнадежным в смысле выздоровления, а, во-вторых, за него некому было платить. Он был уже совершенно неузнаваем, поседевший, в бредовом состоянии. Его обычно маленькие глаза расширились и производили жуткое впечатление. Взгляните на портрет Уточкина, выполненный карандашом художника Н. Кузнецова, сделанный в последние годы жизни Сергея Исаевича. Разве не безумны глаза этого человека?

Уточкин умер в конце войны 3 января 1916 года. И потому некрологи его затерялись в сводках с фронта и прочих актуальных новостях. Уточкин, увы, был уже не актуален. Неблагодарная публика легко забывает своих кумиров. В первом официальном сообщении было указано, что Уточкин умер от воспаления легких. На самом же деле - от кровоизлияния в мозг, от инсульта, как мы теперь говорим.

«Удивительно, что никто не заметил, - писалось в одном из некрологов, - что весь путь Уточкина был сплошным ГЕРОИЗМОМ ОТЧАЯНИЯ. Этот человек все время жил в МИРЕ СТРАХОВ и искал ОПАСНОСТИ. Всё время думал о РОКОВОМ и дружил с РИСКОМ. Стоял в этом мире, окруженный ПРИЗРАКАМИ, и отгонял их УЖАСОМ. Но чем дальше, тем КРУГ СМЫКАЛСЯ».

Я пытался рассказать о другом Уточкине, о том, что раньше прекрасно знали, но стыдливо умалчивали. Вы уж простите меня, одесситы!

В прошлом году Уточкину, наконец, поставили в Одессе памятник. Он стоит молодой и красивый на площадке кинотеатра, который он сам назвал когда-то «Кино-Уточ-Кино».

Феликс ЗИНЬКО (Германия)

Сергей Исаевич Уточкин
(12.07.1876 года - 13.01.1916 года)

Сергей Уточкин был замечательным пловцом и яхтсменом, фехтовальщиком и боксером, конькобежцем и бегуном, но особенно прославился как велосипедный гонщик. В течение 17 лет не сходил он с трека и одержал бесчисленное множество побед в России и за границей.

С велосипеда Уточкин пересел на автомобиль, участвовал в автогонках, ставил рекорды скорости. О его безумной езде знали все одесские городовые. Потом Сергей увлекся воздухоплаванием. Со своим воздушным шаром он отправился в Египет и летал над древними пирамидами и пустыней Сахарой.

Когда родилась авиация, Уточкин только и думал о том, как научиться летать на крылатой машине. Аэропланы держались в воздухе уже по часу и более, француз Луи Блерио перелетел через пролив Ла-Манш, а в России все еще не было своих авиаторов. Наконец весной 1910 года в Одессе состоялись полеты первого русского летчика Михаила Ефимова. Он только что вернулся из Франции, где научился летать. Полеты его произвели настоящий фурор. Это еще более укрепило горячую мечту Уточкина.

К счастью, самолет в Одессе был - биплан Фармана. И вот в один прекрасный день Уточкин сел на этот самолет, похожий на огромный коробчатый змей, взлетел и совершил полет без всякого инструктажа - редкий случай в истории авиации. Он стал вторым русским пилотом. С тех пор началась у него новая и очень напряженная жизнь.

Конечно, ему не раз приходилось переживать смертельно опасные минуты. В Екатеринославе ветер бросил аэроплан на деревья. В Ростове из-за остановки мотора машина упала и едва не погубила пилота. Опасное падение произошло также недалеко от Бендер. Но роковая авария произошла в июле 1911 года во время перелета Петербург - Москва.

Это был первый в России дальний и крайне трудный перелет. В нем приняли участие девять авиаторов, но долетел лишь один - Александр Васильев.

"Еду в Москву чай пить!" -озорно прокричал Уточкин, взлетая. Однако попить чаю в первопрестольной ему не удалось. Он уже миновал Новгород и подлетал к Крестцам, когда пропеллер разлетелся на куски! Надо было идти на посадку. Спуск вышел неудачным. Самолет врезался в крутой берег реки. Уточкин успел выпрыгнуть из машины, но был задет крылом и без чувств упал в воду. Его спасли крестьяне. Увечья, полученные им, оказались серьезными: переломы ноги, руки, ключицы, тяжелые ушибы грудной клетки и головы.

Теперь больной, изувеченный, он вдруг остался один, без гроша в кармане и даже без крыши над головой. В личной жизни авиатора также случилась драма. Любимая женщина, жена, оставила его и ушла к богатому одесскому финансисту и заводчику.

Еще в больнице, дабы умерить у изувеченного авиатора ужасные боли, врачи впрыскивали ему морфий, давали кокаин. Выйдя из лечебницы, Уточкин уже не расставался со шприцем и баночкой с кокаином.

Переехав в Петербург, Уточкин безуспешно пытался найти работу. Немного зарабатывал бильярдом - благо мастерски владел кием. Однажды получил гонорар за воспоминания в купринском "Синем журнале". Раньше Сергей всегда одевался изысканно. Теперь же стыдился своего поношенного костюма. Ночевал у знакомых, а часто и просто на улице, голодал.

В 1913 году по городу пошли слухи о признаках сумасшествия у прославленного пилота. И в самом деле - утром 26 июля 1913 года сильно возбужденный Уточкин ворвался в подъезд Зимнего дворца и потребовал от швейцара доложить самому государю Николаю II о приходе знаменитого авиатора. Перепуганный швейцар поспешил преградить дальнейший путь незваному гостю. Тогда Уточкин набросился на него с кулаками. Сбежавшаяся охрана схватила безумца. "Я - гений! - кричал Уточкин. - Пустите! Я слышу, меня зовут!"

По распоряжению смотрителя Зимнего дворца авиатора доставили в психиатрическую больницу св. Николая Чудотворца на Мойке. Там Уточкин рассказал, что возле Исаакиевского собора якобы встретил государя, и тот пригласил его во дворец.

Поправлялся Уточкин медленно. Стараниями друзей его вскоре перевели в больницу "Всех Скорбящих" на Петергофском шоссе, в отдельную палату. Расходы на содержание и лечение авиатора взяла на себя городская управа.

Томясь в больнице, Уточкин объявил голодовку, заявив, что предпочитает голодную смерть заточению. Тогда его стали кормить принудительно. Только осенью 1913 года он вышел на свободу и уехал в Одессу.

Уже шла Первая мировая война. Многие авиаторы были мобилизованы. Уточкин тоже просился на фронт. Но кто его, сумасшедшего, мог выслушать всерьез? Когда недуг временно отступил, Уточкин пытался поступить на авиационный завод.

В работе ему отказали. "А между тем, - говорил Уточкин с горечью, - я был готов работать надсмотрщиком, рабочим. Наверно, клеймо безумца умрет вместе со мной". Эти переживания опять обострили страшную болезнь.

Зима 1915 года в Петербурге выдалась морозной и снежной. Друг Уточкина, А. Г. Алексеев, встретил бывшего авиатора на Невском проспекте. Полуголодный, плохо одетый Уточкин был простужен. Вскоре с воспалением легких его отправили в психиатрическую больницу св. Николая Чудотворца, в ту самую, куда он впервые попал летом 1913 года. Там он и умер. "Забытый всеми, - писала "Петроградская газета", - недавний герой толпы скончался под новый, 1916 год, от кровоизлияния в легкие". Шел тогда Уточкину всего сороковой год...

Его похоронили на Никольском кладбище Александро-Невской лавры, невдалеке от могил других русских авиаторов, погибших в авиакатастрофах.

Источник информации: Геннадий ЧЕРНЕНКО, журнал "НЛО" ©36, 1999.

Самым футбольным городом Российской империи в те времена была Одесса – и дело не только в том, что первый футбольный клуб англичане создали здесь еще в 1878 году , а сборная города выиграла первый же полуофициальный чемпионат страны, в котором участвовала (правда, петербуржцы смогли опротестовать эту победу, мотивируя это перебором легионеров – за Одессу в финале вышли четыре англичанина, в те времена игравшие по всему миру, как сейчас бразильцы). Просто именно в Одессе футбол приобрел наибольшую значимость, освещался в специализированной спортивной прессе, имена лучших игроков были у всех на слуху, и не случайно именно одессит Юрий Олеша написал «Зависть» – первый советский роман, где футбол не просто упоминался, но стал важным элементом сюжета. Кстати, юркий полузащитник Олеша играл в одной команде не только с будущей звездой сборной Богемским, но и с Валентином Катаевым, и с поэтом Багрицким, да и другие одесские литераторы и люди искусства уделяли свое внимание спорту.

Когда 17-летнего юношу взяли в футбольный клуб, Уточкин уже был профессиональным спортсменом

Поэтому как-то очень правильно, что один из самых незаурядных спортсменов, пожалуй, во всей мировой истории тоже родился именно в Одессе. Называть его футболистом несколько даже неловко – нет, Сергей Уточкин действительно был одним из первых местных игроков в Одесском британском атлетическом клубе и много сделал для развития этой игры в городе, но ограничивать его футболом – все равно что характеризовать Бородина только как химика, а Булгакова – лишь как врача. В конце концов, к 1894 году, когда 17-летнего юношу взяли в футбольный клуб, Уточкин уже был профессиональным спортсменом: еще в 15 лет он бросил коммерческое училище и начал зарабатывать деньги, участвуя в велогонках на уровне лучших гонщиков мира.

Вообще, этот высокий рыжеволосый мужчина с длинными руками, мощной челюстью и низко опущенными, словно от постоянного встречного ветра, бровями занимался буквально всеми видами спорта, где мог найти вызов для себя. Он становился чемпионом проходивших в Одессе соревнований по конькобежному спорту, теннису, фехтованию, гребле, плаванию, боксу и борьбе, прыгал с парашютом и опускался на дно моря в водолазном костюме, сам построил яхту и побеждал на ней в парусных гонках. Уточкин одним из первых в России освоил роликовые коньки – разнообразные устройства, позволявшие достигать высоких скоростей, вообще были отдельной его страстью. Добившись всего в велоспорте, он увлекся авто- и мотогонками, где продолжал побеждать с той же регулярностью.

Уточкин хотел победить природу, а не только соперников, которые так редко могли ему что-то противопоставить

Впрочем, Уточкин был не просто спортсменом-профессионалом, он был из той категории людей, кого сейчас называют экстремалами. Ему мало было выигрывать на треке или футбольном поле, он все время ставил перед собой все новые, все более эффектные и сложные задачи. Уточкин хотел победить природу, а не только соперников, которые так редко могли ему что-то противопоставить. Он бегал через весь город наперегонки с трамваем, мчался на велосипеде против скаковой лошади, пытался обогнать на роликовых коньках велосипедиста – и каждый раз с успехом. Знаменитая одесская Потемкинская лестница стала для него нескончаемым источником трюков, он съезжал по ее ступеням на всем, что только оказывалось в его распоряжении, восхищая и ужасая не верящих своим глазам горожан.

В духе тех лет, оставшихся для нас все больше в литературе, было иметь как можно больше разнообразных достоинств – не случайно тот же Шерлок Холмс не только обладал проницательным умом, эрудицией и физической силой, но и умел музицировать на скрипке – и Уточкин в этом отношении был настоящим героем своего времени. Он играл на окарине, писал статьи в «Одесские новости», был любимым собеседником Александра Куприна, Федора Шаляпина и Аркадия Аверченко, несмотря на сильное заикание и дефекты речи – словом, разве что крестиком не вышивал, хотя и это не исключено. Слава его в городе была огромной; как пишет тот же Куприн:

  • «…если есть в Одессе два популярных имени, то это имена бронзового Дюка, стоящего над бульварной лестницей, и Сергея Уточкина – кумира рыбаков, велосипедистов всех званий и возрастов, женщин, жадных до зрелищ, и уличных мальчишек».

В футбол он играл до 34 лет, основал в Одессе два футбольных клуба и стал капитаном одного из них. Закончив наконец со спортом, Уточкин лишь немного изменил свои стремления: теперь его страшно тянуло в небо. В свое время он приделал крылья к своему автомобилю, чтобы пролетать несколько метров над землей, поднимался на воздушных шарах, а когда в Одессе появился первый самолет, стал первым авиатором в городе и вторым в стране – впрочем, эта часть его биографии достаточно известна и не стоит даже и пытаться уместить столь необъятную фигуру в одном очерке. Важнее, что именно попытка совершить рекордный перелет от Петербурга до Москвы стала для него роковой – самолет Уточкина разбился под Новгородом.

Смерть постоянно шла в шаге от Уточкина, но не успевала за ним

Нет, он и на этот раз не погиб. Смерть постоянно шла в шаге от Уточкина, но не успевала за ним. В детстве он упал с крыши, куда залез за футбольным мячом, в бочку с водой и не утонул лишь по случайности. Случайностей таких набралось в дальнейшем не один десяток: он множество раз падал на полной скорости с велосипеда и мотоцикла, врезался на ночной трассе в шлагбаум, переворачивался на яхте. Любимым развлечением Сергея Исаевича было драться с одесскими босяками на кулаках, а как-то раз, защищая старика-еврея во время погрома, он получил от тех же босяков нож между ребер. Все его тело было покрыто шрамами, сам он говорил однажды: «Мне больно не бывает, я дубленый и весь исколотый и избитый; меня и бактерии не берут, я сам опасный».

Но в этот раз он пострадал сильнее, чем когда-либо раньше. Как человек, постоянно ищущий новых ощущений, Уточкин и до катастрофы употреблял гашиш и кокаин, но врачи в больнице, снимавшие адскую боль морфием, окончательно превратили любимца Одессы в наркомана. Его душевное здоровье тоже расшаталось до предела, чему способствовала измена жены, ушедшей во время его лечения от экстравагантного мужа к богачу-фабриканту. Он никогда, правда, не был прямо-таки совсем в трезвом уме; как пишет Петр Пильский: «…границы здоровья и болезни у Сергея Уточкина так тонко были стерты, так неотчетливы, так терялись и пропадали. Его суматошливая, какая-то бешено прыгающая мысль никогда не знала ни устали, ни покоя, ни последовательности».

Обострилась его мания преследования: Уточкин всюду видел непонятных врагов, во время поездок по городу то и дело вылезал из коляски, пытаясь найти соглядатаев в черноте переулков. У мании этой была серьезная и весьма тягостная причина, о которой тяжело даже писать. В раннем детстве Сергей жил на пансионе у окончательно спившегося многодетного преподавателя Ришельевской гимназии Краузе. Известно, что каждый четвертый алкоголик пытается покончить с собой; Краузе не миновала эта участь и однажды его жена обнаружила пропавшего на несколько дней мужа повесившимся на чердаке. Обезумев от горя, несчастная женщина схватила нож и перерезала своих детей одного за другим, Уточкину лишь чудом удалось спастись. С тех пор появилось это его знаменитое заикание, над которым подшучивали, говоря, что Уточкин начинает слово на старте, а заканчивает уже на финише, но одним этим последствия, конечно же, не исчерпывались. Наследственность у него тоже была не из лучших: старший брат Сергея Николая спился и остаток жизни провел в роли городского сумасшедшего, обретаясь чаще всего возле памятника Воронцову.

«Его суматошливая, какая-то бешено прыгающая мысль никогда не знала ни устали, ни покоя, ни последовательности»

Так или иначе, судьба спортсмена-авиатора оказалась предрешена. Сначала в лечебницу его хотели поместить одесские друзья, но он сумел ускользнуть от них и уехал в Петербург. Там Уточкин вскоре все же попал в психбольницу, устроив драку со швейцаром в подъезде Зимнего дворца, где криком требовал немедленной встречи с императором и называл себя гением. Пришедший в ужас от состояния своего давнего друга Куприн, которого Уточкин в свое время катал на воздушном шаре, собрал через журнал значительную сумму на его лечение, но заметных успехов оно не принесло.

Последние годы жизни Уточкин провел, все чаще ночуя в подворотнях и перебиваясь случайными заработками – он по-прежнему неплохо играл в карты и бильярд, а в авиацию, где он мечтал работать, его не брали даже рабочим – пока наконец не простудился окончательно от голодной и холодной жизни на петербуржских улицах и не скончался в психиатрической больнице св. Николая Чудотворца, не дожив даже до сорока лет.

От Сергея Исаевича Уточкина осталось сравнительно много – бесчисленные печатные воспоминания чуть ли не всех талантливых одесситов и гостей Одессы того времени, открытый несколько лет назад памятник, улицы и кинотеатр его имени, легенды, байки и совсем уж немыслимые истории. Но не оставляет ощущение, что еще больше было потрачено напрасно и безвозвратно ушло, так и оставшись принадлежать прошлому, той почти потерявшей связь с нынешним миром империи, лишь какими-то внешними атрибутами похожей на сменившие ее государства. Империи, которая в итоге, подобно одному из самых славных и несчастных своих сынов, сошла с ума и сгинула.

http://www.liveinternet.ru/users/2496320/post135492033/

Один из первых русских авиаторов, футболист, вело-, авто- и мотогонщик начала XX века Сергей Исаевич Уточкин родился 30 июня 1876 года в Одессе, где он жил в Успенском переулке, № 23. Маму Сережи звали Лустинья Стефановна; его отец Уточкин Исай Козьмин, будучи строительным подрядчиком, принадлежал ко 2-й купеческой гильдии. Крестили мальчика в Успенской церкви, крестными были купец 2-й гильдии Дмитрий Федорович Алексеев и жена купца Параска Азафьевна Алейникова, домовладелица.

Рано потеряв родителей, Сергею с двумя братьями, Леонидом и Николаем, пришлось жить «в людях»: сначала у двоюродной сестры, потом чужие люди содержали их на деньги, оставшиеся от отца.

К сожалению, несмотря на спортивные достижения, Сергей Уточкин не был человеком с устойчивой психикой. Дело в том, что, будучи маленьким, Сережа пережил сильное потрясение. В то время мальчик жил у Краузе - преподавателя Решильевской гимназии и неизлечимого алкоголика с большим количеством детей. Однажды хозяин дома пропал, и несколько дней о нем никто ничего не слышал. Совершенно случайно его жена поднялась на чердак и увидела, что Краузе повесился. Обезумев, она схватила кухонный нож и перерезала всех своих детей. Серёжа проснулся от диких криков, увидел на полу и постелях лужи крови, безумные глаза женщины. Лишь чудом ему удалось спастись. С тех пор у мальчика начались проблемы с речью, он стал заикаться. Несмотря на этот ужасный удар, имя Уточкина стало известно каждому. Оно всегда было окружено легендами, анекдотами и загадками.

Именно о нем, как об «академике спорта» снят фильм и написано огромное количество газетных статей и книг. Именно о нем писал А. Куприн: «Я познакомился с ним на Большом Фонтане летом 1904 года и с тех пор никогда не мог себе вообразить Уточкина без Одессы и Одессу без Уточкина». Они оба испытывали страсть к небу, и в будущем совершат полет над Одессой на одном из первых аэропланов.

Сергей Уточкин имел незаурядную внешность: он был выше среднего роста, широкоплеч, на крепких ногах. Цвет его волос был ярко-рыжим, при этом имелись белесые ресницы, широкий нос и резко выступающий вперед подбородок. Да, таких природа создает не часто - могучий чудо-человек, храбрый, умный, очень добрый, готовый отдать всё, что у него есть.

Уточкин по праву считается одним из первых русских футболистов. Одним из первых он был официально зачислен в команду Одесского британского атлетического клуба (ОБАК), т.к. русских команд в городе тогда еще не было. Уточкин играл, даже находясь в солидном, по меркам футбола, возрасте, когда ему было уже 34 года.

Уточкин прославился как велосипедный гонщик. 17 лет он не сходил с трека и одержал бесчисленное множество побед в России и за границей. С велосипеда Сергей пересел на автомобиль и участвовал в автогонках, ставя рекорды скорости. О его безумной езде знали все одесские городовые.

Увлекшись морским спортом, Сергей строит себе яхту, которую называет «Баба Ягуржъ». Спортсмен отличался смелостью и зачастую рисковал своей жизнью - однажды яхта перевернулась и Уточкина ударило корпусом, но ему повезло, он спасся чудом. Надо полагать, именно к тому времени относится постановление Императорского яхт-клуба о воспрещении Уточкину принимать участие в морских гонках. Что ж, он нашел себе новое применение, пытаясь взлететь на... автомобиле. Приделав ему крылья, Уточкин разгонялся на треке и на несколько секунд вместе с машиной зависал в воздухе, потом они шлепались на землю и снова подпрыгивали.

После рождения авиации спортсмен стал мечтать о небе. «Хочу летать, бросать вызов природе, - писал он. - Инстинкт борьбы, владеющий всем живым, увлекает меня на этот бой, для одного меня лишь опасный, бескровный для других. Рано или поздно - я должен слиться с природой, но пока это случится - буду всячески издеваться над ней и, мстя за грядущую неизбежность, обнимая ее всю, владеть». Совершив в начале ХХ века 150 полетов в 70 городах мира - Тифлисе и Каире, Париже и Тамбове, он исполнил свою мечту. Полёты Уточкина наблюдали видные впоследствии авиаконструкторы и лётчики: В.Климов, Н.Поликарпов, П.Сухой, П.Нестеров, С.Королёв. Московское скаковое общество на общем собрании 12 мая 1910 года преподнесло Уточкину жетон с надписью: «Первому русскому авиатору в Москве». Московское общество воздухоплавателей, устраивавшее в Москве школу воздухоплавателей, обратилось в Уточкину с предложением «принять на себя преподавание в этой школе».

Во времена, когда Луи Блерио перелетел через пролив Ла-Манш, в России еще не было ни одного авиатора. Только весной 1910 года, в Одессе, состоялись первые полеты первого русского летчика Михаила Ефимова. Он научился летать во Франции и, прилетев в Россию, произвел фурор. К счастью, самолет в Одессе был: биплан Фармана, который купил известный одесский богач и издатель «Южной мысли» барон С.Ксидиас. Спустя неделю после полёта Михаила Ефимова, Сергей Уточкин выпросил у Ксидиаса разрешение, сел в аэроплан, похожий на огромный коробчатый змей, взлетел и совершил полет без всякого инструктажа и подготовки - редкий случай в истории авиации.

Полет не очень удался, машина при посадке слегка поломалась, но это стоило того! Как восторженно кричала толпа: "Браво, Уточкин!", бросала в воздух шапки, свистела и аплодировала. Несмотря на то, что Уточкин не был первым, Сергею удалось стать любимым народным летчиком. Только желание спортсмена и любовь к полетам дало ему возможность без профессиональной подготовки полететь. Уточкин был прирожденный боец, ему не раз приходилось переживать смертельно опасные минуты. Опасное падение произошло в полете недалеко от Бендер, в Екатеринославе ветер бросил аэроплан на деревья, в Ростове из-за остановки мотора машина упала и едва не убила пилота, но самая страшная авария произошла в июле 1911 года во время перелета из Петербурга в Москву. Как раз перед ним 2 июля с территории Одесской выставки над морем Уточкин совершил свой 100-й, юбилейный полет.

Перелет Петербург-Москва был первым в России полетом такой дальности. В нем приняли участие девять авиаторов, включая Уточкина, но долетел лишь один - Александр Васильев. Настроение было отличное - «Еду в Москву чай пить!» - озорно прокричал Уточкин, взлетая. К сожалению попить чаю в Москве ему не удалось. Миновав Новгород, его пропеллер разлетелся на куски. Необходима была посадка, которая не удалась... Самолет летчика врезался в крутой берег реки, но Уточкин успел из него выпрыгнуть. При спасении он был задет крылом и без чувств упал в воду. Находившиеся неподалеку крестьяне его спасли; увечья, полученные Уточкиным, оказались серьезными: переломы ноги, руки, ключицы, тяжелые ушибы грудной клетки и головы.

Неожиданно для себя, став беспомощным и изувеченным, без гроша в кармане и без крыши над головой, он остался один, даже его любимая бросила и ушла к богатому и известному в Одессе финансисту и заводчику Анатра. Будучи в больнице, для обезболивания врачи впрыскивали Сергею морфий и давали кокаин. Когда он вышел из госпиталя, то уже не смог расстаться с наркотиками.

Пытаясь начать новую жизнь, Сергей Уточкин переезжает в Петербург, где он безуспешно пытается найти работу. Умение играть в бильярд приносило ему небольшой доход. Один раз он получил гонорар за воспоминания в купринском «Синем журнале». Когда-то изысканно одетый, сейчас Уточкин все чаще стыдился своего поношенного костюма. Ночевать приходилось у знакомых, а часто и просто на улице. Довелось и голодать.

В 1913 году сказались последствия многочисленных травм на треке, падений самолётов и автокатастроф - психическое здоровье Уточкина приблизилось к опасной черте. Утром 26 июля 1913 года сильно возбужденный Уточкин ворвался в подъезд Зимнего дворца и потребовал от швейцара доложить самому государю Николаю II о приходе знаменитого авиатора. Перепуганный швейцар поспешил преградить путь незваному гостю. Тогда Уточкин набросился на него с кулаками. Сбежавшаяся охрана схватила безумца. «Я - гений! - кричал Уточкин. - Пустите! Я слышу, меня зовут!»...

Смотритель Зимнего распорядился доставить Уточкина в психиатрическую больницу св. Николая Чудотворца на Мойке. Сам авиатор объяснял свое поведение тем, что возле Исаакиевского собора якобы встретил государя, и тот пригласил его во дворец.

Ему не поверили. Лечение давало плохие результаты - Сергей шел на поправку очень медленно. Вскоре, благодаря друзьям, его перевели в отдельную палату в больнице «Всех Скорбящих» на Петергофском шоссе, а расходы на его содержание взяла на себя городская управа. Считая свое нахождение в больнице тюремным заточением, Уточкин объявил голодовку, и тогда его стали кормить принудительно. Осенью 1913 года, когда его отпустили на свободу, великий спортсмен уезжает в родную Одессу, где в ноябре 1913 года был заключен в лечебницу доктора Штейнфинкеля на Среднефонтанской дороге. Консилиум врачей поставил диагноз: тяжелое нервное расстройство на почве употребления наркотических веществ. В феврале 1914 года врачи признали его безнадежным. Больше за него некому было платить в больнице. Его было трудно узнать: поседевший, в бредовом состоянии, его обычно маленькие глаза расширились и производили жуткое впечатление. Он опять оказался один на один со своей болезнью.

Куприн писал: «Когда появились первые слухи о сумасшествии Уточкина, я не хотел им верить. Более спокойного, уравновешенного, хладнокровного человека я никогда не видел в жизни». По почину Куприна газета «Речь» объявила подписку для Уточкина, то же сделало по почину В. Коралли «Вечернее время». Открыли подписку и другие газеты. Люди приносили кто рубль, кто 25 рублей. «Одесские новости» сообщали, что за первый же день собрали 139 рублей 55 копеек.

После начала Первой мировой войны, многие авиаторы были мобилизованы. Сергей Уточкин также стал проситься на фронт, но ему отказали. Когда недуг временно отступил, он попытался устроиться на работу на авиационный завод, но и тут ему отказали. Эти отказы, которые он очень сильно переживал, опять обострили душевную болезнь. Уточкин с горечью говорил: «А между тем, я был готов работать надсмотрщиком, рабочим. Наверно, клеймо безумца умрет вместе со мной».

Зима 1915 года в Петербурге выдалась морозной и снежной. А.Г. Алексеев, друг Сергея Уточкина, встретил бывшего авиатора на Невском проспекте. Уточкин выглядел плохо, был очень легко одет, простужен и голоден. Вскоре с воспалением легких его отправили в психиатрическую больницу св. Николая Чудотворца, в ту самую, куда он впервые попал летом 1913 года. Там он и умер. «Забытый всеми, - писала «Петроградская газета», - недавний герой толпы скончался 31 декабря под новый, 1916 год, от кровоизлияния в легкие». Сергею Уточкину не было еще и сорока лет...

Одесса не забыла своего героя: старейший кинотеатр города менял множество названий, он был и «Красный летун», «Красный железнодорожник», но одесситы в обиходе упрямо именовали его кинотеатр Уточкина. В конце концов, он вернул себе и народное, и первое официальное название. В Горсаду около кинотеатра «Уточкино» установлен памятник прославленному одесситу, которого похоронили на Никольском кладбище Александро-Невской лавры, невдалеке от могил других русских авиаторов, погибших в авиакатастрофах. Великий авиатор Сергей Уточкин познал все: и невиданную славу и почет, горечь забвения и безразличия. Бесстрашный мечтатель и романтик, влюбленный в солнце и море и небо, говорил: «Летать - одно наслаждение. Если там, наверху, чего-нибудь и боишься, то только земли».

(в Орле), А. А. Микулин и И. И. Сикорский (в Киеве), С. П. Королев (в Нежине), П. О. Сухой (в Гомеле), П. Н. Нестеров (в Тбилиси), и др. «Из многих виденных мною людей он самая яркая по оригинальности и по духу фигура», - написал о нём редактор «Одесских новостей» , писатель А. И. Куприн.
Родился 12 июля (30 июня по старому стилю) 1876 года в Одессе . В церковной книге Успенской церкви Херсонской духовной консистории в Одессе сделана запись:У одесского 2-й гильдии купца Исая Кузьмича сына Уточкина и его законной жены Аустиньи Стефановны, оба православные, родился сын Сергей.
Отец принадлежал ко 2-й купеческой гильдии , был успешным строительным подрядчиком. Родители Сергея Уточкина рано ушли из жизни, и он с двумя братьями воспитывался родственниками. В детстве испытал шок, в результате чего остался заикой на всю оставшуюся жизнь. Обучался в Одесском коммерческом училище св. Павла, но в 15 лет оставил учёбу ради занятий спортом.

Сергей Исаевич Уточкин в автобиографическом очерке «Моя исповедь», опубликованной в 1913 году , писал, что успешно занимался пятнадцатью видами спорта. Не обладая исключительными природными данными, он добился успехов в спорте благодаря трудолюбию и силе воли. Уточкин становился чемпионом Одессы в соревнованиях по конькобежному спорту, теннису, фехтованию, гребле, плаванию, боксу и борьбе. Самостоятельно строит яхту и побеждает на ней в парусных регатах, и даже опускается на дно моря в водолазном костюме. Становится одним из первых русских футболистов, выступая за любительскую команду Одесского британского атлетического клуба . В то время футбол в России культивировался в основном среди иностранцев, но Уточкин ломает эту традицию и основывает в Одессе два футбольных клуба и избирается капитаном одного из них. Одним из первых в России освоил роликовые коньки. Занимался джиу-джитсу , прыгал с парашютом; в дальнейшем - стал велогонщиком, мотогонщиком и автогонщиком.

Сергей Уточкин на велотреке

Будучи разносторонним спортсменом, наибольших успехов добился как велогонщик. Писатель-одессит Валентин Катаев в своих воспоминаниях отметил: «Велосипед был его стихией» . На рубеже веков в конце XIX - начале XX века Одесса была центром велосипедного спорта юга России. Весной 1890 года Уточкин становится членом Одесского общества велосипедистов-любителей , после чего в течение последующих двадцати лет многократно побеждает на соревнованиях в России и за её рубежами. Сергей Уточкин становился неоднократным чемпионом и рекордсменом России и завоевывал призы на международных соревнованиях в Европе. Зачастую Уточкин, уступая более именитым соперникам в опыте, добывал победу благодаря выдержке и выносливости, позволявшими ему сохранять силы для спурта на финише. Умение финишировать сделало Сергея Уточкина известным велогонщиком и в Европе. 1895-1905 годы стали временем огромной популярности велосипедного спорта в России, и Сергей Уточкин считался непревзойденным спринтером и был любимцем публики. По свидетельству самого Сергея Уточкина именно навыки полученные в ходе занятий спортом помогли ему впоследствии самостоятельно и в короткие сроки освоить управление различными воздухоплавательными аппаратами, в первую очередь - аэропланами.

Сергею Уточкину было недостаточно побеждать на велотреке или футбольном поле, он хотел расширить пределы человеческих возможностей. Для этого он бегал наперегонки с одесским паровым трамваем, соревновался на велосипеде со скаковой лошадью, а на роликовых коньках - против велосипедиста, причем, с неизменным успехом. Знаменитая Потёмкинская лестница стала для него источником спортивных трюков: он спускался по её ступеням на велосипеде, мотоцикле и автомобиле. Как спортсмен, Сергей Уточкин добился славы и признания, и среди одесских велосипедистов стало особым шиком считалось заикаться. Александр Куприн писал:…если есть в Одессе два популярных имени, то это имена бронзового Дюка, стоящего над бульварной лестницей, и Сергея Уточкина - кумира рыбаков, велосипедистов всех званий и возрастов, женщин, жадных до зрелищ, и уличных мальчишек....

Однако, никакого состояния Уточкин не нажил, а напротив тратил личные средства на покупку спортивного снаряжения и поездки на соревнования в России и Европе. Расходы существенно увеличились после того, как С. И. Уточкин увлекся воздухоплаванием и авиацией. При этом, он никогда никому не отказывал в материальной помощи, а его щедрость и отзывчивость были хорошо известны в Одессе.

Пропагандист авиации

С 8 сентября по 1 октября 1910 года в Петербурге на оборудованном на месте Коломяжского ипподрома Комендантском аэродроме (в настоящее время здесь пролегают улицы Аэродромная, Королёва, Парашютная и проспекты Богатырский, Испытателей и Коломяжский) состоялся Первый Всероссийский праздник воздухоплавания . На него были приглашены все наиболее известные пилоты России того времени, в том числе - С. И. Уточкин. Для осмотра публики были выставлены аэропланы, привязные воздушные шары, аэростаты и дирижабль. При летной погоде авиаторы демонстрировали полеты на аэропланах. 21 сентября в состязаниях на точность спуска первый приз получил Сергей Уточкин. 22 сентября в борьбе летчиков на продолжительность полета без приземления он занимает второе место, в состязаниях на высоту полета - третье. Во время соревнований на приз морского ведомства на точность посадки на условную палубу корабля Уточкин был снова вторым после своего основного соперника Михаила Ефимова . Праздник воздухоплавания оказался успешным: его посетило свыше 150 000 человек, и он стал проводиться ежегодно. Трудно переоценить его значение в деле популяризации авиации в России.

В октябре 1910 года в Баку проходила авиационная неделя, ставшая первым в истории Кавказа авиашоу, на которую были приглашены лётчики С. И. Уточкин и А. М. Габер-Влынский . Сергей Уточкин выступал 20-23 октября на аэроплане Фарман. В первый день при многочисленных зрителях он совершил несколько благополучных полетов. На второй и третий день несмотря на сильный ветер Уточкин не прекратил показательных полетов. В последний день выступлений самолет Уточкина находясь в воздухе вошел в штопор, из которого пилоту удалось выйти в последний момент. Бакинцы приветствовали избежавшего гибели авиатора как героя, скандируя его имя и забрасывая букетами цветов.

Плакат перелета «Петербург-Москва». Сергей Уточкин (в среднем ряду слева) среди других участников Первого перелета из Петербурга в Москву, 10-11 июля 1911 года

Сергей Исаевич Уточкин навсегда вошел в историю отечественного и мирового воздухоплавания став участником авиаперелёта из Санкт-Петербурга в Москву в июле 1911 года. Он первым взлетел на оборудованном для дальних перелетов моноплане «Блерио» с Комендантского аэродрома в Петербурге. До Новгорода у Уточкина не было поломок. Но в десяти километрах от города забарахлил мотор. Уточкин приземлился для ремонта, который был произведен в Новгороде. На следующий день он продолжил свой путь, но вскоре сильный порыв ветра бросил «Блерио» вниз. Авария произошла в двадцати пяти километрах от Крестцов, у деревни Вины . Аэроплан был разбит, а Уточкин оказался в больнице.

Неоднократно аэропланы Уточкина терпели крушение во время полетов, одна из самых тяжелых аварий произошла возле Новгорода как раз во время июльского перелёта 1911 года из Санкт-Петербурга в. В расклеенных по станице афишах значилось: «Авиатор совершит воздушный полёт на специальном летательном аппарате тяжелее воздуха „Гаккель-VII“ . Авиатор Уточкин совершит на нём определённые манёвры» . Стартовав и сделав несколько кругов над станицей, Уточкин приземлился на Христорождественской площади (в настоящее время - пл. Труда), восторженно встреченный собравшимися. Сохранились фотографии, которые Уточкин сделал в полете. В апреле 1912 года Сергей Уточкин продемонстрировал на биплане «Фарман-IV» первый в Эстонии полёт, стартовав с поля Раадимыйза возле Тарту .Перенесённые многочисленные аварии и травмы, сильные головные боли и хроническая бессонница после аварии летом 1911 года, нервное расстройство, связанное с семейной драмой (во время болезни Уточкина его жена ушла к фабриканту Артуру Анатре), - всё это вместе взятое вызвало у С. И. Уточкина душевный надлом, который затем, в 1913 году, перерос в психическое расстройство. Свою лепту внесло злоупотребление сначала болеутоляющими лекарствами, содержавшими морфий, а затем - кокаином и гашишем , с которыми пилот познакомился в 1908 году в Египте во время полетов на воздушном шаре. Определенную роль сыграло и то обстоятельство, что Сергею Исаевичу Уточкину не удалось добиться таких же успехов в воздухоплавании, каких он достиг в спорте, и стать лучшим лётчиком России. К тому же, публика, мнением которой так дорожил Уточкин, продолжала видеть в нём спортсмена-эксцентрика, на этот раз воздушного акробата, а не героя-авиатора.

От чертежных дел
седел Леонардо,
чтоб я летел,
куда мне надо.
Калечился Уточкин,
чтоб близко-близко,
от солнца на чуточку,
парить над Двинском.

В интервью Сергей Исаевич Уточкин говорил, что в детстве у него была одна-единственная мечта — небо: «Я всегда тосковал по ощущениям, составляющими теперь мою принадлежность, — принадлежность счастливца, проникшего в воздух. Мне часто случалось летать во сне, и сон был упоительным. Действительность силой и яркостью переживаний превосходит фантастичность сновидений, и нет в мире красок, способных окрасить достаточно ярко могучую красоту моментов, — моментов, могущих быть такими длительными».

Полеты Уточкина обсуждали в каждом одесском дворе

На реализацию этой мечты ушло немало времени. Учился Уточкин, как примерный ребенок из купеческой семьи, в Одесском коммерческом училище. Но спорт увлекал Сергея куда больше, нежели чем книги. Природа наградила его отменными физическими данными — высокий, крепко сложенный. Спортивные интересы у юноши были разнообразными: теннис, плавание, бокс, восточные единоборства, коньки, футбол, велосипед. В России Уточкин стал велогонщиком № 1, также он участвовал в международных соревнованиях и развлекал публику сложными трюками. Кроме того, он организовал в родном городе два футбольных клуба и курировал их. В списке увлечений Сергея был и парусный спорт; яхту он построил самостоятельно.

«Он был выше среднего роста, сутуловат, длиннорук, рыжеволос, с голубыми глазами и белыми ресницами, весь в веснушках. Одевался всегда изысканно, но, как это часто бывает с очень мускулистыми людьми, — платье на нем сидело чуть-чуть мешковато. Усы и бороду брил и носил прямой тщательный пробор, что придавало его лицу сходство с лицом английского боксера, циркового артиста или жокея. Был он некрасив, но в минуты оживления — в улыбке — очарователен. Из многих виденных мною людей он — самая яркая, по оригинальности и душевному размаху, фигура», — описывал спортсмена Александр Куприн.


Молодые люди в Одессе всячески старались походить на Уточкина. Доходило до смешного — копировали не только его манеру одеваться, но и заикание. Велосипедный спорт мгновенно стал модным, и в выходные в парках собиралось множество его любителей. Сергей отличался вспыльчивым нравом, и его эмоциональные выходки обсуждали в каждом дворе.

Сергей Уточкин совершил около 150 полетов

Прекрасная физическая форма открывала Уточкину дорогу в небо. Он купил себе воздушный шар и в 1907-м впервые полетел. В 1910-м он полетел на биплане, построенном Анри Фарманом. Это был один из самых массовых самолетов довоенного времени. Всего Сергей совершил не менее 150 полетов. Уточкин летал в Египте и Греции, неизменно собирая тысячи зрителей. В 1911-м состоялся перелет Петербург-Москва. Из-за неблагоприятных погодных условий травмы получили 15 пилотов, в том числе Уточкин.


Самолет Анри Фармана

В последние годы жизни авиатор страдал психическим расстройством. Его состояние усугублялось приемом наркотиков. У спортсмена не было денег и работы. В 1915-м Сергей Исаевич Уточкин скончался от болезни. Ему было 39 лет.