СКОЛЬКО ВЕСИЛ РЫЦАРЬ?
Историки и исследователи средних веков И.Фляде и Г.Ленц пишут, что слово “рыцарь” произошло от немецкого “риттер”, а оно в свою очередь, от слова “райтер”, т.е. “всадник”. Этот всадник в полном снаряжении весил… 170 кг!
В XI-XVI веках латные турнирные доспехи, - а турнирные были более массивными, чем боевые, - весили около 40 кг. Боевые, миланской работы, состоявшие из 6 частей - около 30 кг. Все прочее вооружение, вместе с копьем - максимум 20 кг. Что можно сказать о конской броне? Сохранившиеся в музеях мира экземпляры польской и немецкой брони, включавшие в себя нагрудник, накрупник, пластины, защищавшие глаза и шею, весят около 20 кг.

Так что, если сложить все приведенные выше цифры, получится 65-70 кг. Плюс вес массивного седла - 15 кг. Если предположить, что рыцарь весил 80-90 кг, то в итоге имеем 160-170 кг. Именно такой вес несла на себе рыцарская лошадь.

Кони, на которых рыцари вели сражения или выступали на турнирах, своим видом напоминали сегодняшних тяжеловозов, и были совсем не похожи на кавалерийских лошадей более поздних времен.

Рыцарских лошадей разводили в специальных конюшнях, которыми заведовали маршалы. Это был придворный чин, который лишь с XVII века стал воинским званием. Хорошая сильная лошадь стоила целой деревни со 100 крестьянами, а боевые рыцарские доспехи с вооружением стоили столько же, сколько 2-3 лошади, а то и больше. В Будапеште в рыцарском зале Королевского музея выставлены образцы рыцарского оружия. Например, чешская боевая секира XIV века имеет в длину всего 114 см, но поднять и удержать ее над головой может далеко не каждый мужчина. Двуручный меч немецкого рыцаря XV века, т.н. “распятие Христово”, весит 16,6 кг и имеет длину 170 см. В поход рыцарь отправлялся не один. За ним следовали оруженосец (он и вез двуручный меч, привязанный к коню), два лучника, пеший копейщик и два слуги. Этот отряд назывался “копьем”. Крупный рыцарский замок мог выставить до 10 и более таких “копий”.

КАКОЙ СИЛОЙ ОБЛАДАЛ РЫЦАРЬ?

Судя по летописям и хроникам тех времен - очень немалой. Например, Чезаре Борджиа (сын Папы Римского Александра II) мог ударом меча отрубить голову быку, а ударом кулака опрокинуть лошадь. Польский рыцарь Завиша Парный, герой Грюнвальдской битвы 1410 года, мог выжать рукой сок из ветви дуба, метнуть копье на расстояние 70 метров, перепрыгнуть через лошадь, будучи в легких доспехах. Немецкий рыцарь Конрад фон Своген, согласно хронике XVI века, обороняя свой замок, в течение двух часов без перерыва разил нападавших громадным двуручным мечом, уложив при этом 19 человек. Правитель Цимисхий в полном вооружении, опираясь на копье, мог перепрыгнуть через четырех лошадей, поставленных бок-о-бок, а также поднимал лошадь на плечи и пробегал с ней до 50 метров.

В Лувре находится копье известного французского рыцаря XIV века Мориса де Жийома, которым он, согласно преданию, в боях с англичанами уничтожил за 10 лет 176 человек. Копье весит 19 кг и имеет в диаметре 7 сантиметров. Русский князь Боброк мог татарской саблей разрубить пополам лошадь. Искусный средневековый английский лучник мог из боевого лука (170 см длины) ярдовой стрелой (91 см) с 300 метров пробить рыцарские доспехи. Сарацинский предводитель и талантливый военачальник Салах-Ад-Дин (Саладдин) бился двумя дамасскими саблями одновременно, и однажды в бою с крестоносцами изрубил 9 рыцарей в доспехах, рассекая их от ключицы до бедра.

Вот такие были раньше славные рыцари!

КАК РЫЦАРИ СРАЖАЛИСЬ?

Всегда - верхом. Пешими рыцари бились только на поединках “на утоптанной земле” или на ристалищах: один на один либо группа на группу. У крестоносцев излюбленным построением перед боем был клин, или “свинья”, как его называли славянские воины. Острие клина составляли от 5 до 35 рыцарей, каждый следующий ряд увеличивался на 5-10 человек. В каждом клине было от 200 до 350 всадников. В крупных сражениях крестоносцы образовывали 9 клиньев, которые составляли три боевые линии. Вот как описывал рыцарей XIV века Генрих Сенкевич: “Ну, и храбрецы немцы! Пригнется рыцарь к луке седла, наставит копье и перед битвой один ринется на целое войско, как ястреб на стадо. Какие рыцари лучше всех? Из луков и самострелов лучше всех стреляют англичане и шотландцы, они панцирь с человеком внутри навылет пробивают, а в голубя попадут за сто шагов. Чехи и сербы страх как секирами рубятся. Что до двуручного меча, так тут немец никому не уступит. Швейцарец железным чеканом легко расколет шлем; но нет лучше рыцаря, чем из французской земли. Этот бьется и конный и пеший, на копьях, на мечах или на секирах”.

Кольчуга - это один из древнейших металлических доспехов. Она считалась универсальным средством защиты воина в бою.

Лексическое значение слова "кольчуга"

Следует сказать, что единого подхода к вопросу происхождения термина нет.

При изучении этимологии слова "кольчуга " исследователи обращаются в основном к польским и русским источникам. В первых встречается понятие kolczuga. Соответственно, русское слово "кольчуга " является заимствованием из польского. Согласно еще одной версии, термин происходит от слова "кольцо". Значение слова "кольчуга " в этом случае - "состоящий из колец".

Общие сведения

Во всех районах, где было хорошо развито кузнечное искусство, а железа было достаточно, изготавливались кольчуги. Доспехи использовались римскими легионерами, варварами, европейскими рыцарями. Активно применяли их на Северном Кавказе, в Северной Африке.

В настоящее время в мясной промышленности используются кольчужные рукавицы. Аквалангисты часто надевают титановые кольчуги. Этот элемент экипировки обеспечивает защиту от акул. Во время Первой мировой танкисты носили маски с забралом из металлических колец.

Особенности

Кольчуга - это своего рода металлическая сеть, сплетенная из колец. Она обеспечивала защиту воинов от ударов холодным оружием.

В древности использовались различные виды кольчуг. Это были кольчужные рубахи, которые закрывали только туловище, и полные хауберки, покрывавшие воина с головы и до ног. В любом случае их преимуществами были относительно небольшой вес и простота изготовления.

Для создания кольчуги требовалось железо (несколько килограммов), приспособление для вытяжки проволоки. Разумеется, человек, делавший доспех, должен был быть терпеливым. На создание одной такой рубахи требовалось довольно много времени. Нужно было изготовить кольца, затем скрепить их. Железные кольчуги могли прослужить многие годы. Любое повреждение можно было залатать новыми кольцами довольно быстро.

История

Считается, что доспех "кольчуга" появился приблизительно за 1 тысячу лет до н. э. в Ассирии. Оттуда он распространился почти по всей евразийской территории. Самые ранние находки датируются 4 в. до н. э.

Между тем многие исследователи полагают, что кольчуга, фото которой представлено в статье, стала изготавливаться независимо в Азии и Европе.

В скифских кладбищах первые находки амуниции датируются 5 в. до н. э. Кельтские и этрусские экземпляры созданы примерно в 3 в. до н. э. В Римской империи впервые узнали о возможности защиты кольчугой во время завоевания галлов. Легионеры достаточно быстро переняли технологию изготовления доспеха. До появления огнестрельного оружия кольчуги стали использоваться повсеместно.

С 10 в. распространенность амуниции достигла предела. В этот период появились хауберки. В 13 столетии европейцы иногда усиливали кольчуги нагрудными и наплечными пластинами. Кроме того, стали активно использоваться и другие сплошные металлические элементы защиты (поножи, наручи, набедренники и пр.). Как правило, они дополнялись кольчужными или кожаными вставками.

В 14 веке сплошные латы из стали начали вытеснять кольчугу. Однако полностью не смогли ее заменить ввиду своей дороговизны. При разработке амуниции кольчужные вставки часто использовали вместе с латами. Первые прикрывали промежутки и сочленения в броне. В России слово "кольчуга " использовалось в обиходе вплоть до конца 17 в., на Востоке, Средней Азии и на Кавказе - до начала 19 столетия.

Японское производство

В 14 в. в Стране восходящего солнца был создан совершенно уникальный вид кольчуги. Он отличался особым плетением колец и устройством.

Японцы использовали металлические шайбы, которые дополнительно сплетали сплющенной проволокой, оборачивая ее дважды. Изготовленные таким способом кольца нашивали на ткань. Как правило, использовалось два типа элементов. Более крупные располагались параллельно основе. Их скрепляли более мелкие, часто овальные кольца. Они размещались перпендикулярно поверхности. Большие кольца соединялись друг с другом с помощью шести мелких. Все элементы покрывали лаком, предотвращавшим появление ржавчины.

Японцам классический вариант был неизвестен. В соседнем Китае, с которым была налажена торговля, технология изготовления амуниции держалась в строгом секрете. Впервые о кольчуге японцы узнали от европейских мореплавателей.

Разновидности

В эпоху Средневековья использовалось 3 основных типа кольчуг (на фото видны их различия):

  1. Короткая. Рукава такой рубахи не доставали до локтей. Такой вид амуниции использовали те, кто был не в состоянии приобрести классический вариант. Однако в некоторых случаях короткая кольчужная рубаха выступала в качестве дополнительной защиты.
  2. Длинная с короткими рукавами. Подол мог покрывать ноги полностью или только до колен. При этом внизу рубахи делали разрезы, чтобы воин смог сесть на коня. Такая кольчуга больше была распространена на Востоке. Как правило, ее носили вместе с поножами и наручами.
  3. Длинная с длинными рукавами. Обычно вместе с ней шли кольчужные чулки. В хауберке дополнительно присутствовал капюшон, составлявший с рубахой одно целое. Однако к некоторым моделям он шел отдельно.

В Европе кольчуга дополнялась рукавицами. Они были довольно непопулярны на Востоке, так как в них сложно было стрелять из лука. На Руси по наличию рукавиц определялось умение пользоваться луком. К примеру, если посмотреть на кольчугу богатырей на картине Васнецова, можно заметить, что у Алеши Поповича есть лук, но нет рукавиц, а у Ильи Муромца же рукавицы есть, но лука нет.

В Восточной Европе полностью сохранившиеся экземпляры обнаружены недалеко от Чернигова в Черной могиле. Они датируются 970-ми годами.

Недостатки

Несмотря на то что кольчужная амуниция была очень распространена, она обеспечивала довольно слабую защиту воина. Для изготовления использовалось мягкое железо, поскольку твердая сталь при ударе ломалась.

Доспехи легко можно было проткнуть саблей или копьем, разрубить мечом. При ударе тяжелым оружием, даже в случае сохранения целостности защиты, воин получал смертельное ранение.

Кольчуга не была предназначена для защиты от прямого колющего или рубящего оружия. Она защищала от скользящих или режущих ударов. Для амортизации под нее надевали поддоспешник - ватник, акетон, тегиляй. В Европе рыцари использовали стеганку. Она представляла собой куртку, набитую щетиной, паклей и состоявшую из 8-10 слоев холста.

Не очень хорошо защищала кольчуга от стрел: обычные с легкостью проникали в отверстие, а специальные - с граненым наконечником - пробивали доспех.

Дополнительные элементы

На расстоянии 50 м воин в кольчуге не был защищен. Для повышения безопасности дополнительно к ней носили:

  • Чешую.
  • Ламелляр.
  • Байдану.
  • Куяк.
  • Бригантину.

Поддоспешник

Европейцы использовали для его изготовления простеганное льняное полотно, а на Востоке его делали из войлока. Поддоспешник хорошо смягчал удары. Без кольчуги его использовали простые пехотинцы. Другое название этого элемента - гамбезон. Иногда на него нашивали кусочки кольчуги, как правило, в область подмышек - на самую незащищенную область.

Кольчуга никогда не надевалась без поддоспешника, особенно на голое тело. Во время движения кольца сильно натирали бы кожу, а при ударе впечатывались бы в тело. Кроме того, обычно на них были заусеницы и ржавчина. Воин мог быстро получить заражение крови.

В конце 14 в. стали изготавливаться полные латы. Под них рыцари надевали поддоспесшик и кольчугу. Они обеспечивали защиту щелей. Однако вся амуниция весила очень много. Масса лат достигала 20-30 кг, кольчуга - около десяти. В 15 в. состав доспехов изменился. От полной кольчуги начали отказываться. Вместо этого нашивали ее куски на поддоспешник.

Важный момент

Сегодня в некоторых магазинах можно встретить кольчужное белье. Стоит сказать, что выполнено оно из легкого и мягкого материала, подвергнутого специальной обработке. Тем не менее оно не предназначено для постоянного ношения.

Характеристика некоторых моделей

Часто воины использовали байдану. Она представляла собой кольчугу, выполненную из плоских и широких колец. Байдана лучше защищала от сабель, но хуже - от колющего оружия.

Юшман и бахтерец - кольчуги с металлическими пластинами на спине и груди. В последней вставки мелкие и узкие, они располагаются вертикальными рядами. При этом верхние элементы накладываются на нижние. В юшмане полосы больше и не нахлестываются друг на друга.

Колонтарь - кольчуга, похожая на юшман. В нем также вставлены металлические пластины на спине и груди. В юшмане не предусматривались рукава.

Мифы фэнтези

Во многих играх и книгах можно встретить понятие chainmail. Оно используется для обозначения кольчуги. Разбор слова по составу , однако, явно указывает на тавтологию. Достаточно использовать только термин mail. В переводе с английского его значение - кольчуга . Соответственно, понятие chain уже лишнее.

Вероятно, авторы игр были введены в заблуждение другим термином splint mail. Это понятие можно примерно перевести как "дощатая кольчуга". Состав слов позволяет использовать для перевода русский термин "бахтерец".

Защита головы и шеи

Кольчуга надевалась не только на туловище. В Западной Европе применяли специальные капюшоны, обеспечивавшие защиту шеи и головы. На них часто надевали горшковый шлем. К коническим головным уборам присоединяли бармицу. Она прикреплялась к краям шлема. Часто она защищала не только шею воина, но и его лицо.

На территории Восточной Европы использовали мисюрку. Она представляла собой облегченный шлем с бармицей, закрепленной на выпуклом металлическом диске. По своей форме он напоминал еврейскую кипу и обеспечивал защиту только верхней части черепа.

Защита других частей тела

Как выше говорилось, в состав амуниции воина входили рукавицы. Они не были полностью кольчужными. Их изготавливали из прочной ткани либо кожи. Кольчугу нашивали сверху. Кольца на ладони мешали держать оружие.

Западноевропейские рыцари в 11-13 вв. использовали кольчужные чулки для ног. Они назывались "шоссы" и доходили до середины бедра.

Изготовление

Только самые первые варианты кольчуг состояли из сведенных колец. Концы проволоки, из которой делали кольцо, не скреплялись.

Впоследствии начали заклепывать или сваривать элементы. При этом в последнем случае они соединялись друг с другом с помощью заклепанных колец. Однако были и такие кольчуги, в которых все элементы являлись сварными.

Самой простой схемой плетения была "4 в 1". В этом случае кольцо соединяли с четырьмя соседними. Однако такая схема плетения не обеспечивала нужной защиты, поэтому ее усложнили. Стали использовать варианты "6 или 8 в 1" либо "8 в 2".

С увеличением защитных свойств, однако, повышался вес амуниции. Кроме того, для изготовления более сложного сплетения требовалось больше времени. В итоге повышалась конечная стоимость доспеха. Достаточную прочность при простом сплетении получали индийские мастера.

Перед тем , изготавливали проволоку. Было распространено два метода. В первом случае кузнецу нужно было ковать прут примерно до нужного размера. Второй метод был более трудоемким, однако проволока получалась более качественной. Кузнецу нужно было протянуть тонкую часть прута сквозь металлический конус для уменьшения диаметра, удлинения и придания ему круглой формы. Эта процедура совершалась несколько раз до достижения требуемой толщины.

При изготовлении доспехов использовались также бесшовные кольца. Их вырубали из металлических листов. Сварка в основном использовалась в неевропейских странах, в частности, в Индии.

Стоит сказать, что в Средневековье до самого Возрождения европейцы изготавливали кольца не из проволоки. Каждый элемент ковали индивидуально. Дело в том, что в Темные века технология волочения прутьев была утеряна.

Основные параметры

Ими являются внутренний диаметр колец и сечение проволоки. Разумеется, необходимо было, чтобы первый параметр был больше второго. В противном случае воину было бы неудобно двигаться. Вместе с тем, если внутренний диаметр очень большой, доспех не обеспечивал вообще никакой защиты.

Как правило, внутренний размер был больше сечения проволоки в 5 р. В среднем диаметр был около сантиметра. На практике проверка качества кольчуги была довольно простой. Если большой палец проходил в кольцо, то изделие использовать в бою нельзя.

Материалы

В первую очередь, нужна проволока. Если брать стальные пруты, то их потребуется 7-8 кг на одно изделие. Кроме того, необходимы стержень определенного диаметра и деревянные бруски.

Изготовить кольца с внутренним размером 6 мм можно из прута сечением 1,2 мм. Для элементов большей величины нужно брать проволоку потолще. Стоит сказать, что на Руси кольчуги делали и из колец различного диаметра.

Мастера половину элементов наглухо сваривали, а оставшиеся подвергали дополнительной обработке. Кузнецы немного расплющивали концы отрезков и пробивали в каждом небольшое отверстие. После этого делали очень маленькие заклепки (порядка 2 мм). Каждый разомкнутый элемент продевали в 4 сплошных. Концы после этого сводили, в отверстие вставляли заклепку, которую расклепывали молотком. В результате получали один сварочный и один склепанный ряд.

В кольчуге насчитывалось, как правило, не менее 15 тысяч элементов. В некоторых случаях их число превышало и 20 тысяч. Зависело количество от размера, длины защитной рубахи, а также параметров самих колец. Разумеется, разной была и масса. Первые варианты кольчуг весили около 12-16 кг, а более поздние - не больше 9 кг.

Достоинства

Недооценивать кольчужные доспехи не стоит. Они прекрасно защищали воина от стрел на излете и скользящих ударов. Проткнуть копьем или разрубить мечом ее было довольно сложно, в особенности если воин активно сопротивляется. Разумеется, от пули кольчуга не защитит.

Немаловажным достоинством защиты можно назвать и то, что она практически не сковывает движения воина. Если кольчуга сделана по размеру, то человек может даже кувыркаться в ней, прыгать и пр. Она не будет мешать стрельбе из лука. В ней даже можно спать. Снять и надеть защиту можно очень быстро. Для этого посторонняя помощь не требуется. Кроме того, в сложенном виде она умещается во вьючном мешке и много места не занимает.

Поддоспешник, в свою очередь, может использоваться как повседневная одежда. Он прекрасно защищает от холода.

Вес кольчуги небольшой по сравнению с латами, однако распределен он довольно неравномерно. Основное давление приходится на плечи воина.

Очень просто починить кольчугу. Достаточно заменить потерянные или поврежденные элементы. Если же кузнеца нет, то можно затянуть отверстие кожаным ремнем. Если же помять латы, то помощь кузнеца необходима. Без него починить доспехи невозможно.

Если убрать или добавить несколько рядов колец, кольчугу может носить и другой человек.

Дополнительные сведения

Стоит сказать, что даже самые лучшие кольчуги, изготовленные из высококачественной стали по последним технологиям прошлых веков, не спасали, да и не должны были защищать, от выстрелов и сильных ударов оружием в упор. От воздействия тупыми предметами воина защищала не столько кольчуга, сколько поддоспешник. При этом от рубящих и режущих ударов спастись можно было, а вот от дробящих и колющих - нет.

О недостаточно высоких защитных свойствах кольчуги свидетельствует тот факт, что до тех пор, пока она являлась основным видом доспеха до 14 в., рыцари использовали преимущественно универсальные орудия боя. Ими, в частности, были палицы, мечи, топоры. После появления и активного распространения лат стали применять вооружение, предназначенное для разрушения доспехов. В их число входят, например, клевцы и чеканы, кончары, Соответственно, против легковооруженного противника такое оружие было менее эффективным.

Есть у кольчуги ряд специфических недостатков. В первую очередь, металл подвержен коррозии. Кольца очень сложно очистить от ржавчины. Особенно это проблематично в полевых условиях. Для очищения кольчугу обычно помещали в бочонок с песком и катали в нем некоторое время.

Еще одним минусом является грохот колец при ходьбе. Воинам в кольчугах было сложно подобраться к противникам незамеченными. Для уменьшения шума использовалась смазка. Однако и она не устраняла звук полностью.

Несмотря на сравнительно небольшой вес, кольчуга все-таки была тяжелой. К общей массе прибавлялся вес поддоспешника, оружия. Летом в жаркую погоду после нескольких дней носки амуниция приобретала стойкий неприятный запах.

Заключение

В древности проблема защиты воинов от стрел и ударов стояла довольно остро. Дело в том, что в прежние времена шла активная борьба за территории. Особенно частыми были набеги на Русь со стороны кочевых племен.

При создании защиты учитывалась необходимость обеспечения свободного движения воина, в том числе и в седле. Кольчуга была самым оптимальным вариантом в то время. Она была гибкой, мягкой, нетяжелой. Кузнецы постоянно совершенствовали доспехи, добавляли в них новые элементы, изменяли технологию изготовления.

Даже с появлением тяжелых лат кольчугу продолжали повсеместно активно использовать. Она делала доспехи подвижными, гибкими без ущерба для их защитных свойств. Безусловно, с появлением новых видов оружия кольчуга постепенно стала терять свое значение. Однако она была довольно долго распространена в Европе и восточных странах. Более того, ее постоянно совершенствовали. Активно использовалась амуниция кочевыми народами. Они были постоянно в движении и нуждались в легкой и мобильной защите. Кольчуга подходила для этого как нельзя лучше.

Показательным примером достоинств кольчуги является Ледовое побоище. Тяжелые рыцари, закованные в тяжелые латы, не смогли быстро двигаться по льду. оказались более мобильными.

Материал сетевой.

"Вот примерные цифры по весу доспеха и оружия в средние века: типичный доспех 15 века весил около 52 фунтов, то есть приблизительно 23.6 кг. Если брать индивидуальные части, то шлем-армэ (полный закрытый шлем) весил от 6"-7"8" (2.7-3.4 кг), горжет (воротник) - 9 унций (0.25 кг), кираса из спинной и нагрудной частей - 12"8" (5.7 кг), "юбка" внизу кирасы - 1"11" (0.76 кг), правый наруч - 2"14" (1.3 кг), левый наруч - 2"9" (1.16 кг), "ноги" - 6"1" (2.74 кг) каждая, кольчатая рубашка с коротким рукавом - 15"7" (7 кг), с длинным рукавом - 20"11" (9.38 кг), типичный длинный меч - 2"8" (1.13 кг).
Ежедневная маршевая выкладка пехотинца с Наполеоновских войн и до нашего времени составляет от 60 до 70 фунтов, то есть между 27 и 32 кг. И вес этот распределен гораздо менее удобно, чем доспех средневекового рыцаря.

Подобно тому, как под шлем надевалась амортизирующая шапка, так и под кольчугу, а затем и под латы рыцари надевали стеганую (прошитую из 8-30 слоев холста) куртку, именуемую “гамбезон”. Плечи и грудь в ней подбивали ватой.

Заметный рельеф плеч и груди производил должное впечатление на дам, но не это было целью находчивых рыцарей. Эти “подушки” предназначались для распределения веса доспехов и амортизации ударов. Многослойная материя также могла остановить разящий удар, уже ослабленный железной броней.

Повышению уровня защиты служила и подушка на груди. Если шелковый платок с трудом, но можно было разрубить в воздухе саблей, то подушку не рассечь с одного удара никаким булатом даже на плахе. В качестве аргументирующего примера вспомним рассказы ветеранов Великой Отечественной. Штатный солдатский ватник останавливал пулю немецких пистолетов-пулеметов с 200 метров!

Так что престижный костюм XV века (дутая куртка-дублет с валиками на плечах, с узкими рукавами, а также похожие на чулки брюки-шоссы, приплюснутый головной убор-”таблетка”, туфли без каблуков, но с длинными носами - и все это кричащих расцветок) - отнюдь не абсурдная мода, а шикарный стиль “милитари”. А что штанины разного цвета - так этого под доспехами как раз видно и не было...

В 7 веке широко распространились стремена, позволившие всадникам использовать могучих лошадей, длинные копья и тяжелые топоры - без стремени усидеть на коне, размахивая секирой, было практически невозможно. Появившиеся стремена резко усилили кавалерию. Но замещение крестьянских ополчений настоящей рыцарской конницей произошло не за один день. Только в 9 веке, в эпоху Карла Великого, рыцари стали главной силой на поле боя. Что же представляли собой эти рыцари?

Воинам всегда приходилось пользоваться тем оружием, которое могли изготовить современные и соплеменные им ремесленники. Карл Великий, создатель огромной империи, полководец, имя которого стало нарицательным, жил в деревянном тереме и ходил в домотканой льняной рубахе. И не из желания быть ближе к народу, а из-за отсутствия выбора. В его государстве не было ни зодчих, ни красильщиков. И кузнецов - тоже имелось немного... По этим причинам панцири первых европейских рыцарей были еще кожаными. Во всяком случае, в своей основе.

Кираса (часть панциря, закрывающая туловище, но не защищающая шею и руки), изготовленная из нескольких слоев вываренной в масле и склеенной воловьей кожи, весила более 4 кг, а полный доспех (кираса, набедренники, поножи, наплечи, наручи), выполненный по этой технологии, - около 15 кг. Многослойная кожа хорошо держала стрелы из лука, но пробивалась стрелами из арбалета с дистанции до 100 метров. Тем более этот доспех можно было пробить сильным ударом копья или меча. И он практически вовсе не защищал от палиц и топоров.

Положительные черты кожаного панциря - его доступность и легкость (в сравнении с металлическим). Но в целом он часто не оправдывал себя - даруемый им уровень защиты не окупал снижения подвижности. Потому в пехоте кожаные доспехи использовались редко. С другой стороны, менее озабоченные высокой подвижностью конные воины не пренебрегали им. Хотя и то - только за неимением альтернативы.

Повышение уровня защиты кожаного доспеха, как правило, достигалось за счет крепления на него пластин из мягкого железа. Если пластина была одна, она защищала сердце. Несколько пластин могли полностью прикрывать грудь и живот.

Толщина металла в пластинах составляла всего около миллиметра. Если наращивать толщину, то доспех становился чересчур тяжелым. К тому же, увеличение толщины все равно не позволяло железу пластин держать прямые удары: оно проминалось и пробивалось из за несовершенства средневековой технологии. Так что усиление пластинами кожаного доспеха увеличивало его вес всего на 2-3 кг.

Конечно, лучший результат мог быть достигнут усилением кожаной брони твердой сталью, но тонкие пластинки из нее оказались бы ломкими и не принесли бы пользы. Потому альтернативой применению широких железных пластин было крепление на кожу большого числа небольших - несколько сантиметров в поперечнике - стальных блях. Они мало помогали от стрел и ударов копья, но, будучи твердыми, эффективно препятствовали разрубанию брони.

Кольчуга

Альтернативой латам из кожи выступал хоуберк, представлявший собой кольчугу с рукавами и капюшоном, укомплектованную дополнительно кольчужными чулками.

Для изготовления кольчуги из железной проволоки толщиной примерно в миллиметр навивалось множество колечек, каждое около сантиметра в диаметре.

Внешне хоуберк смотрелся вполне солидно: доспех полностью закрывал тело, весил сравнительно немного (около 10 кг; с чулками и капюшоном - больше), движений почти не стеснял. Однако защиту хоуберк давал весьма сомнительную. Тогдашняя технология позволяла тянуть проволоку только из самого мягкого и ковкого железа (колечки из твердой стали ломались и давали еще худшую защиту). Кольчужные доспехи легко разрезались саблей, протыкались копьем и разрубались топором. Совсем не защищала гибкая кольчуга и от дубины или булавы. Только от сравнительно легких мечей, употреблявшихся до 14 века, кольчуга давала удовлетворительную защиту.

Против стрел кольчужный доспех был почти бесполезен: граненые наконечники проходили в ячейку кольца. Даже на дистанции 50 метров воин не мог чувствовать себя в безопасности при обстреле тяжелыми стрелами из мощных луков.
Кольчуга представляла собой один из самых простых в изготовлении видов металлической брони - и это главное ее достоинство. Производство хоуберка требовало всего несколько килограммов самого дешевого железа. Конечно, и без устройства для вытяжки проволоки было не обойтись.

Бехтерец и бригантина

Кольчужные доспехи долгое время использовались параллельно с кожаными, в 11 веке стали преобладать, а в 13 веке окончательно оттеснили кожу на второй план. Когда кольчуга стала доступна большинству рыцарей, кожаная кираса с нашитыми на нее железными пластинками стала надеваться поверх кольчужной рубахи. Так достигался более высокий уровень защиты от стрел. Общий вес защитного снаряжения увеличивался и достигал 18 кг.

Учитывая, что даже такая (тройная!) защита легко пробивалась и топором, и кавалерийским копьем, большой вес комплекта был явно неоправдан.

К тому же прогресс кузнечного искусства позволил рыцарям в 14 веке сменить мечи каролингского образца на вдвое более тяжелые и в полтора раза более длинные риттершверты. Против полутораручных мечей кольчуга уже не годилась.
Оптимальным соотношением веса к уровню защиты обладала бы сплошная металлическая пластина толщиной 1,2-2 миллиметра, но такой элемент брони из железа можно было изготовить только методом сварки. Подобные технологии не были доступны.

Для того, чтобы отковать из трех полос металла плоский клинок - уже требовалось большое искусство. Трехмерный же объект (шлем или кираса) изготовить одной ковкой несравненно сложнее. Иногда мастерам удавалось составить кирасу из нескольких элементов, которые соединялись между собой. Но такое изделие являлось буквальным произведением искусства, и было исключением из общего правила. К тому же искусных ремесленников было мало. В Западной Европе до 11 века отсутствовали крупные города, и, следовательно, были ограничены торговля, каменное строительство, сложные ремесла.

Мастеров, способных выковать из нескольких слоев металла крупный и надежный броневой элемент (тем более - криволинейный), в Европе не существовало до 14 века. Потому все детали доспеха собирались из плоских и небольших элементов.

В простейшем случае около 1500 небольших сварных чешуек соединялись кольчужными кольцами. Плетеный таким образом доспех (по аналогии с древнеримским его именовали “ламеллярным”) по-русски назывался “бехтерец”, напоминал чешую и обладал некоторой гибкостью.

Бехтерец закрывал грудь, спину и бедра бойца. При весе в 12 кг он выдерживал рубящие удары риттершверта, но от ударов копья, топора и палицы не спасал. Поэтому следующим шагом в развитии защиты воина стала широко распространившаяся с середины 14 века бригантина.

В ней все еще использовались плоские броневые элементы, однако их было только 30-40 штук. Пластины не соединялись между собой, а вкладывались в кармашки матерчатой куртки, образовывая заметные зазоры. Недостатком бригантины была и большая подвижность пластин относительно друг друга. Пластина распределяла удар палицы по поверхности доспеха, но в конечном счете он обычно приходился на ребра человека. Да и вражеский клинок мог соскользнуть в зазор между пластинами. Туда же могла попасть и стрела. Что же до копья, то пластины сами расходились под давлением наконечника.

В общем, бригантина значительно повышала защиту, но употреблялась в основном только поверх хоуберка, добавляя свои 10 кг к его и так немалому весу.

Пластинчатые латы

В 15 веке качество бригантин улучшилось. Пластины приобрели трапециевидную форму и стали плотно подгоняться по фигуре. Иногда пластины даже перекрывали друг друга, обеспечивая улучшенную защиту. Число пластин в доспехе возросло до 100-200, а потом и до 500 штук. Но все это, конечно, были полумеры. Настоящую защиту могли дать только крупные, объемные, цельнокованые детали.

Еще в 13 веке в Европе кольчуги иногда усиливали обширными наплечными и нагрудными пластинами (когда воину, владельцу доспехов, это позволяли средства). Кроме нагрудников и наплечей, из сплошного металла изготавливались наручи, поножи, набедренники и иные элементы. Чаще всего сплошные элементы брони дополнялись кольчужными или кожаными фрагментами. В Европе рано оценили преимущества жесткого бронирования. Мастера не прекращали воплощать новые идеи, пока не довели принцип до логического окончания, сделав доспех действительно сплошным. Отныне он был сочленен из отдельных деталей и закрывал все тело.

Большинство рыцарей теперь желало иметь такие и только такие доспехи. Это было обусловлено и тактикой действия рыцарской кавалерии. Тяжелая кавалерия атаковала в сомкнутом строю глубиной в несколько рядов. При этом король нередко считал важным находиться в первом ряду. Ведь по европейской традиции представители наиболее обеспеченного класса - высшей аристократии - не только лично участвовали в сражениях, но и, в отсутствие оных, ежегодно должны были биться на турнирах. А что произойдет с командиром, скачущем впереди на лихом коне, если он окажется выбит из седла? Всадник грохнется прямо под ноги коня собственного оруженосца, а по сравнению с ударом подкованного копыта любая палица - пустяк!

Полные сочлененные латы не только обеспечивали высокий уровень защиты в рукопашном бою. Главное, они выполняли функцию своеобразного экзоскелета (подобного природному панцирю жуков), и тем самым резко повышали живучесть воина, спешенного во время кавалерийского сражения.

Первые “классические” пластинчатые рыцарские доспехи появились еще в 13 веке. Но в ту пору они были доступны только королям. И то не всем, а только самым обеспеченным! С начала 14 века полное вооружение могли себе позволить уже короли среднего достатка и многие герцоги, а в 15 веке это удовольствие стало доступно и для широких рыцарских масс.

Сплошные доспехи 15 века гарантированно защищали от стрел, пущенных из лука с любой дистанции. На расстоянии 25-30 метров латы выдерживали арбалетные болты и аркебузные пули. Они не пробивались дротиками, копьями и мечами (кроме двуручников), надежно защищали и от ударов. Пробить их можно было только тяжелым рубящим оружием (желательно - двуручным).

К сожалению, подобная броня имела и недостатки, из которых наиболее весомый (в буквальном смысле) - нагрузка на воина. Весил сочлененный панцирь около 25 кг. Если же под него надевалась кольчуга, что было общепринято до конца 15 века, то общая масса защитного снаряжения достигала 32 килограммов!

Воин, закованный в такие тяжелые доспехи, был существенно ограничен в подвижности. В индивидуальном пешем бою латы скорее мешали, чем помогали, ибо одной пассивной обороной победы не достичь. Ну, а для нападения на врага нельзя уступать ему в подвижности. Встреча с легковооруженным противником, располагающим длинным оружием большой пробивной силы, ничего хорошего пешему рыцарю не сулила. Готовясь принять бой в пешем строю, рыцари снимали защиту, по крайней мере, с ног.

Шлемы

Шлем представляет собой наиболее ответственный и важный элемент бронирования: потеряв руку, еще можно усидеть в седле, а вот потеряв голову... Поэтому новейшие изобретения применялись, в первую очередь, при изготовлении шлемов. В раннем средневековье шлемы делались по тем же технологиям, что и усиленные кожаные панцири. Такой головной убор представлял собой либо шапку из амортизирующей подложки и нескольких слоев кожи, обшитую полосами железа, либо ту же шапку с закрепленными на ней стальными бляхами. Подобные шлемы не выдерживали критики. Немногим больше пользы было от кольчужных капюшонов.

Тем не менее именно капюшоны хоуберков долгое время выполняли в Европе функции шлемов. До возрождения городской цивилизации, торговли и ремесла цельнометаллические шлемы могла позволить себе только малая часть воинов. Для основной массы рыцарей они стали доступны лишь к началу 14 века, а для пеших воинов - только к концу того же столетия. В середине 14 века знаменитые генуэзские арбалетчики были облачены в хоуберки и бригантины, но все еще не имели шлемов.

Древнейшие, норманнские европейские шлемы по конструкции были совершенно аналогичны азиатским и русским шлемам. Коническая или яйцевидная форма способствовала соскальзыванию вражеских ударов, а приваренный к козырьку стержень (наносье) защищал лицо. Шея и горло воина прикрывались бармицей, кольчужной накидкой.

Иногда вместо приварки наносья делали шлем таким образом, что он закрывал всю верхнюю часть лица, или даже полностью все лицо до подбородка. Для глаз в этом случае, естественно, оставлялись прорези. Такие “полуглухие” шлемы обычно конструировались с учетом возможности использования их и в качестве открытых. “Дорический”, как его называли в античности, шлем мог носиться сдвинутым на затылок. В средние века сдвигаемые шлемы именовались варбудами.

Наконец, с 15 века, сначала среди европейской пехоты, а потом и среди кавалерии, распространились шлемы с широкими полями - это были похожие на шляпы капалины.

Всех упомянутые шлемы отличались неустранимым недостатком: в конечном счете, крепились они на шейные позвонки. При падении бойца с лошади открытый шлем мог спасти от сотрясения мозга, но не от смертельного перелома шеи.

По этой причине, с 13 века в Европе получили распространение глухие шлемы в форме усеченного конуса (перевернутого ведра). Главное достоинство “горшков” заключалось в том, что при ударе сверху амортизирующая шапка под шлемом сминалась (а под всякий шлем обязательно надевалась такая шапка), и края его опускались на плечевые пластины. Таким образом, удар приходился не по голове, а по плечам.

В начале 14 века в конструкцию шлема были введены стальной воротник “гарже” и подвижное забрало. Однако на протяжении всего 14 столетия такие шлемы (“песьи головы”, “лягушачьи морды”, “арметы”) производились в считанном количестве. Они входили в комплект с сочлененными латами, и, как и латы, широко распространились только с 15 века.
Конечно, даже глухой шлем не был лишен недостатков. Возможность вертеть головой в нем практически отсутствовала. К тому же “наблюдательные амбразуры” сужали поле зрения, тем более что щели забрала находились далеко от глаз (чтобы наконечник меча, проникнув в них, не мог причинить ранения). Еще хуже обстояло дело со слышимостью: ничего, кроме собственного сопения, воин в глухом шлеме не чувствовал. И вряд ли даже поднятое забрало до конца решало такие проблемы.

В итоге - глухой шлем был хорош только для боя в плотных построениях, когда нет опасности нападения сбоку или сзади. Если же начинался индивидуальный бой, да еще пеший или с несколькими противниками, рыцарь снимал шлем, оставаясь в капюшоне хоуберка. Оруженосцы и конные сержанты, а также пехотинцы, и вовсе предпочитали открытые шлемы.

Рыцарь часто был вынужден снимать шлем, причем вместе с ним снималась и амортизирующая шапка, бывшая частью металлического головного убора. Остававшийся на месте кольчужный капюшон серьезной защиты голове не давал, что подтолкнуло рыцарей на остроумное решение. Под глухим шлемом наиболее предусмотрительные воины стали носить другой шлем - маленький, плотно облегающий череп.

Шлемы делались из металла толщиной около 3 мм, а потому и весили они не так уж мало - редко менее 2 кг. Вес же глухих шлемов с подвижным забралом и дополнительным железным подшлемником доходил почти до 5 кг.
Широко распространено мнение о необычайно надежном защитном снаряжении европейских рыцарей (в сравнении с воинами прочих эпох и народов). Мнение это не имеет под собой достаточного основания. В 7-10 веках европейские доспехи были если и не легче, то хуже, например, арабских. Только к концу этого периода в Европе кольчуги стали преобладать над кожаными кафтанами, обшитыми металлическими бляхами.

В 11-13 веках кожаные панцири встречались уже как исключение, но кольчуга по-прежнему считалась венцом прогресса. Лишь изредка ее дополнял шлем, кованые наплечи и обшитый железом кожаный жилет. Защиту от стрел на протяжении этого времени обеспечивал главным образом длинный франкский щит. В общем, на льду Чудского озера вооружение немцев соответствовало вооружению новгородской пехоты и даже уступало, как качеством, так и весом, доспехам русской кавалерии.

Мало изменилась ситуация и в первой половине 14 века. Большие потери французской кавалерии от стрел во время сражения при Кресси объяснялись тем, что большинство рыцарей все еще облачались в кольчуги.

Однако если русская цивилизация в 14 веке пережила тяжелый кризис, то европейская сделала большой шаг вперед. В 15 веке рыцари, наконец, смогли вооружиться “по-рыцарски”. Только с этого времени европейское защитное снаряжение действительно стало тяжелее и надежнее принятого в других частях света.
В этот же период распространилась броня для рыцарских коней. Стегаными попонами их иногда покрывали еще в 13 веке, но лишь в середине 14 столетия кони наиболее богатых рыцарей получили кольчужную броню.

Настоящие конные латы, жесткие, собранные из обширных кованых деталей, стали навешивать на лошадей только в 15 веке. Впрочем, и в 15 веке в большинстве случаев латы защищали только грудь, голову и шею коня, бока же и спина, как и за два столетия до этого веке, оставались прикрытыми только стеганой попоной.

Скорее всего, говоря о средневековых доспехах, воображение большинства из нас рисует рисует нечто тяжелое, грузное и громоздкое. Что-то вроде этого:

И далеко не все знают, что на самом деле все было не совсем так.

Вот так уже лучше:

Этот красиво обработанный кислотным травильным раствором бронекостюм позднего средневековья уже не так похож на тяжеловесный панцирь, однако всё ещё создаёт впечатление громоздкой и неудобной брони. Тем не менее, он был создан специально для ношения и имеет определённые параметры, которые должны подходить под размеры хозяина, поэтому на человеке он будет смотреться намного лучше.

А вот это уже совсем другой разговор!

Знакомьтесь – это доктор Тобиас Кэпвелл, полностью облачённый в самодельные доспехи, созданные по подобию скульптурного изображения, датируемого 1450-ми годами. Эта прекрасно подогнанная “вторая кожа” предназначена для защиты жизни и здоровья своего владельца на турнирных состязаниях или в пешем поединке. Вот теперь видно, насколько устрашающе могут выглядеть правильные доспехи – кажется, будто он и без меча способен обратить в бегство целую армию.

“Средневековая броня стесняла движения и была тяжёлой”

Должным образом созданная броня не ограничивает движения своего носителя. Более того, вышепредставленные доспехи ещё и позволяют человеку увеличить амплитуду движения. Точный вес этого боевого снаряжения неизвестен, однако обычно средневековые воины предпочитали не надевать на себя броню тяжелее 30 килограмм. Хотя эта броня была мастерски создана из современных материалов, её дизайн полностью наследует панцирную защиту, созданную более 500 лет назад.

“Рыцари фактически дубасили друг друга, пока один из них не падал”

Методики исторического фехтования в западных и восточных странах немного разнятся. Вот, к примеру, гравюра 15 века немецкого мастера фехтования Ханса Тальхоффера, на которой демонстрируется приём “Mordschlag” (нем. смертельный удар) и противодействие ему. Конечно, колющие и режущие удары меча малоэффективны против полного комплекта закрытой брони, однако используя его в качестве молота, можно серьёзно оглушить противника рукоятью или гардой.

Вот “Mordschlag” в действии

Здесь показана как возможность этой разрушительной атаки, так и крепость брони – без неё череп человека давно бы лишился целостности. А так носитель брони (предварительно готовый к такому приёму) всего лишь потерял сознание из-за воздействия ударной мощи и не смог продолжать бой. Следует также учитывать, что рыцарей обучали приёмам рукопашной борьбы, работе с одноручными и двуручными орудиями, кинжалами, стилетами, ножами, методам для противодействия и способам противодействия противодействиям.

Вот это, наверное, является апофеозом средневекового искусства исполнения доспехов

Это боевое снаряжение было создано для английского короля Генриха VIII и его участия в пеших рыцарских состязаниях на турнирах. Возможно, кому-то эти доспехи покажутся нелепыми из-за дизайна стального зада, однако стоит лишь хорошо присмотреться, и вы поймёте, что это один из первых защитных бронекостюмов, который полностью скрывает уязвимую человеческую плоть от безжалостного острия оружия. Кстати говоря американское аэрокосмическое ведомство NASA подробнейшим образом изучала эти доспехи при создании первого космического скафандра.

И напоследок пример того, что рыцарю необязательно нужно иметь меч в руке, чтобы поразить противника щитом.

Ученым стало интересно, сколько энергии тратит человек, облаченный в западноевропейские рыцарские доспехи. Современные любители реконструкции исторических баталий облачаются в более легкие латы, чем воины, которые носили их в XV столетии. Сплошные сочлененные доспехи производили только в Европе, так сказать, на собственные нужды, потому что сражались в таком облачении тоже только в Европе. В Азии оно изредка встречалось только у турецких сипахов.

В минувшие выходные на запорожском острове Хортица состоялся первый фестиваль "Перекресток времен", посвященный Дню крещения Руси, который проходил в формате рыцарского турнира. В импровизированных поединках и массовых сражениях участвовали мужчины, облаченные в рыцарские костюмы различных эпох. Весят современные доспехи от 10 до 30 килограммов. Когда столбик термометра превышает 30-градусную отметку сражаться при такой экипировке совсем непросто. Средневековым воинам приходилось и того хуже — в XV столетии вес рыцарских доспехов колебался от 30 до 50 килограммов.

Исследователи из Университета Лидса установили, что двигаться в доспехах вдвое тяжелее, чем без них. Как сообщает веб-журнал, освещающий вопросы биологии, Proceedings of the Royal Society B , участвующие в эксперименте добровольцы надевали рыцарские доспехи и становились на беговую дорожку. К ним прикрепляли датчики, чтобы фиксировать выдыхаемый воздух, частоту пульса, кровяное давление и другие физиологические параметры в то время, когда испытуемые шли пешим шагом или бежали.

Эксперимент показал, что ходьба в доспехах расходует в 2,1-2,3 раза больше энергии, чем без них. Во время бега этот показатель увеличивался в 1,9 раза. Исследователи также установили, что расход энергии при ношении доспехов выше, чем при передвижении с равным по массе грузом на руках. Это связано с преодолением сопротивления доспехов при движении конечностей.

Ответить на простой вопрос, сколько в среднем весили рыцарские доспехи, не так просто. Вся проблема заключается в эволюции, которую претерпевало это воинское облачение. Непосредственными предшественниками западноевропейских рыцарей были тяжеловооруженные конники — катафракты (в переводе: "забронированные" или "одетые в железо"). В поздней Античности и раннем Средневековье они входили в состав иранских, позднеримских и византийских войск. Соответственно, прообразом для рыцарских доспехов служило защитное облачение катафрактов.

С первой половины XII века широкое распространение получает кольчуга, сплетенная из стальных колец (иногда в два-три слоя). Кольчуга просуществовала до середины XIV века. В следующем столетии появились латы, защищавшие наиболее уязвимые места. Кроме того, кольчуга уже не могла защитить от появившейся в военном деле новинки — огнестрельного оружия.

Отдельные детали рыцарских доспехов соединялись между собой на заклепках, а части скреплялись ремешками и пряжками. Общее количество деталей западноевропейского рыцарского облачения порой достигало двухсот, а их общий вес мог составлять 55 килограммов. Русские ратники, большей частью сражавшиеся со степными кочевниками, облачались в более легкую броню, которая весила примерно столько же, сколько средняя нагрузка современного десантника, то есть около 20-35 килограммов.

Доспехи XV века надежно защищали от поражения стрелами из лука, выдерживали удары арбалетных болтов и аркебузных пуль, выпущенных с расстояния 25-30 метров. Их не могли пробить ни дротики, ни копья, ни даже мечи, за исключением более тяжелых двуручных мечей.

Во второй половине XV века искусство ковки рыцарских доспехов достигает своего наивысшего развития, не только с технологической точки зрения, но и с художественной. Рыцарские доспехи для знати оформлялись очень богато: они покрывались чернью (специальным сплавом серебра, свинца и серы), на них наносилась таушировка (инкрустация металлом по металлу) или делалась всечка (заполнение специально сделанных в доспехах "канавок" цветным металлом — золотом, серебром, алюминием). Использовались также глубокая чеканка и воронение, то есть получение на поверхности стали окислов железа. Причем последнее применялось не только в декоративных целях, но и в прагматических, так как способствовало уменьшению коррозии металла. Также употреблялся такой способ декоративного оформления доспехов, как наводка золотом, или золочение. Чтобы покрыть воинское облачение слоем этого драгметалла, золото предварительно растворяли в ртути и перемешивали графитовым стержнем до полного растворения. Полученную амальгаму выливали в воду и остужали, после чего наносили на подготовленное изделие. Наиболее красивым считалось "обмундирование" итальянских рыцарей.

В XVI столетии появляется новый "фасон" рыцарских доспехов, которые в отличие от готических стали называться максимилиановскими, в честь императора Священной Римской империи Максимилиана I Габсбурга (1459-1519), прозванного "последним рыцарем". Впрочем, в немецком языке для их названия существует другой эквивалент — Riefelharnisch , а по-английски их тоже не всегда называют Maximilian armour , а fluted armor .

Отличительной чертой этих доспехов, пик распространения которых пришелся на период с 1515-го по 1525 год, были покрывающие всю поверхность желобки, которые усиливали прочность металла и отводили в сторону холодное оружие. Доспех состоял из следующих частей: шлема с забралом и горловым прикрытием, ожерелья, нагрудника и наспинника, двух оплечий, двух наручей и двух налокотников, двух рукавиц или двух перчаток, набрюшника, набедренников, поножей и двух сапог.

В среднем вес рыцарского доспеха достигал 22,7-29,5 килограмма; шлема — от 2,3 до 5,5 килограмма; кольчуги под доспехом — около семи килограммов; щита — 4,5 килограмма. Общий вес рыцарских лат мог приближаться к 36,5-46,5 килограмма. Выбитые из седла витязи, уже не могли самостоятельно сесть на коня. Для пешего боя пользовались специальным доспехом со стальной юбкой вместо поножей и сапог.