Государства, подписавшие настоящий договор, исходя из провозглашенных

ими деклараций о суверенитете и признавая право наций на самоопределение;

учитывая близость исторических судеб своих народов и выражая их волю

жить в дружбе и согласии, развивая равноправное взаимовыгодное

сотрудничество;

заботясь об их материальном благосостоянии и духовном развитии,

взаимообогащении национальных культур, обеспечении общей безопасности;

желая создать надежные гарантии прав и свобод граждан,

решили на новых началах создать Союз Суверенных Государств и

договорились о нижеследующем.

I. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ

Первое. Каждая республика -- участник договора является суверенным

государством. Союз Суверенных Государств (ССГ) -- конфедеративное

демократическое государство, осуществляющее власть в пределах полномочий,

которыми его добровольно наделяют участники договора.

Второе. Государства, образующие Союз, сохраняют за собой право на

самостоятельное решение всех вопросов своего развития, гарантируя равные

политические права и возможности социально-экономического и культурного

прогресса всем народам, проживающим на их территории. Участники договора

будут исходить из сочетания общечеловеческих и национальных ценностей,

решительно выступать против расизма, шовинизма, национализма, любых попыток

ограничения прав народов.

Третье. Государства, образующие Союз, считают важнейшим принципом

приоритет прав человека в соответствии со Всеобщей декларацией прав

человека, другими общепризнанными нормами международного права. Всем

гражданам гарантируются возможность изучения и использования родного языка,

беспрепятственный доступ к информации, свобода вероисповедания, другие

политические, социально-экономические, личные права и свободы.

Четвертое. Государства, образующие Союз, видят важнейшее условие

свободы и благосостояния своих народов и каждого человека в формировании

гражданского общества. Они будут стремиться к удовлетворению потребностей

людей на основе свободного

выбора форм собственности и методов хозяйствования, развития

общесоюзного рынка, реализации принципов социальной справедливости и

защищенности.

Пятое. Государства, образующие Союз, самостоятельно определяют свое

национально-государственное и административно-территориальное устройство,

систему органов власти и управления. Они признают общим фундаментальным

принципом демократию, основанную на народном представительстве и прямом

волеизъявлении народов, стремятся к созданию правового государства, которое

служило бы гарантом против любых тенденций к тоталитаризму и произволу.

Шестое. Государства, образующие Союз, считают одной из важнейших задач

сохранение и развитие национальных традиций, государственную поддержку

образования, здравоохранения, науки и культуры. Они будут содействовать

интенсивному обмену и взаимообогащению гуманистическими духовными ценностями

и достижениями народов Союза и всего мира.

Седьмое. Союз Суверенных Государств выступает в международных

отношениях в качестве суверенного государства, субъекта международного права

Преемника Союза Советских Социалистических Республик. Его главными целями

на международной арене являются прочный мир, разоружение, ликвидация

ядерного и другого оружия массового уничтожения, сотрудничество государств и

солидарность народов в решении глобальных проблем человечества.

Государства, образующие Союз, являются субъектами международного права.

Они вправе устанавливать непосредственные дипломатические, консульские

связи, торговые и иные отношения с иностранными государствами, обмениваться

с ними полномочными представительствами, заключать международные договоры и

участвовать в деятельности международных организаций, не ущемляя интересы

каждого из государств, образующих Союз, и их общие интересы, не нарушая

международные обязательства Союза.

II. УСТРОЙСТВО СОЮЗА

Статья 1. Членство в Союзе

Членство государств в Союзе является добровольным.

Участниками настоящего Договора являются государства, непосредственно

образующие Союз.

Союз открыт для вступления в него других демократических государств,

признающих Договор. Принятие в Союз новых государств осуществляется с

согласия всех участников настоящего договора.

Государства, образующие Союз, сохраняют право свободного выхода из него

в порядке, установленном участниками договора.

Статья 2. Гражданство Союза

Гражданин государства, входящего в Союз, является одновременно

гражданином Союза Суверенных Государств.

Граждане Союза имеют равные права, свободы и обязанности, закрепленные

законами и международными договорами Союза.

Статья 3. Территория Союза

Территория Союза состоит из территорий всех государств -- участников

договора.

Союз гарантирует нерушимость границ государств, которые в него входят.

Статья 4. Отношения между государствами, образующими Союз

Отношения между государствами, образующими Союз, регулируются настоящим

договором, а также другими, не противоречащими ему договорами и

соглашениями.

Государства -- участники договора строят свои взаимоотношения в составе

Союза на основе равенства, уважения суверенитета, -: невмешательства во

внутренние дела, разрешения споров мирными средствами, сотрудничества,

взаимопомощи, добросовестного выполнения обязательств по настоящему договору

и межреспубликанским соглашениям.

Государства, образующие Союз, обязуются: не прибегать в отношениях

между собой к силе и угрозе силой; не посягать на территориальную

целостность друг друга; не заключать соглашений, противоречащих целям Союза

или направленных против других государств -- участников договора.

Статья 5. Вооруженные Силы Союза

Союз Суверенных Государств имеет единые Вооруженные Силы " с

централизованным управлением.

Цели, назначение и порядок использования единых Вооруженных Сил, а

также компетенция государств -- участников договора в сфере обороны

регулируются соглашением, предусмотренным настоящим договором.

Государства -- участники договора вправе создавать республиканские

вооруженные формирования, функции и численность которых определяются

указанным соглашением.

Не допускается использование Вооруженных Сил Союза внутри страны, за

исключением их участия в ликвидации последствий стихийных бедствий,

экологических катастроф, а также случаев, предусмотренных законодательством

о чрезвычайном положении.

Статья 6. Сферы совместного ведения государств -- участников договора и

многосторонние соглашения

Государства -- участники договора образуют единое политическое и

экономическое пространство и основывают свои отношения на закрепленных в

настоящем договоре принципах и предоставляемых им преимуществах. Отношения с

государствами, не входящими в Союз Суверенных Государств, основываются на

общепризнанных нормах международного права.

В целях обеспечения общих интересов государств -- участников договора

устанавливаются сферы совместного ведения и заключаются соответствующие

многосторонние договоры и соглашения:

Об экономическом сообществе;

О совместной обороне и коллективной безопасности;

О координации внешней политики;

О координации общих научно-технических программ;

О защите прав человека и национальных меньшинств;

О координации общих экологических программ;

В области энергетики, транспорта, связи и космоса;

О сотрудничестве в области образования и культуры;

О борьбе с преступностью.

Статья 7. Полномочия союзных (межгосударственных) органов

Для реализации общих задач, вытекающих из договора и многосторонних

соглашений, государства, образующие Союз, делегируют союзным органам

необходимые полномочия.

Государства, образующие Союз, участвуют в реализации полномочий союзных

органов посредством их совместного формирования, а также специальных

процедур согласования решений и их исполнения.

Каждый участник договора может путем заключения соглашения с Союзом

дополнительно делегировать ему осуществление отдельных своих полномочий, а

Союз, с согласия всех участников, передать одному или нескольким из них

осуществление на их территории отдельных своих полномочий.

Статья 8. Собственность

Государства -- участники договора обеспечивают свободное развитие и

защиту всех форм собственности.

Государства -- участники договора передают в распоряжение органов Союза

имущество, необходимое для осуществления возложенных на них полномочий. Это

имущество является совместной собственностью государств, образующих Союз, и

используется исключительно в их общих интересах, включая ускоренное развитие

отстающих регионов.

Использование земли, ее недр и других природных ресурсов государств --

участников договора для реализации полномочий союзных органов осуществляется

в соответствии с законодательством этих государств.

Статья 9. Бюджет Союза

Порядок финансирования союзного бюджета и контроля за его расходной

частью устанавливается особым соглашением.

Статья 10. Законы Союза

Конституционной основой Союза Суверенных Государств являются настоящий

Договор и Декларация прав и свобод человека.

Законы Союза принимаются по вопросам, отнесенным к ведению Союза, и в

пределах полномочий, переданных ему настоящим Договором. Они обязательны для

исполнения на территории всех государств -- участников договора.

Государство -- участник договора вправе опротестовать и приостановить

действие на своей территории закона Союза, если он нарушает настоящий

Союз в лице его высших органов власти вправе опротестовать и

приостановить действие закона государства -- участника договора, если он

нарушает настоящий договор.

Споры решаются посредством согласительных процедур либо передаются в

Верховный суд Союза, который принимает окончательное решение в течение

одного месяца.

III. ОРГАНЫ СОЮЗА

Статья 11. Формирование органов Союза

Органы Союза Суверенных Государств, предусмотренные настоящим

договором, формируются на основе свободного волеизъявления народов и

полноправного представительства государств, образующих Союз.

Организация, полномочия и порядок деятельности органов власти,

управления и правосудия устанавливаются соответствующими законами, не

противоречащими настоящему договору.

Статья 12. Верховный Совет Союза

Законодательную власть Союза осуществляет Верховный Совет Союза,

состоящий из двух палат: Совета Республик и Совета Союза.

В Совет Республик входит по 20 депутатов от каждого государства,

образующего Союз, делегируемых его высшим органом власти.

РСФСР имеет в Совете Республик 52 депутата. Другие государства --

участники договора, имеющие в своем составе республики и автономные

образования, дополнительно делегируют в Совет Республик по одному депутату

от каждой республики и автономного образования. В целях обеспечения

суверенитета государств -- участников договора и их равноправия -- при

Совет Союза избирается населением Союза по избирательным округам с

равной численностью избирателей. При этом гарантируется представительство в

Совете Союза всех государств -- участников договора.

Палаты Верховного Совета Союза совместно принимают в состав Союза новые

государства, заслушивают Президента Союза по наиболее важным вопросам

внутренней и внешней политики Союза, утверждают союзный бюджет и отчет о его

исполнении, объявляют войну и заключают мир.

Совет Республик принимает решения об организации и порядке деятельности

органов Союза Суверенных Государств, рассматривает вопросы отношений между

республиками, ратифицирует и денонсирует международные договоры Союза, дает

согласие на назначение правительства Союза.

Совет Союза рассматривает вопросы обеспечения прав и свобод граждан и

принимает решения по всем вопросам компетенции Верховного Совета за

исключением тех, которые относятся к компетенции Совета Республик.

Законы, принятые Советом Союза, вступают в силу после их одобрения

Советом Республик.

Статья 13. Президент Союза

Президент Союза -- глава конфедеративного государства.

Президент Союза выступает гарантом соблюдения Договора о Союзе

Суверенных Государств и законов Союза, является Главнокомандующим

Вооруженными Силами Союза, представляет Союз в отношениях с зарубежными

государствами, осуществляет контроль за выполнением международных

обязательств Союза.

Президент Союза избирается гражданами Союза в порядке, устанавливаемом

Законом, сроком на пять лет и не более чем на два срока подряд.

Статья 14. Вице-президент Союза

Вице-президент Союза избирается вместе с Президентом Союза.

Вице-президент Союза выполняет по уполномочию Президента Союза отдельные его

Статья 15. Государственный совет Союза

Государственный совет Союза создается для согласования наиболее важных

вопросов внутренней и внешней политики, затрагивающих общие интересы

государств -- участников договора.

Государственный совет состоит из Президента Союза и высших должностных

лиц государств -- участников договора. Работой Государственного совета

руководит Президент Союза.

Решения Государственного совета носят обязательный характер для всех

органов исполнительной власти.

Статья 16. Правительство Союза

Правительство Союза является органом исполнительной власти Союза,

подчиняется Президенту Союза, несет ответственность перед Верховным Советом

Правительство Союза возглавляется премьер-министром. В состав

правительства входят главы правительств государств -- участников договора,

Председатель Межгосударственного экономического комитета (первый заместитель

премьер-министра), заместители премьер-министра и руководители ведомств,

предусмотренных соглашениями между государствами -- участниками договора.

Правительство Союза формируется Президентом Союза по согласованию с

Советом Республик Верховного Совета Союза.

Статья 17. Верховный суд Союза

Верховный суд Союза принимает решения по вопросам соответствия законов

Союза и законов государств -- участников договора -- настоящему договору и

Декларации прав и свобод человека;

рассматривает гражданские и уголовные дела межгосударственного

характера, включая дела по защите прав и свобод граждан; является высшей

судебной инстанцией по отношению к военным судам. При Верховном суде Союза

создается прокуратура, осуществляющая надзор за исполнением законодательных

актов Союза.

Порядок формирования Верховного суда Союза определяется законом.

Статья 18. Высший арбитражный суд Союза

Высший арбитражный суд Союза разрешает экономические споры между

государствами -- участниками договора, а также споры между предприятиями,

находящимися под юрисдикцией различных государств -- участников договора.

IV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 19. Язык межнационального общения в Союзе

Участники договора самостоятельно определяют свой государственный язык

(языки). Языком межнационального общения в Союзе государства -- участники

договора признают русский язык.

Статья 20. Столица Союза

Столицей является город Москва.

Статья 21. Государственная символика Союза

Союз имеет государственные герб, флаг и гимн.

Статья 22. Порядок изменения и дополнения договора

Настоящий договор или отдельные его положения могут быть отменены,

изменены или дополнены только с согласия всех государств, образующих Союз.

Статья 23. Вступление договора в силу

Настоящий договор одобряется высшими органами государственной власти

государств, образующих Союз, и вступает в силу после его подписания их

полномочными делегациями.

Для государств, его подписавших, с той же даты считается утратившим

силу Договор об образовании Союза ССР 1922 года.

Статья 24. Ответственность по Договору

Союз и государства, его образующие, несут взаимную ответственность за

выполнение принятых обязательств и возмещают ущерб," причиненный нарушениями

настоящего договора.

Статья 25. Правопреемство Союза

Союз Суверенных Государств является правопреемником Союза Советских

Социалистических Республик. Правопреемство осуществляется с учетом положений

статей 6 и 23 настоящего договора.



План:

    Введение
  • 1 Предыстория
  • 2 Всесоюзный референдум о сохранении СССР
  • 3 ССГ-федерация (Союз Советских Суверенных Республик)
  • 4 ССГ-конфедерация
  • Примечания

Введение

Красным обозначены страны Союза Суверенных Государств (ССГ); красным и оранжевым - союзные республики Союза ССР (ССГ-федерации)


Сою́з Сувере́нных Госуда́рств , ССГ - несостоявшийся обновлённый союз республик СССР.

1. Предыстория

В декабре 1990 года был поднят вопрос о реорганизации Союза ССР.

3 декабря Верховный Совет СССР поддержал концепцию предложенного Президентом СССР М. С. Горбачёвым проекта Союзного Договора и передал его для обсуждения на IV Съезде народных депутатов СССР .

24 декабря 1990 года депутаты IV Съезда народных депутатов СССР, проведя поимённое голосование, постановили считать необходимым сохранение Союза ССР как обновлённой федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере обеспечиваться права и свободы человека любой национальности .

В тот же день, по инициативе и настойчивому требованию Президента СССР М. С. Горбачева , Съездом было принято постановление по вопросу о проведении всесоюзного референдума о сохранении обновлённого Союза как федерации равноправных суверенных Советских Социалистических Республик . За принятие постановления голосовали 1677 депутатов, против - 32, воздержались - 66 .


2. Всесоюзный референдум о сохранении СССР

В 17 марта 1991 года состоялся референдум, на котором за сохранение и обновление СССР проголосовало большинство граждан, включая население шести республик (Литва, Эстония, Латвия, Грузия, Молдавия, Армения), в которых высшие органы власти отказались проводить референдум, так как ранее объявили о независимости или о переходе к независимости согласно результатам ранее прошедших в них референдумов о независимости.


В Викитеке есть полный текст Договора о Союзе суверенных государств (опубл. 15 августа 1991 года)

На основе концепции референдума уполномоченной центральными и республиканскими властями рабочей группой в рамках т. н. ново-огарёвского процесса весной-летом 1991 был разработан проект по заключению нового союза - Союза Советских Суверенных Республик (СССР , Союз ССР , Союз Суверенных Государств ) как мягкой, децентрализованной федерации.

Проект договора о создании Союза был дважды парафирован - 23 апреля и 17 июня 1991 года. Окончательная редакция «Договора о Союзе суверенных государств» была опубликована в газете «Правда» 15 августа. В той же газете 3 августа 1991 года было опубликовано выступление Президента СССР Горбачёва по телевидению, в котором отмечалось «союзный договор открыт к подписанию» с 20 августа 1991 года. В новом Договоре указывалось: «Государства, образующие Союз, обладают всей полнотой политической власти, самостоятельно определяют свое национально-государственное устройство, систему органов власти и управления , они могут делегировать часть своих полномочий другим государствам - участникам Договора…». Более того, в 2-м разделе 23-й статьи нового Договора говорилось: «Настоящий договор… вступает в силу с момента подписания… полномочными делегациями. Для государств, его подписавших, с той же даты считается утратившим силу Договор об образовании Союза ССР 1922 года».

Членами нового союза должны были стать девять из пятнадцати союзных республик бывшего СССР: как заявил М. С. Горбачёв в телевизионном обращении 3 августа 1991 года, 20 августа новый союзный договор должны были подписать Белоруссия, Казахстан, РСФСР, Таджикистан и Узбекистан, а осенью к ним могли присоединиться Армения, Киргизия, Украина и Туркмения.

Но Государственный комитет по чрезвычайному положению, 18-21 августа осуществил неудачную попытку насильственного отстранения М. С. Горбачёва с поста Президента СССР, сорвав подписание Союзного договора:

«…Воспользовавшись предоставленными свободами, попирая только что появившиеся ростки демократии, возникли экстремистские силы, взявшие курс на ликвидацию Советского Союза, развал государства и захват власти любой ценой. Растоптаны результаты общенационального референдума о единстве Отечества.»

Противоречия между центральными и республиканскими властями и национальными элитами углубились, и все союзные республики одна за другой объявили о независимости.


4. ССГ-конфедерация

В Викитеке есть полный текст Договора о Союзе суверенных государств (опубл. 27 ноября 1991 года)

5 сентября 1991 года V съезд народных депутатов СССР приняв «Декаларацию прав и свобод человека» , объявил переходный период для формирования новой системы государственных отношений, подготовки и подписания Договора о Союзе Суверенных Государств .

Осенью 1991 по санкции центральных и республиканских властей рабочей группой ново-огарёвского процесса был разработан новый проект Договора - по созданию Союза Суверенных Государств (ССГ) как конфедерации независимых государств («конфедеративного государства») .

Предварительное согласие на заключение 9 декабря 1991 договора о создании ССГ со столицей в Минске было дано 14 ноября 1991 только семью республиками (Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан). Две республики, в которых накануне состоялись референдумы о независимости (Армения и Украина), отказались войти в конфедеративный союз.

Однако, 8 декабря 1991 года главы трёх государств (Республики Беларусь, России и Украины) на встрече в Беловежской пуще, «отмечая, что переговоры о подготовке нового Союзного Договора зашли в тупик, объективный процесс выхода республик из состава Союза ССР и образования независимых государств стал реальным фактом» , заключили Беловежское соглашение о создании Содружества Независимых Государств - межправительственной и межпарламентской организации, не имеющей статуса государства. К СНГ позже присоединились другие союзные республики.

В декабре 1992 года Съезд народных депутатов Российской Федерации обратился к парламентам государств - бывших республик Союза ССР, и к Межпарламентской ассамблее государств - участников Содружества Независимых Государств, с предложением рассмотреть вопрос «о создании конфедерации или иной формы сближения независимых государств Европы и Азии - бывших республик Союза ССР, народы которых выражают стремление к единению» , но это предложение не нашло поддержки.

Многостороннего согласия по предложенному позднее (в марте 1994) проекту создания аналогичного конфедеративного союза (Евразийский Союз) также не было достигнуто. Два государства вступили в Союз России и Белоруссии.


Примечания

  1. По федеративному проекту - Союз Советских Суверенных Республик (СССР)
  2. Постановление ВС СССР от 3 декабря 1990 года № 1809-1 «Об общей концепции нового Союзного Договора и предлагаемом порядке его заключения» // Ведомости СНД и ВС СССР. - 1990. - № 50. - ст. 1077.
  3. Постановление СНД СССР от 24 декабря 1990 года № 1853-1 «О сохранении Союза ССР как обновленной федерации равноправных суверенных республик» // Ведомости СНД и ВС СССР. - 1990. - № 52. - ст. 1158.
  4. 1 2 Любарев А. Е. Выборы в Москве: опыт двенадцати лет. 1989-2000 - lyubarev.narod.ru/elect/book/soderzh.html. - М.: Стольный град, 2001. - 412 с. - ISBN 5-89910-019-2.
  5. Постановление СНД СССР от 24 декабря 1990 года № 1856-1 «О проведении референдума СССР по вопросу о Союзе Советских Социалистических Республик» // Ведомости СНД и ВС СССР. - 1990. - № 52. - ст. 1161.
  6. 1 2 3 4 5 Проект договора об ССГ-федерации (Союзе Советских Суверенных Республик) (июль 1991) - fomin-ivan.blogspot.com/2009/12/1991.html
  7. Вооруженные Силы, МВД, а также некоторые функции внешнеполитического ведомства становились прерогативой республиканских органов власти.
  8. «Многое сложилось бы иначе…» // Красная звезда, 16 Августа 2003 года. - www.redstar.ru/2003/08/16_08/6_01.html
  9. Обращение к советскому народу - new.hse.ru/sites/tp/isakov/1990-1996dn/15/1/Из Обращения к советскому народу ГКЧП СССР.htm // Известия. - 1991. - 20 августа.
  10. «Декларация прав и свобод человека» утверждена Постановлением СНД СССР 5 сентября 1991 года № 2393-1 // Ведомости СНД и ВС СССР. - 1991. - № 37. - ст. 1083.
  11. Постановление СНД СССР от 5 сентября 1991 года № 2391-1 «О мерах, вытекающих из совместного Заявления Президента СССР и высших руководителей союзных республик и решений внеочередной сессии Верховного Совета СССР» // Ведомости СНД и ВС СССР. - 1991. - № 37. - ст. 1081
  12. Проект договора об ССГ-конфедерации (ноябрь 1991) - www.gorby.ru/userfiles/prilii.doc
  13. Проект договора о Союзе Суверенных Государств - soveticus5.narod.ru/gazety/pr911127.htm#u001 // Правда. - 1991. - 27 ноября.
  14. Заявление глав государств Республики Беларусь, РСФСР, Украины 8 декабря 1991 года - new.hse.ru/sites/tp/isakov/1990-1996dn/86/1/8 декабря 1991 - Заявление глав государств Республики Беларусь, РСФСР, Украины.htm // Ведомости СНД и ВС РСФСР. - 1991. - № 51. - ст. 1798.
  15. Обращение СНД РФ от 14 декабря 1992 года № 4087-1 «К парламентам независимых государств - бывших республик Союза ССР - ru.wikisource.org/wiki/Обращение_СНД_РФ_от_14.12.1992_№_4087-I» // Ведомости СНД и ВС РФ. - 1992. - № 51. - 24 декабря. - ст. 3022.
скачать
Данный реферат составлен на основе статьи из русской Википедии . Синхронизация выполнена 09.07.11 14:04:32
Похожие рефераты:


В 1991 году Горбачев запускает Ново-Огаревский процесс, в результате которого предпологалось разработать и подписать новый союзный договор с республиками СССР. Договор должен был войти в историю под названием "ССГ" - Союз Суверенных Государств. В ходе этого процесса борьба между Горбачевым и Ельциным приобрела такой характер, что выяснилась необходимость выбивать из-под Ельцина стул с помощью введения статусов союзных республик для Татарстана, Башкирии - всех республик РСФСР. Тогда РСФСР ослабнет, Ельцин "испугается", и у Горбачева появится возможность строить с ним новый баланс отношений.

Ново-Огаревский процесс был еще опаснее предлагаемого Ельциным - в распыл могло быть пущено ВСЕ! Не было бы даже Российской Федерации. А Ельцин, это тогда было ясно, освободившись от республик СССР, руками и ногами схватится за власть в РФ и никому ее не отдаст. Каким-то образом плацдарм для возможного в будущем восстановления сохранится. А если дать Горбачеву до конца доделать дела - страна будет пущена в распыл полностью, необратимо, раз и навсегда.

Но не Горбачев придумал конфигурацию "ССГ", которую хотел реализовать подписанием соответствующего договора 20 августа 1991 года. Подобная модель преобразования СССР существовала достаточно давно.

После Сталина никому из политических, военных, партийно-хозяйственных, элитных, спецслужбистских групп, членов Политбюро и т. д. сталинская модель Советского Союза и мировая коммунистическая система не нужна была вообще. А борьба за реализацию других моделей, альтернативных действующей, была. Она началась еще при жизни и развернулась после смерти Сталина.

Ленинградцы (или "Русская группа"), требовавшие создания отдельной партии, как у всех республик, для РСФСР, требовали большего хозяйственного обособления. Ничего из ряда вон выходящего тогда они требовать, естественно, не могли, но все это было первыми шагами к оформлению модели "Россия без чурок" - чтобы с нерусскими не делить власть, не подстраивать под них идеологию. К оформлению модели СНГ Ельцина.

При жизни Сталин хорошо держал баланс между русскими, кавказскими, среднеазиатскими группами, имевшими друг к другу самые разные претензии.

Была и другая модель удовлетворения претензий. Л. П. Берия предлагал для союзных республик родной, национальный язык, национального 1-го секретаря, конфедеративное вхождение республик в общее государство - должны существовать на равных в Москве. То есть нацкадры должны были получить полные опорные базы в своих республиках и паритет в Москве - получить огромную власть.

Берия хотел конфедерацию, а его противники хотели отделить кавказских "чурок", азиатских а заодно и каких-нибудь других и, оставшись на меньшей территории, получить всю власть. Сталин балансировал между лвумя этими группами. Группы пережили Сталина, их борьба продолжалась до Перестройки. Группа Берии была сильно ослаблена в 50-х и медленно восстанавливалась при Брежневе, который дал усилить КГБ после хрущевского растаптывания. К группе Берии принадлежал Андропов.

Существование двух групп прослеживается и в военно-промышленном комплексе. В СССР было два ВПК:

1. Отрасли ВПК по производству танков, кораблей, ракет. Этот ВПК никогда не уступал Западу в качестве своей продукции. Потому жил плохо. Дача, "Волга", орден - вот и все.

2. Отрасли ВПК, отвечающие за тонкую, сложную электронику. Ее работники катались как сыр в масле. Они активно контактировали с заграницей - с помощью своей агентуры добывали на Западе необходимые технологии и привозили их в СССР. Это значит, что нужно было платить агентуре, деньги для этого были предусмотрены. Сколько именно платили агентуре, которая требовала немало, знали немногие. Естественно, происходили самые разные махинации, в результате которых часть денежных средств, выделяемых на воровство технологий, оседала в руках этих групп ВПК.

Борьба шла между условным Свердловском ("Танкоградом") и Москвой, центром. Русская группа, то есть свердловцы, поняла, что грядут рыночные реформы и приватизация, а у них никаких капиталов не накоплено. Тогда они, пользуясь возможностями Перестройки, начали производить спортинвентарь. Все содержавшееся на складах сырье превратилось в титановые гантели, штанги и гири из редких ценных сплавов. В этом виде все продавалось за границу тем, кто это потом переплавлял. Гигантское количество металла таким образом покинуло СССР, конвертировавшись в капиталы Русской группы. Были и другие схемы.

Обе группы, добыв деньги, выдвигали уже и свои модели приватизации, и экономистов, и политические группы. Русская группа делала ставку сначала на Рыжкова (который стал премьер-министром СССР при президенте Горбачеве), потом на Ельцина. То есть на свердловских. Ельцин был менее просоветский, а все уже хотели рынка, более плотного сотрудничества с Западом, вхождения в Европу... Весь СССР в Европу не возьмут, а если отделить от РСФСР все нерусские республики - другое дело. Другой вариант - "ССГ" Берии-Андропова-Горбачева, что называлось "входим в Европу по частям", независимыми странами.

Борьба Ельцина с Горбачевым была борьбой Русской группы с группой Берии. Это не была только борьба двух мощных политиков за власть в стране, схлестнулись два гораздо более мощных субъекта, их борьба прослеживается и в Перестройку, и в Постперестроечных процессах.

ГКЧП - генеральное сражение.

Три группы внутри процесса "ГКЧП", три модели, каждая из которых подразумевала свой результат, абсолютно несовместимый с возможными результатами остальных - вплоть до свирепой расправы над проигравшими:

1. Мягко или грубо отстранить от власти Ельцина, защитив Горбачева.
Горбачев такой сценарий приветствовал, а под "чудаками на букву М" (так он назвал гкчп-истов) он имел ввиду, что вместо этого сценария произошло что-то другое, вредное ему, обрекающее план "ССГ" на провал. Вице-президент СССР Янаев - один из представителей.

Геннадий Янаев


2. Отстранить от власти Горбачева, спасая СССР от сценария "ССГ". Поставить на Ельцина в двух вариантах, либо-либо:

2_А. Сделать Ельцина президентом СССР.
План разрабатывался командой премьера Павлова и был оптимален. Ельцин схватил бы власть, энергии бы ему хватило на то, чтобы привести все к общему знаменателю в республиках, между группами элит. Постсоветская история могла быть другой: не было бы столь шоковых реформ (и невозможно на бОльшей, чем РФ, территории, и многие экономические связи уцелели бы... конфликты в горячих точках протекали бы не так...).

Валентин Павлов


2_Б. При невозможности сохранить СССР, сделать Ельцина президентом независимой РФ, провести в ней чудовищные шоковые реформы , привить населению к капитализму-либерализму лютую ненависть (а народ в 1991 очень хотел капитализма, просто и грубо "обломать" его было нельзя - забастовки и выступления были гарантированы).
По плану, разочаровавшийся в либерализме народ спокойно отнесется к более или менее авторитарной некоммунистической власти, наводящей в стране порядок после либерального разгула. Постепенно все наладится, Россия "подтянет" к себе часть республик - и воссоединится с Европой в какой-нибудь ЕС. На этот сценарий работал и председатель КГБ Крючков.

Владимир Крючков


К слову, все процессы, с более-менее приемлемыми отклонениями, пошли по плану 2Б. Другое дело, что план в итоге не сработал. Ельцин оказался сильнее, чем думали. Сбросив с поста Гайдара еще в начале 90-х, он не позволил допустить запредельного уровня возмущения народа шоковыми переменами. Как-то маневрируя между представителями групп Берии и Русской, он передал власть Путину в 2000 году...

3. Убрать и Ельцина, и Горбачева. Привести к власти людей, которые смогут стабилизировать ситуацию, провести умеренные рыночные реформы, сохранить социалистический строй и СССР как целостное государство. Самая слабая группа, Член Политбюро Олег Шенин один из ее представителей.

Олег Шенин



Этим и объясняется противоречивость действий ГКЧП, существовали три большие группы, хотевшие совсем разных результатов. Были и более мелкие группы, они делали параллельные ставки, играли на противоречиях и т. д.

Ни одна из основных групп не была готова к решительным действиям, которые им могли предложить силовики для реализации каждого из сценариев. Члены ГКЧП решились действовать только "до первой крови" - не было решимости идти до конца, не было уверенности в собственной правоте. Они не сформулировали для себя ЦЕЛЬ, которая могла бы оправдать применяемые грубые силовые СРЕДСТВА. Они искали простых и быстрых решений (которых не было), не готовы были на кровавые авантюры.

Вот у Ельцина эта ЦЕЛЬ, бесконечно противная большинству россиян, в 1993 году сформулирована была, решимость была - потому в ход пошли СРЕДСТВА. В отличие от ГКЧП, он не включил по ТВ "Лебединое озеро", он имел людей, которые знали что сказать, к чему призвать, как убеждать... ГКЧП не готовился к диалогу с народом ВООБЩЕ.

Главная заслуга ГКЧП - срыв готовящегося на 20 августа 1991 года Горбачевым подписания республиками СССР договора "ССГ", самого страшного из возможных сценариев.

Члены ГКЧП поступили морально, но последствия этого оказались сокрушительными. Наблюдая годами за ними, они, возможно, жалели о своей нерешительности... В этом блеск и нищета ГКЧП.

От ГКЧП к Беловежским Соглашениям. Почему не атаковали Ельцина?

ГКЧП проиграл. Это чудовищным образом изменило политическую расстановку сил. До 19 августа 1991 года она была такой:

1. Консервативные группы, стремящиеся сохранить СССР.
Представители их входили в Съезд Народных Депутатов СССР, Армию и КГБ (отдельные их группы), КПСС с миллионами людей, группу "Союз", Союзы Офицеров... Тут же коллективы интеллектуалов ЭТЦ и газеты "Завтра" (тогда - "День"). Тут же более 70% проголосовавших на референдуме "ЗА сохранени СССР как обновленной федерации". Федерации, а не конфедерации и т.д. - просто либералы всегда цепляются к слову "обновленной", инако трактуя результаты референдума. Формально, федеративное устройство подразумевает еще более плотное взаимодействие, чем было между республиками в СССР).

2. Суверенизаторы, стремящиеся к более радикальным трансформациям СССР.
В том числе Ельцин и оформляемый им в Беловежских Соглашениях проект Русской группы. Руцкой (вице-президент РСФСР) и Хасбулатов (Председатель Верховного Совета РСФСР) были шокированы Беловежьем, их противоречия с Ельциным нарастали и вылились в политический кризис сентября-октября 1993 года.

Александр Руцкой, Борис Ельцин и Руслан Хасбулатов.


3. Горбачев и его команда.
Держит равновесие между демократами и консерваторами, играет на их противоречиях в свою пользу. Не желает объединения ни с группой Ельцина, ни, ТЕМ БОЛЕЕ, с теми, кто за единый СССР. Реализует проект группы Берии в исполнении нового варианта договора "ССГ".

После поражения ГКЧП по консерваторам был нанесен сокрушительный удар. Немало сценариев по отстаиванию целостности СССР можно было выработать. Группа ЭТЦ, поддерживавшая премьера В. Павлова, например, готовила план по смещению Горбачева с поста Секретаря ЦК КПСС (он бы остался президентом, но КПСС ушла бы в оппозицию к нему окончательно. Группа Горбачева бы ослабла и в расстановке "КПСС против Ельцина" можно было бы добиться немалых результатов). ГКЧП был самым неэффективным сценарием для консерваторов, принесшим минимальный результат - срыв подписания ССГ.

Горбачев теперь остался наедине с Ельциным. Ельцин добивал консерваторов и атаковал Горбачева, добивал и атаковал...

Недоразгромленные консерваторы и Горбачев, стремясь победить Ельцина, могли объединиться. Горбачев был законным президентом, Верховным Главнокомандующим (по крайней мере, имел готовые к активным действиям верные части, силовые подразделения) - он мог еще дать достойный бой Ельцину с его Беловежьем... Горбачев мог, да и обязан был, ради сохранения собственной власти, парализовать действия, абсолютно незаконные, Ельцина в декабре 1991 года. Он должен и обязан был призвать на помощь народ, заявив о своем желании сохранить целостность СССР, о ельцинском мятеже.
На нем замкнулась вся ответственность за историческую судьбу СССР.

Горбачев этого не сделал.

Лишь ограниченное число вопросов находится в ведении союза суверенных государств, в то время как все его члены сохраняют за собой государственный суверенитет. Такие союзы создаются, как правило, для решение определенных задач и достижения конкретных целей и редко бывают стабильны в исторической перспективе, но встречаются и исключения.

Что такое конфедерация?

Союзом суверенных государств называют такую форму государственного устройства, при которой все решения центрального правительства имеют не прямую силу, но опосредованы органами власти государств-членов союза. Критерии для определения какого-либо союза конфедеративным настолько размыты, что многие политологи даже склонны не считать конфедерацию полноценным государством.

Все решения, принимаемые конфедеративным правительством, должны проходить утверждение властью государств, состоящих в союзе. Однако наиболее важной особенностью конфедерации является право любого из ее членов выйти по собственному желанию, не согласовывая такое решение с другими членами и центральным правительством.

Стоит однако учесть, что значительное многообразие форм государственно-правовых союзов государств не дает возможности задать постоянные и неизменные критерии для определения конфедерации. В таком случае имеет смысл обратиться к историческим примерам и практике государственного правительства.

Исторические формы конфедерации

История государственности знает примеры как конфедераций с довольно сильной централизацией и четкими полномочиями центрального правительства, так и достаточно аморфные государственные образования, в которых центр исполнял исключительно номинальные функции.

Ярким примером неустойчивости конфедерации, как союза суверенных государств, являются Соединенные Штаты, на примере которых можно отслеживать эволюцию конфедерации из образования с крайне слабым центром в типичную федерацию с сильной властью главы государства.

В первой Декларации обозначалось, что штаты заключают между собой отдельные договоры для совместной обороны и улучшения инфраструктуры, однако "Статьи конфедерации", в которых и обозначался план действий по объединению, носили скорее рекомендательный характер. Позже "Статьи" подверглись яростной критике со стороны отцов-основателей и государственное устройство Соединенных Штатов Америки претерпело значительную трансформацию.

История Швейцарии

Швейцарию принято считать наиболее ярким примером способности конфедерации к длительному устойчивому существованию. В своем нынешнем виде такой государственно-правовой союз суверенных государств оформился 1 августа 1291 года, когда три швейцарских кантона подписали, так называемое, союзное письмо.

Позже, в 1798 году, наполеоновская Франция упразднила конфедеративное устройство Швейцарии, учредив унитарную Гельветическую республику. Однако уже спустя пять лет это решение пришлось отменить, вернув альпийское государство в его естественное состояние.

Конфедерация - это постоянный союз суверенных государств, однако даже в случае конфедерации существует ряд вопросов, которыми занимается центральное правительство. Например, в современной Швейцарии такими вопросами являются выпуск денег и оборонная политика.

Однако главным способом обеспечения государственной безопасности в случае Швейцарии является политический нейтралитет, который гарантирует невмешательство страны в любые международные конфликты. Такая позиция государства на мировой политической арене обеспечивает ей стабильное экономическое положение и безопасность со стороны ведущих мировых игроков, так как каждый из них заинтересован в существовании нейтрального арбитра или посредника.

Перспективы конфедеративного устройства

Несмотря на то, что исторически конфедерация появилась одновременно с федерацией, такая форма союза суверенных государств получила гораздо меньшее распространение.

На протяжении позднего Средневековья и всего Нового времени в государственном строительстве наблюдалась тенденция к централизации и сильному государственному контролю во всех сферах.

Сегодня впрочем юристы и государствоведы считают конфедеративную форму устройства наиболее перспективной и сходятся во мнении, что она будет приобретать все большую популярность.

Современные конфедерации

Такие ожидания связаны с тем, что в международной практике наметилась очевидная тенденция к частичному отказу от суверенитета в пользу надгосударственных структур, которые некоторые политологи склонны считать прототипами будущих крупных конфедераций.

Ярким примером постоянно действующего союза государств является которого имеют общую валюту, единую границу и подчиняются многим решениям центральных органов власти, хотя те и являются рекомендательными.

Государства, подписавшие настоящий договор, исходя из провозглашенных ими деклараций о суверенитете и признавая право наций на самоопределение; учитывая близость исторических судеб своих народов и выражая их волю жить в дружбе и согласии, развивая равноправное взаимовыгодное сотрудничество; заботясь об их материальном благосостоянии и духовном развитии, взаимообогащении национальных культур, обеспечении общей безопасности; желая создать надежные гарантии прав и свобод граждан, решили на новых началах создать Союз Суверенных Государств и договорились о нижеследующем. I. Основные принципы. Первое. Каждая республика - участник договора является суверенным государством. Союз Суверенных Государств (ССГ) - конфедеративное демократическое государство, осуществляющее власть в пределах полномочий, которыми его добровольно наделяют участники договора. Второе. Государства, образующие Союз, сохраняют за собой право на самостоятельное решение всех вопросов своего развития, гарантируя равные политические права и возможности социально-экономического и культурного прогресса всем народам, проживающим на их территории.

Пятое. Государства, образующие Союз, самостоятельно определяют свое национально-государственное и административно - территориальное устройство, систему органов власти и управления.

Седьмое. Союз Суверенных Государств выступает в международных отношениях в качестве суверенного государства, субъекта международного права - преемника Союза Советских Социалистических Республик.

II. Устройство СоюзаСтатья 1. Членство в СоюзеЧленство государств в Союзе является добровольным.

Статья 2. Гражданство СоюзаГражданин государства, входящего в Союз, является одновременно гражданином Союза Суверенных Государств.

Статья 3. Территория СоюзаТерритория Союза состоит из территорий всех государств - участников договора.

Статья 5. Вооруженные Силы СоюзаСоюз Суверенных Государств имеет единые вооруженные силы с централизованным управлением.

Статья 8. СобственностьГосударства - участники договора обеспечивают свободное развитие и защиту всех форм собственности. Государства - участники договора передают в распоряжение органов Союза имущество, необходимое для осуществления возложенных на них полномочий. Это имущество является совместной собственностью государств, образующих Союз, и используется исключительно в их общих интересах, включая ускоренное развитие отстающих регионов.

III. Органы СоюзаСтатья 12. Верховный Совет СоюзаЗаконодательную власть Союза осуществляет Верховный Совет Союза, состоящий из двух палат: Совета Республик и Совета Союза.

Совет Республик принимает решения об организации и порядке деятельности органов Союза Суверенных Государств, рассматривает вопросы отношений между республиками, ратифицирует и денонсирует международные договоры Союза, дает согласие на назначение Правительства Союза. Совет Союза рассматривает вопросы обеспечения прав и свобод граждан и принимает решения по всем вопросам компетенции Верховного Совета, за исключением тех, которые относятся к компетенции Совета Республик.

Статья 13. Президент СоюзаПрезидент Союза - глава конфедеративного государства. Президент Союза выступает гарантом соблюдения Договора о Союзе Суверенных Государств и законов Союза, является главнокомандующим Вооруженными Силами Союза, представляет Союз в отношениях с зарубежными государствами, осуществляет контроль за выполнением международных обязательств Союза.

IV. Заключительные положенияСтатья 19. Язык межнационального общения в СоюзеУчастники договора самостоятельно определяют свой государственный язык (языки). Языком межнационального общения в Союзе государства-участники договора признают русский язык. Статья 20. Столица СоюзаСтолицей Союза является город Москва. Статья 21. Государственная символика СоюзаСоюз имеет государственный герб, флаг и гимн.

  • Заговор против Литвы
  • Наместник
  • Как татарам предлагают освободиться от «русского ига» Требуя от Верховного Совета Татарстана провозглашения независимости, народный депутат республикан...
  • Латвия меняет министров
  • Резкий протест азербайджанских журналистов По требованию журналистского коллектива и технического состава АзТВ позавчера прекращена трансляц...
  • Президент избран, а претендент оспаривает результаты голосования К середине дня в понедельник Центризбирком Таджикистана еще не сообщил окончательных итогов выбор...
  • В. Фокин: Свои долги мы оплатим Из заявления, с которым выступил В. Фокин на брифинге, однозначно следует, что Украина свою часть...
  • На выпад правительство отреагирует, вероятно, завтра Новые признаки кризиса отношений между Верховным Советом и правительством РСФСР, проявившегося ещ...
  • В Ново-Огареве продолжилось рассмотрение Договора о Союзе Суверенных Государств 25 ноября, как и ожидалось, в 12 часов в Ново-Огареве началось заседание Госсовета СССР, на котор...
  • Заговор против Литвы Семь месяцев на ТВ, ставшем, по сути, большим караульным помещением, новая «журналистская&r...
  • Мурманские энергетики убедили: строить АЭС надо Еще недавно в Кандалакше, где действуют первые четыре блока АЭС, собирали подписи под протестами...
  • Наместник Положение томского наместника - хуже губернаторского. Демократы требуют либеральной терпимо...
  • Латвия меняет министров Иварс Годманис, Председатель Совета Министров Латвии, обновил министерскую команду. Она стала ком...
  • Вправе ли частный сектор себя защищать? Петербургская мэрия предприняла еще одну акцию, плохо совместимую с идеями перехода к рынку. Спец...
  • У коммунистов те же козыри В Екатеринбурге прошел инициативный съезд коммунистов России, на котором была образована Российск...
  • Заговор против Литвы Семь месяцев на ТВ, ставшем, по сути, большим караульным помещением, новая «журналистская&r...
  • Мурманские энергетики убедили: строить АЭС надо Еще недавно в Кандалакше, где действуют первые четыре блока АЭС, собирали подписи под протестами...
  • Наместник Положение томского наместника - хуже губернаторского. Демократы требуют либеральной терпимо...