Участие в международных организациях России

В условиях нарастающей глобализации мирового сообщества растет значение международных организаций и сотрудничества государств. В современном обществе государства-одиночки не способны отстоять и защитить свои интересы. Благодаря интеграционным объединениям и сотрудничеству между странами каждое государство получает возможность быть поддержанным союзниками. В современном мире существуют сотни организаций, в которых участвуют практически все государства мира. Они помогают странам и народам, проживающим в них, лучше понять друг друга, способствуют развитию торговли и экономических отношений, культурному обмену. Поэтому большинство государств стремится к широкому участию в международных организациях.

КАКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ СУЩЕСТВУЮТ

Принципы деления международных организаций:

Географический

По сфере их деятельности

По географическому принципу международные организации можно разделить на две группы.

Большинство всемирных организаций входит в систему Объединённых Наций, т. е. в союз, включающий в себя почти все страны мира. Региональные организации образованы в интересах стран какого-либо региона Организация американских государств (ОАГ) или Европейский Союз (ЕС). В них могут вступать только те страны, которые расположены в определённом регионе. Однако бывают и исключения из правил. В качестве примера можно назвать Организацию Североатлантического договора (НАТО). Вопреки названию, в эту организацию входят также государства, не имеющие прямого выхода в северную часть Атлантического океана, например Турция.


Имеется ряд международных организаций, перед которыми стоит сразу несколько целей и задач. Так, Организация стран - экспортёров нефти (ОПЕК) занимается решением экономических и политических задач. К комплексным, т. е. решающим множество разнообразных задач, международным организациям можно отнести Содружество Независимых Государств (СНГ) и Организацию Объединённых Наций (ООН). Эти организации сотрудничают в области политики, экономики и культуры.

Геофокус

ООН - это уникальное международное сообщество, имеющее целью способствовать поддержанию и укреплению мира, экономическому и социальному прогрессу всех стран и народов. В апреле-июне 1945 года на конференции в Сан-Франциско представители 51 государства одобрили и подписали текст Устава Организации Объединенных Наций. Эмблемой ООН и одновременно символом мира стал земной шар, обрамленный оливковой ветвью. В настоящее время более 15 структур ООН оказывают содействие Правительству населению Российской Федерации в решение следующих основных задач социально-экономического развития страны.

УЧАСТИЕ РОССИИ ВО ВСЕМИРНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Россия стояла у истоков создания многих международных организаций, например Лига Наций. Она была образована в 1919 г. Лига Наций явилась предшественницей современной Организации Объединённых Наций. Перед Лигой стояли две цели: развитие сотрудничества между народами и сохранение мира и безопасности. Однако эта организация не смогла достичь своих целей и помешать началу в 1939 г. Второй мировой войны. После Второй мировой войны возникло много новых международных организаций. Пожалуй, главной из них является Организация Объединённых Наций, созданная в 1945 г. Перед ней стояли те же цели, что и перед Лигой Наций. Но, в отличие от своей предшественницы, ООН лучше организована, имеет большие финансовые возможности, хороший аппарат управления и даже вооружённые силы для поддержания мира в разных регионах. Наша страна принимала активное участие в создании ООН и как держава - победительница во Второй мировой войне вошла в число постоянных членов Совета Безопасности ООН - высшего исполнительного органа организации.

Генеральная ассамблея ООН в Нью-Йорке

РОССИЯ И ЕВРОПЕЙСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Россия - евразийское государство. Поэтому она не только поддерживает связи с другими европейскими странами, но и сотрудничает с ними, являясь равноправным членом многих европейских организаций. Наиболее значимые среди европейских политических и экономических организаций - Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе(ОБСЕ), Совет Европы, Европейский союз. Цели и задачи ОБСЕ - поддерживать мир и безопасность в Европе. В организацию входят не только европейские государства, но и азиатские - Кыргызстан, Таджикистан и Туркменистан. Россия - активный член ОБСЕ, она часто принимает участие в переговорах и миротворческих акциях, проводимых этой организацией.

Геофокус

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) – общеевропейская организация, занимающаяся вопросами безопасности, в состав которой входят 55 государств-участников, расположенных на географическом пространстве от Ванкувера до Владивостока.

Россия принимает участие в двух региональных европейских организациях - Совете государств Балтийского моря (СГБМ) и Черноморском экономическом сотрудничестве (ЧЭС). Совет государств Балтийского моря был основан в 1991 г. по инициативе Германии и Дании. В него вошли десять государств Балтийского региона. Основные области сотрудничества этой организации - политика, экономика, торговля, энергетика, экология, туризм и культура. Участие в СГБМ позволило России наладить более тесные политические и культурные связи со странами этого региона. Особенно важен опыт совместного решения экологических проблем, так как Балтийское море - одно из самых загрязнённых. "Общее" море послужило причиной создания и другой региональной организации европейских государств - Черноморского экономического сотрудничества. Она была образована в 1992 г. в столице Турции - Анкаре. В неё вошло 11 стран (включая Россию), с общим населением более 400 млн человек и площадью, превышающей общую площадь стран - участниц Европейского союза. Целью организации - развитие политических и экономических связей причерноморских государств. Наша страна пока не является участницей некоторых важных европейских организаций, например Европейского союза. Это объясняется тем, что Россия ещё не достигла, с точки зрения европейских партнёров, необходимого уровня экономического и политического развития. Но сотрудничество нашей страны с государствами ЕС, особенно с Германией, Италией и Францией, постоянно развивается. В конце XX в. около 40% всего российского внешнеторгового оборота приходилось на государства Европейского союза. Эта организация является главным экономическим партнёром России. Важным для России является участие в Содружестве Независимых Государств. Эта организация была создана в конце 1991 г. после распада Советского Союза. Постепенно в неё вошли почти все государства - бывшие советские республики (кроме стран Балтии). Россия играет в Содружестве ведущую роль, так как в политическом и экономическом отношении она является самым мощным государством среди членов этой организации. Главные цели и задачи СНГ - развитие политического, военного, экономического и культурного сотрудничества между государствами, возникшими на месте бывшего СССР. Особое внимание уделяется соблюдению территориальной целостности и неприкосновенности границ СНГ, защите прав человека.

Геофокус

СОДРУЖЕСТВО НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ (СНГ), сообщество бывших республик Союза Советских Социалистических Республик. Отношения между государствами-членами СНГ основаны на принципах уважения суверенитета, самоопределения и территориальной целостности стран и невмешательства в их внешнюю политику и внутренние дела, нерушимости существующих границ, неприменения силы и разрешения споров мирными средствами, а также верховенства международного права.

СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИИ С МЕЖДУНАРОДНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ

Существуют организации, в которых наша страна по разным причинам - политическим, экономическим или географическим - участвовать не может. Однако сотрудничество со многими из них необходимо и выгодно России. В конце XX в. наиболее полезным было сотрудничество с НАТО, Европейским союзом и Организацией стран - экспортёров нефти (ОПЕК).

Геофокус

НАТО является военно-политическим блоком 28 государств, обладающим всей необходимой инфраструктурой и системой органов по её управлению. НАТО - межправительственная организация, члены которой выделяют средства и ресурсы, необходимые для повседневного функционирования её в соответствии с Договором: проведения встреч, подготовки и принятия решений, реализации других задач в рамках общих интересов всех членов альянса.

Штаб-квартира НАТО в Брюсселе

Штаб-квартира ООН

В Организацию Североатлантического договора входят несколько государств Европы, а также США и Канада. После распада Советского Союза и социалистической системы НАТО стала самой мощной военно-политической организацией в мире. Изменились и задачи этой организации, так как потенциальных военных противников у неё не стало. НАТО создаёт систему военной и политической безопасности для всех стран Европы. С этой целью в 1994 г. была разработана программа "Партнёрство во имя мира" для государств, которые, не являясь членами Организации Североатлантического договора, заинтересованы в сотрудничестве с ней. Россия тоже участвует в этой программе: проводятся совместные военные учения бывших противников, а также предоставляется друг другу военная информация, которая раньше добывалась только с помощью разведки. Но НАТО не спешит принять в свои ряды Россию, так как считает её недостаточно демократическим государством. Наша страна в свою очередь противится тому, чтобы в Организацию Североатлантического договора были приняты государства, ранее входившие в социалистическую систему. Несмотря на разногласия, в 1997 г. в Париже между Россией и НАТО был подписан договор о военно-политическом сотрудничестве. Россия - один из крупнейших экспортёров нефти. На мировом рынке часто происходят сильные изменения цен на нефть, что очень невыгодно её экспортёрам. Для того чтобы стабилизировать цены и проводить единую нефтяную политику, ряд государств объединились в Организацию стран - экспортёров нефти. В неё вошли в основном страны Персидского залива, которые добывают и экспортируют большую часть мировой нефти. После распада СССР экономика России стала ещё сильнее зависеть от экспорта нефти и газа. Поэтому нашей стране стало необходимо более чётко координировать и согласовывать с ОПЕК свои действия на нефтяном рынке.

Активное и прагматичное включение в деятельность международных организаций является одним из внешнеэкономических и внешнеполитических приоритетов России. С уходом в прошлое конфронтации и утверждением многополюсного мира объективно повышается значение механизмов многостороннего взаимодействия. Значимость участия в международных организациях тем более высока, что позволяет в немалой степени компенсировать сужение внешнеэкономических и внешнеполитических возможностей России по сравнению с СССР. Ведь в большинстве этих организаций Российская Федерация признана государством - преемником Советского Союза.

Международные организации, в которых участвует Россия, а их более 300, можно условно подразделить на три группы:

Организации системы ООН;

Специализированные экономические и научно-технические организации;

Многосторонние валютно-финансовые и торговые учреждения - организации так называемой Бреттон-Вудской системы.

В строгом смысле слова все эти организации не призваны напрямую осуществлять внешнеэкономические связи. Их целью не является извлечение прибыли, они финансируются из бюджета, составленного из взносов стран-членов и внебюджетных добровольных средств. В то же время в своей совокупности они имеют важнейшее значение для российской и мировой экономики. В них (прежде всего в первой и третьей группе) во многом создается как бы правовое пространство, в рамках которого осуществляются внешнеэкономические связи.

На сегодня Россия состоит в следующих международных организациях: Союзное государство, ООН (Совет Безопасности ООН), ВТО, СНГ, ОДКБ, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, Организация черноморского экономического сотрудничества, Совет Европы, Большая восьмёрка, БРИКС, Шанхайская организация сотрудничества, Центрально-Азиатское сотрудничество (организация), Евразийское экономическое сообщество, АТЭС, АСЕАН и д.р.

Важно сказать, что наша страна не просто состоит в указанных выше организациях, а принимает в их работе самое активное участие. Рассмотрим самые актуальные аспекты данной работы.

В настоящее время Россия принимает активное участие в деятельности ООН, основными направлениями которой являются: поддержание мира, сокращение массового оружия, разработка и осуществление миротворческих операций ООН, а также поддержание здоровья населения, высокого уровня демографии и образования, забота об окружающей среде, экономическое развитие и др.

Россия вступила в ряды стран-членов ВТО в 2012 году, и эксперты имеют различное мнение на этот счет. С одной стороны, для российских предприятий созданы благоприятные условия для развития деятельности в странах-членах ВТО, с другой стороны Россия должна на условиях взаимности и равноправия открыть свой рынок для притока иностранной конкуренции.


Россия играет важную роль в ШОС наравне с КНР, поскольку она является очень сильной державой и одним из крупнейших поставщиков энергоресурсов в страны ШОС. Именно Российским лидером была предложена идея о создании Энергетического клуба ШОС, которую поддержали все страны –участницы организации. Данный клуб выступает в качестве механизма, объединяющего производителей, потребителей и транзитных стран энергоресурсов, и все страны-участницы ШОС поддержали эту идею. Также Россия, являясь сильной державой в ядерной энергетике, разрабатывает проекты по предотвращению международных конфликтов и их мирному урегулированию.

Россия играет в СНГ важную роль, поскольку является самым крупным участником объединения, она больше всех остальных стран участниц оказывает влияние на экономику содружества, так как обладает наиболее емким рынком. Любые решения по всем направлениям (политическому, экономическому, научному и др.), принимаемые российскими властями, так или иначе сказываются на остальных странах-участницах. Также стоит отметить, что Россия играет важную роль в улаживании конфликтов на постсоветском пространстве

Россия играет важную роль в таможенном союзе, она стала главным организатором и смогла объединить три исторически и географически близкие страны. Организация имеет ассиметричный характер, и это можно проследить по различным показателям. Россия имеет самое большое население (82 %), самую большую территорию (85 %), самый большой ВВП (89 %) и самую большую долю в экспорте (82 %).

Таможенный союз, в котором сейчас действует единое экономическое пространство, перешел на новый уровень, и дал начало существованию новой региональной организации Евразийскому экономическому союзу, действующему с 2015 года. Роль России в данном Союзе, как и во всех предшествующих ему стадиях развития интеграции, очень важна, поскольку она является лидером регионального объединения и имеет самые высокие показатели в различных сферах деятельности. Все решения Российских властей определенным образом сказываются на остальных странах-участницах регионального объединения, но, помимо всего прочего, РФ играет важную роль в улаживании конфликтов на постсоветском пространстве.

Россия сотрудничает со Всемирным банком, в 1992 г. Россия присоединилась к МВФ и МБРР, к международной финансовой корпорации и Европейскому банку реконструкции и развития. МВФ и МБРР – ведущие кредиторы России. В 1992-1998 гг. МБРР предоставил кредиты на сумму 11,4 млрд. долл. под реализацию 41 проекта. Международная финансовая корпорация играет заметную роль в содействии рыночным реформам (приватизация).

Главная задача Всемирного банка – обеспечение эффективного использования средств, следовательно, получение каждого следующего кредита для России сложнее, так как Всемирный банк помогает странам с временными трудностями в уравновешивании платежного баланса, а Россия рассматривала его кредиты как спасение от экономического и финансового кризиса. ЕБРР кредитует в основном частный сектор. В 1992 г. Россия получила статус наблюдателя в ГАТТ (Генеральное соглашение по тарифам и торговле).

Россия принимает участие в работе Лондонского клуба. Возникает следующий парадокс: в банках, участвующих в Лондонском клубе ведутся счета долгов России, но в тех же банках лежат не меньшие деньги теневого и криминального капитала.

Американская исследовательская компания Pew Research Center провела опрос в 44 странах мира в период с 17 марта по 5 июня 2014 года и рассмотрела в целом, каков баланс отношения к России по состоянию на 2014 год в различных международных организациях. Единственная организация, где Россия на данный момент сохраняет позитивный имидж – это БРИКС , наиболее критическая ситуация наблюдается в Большой семерке (см. рис. 5).

Рис. 5. Отношение к России в международных организациях.

Итак, в мире определенно существует тенденция к ухудшению восприятия России и надежды на то, что конфронтация с Западом послужит на пользу имиджу страны и укрепит ее влияние на международной арене, в целом не оправдываются.

Однозначное ухудшение имиджа России в большинстве международных организаций может существенно отразиться и на экономике нашей страны, так как принимаемые этими в рамках ООН, G7 и G 20 решения вряд ли будут отвечать российским национальным интересам.

Мне всегда было интересно: что из себя представляют международные организации и каковароль России - участницы этих организаций? Разобравшись в сущности этого вопроса, мне удалось установить, что международные организации функционируют для решения определенного круга вопросов и могут классифицироваться по разным признакам. Решения , которые принимаются международными организациями, ратифицируются в странах-участницах этих организаций.

Международные организации, участницей которых является Россия

Итак, Россия входит в состав следующих международных всемирных и региональных организаций:

  • экономические - АТЭС, БРИКС, "Большая двадцатка", Таможенный союз и др.;
  • политические - Совет Европы, ООН, ОЧЭС и др.;
  • научные - МАГАТЭ, ISO, EUREKA и др.;
  • организации безопасности - ОДКБ, ОБСЕ и др..

Еще можно упомянуть в этом перечне международные правозащитные, туристические и спортивные организации: МОК, IFEX, МХФ, ФАИ и др..

Что интересно: Россия не входит ни в один военно-политический блок. Разве что, в Комиссию ООН по разоружению, которую не назвать международной организацией вообще. Возможно, таковыми являются ОБСЕ и ОДКБ, но сравнивать их с NATO не уместно.

Россия и ее влияние в работе международных организаций

Собственно, роль России в международных организациях не ограничивается только членством и банальным голосованием в поддержку того или иного вопроса, который рассматривается этими организациями. Россия часто является разработчиком и представляет на обсуждение для принятия соответствующих решений проекты социального-экономического и культурного развития. Россия является инициатором миротворческих миссий. Россия выступает на страже интересов стран "третьего мира". Не редко Россия выступает учредителем самих международных организаций.

Россия - самая большая страна в мире. А "большому кораблю (как говорится) - большое плавание". Не буду приводить всем известный перечень таковых организаций, но отмечу имеющуюся сегодня тенденцию к усилению глобального влияния России через международные организации в рамках экономического, политического, и культурного партнерства.

Россия не просто входит в состав таких крупнейших и влиятельных организаций, как ООН, БРИКС, СНГ, ОБСЕ , - она является одним из учредителей некоторых из них. Например, наряду с Великобританией и США, ООН была учреждена представительскими организациями республик СССР, где РСФСР сыграла роль инициатора создания ООН в 1945 году - правопреемницу Лиги наций. Что уж говорить об СНГ или созданном на базе ЕврАзЭС Таможенном союзе.


Таможенный союз - конкурент ВТО (Россия - член ВТО с 2012 года). В этой региональной международной организации Россия является локомотивом.

В Совете Безопасности ООН Россия - один из немногих членов, имеющих право вето. Интересно, что для ветирования того или иного решения Совбеза ООН ей не нужна поддержка ни одной из стран-членов этой организации, даже постоянных членов.


Россия выступает за расширение ШОС. Ее достижения в этом направлении - привлечение к работе Пакистана и Индии, в результате чего эта организация смогла расширить сферу своего влияния на всю Азию.

Предвечный Вячеслав

ТР-214

Участи России в международных организациях.

Активное и прагматичное включение в деятельность международных организаций является одним из внешнеэкономических и внешнеполитических приоритетов России. С уходом в прошлое конфронтации и утверждением многополюсного мира объективно повышается значение механизмов многостороннего взаимодействия. Значимость участия в международных организациях тем более высока, что позволяет в немалой степени компенсировать сужение внешнеэкономических и внешнеполитических возможностей России по сравнению с СССР. Ведь в большинстве этих организаций Российская Федерация признана государством - преемником Советского Союза.

Международные организации, в которых участвует Россия, а их более 300, можно условно подразделить на три группы:

Организации системы ООН;

Специализированные экономические и научно-технические организации;

Многосторонние валютно-финансовые и торговые учреждения - организации так называемой Бреттон-Вудской системы.

В строгом смысле слова все эти организации не призваны напрямую осуществлять внешнеэкономические связи. Их целью не является извлечение прибыли, они финансируются из бюджета, составленного из взносов стран-членов и внебюджетных добровольных средств. В то же время в своей совокупности они имеют важнейшее значение для российской и мировой экономики. В них (прежде всего в первой и третьей группе) во многом создается как бы правовое пространство, в рамках которого осуществляются внешнеэкономические связи.

1. СИСТЕМА ООН

1.1 Значение ООН для России

Глобальное объединение, насчитывающее 184 члена, ООН имеет ддя России важнейшее значение. Вовлеченность нашей страны в деятельность ООН велика и разнообразна.

Сегодня ООН превращается из просто мирового «парламента», арены отстаивания государствами своих политических интересов в оперативную организацию, осуществляющую программы в различных областях - социально-экономической, политической, гуманитарной, экологической и др.



Эффективность и отдача от участия России в международных организациях не может оцениваться лишь в абсолютных величинах, хотя речь идет о многих десятках миллионов долларов, поступающих в виде научно-технической, экономической, социальной информации, ноу-хау, документов и материалов. В последние годы во многих организациях, приняты и уже осуществляются специальные программы содействия России сдругим странам переходного периода, термин «страны переходного периода», «страны с переходной экономикой» возник в ООН сравнительно недавно - в начале 90-х гг. и используется для обозначения группы государств, осуществляющих переход от централизованно-планируемой к рыночной модели хозяйства. Сюда относят прежде всего европейские государства бывшего социалистического союза и страны СНГ. Россия имеет статус получателя технического содействия в рамках всей системы ООН. Это открывает перспективу получения нами дополнительной помощи по линии системы ООН, в том числе и финансовой. Помимо этого часть российских взносов в бюджеты ООН и спецучреждений возвращается в виде технического и иного содействия, оказываемого России по линии этих организаций.

Система ООН, финансовые возможности которой ограниченны, может выступать катализатором международного сотрудничества и привлечения к нему кредиторов - как стран, так и неправительственных организаций, частного сектора.

Для России важно использование накопленного в ООН уникального мирового опыта решения социально-экономических проблем.

Этот опыт позволил начать предоставление по линии ООН экспертизы странам с переходной экономикой по вопросам макроэкономической политики, создания институциональной системы рыночного хозяйства, в том числе в области приватизации, развития мелкого и среднего бизнеса (ПРООН), совершенствования статистической службы (Статкомиссия ООН), перестройки системы бухгалтерского учета и финансовой отчетности (через межправительственную группу экспертов в этой области), регулирования иностранных инвестиций и по проблематике специальных экономических зон (Комиссия ООН по ТНК). Один из главных позитивных факторов в получении подобного технико-консультационного содействия заключается в сравнительно небольших затратах по сравнению с теми расходами, которые Россия понесла бы в случае выхода на коммерческий рынок международных экспертных услуг. При этом качественный уровень содействия отвечает самым высоким международным стандартам. Кроме того, существенный эффект при получении Российской Федерацией содействия по линии системы ООН (по сравнению с двусторонними каналами) достигается благодаря присущей ООН нейтральности и объективности при предоставлении услуг.

Естественно, не все в деятельности ООН и учреждений ее системы безупречно, и Россия в координации с основными плательщиками в бюджеты этих организаций предпринимает усилия по повышению их эффективности, сокращению расходов на их функционирование. Так, для России в настоящее время все более актуальной задачей становится координация деятельности расширившихся программ международных организаций по содействию Российской Федерации и другим странам переходного периода.

Система ООН - это разветвленный организм (Приложение 1). Наиболее универсальным органом ООН является Генеральная Ассамблея (ГА). В ней принимают участие все государства-члены. Работа ГА ООН идет по комитетам. Экономический и финансовый комитет является основным нормотворческим элементом системы. Принятые в нем резолюции и решения служат основой для работы всех других органов и программ ООН, имеющих отношение к социально-экономическим вопросам.

Главным уставным органом ООН по осуществлению международного социально-экономического сотрудничества является Экономический и социальный совет ООН (ЭКОСОС). Повестка дня его ежегодных и специальных сессий охватывает практически весь спектр проблем в экономической, торгово-политической, экологической, социально-гуманитарной и правовой областях, здравоохранении, образовании и т. д.

В рамках ЭКОСОС функционируют вспомогательные органы - отраслевые и региональные. Такие как:

· Статистическая комиссия

· Комиссия по народонаселению

· Комиссия по социальному развитию

· Комиссия по науке и технике в целях развития

· Комиссия по устойчивому развитию

· Комитет по новым и возобновляемым источникам энергии

· Комиссия по транснациональным корпорациям

· Комиссия по населенным пунктам

· Комитет по природным ресурсам

· Комитет по планированию развития

· Группа экспертов по международному сотрудничеству в области налогообложения

· Группа экспертов по госадминистрации и финансам

· Комитет экспертов по транспортировке опасных грузов

· Группа экспертов по международным стандартам учета и отчетности и др.

Региональные экономические комиссии являются вспомогательными органами ЭКОСОС по социально-экономическому развитию отдельных регионов. Всего их пять:

1. Экономическая комиссия для Африки (ЭКА)

2. Европейская экономическая комиссия (ЕЭК)

3. Экономическая и социальная комиссия для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО)

4. Экономическая комиссия для Латинской Америки и Карибского бассейна (ЭКЛАК)

5. Экономическая и социальная комиссия для Западной Азии (ЭСКЗА)

Россия является полноправным членом ЕЭК и ЭСКАТО и активно участвует в их работе.

Деятельность ЕЭК охватывает все основные отрасли (наука и техника, промышленность, энергетика), а также разработку общеевропейских норм и стандартов в области транспорта, охраны окружающей среды, жилищного строительства, сельского и лесного хозяйства, статистики, перевозки опасных грузов и др. В России их внедрение, способствует ускорению процесса ее интеграции в европейское и мировое хозяйство.

Российские министерства и ведомства, участвующие в деятельности ЕЭК, имеют возможность получать информацию о новейших направлениях и тенденциях научно-технической политики, что, по оценкам ЕЭК, дает заинтересованным сторонам ежегодную экономию в десятки миллионов долларов на проведение соответствующих научно-технических разработок и приобретение ноу-хау за рубежом. Практическое значение имеет использование ЕЭК для приобщения к европейскому и мировому опыту в области приватизации и перевода экономики на рыночные отношения.

Программы и фонды ООН по оперативной деятельности. Большой интерес для России представляют такие фонды и программы ООН в области оперативной деятельности, как:

· Программа развития ООН (ПРООН)

· Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ)

· Фонд ООН по народонаселению (ЮНФПА)

· Всемирный продовольственный совет (ВПС)

· Мировая продовольственная программа (МПП).

Сотрудничество с этими организациями открывает значительные потенциальные возможности для России в деле получения технического и иного содействия. Так, ПРООН является основным финансирующим и исполняющим учреждением по выполнению технических проектов в рамках системы ООН. Ежегодный бюджет программы, который складывается из добровольных взносов, составляет порядка 1 млрд. долл. В рамках разрабатываемых ПРООН проектов для России привлекаются дополнительные ресурсы двусторонних и многосторонних доноров. Уже осуществляются проекты по предоставлению консультационных услуг заинтересованным российским ведомствам, по переквалификации руководителей российских предприятий с учетом требований рыночной экономики, по охране экологии Черного и Каспийского морей и ряд других.

Существенный эффект, в плане обеспечения притока в Россию необходимой гуманитарной, особенно медицинской, помощи (медикаменты, вакцины, медоборудование), а также технического содействия в реорганизации и совершенствовании системы здравоохранения и социальной защиты детей и охраны материнства может принести дальнейшее углубление сотрудничества с ЮНИСЕФ - организацией по развитию детского здравоохранения и социального обеспечения. Только в 1992-1993 гг. через эту организацию удалось привлечь в Россию гуманитарного содействия более чем на 4,5 млн. долл., в частности на дефицитные вакцины. Имеются значительные возможности использовать экспертно-консультативную базу ЮНИСЕФ дляналаживания в России необходимой нам системы «социального мониторинга».

ЮНКТАД. Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) является органом Генеральной Ассамблеи - ООН. В круг ведения ЮНКТАД входит:

1. Поощрение международной торговли, особенно с целью ускорения экономического развития, в частности торговли между странами, находящимися на различных уровнях развития;

2. Установление принципов и политики, касающихся международной торговли и соответствующих проблем экономического развития;

4. Содействие координации деятельности других учреждений в рамках системы ООН в области международной торговли и соответствующих проблем экономического развития.

Принятие в случае необходимости мер в сотрудничестве с компетентными органами ООН для ведения переговоров и утверждения многосторонних правовых актов в области торговли. В последние годы в деятельности ЮНКТАД появились новые важные элементы, что связано в первую очередь с проведением в 1992 г. Конференции ЮНКТАД-VIII в Картахене. На сессии были приняты основополагающие решения об изменении деятельности организации по четырем главным направлениям: пути развития, новое международное партнерство в целях развития, глобальная взаимозависимость, устойчивое развитие.

Важным для России является членство (СНГ). На территории стран СНГ за пределами РФ проживают 20 миллионов русских и русскоязычных людей. Данная организация, будучи созданной в 1991 г. распада СССР, включила в себя большинство бывших советских республик, за исключением стран Балтии (Эстония, Латвия, Литва). В 2014 году в СНГ входят, помимо РФ, Белоруссия, Молдова, Азербайджан, Армения, Казахстан, Таджикистан, Узбекистан и Киргизия. Украина де-факто входит в СНГ, но не подписывала Устав. Не подписывала Устав и Туркмения, при этом заявив о себе как об «ассоциированном члене» организации. Грузия после конфликта с Россией вышла из СНГ в 2009 г. Россия несет функцию внешних границ СНГ в Средней Азии и Закавказье.

Еще одна геополитически важная для России организация - Таможенный союз ЕврАзЭС, куда вместе с ней входят Беларусь и Казахстан. Организация представляет собой форму торгово-экономической интеграции, предусматривающей единую таможенную территорию. В пределах этой территории не применяются экономические ограничения и таможенные пошлины.

В Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС) входят Россия, Китай, Казахстан, Киргизия, Узбекистан и Таджикистан. Территория входящих в эту региональную организацию стран занимает 60% территории Евразии. Основные провозглашенные задачи ШОС - укрепление безопасности и стабильности, экономическое сотрудничество, энергетическое партнерство, культурное и научное взаимодействие, борьба с , экстремизмом и сепаратизмом.

Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) представляет собой военно-политический союз, который в современном виде существует с 2002 года. В ОДКБ входят Россия, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Армения. Заявленная задача организации - защита совместными усилиями территориально-экономического пространства от военной агрессии, террористов и природных катастроф.

Другие организации

После того как в 1991 году СССР распался, Россия была юридически признана государством-правопреемником СССР. Поэтому она заняла место бывшего Советского Союза в Совете Безопасности ООН и ряде других организаций.

Организация Объединенных Наций (ООН) считается, пожалуй, главной среди тех, что возникли после Второй мировой войны. Создана она была в 1945 году с целью поддержания мира в различных регионах планеты. Она обладает немалыми финансовыми возможностями, аппаратом управления и даже вооруженными силами. Россия была одной из стран, принимавших участие в создании ООН. А будучи державой-победительницей во Второй мировой войне, она вошла в высшего исполнительного органа организации - Совета Безопасности ООН, где состоит и по сей день. В с этим Россия обладает правом вето, т.е. правом наложить запрет на любое принимаемое ООН решение.

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) - одна из тех, где участвует Россия. Цель ОБСЕ - поддерживать безопасность и мир в Европе.

Помимо вышеперечисленных, РФ входит в такие организации, как Международный валютный фонд (МВФ), Совет Европы, Совет государств Балтийского моря (СГБМ), Совет Баренцева/Евроарктического (СБЕР), Организация Черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС), Организация объединенных по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Международное по атомной энергии (МАГАТЭ), Группа Всемирного банка, Всемирный почтовый союз, Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС), Международная авиационная (ФАИ), Азиатская парламентская ассамблея (АПА) и т.д.

Связанная статья

Совет 2: В какие международные организации входит Россия

Российская Федерация является правопреемником и продолжателем членства СССР во многих международных организациях. Самыми крупными из них являются ООН, в которой РФ состоит в качестве постоянного члена, а также экономическая Большая Восьмерка.

ООН и Большая Восьмерка

Организация Объединенных Наций является гарантом поддержания международного мира и безопасности. Она объединяет в своей работе 15 государств-членов. Пять из них – Великобритания, КНР, Россия, США и Франция – являются постоянными, а еще десять – Австралия, Аргентина, Люксембург, Руанда, Республика Корея, Литва, Иордания, Нигерия, Чад и Чили – временными. Последняя группа стран время от времени изменяется. В разное время в непостоянных членов СБ ООН входили Бразилия, Япония, Индия, Колумбия, Пакистан, Италия, Канада, Германия и другие страны.

Большая Восьмерка (G8) – это подобие международного клуба, который объединяет Великобританию, Германию, Италию, Канаду, Россию, США, Францию и Японию. Необходимо отметить, что G8 - не организация, так как у нее нет своего устава и утвержденного секретариата. Обыкновенно, страны, входящие в состав этой организации, не заключают какие-то официальные пакты, а лишь договариваются об определенной линии поведения на международной арене.

К сожалению, из-за последних событий в Украине остальные члены этой организации приостановили членство России в Большой Восьмерке. Правда, временно, а не окончательно, до разрешения сложившейся ситуации.

Другие организации, членом которых является Россия

Этот список весьма обширен. Россия состоит во многих .

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе. Данная организация объединяет 57 стран из Северной Америки, Европы и Центральной Азии.

Организация Черноморского экономического сотрудничества. Эта структура состоит из 12 стран Причерноморья и Южных Балкан.

Совет государств Балтийского моря. Он был основан в 1992 году в Копенгагене при участии не только России, но и Германии, Дании, Латвии, Литвы, Норвегии, Польши, Финляндии, Швеции и Эстонии.

Совет Европы. Эта структура курирует сотрудничество государств-членов в области прав человека и развития демократии, а также культурного взаимодействия.

Или СНГ. В данную организацию, кроме России, также входят еще 9 стран.