LeopoldBloom: «Будённый» расположился ровно посередине ветки развития советских крейсеров. VI уровень не позволяет отнести его к старшим «братьям по оружию», однако многие их черты уже угадываются в этом корабле. Своими характеристиками он обязан лёгкому крейсеру проекта 94, а именем - одному из первых маршалов СССР Будённому Семёну Михайловичу. Правда, игроки World of Warships уже успели наделить его ещё одним лестным прозвищем - «советский Cleveland». Давайте разберёмся, действительно ли многообещающий новичок способен угрожать славе знаменитого «американца». Плюсы+ Очень сильная батарея из девяти 152-мм орудий. Скорострельность - 8 выстрелов в минуту. Дальность стрельбы - 16,6 км с улучшенным модулем СУО. Поворот башен на 180 градусов всего за 25 секунд. Можно сказать, это лучшие орудия калибра 152 мм.+ Высокая вероятность вызвать пожар фугасным снарядом.+ Максимальная среди крейсеров VI уровня скорость хода - 35 узлов.+ Наличие самолёта-корректировщика.+ Достаточно эффективная ПВО. Минусы– Плохая манёвренность.– Длинная и высоко расположенная цитадель.– Слишком короткая дистанция пуска торпед (4 км).
Чем старше уровень корабля, тем разнообразнее угрозы, поджидающие его в бою. Способность противостоять большинству из них и отличает наиболее успешных участников морских сражений. У советского крейсера VI уровня «Будённый» эта способность есть. Он сам готов доставить массу неприятностей противнику, независимо от его класса.Расстреливать эсминцы, разносить цитадели крейсеров, выжигать линкоры с авианосцами - всё это под силу его артиллерии, которая, в отличие от предшественника «Кирова», ещё и очень проста в использовании. Солидно выглядит и зенитное вооружение. При взятии командирских навыков, усиливающих ПВО, «Будённый» готов отбить большинство атак с неба. С бронированием крейсера также стоит считаться. Большинству одноклассников с калибром 152 мм и менее не пробить цитадель «Будённого» на дистанции более 10 км. Словом, переход на этот крейсер большинству игроков должен показаться приятным.Но есть у него и ощутимые недостатки, в первую очередь - это размеры. Огромная цитадель даёт о себе знать, и успешный залп линкора способен выбить её даже при попадании в нос. Габариты негативно сказываются и на манёвренности, время перекладки руля составляет 8,6 секунды. От такого гиганта ожидаешь большой живучести, но нет, запас боеспособности крейсера 30 500 единиц (не мало, но и не впечатляет). И, пожалуй, последнее: торпедное вооружение «Будённого», несмотря на пятитрубные аппараты, можно назвать символическим.
Тактика«Будённый», будучи логическим продолжением «Кирова», лучше всего реализует свой потенциал на больших и средних дистанциях боя: для этого у него есть отличная баллистика, большая вероятность поджога фугасами, рекордная дальность стрельбы и корректировщик огня. В то же время высокая скорострельность орудий и скорость поворота башен позволяют не испытывать дискомфорта и при сближении с эсминцами, а неплохое бронирование - с крейсерами-«ровесниками». Если на «Кирове» всегда приходится избегать таких ситуаций, то «Будённый» при определённом подборе противников вполне может наглеть. Конечно, такая тактика не годится в боях против VII–VIII уровней, а к ним «Будённый» заносит часто. Здесь залогом вашего успеха станет осторожность, правильный выбор цели и фланга. Скорость крейсера позволяет здорово перемещаться по карте в течение боя и оказываться ровно там, где он будет сильнее.Словом:Используйте свои козыри (у «Будённого» их достаточно). В каждом бою обязательно обращайте внимание на подбор кораблей в командах. Если что-то пошло не по плану, например дуэль на короткой дистанции, - не паникуйте, смело перестреливайте врага. Бронебойные вам в помощь.
Навыки командираТактика игры на «Будённом» также сильно зависит от выбора командирских навыков. Здесь вам предоставляется два разных пути: ещё более повысить эффективность артиллерии или же подтянуть до её уровня второй тип вооружения - ПВО. В командной игре и боях с кораблями постарше вариант с ПВО представляется более предпочтительным несмотря на то, что затмить Cleveland у вас не получится. Но и первый вариант достоин внимания, тем более что для его реализации потребуется меньше очков командирских навыков. Вариант 1: «Дуэлянт»Первый уровень«Основы борьбы за живучесть»Пожары - очень актуальная проблема на любом уровне боёв. Второй уровень «Мастер-наводчик»Сокращаем время поворота башен до 22,8 секунды. Третий уровень«Бдительность»При таких-то размерах увернуться от торпед будет непросто. Лучше знать об угрозе заранее. Четвёртый уровень«Взрывотехник»Превращаем нашего командира в настоящего пиромана.Такая раскачка навыков потребует 10 очков. Оставшиеся рекомендуем потратить на следующие: «Артиллерийская тревога»Навык, спасающий жизнь при перестрелке на дальних дистанциях. Однако, если вы уверены в своей внимательности и опыте, можете от него отказаться. «Суперинтендант»Дополнительное снаряжение обязательно пригодится в затяжных боях. «Мастер маскировки»Понизит дальность видимости вашего крейсера с кораблей до 11,6 км. Необязательный, однако приятный бонус. Вариант 2: «Мастер ПВО»Первый уровень«Базовая огневая подготовка»+10% к эффективности ПВО - то, что нам нужно. Второй уровень«Мастер-наводчик»Не забываем про артиллерию. Лучший для «Будённого» навык на втором уровне. Третий уровень«Суперинтендант»Снаряжение - очень полезный помощник в борьбе как с самолётами, так и с кораблями. Четвёртый уровень«Усиленная огневая подготовка»+20% к дальности стрельбы ПВО. По большому счёту, ради этого навыка всё и затевалось. «Ручное управление ПВО»Ещё более увеличиваем эффективность зенитного вооружения. Главное - всегда следить за подлетающими эскадрильями и не забывать их выделять.Такая раскачка навыков потребует 14 очков. На оставшиеся не лишним будет взять «Артиллерийскую тревогу» и «Бдительность». Модернизации«Орудия главного калибра. Модификация 1»Максимальная защита орудийных установок особенно важна. «Система управления огнём. Модификация 1» или «ПВО. Модификация 2»Тут всё просто. Если выбрали путь усиления ПВО - обязательно берите «ПВО. Модификация 2». Если нет - «Система управления огнём. Модификация 1» добавит артиллерии ещё немного эффективности. В целом же залпы «Будённого» и без неё достаточно кучные, а вот радиус действия ПВО без модификации оставляет желать лучшего. «Энергетическая установка. Модификация 1»От критических повреждений двигателя «Будённый» особо не страдает, но страховка не повредит, ведь ступор - самое страшное, что может случиться в бою. «Рулевые машины. Модификация 2»Сократит время перекладки рулей до 6,9 секунды. Лучший выбор! МодулиПо мере прокачки крейсера можно улучшить корпус и «Систему управление огнём». СУО увеличит дальность стрельбы на 1,5 км, а корпус даст ощутимое комплексное усиление характеристик. И то и другое будет весьма полезно, но начинать рекомендуем с корпуса.

World of Warships. Ванга советской ветки крейсеров.

(внимание!) информация для определенного круга задротов лиц, речь идет про игру World of Warships.

Свершилось, на горизонте ввод в промышленную эксплуатацию линейки Советских Крейсеров!

На форуме не стал вставлять, ибо текст слишком большой, пусть тут лежит.

Вот что будет:

1.Орлан – ну мы на практике знаем, что за аппарат (порнография песка имеющие ПВО)

2.Новик – это бронепалубный крейсер Имперской России. Первый в мире, - «25-ти узловый» многоцелевой крейсер

Водоизмещение: 7428 т

Длина: 134,1 м

4.Светлана – бронепалубный крейсер (аналог французского крейсера "Фриан").

6 × 152/45-мм, 10 × 47-мм

С 1904: 6 × 152/45-мм, 4 × 75/50, 8 × 47 мм, 2 × 37 мм

7.Щорс и 8.Чапаев

Скорость хода: 32,5 узла (60,19 км/ч) (относительно шустрый «малый»)

Водоизмещение: 11 130 т

Длина: 200 м

Ширина: 18,7 м

Разница между 7 и 8 уровнями скорее всего будет не сильно различной по сути это одна линейка кораблей. При условии, что 7 уровень это «бумажный вариант», а 8 уровень уже реальность. Да и еще этот корабль «Картонка» (смотрим на «Михаила Кутузова» по ТТХ он очень похож на «Чапаева»)

«Будённый» расположился ровно посередине ветки развития советских крейсеров. VI уровень не позволяет отнести его к старшим «братьям по оружию», однако многие их черты уже угадываются в этом корабле. Своими характеристиками он обязан лёгкому крейсеру проекта 94, а именем - одному из первых маршалов СССР Будённому Семёну Михайловичу. Правда, игроки World of Warships уже успели наделить его ещё одним лестным прозвищем - «советский Cleveland». Давайте разберёмся, действительно ли многообещающий новичок способен угрожать славе знаменитого «американца».

Плюсы

Очень сильная батарея из девяти 152-мм орудий. Скорострельность - 7,5 выстрелов в минуту. Дальность стрельбы - 16,6 км с улучшенным модулем СУО. Поворот башен на 180 градусов всего за 25 секунд. Можно сказать, это лучшие орудия калибра 152 мм.

Высокая вероятность вызвать пожар фугасным снарядом. + Максимальная среди крейсеров VI уровня скорость хода - 35 узлов.

Наличие самолёта-корректировщика.

Достаточно эффективная ПВО.

Минусы

– Плохая манёвренность.

– Длинная и высоко расположенная цитадель.

– Слишком короткая дистанция пуска торпед (4 км).

Чем старше уровень корабля, тем разнообразнее угрозы, поджидающие его в бою. Способность противостоять большинству из них и отличает наиболее успешных участников морских сражений. У советского крейсера VI уровня «Будённый» эта способность есть. Он сам готов доставить массу неприятностей противнику, независимо от его класса.

Расстреливать эсминцы, разносить цитадели крейсеров, выжигать линкоры с авианосцами - всё это под силу его артиллерии, которая, в отличие от предшественника «Кирова», ещё и очень проста в использовании. Солидно выглядит и зенитное вооружение. При взятии командирских навыков, усиливающих ПВО, «Будённый» готов отбить большинство атак с неба. С бронированием крейсера также стоит считаться. Большинству «одноклассников» с калибром 152 мм и менее не пробить цитадель «Будённого» на дистанции более 10 км. Словом, переход на этот крейсер большинству игроков должен показаться приятным.

Но есть у него и ощутимые недостатки, в первую очередь - это размеры. Огромная цитадель даёт о себе знать, и успешный залп линкора способен выбить её даже при попадании в нос. Габариты негативно сказываются и на манёвренности, время перекладки руля составляет 8,6 секунды. От такого гиганта ожидаешь большой живучести, но нет, запас боеспособности крейсера 30 500 единиц (не мало, но и не впечатляет). И, пожалуй, последнее: торпедное вооружение «Будённого», несмотря на пятитрубные аппараты, можно назвать символическим.

Тактика

«Будённый», будучи логическим продолжением «Кирова», лучше всего реализует свой потенциал на больших и средних дистанциях боя: для этого у него есть отличная баллистика, большая вероятность поджога фугасами, рекордная дальность стрельбы и корректировщик огня. В то же время высокая скорострельность орудий и скорость поворота башен позволяют не испытывать дискомфорта и при сближении с эсминцами, а неплохое бронирование - с крейсерами-«ровесниками». Если на «Кирове» всегда приходится избегать таких ситуаций, то «Будённый» при определённом подборе противников вполне может наглеть. Конечно, такая тактика не годится в боях против VII–VIII уровней, а к ним «Будённый» заносит часто. Здесь залогом вашего успеха станет осторожность, правильный выбор цели и фланга. Скорость крейсера позволяет здорово перемещаться по карте в течение боя и оказываться ровно там, где он будет сильнее.

Словом:

1.Используйте свои козыри (у «Будённого» их достаточно).

2.В каждом бою обязательно обращайте внимание на подбор кораблей в командах.

3.Если что-то пошло не по плану, например дуэль на короткой дистанции, - не паникуйте, смело перестреливайте врага. Бронебойные вам в помощь.

Навыки командира

Тактика игры на «Будённом» также сильно зависит от выбора командирских навыков. Здесь вам предоставляется два разных пути: ещё более повысить эффективность артиллерии или же подтянуть до её уровня второй тип вооружения - ПВО. В командной игре и боях с кораблями постарше вариант с ПВО представляется более предпочтительным несмотря на то, что затмить Cleveland у вас не получится. Но и первый вариант достоин внимания, тем более что для его реализации потребуется меньше очков командирских навыков.

Вариант 1: «Дуэлянт»

Первый уровень

«Основы борьбы за живучесть» Пожары - очень актуальная проблема на любом уровне боёв.

Второй уровень

«Мастер-наводчик» Сокращаем время поворота башен до 22,8 секунды.

Третий уровень

«Бдительность» При таких-то размерах увернуться от торпед будет непросто. Лучше знать об угрозе заранее.

Четвёртый уровень

«Взрывотехник» Превращаем нашего командира в настоящего пиромана.

Такая раскачка навыков потребует 10 очков. Оставшиеся рекомендуем потратить на следующие:

«Артиллерийская тревога»

Навык, спасающий жизнь при перестрелке на дальних дистанциях. Однако, если вы уверены в своей внимательности и опыте, можете от него отказаться.

«Суперинтендант»

Дополнительное снаряжение обязательно пригодится в затяжных боях.

«Мастер маскировки»

Понизит дальность видимости вашего крейсера с кораблей до 11,6 км. Необязательный, однако приятный бонус.

Вариант 2: «Мастер ПВО»

Первый уровень

«Базовая огневая подготовка» +10% к эффективности ПВО - то, что нам нужно.

Второй уровень

«Мастер-наводчик» Не забываем про артиллерию. Лучший для «Будённого» навык на втором уровне.

Третий уровень

«Суперинтендант» Снаряжение - очень полезный помощник в борьбе как с самолётами, так и с кораблями.

Четвёртый уровень

«Усиленная огневая подготовка»

20% к дальности стрельбы ПВО. По большому счёту, ради этого навыка всё и затевалось.

«Ручное управление ПВО»

Ещё более увеличиваем эффективность зенитного вооружения. Главное - всегда следить за подлетающими эскадрильями и не забывать их выделять.

Такая раскачка навыков потребует 14 очков. На оставшиеся не лишним будет взять «Артиллерийскую тревогу» и «Бдительность».

Модернизации

«Орудия главного калибра. Модификация 1»

Максимальная защита орудийных установок особенно важна.

«Система управления огнём. Модификация 1» или «ПВО. Модификация 2»

Тут всё просто. Если выбрали путь усиления ПВО - обязательно берите «ПВО. Модификация 2». Если нет - «Система управления огнём. Модификация 1» добавит артиллерии ещё немного эффективности. В целом же залпы «Будённого» и без неё достаточно кучные, а вот радиус действия ПВО без модификации оставляет желать лучшего.

«Энергетическая установка. Модификация 1»

От критических повреждений двигателя «Будённый» особо не страдает, но страховка не повредит, ведь ступор - самое страшное, что может случиться в бою.

«Рулевые машины. Модификация 2»

Сократит время перекладки рулей до 6,9 секунды. Лучший выбор!

Модули

По мере прокачки крейсера можно улучшить корпус и «Систему управление огнём». СУО увеличит дальность стрельбы на 1,5 км, а корпус даст ощутимое комплексное усиление характеристик. И то и другое будет весьма полезно, но начинать рекомендуем с корпуса.

), то начиная уже с V уровня это очень крупные корабли с большим радиусом циркуляции, предназначенные для игры от дистанции, то есть типичные корабли второй (а то и третьей) линии. Рекомендовать советские крейсеры к прокачке можно ровно в двух случаях:

  • если вы не любите бодрое корабельное рубилово на ближней и средней дистанции, и хотите большую часть времени стрелять из-за спин союзников фугасными снарядами;
  • вы хотите играть именно на советский технике.

Навыки командира

Несколько слов по выбору навыков командира на советские . По прокачке командира у меня есть отдельный , там даже в качестве примеров приведены многие советские крейсеры.

Вкратце прокачка командира на советские крейсеры с V по X уровень зависит от калибра орудий. Так, на крейсеры с 6 дюймовыми орудиями (до 152 мм включительно) имеет смысл брать умение 4 уровня «Инерционный взрыватель», тогда как на крейсеры с орудиями большего калибра можно взять какое-нибудь другое, более полезное умение.

Крейсеры I и II уровня Орлан и Новик относятся к такому типу кораблей, который можно смело проходить за свободный опыт. Играя на этих кораблях вы ничего интересного для себя не найдёте, только потеряете время.

Премиумные корабли Диана, Аврора и Олег также будут интересны только страстным коллекционерам пикселей.

Крейсер III уровня Богатырь

Крейсер российского императорского флота Богатырь является одной из ярчайших палок-нагибалок песочницы, чем и интересен. Как и любой корабль с орудиями калибром менее 139 мм, для полного раскрытия своего потенциала требует прокачки навыка командира «Базовая огневая подготовка» (не следует забывать и про «Отчаянного»).

Хотите чудовищного нагиба песка? Оставляйте у себя Богатыря, прокачивайте командира и нагибайте.

Крейсер IV уровня Светлана

После того, как разработчики World of Warships обрезали кораблям IV уровня уровень боёв, крейсер российского императорского флота Светлана заиграл новыми красками. Это отличная на своём уровне фугасоплюйка с льготным уровнем боёв.

Итого, Светлана получилась неплохо сбалансированным, но совершенно проходным кораблём.

Крейсер V уровня Киров

Советский крейсер V уровня Киров это большой картонный корпус с орудиями, имеющими невысокую скорострельность и неважную баллистику. Большие размеры и слабое бронирование автоматически делают вас мишенью №2 (ведь есть ещё американская Омаха и её не менее вкусные систершипы!), а большой радиус циркуляции не даёт права на ошибку при совершении манёвра. Все манёвры на Кирове следует продумывать заранее, чтобы не дай бог не подставить борт под залп вражеских кораблей.

В итоге на V уровне мы имеем откровенно слабый и некомфортный корабль, который вроде как должен играть от дистанции, вот только баллистика со скорострельностью подкачали.

Премиумный крейсер V уровня Красный Крым

Советский премиумный крейсер V уровня Красный Крым дважды выдавали за выполнение несложных боевых задач, а потому он имеется у многих игроков World of Warships. Сам по себе корабль представляет собой крейсер IV уровня Светлана, перенесённый на уровень выше.

Красный Крым отлично показывает себя в боях своего уровня, но выглядит слабовато уже против шестёрок. Играя же на самом днище списка, Красный Крым может слишком мало, а потому покупать его за деньги вряд ли стоит.

Премиумный крейсер V уровня Мурманск

В старые стародавние времена (приблизительно в 2015 году) советский премиумный крейсер V уровня Мурманск был одним из лучших премиумных кораблей для фарма серебра в World of Warships. Так что если будете смотреть по нему восторженные гайды, внимательно смотрите на дату видео! Это давно исправили.

Корабль представляет собой клон Омахи со всеми её плюсами и минусами. В настоящее время имеет исключительно коллекционную ценность, в этом можно убедиться совершенно бесплатно, открыв и выкачав американскую Омаху. Впрочем, наверняка даже у Мурманска в его нынешнем виде есть свои почитатели.

Крейсер VI уровня Будённый

Будённый является одним из лучших крейсеров советский ветки прокачки. Разумные как для советского крейсера размеры, отличные как для VI уровня 152 мм орудия и большое количество малоопытных игроков в битвах делают игру на Будённом достаточно комфортной. Для достижения хороших результатов на Будённом не обязательно отыгрывать «крейсер второй линии», это последний советский крейсер, на котором можно агрессивно играть на протяжении всей битвы.

Наличие двух трёхорудийных башен спереди и только одной башни сзади позволяет с лёгким сердцем идти на вражеские корабли носом, ведь при этом показатель урона в минуту падает всего на треть, а вероятность танконуть вражеские снаряды, в том числе и за счёт промахов, возрастает многократно. Благодаря высокой скорострельности и наличию ГАП Будённый также является отличным охотником за , чем можно и нужно пользоваться.

В целом, Будённый – отличный корабль, резко выделяющийся на фоне всех предшествующих и многих последующих советских крейсеров.

Премиумный крейсер VI уровня Адмирал Макаров

Этот акционный крейсер VI уровня представляет собой клон немецкого крейсера Nürnberg, но с советским гидроаккустическим поиском (ГАП). Одной из интересных особенностей корабля являются башни кругового вращения, что позволяет очень быстро переводить их с борта на борт при танковании носом.

Крейсер Адмирал Макаров можно получить при подключении к тарифу «Игровой» от интернет-оператора «Ростелеком». Остальные игроки могут попробовать оригинальный геймлплей Макарова, открыв и выкачав немецкий Nürnberg.

Премиумный крейсер VI уровня Молотов

Как написано в официальной wiki игры World of Warships советский премиумный крейсер VI уровня Молотов «является, по сути, улучшенной версией Кирова», и с этим невозможно спорить!

Орудийные башни на Молотове стоят прямиком с Дмитрия Донского, а это, на секундочку, крейсер IX уровня с прямо-таки шедевральным бронепробитием, баллистикой и скорострельностью. Как и Донской, Молотов выбивает цитадели из вражеских крейсеров с любых дистанций бронебойными, и наносит хороший урон и поджигает фугасными снарядами.

При этом следует помнить, что корпус у нас от Кирова, а бронирование цитадели лишь немногим лучше. Играя на Молотове нужно быть особенно аккуратным и ни в коем случае не подставляться.

Стоит ли купить Молотова? Если вам нравятся советские крейсеры, игра на бронебойных снарядах, и вы хотите получить удовольствие от нагиба на VI уровне, или же сбивать раз в день бонусный опыт для прокачки командира, то однозначно да. А вот для максимально эффективного фарма серебра лучше присмотреть корабль более высокого уровня. Ведь премиумного корабля, тем выше у него фарм серебра и опыта.

Крейсер VII уровня Щорс

Советский крейсер VII уровня Щорс представляет собой снарядоуловитель просто гигантских размеров с эпичным радиусом циркуляции в 900 метров. К счастью имея двенадцать 152 мм орудий в четырёх трёхорудийных башнях на VII уровне Щорс, как правило, успевает накидать достаточно фугасов для того, чтобы не уронить статистику по урону ниже плинтуса и не дать разработчикам ни малейшего повода хоть как-то улучшить этот корабль!

Щорс является квинтэссенцией понятия «крейсер второй линии», настолько быстро он складывается от любого удачного залпа.

Крейсер VIII уровня Чапаев

Всё познаётся в сравнении, и советский крейсер VIII уровня Чапаев – не исключение. После Щорса он выглядит очень неплохо за счёт чуть меньших размеров и благодаря наличию радиолокационной станции (РЛС).

А вот в сравнении с премиумным крейсером VIII уровня Михаилом Кутузовым, Чапай как то не очень. Так что я предлагаю сразу перейти к Кутузову.

Премиумный крейсер VIII уровня Михаил Кутузов

Если советский премиумный крейсер VIII уровня Михаил Кутузов чем и уступает Чапаеву, так это отсутствием у него РЛС. Однако это с лихвой компенсируется наличием у Кутузова дымогенератора, большей дальностью стрельбы, меньшим радиусом циркуляции, отличнейшим ПВО и торпедами с рекордной для советских крейсеров дальностью хода 8 км. Так что, отвечая на вопрос «как Михаил Кутузов», скажу, что это отличный премиумный корабль VIII уровня, совсем не нагиб за деньги, вы что!

Однако следует понимать, что Михаил Кутузов – типичнейший советский крейсер, а это значит игра в поддержку союзных кораблей и паническая боязнь фокуса со стороны противников. Просто Михаил Кутузов намного удобнее и актуальнее Чапаева. Пострелять из дымов с предельной дистанции, подсвечивая торпеды гидроакустикой, а после рассеивания дымов проспамить торпедами ближайший пролив и уйти в закат, лихо перекладывая рули – это всё не про Чапаева.

Заметьте, в нарисованной мной картине ничего нет про ПВО, потому что оно на Кутузове хоть и есть, но премиумные корабли предназначены в первую очередь для прокачки командиров с уже имеющихся кораблей. А слабое ПВО это как раз особенность большинства советских крейсеров. С какого бы прокачиваемого лёгкого крейсера вы не сажали командира на Кутузова, навыков ПВО у него наверняка не будет.

Стоит ли взять Михаила Кутузова? Если вам нравятся советские крейсеры – однозначно стоит, Михаил Кутузов отлично фармит серебро и опыт для прокачки командиров.

Пока готовился настоящий гайд по советским крейсерам, Михаил Кутузов был выведен из игры и занял достойное место в самых имбалансных премиумных кораблей, которые уже нельзя купить.

Крейсер IX уровня Дмитрий Донской

Советский крейсер IX уровня Дмитрий Донской имеет монстроузные размеры, а потому очень страдает от любого внимания, оказываемого игроками противоположной команды. Удар корабль не держит совсем, так что основную часть битвы Дмитрий Донской просто стреляет фугасами с предельной дистанции и старается не попадать под фокус, благо фугасы наносят хороший урон и отлично поджигают. Бронебойные снаряды отлично выбивают цитадели из вражеских крейсеров практически с любой дистанции, вот только успеть зарядить бронебойные снаряды без навыка «Мастер-заряжающий», пока вражеский корабль выполняет разворот, будет проблематично – базовое время перезарядки у Дмитрия Донского составляет 12,5 секунд.

Ну и опять же, всё познаётся в сравнении. Артиллерия и бронебойные снаряды у Москвы – заметно лучше.

В целом корабль представляет собой типичный «крейсер второй линии» и из-за своих размеров может показаться скучным и некомфортным. Впрочем, это особенность всей ветки советских крейсеров, и Дмитрий Донской просто является её ярким представителем, не более.

Крейсер X уровня Москва

Венцом ветки советских крейсеров стал крейсер X уровня Москва. Корабль получился очень необычным, но интересным. Пожалуй, главной особенностью Москвы является очень слабая маскировка, корабль светится на всю карту как какой-нибудь . Устанавливать ли на корабль модернизацию «Система маскировки», и брать ли командиру навык «Мастер маскировки» решать, конечно же, вам. Однако следует понимать, что хорошая маскировка не только снижает вероятность попадания под фокус при первичном засвете, но и при аккуратной игре позволяет «пропадать» на местности через 20 секунд после прекращения огня.

Другой особенностью корабля являются орудия калибра 220 мм с базовым временем перезарядки чуть более 10 секунд и огромной дальностью стрельбы в 19,4 км. И скорость перезарядки, и дальность стрельбы можно увеличить установкой соответствующих модернизаций. Осколочно-фугасные снаряды 220 мм орудий отлично поджигают, тогда как бронебойные снаряды просто шедеврально выбивают цитадели из вражеских крейсеров, причём практически с любой дистанции. Казалось бы, на Молотове и Дмитрии Донском тоже стоят отличные орудия, но, как говорится, всё познаётся в сравнении. Из недостатков главного калибра следует отметить разве что достаточно тугие как для крейсера башни.

В отличие от других кораблей ветки прокачки, крейсер Москва начисто лишён торпед, но, учитывая все особенности корабля, то есть дальнобойную артиллерию, огромные размеры и общую картонность, а также наличие ГАП и РЛС, они Москве особо и ни к чему.

Бронирования корабля как раз хватает, чтобы вражеские снаряды взводились безо всяких там сквозных пробитий. А цитадель расположена достаточно высоко над водой, так что подставляться на Москве крайне не рекомендуется. Зато у Москвы очень неплохо бронирована носовая оконечность, что позволяет успешно танковать носом. Этому также способствует схема расположения башен (2 башни на носу, одна на корме), при которой показатель урона в минуту при стрельбе только из носовых башен снижается лишь на треть.

Большие размеры и, соответственно, плохая маскировка, большая длина корабля и, соответственно, большой радиус циркуляции, а также высокий борт с торчащей над водой цитаделью делают Москву отличным снарядоуловителем. Как, впрочем, и большинство советских крейсеров.

Залог успешной игры на Москве – не подставляться под вражеские выстрелы, при необходимости танковать носом, прикрывая борта островами, и не попадать под фокус. Все манёвры рекомендуется выполнять за островами. Игра на Москве это всегда игра от дистанции или от островов с использованием ГАП и РЛС. Впрочем, как и на всех других советских крейсерах.

, wows
Всего комментариев: 0

…Вытирая тыльной стороной ладони кровь, текущую из рассеченной брови, политофицер Шкрофский пробирался по узким мрачным коридорам “Железного Кулака”. Он осознавал, что крейсер обречен - что он сам обречен, если останется на тонущем корабле. Но все это не имело для Шкрофского уже никакого значения. Все его существо было обращено лишь на одну цель: добраться до резервного ракетного поста в кормовой части и запустить смертоносную “Лезгинку” в сторону Великобритании. Самолет-снаряд справится - в этом политофицер был уверен. И тогда он, Шкрофский, будет наконец-то отомщен…

…Пожар, вызванный второй британской ракетой, добрался до погребов артиллерийских башен, и в ужасающей вспышке дымного пламени, “Железный Кулак” раскололся пополам и исчез в волнах…”

Новеллизация фантастического фильма “Железный Кулак”, BBC, 1965.


В 1922 году положение дел с крейсерами в молодом флоте Советской России нельзя было назвать даже аховым: оно было вообще никаким. Советский флот попросту не имел в своем составе ни единого турбинного крейсера современного типа. Все крейсерские силы Балтийского Флота насчитывали пять устаревших броненосных и три бронепалубных крейсера , значительная часть из которых была заложена еще в прошлом веке. Боевая ценность их была в лучшем случае чрезвычайно ограничена.

На других театрах дела обстояли еще хуже. Единственным пережившим интервенцию и гражданскую войну крейсером на Черном Море был неисправный “Память Меркурия”, забытый Врангелем в Севастополе. На Северном Ледовитом Океане имелись возвращенные англичанами “Варяг” и “Аскольд” и с некоторой натяжкой претендовавший на звание броненосного крейсера архаичный “Пересвет”. В довершение всего, абсолютно все наличествующие крейсера были в той или иной степени неисправны.

Тем не менее, выбирать не приходилось, и РККФ пришлось в 1922 году начинать с того, что есть.

В 1923-1927 году был проведен капитальный ремонт броненосных крейсеров “Рюрик” (“Профинтерн”) и “Баян”, причем для ремонта последнего был частично разобран однотипный “Адмирал Макаров”. Хотя оба крейсера были устаревшими, они, тем не менее, еще были достаточно пригодны для вспомогательной службы. “Профинтерн”, переклассифицированный в линкоры 2-го класса, был включен в состав Второй Линейной Эскадры вместе с двумя броненосцами класса “Андрей Первозванный”. Отремонтированный “Баян” был в 1924 году переведен на Северный Ледовитый Океан - пугать норвежских браконьеров .

Бронепалубные крейсера (исключая “Аврору”) были почти все списаны и сданы на лом в 1922-1923 годах. Исключением стал крейсер “Богатырь”.

Сохраненный как опытовое судно и плавбаза, “Богатырь” в 1927-1928 годах был разоружен и впоследствии - переделан в гидроавианосец. На крейсере демонтировали башни, и взамен установили в кормовой части надпалубный ангар, краны и купленную в Германии стартовую катапульту. Авиагруппа корабля составляла пять летающих лодок: еще три могли храниться на крыше ангара. Благодаря сравнительно высокой скорости (23 узла), гидроавианосец, получивший название “Красный Богатырь” мог эффективно взаимодействовать с линкорами типа “Севастополь”, осуществляя морскую разведку и артиллерийское целеуказание.

Остальные старые корабли были определены к отправке на металлолом. Неожиданно, в 1922 году вмешалась международная политика. В 1923 году, правительство Гоминьданя в Китае, лихорадочно изыскивая средства для усиления своего флота , выкупило за 500000 долларов броненосный крейсер “Россия” и бронепалубный крейсер “Аскольд”. СССР, не состоявший на тот момент в Лиге Наций не был связан эмбарго на поставку вооружений, а предложенная цена все же была выше, чем стоимость кораблей как металлолом.

На стапелях Петрограда и Николаева стояли в различной степени готовности шесть легких крейсеров типа “Светлана”. В 1923 году два из них - “Адмирал Нахимов” и “Светлана”, находившиеся в наивысшей степени готовности - было решено достроить по первоначальному проекту, с незначительными изменениями, вызванными опытом прошедшей мировой войны. Под обозначениями, соответственно, “Красный Крым” и “Червона Украина”, эти крейсера вступили в строй в 1927-1928 годах.

Советские адмиралы отлично понимали, что достройка по исходному проекту заложенных еще до войны кораблей не снимает проблемы, а лишь несколько смягчает ее остроту. На фоне быстроходным тяжелых крейсеров с 203-миллиметровой артиллерией, поступивших на вооружение ведущих морских держав во второй половине 1920-ых, достроенные “Светланы”, с их 30-узловым ходом и вооружением из пятнадцати 130-миллиметровых орудий смотрелись попросту жалко. И все же приходилось и дальше работать именно с ними: тяжелое экономическое положение СССР и доминирующая тогда доктрина “малого флота” практически не давали возможности получить средства на закладку новых крейсеров.

В 1927 году внимание конструкторов было обращено на недостроенный крейсер “Адмирал Лазарев”.

Этот крейсер было решено достроить по кардинально переработанному проекту. Инженеры учли главный недостаток легких крейсеров типа “Светлана” - слабое вооружение - и попытались его компенсировать, установив на новый крейсер новейшие 180-миллиметровые орудия БК-1, в четырех одноорудийных башнях.

Проект был успешен только частично. Хотя 180-миллиметровые 60-калиберные пушки обладали отличными баллистическими характеристиками, стволы их были сильнейшим образом перефорсированы и быстро выгорали. Да и сами орудийные башни страдали массой недостатков. В результате, от идеи перевооружения недостроенных “Светлан” на 180-миллиметровые орудия пришлось отказаться.

Сравнительная неудача “Красного Кавказа”, тем не менее, не остановила инженерного поиска. В программу кораблестроения 1929 года была включена достройка еще одного корабля класса “Светлана” - крейсера “Адмирал Бутаков”, стоявшего у достроечной стенки Путиловского Завода. Первоначально его также собирались вооружить 180-миллиметровыми орудиями, но ввиду возникших сомнений было решено пересмотреть состав вооружения.

Переименованный в “Красный Урал”, новый крейсер был вооружен в качестве главного калибра восемью 152-миллиметровыми 50-калиберными орудиями образца 1908 года, снятыми с мониторов типа “Шквал”. Эти довольно мощные пушки стреляли на расстояние до 17300 метров при темпе четыре выстрела в минуту, а главное - были вполне надежны.

Удалось также учесть и ряд других недостатков предшествующего проекта. Так, была увеличена высота борта в носовой части, что улучшило мореходность корабля. Более рационально была расположена вспомогательная артиллерия. Новый крейсер вступил в строй в 1934 году.

Судьба еще двух “Светлан” - “Адмирала Спиридова” и “Адмирала Грейга”, долгое время оставалась неопределенной. Эти корабли были остановлены постройкой в наименьшей степени готовности, и контрагентские работы по ним были завершены лишь частично. В 1920-ых рассматривался даже план переделки недостроенных крейсеров в танкеры! С большим трудом флоту удалось доказать, что подобная “конверсия” попросту не сможет быть эффективной из-за узких, с малыми внутренними объемами корпусов кораблей.

В результате, в 1929 году было принято решение достроить эти корабли как крейсера-минные заградители. Вооружение крейсеров сократили до шести 130-миллиметровых орудий, взамен установив в кормовой части под палубой прикрытые противопульным бронированием рельсы для 180 мин. Еще 100 мин могло быть дополнительно принято на верхнюю палубу. Непосредственно перед вступлением в строй, на крейсерах дополнительно установили восемь 76-миллиметровых зениток и четыре зенитных автомата (в 1937 сменены на восемь 100-миллиметровых зениток и шесть 45-мм автоматов), тем самым придав им возможность служить в качестве кораблей ПВО при эскадре. Под именами “Начдив Котовский” и “Начдив Щорс”, эти крейсера вступили в строй в 1933 году.

Новые крейсера советского флота

Достройка в 1928-1934 шести старых легких крейсеров типа “Светлана” исправила положение, но лишь частично. Советский флот по-прежнему не имел в своем составе полностью современных крейсеров - и что хуже всего, советское кораблестроение не имело адекватного опыта постройки крупных военных кораблей вообще. Приходилось выходить из положения - обратиться к иностранному опыту.

В 1932 году, дипломатические отношения между СССР и Францией улучшились настолько, что стало возможным заключение франко-советского договора о ненападении. Потепление отношений коснулось и военно-морской сферы.

11 марта 1933 года, советское правительство запросило военно-морской арсенал в Бресте о возможности постройки для СССР двух тяжелых крейсеров “типа “Фош”” . Предложение поставило правительство Франции в трудное положение: несмотря на существенное потепление отношений, многие консервативные политики Третьей Республики яростно протестовали против поставок оружия коммунистам. С другой стороны, французские военные опасались, что в случае отказа СССР просто обратится к итальянцам, а доверие между нациями будет сильно подпорчено.

В итоге, после долгих переговоров и консультаций, в 1934 году было принято компромиссное решение - Франция строила два корабля, но поставляла их без вооружения, которое должно было быть произведено и установлено уже в СССР. Совет Министров СССР согласился с предложением (так как мощностей советских верфей все равно не хватало) и весной 1934 года два крейсера были заложены на стапеле в Бресте.

Заложенные во Франции крейсера представляли собой техническую вариацию между тяжелыми крейсерами типа “Сюффрен” (являвшимися официальным прототипом) и новейшим тяжелым крейсером “Альжери”. Они имели полное водоизмещение в 13210 тонн при скорости в 32,5 узла.

Броневая защита крейсеров состояла из 80-миллиметрового пояса, прикрывающего центральную часть корпуса. Пояс тянулся от носовой до кормовой башен главного калибра, обеспечивая надежную защиту от 150-миллиметровых и приемлемую - от 203-миллиметровых орудий. Сверху на пояс опиралась 70-миллиметровая горизонтальная палуба.

Основное вооружение кораблей (названных символически “Варлен” и “Домбровский”, в честь революционных лидеров Парижской Коммуны) составляли три трехорудийные башни со 180-миллиметровыми 57-калиберными орудиями Б-1-П, разработанными для нового поколения советских крейсеров. Французам были переданы все необходимые спецификации для изготовления погребов и барбетов: сами же установки были изготовлены в России и установлены на крейсера уже после их прибытия. Вспомогательное вооружение состояло из шести 100-миллиметровых универсальных орудий Б-34-БМ и восьми 45-миллиметровых полуавтоматов 21-К.

Оба крейсера были спущены на воду в 1935 году и осенью 1936 были официально переданы СССР. В мае 1937, еще невооруженный “Домбровский” осуществил переход на Балтику и встал у достроечной стенки Балтийского Завода для установки артиллерии. “Варлен” задержался во Франции из-за осложнения советско-итальянских отношений в связи с гражданской войной в Испании, и прибыл в СССР только в конце 1937.

Эти корабли были самыми новыми и современными крейсерами советского флота. Советское правительство активно использовало их для политической демонстрации возрождающейся мощи СССР. “Домбровский” в 1938 году осуществил большое плавание через Атлантику, посетив порты США, Мексики, Тихоокеанской Конфедерации и Чили . Визит советского крейсера в Нью-Йорк вызвал большое оживление: американские военно-морские офицеры не упустили возможности посетить корабль с визитом, тщательно изучив его основные элементы.

Наконец, в 1935 году СССР начал закладку первых собственных крейсеров. Два “средних” крейсера проекта 26 - “Киров” и “Ворошилов” - были заложены в октябре 1935 года для Балтийского и Черного Моря, соответственно.

Эти 8500-тонные корабли являлись комбинацией собственных советских конструктивных решений, итальянских технических консультаций и французского опыта. Они вооружались стандартной комбинацией из девяти 180-миллиметровых орудий в трех трехорудийных башнях. 180-миллиметровые пушки нового образца были не столь сильно перефорсированы как первые 60-калиберные орудия, но все еще страдали от выгорания стволов, что вынуждало постоянно пересматривать баллистику.

Первоначальный проект крейсера предусматривал стандартное водоизмещение не более 7500 тонн. Но впоследствии, под влиянием французского опыта, таковое было решено увеличить на 1500 тонн, что позволило установить более мощное и эффективное бронирование, включавшее 80-миллиметровый броневой пояс. Скорость хода упала по сравнению с проектными 37 узлами до 35,4 узлов, но все равно считалась более чем достаточной.

Два крейсера проекта 26 вступили в строй в 1938-1939 годах. В 1936-1937, было решено заложить еще четыре корабля по усовершенствованному проекту 26-бис: по одному для Балтики и Черного Моря, и два - для Тихого Океана. Эти крейсера - “Максим Горький”, “Молотов”, “Калинин” и “Каганович” - вступили в строй в 1940-1942 годах.

Таким образом, к 1937 году, численность построенных и заложенных советских крейсеров с 180-мм орудиями составило 8 единиц . Англо-советское морское соглашение 1937 года, признававшее данные крейсера “тяжелыми”, остановило дальнейшее развитие 180-миллиметровых крейсеров в СССР. Взамен, в 1939 году была запланирована постройка огромной серии 10000-тонных, формально-“легких” крейсеров типа “Чапаев”, но в 1941 году эти планы были приостановлены в связи с началом войны.

Крейсера СССР в годы войны.

В начале Великой Отечественной Войны, Советский Союз располагал вполне значительными крейсерскими силами. В строю или в постройке находились восемь средних и один легкий крейсер с 180-миллиметровыми орудиями, один легкий крейсер с 150-миллиметровыми орудиями, два устаревших легких крейсера с 130-миллиметровыми орудиями и два крейсера-минзага. Кроме этого, два старых броненосных крейсера - “Профинтерн” (в 1938 переименованный в “Испанскую Республику”) и “Баян” - исполняли роли кораблей береговой обороны.

Дислокация крейсерских сил была следующей:

КБФ - “Домбровский”, “Киров”, “Максим Горький”, “Красный Урал” и “Начдив Котовский”

ЧФ - “Варлен”, “Ворошилов”, “Молотов”, “Красный Кавказ”, “Червона Украина”, “Красный Крым”, “Начдив Щорс”

ТОФ - в постройке “Калинин”, “Каганович”.

На крейсера Краснознаменого Балтийского Флота с самого начала войны выпала тяжелая боевая работа. Крейсера интенсивно нарушали работу немецких минных заградителей, пытавшихся “запереть” Финский Залив, и осуществляли прикрытие советских тральщиков и минзагов, оперировавших против немецких сил. Дополнительно, крейсерские силы балтфлота также регулярно оказывали огневую поддержку советским войскам, и наносили удары по финскому побережью. “Начдив Котовский” осенью 1942 года затонул, подорвавшись на двух минах.

В апреле 1943 года, Геббельс в одном из выступлений заявил, что “большая часть советского флота на Балтике уничтожена Люфтваффе, а остатки так устрашены, что даже угрозы Сталина не могут заставить их выйти в море ”. Это хвастливое заверение вызвало настоящую ярость Сталина, который приказал немедленно провести демонстративную операцию. 11 мая 1943 года, три крейсера - “Домбровский”, “Киров” и “Красный Урал” - прокрались через предварительно разведанные минные поля Финского Залива и совершили короткий рейд в восточную часть Балтики, потопив немецкий пароход “Аустлофф”. Военное значение рейда было невелико , но в пропагандистском плане он вызвал значительное воодушевление среди советских граждан.

Черноморский Флот к началу военных действий имел наибольшее число крейсеров - семь единиц - из всех трех основных советских флотов. Он же был единственным, имевшим “постоянного” противника - 21 июня 1941 года, по просьбе Гитлера, соединение из двух итальянских легких крейсеров - “Альберико да Барбиано” и “Бартоломео Коллеони” - и шести эсминцев, прошло проливами и перебазировалось в Констанцу. В дальнейшем, этот “Imperio squadrone di incrociatori del Mar Nero ” доставил флоту немало неприятностей.

На долю черноморских крейсеров выпала интенсивнейшая боевая работа в 1942-1943 году. Они осуществляли поддержку, огневое и транспортное обеспечение Керченско-Феодосийской десантной операции 1942 года. Во многом, именно благодаря оказываемой флотом поддержке было сорвано наступление Манштейна на Феодосию 18 января, что позволило РККА удержать фронт и летом 1942 года прорвать блокаду Севастополя.

В августе 1942 года, легкий крейсер “Червона Украина” погиб в бою с итальянскими крейсерами. Это произошло 18 августа, когда эскортирующий группу небольших транспортов старый корабль был обнаружен немецкой авиаразведкой, которая навела на него отряд в составе “Альберико да Барбиано”, “Бартоломео Коллеони” и двух эсминцев.

Хотя старый легкий крейсер с 130-миллиметровыми орудиями почти не имел шансов против двух превосходивших в скорости итальянских легких крейсеров с 152-миллиметровой артиллерией, “Червона Украина” отважно вступила в бой, пытаясь выиграть время для отхода транспортов. На полной скорости советский крейсер устремился на итальянский отряд, который, стремясь оставаться вне радиуса поражения советских пушек, был вынужден отходить назад. Транспортам удалось спастись, но “Червона Украина” получила три попадания и практически лишилась хода.

От немедленной гибели, старый крейсер спас подход на помощь “Красного Кавказа”. Примчавшийся на максимальной скорости легкий крейсер дал залп из своих перефорсированных 180-миллиметровок на максимальную дистанцию, легший за итальянскими крейсерами. Считая, что имеют дело с новым тяжелым крейсером типа “Киров”, итальянцы почли за лучшее отступить .

Тяжело поврежденная “Червона Украина”, тем не менее, оставалась на плаву. Вскоре на помощь подошли другие корабли ЧФ, и старый крейсер, едва развивая 7 узлов, поплелся в Севастополь. Но немецкая авиация, поднявшаяся с аэродромов Крыма, нанесла удар по эскадре. Несмотря на отчаянные усилия кораблей сопровождения и подтянувшихся советских истребителей, еле двигающаяся “Червона Украина” получила еще два попадания 500-кг бомбами, полностью потеряла ход, и командующий ЧФ принял решение оставить корабль.

Летом 1943 года, после многочисленных неудач Оси, Бенито Муссолини понял, что оказался не на той стороне, и начал искать возможность выйти из войны. В августе 1943, после секретных переговоров с Рузвельтом и Сталиным, Муссолини официально вышел в отставку и был помещен под “домашний арест” , и Италия заключила сепаратный мир с Объединенными Нациями. Согласно условиям перемирия, итальянские корабли на Черном Море перешли в Новороссийск, где и были интернированы. После начала немецкого вторжения в Италию, оба крейсера были реквизированы советским правительством, и введены в строй ЧФ СССР как “Керчь” и “Евпатория”. Под этими именами, они приняли участие в завершающих операциях войны против Румынии и Болгарии.

Наибольшая по масштабу работа выпала в итоге на два тихоокеанских крейсера. Они были единственными кораблями этого класса в ВМФ СССР, имевшими свободу выхода в мировой океан. В 1942 году, только что введенные в состав действующих сил “Калинин” и “Каганович” были переведены через Панамский Канал на Северный Флот (причем в связи с нехваткой во Владивостоке зенитных орудий, корабли были временно вооружены 102-мм британскими зенитками и “пом-помами”).

На северном флоте, тихоокеанские крейсера в основном действовали в охранении конвоев. Зимой 1943 года они принимали участие в сражении у Шпицбергена, где противостояли немецким легким крейсерам. Летом 1943, во время операции “Торхаммер” - удара немецкого флота по Исландии и Фарерским Островам - эти два крейсера оказались единственными кораблями под советским флагом, принявшими активное участие в сражении. Вместе с другими легкими крейсерами, они прикрывали отряд британских эскортных авианосцев у Фарерских Островов, и позднее - добили поврежденный авиацией легкий крейсер “Кёнигсберг”, отставший от отступающего немецкого флота.

В 1944 году, “Калинин” принял участие в операции “Драгун” (высадка в Южной Франции), поддерживая огнем союзные войска.

В рамках программы ленд-лиза, СССР в 1943 году получил от США легкий крейсер “Милуоки”, класса “Омаха”. Этот устаревший корабль под названием “Мурманск” использовался на СФ как учебный и в 1949 году был возвращен США. В 1944 году, СССР был временно одолжен современный легкий крейсер “Хьюстон” (в ВМФ СССР - “Шпицберген”), возвращенный в 1949 году.

После капитуляции Германии, СССР начал сосредотачивать на ТОФ значительную военно-морскую группировку, готовясь к войне с Японией. К августу 1945 года, таковая включала линейный крейсер, четыре авианосца и три легких крейсера - “Калинин”, “Каганович” и переведенный с Черного Моря “Варлен”. Готовилась также переброска крейсерских (и линейных) сил с Балтики, в рамках поддержки предполагаемой десантной операции против Хоккайдо, но Япония капитулировала раньше, чем переход мог быть осуществлен.

После войны:

Сразу же после войны, старые крейсера советского флота были выведены в резерв. “Красный Кавказ”, разоруженный , был расстрелян в 1952 году на испытаниях противокорабельных крылатых ракет. “Красный Урал” ждала более интересная судьба - в 1951, этот старый крейсер был передан коммунистическому Китаю, где, переименованный в “Shènglì de qízhì ” прослужил до 1980-ых в качестве сначала - флагманского, затем - учебного корабля.

В составе советского флота остались восемь крейсеров, вооруженных 180-миллиметровыми орудиями. Отгремевшая война показала, что ставка на эту артиллерию была не слишком удачной: пушки страдали от постоянного выгорания стволов. В 1950 году, флот пополнили пять крейсеров типа “Чапаев” (проект 68-к), заложенные еще до войны. Считая и три трофейных крейсера - “Керчь”, “Евпатория” и “Адмирал Макаров” (бывший “Нюрнберг”) - советский флот в начале 1950-ых имел в составе шестнадцать современных крейсеров, что ставило его на четвертое место в мире.

В 1949-1953, СССР начал реализацию последней масштабной программы постройки тяжелых артиллерийских кораблей. Программа послевоенного кораблестроения, принятая в 1950 году предусматривала постройку огромной серии из двадцати пяти (!) современных легких крейсеров проекта 68-бис - последних, и самых мощных кораблей этого класса в мире.

Реализация программы была возложена на семь основных судостроительных предприятий всего СССР. Корабли строились с применением всех новинок современного военного кораблестроения - вроде секционной сборки цельносварного корпуса - в результате чего, средний цикл постройки корабля составлял 28-36 месяцев. По совокупности характеристик, эти новые крейсера успешно превосходили все существующие легкие крейсера иностранных флотов, и составляли уверенный паритет с тяжелыми крейсерами.

Всего к 1955 году был заложен 21 крейсер проекта 68-бис. Из них по первоначальному проекту - т.е. как чисто артиллерийские легкие крейсера - были достроены лишь 14. Пришедший к власти Н.С. Хрущев в 1955 году распорядился приостановить работы на семи последних крейсерах этого типа, мотивировав свое решение устареванием самой концепции тяжелых артиллерийских кораблей. В целом, Хрущев был абсолютно прав: быстрый прогресс атомного и ракетного оружия (в частности, начало перевооружения американского флота на противокорабельные ракеты SSM-N-4 “Dingbat” в 1953 году) сделал чисто артиллерийские корабли бессмысленной тратой ресурсов. Находившимся же в достройке кораблям нашлось иное, более эффективное применение.

Крейсера ракетного флота

История управляемого ракетного оружия на советском флоте началась именно с крейсеров. В 1950 году, на вооружение ВМФ был в опытном порядке принят самолет-снаряд 10X , разработки КБ Челомея. На легких крейсерах “Домбровский” и “Киров” установили аппаратуру для запуска снарядов с корабельной катапульты по береговым целям на дистанции до 240 км. Идея не получила дальнейшего развития - слишком несовершенным оказался сам самолет-снаряд, уже не соответствующий требованиям современной воздушной войны.

В 1955 году, на крейсере проекта 68-бис “Адмирал Нахимов” был в экспериментальных целях смонтирован комплекс управляемого противокорабельного оружия “Колчан”. На возвышенной носовой башне крейсера была смонтирована направляющая для запуска противокорабельных ракет КСС , радиусом действия до 40 километров. Перезарядка установки осуществлялась с помощью складного крана из расположенных по бокам надстройки ангаров. Испытания комплекса оказались успешными, и в дальнейшем восемь легких артиллерийских крейсеров проекта 68-К и проекта 68-бис были модернизированы по программе 67, с установкой ПУ на возвышенных башнях, перезаряжающихся из расположенного в надстройке ангара.

В начале 1950-ых, быстрый рост скоростей реактивной авиации поставил крест на дальнейших перспективах тяжелой зенитной артиллерии. Единственным способом обеспечить выживание боевых кораблей был переход на управляемые зенитные снаряды. Это отлично понимали и в СССР, где 11 января 1955 года было выпущено постановление “о разработке управляемых средств защиты военных кораблей от авиации”. В соответствии с постановлением, предполагалась разработка трех зенитно-ракетных комплексов: М-1 “Волна” (малого радиуса действия, аналогичный наземному С-125), М-2 “Волхов” (среднего радиуса действия, аналог С-75) и М-3 (большой дальности).

Моряков это решение не устроило. Главные возражения вызывал зенитно-ракетный комплекс С-75, который предполагалось “навализировать”: жидкостные ракеты комплекса были неудобны в хранении, нуждались в заправке перед стартом, и вдобавок использовали чрезвычайно токсичное топливо. Адмирал Кузнецов указывал, что на суше, где место не лимитировано, эти особенности ЗРК не представляют проблемы, но в ограниченном объеме корабля возгорание при дозаправке или попадание токсичных паров в вентиляцию может привести к катастрофическим последствиям. В итоге, столкнувшись с “бунтом адмиралов”, правительство СССР пошло на компромисс: для корабельной версии С-75 флоту была предложена новая ракета В-758, оснащенная осевым прямоточным двигателем.

Работающий на обычном керосине, прямоточный двигатель создавал значительно меньше проблем в эксплуатации, и был куда более удобен в обращении. Проведенные по инициативе ВМФ исследования показали, что за счет применения прямоточных ракет можно увеличить дальность действия комплекса до 55 км. Таким образом, принятие на вооружение двух ЗРК - М-2 и М-3 - было сочтено излишним, и они оба были заменены новым М-4 “Амур-М”.

Для испытания возможностей нового ЗРК, был выбран легкий крейсер проекта 68-бис “Дзержинский”. В 1957-1958 на крейсере демонтировали 3-ю башню ГК и на ее месте установили экспериментальную двухбалочную ПУ СМ-63 и барабанный магазин на 12 ракет. В ходе проведенных в 1958 испытаний, первым же залпом был сбит беспилотный Ил-28, летящий на высоте 10000 метров.

Вслед за “Дзержинским” последовал модернизированный по аналогичному проекту 70-Р крейсер “Орджоникидзе”. Так как переделка уже готовых крейсеров предоставляла определенные сложности (в т.ч. связанные с внеплановым выводом кораблей из состава флота), было решено в дальнейшем использовать недостроенные крейсера проекта 68-бис, стоящие на стапелях. Флот остро нуждался в ракетных крейсерах - в 1956-1961 в его состав вступили четыре новых тяжелых авианосца проекта 81, нуждавшихся в кораблях сопровождения. Кроме того, по инициативе Хрущева была развернута программа постройки 25000-тонных авианосцев типа ПБИА (плавбаза истребительной авиации) также требовавших надежного эскорта.

В 1959-1962 по усовершенствованному проекту 72-Р были достроены два легких крейсера, “Адмирал Корнилов” и “Петропавловск”. На этих крейсерах была демонтирована вся кормовая группа башен, и на ее место установлены две пусковые установки - СМ-63 и СМ-65 . Два основных барабанных магазина вмещали 24 ракеты B-758, и один вспомогательный (для установки СМ-65) - 16 ракет B-600 ближнего радиуса действия. Модернизированная система управления позволяла эффективно наводить оба типа ракет.

Самой масштабной модернизации подверглись в 1961-1964 четыре легких крейсера проекта 68-бис - “Таллин”, “Архангельск”, “Новороссийск” и “Владивосток” - находившиеся в наименьшей степени готовности.

На этих четырех крейсерах полностью демонтировали тяжелое артиллерийское вооружение, установив вместо такового четыре (!) пусковые установки СМ-65. Два носовых и два кормовых барабанных магазина вмещали сорок восемь ракет B-758, а расположенный за четвертой ПУ в корме вспомогательный магазин вмещали шестнадцать ракет ближнего радиуса действия B-600. Таким образом, общий боезапас крейсеров достигал 64-х ракет двух типов! Два поста наведения позволяли одновременно нацеливать до 6 ракет на две цели в радиусе до 55 км от крейсера.

Перестроенные ракетные крейсера составили основу эскортных сил советского авианосного флота в первой половине 1960-ых. В среднем, каждое советское авианосное соединение включало один эскортный крейсер. В 1967, на каждом крейсере две ракеты B-758 были заменены ракетами B-760, с ядерной боевой часть, эквивалентом 5 кт.

К концу 1960-ых, тем не менее, ракетоносных эскортов стало ощутимо не хватать. Недостроенные “Свердловы” кончились: идея капитальной модернизации артиллерийских крейсеров не получила одобрения из-за высокой стоимости. Авианосный же флот СССР продолжал увеличиваться, и остро нуждался в новых ракетных крейсерах.

В 1965 году, были заложены четыре первых ракетных крейсера (изначально обозначенных как КПВО - корабли противовоздушной обороны) проекта 1138.

Основанные на дизайне большого противолодочного корабля проекта 1134, новые ракетные крейсера имели большую на 12 метров длину, и водоизмещение - полное - около 8200 тонн. Как и прежние ракетоносные крейсера советского флота, они вооружались дальнобойным ЗРК “Амур-М”. Корабли несли две пусковые установки модифицированного образца, обеспечивающие более быструю перезарядку. Носовая ПУ имела два магазина по 14 ракет B-758, а кормовая - один магазин на 14 ракет B-758 и один магазин на 16 ракет B-601. Помимо ракетного вооружения, крейсера несли легкие АУ АК-725 и ангар для противолодочного вертолета Ка-25ПЛ.

“Железный Кулак”

В завершение рассказа о советских крейсерах, следует упомянуть еще об одном забавном случае. В начале 1960-ых, британский телеканал BBC при активном содействии Королевского Флота, снял фантастический пропагандистский фильм “Железный кулак” (Iron Fist), развивающий идею советского нападения на Великобританию. На роль одного из главных объектов - фантастического советского крейсера “Железный кулак” - был “приглашен” старый крейсер HMS “Gamibia”, предназначенный флотом для расстрела на учениях. Крейсер был частично перестроен с использованием железных и фанерных декоративных элементов, и приобрел внешнее сходство силуэта с советскими крейсерами проекта 68-бис. В финале фильма были использованы реальные кадры затопления “Железного кулака” ракетами “Blue Slug” с эскадренного миноносца HMS “County”.