Что такое армия? Для тех, кто знает ее лишь по американским фильмам, - это командос, выполняющие задание в джунглях Вьетнама. Для служивших - это мать родная, для призывников - Дамоклов меч. Для государства - гарант безопасности и сама безопасность. Для меня армия всю жизнь была белоснежным самолетом Ту-95, глухо рычащем на рассвете за горизонтом.

В марте во время поездки в Беларусь нам удалось побывать на артиллерийских стрельбах, где по целям палили системы залпового огня Ураганы и БелГрады.

Реактивная система залпового огня «Ураган»

Бое­вая ма­ши­на 9П140 вы­пол­не­на на шас­си че­ты­рех­ос­но­го ав­то­мо­би­ля вы­со­кой про­хо­ди­мо­сти ЗИЛ-135ЛМ (ко­лес­ная фор­му­ла 8×8). Ар­тил­ле­рий­ская часть вклю­ча­ет па­кет из ше­ст­на­дца­ти труб­ча­тых на­прав­ляю­щих, по­во­рот­ное ос­но­ва­ние с ме­ха­низ­ма­ми на­ве­де­ния и при­цель­ны­ми при­спо­соб­ле­ния­ми, а так­же элек­тро­тех­ни­че­скую и гид­рав­ли­че­скую ап­па­ра­ту­ру.

2. Рас­чет бое­вой ма­ши­ны - 6 че­ло­век (в мир­ное вре­мя - 4): ко­ман­дир БМ, на­вод­чик (стар­ший на­вод­чик), ме­ха­ни­к-во­ди­тель, но­мер рас­че­та (3 чел). При движении по шоссе с полной нагрузкой машина развивает скорость до 65 км/час, запас хода по топливу - 570 км. Емкость основного бензобака - 300 л, имеются два дополнительных по 100 л. Без предварительной подготовки преодолевает броды глубиной 1,2 м.

3. Дальность стрельбы
Минимальная, м - 8 000
Максимальная, м - 35 000
Площадь поражения, кв.м - 426 000
В этот раз планировались стрельбы на дистанцию 8,5 километров, по полпакета - 8 ракет.

4. Мне разрешили залезть и взглянуть в лицо смерти. Друзья, скажу вам, что торчащие из направляющих снаряды смотрятся очень жутко... Снаряд кассетный, то есть в воздухе он разделятся, что позволяет накрывать большую площадь. Одна такая болванка накрывает несколько футбольных полей...

5. Методом исключения, я пришел к выводу, что Ураган был заряжен ре­ак­тив­ным сна­рядом 9М27К с кас­сет­ной го­лов­ной ча­стью с ос­ко­лоч­ны­ми бое­вы­ми эле­мен­та­ми. Пред­на­зна­чен для по­ра­же­ния жи­вой си­лы и не­бро­ни­ро­ван­ной тех­ни­ки в мес­тах их со­сре­до­то­че­ния. Мас­са: сна­ря­да - 271 кг, бое­во­го эле­мен­та - 1,85 кг, взрыв­ча­то­го ве­ще­ст­ва БЭ - 0,3 кг. Дли­на - 5178 мм. Даль­ность стрель­бы: мак­си­маль­ная - 35 км, ми­ни­маль­ная - 7,5 км.

6. Вот к такой установке уже не хотелось подходить близко. Когда прозвучала уже привычная команда «333» и Ураган вдруг начал плеваться огнем, очень захотелось закопаться в плодородную землю белорусских полей. Поглубже. Ребята, я еще неделю ходил под впечатлением. Это чистый ужас. Нет, не чистый, это дикая смесь ужаса и восхищения. В ста метрах от залпа воздух шевелился. Стоял рев снарядов, которые с дикой скоростью вылетали из направляющих. Мы как черепахи попрятали головы в плечи и покрепче прижали к лицу фотоаппараты.

7. Оглушающий рев снарядов гипнотизировал. В этот момент я завидовал бойцу, нажавшему на кнопку (потянувшему за рычаг, не знаю что там).

8. Полпакета улетели почти моментально, но эти секунды казались почему-то очень долгими. Это чертовски потрясающее, пугающее и восхищающее зрелище. Я потом долго пытался словами и звуками описать, что такое залп «Урагана», но кроме диких звуков ничего издать не мог))

9. Вот они - снаряды летят к цели. Через несколько мгновений было слышно, как они падают на землю. Никогда, ни за что на свете, я бы не хотел оказаться на этом месте.

Система залпового огня «Град»

10. Слегка оглушенные мы снова переезжаем, теперь уже к «БелГрадам». Ну мы уже тертые ребята, все видели, все знаем)

11. БелГрад - аналог Града, но на базе МАЗа. Дело в том, что МАЗ-6317 имеет почти вдвое большую длину грузовой платформы по сравнению с «Уралом-375Д» (6250 и 3900 мм соответственно).Это позволило установить между кабиной и артиллерийской частью стеллажи для 40 реактивных снарядов (рассматривается также вариант стеллажей на 80 снарядов), перезаряжать пусковую установку без использования транспортно-заряжающей машины и таким образом сократить время подготовки ко второму залпу.

12. Возле каждого расчета был вырыт окоп, куда мы сразу же нырнули. Боец с недоумением смотрит на вторжение неизвестных)

13. И вроде бы видели пуск «Урагана», но на таком расстоянии - около 20 метров - все равно хотелось закопаться в песок. И тут стреляли все установки. Гул был невероятный!

14. Вот так и прошли первые полдня в белорусской армии. Это было мощно. Невероятно. Страшно. В моменты пуска жутко завидовал нажавшему на кнопку. Единственное дополню - пусть все это будет использоваться только на учениях. Уверен, вместе мы будем жить в мире, если приложим чуточку усилий.

15. Также смотрите «Покойся с миром: заброшенные военные объекты» и «Авианосец Джордж Буш».

Реактивная система залпового огня 9К57 "Ураган"

Реактивная система залпового огня 9К57 «Ураган» имеет калибр 220 мм. Она предназначена для поражения любых групповых целей, уязвимыми элементами которых являются открытая и укрытая живая сила, небронированная, легкобронированная и бронированная техника мотопехотных и танковых рот, подразделения артиллерии, тактических ракет, зенитных комплексов и вертолетов на стоянках; командных пунктов, узлов связи и объектов военно-промышленной структуры. Принята на вооружение в 1976 году.

Боевая машина имеет шестнадцать направляющих для неуправляемых реактивных снарядов. В состав боекомплекта входят реактивные снаряды 9М27Ф с моноблочной фугасной головной частью, 9М27К с 30 осколочно-фугасными элементами, 9М27К2 с 24 противотанковыми минами, 9М27КЗ с 312 противопехотными минами и 9М59 с 9 противотанковыми минами.

В состав комплекса входят: боевая машина 9П140, транспортно-заряжающая машина 9Т452, комплект специального арсенального оборудования и инструмента 9Ф381, учебно-тренировочные средства, комплекс автоматизированного управления огнем (КАУО) 1В126 «Капустник-Б», автомобиль для топографической съемки 1Т12-2М и радиопеленгационный метеорологический комплекс 1Б44.

РСЗО Ураган имеет высокие эксплуатационные характеристики. Критическая температура (от -50 до +50 °С), высокая влажность воздуха (98% при температуре 20-25°С), запылённость приземного воздуха (до 2г/м3) - нормальные условия работы комплекса. Такие показатели позволяют использовать Ураган в любых климатических условиях. Комплекс позволяет вести стрельбу на высотах до 3000 метров над уровнем моря и приземном ветре до 20 м/с.

Тактико-технические характеристики

    Калибр, мм 220

    Дальность стрельбы, км:

    • Максимальная 35

      Минимальная 10

    Число направляющих боевой машины (БМ), шт 16

    Масса снаряда, кг 270..280

    Время залпа, с 20

    Расчет БМ, чел 4

    Расчет транспортно-заряжающей машины, чел 3

    Время заряжания БМ, мин 20

    Время развёртывания БМ не более, мин 3

    Время свёртывания комплекса не более, мин 1,5

Состав РСЗО

В состав РСЗО «Ураган » входят следующие боевые средства:

    Боевая машина БМ 9П140 (см.схему)

    Транспортно- заряжающая машина 9Т452 (см.схему)

    Реактивные снаряды

    Комплекс автоматизированного управления огнем (КАУО) 1В126 «Капустник-Б»

    Учебно- тренировочные средства

    Автомобиль для топографической съемки 1Т12-2М

    Радиопеленгационный метеорологический комплекс 1Б44

    Комплект специального арсенального оборудования и инструмента 9Ф381

Боевая машина 9П140 выполнена на шасси четырехосного автомобиля высокой проходимости ЗИЛ-135ЛМП (колесная формула 8х8). Артиллерийская часть включает пакет из шестнадцати трубчатых направляющих, поворотное основание с механизмами наведения и прицельными приспособлениями, уравновешивающего механизма,а также электротехническую и гидравлическую аппаратуру. Снабженные силовыми приводами механизмы наведения позволяют наводить пакет направляющих в вертикальной плоскости от 5° до максимального угла возвышения +55°. Угол горизонтального наведения ±30° от продольной оси машины. Для повышения устойчивости пусковой установки при стрельбе в кормовой части шасси смонтированы две опоры, оснащенные домкратами с ручным приводом. Реактивные снаряды могут транспортироваться непосредственно в направляющих. БМ оборудована средствами связи (радиостанция Р-123М) и прибором ночного видения.

РСЗО Ураган. Вид установки сзади.

Трубчатые направляющие представляют собой гладкостенные трубы с винтовым П-образным пазом, по которому при выстреле скользит штифт реактивного снаряда. Таким образом обеспечивается первоначальная раскрутка снаряда для придания ему необходимой устойчивости в полете. При движении по траектории вращение снаряд поддерживается с помощью лопастей раскрывающегося стабилизатора, установленных под определенным углом к продольной оси снаряда. Залп одной БМ накрывает площадь более 42га. Основной способ стрельбы - с закрытой позиции. Возможно ведение стрельбы из кабины. Расчет БМ 9П140 - 6 человек (в мирное время - 4): командир БМ, наводчик (старший наводчик), механик-водитель, номер расчета (3 чел).

Пакет направляющих смонтированы на люльке - сварной прямоугольной платформе (см. компоновочную схему). С верхним станком люлька соединена двумя полуосями, вокруг которых она поворачивается (качается) при наведении по углу возвышения. Совокупность пакета направляющих, люльки, ряда деталей и узлов механизма стопорения, системы воспламенения, кронштейна прицела и пр. составляет качающуюся часть. Вращающаяся часть БМ служит для придания пакету направляющих нужного азимутального угла и включает в себя качающуюся часть, верхний станок, уравновешивающий, подъемный и поворотный механизмы, погон, площадку наводчика, ручной привод наведения, механизм стопорения качающейся части, гидрозамок качающейся части, механизм стопорения вращающейся части. Уравновешивающий механизм служит для частичной компенсации момента веса качающейся части и состоит из двух торсионов и деталей крепления. Подъемный и поворотный механизмы служат для наведения пакета направляющих по углу возвышения и в горизонтальной плоскости. Основной способ наведения - электроприводом. В случае отказа и при ремонте используется ручной привод. Механизмы стопорения фиксируют подвижные части устанвоки при движении. Гидрозамок качающейся части предотвращает сбиваемость наводки по углу возвышения и разгружает подъемный механизм при стрельбе.

На боевой машине установлен механический панорамный прицел Д726-45. В качестве визирного и угломерного устройств в прицеле используется штатная орудийная панорама ПГ-1М.

Система запуска БМ 9П140 обеспечивает:

    безопасную работу расчета, обслуживающего БМ при стрельбе,

    ведение одиночного и залпового огня при нахождении расчета в кабине,

    ведение одиночного и залпового огня при нахождении расчета в укрытии на расстоянии до 60м от БМ,

    ведение огня при выходе из строя основных блоков цепей стрельбы и источников питания.

Система запуска обеспечивает возможность залповой стрельбы с постоянным темпом (все 16 ракет запускаются с темпом 0.5с), а также т.н. «рваного» темпа стрельбы (первые 8 ракет с темпом 0.5с, остальные 8 ракет с темпом 2с). Благодаря применению «рваного» темпа стрельбы удается значительно снизить амплитуду и частоту колебаний БМ, а, следовательно, улучшить кучность стрельбы.

РСЗО «Ураган» Машина заряжания

Заряжание пусковой установки производится с помощью транспортно-заряжающей машины 9Т452, разработанной на таком же колесном шасси, что и боевая машина. Каждая ТЗМ 9Т452 перевозит 16 реактивных снарядов и обеспечивает заряжание и разряжание без специальной подготовки позиции в т.ч. с любой транспортной машины, с другой ТЗМ и с грунта. Процесс перезаряжания механизирован, его длительность составляет 15 минут. Грузоподъемность крана ТЗМ 300кг.

Оборудование ТЗМ состоит из рамы, лотка с досылателем, крана, грузовых тележек, площадки оператора, грузозахватного приспособления, приспособления для стыковки, редуктора поворота крана, штанги, механизма выверки, электрооборудования, ЗИП. Лоток с досылателем представляет собой складную балку, по которой перемещается толкатель с ракетой. Механизм выверки предназначен для выравнивания оси ракеты, находящейся в лотке, с осью направляющей трубы. Тележки левая и правая предназначены для размещения ракет. На ТЗМ имеются три электропривода: подъема (опускания) ракет, поворота крана, досылания ракет в направляющие.

Заряжание БМ производится с верхнего яруса в следующей последовательности: поднять ракету и уложить в лоток, отцепить грузозахватное приспособление и произвести досылку ракеты в направляющую (см. схему взаимного расположения БМ 9П140 и ТЗМ 9Т452 при заряжании и схему расположения батареи БМ на огневом рубеже).

Особенность четырехосного колесного шасси автомобиля ЗИЛ-135ЛМП - расположение силовой установки позади четырехместной кабины экипажа. Эта силовая установка состоит из двух V-образных восьмицилиндровых карбюраторных двигателей ЗИЛ-375. Каждый из этих двигателей при 3200 об./мин развивает максимальную мощность 180 л. с. Трансмиссия выполнена по бортовой схеме: колеса каждого борта приводятся во вращение от самостоятельного двигателя через отдельную коробку передач, раздаточные коробки и бортовые редукторы. Колеса первой и четвертой осей - управляемые, имеют независимую торсионную подвеску с амортизаторами. Колеса средних осей сближены, упругой подвески не имеют и крепятся к раме жестко. Машина оборудована централизованной системой регулирования давления воздуха в шинах. Машина обладает очень высокой проходимостью и хорошими скоростными характеристиками. При движении по шоссе с полной нагрузкой она развивает скорость до 65 км/час, без предварительной подготовки преодолевает броды глубиной 1,2 м. Запас хода по топливу - 500км.


РЕАКТИВНАЯ СИСТЕМА ЗАЛПОВОГО ОГНЯ «УРАГАН-1М»

MULTIPLE ROCKET LAUNCHERS «URAGAN-1M»

11.02.2016


На вооружение одного из артиллерийских соединений Западного военного округа (ЗВО), дислоцирующегося в Московской области, в рамках программы перевооружения поступили 8 реактивных систем залпового огня (РСЗО) «Ураган» и 16 транспортно-заряжающих машин. Об этом сообщил ТАСС начальник пресс-службы ЗВО полковник Игорь Мугинов.
«Эти комплексы значительно повысят боевые возможности артиллеристов при проведении оборонительных и наступательных операций. РСЗО предназначены для поражения любых групповых целей, открытой и укрытой живой силы, легкобронированной и бронированной боевой техники, подразделений артиллерии, тактических ракет, командных пунктов, узлов связи и другой инфраструктуры условного противника», — уточнил офицер.

24.04.2016


Новейшие реактивные системы залпового огня (РСЗО) «Торнадо-С» (калибр 300 мм) и «Ураган-1М» (220 мм) уже поступают на вооружение российской армии.
Об этом сообщил в субботу начальник управления по обеспечению гособоронзаказа (ГОЗ) ВВТ сил общего назначения и средств межвидового обеспечения департамента Минобороны РФ по обеспечению ГОЗ полковник Михаил Осыко в эфире радиостанции «Русская служба новостей».
«На сегодняшний день взамен РСЗО «Град», «Ураган» и «Смерч» у нас сейчас поступают на вооружение новые комплексы: вместо «Града» - «Торнадо-Г», вместо «Урагана» - «Ураган-1М», вместо «Смерча» - «Торнадо-С». Они работают на более высокие дальности, у них более мощные ракеты», - сказал Осыко.
Эффективность поражения у них, по его словам, значительно выше.
РИА Новости

РСЗО (реактивная система залпового огня) "Ураган" предназначается для поражения живой силы, бронированной и легкобронированной техники танковых и мотопехотных подразделений противника на марше и в местах сосредоточения, разрушения командных пунктов, объектов военной инфраструктуры и узлов связи, дистанционной установки противопехотных и противотанковых минных полей в зонах боевых действий на удалении 10 – 35 тыс. м.


Учитывая принятие на вооружение Полевой реактивной системы М-21в 1963 году, Тульский ГНИИ Точного Машиностроения в 1963-1964 годах в инициативном порядке провел поисковые работы с целью исследования возможности создания более дальнобойной и мощной системы по количеству ВВ в залпе, с помощью которой можно было бы решать в оперативном порядке боевые задачи на дальностях от 10 до 40 тыс. м.

В Министерство машиностроения в июне 1964 г. на рассмотрение направили "Проект полевой реактивной системы залпового огня "Ураган", имеющей дальность снаряда 35 тыс. м. Проектом предлагалась система, имеющая высокую маневренность, скорость передвижения до 70 км/ч, высокую проходимость и возможность открытия залпового огня в короткий промежуток времени. Данная система может быть использована для уничтожения, открыто расположенной или укрытой в полевых сооружениях живой силы, огневых средств, танков, ядерного и химического и других целей и объектов противника на дальностях до 40 тыс. м.

На основании приказа Миноборонпрома (МОП), от 28 декабря 1966 г., в 1967 году начали научно исследовательская работа "Создание ракетного высокоточного комплекса залпового огня "Ураган" (НВ-121-66). Работу окончили в декабре 1967 г. с подтверждением возможности получения задаваемых характеристик, проведением теоретических проработок, стендовых испытаний двигателей, механизмов отделения, задержки раскрытия стабилизатора, аэродинамических продувок и огня модельными снарядами. Систему рекомендовали на проведение ОКР (опытно-конструкторской работы).

Результаты проведенных работ одобрила подсекция №1 секции 1 НТС Министерства Оборонной промышлености и тему рекомендовали для проведения опытно-конструкторских работ после устранения выявленных недостатков.

На основании приказа Министерства машиностроения и Министерства общего машиностроения №18/94 в 1968 г. был разработан аванпроект ракетного комплекса залпового огня "Ураган". В сентябре того же года работу рекомендовали на проведение опытно-конструкторских работ (из документа ТУЛГОСНИИТОЧМАШ (Тула) начала 1970-х гг.).

В 1969 г. – начале 1970 г. провели работы по составлению и корректировке ТТТ на опытно-конструкторскую работу: “Армейская РСЗО” “Град-3” (в начале 1970 года изменено на “Ураган”). По всей видимости, это и есть тактико-технические требования №0010 войсковой части 64176. В состав системы должны были войти боевая машина, командирская машина, транспортная машина и арсенальное оборудование. Предлагались использовать следующие типы головных частей снарядов: кассетные осколочного действия, фугасная (имеет заданное дроблением корпуса), кассетная, предназначенные для дистанционного минирования. Решение о разработке других типов боевых частей (зажигательной, кумулятивной, агитационной, в спец. наполнении) должны были приниматься Минобороны и Министерством машиностроения во втором квартале 1970 г. по результатам аванпроекта. В конструкции снарядов предполагалось использовать один для всех боевых частей твердотопливный реактивный двигатель с нерегулируемым соплом во всем интервале температур эксплуатации. Сменных сопл не было. В качестве базы РСЗО предлагалось использовать шасси ЗИЛ-135ЛМ. Во время эскизного проектирования должны были прорабатываться варианты боевой машины и транспортной машины на гусеничном шасси транспортера-тягача МТ-С (вариант Тактико-технические требования для Реактивной системы залпового огня "Град-3" ("Ураган") и технического задания на доработку командирской машины). Количество направляющих должно было равняться 20 шт. при использовании шасси от ЗИЛ-135ЛМ и 24 шт. на шасси МТ-С. Но точное количество направляющих должно было уточняться после рассмотрения эскизного проекта. Для транспортной машины в качестве базы также рассматривалось колесное шасси Краз-253.

Из письма Ганичева А.Н. (ТУЛГОСНИИТОЧМАШ) Елагину (ГРАУ) в в/ч 64176 стало известно, что Министерством машиностроения и Министерством обороной промышленности были утверждены следующие исполнители по реактивной системы залпового огня "Град-3":

Министерство машиностроения:
Научно-исследовательский химико-технологический институт (п/я А-7210, Московская область, Люберцы) для отработки порохового заряда и системы воспламенения;
Завод "Красноармеец" и Государственное конструкторское бюро приборостроения (п/я В-8475, Ленинград) для отработки средств воспламенения;
Казанский научно-исследовательский институт химической промышленности (п/я В-2281, Казань) для вышибного заряда для кассетной головной части;
Завод имени Масленникова (п/я Р-6833, Куйбышев) для создания взрывателя контактного действия фугасной боевой части, дистанционной трубки механического типа кассетной боевой части;

Институт "Геодезия" (п/я Р-6766, Московская область, Красноармейск) испытания и оценка эффективности боевой части;
Научно-исследовательский институт "Поиск" (п/я В-8921, Ленинград) для отработки контактного взрывателя для боевого элемента кассетной боевой части;
Красноармейский Научно-исследовательский институт механизации (п/я А-7690, Московская область, Красноармейск) для отработки снаряжения фугасной боевой части, разрывного заряда для боевого элемента кассетной боевой части;
Орский механический завод (п/я Р-6286, Оренбургская область, Орск) для изготовления корпусов боевых частей и двигателей.

Министерство оборонной промышлености:
Пермский машиностроительный завод имени В.И. Ленина (п/я Р-6760, Пермь) по транспортной и боевой машинам;
Всесоюзный научно-исследовательский институт "Сигнал" (п/я А-1658, Владимирская область, Ковров) по доработке командирской машины.

Работы по созданию РСЗО “Ураган” проводились на основании Постановления СМ СССР №71-26 от 21.01.1970 (приказ Министерства машиностроения №33 от 28.01.1970).

С целью проверки мероприятий, которые связаны с работами по увеличению дальности ведения огня, на январь-февраль 1971 г. были запланированы стрельбы в количестве 30 шт. снарядами РСЗО "Ураган" из баллистической установки, размещенной на лафете МЛ-20. Должны были быть поставлены снаряды, имеющие три вида оперения:
- ножевого типа, толщина пера 7 миллиметров, раскрытие перьев к продольной оси снаряда под углом 90°;
- по схеме снарядов "Град";
- комбинированного (сочетающего оперение снаряда ножевого типа и "Град").

Во время продувок в Центральном аэрогидродинамическом институте вариантов снарядов имеющих три вида оперения получили положительные результаты. При этом запас устойчивости составлял около 12 процентов.

В 1972 г. Тульским государственным НИИ точного машиностроения выполнялись работы по теме НВ2-154-72 "Одноканальная система угловой стабилизации к снарядам "Град" и "Ураган" (1 квартал 1972 г. – начало работ, 2 квартал 1973 г. – окончание).

В 1972 г. изыскание одноканальной системы угловой стабилизации вели по двум направлениям:
- основанной на датчике угловой скорости с применением газодинамических исполнительных органов;
- основанной на контактном датчике углов с применением пороховых импульсных исполнительных органов.

Согласно отчету Тульского государственного НИИ точного машиностроения о работе в 1972 г., в этом году провели теоретические расчеты, моделирование на аналоговых электронных машинах, экспериментальные лабораторные исследования одноканальной системы угловой стабилизации, а также ее элементов для реактивных неуправляемых снарядов типа "Ураган" и "Град". Определили основные требования к системе и элементам системы.

В состав системы стабилизации входили электроннопреобразовательный блок, датчик угловых перемещений, исполнительные органы газодинамического типа или импульсного типа.

Было определено, что использование одноканальной системы стабилизации в снарядах "Ураган" и "Град" улучшает в 1,5-2 раза их характеристики по кучности ведения огня.

На элементы системы угловой стабилизации разработали чертежи, изготовили макетные образцы и опробовали в лабораторных условиях. К моменту составления или предоставления отчета велось производство партии блоков одноканальной системы угловой стабилизации для летных испытаний.

В 1972 г., на основании приказа начальника второго Главного управления Министерства машиностроения №17 от 20.12.1970 , ТулгосНИИточмашем выполнялась научно-исследовательская работа по теме "Исследование путей создания дальнобойных снарядов для систем "Ураган" и "Град" (НВ2-110-71г).

В соответствии с целевой задачей, выполнили теоретические и экспериментальные работы, продемонстрировавшие возможность увеличения дальности ведения огня снарядами систем "Ураган" и "Град" за счет использования высокоимпульсного топлива и прочных материалов для изготовления корпуса.

В 1972 г. завершили заводскую отработку, и систему представили на полигонно-войсковые испытания в составе:
- неуправляемые реактивные снаряды с кассетной осколочного действия (масса 80-85 кг) и фугасной (масса 100-105 кг) боевыми частями;
- БМ 9П140 установленная на шасси автомобиля ЗИЛ-135ЛМ;
- транспортно-заряжающая машина 9Т452 установленная на шасси автомобиля ЗИЛ-135ЛМ;
- арсенальное оборудование.

Во время заводской отработки получили характеристики системы, которые удовлетворяли основным тактико-техническим требованиям:
- наибольшая дальность стрельбы снарядами, имеющими фугасную боевую часть – 34 тыс. м., кассетную боевую часть – 35 тыс. м.;
- кучность стрельбы:
снаряд, имеющий фугасную боевую часть: по направлению Вб/Х = 1/174, по дальности Вд/Х = 1/197;
снаряд, имеющий кассетную боевую часть: по направлению Вб/Х = 1/152, по дальности Вд/Х = 1/261;
- приведенная площадь поражения снарядом с кассетной боевой частью при подходе боевого элемента к цели 85-90 градусов:
живой силы расположенной открыто – 22090 м2 (Еуд. = 10 кгм/см2);
боевой техники – 19270 м2 (Еуд. = 135 кгм/см2);
- приведенная площадь поражения снарядом с фугасной боевой частью:
боевой техники – 1804 м2 (Еуд = 240кгм/см2);
- размер воронки:
глубина 4,8 м;
диаметр 8 м.

Боевая машина имеет 18 направляющих; время залпа – 9 секунд, возимый на транспортно-заряжающей машине боекомплект снарядов – 1 комплект.

Боевая машина была разработана под руководством главного конструктора Калачникова Юрия Николаевича.

Система постоянно модернизируется – например, сегодня существует ряд модификаций реактивных снарядов, а также боевых частей к данным снарядам.

В настоящее время РСЗО 9К57 "Ураган" состоит на вооружении в российской, казахской, белоруской, украинско, йеменской армиях, а также, вероятно, в сирийской армии.

Реактивную систему залпового огня "Ураган" широко использовали в Афганистане в боевых действиях. В начале 1980-х годов ее развернули и применили сирийские военные на начальном этапе войны с Израилем. Систему применяли федеральные войска в Чеченской Республике. Согласно открытым данным последний раз систему применяли российские войска в 2008 году во время грузино-южно-осетинского конфликта.

На Украине провели работы по установке артиллерийской части на доработанное под ее монтаж шасси КрАЗ-6322. Время проведения работ не установлено.

В состав реактивной системы залпового огня "Ураган " входят:
Боевая машина 9П140;
Транспортно-заряжающая машина 9Т452;
Реактивные снаряды
КАУО (комплекс автоматизированного управления огнем) 1В126 "Капустник-Б";
Учебно- тренировочные средства;
Автомобиль топографической съемки 1Т12-2М;
Радиопеленгационный метеорологический комплекс 1Б44;
Комплект арсенального спецоборудования и инструмента 9Ф381

Боевая машина 9П140 выполнялась на четырехосном шасси автомобиля ЗИЛ-135ЛМП с высокой проходимостью и колесной формулой 8х8. Артиллерийская часть состоит из пакета, в который собрано шестнадцать трубчатых направляющих, поворотного основания с прицельными приспособлениями и механизмами наведения, уравновешивающего механизма, а также гидравлической и электротехнической аппаратуры. Механизмы наведения, снабженные силовыми приводами, дают возможность наводить в вертикальной плоскости пакет направляющих от 5 до +55 градусов. Угол горизонтального наведения составляет ±30 градусов от продольной оси боевой машины. Для увеличения устойчивости пусковой установки во время выстрела в кормовой части шасси имеется две опоры, которые оснащенные домкратами приводимыми вручную. Реактивные снаряды могут перевозиться непосредственно в направляющих. Боевая машина оборудована прибором ночного видения и средствами связи (радиостанция Р-123М).

Трубчатые направляющие – гладкостенные трубы с П-образным винтовым пазом, по которому во время выстрела скользит штифт реактивного снаряда. Таким образом, обеспечивается его первоначальная раскрутка для придания снаряду устойчивости необходимой в полете. Снаряд при движении по траектории вращения поддерживается при помощи лопастей раскрывающегося стабилизатора, которые установлены к продольной оси снаряда под определенным углом. Залп одной боевой машины накрывает площадь более 42 гектаров. Основным способом стрельбы является огонь с закрытой позиции. Существует возможность ведения стрельбы из кабины. Расчет боевой машины 9П140 - 6 человек (4 человека в мирное время): командир боевой машины, механик-водитель, наводчик (старший наводчик), номера расчета (3 человека).

Пакет направляющих установлен на люльке – прямоугольной сварной платформе. Люлька с верхним станком соединена при помощи двух полуосей, вокруг которых она качается (поворачивается) при наведении по углам возвышения. Совокупность люльки, пакета направляющих, ряда узлов и деталей механизма стопорения, кронштейна прицела, системы воспламенения и прочих составляет качающуюся часть. При помощи вращающейся части боевой машины пакету направляющих придается нужный азимутальный угол. Вращающаяся часть состоит из качающейся части, верхнего станка, уравновешивающего, подъемного и поворотного механизма, погона, площадка наводчика, ручного привода наведения, механизма стопорения качающейся части, гидрозамка качающейся части, механизма стопорения вращающейся части. Уравновешивающим механизмом осуществляется частичная компенсация момента веса качающейся части. Он состоит из деталей крепления и пары торсионов. Поворотный и подъемный механизмы служат для наведения пакета направляющих в горизонтальной плоскости и по углу возвышения. Основным способом наведения является электропривод. При ремонте и в случае отказа используется ручной привод. Механизмами стопорения фиксируются подвижные части установки во время движения. Гидрозамком качающейся части разгружается подъемный механизм во время стрельбы и предотвращается сбиваемость наводки по углам возвышения.

На боевой машине имеется панорамный механический прицел Д726-45. В качестве угломерного и визирного устройств в прицеле используют штатную орудийную панораму ПГ-1М.

Системой запуска боевой машины 9П140 обеспечивается:
- безопасная работа расчета, который обслуживает боевую машину при стрельбе;
- ведение залпового и одиночного огня при нахождении в кабине расчета;
- ведение залпового и одиночного огня при нахождении в укрытии расчета на расстоянии до 60 метров от боевой машины;
- ведение огня в случае выхода из строя источников питания и основных блоков цепей ведения огня.

Системой запуска обеспечивается возможность залпового огня с постоянным темпом (запуск 16 ракет происходит с темпом 0,5 секунды) и так называемым "рваным" темпом стрельбы (первые 8 ракет запускается с интервалом 0,5 сек, остальные ракеты с интервалом 2 секунды). Благодаря использованию "рваного" темпа стрельбы позволяет значительно снизить частоту и амплитуду колебаний боевой машины, и, следовательно, улучшить кучность ведения огня.

Для заряжания пусковой установки используется транспортно-заряжающая машина 9Т452, разработанная на одинаковом с боевой машиной шасси. Каждая заряжающая машина 9Т452 может транспортировать 16 реактивных снарядов. Машина обеспечивает заряжание (разряжание) без спец. подготовки позиции, в том числе с любой транспортной машины, с другой транспортно-заряжающей машины или с грунта. Процесс перезаряжания механизирован, время заряжения 15 минут. Грузоподъемность 300 кг.

Оборудование транспортно-заряжающей машины состоит из рамы, крана, лотка с досылателем, грузовых тележек, грузозахватного приспособления, площадки оператора, приспособления для стыковки, штанги, редуктора поворота крана, электрооборудования, механизма выверки, ЗИП. Лоток с досылателем – складная балка, по которой движется толкатель с ракетой. Механизм выверки выравнивает ось ракеты, которая находится в лотке, и ось направляющей трубы. Левая и правая тележки предназначаются для размещения ракет. Транспортно-заряжающая машина имеет три электропривода, которые осуществляют: подъем/опускание ракет, поворот крана, досылание ракет в направляющие.

Заряжание боевой машины производится в следующем порядке с верхнего яруса: поднять ракету, уложить ее в лоток, отцепить грузозахватное приспособление, дослать ракету в направляющую.

Особенностью четырехосного колесного шасси ЗИЛ-135ЛМП являлось расположение силовой установки за четырехместной кабиной экипажа. Данная силовая установка состояла из двух восьмицилиндровых V-образных карбюраторных двигателей ЗИЛ-375. При 3200 оборотах в минуту каждый двигатель развивает мощность до 180 л.с. Трансмиссия имеет бортовую схему: колеса каждого борта вращаются самостоятельным двигателем через отдельную коробку передач, бортовые редукторы и раздаточные коробки. Колеса первой и четвертой оси - управляемые, с независимой торсионной подвеской имеющей амортизаторы. Колеса средних осей сближены, не имеют упругой подвески и к раме крепятся жестко. Машина оборудуется централизованной системой регулирования давления в шинах. Машина имеет очень высокую проходимость и скоростные характеристики. При движении с полной нагрузкой по шоссе максимальная скорость составляет 65 километров в час, без предварительной подготовки может преодолевать броды глубиной до 1,2 метров. По топливу запас хода составляет 500 км.

Боекомплект реактивной системы залпового огня "Ураган" состоит из следующих реактивных снарядов:
- 9М27Ф имеющий осколочно-фугасную головную часть;
- 9М27К имеющий кассетную головную часть с осколочными боевыми элементами;
- 9М27С имеющий зажигательную головную часть;
- 9М59, 9М27К2, 9М27К3 имеющие кассетную головную часть с противотанковыми минами;
- 9М51 имеющие головную частью объемно-детонирующего действия (во время войны в Афганистане показал высокую эффективность).

Максимальная дальность стрельбы – 35 тыс. м, для уничтожения на меньших дистанциях на реактивный снаряд надевают кольца, которые тормозят его в полете. Дальность полета кассетного снаряда с малым кольцом составляет 11-22 км, неуправляемого реактивного снаряда 9М27Ф составляет 8 – 21 км. В случае использования большого тормозного дальность полета кассетного снаряда составляет 9 – 15 км, а снаряда 9М27Ф составляет 8 – 16 км.

Комплекс может эксплуатироваться в условиях использования противником ядерного, бактериологического, химического оружия в различное время года и суток, при температуре воздуха -40… +50°С. в разных климатических условиях.

Реактивная система залпового огня "Ураган" может транспортироваться водным, железнодорожным или воздушным транспортом.

Тактико-технические характеристики РСЗО 9П140 РСЗО “Ураган”:
Масса боевой машины в боевом положении – 20 тонн;
Масса боевой машины без расчета и снарядов – 15,1 тонн;
Габариты в походном положении:
Длина – 9,630 м;
Ширина – 2,8 м;
Высота – 3,225 м;
Колёсная формула - 8x8
Количество направляющих – 16 шт;
Вращение направляющих – 240 градусов;
Время перезарядки – 15 минут;
Запас хода по шоссе – 500 км;
Время перевода боевой машины из походного в боевое положение не более – 3 минут;
Время оставления огневой позиции после произведения залпа менее – 1,5 минут;
Диапазон температур боевого применения – от -40 до +50 °С;
Приземный ветер – до 20 м/с;
Относительная влажность воздуха при 20..25 °С – до 98 %;
Запыленность приземного воздуха – до 2 г/м3;
Высота применения над уровнем моря – до 3000 м;
Общие характеристики реактивных снарядов:
Калибр – 220 мм
Вес твёрдотопливного порохового заряда – 104,1 кг
Максимальная дальность стрельбы – 35 км;
Минимальная дальность стрельбы – 8 км;
Температурный диапазон боевого использования – от -50 до +50 °С;
Диапазон температур кратковременного (до 6 часов) пребывания РС – от -60 до +60 °С.



Ракетное оружие еще со времен СССР, а сейчас и в РФ продолжает оставаться главной козырной картой не только в вооруженных конфликтах, но и в международных переговорах.

Впрочем, до такого доходит нечасто. Куда нужнее в повседневных армейских делах системы реактивного залпового огня. Одной из наиболее распространенных является «Ураган». РСЗО широко распространена в войсках, она достаточно дешевая в производстве. Учитывая ее надежность и неприхотливость, не приходится удивляться стремлению современных ВС РФ к модернизации данного комплекса, история которого началась еще в 60-х годах прошлого века!

История создания

Принято считать, что все отечественные разработки такого типа имеют одного прародителя - РСЗО «Катюша». В каком-то смысле это действительно так, но никогда не нужно забывать о том, что современные системы залпового огня кардинально отличаются от легендарного комплекса.

К примеру, в качестве направляющих отечественные конструкторы уже давно отказались от рельсовой системы: это ненадежно, так как траектория движения снаряда получается во многом произвольной, да и шанс на схождение заряда довольно высок.

А потому настоящим пращуром РСЗО 9к57 «Ураган» следует считать установку М-21В, которая была поставлена на вооружение в далеком 1963 году.

Несмотря на приличные характеристики этой РСЗО, военные были не до конца ею удовлетворены. А потому в 1963 году в Тулу поступил гособоронзаказ на разработку новой перспективной модели, у которой бы не было недостатков М-21В. К таковым военные относили сравнительно малую маневренность, да и поражающее действие ее штатного снаряда было неудовлетворительным. Учитывая уроки Великой Отечественной, наши военные уже хорошо понимали, что танковые колонны противника желательно «размалывать» загодя, а потому еще одним требованием, которое предъявлялось к новой разработке, было эффективное действие хотя бы по легкобронированным целям.

Забегая вперед, отметим, что РСЗО 9к57 «Ураган» прекрасно справляется с этой задачей.

Наброски

С 1963 по 1964 год специалисты Тульских ЦКБ занимались всесторонним изучением поставленной перед ними задачи. Основной проблемой, которая тогда стояла перед ними, было создание РСЗО, которая бы позволяла поражать живую и моторизированную силу противника на расстоянии до 40 километров.

Результатом этих исследований и стал появившийся уже в середине 1964 года проект «Ураган». РСЗО этого типа предполагала поражение неприятеля на расстоянии до 35 километров. Ее преимуществом была высокая маневренность, которая позволяла быстро производить залп с закрытой позиции и уходить, не будучи обнаруженным врагом.

В конце 1966 - начале 1967 года в Туле начали проводить масштабную исследовательскую работу, посвященную перспективам принятия новой системы на вооружение. Ее результатом стала всесторонне проработанная концепция данного комплекса, включавшая все необходимые сведения относительно характеристик снарядов и условий их использования.

К 1970 году Министерство промышленности поручило составить окончательный проект новой РСЗО 9к57 «Ураган». Следует заметить, что к тому времени в разработке участвовали инженеры и ученые далеко не одной только Тулы. Так, в Московских и Подмосковных ЦКБ проводилось всестороннее изучение бризантных зарядов и систем взрывателей. В Казани же создавали вышибные заряды для снарядов с кассетным типом боевой части.

Результат предварительных испытаний

Непосвященный читатель может удивиться тому, сколько же времени понадобилось советской промышленности для создания одного только опытного образца такого рода техники. Нужно помнить, что в те годы попросту не было масштабных наработок в этой области. В результате напряженной работы и опытов, которые проводились в конструкторских бюро по всей стране, была получена уникальная система «Ураган». РСЗО эта до сих пор используется в десятках стран по всему миру.

В частности, с ее помощью воюют даже в Сирии. Вообще время, которое было потрачено для этих изысканий, даром точно не прошло. К примеру, та же реактивная система залпового огня «Смерч» была разработана и принята на вооружение в кратчайшие сроки именно благодаря тому, что львиная доля всех расчетов уже была готова.

Вернемся к испытаниям. В 1972 году на суд специалистов был представлен практически готовый прототип системы, который прошел все заводские испытания. Основные характеристики были таковы:

  • РСЗО оснащалась неуправляемыми реактивными снарядами кассетного и фугасного типа, которые несли по 80 и 105 килограммов взрывчатого вещества соответственно.
  • БМ 9П140, для которой все-таки решили использовать стандартное шасси ЗИЛ-135ЛМ (из-за трудоемкости и отсутствии договоренностей был отклонен проект гусеничного шасси).
  • Машина для транспортировки и заряжания 9Т452, которая ставится на шасси все того же ЗИЛ-135ЛМ.
  • В состав комплекса входило также оборудование для ремонта и обслуживания машин.

Еще пару лет проходила заводская докатка, в результате которой и появился нынешний «Ураган». РСЗО эта в 1974 году имела приблизительно те же ТТХ, что и в настоящее время. Наконец, в 1976 году комплекс был окончательно принят на вооружение.

Два года отняло устранение некоторых незначительных недостатков. Кроме того, за это время специалисты разработали несколько новых и перспективных типов снарядов.

Какие компоненты входят в состав готового комплекса?

  • Сама боевая машина 9П140.
  • Машина для зарядки и транспортировки снарядов 9Т452.
  • Реактивные заряды.
  • Аппаратура автоматического управления огнем и его коррекции 1В126 «Капустник-Б».
  • Средства для обучения и тренировки личного состава в условиях, максимально приближенных к боевым.
  • Машина для топографической 1Т12-2М.
  • Комплекс для пеленгации и исследования метеорологической обстановки 1Б44.
  • Комплект для обслуживания и ремонта оборудования 9Ф381.

Большая часть всех систем дублирована, так что даже повреждение их или полный вывод из строя огнем противника не является препятствием для выполнения боевой задачи. Кроме того, основная часть операций может быть выполнена вручную.

Характеристики силовой установки

Машину в движение приводят два V-образных двигателя ЗИЛ-375Я, каждый из них по 180 л. с. Колеса на бортах приводятся в движение от своего движка, имеют независимую коробку передач и трансмиссию. На первой и четвертой оси установлены управляемые колеса.

Машина оборудована не только централизованной системой контроля давления в шинах, имеется возможность их автоматической подкачки прямо на ходу. Проходимость и скоростные характеристики очень хорошие. На одной заправке можно проехать около 600 км, выдавая максимальную скорость в 65 км/ч. Машина легко преодолевает водные препятствия до 1,2 м глубиной без всякой дополнительной подготовки.

Сведения о расчете и заряжании

В мирное время назначается расчет из четырех человек: командир машины, наводчик и пара бойцов, которые ответственны за ручное наведение и техническое обслуживание. В военное время группу увеличивают до шести человек, так как многие операции приходится выполнять вручную.

Как уже говорилось, подвозка и заряжание снарядов производятся при помощи специальной машины 9Т452, которая построена на том же шасси. Каждая такая машина не только перевозит по 16 снарядов, но и обеспечивает их снаряжение без привлечения дополнительной техники. Процесс полностью механизирован, занимает не более 14 минут. Используется кран ТЗМ, который может быть применен для подъема грузов до 300 кг весом.

Кстати говоря, такой же использует и реактивная система залпового огня «Град».

Оборудование заряжающей машины

В оснащение самой заряжающей машины входит рама для перевозки снарядов, досылатель, кран и грузовые тележки. Для работы оператора имеется отдельная площадка, захват снарядов осуществляется при помощи отдельной «клешни». Все операции по досылке снарядов, повороту крана и подсобных механизмов выполняются автоматически, но при необходимости их можно осуществлять вручную.

Сам досылатель - это специальная направляющая с толкательным механизмом, который и заводит снаряд в нужное место. Благодаря простому и эффективному механизму выверки оператор избавлен от необходимости вручную стыковать направляющую и досылатель. Вся механика работает от электрических приводов, генераторы которых полностью автономны, а потому для своей работы не нуждаются в запуске основного двигателя машины.

Используемые снаряды

Нужно заметить, что больше всего времени у инженеров отняло не конструирование шасси, а создание принципиально новых типов снарядов. Необходимо заметить, что работы по их проектированию оказались чрезвычайно плодотворными. Так, до 90% наработанных сведений были с успехом использованы в разработке системы «Смерч».

В результате многочисленных опытов было создано восемь-девять основных типов снарядов. В настоящее время некоторые из них уже не используются, так как им на смену пришли новые модели. Многие из них являются засекреченными.

Наиболее распространенным стал снаряд 9М27Ф, оснащенный обычной осколочно-фугасной головной частью. Он универсален, предназначен для уничтожения как живой силы противника, так и бронированной техники. Масса составляет только 49 кг при весе всего снаряда в 180 кг.

Примерно с той же частотой реактивная система «Ураган» использует заряды марки 9М27К, оснащенные уже кассетной головной частью, «нафаршированной» поражающими элементами. Они чрезвычайно эффективны при борьбе против вражеской пехоты и легкой техники.

Сам снаряд весит около 271 кг, содержит 30 основных элементов. В каждом из них - по 350 поражающих частей со взрывчатым веществом. Даже на расстоянии 100 метров от эпицентра взрыва осколок снаряда легко пробивает 2 мм качественной гомогенной стали.

Очень похожа на этот заряд модель 9М27К1, также использующая кассетную часть с множеством поражающих элементов. Разница только в том, что разделяющиеся элементы (тоже около 30 штук) при ударе об землю дополнительно подскакивают, в десятки раз увеличивая площадь поражения. В частности, такими же оснащается реактивная система залпового огня «Торнадо», она же «Смерч».

Изюминкой комплекса и настоящей гордостью конструкторов является снаряд 9М27К2, предназначенный для дистанционной установки противотанковых минных полей. В нем применяются стандартные противотанковые мины ПТМ-1. В одном снаряде 24 мины. Они предназначены для быстрой установки заграждений при атаке вражеских танков. Отличительной чертой мин является то, что через 3,4 часа они самоуничтожаются, что дает возможность пускать в атаку собственные танковые части.

Примерно для тех же целей был разработан 9М27К3. Различие в том, что в нем используются мины ПФМ-1С, предназначенные для поражения живой силы противника. В одном снаряде содержится по 312 противопехотных мин. Залп одной машины накрывает по 60 Га. Нужно сказать, что это очень грозное оружие. «Ураган» именно за возможность дистанционной установки полноценных минных полей прямо перед носом у противника заслужил немало отличных отзывов в Афганистане.

Специально для сноса вражеских укрепленных оборонительных пунктов создан снаряд 9М51. Головная часть оснащена жидким взрывчатым веществом, предназначенным для термобарического взрыва. Недостатком этой модели является то, что максимальная дальность стрельбы не превышает 13 км.

Снаряд 9М27C - зажигательный. Специально предназначен для массового уничтожения не только живой силы противника, но и ценной материальной части (машин в ангарах, складов со снаряжением).

Как можно заметить, реактивные системы залпового огня (обзор одной из них представлен в статье) могут быть использованы не только для накрытия окопавшейся пехоты или техники на марше, но и для решения более тонких и долговременных задач.

Современные перспективы и модернизация комплексов

Как мы уже неоднократно отмечали, сам комплекс постоянно модернизируется, идет разработка новых типов снарядов. Сегодня реактивная система залпового огня «Ураган» стоит на вооружении даже армии Йемена, не говоря уже обо всем бывшем СНГ. Министерство обороны ежегодно заключает контракты на поставку и обслуживание этих комплексов по всему миру, так что об отсутствии популярности говорить точно не приходится.

В свое время украинцы перенесли РСЗО на КрАЗ-6322.

Боевое применение

С рассматриваемая РСЗО просто отлично показала себя в боевых условиях. Кроме того, ее неоднократно применяли сирийские военные еще в 1980-х годах при многочисленных конфликтах с Израилем. Система эта неоднократно использовалась нашими ВС против незаконных вооруженных формирований боевиков на территории Чеченской республики.

Как говорят сами военные, в последний раз реактивная система залпового огня этого типа эффективно использовалась во время печально известных грузинских событий 2008 года.

Какие есть перспективы?

Многие эксперты говорят о том, что РСЗО «Ураган» к настоящему времени несколько устарели. Поводом для такого утверждения служит то обстоятельство, что максимальная дальность поражения противника сравнительно невелика - только 35 км. Тот же «Смерч» дает уже 80-90 километров.

Но здесь следует сделать важное замечание. Дело в том, что назначение у этих комплексов все-таки разное. Не следует путать снаряды калибром в 200 мм с их аналогами в 300 мм. Последние (для «Смерча») не только больше, но и куда тяжелее. Их длина на метр-другой превышает таковую для «Урагана». Соответственно, времени на перезарядку и боевое развертывание комплекса требуется существенно больше.

Зато «Ураганы» являются отличной альтернативой традиционной дальнобойной артиллерии. Даже самоходные гаубицы (как «Мста-С») стреляют не дальше 13-30 км, а действие их снарядов намного слабее. РСЗО же позволяет в крайне сжатые сроки развернуть действительно смертоносную систему.

Одна батарея (шесть машин) способна уничтожить сразу несколько танковых рот или даже "засеять" сотни гектаров противотанковыми или противопехотными минами.

Не будет также преувеличением сказать, что техническое обслуживание более дальнобойных вариантов РСЗО затратнее с экономической точки зрения, да и выучка их операторов занимает больше времени.

Будучи модернизированными, системы залпового реактивного огня «Ураган» не только приобретают новые системы прицеливания и наведения на цель, но и могут эффективно взаимодействовать с БПЛА. В настоящее время включает в себя все больше и больше так что такая возможность точно не лишняя.

Словом, у этих систем и по сей день масса перспектив.