Согласно постановления Совета Министров Советского Союза от 17.

05.1979 года, научно-производственное объединение «Машиностроения» начинает разработку ПКРК, являющимся дальнейшим развитием комплекса П-500. Новый комплекс сохранил пусковое оборудование от предыдущего комплекса, и получил большую дальность поражения благодаря использованию в ракете улучшенного стартового двигателя, добавления топлива в маршевой ступени, уменьшения бронезащиты корпуса и еще ряда улучшений.

Начало испытаний нового комплекса началось 3.12.1982 года в 10.55 по московскому времени на полигоне близ поселка Ненокса архангельской области. Первый пуск ракеты прошел неудачно, стартовый агрегат после отработки не отделяется от ракеты, в результате чего, ракета начала разваливаться в полете и после 8-ми секунд после запуска падает. Следующий пуск, проведенный 9.04.1983 года, так же оказывается неудачным, ракета падает на 9 секунде полета. По ходу проведения расследования неудачных пусков, установлено, что причина неполадок в ракете кроется в системе управления. Поэтому к третьему пуску, прошедшему в июне 1983 года, систему управления дорабатывают, и ракета успешно отработала по всей траектории полета.

Основные испытания ПКРК «Вулкан» начинаются 22.12.1983 года с борта ПЛАРК проекта 675 модернизированной до проекта 675МКВ. Модернизация заключалась в получении нового ПКРК П-1000. Всего данную модернизацию в свое время прошли 4-е ПЛАРК проекта 675. Совместные испытания модернизированных ПЛАРК и новых установленных комплексов П-1000 начинаются в 1985 году. Был произведен залп двумя ракетами, которые успешно уничтожили установленную цель и это несмотря на то, что произошел сбой в работе системы поддержки давления в отсеке приборного оборудования и ошибку при старте ракеты оператора. Следующий пуск в рамках программы совместных испытаний осуществлен 8.11.1985 года - был дан залп тремя ракетами, который, в общем, признан успешным – две ракеты успешно уничтожили установленную цель, у третьей ракеты произошел в полете отказ РЛС визира. В общем, было проведено 18-ть испытательных пусков ракет и 11-ть из них признаются успешными.

До конца 1985 года были закончены доработки системы управления и КПА, по окончанию которых подписывают Акт окончания совместных испытаний, в котором рекомендуется принять ПКРК «Вулкан» на вооружение ВМФ с учетом проведения в 1986 году контрольных испытаний. Для испытаний было выделено 8-мь ракет – залповый пуск 4-х ракет и одиночный пуск остальных в рамках различных испытательных программ:
- пуск 1-ой ракеты осуществили 24.05.2012 года, в рамках программы испытаний системы управления ракеты комплекса «Базальт». Пуск признан успешным;
- пуск 2-й ракеты осуществили 18.06.1986 года, в рамках проверки помехозащищенности. Пуск признан успешным;
- пуск 3-й ракеты осуществили 19.06.1986 года, в рамках проверки помехозащищенности. Пуск признан успешным;
- залповый пуск 4-х ракет состоялся 4.07.1986 года, залп признан успешным. Три из четырех ракет были оснащены телеметрией, так как наземное оборудование на полигоне не могло осуществить принятие данных сразу четырех ракет. Четвертая ракета, без телеметрии по неизвестной причине сбилась с траектории полета и цель не поразила.

ПКРК «Вулкан» принимают на вооружение 18.12.1987 года. Производством ракет для комплекса занималось оренбургское объединение «Стрела» с 1985 года по 1992 год. Комплекс мог поставляться в трех вариантах – наземный (береговой) с ПУ типа СМ-49 (использовался при первых испытаниях 1982 года), надводный с ПУ типа СМ-248 (аналог комплекса «Базальт»), подводный (надводный старт) с ПУ, по типу ПКРК «Базальт».

Противокорабельная ракета 3М-70
В конструкции ПКР использовали сплавы титана, за счет чего уменьшили бронезащиту корпуса. В ракете комплекса использовалась система инерциального управления, с возможностью внесения корректировки от радиолокационной головки самонаведения, разработанной в ЦНИИ «Гранит». Разработчик системы управления конструктор А.Чижов, бортовой РТА конструктор Б.Годлиник. Автопилот разработал конструктор А.Кучин, БЦВМ конструктор В.Никольцев. Селекция целей ракетой проводилась или в автоматическом режиме, или с помощью телеметрии, или с возможностью комбинирования режимов. Автопилот и БЦВМ (А21 и Б9) собраны на новейшей в то время элементной базе, и серьезно отличались от аналогичных решений комплекса «Базальт». Конструкторы сумели улучшить характеристики помехозащищенности радиолокационной головки самонаведения, создав улучшенный бортовой компьютер. Аппаратура системы автоматизированного управления и КПА были построены для комплекса «Вулкан» заново и сильно отличались от аналогичной аппаратуры комплекса «Базальт». СУ ПКР 3М-70 может работать как ракета комплекса «Базальт» при оснащении ее твердотопливным ускорителем от 4К-80 (П-500 Базальт).

При наведении ракеты был использован алгоритм выбора основной цели в группе кораблей. При старте ракета получала координаты цели и проходила основной участок траектории с отключенным радиолокационным визиром. На конечном участке траектории ракета снижалась к цели, и автоматически включался визир, с помощью которого проходило уточнение координат и захват цели. При этом бортовой аппаратурой проводился анализ размера целей, положение относительно заданных координат цели. Такой алгоритм обеспечивал ракете захват самой крупногабаритной цели в группе кораблей.

Для преодоления противоракетной и противовоздушной обороны противника, ракету обеспечили алгоритмами противозенитного маневрирования на малых высотах. При залповом пуске ракет, они при угрозе рассредотачивались по фронту и вновь собирались в группу на конечном участке траектории (перед тем как включался визир). Для радиоэлектронной борьбы в ракету установили станцию установки активных помех 4Б-89 «Шмель», она разработана отделом №25 института «Гранит», конструкторами Р.Ткачевым и Ю.Романовым. Приборный отсек полностью герметичен, для поддержки необходимого давления внутри отсека снабжен спецсистемой.

В конце 1987 года, согласно постановления Совета Министров Советского Союза, начинаются работы по созданию ракет «Вулкан ЛК» с использованием лазерного высокоточного канала наведения. Это должно было привести к повышению точности попаданий ракет. Бортовую аппаратуру для новой ракеты разрабатывали под руководством главного конструктора В.Сенькова. Лазерный канал наведения создавали на ЦНИИ «Гранит», руководитель проекта С.Шаров. Лазерная система наведения могла распознавать надводные корабли по геометрическим параметрам, после чего выдавала коррекционные команды по траектории полета для поражения надводных кораблей в наиболее уязвимое место. Первые испытания новейшей системы проходили в городе-герое Севастополь, система отрабатывалась на проходящих надводных кораблях и с летающей лаборатории самолета Ил-18.

Испытательные пуски ракет с головкой самонаведения лазерного канала, в рамках создания ракет «Вулкан ЛК» должны были пройти ориентировочно в 1989 году. Бортовая аппаратура канала лазерного наведения находилась в канале воздухозаборника. Опытный образец ракеты успешно прошел наземные стендовые испытания. Пуски должны были состояться на том же полигоне близ поселка Ненокса. Планировалось осуществить от 5-ти до 9-ти пусков. Однако разработка новой ракеты и новой системы лазерного наведения была прекращена ориентировочно в 1988-89 годах. Известные данные новой системы наведения – луч имел приблизительный диаметр 10 метров, дальность обнаружения и распознавания составляла примерно 15 километров.

Ядерные испытания ракет
В ходе работ по созданию ракет для ПКРК «Вулкан» проводилась научно-исследовательская работа под названием «Радиация», в задачи которой входил анализ воздействия, и влияния поражающих факторов ЯВ на ракеты, идущие к цели. Для данного анализа на Новой Земле провели в спецштольне подрыв ядерного заряда. Проведенный анализ выявил поражение большинства элементов бортовой аппаратуры нейтронным излучением на расстоянии 500 метров от эпицентра взрыва, при этом некоторые детали получили необратимые повреждения. В результате проведенного анализа, некоторые детали бортовой аппаратуры были заменены на более устойчивые к поражающим факторам ЯВ.

Основные характеристики:
- длина 11.7 метра;
- диаметр – 0.9 метра;
- крыло – 2.6 метра;
- вес с/без стартового двигателя – 9.3/5 тонны;
- дальность поражения до 700 километров;
- скорость полета мин/макс высота – 2/2.5 Маха;
- минимальная высота полета – 15 метров;
- время работы твердотопливного ускорителя – 12 секунд;
- маршевый двигатель – ТРД КР-17В;
- используемые боевые части: комбинированная БЧ (кумулятивная и фугасная), весом 500 килограмм, пробивает броню до 400 мм. Для уничтожения одного авианосца требуется три попадания ракет; ядерная БЧ, мощность 350 кт.

Известные носители:
- четыре ПЛАРК проекта 675МКВ. 8-мь ракет на одну ПЛАРК. Все подводные лодки к 1994 году сняты с вооружения;

Три РКР проекта 1164 «Анлант». 16 ракет в 8-ми спаренных ПУ на один ракетный крейсер;
- ГРКР «Варяг» (Червона Украина) встал в строй 16.11.1989 года с комплексом «Вулкан» на борту;

ГРКР «Москва» в ходе модернизации получает ПКРК «Вулкан» вместо комплекса «Базальт»;

РК «Украина» (Адмирал Лобов) имеет на борту ПУ комплекса «Вулкан». На данный момент он находится «входит в состав» ВМС Украины. За время существования государства Украины он так и не был достроен. Экипаж крейсера три раза формировался и распускался. Находится на пирсе николаевского судостроительного завода. Обходится Украине в 1 миллион долларов «простоя» ежегодно. В последнее время активизировались разговоры о возможной продаже Российской Федерации.

Источники информации.

Советский / российский противокорабельный ракетный комплекс (ПКР). Является развитием системы П-500 «Базальт»

История создания

Ракета П-1000 «Вулкан» была создана как последующее развитие успешной противокорабельной ракеты П-500 «Базальт», в свою очередь, являющейся развитием старой ракеты П-35. Целью конструкторов было создание более дальнобойной ракеты, при сохранении прежних габаритов и массы и возможности применять без капитальной модернизации существующие пусковые комплексы и инфраструктуру для П-500. Постановление правительства от 15 мая 1979 года дало начало разработке новой ПКР П-1000 «Вулкан».

Первый испытательный пуск с наземного стенда в рамках лётно-конструкторских испытаний произошёл на полигоне в Нёноксе в июле 1982 года.

Создание системы управления и ряда другой аппаратуры закончились в 1985 году.

Конструкция

В главных элементах конструкции, ракета П-1000 повторяет прежнюю П-500 «Базальт». Она имеет сигарообразную форму с треугольным раскладным крылом и воздухозаборником двигателя под фюзеляжем. Главные различия между П-1000 и ее предшественником связаны с уменьшением массы конструкции ракеты ради увеличения запаса топлива.

Корпус П-1000 был сделан с использованием титановых сплавов, это позволило уменьшить вес конструкции, не снизив ее прочности. Маршевая двигательная установка та же, что и у П-500; это короткоресурсный турбореактивный двигатель КР-17В. Новый стартовый ускоритель повышенной мощности, с отклоняемым вектором тяги, разрешает оптимизировать траекторию ракеты на старте и обеспечить взлет с большим стартовым весом. Масса осколочно-фугасной боевой части была уменьшена до 500 килограмм. Все эти меры позволили увеличить запас топлива не меняя габаритов ракеты, и увеличить ее радиус действия до 700-1000 км.

Ракета П-1000 «Вулкан» применяет аналогичную П-500 «Базальт» комбинированную схему полета. Большую часть траектории ракета преодолевает на большой высоте, а вблизи цели снижается, и оставшееся расстояние проходит на сверхмалой высоте (около 15-20 метров), скрываясь от обнаружения радарами за горизонтом. Из-за большего запаса топлива на П-1000, продолжительность ее маловысотного участка может быть увеличена, что делает ракету менее уязвимой к дальнобойным ЗРК неприятеля.

ГСН ракеты применяет алгоритмы идентификации и распределения целей, созданные на основе работы над П-700 "Гранит". Ракета может идентифицировать отдельные корабли, анализировать их положение в ордере и выбирать наиболее ценные. Подобно П-700, ракеты П-1000 обмениваются данными во время атаки и формируют общую стратегию действий, распределяя цели и выполняя одновременный заход с разных направлений.

ТТХ

Длина: 11,7 м
-Диаметр: 0,88 м
-Размах крыла: 2,6 м
-Стартовая масса: 7000-8000 кг
-Скорость число Маха (км/ч):
-на высоте: 2,5 (3077)
-у поверхности: 2 (2460)
-Максимальная дальность стрельбы: до 1000 км
-Система управления: инерциальная + радиолокационная
-Боевая часть:
-фугасно-кумулятивная: 500 кг (масса ВВ)
-ядерная: 350 кт

В конце 60-х – начале 70-х годов мир ракетного вооружения начал меняться: очевидные достоинства крылатых ракет, наконец, заметили и на Западе. Противокорабельная ракета «Гарпун» была создана и принята на вооружение в США, а Франция разработала знаменитый «Экзосет». Еще через несколько лет, в 1981 году, мир узнал о крылатой ракете «Томагавк».Советский Союз с существующим положением дел решил не мириться, и усилия отечественных КБ были сосредоточены на создании еще более незаметной и смертоносной ракеты, чем зарубежные аналоги. Традиционные козыри советских ракет было необходимо сохранить и приумножить во что бы то ни стало, ведь на кону могла оказаться судьба целого флота, а следом – и всей страны.Рывок вперед Следующие десятилетия, несмотря на появление высокоточного вооружения, перспективных субмарин и быстрых истребителей, крылатые ракеты остались самым передовым вооружением военно-морского флота. Совершенствованием противокорабельных ракет и в Советском Союзе, и в Соединенных Штатах были заняты сотни и даже тысячи специалистов, а современный вид ПКР и ее возможности зачастую скрывались.Характеристики ракеты улучшаются постепенно – добавляли систему управления, затем перерабатывали силовую установку, и так до тех пор, пока изделие не начинало соответствовать техническому заданию. В случае с ПКР П-1000 имеет место не просто модернизация существующего комплекса с крылатой ракетой, но и практические «удвоение» боевых характеристик ракеты.Следует сразу отметить, что своей цели коллектив разработчиков добился – создание ракеты с внушительной дальностью полета в 800 километров при прежних габаритах обошлось без капитальной модернизации инфраструктуры. ПКР П-1000 «Вулкан», работы над которой начались в 1979 году, менее чем через 10 лет была принята на вооружение Военно-Морского Флота СССР.«Самолетная» схема и работа над начинкой Несмотря на то, что разработчикам предстояло тогда создать совершенно другую ракету, экспериментов с выбором новых аэродинамических схем решили не ставить. 3М70 «Вулкан» имела «самолетную» аэродинамическую схему, при которой снизу располагались воздухозаборник маршевого двигателя, а сверху располагалось стреловидное крыло, раскрывающееся после запуска. Целеуказание ракете выдавала все та же система МКРЦ «Легенда», которая вполне была способна выполнять и куда более сложные задачи.Хотя «Вулкан» и является развитием другого проекта – «Базальт» и заимствует ряд технических решений, отличий у комплекса П-1000 от комплекса П-500 огромное множество. В комплексе «Вулкан» разработчикам пришлось кардинально перерабатывать бортовую цифровую вычислительную систему, попутно совершенствуя помехозащищенность ГСН. Реализовать задуманное удалось в том числе благодаря созданию переработанного бортового компьютера.Внимание к деталям Специалисты отмечают, что в случае с комплексом П-1000 мероприятия по уменьшению массы конструкции без снижения ее прочностных характеристик и турбореактивный двигатель КР-17В – основные слагаемые успеха дальнобойной противокорабельной крылатой ракеты.«Нововведений после ракет "Базальт" достаточно – основные, конечно, это снижение массы и тяговитый двигатель, но не только над ними в свое время пришлось поработать», – поясняет в интервью «Звезде» кандидат технических наук и инженер по эксплуатации морских бортовых радиоэлектронных систем Константин Кузьмин.«В свое время из П-1000 сделали не просто противокорабельную ракету с хорошей боевой частью, но и превратили летящую на сверхзвуке "сигару" в оружие с куда серьезно переработанной электроникой. "Портреты" радиолокационной картинки кораблей потенциального противника и повышенная устойчивость к постановке помех – лишь малая часть из таких нововведений», – добавил эксперт.Несмотря на множество нововведений, полный список которых разработчик не раскрывает до сих пор, комплекс П-1000 «Вулкан» унаследовал от «Базальта» так называемую комбинированную схему полета, при которой большая часть расстояния до цели преодолевается на большой высоте, и лишь при «подходе» к цели ракета снижается до сверхмалой высоты (как правило 10-15 метров) и в таком режиме продолжает движение, скрываясь от обнаружения противником.Далеко до отставки Несмотря на более чем 25 летний срок службы, «Вулкану» далеко до пенсии. Со скоростью более 600 метров в секунду (а на завершающем участке траектории – больше километра в секунду) «Вулкан» даже сейчас на голову выше большинства зарубежных ракет. Дозвуковым ракетам «Гарпун» и «Томагавк» и не снились маневры на таких скоростях. Специалисты отмечают, что, несмотря на высокие скоростные характеристики, П-1000 по-прежнему несет боевую часть в 500 кг, способную обезвредить и серьезно повредить любое судно, включая большой крейсер, эсминец или авианосец.Зарубежные «коллеги» Рассматривая зарубежные ПКР, справедливости ради стоит отметить, что создание новых ПКР по-прежнему является одной из первоочередных тем ВПК стран НАТО. Однако эффективность уже существующих ракет заставляет усомниться в том, что даже массированная атака дозвуковых крылатых ракет способна сравниться по эффективности с отечественными ракетами, способными двигаться к цели на скорости в два с половиной маха.«Давайте вспомним один очень яркий случай – как американцы в конце 80-х пробовали потопить иранский фрегат, который для Ирана построили в Великобритании», – рассказывает военный историк, кандидат исторических наук РАН Сергей Лебедев.«Об эффективности противокорабельной ракеты можно многое сказать, когда две ракеты «Гарпун» не могут потопить корабль с водоизмещением чуть больше тысячи тонн. Но даже после третьего попадания "Гарпун" не смог отправить ко дну иранский фрегат, и его пришлось "добивать" авиабомбами», – добавил эксперт.Специалисты отмечают, что полномасштабной успешной операции без действий на море в современном противостоянии двух (или более) стран быть не может. В этой связи упоминания о скоростных характеристиках и боевых возможностях отечественных ракет, которыми вооружены корабли ВМФ России, не будут лишними. С другой стороны, оборонные предприятия США и стран НАТО не оставляют попыток создания дозвуковой ракеты с существенно меньшими габаритами – яркие тому примеры ракеты LRASM и NSM, которые позиционируются зарубежными производителями как «ракеты для поражения противника на средних и дальних дистанциях».Однако обе зарубежные ракеты – дозвуковые, а значит, возможность обнаружить их, перехватить на значительном удалении – существенно выше. Специалисты поясняют, что, несмотря на то, что комплекс П-1000 «Вулкан» – разработка конца 80-х годов, «переплюнуть» отечественную ракету пока ни у одной страны в мире не получилось.

Согласно постановлению Совета Министров Советского Союза от 17.05.1979 года, научно-производственное объединение машиностроения начинает разработку ПКРК, являющегося дальнейшим развитием комплекса П-500. Новый комплекс сохранил пусковое оборудование от предыдущего комплекса и получил большую дальность поражения благодаря использованию в ракете улучшенного стартового двигателя, добавления топлива в маршевой ступени, уменьшения бронезащиты корпуса и еще ряда улучшений.

Начало испытаний нового комплекса началось 3.12.1982 года в 10.55 по московскому времени на полигоне близ поселка Ненокса Архангельской области. Первый пуск ракеты прошел неудачно: стартовый агрегат после отработки не отделяется от ракеты, в результате чего, ракета начала разваливаться в полете и после 8-ми секунд после запуска падает. Следующий пуск, проведенный 9.04.1983 года, также оказывается неудачным, ракета падает на 9 секунде полета. По ходу проведения расследования неудачных пусков, установлено, что причина неполадок в ракете кроется в системе управления. Поэтому к третьему пуску, прошедшему в июне 1983 года, систему управления дорабатывают, и ракета успешно отработала по всей траектории полета.

Основные испытания ПКРК «Вулкан» начинаются 22.12.1983 года с борта ПЛАРК проекта 675 модернизированной до проекта 675МКВ. Модернизация заключалась в получении нового ПКРК П-1000. Всего данную модернизацию в свое время прошли четыре ПЛАРК проекта 675. Совместные испытания модернизированных ПЛАРК и новых установленных комплексов П-1000 начинаются в 1985 году. Был произведен залп двумя ракетами, которые успешно уничтожили установленную цель, и это несмотря на то, что произошел сбой в работе системы поддержки давления в отсеке приборного оборудования и ошибку при старте ракеты оператора. Следующий пуск в рамках программы совместных испытаний осуществлен 8.11.1985 года - был дан залп тремя ракетами, который, в общем, признан успешным – две ракеты успешно уничтожили установленную цель, у третьей ракеты произошел в полете отказ РЛС визира. В общем, было проведено 18 испытательных пусков ракет и 11 из них признаются успешными.

До конца 1985 года были закончены доработки системы управления и КПА, по окончанию которых подписывают Акт окончания совместных испытаний, в котором рекомендуется принять ПКРК «Вулкан» на вооружение ВМФ с учетом проведения в 1986 году контрольных испытаний. Для испытаний было выделено 8 ракет – залповый пуск 4-х ракет и одиночный пуск остальных в рамках различных испытательных программ:

Пуск 1-ой ракеты осуществили 24.05.2012 года, в рамках программы испытаний системы управления ракеты комплекса «Базальт». Пуск признан успешным;

Пуск 2-й ракеты осуществили 18.06.1986 года, в рамках проверки помехозащищенности. Пуск признан успешным;

Пуск 3-й ракеты осуществили 19.06.1986 года, в рамках проверки помехозащищенности. Пуск признан успешным;

Залповый пуск 4-х ракет состоялся 4.07.1986 года, залп признан успешным. Три из четырех ракет были оснащены телеметрией, так как наземное оборудование на полигоне не могло осуществить принятие данных сразу четырех ракет. Четвертая ракета, без телеметрии, по неизвестной причине сбилась с траектории полета и цель не поразила.

ПКРК «Вулкан» принимают на вооружение 18.12.1987 года. Производством ракет для комплекса занималось оренбургское объединение «Стрела» с 1985 года по 1992 год. Комплекс мог поставляться в трех вариантах – наземный (береговой) с ПУ типа СМ-49 (использовался при первых испытаниях 1982 года), надводный с ПУ типа СМ-248 (аналог комплекса «Базальт»), подводный (надводный старт) с ПУ, по типу ПКРК «Базальт».

Противокорабельная ракета 3М-70

В конструкции ПКР использовали сплавы титана, за счет чего уменьшили бронезащиту корпуса. В ракете комплекса использовалась система инерциального управления с возможностью внесения корректировки от радиолокационной головки самонаведения, разработанной в ЦНИИ «Гранит». Разработчик системы управления конструктор А.Чижов, бортовой РТА конструктор Б.Годлиник. Автопилот разработал конструктор А.Кучин, БЦВМ конструктор В.Никольцев. Селекция целей ракетой проводилась или в автоматическом режиме, или с помощью телеметрии, или с возможностью комбинирования режимов. Автопилот и БЦВМ (А21 и Б9) собраны на новейшей в то время элементной базе, и серьезно отличались от аналогичных решений комплекса «Базальт». Конструкторы сумели улучшить характеристики помехозащищенности радиолокационной головки самонаведения, создав улучшенный бортовой компьютер. Аппаратура системы автоматизированного управления и КПА были построены для комплекса «Вулкан» заново и сильно отличались от аналогичной аппаратуры комплекса «Базальт». СУ ПКР 3М-70 может работать как ракета комплекса «Базальт» при оснащении ее твердотопливным ускорителем от 4К-80 (П-500 Базальт).

При наведении ракеты был использован алгоритм выбора основной цели в группе кораблей. При старте ракета получала координаты цели и проходила основной участок траектории с отключенным радиолокационным визиром. На конечном участке траектории ракета снижалась к цели, и автоматически включался визир, с помощью которого проходило уточнение координат и захват цели. При этом бортовой аппаратурой проводился анализ размера целей, положение относительно заданных координат цели. Такой алгоритм обеспечивал ракете захват самой крупногабаритной цели в группе кораблей.

Для преодоления противоракетной и противовоздушной обороны противника, ракету обеспечили алгоритмами противозенитного маневрирования на малых высотах. При залповом пуске ракет, они при угрозе рассредотачивались по фронту и вновь собирались в группу на конечном участке траектории (перед тем как включался визир). Для радиоэлектронной борьбы в ракету установили станцию установки активных помех 4Б-89 «Шмель», она разработана отделом №25 института «Гранит», конструкторами Р.Ткачевым и Ю.Романовым. Приборный отсек полностью герметичен, для поддержки необходимого давления внутри отсека снабжен спецсистемой.

В конце 1987 года, согласно постановлению Совета Министров Советского Союза, начинаются работы по созданию ракет «Вулкан ЛК» с использованием лазерного высокоточного канала наведения. Это должно было привести к повышению точности попаданий ракет. Бортовую аппаратуру для новой ракеты разрабатывали под руководством главного конструктора В.Сенькова. Лазерный канал наведения создавали на ЦНИИ «Гранит», руководитель проекта С.Шаров. Лазерная система наведения могла распознавать надводные корабли по геометрическим параметрам, после чего выдавала коррекционные команды по траектории полета для поражения надводных кораблей в наиболее уязвимое место. Первые испытания новейшей системы проходили в городе-герое Севастополь, система отрабатывалась на проходящих надводных кораблях и с летающей лаборатории самолета Ил-18.

Испытательные пуски ракет с головкой самонаведения лазерного канала, в рамках создания ракет «Вулкан ЛК» должны были пройти ориентировочно в 1989 году. Бортовая аппаратура канала лазерного наведения находилась в канале воздухозаборника. Опытный образец ракеты успешно прошел наземные стендовые испытания. Пуски должны были состояться на том же полигоне близ поселка Ненокса. Планировалось осуществить от 5-ти до 9-ти пусков. Однако разработка новой ракеты и новой системы лазерного наведения была прекращена ориентировочно в 1988-89 годах. Известные данные новой системы наведения – луч имел приблизительный диаметр 10 метров, дальность обнаружения и распознавания составляла примерно 15 километров.

Ядерные испытания ракет

В ходе работ по созданию ракет для ПКРК «Вулкан» проводилась научно-исследовательская работа под названием «Радиация», в задачи которой входил анализ воздействия поражающих факторов ЯВ на ракеты, идущие к цели. Для данного анализа на Новой Земле провели в спецштольне подрыв ядерного заряда. Проведенный анализ выявил поражение большинства элементов бортовой аппаратуры нейтронным излучением на расстоянии 500 метров от эпицентра взрыва, при этом некоторые детали получили необратимые повреждения. В результате проведенного анализа, некоторые детали бортовой аппаратуры были заменены на более устойчивые к поражающим факторам ЯВ.

Основные характеристики:

Длина 11.7 метра;

Диаметр – 0.9 метра;

Крыло – 2.6 метра;

Вес с/без стартового двигателя – 9.3/5 тонны;

Дальность поражения до 700 километров;

Скорость полета мин/макс высота – 2/2.5 Маха;

Минимальная высота полета – 15 метров;

Время работы твердотопливного ускорителя – 12 секунд;

Маршевый двигатель – ТРД КР-17В;

Используемые боевые части: комбинированная БЧ (кумулятивная и фугасная), весом 500 килограмм, пробивает броню до 400 мм. Для уничтожения одного авианосца требуется три попадания ракет; ядерная БЧ, мощность 350 кт.

Известные носители:

Четыре ПЛАРК проекта 675МКВ. 8-мь ракет на одну ПЛАРК. Все подводные лодки к 1994 году сняты с вооружения;

Три РКР проекта 1164 «Анлант». 16 ракет в 8-ми спаренных ПУ на один ракетный крейсер;

ГРКР «Варяг» (Червона Украина) встал в строй 16.11.1989 года с комплексом «Вулкан» на борту;

ГРКР «Москва» в ходе модернизации получает ПКРК «Вулкан» вместо комплекса «Базальт»;

РК «Украина» (Адмирал Лобов) имеет на борту ПУ комплекса «Вулкан». На данный момент он находится «входит в состав» ВМС Украины. За время существования государства Украины он так и не был достроен. Экипаж крейсера три раза формировался и распускался. Находится на пирсе николаевского судостроительного завода. Обходится Украине в 1 миллион долларов «простоя» ежегодно. В последнее время активизировались разговоры о возможной продаже Российской Федерации.

Согласно постановлению Совета Министров Советского Союза от 17.05.1979 года, научно-производственное объединение машиностроения начинает разработку ПКРК, являющегося дальнейшим развитием комплекса П-500. Новый комплекс сохранил пусковое оборудование от предыдущего комплекса и получил большую дальность поражения благодаря использованию в ракете улучшенного стартового двигателя, добавления топлива в маршевой ступени, уменьшения бронезащиты корпуса и еще ряда улучшений.


Начало испытаний нового комплекса началось 3.12.1982 года в 10.55 по московскому времени на полигоне близ поселка Ненокса Архангельской области. Первый пуск ракеты прошел неудачно: стартовый агрегат после отработки не отделяется от ракеты, в результате чего, ракета начала разваливаться в полете и после 8-ми секунд после запуска падает. Следующий пуск, проведенный 9.04.1983 года, также оказывается неудачным, ракета падает на 9 секунде полета. По ходу проведения расследования неудачных пусков, установлено, что причина неполадок в ракете кроется в системе управления. Поэтому к третьему пуску, прошедшему в июне 1983 года, систему управления дорабатывают, и ракета успешно отработала по всей траектории полета.

Основные испытания ПКРК «Вулкан» начинаются 22.12.1983 года с борта ПЛАРК проекта 675 модернизированной до проекта 675МКВ. Модернизация заключалась в получении нового ПКРК П-1000. Всего данную модернизацию в свое время прошли четыре ПЛАРК проекта 675. Совместные испытания модернизированных ПЛАРК и новых установленных комплексов П-1000 начинаются в 1985 году. Был произведен залп двумя ракетами, которые успешно уничтожили установленную цель, и это несмотря на то, что произошел сбой в работе системы поддержки давления в отсеке приборного оборудования и ошибку при старте ракеты оператора. Следующий пуск в рамках программы совместных испытаний осуществлен 8.11.1985 года - был дан залп тремя ракетами, который, в общем, признан успешным – две ракеты успешно уничтожили установленную цель, у третьей ракеты произошел в полете отказ РЛС визира. В общем, было проведено 18 испытательных пусков ракет и 11 из них признаются успешными.

До конца 1985 года были закончены доработки системы управления и КПА, по окончанию которых подписывают Акт окончания совместных испытаний, в котором рекомендуется принять ПКРК «Вулкан» на вооружение ВМФ с учетом проведения в 1986 году контрольных испытаний. Для испытаний было выделено 8 ракет – залповый пуск 4-х ракет и одиночный пуск остальных в рамках различных испытательных программ:
- пуск 1-ой ракеты осуществили 24.05.1986 года, в рамках программы испытаний системы управления ракеты комплекса «Базальт». Пуск признан успешным;
- пуск 2-й ракеты осуществили 18.06.1986 года, в рамках проверки помехозащищенности. Пуск признан успешным;
- пуск 3-й ракеты осуществили 19.06.1986 года, в рамках проверки помехозащищенности. Пуск признан успешным;
- залповый пуск 4-х ракет состоялся 4.07.1986 года, залп признан успешным. Три из четырех ракет были оснащены телеметрией, так как наземное оборудование на полигоне не могло осуществить принятие данных сразу четырех ракет. Четвертая ракета, без телеметрии, по неизвестной причине сбилась с траектории полета и цель не поразила.

ПКРК «Вулкан» принимают на вооружение 18.12.1987 года. Производством ракет для комплекса занималось оренбургское объединение «Стрела» с 1985 года по 1992 год. Комплекс мог поставляться в трех вариантах – наземный (береговой) с ПУ типа СМ-49 (использовался при первых испытаниях 1982 года), надводный с ПУ типа СМ-248 (аналог комплекса «Базальт»), подводный (надводный старт) с ПУ, по типу ПКРК «Базальт».

Противокорабельная ракета 3М-70
В конструкции ПКР использовали сплавы титана, за счет чего уменьшили бронезащиту корпуса. В ракете комплекса использовалась система инерциального управления с возможностью внесения корректировки от радиолокационной головки самонаведения, разработанной в ЦНИИ «Гранит». Разработчик системы управления конструктор А.Чижов, бортовой РТА конструктор Б.Годлиник. Автопилот разработал конструктор А.Кучин, БЦВМ конструктор В.Никольцев. Селекция целей ракетой проводилась или в автоматическом режиме, или с помощью телеметрии, или с возможностью комбинирования режимов. Автопилот и БЦВМ (А21 и Б9) собраны на новейшей в то время элементной базе, и серьезно отличались от аналогичных решений комплекса «Базальт». Конструкторы сумели улучшить характеристики помехозащищенности радиолокационной головки самонаведения, создав улучшенный бортовой компьютер. Аппаратура системы автоматизированного управления и КПА были построены для комплекса «Вулкан» заново и сильно отличались от аналогичной аппаратуры комплекса «Базальт». СУ ПКР 3М-70 может работать как ракета комплекса «Базальт» при оснащении ее твердотопливным ускорителем от 4К-80 (П-500 Базальт).

При наведении ракеты был использован алгоритм выбора основной цели в группе кораблей. При старте ракета получала координаты цели и проходила основной участок траектории с отключенным радиолокационным визиром. На конечном участке траектории ракета снижалась к цели, и автоматически включался визир, с помощью которого проходило уточнение координат и захват цели. При этом бортовой аппаратурой проводился анализ размера целей, положение относительно заданных координат цели. Такой алгоритм обеспечивал ракете захват самой крупногабаритной цели в группе кораблей.

Для преодоления противоракетной и противовоздушной обороны противника, ракету обеспечили алгоритмами противозенитного маневрирования на малых высотах. При залповом пуске ракет, они при угрозе рассредотачивались по фронту и вновь собирались в группу на конечном участке траектории (перед тем как включался визир). Для радиоэлектронной борьбы в ракету установили станцию установки активных помех 4Б-89 «Шмель», она разработана отделом №25 института «Гранит», конструкторами Р.Ткачевым и Ю.Романовым. Приборный отсек полностью герметичен, для поддержки необходимого давления внутри отсека снабжен спецсистемой.

В конце 1987 года, согласно постановлению Совета Министров Советского Союза, начинаются работы по созданию ракет «Вулкан ЛК» с использованием лазерного высокоточного канала наведения. Это должно было привести к повышению точности попаданий ракет. Бортовую аппаратуру для новой ракеты разрабатывали под руководством главного конструктора В.Сенькова. Лазерный канал наведения создавали на ЦНИИ «Гранит», руководитель проекта С.Шаров. Лазерная система наведения могла распознавать надводные корабли по геометрическим параметрам, после чего выдавала коррекционные команды по траектории полета для поражения надводных кораблей в наиболее уязвимое место. Первые испытания новейшей системы проходили в городе-герое Севастополь, система отрабатывалась на проходящих надводных кораблях и с летающей лаборатории самолета Ил-18.

Испытательные пуски ракет с головкой самонаведения лазерного канала, в рамках создания ракет «Вулкан ЛК» должны были пройти ориентировочно в 1989 году. Бортовая аппаратура канала лазерного наведения находилась в канале воздухозаборника. Опытный образец ракеты успешно прошел наземные стендовые испытания. Пуски должны были состояться на том же полигоне близ поселка Ненокса. Планировалось осуществить от 5-ти до 9-ти пусков. Однако разработка новой ракеты и новой системы лазерного наведения была прекращена ориентировочно в 1988-89 годах. Известные данные новой системы наведения – луч имел приблизительный диаметр 10 метров, дальность обнаружения и распознавания составляла примерно 15 километров.

Ядерные испытания ракет
В ходе работ по созданию ракет для ПКРК «Вулкан» проводилась научно-исследовательская работа под названием «Радиация», в задачи которой входил анализ воздействия поражающих факторов ЯВ на ракеты, идущие к цели. Для данного анализа на Новой Земле провели в спецштольне подрыв ядерного заряда. Проведенный анализ выявил поражение большинства элементов бортовой аппаратуры нейтронным излучением на расстоянии 500 метров от эпицентра взрыва, при этом некоторые детали получили необратимые повреждения. В результате проведенного анализа, некоторые детали бортовой аппаратуры были заменены на более устойчивые к поражающим факторам ЯВ.

Основные характеристики:
- длина 11.7 метра;
- диаметр – 0.9 метра;
- крыло – 2.6 метра;
- вес с/без стартового двигателя – 9.3/5 тонны;
- дальность поражения до 700 километров;
- скорость полета мин/макс высота – 2/2.5 Маха;
- минимальная высота полета – 15 метров;
- время работы твердотопливного ускорителя – 12 секунд;
- маршевый двигатель – ТРД КР-17В;
- используемые боевые части: комбинированная БЧ (кумулятивная и фугасная), весом 500 килограмм, пробивает броню до 400 мм. Для уничтожения одного авианосца требуется три попадания ракет; ядерная БЧ, мощность 350 кт.

Известные носители:
- четыре ПЛАРК проекта 675МКВ. 8-мь ракет на одну ПЛАРК. Все подводные лодки к 1994 году сняты с вооружения;

Три РКР проекта 1164 «Анлант». 16 ракет в 8-ми спаренных ПУ на один ракетный крейсер;
- ГРКР «Варяг» (Червона Украина) встал в строй 16.11.1989 года с комплексом «Вулкан» на борту;

ГРКР «Москва» в ходе модернизации получает ПКРК «Вулкан» вместо комплекса «Базальт»;

РК «Украина» (Адмирал Лобов) имеет на борту ПУ комплекса «Вулкан». На данный момент он находится «входит в состав» ВМС Украины. За время существования государства Украины он так и не был достроен. Экипаж крейсера три раза формировался и распускался. Находится на пирсе николаевского судостроительного завода. Обходится Украине в 1 миллион долларов «простоя» ежегодно. В последнее время активизировались разговоры о возможной продаже Российской Федерации.

Источники информации:
http://www.arms-expo.ru/049055051054124049050052054.html
http://military.tomsk.ru/blog/topic-390.html
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F-1000_%D0%92%D1%83%D0%BB%D0%BA%D0%B0%D0%BD
http://www.liveinternet.ru/journalshowcomments.php?jpostid=118753049&journalid=1106169&go=next&categ=0