Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Предпосылки возникновения "холодной войны", основные этапы, причины противостояния Соединенных Штатов Америки и Советского Союза. Характеристика и особенности документа "плана Даллеса": основные цели и задачи. Советский Союз как центр биполярного мира.

    курсовая работа , добавлен 30.05.2012

    Анализ истории противостояния СССР и США в 40 – 80-е годы XX века на политическом, социально-экономическом и идеологическом уровнях. "Холодная война" как особый период в развитии отношений двух мировых систем, где центральное место занимали СССР и США.

    курсовая работа , добавлен 04.11.2015

    Понятие холодной войны. Фултонская речь Черчилля и доктрина Трумэна. Борьба за сферы влияния в мире. Степень вины сверхдержав в развязывании "холодной войны". Курс Сталина на противостояние с Западом и новую войну. Последствия "холодной войны" для СССР.

    презентация , добавлен 12.03.2015

    Основные причины обострения противостояния СССР и США. Расширение советской сферы влияния. Афганистан и идеологические противоречия. Позиции сверхдержав в период обострения конфронтации. Позиция Соединенных Штатов Америки, новый этап гонки вооружения.

    курсовая работа , добавлен 12.03.2015

    Взаимоотношения СССР и США во время холодной войны. Причины возникновения и основные события периода холодной войны, подведение его итогов. Гонка обычных и ядерных вооружений. Варшавский договор или Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи.

    реферат , добавлен 28.09.2015

    Международное положение в мире после падения "Третьего рейха". Проблемы безопасности СССР и взаимоотношение с "социалистическим лагерем". Разработка в США ядерного оружия. Усиление гонки вооружений. Роль китайского фактора. Последствия "холодной войны".

    реферат , добавлен 14.01.2010

    Политические цели и военные планы фашистской Германии в войне против СССР. Причины временных неудач Красной Армии в начальный период войны. Подвиг советских людей в тылу врага. Основные этапы военных действий. Роль СССР в разгроме фашистского блока.

    КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

    областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

    «Курский государственный политехнический колледж»

    (ОБПОУ «КГПК»)

    Методическая разработка урока

    « Начало «холодной войны »

    Предмет «История»

    программа подготовки специалистов среднего звена

    по специальности 08.02.01

    Строительство и эксплуатация зданий и сооружений

    ОБПОУ «КГПК»

    Курск

    2016 г.

    РАССМОТРЕНА И ОДОБРЕНА РАССМОТРЕНА СОГЛАСОВАНО

    на заседании предметной (цикловой) методическим советом колледжа Зам. Директора по учебной работе

    комиссии преподавателей Председатель методического

    гуманитарного цикла совета _________Тарасова Н.Ю. __________ Н.Ю.Тарасова

    специальности 20.02.04 «___»_____________2015г. «___»____________2015г.

    Пожарная безопасность

    Протокол №___от________2015г.

    Председатель ПЦК_____Дерюгина С.Л.

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Методическая разработка урока истории « Послевоенное устройство мира. Начало «холодной войны » по специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений (базовая подготовка) предполагает продолжение работы по построению модели обучения, которую отличает сочетание педагогического управления с инициативой и активностью студента. Данная модель обеспечивает все необходимые условия для дальнейшей социальной адаптации обучающихся, играет важную роль в формировании общих и личностных компетенций специалистов и соответствует требованиям ФГОС СПО.

    Студенты получают навыки участия в дискуссии, диалогового общения с окружающими, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач . Совместная деятельность способствует развитию критического мышления, умения высказываться, отстаивать свое мнение, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения. Интерактивная технология способствует не только повышению качества знаний, но и повышению работоспособности, студент чувствует свою успешность, свою интеллектуальную самостоятельность, что и делает продуктивным сам процесс обучения.

    Методическая цель: внедрение интерактивных технологий как способа интеллектуального развития личности и формирования критического мышления.

    Тип занятия: изучение нового материала.

    Вид занятия: урок-диалог .

    Технологии обучения: интерактивные технологии, деловая игра.

    Форма организации учебной деятельности : работа в малых группах, коллективное обсуждение, самостоятельная работа.

    Методы и приемы обучения:

      работа с историческими источниками;

      беседа с элементами дискуссии .

    Цели занятия.

    Образовательная:

    усвоение обучающимися сущности понятия «холодная война», причин возникновения холодной войны, ее влияния на международные отношения и

    последствий для развития мировой политики;

    Развивающая:

    Развитие мыслительных навыков обучающихся;

    Развитие умений работать с историческими источниками;

    Развитие умений формулировать и аргументировано излагать свою точку зрения;

    Воспитательная:

    воспитание неприятия нетерпимости, враждебности, недоверия, идеологического противостояния, агрессивности.

    Формируемые компетенции и ценностные ориентации

    ОК 3.Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

    ОК 4.Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

    ОК 6.Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

    ОК 7.Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий

    1. Личностно-значимые и коммуникативные:

      позитивный настрой, ориентация на успех;

      умение взять на себя ответственность за принятое решение.

    2. Учебно-познавательные компетенции:

      умения и навыки решения ситуационных задач;

      умения и навыки выделять ключевые положения, высказывать аргументированные суждения и умозаключения;

      умение проводить анализ полученных результатов; формулировать выводы.

    3. Коммуникативно-речевые компетенции:

      умения и навыки готовить устные сообщения на основе изученных источников информации;

      умения и навыки монологической и диалогической речи;

      умения и навыки использования в речи исторических терминов.

    Обеспечение занятия:

    Настенная карта «Государства мира»,

    Мультимедийный проектор; ПК,

    Мультимедийная презентация « Послевоенное устройство мира. Начало «холодной войны »;

    Раздаточный материал.

    Основная литература:

    Артемов В . В ., Лубченков Ю . Н . История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей: 2 ч: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. - М., 2015.

    ХОД УРОКА.

    1. Темополагание. Целеполагание. (5 мин.)

    Создание мотивации: обучающиеся по материалам периодической печати (газеты «Российская газета», «Аргументы и факты», «Курская правда») представляют современные международные отношения и задают вопросы: Почему сегодня так много вопросов, по которым Россия и США не могут прийти к единому мнению? Кто виноват в противостоянии великих держав? Куда, к чему приведет противостояние России и США?

    Преподаватель:

    Спасибо, садитесь. Действительно, современная международная обстановка заставляет нас задумываться о том, что происходит, почему так складываются отношения между государствами, что будет дальше. Изучение этой темы особенно актуально. Сегодня мы тоже будем говорить о международных отношениях, об отношениях двух держав. Начать нам нужно с истоков, поэтому давайте вернемся в середину 40-х гг 20 века. Тема нашего урока: «Послевоенное устройство мира. Начало «холодной войны». Откройте тетради, запишите тему урока.

    Сколько вопросов сейчас прозвучало, и на эти вопросы мы с вами попытаемся найти ответы на уроке. Определите цели нашего урока.

    Предполагаемые ответы:

    Цели нашего урока:

    Рассмотреть послевоенное устройство мира; выяснить, что такое «холодная война», каковы ее причины, кто виноват в развязывании «холодной войны» и каковы ее последствия.

    Преподаватель:

    Я хочу вам напомнить древнюю мудрость: Отыщи всему начало, и ты многое поймешь, поэтому мы обязательно будем говорить об уроках «холодной войны».

    Обратите внимание на перечень высказываний знаменитых людей мира (Приложение №1). Я предлагаю вам внимательно прочитать их и выбрать эпиграф к нашему уроку в соответствии с целью, обосновывая свой выбор.

    Обучающиеся предлагают варианты эпиграфа, аргументируя свой выбор. В качестве эпиграфа выбирают слова Е.Евтушенко «Наш медовый месяц с союзниками быстро кончился. Война нас объединила, а победа разъединила», т.к. в них характеризуется послевоенное состояние мира.

    2. Изучение нового материала (30 мин.)

    Преподаватель:

    Итак, мы выбрали эпиграф, определили цели нашего урока и начинаем работать по следующему плану

      «Холодная война»: понятие, причины, признаки.

      «Биполярный мир».

      Последствия «холодной войны». Локальные конфликты.

    Посмотрите на фото (Приложение №2). Кто здесь изображен?

    Предполагаемые ответы:

    Главы правительств СССР, США и Великобритании – И. Сталин, Г. Трумэн, У. Черчилль.

    Какой урок вынесло человечество из второй мировой войны?

    Предполагаемые ответы:

    Основной урок, который был вынесен в результате войны, - любая война требует мобилизации людских и материальных ресурсов, несет страдания людям. Следовательно, нужно всеми силами воздерживаться от решения проблем с помощью военной силы.

    Преподаватель:

    2 сентября 1945 г. закончилась вторая мировая война, самая тяжелая и кровопролитная. После нее казалась кощунственной сама мысль о новой войне. Было сделано как никогда много, чтобы она не повторилась: разгромлены государства, ставшие на путь грубого нарушения норм международного права и откровенной агрессии. Это означало поражение политики грубой силы, попыток построения «нового порядка» на принципах воинствующего национализма и расизма.

    Главный урок, который вынесло человечество, - сохранить мир - нашел свое отражение в создании ООН, международной организации для поддержания мира и безопасности на планете.
    Объективное развитие ситуации вело к «холодной войне».

    «Холодная война» - это не просто термин, не просто метафора, это целая эпоха в жизни человечества, наполненная фактами, событиями, лицами. Предлагаю сегодня выяснить, как создавался образ этой эпохи, дополнить ее портрет теми штрихами, без которых он был бы недостаточно выразительным. Для этого вам нужно будет изучить исторические источники.

    Сегодня у нас присутствуют представители США, СССР и сторонние наблюдатели, которым предстоит выяснить, что такое «холодная война», каковы ее причины, кто виноват в развязывании «холодной войны» и каковы ее последствия.

    На парте у каждого есть задание, с которым вы будете работать в микрогруппе. Время работы – 5 мин.

    Преподаватель просит встать представителей США и СССР, задает им вопросы по документам, обучающиеся отвечают на вопросы.

    Документ «Из речи У. Черчилля 5 марта 1946 г. в городе Фултоне (США)» (Приложение 3)

    Почему речь Черчилля, по мнению историков, считается предвестницей «холодной войны»?

    Предполагаемые ответы:

    У. Черчилль обвинил СССР в экспансии, в создании «железного занавеса», отделившего Запад от стран советского влияния. У. Черчилль говорил о необходимости создания «силового кольца» вокруг стран, находящихся под контролем СССР, чтобы заставить его отказаться от построения социализма и распространения социалистических идей.

    - Документ « Реакция руководства СССР на выступление Черчилля» (Приложение 4, на 2-х листах)

    Какова была реакция советского руководства на выступление У. Черчилля? Определите отношение И. В. Сталина к речи У. Черчилля.

    Предполагаемые ответы:

    И. В. Сталин заявил, что « г. Черчилль стоит теперь на позиции поджигателя войны», поставил его в один ряд с Гитлером и оценил речь как призыв Запада к войне с СССР.

    Исторические факты (Приложение5)

    Какие цели преследовал СССР на международной арене после завершения Второй мировой войны? Приведите примеры, доказывающие усиление позиций СССР в послевоенном мире.

    Предполагаемые ответы:

    И. В. Сталин стремился усилить влияние СССР во всех регионах мира. В 1946-1948 гг. в государствах Восточной Европы и Азии, освобожденных советской армией или при ее участии, к власти пришли коммунистические правительства, взявшие курс на строительство социализма по советскому образцу. Возник ряд социалистических стран, союзных СССР.

    Документы (Приложение 6, на 2-х листах)

    Предполагаемые ответы:

    США не желали мириться с изменениями, происшедшими на международной арене. Поэтому они стали проводить силовую политику по отношению к СССР. Одним из средств сдерживания СССР считали атомное оружие, монополией на обладание которым пользовались США. Цели планов США по отношению к СССР по характеру были агрессивные.

    - Документ « Доктрина Трумэна. План Маршалла» (Приложение 7)

    Какова основная идея речи Трумэна? Какую роль она сыграла в развитии «холодной войны»? В чем суть «плана Маршалла»?

    Предполагаемые ответы:

    В доктрине Трумэна говорилось о «сдерживании» СССР, оказании непрерывного давления на него, о возможности вмешательства США во внутренние дела других стран. Доктрина положила начало созданию сети военных баз США на чужих территориях. Тогда же американский государственный секретарь Маршалл выдвинул программу экономической помощи послевоенной Европе. Фактически она стала продолжением доктрины Трумэна.

    - Документ « План Маршалла». (Приложение 8, на 2-х листах)

    Как советское руководство отнеслось

    Предполагаемые ответы:

    И.В. Сталин и его окружение восприняли « План Маршалла» как попытку поставить под контроль США экономическую и политическую жизнь принявших его стран. Опасаясь подрыва влияния СССР в государствах Восточной Европы, руководство Советского Союза потребовало от них отказа от участия в американском проекте.

    Преподаватель:

    Я хочу спросить у представителей СССР и США, стоящих друг против друга, каковы были ваши ощущения? Что испытывали? Как сторонние наблюдатели оценивают происходившее?

    Предполагаемые ответы:

    Чувство борьбы, противостояния, конфликт, с другой стороны – желание сблизиться, пойти навстречу друг другу.

    Преподаватель:

    А теперь давайте сделаем выводы по обсуждаемым вопросам.

    Что такое «холодная война»? В чем состояли причины «холодной войны»? Кто, на ваш взгляд, был ее виновником? Можно ли было избежать «холодной войны»?

    Предполагаемые ответы:

    «Холодная война» - состояние военно-политической конфронтации между Советским Союзом и США, а также между их союзниками после Второй мировой войны.

    Причины «холодной войны»: с появлением у США ядерного оружия возрастающую роль в международных отношениях стала играть военная мощь. Политики и в Советском Союзе, и в Соединенных Штатах оказались заинтересованы в создании образа врага. В условиях, когда судьба освобожденных от фашизма стран оставалась неопределенной, между СССР и США развернулось противоборство за право определять пути их дальнейшего развития.

    Главной причиной «холодной войны» стали глобальные, геополитические, непримиримые противоречия между мировыми общественно-политическими системами – капитализмом и социализмом, отягощенные идеологией и субъективными качествами лидеров великих держав.

    Лидеры и Советского Союза, и Соединенных Штатов проявляли неконструктивность, нежелание идти на компромиссы, считаться с интересами друг друга.

    Преподаватель:

    В «холодную войну» оказались вовлечены не только сверхдержавы, формируется биполярный мир. Вашим микрогруппам необходимо было определить последствия «холодной войны». (Приложение 9, на 3-х листах,)

    Что такое «биполярный мир»? Как он сложился? Каковы результаты возникновения двух военно-блоковых систем? С помощью карты раскройте смысл изменения геополитической ситуации в Европе к концу 1949г. В чем состояли причины и последствия Берлинского кризиса?

    Предполагаемые ответы:

    Биполярный мир – мир, разделенный на две противостоящие друг другу части: Восток и Запад. Соперничество СССР и США привело к гонке вооружений, борьбе за контроль над ключевыми районами мира, росту числа локальных конфликтов и созданию системы военных союзов.

    Для регулирования экономических взаимоотношений в Восточной Европе в январе 1949г. был создан Совет экономической взаимопомощи (СЭВ) (работа с картой). СЭВ стал первой международной организацией социалистических стран. Со своей стороны страны Запада 4 апреля 1949г. сформировали военно-политическую организацию Североатлантического договора (НАТО) (работа с картой). Ответом на вступление ФРГ в НАТО в 1955г. стало создание Организации Варшавского договора, военно-политического союза СССР с дружественными ему странами Восточной Европы (работа с картой). Формирование системы союзов в Европе ускорил конфликт между СССР и США, поставивший эти страны на грань военного столкновения. Конфликт был связан с нерешенностью германского вопроса (работа с картой).

    Западные державы не желали мириться с установившимся на востоке Германии советским влиянием. Берлинский кризис сделал разделение Германии неизбежным.

    Создание двух военно-блоковых систем привело к значительному обострению международной обстановки и сказалось на политическом развитии многих стран.

    Преподаватель:

    В противостояние были вовлечены и страны Азии.

    Документ «Корейская война» (Приложение 10, на 3-х листах)

    Предполагаемые ответы:

    Гражданская война в Корее переросла в международную. Советским и американским летчикам пришлось сражаться друг с другом. Военное столкновение в Корее между двумя военно-блоковыми системами поставило страны на грань войны.

    Преподаватель:

    Подведем итоги нашего диалога.(5 мин.)

    Обратимся к вопросам, сформулированным в начале урока. Получили ли мы ответы на них?

    Какие уроки можно извлечь из военного противостояния СССР и Запада в 1945 – 1953г. г.

    Какие из этих уроков актуальны в современном мире?

    Чем опасна «холодная война»?

    Предполагаемые ответы:

    Обе страны претендовали на лидирующую роль в мире. Они использовали для ослабления друг друга такие средства, как экономическая блокада, политическая пропаганда, гонка вооружений, локальные конфликты. Локальные конфликты стали неизменной приметой послевоенных лет. Во многих регионах мира «холодная война» послужила детонатором кровавых «горячих конфликтов».

    Преподаватель:

    Представьте, что вы присутствуете на встрече руководителей государств, с какими словами, пожеланиям, вопросами вы бы обратились к руководителям России и США.

    Обучающиеся высказывают свои пожелания.

    Предполагаемые ответы:

    Откажитесь от противостояния.

    Откажитесь от санкций.

    Берегите мир.

    Давайте пожмем друг другу руки и направим наши усилия на использование атома в мирных целях.

    Преподаватель:

    Да, действительно, только сотрудничество, взаимодействие, желание пойти на компромиссы сблизят государства и помогут решить существующие проблемы. Все должны объединиться, чтобы не допустить «холодной войны» и перерастания ее в «горячую».

    Будущее есть следствие прошедшего и настоящего, но настоящее - текущий момент, единственное время, в которое можно сделать что-то такое, что к любому прошедшему добавит нечто, что вызовет к жизни желанное будущее. Если же в настоящем ничего не делать, то мы рискуем оказаться в том будущем, которое надвигается «само собой» - автоматически или во исполнение чуждой нам чужой воли.

    3. Заключение. (5 мин.)

    Преподаватель:

    Наш урок подходит к концу, я предлагаю вам продолжить фразу: «После нашего урока я могу……»

    Предполагаемые ответы:

    Проводить поиск необходимой информации в исторических источниках;

    Формулировать понятия, выделять существенные признаки;

    Анализировать исторические события;

    Излагать суждения о причинно-следственных связях исторических фактов;

    Определять свое отношение и объяснять оценку наиболее значительных личностей и событий в истории;

    - объяснять смысл и значение изучаемых исторических событий и явлений;

    Работать в группе;

    Уважительно относиться к оппоненту.

    Домашнее задание: Написать эссе, темой которого послужит высказывание Т. Карлейля «Любая война есть непонимание».

    Выставление и комментирование оценок.

    Спасибо, урок закончен!

    Приложение № 1.

      Наш медовый месяц с союзниками быстро кончился. Война нас объединила, а победа разъединила.

    Е.Евтушенко.

      Результаты нашего труда не оставляют человечеству

    другого выбора, кроме того как создать объединенный мир, мир, основанный на законности и гуманизме.

    Р. Оппенгеймер

      Каким видом оружия будет вестись III мировая война? Не знаю, но единственным оружием IV будет каменный топор.

    А. Энштейн

      Прошедшее надо знать не потому, что оно прошло, а потому, что, уходя, оно не умело «убирать своих последствий».
      В.О. Ключевский

    • Мы идем в будущее, оглядываясь на прошлое.

    П. Валерии

    Приложение №2

    Приложение №3

    Вопрос к документу: Почему речь Черчилля, по мнению историков, считается предвестницей «холодной войны»?

    Из речи У. Черчилля 5 марта 1946 г. в городе Фултоне (США)
    От Штеттина на Балтике до Триеста на Адриатике «же­лезная завеса» спустилась на континент. За этой линией хранятся все сокровища древних государств Центральной и Восточной Европы. Варшава, Берлин, Прага, Вена, Бу­дапешт, Белград, Бухарест, София - все эти знаменитые города и население в их районах находятся в советской сфере и все подчиняются в той или иной форме не только советскому влиянию, но и в значительной степени увели­чивающемуся контролю Москвы... Только Афины с их бессмертной славой свободны решать свое будущее на выборах под наблюдением англичан, американцев и французов. Польское правительство, находящееся под контролем русских, поощрялось к огромным и несправедливым посягательствам на Германию…

    Коммунистические партии, которые были очень незначительны во всех восточных государствах Европы, достигли исключительной силы, намного превосходящей их численность, и стремятся всюду установить тоталитарный контроль. Полицейские правительства преобладают почти повсеместно, и до настоящего времени… в них не существует никакой подлинной демократии.

    Турция и Персия глубоко встревожены и обеспокоены требованиями, которые предъявляет к ним московское правительство. Русские сделали попытку в Берлине создать коммунистическую партию в их зоне оккупации Германии (…) Если теперь советское правительство попытается отдельно создать прокоммунистическую Германию в своей зоне, это причинит новые серьёзные трудности в британской и американской зонах и разделит побеждённых немцев между Советами и западными демократическими государствами.

    За исключением Бри­танского Содружества наций и США, где коммунизм на­ходится в зачаточном состоянии, компартии, или пятые колонны, представляют собой возрастающую угрозу и опасность для христианской цивилизации... Русские больше всего восхищаются силой, и нет ничего такого, к чему бы они питали меньшее уважение, чем военная слабость. По этой причине наша старая доктрина равновесия сил является несостоятельной. Мы не можем позволить себе полагаться на незначительный перевес в силах, создавая тем самым соблазн для пробы сил...
    Если население Содружества наций, говорящих на анг­лийском языке, добавить к США и учесть, что будет озна­чать подобное сотрудничество на море, в воздухе в области науки и промышленности, то не будет существовать никакого шаткого и опасного соотношения сил. Я отгоняю от себя мысль, что новая война неизбежна или, более того, что новая война нависла... Я не верю, что Совет­ская Россия хочет войны. Она хочет плодов войны и безгра­ничного распространения своей силы и своих доктрин. Но то, что мы должны рассмотреть здесь сегодня, - это система предотвращения угрозы войны, обеспечение условий для развития свободы и демократии так быстро, как только возможно, во всех странах...».

    Приложение №4.

    Вопросы к документу: Какова была реакция советского руководства на выступление У. Черчилля? Определите отношение И. В. Сталина к речи У. Черчилля?

    Реакция руководства СССР на выступление Черчилля:

    "Вчера в Америке товарищ Черчилль выступил с провокационной речью. Вы о ней подробней прочтёте в "Правде". Сей господин призывает братьев-империалистов не церемониться с нами. Товарища Черчилля раздражает победа коммунистической идеологии в странах Восточной Европы. Он хотел бы вернуть предвоенный мир. Поблагодарим товарища Черчилля, давнего поджигателя войны. Сообщают, что руководители США и Англии, Трумэн и Эттли, открестились от призывов Черчилля. Поздно, господа. Мы тоже могли бы сделать вид, будто ничего не случилось, но это не в наших интересах. Мы будем трактовать речь товарища Черчилля как прямой призыв к войне с СССР и лагерем социализма. Очень хорошая и своевременная для нас речь... Между нами говоря, после войны у нас в обществе появились неверные настроения. Некоторые представители интеллигенции позволяют себе открыто восхищаться западным образом жизни, преступно забывая, что в мире идёт борьба классов. Спасибо тебе, товарищ Черчилль, что ты нас вернул к действительности. И напомнил о нашей главной задаче. Теперь насчёт нашего отставания, о котором упомянул этот мерзавец... Это не так, и это так! Все мы помним, как Черчилль и империалисты долго не открывали второй фронт, желая как можно больше обескровить нас. Но произошло обратное. Истекая кровью, теряя сотни тысяч в сражениях, мы создали самую сильную армию в мире... У господ империалистов сейчас осталось единственное преимущество - атомная бомба. Это очень серьёзное преимущество. Наша задача в кратчайший срок ликвидировать его- это раз. И два: с сегодняшнего дня мы возобновляем нашу борьбу. Мы должны пресечь настроения благодушия и идеологической слабости".

    И.В. Сталин же в интервью корреспонденту газеты "Правда" так прокомментировал фултонское выступление У. Черчилля:

    «...По сути дела, г. Черчилль стоит теперь на позиции поджигателя войны. И г. Черчилль здесь не одинок - у него имеются друзья не только в Англии, но и в Соединенных Штатах Америки... Гитлер начал дело развязывания войны с того, что провозгласил расовую теорию, объявив, что только люди, говорящие на немецком языке, представляют полноценную нацию. Г-н Черчилль начинает дело развязывания войны тоже с расовой теории, утверждая, что только нации, говорящие на английском языке, являются полноценными нациями, призванными вершить судьбы всего мира... По сути дела, г. Черчилль и его друзья в Англии и США предъявляют нациям, не говорящим на английском языке, нечто вроде ультиматума: признайте наше господство добровольно, и тогда все будет в порядке, - в противном случае неизбежна война... Несомненно, что установка г. Черчилля есть установка на войну, призыв к войне с СССР. Я не знаю, удастся ли господину Черчиллю и его друзьям организовать после второй мировой войны новый поход против "Восточной Европы". Но если им это удастся, - что маловероятно, ибо миллионы "простых людей" стоят на страже дела мира, - то можно с уверенностью сказать, что они будут биты.»

    Приложение №5.

    Вопросы к документу: Какие цели преследовал СССР на международной арене после завершения Второй мировой войны? Приведите примеры, доказывающие усиление позиций СССР в послевоенном мире.

    Факты.

    Острый конфликт произошел из-за сроков вывода советских войск из Северного Ирана, куда они вступили еще в 1941г. по договоренности с Англией. В декабре 1945г. в иранском Азербайджане и Курдистане (Северный Иран) были сформированы местные органы власти. Они провозгласили автономию. Страны Запада сочли это нарушением обязательств, принятых союзниками в Тегеране в 1943г. об уважении территориальной целостности страны, потребовали от СССР незамедлительно вывести войска с территории Ирана. Со стороны США последовала первая в истории советско-американских отношений угроза применить в случае военного решения конфликта ядерное оружие. Столь болезненная реакция объяснялась опасениями, что СССР поставит под контроль нефтяные богатства Ирана. После вывода советских войск правительство Ирана по совету англичан не только ликвидировало автономии, но и расторгло договор об аренде с Советским Союзом ряда нефтяных месторождений сроком на 50 лет.

    В 1945-1946 гг. в большинстве восточноевропейских стран у власти стояли коалиционные правительства. Наряду с коммунистами в них были представлены и другие политические силы.

    В 1945 г. коммунистический режим был установлен в Югославии и Северном Вьетнаме.

    В 1946г. – в Албании, Болгарии.

    1947г. – коммунисты победили на выборах в Польше и Венгрии.

    Декабрь 1947г. – румынский король Михай под давлением советского военного командования отрекся от престола и передал власть коммунистам.

    1948г. - коммунистический режим установился в Чехословакии, просоветский режим установлен в Северной Корее.

    1949г. – коммунисты пришли к власти в Китае.

    Произошло полное подчинение лидеров коммунистических режимов Сталину.

    Приложение № 6.

    Вопросы к документам: Сформулируйте кратко главную цель США в отношении СССР после второй мировой войны? Можно ли расценить борьбу США с ненавистным, несправедливым советским режимом как справедливые, отражающие интересы мирового сообщества действия? Каковы по характеру цели планов США в отношении СССР? Осуществляют ли аналогичные действия США в отношении других государств в настоящее время.

    Выдержки из директивы Совета национальной безопасности США: 20/1 от 18.08.1948 г. “Наши цели в отношении России” и СНБ-68 от 30.09.1950 г.

    «Наши основные цели в отношении России, в сущности, сводятся всего к двум:

    а) Свести мощь и влияние Москвы до пределов, в которых она не будет представлять угрозу миру и стабильности международных отношений;

    б) Провести коренные изменения в теории и практике внешней политики, которых придерживается правительство, стоящее у власти в России.

    Речь идёт прежде всего о том, чтобы сделать и держать Советский Союз слабым в политическом, военном и психологическом отношениях по сравнению с внешними силами, находящимися вне пределов его контроля.

    Другими словами, мы должны создавать автоматические гарантии, обеспечивающие, чтобы даже некоммунистический и номинально дружественный к нам режим:

    а) не имел большой военной мощи;

    б) в экономическом отношении сильно зависел от внешнего мира;

    в) не имел серьезной власти над главными национальными меньшинствами;

    г) не установил ничего похожего на железный занавес.

    В случае, если такой режим будет выражать враждебность к коммунистам и дружбу к нам, мы должны позаботиться, чтобы эти условия были навязаны не оскорбительным или унизительным образом. Но мы обязаны не мытьём, так кaтаньем навязать их для защиты наших интересов».

    Из Директивы СНБ-68 от 30.09.1950 г.

    «…сеять семена разрушения внутри советской системы с тем, чтобы заставить Кремль по крайней мере изменить его политику… Но без превосходящей наличной и легко мобилизуемой военной мощи политика “сдерживания”, которая по своему существу политика рассчитанного и постепенного принуждения, не больше, чем блеф.

    Нам нужно вести открытую психологическую войну с целью вызвать массовое предательство в отношении Советов и разрушить иные замыслы Кремля...

    Помимо утверждения наших ценностей, наша политика и действия должны быть таковы, чтобы вызвать коренные изменения в характере советской системы, срыв замыслов Кремля - первый и важный шаг к этим изменениям.».

    4 сентября 1945 г.в США был составлен документ (меморандум Объединенного разведывательного комитета за № 329), в котором говорилось: «Отобрать приблизительно 20 наиболее важных целей, пригодных для стратегической атомной бомбардировки в СССР и на контролируемой им территории».

    «Русским, - писал 5 января 1946 г. президент США Г. Трумэн государственному секретарю Дж. Бирнсу, нужно показывать железный кулак и говорить сильным языком. Я думаю, мы не должны теперь идти с ними ни на какие компромиссы».

    Председатель сенатской комиссии по атомной энергии Макмагон открыто заявлял: «Война с русскими неизбежна. Надо смести их с лица земли и быстрее».

    «Оценка планов стратегического наступления в воздухе против СССР, подготовленная главнокомандующим американскими ВВС и представленная Объединенному комитету начальников штабов», 21 декабря 1948 г.

    «Война начнется до 1 апреля 1949 г. Атомные бомбы будут применены в таком масштабе, в каком это будет возможно и желательно… очень важно наметить районы, где расположены наиболее значительные советские промышленные центры… Карты с обозначенными целями и маршрутами полетов для осуществления операций, затрагивающие первые 70 городов, будут готовы к 1 февраля 1949 г.»

    Из статьи западногерманского историка Б. Грайнера
    В Вашингтоне имелась группа, коей было совершенно безразлично, что думают и делают СССР или Сталин. Это - разработчики военных планов. Самое позднее с лета 1945 г. они твердо знали своего врага и серийно выпускали военные планы. В 1948-1949 гг., к примеру, считалось возможным покончить с Советским Союзом, уничтожив атомными бом­бами его 70 городов и индустриальных центров. С маниа­кальной точностью были расписаны все детали: нападению подвергнутся 1947 объектов, в течение 30 дней намечалось 2,7 миллиона человек убить и 4 миллиона ранить. В марте 1954 г. командование стратегических ВВС видело себя на пике могущества. В случае необходимости оно бралось об­рушить со всех сторон света на СССР 750 бомб и в течение двух (!) часов превратить его в «дымящиеся радиоактивные руины». Заметим, что по этому сценарию США никак не пострадали бы.

    Приложение № 7.

    Вопросы к документам: Какова основная идея речи Трумэна? Какую роль она сыграла в развитии «холодной войны»? В чем суть «плана Маршалла»?

    Доктрина Трумэна.

    Лидеры стран Запада опасались, что СССР будет и впредь расширять свою «сферу интересов», включая в нее все новые страны, где будут усиливаться позиции коммунистов. В марте 1947г. конгресс США по просьбе Г. Трумэна одобрил выделение денег Греции и Турции и посылку туда военного персонала для защиты этих стран от «коммунистической агрессии». Послание президента США конгрессу получило название доктрины Трумэна. Ставилась задача «сдерживания» СССР и его союзников от «захвата» новых территорий. Впоследствии была провозглашена доктрина отбрасывания, т.е. освобождения от влияния СССР стран, попавших под его контроль. Эта политика связывалась с обеспечением безопасности и жизненно важных интересов самих США.

    План Маршалла.

    Составной частью нового внешнеполитического курса США была программа экономического возрождения разрушенной войной Европы. Её разработал новый государственный секретарь США Маршалл. Названный его именем план был одобрен на международной конференции в Париже (12.7-22.9.1947). СССР в конференции не участвовал, так как расценил этот план как нацеленный на экономическое закабаление Европы Америкой и оказал давление на восточноевропейские страны с тем, чтобы они отказались от участия в реализации плана Маршалла. Всего же план Маршалла подписали 16 западных стран.

    Маршалл в своей речи в Гарвардском университете заявил: Он говорил, что европейские государства, желающие пользоваться его планом, должны сами проявить инициативу и выработать детали этого плана, подсчитывая необходимые средства, предоставить данные о состоянии своей экономики, потребностях, планах использования поступающих средств.

    План Маршалла начал осуществляться с апреля 1948 г., когда конгресс США принял "закон об экономическом сотрудничестве", предусматривавший 4-летнюю программу экономической помощи Европе. Общая сумма ассигнований по плану Маршалла (с апр. 1948 по дек. 1951) составила около 12,4 млрд. долл., причём основная доля пришлась на Англию (2,8 млрд.), Францию (2,5 млрд.), Испанию (1,3 млрд.), Западную Германию (1,3 млрд.), Голландию (1 млрд.). При этом американцы, в качестве предварительного условия предоставления помощи, потребовали выведения коммунистов из состава правительств стран, подписавших договор. К 1948 году ни в одном правительстве Западной Европы коммунистов не было.

    Приложение № 8.

    Вопросы к документу: Как советское руководство отнеслось к «плану Маршалла»? Почему? Попытайтесь объяснить, почему И.В. Сталин не принял предложение госсекретаря США Д. Маршалла? Почему Сталин потребовал от стран Восточной Европы отказа от участия в американском проекте?

    План Маршалла.

    План Маршалла в Москве первоначально был встречен с интересом. Еще не пропали надежды на американские кредиты для восстановления страны. Поэтому советское руководство колебалось. По воспоминаниям одного из руководителей МГБ П. Судоплатова, первоначально советское руководство серьезно рассматривало участие СССР в плане Маршалла. Помощник В. Молотова Ветров рассказывал П. Судоплатову перед отъездом в Париж для участия в переговорах о будущем Европы, что «наша политика строится на сотрудничестве с западными союзниками в реализации «плана Маршалла», имея в виду прежде всего возрождение разрушенной войной промышленность на Украине, в Белоруссии и в Ленинграде».

    Советский Союз был приглашен на встречу министров Иностранных дел в Париж по проблемам американской помощи, на что Политбюро ЦК ВКП(б) 21 июня 1947 г. дало положительный ответ. Вот как вспоминает об этом времени министр иностранных дел В. М. Молотов: «Я вначале согласился, между прочим, в ЦК внес предложение: надо участвовать. А потом опомнился и послал вторую записку в тот же день: давайте откажемся. …Но а там (В Париже) такая банда собралась, что рассчитывать на добросовестное отношение не приходилось… Много смутного было. Но если они считают, что это была наша ошибка, отказаться от плана Маршалла, значит правильно мы сделали… А вначале мы в МИДе хотели предложить участвовать всем социалистическим странам, но быстро догадались, что это неправильно. Они затягивали нас в свою компанию, но подчиненную компанию. Мы бы зависели от них, но ничего бы не получилось толком, а зависели бы, безусловно».

    Еще более негативная оценка звучит в докладной записке академика Е. Варги, написанная по заданию В. Молотова. Академик считал, что в основе плана Маршалла лежат экономические интересы руководства США: «Решающее значение для выдвижения плана Маршалла имело экономическое положение США. План Маршалла должен был в первую очередь явиться оружием смягчения очередного экономического кризиса, приближение которого уже никто в США не отрицает. Американская финансовая олигархия и американская политика ищут средства для смягчения предстоящего экономического кризиса. Таким средством является продажа излишних (в условиях капитализма) товаров за границей». Исходя из оценки экономического положения в США, Е. Варга делает вывод: «Смысл плана Маршалла на этом фоне следующий. Если уж в интересах самих США нужно отдать за границу американские товары на много миллиардов долларов в кредит ненадежным должникам, то нужно постараться извлечь из этого максимальные политические выгоды». Такими выгодами, по мнению академика Е. Варги, является «демонстрация превосходства США», «роль «спасителей «всей Европы».

    2 июля 1947г. Сталин приказал Молотову покинуть французскую столицу.

    И. В. Сталин, и его окружение восприняли план Маршалла как попытку поставить под контроль США экономическую и политическую жизнь принявших его стран. И. В. Сталин приказал странам «народной демократии» Восточной Европы отказаться от «плана Маршалла». В. М. Молотов объявил, что помощь США «неизбежно приведет к вмешательству одних государств в дела других», «расколет Европу на две группы стран». И. В. Сталин запретил странам «международной демократии» вступать в Международный валютный фонд.

    В 1947 г. коммунисты восточноевропейских стран по указанию Информационного бюро коммунистических партий резко осудили «план Маршалла» и выдвинули идею ускоренного развития своих стран с опорой на собственные силы при поддержке СССР.

    Приложение № 9.

    Вопросы к документам: Что такое «биполярный мир»? Как он сложился? Каковы результаты возникновения двух военно-блоковых систем? С помощью карты раскройте смысл изменения геополитической ситуации в Европе к концу 1949г. В чем состояли причины и последствия Берлинского кризиса?

    О создании Совета Экономической Взаимопомощи

    В январе этого года состоялось в Москве экономическое совещание представителей Болгарии, Венгрии, Польши, Румынии, СССР, Чехословакии...

    Для осуществления более широкого экономического сотрудничества стран народной демократии и СССР совещание признало необходимым создать Совет Экономической Взаимопомощи из представителей стран - участников совещания на основе равноправного представительства с задачей обмена хозяйственным опытом, оказания друг другу технической помощи, оказания взаимной помощи сырьем, продовольствием, машинами, оборудованием и т.п.

    Совещание признало, что Совет Экономической Взаимопомощи является открытой организацией, в которую могут вступить и другие страны Европы, разделяющие принципы Совета Экономической Взаимопомощи и желающие участвовать в широком экономическом сотрудничестве с вышеизложенными странами. <...>

    Приложение № 10.

    Вопросы к документам: Что такое локальные конфликты? Почему они были опасны для международной безопасности? Почему началась Корейская война? Каковы были итоги Корейской войны? Какие выводы должны были сделать стороны конфликта из итогов Корейской войны?

    Корейская война

    Локальные конфликты – военные столкновения на ограниченной территории с прямым или косвенным участием Советского Союза и Соединенных Штатов. В период «холодной войны» они стали главной угрозой международной безопасности.

    Наиболее крупный конфликт на Азиатском континенте произо шел в Корее. После войны СССР и США поделили японскую колонию Корею. В южной части этой страны этой страны, занятой в ходе войны с Японией войсками США, в мае 1948 г. прошли выборы в парла мент. Было провозглашено создание Республики Корея со столицей в Сеуле.

    В северной части Кореи, освобожденной советскими войсками, в августе 1948 г. возникла Корейская Народно-Демократическая Республика (КНДР) со столицей в Пхеньяне. И правительство Северной Кореи, и правительство Южной Кореи считали, что они являются единственно законным представителем всего корейского народа.

    КНДР получила значительную помощь от СССР и Китая для укрепления своей обороноспособности. В частности, в Северной Корее работало более 4 тыс. иностранных военных специалистов. Лидер КНДР Ким Ир Сен (1912-1994) был уверен, что правительство Юга с помощью США ведет подготовку к захвату всей Кореи.

    Н.С. Хрущев вспоминал: «Ким Ир Сен, ведя беседу со Сталиным, поставил вопрос, что хотелось бы прощупать Южную Корею штыком, и говорил, что там при первом же толчке из Северной Кореи произойдет внутренний взрыв установится народная власть, такая же, как в Северной Корее. Сталин не противостоял этому. Ведь это импони ровало сталинской точке зрения, его убежденности, тем более что тут ставился внутрикорейский вопрос: Северная Корея хочет протянуть дружественную руку своим братьям , которые находятся в Южной Корее под пятой Ли Сын Мана... Сталин выражал некоторые сомнения, его беспоко ило, ввяжутся ли США или пропустят мимо ушей? Оба склонились к тому, что если все будет сделано быстро, а Ким Ир Сен был уверен, что все произойдет быстро, то вмешательство США окажется исключенным. Сталин все-таки решил запросить еще мнение Мао Цзэдуна о предложении Ким ИР С ена. ...Мао ответил одобрением. Должен четко заявить, что эта акция была предложена не Сталиным, а Ким Ир Сеном. Тот был инициатором, но Сталин его не удерживал. Да я считаю, что и никакой коммунист не стал бы его удерживать в таком порыве освобождения Южной Кореи от Ли Сын Мана и американской реакции. Это противоречило бы коммунистическому мировоззрению. Я тут не осуждаю Сталина . Наоборот, я полностью на его стороне. Я и сам бы, наверное, тоже принял такое же решение ,если бы именно мне нужно было решать.»

    25 июня 1950 г. Корейская народная армия (КНА) начала наступление на юг страны.

    Столкновения на границе, инициировавшиеся как Севером, так и Югом, происходили и ранее. Однако крупномасштабную войну, хотя это долгое время отрицалось советской исторической наукой, начала именно Северная Корея. США воспользовались тем, что представитель СССР временно не участвовал в работе Совета Безопасности ООН, и добились принятия резолюции, провозглашавшей Северную Корею агрессором.

    Гражданская война в Корее переросла в международную. Г. Трумэн заявил 4 октября 1952 г.: «Мы сражаемся в Корее для того, чтобы не пришлось воевать в Уичите, в Чикаго, в Новом Орлеане или в бухте Сан- Франциско.» События в Корее стали для Запада подтверждением существования «коммунистической угрозы».
    В сентябре 1950 г. вооруженные силы США и союзных им стран под флагом войск ООН высадились в тылу северокорейских войск и заняли почти всю территорию Кореи, выдвинулись на китайскую границу. 25 октября 1950 г. правительство КНР приняло решение отправить в Корею добровольцев. В ноябре Советский Союз пере бросил на территорию Китая и Северной Кореи авиакорпус (26 тыс. человек, 321 самолет) для прикрытия войск союзников с воздуха. Впервые в воздушных боях состоялась проба сил советской и американской авиации. Со стороны США в боевых действиях участвовало до 2400 самолетов. Командование США рассматривало вопрос о применении ядерного оружия. На пресс-конференции 30 ноября 1950г. американский президент призвал к всемирной мобилизации против коммунизма.

    К февралю 1951 г. линия фронта рассекла территорию Кореи по 38-й параллели. Боевые действия до заключения перемирия в 1953 г. приобрели позиционный характер.

    В целом за время войны КНДР потеряла 2,5 млн человек, КНР - около 1 млн человек, Южная Корея - 1,5 млн человек, США- 140 тыс. (34 тыс. убитыми и 103 тыс. ранеными). СССР потерял в воздушных боях 335 самолетов, КНР – около 600 самолетов, США - 1182 самолета.

    Война в Корее выявила явное превосходство новых советских реактивных самолетов МИГ-17 над американскими. В то же время за годы войны США переоснастили свой авиапарк, после этого соотношение их и советских потерь изменилось примерно с 8: 1 до 2: 1.

    Военное столкновение в Корее между двумя военно-блоковыми системами поставило страны на грань войны. На Чукотке началось развертывание войск, которым в случае военных действий между СССР и США предстояло высадиться на Аляске. В Советском Союзе была принята программа строительства мощного подводного флота, призванного лишить США господства на морях.

    Как видно из опубликованных в последние годы документов, советское руководство стремилось ограничить масштабы вовлечения СССР в конфликт в Корее и предотвратить его перерастание в войну между двумя системами союзов. Сходные настроения существовали и в США, где в правящих кругах широко распространилось убеждение, что война в Корее идет «не в том месте и не в то время», чтобы из-за нее разгорелось глобальное столкновение двух блоков.

    Из воспоминаний участника войны в Корее летчика Б. С. Абакумова:

    На одном из подмосковных аэродромов, после ноябрьского воздушного парада над Красной площадью, по распоряжению правительства в 1950 г. была отобрана группа летчиков-истребителей для оказания помощи Корейской Народно-Демократической Республике в ходе Корейской войны. Возглавил группу трижды Герой Советского Союза И. Н. Кожедуб. Перед летчиками была поставлена задача прикрыть небо Северной Кореи от налетов американской авиации и тем самым защитить на дальних подступах границы Советского Союза… Теория атак реактивных истребителей вынашивалась нашими теоретиками давно. Теперь она якобы нашла подтверждение именно на корейском фронте, когда американцам не надо было вести массовых боев за превосходство в воздухе…О мастерстве наших летчиков рассказывали не только пленные английские и австралийские пилоты, но также американская печать и верховное командование США…

    "План Маршалла" действительно послужил экономической и политической основой для агрессивного военного союза. Спустя почти 20 лет в сенате США открыто признали: "План Маршалла положил основу Североатлантическому союзу". Таким образом "план Маршалла" наряду с некоторыми экономическими задачами имел, как и "доктрина Трумэна", военнополитическое назначение. Но официально решили преподнести этот план как чисто экономическое мероприятие. Маршалл в своей речи в Гарвардском университете заявил: В общем "план Маршалла", как и "доктрина Трумэна", преследовал военно-стратегические и политические задачи, но только несравненно более крупные. Он также, хотя более осторожно, завуалированно предусматривал вмешательство США во внутренние дела стран Западной Европы. Но формально Маршалл старался придать своему плану демократическую окраску. Он говорил, что европейские государства, желающие пользоваться его планом, должны сами проявить инициативу и выработать детали этого плана, подсчитывая необходимые средства и т.д.

    Вопросы:

    1. Попытайтесь объяснить, почему И. В. Сталин не принял предложение госсекретаря США Д. Маршалла.

    2. Как, по вашему мнению, следовало реагировать на данное предложение?

    3. Почему И. В. Сталин потребовал от стран Восточной Европы отказа от участия в американском проекте?

    4. Объясните рост экспансионистских настроений в сталинском руководстве после войны.

    1939 – 1935 отношения между ведущими державами складываются под влиянием двух факторов.

    В основе первой тенденции было осознание мировым сообществом необходимость взаимодействия государств для обеспечения мира и безопасности, сотрудничества при решении международных проблем экономического, социального, культурного, гуманитарного характера.

    Второй тенденцией стало доминирование двух сверхдержав: СССР и США.

    Удельный вес США в мировом промышленном производстве к концу войны составил 60%. США после 2МВ сосредоточили в своих руках

    После 1945 года началась холодная война – глобальное военно-политическое противостояние СССР и США.

    Бывший премьер-министр Великобритании Черчилль в марте 1946 года, выступая в городе Култон, призвал к объединению всех демократических народов для защиты своей свободы.

    В марте 1947 президент США Трумэн в послании конгрессу определил сдерживание СССР и союзных ему политических сил в качестве жизненно важного интереса для обеспечения безопасности США.

    Основными направлениями холодной войны стали:

    1. Гонка вооружений
    2. Разработка и размещение новых видов оружия массового поражения, наращивание их количества
    3. Противостояние военно-политических блоков
    4. Прямое военное противостояние в локальных войнах
    5. Психологическая война, то есть подрывная пропаганда и поддержка оппозиции
    6. Ожесточенное противоборство разведок и специальных служб
    7. Борьба за влияние в странах третьего мира

    Основные вехи холодной войны:

    План Маршала. В 1947 государственные секретарь США Джордж Маршал представил план помощи странам Европы.

    Германия была поделена на 4 оккупационные зоны между США, СССР, Англией и Францией. В январе 1948 года Англия, Франция и США объединили свои зоны в Тризонию. В апрели 1948 года СССР ввел контрольный режим на автостраде и ж/д. В июне 1948 года советская военная администрация запретила ввоз в Берлин денежных знаков и грузов из Тризонии. В течении мая-октября 1949 года оформился раздел Германии на либерально-демократическое государство западного типа – ФРГ и ГДР – государство с социалистической ориентацией. Дипломатические отношения между СССР и ФРГ установились лишь в 1955 году. Восточный Берлин был провозглашен столицей ГДР. В результате в 1961 году восточногерманские власти при посредничестве Советского Союза возвели стену, разделившую город на две части.

    4 апреля 1949 года в Брюсселе представители 12 стран (США, Канада, Великобритания, Франция, Италия, Бельгия, Голландия, Люксембург, Норвегия, Дания, Исландия и Португалия) подписали североатлантический пакт, создав НАТО. В 1952 году к альянсу присоединилась Греция и Турция, в 1955 году – ФРГ.

    В 1949 возникает СЭВ – совет экономической взаимопомощи.

    Кульминационным моментом холодной войны стал Карибский кризис 1962 года. 1 января 1959 на Кубе произошла революция, направленная против диктаторского режима американского ставленника Бастисты. Лидер кубинской революции Кастро заявил о социалистическом характере революции, о своих марксистко-ленинских взглядах и ориентации на СССР.

    Первый кризис – в условиях 1 мв

    Второй – 2мв

    Третий – кубинская революция

    СССР тайно решил разместить на острове Свободы 42 атомные ракеты среднего радиуса действия 2000 км. На Кубе находилось 40 000 советских солдат и офицеров. Американское руководство объявило об экономической блокаде Кубы. В октябре 1962 года США приготовились нанести мощный удар по Кубе. Над территорией Кубы в ночь с 27 на 28 октября советской ракетой был сбит американский самолет-разведчик. Пилот погиб. В результате начавшихся переговоров Советский Союз убрал все атомные ракеты с территории Кубы, а США отказались от планов вооруженной агрессии в отношении Кубы и размещения собственных атомных ракет на территории Турции.

    После Карибского кризиса в 1963 году был подписан договор о запрещении испытаний атомного оружия в трех сферах: на земле, под водой и в космосе. Этот договор подписали США, СССР и Англия.

    В след за США в 1945 СССР в 1949 – ядерное оружие. Великобритания впервые провела испытание ядерного оружия – 1952, Франция – 1960, Китай – 1964, Индия – 1974, Пакистан – 1998. Северная Корея – 2006. Израиль не комментирует наличие у него ядерного оружия.

    1968 год подписан договор о нераспространении ядерного оружия.

    В послевоенный период сложилась новая расстановка политических сил на мировой арене . Ликвидировано германское могущество в центре Европы и Японии – на Дальнем Востоке, истощены силы Великобритании и парализованаФранция после четырех лет немецкой оккупации. Начался распад колониальной системы. На авансцену мировой арены вышли две новые сверхдержавы – СССР и США, могущественные в политическом и военном отношении.

    После войны сложился новый – биполярный мировой порядок , т.е. утвердилась двухполюсная структура международных отношений в виде противостояния двух общественно-политических сис­тем. США объявили себя защитниками свободно­го мира, капитализма, а СССР – оплотом мира, демократии и социализма. Стержневым приоритетом стала жесткая конфронтация с внешним врагом двух блоков – НАТО и ОВД (Организация Варшавского Договора). В контексте противостояния двух полюсов сформировался блок неприсоединившихся стран. Весь мир был разделен на сферы влияния и интересов. Понятия «Восток» и «Запад» приобрели идеолого-политическое измерение. Когда обозначились крупные революционные перемены в странах Африки и Азии, то линия США и других стран Запада была направлена на оттеснение ле­вых сил, придерживающихся «социалистической ориентации», и сохранение освободившихся стран в орбите «свободного мира». СССР же стремился максимально расширить «сферу социализма», наса­ждая «советскую модель». СССР сумел создать собственную сферу влияния, над которой был установлен жесткий контроль. Однако сталинскому руководству не удалось распространить влияние СССР в Средиземноморье, на Ближний и Средний Восток. Жесткая конфронтация, противостояние осложнялось новым военно-стратегическим фактором – наличием у лидеров блоков ядерного оружия.

    В послевоенный период сложилась новая структура мирового порядка: две супердержавы – вершина пирамиды, за ними – Англия, Франция и Китай, которые наряду с СССР и США входили в число пяти постоянных членов Совета Безопасности ООН, далее страны, имеющие мень­ший вес в решении международных проблем.

    А теперь в рамках биполярного миропорядка рассмотрим тенденции мирового развития к интеграции и разъединению, демократизации и насилию. Еще в 1944 г. создаются международные экономические организации – МВФ (Международный валютный фонд) и МБРР (Международный банк реконструкции и развития). Они влияют на формирование мирового хозяйства, мирового рынка. Кстати, СССР участвовал в работе конференции Бреттное-Вудс при их создании, но со­глашений не ратифицировал, то есть не стал членом этих организаций. Объединяющая роль была присуща и плану Маршалла (плану американской помощи Европе). Напомним, что в обсуждении плана Маршалла принимали участие СССР и стра­ны Восточной Европы. Документы архива показывают, что в высшем руководстве страны шла острая дискуссия по поводу возможности принятия плана. Как тогда не было, так и теперь нет однозначной оценки отказа СССР, а под его нажимом – стран Восточной Европы, от участия в плане Маршалла. Этот план приняли 18 стран Европы и постепенно формировалось экономическое европейское сообщество. Страны, не участвующие в этих организациях, процессах, постепенно выталкивались на периферию мирового хозяйства и в итоге несли серьезный урон, т.к. их экономический механизм не приводился в соответ­ствие с правилами, действующими в мировом экономическом общении, не продвигались по пути конвертируемости денежной единицы, не входили в мировую валютно-кредитную систему. Обяза­тельным условием членства в этих организациях являлось признание и внедрение рыночной эконо­мики в разных модификациях, как наиболее эффективной. Страны СЭВ (Совета экономической взаимопомощи) ориентировались на инте­грацию коллективной замкнутости, на изоляцию от мирового рынка.

    После окончания войны набирала силу тенденция к демократизации . В целях поддержания и укрепления мира, безопасности и развития сотрудничества между государствами в 1945 г. была соз­дана ООН . Специализированные учреждения ООН, такие как Всемирная организация здравоохране­ния , Юнеско, Детский фонд были созданы в 1946 г. для разработки санитарных правил, улучшения санитарного состояния внешней среды, борьбы с особо опасными болезнями, для сотрудничества в области просвещения, науки и культуры, для помощи детям. Генеральная Ассамблея ООН 10 декабря 1948 г. приняла Всеобщую декларацию прав человека. В 30 статьях декларации изложены права и свободы человека с целью обеспечения признания и уважения, удовлетворения общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе. 20 ноября 1959 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию прав ребенка.

    Однако набирала силу и тенденция к насилию, «холодной войне» . Причины возникновения «хо­лодной войны» многие отечественные и зарубежные историки усматривают в гегемонистских уст­ремлениях И. Сталина и Г. Трумэна, в действиях Запада, направленных на изоляцию СССР в послевоенном мире и устремлениях СССР в этом направлении. Как показатели ее начала, чаще всего называют два выступления: Сталина – в феврале 1946 г. о том, что «капиталистическая система мирового хозяйства таит в себе элементы общего кризиса и военных столкновений и необходимо гарантировать страну от всяких случайностей»; и У. Черчилля в марте 1946 г., в котором он провозгласил «крестовый поход» против СССР, стран Восточной Европы, выдвинул программу англо-американского мирового господства. Если говорить о причинах происхождения «холодной войны», то прежде всего это столкновение интересов; а также узел противоречий на Ближнем и Среднем Востоке.

    Это «иранский» и «турецкий» кризисы 1945–1946 гг. Это раскол Европы, Берлинский кризис 1948–1949 гг. Корейская война (1950–1953 гг.) – кульминационный момент в «холодной войне», мир был близок к третьей мировой войне. Своеобразным символом «холодной войны» стало возведение Берлинской стены (1961 г.). Во время Карибского кризиса (1962 г.) мир вновь оказался на грани мировой ядерной войны. Период с 1945 г. по конец 80-х и начало 90-х гг.в можно назвать состоянием мира с форсированной гонкой вооружения, «балансирующего на грани воины». Изолированность, неосведомленность друг о друге, тен­денциозный подбор информации, целевая психологическая обработка массового сознания сформиро­вали «образ врага», конфронтационное мышление. В настоящее время историки, используя докумен­ты архивов, устанавливают, какие возможности были упущены в политике между СССР и США, где были сделаны неверные шаги, втянувшие мир в жесткую конфронтацию, которая подрывает экономиче­скую стабильность, доверие между народами, а в ядерный век создает смертельную опасность для человечества.

    Послевоенный мир реализовал различные модели экономического развития . Так, в Запад­ной Германии был сделан переход (после 12 лет национал-социализма) от тоталитарного режима и централизованных методов управления к социальной рыночной экономике. Приоритетом экономиче­ской реформы, предложенной вице-канцлером Л. Эрхардом, было развитие отраслей, работающих на потребительский рынок. Реформа создавала усло­вия, побуждающие людей вложить деньги в инвестиции. Все запреты были сняты, предложена гиб­кая налоговая система. По плану Маршалла, привлекались внешние инвестиции. Конкуренция, свобода предпринимательства, поощрение личного интереса принесли свои плоды. Страна получила эффективную экономику и достойный уровень жизни, открытое индустриальное общество. Социально-рыночная модель экономики в разных модификациях, как наиболее эффективная, становилась доминирующей на планете и, соответственно, шла дальнейшая эволюция буржуазно-демократической политической системы. Ведущим направлением в политике стал неолиберализм (политика гибкого государственного регулирования экономики, осуществляемая, как правило, социалистическими и социал-демократическими партиями). В политическая жизнь на Западе у власти периодически сменяли друг друга буржуазные консерваторы и неолибералы (социалисты).

    Страны Восточной Европы пытались осуществить модель демократического социализма : различ­ные формы собственности (государственная, коллективная, частная), демократия, а не диктатура пролетариата; многопартийность, множественность идеологий; экономическая самостоятельность предприятий с выходом на внешний рынок. Но Сталину уже в 1948 г. удалось им навязать авторитарный строй и командно-распределительную экономику. За послевоенные годы эти стра­ны добились определенных результатов в экономическом и научно-техническом росте, хотя и нажимными, антидемократическими методами. СССР помогал им в восстановлении народного хозяйства, но в дальнейшем экономически они начали эксплуатировать СССР, поскольку сотрудничество, интеграция в рамках СЭВ велись на невыгодной для советского госу­дарства основе.

    Таким образом , для послевоенного устройства мира был характерен процесс формирования но­вого мирового порядка. В итоге сложился биполярный конфронтационный мир, две новые сверхдержавы, блоковое противостояние. Главной чертой послевоенного мира стало балансирование на грани войны.

    Победа предоставила СССР возможность выбора: развиваться вместе с развитыми странами Запа­да или опустить «железный занавес», обрекая страну на изоляцию, и сохранить без изменения довоенную модель. Возможность перемен, реформ существовала сразу после войны, в 1945 г. Контакты офицеров и солдат с Западным миром во время войны давали возможность сравнивать жизненные условия, реальнее относиться к действительности. Имела место тенденция перестройки мышления, демократического обновления общества, свободы. В «верхах» моделировалась перспектива развития страны. В 1946 г. был подготовлен проект новой Конституции СССР, в 1947 г. проект новой программы ВКП(б). В них содержался ряд прогрессивных положений: в формах собственности господствующей признавалась государственная, но допускалось мелкое частное хозяйство крестьян и кустарей. В ходе обсуждения документов было предложено: децентрализовать экономическуюжизнь, дать больше прав наркоматам, местным властям, ограничить сроки пребывания на руководящих должностях, выдвигать на выборах в Советы несколько кандидатов и др. Оба документа обсуждались только в узком круге ответственных работников и появление в этой среде либеральных идей говори­ло о новых настроениях части руководства – Н.А. Вознесенского, А.Н. Косыгина, Г.К. Жукова и др. Сомнения в целесообразности сложившейся административно-командной экономики возникли у экономистов Л.Д. Ярошенко, А.В. Савиной, В.Г. Венжера и др. Они отстаива­ли использование товарно-денежных отношений, а не приказно-волевых методов. В письмах рядовых граждан в ЦК партии обосновывалась необходимость преобразования государственных предприятий в акционерные, предлагалось колхозникам дать возможность свободно продавать продукцию по рыночным ценам и др. Оценка ЦК этих документов: «вредные взгляды», «в архив».

    И.В. Сталин по-своему определил перспективу развития общества . На приеме в Кремле 24 мая 1945 г. он за­мечает, что советский народ «верил в правильность политики своего правительства... И это доверие оказалось той решающей силой, которая обеспечила историческую победу... над фашизмом». В вы­ступлении перед избирателями в феврале 1946 г. он оправдывает политику индустриализации, кол­лективизации и репрессий. В законе о пятилетнем плане на 1946–1950 гг. крайне высокие темпы вос­становления промышленности шли вразрез с идеей сбалансированного развития экономики. В проекте новой программы ВКП(б) партия зафиксировала цель: в течение 20-30 лет построить в СССР коммунизм и решить основную экономическую задачу – в течение 15-20 лет превзойти главные капиталистические страны по производству на душу населения. Об утопичности этих установок говорит соотно­шение между промышленным потенциалом СССР и США в 1945 г. – 1:4. В книге Сталина «Экономические проблемы социализма в СССР» (1952 г.) был обоснован возврат к модели развития 30-х гг. Сталин возражал против любой уступки рынку, он считал, что категории деньги, цены, стоимость, себестоимость и др., при социализме действуют формально, а денежные платежи в ближайшей перспективе должен заменить продуктообмен. Переход к коммунизму он сводил преимущественно к административным мероприятиям в сфере распределения.

    Декларируемая утопия противоречила объективной реальности, где имели место и успехи, и неудачи. Благодаря героизму народа довоенный уровень промышленного производства был достигнут в 1948 г.; восстановлены многие города. Но в 1949 г. последовал пересмотр четвер­того пятилетнего плана и принятие сверхволюнтаристских установок экономического роста, преимущество отдавалось тяжелой индустрии. В промышленности фазы роста (1947–1948 гг.) и «пере­грева» (1949–1950 гг.) сменялись фазой явного замедления (до 1954 г.). Сдвиг капитальных вложений в пользу тяжелой индустрии (88% из 100%) подорвал базу легкой промышленности, работающей на потребительский рынок. Тяжелая промышленность развивалась к тому же на основе устаревших решений, без учета технологических достижений и новшеств, созданных в мире. Огром­ного прогресса добилась металлургия, но без внимания остались химия и нефтехимия. В топливно-энергетическом балансе мир предпочтение отдавал нефти, газу, а СССР – углю. Развитие транспорта, связи, дорог оставлено в запустении.

    Очень непростая ситуация сложилась в сельскомхозяйстве . После засухи и голода 1946 г., в 1947 г. правительство прибегло в отношении колхозников к мерам принуждения, и последовал впечатляющий рывок в развитии. Но в последующие годы темпы роста оставались очень низкими, и только в 1952 г. производство зерна в стране достигло довоенного уровня. Размер обязательных поставок села государству ежегодно возрастал. Укрупнялись колхозы (с 1950 г.) и одновременно значительно уменьшались индивидуальные наделы, сократилась натуральная оплата на трудодни. На все вводились вы­сокие налоги. В деревне не было паспортов, пенсий, профсоюзов.

    В 1947 г. в СССР, первой из стран Европы, была отменена карточная система на продукты пита­ния, но одновременно повышены цены на потребительские товары более чем в три раза (к уровню 1940 г.), а зарплата рабочим снижена на 50%. Затем ежегодное сезонное снижение цен на молоко и мясо подавалось как забота о человеке и имело большой политический эффект. Но даже в 1952 г. эти цены бы­ли выше довоенного уровня. Одновременно с отменой карточек правительство вводит жесткую де­нежную реформу (введен обмен новых денег на старые в среднем в соотношении 1:10), хотя была возмож­ность избрать более «мягкий» вариант. Действовавшая экономическая модель не позволяла разрешить жилищный кризис.

    Сложные процессы шли и в духовной жизни . В первые годы после победы у трудящихся доминировала мысль «главное – война позади», а послевоенные трудности временные. Однако на рубеже 1947–1948 гг. в массовом сознании был ис­черпан лимит «временности» трудностей. Уже налицо были успехи послевоенного восстановления. И реакция людей на жесткие решения властей становилась более рез­кой. В 1947 г. произошло массовое дезертирство (29 тыс. рабочих) с шахт Кемеровской области. Усилилась критика властей, но власть проигнорировала исторический шанс реализовать реформы и встала на путь жесткого курса, репрессий.

    Проискам «врагов», «шпионов» были приписаны все трудности послевоенных лет. Напомним, что в постановлении 1946 г. ЦК партии обрушился на журналы «Ленинград» (выговор), «Звезда» (закрыт) за то, что они – проводники «идеологии чуждых партий», особенно после публикаций произведений А. Ахматовой и М. Зощенко. Крити­ке были подвергнуты некоторые фильмы, в том числе вторая серия «Ивана Грозного» С. Эйзенштей­на, как «безыдейные». За «формализм» были подвергнуты критике компо­зиторы (в 1948 г.) С. Прокофьев, Д. Шостакович, В. Мурадели, А. Хачатурян. Интеллигенцию обвиняли в космополитизме, генетику и кибернетику называли лженаукой.

    С руководящих постов в центре и на местах устранялись люди, известные реформаторскими взглядами. По руководящим кадрам нанесло удар «ленинградское дело». Особенностью нового этапа кадровой чистки было нагнетание антисемитизма. Позорной провокацией против медицинской интеллигенции было «дело врачей». В январе 1953 г. пятнадцать известных медиков были обвинены в убийстве Жданова, в покушении на жизнь военачальников Конева, Василевского, Штеменко. Продолжалась травля ученых. В 1947 г. был арестован доктор медицинских наук, всемирно известный ученый, заместитель наркома здравоохранения, ученый секретарь АМН СССР В.В. Парин. Он вышел из тюрьмы в 1953 г., стал одним из основоположников космической медицины. В ход вновь была пущена машина страха, преследования, расправы. В результате чрезвычайных мер в стране были задушены все ростки политической оппозиции – реальные и потенциальные. Либералов уничтожили. В странах «Восточного блока» насаждали послушных Сталину лидеров. Дело шло к новой волне террора. Конец этому положила 5 марта 1953 г. смерть Сталина.

    Решения Потсдамской конференции. Конференция глав прави­тельств СССР, США и Англии в Потсдаме работала с 17 июля по 2 августа. Была окончательно согласована система четырехсторон­ней оккупации Германии; предусматривалось, что на время окку­пации верховная власть в Германии будет осуществляться главно­командующими вооруженными силами СССР, США, Великоб­ритании и Франции - каждым в своей зоне оккупации.

    Острая борьба разгорелась на конференции по поводу запад­ных границ Польши. Западная граница Польши была установлена вдоль рек Одер и Нейсе. Город Кенигсберг и прилегающий к нему район передавались СССР, остальная часть Восточной Пруссии отходила к Польше.

    Неудачей закончились попытки США поставить дипломати­ческое признание некоторых стран Восточной Европы в зависи­мость от реорганизации их правительств. Таким образом, была признана зависимость этих стран от СССР. Три правительства под­твердили свое решение предать суду главных военных преступни­ков.

    Успешное в целом для СССР решение важных политических проблем в Потсдаме было подготовлено благоприятной междуна­родной обстановкой, успехами Красной армии, а также заинте­ресованностью США во вступлении Советского Союза в войну против Японии.

    Образование Организации Объединенных Наций. ООН была со­здана на завершающем этапе Второй мировой войны на конфе­ренции в Сан-Франциско. Она открылась 25 апреля 1945 г. Пригла­шения были отправлены 42 государствам от имени четырех великих держав - СССР, США, Англии и Китая. Советской делегации удалось организовать приглашение на конференцию для предста­вителей Украины и Белоруссии. Всего в конференции участвовало 50 стран. 26 июня 1945 г. принятием Устава ООН конференция закончила работу.

    Устав ООН обязывал членов организации разрешать споры между собой только мирными средствами, воздерживаться в меж­дународных отношениях от применения силы или угроз примене­ния силы. Устав провозглашал равноправие всех людей, уважение прав человека и основных свобод, а также необходимость соблюдения всех международных договоров и обязательств. В качестве главной задачи перед ООН ставилось содействие обеспечению всеобщего мира и международной безопасности.



    Устанавливалось, что ежегодно должна проводиться сессия Генеральной Ассамблеи ООН с участием делегатов всех стран - членов ООН. Важнейшие решения Генеральной Ассамблеи долж­ны приниматься большинством в 2/3 голосов, менее важные - простым большинством.

    В вопросах поддержания всеобщего мира главная роль отводи­лась Совету Безопасности ООН, состоящему из 14 членов. Пять из них считались постоянными членами (СССР, США, Англия, Франция, Китай), остальные подлежали переизбранию через каж­дые два года. Важнейшим условием явился установленный прин­цип единогласия постоянных членов Совета Безопасности. Для принятия какого-либо решения требовалось их согласие. Этот прин­цип предохранял ООН от превращения ее в орудие диктата по отношению к какой-нибудь стране или к группе стран.

    Начало «холодной войны». Уже к концу войны резко обозначи­лись противоречия между СССР, с одной стороны, и США и Великобританией - с другой. Главным вопросом стал вопрос о послевоенном устройстве мира и сферах влияния обеих сторон в нем. Ощутимый перевес Запада в экономической мощи и монопо­лия на ядерное оружие позволяли надеяться на возможность реши- тельного изменения расстановки сил в свою пользу. Еще весной 1945 г. был разработан план военных действий против СССР: У. Чер­чилль планировал начать Третью мировую войну 1 июля 1945 г. атакой англо-американцев и формирований из немецких солдат против советских войск. Лишь к лету 1945 г. из-за очевидного воен­ного превосходства Красной армии от этого плана отказались.

    Вскоре обе стороны постепенно перешли к политике баланси­рования на грани войны, гонки вооружений, взаимного неприя­тия. В 1947 г. американский журналист У.Липпман назвал эту по­литику «холодной войной». Окончательно поворотным событием в отношениях между СССР и западным миром оказалась речь У.Черчилля в военном колледже города Фултона в США в марте 1946 г. Он призвал «мир, говорящий по-английски» объединиться и показать «русским силу». Президент США Г.Трумэн поддержал идеи Черчилля. Эти угрозы вызвали беспокойство Сталина, который назвал речь Черчилля «опасным актом». СССР активно уси­ливал свое влияние не только в занятых Красной армией странах Европы, но и в Азии.

    Начало складывания двухполюсного (биполярного) мира. В1947 г. отношсния между СССР и США продолжали ухудшаться. Европа тогда лежала и развалинах. В условиях страданий людей росли влияние идей коммунизма, престиж СССР. Для подрыва этих настроений США приняли программу помощи Европе - план Маршалла (по имени госсекретаря США Дж. Маршалла). Условием помощи стало ее использование под контролем США. Это условие было неприемлемо для СССР. Под его давлением Венгрия, Румыния, Албания, Болгария, Югославия, Польша, Чехосл кия и Финляндия отказались от участия в плане Маршалла,

    В ответ на план Маршалла и с целью укрепления советски влияния в мире осенью 1947 г. создается Информационное бюр коммунистических партий (Коминформ) - подобие распушенного в 1943 г. Коминтерна. Вскоре Сталин принял решение отказаться от курса на постепенный переход восточноевропейских стран к социализму парламентскими методами. При активном вмешатель­стве советских военных и дипломатов промосковские правитель­ства из коммунистов пришли в 1947-1948 гг. к власти в Польше, Румынии, Венгрии и Чехословакии. В 1949 г. победой коммуни­стов завершилась гражданская война в Китае. Еще раньше комму­нисты пришли к власти в Северном Вьетнаме и Северной Корее.

    СССР, несмотря на колоссальные внутренние трудности, ока­зал всем этим странам огромную материальную помощь, которая позволила им к началу 50-х гг. XX в. в основном преодолеть после­военную разруху. В 1949 г. для координации вопросов развития со­здается Совет экономической взаимопомощи (СЭВ). Одновременно в этих странах, которые называли странами «народной демокра­тии», проводились репрессии против политических сил, включая руководителей компартий, заподозренных в попытках вывести свои государства из-под контроля СССР. В результате все страны «на­родной демократии» оказались в зависимости от Советского Союза. Лишь правителю Югославии И.Тито удалось отстоять свое право на самостоятельную политику, что стало причиной разры­ва отношений СССР с Югославией в 1948 г.

    План Маршалла и ответ на него СССР привели к дальнейшему разделению мира на две противостоящие друг другу части - Вос­ток и Запад (биполярный мир).

    Первые международные кризисы. В 1948 г. США приняли реше­ние закрепить раздел Германии, создав отдельное западногерман­ское государство. До этого Сталин добивался выполнения решений Ялтинской конференции о единой демократической Германии, рассчитывая сделать ее нейтральным буфером между Западом и Востоком. Теперь Советскому Союзу пришлось взять курс на ук­репление своих позиций в Восточной Германии. Советские вой­ска перекрыли пути сообщения, связывающие Берлин с запад­ной оккупационной зоной. Запад создал «воздушный мост», по которому почти год снабжалась западная часть Берлина (зона, вы­деленная для оккупационных войск союзников).

    Берлинский кризис поставил мир на грань войны, привел к окончательному разделу Германии. 20 сентября 1949 г. западная оккупационная зона Германии была объявлена Федеративной Республикой Германии (ФРГ). 7 октября 1949 г. была образована просоветская Германская Демократическая Республика (ГДР).

    Еще раньше, в апреле 1949 г., был подписан Североатлантиче­ский договор (НАТО), оформивший военно-политический союз западных стран под главенством США. В него вошли 11 государств: США, Англия, Франция, Италия, Бельгия, Дания, Норвегия, Нидерланды, Люксембург, Португалия, Исландия и Канада.

    Корейская война. После разгрома Японии ее бывшая колония Корея была разделена по 38-й параллели на советскую и амери­канскую зоны оккупации. После вывода войск и северное прави­тельство коммуниста Ким Ир Сена, и проамериканское южное правительство диктатора Ли Сын Мина хотели распространить свою власть на всю Корею. 25 июня 1950 г. войска Северной Кореи (КНДР) начали успешно продвигаться на юг. В сентябре 1950 г. войска 15 стран во главе с США под флагом ООН высадили десант в тылу армии КНДР. В ходе ожесточенных боев силы ООН дошли почти до корейско-китайской границы. Спасая КНДР, на ее сто­роне выступили «добровольцы» из Китая, успешно действовала советская авиация (советские истребители уничтожили 1097 са­молетов противника, американцы уничтожили 335 советских са­молетов).

    Американские военные собирались начать войну с Китаем, сбросить на него атомные бомбы, но не решились это сделать. В 1951 г. линия фронта установилась в районе той же 38-й паралле­ли. В 1953 г. было подписано перемирие. Корейская война дала тол­чок новому этапу гонки вооружений.