Первый вопрос повестки – о сценарных условиях и основных параметрах прогноза социально-экономического развития России на 2018–2020 годы.

Из стенограммы:

Д.Медведев: Сегодня мы начинаем очередной цикл бюджетного планирования на трёхлетку. Обсудим сценарные условия, основные параметры социально-экономического развития и предельные уровни тарифов естественных монополий.

Горки, Московская область

Вступительное слово Дмитрия Медведева на заседании Правительства

Хотел бы сразу подчеркнуть, что это именно сценарий, а не что-то другое, то есть набор гипотез, предположений по поводу того, как будет вести себя мировая экономика и наша экономика. На их основе нам затем предстоит принимать бюджетные решения, мы должны быть в этом смысле максимально аккуратными и реалистичными в своих оценках. Всего предлагается три сценария: консервативный, базовый и целевой. Они отличаются оценкой ключевых показателей – от более скептической (или, как иногда говорят, консервативной) до умеренно оптимистической.

Несмотря на то что общая экономическая ситуация в целом лучше предыдущего периода планирования, эйфории, конечно, никакой быть не должно. Факторов неопределённости по-прежнему много. Сохраняется геополитическая напряжённость, режим санкций в отношении российских предприятий никто не отменял. Доступ к рынкам капитала и технологий по-прежнему для нас ограничен. Кроме того, крупнейшие экономики мира также исчерпывают возможности по росту, и темпы их роста снижаются.

Сохраняется и дисбаланс на рынке углеводородов, и цены на нефть пока остаются на сравнительно невысоких уровнях.

Но сегодня мы уже видим возможности для восстановления инвестиционного спроса, для развития машиностроения, строительства, других секторов. Показатель валового внутреннего продукта вернётся к росту. На этот год, по предположениям Минэкономразвития, рост этот оценивается в 2%. В этой связи напомню о поставленной Президентом задаче – выйти не позднее 2019–2020 годов на темпы роста выше среднемировых. Показатели инвестиций в основной капитал, производительность труда также должны соответствовать этой задаче.

Действия Правительства будут ориентированы на то, чтобы стимулировать развитие приоритетных отраслей. Будем улучшать общий климат для инвестиций, чем всегда занимаемся, совершенствовать механизмы поддержки реального сектора и, конечно, продолжим поддерживать граждан нашей страны. Будем реализовывать меры, предусмотренные майскими указами, в том числе по повышению оплаты труда отдельных категорий бюджетников.

Максим Станиславович Орешкин сделает доклад. Добавлю, что по тарифам мы ранее договаривались придерживаться рамок целевой инфляции. Отдельные позиции по конкретным секторам можно будет обсудить потом подробнее.

Контекст

Сегодня мы также рассмотрим пакет решений, которые касаются сотрудничества с Республикой Беларусь в нефтегазовом секторе.

Через долгие дискуссии мы вышли на принципиальные договорённости по условиям нашего дальнейшего партнёрства в этой важной для наших стран сфере. В этом затянувшемся не по нашей вине газовом споре было немало сложных моментов. Это и долг за уже поставленный Белоруссии газ, и будущая цена на газ, и формирование единого рынка в рамках Евразийского союза. К сожалению, в какой-то момент наши партнёры просто перестали платить в полном объёме по контракту, образовалась значительная задолженность. Россия сократила объём поставок беспошлинной нефти. Сегодня мы пришли к решениям, которые удовлетворяют обе стороны. И важно, что они в целом понятны и прозрачны.

Первый протокол определяет объёмы поставок российской сырой нефти в период с 2017 по 2024 год в размере 24 млн т ежегодно трубопроводным транспортом.

Второй – устанавливает порядок определения цены на газ для Белоруссии на период до 31 декабря 2019 года и предусматривает разработку в срок до 1 января 2018 года предложения по программе формирования общего рынка газа Евразийского экономического союза к 2025 году. Как и зафиксировано в наших договорённостях (этого никто не менял), будем последовательно двигаться к единому рынку.

Третий протокол содержит изменения правил доступа к услугам субъектов естественных монополий в сфере транспортировки газа. Вместо ранее применявшихся норм будут применяться нормы Евразийского экономического союза. Протокол затронет в том числе и вопросы ценообразования и тарифной политики.

Этот пакет документов позволит минимизировать риски возникновения ценовых споров или двойственного, разного толкования правил в будущем. Дополнительные заверения и гарантии по завершившемуся спору мы получили из Правительства Белоруссии вчера.

Ожидаем возврата долга «Газпрому», после этого приступим к реализации рассматриваемых сегодня соглашений.

У нас в повестке дня также вопрос об инвестиционных проектах на Дальнем Востоке. Во-первых, необходимо внести изменения в перечень инвестиционных проектов, которые реализуются с поддержкой государства. Мы дополняем этот перечень проектов ещё одним: речь идёт о развитии производства мяса и мясопродуктов в Хабаровском крае.

Во-вторых, в этом распоряжении установим на текущую трёхлетку предельные объёмы субсидий, на получение которых может рассчитывать бизнес, реализуя новые проекты на Дальнем Востоке.

Благодаря этим субсидиям предприниматели могут компенсировать свои затраты на создание современной инфраструктуры, сократить расходы на присоединение к электрическим сетям, газораспределительным сетям. Предельный объём таких субсидий по отобранным инвестпроектам составляет 34 млрд рублей.

Также распределим субсидии производителям сельскохозяйственной техники.

Эти субсидии мы уже пятый год распределяем, в результате чего произошло перевооружение парка сельхозтехники в аграрном секторе. Это очень важно. И впервые мы выделяем такую значительную сумму – 13,7 млрд рублей на эти цели.

Эта мера позволит аграриям не откладывать покупку новой техники, а предприятиям машиностроения – не просто сохранить, но даже нарастить темпы производства. Спрос на современную сельхозтехнику будет сохраняться ещё какое-то время, достаточно приличный срок, имея в виду, что большая её часть пока старше 10 лет и её нужно обновлять.

М.Орешкин: Министерство экономического развития завершило первый этап подготовки прогноза до 2020 года и представляет его сценарные условия. Напомню, что нам ещё предстоит два этапа доработки – в июне и в августе.

Сценарные условия подготовлены в трёх сценариях: консервативном, базовом и целевом. Консервативный отличается стрессовыми внешними условиями, в то время как различия между базовым и целевым сценариями связаны с динамикой факторов экономического роста, зависящих в том числе от успешности мер структурной экономической политики, которые планируются к реализации в текущем и последующем годах.

Несколько слов о предпосылках прогноза. В прогноз заложено продолжение тренда последних лет на замедление мирового экономического роста – с уровня 3,1% в 2017 году до уровня 2,8% к 2020 году.

Во-первых, здесь отражён общий тренд на замедление потенциального роста как в развитых, так и в развивающихся странах. Причиной является неблагоприятная демография, старение населения, а также замедление темпов роста производительности труда.

Во-вторых, фаза восстановления после глубоких кризисов в США и еврозоне постепенно подходит к концу.

В-третьих, продолжается процесс структурного замедления в развивающихся странах. Китай будет переживать структурную трансформацию, связанную с перенакоплением капитала в инфраструктурном секторе. Консервативный сценарий как раз и отличается более негативным сценарием развития ситуации в Китае.

При прогнозировании цен на нефть мы основывались только на действующих в настоящий момент договорённостях. С учётом сохранения запасов нефти в мире на высоком уровне и активного роста добычи сланцевой нефти в США мы закладываем консервативный сценарий на уровне 40 долларов за баррель нефти марки Urals, и в дальнейшем эта цена будет подрастать на уровень инфляции в США. Мы также предполагаем, что санкции, действующие в настоящий момент, останутся без изменения на весь срок действия прогноза.

О внутренних условиях. Мы исходим из того, что бюджетная политика будет проводиться в соответствии с принципами новых бюджетных правил с базовой ценой на нефть 40 долларов США за баррель в ценах 2017 года. Это означает, что в текущем году Минфин России продолжит покупки иностранной валюты в объёме дополнительных нефтегазовых доходов, что даже в условиях снижения цен на нефть, прогнозируемого нами во втором полугодии, означает совокупный объём не менее 13 млрд долларов. Это также предполагает последовательное снижение дефицита бюджета на горизонте трёх лет.

В прогноз заложена денежно-кредитная политика в рамках режима инфляционного таргетирования с целевым уровнем инфляции 4% на прогнозном горизонте.

Основные принципы определения тарифов естественных монополий в прогнозе – это ориентация на долгосрочное регулирование и ограничение роста тарифов уровнем инфляции. Главный целевой индикатор для нас в прогнозе и в нашей политике тарифообразования – это предельный уровень совокупного платежа населения, рост которого не должен превысить 4%. Над отдельными тарифами в ближайшие месяцы продолжим работу.

Теперь об основных макроэкономических параметрах. Официальная статистика говорит о том, что рецессия закончилась в середине прошлого года и экономика вошла в новую фазу роста и постепенного восстановления доходов населения.

В текущем году мы ожидаем восстановительный рост экономики на уровне 2%, и, в отличие от 2016 года, когда рос выпуск только в торгуемых секторах, таких как промышленность и сельское хозяйство, сейчас оживление экономической активности будет носить более широкий характер.

Основу для восстановления потребительского спроса создадут растущие реальные располагаемые доходы населения, мы ожидаем небольшого роста здесь в 2017 году – на 1%. Это произойдёт, во-первых, в результате продолжения роста заработных плат в реальном выражении; во-вторых, поддержку доходам окажет динамика социальных трансфертов, и важную роль здесь сыграла индексация пенсий, которая на 1% превысит в этом году уровень среднегодовой инфляции.

В условиях роста доходов населения, а также некоторого оживления потребительского кредитования ожидается рост оборота розничной торговли примерно на 2%.

Инвестиционный спрос будет восстанавливаться в силу того, что действие основного фактора, сдерживающего инвестиционную активность в течение последних двух лет, – а это неопределённость, связанная с макроэкономической ситуацией, – существенно ослабевает. В этом году прогнозируется рост инвестиций в основной капитал на 2%, при этом инвестиции частного сектора будут обеспечены в первую очередь собственными средствами. Некоторую поддержку также должно оказать ожидаемое восстановление корпоративного кредитования.

Кроме того, значимый вклад в рост ВВП внесёт восстановление запасов до уровня, обеспечивающего нормальное функционирование растущей экономики.

Одним из рисков для экономического роста в текущем году мы считаем произошедшее за последние месяцы серьёзное ужесточение денежно-кредитных условий в виде комбинации роста процентных ставок в реальном выражении и серьёзного укрепления рубля. Сохранение текущих условий, по нашим оценкам, может привести к замедлению темпов экономического роста уже к середине года, а темпы инфляции при таком развитии событий опустятся к концу года ниже 3%. Уже в настоящее время инфляция снизилась до уровня 4,2%, что лучше любых прогнозов, которые были в начале года.

Однако такие предположения не являются нашим базовым сценарием. Активный рост импорта и сезонное ухудшение платёжного баланса уже в летние месяцы приведёт к формированию дефицита текущего счёта, что сформирует предпосылки для ослабления рубля. В свою очередь при сценарии сохранения крепкого рубля это будет означать быстрое снижение инфляции и станет сигналом для более агрессивного смягчения денежно-кредитной политики Банком России, что тоже будет являться фактором ослабления рубля.

В итоге в базовом сценарии мы ожидаем замедления инфляции в этом году до отметки 3,8% с одновременным ослаблением курса рубль – доллар до 68 рублей в случае снижения цен до отметки 40 долларов за баррель и ослабления рубля до уровня около 62 рублей при сохранении цен на нефть на текущем уровне.

Что касается прогноза на 2018–2020 годы, то в части инфляции проводимая денежно-кредитная политика как в базовом, так и в целевом сценарии обеспечит сохранение инфляции на целевом уровне 4%. Курс рубля будет плавно ослабевать в номинальном выражении относительно доллара США, при этом в реальном выражении он несколько укрепится.

Что касается экономического роста, его восстановительная фаза не распространится за пределы одного года. В дальнейшем в рамках базового сценария темп роста ВВП не превысит 1,5% – как следствие наличия в российской экономике структурных ограничений. На снятие указанных ограничений для роста направлены структурные меры, часть которых уже сейчас реализуется Правительством, а часть находится в процессе подготовки.

Таким образом, в целевом варианте мы ожидаем более позитивную динамику численности занятых в экономике, более активный рост инвестиционной активности и рост совокупной факторной производительности. В результате в рамках целевого сценария мы ожидаем ускорения темпов экономического роста выше 3% к 2020 году при существенном росте доли инвестиций в основной капитал, что позволит создать условия для устойчивого экономического роста в будущем.

Важный момент, что в рамках как базового, так и целевого сценария мы ожидаем роста реальных располагаемых доходов населения, который позволит переломить негативный тренд роста бедности, который мы наблюдали в последние годы. Уже в 2017 году доля населения с доходами ниже прожиточного минимума должна снизиться до 12,9% – с 13,5% в 2016 году. В рамках целевого сценария к 2020 году мы ожидаем снижения этого показателя до 11,3%.

На данном этапе подготовки прогноза предлагаю использовать базовый сценарий, содержащий в себе безопасные консервативные оценки для начала подготовки законопроекта о бюджете на 2018-2020 годы.

Прошу поддержать.

I вариант предполагает резкое падение цены на нефть сорта Urals с 50,8 долларов за баррель за 2005 год до 34 долл./баррель в 2006 году и до 28 долл./баррель в 2007-2008 годах. Темпы экономического роста снижаются с 6,4% в 2005 году до 4,7-4,8% в последующие годы.

II вариант предполагает более умеренную динамику цен на нефть Urals со снижением до 40 долларов за баррель в 2006 году и до 35 и 36 долларов за баррель в последующие годы. Предполагается усиление инновационной компоненты и стимулирование экономического роста на основе реализации пакета институциональных преобразований, стратегий развития ключевых секторов экономики, пакета мер по снижению налоговой нагрузки на бизнес, а также увеличение уровня инвестиционных расходов федерального бюджета. Позитивные структурные сдвиги в экономике и повышение ее эффективности позволят выйти на темпы роста ВВП в 5,7%.

III вариант, при сохранении основных условий II варианта, учитывает последние тенденции в динамике мировых цен на нефть и предполагает их уровень в 45 долларов за баррель в 2006 году и 40 долларов за баррель в 2007-2008 годах. В этих условиях экономика выходит на траекторию роста ВВП 5,7-5,9%.

С учетом тенденций внешнеэкономической конъюнктуры и итогов развития за одиннадцать месяцев уточнены как внешние, так и внутренние условия.

Исходные условия для формирования вариантов развития экономики на период до 2008 года представлены в приложении 1.

Еще по теме 3. Уточненные исходные условия и параметры прогноза социально-экономического развития на 2006-2008 гг.:

  1. 2. Текущее состояние и условия социально-экономического развития Российской Федерации до 2008 года
  2. Билет №5. Методология экономического прогнозирования. Виды прогнозов, методика прогнозов. Последовательность разработки концепции социально-экономического разивития.
  3. ПОРЯДОК И МЕТОДЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОРОГОВЫХ ЗНАЧЕНИЙ ПРИ РАЗРАБОТКЕ ПРОГНОЗОВ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
  4. Глава 57ПОРЯДОК И МЕТОДЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОРОГОВЫХ ЗНАЧЕНИЙ ПРИ РАЗРАБОТКЕ ПРОГНОЗОВ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
  5. 7. Прогноз территориального социально-экономического развития Рос­сийской Федерации (на период до 2015 г.)
  6. Якушев Артур Михайлович. РАЗВИТИЕ МЕХАНИЗМА ФИНАНСИРОВАНИЯ ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА. ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени кандидата экономических наук. МОСКВА - 2006, 2006
  7. Сильвестров С.Н.. Национальное богатство: оценка и управление экономическим развитием [Текст] / С.Н. Сильвестров, Б.Н. Порфирьев; под ред. С.М. Шахрая, Е.И. Ивановой; НИИ СП. - М.: Экон. науки,2008. - 100 с., 2008
  8. Организационно-экономические условия, или исходные предпосылки успешной рационализации бизнес-процессов
  9. ОБЩЕСТВЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО ИСХОДНАЯ ОСНОВА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА И РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА

Если у вас есть статистические данные с зависимостью от времени, вы можете создать прогноз на их основе. При этом в Excel создается новый лист с таблицей, содержащей статистические и предсказанные значения, и диаграммой, на которой они отражены. С помощью прогноза вы можете предсказывать такие показатели, как будущий объем продаж, потребность в складских запасах или потребительские тенденции.

Дополнительные сведения

Вы всегда можете задать вопрос специалисту Excel Tech Community , попросить помощи в сообществе Answers community , а также предложить новую функцию или улучшение на веб-сайте Excel User Voice .

Примечание: Отказ от ответственности относительно машинного перевода . Данная статья была переведена с помощью компьютерной системы без участия человека. Microsoft предлагает эти машинные переводы, чтобы помочь пользователям, которые не знают английского языка, ознакомиться с материалами о продуктах, услугах и технологиях Microsoft. Поскольку статья была переведена с использованием машинного перевода, она может содержать лексические,синтаксические и грамматические ошибки.

Заключения на проекты федеральных законов о федеральном бюджете на соответствующий год

2. Параметры прогноза исходных макроэкономических показателей для составления проекта федерального бюджета

2.1. Складывающиеся макроэкономические условия реализации федерального бюджета текущего финансового года характеризуются более положительной динамикой экономического роста, чем это предусматривалось при составлении проекта федерального закона "О федеральном бюджете на 2001 год", относительным укреплением рубля, ростом золотовалютных резервов страны.

На динамику основных экономических показателей существенное влияние оказывают сложившаяся конъюнктура мировых цен на товары традиционного российского экспорта, прежде всего на нефть (24 доллара США за баррель против 21,2 доллара США за баррель, учтенных при составлении проекта федерального бюджета на 2001 год), более высокий уровень инфляции, а также меры, принимаемые Правительством Российской Федерации по преодолению негативных тенденций в экономике.

Ожидаемый объем ВВП в 2001 году оценивается в размере 8850 млрд. рублей против 7750 млрд. рублей, прогнозируемых при составлении проекта федерального бюджета на 2001 год, темп роста ВВП - 105% против 104%, индекс-дефлятор ВВП - 119,3% против 115,5%, индекс потребительских цен (декабрь 2001 года к декабрю 2000 года) - 118% против 112% соответственно.

Вместе с тем складывающаяся макроэкономическая ситуация характерна исчерпанием преимуществ, возникших вследствие девальвации рубля, и переходом к более низким темпам экономического роста. Темпы прироста ВВП в 2001 году по сравнению с 2000 годом сократятся на 3,3 процентных пункта, промышленного производства - на 6,9 процентных пункта, инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования - на 11,4 процентных пункта, соответственно. На фоне относительного укрепления рубля до конца 2001 года ожидается дальнейшее сокращение внутреннего спроса на продукцию отечественных товаропроизводителей, снижение прибыли предприятий реального сектора экономики, прежде всего, экспортоориентированных отраслей, рост издержек производства.

При сохранении положительного сальдо внешнеторгового оборота объем экспорта останется на уровне 2000 года, а импорта увеличится на 12,5%, что является ключевым элементом в оценке ожидаемых итогов социально-экономического развития за 2001 год - экономика страны уже реагирует на расширение конечного спроса домашних хозяйств не только ростом потребления российских товаров и ростом объемов производства, а расширением импорта.

2.2. Прогноз параметров основных макроэкономических показателей социально-экономического развития Российской Федерации, являющихся исходными для составления проекта федерального бюджета на 2002 год, основан на экономическом курсе Правительства Российской Федерации, который предполагает создание условий для благоприятного инвестиционного климата, стимулирования внутреннего платежеспособного спроса населения на основе роста его реальных доходов, проведение сдержанной политики укрепления рубля, ограничение инфляции и государственных расходов.

Объем ВВП в 2002 году прогнозируется в размере 10600 млрд. рублей, или 104,3% к ожидаемому объему ВВП в 2001 году, что на 0,7 процентных пункта меньше ожидаемого темпа роста ВВП в 2001 году. Индекс-дефлятор ВВП прогнозируется на уровне 114,8%, индекс потребительских цен (декабрь 2002 года к декабрю 2001 года) - 111-113%. В то же время в сопоставимых ценах объем ВВП в 2002 году должен составить 120% к уровню 1997 года и 65% к уровню 1990 года.

Анализ прогнозируемой структуры используемого ВВП в 2002 году позволяет сделать вывод об усилении тенденций расширения внутреннего спроса и ослаблении внешнего спроса. Доля внутреннего спроса в использовании ВВП составит 87,5% против ожидаемой оценки 2001 года в 85,1%. Причем расширение внутреннего спроса произойдет как за счет увеличения доли расходов на конечное потребление материальных благ и услуг (67,6% в 2002 году против 65,9% в 2001 году), так и за счет увеличения доли валового накопления (19,8% против 19,2% соответственно). При этом доля расходов на конечное потребление государственных учреждений (14,4%) не увеличится, что соответствует курсу Правительства Российской Федерации на ограничение непроцентных расходов федерального бюджета.

Доля чистого экспорта в ВВП в 2002 году составит 12,5% против 14,9% в 2001 году. Сальдо счета текущих операций платежного баланса Российской Федерации уменьшится с 38,9 млрд. долларов США в 2001 году до 36,8 млрд. долларов США в 2002 году. Рост экспорта в стоимостном выражении прогнозируется на уровне 3 млрд. долларов США, или на 2,8% по сравнению с 2001 годом, объем импорта возрастет на 5,4 млрд. долл. США, или на 10,7%, вследствие чего положительное сальдо торгового баланса сократится с 55 млрд. долларов США в 2001 году до 52,6 млрд. долларов США в 2002 году.

Опережающее наращивание импорта по сравнению с экспортом свидетельствует, с одной стороны, об ослаблении тенденции перераспределения ресурсов Российской Федерации в пользу экономик других стран, с другой стороны, о дальнейшем усилении тенденции на сужение российского рынка для отечественных товаропроизводителей и возможном ухудшении условий воспроизводства национальной экономики.

Дополнительные стимулы для роста импорта создаст относительное укрепление курса рубля, среднегодовой обменный курс которого (31,5 рубля за 1 доллар США) будет снижаться медленнее темпов инфляции.

Между тем предложенный Правительством Российской Федерации сценарий экономического развития предполагает, что расширение внутреннего спроса будет в большей степени удовлетворяться за счет продукции отечественных производителей и способствовать оживлению инвестиционной активности в экономике, а рост импорта, главным образом, будет происходить за счет продукции инвестиционного назначения.

Прогнозируется, что темп роста инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования увеличится в 2002 году по сравнению с ожидаемыми в 2001 году на 2 процентных пункта и составит 108%. При этом удельный вес государственных капитальных вложений в процентах к ВВП сохранится практически на уровне 2001 года и составит в общем объеме инвестиций всего лишь 2,2%.

Прогнозируемое восстановление возрастающей динамики инвестиций в основной капитал в 2002 году, при крайне низкой инвестиционной деятельности государства, связывается с мерами по стимулированию инвестиционной активности хозяйствующих субъектов, улучшению инвестиционного климата и снижению рисков инвестиций в стране, как для внутренних, так и для зарубежных инвесторов, что напрямую зависит от реализации на практике принятых изменений в законодательстве, результатов осуществляемой экономической политики, а также от объема свободных финансовых ресурсов у потенциальных инвесторов. Вместе с тем одобренная Правительством Российской Федерации среднесрочная экономическая программа не предлагает каких-либо новых инструментов оживления инвестиционной активности, что делает вероятность ее реализации недостаточно надежной.

Кроме того, основные показатели прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2002 год не соответствуют основным параметрам программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002-2004 годы), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2001 г. № 910-р. Темпы прироста ВВП в 2002 году прогнозом предусмотрены в размере 4,3%, программой - 3,5%, темп прироста продукции промышленности соответственно - 4 и 3%, продукции сельского хозяйства - 3 и 2%, инвестиций в основной капитал - 8 и 6%, темпы прироста объемов иностранных инвестиций - 6 и 5 млрд. долл. США, экспорта - 108,5 и 96,1 млрд. долл. США, импорта - 55,9 и 53,1 млрд. долл. США соответственно.

2.3. На точность представляемых оценок важнейших макроэкономических показателей существенное влияние оказывает сохраняющаяся зависимость российской экономики от динамики цен на нефть и другие важнейшие товары отечественного экспорта.

Счетная палата Российской Федерации неоднократно отмечала в своих заключениях на проекты бюджетов последних лет на недостаточный учет конъюнктуры мировых цен на товары традиционного российского экспорта и на необходимость дополнительного обоснования прогнозируемого уровня экспортной цены на нефть. На протяжении последних лет, в ходе формирования проекта федерального бюджета и его фактического исполнения, наблюдалось несоответствие прогнозируемых и фактически сложившихся цен за нефть. На 1999 год она прогнозировалась в размере 12 долларов США за баррель, хотя фактически составила 20 долларов США за баррель, на 2000 год прогнозировалась в размере 16,4 доллара США за баррель, фактически составила 27,5 доллара США за баррель, на 2001 год прогнозировалась 21,2 доллара США за баррель, оценка 2001 года составляет 24 доллара США за баррель.

В законопроекте Правительством Российской Федерации предусматривается решить эту проблему путем расчета расходной и доходной части федерального бюджета исходя из экспортной цены на нефть в размере 18,5 доллара США за баррель и 23,5 доллара США за баррель нефти по марке "Юралс" соответственно. Цена в размере 18,5 долларов США за баррель нефти составляет среднюю мировую цену на нефть за последние 10 лет. Что касается оценки мировой цены на нефть по марке "Юралс" в 23,5 доллара США за баррель нефти (в настоящее время мировая цена на нефть по этой марке составляет 25-26 долларов США за баррель), то она представляется излишне оптимистичной и в условиях складывающейся мировой экономической конъюнктуры вряд ли следует ориентироваться на уровень цен, превышающий нижнюю границу ценового коридора ОПЕК (22 доллара США за баррель нефти). Поскольку среднегодовая цена нефти по марке "Брент" на 1-2 доллара выше, чем цена на корзину ОПЕК, то она может составить 23-24 доллара США за баррель нефти. Цена на российскую нефть, как известно, ниже цены нефти по марке "Брент" на 1,5-2 доллара США за баррель.

2.4. Необходимо повысить точность и достоверность прогноза параметров макроэкономических показателей социально-экономического развития Российской Федерации, являющихся исходными для составления проекта федерального бюджета.

Анализ соответствия прогнозируемых и фактических исходных макроэкономических показателей

Анализ прогнозируемых и фактических объемов ВВП за ряд последних лет свидетельствует о недостаточно глубокой проработке значений данного показателя, оказывающего важнейшее влияние на формирование основных характеристик федерального бюджета. В связи с этим прогнозируемые на 2002 год объем ВВП в размере 10600 млрд. рублей и темпы его роста в 104,3% нуждаются в дополнительном уточнении.

В предлагаемом прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации недостаточно учтены как факторы, сдерживающие рост объема ВВП, связанные в основном с излишне оптимистичной оценкой усиления инвестиционной составляющей экономического роста и недооценкой последствий реагирования экономики на ограничение денежного предложения и расширение импорта, так и факторы, стимулирующие рост его номинального объема, связанные с накоплением инфляционного потенциала.

2.5. Для оценки ВВП в качестве источника доходного потенциала бюджетной системы важное значение имеет оценка масштабов "теневого оборота", включаемого в номинальный объем прогнозируемого ВВП на очередной бюджетный год. Укрупненный анализ структуры прогнозного ВВП, рассчитанного как сумма амортизации, доходов населения, прибыли от всех видов деятельности и очищенных от повторного счета доходов консолидированного бюджета, показывает уменьшение в 2002 году нераспределенной части ВВП, по сравнению с прогнозными значениями бюджета на 2001 год, соответственно с 20 до 10 процентов, что соответствует прогнозируемой тенденции повышения уровня собираемости налоговых доходов и свидетельствует о повышении качества прогнозных расчетов.

Таким образом, размеры неучитываемого доходного потенциала консолидированного бюджета, заложенные в объеме ВВП, могут быть оценены примерно в 1060 млрд. рублей. Это означает, что при сохранении заложенного в проекте закона уровня мобилизации доходов в консолидированный бюджет 30% (без учета единого социального налога) его потенциальные потери составляют порядка 318 млрд. рублей, из которых на потери федерального бюджета приходится 174 млрд. рублей. Поступление таких средств в консолидированный бюджет обеспечило бы повышение общего уровня мобилизации доходов в бюджетную систему страны с 30 до 33% к ВВП, в том числе в федеральный бюджет - с 16,4 до 18,1% к ВВП.

2.6. Прогнозируемые на 2002 год темпы инфляции в 111-113% нуждаются в уточнении и дополнительном обосновании. На 2002 год предполагается снижение темпов роста инфляции на 5-7 процентных пунктов по сравнению с оценкой 2001 года.

В текущем году в ряде секторов экономики Российской Федерации происходит накопление инфляционного потенциала. Темпы роста цен на продукцию сельского хозяйства (121%), в строительстве (125%), на платные услуги населения (134%) растут более высокими темпами, чем темпы инфляции (118%). Важным фактором, влияющим на темпы инфляции в стране в 2002 году, будут уровень цен и тарифов на услуги естественных монополий.

Заложенная в прогноз социально-экономического развития оптимизация тарифной политики исходит из постепенного доведения уровня цен и тарифов в естественных монополиях до мирового уровня, на основе опережающего роста по отношению к инфляции в промышленности. Так, в 2002 году такое опережение должно составлять в электроэнергетике - 1,11-1,13 раза, оптовых цен на газ - 1,06-1,08 раза. Предусматривается дальнейшее повышение общего тарифа на железнодорожном транспорте с учетом прекращения практики взимания платы за перевозки во внутрироссийском сообщении экспортно-импортных грузов по тарифам, применяемым в международном сообщении. Все это должно существенно стимулировать инфляционные ожидания. Вместе с тем, сохранение предусмотренных темпов опережения роста тарифов должно предусматривать повышение эффективности тарифного регулирования со стороны государства. Кроме того, регулирование издержек естественных монополий предполагает проведение согласованной ценовой политики и в основных базовых отраслях национального хозяйства, оказывающих влияние на уровень таких издержек.

Неучитываемые Правительством Российской Федерации факторы, влияющие на более высокий рост инфляции в 2002 году, по сравнению с прогнозируемым, приведут к тому, что рост потребительских цен может превысить прогнозируемый уровень инфляции в 111-113%. В этой связи предлагаемые в прогнозе темпы инфляции представляются недостаточно обоснованными. В рамках предлагаемого сценария экономической политики темпы инфляции могут оказаться выше прогнозируемых, что в свою очередь повлияет на увеличение индекса-дефлятора ВВП (114,8%) и номинального объема ВВП (10600 млрд. рублей). Однако такое увеличение может быть нивелировано снижением объема ВВП за счет более низких темпов экономического роста, которые более реально оцениваются в консервативном варианте прогноза.

2.7. Несоответствие фактических и прогнозных макроэкономических показателей оказывает негативное влияние на процесс исполнения федерального бюджета. Завышение их прогнозируемых параметров ведет к завышению его номинальной доходной базы и к существенному недофинансированию фактических расходов федерального бюджета. Занижение прогнозируемых параметров основных макроэкономических показателей ведет к получению дополнительных доходов в ходе исполнения федерального бюджета, неучтенных в федеральном законе о федеральном бюджете.

Превышение реальных темпов инфляции над прогнозируемыми приводит не только к увеличению инфляционных доходов федерального бюджета, но и к значительному сокращению бюджетных расходов в реальном измерении.

Анализ соответствия утвержденных федеральным законом о федеральном бюджете и фактически исполненных основных характеристик федерального бюджета.

2.8. Решение проблемы повышения надежности прогноза основных макроэкономических показателей требует существенного улучшения качества всей системы прогнозирования социально-экономического развития как на федеральном, так и на региональном уровнях.

Результаты контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, осуществленных Счетной палатой Российской Федерации, позволяют сделать вывод о том, что прогноз социально-экономического развития страны в определенной степени является экстраполяцией сложившихся тенденций. Его консервативный и оптимистический варианты отличаются лишь разной оценкой цены на экспортируемую нефть.

Существенным недостатком сложившейся системы экономического прогнозирования является отсутствие комплексных методических указаний по составлению краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных прогнозов социально-экономического развития страны.

Существующая система прогнозирования не инициирует субъекты Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти на поиск резервов интенсификации и повышения эффективности использования имеющихся и привлекаемых ресурсов. Задача органического сочетания федерального, регионального и отраслевого прогнозирования в должной мере не решена.

Требуют качественного улучшения экономико-статистические методы прогнозирования основных макроэкономических показателей, порядок и сроки подготовки, разработки и представления статистических данных по валовому внутреннему продукту. Сценарные условия функционирования экономики страны, основные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2002 год и основные характеристики проекта федерального бюджета на 2002 год, рассмотренные на заседаниях Правительства Российской Федерации 19 апреля и 7 июня 2001 года, разработаны на основе оперативных данных Госкомстата России. Более точная оценка ВВП в 2001 году будет представлена только в ноябре месяце.

2.9. Правительству Российской Федерации необходимо принять все необходимые меры, позволяющие обеспечить достаточный уровень системы социально-экономического прогнозирования. Настоятельно необходимо в кратчайшие сроки разработать методические указания по составлению годовых, среднесрочных и долгосрочных прогнозов, улучшить экономико-статистические методы прогнозирования, скорректировать порядок и сроки подготовки разработки и представления статистических данных по валовому внутреннему продукту с целью своевременного представления более достоверной и точной информации по параметрам исходных макроэкономических показателей, являющихся исходными для составления проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

2.10. Необходимо зафиксировать в проекте федерального закона "О федеральном бюджете на 2002 год" прогнозируемые объем и темп роста ВВП, уровень инфляции (декабрь 2002 года к декабрю 2001 года). В соответствии со статьей 183 Бюджетного кодекса Российской Федерации данные макроэкономические показатели являются исходными для составления проекта федерального бюджета на очередной финансовый год.

Целесообразно рассмотреть вопрос о внесении изменений в статью 183 Бюджетного кодекса Российской Федерации, предусматривающих расширение перечня исходных макроэкономических показателей, утверждаемых в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Экспертно-аналитическая деятельность