ТИПЫ ОРГАНИЗАЦИЙ:по отношению к власти - правительственные и неправительственные;

по отношению к бюджету - бюджетные и небюджетные;по отношению к главной цели - общественные и хозяйственные; по уровню формализации - формальные и неформальные;

Правительственная организация (по)

Такой статус дается официальными органами власти федерального или местного уровней. К правительственным организациям относятся организации, зафикси­рованные в Конституции, указах Президента, например, министерст­ва, государственные комитеты, Администрация Президента, префектуры, районные управы и пр. На эти организации распространяются различные привилегии и определенные жесткие требования (привилегии - финансирование, льготы, социальное обеспечение; требо­вания - государственный чиновник не имеет права возглавлять коммерческие структуры, не имеет права использовать привилегии в целях собственной выгоды либо личной выгоды своих сотрудников.

Неправительственные организации

Неправительственной организацией (НПО) является любой добровольный некоммерческий союз граждан, организованный на местном, государственном или международном уровне. Ориентированные на достижение конкретных результатов и руководимые людьми, объединенными общими интересами, неправительственные организации решают самые разнообразные задачи и выполняют множество гуманитарных функций, например доводят до сведения правительств нужды и чаяния людей, осуществляют общественный контроль за деятельностью полиции и содействуют активному участию масс в политической жизни на местном уровне.

Бюджетные организации

источником финансирования таких организаций является государственный бюджет или бюджет государственного органа. Бюджетные организации освобождаются от многих налогов, в том числе от НДС.

Небюджетные организации

Сами изыскивают источники финансирования, в том числе источником финансирования может быть бюджет, а инвестором - бюджетная организация.

Общественной организацией

является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан. Членами общественной организации в соответствии с её уставом могут быть физические лица и юридические лица - общественные объединения, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и законами об отдельных видах общественных объединений.

Наличием членства общественная организация отличается от общественного движения, в котором членство не обязательно. Высшим руководящим органом общественной организации является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественной организации является выборный коллегиальный орган, подотчётный съезду (конференции) или общему собранию. В случае государственной регистрации общественной организации её постоянно действующий руководящий орган осуществляет права юридического лица от имени общественной организации и исполняет ее обязанности в соответствии с уставом.

Формальные организации

Это зарегистрированные в установ­ленном порядке общественные и хозяйственные организации. Это объединение людей, связанных договором о своих правах и обязанностях. Формальные организации могут иметь статус юридического или неюридического лица.

Неформальные организации

Незарегистрированные в государственных органах власти. Это объединение людей, не связанных между собой формальными договоренностями о правах и обязанностях, они не регистрируются в государственных органах, создаются на базе общих интересов в области культуры, быта, спорта и пр. (группа туристов, объединение друзей бега и т.п.). Признак формирования не­формальной организации - появление неформального лидера. По­явление сильного лидера увеличивает шансы перерастания неформальной организации в формальную.

Общество с ограниченной ответственностью – это организационно-правовая форма коммерческих организаций, имеющая ряд отличительных особенностей, благодаря которым считается наиболее привлекательной для осуществления предпринимательской деятельности.

Обществом с ограниченной ответственностью признается учрежденное одним или несколькими лицами. Общество, уставный капитал которого разделен на доли. Участники Общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им долей.

Участники общества ООО, внесшие вклады не полностью, несут солидарную ответственность по его обязательствам в пределах стоимости неоплаченной части вклада каждого из участников. Согласно действующему законодательству, Общество с ограниченной ответственностью может быть учреждено одним лицом или может состоять из одного лица, в том числе при создании его в результате реорганизации. Однако в качестве единственного своего участника ООО не может иметь другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица. Как и все юридические лица, Общество с ограниченной ответственностью имеет в своей собственности обособленное имущество, учитываемое на самостоятельном балансе, и может от своего имени осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности и быть ответчиком в суде.

Общество с дополнительной ответственностью - это общество с ограниченной ответственностью, участники которого несут субсидированную ответственность по его обязательствам в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов в соответствии с учредительными документами общества. От общества с ограниченной ответственностью его отличает то, что при недостаточности имущества для удовлетворения требований кредиторов его участники отвечают субсидиарно (дополнительно) в солидарном порядке. Размер ответственности последних (в отличие от полных товарищей) ограничен лишь той частью их имущества, которая кратна сумме внесенных ими вкладов. Банкротство одного из участников приводит к тому, что его ответственность по обязательствам общества распределяется между остальными участниками пропорционально их вкладам, если иной порядок не определен учредительными документами.

Открытое акционерное общество – это акционерное общество, участники которого могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров.

Такое акционерное общество вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и их свободную продажу на условиях, устанавливаемых законом и иными правовыми актами. Открытое акционерное общество обязано ежегодно публиковать для всеобщего сведения годовой отчет, бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков.

Юридические признаки открытого акционерного общества

Прописанные в законе основные признаки открытого акционерного общества следующие:

число акционеров открытого акционерного общества не ограничено по закону; акционеры открытого акционерного общества могут отчуждать свои акции без согласия других его акционеров; открытое акционерное общество вправе проводить как открытую, так и закрытую подписку на свои акции; открытое акционерное общество обязано предоставлять рынку информацию о своей деятельности в объемах и в сроки, установленные законодательными и иными нормативными актами данной страны, в частности, оно обязано ежегодно публиковать для всеобщего сведения годовой отчет, бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков.

МНПО – это объединение общественных организаций, союзов, групп, отдельных лиц из различных государств, созданное в целях международного сотрудничества в различных областях. Согласно резолюции ГА ООН № 1296 1968 г., МНПО – это любая международная организация, нс учрежденная на основе межправительственного соглашения.

Основные признаки МНПО: отсутствие цели извлечения прибыли; признание хотя бы одним государством или наличие консультативного статуса при ММПО; финансирование двумя и более государствами; деятельность в двух и более государствах; создание на основе учредительного акта. По данным Союза международных ассоциаций, в мире почти 35 тыс. международных организаций, из них – около 7 тыс. ММПО и около 28 тыс. МНПО (Международная амнистия, Международная комиссия юристов, Международная федерация прав человека, Международный зеленый крест, Интерпол, Гринпис).

МНПО имеют международную правосубъектность (нетрадиционную, производную, вторичную, ограниченную). Правда, международная правосубъектность МНПО до сих пор признается далеко не всеми учеными. На территории государств статус МНПО определяется как национальным правом, так и соглашениями государств с МНПО. Персонал МНПО относится к международным должностным лицам

и имеет определенные привилегии и иммунитеты. В рамках Совета Европы заключена Конвенция о признании юридическими лицами МНПО 1986 г.

МНПО сотрудничают с ММПО. Основная форма такого сотрудничества – получение консультативного статуса. Практически любая ММПО вправе предоставлять такой статус тем МНПО, деятельность которых представляет интерес для данной ММПО. Получение консультативного статуса означает признание полезности деятельности МНПО, увеличение се международного авторитета и влияния на международные отношения. Влияние МНПО на деятельность межправительственных организаций: предоставление информации, взаимные консультации, участие в правотворческом процессе, деятельность в качестве следственных органов.

В системе ООН консультативный статус предоставляет сама ООН (в лице ЭКОСОС) и все ее специализированные учреждения (за исключением ВПС). Отношения ООН с МНПО основаны на резолюции ЭКОСОС "Мероприятия по консультациям с неправительственными организациями". Консультативный статус при ЭКОСОС может быть трех видов: общий консультативный статус (категория I); специальный консультативный статус (категория II); ростер (список – категория III).

Категория I предоставляется МНПО, сфера деятельности которых в наибольшей степени сопряжена с компетенцией ЭКОСОС; категория II предоставляется МНПО, чья деятельность связана с отдельными функциями ЭКОСОС; категория III предоставляется МНПО, поддерживающим связь с ЭКОСОС и другими органами ООН. Наибольшим объемом прав обладают МНПО с общим консультативным статусом. Они могут направлять своих наблюдателей на открытые заседания ЭКОСОС, представлять письменные заявления, консультироваться с Секретариатом ООН.

Специализированные учреждения ООП имеют собственные правила предоставления консультативного статуса МИПО. Наиболее подробно урегулированы отношения между МНПО и ЮНЕСКО (Директивы о взаимоотношениях ЮНЕСКО с МИПО 1960 г.). ЮНЕСКО поддерживает отношения с любой международной организацией с неправительственными функциями, учрежденной нс на основе межправительственного соглашения и которая:

  • – занимается вопросами, входящими в компетенцию ЮНЕСКО;
  • – объединяет значительное количество групп или лиц, заинтересованных в деятельности ЮНЕСКО;
  • – имеет постоянных членов в достаточно большом числе различных стран и может выступать в качестве действительного представителя различных культурных регионов мира;
  • – имеет руководящий орган, созданный на международной основе, располагать аппаратом, позволяющим ей поддерживать связь со своими членами в различных странах.

Отношения ЮНЕСКО и МНПО с юридической точки зрения строятся следующим образом: категория А (консультативная и сотрудничающая), категория В (информационная и консультативная), категория С (взаимная информация). ЮНЕСКО вправе сама создавать МНПО.

Международный комитет Красного Креста (МККК) одна из старейших (1863 г.) и наиболее авторитетных МНПО в мире. Принципы деятельности: гуманность, беспристрастность, нейтральность, независимость, добровольность, единство и универсальность. При его активном участии разработаны Женевская конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующей армии 1906 г., Гаагская конвенция по применению к войне на море принципов Женевской конвенции о защите жертв войны 1949 г., протоколы к Женевским конвенциям 1949 г. Представители МККК обязаны посещать все места, где содержатся военнопленные или интернированные. При МККК организовано Центральное справочное агентство по делам военнопленных для сбора информации о них. В ст. 3, общей для всех Женевских конвенций 1949 г., сказано: "Беспристрастная гуманитарная организация, такая как Международный комитет Красного Креста, может предложить свои услуги сторонам, находящимся в конфликте". МККК является нейтральным посредником в случае вооруженных конфликтов, предоставляет защиту и помощь жертвам международных и гражданских войн.

ИАТА создана в 1945 г. Ведущая неправительственная организация в области воздушного транспорта, объединяет более 200 авиакомпаний из 70 государств. Цели ИАТА: развитие безопасного воздушного транспорта; поощрение коммерческой деятельности авиапредприятий; улучшение деятельности авиапредприятий; сотрудничество между авиапредприятиями, участвующими в международных воздушных сообщениях; сотрудничество с ИКАО и другими международными организациями.

ИАТА разрабатывает рекомендации по применению тарифов на авиаперевозки пассажиров, грузов и багажа; утверждает единые правила авиаперевозок; регламентирует порядок пользования льготами и скидками; вырабатывает общие стандарты обслуживания. Через свой специальный расчетный орган (Клиринговую палату) ИАТА осуществляет финансовые расчеты между авиакомпаниями-членами. Руководящие и постоянные рабочие органы ИАТА: Общее собрание, Исполнительный комитет, специальные комитеты (по перевозкам, финансовый, технический, юридический, по борьбе с угоном самолетов и хищениями багажа и грузов).

Международная группа по предотвращению кризисов (Крайсис Груп) – это МНПО, созданная для прогнозирования действий в целях предотвращения и сдерживания конфликтов. Группы политических аналитиков, находящиеся в странах, где существует опасность кризиса, проводят исследования на местах: собирают информацию, оценивают местные условия, составляют рекомендации, адресованные международным организациям. Организация сотрудничает с правительствами и прессой. В Совет Крайсис Груп входят политические деятели, дипломаты, бизнесмены и представители СМИ. Штаб-квартира расположена в Брюсселе, а представительства – в Вашингтоне, Нью-Йорке, Лондоне и в Москве. Имеет 17 представительств в разных государствах. Аналитики организации работают более чем в 50 странах.

  • Международное право прав человека
    • Формирование международного права прав человека как отрасли международного права, его понятие
    • Принципы и источники международного права прав человека
    • Универсальные международно-правовые нормы о защите прав человека
    • Система органов ООН по защите прав человека
    • Региональный международно-правовой механизм защиты прав человека
    • Защита прав человека в системе международных судебных учреждений
  • Международное право окружающей среды
    • Сущность международного права окружающей среды
    • Понятие и предмет международного права окружающей среды
    • Принципы международного права окружающей среды
    • Источники международного права окружающей среды
    • Международные организации и их роль в сфере охраны окружающей среды
    • Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП). Правовая природа, цели и задачи, структура
    • Роль международных конференций в международном праве окружающей среды
    • Морская среда как объект международно-правовой охраны
    • Вода как объект охраны в международном праве окружающей среды
    • Охрана воздушной среды, климата и озонового слоя Земли
    • Животный и растительный мир в международном праве окружающей среды
    • Международно-правовое регулирование обращения с опасными и токсическими отходами
    • Охрана окружающей среды во время вооруженных конфликтов
  • Право международной безопасности
    • Право международной безопасности на современном этапе
    • Понятие и принципы права международной безопасности
    • Источники права международной безопасности
    • Современная система права международной безопасности
    • Разоружение и ограничение вооружений
  • Международное гуманитарное право
    • Понятие, принципы и источники международного гуманитарного права
    • Правовое регулирование начала военных действий
    • Участники вооруженных конфликтов
    • Театр войны
    • Международное гуманитарное право о защите жертв войны
    • Защита гражданских объектов
    • Запрещенные методы и средства ведения войны
    • Международно-правовое регулирование окончания военных действий и состояния войны
    • Нормы международного гуманитарного права и российское законодательство
  • Население в международном праве
    • Понятие населения
    • Гражданство и международное право
    • Правовой статус бипатридов и апатридов
    • Правовое положение иностранных граждан
    • Режим нелегальных мигрантов
    • Право убежища
    • Правовое положение беженцев и вынужденных переселенцев
  • Международное экономическое право
    • Понятие международного экономического права
    • Источники и методы регулирования международного экономического права
    • Система и принципы международного экономического права
    • Субъекты международного экономического права
    • Международные организации в области экономического сотрудничества
    • Подотрасли международного экономического права
  • Право внешних сношений
    • Понятие и источники права внешних сношений
    • Государственные органы внешних сношений
    • Дипломатические представительства
    • Консульские учреждения
    • Постоянные представительства государств при международных организациях
    • Специальные миссии
    • Привилегии и иммунитеты в праве внешних сношений
  • Право международных организаций
    • Понятие, история возникновения, признаки и виды международных организаций
    • Порядок создания международных организаций и прекращения их деятельности
    • Порядок принятия и юридическая сила решений международных организаций
    • Органы международных организаций: классификация, порядок формирования
    • Правосубъектность и реализация функций международных организаций
    • Членство в международных организациях
    • ООН: устав, цели, принципы, членство
    • Специализированные учреждения ООН
    • Международные организации, входящие в систему ООН
    • Региональные международные организации
    • Международно-правовое регулирование защиты сотрудников международных организаций
    • Международные неправительственные организации
  • Территория в международном праве
  • Международное морское право
    • Понятие и принципы международного морского права
    • Международно-правовой статус и режим морских пространств
    • Морские пространства, находящиеся под суверенитетом прибрежного государства
    • Морские пространства, находящиеся под юрисдикцией прибрежного государства
    • Международные морские пространства
    • Морские пространства с особым правовым статусом
  • Международное воздушное право
    • Определение международного воздушного права
    • Источники международного воздушного права
    • Основные принципы международного воздушного права
    • Правовой статус и правовой режим воздушного пространства
    • Международно-правовые основы полетов в воздушном пространстве
    • Управление воздушным движением
    • Правовое регулирование международных воздушных сообщений
    • Правовой статус летательных аппаратов
    • Правовой статус экипажа летательного аппарата
    • Борьба с актами незаконного вмешательства в деятельность летательных аппаратов
    • Оказание помощи летательным аппаратам
    • Административные формальности при международной аэронавигации
    • Международные авиационные организации
    • Ответственность в международном воздушном праве
  • Международное космическое право
    • Понятие, объекты, субъекты и источники международного космического права
    • Международно-правовой режим космического пространства и небесных тел
    • Правовой статус космических объектов
    • Международно-правовой режим геостационарной орбиты
    • Правовой статус космонавтов
    • Мирное и безопасное использование космического пространства
    • Дистанционное зондирование Земли
    • Право интеллектуальной собственности в международных космических проектах
    • Охрана космического пространства и земной среды от техногенного космического загрязнения
    • Взаимодействие международного и национального космического права
    • Ответственность в международном космическом праве
    • Международное сотрудничество в исследовании и использовании космического пространства
  • Международное ядерное право
    • Понятие международного ядерного права
    • Принципы и источники международного ядерного права
    • Правовое регулирование разработки, испытания, размещения ядерного оружия
    • Международно-правовая защита от радиоактивного заражения
    • Ответственность за ядерную деятельность
    • Контроль в международном ядерном праве
  • Международное уголовное право
    • Понятие международного уголовного права
    • Принципы и источники международного уголовного права
    • Понятие и виды международных преступлений
    • Понятие и виды транснациональных преступлений
    • Правовая помощь по уголовным делам
    • Выдача (экстрадиция) преступников и передача осужденных для отбывания наказания в государство гражданства
    • Роль международных организаций в области борьбы с преступностью
    • Международная уголовная юстиция
    • О международном уголовно-процессуальном праве
  • Международно-правовое регулирование научно-технического сотрудничества
    • Научно-техническое сотрудничество: понятие и принципы
    • Источники правового регулирования международного научно-технического сотрудничества
    • Виды международного научно-технического сотрудничества и формы его осуществления
    • ООН и международное научно-техническое сотрудничество
    • Региональное международное научно-техническое сотрудничество

Международные неправительственные организации

Международная неправительственная организация (МНПО) - это объединение национальных общественных организаций, союзов, групп и отдельных лиц из различных государств, созданное в целях содействия международному сотрудничеству в политической, экономической, культурной, научно-технической и других сферах деятельности человека; это организация, учрежденная не на основании межправительственного соглашения и не ставящая целью извлечение коммерческой прибыли.

Первые такие организации стали появляться еще в XIX в., но их численность существенно возросла во второй половине XX в. В настоящее время их насчитывается более 4 тыс., и число их продолжает расти. Необычайно возросли и роль МНПО, их влияние на международные отношения, на развитие и совершенствование международного права.

МНПО поддерживают связи с международными межправительственными организациями, получая при них консультативный статус. В системе ООН такой статус предоставляют как сама ООН, так и все ее специализированные организации, за исключением Всемирного почтового союза. Отношения ООН с МНПО регламентируются резолюцией ЭКОСОС 1296 от 23 мая 1968 г. «Мероприятия по консультациям с неправительственными организациями». Установлены две категории консультативного статуса: I - общий консультативный статус и II - специальный консультативный статус. Ведется также Список (или Ростер) международных неправительственных организаций, которые поддерживают связи с ЭКОСОС. Та или иная категория консультативного статуса предоставляется МНПО в зависимости от ее международного авторитета и заинтересованности ЭКОСОС в сотрудничестве с ней. Категория I предоставляется организациям, сфера деятельности которых в наибольшей степени соприкасается с компетенцией ЭКОСОС. Категория II предоставляется МНПО, связанным лишь с отдельными областями деятельности ЭКОСОС. Наконец, в Список включаются МНПО, не вошедшие в эти две категории, но готовые оказать Совету помощь в его работе.

Наибольший объем прав имеют организации I категории. Только они могут предлагать вопросы для рассмотрения их в качестве пунктов повестки дня ЭКОСОС и делать по ним устные заявления. Все организации, получившие тот или иной статус или включенные в Список, могут вносить пункты в повестку дня вспомогательных органов ЭКОСОС и выступать в них с устными заявлениями, направлять наблюдателей на заседания ЭКОСОС и его органов, представлять письменные заявления, осуществлять специальные исследования и готовить соответствующие документы, когда это входит в их компетенцию. Однако организации, входящие в Список, могут направлять своих наблюдателей не на все заседания, а только на те, где обсуждаются вопросы, имеющие к ним отношение. Письменные заявления они могут делать только по просьбе Генерального секретаря ООН.

Около 1600 МНПО, активно работающих в области экономического и социального развития, имеют консультативный статус в ЭКОСОС, а еще около 1500 организаций, представляющих интерес для ООН, входят в Список.

В 1996 г. ЭКОСОС приняла Резолюцию 1996/31 о консультативных отношениях между ООН и неправительственными организациями, обновив тем самым Резолюцию 1296. В ней предусмотрены три новых момента: признание важности национальных, региональных и субрегиональных неправительственных организаций и увеличение их числа; расширение роли Комитета по неправительственным организациям, существующего при ЭКОСОС; принятие стандартных правил участия неправительственных организаций в международных конференциях ООН и в процессе подготовки к ним. В другой своей Резолюции 1996/297 ЭКОСОС рекомендовал, чтобы Генеральная Ассамблея изучила вопрос об участии неправительственных организаций во всех областях деятельности ООН.

Из специализированных учреждений наиболее тесно сотрудничает с МНПО ЮНЕСКО, которая устанавливает три категории консультативного статуса: А - консультативная и сотрудничающая, В - информационная и консультативная и С - категория взаимной информации. Предусмотрена возможность самой ЮНЕСКО создавать МНПО, а также оказывать им финансовую помощь.

Консультативные связи МНПО устанавливают также с региональными межправительственными организациями. Например, при Совете Европы более 350 МНПО имеют консультативный статус.

Влияние МНПО на деятельность межправительственных организаций, их роль в международных отношениях и международном праве проявляются в различных формах. Назовем некоторые из них.

Информационная . МНПО регулярно направляют общую и частную информацию государствам и межправительственным организациям и их органам в сфере своей деятельности. Они также распространяют информацию, полученную от межправительственных организаций.

Особо важную роль играют МНПО в распространении знаний о правах человека.

Консультативная . МНПО дают советы и консультации организациям, лицам, группам лиц по их просьбе.

Правотворческая . МНПО традиционно участвуют в правотворческом процессе, влияя на позицию государств, разрабатывая проекты соглашений. Такие проекты зачастую передаются на рассмотрение государств и межправительственных организаций. Некоторые МНПО специально занимаются неофициальной кодификацией международного права, например Гаагский институт международного права. Большую роль в кодификации международного гуманитарного права играет Международный комитет Красного Креста (МККК), при активном участии которого были разработаны Женевские конвенции 1949 г. о защите жертв войны и Дополнительные протоколы к ним.

Контрольная . Все больше возрастает роль МНПО по обеспечению соблюдения норм международного права и соответствующего контроля. В качестве примера можно отметить деятельность МККК, основная задача которого состоит в наблюдении за выполнением норм международного гуманитарного права. Ряд МНПО действуют в области прав человека и демократии, например Международная амнистия. Международная федерация прав человека. Международная комиссия юристов контролируют соблюдение международных стандартов по правам человека. Подобные же контрольные функции выполняют МНПО в области охраны окружающей среды, например Международный Зеленый Крест.

Следственная . МНПО неоднократно создавали специальные следственные комиссии. Так, по инициативе Международной ассоциации юристов-демократов были созданы Международная комиссия по расследованию преступлений США в Индокитае (в 1970 г.), Международная комиссия по расследованию преступлений Израиля на оккупированных арабских территориях. В последние годы ряд МНПО, например Международная амнистия, создавали специальные следственные комиссии для расследования положения с правами человека в Чили, Руанде, Гаити.

МНПО не являются субъектами международного права, но должны осуществлять свою деятельность, сообразуясь с его принципами и нормами. Внутри государств правовой статус МНПО определяется национальным законодательством. За ними и международным персоналом МНПО признаются определенные привилегии и иммунитеты.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Московская сельскохозяйственная академия имени К.А. Тимирязева (ФГОУ ВПО РГАУ - МСХА имени К.А. Тимирязева)

Факультет почвоведения агрохимии и экологии

Реферат

на тему : «Международные правительственные и неправительственные организации»

Выполнила

студентка 1 курса

105 группы ПАЭ

Носкова Анастасия

Проверил:

Маркин Михаил Михайлович

Москва 2014 г

Введение

2. Причины увеличения количества международных организаций

3. Классификации международных организаций

4. Неправительственные организации

5. Современные международные организации

Заключение

Литература

Введение

Под международными организациями обычно подразумевают объединение государств, в основе которого лежит соглашение. Объединяясь, государства или национальные общества (ассоциации) пытаются достичь каких-либо общих целей в разных сферах человеческой жизни: политике, экономике, науке, культуре и многих других. Это важнейшая форма многостороннего "общения" и сотрудничества между странами.

Международные организации бывают межправительственными и неправительственными. Международные межправительственные (межгосударственные) организации -- объединения государств или государственных институций, созданные на основе международного договора между государствами или их уполномоченными институциями. Международные неправительственные (негосударственные, общественные) организации -- объединения, членами которых (на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей в гражданских, политических, культурных, социальных и экономических сферах) являются субъекты из разных стран и зарегистрированные в государстве, законодательство которого позволяет иностранным физическим или юридическим лицам создавать общественные организации и быть избранными в состав руководящего органа такой организации.

Международная организация хоть и относительно молодое образование, но имеет коллосальное значение в жизни большинства государств. Международные организации относятся к числу наиболее развитых и разнообразных механизмов упорядочения международной жизни. Заметное повышение активности международных организаций, равно как и значительное увеличение их общего количества, является одним из примечательных феноменов современного международного развития.

1. История создания международных организаций

Международные организации - явление историческое и динамично развивающееся. Прообразом современных международных организаций были древнегреческие союзы городов и общин, средневековые экономические и таможенные объединения (например, оформившийся в ХVI веке Ганзейский торговый союз, который вывел из состояния раздробленности всю Северную Германию).

Заметное повышение активности международных организаций произошло в XIX веке в связи с наличием значительного числа суверенных государств; интенсификацией контактов между ними; обеспокоенностью проблемами, возникающими в результате этих контактов; осознанием необходимости создания международных институтов для систематическое регулирования отношений между государствами. Первыми международными организациями в современном понимании были Всемирный телеграфный союз (1865), Всемирный почтовый союз (1874), Международное бюро мер и весов (1875), Международный Красный Крест, появившийся в 1860-х годах, и другие.

С середины XX века обозначилась тенденция значительного роста численности и влияния международных организаций на мировую политику. Она получила дополнительные импульсы после окончания холодной войны и краха биполярной системы. Со второй половины 40-х годов до начала XXI века возникло около трех тысяч межправительственных организаций, регулирующих различные сферы экономики, политики, экологии, культуры, и почти двадцать тысяч разнообразных неправительственных международных организаций, из которых примерно две тысячи имеют статус наблюдателя при ООН Сирота Н.М., Мохоров Г.А., учебное пособие "Субъекты политики"..

2. Причины увеличения количества международных организаций

С середины XX века обозначилась тенденция значительного роста численности и влияния международных организаций на мировую политику. Она получила дополнительные импульсы после окончания холодной войны и краха биполярной системы. Со второй половины 40-х годов до начала XXI века возникло около трех тысяч межправительственных организаций, регулирующих различные сферы экономики, политики, экологии, культуры, и почти двадцать тысяч разнообразных неправительственных международных организаций, из которых примерно две тысячи имеют статус наблюдателя при ООН.

Основными причинами стремительного увеличения количества межправительственных и неправительственных международных организаций были: международный неправительственный организация совет

· тяга народов к миру и безопасности как реакция на бедствия, причиненные человечеству Второй мировой войной, и угрозу подрыва самих основ мировой цивилизации в ядерной войне;

· осознание опасности эскалации международных конфликтов и необходимости создания эффективной системы их предотвращения и урегулирования;

· потребность мирового сообщества в международном разделении труда и экономической интеграции, в координации усилий для решения глобальных проблем;

· стремление государств, которые обрели независимость после распада колониальной системы, к усилению своего влияния на мировую политику.

Вместе с тем, окончание холодной войны сопровождалось распадом ряда организаций бывшего социалистического содружества - Организации Варшавского Договора, Совета Экономической Взаимопомощи и других.

3. Классификации международных организаций

Современные международные организации делятся на 2 основных типа: межправительственные и неправительственные организации. Роль и тех и других значительна и все они способствуют общению государств в различных сферах жизни. Но все же два данных типа имеют свои особенности, признаки.

Межправительственные организации

Любая межправительственная организация должна обладать следующими признаками:

1. Она создаётся в соответствии с международным правом. Это наиболее существенный признак, имеющий решающее значение.

2. Любая правительственная организация должна быть создана на правомерной основе, а именно организация не должна ущемлять интересы отдельного государства и международного сообщества в целом.

3. Любая международная организация создаётся на основе международного договора (конвенции, соглашения, трактата, протокола и т. д.). Сторонами такого договора являются суверенные государства, а в последние время участниками международных организаций также межправительственные организации.

4. Цель создания любой международной организации заключается в объединении усилий государств в той или иной области: политической (ОБСЕ), военной (НАТО), экономической (ЕС), валютно-финансовой (МВФ) и в других. Но такая организация как ООН должна координировать деятельность государств почти во всех областях. В таком случае международная организация выступает посредником между государствами членами. Иногда государства передают наиболее сложные вопросы международных отношений в организации для обсуждения и решения.

5. Важна для каждой международной организации соответствующая организационная структура. Этот признак как бы подтверждает постоянный характер организации и тем самым отличает её от многочисленных других форм международного сотрудничества. Межправительственные организации имеют штаб-квартиры, членов в лице суверенных государств и вспомогательные органы.

6. Наличие прав и обязанностей обязательны, они закреплены в её учредительном акте. Международная организация не может превысить свои полномочия. Международная организация также имеет самостоятельные международные права и обязанности, т. е. обладает автономией, в отличие от воли государств членов. Этот признак означает, что любая организация в своей сфере деятельности может избирать самостоятельно средства выполнения прав и обязанностей, возложенных на неё государствами - членами.

Межправительственные организации проявляют себя в международной жизни в двух ипостасях: с одной стороны, образуя поле кооперативного взаимодействия между государствами-членами, а с другой - оказывая самостоятельное влияние на динамику мировой политики. В таких организациях могут складываться ситуации, когда преобладают интересы одного из участников, а другие обеспечивают поддержку лидеру в расчете на покровительство с его стороны или содействие в осуществлении собственных целей.

Наиболее распространенные классификации: по территориальному принципу и в соответствии со сферой деятельности.

Исходя из первого критерия выделяют:

· региональные организации, например, Ассоциация государств ЮгоВосточной Азии (АСЕАН), Европейский Союз (ЕС) и другие;

· межрегиональные организации - Организация Исламская конференция (ОИК), Содружество Независимых государств (СНГ);

· субрегиональные (Бенилюкс).

И в классификации в соответствии со сферой деятельности различают:

· организации экономического характера, охватывающие сферу финансов и торговли, например, Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), преобразованное в 1995 г. во Всемирную торговую организацию (ВТО);

· организации в отдельных отраслях мирового хозяйства, например, Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), Организация стран- экспортеров нефти (ОПЕК);

· организации в области культуры и спорта, например, Международный олимпийский комитет (МОК), Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО);

· военно-политические организации, например, Организация Североатлантического договора (НАТО);

· универсальные организации: Лига Наций, Организация Объединенных Наций (ООН).

Следует отметить, что классификация межправительственных организаций по вышеприведенным критериям носит условный характер, поскольку многие организации отвечают обоим критериям, выполняя, скажем, не только экономические, но и политические функции, содействуя развитию в государствах либеральных рыночных отношений, решают одновременно и политическую задачу - укрепление демократических режимов, распространение прогрессивных форм правления.

Особенности отдельных межправительственных организаций

Важную роль в поддержании стабильности на региональном и глобальном уровнях играет созданная в 1975 г. Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), членами которой являются все европейские государства, а также США и Канада.

Наиболее крупная универсальная организация - ООН, объединяющая свыше 190 государств. В рамках ООН сложился целый ряд организаций, которые функционируют в международных отношениях одновременно и как ее структуры, и как самостоятельные субъекты.

Некоторые надгосударственные организации обладают атрибутами политической власти. Это относится прежде всего к ООН. Ее органы могут принимать решения, являющиеся для всех членов мирового сообщества или обязательными (резолюции Совета Безопасности), или рекомендательными (постановления сессий Ассамблеи ООН). Вместе с тем государственный суверенитет ограничивает возможности ООН в применении широкомасштабных экономических санкций по отношению к странам, не выполняющим резолюции Совета Безопасности, в использовании военной силы - по отношению к агрессору или для миротворческих целей.

В последние десятилетия ООН в значительной степени утратила способность творчески реагировать на новые вызовы в международной сфере. Это вызвано прежде всего тем обстоятельством, что она не отражает новую конфигурацию сил, сложившуюся в мире. Поэтому не случайно многие проблемы мировой политики решаются сегодня не в ООН, а в рамках «семерки», «восьмерки», ЕС, НАТО и т.д.

Атрибуты политической власти присущи и Европейскому Союзу (ЕС). Представительный орган - Европарламент, избираемый непосредственно населением стран-участниц сроком на 5 лет, наделен законодательной, бюджетной и контролирующей функциями, оказывает возрастающее влияние на деятельность всех институтов ЕС. Еврокомиссия - главный исполнительный орган ЕС, обладающий широкими полномочиями в формировании общей политики государств-членов. Совет Европейского Союза (ранее Совет Министров) - орган принятия конкретных решений по основным направлениям интеграционной политики. В целом влияние ЕС выходит далеко за рамки европейского континента.

В Европе в сравнении с другими континентами, функционирует гораздо более разветвленная сеть межправительственных организаций. Наряду с Европейским Союзом (ЕС) значительное воздействие на международные процессы оказывают такие региональные структуры, как Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Организация Североатлантического договора (НАТО), Совет Европы. Менее существенна роль Содружества Независимых Государств (СНГ).

Уникальность ОБСЕ определяется такими ее функциями, как нормотворчество, контроль за вооружениями, предотвращение и урегулирование конфликтов, защита прав человека и содействие формированию институтов правового государства.

Заметным фактором современного международного развития являются некоторые внеевропейские региональные организации общей компетенции, объединяющие все или большинство стран соответствующих регионов. В их числе - Организация Африканского единства (ОАЕ), Лига арабским государств (ЛАГ), Организация американских государств (ОАГ), Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС), Организация Исламская конференция (ОИК) и другие.

Для принятия решений по жизненно важным для межгосударственных акторов проблемам все шире применяется метод консенсуса. В контексте мировой политики он означает согласие в принципе при возможности расхождений по отдельным формулировкам или пунктам, по которым голосование не проводится. В регламентирующих документах некоторых организаций ООН метод консенсуса зафиксирован официально (ЮНКТАД, Комитет по разоружению). Фактор консенсуса заложен в основу процедуры принятия решений Советом Безопасности путем предоставления постоянным его членам права «вето» Сирота Н.М., Мохоров Г.А., учебное пособие "Субъекты политики"..

4. Неправительственные организации

В современном мире существует и другой тип международных организаций, это международные неправительственные организации, которыми считаются любая международная организация, не учрежденная на основании межправительственного соглашения. И у неправительственных организаций должны быть следующие критерии:

· они должны быть признаны, по крайней мере одним государством, но осуществлять свою деятельность не менее, чем в двух государствах;

· отсутствие целей извлечения прибыли;

· получение денежных средств более чем из одной страны;

· создание на основе учредительного акта;

· неправительственную организацию не могут входить субъекты международного права.

MHO (Международные неправительственные организации) возникли в начале XIX в. В настоящее время их насчитывается более 8 тыс. Первые MHO в социально-политической области были в основном профессиональными, просветительскими, религиозными, пацифистскими. MHO играют активную роль во всех аспектах современных международных отношений. Более того, в ряде областей они являются лидерами.

Особенности отдельных неправительственных организаций

Международный институт по гуманитарному праву (создан в 1970 г.) регулярно созывает семинары по обучению офицеров законам и обычаям войны и нормам, направленным на защиту беженцев.

Ассоциация международного права (создана в 1873 г.) координирует исследования по актуальным проблемам международного публичного и международного частного права, уделяя внимание исследованиям в области коллизионного права и права договоров.

Международная ассоциация по уголовному праву (создана в 1924 г.) разрабатывает принципы применения конвенций по международному уголовному праву. Она разрабатывает рекомендации по коррективам национального законодательства и развитию науки международного уголовного права. созывает конференции и семинары в этой области.

Международный комитет Красного Креста (МККК), принципами деятельности которого являются гуманность, беспристрастность, нейтральность. независимость, добровольность, единство и универсальность, внес огромный вклад в разработку норм международного гуманитарного права. При его активном участии разработаны Женевская конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях 1906 г., Гаагская конвенция по применению к войне на море принципов Женевской конвенции о защите жертв войны 1949 г. два дополнительных протокола к Женевским конвенциям 1949 г.

Многие MHO активно сотрудничают с межправительственными организациями. Основная форма такого сотрудничества - консультативный статус. Каждая межправительственная организация имеет собственные правила предоставления консультативного статуса MHO. Получение такого статуса означает не только признание полезной деятельности MHO, но и отражает рост авторитета и влияния MHO на развитие современных международных отношений.

Консультативный статус при Совете предоставлен более 150 MHO. Они подразделяются на три категории:

Специализированные учреждения ООН имеют свои правила предоставления консультативного статуса. Так, Международная морская организация (ИМО) предоставляет консультативный статус тем MHO, которые могут внести существенный вклад в ее работу, если цели и функции этих организаций полностью гармонируют с функциями и принципами ИМО.

MHO, с которой может поддерживать отношения ЮНЕСКО, считается любая международная организация с целями и функциями, неправительственными по своему характеру, если она отвечает следующим условиям:

1. Должна заниматься вопросами, входящими в компетенцию ЮНЕСКО, желать и быть в состоянии оказывать действенную помощь в реализации ее задач согласно принципам, содержащимся в Уставе ЮНЕСКО;

2. Должна объединять значительное число групп или отдельных лиц, заинтересованных в одном или нескольких видах деятельности, входящих в ведение ЮНЕСКО, и иметь постоянных членов в достаточно большом числе различных стран, что дает такой организации возможность выступать в качестве действительного представителя различных культурных регионов мира;

3. В случае, когда дело идет об организации регионального характера, она должна иметь достаточно большое число членов, чтобы быть в состоянии выступать в качестве действительного представителя всего данного региона;

4. Она должна иметь постоянный руководящий орган, созданный на международной основе, и располагать рабочим аппаратом и процедурой, позволяющими ей поддерживать регулярную связь со своими членами в различных странах.

Отношения между ЮНЕСКО и MHO могут быть отнесены к трем категориям: категория А (консультативная и сотрудничающая); категория В (информационная и консультативная); категория С (взаимная информация). MHO, отнесенные к этим категориям, имеют строго определенные права и обязанности Бекяшев К.А, " Энциклопедия юриста". 2005..

5. Современные международные организации

В настоящее время в мире существует множество международных организаций, которые решают вопросы по всем направлениям сферы жизни человечества, как экономической так и политической. Наиболее остро на сегодняшний день стоят проблемы войны и мира, разоружения и разрешения военных конфликтов. Забота государств о своей безопасности привела к созданию военно-политических организаций. Одной, из которых явилась организация ЕС(Совет Европы).

ЕС основан в соответствии с Уставом в мае 1949г. Целью этой Организации является достижение большего единства между его членами во имя защиты и осуществлении идеалов и принципов, являющихся их общим достижением, и содействие их экономическому и социальному прогрессу. Деятельность Совета Европы сконцентрирована на следующих основных проблемах:

· правовое обеспечение прав человека;

· содействие осознанию и развитию европейской культурной самобытности;

· поиск совместных решений социальных проблем.

· развитие политического партнёрства с новыми демократическими странами Европы.

Руководящими органами Совета Европы являются Комитет министров, Консультативная ассамблея, Совещание отраслевых министров и Секретариат. Комитет министров состоит из министров иностранных дел государств членов, и является высшим органом Советы Европы. Он принимает решения по поводу программы работы организации, одобряет рекомендации Консультативной ассамблеи. На уровне министров он собирается обычно 2 раза в год. Предусмотрены также ежемесячные встречи на уровне постоянных представителей государств членов Совета Европы. Членами ЕС являются 40 государств. Штаб-квартира организации находиться в Стамбуле.

ООН (Организация Объединенных Наций) - универсальная международная организация, созданная в целях поддержания мира и международной безопасности и развития сотрудничества между государствами. Устав ООН был подписан 26 июня 1945 г. на конференции в Сан-Франциско и вступил в силу 24 октября 1945 г.Устав ООН является единственным международным документом, положения которого обязательны для всех государств. На основе Устава ООН возникла разветвленная система многосторонних договоров и соглашений, заключенных в рамках ООН.

Учредительный документ ООН (Устав ООН) является универсальным международным договором и закрепляет основы современного международного правопорядка.

ООН преследует такие цели:

1) поддерживать международный мир и безопасность и с этой целью принимать эффективные коллективные меры для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии;

2) развивать дружественные отношения между государствами на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов;

3) осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и в поощрении уважения к правам человека;

4) быть центром согласования действий государств в достижении этих общих целей.

Для достижения указанных целей ООН действует в соответствии со следующими принципами:

1) суверенное равенство членов ООН;

2) добросовестное выполнение обязательств по Уставу ООН;

3) разрешение международных споров мирными средствами;

4) отказ от угрозы силой или ее применения против территориальной неприкосновенности или политической независимости или каким-либо способом, несовместимым с Уставом ООН;

5) невмешательство во внутренние дела государств;

Членом ООН может быть любое миролюбивое государство, которое примет на себя содержащиеся в Уставе обязательства и которое, по суждению ООН, может и желает эти обязательства выполнять. Прием в члены ООН производится постановлением Генеральной Ассамблеи по рекомендации Совета Безопасности.

В случае принятия Советом Безопасности против какого-либо члена ООН принудительных мер Генеральная Ассамблея, по рекомендации Совета Безопасности, вправе приостанавливать осуществление прав и привилегий, вытекающих из членства в ООН. Государство, систематически нарушающее принципы Устава, может быть исключено из ООН решением Генеральной Ассамблеи по рекомендации Совета Безопасности.

В настоящее время ООН продолжает оставаться главным инструментом поддержания международного мира и безопасности. В рамках ООН разрабатывается большое число международных договоров, принимаются решения по разблокированию международных конфликтов и обеспечению правопорядка и законности в международных отношениях.

Заключение

Международные организации - это целая сеть объединений, которая связана договорными, так и на юридическими нормами. Все отношения, которые существуют между государствами регулируются самими государствами через созданные ими международные организации. Эти международные организации возникли на определенной ступени развития человеческого общества.

Среди систем международных организаций главное место занимают государства, каждое из которых обладает суверенитетом. Государства путём соглашений между собой создают нормы международного права и образуют различные межправительственные организации. Именно от государств зависит стабильное функционирование международной системы в целом. Поскольку государства во всех созданных международных организациях обладают реальной силой, то они сами и через созданные организации обеспечивают соблюдение и выполнение международных обязательств. Через созданные международные организации регулируются: политические, экономические, научно-технические и культурные отношения. Наличие созданных международных организаций дают определённые гарантии в решении международных конфликтов, т.к. их нормы определяют нормы поведения государств в отношениях между собой. Являясь самостоятельной системой, международные организации не заключают в себе нормы внутригосударственного права, но при этом могут испытывать на себе известное влияние норм внутригосударственного права.

Литература

1. Бекяшев К.А, " Энциклопедия юриста"

2. Сирота Н.М., Мохоров Г.А., учебное пособие "Субъекты политики"

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    История развития международных организаций до создания ООН, межправительственные и неправительственные международные организации. Организации Объединенных Наций как ведущая международная организация по обеспечению мира и международной безопасности.

    контрольная работа , добавлен 01.03.2011

    Понятие, правосубъектность и ключевые признаки международных неправительственных организаций (МНПО). Правовой статус и права МНПО в международном и внутригосударственном праве. Проблемы деятельности МНПО, их роль в кодификации норм международного права.

    курсовая работа , добавлен 11.03.2011

    Понятие, история создания и эволюция международных организаций, их роль и значение в современных условиях. Правотворческая деятельность, юридическая природа, организационная структура и компетенция международных межправительственных организаций.

    курсовая работа , добавлен 15.09.2011

    Понятие, типология и история возникновения международных организаций, их значение в современном мире, характеристике этапов их развития. Юридическая природа международных организаций. Порядок создания и прекращения деятельности международных отношений.

    курсовая работа , добавлен 05.12.2008

    Международные организации как наиболее развитые механизмы урегулирования международных отношений. Совет Европы, его учредительные органы, цели и задачи создания. Законодательные полномочия и структура состава Парламентской Ассамблеи Совета Европы.

    статья , добавлен 10.07.2013

    Характеристика системы Организации Объединенных Наций (ООН). Контроль над интеграционными процессами как главная цель межгосударственного сотрудничества в рамках международных организаций. Основные этапы создания ООН, история и особенности организации.

    реферат , добавлен 12.09.2014

    Классификация и порядок создания международных экономических организаций. Характеристика полуформальных объединений, их роль в мировой политике. Структура Организация Объединенных Наций. Цели и особенности деятельности Международного валютного фонда.

    презентация , добавлен 06.09.2017

    Причины возникновения международных экономических организаций, их классификация (входящие и не входящие в систему ООН, региональные). Регулирующая, контрольная и оперативная функции. Характеристика деятельности международных экономических организаций.

    презентация , добавлен 20.01.2012

    Понятие, классификация и порядок создания международных организаций. Факторы их возникновения и роль в современной географии мира. Функции институтов ЕС. Стратегические концепции НАТО. Политическая значимость ОБСЕ. Направления деятельности Совета Европы.

    курсовая работа , добавлен 11.04.2015

    Международные неправительственные организации: суть понятия, правовой статус и история создания. Суть деятельности ЮНЕСКО как международной неправительственной организации, особенности ее структуры. Участие ЮНЕСКО в международных культурных проектах.

Тема: «Международные неправительственные организации»


1 . Введение

2. Основная часть.

2.1 Понятие, классификация и виды международных неправительственных организаций

2.2 Статус международных неправительственных организаций в специализированных учреждениях ООН и других международных организациях

2.3 Деятельность международных неправительственных организаций юридического профиля

3. Заключение

Список используемой литературы

Введение

На рубеже веков человечество вступило в такую стадию развития

международных отношений, когда государства осознанно утрачивают монополию единственных субъектов таких отношений. Безусловно, государства все еще остаются основными субъектами на мировой арене, но растет и влияние других субъектов международных отношений. Их участниками становятся международные неправительственные организации.

Конец 20-го века – эпоха активизации международных неправительственных организаций, получившей название «революция ассоциаций».

По данным Союза международных ассоциаций, в 1995 году насчитывалось более 16 тыс. международных неправительственных организаций.

Начало нового тысячелетия характеризуется тем, что международные неправительственные организации стали полноценными участниками международной жизни.

Международные неправительственные организации являются наиболее ярким выражением того, что называется гражданским обществом, то есть сферой, в которой социальные движения формируются в зависимости от целей, круга участников и тематических интересов.

В данном реферате будут рассмотрены следующие вопросы:

1. Понятие, классификация и виды международных неправительственных организаций;

2. Статус международных неправительственных организаций в специализированных учреждениях ООН и других международных организациях;

3. Деятельность международных неправительственных организаций юридического профиля.

1. Основная часть

Понятие, классификация и виды международных неправительственных организаций

В международно-правовых документах и литературе по международному праву термин «международные неправительственные организации» (МНПО) употребляется в отношении организаций, действующих на национальном, субрегиональном, региональном или международном уровнях. При этом определяющим в термине остается слово «неправительственная», которое само по себе является своего рода вызовом, альтернативой понятию «правительственная» организация.

Тем самым подчеркивается независимость этих организаций от правительств, а также их тесная связь с такими категориями, как широкие массы, власть народа.

По данным Союза международных ассоциаций, с 1875 по 1975 годы в мире было зафиксировано создание более 35 тыс. МНПО. Они именовались по-разному: ассоциации, общества, фонды, союзы, комитеты, клубы, лиги, конференции, федерации, группы и т. д.

Различие между правительственными и неправительственными организациями лежит в их правовой основе. Однако в реальности большое многообразие этих организаций делает трудно раз­личимыми их категории и сложным проведение четких границ между ними. В связи с этим была предпринята попытка провести разграничение между ними на основе суверенитета: правительственные организации, связанные, а неправительственные организа­ции, не связанные с суверенитетом государств. В этом случае ученые предпочитают говорить не об организациях, а о «действи­ях, свободных от суверенитета».

Следует подчеркнуть, что в Уставе ООН не уточняется уровень неправительственной организации, то есть на каком уровне она функционирует: на национальном, субрегиональном, региональ­ном или международном. В нем речь идет о полномочии Эконо­мического и Социального Совета ООН (ЭКОСОС) проводить над­лежащие мероприятия для консультаций с неправительственными организациями, входящими в его компетенцию (ст. 71) .

В соответствии с Резолюцией ЭКОСОС 288 В (X) 1950г. термин «неправительственная» подразумевает «любую международную организацию, не учрежденную на основании межправительственного соглашения» .

По мнению Кузнецовой Е., можно выделить несколько критериев, которым должны отвечать МНПО .

Во-первых, организация должна иметь некоммерческий характер . В ООН некоммерческий характер подразумевается в силу требования о финансировании организации самими членами или добровольными взносами. Тем не менее, формально некоммерческие организации, объединяющие представителей бизнеса, лоббирующих коммерческие интересы, признаются в качестве МНПО и Советом Европы, и ООН. Так, Международный морской форум нефтедобывающих компаний активно сотрудничает с ООН и Международной морской организацией в качестве МНПО.

Во-вторых, организация не должна использовать или пропагандировать насильственные методы . Соответственно, не признаются МНПО освободительные движения, воюющие или восставшие стороны и прочие вооруженные группировки, даже если их действия легитимны по международному праву (Организация освобождения Палестины, Народная организация Юго-Западной Африки (СВАПО)).

И, наконец, организация не должна принимать участие в политике с целью достижения власти . Данный критерий исключает из круга МНПО всевозможные политические партии и оппозиционные объединения политических партий, таких, как Либеральный интернационал, Социалистический интернационал, Международный союз демократов, по общему мнению, являются НПО.

В российской доктрине международного права даются различные понятия МНПО.

Так, Кольяр К. считает, что организации, иногда сокращенно именуемые НПО, по своей природе являются частными организациями, ибо объединяют частных лиц, иногда даже государственных деятелей, но не государства .

По мнению профессора Камынина А. И., МНПО – это форма осуществляемого на постоянной основе многостороннего международного сотрудничества общественности в различных сферах деятельности. Такие объединения обычно формируются на основе общности или сходства идейно-политических, социально-экономических, профессиональных, мировоззренческих и других целей и интересов тех или иных общественных слоев, групп или отдельных лиц, по меньшей мере, в трех странах .

В учебнике по международному праву, подготовленном под редакцией профессоров Колосова Ю. М. и Кузнецова В. И., под понятием МНПО понимается объединение национальных общественных организаций, союзов, групп и отдельных лиц из различных государств, созданное в целях содействия международному сотрудничеству в политической, экономической, культурной, научно-технической и других сферах деятельности человека; это организация, учрежденная не на основании межправительственного соглашения и не ставящая целью извлечение коммерческой прибыли .

По мнению Малкиной И. Б., международная неправительст­венная организация – это созданная не на основании межправи­тельственного соглашения, а на основании учредительных доку­ментов, зарегистрированных в соответствии с национальным зако­нодательством одного государства, форма объединения предста­вителей общественности различных стран мира, объединенных единой внутренней целью, соответствующей духу и принципам Устава ООН и нормам международного права, не преследующая в своей деятельности извлечения прибыли и коммерческих целей и функционирующая на территории более чем двух государств» .

В доктрине международного права МНПО разделяют на три категории :

· неправительственные организации, организованные правительствами. Образование таких неправительственных органи­заций было характерно для периода «холодной войны»;

· Квазинеправительственные организации;

· неправительственные организации, полностью зависимые от доноров.

Главным органом большинства неправительственных орга­низаций

является общее собрание, периодичность которого предусмотрена в уставе. Этот представительный орган имеет различные названия в разных организациях: ассамблея, всемирная ассамблея, генеральная ассамблея, пленарная сессия, конгресс, конференция и т. д.

Исполнительные органы либо избираются на определенный срок представительным органом, либо создаются по принципу представительства от национальных организаций. Нередко МНПО имеют по два исполнительных органа с различной компетенцией и разными названиями: исполнительный совет, исполнительный комитет, бюро, генеральный совет, совет директоров и т. д. Избираются также должностные лица: президент, вице-президенты, председатель исполкома и его заместители. Важную роль среди этих должностных лиц играют генеральные секретари, руководящие деятельностью постоянного секретариата.

В доктрине международного права делается различие между неправительственными организациями, имеющими конкретных членов, и неправительственными организациями с неопределен­ным членством.

Большинство неправительственных организаций одинаковы по составу: их членами являются национальные организации или отдельные лица, или те и другие (так называемое коллективное и индивидуальное членство).

Учитывая все это, МНПО услов­ но делят на два типа :

1. состоящие из физических лиц;

2. объединяю­щие национальные неправительственные организации. Однако встречаются и иные типы членства.

Так, например, членство Меж­парламентского союза настолько необычно, что принято считать его международной ассоциацией полуофициального характера. Членами этой организации являются национальные парламентские группы, состоящие из добровольно объединившихся членов пар­ламентов этих государств. Представители парламентских групп, участвующие в работе союза, выступают от себя лично, а не от имени национальной группы или парламента .