Под государством в международном праве понимается страна со всеми присущими ей признаками суверенного государства. Однако не всякая страна может быть государством в международно-правовом смысле и субъектом международного права (например, колониальные страны и другие геополитические единицы).

Из истории

Первая попытка кодификации международно-правовых признаков государства была дана в Межамериканской конвенции о правах и обязанностях государства 1933 г. Согласно ст. 1 этой Конвенции государство как лицо международного права должно обладать следующими условиями:

    постоянное население;

    определенная территория;

    правительство;

    способность вступать в отношения с другими государствами.

Наиболее важными признаками государства являются суверенитет, территория, население и власть .

Суверенитет является отличительным политико-юридическим свойством государства. Государственный суверенитет - это присущее государству верховенство на своей территории и его независимость в сфере международных отношений. Таким свойством обладают только государства, что и предопределяет их главные характерные особенности как основных субъектов международного права. Суверенитет является фундаментом всех основных прав государства.

Суверенитетом обладает любое государство с момента его возникновения. Его международная правосубъектность не зависит от волеизъявления других субъектов. Она прекращается лишь с прекращением данного государства. Согласно ст. 3 Межамериканской конвенции о правах и обязанностях государств 1933 г. «политическое существование государства не зависит от его признания другими государствами. Даже еще не признанное государство имеет право защищать свою целостность и свою независимость, заботиться о своей сохранности и процветании и, как следствие этого, организоваться, как ему заблагорассудится, законодательствовать относительно своих интересов, управлять своими ведомствами и определять юрисдикцию и компетенцию своих судов». В отличие от других субъектов международного права государство обладает универсальной правосубъектностью.

Согласно Уставу ООН государствам присуща не только суверенность, но и независимость . Все члены ООН воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения против политической независимости любого государства.

Территория является неотъемлемым условием существования государства. Она закрепляется и гарантируется общепризнанными нормами и принципами международного права. Согласно Заключительному акту Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г. государства обязаны уважать территориальную целостность каждого из государств-участников. В соответствии с этим они воздерживаются от любых действий, не совместимых с целями и принципами Устава ООН, против территориальной целостности, политической независимости или единства любого государства.

Государства-участники Заключительного акта рассматривают как нерушимые все границы друг друга, а также границы всех государств в Европе, поэтому они будут воздерживаться сейчас и в будущем от любых посягательств на эти границы. Они воздерживаются также от любых или действий, направленных на захват и узурпацию части или всей территории любого государства-участника.

Население является постоянным признаком государства. Согласно Уставу ООН, Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам г. и Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. народы являются субъектом права на самоопределение. В силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и свободно обеспечивают свое экономическое, социальное и культурное развитие. В соответствии с Декларацией о принципах международного права 1970 г. в содержание принципа равноправия и самоопределения народов входит, в частности, создание суверенного и независимого государства, свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним, или установление любого другого политического статуса, свободно определенного народом.

Публичная власть является одним из основных признаков государства. Оно в международном праве является носителем организованной суверенной власти. В каких бы отношениях ни выступали правительство государства и иные его органы, они всегда действуют от имени государства. Государство в международно-правовом смысле понимается как единство власти и суверенитета.

Государства выступают в международных отношениях как суверенные образования, над которыми нет какой бы то ни было власти, способной предписывать им юридически обязательные правила поведения. Нормы международного права, регулирующие взаимоотношения государств в сфере международного общения, создаются самими же государствами путем их соглашения (согласования воль) и направлены на строгое соблюдение государственного суверенитета в международных отношениях. Уважение суверенитета любого государства, признание суверенного равенства всех государств входят в число основополагающих принципов современного международного права. Согласно Декларации о принципах международного права г. все государства пользуются суверенным равенством. Они имеют одинаковые права и обязанности и являются равноправными членами международного сообщества независимо от различий экономического, социального, политического или иного характера.

Понятие суверенного равенства включает следующие элементы:

    государства юридически равны;

    каждое государство пользуется правами, присущими полному суверенитету;

    каждое государство обязано уважать правосубъектность других государств;

    территориальная целостность и политическая независимость государства неприкосновенны;

    каждое государство имеет право свободно выбирать и развивать свои политические, социальные, экономические и культурные системы;

    каждое государство обязано выполнять полностью и добросовестно свои международные обязательства и жить в мире с другими государствами.

Любое государство обязано поддерживать отношения с другими государствами в соответствии с нормами международного права и в соответствии с тем принципом, что суверенитет каждого государства подчинен (верховенству) международного права.

Особенности правосубъектности федеративных государств

Унитарное государство участвует в международных отношениях как единый субъект международного права, и вопроса о международной правосубъектности ее составных частей в этом случае не возникает.

Сложными государствами являются федерации. Члены федерации (республики, области, штаты, земли и т. д.) сохраняют при этом определенную внутригосударственную самостоятельность, но, как правило, не обладают конституционным правом самостоятельного участия во внешнихсношениях, следовательно, не являются субъектами международного права. В этом случае только федерация в целом выступает на международной арене в качестве единого субъекта международного права. Как отмечается в ст. 2 Межамериканской конвенции о правах и обязанностях государств 1933 г., «федеративное государство составляет только одно лицо перед международным правом». Например, согласно ст. 10 Конституции США ни один штат не может вступать в договоры, союзы и конфедерации. Ни один штат не может без согласия Конгресса заключать соглашения или конвенции с другим штатом или с иностранной державой.

РФ является демократическим федеративным государством, которое состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов РФ. Республика в составе РФ имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеют свой устав и законодательство. Согласно п. «к» ст. 71 Конституции 1993 г. в ведении РФ находятся:

    внешняя политика и международные отношения РФ, международные договоры РФ; вопросы войны и мира;

    внешнеэкономические отношения РФ;

    оборона и безопасность;

    определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ.

Вне пределов ведения РФ и совместных полномочий субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти.

Согласно Федеральному закону «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ » 1998 г. субъекты РФ в пределах полномочий, предоставленных им Конституцией, федеральным законодательством и договорами между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ о разграничении предметов ведения и полномочий, обладают правом на осуществление международных и внешнеэкономических связей с субъектами иностранных государств, а также на участие в деятельности международных организаций. Субъекты РФ с согласия Правительства РФ могут осуществлять такие связи и с органами государственной власти иностранных государств.

Республики не вправе:

    вступать в отношения с иностранными государствами;

    заключать с ними межправительственные договоры;

    обмениваться дипломатическими и консульскими представительствами;

    быть членами межправительственных организаций.

Республики могут заключать международные договоры по вопросам, входящим в их компетенцию. Однако в любом случае эти договоры должны носить вторичный, производный характер. Они могут содержать нормы, обеспечивающие реализацию соответствующих договоров РФ. В целях обеспечения выполнения таких договоров республики могут иметь свои представительства в иностранных государствах, которые не являются дипломатическими учреждениями.

К категории производных субъектов международного права принято относить особые политико-религиозные или политико-территориальные единицы, которые на основе международного акта или международного признания имеют относительно самостоятельный международно-правовой статус .

Такие политико-религиозные и политико-территориальные единицы в международном праве называются государствоподобными образованиями.

Государствоподобные образования (квазигосударства) - особый вид субъектов международного права, обладающих некоторыми признаками (чертами) государств, но не являющихся таковыми в общепринятом смысле .

Они наделяются соответствующим объемом прав и обязанностей и тем самым сатновятся субъектами международного права.

К.К. Гасанов выделяет следующие признаки государствоподобных образований:

1) территория;

2) постоянное население;

3) гражданство;

4) законодательные органы;

5) правительство;

6) международные договоры .

Возникает вопрос: почему государствоподобные образования не относятся к числу первичных?

Ответ на данный вопрос дает Р.М. Валеев: государствоподобные образования не обладают таким свойством как суверенитет, поскольку, во-первых, их население - это не народ, а часть какой-либо нации или представители различных наций; во-вторых, их международная правоспособность сильно ограничена, реальной независимостью в международной сфере они не обладют. Появление таких образований основано на международных актах (договорах) .

В историческом аспекте к государствоподобным образованиям относят "вольные города", Западный Берлин, а в настоящее время наиболее яркими примерами являются Ватикан и Мальтийский орден.

Вольный город - самоуправляющееся политическое образование, которому международным договором предоставлен международно-правовой статус, позволяющий ему участвовать в основном в экономических, административных и культурных международно-правовых отношениях .

Создание вольного города, как свидетельствует исторический опыт, обычно является результатом урегулирования спорного вопроса о его принадлежности тому, или иному государству.

В 1815 г. для урегулирования противоречий между великими державами Венский трактат объявил Краков вольным городом под покровительством России, Австрии и Пруссии. В 1919 г. спор между Германией и Польшей относительно Данцига (Гданьска) попытались решить, предоставив ему статус вольного города под гарантией Лиги Наций. Внешние сношения города осуществлялись Польшей.

Для урегулирования претензий Италии и Югославии относительно Триеста был разработан Статут Свободной территории Триест. Территория должна была иметь конституцию, гражданство, народное собрание, правительство. При этом конституция и деятельность правительства должны были соответствовать Статуту, т.е. международно-правовому акту. В 1954 г. Италия и Югославия разделили между собой территорию Триеста .

государствоподобное образование международное право

Поэтому высшим юридическим актом для него, как было сказано выше, является международный договор, которым и определяется особая международная правосубъектность города.

Единственный в своем роде международно-правовой статус имел Западный Берлин в соответствии с Четырехсторонним соглашением СССР, Великобритании, США и Франции от 3 сентября 1971 г. Эти государства сохраняли принятые ими на себя после капитуляции фашистской Германии, а затем в условиях существования двух германских государств особые права и ответственность в отношении Западного Берлина, который поддерживал официальные связи с ГДР и ФРГ. Правительство ГДР заключило ряд соглашений с сенатом Западного Берлина. Правительство ФРГ представляло интересы Западного Берлина в международных организациях и на конференциях, осуществляло консульское обслуживание его постоянных жителей. СССР учредил в Западном Берлине генеральное консульство. В связи с объединением Германии, оформленным Договором об окончательном урегулировании в отношении Германии от 12 сентября 1990 г., действие прав и ответственности четырех держав в отношении Западного Берлина было прекращено, поскольку он стал частью объединенной Федеративной Республики Германии .

Определенную специфику имеет вопрос о международной правосубъектности Ватикана и Мальтийского ордена. Они будут рассмотрены нами более подробно в следующих параграфах этой главы.

Таким образом, государствоподобные образования следует относить к категории производных субъектов международного права, так как их правосубъектность - результат намерений и деятельности первичных субъектов международного права.

ГПО – это особая политико-религиозная, историческая или политико-территориальная единица, которая на основе международного акта или международного признания имеет относительно самостоятельный международно-правовой статус. Общие термины (обобщающие понятия) для обозначения ГПО – это вольные города или вольные территории, свободные территории или зоны.

ГПО являются полноправными субъектами международного права, по свою международную правосубъектность они получают по прямому волеизъявлению государств. Это самоуправляющиеся образования, которым международноправовой статус предоставлен на основе договора. ГПО вправе участвовать в международных публичных правоотношениях. Высший юридический акт для ГПО – это международный договор или акт международной организации, который определяет его особую международную правосубъектность.

Создание ГПО предопределено объективными факторами международного порядка. Как правило, это один из наиболее эффективных способов замораживания территориальных претензий. По существу, ГПО представляет собой своеобразное государство с ограниченной правоспособностью. Может иметь собственную конституцию, государственные органы, вооруженные силы (но исключительно оборонительного характера). Создатели ГПО обычно разрабатывают механизм контроля за соблюдением его статуса. На международном уровне ГПО представляет либо заинтересованное государство, либо международная организация. Такое представительство не является обязательным – ГПО вправе самостоятельно участвовать в заключении международных соглашений, обмениваться официальными представительствами с другими государствами, предъявлять международные претензии. В международных организациях и на международных конференциях обычно имеют статус наблюдателей.

В старом международном праве существовало довольно большое количество вольных городов с особым международным статусом: Венеция, Новгород, Псков, Гамбург, Краков. Современное международное право демонстрирует тенденцию к сужению круга подобных субъектов. В 1918–1945 гг. статус ГПО имел вольный город Данциг (ныне – Гданьск) – спорная территория между Польшей и Германией. Данциг получил статус ГПО в целях замораживания территориальных претензий в соответствии с положениями Версальско- Вашингтонской договорной системы. В 1945 г. по итогам Второй мировой войны отошел к Польше.

В 1947–1954 гг. статус ГПО имела свободная территория Триест – предмет территориальных споров между Италией и Югославией. Создана на основе Мирного договора с Италией 1947 г. Находилась под защитой СБ ООН. В 1954 г. мирным путем была поделена между Италией и Югославией.

В 1945–1990 гг. единственный в своем роде особый международно-правовой статус имел Западный Берлин (на основе Соглашения между Великобританией, СССР, США и Францией 1971 г.). Эти государства имели особые права и несли особую ответственность относительно статуса Западного Берлина. Правительство ФРГ представляло интересы Западного Берлина в международных организациях и на международных конференциях, осуществляло консульское обслуживание его граждан. В 1990 г. после объединения Германии действие Соглашения 1971 г. было прекращено, поскольку Западный Берлин стал частью территории ФРГ.

В 1947 г. была принята резолюция ГА ООН, предусматривавшая режим вольного города для Иерусалима, однако это решение не выполнено по сей день. В 2005 г. Ватикан призвал мировое сообщество наделить Иерусалим специальным статусом города, находящегося под международной защитой.

В настоящее время основным ГПО со специфическим международно-правовым статусом является Ватикан (Святейший Престол). Ватикан – это город-государство, резиденция, административный центр католической церкви. В качестве города-государства и субъекта международного права признан с 1929 г. (на основе Договора с Италией). Имеет специфическую международную правосубъектность – это правосубъектность именно Святейшего Престола, а не католической церкви в целом.

Ватикан обладает почти всеми внешними атрибутами государства – территорией, населением, гражданством, имеет собственные органы власти и управления. Однако это не государство в смысле социального механизма управления обществом. Это именно административный центр католической церкви. Ватикан поддерживает дипломатические отношения более чем с 80 государствами мира (в том числе и с Российской Федерацией). В ООН Ватикан имеет статус наблюдателя, является членом многих специализированных учреждений ООН (МАГАТЭ, МОТ, ВПС, ФАО, ЮНЕСКО). Участвует во многих универсальных многосторонних конвенциях и в двусторонних договорах с государствами (конкордаты – соглашения о статусе католической церкви в каком-либо государстве).

Ватиканский паспорт приравнивается к дипломатическому. Чтобы получить его, нужно стать кардиналом или легатом Папы Римского. Граждане Ватикана либо постоянно живут и работают в самом Ватикане, или находятся за границей с дипломатической миссией по делам католической церкви. Привилегия быть гражданином Ватикана зависит от прямых и постоянных отношений с папским престолом. Когда связь прерывается, ватиканское гражданство утрачивается. Только один человек не может прервать эту связь до самой смерти: Папа Римский. У него паспорт с номером один, он абсолютный правитель в государстве Ватикан и единовластный авторитет католической церкви.

Святой Престол активно участвует в международной жизни, в борьбе за права человека. В 1965 г. была принята Nostra Aetate – Декларация Ватикана об отказе от обвинения евреев в ответственности за распятие Христа. В 2005 г. состоялся визит главы Израиля в Ватикан, в 2006 г. – ответный визит Папы Римского в Израиль. На VII конференции по пересмотру Договора о нераспространении ядерного оружия (2005 г.) Постоянный представитель Ватикана при ООН отметил, что страны, обладающие ядерным оружием, не соблюдают своих обязательств о полном разоружении; растет подпольное производство ядерного оружия, которое рискует попасть в руки террористов.

Мальтийский орден является еще одним действующим ГПО в современном мире. Это официальное историкорелигиозное формирование с международно-признанными благотворительными функциями. Мальтийский орден, сначала носивший название ордена Сан-Хуана, был создан в 1050 г. в Палестине для оказания помощи странникам, посещавшим Святую Землю. После изгнания крестоносцев в 1187 г. мальтийские рыцари вынуждены были скитаться по странам Средиземноморья, пока испанский монарх не подарил им остров Мальту. Мальтийский орден был признан субъектом международного права и сувереном на международных конгрессах в Аахене в 1818 г., в Вероне в 1822 г., на переговорах с Грецией в 1823–1828 гг. и с Италией в 1912– 1922 гг. Официальная цель Мальтийского ордена – благотворительная и историко-архивная деятельность. Имеет дипломатические отношения более чем с 80 государствами мира (в том числе с Россией). Папа Римский Бенедикт XVI является членом Мальтийского ордена.

В настоящее время Орден состоит из шести Великих приорств: в Риме, Венеции, Сицилии, Австрии, Богемии и Англии; трех суб-приорств (объединенного Силезии и Рейна-Вестфалии, Ирландии и Испании) и 54 национальных ассоциаций и орденских организаций (в том числе в России). Орден насчитывает более 10 тыс. членов и осуществляет более 150 проектов в 35 странах мира. При Великом магистре Ордена создана Вспомогательная комиссия но оказанию медицинской и гуманитарной помощи. Несколько сотен больниц и госпиталей Ордена размещены по всему миру (Орден является одной из крупнейших госпитальерских организаций). В ООН имеет статус наблюдателя. Представители Ордена участвуют в работе Комиссии ЕС, Совета Европы, ЮНЕСКО, ФАО, ИАТА, ЮНИДО и других международных организаций.

В 2004 г. состоялось подписание договора между правительством республики Мальта и Суверенным Мальтийским орденом о предоставлении Ордену одной из крепостей на территории Мальты в качестве экстерриториальной штаб-квартиры. Получив свою собственную территорию, Мальтийский орден стал самым маленьким в мире городом- государством (после Ватикана).

Государствоподобные образования не являются типичными субъектами международного права, поскольку их число нестабильно и часто имеют место ситуации, когда такие образования отсутствуют на международной арене. Однако это не исключает возможности появления новых ГПО в современном мире, прежде всего, в целях мирного разрешения территориальных разногласий. Представляется, что в настоящее время существует целесообразность придания такого статуса Южным Курилам.

Определенным объемом международной правосубъектности обладают государственно-подобные образования. Они наделяются соответствующим объемом прав и обязанностей и тем самым становятся субъектами международного права. Такие образования обладают территорией, суверенитетом, имеют свое гражданство, законодательное собрание, правительство, международные договоры.

Таковыми, в частности, являлись вольные города, а в настоящее время - Ватикан.

Вольные города. Вольным городом называется государство-город, обладающий внутренним самоуправлением и некоторой международной правосубъектностью. Одним из первых таких городов был Великий Новгород. К числу вольных городов относились и ганзейские города (в состав Ганзейского союза входили Любек, Гамбург, Бремен, Росток, Данциг, Рига, Дерпт, Ревель, Амстердам, Кенигсберг, Киль, Штральзунд и др.- всего 50 городов). В XIX и XX вв. статус вольных городов определялся международно-правовыми актами или резолюциями Лиги Наций и Генеральной Ассамблеи ООН и других организаций. Например, статус Кракова был установлен в ст. 4 Российско-австрийского договора, в ст. 2 Российско-прусского договора, в дополнительном Австро-российско-прусском договоре от 3 мая 1815 г.; в ст. 6-10 Заключительного акта Венского конгресса от 9 июня 1815 г.; в Конституции вольного города 1815/1833 гг. Впоследствии договором от 6 ноября 1846 г., заключенным Австрией, Пруссией и Россией, статус Кракова был изменен, и он вошел в состав Австрии.

Статус вольного города Данцига (в настоящее время Гданьск) был определен в ст. 100-108 Версальского мирного договора от 28 июня 1919 г., в Польско-Данцигской Конвенции от 9 ноября 1920 г. и в ряде других соглашений (например, в соглашении от 24 октября 1921 г. и в решениях Верховного комиссара Лиги Наций, признанных впоследствии польским правительством).

Статус Триеста был предусмотрен в разд. III ч. 2 Мирного договора с Италией 1947 г. и в приложениях VI-X к нему. В октябре 1954 г. Италия, Великобритания, США и Югославия парафировали текст Меморандума о взаимопонимании, на основании которого Италия получила во владение зону А (Триест с окрестностями), за исключением небольшой части территории, отнесенной к зоне В, которая осталась в Югославии.

Статус Иерусалима был определен резолюцией Генеральной Ассамблеи № 181/11 от 23 ноября 1947 г. (эта резолюция в силу не вступила)2.

Объем международной правосубъектности вольных городов определялся международными соглашениями и конституциями таких городов. Последние не являлись государствами или подопечными территориями, а занимали как бы промежуточное положение. Вольные города не обладали полным самоуправлением. Вместе с тем они подчинялись только международному праву. Для жителей вольных городов создавалось специальное гражданство. Многие города имели право заключать международные договоры и вступать в межправительственные организации. Гарантами статуса вольных городов выступали либо группа государств, либо международные организации (Лига Наций, ООН и др.). Неотъемлемым признаком вольного города являются его демилитаризация и нейтрализация.

Особый международно-правовой статус имел Западный Берлин. После окончания Второй мировой войны в результате раскола Германии образовались два суверенных государства: Федеративная Республика Германия и Германская Демократическая Республика, а также особая политико-территориальная единица Западный Берлин. Правительство СССР по согласованию с правительством ГДР в 1958 г. предложило придать Западному Берлину, находившемуся на территории ГДР, статус демилитаризованного вольного города, способного осуществлять международные функции в условиях гарантии со стороны четырех держав: Великобритании, СССР, США и Франции

Международно-правовой статус Западного Берлина был определен Четырехсторонним соглашением, подписанным правительствами Великобритании, СССР, США и Франции 3 сентября 1971 г. В соответствии с этим документом Западный Берлин имел единственный в своем роде международно-правовой статус. Государственно-политическое устройство Западного Берлина определялось Конституцией, вступившей в силу 1 октября 1950 г. Международная правосубъектность Западного Берлина носила ограниченный характер. Город имел свой дипломатический и консульский корпус, аккредитованный при соответствующих властях правительств США, Великобритании и Франции. СССР с согласия правительств этих стран учредил Генеральное консульство. Западный Берлин имел право участвовать в международных переговорах, заключать соглашения, касающиеся связи, телеграфа, регламентировать поездки постоянных жителей в различные районы ГДР и т. д. ФРГ представляла западные секторы Берлина в международных организациях и конференциях. Особый статус Западного Берлина был аннулирован в 1990 г. В соответствии с Договором об окончательном урегулировании в отношении Германии от 12 сентября 1990 г. объединенная Германия включает территории ГДР, ФРГ и всего Берлина. Ватикан. В 1929 г. на основании Латеранского договора, подписанного папским представителем Гаспари и главой правительства Италии Муссолини, было искусственно создано «государство» Ватикан (договор пересмотрен в 1984 г.). Создание Ватикана диктовалось стремлением итальянского фашизма в его внутренней и внешней политике заручиться активной поддержкой католической церкви. В преамбуле Латеранского договора определен международно-правовой статус государства «Город Ватикан» следующим образом: для обеспечения абсолютной и явной независимости Святейшему престолу, гарантирующей бесспорный суверенитет на международной арене, выявилась необходимость создания «государства» Ватикан, признавая по отношению к Святейшему престолу его полную собственность, исключительную и абсолютную власть и суверенную юрисдикцию. Главная цель Ватикана - создать условия независимого правления для главы католической церкви. Вместе с тем Ватикан является самостоятельной международной личностью. Он поддерживает внешние связи со многими государствами, учреждает в этих государствах свои постоянные представительства (посольства), возглавляемые папскими нунциями или интернунциями (ст. 14 Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г.). Делегации Ватикана участвуют в работе международных организаций и конференций. Он является членом ряда межправительственных организаций (МАГАТЭ, МСЭ, ВПС и др.), имеет постоянных наблюдателей при ООН, ФАО, ЮНЕСКО и других организациях. Согласно Основному закону (Конституции) Ватикана право представлять государство принадлежит главе католической церкви - папе. При этом следует отличать договоры, заключаемые папой как главой церкви по делам церкви (конкордаты), от светских договоров, которые он заключает от имени государства Ватикан.

Государство становится субъектом МП с момента возникновения (ipso facto – в силу факта своего существования).

Черты государства как субъекта МП:

1) суверенитет, абсолютно суверенных государств нет;

2) иммунитет – изъятие из под юрисдикции, распространяется на государство, его органы, государственную собственность, должностных лиц за рубежом. Государство само решает вопрос об объеме иммунитета, может отказаться в целом либо в какой-то части.

Концепции:

Абсолютного иммунитета – распространяется на все действия государства;

Относительного иммунитета – только на те действия, которые государство осуществляет как суверен, как носитель власти. Когда государство действует как частное лицо, то иммунитет не действует (США, ЮАР, Сингапур, Великобритания). Есть ряд международных договоров, придерживающихся эту концепцию: Европейская конвенция об иммунитете государства, Конвенция об унификации некоторых правил, касающихся иммунитета торговых судов.

Виды иммунитетов:

а) Судебный иммунитет – неподсудность одного государства другому без его на то согласия; запрет применения мер по обеспечению иска, запрет принудительного исполнения судебного решения;

б) Иммунитет государственной собственности – неприкосновенность собственности, запрет изъятия, ареста, обращения взыскания;

в) Фискальный (налоговый) – деятельность государства за рубежом не облагается налогами, сборами, кроме тех, которые представляют собой плату за какое-либо обслуживание.

3) население – все лица, которые проживают на территории и государства и подчиняются его юрисдикции.

4) территория – в МП рассматривается как часть географического пространства, значение государственной территории: материальная основа существования населения; сфера действия права государства. В государственную территорию входит суша, недра, водное пространство (внутренние воды, архипелажные воды, территориальное море), воздушное пространство над сушей и водой. Пределы очерчены государственными границами. Существуют государственные территории с международным режими, например Шпицберген – территория Норвегии.

5) наличие системы органов, отвечающих за международные отношения государства (органы внешних сношений).

Органы внешних сношений:

а) внутригосударственные:

Предусмотренные конституцией государства: глава государства, парламент, правительство;

Не предусмотренные конституцией государства: ведомство иностранных дел, иные органы (например, министерство внешнеэкономических связей), органы, создаваемые для выполнения определенных международных обязательств – например, НЦБ Интерпола;

б) зарубежные:

Постоянные: дипломатические представительства, консульские учреждения, торговые и иные специальные представительства (например, туристские), представительства при международных организациях (постоянные представительства либо миссии наблюдателей);

Временные: специальные миссии, делегации на конференции, совещания.

Особый вопрос МП – являются ли члены федеративных государств субъектами МП? в частности, являются ли ими субъекты РФ?

Анализ российского законодательства (ФЗ «О международных договорах РФ», «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ») позволяет сделать ряд выводов:

Субъекты РФ могут заключать международные соглашения, но эти соглашения не являются международными договорами; и эти соглашения не могут заключать без разрешения Федерации.

Федерация согласует международный договор с субъектом РФ, если договор затрагивает территорию субъекта, но права вето у субъекта нет.

Субъекты могут быть членами международных организаций, но только тех, которые допускают членство несуверенных образований.

Таким образом, субъекты РФ не являются субъектами МП.

35. Государственно-подобные образования – субъекты международного права.

Государственно-подобные образования - производные субъекты международного права. Данный термин представляет собой обобщенное понятие, поскольку применяется не только к городам, но и к определенным районам. Г.п.о. создаются на основе международного договора или решения международной организации и представляют собой своеобразное государство с ограниченной правоспособностью. Они имеют свою конституцию или акт аналогичного характера, высшие государственные органы, гражданство. Г.п.о. является, как правило, демилитаризованным и нейтрализованным. Выделяют политико-территориальные (Данциг, Гданьск, Западный Берлин) и религиозно-территориальные государственно-подобные образования (Ватикан, Мальтийский Орден). В настоящее время существуют только религиозно-территориальные государственно-подобные образования. Такие образования обладают территорией, суверенитетом; имеют свое гражданство, законодательное собрание, правительство, международные договоры. Чаще всего такие образования носят временный характер и воз­никают как следствие неурегулированности территориальных пре­тензий различных стран друг к другу.

Общим для политико-территориальных образований такого рода является то, что практически во всех случаях они создавались на основе международных соглашений, как правило, мирных договоров. Такие соглашения наделяли их определенной международной правосубъектностью, предусматривали независимое конституцион­ное устройство, систему органов государственного управления, право издавать нормативные акты, иметь ограниченные вооруженные силы 1 .

Ö Это вольные города в прошлом (Венеция, Новгород, Гамбург и др.) или в новое время (Данциг).

Ö Особый ста­тус после второй мировой войны имел Западный Берлин (до объеди­нения Германии в 1990 г.).

Ö К государственно-подобным субъектам международного права относится Ватикан . Это административный центр католической церкви во главе с Папой римским, «государство-город» в пределах итальянской столицы - Рима. Ватикан имеет дипломатические отноше­ния со многими государствами в различных частях мира (в том чис­ле с Россией), постоянных наблюдателей при ООН и некоторых дру­гих международных организациях, принимает участие в междуна­родных конференциях государств. Правовой статус Ватикана опре­делен специальными соглашениями с Италией 1984 г.