Механизм государства - это система государственных органов, призванных осуществлять государственную власть, задачи и функции государства. Механизм государства есть та реальная организационная и материальная сила, располагая которой государство проводит ту или иную политику.

Кардинальные изменения, происходящие в экономической, поли­тической и других сферах общественной жизни нашей страны внесли существенные поправки в структуру, содержание и характер деятель­ности всœех государственных органов. Государственная жизнь начинает строиться на новых принципах , обеспечивающих более эффективное функционирование механизма государства. К ним относятся:

1) принцип представительства интересов граждан во всœех звеньях государственного аппарата . Он обеспечивается демократической изби­рательной системой, реальными гарантиями социально-экономических, политических и личных прав и свобод граждан, разносторонней дея­тельностью всœех государственных органов, направленной на удовлетво­рение интересов личности;

2) принцип разделœения властей (законодательной, исполнитель­ной, судебной), который формирует механизмы, исключающие произвол со стороны властных органов и должностных лиц;

3) принцип гласности и открытости в деятельности государ­ственного аппарата . К примеру, право граждан государства путем общенародных голосований (референдумов) отменять противоречащие интересам народа решения любых органов государства, в т.ч. и в сфере международных отношений;

4) высокий профессионализм и компетентность государственных орг анов, их способность на высоком научном уровне решать основные вопросы государственной жизни в интересах населœения страны. Профес­сиональный принцип в государственном управлении означает, прежде всœего, использование квалифицированных работников, для которых управленческая деятельность является основной профессией. Привлече­ние же к государственной службе людей, не обладающих навыками управления, как показала наша отечественная практика государствен­ного строительства, приводит к негативным последствиям. Эти люди, будучи хорошими специалистами в области промышленного или сельскохозяйственного производства, на государственной службе, не могут выполнять возложенные на них обя­занности достаточно квалифицированно;

5) принцип законности , правовых начал в деятельности всœех со­ставных частей механизма государства в их взаимоотношениях с насе­лением страны и между собой, а также с различными общественными движениями и организациями;

6) принцип демократизма в формировании и деятельности госу­дарственных органов , позволяющий учитывать разнообразные интере­сы подавляющего большинства граждан государства, их религиозные воззрения, особенности национальной культуры, традиций, обычаев;

7) в федеративных (союзных) государствах важным принципом организации и деятельности государственного аппарата является субор­динация и четкое взаимодействие между общефедеральными органами (центром) и государственной властью членов федерации . В националь­ных федерациях наиболее оптимальное разграничение компетенции между ними имеет особо важное значение, поскольку такое разграниче­ние обеспечивает самостоятельность членов федерации в решении внутренних и внешних задач.

Под принципами понимаются основополагающие, руководящие идеи и начала, в соответствии с которыми формируется ГМ и функционируют его органы. Эти принципы достаточно многообразны и их можно классифицировать.

По форме их нормативного закрепления:

1. Конституционные – находят своё прямое и непосредственное закрепление в Конституции:

Законность . Основной императив принципа законности закреплён в ч.2 ст. 15; Законность выражается в обращенном ко всем без исключения органам государственной власти и их должностным лицам безусловном требовании строгого, точного, неуклонного и неукоснительного соблюдения законов. Принцип законности содержит такие требования, как:

верховенство закона и непосредственное действие конституционно закреплённых прав и свобод человека и гражданина;

осуществление всех государственных властных функций исключительно на основе законов;

особая ответственность органов государства и государственных служащих за обеспечение законности;

решительное пресечение любых нарушений закона, неотвратимость ответственности за совершенные преступления и иные правонарушения.

· Демократизм . Закреплён в ст. 3 – единственным источником власти является многонациональный народ России; Принцип демократизма предполагает, прежде всего, широкое и активное участие народа в формировании и деятельности органов государственного аппарата, в осуществлении государственной власти. Демократизм обеспечивает равные возможности, с учетом личностных качеств человека, для участия в управлении государством. Граждане РФ имеют право избирать и быть избранными в ОГВ и ОМСУ.

· Разделение властей . Ст. 10 – основной императив. Раскрывается этот принцип так же в других статьях Конституции - единая государственная власть осуществляется на основе разделения на относительно самостоятельные ветви: законодательную, исполнительную, судебную. Реализация принципа разделения властей обеспечивается действием «системы сдержек и противовесов».

· Единство государственной власти . Ст. 3;

· Единые цели и задачи ГВ. В целях недопущения узурпации разделяется на 3 самостоятельные ветви, но мы не можем говорить об их независимости;

· Принцип гуманизма. Ст. 2 – признание человека, его прав и свобод являются высшей ценностью, ст. 7;

· Принцип федерализма . Ст. 5 и гл. 3; Конституция РФ во 2 и 4 ч. ст. 5 провозглашает, что Российская Федерация состоит из равноправных субъектов, которые во взаимоотношениях с федеральными органами власти являются равноправными между собой. Взаимоотношения федеральных органов государственной власти и органов субъектов федерации должны строиться на основе строгого распределения предметов ведения и полномочий между ними.

· Принцип равного доступа к государственной службе , ч. 4 ст. 32; При поступлении на государственную службу недопустима какая-либо дискриминация по политическим, национальным, расовым, религиозным и иным социальным мотивам. Единственными критериями отбора должны служить образование, возраст, профессионализм, компетентность, деловые качества.

· Принцип гласности

2. Внеконституционные – закреплены в иных ФЗ, таких как «О системе Гос. службы», «О государственной гражданской службе», «О политических партиях»…Речь идёт о детализации и конкретизации положений конституционных принципов

· Профессионализма – ГС осуществляется на профессиональной основе. Служащие получают вознаграждения из государственного бюджета. Компетентность – соответствующие навыки, умения;

· Внепартийность ГС – в органах ГВ не могут создаваться первичные организации политических партий. При осуществлении своих полномочий гос. служащие не могут быть связаны решениями партийных/иных объединений, членами которых они являются;

· Ответственность в границах компетенции – ОГВ, гос. служащие должны нести ответственность в тех пределах, которые определяются их компетенцией;

· Сочетание линейных и функциональных начал в формировании и функционировании ГМ – в формировании есть 2 модели построения деятельности органов. Линейная модель: нижестоящий орган по всем вопросам своей деятельности подчиняется только одной непосредственно вышестоящей инстанции. Функциональная модель: нижестоящий орган по каждому из направлений своей деятельности подчиняется отдельной непосредственно вышестоящей инстанции.

Плюсы линейной модели: прямое регулирование, оперативность, персонализация ответственности; минусы: субъективизм в принятии решения, отсутствие внутреннего контроля, некомпетентность S.

Недостатки функциональной модели: возможность дачи противоречивых указаний, размывание ответственности.

· Сочетание отраслевых и территориальных начал в осуществлении ГВ – предоставление права S осуществлять ГВ в территориальных особенностях;

· Осуществление ГВ на началах коллегиальности и единоначалия . Коллегиальная система – решения принимаются коллективно путём обсуждения или голосования. Единоначалие – орган возглавляется единоличным руководителем. Во многих единоначальных органах есть коллегии;

· Научности в организации и осуществления ГВ – должна осуществляться на строго научной основе с учётом объективных законов естественного развития.

По широте действия:

1. Общие – охватывают всю систему ГМ;

2. Специальные – распространяют своё действие на определённые системы/подсистемы ГМ.

Построение и деятельность механизма государства осуществляется на основе определенных принципов, имеющих объективный характер. Их всесторонний учет, как при образовании государственных органов, так и в процессе их функционирования позволяет обеспечить максимальную эффективность государственного управления обществом.

До недавнего времени основными принципами организации и деятельности государственного аппарата наша юридическая наука считала следующие принципы:

    принцип широкого участия масс в управлении государством;

    демократический централизм;

    пролетарский интернационализм;

    социалистическую законность;

    социалистическую плановость, учет и контроль;

    партийное руководство деятельностью всех звеньев государственного аппарата.

Кардинальные изменения, происходящие в экономической, политической и других сферах общественной жизни нашей страны внесли существенные поправки в структуру, содержание и характер деятельности всех государственных органов. Государственная жизнь начинает строиться на новых принципах, обеспечивающих более эффективное функционирование механизма государства.

К ним относятся:

1) принцип представительства интересов граждан во всех звеньях государственного аппарата. Он обеспечивается демократической избирательной системой, реальными гарантиями социально-экономических, политических и личных прав и свобод граждан, разносторонней деятельностью всех государственных органов, направленной на удовлетворение интересов личности;

2) принцип разделения властей (законодательной, исполнительной, судебной), который формирует механизмы, исключающие произвол со стороны властных органов и должностных лиц;

3) принцип гласности и открытости в деятельности государственного аппарата. Например, право граждан государства на основе общенародных голосований (референдумов) отменять противоречащие интересам народа решения любых органов государства, в том числе и сфере международных отношений;

4) высокий профессионализм и компетентность государственных органов, их способность на высоком научном уровне решать основные вопросы государственной жизни в интересах населения страны. Профессиональный принцип в государственном управлении означает прежде всего использование квалифицированных работников, для которых управленческая деятельность является основной профессией. Привлечение же к государственной службе людей, не обладающих навыкам управления, как показала наша отечественная практика государственного строительства, приводит к негативным последствиям. Эти люди будучи хорошими специалистами в области промышленного или сельскохозяйственного производства, на государственной службе (в советах, их комиссиях, комитетах) не могут выполнять возложенные на них обязанности достаточно квалифицированно;

5) принцип законности, правовых начал в деятельности всех со ставных частей механизма государства в их взаимоотношениях с населением страны и между собой, а также с различными общественными движениями и организациями;

6) принцип демократизма в формировании и деятельности государственных органов, позволяющий учитывать разнообразные интересы подавляющего большинства граждан государства, их религиозные воззрения, особенности национальной культуры, традиций, обычаев;

7) в федеративных (союзных) государствах важным принципом организации и деятельности государственного аппарата является субординация и четкое взаимодействие между общефедеральными органами (центром) и государственной властью членов федерации. В национальных федерациях наиболее оптимальное разграничение компетенции между ними имеет особо важное значение, поскольку такое разграничение обеспечивает суверенность членов федерации, их самостоятельность в решении внутренних и внешних задач.

Механизм современного государства отличается высокой степе­нью сложности, многообразием составляющих его частей, блоков, подсистем.

Под структурой механизма государства понимают его внутреннее строение, порядок расположения его звеньев – элемен­тов, их соподчиненность, соотношение и взаимосвязь.

Единый и целостный механизм государства дифферен­цируется (расчленяется) на составные части -органы, под­системы. Между ними существует своя иерархия: различ­ные органы и подсистемы занимают неодинаковое место в государственном механизме, находятся в сложных отноше­ниях субординации и координации.

Структура механизма государства изменчива и разно­образна, но при всех условиях в него входят органы управ­ления и органы принуждения. Это, разумеется, не следует понимать так, что одна часть государственного механизма занимается только управлением, а другая -только при­нуждением. В реальной жизни управление и принуждение переплетаются между собой.

Многие века и тысячелетия государственный механизм был неразвит, его органы не были дифференцированы по составу и компетенции. В рабовладельческом, феодальном, да и на ранних этапах развития капиталистического государства основу механизма составляли военное ведомство, ведомства внутренних дел, финансов и иностранных дел.

Механизм современного государства отличается высокой степенью сложности, многообразием органов и учреждений, подразделяется на крупные подсистемы. Так, одну его подсистему (часть) образуют высшие органы государства: представительные, глава государства, правительство. Они обычно находятся в поле зрения общественности, средств массовой информации, вокруг них формируется об­щественное мнение. Другая подсистема -это органы пра­вопорядка, суд, прокуратура, а также силовые структуры (армия, полиция, разведка). Последние выполняют реше­ния высших органов государства, в том числе методами го­сударственного принуждения (военное подавление, полицей­ские меры). Наиболее жесткие способы принуждения осу­ществляют вооруженные отряды людей -войско, полиция.

К органам государства примыкают государственные уч­реждения, которые властными полномочиями не обладают, а выполняют общесоциальные функции в сфере экономики, образования, здравоохранения, науки и др.

Структура механизма государства включает в себя:

1)государственные органы, которые находятся в тесной взаи­мосвязи и соподчиненности при осуществлении своих непосредственных властных функций.

Особенностью государственных органов является то, что они обладают государственно-властными полномочиями, т.е. такими средствами, ресурсами и возможностями, которые связаны с силой государства, с принятием общеобязательных управленческих ре­шений (парламент, президент, правительство, министерства, ве­домства, государственные комитеты, губернаторы, администра­ции краев и областей и т.п.);

2)государственные организации -это такие подразделения механизма государства (его «материальные придатки»), которые призваны осуществлять охранительную деятельность данного го­сударства (вооруженные силы, службы безопасности, милиция, налоговая полиция и т.п.);

3)государственные учреждения -это такие подразделения ме­ханизма государства, которые властными полномочиями (за ис­ключением их администраций) не обладают, а осуществляют непо­средственную практическую деятельность по выполнению функ­ций государства в социальной, культурной, воспитательно-образо­вательной, научной сферах (библиотека, поликлиника, больница, почта, телеграф, научно-исследовательский институт, вуз, школа, театр и т.д.);

4) государственные предприятия -это такие подразделения механизма государства, которые тоже властными полномочиями (за исключением их администраций) не обладают, а осуществляют хозяйственно-экономическую деятельность, производят продук­цию либо обеспечивают производство, выполняют различные ра­боты и оказывают многочисленные услуги для удовлетворения по­требностей общества, извлечения прибыли (речь может идти о ка­зенных заводах, фабриках и пр.);

5) государственных служащих (чиновников), специально зани­мающихся управлением. Государственные служащие различают­ся по своему правовому положению в механизме государства. В за­висимости от полномочий они могут подразделяться на следующие виды: а) лица, занимающие должности, связанные с непосредст­венным исполнением полномочий государственного органа (депу­таты, президент, глава правительства, министры и др.); б) лица, занимающие должности для непосредственного обеспечения пол­номочий вышеназванных служащих (помощники, консультанты, советники и др.); в) лица, занимающие должности, учреждаемые государственными органами для исполнения и обеспечения полно­мочий этих органов (референты, специалисты, руководители структурных подразделений аппарата и др.); г) лица, не обладаю­щие распорядительными полномочиями (врачи в государственных лечебных заведениях, преподаватели вузов, иные служащие, которые получают заработную плату за счет государственного бюд­жета);

6) организационные и финансовые средства, а также принуди­тельную силу, необходимые для обеспечения деятельности госу­дарственного аппарата.

Механизм государства и его структура не остаются неизменны­ми. Они постоянно изменяются, совершенствуются. На них оказы­вают свое влияние как внутренние (культурно-исторические, на­ционально-психологические, религиозно-нравственные особен­ности, территориальные размеры страны, уровень экономического развития, соотношение политических сил и пр.), так и внешние (международная обстановка, характер взаимоотношений государ­ства с другими государствами и т.п.) факторы. В частности, если государство имеет большую территорию (например, как Россий­ская Федерация), то и система управления им будет соответствую­щей,включающей сложную структуру механизма государства (об­щефедеральные органы государственной власти и управления и органы государственной власти и управления субъектов федера­ции); в условиях войны возрастает роль армии, спецслужб, воен­ных предприятий и т.п.; в условиях высокого уровня преступнос­ти, коррупции и других негативных «болезненных» явлений в об­щественном организме особое значение приобретают правоохрани­тельные органы, специально предназначенные для «хирургичес­кого» вмешательства и нейтрализации этих «болезней»; в услови­ях духовного кризиса на первое место должны выдвигаться науч­ные, воспитательно-образовательные подразделения, учреждения культуры и т.д.

Принципы организации и деятельности механизма современного демократического государства

Принципы организации и деятельности механизма государства - это те руководящие идеи, которые выражают социально-политическую сущность и предназначение указанного механизма и лежат в основе его формирования и функционирования. Будучи закреплены в Конституции и других источниках права, указанные принципы приобретают юридическое значение и выступают в качестве важнейших правовых требований, которым должна соответствовать организация и деятельность механизма государства.

Нужно иметь в виду, что принципы организации и деятельности государственного механизма существенно отличаются у разных государств в зависимости от их исторического типа, особенностей политического режима, специфики формы государственного устройства и тому подобных факторов. Так, например, свои принципы организации и деятельности присущи механизму демократического и тоталитарного, феодального и буржуазного, унитарного и федеративного государства. Поэтому в данной главе речь пойдет только о принципах организации и деятельности механизма государства в современном демократическом обществе.

Традиционно указанные принципы подразделяют на общие (т. е. те, которые характерны для государственного аппарата в целом) и частные (являющиеся специфичными для отдельных видов органов государства).

Среди общих принципов, в свою очередь, следует выделять те, которые выражают социально-политическую сущность механизма государства в демократическом обществе и особенности его государственного устройства (демократизм, законность, гуманизм, профессионализм, разделение властей, федерализм), и те, которые имеют преимущественно организационное значение, характерны для любого государства, ибо выражают, так сказать, технологию организации и деятельности госаппарата (субординация и координация, сочетание коллегиальности и единоначалия и некоторые другие).

В числе ведущих принципов организации и деятельности механизма современного демократического государства можно выделить: демократизм, законность, гуманизм, разделение властей, профессионализм, федерализм (учитывая специфику Российского государства), а также сочетание коллегиальных и единоличных начал, субординация и координация и некоторые другие.

1. Демократизм . В самом широком значении, демократия обозначает особый режим социально-политической жизни, который характеризуется широким привлечением всех граждан государства, всего народа, к управлению государством. В демократическом обществе источником государственной власти, сувереном, признается народ. Поэтому данный принцип можно еще назвать народовластием. Все граждане признаются полноправными субъектами политических отношений и могут как непосредственно, так и через своих представителей участвовать в формировании органов государственной власти, определять их структуру, задачи, функции и т. д. В качестве принципа организации и деятельности механизма государства демократизм требует, во-первых, чтобы названный механизм, прежде всего высшие органы государственной власти, формировался непосредственно гражданами или их представителями; во-вторых, чтобы его деятельность выражала волю и интересы всех граждан государства, или, по крайней мере, их большинства; в-третьих, чтобы она осуществлялась открыто и гласно, была подконтрольна обществу (народу).

В Российской Федерации принцип демократизма закреплен в качестве основополагающего конституционного положения в ряде статей. В частности, в ст. 1 Конституции провозглашается, что Россия есть демократическое государство. В ст. 3 закреплено, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ, который осуществляет свою власть непосредственно, через референдум и свободные выборы, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

2. Законность - это требование строгого и неуклонного соблюдения законов всеми субъектами права. В деятельности механизма государства принцип законности имеет особое значение, поскольку указанный механизм является гарантом соблюдения юридических норм всеми субъектами права, на него возлагается задача укрепления законности и правопорядка в обществе, обеспечения прав и свобод личности. Применительно к деятельности механизма государства законность выступает не только одной из руководящих идей, но и важнейшим методом государственного управления обществом, который отражает особое место права, юридических средств в механизме осуществления политической власти.

Законность прежде всего требует, чтобы порядок формирования, структура и полномочия государственных органов строго отвечали Конституции и иным законам. С позиций законности недопустимо создание органов, не предусмотренных законом и наделение их какими-либо особыми, чрезвычайными властными полномочиями. «Разрешено лишь то, что прямо предусмотрено законом», таково требование к деятельности механизма государства в правовом, демократическом обществе. Это положение существенно ограничивает возможности произвола со стороны властных структур, ставит их в подчиненное положение к праву.

Принцип законности лежит в основе правотворческой и правоприменительной деятельности государства. В первом случае речь идет о том, что правотворческая деятельность должна осуществляться в соответствии с установленной процедурой и в рамках предоставленных субъекту правомочий (формальный аспект), а принимаемые нормативные акты должны соответствовать Конституции и иным основополагающим законам государства, нормам международного права, правам и свободам личности (содержательный аспект). В сфере правоприменения органы и должностные лица государства обязаны соблюдать действующие юридические нормы и следить за тем, чтобы и другие субъекты общественных отношений действовали в соответствии с их предписаниями.

Принцип законности закреплен в Конституции РФ (ст. 15) и других нормативно-правовых актах.

3. Гуманизм - это совокупность взглядов, выражающих уважение достоинства и прав человека, заботу о благе людей, их всестороннем развитии, о создании благоприятных для человека условий жизни. В качестве оформившегося идейного движения гуманизм сложился в эпоху Возрождения (15 - 16 в.в.) и оказал огромное влияние на становление таких ценностей как свобода, равенство, признание самоценности каждой личности и т. д. С точки зрения указанного принципа, вся государственная политика, деятельность всех звеньев механизма государства, должна быть направлена на обеспечение прав и свобод личности, безопасности человека, создание условий, обеспечивающих достойное существование людей. Основная идея гуманизма звучит так: человек есть цель, а не средство. Следовательно, никакая антигуманная политика не может оправдываться, например, потребностями строительства коммунизма, издержками рыночной экономики и т. д. Любое социально значимое решение государственной власти должно оцениваться с точки зрения его соответствия интересам личности, тем основополагающим правам и свободам человека, которые закреплены в Конституции и признаны международным правом. В современных условиях развития российской государственности, когда важнейшие гуманистические ценности нашли свое конституционное признание (ст. 2 Конституции РФ), наиболее остро стоит проблема их практической реализации.



4. Разделение властей - исторически идея разделения властей выросла из опыта абсолютистских форм правления и была направлена, прежде всего, на ограничение произвола и злоупотреблений со стороны политической власти. Обосновывая своеобразное разделение управленческого труда она, кроме того, стала теоретической основой для формирования более эффективных форм государственного правления в изменившихся социально-экономических, политических и духовных условиях. Данный принцип означает, что различным органам государства поручается выполнять разные функции по управлению государством: парламенту - принимать законы, правительству - обеспечивать их исполнение на всей территории государства, судам - осуществлять контроль за соблюдением законов и привлекать нарушителей к ответственности. В соответствии с данным принципом (Конституция РФ ст. 10) каждая ветвь государственной власти (законодательная, исполнительная, судебная) наделяется строго определенным кругом полномочий и не вправе произвольно вмешиваться в сферу ведения других властей. При этом полномочия разграничены таким образом, что позволяют взаимно контролировать и сдерживать органам государства друг друга. То есть создается так называемая система сдержек и противовесов. Так, например, в соответствии с принципом разделения властей, президент не может принимать законы, но вправе наложить отлагательное вето на законы, принятые парламентом. Парламент, со своей стороны, может преодолеть вето президента, но для этого требуется квалифицированное большинство голосов, то есть процедура принятия усложняется. Законодательные возможности парламента также не являются безграничными. Они существенно ограничены самой Конституцией, которая определяет компетенцию парламента, а также нормами и принципами международного права. Кроме того, в случаях, предусмотренных Конституцией и иными законами, Конституционный Суд может признать принятый парламентом закон неконституционным и лишить его юридической силы, что также оказывает значительное сдерживающее воздействие на законотворческий орган.

5. Профессионализм - включает два основных аспекта: во-первых, он означает, что члены общества, занятые в сфере государственного управления, работают в государственных органах на постоянной основе, то есть указанная деятельность является их основной профессией; во-вторых, что по своим морально-психологическим и деловым качествам, по своему опыту и знаниям они могут выполнять возложенные на них функции в государственном аппарате. В демократическом обществе всем гражданам предоставляется равный доступ к государственной службе, а основными критериями отбора выступают их деловые и морально-психологические качества, образование, опыт и т. д., а не социальное происхождение, связи, имущественное положение и т. п.

Оба аспекта имеют важное значение и, как правило, находят свое юридическое закрепление в соответствующих нормативных актах. В частности, Конституция РФ (ст. 97 п. 3), закрепляю положение о том, что депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе, запрещает им находиться на государственной службе или совмещать свою деятельность с другой оплачиваемой работой, кроме преподавательской, научной или иной творческой деятельности. Что касается деловых качеств лиц, занятых на государственной службе, их квалификации и т. д., то и здесь законодатель устанавливает определенный минимум требований, которым должен соответствовать претендент на занятие государственной должности. Например, судьей может быть лишь такой гражданин, который, в частности, имеет высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Подобные требования являются необходимыми юридическими предпосылками, которые в комплексе с иными факторами обеспечивают реализацию принципа профессионализма в организации и деятельности механизма государства.

6. Федерализм - данный принцип является специфичным для государств с федеративной формой устройства. По своей сути указанный принцип означает, что единая государственная власть разделяется на два уровня - федеральный и местный (субъектов федерации), при ведущей роли федерального центра. Характер взаимоотношений между указанными властями, а также сфера их ведения и полномочий определяются Конституцией, иными законами и договорами.

7. Субординация и координация - выражают системную целостность данного аппарата и являются необходимыми предпосылками его эффективного функционирования. Принцип субординации предполагает соподчиненность нижестоящих органов и должностных лиц государства вышестоящим, их обязанность выполнять распоряжения последних и нести перед ними ответственность за качество и своевременность их исполнения. Координация является необходимым организационным условием согласованного функционирования различных звеньев государственного аппарата, обеспечивая их взаимодействие при решении единых общегосударственных задач. Например, эффективное осуществление государством экономических реформ, или мероприятий по охране окружающей среды, защите прав личности от преступных посягательств и т. д., требуют, как правило, согласованного, совместного участия всех органов государственной власти - и законодательной, и исполнительной, и судебной.

8. Сочетание коллегиальных и единоличных начал . Такое сочетание имеет место как в органах, действующих по преимуществу на началах коллегиальности, так и в органах, характеризующихся единоначалием. Например, Правительство РФ действует как коллегиальный орган, но, вместе с тем, ряд вопросов решаются председателем Правительства единолично. С другой стороны, скажем, Прокуратура РФ представляет собой пример государственного органа, деятельность которого строится на началах единоначалия. Однако и здесь есть элементы коллегиальности. Так, в частности, в органах прокуратуры действуют коллегии, которые являются совещательными органами и на основании их решений соответствующие прокуроры издают свои приказы. Сочетание указанных начал в деятельности госаппарата повышает ее эффективность.

Совершенствование правовых основ организации и деятельности механизма государства - одна из актуальных задач современной России.

Принципы, о,которых здесь идет речь, - это законодательные от­правные начала, идеи и требования, лежащие в основе формирования, организации и функционирования механизма (аппарата) государства. Они подразделяются на общие принципы, относящиеся к механизму государства в целом, и частные принципы, действие которых распро­страняется лишь на некоторые звенья государственного механизма, отдельные органы или группы органов.

В качестве примера частного принципа можно сослаться на предус­мотренный Конституцией РФ и федеральными процессуальными за­конами принцип осуществления судопроизводства на основе состяза­тельности и равноправия сторон, на закрепленный в Федеральном за­коне «О прокуратуре Российской Федерации» (новая редакция; ст. 4, п. 2) принцип организации и деятельности прокуратуры РФ, согласно которому органы прокуратуры осуществляют полномочия в строгом соответствии с действующими на территории России законами, неза­висимо от федеральных органов государственной власти, органов влас­ти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных

объединений. Обращает на себя внимание то положение, что частные принципы в конечном счете проистекают из общих, конкретизируя их применительно к особенностям отдельных частей государственного механизма.

Общие принципы, в свою очередь, принято делить на две группы. i ЬК первой относятся принципы, закрепленные в Конституции РФ, ко второй - принципы, сформулированные в Федеральном законе «Об основах государственной службы Российской Федерации», федераль­ных конституционных законах «О судебной системе Российской Фе­дерации», «О Конституционном Суде Российской Федерации», Феде­ральном законе «О прокуратуре Российской Федерации» (новая ре­дакция) и др.

а "Перваягруппа охватывает констуционно закрепленные принципы организации и деятельности механизма государства: народовластие, гуманизм, федерализм, разделение властей, законность. /Принцип народовластия проявляется в демократической органи­ зации государства, республиканской форме правления, при которых носитель суверенитета и единственный источник власти в Российской Федерации - многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть по разным каналам, в том числе и непосредственно (например, выборы президента и представительных органов государственной власти) или через органы местного самоуправления. Однако главное место в ряду средств осуществления власти народа Российской Фе­ дерации занимает механизм государства в лице объединяемых им ор­ ганов,

Принцип гуманизма в формировании и деятельности механизма Российского государства зиждется на том понимании, что оно - соци­альное государство, политика которого направлена на удовлетворение духовных и материальных потребностей личности, обеспечение благо­состояния человека и общества.

Конституция Российской Федерации в статье 2 впервые в основах конституционного строя провозгласила: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства». Это кон­ституционное требование обращено ко всем без исключения органам государства, к каждому государственному служащему. Данное положе­ние знаменует принципиальный поворот во взаимоотношениях граж­данина и государства. Конечно же, изменения не могут произойти в одночасье, но важно, что Конституция гарантирует новый магистраль­ный путь.развития России.

Принцип разделения властей, согласно которому государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, ис-

подшительную и судебную, предусматривает самостоятельность орга­нов, относящихся к различным ветвям власти (ст. 10 Конституции РФ), их способность обеспечить механизм сдержек и противовесов в отношении друг друга с тем, чтобы предотвратить чрезмерное усиление и возвышение над другими какой-либо одной ветви власти, не допус­тить захвата кем-либо власти или присвоения властных полномочий, установления диктатуры. Данный принцип представляет собой, как отмечалось, системоообразующий фактор механизма современного Российского государства. Принцип федерализма в формировании и деятельности государст­венного механизма определяется тем, что Российская Федерация со­стоит из равноправных субъектов, каковыми являются республики, края, области, города федерального значения, автономная1 область, автономные округа.

Во взаимоотношениях с федеральными органами власти субъекты Российской Федерации равноправны между собой.

Согласно статье 11 (п."З) Конституции России, разграничение пред­ метов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъек­ тов осуществляется настоящей Конституцией, федеративными и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий. Соответственно, как записано в статье 77 (п. 2) Конституции, в преде- ;лах ведения Российской Федерации и ее полномочий по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов, федеральные органы испол­ нительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федера­ ции образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

Принцип законности заключается во всеобщности требования со­блюдать и исполнять законы. Согласно статье 15 (п. 2) Конституции РФ, органы государственной власти и должностные лица, равно как и органы местного самоуправления, граждане и их объединения, обязаны соблюдать Конституцию и законы России.

Применительно к организации и, деятельности механизма Россий­скою государства данный принцип содержит такие требования, как: верховенство закона и непосредственное действие конституционно за­крепленных прав и свобод человека и гражданина; осуществление всех государственных властных функций исключительно на основе законов и соответствующих им подзаконных нормативных актов; особая ответ-, ственность органов государства и государственных служащих за обес­печение законности, прав и свобод граждан, гарантий от необоснован-i нрго привлечения их к ответственности или незаконного лишения тех или иных благ; решительное пресечение любых нарушений закона, от

кого бы они ни исходили, неотвратимость ответственности за совер­шенные преступления и иные правонарушения.

Рассмотренные общие принципы организации и деятельности ме­ ханизма государства, выраженные в Кнституции РФ, получают свое прдкрепление, развитие и конкретизацию во второй группе принци­ пов, закрепляемых в федеральных конституционных законах и в феде­ ральных законах. Комплексное выражение эта группа получила в Фе­ деральном законе «Q6 основах государственной службы Российской Федерации».

Наряду с подтверждением конституционного принципа разделения законодательной, исполнительной и судебной власти, в этом норматив­ но-правовом акте сформулированы или конкретизированы следующие принципы:

верховенство Конституции Российской Федерации и федераль­ных законов над иными нормативно-правовыми актами, долж- костными инструкциями при исполнении государственными, служащими должностных обязанностей и обеспечении их прав; приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредст-

венное действие; обязанность государственных служащих при-

знавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и граж-",. " данина;

равный доступ граждан к государственной службе в соответст-V, вии со способностями и профессиональной подготовкой;

обязательность для государственных служащих решений, приня-

тых вышестоящими государственными органами и руководите: ; | лями в пределах их полномочий и на основе законодательства

российской Федерации; ; профессионализм и компетентность госслужащих;

гласность в осуществлении государственной службы;

ответственность служащих за принимаемые решения, неиспол­нение либо ненадлежащее исполнение своих должностных обя-; :, занностей; "

внепартийность государственной службы; отделение религиоз- ных объединений от государства;

и некоторые другие. "

К числу этих принципов следовало бы также отнести сочетание коллегиальности и единоначалия, экономичность государственной службы. Выполнение последнего принципа особенно актуально в со­ временных условиях существования чрезмерно разросшегося, дорого­ стоящего управленческого аппарата.

1 Перечисленные выше принципы формирования и деятельности го­сударственного механизма как системы государственных органов,

сматриваемые во взаимосвязи и взаимодействии, придают механизму государства необходимые для его успешного функционирования целе­направленность, единство и целостность.

Еще по теме 3. ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВА:

  1. Тема 3. ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВА
  2. 9.2. Организационно-правовой механизм деятельности международных организаций
  3. принципы государственного управления, их место и роль в совершенствовании механизма его организации и осуществления
  4. § 3. Принципы организации и деятельности государственного аппарата
  5. § 4. Принципы организации и деятельности государственного аппарата
  6. 36. Принципы организации деятельности государственного аппарата
  7. 6.2. Принципы организации системы защиты договорной деятельности клиентов
  8. 17.1. Функции и принципы деятельности государства по регулированию экономики
  9. Механизм государства и механизм функционирования государственной власти
  10. 2.2 ПРИНЦИП ГАРМОНИЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ВЛАСТИ В УЧЕНИИ ПЛАТОНА ОБ ИДЕАЛЬНОМ ГОСУДАРСТВЕ
  11. 9.2. Организационно-правовые формы общественных объединений. Принципы организации и деятельности
  12. Государственный аппарат (принципиальные проблемы организации и деятельности; значение принципа народовластия]
  13. 4.1. Принципы и модель взаимодействий организаций при производственной и финансовой деятельности корпорации
  14. Аудиторская проверка организации системы бухгалтерского учета и отчетности и соблюдения принципа непрерывности деятельности
  15. 8.1.5. Понятие финансового результата деятельности ком мерческой организации. Показатели рентабельности (доходности) деятельности коммерческой организации
  16. ДЕКЛАРАЦИЯ О ПРИНЦИПАХ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА, КАСАЮЩИХСЯ ДРУЖЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ И СОТРУДНИЧЕСТВА МЕЖДУ ГОСУДАРСТВАМИ В СООТВЕТСТВИИ С УСТАВОМ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ
  17. 1.1. Управление: основные понятия, система управления, ее признаки, принципы организации деятельности

- Кодексы Российской Федерации - Юридические энциклопедии - Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административное право (рефераты) - Арбитражный процесс - Банковское право - Бюджетное право - Валютное право - Гражданский процесс - Гражданское право - Договорное право - Жилищное право - Жилищные вопросы - Земельное право - Избирательное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права -