Матюхина Наталья Васильевна МБОУ «СОШ №12» г. Кашира - 8Аттестационная работа
Матюхина Наталья Васильевна
МБОУ «СОШ №12»
г. Кашира - 8
«Профессиональный портрет современного педагога».

У Учитель – ключевая фигура в образовании. Какими профессиональными качествами он должен обладать?

Учитель – ключевая фигура в
образовании.
Какими профессиональными
качествами он должен
обладать?

Профессиональная культура учителя состоит из нескольких слагаемых:

Рефлексивность (умение
сдерживаться,
интересоваться мнением
учащихся, признавать свои
ошибки).
Эмпатичность (умение понять
ученика, проявление
уважения к нему).
Эмоциональная
привлекательность (внешний
вид, манера поведения
учителя, располагающие к
себе, вежливость).
Коммуникабельность
(стремление к установлению
доверительных отношений с
детьми, проявление интереса
к их проблемам).
способность к сотрудничеству
(умение вдохновить детей на
творческую деятельность,
умение выслушать и понять)
Толерантность (терпеливость
в работе с детьми).
гибкость (проявление
требовательности и строгости
наряду с добрым отношением
к детям, владение разными
способами организации
урока, признание за детьми
права на ошибку)

Личностные качества в учительской профессии неотделимы от профессиональных. Какой же он, современный педагог?

Это человек, много знающий и
умеющий, постоянно
совершенствующийся, хорошо
владеющий методикой преподавания
предмета и одновременно с этим
обладающий приятными манерами.

Учитель должен быть мобильным,
динамичным, конструктивным.
Современный учитель должен уметь
преодолевать коммуникативные
барьеры общения как с детьми, так и с
их родителями, должен уметь
«донести» своё мнение, свои знания до
партнёра.

Современный учитель – творческая
личность, умеющая пользоваться
информационными и
коммуникационными технологиями.
Каждому учителю хочется быть
успешным, уважаемым детьми и
родителями человеком.

Каких ошибок в педагогической этике следует избегать, чтобы быть профессионально культурным педагогом?

Нельзя высмеивать ученика, подчёркивать его недостатки, невыгодно
сравнивать его достижения с достижениями сверстников.
Выполнять свой долг учитель должен без угроз.
Учитель не имеет права сообщать другим лицам доверенную ему учеником
информацию.
Недопустимо несправедливое отношение к ученику.
Нельзя допускать нелестные высказывания в адрес родителей ученика.
Недопустимо завышение или занижение оценок.
Учитель не имеет права навязывать свои религиозные взгляды и
убеждения.

Учитель должен помнить, что критическими характеристиками качеств личности педагога являются:

Тревожность.
Жестокость.
Деспотизм.
Самовлюблённость.

Cлайд 1

Cлайд 2

Cлайд 3

«Учитель до тех пор остается учителем пока учится сам, как только он перестает учиться- в нем умирает учитель» Ушинский.

Cлайд 4

Cлайд 5

Я знаю, что каждый человек по своему талантлив, а учителю обязательно надо раскрыть свой талант и не позволить жизненным трудностям «закопать его в землю».Талант педагога- это необъятность замыслов, интуиция, доброта и тактическая дальнозоркость. Ведь каждый день мы идем в класс к детям, и происходит чудо: будто на сцене театра разыгрывается сцена спектакля, название которому «Урок», и мы покоряем детские души, сея в них разумное, доброе, вечное.

Cлайд 6

У учителя должна быть потребность занять ум, потребность думать, мыслить,понимать то, что видит…Вряд ли надо доказывать, что ум не роскошь, а гигиена: гигиена духовного здоровья, столь же необходимого для жизни, как и здоровье физическое. Ибо не обладая этим духовным здоровьем, в наши дни очень легко захлебнуться и утонуть в том стремительном потоке информации, которая ежедневно и ежечасно обрушивается на человека со всех сторон. Тем более, что этот поток несет с собой вовсе не только доброкачественную духовную пищу. Так что забота о духовном здоровье имеет и прямой социальный, жизненно важный для человека смысл.

Cлайд 7

М – молодые О – озорные Л – любознательные О – отзывчивые Д – добродушные О – оптимисты С – созидатели Т – творцы Ь – для смягчения жизненного негатива

Cлайд 8

Бывает, что стремительный поток событий сжимает упругое время, и оно уже не течет, а мчится как ветер, вот тогда мудрость приходит к человеку раньше, чем в спокойные неторопливые времена. И тогда каждый из нас может свернуть горы: написать за ночь сценарий мероприятия, подготовить и провести открытый урок, сделать ремонт в классе, и чем больше дел, тем больше у нас появляется сил.

Cлайд 9

Мы верим, что после невыученных уроков обязательно будут успехи и хорошие оценки. Мы верим, что добро обязательно победит зло и что любовь- это самое сильное, красивое и исцеляющее чувство на земле. А еще мы, учителя, верим в хороших, честных и добрых людей и в чудеса.

Cлайд 10

Представим все знания человека в виде шара. Тогда пространство вне шара- область неизвестного; поверхность шара показывает границу с неизвестным. Но чем больше объем знаний, тем больше площадь соприкосновения с неизвестным, и каждая точка этой поверхности- новая нестандартная ситуация. Шар знаний в последнее время стал резко «раздуваться», количество новых задач, с которыми приходится сталкиваться людям, также резко возросла и ответственность за их решение. Хорошее решение- новые возможности, плохое- новые неприятности, вплоть до войн и экологических катастроф. У человечества появилась естественная необходимая потребность в творческих педагогах, ведь творческие ресурсы разума- безграничны.

Cлайд 11

Человек- существо не только биологическое, но в большей степени общественное. Его жизнь будет неполной, если он не вписан в окружающую среду многообразными связями, не является участником жизни этой среды. Мы говорим: «Дети- цветы жизни».Только люди работающие с детьми, знают, как изломан и растоптан бывает порою этот цветок, сколько бед и несчастий сваливается на его маленький и хрупкий организм и как неимоверно трудно бывает снова вдохнуть тепло в его душу.

Cлайд 12

В качестве факта необходимо признать, что большая часть школьников отличается объективным неприятием математики. Однако без математического образования современный человек обойтись не может. Сложность заключается в создании привлекательного для учащихся курса математики, кропотливого поиска таких приемов методики преподавания и организации учебного процесса, чтобы ученику захотелось понять и учить математику.

Cлайд 13

Cлайд 14

Cлайд 15

Cлайд 16

3. Успех школьнику может создавать учитель, который сам переживает радость успеха.

Мастер класс

для руководителей методических объединений

Образ учителя ХХI века

Министерство образования и науки РК

Южно-Казахстанская область

Г. Шардара

Подготовила: зам. директора по НМР Карюгина М.Л.

Л. С. Выготский

Мастер - класс

Подготовила

Карюгина Марина Леонидовна

Образ учителя ХХI века

Слайд 1

В связи с расширяющимся полем информационных технологий, побудить учителей задуматься о необходимости менять подходы в преподавании и обучении

Результат обучения

Учителя должны:

Понять необходимость изменений подходов в преподавании и обучении в соответствии с мировыми тенденциями

Внести изменения в работу методических объединений.

Знать основные барьеры в преподавании и формы их преодоления

Ключевые идеи

Мир меняется-меняемся мы, меняются подходы к преподаванию и обучению.

Мы учим тому, как учиться…

Идеальный учитель, успешность, барьер, характер, подход.

Материалы и оборудование

Компьютер, проектор, экран, флипчарты, маркеры, стикеры, постеры, раздаточный материал

Ход занятия

Этапы проведения занятия

80-85 минут

Действия преподавателя и действия участников

Приветствие

То, что сегодня ребёнок умеет делать в сотрудничестве и под руководством, завтра он становится способен выполнять самостоятельно…

Подвести к этому ребёнка и есть главная задача современного учителя.

Л. С. Выготский

Знакомство с темой, целью и задачей

Знакомлю коллег с темой мастер класса, называю цель и задачу современного учителя. Слайд № 6

Деление на группы

С помощью стикеров – яблочек двух цветов

Показ видео

Итак, тема нашего занятия: Образ учителя ХХI века. Слайд № 7

Рефлексия

Слайд № 8

Работа в группах

Создание постера

Участники создают постеры, в котором на каждую букву слова «учитель» называют качество учителя в группах и презентуют их. Слайд № 9

Презентация

Профессиональные качества современного учителя. Какую роль играет школьный учитель на современном этапе развития образования? Слайд № 10

Глядя на слайд, как вы думаете, какие модели учителя представлены на нем? Слайд № 11

Назовите основные требования, предъявляемые современному учителю. Слайд № 12

Разминочное упражнение 1

На первую букву имени назвать свое качество и пожелание соседу на эту же букву

Рефлексия

Вопросы участникам:

Что вы чувствовали при выполнении данного упражнения?

Как вы думаете, как будут реагировать ученики на данное упражнение?

Показ видео

Видеофильм «Об учителе». Слайд № 13

Коуч задает вопрос:

Каждая группа получает индивидуальное задание, написать на флипчартах признаки идеального ученика и учителя, какие барьеры существуют в образовательной среде и как их преодолеть, чтоб учителя и ученики были всегда идеальными.

Участники создают постеры в группах и презентуют их. Слайд № 14

Рефлексия

Вопросы к участникам:

Размышляют о наших действиях и антидействиях, приводящих к этому состоянию образования (все ли дети принимают активное участие на наших уроках, интересен ли наш урок, учитываем ли мы возрастные особенности детей, применяем ли новые подходы, как оцениваем учащихся, ИКТ, умеют ли дети критически мыслить и применять те знания, которые мы вкладываем в них на уроках в повседневной жизни) Слайд № 15

Презентация

Слайд №16

Презентация

Современный учитель - учитель ХХΙ века

Слайды № 17-20

Показ видео

«13 признаков, что вы учитель». Слайд №21

Рефлексия

Вопросы участникам:

Что нового вы и полезного вы узнали?

Полезно ли было для Вас содержание презентации?

Как вы думаете, можно ли использовать данные методы в работе с коллегами и учащимися? Слайд №22

Подведение результатов

Обратная связь

Раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни

в высокотехнологичном, конкурентном мире.

Главная задача

Повышение качества знаний учащихся, чтобы в дальнейшем выпускники могли стать конкурентоспособными

во взрослом мире

Главная цель

Просмотр видеоролика «Каким должен быть учитель?»

Рефлексия

Каким должен быть учитель в ХХI веке?

Какие качества объединяют всех учителей на Земле?

Учитель, влюблённый

в свой предмет

Учитель, уважающий

личность учащегося

Учитель, способный воспринять точку зрения ученика.

Учитель, владеющий современными ИКТ

Учитель - психолог

Учитель - соратник.

Каким должен быть учитель в этом современном стремительно меняющемся ХХI веке?

Работа в группах. Создание постера

Профессиональные качества современного учителя

Глядя на слайд скажите, как вы думаете, какие модели учителя представлены на нем?

Первая модель

Вторая модель

Третья модель

Основные требования к педагогическим кадрам

1) Квалификация соответствующего уровня и профиля

2) Конкурентоспособность на рынке труда

3) Компетентность

4) Ответственность

5) Свободное владение своей профессией

6) Ориентирование в смежных областях деятельности

7) Владение современными педагогическими и информационными технологиями

8) Способность к постоянному профессиональному росту

9) Социальная и профессиональная мобильность

Видеофильм «Об учителе»

Работа в группах. Создание постера

С чем у Вас ассоциируется понятие «барьер»?

Задание: напишите на флипчарте признаки идеального ученика и учителя, какие барьеры существуют в образовательной среде и как их преодолеть, чтоб учителя и ученики были всегда идеальными.

Рефлексия

Почему именно с этим образом у Вас ассоциируется барьер?

Как можно преодолеть данные барьеры?

Все ли дети принимают активное участие на наших уроках? ----Интересен ли наш урок?

Учитываем ли мы возрастные особенности детей?

Применяем ли новые подходы?

Как оцениваем учащихся?

Умеют ли дети критически мыслить и применять те знания которые мы вкладываем в них на уроках в повседневной жизни?

1. Владение содержанием и методологией предмета

2. Знание закономерностей познавательных процессов ученика в обучении и умение применять их при проектировании реального учебного процесса

3. Знание валеологических требований к уроку и умение использовать их при проектировании учебного процесса

4. Владение приёмами эффективного общения

с детьми, с коллегами,

с родителями

5. Владение приёмами, социализирующими и развивающими ребёнка средствами учебного предмета

6. Владение управленческими технологиями (педагогический анализ, постановка целей, планирование, организация)

7. Умение управлять инновационным процессом (проектировать, провести и проанализировать эксперимент)

8. Владение навыками обобщения и передачи своего опыта

Система профессиональных компетенций учителя

Умеет находить общий язык со своими учениками

Учитель ХХΙ века

Должен идти в ногу со временем

Должен иметь хороший словарный запас, чувство юмора

Должен быть современным интеллигентным

человеком

Не ждите вознаграждения

за свою работу

Не смущайтесь своими ошибками. Экспериментируйте, ищите

Учитель ХХΙ века

Сохраняйте в себе детскость

Примите всё то, что есть в ребёнке

Помогай и одобряй труд ребёнка

Учитель ХХΙ века

Старайся ничему

не учить ребёнка напрямую. Учись сам

Искренне восхищайся всем красивым,

что видишь вокруг

Педагогика нежности – требование сурового времени

Учитель ХХΙ века

Видео: 13 признаков того, что вы учитель