• 1. Лицензирование деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению опасных отходов.
  • 2. Деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению опасных отходов подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  • 3. Требования к проектированию, строительству, реконструкции, консервации и ликвидации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов:
  • 3.1. При проектировании, строительстве, реконструкции, консервации и ликвидации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, в процессе эксплуатации которых образуются отходы, граждане, которые осуществляют индивидуальную предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), и юридические лица обязаны:
    • -иметь техническую и технологическую документацию об использовании, обезвреживании образующихся отходов.
  • 4. Требования к эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов:
  • 4.1. Индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны:
    • -соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека;
    • -разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования;
    • -внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений;
    • -проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения;
    • -проводить мониторинг состояния окружающей природной среды на территориях объектов размещения отходов;
    • -предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами;
    • -соблюдать требования предупреждения аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации.
  • 5. Требования к объектам размещения отходов:
  • 5.1. Создание объектов размещения отходов допускается на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
  • 5.2. Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.
  • 5.3. Собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую природную среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
  • 5.4. Запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Запрещается захоронение отходов в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ в случаях, если возникает угроза загрязнения мест залегания полезных ископаемых и безопасности ведения горных работ.
  • 5.5. Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
  • 6. Требования к обращению с опасными отходами:
  • 6.1. Опасные отходы подразделяются на классы опасности в соответствии с критериями, установленными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
  • 6.2. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами.
  • 6.3. На опасные отходы должен быть составлен паспорт. Паспорт опасных отходов составляется на основании данных о составе и свойствах опасных отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации определяет Правительство Российской Федерации.
  • 7. Требования к профессиональной подготовке лиц, допущенных к обращению с опасными отходами:
  • 7.1. Лица, которые допущены к обращению с опасными отходами, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с опасными отходами.
  • 7.2. Ответственность за допуск работников к работе с опасными отходами несет соответствующее должностное лицо организации.
  • 8. Транспортирование опасных отходов должно осуществляться при следующих условиях:
    • -наличие паспорта опасных отходов;
    • -наличие специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств;
    • -соблюдение требований безопасности к транспортированию опасных отходов на транспортных средствах;
    • -наличие документации для транспортирования и передачи опасных отходов с указанием количества транспортируемых опасных отходов, цели и места назначения их транспортирования.
  • 9. Трансграничное перемещение отходов:
  • 9.1. Ввоз отходов на территорию Российской Федерации в целях их захоронения и обезвреживания запрещается.
  • 9.2. Ввоз отходов на территорию Российской Федерации в целях их использования осуществляется на основании разрешения, выданного в установленном порядке.
  • 9.3. Порядок трансграничного перемещения отходов устанавливается Правительством Российской Федерации.

Все виды отходов, образующиеся на стационарных и передвижных рабочих местах работников Компании и привлекаемых организаций, включая мелкий бытовой мусор, относятся к категории отходов производства и потребления П АО «Сургутнефтегаз» . Несоблюдение требований по обращению с отходами даже одним из сотрудников чревато признанием нарушителем природоохранного законодательства РФ всего предприятия. Деятельность по обращению с отходами Компания осуществляет в соответствии с действующей лицензией на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности.

Будучи источниками поступления загрязняющих веществ в окружающую среду, отходы могут служить средой обитания для возбудителей опасных болезней. Все отходы производства и потребления подлежат раздельному накоплению с целью их учета, дальнейшей обработке, утилизации, обезвреживания и размещения. Их условия и способы должны быть безопасными для окружающей среды и соответствовать нормам законодательства Российской Федерации, порядку осуществления производственного контроля в области обращения с отходами в П АО «Сургутнефтегаз» и утвержденным Компанией инструкциям.

1. Общие требования к накоплению отходов

1.1. Накопление образующихся отходов с целью формирования партии для вывоза и дальнейшей обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов структурными подразделениями Общества осуществляется:

  • по цеховому принципу или централизовано;
  • на отведенной территории производственной площадки;
  • раздельно по видам и классам опасности — с целью обеспечения их утилизации в качестве вторичного сырья, обезвреживания на специализированных установках или последующего размещения.

1.2. Условия, режим, количество предельного накопления отходов, периодичность их сбора (изъятия) для дальнейшей передачи на утилизацию, обезвреживание, размещение устанавливаются в зависимости от класса опасности (токсикологической и физико-химической характеристики) накапливаемого отхода и его компонентов, способа упаковки, размера контейнера (емкости).

1.3. Сбор и накопление отходов в неустановленных местах категорически запрещено.

1.4. Размещение объектов сбора и хранения отходов на территории I, II и III поясов зон санитарной охраны водозаборов, в границах установленных водоохранных зон водных объектов категорически запрещено.

1.5. Все отходы производства и потребления, образующиеся в структурных подразделениях Общества, подлежат сбору и накоплению в специальных контейнерах, установленных на специальных площадках накопления отходов, определенных в ПНООЛР, в местах производства работ, связанных с образованием отходов, в пределах промышленных площадок.

1.6. Организованное безопасное обращение с отходами I-III класса опасности осуществляется в соответствии с локальными актами Общества, специальными инструкциями по организации их накопления, утилизации, обезвреживания, транспортирования, разработанными Обществом.

2. Требования к площадкам накопления отходов

2.1. В зависимости от агрегатного состояния накопление отходов осуществляется на специальных стационарных площадках, в производственных или вспомогательных помещениях (склад, кладовая); в нестационарных складских помещениях (под укрытием и навесными конструкциями); в резервуарах, шламонакопителях и прочих наземных и заглубленных специально оборудованных емкостях; на открытых промышленных площадках в контейнерах и емкостях.

2.2. Специальные площадки для накопления отходов обустраиваются на территории промышленных площадок структурных подразделений Общества.

2.3. Стационарные площадки накопления отходов должны быть оборудованы твердым покрытием (щебень либо железобетонные плиты), трехсторонним ограждением, обваловкой либо отбортовкой для исключения попадания вредных веществ в ливневую канализацию и объекты природной среды, удобным подъездом для автотранспорта, эффективной защитой от воздействия атмосферных осадков и ветра (навесом, сетчатым ограждением) (за исключением шламонакопителей, построенных согласно проектам, имеющим положительное заключение государственной экспертизы).

2.4. Площадки накопления отходов передвижных бригад Общества должны быть оборудованы ровным твердым покрытием (поддоны, деревянный настил и т. п.), трехсторонней обваловкой либо отбортовкой для исключения попадания вредных веществ на производственную площадку и прилегающие объекты природной среды, удобным подъездом для автотранспорта.

2.5. При складировании на площадке крупногабаритных отходов IV и V классов опасности в открытом виде (насыпью и навалом) или в негерметизированной открытой таре должны быть обеспечены следующие условия:

  • предельно допустимое количество накопления отходов на площадке не должно превышать количество, установленное лимитами размещения отходов; при достижении установленного предельного количества отходов должны быть приняты меры по их немедленному вывозу;
  • попадание отходов в сточные воды и на территорию, прилегающую к площадкам накопления отходов, должно быть исключено.

2.6. Накопление сыпучих и летучих отходов в открытом виде в помещениях не допускается.

2.7. Накопление отходов III классов опасности (отработанных нефтепродуктов, масел, и др.) осуществляется на стационарных площадках масло-хозяйств и на нестационарных площадках, расположенных в соответствии с ПНООЛР, оснащенных табличкой с наименованием площадки и ее принадлежностью.

2.8. Стационарные площадки должны быть оборудованы гидроизолированным каре, объем которого должен превышать предельный объем накопления отработанных нефтепродуктов, масел и др. на 30%.

2.9. Нестационарные площадки для расстановки емкостей для накопления отработанных нефтепродуктов, масел и пр. должны быть оборудованы твердым покрытием с гидроизоляцией и периметральным обвалованием (отбортовкой).

3. Требования к емкостям (контейнерам) для накопления отходов

3.1. Емкости (контейнеры) должны быть оснащены крышками для защиты от намокания и раздувания отходов.

3.2. Емкости (контейнеры) должны быть оснащены надписями об их принадлежности и виде накапливаемого отхода, инвентарными номерами (при необходимости).

3.3. Вместимость и тип емкостей обосновывается величиной и сроком предельного накопления отхода.

4. Требования к транспортированию отходов

4.1. Транспортирование отходов между местами (объектами) их образования, накопления, утилизации и размещения осуществляется грузоподъемными и транспортными средствами Общества на основании годового плана-задания, подписанного руководителями структурных подразделений, заявки на погрузку и транспортировку, либо на основании договора между Обществом и сторонней организацией.

4.2. Перевозка отходов, обладающих признаками опасных грузов, выполняется в соответствии с требованиями п.3 «Правил перевозки грузов автомобильным транспортом», утвержденных постановление Правительства РФ от 15.04.2011 № 272.

4.3. Конструкция и условия эксплуатации грузоподъемных и транспортных средств, используемых для транспортирования отходов, должны исключать возможность аварийных ситуаций, потерь и загрязнения (захламления) отходами окружающей среды и причинения вреда здоровью людей, хозяйственным или иным объектам по пути следования транспорта и при погрузочно-разгрузочных операциях.

4.4. Работы, связанные с погрузкой, транспортированием, выгрузкой отходов, должны быть максимально механизированы.

4.5. Транспортное средство должно быть снабжено специальными знаками.

4.6. Транспорт для перевозки полужидких (пастообразных) отходов должен быть снабжен шланговым приспособлением для слива.

4.7. Транспорт для перевозки сыпучих отходов должен быть снабжен самосвальным устройством и пологом.

4.8. Транспорт для перевозки отходов, упакованных в тару, изготовленную из чувствительных к сырости материалов, должен быть закрытым или накрыт брезентом.

4.9. Транспортирование отходов между объектами осуществляется при наличии копии паспорта отходов I-IV классов опасности, грузовой накладной на перевозимые отходы.

4.10. При погрузке водителю передается акт приемки (передачи) отходов с контрольным талоном.

4.11. За подготовку транспортного средства к транспортированию отходов отвечает владелец транспорта. За подготовку отходов к транспортировке отвечает лицо, ответственное за накопление отходов в структурном подразделении, передающем отходы.

5. Требования к таре, применяемой для транспортировки отходов

5.1. Тара должна быть изготовлена и закрыта таким образом, чтобы исключить любую утечку содержимого в нормальных условиях перевозки, в частности, при изменении температуры, влажности воздуха или атмосферного давления.

5.2. Внутренняя тара должна укладываться в наружную так, чтобы при нормальных условиях перевозки предотвратить ее разрыв и утечку содержимого в наружную тару. Если внутри упаковки за счет выделения газов из содержимого может возникнуть избыточное давление, то на таре могут устанавливаться вентиляционные клапана при условии, что выделяемое количество газа не опасно, принимая во внимание его токсичность, воспламеняемость и т. п.

5.3. Для предотвращения утечки и деформации тары в результате расширения, вызванного изменением температуры во время перевозки, при наполнении жидкостью необходимо оставлять в емкости свободное пространство (недолив).

6. Требования к полигонам

6.1. В структурных подразделениях Общества, имеющих на балансе полигоны твердых бытовых и промышленных отходов, в том числе полигон утилизации нефтешламов на Западно-Сургутском месторождении, производственному контролю подлежат наличие документов:

  • перечня отходов, подлежащих размещению на полигоне;
  • регламента и режима работы полигона, утвержденные руководителем структурного подразделения;
  • инструкции по приему отходов на полигон, утвержденной руководителем структурного подразделения;
  • графика мониторинга природных сред в зоне возможного негативного воздействия полигона;
  • Программы производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий на полигоне, утвержденной руководителем структурного подразделения.

6.2. Производственный экологический контроль объектов размещения отходов, в том числе полигонов твердых бытовых и промышленных отходов Общества, выполняется в соответствии с требованиями проектной документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, и включает аналитический (инструментальный) контроль состояния грунтовых и поверхностных вод, почв, атмосферного воздуха, почвы в зоне возможного влияния объектов. Отчеты о результатах мониторинга ежегодно направляются в территориальные управления Росприроднадзора.

7. Требования к персоналу, допущенному к деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности:

7.1. Персонал, допущенный к деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности должен:

  • иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I-IV классов опасности.
  • быть обучен правилам безопасного обращения с отходами, разработанным Обществом, а также инструкции по охране труда и промышленной безопасности на рабочем месте;
  • иметь спецодежду, обувь, средства защиты, обеспечивающие безопасное обращение с отходами;
  • знать симптоматику возможных острых отравлений, способов оказания первой помощи при отравлении или травмировании в процессе работы с отходами.

7.2. Условия, при которых персонал не может быть допущен к работе с отходами:

  • отсутствие допуска к самостоятельной работе выполняющего работу с отходами;
  • отсутствие необходимой спецодежды и средств индивидуальной защиты;
  • болезненное состояние.

Закон об отходах устанавливает ряд общих требований обращения с ними:

1. Деятельность по обращению с опасными отходами подлежит лицензированию. Обязательным условием лицензирования является соблюдение требований охраны здоровья человека и охраны окружающей природной среды.

2. При проектировании, строительстве, реконструкции, консервации и ликвидации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, в процессе эксплуатации которых образуются отходы, требуется:

  • наличие положительного заключения государственной экологической экспертизы;
  • соблюдение экологических, санитарных и иных требований в области охраны окружающей среды и здоровья человека;
  • наличие технической и технологической документации об использовании, обезвреживании образующихся отходов;
  • обеспечение площадками для сбора отходов, образующихся в процессе эксплуатации.

3. При эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны, в частности:

  • внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений;
  • проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения;
  • проводить мониторинг состояния окружающей природной среды на территориях объектов размещения отходов;
  • соблюдать требования предупреждения аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации;
  • в случае возникновения или угрозы аварий немедленно информировать об этом специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.

4. Требования к объектам размещения отходов (ОРО). Объект размещения отходов - специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое). Закон устанавливает следующие основные требования к ОРО:

  • создание ОРО допускается на основании разрешений, . выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти;
  • определение места строительства ОРО осуществляется при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы;
  • на территории ОРО и в пределах их воздействия на окружающую природную среду собственники ОРО обязаны проводить мониторинг состояния окружающей природной среды;
  • собственники ОРО, а также лица, во владении или пользовании которых они находятся, обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую природную среду и работы по восстановлению нарушенных земель;
  • запрещается захоронение отходов на территориях городских и других поселений, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Запрещается захоронение отходов в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ в случаях, если возникает угроза загрязнения мест залегания полезных ископаемых и безопасности ведения горных работ;
  • ОРО вносятся в государственный реестр.

5. Территории городских и других поселений подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

6. Требования к обращению с опасными отходами. Опасные отходы - отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами.

В зависимости от степени вредного воздействия опасные отходы подразделяются на классы опасности в соответствии с установленными критериями. Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны подтвердить отнесение образующихся у них опасных отходов к конкретному классу. На опасные отходы должен быть составлен паспорт.

Деятельность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в процессе которой образуются опасные отходы, может быть ограничена или запрещена в установленном законодательством РФ порядке при отсутствии технической или иной возможности обеспечить безопасное для окружающей природной среды и здоровья человека обращение с опасными отходами. (Обратим внимание на норму Закона: "может быть ограничена или запрещена", а значит, может быть не ограничена и не запрещена. Такая норма вряд ли обеспечит безопасность.)

7. Лица, которые допущены к обращению с опасными отходами, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с опасными отходами. Ответственность за допуск работников к работе с опасными отходами несет соответствующее должностное лицо организации.

8. Транспортирование опасных отходов должно осуществляться при следующих условиях:

  • наличие паспорта опасных отходов;
  • наличие специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств;
  • соблюдение требований безопасности к транспортированию опасных отходов на транспортных средствах;
  • наличие документации для транспортирования и передачи опасных отходов с указанием количества транспортируемых опасных отходов, цели и места назначения их транспортирования.

9. Требования к трансграничному перемещению отходов. Трансграничное перемещение отходов - перемещение отходов с территории, находящейся под юрисдикцией одного государства, на территорию (через территорию), находящуюся под юрисдикцией другого государства, или в район, не находящийся под юрисдикцией какого-либо государства, при условии, что такое перемещение отходов затрагивает интересы не менее чем двух государств. Ввоз отходов на территорию РФ:

  • в целях их захоронения и обезвреживания запрещается;
  • в целях использования - осуществляется на основании разрешения, выданного в установленном порядке.

Как поступать, если Ростехнадзор отказывает в принятии решения об установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение ввиду непредставления вместе с заявлением и другими необходимыми документами согласно пункту 7 Постановления Правительства РФ от 16 июня 2000 года №461 «О правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» лицензии на осуществление деятельности по обращению с опасными отходами.

Статьей 9 Федерального закона №89-ФЗ от 24 июня 1998 года «Об отходах производства и потребления» установлено, что деятельность по обращению с опасными отходами подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Однако не всякая деятельность по обращению с отходами подлежит лицензированию, а только деятельностью по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов (статья 17 Федерального закона от 08 августа 2001 года №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»). Однако и это не главный критерий.

Согласно пункта 4.6. ГОСТР51769-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Документирование и регулирование деятельности по обращению с отходами производства и потребления. Основные положения» (принят и веден в действие постановлением Госстандарта РФ от 28 июня 2001 г. №251-СТ) «лицензии выдают на осуществление такого вида деятельности по обращению с отходами, в результате которого юридическое или физическое лицо, ее осуществляющее, получает прибыль (транспортирование, переработка, складирование, захоронение, уничтожение отходов и т.п.»).

Поэтому деятельность, в процессе которой образуются отходы и отсутствуют признаки предпринимательской деятельности от сбора, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов, не подлежит лицензированию в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 08 августа 2001 года №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Реализация отходов, образованных в процессе деятельности предприятия, не является самостоятельным видом предпринимательской деятельности.

Судебная практика также подтверждает, что деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также реализация отходов, при которой признаки предпринимательской деятельности с указанными отходами как основным видом деятельности отсутствуют, согласно Федеральному закону от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», статье 17 Федерального закона от 08 августа 2001 года №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», Постановлению Правительства РФ от 26 августа 2006 года №524 не является лицензионной (Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 27 февраля 2007 года по делу №А57-14005/2006).

Если сбор опасных отходов не является основным видом деятельности вашего общества, и общество не занимается сбором отходов как предпринимательской деятельностью, то такая деятельность не подлежит лицензированию.

Однако это не означает, что в такой ситуации не надо утверждать нормативы образования отходов. Обращаем внимание, что не установлено безусловной связи между возникновением объекта по плате и фактом наличия лицензии на размещение отходов.
Письмом Федеральной Налоговой Службы Российской Федерации от 08 февраля 2006 года №ГВ-6-21/132 «О направлении разъяснений Ростехнадзора о взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов» было установлено что плата за негативное воздействие носит компенсационный характер за негативное воздействие, оказываемое на окружающую среду, в том числе лицами, осуществляющими размещение отходов без соответствующей лицензии.

Плата в соответствии с Порядком определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов производства и потребления и ее предельных разделов, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 года №632, осуществляется за размещение отходов производства и потребления. Плата взимается с юридического лица, осуществляющего данное размещение.
Таким образом, для целей определения плательщика является приоритетным вопрос определения лица, осуществляющего размещение отходов. В качестве данного лица может выступать собственник отходов или лицо, осуществляющее размещение по поручению собственника.

Как следует из вышеизложенного, плата осуществляется за размещение отходов производства и потребления. Порядок заполнения и представления формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду установлен Приказом Ростехнадзора от 05 апреля 2007 года №204 «Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду».
Согласно статьи 1 Закона об отходах от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» размещение отходов - хранение и захоронение отходов, а хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования. Более того, объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Таким образом, если вы являетесь лицом, производящим отходы и складирующим его в мусорные контейнеры для последующего вывоза на объекты размещения, то вы не всегда считаетесь лицом, производящим его размещение.
Изложенное подтверждается в Письмах Ростехнадзора от 12 февраля 2007 года №04-09/169, от 27 апреля 2007 года№04-09/455, от 25 июля 2007 года №04-09/1001, а такжеарбитражной практикой, например, Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 15 ноября 2005 года №А56-41969/04. В указанном судебном акте сделан вывод, что негативное воздействие на окружающую среду имело бы место лишь в случае установления факта размещения Обществом отходов производства и потребления (статья 16 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»). Вследствие этого отсутствуют и основания для установления платы за негативное воздействие на окружающую среду как формы возмещения вреда окружающей среде. А отсутствие лимитов (разрешения) на размещение отходов не является нарушением действующего законодательства.

В Постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 8 октября 2004 года №Ф08-4677/2004-1770А указано, что плательщиками платы за размещение отходов являются предприятия, которые непосредственно занимаются размещением и переработкой отходов, а не общество, которое производит накопление и хранение отходов на территории общества временно. Накопленные отходы собственного производства вывозились на объекты размещения и переработки отходов - городскую свалку, предприятия по переработке отходов. Следовательно, вывод суда о том, что в части размещения указанных отходов общество не является плательщиком платы за загрязнение окружающей среды, является обоснованным.

При расчете платы за размещение отходов необходимо иметь в виду следующее:
1. Письмом Федеральной Налоговой Службы Российской Федерации от 08 февраля 2006 года №ГВ-6-21/132 «О направлении разъяснений Ростехнадзора о взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов» установлено, что «…для целей определения плательщика является приоритетным вопрос определения лица, осуществляющего размещение отходов. В качестве данного лица может выступать собственник отходов или лицо, осуществляющее размещение по поручению собственника.
Вопросы определения лица, от имени которого осуществляется размещение отходов, регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации.

В случае, если размещение отходов производства и потребления осуществляется от лица собственника данных отходов, все права и обязанности возникают у принципала (доверителя).
Если размещение отходов производства и потребления осуществляется от лица комиссионера, приобретает права и становится обязанным комиссионер, хотя бы комитент и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки. В данном случае комиссионер является плательщиком и должен платить плату за весь объем размещаемых отходов».

  1. Письмом Ростехнадзора от 12 февраля 2007 года №04-09/169 «О плате за негативное воздействие на окружающую среду» установлено, что «…вопрос возникновения права собственности на образованные арендатором отходы специально не регулируется гражданским законодательством. В то же время вопрос собственности на отходы может быть оговорен в договоре аренды между сторонами. Если такой вопрос не урегулирован в договоре аренды между сторонами, то следует руководствоваться Федеральным законом от 24.06.98 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ). В случае если отходы, согласно пункту 4 статьи 4 Закона N 89-ФЗ, брошены собственником или иным образом оставлены им с целью отказаться от права собственности на них, лицо, в собственности, во владении либо в пользовании которого находится земельный участок, водоем или иной объект, где находятся брошенные отходы, может обратить их в свою собственность, приступив к их использованию или совершив иные действия, свидетельствующие об обращении их в собственность в соответствии с гражданским законодательством. Брошенные арендатором отходы, например, оставленные в мусорном контейнере арендодателя, становятся собственностью последнего.
Расчет платы за размещение отходов зависит от объема отходов и класса опасности и не зависит от количества работников и арендуемой площади. Иные платежи, рассчитываемые арендодателем помещения, к плате за негативное воздействие не относятся.
При этом арендатор вправе самостоятельно исполнять обязанности плательщика и соответственно самостоятельно производить расчет платы, прописав такие отношения в договоре аренды либо обратив данные отходы в собственность, или иным способом, предусмотренным действующим законодательством, осуществляя размещение от своего имени и за свой счет».
  1. Письмом Ростехнадзора от 25 июля 2007 года N№04-09/1001 «О расчете платы за размещение отходов» установлено, что «…передачу отходов с переходом права собственности необходимо отличать от передачи отходов организации, оказывающей услуги по их вывозу, поскольку в этом случае наличие договора не освобождает плательщиков от внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, размер которой зависит от количества и качества (опасности) отходов».
Обязанность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов установлена статьями 11 и 18 Федерального Закона об отходах от 24 июня 1998 года №89-ФЗ. Расходы организации по оплате услуг по разработке проектов учитываются в целях налогообложения прибыли на основании подпункта 3 пункта 1 статьи 264 Налогового Кодекса Российской Федерации (Письмо Минфина России от 06 мая 2006 года №03-03-04/2/133).

Но не каждое общество занимается размещением своих отходов в случае, например, передачи на них права собственности специализированному обществу (не путать с договором на вывоз мусора, по которому не переходит право собственности, если это не оговорено специально в договоре). Арбитражный Суд Московской области своим решением от 08 октября 2004 года по делу №А41-К2-5988/04 установил, что не требуется утверждать нормативы образования и лимитов размещения отходов, т.к. общество продавало свои отходы, а, следовательно, не размещало.

Если же общество размещает свои отходы, то этот вид деятельности не всегда является для этого общества предпринимательским. Поэтому отказ Ростехнадзора в принятии решения об установлении нормативов образования и лимитов размещения отходов в связи с неисполнением требования пункт 7 вышеуказанного Постановления Правительства от 16 июня 2000 года №461 о предоставлении лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов вместе с заявлением является незаконным.

Арбитражная практика подтверждает эту позицию. Так, Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 17 января 2008 года №Ф09-11447/07-С1 по делу №А60-11636/07 установлено, что поскольку накопление и временное размещение отходов не являются целенаправленной самостоятельной деятельностью общества, то судами сделан обоснованный вывод о том, что общество не обязано иметь лицензию на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов. При таких обстоятельствах вывод судов о незаконности отказа управления в продлении лимита на размещение отходов является правильным.

Установление обязанности иметь утвержденные нормативы образования отходов и лимитов на их размещение для любого вида хозяйственной деятельности признается неправомерным, и ответственность, предусмотренная статьей 8.2 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, возможна только в том случае, если доказано, что физическое или юридическое лицо ведет производственную деятельность, от которой образуются отходы, наносящие вред окружающей среде, Так, общество осуществляло только деятельность по аренде склада для складирования товара и суд посчитал, что такая деятельность не является производственной, отходов не образует и не требует утверждения проекта нормативов образования отходов (Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 15 марта 2004 года №КА-А40/437-04; Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 4 марта 2004 года №КА-А40/1006-04).

Отсутствие у организации нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, если общество их размещает самостоятельно, не только увеличивает размер платы за негативное воздействие на окружающую среду, но и является нарушением экологических требований, установленных Федеральным законом от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». А это квалифицируется как административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.2 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации. Поэтому на юридическое лицо может быть наложен штраф на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух тысяч до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Образование, сбор, накопление, складирование и первичная обработка отходов являются неотъемлемой составной частью технологических процессов, в ходе которых они образуются.

В соответствии с ГОСТ 30772-2001 отходы – это остатки продуктов или дополнительный продукт, образующиеся в процессе или по завершении определенной деятельности и не используемые в непосредственной связи с этой деятельностью. Соответственно различают отходы производства и потребления.

Вопросы обращения с отходами регулируются федеральным законом «Об отходах производства и потребления» и подзаконными актами.

Отходы производства и потребления могут включать в себя опасные отходы – отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью), либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами.

Отходы производства и потребления требуют для складирования не только значительных площадей, но и загрязняют вредными веществами, пылью, газообразными выделениями в атмосферу, территорию поверхностные и подземные воды. В связи с этим деятельность предприятия должна быть направлена на сокращение объемов (массы) образования отходов, внедрение малоотходных технологий, преобразование отходов во вторичное сырье или получение из них какой-либо продукции, сведение к минимуму образование отходов, не подлежащих дальнейшей переработке, и захоронение их в соответствии с действующим законодательством.

1.Общие положения.

1.1. Настоящий Технологический регламент (далее – Регламент) разработан на основании законодательства Российской Федерации в области охраны природной среды и требований нормативных и инструктивно-методических документов по охране земель от отходов производства и потребления.

Регламент определяет порядок при обращении с отходами производства и потребления и распространяется на все службы и отделы организации.

1.2. Регламент предназначен для регулирования деятельности, связанной с образованием, сбором, хранением, переработкой, транспортировкой и захоронением отходов производства и потребления (далее – обращением с отходами).

1.3. В настоящем Регламенте используются основные термины и определения (Приложение №1).

1.4. В результате деятельности предприятия образуются отходы пяти классов опасности:

I класс – чрезвычайно опасные;

II класс – высоко опасные;

III класс – умеренно опасные;

IV класс – малоопасные;

V класс – неопасные.

К первому классу опасности относятся отходы ртутных ламп люминесцентных, это готовые изделия, потерявшие потребительские свойства, состоят из стекла (80%), цветного металла (20%), ртути (0,02%).

Ко второму классу опасности относятся аккумуляторы, готовые изделия, потерявшие потребительские свойства.

Отходы третьего класса опасности в основном содержат нефтепродукты и образуются в результате обслуживания техники. Годовой норматив образования отходов третьего класса опасности составляет ______ тонн.

К третьему классу опасности относятся отходы, приведенные в таблице №1.

К четвертому классу опасности относятся отходы, представленные в таблице
№ 2.

Четвертый класс опасности представлен разнообразными видами отходов, которые образуются как от основного производства, так и являются отходами потребления. По своему химическому составу такие отходы весьма разнообразны. Годовой норматив образования отходов четвертого класса опасности составляет ________ тонн, масса отходов четвертого класса опасности самая большая по отношению к отходам остальных классов опасности.

К пятому классу опасности относится __ видов отходов. Масса отходов пятого класса опасности составляет ______ тонны (таблица №3).

1.5. Деятельность всех подразделений предприятия должна быть направлена на сокращение объемов (массы) образования отходов, внедрение безотходных технологий, преобразование отходов во вторичное сырье, получение из них какой-либо продукции, сведение к минимуму образование отходов, не подлежащих дальнейшей переработке, и захоронение их в соответствии с действующим законодательством.

2. Экологические и санитарно-гигиенические
требования при обращении с отходами.

2.1. В результате производственной деятельности в подразделениях предприятия образуются и накапливаются отходы, которые подлежат учету, сбору, накоплению и хранению, дальнейшей утилизации, обезвреживанию и захоронению.

2.2. Все подразделения предприятия, от деятельности которых образуются отходы, обязаны:

Принимать надлежащие, обеспечивающие охрану окружающей природной среды меры при обращении с отходами;

Соблюдать действующие экологические, санитарно-эпидемиологические и технологические нормы и правила при обращении с отходами;

Обеспечивать условия, при которых отходы не оказывают вредного воздействия на состояние окружающей среды и здоровье людей при необходимости временного накопления производственных отходов на промышленной площадке (до момента использования отходов в последующем технологическом цикле или направления на объект размещения);

Обеспечивать выполнение установленных нормативов предельного размещения отходов;

Складировать оборудование и материалы, отходы производства и потребления, организовывать стоянки автомобилей и техники только в специально отведенных для этого местах;

Вести учет образования, хранения и обезвреживания отходов;

Своевременно (в срок до 3-го числа первого месяца квартала) предоставлять достоверную информацию об объемах образованных, размещенных, обезвреженных и использованных в производстве отходов;

Проводить экологический инструктаж для работников подразделений 1 раз в год.

Предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.

2.3. Отходы производства (промышленные отходы), которые могут использоваться вторично в технологическом процессе либо, передаваемые потребителям, могут храниться (накапливаться) на территории предприятия, а специально оборудованных местах (площадках и т.д.).

2.4. Твердые бытовые отходы (ТБО), образующиеся от деятельности служб, участков и отделов должны ежесменно (ежедневно) выноситься в определенные места временного накопления ТБО отходов, по мере заполнения контейнеров вывозиться специально оборудованным транспортом на городскую свалку.

2.5. Отходы промышленные не подлежащие вторичному использованию (переработке) должны вывозиться транспортом предприятия на городской полигон по талонам с указанием объема (массы) вывозимых отходов.

2.3.1. Места складирования отходов на территории предприятия, их границы (площадь, объемы), обустройство, а также должностные лица, ответственные за их эксплуатацию, определяются приказом руководителя предприятия.

2.3.2. Сбор отходов производства и потребления, относящихся к категории вторичных материальных ресурсов, должен осуществляться на объектах образования отходов раздельно в соответствии с направлениями их использования и переработки. В случае невозможности раздельного сбора таких отходов следует предусмотреть их передачу на сортировку специализированным предприятиям. Обязательным условием временного хранения таких отходов является сохранение их ценных качеств и свойств как вторичных материальных ресурсов.

2.4. ХРАНЕНИЕ.

2.4.1. Накопление и хранение отходов на территории предприятия допускается временно в случае:

Невозможности их своевременного использования в последующем технологическом цикле по причине отсутствия соответствующих технологий и/или производственных мощностей;

Необходимости накопления отходов для формирования транспортной партии в целях передачи сторонним организациям;

Отсутствия потребителей;

Ликвидации последствий техногенных аварий или природных явлений.

2.4.2. Способы временного хранения отходов определяются их физическим состоянием, химическим составом и классом опасности отходов:

Отходы первого класса опасности разрешается хранить исключительно в герметичных емкостях (контейнеры, бочки, цистерны);

Отходы второго класса опасности хранятся в надежно закрытой таре (закрытые ящики, пластиковые пакеты, мешки);

Отходы третьего класса опасности хранятся в полиэтиленовых и бумажных мешках и пакетах, в хлопчатобумажных тканевых мешках, которые по заполнении затариваются, а затем доставляются в места хранения отходов;

Отходы четвертого класса опасности могут храниться открыто навалом, насыпью в специальном месте или контейнере для промышленных отходов;

Отходы пятого класса опасности могут храниться открыто навалом, насыпью в специальном месте или контейнере для промышленных отходов

2.4.3. Временное хранение отходов производства и потребления может
осуществляться:

На производственной территории;

На территориях приемных пунктов сбора вторичного сырья;

На территориях специализированных предприятий по переработке и обезвреживанию отходов.

2.4.4. Для целей временного хранения отходов производства и потребления могут использоваться:

Закрытые площадки временного хранения отходов (производственные, вспомогательные стационарные и/или временные помещения);

Открытые площадки временного хранения отходов;

Технологические емкости и резервуары.

2.4.5. При временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия:

Временные склады и открытые площадки должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке;

Поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.);

Поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.);

2.4.6. Хранение мелкодисперсных отходов в открытом виде (навалом) на промплощадках без применения средств пылеподавления не допускается.

2.4.7. Предельное количество временного накопления отходов производства и потребления, которое допускается размещать на территории предприятия, определяется на основе проекта образования отходов в соответствии с необходимостью формирования транспортной партии отходов для их вывоза, с учетом компонентного состава отходов, их физических и химических свойств, агрегатного состояния, токсичности и летучести содержащихся вредных компонентов и минимизации их воздействий на окружающую среду.

2.4.8. Временное хранение отходов производства и потребления должно осуществляться в условиях, исключающих превышение нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, в части загрязнения поверхностных и подземных вод, атмосферного воздуха, почв прилегающих территорий.

2.4.9. Временное хранение отходов производства и потребления не должно приводить к нарушению гигиенических нормативов и ухудшению санитарно-эпидемиологической обстановки на данной территории.

2.5. ТРАНСОРТИРОВАКА, ПЕРЕДАЧА.

2.5.1. Транспортировка отходов должна осуществляться способами, исключающими возможность их потери в процессе перевозки, создание аварийных ситуаций, причинение вреда окружающей среде, здоровью людей, хозяйственным или иным объектам.

2.6. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ, ПРОФИЛАКТИКА и ЛИКВИДАЦИЯ АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЙ.

2.6.1. Временное хранение отходов производства и потребления должно осуществляться в соответствии с требованиями Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03).

2.6.2. Степень огнестойкости объекта, где осуществляется временное хранение отходов производства и потребления, определяется наличием у отходов пожароопасных свойств (способность к окислению, самонагреванию и воспламенению при попадании влаги, соприкосновении с воздухом и т.п.):

Безопасные вещества и материалы следует хранить в помещениях или на открытых площадках любого типа (если это не противоречит техническим условиям на вещество);

Малоопасные вещества и материалы допускается хранить в складах всех степеней огнестойкости, кроме V степени огнестойкости;

Опасные вещества и материалы необходимо хранить в складах I и II степени огнестойкости;

Особо опасные вещества и материалы необходимо хранить в складах I и II степени огнестойкости, преимущественно в отдельно стоящих зданиях.

2.6.3. Не разрешается хранение горючих материалов или негорючих материалов в горючей таре в помещениях подвальных и цокольных этажей, не имеющих окон с приямками для удаления дыма, а также при сообщении общих лестничных клеток зданий с этими этажами.

2.6.4. Складирование отходов производства и потребления не допускается осуществлять вплотную к стенам здания, колоннам и оборудованию, а также штабель к штабелю. Просветы между складируемыми отходами и стеной (колонной и др.) или перекрытием здания должны быть не менее 1 м, светильником - не менее 0,5 м.

Напротив дверных проемов складских помещений должны оставаться свободные проходы шириной, равной ширине дверей, но не менее 1 м.

Через каждые 6 м в складах следует устраивать, как правило, продольные проходы, шириной не менее 0,8 м.

2.6.5. Площадка, на которой осуществляется временное хранение отходов производства и потребления, обладающих пожароопасными свойствами, должна быть оборудована первичными средствами пожаротушения.

Количество первичных средств пожаротушения должно соответствовать предельной площади - максимальной площади, защищаемой одним или группой огнетушителей.

2.6.6. Возможность хранения отходов производства и потребления различных наименований в пределах одной площадки определяется на основании количественного учета показателей пожарной опасности, однородности средств пожаротушения. На одной площадке запрещается хранить вещества и материалы, имеющие неоднородные средства пожаротушения.

2.6.7. В пределах одной площадки запрещается складирование таких отходов производства и потребления, которые (без учета защитных свойств тары или упаковки):

Увеличивают пожарную опасность каждого из рассматриваемых материалов и веществ в отдельности;

Вызывают дополнительные трудности при тушении пожара;

Усугубляют экологическую обстановку при пожаре по сравнению с пожаром отдельных веществ и материалов, взятых в соответствующем количестве;

Вступают в реакцию взаимодействия друг с другом с образованием опасных веществ.

2.6.8. Площадка временного хранения отходов производства и потребления должна иметь удобные подъездные пути для грузоподъемных механизмов и транспортных средств. Размеры проходов и проездов определяются габаритами транспортных средств, транспортируемых грузов и погрузочно-разгрузочных механизмов.

2.6.9. Размещаемые отходы производства и потребления должны складироваться таким образом, чтобы исключалась возможность их падения, опрокидывания, разливания, обеспечивалась доступность и безопасность их погрузки для отправки на специализированные предприятия для обезвреживания, переработки или утилизации.

2.6.10. Способы складирования (в штабели, пакеты и т.п.) отходов производства и потребления в местах временного хранения должны обеспечивать:

Устойчивость штабелей, пакетов и грузов, находящихся в укладках;

Механизированную разборку штабеля и подъем груза навесными захватами подъемно-транспортного оборудования;

Безопасность работающего на штабеле или около него;

Возможность применения и нормального функционирования средств защиты работающих и пожарной техники;

Циркуляцию воздушных потоков при естественной и искусственной вентиляции в закрытых складах;

Соблюдение требований к охранным зонам линий электропередачи, узлам инженерных коммуникаций и энергоснабжения.

3.Порядок упаковки, транспортировки и сдачи ртутьсодержащих ламп на утилизирующие предприятия.

1. Каждая партия неповрежденных ртутьсодержащих ламп принимается в сухой, неповрежденной упаковке, исключающей их битье и выпадание при транспортировке и погрузочно-разрузочных работах. Допускается применение коробок от новых ламп, при этом они должны быть сухими и оклеены липкой лентой для исключения выпадания из них ртутных ламп.

2. Тара может быть изготовлена из ДСП, фанеры и металла. Максимальный вес при заполнении не более 30 кг.

3. Лампы типа ЛБ укладываются в тару с бумажными или картонными прокладками через каждый ряд.

4. Лампы типа ДРЛ обертываются и укладываются послойно с прокладками.

5. Разбитые лампы типа ЛБ и ДРЛ, упакованные в полиэтиленовые мешки и плотно завязанные помещаются в плотные картонные или фанерные коробки, закрываются.

6. На разбитые лампы составляется акт произвольной формы, в котором указывается тип разбитых ламп, их количество, количество упаковок.

7. Загрузка в транспортные средства упакованных ламп выполняется бережно. Бросать упаковки при загрузке запрещается. Укладка упаковок производится таким образом, чтобы более прочная тара была в нижних рядах.