Особенности интеграционных процессов в Европе Основные европейские институты

Единый европейский акт, Маастрихтский и Амстердамский договоры Общая сельскохозяйственная и социальная политика ЕС

Особенности интеграционных процессов в Европе

В европейском регионе международная экономическая интеграция достигла наибольшего уровня развития. Идеологической основой интеграции западноевропейских стран стало стремление к созданию международного экономического порядка, который основывался бы на либерализации торговых отношений и сотрудничестве между странами. Вторая мировая война, приведшая к беспрецедентному экономическому кризису, упадку всех сфер производства, безработице и нищете заставили западноевропейские страны обратиться к опыту межвоенного периода, который свидетельствовал о том, что самоизоляция и стремление самостоятельно и в одиночку решить национальные проблемы не дают нужного результата.

Интеграционные процессы в Европе, начавшиеся после окончания Второй мировой войны, обусловленные закономерностями экономического развития, были результатом политических решений руководства ведущих государств европейского континента. Важную роль в становлении европейской интеграции сыграл план Маршалла, в рамках которого Западной Европе была оказана значительная материальная помощь. Кроме того, результатом разрушения колониальных империй стала вынужденная необходимость для бывших метрополий пересмотреть внешнеполитическую стратегию и взять курс на установление связей с соседними государствами.

Однако в основе интеграции в Западной Европе лежало не только усиление взаимозависимости национальных экономик и рынков. По мере углубления хозяйственных связей все более отчетливо проявлялась потребность во взаимной адаптации и сознательном совместном регулировании экономических процессов государствами и органами Европейского экономического сообщества (ЕЭС), основанного в 1957 г. на базе Европейского объединения угля и стали, в масштабах всего формирующегося хозяйственного комплекса. Цель такого регулирования состояла в устранении национальных перегородок на пути взаимного обмена товарами и услугами и взаимодействия государств, в обеспечении равных условий хозяйствующим субъектам этих стран, в раскрепощении конкуренции, в создании путем согласования и гармонизации внутренней и внешней макроэкономической политики единого хозяйственного пространства, в направлении стихийного рыночного процесса в русло, определяемое совместно выработанными экономическими и социальными приоритетами.

Изначальной целью интеграционной политики в ЕС было поставлено создание благоприятных условий для экономического сотрудничества европейских стран, формирование общеевропейского рынка товаров и услуг, свободное движение капитала и рабочей силы. Теоретическую основу западноевропейских экономистов, занимавшихся вопросами обоснования целесообразности международной экономической интеграции в Европе, составил принцип сравнительных преимуществ.

Применение на практике экономико-политических идей и моделей в Европейской интеграции требовало создания наднациональных механизмов, которые взяли бы на себя функцию организации, планирования и контроля финансово-экономического взаимодействия между странами-участницами. Несмотря на то, что предшественник Европейского Союза - Европейское экономическое сообщество - был основан только в 1957 г., первым шагом на пути создания современного ЕС можно считать парижское заявление министра иностранных дел Франции Р. Шумана, сделанное 9 мая 1950 г., в котором он предложил объединить производство угля и стали Франции и ФРГ в качестве меры пресечения дальнейших войн между Германией и Францией. Результатом стало подписание в апреле 1951 г. Парижского договор об учреждении Европейского объединения угля и стали (ЕОУС), в состав которого вошли шесть государств: Бельгия, Нидерланды, Люксембург, ФРГ, Франция, Италия. Договор вступил в действие в 1953 г.

Следующий уровень европейской интеграции был заложен в результате Мессинской конференции, прошедшей в июне 1955 г., темой которой стал меморандум Бенилюкс (межправительственная организация, представляющая собой политический, таможенный и экономический союз между Бельгией, Нидерландами и Люксембургом, основанная в 1921 г.) о европейской интеграции. Речь шла о создании единой Европы путем создании общих институтов, постепенном сращивании национальных экономик, формировании общего рынка и согласования социальной политики. Положения Мессинской конференции были официально закреплены 25 марта 1957 г. в Римских договорах, которые учредили Европейское экономическое сообщество (ЕЭС), основанное на таможенном союзе и общей политике в области сельского хозяйства, а также Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом). Римские договоры стали связующим звеном между ЕОУС, ЕЭС и Евратом.

Договор о ЕЭС ставил основной целью создание таможенного союза, который предусматривал бы свободу движение товаров по территории стран-участниц, упразднение квот и иных барьеров на пути трансграничной торговли, а также свободу движения, капиталов, рабочей силы и услуг. Целью Римского договора было формирование общей политики в сельском хозяйстве, в сферах социальной защиты и законодательства, во внешней торговле и т.д., в то время как вопросы макроэкономической и финансовой политики не были затронуты в документе. За рамками договора остались и вопросы внешней политики, которая продолжала относиться к ведению национальных государств.

В соответствии с разработанным графиком с 1 января 1959 г. началось постепенное снижение таможенных пошлин по широкой номенклатуре товаров для торговли внутри Европейского экономического сообщества. Не затронуты были лишь пошлины на сельскохозяйственную продукцию. Завершение строительства таможенного союза планировалось к 1 января 1970 г., однако это произошло на целых полтора года раньше - к 1 июля 1968 г.

Изучая историю развития европейской интеграции, упомянем, что одновременно с формированием Европейского экономического сообщества шло формирование еще одного конкурирующего объединения: 3 мая 1960 г. было документарно закреплено создание Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ), в которую вошли Австрия, Дания, Норвегия, Португалия, Швеция, Швейцария и Великобритания. Несмотря на то, что организация создавалась как альтернатива современному Европейскому Союзу, ей не удалось достичь уровня интеграции Европейского экономического сообщества. ЕАСТ изначально задумывалась как исключительно экономическая организация в отличие от ЕЭС, ставившего перед собой также политические и социальные цели, и, возможно, именно в этом одна из причин неудачи ЕАСТ, которая постепенно начала искать точки сближения с ЕЭС. Так, с 1973 г. вступили в силу соглашения о свободной торговле между ЕЭС и некоторыми государствами-членами ЕАСТ, к которым постепенно присоединились и другие страны-участницы. Результатом соглашения стало неприменение единого таможенного тарифа ЕЭС в торговле с этими странами, что привело к фактическому вхождению этих стран в зону свободной торговли ЕЭС (с конца 1960-х годов - в таможенный союз), однако они не участвовали в общих программах Сообщества.

Следующим этапом усиления интеграции двух сообществ стало заключение в октябре 1991 г. между ЕЭС и ЕАСТ рамочного Соглашения о создании Европейского экономического пространства (ЕЭП), которое устанавливало специальные преимущества для стран ЕАСТ в части доступа на рынки стран ЕЭС. Соглашение давало странам - членам ЕАСТ право участвовать в разработке законов и нормативных актов, относящихся к формированию единого рынка, но не имели возможности участия в других сферах международных отношений со странами ЕЭС. Однако существование сложных согласовательных процедур в конечном итоге позволило решать практически все вопросы взаимодействия стран в рамках Соглашения. В настоящее время членами ЕАСТ являются Исландия, Лихтенштейн, Норвегия и Швейцария, а другие страны - участницы ЕАСТ вошли Европейский Союз.

В декабре 1969 г. в Гааге было принято решение о расширении ЕЭС и углублении интеграции. Политические лидеры Сообщества, стремясь к достижению качественно новых результатов в развитии интеграционного объединения, поставили задачу создания Европейского Союза. Согласно плану Тиндеманса, согласно которому к концу 1980 года предусматривалось создание экономического и валютного союза с применением общей для стран валюты.

Однако при создании плана Тиндеманса не было учтено наличие существенных фундаментальных разногласий между государствами-членами в вопросах конституциональной структуры и необходимых институциональных реформ для ее создания. Дополнительным фактором, негативно повлиявшим на развитие европейской интеграции в 1970-е годы, стал также энергетический и финансовый кризис: западноевропейские страны на тот момент уже были широко вовлечены в международную экономическую жизнь, и мировые экономические потрясения оказали на них серьезное воздействие. Эти факторы сделали невозможным осуществление плана Тиндеманса в установленные сроки.

Тем не менее, в 1970-е годы были разработаны новые инструменты и координации национальных политик стран - участниц ЕЭС в целях выработки единой политики Сообщества. Результатом стало создание Европейского политического сотрудничества - института для координации совместной внешней политики. Вторым важным шагом стало создание в 1979 г. Европейской валютной системы (ЕВС), целью которой было обеспечение в Европе зоны валютной стабильности.

Результатом Гаагских решений в части расширения ЕЭС стало присоединение к «шестерке» с 1 января 1973 г. Дании, Ирландии и Великобритании, в 1981 г. - Греции, в 1986 г. - Испании и Португалии, а в 1995 г. - Австрии, Финляндии и Швеции. С мая 2004 г. в состав Европейского Союза входили уже 25 государств, а с 1 июля 2013 г. - 28 государств.

Практический опыт становления и развития международной экономической интеграции в Западной Европе в целом соответствовал теоретическим аспектам, которые рассматривались выше. Теоретики развития Европейского Союза указывают на то, что для успешного развития международной экономической интеграции основу экономики интегрирующихся стран должна составлять обрабатывающая промышленность, в то время как интеграция аграрно-сырьевых стран является малоэффективной и бесперспективна. Причина того, что высокоразвитое промышленное производство оказывает существенное положительное влияние на ход интеграции, в нем заложен огромный потенциал для внутриотраслевого разделения труда. Развитая рыночная экономика способствует созданию прочных партнерских связей между компаниями стран-участниц, которые уже не зависят от экономических и политических курсов правительств, а становятся объективной реальностью. Полицентризм в сочетании с лидерством отдельных стран-участниц являются важными факторами для формирования наднациональных институтов.

Многие эксперты подчеркивают, что участники формируемого интеграционного объединения должны иметь однородное социально-экономическое устройство, в то время как многоукладность экономики препятствует интеграции. Немаловажны также проявления сильнейшей политической воли всех объединяющихся стран и готовность идти на уступки по некоторым вопросам.

Развитие интеграционного объединения требует разрешения противоречий, которые естественным образом сопровождают процессы интеграции. Для решения проблем, возникающих в ходе процесса интеграции, и недопущения регресса, необходима выработка адекватного механизма разрешения споров и текущего согласования позиций сторон.

Подчеркнем и еще один весьма важный аспект. Как показывает практика развития Европейского Союза, поспешные шаги, стремление руководящих кругов искусственно ускорить интеграционные процессы не всегда приводят к пониманию со стороны граждан стран-участниц. Предлагаемые политической элитой существенные проекты, особенно политического характера, должны найти поддержку большинства рядовых граждан стран - участниц интеграции. В частности, примером политических просчетов в этом плане стало предложение сформировать Европейский оборонительный союз (ЕОС) сразу после образования ЕОУС в 1952 г., а также принять Конституцию для Европы, процесс ратификации которой выявил комплекс непредвиденных и неожиданных осложнений. Развернутую Конституцию ЕС не удалось одобрить до сих пор, в связи с чем принято решение о разработке и введении ее компактного варианта.

И подписали соглашение об образовании Европейского объединения угля и стали (ЕОУС), заложившего первый камень в экономический фундамент будущего . В марте 1957 г в Риме теми же странами были подписаны договоры о создании Европейского экономического сообщества и Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом). Позже все три организации обрели единые руководящие органы и общее наименование - Европейское экономическое сообщество (ЕЭС).

С подписанием 7 февраля 1992 г. в Маастрихте (Нидерланды) Договора о Европейском союзе начался новый этап европейской интеграции. Развернулось строительство экономического, валютного и политического союза с постепенной ликвидацией внутренних границ между странами. Сформировался единый внутренний рынок, обеспечивающий свободное передвижение людей, товаров, услуг и капиталов.

Желание тесной интеграции во второй половине XX в. было обусловлено рядом факторов:

  • противоречием между стремительной интернационализацией современной экономики и теснотой национально-государственных границ для ее функционирования;
  • стремлением к внешней экспансии наиболее преуспевающих национальных производителей;
  • потерей позиции Европы как мирового центра в процессе распада колониальных империй;
  • стремлением к усилению общего экономического и военно-стратегического потенциала в условиях конфронтации двух политико-экономических систем вплоть до начала 1990-х гг.;
  • демократизацией жизни послевоенной и реализацией прав и свобод граждан.

Создание единого общеевропейского экономического пространства шло постепенно в течение нескольких десятилетий. Это естественно, так как столь масштабные системные изменения всегда проходят болезненно. Усиление конкуренции неизбежно приводит к обострению проблемы банкротства несостоятельных производств, безработице. Особенно тяжело интегрируются в общеевропейские структуры менее развитые страны. Например, в в конце 1980-х гг. после вступления в ЕЭС безработица охватила 25% экономически активного населения. Обострились многие социально-экономические проблемы в отсталых по европейским меркам , . Тем не менее жизнь уже доказала жителям этих стран, что в долгосрочной перспективе выгоды перекрывают издержки «большого пути».

К настоящему времени учреждено гражданство Европейского союза. Определены права граждан ЕС, в том числе на свободу передвижения, выбор места жительства, получение образования, куплю-продажу недвижимости и предпринимательскую деятельность, а также порядок защиты прав граждан Союза. Все это стимулирует инициативу людей и создает огромные возможности для всех, кто готов ими воспользоваться.

В настоящее время Европейский союз проводит политику сближения уровней развития бывших национальных экономик своих членов и формирования общего экономического пространства. Важнейшим шагом в этом направлении в конце 1990-х гг. стало создание Валютного союза и поэтапное введение единой общеевропейской валюты (евро), начавшееся в 1999 г. С 1 января 2002 г. прекратились наличные операции с национальными деньгами.

По сути, создание единого общеевропейского экономического пространства, окончательный переход к евро и введение общеевропейского паспорта означают отказ от таких традиционных атрибутов государственности, как границы, национальные экономики, гражданство. Несмотря на серьезные и неизбежные проблемы роста, Европейский союз уже стал одним из ключевых субъектов на политической и экономической картах мира. Сегодня это уникальное объединение государств с населением, почти в 1,5 раза превосходящим население Соединенных: Штатов Америки и в 2,5 раза - . Среднедушевой ВВП (по ППС) во второй половине 1990-х гг. превысил 20 тыс. долларов США. ЕС превращается в один из самых привлекательных для инвестиций регионов мира. На форуме Европейского союза в Барселоне (март 2002 г.) был провозглашен курс на достижение лидерства ЕС в мировой экономике до 2010 г. Стартовые позиции для того, чтобы «догнать и перегнать» по важнейшим экономическим показателям, по многим параметрам выигрышные. Время покажет реалистичность выдвинутого лозунга.

Европейская интеграция развивалась в особых условиях, сочетания которых нет ни в одном другом регионе мира. Наиболее важным из них являются следующие.

Высокоразвитая рыночная экономика. Даже после Второй мировой войны страны Западной Европы представляли собой самую передовую в индустриальном плане часть континента и занимали 2-е место в мире по экономической мощи. Практика показывает, что возможность создания успешного интеграционного объединения напрямую зависит от уровня промышленного развития участвующих в нем государств. Страны, производящие широкий спектр готовых (и особенно технически сложных) изделий, объективно заинтересованы в развитии международной промышленной специализации и кооперации. Наоборот, страны, экспортирующие минеральное сырье и сельскохозяйственные товары, конкурируют друг с другом на рынках однотипной продукции. Все они нуждаются в промышленных товарах, которые не производят сами. Поэтому, создав интеграционное объединение, такие государства не получают крупных выгод, а оборот их взаимной торговли остается незначительным.

На момент создания ЕЭС все участвовавшие в нем государства имели сложившуюся рыночную экономику. Интеграция между странами с рыночной экономикой развивается за счет межфирменных связей, а интеграция стран с плановой экономикой - за счет межгосударственных связей. В рамках СЭВ каждый год подписывались двусторонние протоколы о взаимных поставках, в которых утверждались объемы, номенклатура и ориентировочная цена товаров. Такая система позволила странам СЭВ легко пережить распад Бретгон-Вудской валютной системы в 1971 г. и нефтяные кризисы 1970-х годов. С окончанием холодной войны социалистическое содружество распалось, страны Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) начали переход к рынку. Не имея под собой прочных межфирменных связей, социалистическая экономическая интеграция прекратила свое существование.

Крайне сложно, вернее, почти невозможно интегрировать страны, имеющие многоукладную экономику с элементами феодального натурального хозяйства. Многочисленные попытки создать экономические объединения в Африке и Латинской Америке потерпели неудачу именно по этой причине. Пока в мире нет примеров успешной интеграции стран с непохожими хозяйственными укладами.

Полицентрическая структура. Особенностью ЕС было также наличие нескольких сильных стран примерно одного размера. Вначале это были Франция, Германия и Италия, позже к ним присоединились Великобритания и Испания. Данная особенность - большая редкость для региональной группировки. В настоящее время она характерна только для ЕС и отчасти для АСЕАН. В НАФТА безусловным лидером является США, в СНГ - Россия, в Меркосур - Бразилия, в ЭКОВАС - Нигерия.

Полицентрическая структура является ключевой предпосылкой для создания в группировке наднациональных органов власти. Если в объединении преобладает одна страна, это не позволяет справедливо распределить голоса в общем законодательном органе. Если использовать принцип «одна страна - один голос», крупнейшее государство теряет возможность адекватно представлять интересы своего населения на уровне объединения. При распределении же голосов в зависимости от численности населения малые страны не могут активно влиять на политику группировки. Конечно, наличие наднациональных органов - не обязательное условие интеграции. Однако без них трудно обойтись на высоких уровнях интеграции.

Нынешняя ситуация в Евросоюзе далека от той, которая существовала в 1970-е и 1980-е годы. Из пятнадцати стран, вступивших в ЕС в 1995, 2004 и 2007 гг., только две (Польша и Румыния) имеют среднюю, по европейским меркам, численность населения. Из остальных тринадцати пять насчитывают от 8 до 10 млн человек, а восемь - от полумиллиона до 5,5 млн жителей. Новое распределение сил между большими и малыми государствами-членами серьезно осложняет работу институтов ЕС.

Общая культура и история. Сегодняшняя Европа представляет собой конгломерат многочисленных народов и культур, который складывался на протяжении более двух тысячелетий их совместного существования и взаимодействия. Трудно или даже невозможно дать точное и непротиворечивое определение того, что представляет собой современная европейская цивилизация. Однако несомненно и то, что она существует как обособленное целое. Имеющаяся на этот счет обширная научная литература выявляет несколько основных характеристик. В их числе: демократия и права человека; система разделения властей и правовое государство; политическая традиция (социальный контракт Ж.-Ж.Руссо); городская автономия и развитое местное самосознание; понятие собственности как абсолютного права и рыночная экономика.

Историческую основу современной европейской культуры составляет общее для всей Европы наследие Античности (переводы древнегреческих и римских писателей, философов, математиков и естествоиспытателей, а также античная мифология, архитектура и скульптура); средневековая схоластическая философия; готика; искусство ренессанса и барокко; романтизм; идейное наследие эпохи Просвещения; христианство, прежде всего католицизм и с XVI в. протестантизм. Добавим, что почти все народы Европы (кроме басков) говорят на языках, принадлежащих к индоевропейской семье, прежде всего на языках романской, германской и славянской групп, которые имеют много общего.

В Средние века институциональной основой европейского единства служила, наряду с католической церковью, система образования, которая была практически интернациональна: студенты и профессора путешествовали из университета в университет.

Взаимопониманию жителей Европы способствовало широкое распространение латыни, служившей средством межнационального общения среди ученых, юристов, врачей, университетских преподавателей и студентов. До начала XVIII в. на латыни издавалась научная литература, писались и защищались диссертации, велась научная переписка и диспуты. Своего рода виртуальной основой европейского единства является общая греко-латинская основа научной, политической и правовой терминологии, а также общая (также имеющая античное происхождение) система художественных образов.

Многонациональная, густонаселенная Европа, ограниченная в землях и сырьевых ресурсах, давно нуждалась в объединении, о котором издревле мечтали политики и мыслители, продвигавшие идею единой Европы (подробнее см. гл. 4). Однако именно в Европе оформившаяся в XIX в. система национального государства привела к двум мировым войнам. Оборотной стороной национального суверенитета (в его неограниченной форме) стали агрессия, фашизм и подавление прав человека.

Горький опыт первой половины XX в. показал, что региону нужна такая система международных отношений, которая перенесла бы на межгосударственный уровень уже укоренившиеся во многих странах правила демократии и принципы разделения властей, свойственные правовому государству. Настало время ограничить национальный суверенитет и сознательно делегировать его часть наднациональным органам. Первым шагом в этом направлении стал договор о Европейском объединении угля и стали (ЕОУС) 1951 г. Участвовавшие в нем Франция и Германия - недавние противники в войне - добровольно передавали под общий контроль стратегические отрасли: угольную и сталелитейную. Интеграция базировалась на таких элементах западноевропейского общества, как правое государство, многовековой опыт совместного существования народов, культурная и религиозная общность, традиции европейской идеи и уроки двух мировых войн.

Особенности послевоенного положения Европы также способствовали успешному продвижению интеграции.

Во-первых, западноевропейские страны должны были восстановить разрушенное войной хозяйство. Сделать это автономно, без активной торговли и промышленного сотрудничества с соседями было невозможно. За время войны Европа утратила позицию мирового экономического лидера, ее место заняли Соединенные Штаты. Чтобы не оказаться в глубокой экономической зависимости от США, западноевропейские государства должны были объединить свои усилия.

Во-вторых, исход войны привел к резкому укреплению СССР и формированию в Центральной и Восточной Европе советского блока. В 1949 г. был создан Совет экономической взаимопомощи, в 1955 г. подписан Варшавский договор. Раскол континента на два лагеря и начало холодной войны еще больше подтолкнули западноевропейские страны к консолидации и созданию собственного блока.

В-третьих, после войны заметно ослабло влияние европейских метрополий - Великобритании, Франции, Нидерландов и Бельгии - на свои колонии в Африке и Азии. В 1945 г. независимость от Голландии провозгласила Индонезия. Франция оказалась втянута в две колониальные войны, закончившиеся ее поражением: в 1946-1954 гг. во Вьетнаме и в 1954-1962 гг. в Алжире. В 1947-1950 гг. независимость от Британии получили Бирма (ныне - Мьянма), Пакистан и Индия. В 1951 г. самостоятельной стала Ливия, принадлежавшая ранее Италии. В 1960 г. независимости добились почти все колонии Франции в Западной и Экваториальной Африке, а также Бельгийское Конго (ныне - Заир). Западная Европа рисковала потерять традиционные рынки сбыта своих товаров, а также источники получения дешевого сырья и колониальных товаров. Создание интеграционного объединения давало шанс компенсировать эти потери.

С моей точки зрения, невозможно, чтобы Европа долго оставалась «зависимой» от Соединенных Штатов экономически - почти исключительно от их кредитов, в отношении безопасности - от их военной силы.

Действия стран Западной Европы, чтобы быть на уровне обстоятельств и угрожающей нам опасности, а также на уровне американских усилий, должны стать объединенными действиями Западной федерации, создание которой является обязательным условием успеха.

Монне Жан. Из письма к Роберу Шуману, 1948 г.

Выводы, проблемы, тенденции

1. Становление и распространение региональной интеграции как явления происходят во второй половине XX в. в тесной связи с развитием процессов глобализации. Интеграция основывается на общих экономических и политических интересах соседствующих государств и на осознании ими единства своей будущей исторической судьбы. Активно действующее интеграционное объединение позволяет сместить баланс выгод и издержек глобализации в пользу стран-членов.

2. Региональная интеграция способствует решению нескольких крупных задач: достижению и поддержанию политической стабильности в регионе, развитию экономики и росту благосостояния участвующих стран, а также укреплению позиций группировки в мире. Для успеха интеграции необходимо соблюдение определенных условий, в том числе наличие коллективной ответственности, существование эффективного механизма принятия и исполнения решений, а также постепенное движение от простых форм интеграции к сложным.

3. Деятельность интеграционной группировки порождает устойчивые противоречия. Их источником становятся несовпадение общих и национальных интересов, необходимость делегировать национальный суверенитет наднациональным органам, сложности с поддержанием единого темпа интеграции всеми ее участниками, а также потребность обеспечивать общественную поддержку интеграционных планов.

4. Успех Европейского Союза стал возможен благодаря уникальному сочетанию в Европе факторов, способствовавших интеграции. В их числе наличие развитого промышленного потенциала, присутствие в объединении нескольких крупных стран одинакового размера, тесная культурная и историческая общность европейских народов, а также особенности послевоенного положения Западной Европы. Однако в начале XXI в. баланс сил между крупными и малыми участниками ЕС оказался нарушенным, а европейские культурные традиции подвергаются растущему влиянию извне.

Контрольные вопросы

1. Какие выгоды и риски несет в себе глобализация?

2. Как связаны между собой региональная интеграция и глобализация?

3. Как и какие задачи помогают решать своим участникам интеграционные объединения, существующие в разных частях мира?

4. Всегда ли существование регионального объединения предполагает ограничение национального суверенитета его участников?

5. Чем отличается зона свободной торговли от общего рынка?

6. Как наличие традиций правового государства способствовало развитию западноевропейской интеграции?

Тема 4.2 Интеграция в Европе и Северной Америке

План

1.Интеграционные процессы

- экономическая взаимозависимость государств;

— противоречия и конкуренция в информационном обществе;

2.Развитие интеграционных процессов в Европе

— этапы западноевропейской интеграции;

— достижения и противоречия европейской интеграции;

— интеграционные процессы в Европе на современном этапе;

  1. Работа с текстом
  2. Вопросы по теме
  3. Задание для самостоятельной работы
  4. Список литературы

  1. Интеграционные процессы

Экономическая взаимозависимость государств

Благодаря деятельности ТНК и ТНБ внешняя торговля стран Запада во второй половине ХХ в. развивалась в два раза быстрее, чем промышленное производство. Экономическая взаимозависимость государств усилилась. На этой почве сложились устойчивые союзы государств, экономика которых интегрирована , то есть представляет собой единый хозяйственный комплекс.

Дальше всех на пути интеграции продвинулась Западная Европа, в которой сложился Европейский союз (ЕС) . Интеграционные процессы успешно идут в Северной Америке, где США, Канада и Мексика создали зону свободной торговли (НАФТА), в Юго-Восточной Азии (организация АСЕАН) , в Латинской Америке (МЕРКОСУР и Андский пакт ). Существуют проекты создания Северо-Атлантической зоны свободной торговли, Азиатско-Тихоокеанской интеграционной зоны.

В условиях глобализации мировой экономики интеграция позволяет ограничить влияние ТИК и ТНБ. Группа стран договаривается об общих правилах предпринимательской деятельности и проведения социальной политики. Возникают единые экономические пространства . Гиганты транснационального бизнеса вынуждены с ними считаться. Например, на территории стран Евросоюза действует антимонопольное законодательство , единые стандарты качества производимой продукции, от частного бизнеса требуется проявление социальной ответственности и соблюдение прав наемных работников. В странах НАФТА, особенно в США, законодательно преследуется уход от уплаты налогов, нарушения корпорациями «деловой этики», то есть уважения интересов потребителей и партнеров по бизнесу. Ведется наблюдение за деятельностью ТНБ в оффшорных зонах.

Таким образом , роль единых экономических пространств повышается, а политические и экономические решения все чаще принимают наднациональные структуры.

Противоречия и конкуренция в информационном обществе

Борьба за рынки сбыта товаров, контроль над природными ресурсами сохраняется и в условиях существования информационного общества. Периодически возникают и «торговые войны» , однако они имеют свои особенности. Экономическая взаимозависимость наиболее развитых стран мира исключает возможность крупных конфликтов между ними. Становится бессмысленно вводить высокие таможенные пошлины на товары, произведенные в другой стране, если они жизненно необходимы для собственного развития. Складывается модель конкурентного сотрудничества, когда взаимодействие и соперничество сочетаются . Как в конкуренции, так и в сотрудничестве ныне участвуют не только государства и их объединения, но и крупнейшие корпорации.

Конкурентная борьба в современных условиях ведется, прежде всего, за льготные условия доступа к источникам сырья и энергоносителей. Она становится тем более острой, чем выше цены на нефть, газ и редкоземельные металлы. Так, страны Запада в начале ХХI в. проявляют особую заинтересованность в получении прямого доступа к нефтегазовым ресурсам среднеазиатских государств СНГ и Азербайджана. Соответственно разрабатываются планы строительства газо- и нефтепроводов в обход России. Одновременно ТНК стремятся добиться льготных условий эксплуатации энергоресурсов и нефтепроводов Российской федерации. Не прекращается и борьба за рынки сбыта продукции, которая стала особенно жесткой после подключения к ней Китая. Например, за быстро растущий российский рынок продажи автомобилей конкурируют американские, западноевропейские, японские, корейские и китайские автогиганты, заинтересованные в создании своих филиалов в нашей стране. В этой борьбе используются методы политического давления, информационной войны (дискредитация конкурентов и их продукции), экономические средства и даже коррупция.

Особенно острая конкуренция существует в области производства знаний и информации . Государства и корпорации, преуспевшие в этой сфере, способны завоевывать новые рынки без оружия, предлагая новые товары с более высокими потребительскими качествами. Обладая соответствующими знаниями, можно восполнять недостаток сырья и энергоносителей за счет использования альтернативных видов энергии (солнце, ветер, морские приливы, био-топливо и т.д.), энерго и ресурсосберегающих технологий. Имея полную информацию о конкурирующих странах и корпорациях, нетрудно определить их слабые стороны.

В этих условиях возрастающее значение приобретают защита информации и борьба с промышленным шпионажем - нелегальным приобретением или похищением знаний и изобретений.

Важным становится обеспечение роста интеллектуального потенциала общества. Это достигается за счет совершенствования системы образования, предотвращения «утечки мозгов» из страны. Многие государства мира, в частности Западной Европы, СНГ, сталкиваются с ситуацией, когда корпорации США предлагают их молодым и талантливым гражданам льготные условия найма.

Конкуренция не исключает, а подразумевает сотрудничество. Оно необходимо для решения проблем экологии, преодоления последствий природных катастроф, нередко затрагивающих многие государства, обеспечения безопасности эксплуатации атомных электростанций, воздушных и морских транспортных перевозок, предотвращения эпидемий и т.д.
Сотрудничество в научно-технической сфере нередко выгодно потому, что облегчает реализацию крупномасштабных проектов, которые сложно осуществить силами одного государства или корпорации. Так, успешно развивается взаимодействие в мирном освоении космоса, примером чего служит работа Международной космической станции (МКС). Ученые разных стран совместно изучают проблемы использования термоядерной энергии в мирных целях. Во многих сферах деятельности (авиастроение, автомобилестроение и т.д.) успешно сотрудничают конкурирующие корпорации разных стран, объединяя свои достижения.

  1. Развитие интеграционных процессов в Европе

Этапы западноевропейской интеграции

Развитие западноевропейской интеграции прошло через несколько этапов.

  1. В 1947 г. 23 наиболее экономически развитые страны заключилиГенеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ) . Они обязались содействовать развитию внешней торговли за счет взаимного снижения налогов на импортную продукцию, отказа от таможенных войн. Впоследствии рамки ГАТТ расширились, в нее вошли многие страны Азии, Африки и Латинской Америки, она была преобразована во Всемирную торговую организацию (ВТО) .
  2. В 1948 г. была создана Организация европейского экономического сотрудничества (ОЕЭС) . Первоначально ее функции состояли в распределении помощи, предоставленной Европе согласно плану Маршалла. Она открыла широкие возможности для многосторонних экономических консультаций, обмена экономической информацией. В 1960 г. ОЕЭС была переименована в ОЭСР (Организацию экономического сотрудничества и развития), к ее деятельности подключилась Япония, затем - Южная Корея.
  3. Первой собственно западноевропейской структурой, призванной содействовать согласованию политики в экономической, социальной, культурной, научной, правовой и административной сферах, сталСовет Европы . Он был создан в 1949г., его учредителями стали Бельгия, Дания, Франция, Ирландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Швеция, Великобритания.
  4. После образования ФРГ (1949) возникла опасность возрождения франко-германского соперничества. Чтобы избежать этого, министр иностранных дел Франции Роберт Шуман выдвинул идею объединения экономических потенциалов Германии и Франции. В 1951 г . ФРГ, Франция, Италия, Бельгия, Голландия и Люксембург учредилиЕвропейское объединение угля и стали (ЕОУС). Это означало создание общего рынка угольной и металлургической промышленности, отмену взаимных таможенных пошлин, проведение единой таможенной политики в отношении продукции стран, не входящих в организацию. Принятые ЕОУС решения получали силу закона на территории стран-участниц.
  5. В 1957 г. участники ЕОУС образовали Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) и Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом) . Это имело огромное значение для развития европейского единства. Провозглашались принципы свободного перемещения товаров, капиталов, услуг и рабочей силы, что означало формирование общего рынка. Намечалось принятие единых стандартов налоговой, социальной политики. Впервые были сформированынаднациональные органы: Европейский парламент как законодательный орган, Совет министров как орган политического руководства, Комиссия европейских сообществ как исполнительный орган, Суд европейских сообществ . По вопросам интеграции они имели право принимать решения прямого действия, вступающие в силу без утверждения национальными правительствами и парламентами. Кроме того, два раза в год проводятся заседанияЕвропейского совета - саммита глав государств и правительств, принимающего стратегические решения о путях развития интеграции.

Альтернативную модель интеграции пытались создать страны Северной Европы, в 1960 г. учредившие Европейскую ассоциацию свободной торговли (ЕАСТ) . Ее членами стали Великобритания, Австрия, Дания, Ирландия, Норвегия, Швеция, Швейцария, Португалия. Целью ЕАСТ было постепенное снижение таможенных пошлин только на промышленную продукцию. Создание наднациональных органов и сближения законодательств не предполагалось. Эта модель, обеспечивавшая более низкий уровень интеграции, чем ЕЭС, оказалась менее жизнеспособной. В 1973 г. Великобритания, Ирландия и Дания вступили в ЕЭС. Страны, оставшиеся в ЕАСТ, в 1977 г. подписали соглашение о создании зоны свободной торговли с государствами ЕЭС, в 1991 г. - о едином европейском экономическом пространстве.

Достижения и противоречия европейской интеграции

Сближение стран Европы принесло им значительные выгоды. Компании и фирмы государств ЕЭС, зная, какое количество продукции они могут выпустить и продать в рамках установленных для них квот, стремились повысить свою прибыль за счет ускоренной модернизации производства. Перемещение рабочей силы в более богатые страны позволяло решать проблемы занятости в менее развитых государствах. Наиболее отсталым регионам оказывалась помощь в рамках общеевропейских программ развития.

Не все страны Западной Европы присоединились к европейской интеграции. Норвегия в 1972 и 1994 гг., по итогам проведенных в ней референдумов, отказалась стать членом «единой Европы». От вступления отказалась Швейцария. Швеция, в 1995 г. вошедшая в Евросоюз, испытала значительные экономические трудности.

Дело в том, что под влиянием интеграции постепенно сложилась единая модель экономической политики , общая для всех развитых евроатлантических стран. Государства, не соответствовавшие ей (более высокий уровень государственного вмешательства в экономику, другая социальная политика и т.д.), неизбежно сталкивались с большими проблемами. Так, после вступления Швеции в ЕС из страны начался отток капитала в другие страны Евросоюза, где налоги были ниже.

Проведение прежней особой социальной и экономической политики в отдельной стране, вступившей на путь интеграции, стало невозможным. Удачные решения незамедлительно заимствуются партнерами, неудачные, вызывая отток капиталов, вынужденно пересматриваются. Кроме того, каждый участник интеграции обязан выполнять решения наднациональных органов, что также ограничивает возможности осуществления социально экономических экспериментов. Это стало важнейшей причиной сближения позиций по принципиальным вопросам общественного развития основных политических партий всех стран Западной Европы вне зависимости от их идеологий и программ.

Интеграционные процессы в Европе на современном этапе

Развитиеевропейской интеграции идет по двум
основным направлениям.

Во-первых , за счет дальнейшего углубления интеграции. Был повышен статус Европейского парламента, который со времени создания ЕЭС быллишь форумом общения представителей национальных парламентов входивших в него стран. В1979 г . прошли первые прямые выборы в Европарламент. В1993г., согласно Маастрихтским соглашениям (подписаны в 1992 г. в голландском городе Маастрихте), был образован Европейский союз (ЕС). В 1995 г. начали претворяться в жизньШенгенские соглашения , отменявшие визовый контроль на территории Евросоюза. Граждане стран ЕС получили право участвовать в выборах в местные органы власти в любой из них. Складывается единая европейская система правовых норм. В 1997 г. в Амстердаме страны ЕС договорились проводить согласованную политику в области безопасности и обороны. В 1998 г. был учрежден Европейский центральный банк , а в 2002 г . введена общая валюта - евро . Исключением стали Дания, Швеция и Великобритания, сохранившие свои денежные единицы.

Во-вторых , за счет включения новых членов . Для стран, которые по уровню и характеру экономического развития не готовы к полной интеграции, была введена система ассоциированного членства . Она подразумевает льготный режим в торгово-экономических отношениях со странами Европейского сообщества, поэтапное продвижение к полноправному членству. Статус ассоциированных членов получили Турция, многие бывшие колонии Франции в Северной Африке (Марокко, Тунис), восточноевропейские государства. В 2004 г . в Евросоюз было принято 10 новых государств - Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия, Словения, Чехия и Эстония. В 2007г. в ЕС вступили Болгария иРумыния. Для всех этих стран установлен переходный период, в течение которого они должны привести свое законодательство, финансы и экономику в соответствие с требованиями единой Европы. Расширение ЕС за счет менее развитых государств привело к большим трудностям. Необходимость направить значительную помощь из бюджета ЕС на поддержку новых, экономически слабых участников интеграции вызвала тревогу у западноевропейцев. Они опасались падения уровня жизни и наплыва дешевой рабочей силы из Восточной Европы.

Возросшее влияние «евроскептиков», как называют противников дальнейшей интеграции, сказалось на итогах референдумов 2005 г. по Конституции Единой Европы. Большинство избирателей во Франции и Голландии отклонили предложенный проект. Однако ведущие политики стран ЕС полагают, что это временные трудности, которые будут преодолены.

  1. Интеграционные процессы в Северной Америке

В 1988 г. США и Канада заключили соглашение о создании зоны свободной торговли. С 1992 г. к нему присоединилась Мексика. Новая структура получила название Североамериканского соглашения о свободной торговле (НАФТА) . Это соглашение отразило уже существовавшее единство экономик североамериканских стран. Так, в США направлялось свыше 2/3 экспорта Канады и Мексики. У США и Канады существовала система единого членства в профсоюзах. Дешевая мексиканская рабочая сила - до 10-12 млн человек сезонных работников - давно уже ежегодно привлекалась американскими фермерами для уборки урожая. Договор НАФТА лишь узаконил это явление, обеспечив юридическую защиту рабочим из Мексики на территории США.

НАФТА - это комплексный договор, ставящий целью плавное сокращение торговых барьеров в самых разнообразных (практически всех) отраслях экономики трех стран, обеспечение и облегчение доступа товаров и услуг одной страны на рынки остальных двух, приближение к созданию, общего рынка.

НАФТА полностью вступает в действие не единовременно, а в течение 15-летнего срока с момента подписания. Такая отсрочка предусмотрена с целью ослабления эффекта моментального возрастания конкуренции между так называемыми «чувствительными» (наименее конкурентоспособными) отраслями промышленности или сельского хозяйства трех стран. Указанным отраслям предоставляется островка для оптимизации или смещения (ухода) в другие сектора экономики.

Документ содержит 22 главы и, включая тарифные схемы, насчитывает примерно две тысячи страниц. Безусловно, если бы это было действительно соглашение о свободной торговле, то понадобилось бы менее одной страницы для устранения всех ограничений в торговле. В реальности это:

— Акт либерализации, способствующий интеграции посредством как сокращения, так и устранения большинства торговых и инвестиционных барьеров;

— Акт Согласования проводимой политики по мерам, предпринимаемым по обеспечению четкой конкуренции, торговле услугами, государственному регулированию, по защите прав интеллектуальной собственности.

В дополнение, во вступлении к договору выражается стремление к соблюдению основных прав трудящихся.

НАФТА открыла новый этап в заключение торговых соглашений. Впервые в соглашении о свободной торговле уделяется внимание вопросам экологии путем разработки договоров по стандартизации загрязнителей. Договор устраняет квоты на текстиль и ткани, снимает ограничения в торговле услугами (а это весьма значительный сектор телекоммуникаций и страхования), гарантирует свободный доступ на рынок всей сельскохозяйственной продукции после переходного 15-летнего периода.

НАФТА предусматривает постепенное (но не прогрессирующее) устранение тарифов. Средняя ставка на мексиканский экспорт составляла 3,9% (2,5% для автотранспорта); средняя тарифная ставка на импорт из СШ составляла 10% (20% для автотранспорта). Большинство тарифов было снято уже 1 января 194 г., в день вступления НАФТА в действие, остальные - в течение 5 лет. Тарифы на импорт из Мексики в наиболее «чувствительных» секторах экономики США будут сведены к нулю в течение 15 лет. Квоты и импортные лицензии были отменены, но, тем не менее, каждая сторона оставила за собой право экстренно ограничить торговлю с целью сохранения (при возникновении угрозы) человеческой жизни, жизни животных или существования растений и сохранения окружающей среды. Но момента подписания договора ни одна сторона не сможет ограничить действия экспортера в степени большей, чем ограничивает своего производителя. Но и здесь предусмотрены специальные правила для агросектора, автомобильной промышленности, энергетики и текстильной промышленности.

В целях контроля использования территории Мексики японскими и другими иностранными производителями (не канадскими и не американскими) как производственную платформу для льготного экспорта в США, в НАФТА предусмотрены жесткие условия по правилам происхождения. Это означает, что налоги должны быть уплачены за те товары, значительная часть стоимости которых (вне зависимости от того, будет ли это труд, компоненты или материалы) произведено за пределами Северной Америки. Серьезные ограничения наложены на автомобили, минимальная доля их стоимости, произведенной в США для безналогового экспорта в США должна составлять 62,5%.Этот порог превосходит, что установлен в договоре между США и Канадой, что вызвано лоббированием профсоюзов автопромышленности США, так как сборка японских автомобилей в Мексике резко снижает их себестоимость. В договоре предусмотрен также «экстренный» вариант установления (восстановления) пошлин, если нарастание экспорта какой-либо категории товаров представит угрозу существования собственному производству.

Подписанное трехстороннее Соглашение предусматривает:

— ликвидацию всех таможенных пошлин к 2010 г.;

— поэтапное упразднение значительного числа нетарифных барьеров в торговле товарами и услугами;

— смягчение режима для североамериканских капиталовложений в Мексике;

— либерализацию условий для деятельности американских и канадских банков на финансовом рынке их южного партнера;

— урегулирование вопросов, связанных с правами на интеллектуальную собственность;

— создание трехсторонней арбитражной комиссии.

Между странами ЕС и НАФТА, помимо военно-политического союза (НАТО) и межпарламентской ассоциации (Североатлантическая ассамблея), общего членства в ОЭСР, ВТО и других международных экономических организациях, уже заключены соглашения о предотвращении «торговых войн» и правилах торговли. Не исключено, что в ближайшее время будет создана Североатлантическая зона свободной торговли, которая объединит самые высокоразвитые страны мира со сходной политической культурой, общим цивилизационным наследием, близкими внешнеполитическими интересам.

Итак, интеграционные процессы охватили все регионы мира. Они базируются на экономических интересах, но пронизывают все сферы человеческой жизни. На данный момент сложились две модели экономического развития: североамериканская и западноевропейская. Противоречивость интеграции проявляется в одновременной их конкуренции и тенденции к унификации – преобразованию в единую транснациональную модель.

4. Работа с текстом

Из книги П. Друкера «Новые реальности в правительстве и политике, в экономике и бизнесе, в обществе и мировоззрении» (1990):
Экономическая теория все еще продолжает утверждать, что суверенное национальное государство является единственной или, во всяком случае, доминирующей единицей, способной проводить эффективную экономическую политику. На самом деле в транснациональной экономике четыре такие единицы. Эти единицы представляют собой то, что математики называют «частично зависимыми переменными»: они связаны между собой и взаимозависимы, но ни одна не держит под контролем другую. Одной из таких единиц является национальное государство; отдельные страны - особенно крупные, развитые, безусловно, имеют значение. Однако принятие решений все больше переходит ко второй единице - региону, такому, например, как Европейское экономическое сообщество, Северная Америка, а в скором будущем, возможно, и дальний Восток, объединившийся вокруг Японии. Третьей единицей является подлинная и почти что автономная мировая экономика денег, кредита и потоков капиталовложений. Она существует благодаря информации, которая сегодня не знает национальных границ, И, наконец, четвертая единица - транснациональное предприятие, которое, между прочим, вовсе не обязательно представляет собой крупный бизнес; с его точки зрения, весь развитый <…> мир является единым рынком, единым «пространством», как для производства, так и для реализации товаров и услуг.

Вопросы для обсуждения:

О каких четырех «экономических единицах» пишет автор? Как они взаимосвязаны между собой?

Из Договора шести европейских государств о создании Европейского экономического сообщества (25 марта 1957г.):


Статья 2

Сообщество имеет целью путем установления общего рынка и последовательного сближения экономической политики государств-членов содействовать гармоническому развитию экономической деятельности в рамках всего Сообщества, непрерывному и равномерному росту, большей стабильности, ускоренному повышению уровня жизни и более тесным отношениям между государствами, которые оно объединяет.

Статья З

для достижения целей, провозглашенных в предшествующей статье, Сообщество действует сообразно условиям и темпам, предусмотренным настоящим договором, в:

а) отмене между государствами-членами таможенного права и количественных ограничений ввоза и вывоза товаров, равно как всех других

мер, вызывающих равноценные последствия;

б) установлении общего таможенного тарифа и таможен ной политики в отношении третьих государств;

в) устранении между государствами-членами препятствий для свободного перемещения лиц, услуг и капиталов;

г) введении общей политики в области сельского хозяйства;

д) введении общей политики в области транспорта;

е) установлении режима, обеспечивающего недопустимость извращений конкуренции в общем рынке;

ж) применении процедур, позволяющих координировать экономическую политику государств-членов и предотвращать нарушение равновесия платежных балансов;

з) сближении национальных законодательств в той мере, какая необходима для функционирования общего рынка;

и) учреждении европейского социального фонда, имея в виду улучшение возможности найма трудящихся и повышения их жизненного уровня

к)учреждении европейского инвестиционного банка, призванного облегчить экономический рост Сообщества посредством формирования новых ресурсов.

Вопросы для обсуждения:

Как определялись цели создания ЕЭС, какие методы их достижения предполагалось использовать?

5. Вопросы по теме

1)Каквы думаете, какие из объединений стран Западной Европы и Северной Америки и почему достигли наибольших результатов в интеграции?

2) В чем состоят проблемы и противоречия интеграционных процессов?

3) Проанализируйте основные черты двух моделей экономического развития евроатлантических стран: североамериканскую и западноевропейскую. В чем их отличие?

4) На какой стадии интеграции находятся в настоящее время страны Западной Европы? Каковы перспективы их дальнейшего сближения? При ответе на этот вопрос используйте материалы Интернета и текущей прессы.

6. Задание для самостоятельной работы

Заполните таблицу «Основные этапы западноевропейской интеграции»:

Какие выводы можно сделать на ее основе о развитии интеграции?

7. Список литературы

Основная

  1. Загладин Н.В. Всеобщая история. Конец XIXначало XXI в./ Н.В. Загладин. – М.: ООО «ТИД «Русское слово» - РС», 2010. – С. 295-303.

Дополнительная

  1. Владимирова И.Г. Глобализация мировой экономики: проблемы и последствия// Менеджмент в России и за рубежом. - № 3, - 2001.

Интернет ресурс: http://www.cfin.ru/press/management/2001-3/10.shtml

  1. Интеграционные процессы в отдельных регионах мира

Интернет ресурс: http://5ballov.qip.ru/referats/preview/41411