Государство отличается от первобытной организации по следующим признакам:1. Если первобытнообщинная организация власти основывалась на кровном родстве всех членов родоплемённого объединения, то государство – на территориальной общности своих граждан или подданных. Территория предопределяет пространственные пределы, границы, отделяющие одно государство от другого, порядок формирования и структуру органов государства, их задачи и функции. Следует подчеркнуть, что признаком государства является нетерритория сама по себе, а деление населения по месту их проживания, устанавливающее принадлежность граждан определённому государству.2. Государство – это особая организация публичной власти, которая несовпадает со всем населением, носит государственный характер. Её специфика в следующем:– если общественная власть первобытного строя выражала интересы всего общества и в её формировании принимало участие всё взрослое население, то политическая власть представляет в первую очередь корпоративные интересыопределённой части, социальной группы, класса;– реализация государственной власти осуществляется особым аппаратомгосударственных служащих, которые отделены от общества и, будучи не занятынепосредственно в общественном производстве выполняют управленческие функции,получая за это денежное вознаграждение;– обеспечение решений государственной власти осуществляется с помощью специального карательного аппарата насилия;3. Для содержания многочисленного аппарата государственных служащих,представляющих государственную власть, необходимы налоги, сборы, различныеобложения.

1. Государство - это политико-территориальная организация общества. Государственная территория - это территория, которая находится под суверенитетом определенного государства, устанавливается и закрепляется в соответствии с историческими реалиями, международными соглашениями. Государственная территория -это не только объявленная каким-то государственным образованием территория, а признанная в международном порядке территория оп-

ределенного государства. Речь идет о политологическом понимании понятия "территория", а не национальной (азербайджанцев, например, в Иране больше, чем в Республике Азербайджан) или административной территории. Государственная территория объединяет население в определенную политическую общность. Эта территория имеет официально признанную границу, которая обозначена и охраняется. На этой территории живут в основном граждане этого государства, что не характерно при определении административной территории.

Политико-территориальную организацию общества (народа) следует отличать от национальной организации государства. В условиях распада имперской, колониальной системы проблема образования национальных государств приобретает особую актуальность. В принципе этническая общность может быть положена в основу организации государства в мононациональных странах. Но там, где национальности смешаны, попытки создания этнократического государства объективно ведут к межнациональным противоречиям и к неустойчивости государства. Да и в мононациональных странах государство должно организовываться на политико-правовой, а не на национальной основе. Выпячивание национального признака ведет к сегрегации (отделению, обособлению по национальному, расовому и д.р. признакам), и этнократическому государству всегда будет трудно найти свое место в международном сообществе. К тому же, когда человечество уже нашло более оптимальную, совершенную форму государства - правовое государство, стремление к организации государства на национальной основе не только не способствует прогрессу, но и отбрасывает общество назад, в прошлое.

2. Государство отличается от других организаций общества тем, что оно представляет собой публичную власть, содержащуюся на налоги и сборы с населения. Государство как публичная власть: во-первых, является учрежденной (в отличии от социальной власти в догосударственный период) властью; во-вторых, публичная власть, отделяется от гражданского общества, в ней сосредотачиваются люди, занимающиеся только государственными делами; в-третьих, публичная власть представляет все общество, а не часть его (как скажем, религиозные учреждения, которые представляют верующих, профсоюзы - членов профсоюза и т.д.), в-четвертых, публичная власть,

выступает в качестве особого органа управления обществом, состоит из особых учреждений. Хотя публичная власть характеризуется всей совокупностью государственных структур, однако главную функцию публичной власти в государстве выполняют его высшие органы. По моему мнению, наиболее оптимально эту функцию выполняют представительные, органы государственной власти.

3. Государство отличается наличием специального аппарата принуждения. Только государство имеет право содержать армию, органы безопасности и органы общественного порядка, суды, прокуратуры, тюрьмы, места заключения и т.д. Это сугубо государственные атрибуты, и не одна другая организация в государствообразую-щем обществе не имеет права образовать и содержать такой специальный аппарат принуждения.

4. Государство, только оно может облекать свое веление в общеобязательную форму. Закон, право - это атрибуты государства. Только государство имеет право издавать законы, обязательные для всех. В то же время и само государство отличается от других организаций наличием права, то есть системы заранее им установленных правил поведения, обязательных для всех членов общества. Без публично принятых законов государство как организация не будет отличаться от шайки воров или разбойников. Поэтому там, где есть государство, там обязательно должно быть право, законы, официально доведенные до сведения всего населения.

5. Государство, в отличие от всех других организаций в обществе, обладает суверенитетом. Суверенитет государства - это политико-правовое свойство государственной власти, выражающее ее независимость от всякой иной власти внутри и вне границ страны и состоящее в праве государства самостоятельно, свободно решать свои дела. Двух одинаковых властей в одной стране не бывает. Государственная власть - верховная и неделимая с кем-либо власть. В историческом плане идея государственного суверенитета, как раз и возникла в период, когда церковь пыталась вмешиваться в дела государства, диктовать государственной власти свои условия. В борьбе за освобождение государственной власти от влияния церкви и возникла идея государственного суверенитета и в классическом смысле она означает независимость государственной власти в обществе. В этом плане проблема государственного суверенитета была актуальной в нашем

обществе, когда необходимо было освободиться от партийного руководства государством. Однако в последующем слово «суверенитет» у нас стало использоваться в различных смыслах и по разным поводам и причинам. Но, несмотря на все это, есть классическое, общечеловеческое понятие суверенитета, которое означает независимость именно государства в отправлении своих функций и задач от какой-либо другой власти в обществе. Другое толкование понятия государственного суверенитета или использование этого термина для обозначения иных понятий, нам представляется, некорректным. Поэтому мы не можем согласиться с утверждением о полном или неполном суверенитете, о французском или российском подходе к понятию суверенитета.

Государство - это особая форма организации общества, обладающая определенными средствами и методами применения власти внутри общества, устанавливающая определенный порядок взаимоотношений между членами общества, установленная на определенной территории, и вовлекающая в свою деятельность все население на установленной территории.

Основным средством сохранения установленного порядка является применение власти. Порядок взаимоотношений между членами общества и применения власти определяется: конституцией, законами и другими правовыми документами государства, которые являются частью формального устройства государства; а также обычаями, сформировавшимися внутри общества независимо от государства, которые являются основаниями для понимания законов государства и определяют неформализованный порядок применения и трактовки законов.

В любом обществе существует колоссальный разброс общественного мнения - от абсолютизации роли государства как единственного источника общественного благополучия до такого же абсолютного отрицания всякого государства. И обе эти крайности существуют в общественной мысли и практике со времен Платона и Аристотеля, т.е. в течение всей истории развития государства и общества.

Сконцентрируем внимание на сущности государства, имея в виду, что сущность - это та "самостоятельная сила" (Гегель), без которой явления как такового нет; это главное, определяющее, основное в явлении (предмете); это повторяющиеся свойства, противоречия и тенденции развития явления; это совокупность внутренних, необходимых сторон и взаимосвязей явления.

Государство есть необходимый способ жизнедеятельности общества, иного человечество не придумало. Любое общество имеет общие (публичные) дела, общий интерес и потребности в самосохранении, обеспечении своей жизнедеятельности. Неслучайно у Платона и Аристотеля появились от слова полис (город, государство) однокоренные понятия: политика - общие дела, "искусство жить вместе" (Платон), полиция - управление внутренними делами полиса. Тогда же возник институт гражданства как способ правовой связи отдельного человека с обществом и властью, определяющий юридическое состояние, статус, взаимные права и ответственность гражданина и государства. Само слово "государство" (англ, state, нем. staat, франц. e"tat) с XVI века употребляется в форме stato (Макиавелли), в число значений которого входят положение, статус общества.



Государство как организация общества - необходимое условие, предпосылка решения общих дел. Потребности и интересы людей часто противоречивы, порой взаимоисключающие и могут создавать социальную напряженность, противоборство. "... обществу надлежит содействовать всестороннему развитию личностей, ограничивая себя от распада путем укрепления солидарности между его сочленами. В этом, и только в этом должна быть задача организованного общества, именуемого государством" (В.М. Бехтерев ученый-психолог.). И.А. Ильин подчеркивал: "Государство, в его духовной сущности, есть не что иное как родина, оформленная и объединенная публичным правом; или иначе: множество людей, связанных общностью духовной судьбы и сжившихся в единство на почве духовной культуры и правосознании".

Государство - это не просто организация общества, а высшая форма общности. Поколения людей прошли через несколько этапов развития. Народ создал государство как новую форму общности более высокого уровня - национально-территориальной и политико-правовой организации. Таким образом, государство предстает как форма, содержанием которой является народ, и через эту форму каждый народ-нация представляет себя в мировом сообществе как единое целое. Можно сказать: государство - это мы, граждане.

Государство - это конечно, политическая организация общества. Любое общество заинтересовано в том, чтобы успешно управлять своими делами, решать проблемы публичные, отражающие общий интерес и потребности, организовывать, упорядочивать, регулировать поведение, отношения людей, поддерживать общественный порядок.. Государство и создавалось как механизм публичной власти, воплощающей право и силу

Различные стороны (аспекты) государства могут стать основанием для определения государства различными авторами.

Социолог может охарактеризовать его как определенным образом организованное население, форму организации общества.

Политолог подчеркнет, что это - важнейший элемент политической системы общества, механизм публичной власти.

Правовед не забудет отметить определенный нормативный порядок, интегрирующий жизнедеятельность людей, определит государство как юридическую персонификацию нации.

Все указанные характеристики имеют право на существование, они акцентируют внимание на каком-нибудь одном из компонентов, присущих государству: народ (важнейшая составляющая), территория, система права, система государственной власти, институт гражданства.

По Четвернину помимо людей никакого государства не существует. Государство-иносказательное про людей (этнос).

Ф.Бастиа «государство это величайшая фикция, по средствам которой, все стараются жить за счет других»

1. Понятие государства, его признаки и сущность. Сущность государства как общественного явления представляет собой, образно говоря, многогранный стержень, который состоит из множества взаимосвязанных внутренних и внешних сторон, придающих ему качественную определенность универсальной управляющей системы. Раскрыть сущность государства – значит, выявить то главное, определяющее, что обусловливает его объективную необходимость в обществе, уяснить, почему общество не может существовать и развиваться без государства.

Наиболее важной, качественно постоянной чертой государства является то, что оно по всех своих разновидностях всегда выступает как единственная организация политической власти, управляющая всем обществом. В научном и практическом смысле всякая власть есть управление. Государственная же власть – это особый вид управления, характеризующийся тем, что обладает наряду с колоссальными организационными возможностями еще и правом применения насильственного принуждения для исполнения государственных велений. Развитие государства сложный диалектико– логический процесс. Он характеризуется многими противоречивыми тенденциями, среди которых, в конечном счете, начинают преобладать прогрессивные.

Будучи главной управляющей системой общества, государство начинает все более превращаться в орган преодоления социальных противоречий, учета и координации интересов различных групп населения, проведения в жизнь таких решений, которые бы поддерживались различными общественными слоями. В деятельности государства на первый план начинают выступать такие важные общедемократические институты, как разделение властей, верховенство закона, гласность, плюрализм мнений, высокая роль суда. Существенно изменяется роль государства и на международной арене, его внешняя деятельность, требующая взаимных уступок, компромиссов, разумных договоренностей с другими государствами.

Государство – это единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и ее население, располагает для этого специальным аппаратом управления, издает обязательные для всех веления и обладает суверенитетом. Признаками государства являются территориальная организация населения, государственный суверенитет, сбор налогов, законотворчество. Государство подчиняет себе все население, проживающее на определенной территории, независимо от административно– территориального деления. Государственная власть является суверенной, т. е. верховной, по отношению ко всем организациям и лицам внутри страны, а также независимой, самостоятельной по отношению к иным государствам. Государство является официальным представителем всего общества, всех его членов, именуемых гражданами.

Взимаемые с населения налоги и полученные от него займы направляются на содержание государственного аппарата власти. Государство – это особая организация политической власти, которая располагает специальным аппаратом (механизмом) управления обществом для обеспечения его нормальной деятельности. Издание законов и правил, обязательных для всего населения данного государства, осуществляется государственным законодательным органом.

2. Теория происхождения государства. В науке сложилось несколько теорий происхождения государства. Теологическая теория – одна из самых древних, обоснование которой связывают, например, с Фомой Аквинским. Для нее характерна производность государства от воли Бога, поэтому в государстве все изначально целесообразно и человеку вмешиваться в установленный порядок вещей недопустимо.

Патриархальная теория обоснована великим древнегреческим философом Аристотелем. Государство, как считал ученый, – продукт общественного развития, обусловленный потребностями человека к общению. Государство является результатом разросшейся семьи (семья, большая семья, селение, полис (высшая форма объединения, которая позволяет удовлетворить все потребности человека). Договорная теория получила теоретическое обоснование в работах Т. Гоббса, Ж. –Ж. Руссо, А. Н. Радищева в период борьбы с абсолютизмом (XVII– XVIII вв.). Сторонники данной концепции признавали, что до возникновения государства и права общество находилось в естественном состоянии. По мнению Ж. –Ж. Руссо, это был «золотой век человечества» , так как люди были равны, и отсутствовала частная собственность. Томас Гоббс, напротив, считал, что это было состояние «войны всех против всех» .

Теория насилия обоснована Л. Гумпловичем и К. Каутским. Они считали, что государство появляется в результате насилия, применяемого для удержания в повиновении завоеванные территории и народы. Психологическая концепция возникновения государства зародилась в конце XVIII века при теоретической поддержке Н. М. Коркунова и Л. И. Петражицкого, которые утверждали, что психологическая потребность человека в авторитете и лидере обусловила развитие общества и государства. Усложнение отношений и связей между членами общества привело к признанию государства в качестве лучшей формы обеспечения их интересов.

Марксистско–ленинская концепция происхождения государства была обоснована К. Марксом, Ф. Энгельсом и В. Лениным. Основные позиции данной теории, характерные для Древней Греции и Древнего Рима, изложены в работе Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства» . Марксистско– ленинская теория исходит из того, что основная причина появления государства связана с развитием экономики, с возникновением потребности управлять делами общества, поэтому данную теорию называют также экономической.

3. Функции государства – это основные направления государственной деятельности, в которых раскрываются его социальная сущность и назначение в обществе. Функции характеризуют то, чем призвано заниматься государство в определенных исторических условиях, что «предписано» , задано ему особенностями развития самого общества и от чего оно не должно и не может отказаться. Применительно к основным сферам жизнедеятельности общества можно выделить следующие функции современного государства.

1. Экономическая функция. В современном государстве эта функция охватывает: формирование экономической политики (разработка стратегических направлений экономического развития страны); создание правовых основ рынка (формирование системы рыночного законодательства; обеспечение равноправия форм собственности; развитие предпринимательства; государственно–правовую охрану собственности, прав и интересов потребителей; ограничение монополизма и недобросовестной конкуренции); внешнеэкономическую деятельность государства (деятельность, связанная с интеграцией национальной экономики в мировую, государственное стимулирование иностранных инвестиций); оперативное управление государственным сектором экономики (государственными предприятиями, учреждениями, являющимися объектами собственности государства).

2. Финансовая функция, содержанием которой охватывается деятельность государства по налогообложению; финансированию и кредитованию; финансовому контролю (определение и учет доходов производителей, таможенный контроль и др.); формированию государственного бюджета и его исполнению. 3. Социальная функция. Сравнительно новый вид государственной деятельности. 4. Охранительная функция, в сферу которой входят: защита прав и свобод граждан; охрана правопорядка, борьба с преступностью и поддержание режима конституционной законности; оборона страны и обеспечение национальной безопасности; государственная поддержка мирового правопорядка.

5. Экологическая функция – жизненно важная деятельность любого государства. Экологическая деятельность государства имеет планетарное значение и не ограничивается собственной территорией. В системе права современных государств есть специальная отрасль – природоохранительное законодательство, призванное регулировать деятельность людей и различных организаций в области использования природной среды (законы об охране животного мира, атмосферного воздуха, природных ресурсов, вод, земли, лесов). 6. Функция государственной поддержки науки, культуры, образования. Протекционистская политика государства в этих сферах – наиболее специфическая форма государственной деятельности, связанная с поддержкой и развитием науки, культуры и образования.

4. Механизм государства. Понятие государства раскрывается через совокупность присущих ему органов. Орган государства есть автономная часть государства, предназначенная для выполнения функций и задач государства. Он учреждается в установленном законом порядке (путем выборов, назначения и т. д.); наделен государственно–властными полномочиями (вправе издавать общеобязательные акты, использовать принудительные меры для обеспечения их действия); осуществляет функции и задачи государства и действует от его имени и по поручению; реализует полномочия в специфических организационно–правовых формах.

Законодательные органы (законодательная власть) – это образуемые непосредственно народом представительные органы, которые осуществляют государственную власть в форме издания законов, а также путем парламентского контроля за исполнительной властью. В различных странах высшие представительные (законодательные) органы власти имеют различное название (в Германии – бундестаг, в США – конгресс, в Испании – кортесы, в Англии – парламент). Общепринятое собирательное название законодательных органов – парламент. Исполнительные органы власти формируются представительными (законодательными) или иным путем и осуществляют– государственную власть в форме, исполнительно–распорядительной деятельности. В Российской Федерации исполнительная власть возложена на Правительство, состоящее из председателя, его заместителей и федеральных министров. В структуру федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства (транспорта, связи, путей сообщения, по атомной энергии, экономике, финансов, образования, культуры, обороны, юстиции, внутренних дел, иностранных дел и др.), федеральные агентства, федеральные службы и др.

Судебные органы (органы правосудия) осуществляют государственную власть в форме разбирательства уголовных и гражданских дел, а также путем конституционного судопроизводства. Судебные органы образуют сложную систему, в которую входят органы конституционного контроля (Конституционный суд), суды общей юрисдикции, возглавляемые Верховным судом, и система арбитражных судов.

5. Формы государства. Под формой государства принято понимать способ организации и осуществления государственной власти. Составляющими формы государства являются: форма правления, форма государственного (территориального) устройства и государственный режим. Форма правления (или тип государственного правления) – это организация верховной власти государства, т. е. устройство высших органов государственной власти, их структура, порядок образования и взаимоотношения друг с другом и с населением, а также степень участия граждан в их формировании.

Принято различать две формы правления – монархическую (монархии) и республиканскую (республики). Монархия (в переводе с греческого – единовластие) есть такая форма правления, при которой верховная власть пожизненно полностью или частично принадлежит единоличному главе государства. Монархии бывают абсолютными и ограниченными. Абсолютная монархия характеризуется всевластием монарха и отсутствием каких–либо представительных учреждений; возникла в рабовладельческую эпоху и была упразднена в процессе буржуазных революций (XVII–XIX вв.). Абсолютная монархия в современных условиях – исключение. Такая форма правления сохранилась лишь в Саудовской Аравии и Омане.

Первоначальной формой ограниченной монархии выступала дуалистическая монархия. При сохранении юридической и фактической независимости монарха эта форма правления характеризуется тем, что наряду с монархом, сохраняющим юридическую и фактическую независимость, функционируют представительные учреждения власти с законодательными (законосовещательными) и контрольными функциями. Республиканская форма правления (республика) характеризуется выборностью главы государства. Первые республики – Афины V–IV вв. до н. э. , Спарта V–IV вв. до н. э. , Римская аристократическая республика V–IV вв. до н. э. В истории известны и феодальные города–республики: Флоренция, Венеция, Генуя; Новгород и Псков.

Для президентской республики характерно: наделение президента полномочиями главы государства и главы исполнительной власти; выборы президента на всеобщих выборах, вследствие чего не только законодательная, но и исполнительная власть получает мандат от народа; отсутствие ответственности исполнительной власти перед парламентом за проводимую политику. Правительство формируется президентом, он же назначает на высшие должности и смещает с должности в аппарате исполнительной власти. Типичной страной с президентской формой правления являются США.

Главная особенность парламентарной республики заключается в провозглашении принципа политической ответственности правительства перед парламентом. К парламентарным республикам можно отнести Италию, Финляндию, ФРГ, Венгрию, Чехию, Словакию, Эстонию – всего около 1/15 современных государств. Существуют и, так называемые смешанные (гибридные), или парламенто–президентские, республики, сочетающие черты парламентарной и президентской республик (Франция, Украина, Россия и др.).

6. Государственное (территориальное) устройство. Это элемент формы государства. Он отражает то, как территориально устроено государство, каковы взаимоотношения центральной и местной власти, каким способом организована (устроена) территория государства. Ключевым является понятие «территория государства» – пространство (суша, водное и воздушное пространство), на которое распространяется государственная власть. Принято выделять три разновидности форм государственного (территориального) устройства: унитарное государство; федеративное и конфедеративное (конфедерация).

Унитарным является государство, составные части которого не обладают политической автономией (признаками государственного суверенитета). Составные части унитарного государства (области, или губернии, графства) обладают статусом административных территориальных единиц (т. е. не обладают признаками государственного суверенитета). Для унитарного государства характерно единое гражданство (административно–территориальные единицы не устанавливают своего гражданства); одноканальная система налогов. Федеративное государство – это сложное государство, составные части которого обладают политической автономией (признаками государственного суверенитета).

Вне зависимости от этих особенностей все федеративные государства характеризуются: двухуровневой системой органов государственной власти (федеральная система органов власти и система органов власти субъекта федерации); наличием федеральной правовой системы и правовой системы субъектов федерации; двухпалатным парламентом, где одна из палат, как правило верхняя, представляет интересы субъектов федерации; отсутствием у субъектов федерации права выхода из ее состава; верховенством федерального права; непризнанием за субъектом федерации суверенитета (хотя они обладают некоторыми суверенными признаками); финансовой зависимостью субъектов федерации от федеральной власти (субъекты лишены реальной финансовой власти, права чеканить монету, эмиссии банковских билетов и др. денежных знаков). Таким образом, создается механизм подчинения центральной властью субъектов федерации; принцип двойного гражданства и др.

Своеобразную форму государственного устройства представляет конфедерация – союз суверенных государств, созданных для достижения определенных целей (политических, военных, экономических). Конфедерация, имея сходство с федерацией, вместе с тем существенно отличается от нее. Эти отличия состоят в следующем: конфедерация – это временное межгосударственное образование, которое распадается после достижения тех целей, ради которых оно было учреждено; государства – члены конфедерации в полном объеме сохраняют за собой суверенитет, субъекты конфедерации обладают правом сецессии; нуллификации или отказа в признании, а равно применении актов союзной власти; устанавливать таможенные и иные ограничения, препятствующие передвижению лиц, товаров, услуг и капиталов);

в конфедерации создаются национальные государственные органы. Однако образуются только те органы, которые необходимы для осуществления задач, особо выделенных в договорных актах. Отсутствуют судебные органы, ограничен круг исполнительных структур власти. Парламент конфедерации формируется представительными органами государств–членов. Создаваемые на постоянной основе, государственные органы конфедерации лишены властных полномочий. Акты конфедеративной власти не содержат норм прямого действия и адресуются не гражданам, а органам власти государств – членов конфедерации; механизм их обеспечения сходен с механизмом действия международно–правовых норм.

7. Государственный (политический) режим. Если форма правления и форма государственного (территориального) устройства раскрывают организацию верховной власти, ее структуру, то понятие «государственный режим» позволяет уяснить, как, с помощью каких средств государственная власть организует взаимодействие с населением, каковы государственно–правовая атмосфера, уровень демократии в обществе. Соответственно государственный (политический) режим представляет собой совокупность способов, средств, которые использует государство для достижения своих целей.

Исторически первой формой является деспотический режим, характеризующийся полным бесправием и подчинением деспоту со стороны его подданных, жестоким подавлением любой самостоятельности, недовольства, возмущения и даже несогласия. Этот режим держится на силе деспота и страхе подвластных. Он присущ ранним стадиям развития государственности и встречался в основном в странах Средиземноморья, на Ближнем Востоке, в странах Азии. Африки, Южной Америки. При определенных условиях деспотия может возникнуть и в современных государствах. Демократический режим основывается на принципах народовластия, свободы и равенства граждан. В условиях демократического режима народ признается единственным и главным источником власти, которую он осуществляет как непосредственно, так и через образуемые им органы представительной власти.

Авторитарный режим ограничивает демократию и устанавливает власть одного лица или группы лиц (диктатуру). Такой режим существенно ограничивает полномочия представительных институтов, игнорирует принцип разделения властей, ущемляет гражданские и политические права граждан, незаконно присваивает или захватывает власть. Тоталитарный режим возник в XX веке. Его характеризуют: господство одной официальной идеологии, преследование инакомыслия; ограничение политических свобод, запрещение политических партий и легализация деятельности партии власти, сращивание государственного и партийного аппарата; жесткая централизация государственного управления, подавление региональной самостоятельности и упразднение местного самоуправления; разжигание социальной и национальной розни; развязывание террора по отношению к собственному народу; тотальный контроль над всеми сферами жизни, ее огосударствление; подавление экономической свободы, сферы частных интересов, неоправданное вмешательство государства в экономику; милитаризация; утверждение тоталитарной «законности» и др.

8. Правовое государство: понятие и признаки. Правовое государство характеризуется конституционным правлением, развитой правовой системой и верховенством правового закона в общественной жизни, системой социального контроля над властью и наличием эффективных механизмов, гарантирующих правовую защищенность личности и обеспечивающих ей активное и беспрепятственное использование демократических прав и свобод

В специальной литературе к числу принципов (признаков) правового государства относят: -верховенство закона; -соответствие закона праву; -разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную; -взаимную ответственность личности и государства; -реальность и гарантированность прав и свобод. 1. В современном значении верховенство закона выражается в том, что главные, ключевые, основополагающие отношения во всех ее сферах общественной жизни регулируются посредством законов. В законах государство устанавливает общеобязательные правила поведения, которые должны максимально отвечать потребностям общественного развития, основываться на началах равенства и справедливости.

2. Соответствие закона праву. Закон есть лишь одна из форм выражения права, хотя и наиболее важная. В правовом государстве господствуют не всякие, а правовые законы, т. е. те, которые согласуются с принципами, природой права. Приоритет права над законом означает связанность законодателя неотчуждаемыми правами и свободами человека и теми ценностями, которые они выражают. Законодатель не может нарушать границы права, узаконить то, что по своей природе чуждо праву. Поэтому лишь тот закон выступает мерой свободы и справедливости, который отражает согласованные интересы в обществе. Значит, количество законов в указанном смысле еще не характеризует государство в качестве правового.

3. Согласно принципу разделения властей, чтобы предотвратить возникновение авторитарной, абсолютной власти, не связанной правом, эта власть должна быть разграничена на обособленные ветви. Разделение единой государственной власти на три относительно самостоятельные, независимые отрасли не допускает возможных злоупотреблений властью и возникновения тоталитарного управления государством, не связанного правом. Согласно концепции разделения властей каждая из них имеет свои функции и наделена соответствующей компетенцией. Между ними нет противоречий. Власти самостоятельны и независимы в реализации своих полномочий. Они обладают возможностью взаимно сдерживать и контролировать друга. Ни одна из властей не может принять на себя функции другой, но и действовать обособленно они также не в состоянии.

4. Взаимная ответственность личности и государства – неотъемлемый признак правового государства. В недемократическом государстве признается только ответственность гражданина перед государством. Оно как бы дарует ему права и свободы и определяет его статус. В правовом же государстве, напротив, акцент делается на ответственности государственных органов и должностных лиц перед гражданами за посягательство на их права и свободы. Эта ответственность обретает реальный характер только при наличии законодательно закрепленных процедур привлечения к ней должностных лиц, виновных в нарушении прав и свобод граждан, и применения жестких санкций (ч. 3, ст. 41, ст. 52, 53 Конституции РФ).

5. Правовое государство не только признает и закрепляет широкий спектр прав и свобод, но и реально обеспечивает их осуществление. В нормах главы 2 Конституции РФ, направленных на обеспечение государственно–правовой защиты прав и свобод человека и гражданина, отражены важнейшие принципы судопроизводства. В частности, в ст. 49 закреплена презумпция невиновности. Гарантиями прав и свобод личности являются закрепленные в ст. 50 положения о том, что никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление; при осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона; каждый осужденный за преступление имеет право на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, установленном федеральным законом, а также право просить о помиловании или смягчении наказания.

6. Конкретные шаги по формированию правового государства в современной России сводятся к обеспечению реального действия норм, закрепляющих принципы правового государства: -детализация (разгосударствление) социальной жизни (в тоталитарном государстве, каковым называют СССР, существовал всеобъемлющий контроль государства над обществом, сейчас же необходимо формировать гражданское общество); -обеспечение верховенства закона во всех сферах жизни общества; -демократизм и научность правотворчества, постоянное совершенствование законодательства, -создание эффективной системы надзора за законностью; -обеспечение правовой защиты всех субъектов социального общения от произвольных решений кого бы то ни было; -обеспечение неотвратимости юридической ответственности;

-четкое разграничение компетенции властей, недопустимость подмены одной власти другой, создание механизма сдержек и противовесов; -повышение авторитета представительных органов; -повышение эффективности деятельности исполнительных органов, контроль за их деятельностью; -обеспечение независимости суда; -повышение правовой культуры населения и должностных лиц государственных органов и т. д.

Билет 1.

1. Государство: понятие (3 определения), признаки, сущность.

Понятия: Государство-это общество на самом высоком уровне развития (греки). Гегель: государство – это шествие бога на Земле. Государство - это особая организация политической власти, которая располагает специальным аппаратом (механизмом) управления обществом для обеспечения его нормальной деятельности. Государство-это организация политической власти, действующая в отношении всего населения на закрепленной территории, использующая право и социальный аппарат принуждения.

Признаки государства

    Территория и территориальная организация власти. Внутреннее территориальное деление.

    Население.

    Суверенитет.

    Налоговая система.

    Наличие особого публичного аппарата управления, обладающего специальным легальным аппаратом принужления – применение силы и контроля (полиция, суды, армия).

    Законодательная система.

    Наличие государственно символики, столицы, герба, государственного языка.

Понятия государства.

Государство - организация политической власти, осуществляющая управление обществом и обеспечивающая в нем порядок и стабильность.

Государство – это организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и других интересов в пределах определенной территории.

Государство - это особая организация политической власти общества, располагающая специальным аппаратом принуждения, выражающая волю и интересы господствующего класса или всего народа.

Признаки государства.

    Наличие публичной власти

    Система налогов и займов

    Территориальное деление населения

    Монополия на правотворчество

    Монополия на легальное применение силы, физического принуждения.

    Находится в устойчивых правовых связях с населением, проживающим на его территории

    Обладает определенными материальными средствами для проведения своей политики

    Выступает единственным официальным представителем всего общества

    Суверенитет

    Символы – герб, флаг, гимн

Сущность государства .

Главное в сущности государства – содержательная сторона, то есть, чьи интересы данная организация политической власти осуществляет.

В связи с этим можно выделить классовый, общечеловеческий, религиозный, национальный, расовый подходы к сущности государства.

    Классовый подход, в рамках которого государство можно определить как организацию политической власти экономически господствующего класса.

    Общечеловеческий подход в рамках которого государство можно определить как организацию политической власти, создающую условия для компромисса интересов различных классов и социальных групп.

    В рамках религиозного подхода государство можно определить как организацию политической власти, содействующую преимущественно осуществлению интересов определенной религии.

    В рамках национального подхода государство можно определить как организацию политической власти, содействующую преимущественному осуществлению интересов титульной нации за счет удовлетворения интересов других наций, проживающих на территории данной страны.

    В рамках расового подхода государство можно определить как организацию политической власти, содействующую преимущественному осуществлению интересов определенной расы за счет удовлетворения интересов других рас, проживающих на территории данной страны.

Государство есть особая организация силы, есть организация: насилия для подавления какого-либо класса. Какой же класс надо подавлять пролетариату? Конечно, только эксплуататорский класс, т.-е. буржуазию.

Трудящимся нужно государство лишь для подавления сопротивления эксплуататоров, а руководить этим подавлением, провести его в жизнь в состоянии только пролетариат, как единственный до конца революционный класс, единственный класс, способный объединить всех трудящихся и эксплуатируемых в борьбе против буржуазии, в полном смещении ее.

Эксплуататорским классам нужно политическое господство в интересах поддержания эксплуатации, т.-е. в корыстных интересах ничтожного меньшинства, против громаднейшего большинства народа. Эксплуатируемым классам нужно политическое господство в интересах полного уничтожения всякой эксплуатации, т. e. в интересах громаднейшего большинства народа против ничтожного меньшинства современных рабовладельцев, т.-е. помещиков и капиталистов.

Мелкобуржуазные демократы, эти якобы социалисты, заменявшие классовую борьбу мечтаниями о соглашении классов, представляли себе и социалистическое преобразование мечтательным образом, не в виде свержения господства эксплуататорского- класса, а в виде мирного.подчинения меньшинства понявшему свои задачи большинству. Эта мелкобуржуазная утопия, неразрывно связанная с признанием надклассового государства, приводила на практике к предательству интересов трудящихся классов, как это и показала, напр., история французских революций 1848 и 1871 годов, как это показал опыт «социалистического» участия в буржуазных министерствах в Англии, во Франции, в Италии и других странах в конце XIX и в начале XX века.

Маркс всю свою жизнь боролся с этим мелкобуржуазным, социализмом, ныне возрожденным в России партиями эс-эров и меньшевиков. Маркс провел учение о классовой борьбе последовательно вплоть до учения о политической власти, о государстве.

Свержение господства буржуазии возможно только со стороны.

пролетариата, как особого класса, экономические условия существования которого подготовляют его к такому свержению, дают ему возможность и силу совершить его. B то время как буржуазия раздробляет, распыляет крестьянство и все мелкобуржуазные слои, она сплачивает, объединяет, организует пролетариат. Только пролетариат, - в силу экономической роли его в крупном производстве, - способен быть вождем всех трудящихся и эксплуатируемых масс, которые буржуазия эксплуатирует, гнетет, давит часто не меньше, а сильнее, чем пролетариев, но которые не способны к самостоятельной борьбе за свое освобождение.

Учение о классовой борьбе, примененное Марксом к вопросу о государстве и о социалистической революции, ведет необходимо к признанию политического господства пролетариата, его диктатуры, т.-е. власти, не разделяемой ни с кем и опирающейся непосредственно на вооруженную силу масс. Свержение буржуазии осуществимо лишь превращением пролетариатав господствующий класс, способный подавить неизбежное, отчаянное, сопротивление буржуазии и организовать для нового уклада хозяйства все трудящиеся и эксплуатируемые массы.

Пролетариату необходима государственная власть, централизованная организация силы, организация насилия и для подавления сопротивления эксплуататоров и для руководства громадной массой населения, крестьянством, мелкой буржуазией, полупролетариями в деле «налаживания» социалистического хозяйства.

Воспитывая рабочую партию, марксизм воспитывает авангард пролетариата, способный взять власть и вести весь народ к социализму, направлять и организовывать новый строй, быть учителем, руководителем, вождем всех трудящихся и эксплуатируемых в деле устройства своей общественной жизни без буржуазии и против буржуазии. Наоборот, господствующий ныне оппортунизм воспитывает из рабочей партии отрывающихся от массы представителей лучше оплачиваемых рабочих, «устраивающихся» сносно при капитализме, продающих за чечевичную похлебку свое право первородства, т.-е.

Отказывающихся от роли революционных вождей народа против буржуазии.

«Государство, то-есть организованный в господствующий класс пролетариат»,4 - эта теория Маркса неразрывно связана со всем его учением о революционной роли пролетариата в истории. Завершение этой роли есть пролетарская диктатура, политическое господство пролетариата.

Ho если пролетариату нужно государство, как особая организация насилия против буржуазии, то отсюда сам собой напрашивается вывод, мыслимо ли создание такой организации без предварительного уничтожения, без разрушения той государственной машины, которую создала себе буржуазия? K этому выводу вплотную подводит «Коммунистический манифест», и об этом выводе говорит Маркс, подводя итоги опыту революции 1848-^- 1851 годов.

Главное в учении Марксаесть классовая борьба. Так говорят и иишуточеньчасто.Ноэто не верно. И из этой неверности сплошь Да рядом получается оппортунистическое искажение марксизма, подделка его в духе приемлемости для буржуазии. Ибо учение о классовой борьбе яе Марксом, а буржуазией до Маркса создано и для буржуазии, вообще говоря, приемлемо. Кто признает только борьбу классов, тот еще не марксист, тот может оказаться еще невыходящим из рамок буржуазного \"мышления и буржуазной политики. Ограничивать марксизм учением о борьбе классов- значит урезывать марксизм, искажать его, сводить его к тому, что приемлемо для буржуазии. Марксист лишь тот, кто распространяет признание борьбы классов до признания диктатуры пролетариата. B этом самое глубокое отличие марксиста от дюжинного мелкого (да и крупного) буржуа. Ha этом оселке надо испытывать действительное понимание и признание марксизма. И неудивительно, что когда история Европы подвела рабочий класс практически к данному вопросу, то не только все оппортунисты и реформисты, но и все «каутскианцы» (колеблющиеся между реформизмом и марксизмом люди) оказались жалкими филистерами и мелкобуржуазными демократами, отрицающими диктатуру пролетариата. Брошюра Каутского «Диктатура пролетариата», вышедшая в августе 1918 r., т.-е. много спустя после первого издания настоящей книжки, есть образец мещанского искажения марксизма и подлого отречения от него на деле, при лицемерном признании erO\" на словах (см. мою брошюру: «Пролетарская революция и ренегат Каутский», Петроград и Москва 1918 г. .

Современный!оппортунизм в лице его главного представителя, бывшего марксиста К. Каутского, подпадает целиком под приведенную характеристику буржуазной позиции у Маркса, ибо этот оппортунизм ограничивает область признания классовой борьбы областью буржуазных отношений. (А внутри этой области, в рамках ее ни один образованный либерал ме откажется «принципиально» признать классовую (борьбу!). Оппортунизм не доводит признания классовой борьбы как раз до самого главного1, до периода перехода от капитализма к коммунизму, до периода свержения буржуазии и полного уничтожения ее. B действительности этот период неминуемо является периодом невиданно ожесточенной классовой борьбы, невиданно острых форм ее, а следовательно, и государство этого периода неизбежно должно быть госу- дарстом по новому демократическим\" (для пролетариев и неимущих вообще) и по новому диктаторским (против буржуазии).

ко для пролетариата, свергнувшего буржуазию, но и для целого исторического периода, отделяющего капитализм от «общества без классов», от коммунизма. Формы буржуазных государств чрезвычайно разнообразны, но суть их одна: все эти государства являются так или иначе, но в последнем счете обязательно диктатурой буржуазии. Переход от капитализма к коммунизму, конечно, \"pe может не дать громадного обилйя и разнообразия политических форм, но сущность будет при ѳтом неизбежно одна: диктатура пролетариата.

Еще по теме 1. КАНУН РЕВОЛЮЦИИ:

  1. § 4. Революции цен.- Революция цен в XVI веке.-Революция цен в 50 г.г. XIX в.- Революция цен в 1914- 1922 г.г.
  2. В. И. ЛЕНИН ГОСУДАРСТВО И РЕВОЛЮЦИЯ УЧЕНИЕ МАРКСИЗМА O ГОСУДАРСТВЕ И ЗАДАЧИ ПРОЛЕТАРИАТА B РЕВОЛЮЦИИ
  3. Политическая агитация в электронных СМИ в канун выборов и в период между выборами.
  4. C точки зрения государственников, революция и анархия - антиподы, а с точки зрения анархистов антиподы - революция и власть коммунистов
  5. ЭВОЛЮЦИИ И РЕВОЛЮЦИИ ВО ВСЕМИРНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ
  6. § 3. Современная иностранная историография «славной революции»
  7. Особенности и основные этапы американской буржуазной революции.

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги - Дипломатическое и консульское право - Договорное право - Жилищное право - Земельное право - Избирательное право - Инвестиционное право - Информационное право - Исполнительное производство -