Пытайтесь увлекательно и предельно образно, рассказывать о всевозможных случаях и приключениях...

СОВЕТ 1. Дикция. Старайтесь проговаривать каждое слово в предложении медленно и с расстановкой. Говорите как можно дольше при этом постарайтесь все это сделать на одном дыхании.

СОВЕТ 2. По возможности старайтесь читать громко вслух. Это поможет вам лучше усвоить новый материал, так как соединяет в процессе запоминания два ваших органа восприятия – зрение и слух.

СОВЕТ 3. Научитесь легко пересказывать. Прочтите отрывок любого текста, не более пяти предложений и перескажите его при этом, стараясь сделать это дословно, а затем сделайте это собственными словами, самостоятельно выстраивая свою речь.

СОВЕТ 4. Речевое мышление. К свободе любого выступления приводит ни чтение статей и ни заучивание их наизусть, а лишь регулярное упражнение по овладению навыками риторики речи на основе конспекта состоящего из ключевых слов и вашего речевого мышления. Оратор не придерживается имеющихся заготовленных фраз, а наоборот, он одну и ту же мысль произносит снова и снова, но каждый раз делая это по-новому.

СОВЕТ 5. Пытайтесь увлекательно и предельно образно, рассказывать о всевозможных случаях и приключениях. Анекдоты, короткие истории, путевые заметки которые вы рассказываете должны увлечь ваших слушателей.

СОВЕТ 6. Подготовьте деловое сообщение. Короткий отрезок из газетной статьи, в виде ключевых слов пересказав его собственными словами с помощью конспекта этих самых ключевых слов, лучше всего пересказать многократно с различным словесным оформлением.

СОВЕТ 7. Подготовьте речь, выражающую вашу точку зрения. Это может быть любой длительностью не более пяти минут на строго определенную тему: профессиональная цель, хобби и т.д. Употребите в рассказе как можно больше ключевых слов, но при этом постарайтесь заменить их синонимами.

СОВЕТ 8. Регулярно тренируйте вашу память. Каждый, желающий стать оратором, должен тренировать свою память. Возьмите за правило ежедневно что-то запоминать: выучите стихотворение или отрывок из книги, а еще лучше возьмитесь за изучение иностранного языка.

СОВЕТ 9. Подчините себе свою память. Исследования показывают, что укрепление памяти достигается, прежде всего, комплексным воздействием трех основных факторов:

  • концентраций внимания (повышением способности к восприятию);
  • созданием ассоциаций (так называемых «мостиков памяти»);
  • повторением (матерью ученья).

СОВЕТ 10. Определите для себя, как вы лучше запоминаете информацию. Кто-то обладает моторной памятью , как Наполеон, человек, возможно, с лучшей в свое время памятью на имена: он три раза записывал новое имя, затем выбрасывал записку и помнил это имя. Человеку, обладающему акустической памятью , нужно заучивать вслух, ему необходимо слышать, что он учит. Основой памяти для людей, настроенных на визуальное восприятие , является, обдуманное расположение ключевых слов.

СОВЕТ 11. При подготовке речи делайте небольшие паузы (созидательные перерывы). Лучше осваивать новый материал в течение двух дней по часу, чем в течение двух часов за один день. Это происходит потому, что во время перерыва между занятиями подсознание продолжает закреплять новую информацию в вашей памяти.

СОВЕТ 12. Подготавливайте речь в следующем порядке:

Сбор материала;

Отбор материала и его организация;

Обдумывание материала;

Первая редакция ключевых слов;

Стилистическое оформление главной части;

Формулирование вступления и заключения;

Общий контроль;

Окончательная редакция ключевых слов;

Репетиция речи и выступления целиком.

Самый полный список из самых полезных и действенных, при этом простых и понятных, упражнений на дикцию.

Упражнение тридцатое. Упражнения для дикции.

Однажды в Голливуде стали снимать фильм под названием «Король говорит!» (на самом деле «The King’s Speech»). Все преподаватели риторики воодушевились, потому что надеялись увидеть достойное произведение кинематографа про ораторское искусство. С отличными актёрами. С качественным сюжетом. С мощной режиссёрской работой.

И всё это произошло – режиссура, сюжет, актёры, всё было прекрасно, фильм собрал отличную кассу, восторженные отзывы, кучу наград и четыре Оскара, но только оказался он не про риторику, а про логопедов. Логопедов! Превосходный фильм. И про логопедов.

С тех пор, а фильм вышел в 2010 году, каждый человек, решивший заниматься риторикой, заодно хочет заниматься и своей дикцией. Разве это не здорово?

Дикция, часть первая.

Всем известный Демосфен, удачно исправивший себе дикцию с помощью камней во рту, оставался бы образцом для подражания и в наше время, если бы не современные цены на стоматологию. Потому вместо камней сейчас используют винную пробку или держа её передними зубами, или просто держа её во рту. Найдите пробку, она вам сейчас понадобится.

Ниже даны строки, каждую из которых следует произносить вслух на одном дыхании. Первый раз строчку надо прочитать медленно, второй раз шёпотом, третий раз с пробкой, четвертый раз без пробки с нормальной скоростью, пятый раз быстро.

1. ПТКИ, ПТКЭ, ПТКА, ПТКО, ПТКУ, ПТКЫ, ПТКЕ, ПТКЯ, ПТКЁ, ПТКЮ
2. ПКТИ, ПКТЭ, ПКТА, ПКТО, ПКТУ, ПКТЫ, ПКТЕ, ПКТЯ, ПКТЁ, ПКТЮ
3. ТПКИ, ТПКЭ, ТПКА, ТПКО, ТПКУ, ТПКЫ, ТПКЕ, ТПКЯ, ТПКЁ, ТПКЮ
4. БДГИ, БДГЭ, БДГА, БДГО, БДГУ, БДГЫ, БДГЕ, БДГЯ, БДГЁ, БДГЮ
5. БГДИ, БГДЭ, БГДА, БГДО, БГДУ, БГДЫ, БГДЕ, БГДЯ, БГДЁ, БГДЮ
6. ГБДИ, ГБДЭ, ГБДА, ГБДО, ГБДУ, ГБДЫ, ГБДЕ, ГБДЯ, ГБДЁ, ГБДЮ
7. МРЛИ, МРЛЭ, МРЛА, МРЛО, МРЛУ, МРЛЫ, МРЛЕ, МРЛЯ, МРЛЁ, МРЛЮ
8. МЛРИ, МЛРЭ, МЛРА, МЛРО, МЛРУ, МЛРЫ, МЛРЕ, МЛРЯ, МЛРЁ, МЛРЮ
9. РМЛИ, РМЛЭ, РМЛА, РМЛО, РМЛУ, РМЛЫ, РМЛЕ, РМЛЯ, РМЛЁ, РМЛЮ
10. РЖЛИ, РЖЛЭ, РЖЛА, РЖЛО, РЖЛУ, РЖЛЫ, РЖЛЕ, РЖЛЯ, РЖЛЁ, РЖЛЮ
11. РЛЖИ, РЛЖЭ, РЛЖА, РЛЖО, РЛЖУ, РЛЖЫ,РЛЖЕ, РЛЖЯ, РЛЖЁ, РЛЖЮ
12. ЖРЛИ, ЖРЛЭ, ЖРЛА, ЖРЛО, ЖРЛУ, ЖРЛЫ, ЖРЛЕ, ЖРЛЯ, ЖРЛЁ, ЖРЛЮ
13. ЛМНИ, ЛМНЭ, ЛМНА, ЛМНО, ЛМНУ, ЛМНЫ, ЛМНЕ, ЛМНЯ, ЛМНЁ, ЛМНЮ
14. ЛНМИ, ЛНМЭ, ЛНМА, ЛНМО, ЛНМУ, ЛНМЫ, ЛНМЕ, ЛНМЯ, ЛНМЁ, ЛНМЮ
15. МЛНИ, МЛНЭ, МЛНА, МЛНО, МЛНУ, МЛНЫ, МЛНЕ, МЛНЯ, МЛНЁ, МЛНЮ
16. ФТЧИ, ФТЧЭ, ФТЧА, ФТЧО, ФТЧУ, ФТЧЫ, ФТЧЕ, ФТЧЯ, ФТЧЁ, ФТЧЮ
17. ФЧТИ, ФЧТЭ, ФЧТА, ФЧТО, ФЧТУ, ФЧТЫ, ФЧТЕ, ФЧТЯ, ФЧТЁ, ФЧТЮ
18. ТФЧИ, ТФЧЭ, ТФЧА, ТФЧО, ТФЧУ, ТФЧЫ, ТФЧЕ, ТФЧЯ, ТФЧЁ, ТФЧЮ
19. ТКПИ, ТКПЭ, ТКПА, ТКПО, ТКПУ, ТКПЫ, ТКПЕ, ТКПЯ, ТКПЁ, ТКПЮ
20. КПТИ, КПТЭ, КПТА, КПТО, КПТУ, КПТЫ, КПТЕ, КПТЯ, КПТЁ, КПТЮ
21. КТПИ, КТПЭ, КТПА, КТПО, КТПУ, КТПЫ, КТПЕ, КТПЯ, КТПЁ, КТПЮ
22. ГДБИ, ГДБЭ, ГДБА, ГДБО, ГДБУ, ГДБЫ, ГДБЕ, ГДБЯ, ГДБЁ, ГДБЮ
23. ДБГИ, ДБГЭ, ДБГА, ДБГО, ДБГУ, ДБГЫ, ДБГЕ, ДБГЯ, ДБГЁ, ДБГЮ
24. ДГБИ, ДГБЭ, ДГБА, ДГБО, ДГБУ, ДГБЫ, ДГБЕ, ДГБЯ, ДГБЁ, ДГБЮ
25. РЛМИ, РЛМЭ, РЛМА, РЛМО, РЛМУ, РЛМЫ, РЛМЕ, РЛМЯ, РЛМЁ, РЛМЮ
26. ЛМРИ, ЛМРЭ, ЛМРА, ЛМРО, ЛМРУ, ЛМРЫ, ЛМРЕ, ЛМРЯ, ЛМРЁ, ЛМРЮ
27. ЛРМИ, ЛРМЭ, ЛРМА, ЛРМО, ЛРМУ, ЛРМЫ, ЛРМЕ, ЛРМЯ, ЛРМЁ, ЛРМЮ
28. ЖЛРИ, ЖЛРЭ, ЖЛРА, ЖЛРО, ЖЛРУ, ЖЛРЫ, ЖЛРЕ, ЖЛРЯ, ЖЛРЁ, ЖЛРЮ
29. ЛРЖИ, ЛРЖЭ, ЛРЖА, ЛРЖО, ЛРЖУ, ЛРЖЫ, ЛРЖЕ, ЛРЖЯ, ЛРЖЁ, ЛРЖЮ
30. ЛЖРИ, ЛЖРЭ, ЛЖРА, ЛЖРО, ЛЖРУ, ЛЖРЫ, ЛЖРЕ, ЛЖРЯ, ЛЖРЁ, ЛЖРЮ
31. МНЛИ, МНЛЭ, МНЛА, МНЛО, МНЛУ, МНЛЫ, МНЛЕ, МНЛЯ, МНЛЁ, МНЛЮ
32. НЛМИ, НЛМЭ, НЛМА, НЛМО, НЛМУ, НЛМЫ, НЛМЕ, НЛМЯ, НЛМЁ, НЛМЮ
33. НМЛИ, НМЛЭ, НМЛА, НМЛО, НМЛУ, НМЛЫ, НМЛЕ, НМЛЯ, НМЛЁ, НМЛЮ
34. ТЧФИ, ТЧФЭ, ТЧФА, ТЧФО, ТЧФУ, ТЧФЫ, ТЧФЕ, ТЧФЯ, ТЧФЁ, ТЧФЮ
35. ЧФТИ, ЧФТЭ, ЧФТА, ЧФТО, ЧФТУ, ЧФТЫ, ЧФТЕ, ЧФТЯ, ЧФТЁ, ЧФТЮ
36. ЧТФИ, ЧТФЭ, ЧТФА, ЧТФО, ЧТФУ, ЧТФЫ, ЧТФЕ, ЧТФЯ, ЧТФЁ, ЧТФЮ

Если вы думаете, что этим упражнением над вами издеваются – вы думаете правильно. Но если вы думаете, что только в этом и заключается смысл этого упражнения – вы заблуждаетесь. Оно по-настоящему и очень эффективно. ЧТФЁ, ЧТФЮ.

Желательно делать его каждый день месяца два подряд.

Дикция, часть вторая.

Отчётливо и ясно произносим вслух всё то безобразие, что напечатано ниже.

и, э, а, о, у, ы, е, я, ё, ю

и-э, и-а, и-о, и-у
э-о, э-у, э-а, э-и
а-о, а-у, а-и, а-ы
о-ы, о-и, о-э, о-у
у-о, у-и, у-ы, у-а

а, э, и, о, у, ы
э, и, о, у, ы, а
и, о, у, ы, а, э
о, у, ы, а, э, и
у, ы, а, э, и, о
ы, а, э, и, о, у

пи, пэ, па, по, пу, пы
би, бэ, ба, бо, бу, бы
пи-бби, пэ-ббэ, па-бба
по-ббо, пу-ббу, пы-ббы
пе, пя, пё, пю, бе, бя, бё, бю

ки, кэ, ка, ко, ку, кы
ик, эк, ак, ок, ук, ык
ги, гэ, га, го, гу, гы
иг, эг, аг, ог, уг, ыг

ти, тэ, та, то, ту, ты
ит,эт, ат, от, ут, ыт
ди, дэ, да, до, ду, ды
ид, эд, ад, од, уд, ыд

фи, фэ, фа, фо, фу, фы
ви, вэ, ва, во, ву, вы
фиви, фэвэ, фава, фово, фуву, фывы
вифи, вэфэ, вафа, вофо, вуфу, выфы

ри, рэ, ра, ро, ру, ры
ир, эр, ар, ор, ур, ыр
трри, тррэ, трра, трро, трру, трры
дрри, дррэ, дрра, дрро, дрру, дрры

ли, лэ, ла, ло, лу, лы
ил, эл, ал, ол, ул, ыл
ли, ле, ля, лё, лю, лы
лилл, лэлл, лалл, лолл, лулл, лылл

три, тре, тря, трё, трю, тры
дри, дре, дря, дрё, дрю, дры
дли, длэ, дла, дло, длу, длы
тли, тлэ, тла, тло, тлу, тлы

си, сэ, са, со, су, сы
зи, зэ, за, зо, зу, зы
сти, стэ, ста, сто, сту, сты
зди, здэ, зда, здо, зду, зды

си, се, ся, сё, сю, сы
зи, зе, зя, зё, зю, зи
сти, сте, стя, стё, стю, сты
зди, зде, здя, здё, здю, зды

ши, ше, ша, шо, шу
лши, лше, лша, лшо, лшу
лжи, лже, лжа, лжо, лжу

хи, хэ, ха, хо, ху, хы
их, эх, ах, ох, ух, ых
хви, хвэ, хва, хво, хву, хвы
ххи, ххэ, хха, ххо, хху, ххы

уи, уэ, уа, уо, уу, уы
иу, эу, ау, оу, ыу
чи, че, ча, чо, чу
ич, еч, ач, оч, уч, ыч

Дикция, часть третья.

Скороговорки. Можно произносить их с пробкой во рту, можно без. Хоть они и скороговорки, но читать их следует медленно, выговаривая каждый звук максимально чётко. Не забывайте открывать рот на гласных и обращать внимание на конечные слоги слов.

Скороговорки на отработку звуков б, п, в, ф, г, к, д, т, х:

Добыл бобов бобыль. От топота копыт пыль по полю летит. Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа. Колпак на колпаке, под колпаком колпак. Верзила Вавила весело ворочал вилы. Около кола колокола, около ворот коловорот. Шакал шагал, шакал скакал. Купи кипу пик. Купи кипу пуха. Ткёт ткач ткани на платке Тани. Водовоз вёз воду из-под водопровода. Наш голова вашего голову головой переголовил, перевыголовил. В один, Клим, клин колоти. Стоит копна с подприкопёночком. В поле полет Фрося просо, сорняки выносит Фрося. Краб крабу сделал грабли. Подал грабли крабу краб: сено граблями, краб, грабь! У ёлки иголки колки. Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон, как в капюшоне он смешон! Все бобры для своих бобрят добры. Бобры берут для бобрят бобы. Бобры, бывает, будоражат бобрят, давая им бобы. Забыл Панкрат Кондратов домкрат, а Панкрату без домкрата не поднять на тракте трактор. На меду медовик, а мне не до медовика. Пришёл Прокоп, кипел укроп, ушёл Прокоп, кипел укроп: как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипел укроп. Волховал волхв в хлеву с волхвами. Бомбардир бонбоньерками бомбардировал барышень. У Феофана Митрофаныча три сына Феофанычи. У нас гость унёс трость. Фараонов фаворит на сапфир сменил нефрит. Рододендроны из дендрария даны родителями. К Габсбургам из Страсбурга. Сидел тетерев на дереве, а тетёрка с тетеревятами на ветке. Брит Клим брат, брит Глеб брат, брат Игнат бородат. Хвалю халву.

Скороговорки на отработку звуков р, л, м, н:

Дробью по перепелам да по тетеревам. У нас на дворе-подворье погода размокропогодилась. Два дровосека, два дровокола, два дроворуба говорили про Ларьку, про Варьку, про Марину жену. Клара-краля кралась с крокодилом к Ларе. Говорил командир про полковника и про полковницу, про подполковника и про подполковницу, про поручика и про поручицу, про подпоручика и про подпоручицу, про прапорщика и про прапорщицу, а про подпрапорщицу промолчал. На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора. Курфюрст скомпрометировал ландскнехта. Рапортовал да недорапортовал, дорапортовывал да зарапортовался. Рыла свинья белорыла, тупорыла; полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла. Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом. Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали. Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет. Королева Клара строго карала Карла за кражу коралла. Карл клал лук на ларь. Клара крала лук с ларя. Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь. Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши. Расскажите про покупки. Про какие про покупки? Про покупки, про покупки, про покупочки свои. Сшит колпак, да не по-колпаковски; вылит колокол, да не по-колоколовски. Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать, надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать. Протокол про протокол протоколом запротоколировали. Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала. Подойду к Лавру, на Фрола Лавру навру. Король – орёл. Курьера курьер обгоняет в карьер. Маланья-болтунья молоко болтала, выбалтывала, да не выболтала. Полили ли лилию? Видели ли Лидию? Полили лилию, видели Лидию. Гонец с галер сгорел. Идти на рать, так бердыш брать. Наш Полкан из Байкала лакал. Полкан лакал, но не мелел Байкал. Мы ели, ели ершей у ели, их еле-еле у ели доели. Не жалела мама мыла. Мама Милу мылом мыла. Мила мыла не любила, мыло Мила уронила. Во мраке раки шумят в драке. Орёл на горе, перо на орле. Гора под орлом, орёл под пером. Город Нерль на Нерли-реке. На горе Арарат рвала Варвара виноград. Из-под Костромы, из-под костромщины шли четыре мужчины. Вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей. Турка курит трубку, курка клюёт крупку. Не кури, турка, трубку, не клюй, курка, крупку. А мне не до недомогания.

Скороговорки на отработку звуков с, з, ш, ж, ч, щ, ц:

У Сени и Сани в сетях сом с усами. У осы не усы, не усища, а усики. Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Саньку в бок, Соньку в лоб, все в сугроб. Осип охрип, Архип осип. Не хочет косой косить косой, говорит, коса коса. Сачок зацепился за сучок. Но семеро в сани уселися сами. Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов. В грозу в грязи от груза арбузов развалился кузов. Свиристель свиристит свирелью. Шла Саша по шоссе и сосала сушку. Шли сорок мышей, нашли сорок грошей, две мыши поплоше нашли по два гроша. Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей, а мыши, что поплоше, шумливо шарят гроши. Четверть четверика гороха без червоточинки. Инцидент с интендантом. Прецедент с претендентом. Константин констатировал. У ежа ежата, у ужа ужата. Жутко жуку жить на суку. Два щенка щека к щеке щиплют щётку в уголке. Тщетно тщится щука ущемить леща. Жужжит жужелица, жужжит, да не кружится. Яшма в замше замшела.

Риторика - это искусство выступать и вдохновлять. Упражнения по риторике выполняют важнейшую роль - они снимают зажимы, страх публичных выступлений, который есть у большинства начинающих ораторов. Это первый шаг. А после этого идет набор методов и навыков, которые необходимы для успешного выступления. И все это дают упражнения по риторике.

Упражнения по риторике необходимы, прежде всего, на тренингах по ораторскому мастерству. Но не только. Тренеры часто используют упражнения по риторике в тренингах продаж, эффективных презентаций, тренингах лидерства и руководства. Ведь во всех этих сферах необходимы навыки риторики.

Упражнений по риторике много. Но как выбрать из них те, которые действительно научат группу важнейшим риторическим навыкам за кратчайшее время?

Эксперты крупнейшего профессионального портала для тренеров подобрали для вас 3 классических упражнения по риторике , которые есть в свободном доступе.

Упражнение по риторике «Алфавит»

Цель: Упражнение развивает такие риторические навыки, как креативность и ассоциативность в речи

Время: 20–30 минут

Количество участников: любое

Проведение упражнения:

На доске пишутся буквы алфавита (или дается распечатка), кроме «сложных» букв (ъ, ё, й). Участники называют слова на каждую букву. Если группа продвинутая, тогда проводим вторую ступень упражнения - участники делают связанный рассказ. Условия те же - все слова на одну букву.

Упражнение можно проводить в мини-группах или в общей группе.

Итоги упражнения:

  • Легко ли получалось?
  • Что понравилось?
  • Что необходимо добавить?
  • Был ли прогресс во время выполнения упражнения?

Упражнение по риторике «Нарисуй предметы»


Цель:
Упражнение развивает важный для риторики навык жестикуляции

Время: 25–35 минут

Количество участников: любое

Проведение упражнения:

Участник ведет рассказ на свободную тему, делая описательные жесты для каждого слова, которое он произносит. Например, участник рассказывает про поездку на автомобиле и жестами «рисует» автомобиль.

Каждый участник выступает ровно 5 минут. Удобнее всего проводить это упражнение в мини-группах по 4–5 человек, чтобы успели потренироваться все участники тренинга.

Если участнику сложно и формулировать рассказ, и одновременно тренировать жесты, то стоит дать ему абсолютно известный текст, например, «В лесу родилась елочка…»

Итоги упражнения:

  • Легко ли получалось?
  • Был ли прогресс за время упражнения?
  • Как вы думаете, почему мы делали жестикуляцию именно на каждое слово?
  • Нужно ли делать так в реальном выступлении?

Упражнение по риторике «Рассказ на свободную тему»

Цель: Упражнение развивает навык креативности в речи

Время: 30–35 минут

Количество участников: любое

Проведение упражнения:

Ведущий дает вводную участнику. К примеру: «Я пришел домой и увидел в кресле зеленого человечка. Он повернулся ко мне и сказал…. «Дальше участник продолжает рассказ в течение 2-х минут. После этого подводим итоги выступления:

  • Что понравилось в выступлении участника?
  • Что запомнилось?
  • Что вы рекомендовали бы добавить?

А затем вызываем нового участника. Каждому участнику даем новую вводную.

В этом упражнении можно вызвать на общий круг 3–4 участника, а затем запустить упражнение в парах, чтобы участники сами давали друг другу вводные.

Это классические упражнения по риторике , проверенные временем, они точно дают результат. Но поскольку эти упражнения взяты из свободных источников, то нужно учитывать, что они:

  • могут быть уже известны участникам ваших тренингов. это стоит уточнить, прежде чем проводить упражнения.
  • содержат только краткую инструкцию проведения упражнения, которая не раскрывает все тренерские ситуации, которые могут возникнуть при проведении данных упражнений.

Если вам понадобятся упражнения для тренингов по другим темам, при этом вы захотите, чтобы это были:

  • лучшие упражнения для тренингов
  • эксклюзивные упражнения , известные только малому кругу тренеров-профессионалов
  • упражнения с подробно прописанной инструкцией и тренерской методикой их проведения , раскрывающей всю «подводную часть» тренерской работы, все тренерские «фишки» и секреты,

То вы всегда можете приобрести такие упражнения на профессиональном тренерском портале .

Из упражнений, в которых необходимы риторические навыки , мы рекомендуем вам, прежде всего, такие упражнения для тренингов:

«Приходите в следующий раз» - мощное упражнение, наглядно демонстрирующее участникам тренинга их привычные модели поведения в ситуации, когда большинство их контактов заканчиваются отказом.

Упражнения «Приходите в следующий раз!» позволяет в короткое время пережить подобную ситуацию, тут же проанализировать свои эмоциональные и поведенческие реакции и сделать личные выводы на основании осмысленного собственного опыта.

В упражнении используется необычная, интригующая легенда и в нем принимает участие вся группа, благодаря чему оно заметно поднимает уровень вовлеченности и заинтересованности участников тренинга, повышает мотивацию в группе.

Отличное упражнение! Интересное, богатое на выводы упражнение для тренинга переговоров, ораторского мастерства или тренинга для руководителей. В рамках тренинга переговоров (продаж, ораторского мастерства) упражнение позволит всем участникам активно потренировать навыки убеждающей аргументации. В рамках управленческого тренинга это упражнение даст участникам мощный опыт сложных переговоров с сотрудниками и быстрого принятия решений.

Крайне мощное в своей эффективности упражнение-вызов, в кратчайшие сроки наглядно разъясняющее разницу между конструктивным и неконструктивным подходом к разрешению конфликтов и настраивающее участников тренинга на интенсивное обучение.

Это упражнение станет отличным «вызовом» группе . В результате его выполнения группа может дойти до уверенности в том, что задание невыполнимо, но при рефлексии увидит совершенно иной подход к разрешению ситуации, что вызовет «переворот» в мышлении и послужит отличным началом для восприятия основной теории.

Красивое и эффективное упражнение «Слалом» станет украшением любого тренинга для руководителей, а также тренинга продаж, переговоров или коммуникаций.

Упражнение позволяет бросить вызов умению участников эффективно и гармонично договариваться в условиях ограниченного времени, умению расставлять приоритеты, быстро принимать решения. Упражнение поможет не только активизировать творческий потенциал группы, но и максимально собрать ее внимание на дальнейшем обучении.

Вашему вниманию предлагается эксклюзивная тренерская методичка упражнения, описывающая все подводные камни его проведения, все тренерские тонкости и нюансы.

Крайне эффективное командообразующее упражнение, требующее участия и тотальной вовлеченности всей группы. Перед участниками ставится сложнейшая задача, решить которую можно только совместными усилиями, мобилизовав все свои личностные качества, деловые навыки и умение работать в команде.

Упражнение «Титаник» гарантировано «цепляет» участников тренинга и запоминается как одно из самых ярких упражнений тренинга. Это упражнение может быть доступно и начинающим тренерам, но особенной «жемчужиной» оно будет в руках опытного тренера.

Рекомендуем уникальные тренерские методички лучших упражнений для тренингов:

  • Бегом к своей цели

    Энергичное и сильное упражнение для тренингов целеполагания, уверенности, личностного роста, к оторое позволяет через метафору дать участникам тренинга прочувствовать силу собственного внутреннего сопротивления на пути к выбранной цели . Упражнение наглядно показывает, что для успешного достижения цели недостаточно только сформулировать цель и наметить план действий, важен ещё настрой на достижение цели и отсутствие сопротивления. Участники смогут за короткое время ярко, полно, глубоко пережить свое сопротивление и получат мотивацию к изменениям.
    Эксклюзивные рекомендации профессионалов! Уникальная методичка данного упражнения для тренинга разработана экспертами специально для портала Тренерская.ру. и содержит массу рекомендаций, подсказок и тренерских "фишек", позволяющих профессионально провести это упражнение. Такого вы не найдете больше нигде!
    Объем тренерской методички: 9 страниц. Бонусы! Аудио-файл (9:45 мин.) и подробный блок теории к упражнению.

  • Пакет "3 лучших упражнения на командообразование"

    Отличная возможность! Вы оплачиваете всего 1190 руб . и получаете сразу 3 эксклюзивных упражнения для тренинга командообразования . Ваша выгода составит более 1000 руб.(!)

    Уникальные рекомендации профессионалов! Каждое упражнение для тренинга командообразования оформлено в виде подробной тренерской методички , содержащей массу уникальных подсказок и рекомендаций, тренерских секретов и "фишек", позволяющих провести упражнение с максимальным результатом . Такого вы не найдете больше нигде!
    Объем каждой тренерской методички упражнения около 10 страниц.

    Это выгодно! Задумайтесь, чтобы разработать для вас одну методичку упражнения несколько тренеров-профессионалов высокого уровня работали над ней более 15 часов !
    Приобретайте лучшее и делайте свои тренинги по командообразованию мощными!

  • Встречи уверенных людей

    Это упражнение позволяет участникам тренинга отработать умение уверенно общаться в любой ситуации, даже когда у них «что-то не так» (не так одет, не так причесан, не так себя чувствует). В процессе упражнения участники опытным путем понимают, что все барьеры, препятствующие общению, только в голове говорящего. Если вы «ОК», то внешние признаки для собеседника отходят на второй план. Поэтому, если убрать лишние мысли, ненужные жесты,— уверенность станет естественным состоянием.

    В упражнении есть некоторая доля вызова . Если некоторые участники чувствовали себя во время упражнения неуверенно,— они увидят проблему и их мотивация на изменение значительно повысится.

    В разработке описано проведение упражнения в рамках тренинга уверенности , для которого оно идеально подходит. Также упражнение удачно подходит для тренингов стрессоустойчивости, тренингов трудоустройства и тренингов знакомств .

Искусство красноречия имеет большое значение, ведь человек своим словом может убедить людей в чем угодно. Хорошая речь и в личной жизни и в карьере является визитной карточкой. Поэтому многие хотели бы знать, как развить красноречие. Подобный навык безусловно необходим в личном саморазвитии. Существуют специальные тренинги и курсы по ораторскому искусству. Но красноречию можно учиться и самостоятельно. Простые рекомендации и специальные приемы помогут улучшить навыки общения.

Слово красноречие имеет различные понятия. Это умение построить аргументированную речь, возможность общаться на разнообразные темы и умение подать свою мысль так, чтобы она казалась достойной внимания слушателя. Чтобы научиться стройно и четко высказывать свои мысли, была создана специальная наука – риторика. У подобного учения есть определенные достоинства:

  1. Красноречие представляет собой навыки и приемы убеждения. Если человек грамотно может подбирать слова, то его аргументацию сложно опровергнуть.
  2. С его помощью можно выражать свои мысли четко и без долгих пауз.
  3. Умение прекрасно говорить создает впечатление достоверности размышлений. У большинства людей присутствует стереотип, что кто верно мыслит – хорошо излагает.

Развитие красноречия зависит от настроя и душевного состояния, которое влияет на качество речи. Умение перебороть свой страх и нервозность – отображается в способности говорить. Дополнительную уверенность придает качественная подготовка к выступлению. Опытные ораторы перед выступлением планируют и репетируют не только доклад, но и мимику, жестикуляцию и даже позу.

Риторика как наука необходима в образовательной сфере, где применяется академическое красноречие. Видом ораторского мастерства считается политическое красноречие, которое отличается доступностью и простотой выражений, убеждающей силой и способностью заражать идеей многих людей. Мастерство ведения коммуникаций необходимо в сфере бизнеса. Важной частью деловых отношений являются переговоры, презентации и заключения договоров.

Основные правила создания красивой речи

Наука красноречия предполагает тренировку голосовых связок, чтобы обладать приятным тембром. Также нужно заполнять свой словарный запас и не использовать тавтологий.

Какие упражнения помогут стать красноречивее?

Редко люди сразу же рождаются со способностями придумывать оригинальные речевые обороты, большинству данному умению приходится долго учиться. Именно для тренировки данного навыка и представлены следующие упражнения:

  1. Берется текст из любого источника и в нем зачеркиваются карандашом разные слова. Затем отрывок читается вслух, и на ходу нужно подменять перечеркнутые слова синонимами.
  2. Выбирается любая тема, и в течение 4-5 минут нужно говорить только на эту тему. Причем вести рассказ необходимо без запинок и ровно.
  3. Развивать красноречие поможет упражнение на креативность. Необходимо рассуждать на фантастические и самые необычные темы. Например: если бы не изобрели электричество, если бы сказки ожили или если бы в современном мире жили динозавры. При ответе нужно полностью раскрывать тему со всеми мельчайшими подробностями.
  4. Нужно брать слова из толкового словаря, начиная с простых, и самостоятельно давать им определение своими словами.
  5. Важное упражнение – поиск прилагательных. Нужно взять любое слово и подобрать к нему пять прилагательных, которые к нему подходят по смыслу, а потом пять, которые не подходят.

Все эти упражнения помогут понять: как развить красноречие. Специалисты советуют ежедневно вычитывать значение нового слова, подбирать к случайным словам множество синонимов и записывать свою речь на диктофон.

Какие книги стоит прочитать?

При ответе на вопрос как научиться красноречию — полезно изучать специальную литературу. Для этого не обязательно изучать словарь, существуют разнообразные обучающие и интересные пособия.

В самостоятельном обучении пригодятся следующие развивающие книги:

  • Повысить культуру речи и добиться выразительности речевых оборотов поможет книга Ирины Голуб «Искусство риторики. Пособие по красноречию».
  • Практические советы и рекомендации представлены в произведении Радислава Гандапаса «Камасутра для оратора».
  • «Ораторское искусство для начинающих» О. Болсунова пользуется популярностью, благодаря тщательному анализу ошибок, которые допускают ораторы.
  • Книга «Черная риторика» Карстена Бредемайера включает упражнения и приемы, помогающие говорить убедительно и вести переговоры с правильной аргументацией.

Регулярное чтение художественной литературы также обогащает словарный запас. Классическая художественная литература позволяет изучить стилистическое изложение мыслей и в какой-то мере перенять красоту изложения слога.

Специализированная бизнес литература поможет научиться грамотно и профессионально общаться в сфере вашей деятельности.

Литература по психологии общения поможет правильной постановке логики речи. Здесь представлены различные категории: техники ведения переговоров, искусство общения и публичные выступления.

Литература по психологии общения обучает правильной постановке логики речи. Здесь представлены различные категории: техники ведения переговоров, искусство общения и публичные выступления.

При самостоятельном обучении стоит воспользоваться следующими советами:

  1. Необходимо следить за своей речью и обдуманно выбирать круг общения.
  2. Чтение книг позволит формировать богатый словарный запас и повышать объем знаний.
  3. Лучше говорить немного, но только по делу. Нужно стремиться, чтобы каждая произнесенная фраза была яркой и полноценной.
  4. Речь для публичного выступления рекомендуется предварительно готовить. К импровизации важно подготовиться морально.
  5. Говорить нужно отчетливо, спокойно и громко, но не крикливо.
  6. При чтении доклада нужно смотреть на людей, а не на бумаги.
  7. С помощью пауз необходимо выделять формулировки и важные слова.

Профессиональный подход предполагает поиск собственного стиля в ораторском искусстве. Поставленная речь помогает утвердить свои убеждения и повлиять на людей, но при этом нельзя навязывать свое мнение. Важно убеждать ту аудиторию, которая готова слушать.

Необходимо приобретать опыт, ведь только практика поможет оттачивать мастерство.

Не менее важным считается вопрос: как улучшить красоту речи у своего ребенка. Подобное умение позволит не только хорошо отвечать у доски, но и стать успешным человеком в будущем. Для этого рекомендуется читать книги, слушать аудио сказки и устраивать домашние представления. Необходимо побуждать ребенка говорить и задавать ему при этом наводящие вопросы.

Регулярные занятия и упорный труд в развитии красноречия способны сделать из практически любого человека настоящего оратора.

Ораторское искусство – это один из самых ценных навыков, который поможет Вам лаконично, красиво и без особых проблем донести к собеседнику свою точку зрения. Есть люди, которые от природы ораторы, им только дай тему и можно часами слушать. Но что делать тем, кто хочет овладеть данными умениями, а природа врожденных способностей не дала?
Ораторское искусство, как и любой другой навык, можно развивать, тренировать, усовершенствовать. В данной статье мы дадим 6 полезных советов, благодаря которым вы сможете развить в себе невероятные способности, и уже менее чем за месяц свободно выступать на публике, концентрируя внимание слушателей на своей речи.

1. Что вызывает наибольшие трудности у начинающих ораторов? Как правило, это недостаточный запас слов и ограниченный лексикон. Решение простое, нужно говорить, говорить и еще раз говорить. Делать это можно у себя дома. Берите любой предмет, который увидите – фен, ваза, сковородка, в общем не важно, что это будет. А далее на протяжении 5-и минут постарайтесь про него рассказать, охарактеризовать все особенности данного предмета, пояснить какой он чудесный и необходимым. Сначала будет тяжело, но со временем вы легко справитесь с данной задачей. Когда увидите, что пяти минут становится мало, то увеличьте время, рассказывайте 10, 20, 30 минут. Я знал людей, которые без особых проблем могли говорить часами на заданную тему, при этом никогда не повторяться в фразах и своих мыслях.

3. Темп речи – еще одна особенность, которую стоит освоить. Следите за тем, как вы говорите. Слишком быструю речь слушатель может не разобрать, а медленная вгоняет в скуку. Старайтесь выдерживать паузы, выделять нужные места интонациями, поднимать и понижать голос, тем самым привлекая внимание аудитории.

4. Рассказывать дома о предметах – это хорошо, но для того, чтоб оттачивать мастерство ораторского искусства, нужно больше общаться с живыми людьми. Легче всего оттачивать ораторское искусство студентам. Вы имеете доступ к выступлениям перед своей группой, причем во время выступления можете отследить реакцию, поведение аудитории, их настроение и желание слушать.

5. Ваша речь не должна быть сухой. Старайтесь время от времени использовать поговорки, цитаты известных людей, а также юмор. Кстати, юмор играет очень большую роль. Умение вовремя и метко пошутить – это качество хорошего оратора, который может без проблем держать свою аудиторию, а в нужный момент снять накопившиеся напряжение.


Со временем, когда вы расширите свой словарный запас, и начнете применять все полученные знания на практике, вы заметите, как изменилась ваша речь, как собеседник внимательно вслушивается в каждое сказанное слово, как аудитория пристально следит за вашими высказываниями и фразами.