Ровно 60 лет назад - 9 августа 1955 года - Совет министров СССР принял постановление о разработке первой зенитной ракетной системы «Беркут» для защиты Москвы от потенциальной угрозы с воздуха. Это детище Холодной войны стало торжеством советской инженерной мысли и обошлось в полмиллиарда рублей. Споры об эффективности Системы-25 «Беркут» не утихают и через 30 лет после снятия комплекса с боевого дежурства.

Взаимоотношения участников антигитлеровской коалиции совершенно безоблачными не были никогда. Но по мере того как разгром Германии становился очевидным, будущие победители всё большее внимание уделяли послевоенному переустройству мира, и конфликт интересов предсказуемо обострялся. Сразу после окончания войны дело дошло до жёстких политических противостояний - в частности, известным Иранскому и Турецкому кризисам, - и разработки первых планов войны между СССР, США и Англией.

5 марта 1946 года знаменитая Фултонская речь Уинстона Черчилля положила начало периоду, впоследствии названному Холодной войной. Перспектива открытого военного противостояния между недавними союзниками становилась всё более отчётливой, а на Корейской войне 1950–1953 годов советские и американские лётчики уже вовсю стреляли друг в друга. Великие державы спешно готовились к новой мировой войне и, разумеется, пытались представить себе, как она будет выглядеть и к чему, собственно говоря, надо готовиться. Разумеется, в первую очередь анализировался опыт той войны, которую только успели закончить.

Четвёртая сила

Опыт войны, помимо всего прочего, постулировал огромную и постоянно растущую важность противовоздушной обороны. Ещё в середине войны, в июле 1943 года, был образован Совет по радиолокации ГКО СССР, в 1947 году он был преобразован в Комитет по радиолокации, а в 1950-м по инициативе Лаврентия Берии создали Третье главное управление при Совете Министров. Войска ПВО выделили в отдельный, к тому моменту четвёртый вид вооружённых сил, наряду с ВВС, ВМФ и сухопутными войсками.

Одной из первоочерёдных задач ПВО была оборона городов от массированных налётов большого числа бомбардировщиков, примеры которых были ещё свежи в памяти. В вечной борьбе брони и снаряда временно побеждал снаряд: бомбардировщики научились летать на высотах, совершенно недостижимых для зенитной артиллерии, да и для истребительной авиации тех времён тоже. Широкое распространение ракетных средств доставки ядерного оружия было тогда делом хоть и недалёкого, но всё же будущего, но само оружие уже было, поэтому пропуск даже одного самолёта противника к цели был крайне нежелателен. Между тем, высотные английские «Канберры» и американские «Стратоджеты» время от времени вторгались в воздушное пространство СССР, и спокойно возвращались на базы. Необходимо было найти какое-то новое, и при этом надёжное решение. Им стали управляемые зенитные ракеты.

Идея управляемых зенитных ракет не была принципиально новой: проекты такого рода пытались осуществить в разных странах ещё до начала Второй мировой, но до рабочего состояния ни один проект так и не дошёл. Во время войны ближе всего подошли к решению проблем немецкие инженеры, но до постановки ракет ПВО на вооружение дело не дошло и в Германии.

В 1946 году в США началась разработка ракетного комплекса Nike-Ajax, успешно испытанного, и запущенного в производство в 1951 году, а поставленного на вооружение двумя годами позже. Одноканальный, т. е. с возможностью одновременного сопровождения и обстрела всего одной воздушной цели, без взаимосвязи между батареями, организацией он напоминал скорее ствольную артиллерию военных времен. В Советском Союзе подошли к делу гораздо основательнее.

Американский ракетный комплекс Nike-Ajax
http://nikemissile.org

9 августа 1950 года после серии обсуждений с участием Сталина было принято решение о создании системы ракетной ПВО для крупных городов. Сначала - для Москвы, потом аналогичную систему предполагалось построить как минимум ещё для Ленинграда. Разработку системы с условным названием «Беркут» поручили КБ-1, известному в наши дни под именем НПО «Алмаз». Отдельные элементы системы разрабатывались Радиотехническим институтом и ОКБ-301, нынешним НПО им. С. А. Лавочкина. Руководил КБ-1 Константин Михайлович Герасимов. Главными конструкторами были Павел Николаевич Куксенко и Серго Лаврентьевич Берия. Заместителем главного конструктора - Александр Андреевич Расплетин. Курировал работы непосредственно Лаврентий Павлович Берия.

Уже 25 июля 1951 года, меньше чем через год после принятия решения, в рамках начал азаводских испытаний был проведён первый пуск ракеты, «изделия 205». Опытный образец радиолокационной станции Б-200 начал испытываться также летом 1951 года, а осенью 1952 он уже был отправлен на полигон для испытаний с пусками ракет. 26 апреля 1953 года на полигоне Капустин Яр двумя ракетами впервые был сбит бомбардировщик Ту-4, использованный в качестве мишени.


Вертикальная антенна станции «Б-200» – предназначена для обзора воздушного пространства в угломестной плоскости
http://www.raketac25.narod.ru

В середине 1953 года Л. П. Берия был арестован, снят со всех постов, освобождён от всех должностей и вскорости расстрелян. Серго Берия, один из главных конструкторов КБ-1, был отстранён от работы, лишён учёных степеней, званий, наград, посажен под домашний арест, затем в заключение до конца 1954 года, и в дальнейшем к проектированию системы отношения не имел. П. Н. Куксенко был снят с должности главного конструктора и назначен учёным секретарём научного совета КБ. Место главного конструктора занял А. А. Расплетин.

Рождение Системы-25

Впрочем, на ход работы эти кадровые перестановки повлияли незначительно. Гораздо чувствительнее оказались организационные изменения: полигон Капустин Яр передали Главному артиллерийскому управлению, как и заказ на систему. Артиллеристам ракетные системы были в новинку, и подходили они к новинке с сомнениями и осторожностью. Государственные сдаточные испытания системы, получившей название «Система-25», или сокращённо С-25, начались с июня 1954 года. Представленные на испытания элементы системы в целом соответствовали техническим требованиям, определённым в постановлении от 1950 года, а некоторыми частями заметно их превосходили. Тем не менее, ГАУ не торопилось принимать решение об окончательной приёмке системы. Существуют противоречивые мнения о том, кто именно затормозил постановку системы на боевое дежурство. Военных пугала сложность и новизна; предлагалось ввести систему в эксплуатацию без принятия на вооружение, звучали высказывания о необходимости доработки под непрерывно меняющиеся характеристики вооружений вероятного противника. Наконец, Н. С. Хрущёв однозначно высказался в пользу системы, и седьмого мая 1955 года система С-25 была принята на вооружение.


Внешний вид ракеты и характеристики комплекса С-25. Журнал «Войска ПВО»

Параллельно с разработкой велось крупномасштабное строительство. Уже в марте 1951 года вышло постановление Совета Министров об организации строительного управления МВД №565 c задачами строительства объектов ПВО вокруг Москвы. В июне того же года начинается выбор площадок под строительство, формируются организационная и управленческая структуры, организуются исправительно-трудовые лагеря для обеспечения строительства рабочей силой. К постройке позиций приступили в декабре 1951 года.

В итоге С-25 представляла из себя несколько колец различного назначения, объединённых в единую систему. На удалении 200–250 километров от столицы были размещены десять позиций РЛС кругового обзора А-100Д «Кама» с дальностью обнаружения до шестисот километров, по две РЛС на позиции. На расстоянии порядка ста километров от Москвы располагалось внешнее кольцо позиций, соединённое кольцевой автомобильной дорогой с покрытием из бетонных плит: тридцать четыре ракетных полка со стартовыми позициями для шестидесяти ракет, первые модели которых имели дальность поражения цели до 22 километров, и радиолокационными станциями наведения Б-200 с дальностью сопровождения цели до 50 километров. Каждый полк контролировал сектор в 60 градусов, сектора обстрела полков перекрывались. Возле позиций полка возводился жилой городок для офицеров и членов их семей.


Вид на позиции С-25 из космоса. Видны «ёлочка» стартовых позиций, ЦРН и жилой городок

Семь баз заправки и хранения ракет обеспечивали стартовые позиции заправленными ракетами. Перевозка ракет осуществлялась автомобилями ЗИС-151, позднее ЗИЛ-157, и под самый конец частично ЗИЛ-131, оборудованными специальными прицепами. На каждой базе хранилось около тысячи ракет, в том числе 20 полностью заправленных. Срок хранения ракеты в заправленном состоянии изначально не превышал двух с половиной месяцев, позднее полугода. После ряда модернизаций и замены ракет более новыми срок хранения дополнительно увеличился.

Второе, внутреннее кольцо позиций, также соединённых кольцевой дорогой, насчитывало 22 полка и располагалось приблизительно в пятидесяти километрах от Москвы. Последнее кольцо представляло собой ещё четыре позиции РЛС обнаружения «Кама», данные о точной модели противоречивы. Вероятно, это были не А-100Д с круговым обзором, а А-100Б с секторным обзором и дальностью обнаружения до 225 километров. Вся информация РЛС обнаружения передавалась на центральный командный пункт. Вся система позволяла одновременно обстреливать до 1120 самолётов противника, равномерно подлетающих к Москве со всех сторон. Каждый полк одновременно сопровождал и обстреливал до 20 целей, причём по каждой можно было запустить по три ракеты. Для борьбы с крупными соединениями вражеских самолётов предполагалось либо «разбивать» их на подлёте действиями истребителей, заставляя рассредотачиваться в зоны обстрела нескольких полков, либо использовать ракету со специальной, иначе говоря ядерной, боевой частью. Мощность ядерного заряда оценивалась в десять килотонн, первое испытание такой ракеты было проведено в 1957 году. А 7 ноября 1960 года ракеты В-300 впервые были показаны на военном параде в Москве.


Ракеты В-300 на параде на Красной площади
http://topwar.ru

Затраты на построение системы оказались столь велики, что строительство модифицированной системы для Ленинграда было отменено. Стремительное развитие средств нападения и радиоэлектронной борьбы привело к частичному устареванию С-25 ещё до постановки на боевое дежурство. В процессе службы система претерпела четыре крупных этапа модернизации и несколько более мелких: увеличивались скорость и дальность действия ракет, помехозащищённость, уменьшалась минимальная высота перехвата цели. Но к концу 1970-х годов возможности совершенствования системы оказались исчерпаны, и в 1982 году С-25 сняли с боевого дежурства.


Тягач ЗИС-151 с ракетой В-300

Эффективность С-25 всегда была достаточно спорной. Противники системы указывают в первую очередь на её стационарность, а следовательно, уязвимость для нападения. Стоимость постройки и эксплуатации тоже оставляла желать лучшего. В среднем один объект во второй половине 50-х годов обходился в полмиллиарда в год, общая же стоимость составила почти 13 миллиардов рублей.


Справка о стоимости системы С-25 в 1956–1957 годах

Технические проблемы были пропорциональны сложности системы. Приходилось балансировать между количеством заправленных ракет и невысоким сроком хранения ракеты в заправленном состоянии, по истечении которого ракету приходилось списывать.

Гордостью разработчиков являлась электронная, а не электромеханическая аппаратура счётно-решающих устройств, реализованная на радиолампах. Помимо очевидных плюсов и прогрессивности, на момент изготовления в этом были и минусы. Только в аппаратуре центрального радиолокатора наведения радиоламп насчитывалось порядка тринадцати тысяч. Помимо чудовищного количества электроэнергии, потребляемого накалом, и не менее чудовищного тепловыделения, требовавшего мощных вентиляционных систем, лампы имеют вполне ограниченный срок службы, обычно исчисляющийся тысячами часов. Дальше катоды теряют эмиссию, и лампа выходит из строя. В общем, станция считалась боеготовой, если могла обеспечить хотя бы восемнадцать каналов из двадцати заявленных.


Командный пункт огневого комплекса
http://historykpvo.narod2.ru/

Большие проблемы были с логистикой. Три залпа полка, шестьдесят пусков, могли быть произведены в течении пары минут. Перезарядка теоретически была возможна за два часа - практически же такая срочная перезарядка требовала шестидесяти грузовиков, принимающих по ракете на прицеп на базе хранения, везущих их на расстояние до нескольких десятков километров по весьма неширокой бетонной дороге, как-то разъезжаясь с возвращающимися порожними машинами - и так восемь раз. Поскольку одна база хранения обеспечивала восемь полков.

В защиту системы можно сказать, что по крайней мере она была, и функции во всяком случае устрашения выполняла исправно: после постановки С-25 на боевое дежурство разведывательные полёты в пределах её досягаемости мгновенно прекратились. Кроме того, и это часто недооценивают, Советский Союз получил уникальный опыт разработки, создания и эксплуатации сложной, гетерогенной, территориально распределённой системы вооружений, работающей в режиме реального времени. Подобного опыта к тому времени, пожалуй, нельзя было получить нигде в мире.

К настоящему времени часть площадок С-25 заняты более современными комплексами С-300, часть дачными участками, но большая часть просто заброшены и разрушены.


Ракета В-300 и РЛС Б-200 в музее авиации на Ходынском поле в Москве
http://pvo.guns.ru

Ракеты В-300 разных моделей переделываются и используются в качестве мишеней на учениях ПВО.

История Системы-25 закончилась.

Использованная литература:

  1. Общая характеристика комплекса ПВО «Беркут», технический проект. Раздел 1. 1951 г.
  2. Зенитные ракетные войска противовоздушной обороны. МО РФ, 1994
  3. Леонов Дмитрий. Книга о 658 ЗРП.

Директор СБ-1, он же главный конструктор, Павел Николаевич Куксенко имел обыкновение работать в своем служебном кабинете до глубокой ночи, просматривая иностранные научно-технические журналы, научно-технические отчеты и другую литературу. Такой распорядок диктовался тем, что в служебном кабинете Павла Николаевича был кремлевский телефон, а Сталин если звонил, то всегда именно глубокой ночью и именно по кремлевской "вертушке". В таких случаях дело не ограничивалось телефонным разговором, и Павлу Николаевичу приходилось выезжать в Кремль, куда у него был постоянный пропуск. По этому пропуску он всегда мог пройти в приемную Сталина, где верным и бессменным стражем у входа в сталинский кабинет сидел Поскребышев .

Но на этот раз Павла Николаевича, прибывшего по вызову Сталина в два часа ночи, офицер охраны проводил в квартиру Сталина. Хозяин квартиры принял своего гостя, сидя на диване в пижаме, просматривал какие-то бумаги. На приветствие Павла Николаевича ответил

"Здравствуйте, товарищ Куксенко" - и движением руки с зажатой трубкой указал на кресло, стоявшее рядом с диваном. Потом, отложив бумаги, сказал:

Вы знаетэ, когда нэприятельский самолет последний раз пролетел над Москвой? - Десятого июля тысяча девятьсот сорок второго года. Это был одиночный самолет-разведчик. А теперь представьте себе, что появится над Москвой тоже одиночный самолет, но с атомной бомбой. А если из массированного налета прорвется несколько одиночных самолетов, как это было двадцать второго июля тысяча девятьсот сорок первого года, но теперь уже с атомными бомбами? После паузы, в которой он словно бы размышлял над ответом на этот вопрос, Сталин продолжал:

"Но и без атомных бомб - что осталось от Дрездена после массированных ударов авиации наших вчерашних союзников? А сейчас у них самолетов побольше, и атомных бомб хватает, и гнездятся они буквально у нас под боком. И выходит, что нам нужна совершенно новая ПВО, способная даже при массированном налете не пропустить ни одного самолета к обороняемому объекту. Что вы можете сказать по этой архиважной проблэме?

Мы с Серго Лаврентьевичем Берия внимательно изучили трофейные материалы разработок, проводившихся немцами в Пенемюнде по управляемым зенитным ракетам Вассерфаль , "Рейнтохер" , "Шметтерлинг" . По нашим оценкам, проведенным с участием работающих у нас по контракту немецких специалистов, перспективные системы ПВО должны строиться на основе сочетания радиолокации и управляемых ракет "земля-воздух" и "воздух- воздух", - ответил П.Н. Куксенко. После этого, по словам Павла Николаевича, Сталин начал задавать ему "ликбезные" вопросы по столь непривычному для него делу, связанному с радиоэлектроникой, каким являлась в то время техника радиоуправляемых ракет. А Павел Николаевич не скрывал, что еще и сам многого не понимал в зарождающейся новой отрасли оборонной техники, где воедино должны слиться и ракетная техника, и радиолокация, и автоматика, точнейшее приборостроение, электроника и многое другое, чему еще и названия не существует.

Он подчеркивал, что научно-техническая сложность и масштабность проблем здесь не уступают проблемам создания атомного оружия. Выслушав все это, Сталин сказал:

"Есть такое мнение, товарищ Куксенко, что нам надо незамедлительно приступить к созданию системы ПВО Москвы , рассчитанной на отражение массированного налета авиации противника с любых направлений. Для этого будет создано при Совмине СССР специальное Главное управление по образцу Первого Главного управления по атомной тематике.

Новый главк при Совмине будет иметь право привлекать к выполнению работ любые организации любых министерств и ведомств, обеспечивая эти работы материальными фондами и финансированием по мере необходимости без всяких ограничений. При этом главке необходимо будет иметь мощную научно-конструкторскую организацию - головную по всей проблеме, и эту организацию мы предполагаем создать на базе СБ-1, реорганизовав его в Конструкторское бюро * 1 . Но для того чтобы все это изложить в постановлении ЦК и Совмина, вам, как будущему Главному конструктору системы ПВО Москвы, поручается прояснить структуру этой системы, состав ее средств и предложения по разработчикам этих средств согласно техническим заданиям КБ-1. Подготовьте персональный список специалистов человек на шестьдесят, - где бы они ни были, - для перевода в КБ-1. Кроме того, кадровикам КБ-1 будет предоставлено право отбирать сотрудников для перевода из любых других организаций в КБ-1. Вся эта работа по подготовке проекта постановления, как впоследствии вспоминал Павел Николаевич, закрутилась с непостижимой быстротой.

В этот период и даже после выхода постановления Сталин еще несколько раз вызывал к себе П.Н. Куксенко, - главным образом, пытаясь разобраться в ряде интересовавших его "ликбезных" вопросов, - но особенно дотошно допытывался он о возможностях будущей системы по отражению "звездного" (то есть одновременно с разных направлений) массированного налета и "таранного" массированного налета.

Впрочем, вопросы, которые задавал Сталин Павлу Николаевичу, лишь отчасти можно назвать "ликбезными". Похоже, что Сталин лично хотел убедиться, что будущая система ПВО Москвы действительно сможет отражать массированные налеты вражеской авиации, а убедившись в этом, уже не считал нужным вызывать Павла Николаевича для личных бесед, предоставив "Беркута" на полное попечение Л.П. Берия .

В постановлении ЦК КПСС и Совмина СССР система ПВО Москвы получила условное наименование - система "Беркут" . Ее главными конструкторами были назначены П.Н. Куксенко и С.Л. Берия .

Система была засекречена даже от Министерства обороны. Проект постановления был завизирован министром обороны А.М. Василевским , минуя все подчиненные ему инстанции. Заказчиком создаваемой системы было определено вновь созданное ТГУ (Третье Главное управление при Совмине СССР) . Для этого в ТГУ создавалась своя собственная военная приемка, свой зенитно-ракетный полигон в районе Капустин Яр , а по мере создания объектов системы - и подчиненные ТГУ войсковые формирования для боевой эксплуатации этих объектов. Короче говоря, систему "Беркут" предполагалось передать в Министерство обороны готовой к боевому дежурству, с техникой, войсками и даже с жилыми городками.

С-25 "Беркут". В конце 40-х и начале 50-х годов Советский Союз начал осуществлять одну из наиболее сложных и дорогостоящих программ на начальном этапе «холодной» войны, которая уступала только программе разработки ядерного оружия. В условиях угрозы со стороны стратегических бомбардировочных сил США и Великобритании И. В. Сталин распорядился о создании ракетной системы ПВО, управляемой с помощью радиолокационной сети, для отражения возможных массированных воздушных атак на Москву. За московской системой в 1955 г. последовала вторая программа, имевшая целью защиту Ленинграда.

ЗРК С-25 Беркут - видео

После окончания второй мировой войны Советский Союз приступил к программе использования захваченных военных немецких технологий. Особый интерес был проявлен к радиолокационной технологии и противосамолетным ракетам. После предварительного изучения многих типов германских ракет было решено остановиться на ракетах типа «Schmetterling» и «Wasserfall». На их базе специалистами НИИ-88 были разработаны ракеты Р-101 и Р-105. испытания которых начались в 1948 г. Однако оба типа ракет проявили недостаточную боевую эффективность, а советской программе были свойственны те же проблемы, что и Германии: чрезмерная концентрация внимания на конструкции ракеты и недостаточное, внимание более критическим технологическим проблемам, связанным с радиолокационной системой и системой управления (наведения). Одновременно другие советские КБ, усиленные немецкими инженерами, исследовали ключевые технологии. В частности, в НИИ-885 (г. Монино Московской области) была разработана полуактивная радиолокационная ГСН для зенитных ракет, в которой использовался для подсветки цели радар SCR-584, полученный по «лендлизу».

В августе 1950 г. задача разработки московской системы ПВО. базирующейся на зенитных ракетах, была возложена на московское СБ-1. Главными конструкторами системы были назначены С. Берия (сын J1. Берия) - известный в стране радиоспециалист и П. Куксенко, ранее репрессированный. Система получила наименование «Беркут» (по начальным буквам фамилий разработчиков).

Стратегическая система ПВО С-25 «Беркут» (SA-1 «Guild» по классификации США/НАТО) предназначалась для обороны Москвы от воздушных налетов, в которых могло участвовать до 1000 бомбардировщиков. В соответствии с тактико-техническими требованиями необходимо было разработать Центр управления, который обеспечивал бы нацеливание ракет на 20 бомбардировщиков, совершающих полет на скорости до 1200 км/ч на дальностях до 35 км и на высотах от 3 до 25 км. Работы по системе «Беркут» были распределены между несколькими специальными КБ. ОКБ-301, возглавляемое С. Лавочкиным, была поручена разработка ассоциированной ракеты В-300 (заводской индекс «205»). В ней широко использовались германские технологии, но она отличалась от предыдущей системы Р-101.

Ракета В-300 была одноступенчатой, выполненной по аэродинамической схеме «утка»: воздушные рули размещались в носовой части корпуса в двух взаимно перпендикулярных плоскостях впереди двух крыльев, установленных в тех же плоскостях на средней части корпуса. Цилиндрический корпус диаметром 650 мм расчленялся на 7 отсеков. В хвостовом устанавливался четырехкамерный ЖРД Ш9-29 с вытеснительной системой подачи, развивавший тягу 9000 кг. На специальной ферме в хвостовой части корпуса крепились газовые рули. Стартовая масса ракеты - 3500 кг. Старт ЗУР производился вертикально со специального пускового стола.РЛС Б-200 обеспечивала сопровождение как цели, так и ракеты, и выдавала на ракету команды управления. Антенные системы РЛС Б-200 осуществляли сканирование пространства в азимутальной и угломестной плоскостях. РЛС измеряла три координаты, необходимые для формирования команд управления ракетой. Ракета была оснащена неконтактным взрывателем, который срабатывал на конечной фазе перехвата, система не имела возможности подрыва по команде. Осколочно-фугасная боевая часть Е-600 должна была поражать самолет противника с расстояния до 75м.

Испытательные пуски ракет В-300 начались в июне 1951 г., т. е. менее чем через год после начала программы. В течение года на ракетном полигоне Капустин Яр было запущено около 50 указанных ракет. Начальные пуски были связаны главным образом с аэродинамическими и компонентными испытаниями, поскольку РЛС Б-200 не была доставлена на полигон Капустин Яр до конца 1952 г. Испытания системы в полном составе начались в мае 1953 г., когда бомбардировщик Ту-4 был сбит ракетой В-300 на высоте 7 км. Выбор типа цели был не случаен, самолет Ту-4 был копией американского Б-29, сбросившего атомные "бомбы на Хиросиму и Нагасаки. Уточняющие серийные образцы ракет были испытаны в 1954 г., включая одновременный перехват 20 целей. После смерти И. В. Сталина в руководстве программы «Беркут» произошли значительные изменения. СБ-1 было выведено из подчинения КГБ, Берия был арестован, С. Берия снят с работы, а СБ-1 переименовано в КБ-1 Министерства сельскохозяйственного машиностроения. Главный конструктор НИ И-108 А. Расплетин был переведен в КБ-1 и возглавил программу «Беркут», которая была переименована в программу С-25.

Под названием С-25 «Беркут» система была принята на вооружение и начато ее серийное производство и развертывание. Наиболее дорогостоящим элементом системы были пусковые позиции и необходимая дорожная сеть. Было решено создать вокруг Москвы два кольца ракетных полков: одно кольцо на расстоянии 85-90 км от центра города для нанесения решающего удара против бомбардировщиков, а другое - на расстоянии 45-50 км для уничтожения бомбардировщиков, прорвавшихся через первое кольцо. С целью обеспечения доступа к пусковым позициям были построены две кольцевые дороги. По оценкам американской разведки, на строительство этих дорог и пусковых позиций в 1953-1955 гг. было израсходовано годовое производство бетона.

Строительство началось летом 1953 г. и закончилось в 1958 г. На внутреннем кольце были развернуты 22 зенитных полка, а на внешнем - 34, т. е. всего 56 полков. Каждая пусковая позиция состояла из четырех функциональных секций-зон: пусковой, радиолокационной, административно-жилищно-технической и энергетической трансформаторной подстанции. На территории пусковой зоны площадью более 140 га имелась развитая сеть подъездных путей и 60 пусковых установок. На расстоянии примерно 1,5 км в бункере размещался командный пункт, занимающий территорию примерно 20 га. На территории пункта находилась РЛС В-200, включающая азимутальную РЛС и высотомер. В бункере была развернута основная БЭСМ и 20 постов управления. Каждый полк имел в своем составе около 30 офицеров и 450 рядовых. На каждом объекте находилось по три ракеты с- ядерной боевой частью, имеющей тротиловый эквивалент около 20 кт. Такая ракета могла уничтожать все цели, находящиеся в радиусе 1 км от точки подрыва и должна была применяться в случае массированных налетов с применением носителей ядерного оружия.

Конфигурация позиции позволяла полку поражать 20 целей одновременно. По-видимому, на первом этапе каждый полк мог обстреливать 20 целей 20 ракетами В-300. После усовершенствования системы обстрел мог вестись тремя ракетами по одной цели, что значительно увеличило вероятность поражения. В дополнение к пусковым позициям 56 полков были построены шесть оборонных зон вдоль внутренней кольцевой дороги. Позиции системы С-25 поддерживались большим количеством РЛС системы ПВО страны, которые обеспечивали раннее предупреждение и первоначальную информацию по целям. Специально для этих целей НИИ-224 была разработана обзорная РЛС А-100. но могли использоваться и другие РЛС дальнего обнаружения. Развертывание системы С-25 совпало с существенным ростом радиолокационной сети ПВО, в частности, в период 1950-1955 гг. производство радиолокационных средств увеличилось в четыре раза.

Два кольца ЗРК С-25 "Беркут" вокруг Москвы радиусом 50 и 90 км

Серийное производство системы С-25 «Беркут» началось в 1954 г. К 1959 г. было произведено всего примерно 32 тысячи ракет В-300. Это в 20 раз превышало масштабы строительства баллистических ракет за тот же период. Впервые ЗУР В-300 открыто показали на параде 7 ноября 1960 г. Система С-25 по масштабам и времени строительства была примерно сравнима с американской системой Nike-Ajax. В США было произведено 16 тысяч ракет и развернуто 40 дивизионов, в СССР - 32 тысячи и развернуто 56 полков. Первый дивизион системы Nike-Ajax был развернут недалеко от Вашингтона в декабре 1953 г., несколько раньше, чем в Московском округе ПВО. Большие масштабы производства и развертывания системы С-25 в СССР частично объясняются более простой системой наведения, обеспечивающей перехват одной цели тремя ракетами для достижения приемлемого уровня поражения. Технические параметры обеих систем были примерно одинаковыми, дальность действительного поражения составляла 40-45 км. Однако ракета В-300 была в три раза тяжелее американской, частично из-за большей массы боеголовки, но главным образом - из-за использования менее эффективной одноступенчатой конструкции в отличие от двухступенчатой ракеты системы Nike-Ajax. В обоих случаях эти системы были быстро заменены более сложными: Nike-Hercules в США и С-75 «Двина» в СССР.

Как и многие первые ракетные системы оружия, система С-25, которую Н.С. Хрущев называл «московский частокол», имела очевидные недостатки еще на стадии развертывания. Средства системы были равномерно распределены по периферии Москвы без усиления наиболее вероятных направлений нападения (Северного и Западного). Недостаточная плотность огня могла не предотвратить прорыва превосходящих сил или оборона могла быть прорвана еще до подхода основных сил бомбардировочной авиации. Хотя система никогда не использовалась в боевом режиме, нет оснований считать, что С-25 была хорошо защищена от средств РЭБ. В то время как авиация США и Великобритании получила значительный боевой опыт использования средств РЭБ во время второй мировой войны и в Корее, в СССР они были в зачаточном состоянии. Это обусловливало слабую защиту системы С-25 от электронного подавления и других методов РЭБ. Выбор фиксированной конфигурации боевых позиций ограничивал развитие системы и ее усовершенствование. Огромные командные бункеры, приспособленные для размещения на них антенной системы РАС Б-200, ограничивали азимутальные возможности станции.

Система С-25 могла поражать дозвуковые цели, летящие со скоростью до 1000 км/ч, хотя на. вооружении появились бомбардировщики со сверхзвуковой скоростью. И наконец, в середине 50-х годов в США и СССР были разработаны ракеты, запускаемые вне зоны поражения ПВО: американская AGM-28F «Hound Dog» и советская Х-20 (AS-3 «Kangaroo»). Они представляли угрозу, поскольку имели значительно меньшую отражающую РЛ-поверхность и могли запускаться за пределами зоны поражения системы С-25. Недостатки и большая стоимость системы С-25 стали причиной отказа от развертывания ее вокруг Ленинграда. Система С-25 состояла на вооружении почти 30 лет, хотя ее эффективность продолжала падать. В 80-х годах на смену ей пришла система С-300П.

Тактико-технические характеристики ЗРК С-25 Беркут

- Годы эксплуатации: 1955 - 1982
- Принят на вооружение: 1955
- Конструктор: Головной разработчик - КБ-1

Характеристики системы образца 1955 года

Скорость целей: 1500 км/ч
- Высота поражения: 5,0-15 км
- Дальность: 35 км

- Количество ЗУР: 60
- Возможность поражения цели в помехах: нет
- Срок хранения ракеты: на пусковой установке - 0,5 года; на складе - 2,5 года

Характеристики после модернизации 1966 года

Скорость целей: 4200 км/ч
- Высота поражения: 1500-30000 м
- Дальность: 43 км
- Количество поражаемых целей: 20
- Количество ЗУР: 60
- Возможность поражения цели в помехах: есть
- Срок хранения ракеты: на пусковой установке - 5 лет; на складе - 15 лет

Фото ЗРК С-25 Беркут

Вертикальная антенна станции Б-200 комплекса С-25 "Беркут" предназначена для обзора воздушного пространства в угломестной плоскости.

Зал управления комплексом С-25. В центре пульт старшего оператора, по бокам рабочие места операторов наведения и пуска, на заднем плане планшеты воздушной обстановки.

Как я и обещал, выкладываю документ о создании системы ПВО "Беркут" (ему исполнилось ровно 60 лет).
Будете читать постановление, обратите внимание на методику поставовки задач, назначения ответственных, сроки, стимулы и проч.

Из архивных документов концерна "Алмаз-Антей"

Комментарий к документу с грифом "Совершенно секретно" (из материало концерна).

ПО РЕШЕНИЮ И. СТАЛИНА

60 лет назад под грифом «совершенно секретно» вышло Постановление Совета Министров СССР о создании первой системы противовоздушной обороны страны.

9 августа 1950 года вышло (лишь недавно рассекреченное) Постановление Совета Министров СССР № 3389-1426 за подписью И. В. Сталина о создании суперсовременной эффективной системы противовоздушной обороны городов и стратегических объектов под шифром «Беркут».

Она должна была строиться на основе принципиально нового класса оружия -
зенитных управляемых ракет. Но уникальность проекта заключалась не только в этом. Текст Постановления свидетельствует о дальновидности политического и военного руководства СССР, его умении прогнозировать развитие событий, предвосхищать их.

Всего лишь пять лет назад закончилась Великая Отечественная война. Некоторые города еще в руинах, а в разгаре уже новая «холодная» война - США шантажируют Советский Союз атомными бомбардировками с воздуха. В этих условиях страна находит силы и средства на создание оружия ПВО, основанного на новых радиолокационных средствах управления.

Проблема заключалась еще и в том, чтобы найти организацию, способную возглавить этот гигантский проект. Необходим был новый мощный разработчик, которым стало Конструкторское бюро № 1 (ныне ГСКБ «Алмаз-Антей» имени академика А. А. Расплетина). Руководство проектом поручалось созданному под это Специальному комитету при Совете Министров СССР и лично JI. П. Берии.

К решению сложных научно-технических задач в радиолокации, реактивной и авиационной технике данным Постановлением привлекались лучшие научно-исследовательские и конструкторские организации, предприятия различных министерств и ведомств. Под это закладывались крупные материальные ресурсы, премиальные фонды.

Только коллективу КБ № 1 на эти цели выделялось более миллиона рублей, а основным руководителям разработки системы «Беркут» присваивались звания Героя Социалистического Труда и лауреатов Сталинской премии. Впечатляют сроки реализации этого дерзкого проекта, которые и по сегодняшним меркам кажутся просто невероятными: 2 года и 4 месяца.

«Считать необходимым иметь к ноябрю 1952 года для обеспечения ПВО г. Москвы полный комплект входящих в систему «Беркут» радиолокационных установок, управляемых снарядов-ракет, стартовых устройств и самолетов- носителей», - говорилось в 5-м пункте Постановления.

Эти сроки были выдержаны. А в течение последующих двух лет для системы С-25 «Беркут» завершено возведение двух колец ПВО вокруг Москвы. Каждый из 56 зенитных ракетных комплексов готов был поразить одновременно 20 целей 20-ю ракетами. Налажено производство комплектующих, обучены солдаты и офицеры.

Все это - свидетельство экстраординарного системного мышления научного руководителя - А. А. Расплетина, высочайшего профессионализма коллектива разработчиков, менеджерских способностей руководителей проекта, умения мобилизовать лучшие инженерные силы на решение грандиозных задач. Система С-25 «Беркут» вместе с системами С-75 (1957 г.), С-125 (1961г.), С-200 (1967г.) в конечном итоге позволили стране успешно решать геополитические задачи. И это не может не вызывать восхищения современной России, стоящей перед необходимостью нового технологического рывка в XXI веке - создания системы воздушно- космической обороны России.

И ЕЩЕ ОДИН КОММЕНТАРИЙ ВЕТЕРАНА КОНЦЕРНА:

Вызывает уважение скорость принятия решения на уровне Правительства СССР. Попав на стол Сталина 3-го августа, проект документа был им отправлен Л. Берии с пометкой «За, с поправками». 8 августа последний докладывал, что документ доработан, все правки внесены. Уже на следующий день, 9 августа 1950 года, все члены Совета Министров поставили свои подписи, в т.ч. министр вооружений Д.Ф. Устинов, министр промышленности и средств связи Г.В. Алексеенко. На документе стоят подписи и разработчиков, которым поручалось создание системы «Беркут» - главных конструкторов Конструкторского бюро №1 П.Н. Куксенко и С. Берии.

Примечательно, что с предложениями о разработке противосамолетных снарядов- ракет и новейших радиолокационных средств управления ими с целью создания современной системы ПВО выступило КБ-1. Эти предложения и вылились в это эпохальное Постановление 50-го года прошлого века.

ТАК ВЫГЛЯДИТ ПЕРВАЯ СТРАНИЦА ДОКУМЕНТА С АВТОГРАФОМ СТАЛИНА И ЗАПИСЬЮ БЕРИИ.

А ВОТ ТАК ВЫГЛЯДЕЛА ПЕРВАЯ СТРАНИЦА ДО ТОГО, КАК НА НЕЙ РАСПИСАЛСЯ СТАЛИН

Уважаемый Юрий Альбертович, с большим интересом просмотрел я серию передач с Вашим участием на тему «Защищая небо Родины. История отечественной ПВО» 21÷23 ноября и повторно 26 ноября сего года по ТВ-каналу «Звезда».

С окончанием 2-ой мировой войны и агрессивным стремлением наших бывших союзников разгромить СССР (У. Черчилль, март 1946 г., Фултон США), в том числе с помощью захваченного немецкого ракетного оружия, средств его производства и доведения до межконтинентальной дальности, И.В. Сталин серьёзно рассматривал вопрос о создании противоракетной обороны страны, тем более, что имелся опыт английской ПВО против немецких ракет . Однако принятию практических решений помешали два обстоятельства: во-первых, существующие ракеты ещё не могли взять на борт атомную бомбу той массы и габаритов, которые она имела в то время; во-вторых, дальность действия этих ракет ещё была недостаточной, чтобы нанести удар по большинству жизненно важных крупных объектов на территории СССР.

В то же время весьма реальной была угроза со стороны стратегической авиации США и Великобритании.Их стратегические бомбардировщики (В-36 и В-50) по дальности полёта, массе и габаритам полезного груза были вполне способны нести атомные бомбы, что и показали бомбардировки Хиросимы и Нагасаки. Если ранее, во время Великой отечественной войны, прорыв одного-двух немецких бомбардировщиков даже к столице не представлял собой сверх серьёзной опасности, то теперь прорыв даже одного самолёта, но с атомной бомбой, был катастрофичен. В связи с этим по решению И.В. Сталина в 1948г. войска ПВО выводятся из подчинения начальника артиллерии Советской армии, и образуется самостоятельный род войск – Войска ПВО страны, командующим которыми с одновременным исполнением должности Заместителя Военного министра СССР был назначен Маршал Советского союза Леонид Александрович Говоров . Передовые пункты ВНОС были вынесены значительно на запад на территории стран народной демократии, на юг - к границам СССР и на восток - за Урал.

Я был направлен в войска ПВО в этом же 1948 году в приёмный радиоцентр узла связи Главного штаба войск ПВО страны на должность начальника смены. В 1949 году я был назначен начальником этого радиоцентра. Радиобюро (узловой пункт приёмного радиоцентра, служащий для приёма радиограмм и управления передатчиками) размещалось на командном пункте Командующего ПВО страны в его личном помещении, занимавшем весь отсек с собственным лифтом (Фрунзенская набережная, д.22, 3-ий подъезд) в здании Министерства обороны СССР от первого до последнего этажа. Само радиобюро размещалось непосредственно рядом с планшетным залом командного пункта и обслуживало его планшетный комплекс. Такое размещение радиобюро в непосредственной близости от планшетного зала было обусловлено острой необходимостью предельно сократить время доставки радиограмм в планшетный комплекс. Достаточно сказать, что радиограммы серии «Воздух» об опасном пересечении границ СССР чужим летательным аппаратом должны были доходить от пункта ВНОС до планшетного комплекса за время не более 2-х минут, в целях обеспечения Командующему ПВО страны необходимого времени для принятия решения об ответных действиях. В ходу в наших средствах массовой информации был такой вид ответа на запросы зарубежных газет и радио о судьбе самолёта, пересекшего границу СССР: «Самолёт удалился в сторону моря». У нас в ПВО страны это означало: самолёт засекли пункты ВНОС, в радиобюро приняли радиограмму, доложили Командующему, он обсудил меры с руководством страны и нарушитель был сбит. В случаях ошибочного полёта чужих самолётов и их предупреждения они меняли курс и уходили к себе от линии пунктов ВНОС.

Параллельно с этими преобразованиями войск ПВО и усовершенствованием системы оповещения и связи по инициативе И.В. Сталина была начата разработка новой системы ПВО СССР с применением зенитно-ракетного оружия . С этой целью И.В. Сталин вызвал к себе доктора технических наук профессора П.Н. Куксенко (начальника кафедры радиоприёмных устройств и радиоразведки Военной Краснознамённой академии связи им. С.М. Будённого (ВКАС им. С.М. Будённого)) и емукак будущему директору КБ-1 и главному конструктору системы ПВО Московского промышленного района (МПР) поручил разработать структуру этой системы, состав её средств, предложения по преобразованию СБ-1 в головную научно-конструкторскую организацию (КБ-1), по составу соисполнителей разработчиков этих средств и обеспечению создаваемых организаций необходимыми специалистами. Технические решения предполагалось принять на основе дипломного проекта Серго Лаврентьевича Берии на тему: «Поражение средств морского флота противника с помощью управляемых ракет, запускаемых с самолёта- носителя», выполненного во ВКАС им С.М. Будённого под руководством П.Н. Куксенко. Проект был реализован в промышленности, его промышленный образец был испытан в море, где роль американского авианосца играл крейсер «Красный Кавказ», и был принят на вооружение авиации Военно-морского флота СССР. С.Л. Берия и П.Н. Куксенко были удостоены Сталинской премии. С.Л. Берия (кандидат технических наук в 1947г., доктор технических наук в 1952г.) был назначен вторым главным конструктором системы ПВО МПР в КБ-1. Начальником опытного, а затем серийного производства был назначен Амо Сергеевич Елян, бывший директор завода, выпускавшего пушки В.Г. Грабина марки «ЗИС», где впервые в мировой практике была разработана и применена технология их поточного производства. За годы Великой отечественной войны этим заводом было выпущено более 100 000 орудий. Сам А.С. Елян был удостоен звания Героя Социалистического труда.

Как вспоминал впоследствии П.Н. Куксенко, вся работа по реализации указаний И.В.Сталина и подготовке постановления СМ СССР закрутилась с необыкновенной быстротой.

«Беркут» - такой шифр получила первая советская зенитная ракетная система. День её рождения 9 августа 1950г. (Постановление СМ СССР № 3389-1426 СС/ОП 09.08.1950г.). Согласно этому постановлению было образовано Третье главное управление СМ СССР (3 ТГУ СМ СССР), выступившее заказчиком системы, создавшее собственную военную приёмку, свой зенитно-ракетный полигон в районе Капустина Яра и в последующем войсковые формирования для боевой эксплуатации круговой ПВО Москвы. Куратором всей работы был назначен Лаврентий Павлович Берия, бывший в то время Заместителем Председателя СМ СССР И.В. Сталина.

Система ПВО «Беркут» была предназначена не только для защиты столицы, но и более размерного Московского промышленного района от единичного (один самолёт), массового (до 1000 самолётов) и звёздного (массовый налёт со всех сторон) налёта, при которых ни один самолёт не смог бы её преодолеть.

Одновременно с этим командованию ПВО страны И.В.Сталиным были поручены подготовка и проведение ответного удара по территории США, по городам их восточного побережья. В целях выполнения этих указаний И.В. Сталина и для тренировки Командующим ПВО страны Маршалом Советского союза Л.А. Говоровым были организованы и проведены общевойсковые учения ПВО и дальней бомбардировочной авиации. В качестве объекта для отработки ответного удара по восточному побережью США был выбран г. Сталинград. Город, который протянулся вдоль берега Волги более чем на 60 км. Этим своим расположением он прекрасно имитировал североамериканский восточный берег. В план учений входил реальный полёт эскадры дальней бомбардировочной авиации с отработкой нанесения удара по Сталинграду (условно) атомными бомбами на всём его протяжении с перекрытием на его севере и юге. Для бомбардировщиков была запланирована дозаправка в воздухе, а также возврат бомбардировщиков и дозаправщиков на свои ближайшие аэродромы. Все этапы учений: заход на бомбометание, сброс бомб, отработка заправки в воздухе - прошли успешно. Связь с эскадрой, управление боевыми действиями осуществлялись командованием ПВО страны по радио через радиобюро, упомянутое выше. Проект радиобюро, его установка и монтаж проходили по проекту, под руководством и с непосредственным участием начальника дециметрового радиоцентра узла связи ПВО страны капитана Попова Виктора Емельяновича. Я, как будущий начальник смены радистов радиобюро, был привлечен к монтажу рабочих мест и коммутаторов. После взрыва экспериментального ядерного заряда под Семипалатинском, а особенно после этих общевойсковых учений "с нанесением ответного удара по городам восточного берега США" накалих агрессивных намерений резко упал, что даже мы это почувствовали на своём дежурстве. Число сообщений о нарушении наших рубежей резко снизилось. США поняли, что СССР лучше не задевать!

Разработка системы «Беркут» шла своим чередом. Вся система включала в себя: А-100. Стационарная РЛС кругового обзора «Кама»10 см диапазона, на базе которой определялись два кольца радиолокационного обнаружения: ближнее (25-30 км от Москвы) и дальнее (200 -250 км). Главный кон структор Л.В. Леонов. НИИ – 244 (ныне ЯРТИ); Б-200. РЛС наведения зенитных ракет от двух колец: ближнего (24 объекта) и дальнего (32 объекта). Ведущий конструктор В.Э. Магдесиев. Разра ботка приёмного, передающего, фидерных трактов, антенн и приёмоот ветчика на зенитной ракете см диапазона - автор и ведущий конструк тор Г.В. Кисунько. Участник разработки М.Б. Заксон. Все из КБ-1. В-300. Зенитные управляемые ракеты, размещаемые на стартовых позициях в непосредственной близости от РЛС наведения. Генеральный конструк тор С.А. Лавочкин. ОКБ-301. Стартовое оборудование для пуска этих ракет – Главный конструктор В.П. Бармин. ГСКБ ММП. Г-400. Самолёты - перехватчикиТу-4 с ракетами Г-300 класса «воздух – воз дух». Главный конструктор Л.И. Корчмарь.ОКБ-301. Разработка пере хватчикабыла прекращена на ранней стадии из-за сложной увязки с наземными комплексами и малой эффективности. Д-500 . Самолёты дальнего радиолокационного обнаружения на базе Ту-4. Однако до реального применения их в системе «Беркут» не дошло. Е-600. Модификации различного типа ракет В-300 с осколочно-фугасной боевойчастью с радиусом поражения не менее 75 метров. Конструкто ры Н.С. Жидких, В.А. Сухих, К.И. Козорезов. КБ НИИ-6 МСХМ. Дирек тор НИИ-6 МСХМ Расторгуев.

Аппаратура станций наведения ракет для определения координат целей, ракет и подачи команды на подрыв боевой части была разработана коллективом немецких специалистов, находившихся в СССР в качестве военнопленных, под руководством Айценбергера.

Комплекс Б-200 обеспечивал сопровождение до 200 целей по 200 стрельбовым каналам с автоматическим (ручным) сопровождением целей и одновременным наведением 1 – 2-х ракет на каждую цель. В целом система «Беркут» могла защитить Московский промышленный район от налета более 1000 бомбардировщиков. Постановлением СМ СССР система «Беркут», поименованная в 1953г. как С-25, была принята на вооружение 7 мая 1955г. Интересно заметить, что этот день уже 10 лет отмечался в СССР как «День Радио», и ему исчислялось 60 лет со дня открытия радио русским учёным А.С. Поповым, когда он впервые в мире передал по радио телеграмму « Heinrich Hertz » в честь немецкого учёного, впервые доказавшего справедливость электромагнитной теории английского учёного James Clerk Maxwell ´ a о возможности самостоятельного существования и распространения радиоволн.

В ходе эксплуатации проходило совершенствование системы ПВО С-25 с заменой её элементов на новые. Модернизированная система С-25М была снята с вооружения в 1982 году с заменой её комплексами зенитной ракетной системы средней дальности С-300П. Главный конструктор В.Д. Синельников зам. генерального конструктора ЦКБ «Алмаз». Комплексы С-300 поставлялись в трёх ва-риантах: С-300П для войск ПВО страны, С-300В для Сухопутных войск и С-300Ф для Военно-морского флота.

В последующем из ПВО страны, сохранившей свои особенности, выросла система противоракетной обороны (ПРО), комплексы которой были приняты на вооружение в 1978 году. Это система А-35, Генеральный конструктор Григорий Васильевич Кисунько, КБ-1.

Прилагаю к своему письму ксерокопию моей статьи, посвящённой этому великому человеку и 40-летию первого в мире безъядерного поражения противоракетой боевой части баллистической ракеты, состоявшегося 04 марта 1961 года, на 23 года раньше США!

Ныне в силу очень большой научно-технической сложности и громадных материальных затрат только две страны в мире способны обладать и обладают системами ПРО. Это Россия и США.

Литература.

Системы ПРО. 44 Ракетный полк, в/ч 89503. http:// rocketpolk44. narod. ru/ kosm- v/ PRO. htm

Большая Советская Энциклопедия, Третье издание, том 5, стр.200. «Войска противоздушной обороны», 1971г.

Кисунько Г.В. «Секретная зона. Исповедь Генерального конструктора» - Москва.: «Современник», 1996г. – 510с., илл.

Ганин С. «Первая отечественная зенитная ракетная система ПВО Москвы С-25 «Беркут»,Невский бастион, №2, 1997г.

PS . Юрий Альбертович, выражаю надежду, что при написании сценария следующих показов сериала «Защищая небо Родины. История отечественной ПВО» Вы учтёте фактические данные, представленные в моём письме к Вам. Главным образом о людях, создавших ПВО страны. На мой взгляд, это сделать не трудно, не увеличивая время сериала, так как он перенасыщен часто повторяющимися, почти одинаковыми данными о технике и её фотографиями.

Примите мои поздравления с 70-летием контрнаступления наших войск под Москвой и разгромом немецко-фашистских войск.

С уважением,

доктор технических наук, профессор Трошин Г.И.

декабрь 2011 года.