Язык индейцев навахо, проживающих на юго-западе США в штатах Аризона, Юта и Нью-Мексико (большая часть живет в резервации «Нация навахо»). Относится к атабаскским языкам. У навахо около 170 тысяч носителей, большинство из которых двуязычны (другой язык — английский), только языком навахо владеют около 7,5 тысяч человек. Сами навахо называют себя Diné , а свой язык — Diné bizaad .

Для языка навахо имеются словари, учебники и грамматики. Он активно используется в образовании на всех уровнях, вплоть до высшего. На нем существует Википедия, содержащая более 2,5 тысяч статей.

К особенностям языка можно отнести большое количество фонем: 33 соглас-ных и 16 гласных (4 основных гласных могут быть простыми и назализован-ными, краткими и долгими). Выделяются также тоны. Алфавит навахо основан на латинском, а для записи такого количества фонем имеется много специаль-ных значков и специфических букв. Например тоны и назализация (произно-шение «в нос») могут записываться так: ó , ǫ , ǫ́ ; а для передачи долгих гласных используются удвоенные буквы: aa , áa , , áá .

Грамматика сложна: основная информация выражается в глаголе с помощью большого количества приставок и суффиксов, расположенных в строго фиксированном порядке. Существительные же не имеют падежей и могут просто отсутствовать в предложении, поскольку вся необходимая информация уже выражена в глаголе. Важную роль играет одушевленность, имеющая разные степени и влияющая на порядок слов. Например, одушевленность у человека или у молнии больше, чем у ребенка или у большого животного, а у них — больше, чем у маленького животного.

У глагола различаются четыре лица и три числа (включая двойственное). Четвертое лицо, как и третье, относится к тому, о чем (или о ком) говорят, но третье лицо связано только с конкретным и определенным объектом. ​

Так называемые глаголы с классификаторами всегда содержат специальный показатель, определяющий одну из одиннадцати характеристик объекта, например «твердый округлый предмет», «тонкий гибкий предмет», «мягкое вещество», «живое». Поэтому глаголу «дать» будет соответствовать 11 глаголов навахо, различающихся классификаторами в зависимости от характеристики того, что дают.

Во время Второй мировой войны навахо использовался в американской армии в качестве шифра. Определяющими факторами стали отсутствие на тот мо-мент письменности навахо и записанной грамматики языка, а также его нераспространенность: вне народа навахо его знали не более 30 американцев. В 1942 году 29 индейцев навахо, назвавших себя windtalkers («говорящие с ветром») поступили на службу в армию и разработали шифр. Для новых понятий, для которых в навахо не было слов, использовались либо старые слова, либо устойчивые выражения, например для обозначения подводной лодки — слова со значением «железный» и «рыба». Всего было придумано около 450 новых словарных единиц.

Вчера на 93-м году жизни скончался Честер Нез - последний из 29-ти индейцев навахо, которые принимали участие в создании легендарного одноименного кода, используемого во время Второй мировой войны для передачи и получения данных. За время ведения боевых действий противник так и не сумел разгадать шифр, созданный на базе лингвоформ племени. Нез и 28 его однополчан-соплеменников были призваны в 1942 году в морскую пехоту для создания кода для связи на фронте на языке навахо - тональном, не имеющем письменности наречии.

Ещё одна глава летописи навахо закрылась. Сегодня мы постараемся восстановить хронологию событий создания шифра, сохранившего и отобравшего тысячи жизней.

Вообще говоря, попытки использовать языки и наречия индейцев для шифровки данных предпринимались и ранее: армия США привлекала к сотрудничеству племена чероки, чокто, команчи и мескваки, однако именно с навахо войска союзников смогли добиться успеха.

Американских индейцев в США, в общем-то, недолюбливали: расизм был и в армии, и на флоте. К радистам и шифровальщикам отношение было несколько лучше - от их действий зависел успех боевых операций.

Во время Второй мировой 29 индейцев навахо, призванных на флот, работали живыми машинами-криптографами. Практически все крупные операции морской пехоты Штатов в Тихом океане, проводимые в период с 1942 по 1945 годы, сопровождались шифровкой данных. Индейцы служили в диверсионных и парашютных подразделениях, передавая важнейшие донесения по телефонам и рациям на своём родном наречии. Для японцев их язык обернулся шифром, разгадать который у них не получилось даже после войны.


Идея использовать язык племени была подана Филипом Джонстоном - военным, сыном миссионера, работавшего с индейцами навахо, и одним из немногих американцев, свободно говорившем на языке. Джонстон помнил, что во времена Первой мировой войны уже были предприняты попытки передавать приказы и донесения на языке племени другой народности - чокто, однако они оказались менее успешными, чем хотелось бы.

Филип был уверен, что язык навахо идеально подойдёт для этой цели: необычайно сложный, бесписьменный, не имеющий не только правил, но и элементарного алфавита. Выучить такой язык чужаку было практически невозможно. Говорили, что лишь 30 иностранцев понимали наречие навахо, однако ни одного японца среди них не оказалось.

В начале 1942 года американцы выяснили, что индейцы навахо могут закодировать, передать и раскодировать трёхстрочное сообщение на английском языке менее чем за 20 секунд - для выполнения того же объема работы шифровальным машинам тогда требовалось от минуты до двух. К маю 1942 года 29 индейцев были доставлены на калифорнийскую базу Пендлтон, создав специальный словарь военных терминов. Никаких записей тогда не велось, так что книгу индейцам пришлось выучить наизусть.


После прохождения курса обучения радист навахо оказывался заброшенным в какое-нибудь подразделение морской пехоты в партере тихоокеанского театра боевых действий и начинал работать. Исполнительность, оперативность и доблесть индейцев восхвалялись на протяжении всей войны - с их помощью, в частности, была взята Иводзима. Иногда индейцы работали круглыми сутками, не имея возможности уйти на перерыв.

Японцы, обыкновенно ломающие шифры без особого труда, за всю историю войны не справились лишь с кодом навахо. Уже по окончании боевых действий стали известны первые оригинальные обозначения, при помощи которых кодировали приказы.

Шифр работал следующим образом: первоначально радист переводил каждое слово телеграммы на английский язык, после чего брал лишь первую букву английского слова. К примеру, слова «be-la-sana» (apple - яблоко), «wol-la-chee» (ant - муравей) и «tse-nill» (axe - топор) обозначали букву «А». Для передачи сообщения, например, слова «navy» (флот), радист передавал следующее: tsah (needle - игла) wol-la-chee (ant - муравей) a-ke-dee-gleenee (victor - победитель) tsa-а-dzo (yucca - юкка).

Фрагмент кода навахо, используемого во время войны, выглядел следующим образом:

ant - муравей

apple - яблоко

axe - топор

TSE-NILL

BADGER - БАРСУК

BEAR - МЕДВЕДЬ

BARREL - БОЧКА

cat - кошка

coal - уголь

coal - уголь

devil - дьявол

DOG - СОБАКА

FOX - ЛИСИЦА

girl - девушка

goat - козёл

GUM - РЕЗИНКА

hair - волосы

hat - шапка

HORSE - ЛОШАДЬ

itch - чесотка

INTESTINE - КИШЕЧНИК

jackass - осёл

jaw - челюсть

kettle - котёл

KID - МАЛЫШ

BA-AH-NE-DI-TININ

lamb - ягнёнок

match - спичка

mirror - зеркало

needle - иголка

oil - нефть

pant - одышка

pig - свинья

pretty - красивый

Фонология

Гласные

В навахо четыре гласных: a , e , i и o . Каждый из них может быть долгим (обозначается удвоением) и назализованным (обозначается знаком наподобие огонека, например ą , ęę ).

Кроме того, в навахо четыре тона:

  • высокий (áá )
  • низкий (aa )
  • восходящий ()
  • нисходящий (áa )

Согласные

Ниже перечислены согласные навахо в орфографической записи и транскрипции :

Билабиальные Альвеолярные Палатальные Велярные Глоттальные
центральные латеральные простые губные
Взрывные unaspirated b d g
Придыхательные t k
Глоттализованные t" k" "
Аффрикаты Непридыхательные dz dl j
Придыхательные ts ch
Глоттализованные ts" tł" ch"
Фрикативные Глухие s ł sh h hw h
Звонкие z l zh gh ghw
Носовые m n
Глайды y w

Звонкий латеральный l реализуется как аппроксимант, а ł - как фрикативный. Такая корреляция является обычной в языках мира (ср. в ), поскольку истинный глухой обычно плохо различим, однако на фоне других южных атапаскских языков это выглядит скорее необычно. Согласный h произносится как в начале основы и как в начале суффикса или в неначальной позиции в основе.

Как и во многих других языках северо-запада Америки, в навахо сравнительно мало губных согласных.

Слоговая структура

Морфонология

В языке навахи существует так называемая гармония согласных: в рамках одного слова могут встречаться либо только шипящие, либо только свистящие.

Грамматика

Существительные

Большинство существительных не имеют различающихся форм ; нет в навахо и . Часто полные именные группы в предложении не нужны, так как глагол содержит достаточно информации.

Глаголы

Глагольные формы в навахо, напротив, веьсма сложны и несут богатую лексическую и грамматическую информацию. Многие понятия выражаются и глагольными перифразами, например Hoozdo "Финикс" (дословно "здесь жарко") and ch"é"étiin "дверной проём" (дословно "здесь есть горизонтальная дорога наружу"). Ср. также номинализации:ná"oolkiłí "часы" ("то, что межденнл движется по кругу") и chidí naa’na"í bee’eldǫǫ htsoh bikáá" dah naaznilígíí "танк" ("машина, на которой сидят сверху и которая ползает с большой взрывающейся вещью сверху").

Глагольные формы состоят из основы, к которой прибавляются различные словообразовательные и префиксы. В каждом глаголе должен быть хотя бы один префикс. Порядок префиксов жёстко фиксирован.

Сама основа, в свою очередь, основа состоит из и суффикса (часто плохо различимого в поверхностной форме из-за фузии). К этой основе (stem ) прибавляются префиксы так называемых классификаторов, которые зависят от типа аргумента (эта система похожа на системы у[именной класс|именных классов]] в или языках). Основа с этим префиксами называется «темой» (theme ). Тема сочетается с деривационными префиксами, фомируя «базу» (base ), к которой, в свою очередь прибавляются словоизменительные () префиксы.

Структура глагольной словоформы

Порядок префиксов в словоформе зависит от класса префикса; для словоформы существует своего рода шаблон. В таблице приведена одна из недавних версий такого шаблона для навахо , хотя сама идея о подобном устройстве словофрмы восходит ещё к . Конечно, не в каждой словоформе встречаются все эти префиксы.

Словоизменение

Глаголы с классификаторами

Многие глагольные основы в навахо (и других атабаскских языках) имеют специальные формы, различающиеся в зависимости от формы или других характеристика объекта. Такие основы называют глаголами с классификаторами (classificatory verbs ). Обычно у каждого классификатора есть ярлык- . Существует 11 первичных классов глаголов «трогания» (handling ). Они перечислены ниже (в форме перфектива)

Классификатор + основа Ярлык Описание Примеры
-"ą́ SRO Твёрдый округлый предмет бутылка, мяч, ботинок, коробка
-yį́ LPB Ноша, мешок, связка Рюкзак, узелок, мешок, седло
-ł-jool NCM Некомпактное вещество Пучок волос или травы, облако, туман
-lá SFO Тонкий гибкий предмет Верёвка, варжеки, ножки, горка жареных луковиц
-tą́ SSO Тонкий твёрдый предмет Стрела, браслет, сковорода, пила
-ł-tsooz FFO Плоский гибкий предмет Коврик, плащ, мешок с зеленью
-tłéé" MM Мягкое вещество Мороженое, грязь, упавший пьяный
-nil PLO1 Множественные предметы (1) Яйца, мячи, животные, монеты
-jaa" PLO2 Множественные предметы (2) Шарики, зёрна, сахар, насекомые
-ką́ OC Открытый сосуд Стакан молока, ложка еды, горстка муки
-ł-tį́ ANO Одушевлённый предмет Микроб, человек, труп, кукла

Таким образом, в навахо нет, скажем, глагола «давать». Чтобы сказать «дай мне сена» нужно использовать основы с классификатором NCM: níłjool . Напротив, «дай мне сигарету» будет переводиться другим глаголом: nítįįh .

Первичные глаголы с классификаторами также различают несколько способов обращения с объектом. По этому признаку они делятся на три класса:

  • «трогание» (handling ), например «нести», «опускать», «брать»
  • «приведение в движение» (propelling ), например «подбросить», «уронить», «бросить»
  • «свободный полёт» (free" flight ), например «падать» или «лететь».

Так, например, если взять класс SRO, есть три разных глагола

  • -"ą́ трогать (нечто круглое)
  • -ne бросить (нечто круглое)
  • -l-ts’id (нечто круглое) движется само .

Чередование yi-/bi- (одушевлённость)

Как и в большинстве атабаскских языков, одушевлённость играет важную роль в грамматике навахо: многие глаголы имеют различающиеся формы в зависимости от одушевлённости его аргументов. В навахо можно выделить следующую иерархию одушевлённости:

Человек → Ребёнок/Большое животное → Животное средних размеров → Маленькое животное → Сила природы → Абстракция

Обычно наиболее одушевлённое имя идёт в предложении первым. Если оба имени занимают одинаковое место в этйо иерархии, оба могут занимать и первое место в предложении.

Современное положение

На языке навахо до сих пор говорят многие представителе всех возрастов. Многие родители передают навахо детям как родной язык: среди индейских племён Северной Америки это сейчас редкость. Тем не менее язык всё же находится под угрозой, особенно в городских районах вне резерваций, поскольку сё больше молодых навахо переходят на . Даже в резервациях, по данным переписей, доля индейцев 5017 лет, не владеющих навахо, с 1980 по 1990 год выросла с 12 % до 28 %. В 2000 году эта цифра достигла 43 % [ ] .

Образец текста

Фольклорный рассказ из

Ashiiké t"óó diigis léi" tółikaní ła" ádiilnííł dóó nihaa nahidoonih níigo yee hodeez"ą́ jiní. Áko t"áá ał"ąą ch’il na’atł"o’ii k’iidiilá dóó hááhgóóshį́į́ yinaalnishgo t"áá áłah ch’il na’atł"o’ii néineest"ą́ jiní. Áádóó tółikaní áyiilaago t"áá bíhígíí t"áá ał"ąą tł"ízíkágí yii" haidééłbįįd jiní. "Háadida díí tółikaní yígíí doo ła" aha’diidził da, " níigo aha"deet"ą́ jiní". Áádóó baa nahidoonih biniiyé kintahgóó dah yidiiłjid jiní

Примерный перевод:

Несколько безумных мальчиков решили сделать вина на продажи, так что каждый высадил лозу, и после тяжёлой работы они довели её до зрелости. Затем, сделав вино. они перелила его в мехи. Они согласились, что никогда не дадут друг другу ни глотка из них и, взвалив мехи на спины, пошли в город.

Ссылки

Википедия содержит раздел
на языке навахо
nv:Íiyisíí_Naaltsoos

  • Небольшой англо-навахо словарь (с произношением)
  • How Different can Languages be?: The grammatical mosaic of Navajo (англ.)
  • Согласные навахо на сайте Питера Ладефогеда
  • Dine Bizaad: The Navajo Language (англ.)
  • Tuning in to Navajo: The Role of Radio in Native Language Maintenance (англ.)
  • Bá"ólta"í Adoodleełgi Bína"niltingo Bił Haz"ą́ Центр педагогического образования
  • Учебные пособия

    • Blair, Robert W.; Simmons, Leon; & Witherspoon, Gary. (1969). Navaho Basic Course . BYU Printing Services.
    • Goossen, Irvy W. (1967). Navajo made easier: A course in conversational Navajo . Flagstaff, AZ: Northland Press.
    • Goossen, Irvy W. (1995). Diné bizaad: Speak, read, write Navajo . Flagstaff, AZ: Salina Bookshelf. ISBN 0-9644-1891-6
    • Goossen, Irvy W. (1997). Diné bizaad: Sprechen, Lesen und Schreiben Sie Navajo . Loder, P. B. (transl.). Flagstaff, AZ: Salina Bookshelf.
    • Haile, Berard. (1941-1948). Learning Navaho , (Vols. 1-4). St. Michaels, AZ: St. Michael’s Mission.
    • Platero, Paul R. (1986). Diné bizaad bee naadzo: A conversational Navajo text for secondary schools, colleges and adults . Farmington, NM: Navajo Preparatory School.
    • Platero, Paul R.; Legah, Lorene; & Platero, Linda S. (1985). Diné bizaad bee na’adzo: A Navajo language literacy and grammar text
    • Tapahonso, Luci, & Schick, Eleanor. (1995). Navajo ABC: A Diné alphabet book . New York: Macmillan Books for Young Readers. ISBN 0-6898-0316-8
    • Witherspoon, Gary. (1985). Diné Bizaad Bóhoo’aah for secondary schools, colleges, and adults . Farmington, NM: Navajo Language Institute.
    • Witherspoon, Gary. (1986). Diné Bizaad Bóhoo’aah I: A conversational Navajo text for secondary schools, colleges and adults . Farmington, NM: Navajo Language Institute.
    • Wilson, Alan. (1969). Breakthrough Navajo: An introductory course . Gallup, NM: The University of New Mexico, Gallup Branch.
    • Wilson, Alan. (1970). Laughter, the Navajo way . Gallup, NM: The University of New Mexico at Gallup.
    • Wilson, Alan. (1978). Speak Navajo: An intermediate text in communication . Gallup, NM: University of New Mexico, Gallup Branch.
    • Wilson, Garth A. (1995). Conversational Navajo workbook: An introductory course for non-native speakers. Blanding, UT: Conversational Navajo Publications. ISBN 0-9387-1754-5.

    Исследования и справочная литература

    • Akmajian, Adrian; & Anderson, Stephen. (1970). On the use of the fourth person in Navajo, or Navajo made harder. , 36 (1), 1-8.
    • Creamer, Mary Helen. (1974). Ranking in Navajo nouns. Navajo Language Review , 1 , 29-38.
    • Faltz, Leonard M. (1998). The Navajo verb: A grammar for students and scholars . Albuquerque, NM: University of New Mexico Press. ISBN 0-8263-1901-7 (hb), ISBN 0-8263-1902-5 (pbk)
    • Frishberg, Nancy. (1972). Navajo object markers and the great chain of being. In J. Kimball (Ed.), Syntax and semantics (Vol. 1, p. 259-266). New York: Seminar Press.
    • Grimes, Barbara F. (Ed.). (2000). Ethnologue: Languages of the world, (14th ed.). Dallas, TX: SIL International. ISBN 1-5567-1106-9. (Онлайн-версия: )
    • Hale, Kenneth L. (1973). A note on subject-object inversion in Navajo. In B. B. Kachru, R. B. Lees, Y. Malkiel, A. Pietrangeli, & S. Saporta (Eds.), Issues in linguistics: Papers in honor of Henry and Renée Kahane (p. 300-309). Urbana: University of Illinois Press.
    • Hoijer, Harry. (1945). Navaho phonology . University of New Mexico publications in anthropology, (No. 1).
    • Hoijer, Harry. (1945). Classificatory verb stems in the Apachean languages. International Journal of American Linguistics , 11 (1), 13-23.
    • Hoijer, Harry. (1945). The Apachean verb, part I: Verb structure and pronominal prefixes. International Journal of American Linguistics , 11 (4), 193-203.
    • Hoijer, Harry. (1946). The Apachean verb, part II: The prefixes for mode and tense. International Journal of American Linguistics , 12 (1), 1-13.
    • Hoijer, Harry. (1946). The Apachean verb, part III: The classifiers. International Journal of American Linguistics , 12 (2), 51-59.
    • Hoijer, Harry. (1948). The Apachean verb, part IV: Major form classes. International Journal of American Linguistics , 14 (4), 247-259.
    • Hoijer, Harry. (1949). The Apachean verb, part V: The theme and prefix complex. International Journal of American Linguistics , 15 (1), 12-22.
    • Hoijer, Harry. (1970). A Navajo lexicon . University of California Publications in Linguistics (No. 78). Berkeley: University of California Press.
    • Kari, James. (1975). The disjunct boundary in the Navajo and Tanaina verb prefix complexes. International Journal of American Linguistics , 41 , 330-345.
    • Kari, James. (1976). Navajo verb prefix phonology. Garland Publishing Co.
    • McDonough, Joyce. (2003). The Navajo sound system . Dordrecht: Kluwer Academic Publishers. ISBN 1-4020-1351-5 (hb); ISBN 1-4020-1352-3 (pbk)
    • Reichard, Gladys A. (1951). Navaho grammar . Publications of the American Ethnological Society (Vol. 21). New York: J. J. Augustin.
    • Sapir, Edward. (1932). Two Navaho puns. Language , 8 (3) , 217-220.
    • Sapir, Edward, & Hoijer, Harry. (1942). Navaho texts . William Dwight Whitney series, Linguistic Society of America.
    • Sapir, Edward, & Hoijer, Harry. (1967). Phonology and morphology of the Navaho language . Berkeley: University of California Press.
    • Speas, Margaret. (1990). Phrase structure in natural language . Kluwer Academic Publishers. ISBN 0-7923-0755-0
    • Wall, C. Leon, & Morgan, William. (1994). Navajo-English dictionary . New York: Hippocrene Books. ISBN 0-7818-0247-4. (Originally published by U.S. Dept. of the Interior, Branch of Education, Bureau of Indian Affairs).
    • Webster, Anthony. (2004). Coyote Poems: Navajo Poetry, Intertextuality, and Language Choice. American Indian Culture and Research Journal , 28 , 69-91.
    • Witherspoon, Gary. (1971). Navajo categories of objects at rest. American Anthropologist , 73 , 110-127.
    • Witherspoon, Gary. (1977). Language and art in the Navajo universe . Ann Arbor: University of Michigan Press. ISBN 0-4720-8966-8; ISBN 0-4720-8965-X
    • Yazzie, Sheldon A. (2005). Navajo for Beginners and Elementary Students . Chapel Hill: The University of North Carolina at Chapel Hill Press.
    • Young, Robert W. (2000). The Navajo verb system: An overview . Albuquerque: University of New Mexico Press. ISBN 0-8263-2172-0 (hb); ISBN 0-8263-2176-3 (pbk)
    • Young, Robert W., & Morgan, William, Sr. (1987). The Navajo language: A grammar and colloquial dictionary (rev. ed.). Albuquerque: University of New Mexico Press. ISBN 0-8263-1014-1
    • Young, Robert W.; Morgan, William; & Midgette, Sally. (1992). Analytical lexicon of Navajo . Albuquerque: University of New Mexico Press. ISBN 0-8263-1356-6; ISBN 0-8253-1356-6

На территории одной лишь Северной Америки можно насчитать около трёхсот известных языков (включая мёртвые), объединяемых в несколько десятков самостоятельных языковых семей. Некоторые языки являются изолятами, то есть их родство с другими языками не определено. Почти все эти языки весьма неблагополучны на сегодняшний день и находятся на грани исчезновения или уже вымерли. Наиболее живучим из них является язык навахо.

Язык навахо принадлежит к атабаскским языкам семьи на-дене, распространённой на Аляске, на северо-западе Канады, а также на юге США. Носители навахо перекочевали из Аляски и Канады на юг относительно поздно, прошли гигантские расстояния, но, что странно, в языке практически не имеется свидетельств о контактах с другими индейцами.

Навахо – это один из апачских (южноатабаскских) языков в штатах Аризона, Нью-Мексико и Юта. К нему близки языки липан и западный апаче; чуть дальше – языки гвичин, догриб, слейви, чипевиан, а также атна, верхнекускоквимский, хупа, тагиш, каска и талтан. Самыми далёкими от навахо языками являются вымерший эякский и исчезающий тлингитский на Аляске. На языке навахо говорит более 150 тыс. человек, что делает его самым крупным североамериканским индейским языком.

Название Navajo (или Navaho ) вовсе не является атабаскским. Скорее всего, оно происходит от слова navahu «каньон с возделанными полями» из кайова-таноанского языка тева. Это слово стало известно сначала испанцам, а затем пришло в английский язык. Через английский оно распространилось во все остальные языки мира, включая индейские. Сами же индейцы навахо называют себя Diné «человек; мужчина; человек из племени навахо», а свой язык – Diné bizaad .

Научное изучение языка навахо началось относительно поздно – в начале XX века. Большой вклад в развитие представлений о структуре языка внёс американский лингвист и антрополог Э. Сепир (он доказал северное происхождение индейцев навахо и их языка), его ученик Х. Хойер занимался популяризацией достижений Сепира. Р. Янг и его коллега У. Морган, в течение нескольких десятилетий изучавшие язык навахо, выпустили немало трудов с описанием структуры и словаря языка, а также создали современную орфографию навахо на основе латиницы.

По своей структуре язык навахо совершенно не похож на знакомые нам европейские и азиатские языки. Система гласных характеризуется наличием противопоставления по долготе и назализации, также имеются тоны. Довольно сложна и консонантная система, включающая придыхательные, глоттализованные согласные и абруптивы. Имеется гармония согласных. С типологической точки зрения, навахо является полисинтетическим языком с высокой степенью фузии. Базовый порядок слов – SOV.

Глагол – наиболее сложная часть речи, обладающая большим количеством грамматических категорий, неизвестных во многих языках мира. Так, в навахо имеются классифицирующие глаголы: при произведении каких-либо действий одни значения (например, «брать», «дать», «нести» и т. д.) будут выражаться разными глаголами в зависимости от того, каков объект воздействия. Чтобы сказать «дай», нужно определиться с тем, какой формы желаемый объект: если он представляет собой большой предмет, то нужно сказать níłjool ; если предмет тонкий и твёрдый, то следует сказать nítįįh . Кроме того, глагол в навахо имеет сложное устройство: к основе глагола, которая включает корень и суффикс, спереди может прибавляться с десяток префиксов, каждый из которых имеет своё место и выполняет свою функцию. Так, глагол bihónéedząąh «становится возможным» состоит из следующих частей: b- , -hó- , -ni- , -ni- , -Ø- (пустой префикс), -d- (классификатор) и основы имперфекта -dząąh (-ząąh ).

В языке навахо практически нет заимствований. Те немногие заимствования из испанского и английского, что имеются, представляют собой существительные (заимствование глаголов невозможно). Так, навахо называют американцев Bilagáana «белый человек; американец». В этом слове с трудом, но всё же можно распознать испанское americano . Остальные слова, которые во многих языках похожи, в навахо передаются собственными средствами. Например, слово «самолёт» имеет вид chidí naatʼaʼí , что можно разложить на следующие составляющие: chidí «машина, автомобиль» (звукоподражание, передающее звук, издаваемый двигателем Ford Model T), naatʼaʼí «нечто летающее», от naatʼaʼ «передвигается по воздуху, летает»; то, что мы называем «персональным компьютером», в языке навахо называется béésh bee akʼeʼelchí áłtsisígíí (от béésh «металл», bee «с помощью которого», akʼeʼelchí «пишет», áłtsʼíísí «является маленьким» и субстантиватора -ígíí ) или даже béésh bee akʼeʼelchíhí tʼáá bí nitsékeesígíí (от béésh «металл», bee «с помощью которого», akʼeʼelchí «пишет», субстантиватора , tʼáá «сам», ntsékees «думает» и субстантиватора -ígíí ). Такие громадные названия индейцы по возможности стараются сокращать, однако именно такими словами им приходится изъясняться о тех вещах, которые появились в их жизни из «цивилизации».

Во время Второй мировой войны индейцы навахо работали шифровальщиками (Diné bizaad yee nidaazbaaʼígíí ) в ВС США. Язык навахо не был известен японцам, а его изучение в короткие сроки просто невозможно, поэтому для телефонных переговоров и передачи сообщений был выбран именно язык навахо. В 1942 был разработан специальный шифр, создана военная терминология. Немцев навахо и по сию пору ласково называют Bééshbichʼahí (от béésh «металл, железо», bichʼah «его шляпа, каска» и субстантиватора ), то есть «железные каски».

Навахо, самоназвание - дене, дине, самоназвание территории проживания навахо - Динета) - индейский народ, проживающий, главным образом, на территории США. Язык навахо относится к атабаскским языкам. Навахо - один из самых многочисленных индейских народов Северной Америки - около 250 тыс. чел.


Отдельные племенные группы атабасков начали мигрировать на юг из районов северо-западной Канады и восточной Аляски в XI-XII веках, предки современных навахо вместе с другим группами родственных апачей - в XIV веке. Более двухсот лет понадобилось им для переселения по Великим равнинам на юго-запад США. Здесь основными занятиями навахо стало земледелие и - по мере проникновения испанской колонизации на север - скотоводство; были позаимствованы такие ремёсла как ткачество, гончарство и др. Северное происхождение навахо подтверждается не только языковой близостью с атабасками Канады, но и наличием жилища-хогана, а также рядом других особенностей материальной и духовной культуры. Первые, исторически достоверные упоминания испанскими хронистами народа Apachu de Nabajo относятся к двадцатым годам XVII века. Экзоним "Аpachu" на одном из языков индейцев пуэбло (вероятно, индейцев племени зуни) означало "враги", "Nabajo" - "возделанные поля". Таким образом, первоначальное название народа навахо, позаимствованное испанцами у местных индейцев, по существу означало "враги, занимающиеся земледелием", в отличие от других племенных групп апачей, еще не перешедших на оседлый образ жизни. Место расселения навахо на тот момент локализуется историческим регионом Чама (Chama, New Mexico) расположенным в центральной части границы между современными штатами Нью-Мексико и Колорадо.


В конце XVII - начале XVIII веков на земли, ранее занятые навахо, с территорий, полностью подконтрольных испанской администрации, переселяются представители племён пуэбло. Это приводит к тому, что навахо заимствуют от автохтонного населения ряд традиций пуэбло, в частности, начинают сооружать крепости-пуэблито, напоминающие крепости древних пуэбло. Пуэблито служат для защиты как от испанцев, так и от набегов ютов и команчей. Традиционные жилища навахо - хоганы - представляют собой сооружения из брёвен, обмазанные глиной. До XIX века продолжался постепенный распад первобытно-общинного строя; при этом навахо фактически сохраняли независимость от испанских колонизаторов и (позднее) мексиканских властей. Утрата независимости произошла после захвата США в 1848 юго-западной части Северной Америки; в 1860-х навахо поселены в резервациях (на территории штатов Аризона, Нью-Мексико и Юта. Исторические земли навахо известны под названием Динета или Динетах. В настоящее время большинство индейцев навахо (около 60 % от общего количества) проживают на территории полуавтономной резервации, известной как Нация навахо. Её территория полностью окружает земли малочисленного народа хопи. Поскольку хопи поддерживают активные контакты с внешним миром, это становится причиной частых конфликтов между ними и навахо за земли и связанные с ними права. Несмотря на неоднократные попытки, Конгресс США пока не смог разрешить конфликт между навахо и хопи.


Навахо-нейшен "Нация навахо"- индейская резервация народа навахо, полуавтономное государственное образование в США, управляемое индейцами навахо. Занимает площадь 67 тысяч км² на северо-востоке штата Аризона, юго-востоке штата Юта и северо-западе штата Нью-Мексико. Крупнейшая индейская резервация на территории США. Ранее территория называлась «Индейская резервация навахо» (Navajo Indian Reservation). 5 апреля 1969 года название на гербе резервации было изменено на "Нация навахо". В 1994 году племенной совет, управляющий резервацией, отверг предложение о замене названия "Навахо" на "Дине", мотивировав это тем, что название дине для народа употреблялось до так называемого Долгого марша навахо, события 1864 года, когда народ навахо был насильственным образом переселён из Аризоны на восток штата Нью-Мексико. Название же резервации должно указывать не на прошлое, а на будущее.


После Долгого марша по договору 1868 года была образована резервация навахо, занимавшая северо-запад штата Нью-Мексико. Однако, хотя договор точно описал границы территории, на местности они никак не были обозначены, и пограничные посты не были установлены, так что сами навахо не придерживались этих границ, и селились на всех территориях, где они жили до депортации. Впервые территория резервации была расширена 28 октября 1878 года, когда президент Резерфорд Хейс подписал указ о передвижении границы на 30 километров западнее. Позже территория неоднократно расширялась в конце XIX и начале XX века. В большинстве случаев расширение проводилось на основе указов, некоторые из которых позже были подтверждены Конгрессом США. В 1887 году федеральное правительство сделало попытку "цивилизовать" индейцев, расселив их на сельскохозяйственных территориях. Часть таких земель была выделена на восточной границе резервации. Земли самой резервации не подлежали преобразованию в сельскохозяйственные, однако позже при расширении границ на востоке резервации племенные земли навахо и сельскохозяйственные земли, не принадлежащие навахо, оказались перемешаны. В 1934 году программа переселения была прекращена.


Площадь резервации составляет 62 362,06 км². Это самая большая индейская резервация США. Резервация со всех сторон окружает резервацию народа хопи. В 1980-е годы Министерство внутренних дел США попыталось объединить резервации навахо и хопи. Это вызвало конфликт, который был юридически разрешён, когда часть земли была сдана в аренду на 75 лет. Несколько территорий, находящихся в штате Нью-Мексико под управлением навахо, не соединяются с основной территорией Нации навахо. Территория резервации представляет собой пустыню. На ней расположены природные памятники различного подчинения, включая национальный монумент Каньон Де Шейи, Долину монументов, национальный монумент Радужный мост и Корабельную скалу. Вся земля считается общей собственностью навахо и управляется правительством Нации навахо.


Согласно переписи 2000 года на территории резервации проживали 173 987 гражданина навахо, что составляет 58,34 % всех индейцев навахо в США. Нация навахо установила, что любой человек, имеющий как минимум четверть крови навахо, может записаться гражданином навахо и получить сертификат индейской крови. В 2004 году Совет Нации навахо проголосовал против предложения снизить эту долю до одной восьмой. К меньшинствам относятся хопи, пайюты, а также американцы европейского этнического происхождения. В 1991 году была проведена реформа управления Нации навахо. В настоящее время резервация имеет три ветви власти - законодательную, исполнительную и судебную. Правительство навахо трижды отказывалось провести реформу управления, как это предполагалось Законом о реорганизации индейцев 1934 года. В 1935 и 1953 годах законодательные инициативы, предложенные федеральным правительством, были отвергнуты, так как навахо считали, что они ущемляют их права на использование полезных ископаемых и на свободу скотоводства. В третий раз, в 1963 году, реформа была сочтена слишком сложной и потенциально угрожающей свободе самоопределения навахо. Проект конституции навахо был одобрен правительственной комиссией, но так и не был ратифицирован правительством навахо. В 2006 году вопрос о принятии конституции снова был поднят.


Все законопроекты Нации навахо должны быть утверждены Министром внутренних дел США, к которому они поступают через Бюро по делам индейцев. Большинство конфликтов между навахо и федеральной властью решаются путём переговоров и принятием политических соглашений. Законы Нации навахо собраны в Кодексе законов. Законодательную власть осуществляет Совет нации навахо (Navajo Nation Council), ранее называвшийся Совет племени навахо (Navajo Tribal Council). В 2010 году Совет состоял из 24 депутатов, которые избираются раз в четыре года зарегистрированными избирателями навахо. До выборов, прошедших в ноябре 2010 года, Совет включал в себя 88 депутатов. В октябре 2010 года 77 из 88 депутатов были обвинены в различных уголовных преступлениях.


Главой исполнительной власти является президент, избираемый раз в четыре года. Структура судебной власти у навахо менялась несколько раз. Так, до Долгого Марша судебную власть осуществляли вожди. В Боске-Редондо суд был прерогативой армии США, а после возвращения навахо в 1868 году - агента по делам индейцев, бывшего представителем федерального правительства США в резервации. В 1892 году был образован суд навахо, в полномочия которого входили дела индейцев. С 1950 года судьи были избранными, что, однако, вызвало ряд проблем, и, когда в 1958 году произошла реорганизация судебной власти, навахо снова вернулись к назначаемым судьям. Судей назначает президент и утверждает Совет нации навахо. Президент имеет право назначать только судей из списка, предоставленного ему Законодательным комитетом Совета. В декабре 1985 года была проведена ещё одна реформа, в результате которой образован Верховный суд нации навахо.


Закон и порядок на территории резервации поддерживаются несколькими организациями, в том числе полицией нации навахо. Продажа алкогольных напитков на территории Нации навахо запрещена.