Огромную опасность представляют для цивилизации глобальные проблемы, являющиеся источником чрезвычайных ситуаций социально-политического характера. Порождаемые ими катастрофы несут человечеству неисчислимые бедствия – массовую гибель людей, огромный экономический ущерб, социальное неблагополучие, непоправимый вред окружающей среде. В связи с этим весьма актуальной задачей мирового сообщества, государств, общественных объединений и каждого человека становятся постоянные и эффективные усилии по противодействию катастрофам, прежде всего по исключению или смягчению побуждающих их глубинных причин.

Вторая половина XX столетия ознаменовалась резким проявлением в жизни современной цивилизации так называемых глобальных проблем – всеобщих, имеющих планетарный масштаб затруднений и противоречий во взаимоотношениях природы и человека, а также внутри общества. В большинстве своём они возникли как плод неконтролируемого развития, принесшего человечеству, с одной стороны, невиданные блага, с другой – поставившего его перед чередой своих кризисных проявлений, несущих угрозу самому существованию цивилизации. К наиболее известным глобальным проблемам относятся демографическая, экологическая, истощения невозобновляемых ресурсов, нехватки продовольствия, межэтнического противостояния, религиозной нетерпимости, терроризма и другие.

Особое место среди них занимают сложнейшие и важнейшие проблемы войны и мира . Происшедшие в XX веке две мировых войны явились социальными катастрофами планетарного масштаба. Противодействие этим катастрофам, управление их рисками – сложная и разнообразная сфера государственной и общественной деятельности.

Несмотря на потепление международных отношений и на относительную цивилизованность человечества в целом, война как способ разрешения спорных вопросов, остаётся распространённым явлением.

Они заключается в том, что из арсенала человечества в качестве средства разрешения международных и других споров до сих пор не исключена война , другие виды военных и межэтнических конфликтов .

1.2.1. Вооружённые конфликты.

Конец XX века ознаменовался появлением нового вида войн – национальных. И они, пожалуй, самые беспощадные. В такой войне не может быть победителей. Политики, её развязавшие, на словах за мирное решение проблемы, но на деле всё выходит иначе. Не следует сбрасывать со счетов и влияние преступных кланов на разжигание конфликтов. Вооружённый конфликт , как правило, не вспыхивает сразу. Обостряется криминогенная обстановка, увеличивается количество тяжких преступлений и убийств, раскрываемость их резко снижается. Убийства и грабежи достигают небывалых размеров. В вооружённый конфликт активно втягивается и гражданское население. В зоне конфликта нередки откровенные акты терроризма, убийств, грабежей и мародёрства, вполне вероятна волна погромов. Увеличивается число вынужденных переселенцев и беженцев. Это усиливает криминогенную обстановку, тем более что идёт быстрое неконтролируемое вооружение гражданского населения. В этих непростых условиях отсутствие у людей элементарных знаний и навыков выживания приводит к неоправданным жертвам.

Вооружённый межэтнический конфликт – это вооружённое противоборство в пределах одного государства между различными незаконными вооружёнными формированиями – экстремистскими группами различной этнической и/или религиозной направленности, а также между такими группами и правительственными войсками и силами правопорядка, воспринимаемыми противостоящей им стороной как выразитель интересов иной этнической и/или религиозной общности. В последнем случае возможен вариант, когда официальные власти и силовые структуры государства прямо или косвенно выступают на стороне одной из конфликтующих национальных, территориальных или религиозных групп (например, Северная Ирландия, Чеченская Республика и т.д.).

Для вооружённого межэтнического конфликта характерны: взаимные территориальные претензии и спор о справедливости границ, разъединяющих этносы; мифологизация истории и активная роль исторической памяти каждой конфликтующей стороны; наличие геополитических союзников у каждой конфликтующей стороны в лице иностранных (чаще всего, соседних) государств; особая роль психологического фактора, информационной и идеологической борьбы за умы гражданского населения, напрямую не вовлечённого в вооружённый конфликт; активное участие в развитии конфликта криминальных структур; опасность перерастания в крупномасштабный конфликт при проведении террористических актов с массовыми трагическими последствиями; отсутствие моральных и правовых ограничений действий конфликтующих сторон, а также территориальных границ конфликта.

В настоящее время обстановка на международной арене характеризуется усилением тенденций к формированию многополярного мира, в котором длившаяся десятилетиями “холодная война” между двумя противоположными системами с острой конфронтацией и безудержной гонкой вооружений ушла в прошлое.

Современный этап развития социально-политической обстановки характеризуется преодолением блоковой политики, сокращением вооружённых сил, ядерных и обычных вооружений, укреплением доверия, расширением сотрудничества ведущих держав. Однако на этапе становления многополярного мира ещё сильны рецидивы попыток создания международных отношений, основанных на односторонних, в том числе военно-силовых, подходах к решению ключевых проблем мировой политики.

Не канула в историю самая большая и самая страшная для человечества угроза – угроза термоядерной войны . По расчётам учёных при обмене ядерными ударами общей мощностью 500 - 10000 Мт, если такое произойдёт, погибнут сразу от 300 млн. до 1 млрд. человек и столько же получат тяжёлые увечья, оставшиеся в живых подвергнутся радиоактивному облучению. Применение ядерного оружия приведёт к резкому уменьшению численности населения, ухудшению его здоровья, появлению новых заболеваний и вызовет необратимые генетические изменения. Сложившееся в природе равновесие нарушится, и еще неизвестно, как будет чувствовать себя человек в такой обстановке. Однако уже сейчас ясно, что люди, выжившие после ядерной катастрофы, окажутся в тяжелейших условиях и само существование человека как биологического вида будет поставлено под сомнение.

Для Российской Федерации не исключаются и социально-политические угрозы, связанные с изменением положения России в мире и сложностями в проведении внутренних реформ.

Анализ всей системы основных угроз безопасности России и её гражданам дан в Концепции национальной безопасности Российской Федерации, утверждённой указом Президента РФ от 17 декабря 1997 года.

Наибольшую угрозу безопасности России в ближайшей перспективе могут представлять:

– реализация планов по расширению НАТО на Восток;

– курс военно-политического руководства США на сохранение мирового лидерства;

возможная эскалация вооружённых конфликтов на южном стратегическом направлении;

– антироссийская направленность в деятельности отдельных мусульманских государств, усиление позиций исламского экстремизма в Закавказье и Центральной Азии.

Новой угрозой глобального характера для России могут стать разрабатываемые в ряде государств Запада средства “информационной войны”, способные вывести из строя или парализовать российскую систему государственного и военного управления. Их особенностью, по замыслу разработчиков, является то, что они могут обеспечить “бескровную” победу без непосредственного вооружённого столкновения.


Похожая информация.


Социально-политический конфликт как бы совмещает в себе со­циальный и политический конфликты, каждый из которых возникает на разных основаниях и решает «свои» проблемы. Кроме того, в этих конфликтах противоборствуют различные по своим качественным характеристикам стороны (субъекты). Основные отличия социально­го конфликта от политического состоят в следующем.

1. В социальном конфликте противоборство происходит между социальными субъектами (индивидами, группами, социальными орга­низациями, движениями и институтами), в политическом конфлик­те - между субъектами политики (политическими партиями, полити­ческими (государственными) институтами, государствами). В ходе развития как социального, так и политического конфликта не исклю­чается трансформация социальных субъектов в политические и на­оборот.

2. Объектом социального конфликта (в узком смысле) являются социальные интересы, потребности, ценности, социальные статусы и т. д., а интегральным объектом политического конфликта - полити­ческая (государственная) власть и властные отношения.

Так как социально-политический конфликт совмещает в себе и социальный и политический конфликты, то в нем одновременно мо­гут взаимодействовать и противодействовать социальные и политиче­ские субъекты. Предметом такого конфликта одновременно могут быть социальные и политические интересы.

Итак, социально-политический конфликт - это противоборство двух и более социальных и политических субъектов (сторон), причи­нами которого являются несовместимые социально-политические интересы, цели и ценности, непосредственно или опосредованно связанные с политической (государственной) властью. Это любой со­циальный конфликт, затрагивающий политические отношения и(или) для решения которого необходимо использовать политиче­ские методы и средства. Например, если в ходе забастовки работни­ков крупного предприятия или целой отрасли не удается решить со­циальные (экономические) проблемы, лежащие в основе конфликта, то забастовка может трансформироваться в политическую акцию с уже политическими требованиями (например, отставки губернатора, правительства, президента). Однако политический характер эта акция может приобрести лишь в том случае, если она «заставит» государст­венные структуры решать возникшие проблемы политическими ме­тодами.

Чаще всего одну из конфликтующих сторон в социально-полити­ческом конфликте представляют большие социальные группы (трудо­вые коллективы, пенсионеры, молодежь, жители региона, этносы и т. д.), а также общественные и находящиеся в оппозиции к власти политические институты (партии, профсоюзы, общественные и по­литические движения). Другой стороной в таком конфликте обычно является правящий политический режим или отдельные его институ­ты и социальные группы, поддерживающие этот режим.



Общим объектом для конфликтующих сторон в социально-поли­тическом конфликте является политическая власть. Но предмет кон­фликта для каждой из сторон может быть свой. Так, для субъектов политики (государства и его институтов, политических партий) объ­ектом конфликта является государственная власть, а предметом - пределы властных полномочий. Для правящего режима основной це­лью в социально-политическом конфликте служит удержание поли­тической власти, сохранение (укрепление) властных полномочий, придание политическому режиму видимости эффективности и леги­тимности. Для социальных субъектов политическая власть, как пра­вило, не является самоцелью (предметом) конфликта. Власть (госу­дарственные органы, должностные лица) здесь рассматривается лишь как причина возникших социальных проблем и(или) как способ (средство) для достижения желаемых социальных целей. Но при оп­ределенных условиях социальные субъекты могут трансформировать­ся в политических и также претендовать на политическую власть.

По масштабам решаемых проблем, по количественному составу и уровню противоборствующих сторон можно выделить следующие виды социально-политических конфликтов:

Региональный - возникает в отдельном регионе РФ. В ходе

развития такого конфликта социальные акторы предъявляют претензии региональным политическим властям. Так, 30 янва­ря в Калининграде собрался многотысячный митинг (от 9 до 12 тыс. человек) с требованием отставки губернатора области Г. Бооса; чя-



Региональный, который в ходе своего развития «выходит» на федеральный уровень («заставляет» решать возникшие пробле­мы федеральные власти). Примером такого конфликта является указанный выше конфликт в городе Пикалево (неоднократные обращения жителей к региональным властям с требованиями выплаты задолженности по заработной плате и возобновления остановленного производства, не дали положительного резуль­тата);

Федеральный (общегосударственный). Такой социально-поли­тический конфликт можно разделить на два подвида: 1) локаль­ный, возникший в одном или нескольких регионах, но по сво­им последствиям имеющий общегосударственное значение;

2) широкомасштабный - охвативший большинство регионов страны и «заставивший» федеральные власти принимать обще­государственные решения. В качестве примера такого конфлик­та можно назвать массовые выступления людей, недовольных монетизацией льгот;

Режимный. В свержении ненавистного политического режима власти участвуют широкие социальные слои населения страны.

Если режимный социально-политический конфликт предпола­гает глубинные качественные преобразования всех сфер жизне­деятельности общества и государства, то он называется социаль­ной революцией". Примерами такого конфликта могут служить: Великая Октябрьская революция 1917 г. в России; Исламская революция в Иране (январь 1978 г. - февраль 1979 г.), в резуль­тате которой был свергнут проамериканский режим шаха Мо­хаммеда Реза Пахлеви;

Международный. В отличие от межгосударственного такой кон­фликт по сути является социально-политическим: во-первых, в конфликтное противоборство вовлекаются как политические, так и социальные акторы; во-вторых, причинами его возникно­вения является столкновение политических, социальных, эко­номических и иных интересов.

Особенностями социально-политического конфликта являются:

1) публичность и открытый характер проявления противоборства сторон. Реальная политика - это сфера разрешения противоречий между большими социальными группами. Поэтому социально-поли­тический конфликт предполагает апелляцию сторон к социальным группам и к широкой общественности;

2) всеобщая значимость. Как уже говорилось, социально-полити­ческий конфликт непосредственно или опосредованно затрагивает интересы больших социальных групп, социальных слоев, классов, об­щества в целом. Поэтому субъекты социально-политического кон­фликта (государство, политические организации, институты элиты и отдельные лидеры) всегда выступают от имени определенной соци­альной общности (социального слоя, класса, этноса, группы интере­сов, всего общества);

3) обусловленность властью (властными отношениями). Основным (интегральным) объектом в социально-политическом конфликте яв­ляется политическая власть;

4) идеологический характер мотивации конфликта. Социаль­но-политический конфликт, как правило, имеет определенные идеологические основания. Политическая идеология представляет собой духовное образование, специально предназначенное для целе­вой и идейной ориентации социального и политического поведения граждан. Она выполняет функции организации, идентификации и мобилизации субъектов и участников социально-политического конфликта;

5) институциональная организованность субъектов конфликта. Чтобы реально претендовать на власть и властные полномочия в об­ществе или на международной арене, субъекты социально-политиче­ского конфликта должны быть организационно оформленными - представлять собой общественную организацию, политическую пар­тию, государственный институт или являться легитимным представи­телем этих органов;

6) «символическая» идентификация. Существенную роль в иденти­фикации, организации и мобилизации масс в социально-политиче­ском конфликте играют идеологические символы. Например, основ­ным символом пролетарской революции считается красное знамя; на президентских выборах в Украине (конец 2004 - начало 2005 г.) про­правительственный блок во главе с Януковичем в качестве своего символа выбрал синий цвет, а оппозиция во главе с Ющенко - оран­жевый. Символы используются как способ и средство самоидентифи­кации и противопоставления сторон в политическом конфликте;

7) конфликт взаимных намерений сторон. Если на обычном рын­ке конкурируют и «конфликтуют» товары и услуги, то на политиче­ском поле - идеи, лозунги, программы, заявления. Конкурирующие и конфликтующие стороны предлагают «товары» и «услуги», кото­рые не поддаются адекватной оценке, их нельзя взвесить или попро­бовать на вкус. В социально-политическом конфликте на первый план выходит не качество самого товара, а эффективность его рекла­мирования - политические PR-технологии, политический марке­тинг;

8) наличие легитимных лидеров. Политическое противостояние, как правило, трансформируется в противостояние политических ли­деров, а сами лидеры нередко становятся символами социально-по­литического движения и гарантами выполнения данных обещаний. Поэтому противники стремятся любыми способами дискредитиро­вать не столько идеи и программы оппонента, сколько «носителя» и гаранта этих идей;

9) правовые коллизии. Институционализация социально-полити­ческого конфликта - одно из важнейших условий его урегулирова­ния и разрешения, и в этом плане он во многом схож с юридическим конфликтом. Однако, если для урегулирования юридического кон- 16* фликта предполагается привлечение узкого круга юристов-профес- сионалов, то противоборствующие стороны социально-политическо­го конфликта стремятся заручиться поддержкой (вовлечь в конфликт) максимально возможное число «непосвященных». Здесь, по сути, речь идет о соотношении (столкновении) таких понятий (категорий), как «законность» и «легитимность»; первая апеллирует к юридиче­ским нормам права, вторая - к социальной (политической) справед­ливости;

10) односторонняя «законность» насилия. Применение насилия в социально-политическом конфликте считается законным только со стороны правящего режима. В иных случаях оно воспринимается как девиация и преследуется по закону. Однако в режимных конфликтах оппозиционная сторона может игнорировать существующие правила политической борьбы, требовать их изменения, действовать «неза­конными» методами, подстрекать широкие слои населения к массо­вым выступлениям и неповиновению властям;

11) национальные и социокультурные особенности. История и по­вседневная практика показывают, что в разработке теории социаль­но-политического конфликта и в практическом ее применении необ­ходимо учитывать «местные» и «временные» особенности страны и уровень политической культуры;

12) возможность трагических последствий. Широкомасштабный социально-политический конфликт способен до основания разру­шить политическую и социальную структуру общества и ввергнуть страну в пучину «смутного времени», что не раз случалось в истории России. Социальные революции и мировые войны приводят к гибели десятков миллионов людей, колоссальным разрушениям и матери­альным затратам.

Причины возникновения:

К. Маркс полагал, что в основе социально-классового конфликта лежат отношения собственности на средства производства. Л. Козер считал, что все виды социальных конфликтов обусловлены дефици­том ресурсов. С точки зрения Р. Дарендорфа, основной причиной конфликтов в обществе является борьба за власть.

Р. Гарр в качестве одной из основных причин возникновения политического конфликта рассматривает относительную депривацию.

По мнению Л.Н. Тимофеевой, конфликт таится в самой природе политической власти, призванной согласовывать, координировать различные интересы людей. Она выделяет следующие источники воз­никновения политического конфликта:

1)сами общественные отношения - отношения неравенства;

2)расхождение людей в базовых ценностях и политических идеалах;

3)идентификация граждан (социальная, религиозная, политиче-; ская и др.);

4)недостатки, ошибки, искажения в технологии политической коммуникации;

5)социально-психологические свойства политических субъектов, борющихся за власть.

Е.М. Бабосов причинами политических конфликтов считает:

Отношения господства и подчинения, которые разделяют людей на властвующих и подчиняющихся;

Коренные расхождения политических идеалов и предпочтений, ценностных ориентаций индивидов, социальных групп и общ­ностей;

Совокупность факторов, связанных с процессами идентифика­ции граждан, осознания ими своей принадлежности к полити­ческим, социальным, этнонациональным, религиозным, суб­культурным общностям;

Конфликтность самой политической системы, которая неиз­бежно порождает государственно-правовые конфликты.

По мнению Б.В. Коваленко, А.И. Пирогова и О.А. Рыжова, в ос­нове политического конфликта лежат различные виды политических кризисов:

Кризис идентичности, обусловленный распадом идеалов и ценно­стей, доминирующих в политической культуре данного общества;

Кризис распределения материальных и культурных благ, заклю- и чающийся в неспособности властных структур обеспечить ус­тойчивый рост материального благосостояния населения;

Кризис участия - обусловлен низким уровнем вовлеченности граждан в управление;

Кризис «проникновения» - стремление правящего класса реали­зовать свои решения во всех сферах общественной жизни;

Кризис легитимности - несоответствие осуществляемых целей режима и массовых представлений о нормах его функциониро­вания.

Все многообразие причин возникновения внутригосударствен­ных политических конфликтов можно свести к трем основным:

1) ущемление базовых социально-экономических и политических интересов значительной части населения страны. Этим может быть обусловлено возникновение следующих видов политических кон­фликтов:

Конфликт легитимности власти, в основе которого лежат: а) со­циально-экономические причины, например распределение общественного продукта между различными социальными классами и слоями (например, в России разрыв в доходах между бедными и богатыми (децильный коэффициент) составляет 17,5); б) политико-правовые причины (например, нарушение политических прав и свобод граждан).

Ущемление базовых потребностей может быть вызвано как объ­ективными, так и субъективными факторами.

Объективные факторы:

Кризис естественного социально-экономического развития об­щества (например, кризис СССР в 1980-е гг.);

Трудности, связанные с радикальным реформированием соци­ально-политической системы общества;

Непредвиденные обстоятельства (стихийное бедствие, мировой финансовый кризис, внешние войны и т. д.).

" Субъективные факторы:

Явные просчеты в социально-экономической политике (неком­петентность);

Нежелание правящей элиты учитывать коренные интересы и потребности подвластных классов и социальных слоев;

Осознание (восприятие) подвластными социальными слоями и классами существующей политической системы распределения ресурсов (в том числе власти) как несправедливой и незаконной (кризис легитимности).

Если значительная часть населения страны не находит своего места в существующей социально-политической структуре общества и не может удовлетворить свои базовые потребности в рамках сущест­вующих социально-политических институтов, то она будет стремить­ся разрушить или радикально изменить эти институты. Массовые со­циально-политические протесты, прошедшие в России в конце 2011 - первой половине 2012 г., наглядный пример проявления неудовлетворенности значительной части россиян состоянием дел в стране;

2) различия в оценках, ценностных ориентациях, целях, пред­ставлениях по поводу политического и социально-экономического развития общества (различия политических культур). Так, поданным социологических исследований, в начале 2011 г. 43 % россиян счита­ли, что Россия находится на ложном пути своего развития, 47 % - полагали, что Россия находится на верном пути. Эти данные свиде­тельствуют о том, что российское общество в своих представлениях и ценностных ориентациях раскололось на две примерно равные части, между которыми возможны конфликты;

3) борьба между различными группами интересов (кланами, эли­тами, блоками и др.) за власть и ресурсы в обществе. Такая борьба яв­ляется наиболее распространенным основанием для инициирования социально-политических конфликтов «сверху». На данном основа­нии могут возникнуть следующие виды конфликтов:

Конфликт, обусловленный борьбой за власть и ресурсы в рамках существующей политической системы. Причины, цели и задачи этих конфликтов обычно завуалированы и не очень понятны для большинства граждан. Победа той или иной политической группировки в таком конфликте, как правило, ничего не меняет в условиях жизни населения. При мерами подобных конфлик­тов являются «цветные революции», произошедшие в начале нынешнего века в Грузии, Украине, Киргизии. Опасность таких «клановых» конфликтов для общества заключается в том, что для достижения своих индивидуальных и групповых интересов политические группировки и лидеры стремятся привлечь на свою сторону большие социальные группы, что может привести к насилию и гражданской войне;

Конфликт, обусловленный борьбой между оппозиционной и пра­вящей политической элитой за радикальное изменение социаль­но-политической (экономической) системы. Примерами таких конфликтов могут служить горбачевская «перестройка» (конец 1980-х гг.) и ельцинская «либерализация» (начало 1990-х гг.);

Конфликт идентичности, суть которого состоит в том, что люди делятся по определенным признакам (социальным, этниче­ским, политическим и др.) на «своих» и «чужих».

Введение

    Глобальные социально политические проблемы. Негативные проявления гонки вооружений и задачи разоружения

Заключение

Список литературы

Введение

В современном научном мире есть множество трактовок понятия цивилизации. Её изучение всегда привлекало политиков , социологов, историков и философов . Разнообразные теории становления и развития как общемировой, так и локальных, отдельно взятых цивилизаций всегда вызывали споры среди ученых. Неотъемлемой частью этих споров является место России в мировой цивилизации, её принадлежность к той или иной линии развития. Западники , славянофилы, евразийцы – направлений дискуссий множество. Но цель этих дискуссий одна – понять насколько самобытна цивилизация России. Некоторые версии построены исключительно на исторических фактах, другие основываются только на идеологии. Но нельзя не признать, что социально – политический подход к изучению этой проблемы невозможен без таких самостоятельных наук, как история и философия . Попытаемся дать объективный анализ цивилизационного развития России в контексте развития мировой цивилизации.

Вводной, для рассмотрения второго вопроса этой работы можно взять определение политолога В.А. Мальцева: «Глобальные проблемы современности являются комплексными и всеобъемлющими. Они тесно переплетены между собой, с региональными и национально-государственными проблемами. В их основе - противоречия глобального масштаба, затрагивающие основы существования современной цивилизации. Обострение противоречий в одном звене ведет к деструктивным процессам в целом, порождает новые проблемы. Разрешение глобальных проблем осложняется также и тем, что пока еще низок уровень управления глобальными процессами со стороны международных организаций, их осознавания и финансирования со стороны суверенных государств. Стратегия выживания человека на основе решения глобальных проблем современности должна вывести народы на новые рубежи цивилизованного развития».

    Понятие цивилизации. Две исторические линии и место России в потоке мировых цивилизаций

ЦИВИЛИЗАЦИЯ-ступень в развитии общества; уровень социального и культурного развития, который связан с разделением труда.

2.Россия является частью восточной цивилизации. На этой точке зрения стоят многие современные западные историки .

3.Россия является носителем самобытной славянской цивилизации. Историки и ученые этого направления, названные «славянофилами», такие как Н. Киреевский, С. Хомяков, К. Аксаков , Ю. Самарин, в 40-х гг. XIX в., когда Россия стояла на пороге реформ, отстаивали самобытность, «славянский характер» русского народа.

4.Россия является примером особой евроазиатской цивилизации. Сторонники этой теории, имевшей хождение в 50-х гг. XX в., опирались на географическое положение России , многонациональный ее характер и многие общие черты как восточной, так и западной цивилизации, проявляющиеся в российском обществе.

Рассмотрим эти четыре точки зрения подробнее.

Западники или «европеисты» предложили рассматривать Россию как составную часть Европы и, следовательно, в качестве неотъемлемого составного элемента западной цивилизации. Они полагали, что Россия, хотя и с некоторым отставанием, развивалась в русле западной цивилизации, что по своей культуре, экономическим связям, христианской религии Россия лежит ближе к Западу, чем к Востоку , и должна стремиться к сближению с Западом. Период Петровских преобразований сделал значительный шаг в этом направлении. В пользу такой точки зрения говорят многие характеристики российской истории. Абсолютное большинство населения России исповедует христианство и, следовательно, привержено тем ценностям и социально-психологическим установкам, которые лежат в основе западной цивилизации. Реформаторская деятельность многих государственных деятелей: князя Владимира , Петра I, Екатерины II, Александра II направлены на включение России в западную цивилизацию. Бесспорно, культура России давно вошла в культуру Запада. Это в первую очередь относится к христианству , просветительству, социальному утопизму, авангардизму , элементам рационализма.

Сторонники теории, что Россия относится к странам с восточным типом цивилизации считают, что те немногочисленные попытки приобщения России к Западной цивилизации закончились неудачно и не оставили глубокого следа в самосознании российского народа и его истории. Россия всегда была разновидностью восточной деспотии. Одним из важнейших аргументов в пользу такой позиции является цикличность развития России: за периодом реформ неизбежно следовал период контрреформ, за реформацией - контрреформация. Сторонники данной позиции также указывают на коллективистский характер менталитета российского народа, отсутствие в российской истории демократических традиций, уважения к свободе, достоинству личности, вертикальный характер общественно-политических отношений, их преимущественно подданическую окраску и т. д. Так, американский историк Д. Тредголд, определяя принадлежность России к восточной цивилизации, отмечает следующие общие черты: для восточного общества характерен политический монизм - сосредоточенность власти в одном центре; социальный монизм, означающий, что права и собственность разных общественных групп определяются центральной властью ; слабо выраженный принцип собственности, которая всегда условна и не гарантирована властью; произвол, суть которого в том, что властвует человек , а не закон. Именно такая модель общества, считает Тредголд, возникла и укрепилась в процессе становления Московского государства в XV-XVII вв. С реформ Петра I Россия начала сдвиг к западной модели. И только к 1917 г. ей удалось вплотную подойти к рубежу, разделяющему западную и восточную модели, но Октябрьская революция вновь отдалила Россию от Запада.

Но наиболее крупным течением в исторической и общественной мысли России является идейно-теоретическое течение, отстаивающее идею самобытности России. Сторонниками этой идеи являются славянофилы, евразийцы и многие другие представители так называемой «патриотической» идеологии.

Славянофилы считали особенностями русской истории православие , общинный быт, коллективистский характер труда. В результате великого переселения народов в начале новой эры восточные славяне оказались на девственной, нетронутой земле в отличие от их сородичей по арийской ветви франков и германцев, расселившихся в бывших провинциях Римской империи и положивших начало истории Западной Европы. Таким образом, русское государство развивается " из самого себя". Этими первичными условиями жизни русских славян, по словам В.О. Ключевского, определялась сравнительная простота их общественного состава, а равно и значительная своеобразность и этого развития и этого состава. Славянофилы, идею самобытности российской истории связывали с исключительно своеобразным путем развития России, и, следовательно, с исключительным своеобразием русской культуры. Исходный тезис учения славянофилов состоит в утверждении решающей роли православия для становления и развития русской цивилизации. По мнению А. С. Хомякова, именно православие сформировало «то исконно русское качество, тот «русский дух», который создал русскую землю в ее бесконечном объеме». Основополагающей идеей русского православия, а, следовательно, и всего строя русской жизни является идея соборности. Соборность проявляется во всех сферах жизнедеятельности русского человека: в церкви, в семье, в обществе, в отношениях между государствами . По мнению славянофилов, соборность является тем важнейшим качеством, которое отделяет русское общество от всей западной цивилизации. Западные народы, отойдя от решений первых семи Вселенских соборов, извратили христианский символ веры и тем самым предали забвению соборное начало. И это породило все изъяны европейской культуры и прежде всего ее меркантилизм и индивидуализм. Русской цивилизации присущи высокая духовность, базирующаяся на аскетическом мировоззрении, и коллективистское, общинное устройство социальной жизни. С точки зрения славянофилов, именно православие породило специфическую, социальную организацию - сельскую общину, «мир», который имеет в себе хозяйственное и нравственное значение. В описании сельскохозяйственной общины славянофилами явственно виден момент ее идеализации, приукрашивания. Экономическая деятельность общины представляется как гармоническое сочетание личностных и общественных интересов, а все члены общины выступают по отношению друг к другу как «товарищи и пайщики». Вместе с тем, они все же признавали, что в современном устройстве общины имеются негативные моменты, порожденные наличием крепостного права. Славянофилы осуждали крепостное право и выступали за его отмену. Однако главное достоинство сельской общины славянофилы видели в тех духовно-нравственных принципах, которые она воспитывает у своих членов: готовность постоять за общие интересы, честность , патриотизм и т. д. По их мнению, возникновение этих качеств у членов общины происходит не сознательно, а инстинктивно, путем следования древним религиозным обычаям и традициям. Основываясь на принципиальной установке, что община является лучшей формой социальной организации жизни, славянофилы требовали сделать общинный принцип всеобъемлющим, т. е. перенести его в сферу городской жизни, в промышленность. Общинное устройство должно быть также положено в основу государственной жизни и способно, по их словам, заменить собой «мерзость административности в России». Славянофилы верили, что по мере распространения «общинного принципа» в российском обществе будет все более укрепляться «дух соборности». Ведущим принципом социальных отношений станет самоотречение каждого в пользу всех. Благодаря этому в единый поток сольются религиозные и социальные устремления людей. В результате будет выполнена задача нашей внутренней истории, определяемая ими как «просветление народного общинного начала». Славянофильство базируется на идеологии панславянизма. В основе их представления об особой судьбе России лежит идея об исключительности, особости славянства.

Евразийцы, в отличие от славянофилов, настаивали на исключительности России и русского этноса. Эта исключительность, по их мнению, определялась синтетическим характером русского этноса. Россия представляет собой особый тип цивилизации, который отличается как от Запада, так и Востока. Этот особый тип цивилизации они называли евразийским. В евразийской концепции цивилизационного процесса особое место отводилось географическому фактору (природной среде) - «месторазвитию» народа. Эта среда, по их мнению, определяет особенности различных стран и народов, их самосознание и судьбу. Россия занимает срединное пространство Азии и Европы, приблизительно очерчиваемое тремя великими равнинами: Восточно-Европейской, Западно-Сибирской и Туркестанской. Эти громадные равнинные пространства, лишенные естественных резких географических рубежей, наложили отпечаток на историю России, способствовали созданию своеобразного культурного мира. Значительная роль в аргументации евразийцев отводилась особенностям этногенеза русской нации. Русский этнос формировался не только на основе славянского этноса, но под сильным влиянием тюркских и угрофинских племен. Особо подчеркивалось влияние на российскую историю и русское самосознание восточного «туранского», преимущественно тюркско-татарского элемента, связанного с татаро-монгольским игом. Методологические установки евразийцев в значительной мере разделял и видный российский мыслитель Н.А. Бердяев. Одной из важнейших характеристик русской народной индивидуальности, по мнению Бердяева, является ее глубокая поляризованность и противоречивость: «Противоречивость и сложность русской души может быть связана с тем, что в России сталкиваются и приходят во взаимодействие два потока мировой истории: Восток и Запад. Русский народ есть не чисто европейский и не чисто азиатский народ. Россия есть целая часть света, огромный Востоко-Запад, она соединяет два мира. И всегда в русской душе боролось два начала, восточное и западное». Н.А. Бердяев считает, что существует соответствие между необъятностью, безграничностью русской земли и русской души. В душе русского народа есть такая же необъятность, безграничность, устремленность в бесконечность, как и в русской равнине. Русский народ, утверждает Бердяев, не был народом культуры, основанной на упорядоченных рациональных началах. Он был народом откровений и вдохновений. Два противоположных начала легли в основание русской души: языческая дионистическая стихия и аскетически-монашеское православие. Эта двойственость пронизывает все основные характеристики русского народа: деспотизм, гипертрофию государства и анархизм , вольность, жестокость , склонность к насилию и доброта, человечность, мягкость, обрядоверие и искание правды, индивидуализм, обостренное сознание личности и безличный коллективизм, национализм, самопохвальство и универсализм, всечеловечность, мессионерскую религиозность и внешнее благочестие, искание Бога и воинствующее безбожие, смирение и наглость, рабство и бунт. Эти противоречивые черты русского национального характера и предопределили, по мнению Бердяева, всю сложность и катаклизмы российского развития.

Подведём итоги, исходя из рассмотренных точек зрения на цивилизационное развитие России.

Важнейшей стороной понятия цивилизации является многообразие, многоуровневость, многоплановость и масштабность. Цивилизация – это масштабное, сложноорганизованное предприятие, включённое в мировое целое самым непосредственным образом и оказывающее существенное влияние на это целое. Россия целиком вписывается в рамки данного определения. Самоидентификация большинства россиян имеет своим пределом именно принадлежность к России, а не осознание себя «человеком Запада» или «человеком Востока». Совсем не случайно и то, что во всём массиве литературы, посвящённой России, едва ли найдётся какая – либо значительная публикация, в которой бы однозначно признавалась принадлежность России к какой – либо из цивилизаций – западной или восточной. Даже для самых горячих российских западников российская «западность» выступала и выступает в качестве проекта наиболее предпочтительного будущего, а не в качестве очевидности и данности. В работах зарубежных исследователей за Россией, как правило, закрепляется самостоятельное место во всемирном целом. Зарубежные авторы независимо от своего отношения к России, положительного или отрицательного, отводят ей роль значительного и самостоятельного фактора мировой жизни. Не подвергают сомнению понимание России как самостоятельной цивилизации и многие современные отечественные исследователи.

История России нередко прерывалась, вследствие чего следует говорить не об одной, а о нескольких Россиях : Киевская Русь , Московская Русь , Россия Петра I, Россия советская и т. д. Надо помнить, что прерывность истории и связанное с этим наличие ряда резко различных обликов страны не является исключительной особенностью России. Очевидно, что та или иная страна , взятая в определённую, достаточно длинную историческую эпоху, либо принадлежит к одной из существующих цивилизаций, либо тяготеет к одной из них, либо, наконец, сама по себе представляет отдельную цивилизацию. Именно последнее относится к России.

Российская цивилизация – многонациональное образование . Это означает, что свой вклад в особенности образа жизни и мысли России вносили и продолжают вносить представители самых различных народов и культур. Вместе с тем, есть все основания полагать, что круг народов, входящих в состав российской цивилизации, принципиально ничем не ограничен. Вполне вероятно, что в него в будущем будут входить в том числе и те, которые ранее для России не были характерны , рассматривались как диковинные, например, китайцы, африканцы или индусы. Однако по мере интеграции в российское общество они могут становиться носителями специфического российского образа жизни и мысли, впрочем, без обязательной утраты исконно присущих особенностей их социально – психологической культуры.

Цивилизацию России можно изучать на различных временных срезах её существования. Понятно, что особенно важно и интересно знать и понимать её сегодняшнее состояние. Образ жизни и мыслей в России сегодняшней и есть то, что можно назвать нынешним состоянием российской цивилизации.

3. Глобальные социально-политические проблемы, негативные проявления гонки вооружений и задачи разоружения

Глобальными проблемами социально-политического характера являются:

Предотвращение ядерной войны;

Прекращение гонки вооружений, разрешение региональных, межгосударственных конфликтов ;

- строительство ненасильственного мира, на основе утверждения доверия между народами, упрочения системы всеобщей безопасности.

Во второй половине XX в. человечество столкнулось с группой проблем, от решения которых зависит дальнейший социальный прогресс, судьбы цивилизаций. Эти проблемы получили название глобальных (в переводе с лат. «глобус» - Земля , земной шар). К ним относятся в первую очередь следующие: предотвращение угрозы новой мировой войны, преодоление экологического кризиса и его последствий, сокращение разрыва в уровне экономического развития между развитыми странами Запада и развивающимися странами «третьего мира», стабилизация демографической ситуации на планете. Всё большее значение приобретают также проблемы охраны здоровья и предотвращения СПИДа, наркомании , возрождение культурных и нравственных ценностей, борьба с международным терроризмом.

Размышляя о причинах появления глобальных проблем, учёные указывают прежде всего на возникшую всемирную общность людей, целостность современного мира, которую обеспечивают в первую очередь глубинные экономические связи, усилившиеся политические, культурные контакты, новейшие средства массовой коммуникации. В условиях, когда планета становится единым домом человечества, многие противоречия, конфликты , проблемы могут перерасти локальные рамки и приобрести глобальный общемировой характер.

Но дело не только в этом. Сама активно преобразующая деятельность человека по мощи и последствиям (как творческим, так и разрушительным) теперь сопоставима с самыми грозными силами природы. Вызвав к жизни могучие производительные силы, человечество не всегда может поставить их под свой разумный контроль . Уровень общественной организации, политическое мышление и экологическое сознание , духовно-нравственные ориентации ещё весьма далеки от требований эпохи.

Глобальными следует считать те проблемы, которые затрагивают не какого-то конкретного человека, не какую-то группу людей, даже отдельно взятую страну или группу стран, а те, которые затрагивают жизненные интересы большинства человечества и могут касаться любого отдельно взятого человека. Расширение и углубление экономических, социальных, политических, социокультурных, политико-культурных и иных связей и институтов оказывают всё более растущее влияние на повседневную жизнь людей в самых отдалённых частях земного шара.

В то же время действия национальных государств и даже локальных общин могут иметь важные глобальные последствия. Любое локальное событие может так или иначе приобрести мировую значимость и, наоборот, любое мировое событие - радикально изменить положение вещей в отдельно взятых регионах, странах , локальных общинах.

Итак, проблемы, порождённые фундаментальными изменениями условий жизни мирового социума , угрожающими его существованию, получили название – глобальных проблем современности. Первой такой проблемой стала впервые появившаяся в истории реальная опасность самоуничтожения человечества, связанная с возникновением ядерного оружия и наращиванием ядерных потенциалов. Эта проблема была впервые сформулирована как глобальная в известном манифесте А. Эйнштейна, Б. Рассела и девяти других видных учёных, опубликованном в 1955 г. Особую остроту проблема ядерного уничтожения приобрела после создания отечественными учёными под руководством академика Н.Н. Моисеева модели глобального климата «ядерной зимы» - математического описания процессов, которые могут произойти в результате ядерной войны в живой и неживой природе и в обществе. Вслед за угрозой ядерного самоуничтожения человечества были осознаны энергетическая и экологическая проблемы.

Гонка вооружений – ключевая проблема, от которой зависит решение всех остальных. В условиях противостояния двух мировых сверхдержав – СССР и США – в принципе не могло быть никакого глобального подхода к решению остальных проблем. Начало ее было связано с атомным оружием. Как известно, в 1945 г. США оказались единственной ядерной державой в мире. В ходе войны с Японией они взорвали атомные бомбы над японскими городами Хиросимой и Нагасаки. Стратегическое превосходство привело к тому, что американские военные стали строить различные планы превентивного удара по СССР. Но американская монополия на ядерное оружие сохранялась только четыре года. В 1949 г. СССР провел испытания своей первой атомной бомбы. Это событие стало настоящим потрясением для западного мира. В ходе дальнейших форсированных разработок в СССР вскоре было создано ядерное, а затем и термоядерное оружие. Воевать стало очень опасно для всех, и чревато очень дурными последствиями. Накопленный ядерный потенциал был огромен, но гигантские запасы губительного оружия пользы не приносили, а затраты на их производство и хранение росли. Если раньше говорили «мы вас можем уничтожить, а вы нас – нет», то теперь формулировка изменилась. Стали говорить «вы нас 38 раз уничтожить можете, а мы вас – 64!». Споры бесплодные , особенно, учитывая, что, если бы началась война , и один из противников применил бы ядерное оружие, очень скоро ничего не осталось бы не только от него, но и от всей планеты.

Гонка вооружений нарастала стремительными темпами. Стоило одной из сторон создать какое-либо принципиально новое оружие, как ее противница бросала все силы и ресурсы , чтобы добиться того же. Безумное соревнование затронуло все области военной промышленности. Соревновались везде: в создании новейших систем стрелкового оружия, в новых конструкциях танков, самолетов , кораблей и подводных лодок, но пожалуй самым драматическим было соревнование в создании ракетной техники. Весь, так называемый, мирный космос в те времена был даже не видимой частью айсберга , а снежной шапкой на видимой части. США обогнали СССР по количеству ядерных вооружений. СССР обогнал США в ракетостроении. СССР первым в мире запустил спутник, а в 1961 году первым отправил в космос человека. Выносить столь наглядное превосходство американцы не могли. В итоге – их высадка на Луну. В этот момент стороны достигли стратегического паритета. Однако это не остановило гонку вооружений. Наоборот, она распространилась на все отрасли, имеющие хоть какое-то отношение к вооружениям. Сюда можно, например, отнести гонку по созданию суперкомпьютеров . Здесь Запад взял безусловный реванш за отставание в области ракетостроения, поскольку по чисто идеологическим причинам СССР прозевал рывок в этой области, приравняв кибернетику заодно с генетикой к «продажным девкам империализма». Гонка вооружений коснулась даже образования. После полета Гагарина, США были вынуждены пересмотреть основы системы образования и ввести принципиально новые методы обучения

Гонка вооружений была впоследствии добровольно приостановлена обеими сторонами. Был заключен ряд договоров , ограничивающих накопление вооружений. Таких, как например, Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой (5.08.1963г.), Договор о нераспространении ядерного оружия, создания безъядерных зон (1968г.), соглашения по ОСВ-1(ограничение и сокращение стратегических вооружений) (1972г.), Конвенции о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического и токсинного оружия и об их уничтожении (1972г.) и многих других.

Война как способ разрешения международных проблем, несущий с собой массовые разрушения и гибель многих людей, порождающий стремление к насилию и дух агрессии, осуждалась мыслителями – гуманистами всех исторических эпох. И действительно, из четырёх с лишним тысяч лет известной нам истории лишь около трёхсот были полностью мирными. Всё остальное время в том или ином месте Земли полыхали войны. ХХ в. вошёл в историю как эпоха, породившая две мировые войны, в которых участвовали десятки стран и миллионы людей.

По единодушной оценке многих учёных и политических деятелей, третья мировая война , если она разразится, станет трагическим финалом всей истории человеческой цивилизации. Расчёты , проведённые исследователями разных стран, в том числе нашей, показывают, что наиболее вероятным и самым губительным для всего живого следствием ядерной войны станет наступление «ядерной зимы». Последствия ядерной войны станут катастрофическими не только для тех, кто будет участвовать в ней, - они коснутся всех. Вот почему предотвращение ядерной войны является глобальной проблемой современности. Можно ли предотвратить ядерную войну? Ведь многие военные арсеналы всех стран мира, обладающих ядерным оружием, наполнены самыми разными его видами. Не прекращаются испытания новейшей военной техники. Даже 5 % уже накопленных великими державами ядерных запасов достаточно, чтобы ввергнуть планету в необратимую экологическую катастрофу. Не прекращаются и локальные военные конфликты, каждый из которых таит опасность перерастания в региональный и даже мировой. стали разрабатывать Договор о нераспространении ядерного оружия. Они и стали первыми участниками этого договора . Он был подписан 01.07.1968 года, но вступил в силу в марте 1970 года. Франция и Китай вступили в этот договор несколько десятилетий спустя.

Его основные цели - предотвратить дальнейшее распространение ядерного оружия, стимулировать сотрудничество в сфере использования атома в мирных целях при гарантиях сторон-участников, способствовать проведению переговоров о прекращении соперничества в сфере разработки ядерного оружия с конечной целью его полной ликвидации.

По условиям этого Договора ядерные государства берут обязательства не оказывать содействия безъядерным государствам в приобретении ядерных взрывных устройств. Безъядерные государства обязуются не производить и не приобретать такие устройства. Одно из положений Договора предписывает МАГАТЭ осуществлять меры по обеспечению гарантий, включая инспекцию ядерных материалов , используемых в мирных проектах безъядерными государствами - участниками Договора. В Договоре о нераспространении ядерного оружия(статья 10, пункт 2) говорится, что через 25 лет после вступления Договора в силу созывается конференция для того, чтобы решить, должен он оставаться в силе или нет. Отчёты конференции проводились согласно условиям Договора каждые пять лет, и в 1995 году, когда он подошел к завершению 25- летнего периода действия, стороны - участники единогласно выступили за бессрочное его продление. Они также приняли три обязательные Декларации принципов: - подтверждение ранее принятых обязательств в отношении ядерного оружия и прекращение всех ядерных испытаний; - усиление процедур контроля за разоружением; - создание безъядерной зоны на Ближнем Востоке и строгое соблюдение условий Договора всеми странами без исключения.

Участниками договора являются 178 государств, включая существующие ядерные державы, которые выступили за режим контроля над ракетными технологиями. Также есть четыре страны, проводящие ядерную деятельность, которые не вступили в Договор: Израиль, Индия , Пакистан , Куба . Важным элементом укрепления режима нераспространения стала помощь Запада в этой области. Эта помощь показывает, что Запад не хочет видеть в странах СНГ источник распространения угроз. На саммите большой восьмерки в Канаде в июле 2002 года были приняты важные решения по вопросам международного терроризма и распространению ядерного оружия.

Важнейшими составными элементами режимов нераспространения ядерного и другого оружия массового уничтожения являются: - безопасность хранения, складирования, транспортировки оружия массового уничтожения и материалов, пригодных для его производства; - система предотвращения незаконного оборота ядерного и другого оружия массового уничтожения и материалов.

Опасность глобального самоуничтожения ядерным (химическим, биологическим) оружием после прекращения конфронтации между Востоком и Западом не исчезла – она вырвалась из - под контроля сверхдержав и теперь связана с угрозой не только со стороны государств, но и со стороны негосударственного терроризма. Терроризм - это очень большая проблема в наше время. Современный терроризм выступает в форме террористических актов, имеющих международный масштаб. Терроризм появляется, когда общество переживает глубокий кризис , в первую очередь-кризис идеологии и государственно-правовой системы. В таком обществе появляются различные оппозиционные группы - политические, социальные, национальные, религиозные. Для них становится сомнительной законность существующей власти. Терроризм как массовое и политически значимое явление - результат повальной "деидеологизации", когда отдельные группы в обществе легко ставят под сомнение законность и права государства, и тем самооправдывают свой переход к террору для достижения собственных целей. Трагические события 11 сентября 2001 года в США подчеркнули опасность возможного попадания оружия массового поражения в руки террористов. Эта атака могла иметь еще более разрушительные последствия, если бы террористам удалось получить и использовать химическое, биологическое или ядерное оружие. Одним из наиболее эффективных способов предотвращения такого рода угрозы, является укрепление многосторонних режимов, уже разработанных для запрета использования ядерного, химического, биологического оружия и недопущению его распространения.

Ключевыми задачами разоружения являются – поддержание международного мира и безопасности, многостороннее разоружение и ограничение вооружений. Высший приоритет отдается сокращению и, в конечном счете, ликвидации оружия массового уничтожения. Хотя цель уменьшения угрозы ядерного, химического и биологического оружия остается на протяжении многих лет неизменной, масштабы обсуждений и переговоров по разоружению меняются, что отражает эволюцию политических реалий и международной ситуации

На данный момент не все имеют представление о существующей опасности, о возможности и размере катастрофы с применением оружия массового уничтожения. Человечество не уделяет должного внимания этой проблеме из-за неосведомлённости и неосознанности всей глубины проблемы. Ни в коем случае не надо забывать о том, что угроза применения оружия массового уничтожения, к сожалению, присутствует в повседневной жизни через активную пропаганду насилия. Это явление происходит во всём мире. Предотвращение угрозы распространения оружия массового уничтожения признано Россией, США и другими странами как одна из основных задач обеспечения их национальной безопасности. Вопросами безопасности относительно вооруженных конфликтов и решением глобальных проблем занимаются учёные, политические деятели, неправительственные организации. В ходе работы проводятся международные и региональные конференции, семинары и совещания, издаются доклады и сборники статей.

Все глобальные проблемы пронизаны идеей географического единства человечества и требуют широкого международного сотрудничества для своего решения. С точки зрения нового политического мышления, достижения прочного мира на Земле возможно лишь в условиях установления нового типа отношений между всеми государствами - отношения всестороннего сотрудничества. Отсюда необходимость многопланового подхода, отвечающего всему спектру проблем, нового уровня партнёрства как между государствами, так и между негосударственными структурами, поскольку усилий одних лишь правительств недостаточно, чтобы решить любую из стоящих перед миром глобальных проблем.

Заключение

Рассмотрев вопросы, поставленные в этой работе можно сделать следующие выводы: - общий смысл мирового развития можно рассматривать как параллельное становление двух типов цивилизаций; - выбор пути развития, приобщение к западной или восточной модели общественного устройства для современной России имеет особое значение, в аспекте реформации страны; - обновлённое общество является воплощением достижений мировой цивилизации и исторического творчества народов России; - глобальные проблемы современности тесно связаны между собой; - решение глобальных проблем должно быть комплексным; - без применения соответствующих мер, угроза безопасности мира может выйти из-под контроля мирового сообщества.

Итак, каким путем идти России, какую цивилизацию выбрать? Ответ таков: опираясь на общемировые тенденции общественного прогресса, Россия воспримет те черты цивилизаций, которые будут способствовать поступательному движению вперед и отторгнет те, которые будут этому препятствовать.

Решение глобальных проблем предполагает создание такого миропорядка, который основывался бы на следующих исходных принципах: - признание приоритета общечеловеческих ценностей, отношение к человеческой жизни и миру как к высшим ценностям человечества; - отказ от войны как средства решения спорных вопросов, неустанный поиск мирных, политических путей разрешения всех конфликтов и проблем; - признание права народов свободно и самостоятельно выбирать свою судьбу; - понимание современного мира как целостного и взаимосвязанного сообщества людей.

Список литературы

1. Под ред. проф. Добренькова В.И. Социология – М.: Гардарика, 1999

2. Гаджиев К.С. Политология (основной курс): учебник – М.: Высшее образование, 2008

3.. Под ред. Клеменьтева Д.С. Социология. Учебное пособие – М.: Филол.о-во «Слово»;Изд. Эксмо, 2004.

4.Под ред. Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю. Человек и общество : Учебное пособие по обществознанию для учащихся 10-11 кл. общеобразоват. учреждений. - 7-е изд. – М.: Просвещение , 2001.

5. Под ред. Радугина А.А. История России (Россия в мировой цивилизации): курс лекций – М.: Центр,2001.

2. Социально-политические аспекты глобальных проблем современности

Как уже отмечалось, человечество во второй половине XX века столкнулось с проблемами, которые затрагивают самые глубинные основы существования цивилизации, интересы всех народов. Их обострение явилось результатом деятельности человека. Но и их разрешение невозможно без его осознанной и целенаправленной деятельности. Глобальный характер этих проблем для их разрешения требует совместных усилий всех стран мира.

Находясь в органической связи и тесно переплетаясь с социальными, экономическими, политическими противоречиями современного мира, глобальные проблемы неизбежно вызывают столкновение интересов различных классов, социальных групп, политических партий, общественных движений и т.д.

Глобальные проблемы все очевидней приобретают ярко выраженную политическую окраску, и их решение все более перемещается в сферу политики.

В определенной степени можно даже говорить о том, что глобалистика становится областью, где сталкиваются политические курсы и цели различных государств, партий, классов, движений.

Использование глобальных проблем идеологами различных политических сил в своей общественной деятельности знаменует собой попытку придать своим идейно-политическим установкам наибольшую привлекательность для привлечения большего числа сторонников. И здесь обращает на себя внимание тот факт, что, обладая богатейшим опытом манипулирования общественным сознанием, используя обострение общественных проблем, политические и государственные деятели заняли активные позиции в глобальном модернизировании развития всей нашей цивилизации.

Вместе с тем следует отметить, что при рассмотрении сущности глобальных проблем ни в коем случае нельзя говорить об идейно-политическом единстве различных доктрин даже в рамках одного государства. Множество политических партий, общественных организаций и движений, заинтересованных в решении этих проблем, разрабатывая свои политические доктрины, выдвигают собственные программные решения глобальных проблем.

Несмотря на то, что глобальные проблемы волнуют все человечество, все озабочены необходимостью их решения, однако не следует забывать о том, что вопрос о путях и средствах их решения вызывает столкновение различных политических и идеологических интересов. Поэтому понятно, что в обсуждении проблем, с которыми столкнулось человечество во второй половине XX века, включаются не только профессиональные политики, но и церковные деятели, представители различных неправительственных организаций. И в этом плане можно сказать, что церковь, общественность, наравне с представителями политических партий, пытаются показать свою заинтересованность в решении глобальных проблем и тем самым поднять свой авторитет. Многие их них нередко пытаются политические, классовые противоречия свести к глобальной проблематике.

По своей сути все глобальные проблемы имеют биосоциальный характер. Но признавая важность естественно-природной стороны, всегда следует иметь в виду, что главное значение в решении глобальных проблем принадлежит социально-политическим изменениям. Разработка технико-экономических мер для решения проблем глобального характера при современных темпах развития научно-технического прогресса не представляет особой сложности. Научное знание позволяет сегодня предложить техническую сторону решения любой самой сложной проблемы, с которой столкнулось человечество. А вот уже практическая реализация данного проекта зависит, прежде всего, от реального политического курса, от социально-политических условий, от основополагающих целей данного государства или политической партии.

Осознание первенства социально-политических факторов при решении глобальных проблем способствовало тому, что глобалистика во многих странах стала не только специальной отраслью научного знания, но и важным направлением государственной политики. И в современных условиях можно даже говорить о глобальном моделировании развития, как неотъемлемой части политики всех государств. Конкретное руководство в данной сфере осуществляют специально созданные министерства, государственные комитеты или другие специальные органы, занимающиеся этими вопросами. Глобалистская политика, проводимая в обществе, направлена на преодоление возникающих проблем глобального характера и является важной неотъемлемой составной частью общей политической деятельности государства. Она формируется и складывается с учетом конкретных социально-политических особенностей и остроты глобальных проблем в обществе, в каждом отдельном государстве. Именно поэтому она является либо выражением интересов господствующего класса, либо представляет собой определенное соглашение, достигнутое противоборствующими сторонами.

Однако главное значение для выяснения сущности проводимой политики того или иного государства имеют не провозглашенные лозунги, а ее практическая реализация, где и возникают основные сложности. Даже достигнув соглашения по основным ее целям и задачам, различные политические силы на практике далеко не всегда стремятся к их реализации. Наиболее ярко и отчетливо связь политики и глобальных проблем прослеживается на примере решения проблемы войны и мира. Вполне, достаточно отметить тот существенный момент, что решение проблемы войны и мира в современных условиях невозможно никакими другими средствами, кроме политических. Особую опасность на сегодняшний день представляет широко используемая западными политиками и идеологами так называемая концепция “ядерного мира”.

Концепция “ядерного мира” - ее сторонники, отвергая ядерную войну, стремятся приписать гонке вооружений роль стабилизирующего фактора в международных отношениях.

Они пытаются доказать, что сохранение мира можно обеспечить посредством взаимного “устрашения” ядерных держав лишь на основе “равновесия страха” между ними. Политические аспекты разработки данной концепции вполне очевидны - любыми способами оправдать непрекращающуюся гонку вооружений. Однако только полный отказ от войны как средства решения международных конфликтов может обеспечить политическую стабильность в мире.

Довольно четко связь политики с глобальными проблемами просматривается и на примере решения экологических проблем, при осуществлении экологической политики государства.

Причем в данном случае эта взаимосвязь выступает в довольно оригинальных формах. Это и безнаказанное нарушение крупными монополиями природоохранного законодательства, невыполнение ими государственных программ и стандартов. Существенно влияют на формирование экологической политики государства “группы давления” прежде всего крупного капитала. Введение государственного “экологического налога” и “экологических надбавок” на цены представляют собой практическую реализацию тезиса о “равной ответственности” за экологические бедствия. Претворение в жизнь экологической политики государства характеризуется еще одной особенностью: стремлением скрыть истинные масштабы экологических бедствий в собственных странах.

Выход на политическую арену сначала экологического движения, а затем формирование экологических партий означал новый этап в формировании экологической политики. Использование лозунгов необходимости защиты природы в предвыборных кампаниях, проведение “экологических” демонстраций и митингов - все это свидетельствует о включении экологических проблем в политических процесс.

В международной политике эта взаимосвязь проявляется в осуществлении “экологического” неоколониализма, введении “экологических” стандартов на импорт; “экспорте” экологических проблем.

В современных условиях вполне обоснованно можно говорить о тесной взаимосвязи политики с субглобальными проблемами социокультурного, гуманитарного ряда.

Это проблемы, от решения которых на сегодняшний день не зависит выживание человечества. Они скорее определяют “качество жизни” общества. Проблемы образования, культуры, национально-этнические проблемы, проблемы развития средств массовой коммуникации во многом зависят от политического курса страны. Проблема гарантий прав человека, прежде всего, права на жизнь, с неизбежностью предполагает в первую очередь политическое решение на государственном и международном уровнях.

Общечеловеческие аспекты глобальных проблем предопределили их тесную связь с международной политикой.

Несмотря на то, что глобальные проблемы существуют и даже продолжают углубляться, следует отметить, что в последние годы практически все страны подошли к осознанию необходимости международного сотрудничества в деле их решения. Этому в немалой степени способствует и изменение политического климата в мире. Кроме того, широкое международное сотрудничество в деле решения глобальных проблем можно считать той основой, которая позволила бы, решая эти проблемы, значительно улучшить взаимоотношения различных стран в политической области.

Таким образом, преодоление глобальных проблем требует продуманной, взвешенной политики всех государств по развитию международного сотрудничества и их активной деятельности по практической реализации всех намеченных мероприятий.


Заключение

Человечество пришло к пониманию, что дальнейшее развитие технического прогресса невозможно без оценки влияния новых технологий на экологическую ситуацию. Новые связи, создаваемые человеком, должны быть замкнуты, чтобы обеспечить неизменность тех основных параметров системы планеты Земля, которые влияют на её экологическую стабильность

Охрана природы - задача нашего века, проблема, ставшая социальной. Снова и снова мы слышим об опасности, грозящей окружающей среде, но до сих пор многие из нас считают их неприятным, но неизбежным порождением цивилизации и полагают, что мы ещё успеем справиться со всеми выявившимися затруднениями. Однако, воздействие человека на окружающую среду приняло угрожающие масштабы. Чтобы в корне улучшить положение, понадобятся целенаправленные и продуманные действия. Ответственная и действенная политика по отношению к окружающей среде будет возможна лишь в том случае, если мы накопим надёжные данные о современном состоянии среды, обоснованные знания о взаимодействии важных экологических факторов, если разработает новые методы уменьшения и предотвращения вреда, наносимого природе.

Природа, не тронутая цивилизацией, должна оставаться резервом, который со временем, когда большая часть земного шара будет служить промышленным, эстетическим и научным целям, станет приобретать все большее значение критерия, в частности эстетического, в дальнейшем возможно появление и других неизвестных ныне значений этих зон. Поэтому необходим рациональный, научно обоснованный подход к практике расширения областей девственной природы, заповедников, тем более что по мере развития научно-технической революции объем негативных влияний на природные эстетически ценные объекты постоянно увеличивается.

Поэтому возникает необходимость, во-первых, в создании системы природоохранных мер, во-вторых, научное обоснование и включение в эту систему критериев эстетической оценки природы, в-третьих, развитие системы экологического воспитания, совершенствование всех видов художественного творчества, связанных с природой.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Балашенко С.А., Демичев Д.М. Экологическое право: Учеб. пособие.2-е изд. – Мн.: Ураджай, 2000.

2. Горбачев В.Г. Основы философии: Учеб. для студ. образоват. Учреждений средн. проф. Образования. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. С.323.

3. Лавров С.Б. Глобальные проблемы современности: часть 1. - СПб.: СПбГУПМ, 1993.

4. Монин А.С., Шишков Ю.А. Глобальные экологические проблемы.М.: Знание, 1991.

5. Основы общей экологии: Учеб. пособие. – Мн.: Выш. шк., 2000. С.189.

6. Экология: Учебное пособие / Под ред. проф.В. В. Денисова. – 2-е изд., исправленное и дополненное. – М.: ИКЦ “МарТ”, Ростов-на-Дону, 2004.


Политология / С.В. Решетников, Н.П. Денисюк, М.Ф. Чудаков и др.: Под ред. С.В. Решетникова. – Мн.: НТООО ТетраСистемс, 1999. С. 414.

Основы общей экологии: Учеб. пособие. – Мн.: Выш. шк., 2000. С. 211.

Горбачев В.Г. Основы философии: Учеб. для студ. образоват. Учреждений средн. проф. Образования. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. С. 323.

Политология / С.В. Решетников, Н.П. Денисюк, М.Ф. Чудаков и др.: Под ред. С.В. Решетникова. – Мн.: НТООО ТетраСистемс, 1999. С. 425.

Положений, пришедших из прошлого, подчас очень давнего. Динамика резких глобальных исторических сдвигов приводит иногда к потере ориентации, краху святынь, духовному опустошению. Таковы некоторые глобальные проблемы современности. Они реальны. Их нельзя не видеть. Однако не стоит опускать руки, впадать в беспросветный пессимизм, отчаиваться и драматизировать все и вся. Есть угрозы, но есть и...

Пожалуй, впервые в истории человечество начинает по-настоящему осознавать свою родовую общность, важность общечеловеческих ценностей. Этот процесс оказывает влияние и на сферу международных отношений, на разработку и реализацию внешней политики. В связи с этим знаменательно, что в последнее время в сфере международных отношений все шире применяется метод консенсуса. (Consensuc (лат.) – согласие, ...

Введение

2. Глобальные социально политические проблемы. Негативные проявления гонки вооружений и задачи разоружения

Заключение

Список литературы

Введение

В современном научном мире есть множество трактовок понятия цивилизации. Её изучение всегда привлекало политиков, социологов, историков и философов. Разнообразные теории становления и развития как общемировой, так и локальных, отдельно взятых цивилизаций всегда вызывали споры среди ученых. Неотъемлемой частью этих споров является место России в мировой цивилизации, её принадлежность к той или иной линии развития. Западники, славянофилы, евразийцы – направлений дискуссий множество. Но цель этих дискуссий одна – понять насколько самобытна цивилизация России. Некоторые версии построены исключительно на исторических фактах, другие основываются только на идеологии. Но нельзя не признать, что социально – политический подход к изучению этой проблемы невозможен без таких самостоятельных наук, как история и философия. Попытаемся дать объективный анализ цивилизационного развития России в контексте развития мировой цивилизации.

Вводной, для рассмотрения второго вопроса этой работы можно взять определение политолога В.А. Мальцева: «Глобальные проблемы современности являются комплексными и всеобъемлющими. Они тесно переплетены между собой, с региональными и национально-государственными проблемами. В их основе - противоречия глобального масштаба, затрагивающие основы существования современной цивилизации. Обострение противоречий в одном звене ведет к деструктивным процессам в целом, порождает новые проблемы. Разрешение глобальных проблем осложняется также и тем, что пока еще низок уровень управления глобальными процессами со стороны международных организаций, их осознавания и финансирования со стороны суверенных государств. Стратегия выживания человека на основе решения глобальных проблем современности должна вывести народы на новые рубежи цивилизованного развития».

1. Понятие цивилизации. Две исторические линии и место России в потоке мировых цивилизаций

ЦИВИЛИЗАЦИЯ-ступень в развитии общества; уровень социального и культурного развития, который связан с разделением труда.

Долгое время цивилизация рассматривалась как этап исторического развития человечества, следующий за дикостью и варварством. Сегодня такой смысл недостаточен и неточен. Под цивилизацией понимается качественная специфика (своеобразие материальной, духовной, социальной жизни) той или иной группы стран, народов на определённом этапе развития.

По мнению ряда исследователей, цивилизации решительным образом отличались и отличаются друг от друга, так как основываются на несовместимых системах социальных ценностей. Любая цивилизация характеризуется не только специфической общественно-производственной технологией, но и в не меньшей степени соответствующей ей культурой. Ей присущи определённая философия, общественно значимые ценности, обобщённый образ мира, специфический образ жизни со своим особым жизненным принципом, основу которого составляют дух народа, его мораль, убеждённость, обусловливающие определённое отношение к самому себе. Этот главный жизненный принцип объединяет людей в народ данной цивилизации, обеспечивает его единство на протяжении всей собственной истории.

Цивилизация как крупномасштабная социокультурная общность обладает собственной иерархией идеалов и ценностей, представляющих общество как целостную систему и субъект мировой истории. Каждая цивилизация, отличаясь от других особыми формами жизнедеятельности, оказывает активное влияние на содержание всех социальных процессов. Совокупность конкретных социокультурных факторов в их взаимодействии образует механизм функционирования цивилизации, особенности которого проявляются в этносоциальных, религиозных, психологических, поведенческих и иных способах жизнедеятельности данного человеческого сообщества. В связи с этим в истории существовали и существуют в настоящее время различные типы и формы цивилизаций, суммарную численность которых учёные определяют в пределах тридцати. Выделению типов цивилизаций способствуют следующие признаки: - общие фундаментальные черты и ментальности; - общность и взаимозависимость историко-политической судьбы и экономического развития; - взаимопереплетение культур; - наличие сферы общих интересов и общих задач с точки зрения перспектив развития.

На основе сформированных признаков можно выделить два типа цивилизаций.

Первый тип цивилизаций – традиционные общества. Их самобытные культуры были направлены на поддержание сложившегося образа жизни. Предпочтение отдавалось традиционным образцам и нормам, вобравшим в себя опыт предков. Виды деятельности, их средства и цели менялись медленно. Традиционные общества берут своё начало в древневосточной цивилизации, где господствовала экстенсивная технология, направленная главным образом на овладение внешними природными процессами. Человек согласовывал свою деятельность с ритмами природы, максимально приспосабливаясь к окружающей среде. Этот тип общества сохранился до наших дней. И сегодня среди духовных ценностей в них одно из ведущих мест занимает установка на адаптацию к природным условиям, не поощряется стремление к их целенаправленному преобразованию. Ценна активность, направленная вовнутрь человека, на самосозерцание. Особое значение имеют традиции, обычаи, передаваемые от поколения к поколению. В целом ценностно-духовная сфера человеческого бытия ставится выше экономической.

Второй тип – западные общества или западноевропейская цивилизация, во многих чертах противоположная традиционному обществу, хотя и имеющая достаточно глубокие исторические корни. Она основывалась на других ценностях. Среди них значение науки, постоянное стремление к прогрессу, к изменениям сложившихся форм деятельности. Иным было и понимание природы человека, его роли в общественной жизни. Оно основывалось на христианском учении о морали и отношении к человеческому разуму как созданному по образу и подобию божественного и потому способному к постижению смысла бытия. Западноевропейскую цивилизацию называют по-разному: техногенная, индустриальная, научно-техническая. Она вобрала в себя достижения античной культуры, западноевропейского средневековья, эпохи Возрождения. Из-за более суровой, по сравнению со странами Востока, природной среды сложившееся в европейском регионе интенсивное производство требовало предельного напряжения физических и интеллектуальных сил общества, постоянного совершенствования орудий труда, способов воздействия на природу. В связи с этим формировалась и новая система ценностей. Постепенно на первый план выдвигалась активная, творческая, преобразующая деятельность человека. Идеалами цивилизации стали постоянное обновление и прогресс. Безусловную ценность приобрело научное познание, существенно расширяющее интеллектуальные силы, изобретательные способности человека, его возможности преобразовывать мир. В отличие от традиционных обществ, где первостепенное значение имеют коллективные формы человеческого общежития, западная цивилизация выдвинула в качестве важнейшей ценности независимую, автономную личность, что, в свою очередь послужило основой для выработки идей о неотъемлемых правах человека, о гражданском обществе и правовом государстве.