Больше 15 лет Катя снимает свадьбы в России и по всему миру: как в семейном кругу, так масштабные торжества. В Москве, на экзотических островах и в роскошных особняках Европы.

С теми же, кто хочет приключений, фотографй готова отправиться хоть на край света — поэтому география ее съемок невероятно широка: от Исландии до Бора Бора, от Камчатки до Намибии, от Гавайев до Новой Зеландии. В своих фото Катя передает красоту и чувства, радость, искренность и любовь.

Екатерина Мухина — представитель Canon в России и Европе, дает мастер-классы в разных странах на международных фотоконференциях, входит в топ мировых свадебных фотографов, в топ-5 лучших свадебных фотографов России, многократный победитель фотоконкурсов WPPI, ISPWP, JUNEBUGWEDDINGS, MYWED, печатается на обложках, в блогах и журналах о свадьбах и путешествиях, автор колонки о свадьбах за границей в журнале «Счастливая Свадьба».

Портфолио, отзывы и Instagram фотографа можно посмотреть на нашем сайте — TOP15MOSCOW.

Катя Мухина, главный редактор Elle

ВОПРОСЫ:
катя федорова

Фото:
JULIEN T. HAMON, Кристина Абдеева

продюсер:
лиза колосова

Поговорить с новым главным редактором Elle Катей Мухиной мы решили сразу после ее назначения в декабре прошлого года, и нашему фотографу даже удалось поймать ее на Парижской неделе моды в марте. Однако Катя живет в таком безумном ритме, совмещая работу главного редактора и celebrity-стилиста с воспитанием дочери Маши и активной светской жизнью, что поговорить нам удалось только в Москве в конце июня. Зато получилась на редкость откровенная и живая беседа о секретах успеха в соцсетях, дисциплине, психологии и бесконечной любви к своей профессии.

МЫ СФОТОГРАФИРОВАЛИ КАТЮ В МАРТЕ, ВО ВРЕМЯ НЕДЕЛИ МОДЫ В ПАРИЖЕ.

мухина

СЛЕВА: КАТЯ ПО ПУТИ НА ПОКАЗ CHANEL.
СПРАВА: КАТЯ И ДИРЕКТОР МОДЫ ELLE ВАДИМ ГАЛАГАНОВ.

Когда я готовилась к нашей встрече, почти не нашла интервью с тобой, хотя ты уже довольно давно в модной индустрии и в целом публичный человек. Как так? Это специально?

Нет, просто так получилось. У меня сложный график, и я никогда не была заточена на раскрутку самой себя. Уже довольно поздно, когда я ушла из Vogue, мне стало понятно, что какие-то задачи и мечты быстрее реализуются, если я начну становиться более публичным и светским человеком, особенно с развитием Facebook и Instagram. У меня была основная профессия, и я не понимала, зачем вот это все, себя фотографировать, время тратить. А потом из ниоткуда появились Bryan Boy и другие блогеры, и через полгода они сидели на первых рядах с такими гениями, как Кэти Гранд, Анна Винтур или Франка Соццани…

Людьми, которые по 30 лет пахали, чтобы туда попасть.

Именно. Это люди, которые делают моду, но раньше они всегда оставались за кадром. Особенно в масштабе нашей страны, где крайне редко встретишь на званом ужине с рассадкой даже очень крутого визажиста. Вот и я была за кадром и не понимала, зачем мне все это надо, даже Facebook не вела, а потом все поменялось. Первое время у меня была ломка, но пришлось переступить через себя, перестроиться, начать вести соцсети и сниматься в каких-то лукбуках. Хотя стремления быть моделью у меня никогда не было.

Не верю!

Да, более того - когда мы с Дашей ( - главный редактор Harper"s Bazaar. - Прим. ред.) поступили в МГУ, там стояла палатка с донатсами, которые мимо меня, к сожалению, не прошли. Донат с заварным кремом, донат с кофе - и я нормально так набрала, несмотря на то, что с детства привыкла к советской спортивной дисциплине. Я ведь профессиональная гимнастка, мастер спорта. Для меня дисциплина до сих пор единственное, что дает реальный результат. Почему в Китае столько гимнастов творят чудеса? Кинуть булаву и четко ее поймать, кувыркнувшись три раза, - это дисциплина и нереальное трудолюбие. Ты точишь этот камень каплей, каждый день по миллиону раз.

Интервью: Даша Веледеева, главный редактор Harper’s Bazaar

Как так сложилось, что ты попала в спорт? У тебя с детства была какая-то цель или родители заставили?

Мама отдала меня в спорт, но никто меня не заставлял. Когда меня спрашивали: «Катя, тебе гимнастика нравится?» - я понимала, что не особо. Но меня привели, и у меня была цель - попасть в сборную России. Родители сказали - значит, так надо. У меня долго не было ощущения, что я могу выбирать. Поставили на стол котлету - съела. Дали красный купальник - надела и пошла выступать. Я только недавно поняла, что, оказывается, можно делать выбор.

У нас ад 24/7. Если хотите спокойной жизни – уходите, это не сюда.

А как ты из спорта решила перейти в глянец?

Вообще я всю жизнь мечтала о телевидении, причем не о каком-то шоу-бизнесе, а именно о новостной программе. Есть такой невероятно красивый фильм «Близко к сердцу» с Робертом Редфордом про настоящую журналистику, честную, про репортажи из горячих точек. Я его смотрела раз 55, рыдала и хотела так же. А Даша, которая по жизни была моей ролевой моделью, сказала: «Ты что, с ума сошла? Пойдем в журнал работать, нормальное занятие, интересное». Мы с ней уже 20 лет дружим, и она всегда меня направляла.

Я очень не люблю конфликты, у меня мурашки сразу. Если чувствую какое-то недоразумение, тут же звоню и спрашиваю: «Слушай, пролетела такая информация, вы недовольны, например, поддержкой». Всегда стараюсь это быстро проговорить. Это тоже работа над собой. Раньше я могла обидеться и не разговаривать с человеком полгода, а какой смысл? Накал страстей только нарастает. Я видела многие конфликты со стороны и поняла, что в своей жизни такого не хочу. Это раз. Два - я очень уважаю своих коллег. У меня тоже бывают неудачные съемки, у моих коллег они бывают, зачем об этом говорить? А если у кого-то, наоборот, удачная обложка или коллекция - я с большим удовольствием позвоню и скажу об этом, выложу ее в соцсети, как-то поддержу ее. Мы должны друг друга поддерживать, а не топить, потому что у нас маленькая, новая индустрия, которая развивается. Нам до Карла Темплера или Кэти Гранд всем еще бежать и бежать.

Расскажи, как ты решилась уйти с позиции фэшн-директора Vogue. Почему-то очень страшно оттуда уходить, по себе знаю. Зато потом ничего не страшно.

Это были дикие ломки, бессонные ночи, но в итоге я ушла реально в никуда. Я уходила с полной уверенностью, что я занимаюсь не тем, что должна делать, и четыре года я пыталась убежать от этой профессии. В итоге поняла, что скучаю по своей работе так, что не могу жить. У меня были ломки, как у наркомана, как будто у меня руку отобрали, ногу. Я рыдала по ночам, зато сейчас я осознанно говорю, что это мое. Я дико устаю, но я кайфую от этого процесса. Мне нравится, что я кого-то могу научить. После меня очень многие девчонки получили хорошее повышение. Я очень рада, что могу людям дать что-то.

Но и за четыре года после Condé Nast я благодарна, потому что наконец полноценно провела время с ребенком. Я ездила с ней на тренинги, помогала подготовиться к поступлению в английскую школу. Я не идеальный родитель, но как могла, уделила ей в этот тинейджерский период время. Все думают, что он начинается в 13 лет, а на самом деле это уже вишенка на торте. Он начинается лет в 7–9. И именно в этот момент я ушла, потому что совмещать Vogue и семью невозможно.

РЕДАКТОРЫ РОССИЙСКИХ ИЗДАНИЙ НА ПОКАЗЕ CHANEL В ПАРИЖЕ. СЛЕВА НАПРАВО: ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР HARPER"S BAZAAR ДАРЬЯ ВЕЛЕДЕЕВА, ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР GRAZIA АЛЕНА ПЕНЕВА, ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР ELLE КАТЯ МУХИНА. ВТОРОЙ РЯД: ДИРЕКТОР МОДЫ ELLE ВАДИМ ГАЛАГАНОВ, ДИРЕКТОР МОДЫ GRAZIA АЛИСА ЖИДКОВА

Да! Сейчас много говорят про важность баланса жизни и работы. А какой в журнале баланс. Сколько ты знаешь главредов с нормальными, полноценными семьями?

Немного. Вот сейчас Маша в Лондоне, и я сплю спокойно, потому что она накормлена, напоена, уроки сделаны. Она мне звонит и рассказывает, как ей все нравится, и я спокойна. Совместить формат, в котором я живу те четыре месяца, что я работаю в Elle, с форматом семьи невозможно. Я живу в самолете, я прихожу домой, я падаю, какую энергию я могу отдать? Что такое вообще близкие? Это обмен энергией. Ты должен поддерживать, женщина должна быть в семье музой. А какая ты муза? Ты приходишь домой и просто падаешь котлеткой в кровать.

А ведь девушки смотрят твой Instagram и по-другому представляют себе жизнь главреда…

Это все фейк, приукрашивание всего, что происходит в реальной жизни. Я же не выкладываю туда, как я стою на коленках, завязываю шнурки, хотя я не вижу в этом ничего плохого. Там фото, где я стою в вечернем платье на Каннском кинофестивале, и люди думают, что моя профессия состоит в этом. Меня это устраивает. Я больше никогда не буду показывать свою семью. Моя личная жизнь должна всегда оставаться за кадром. Периодически я выкладываю Машуню, потому что я безумно ей горжусь, в целом это просто красивые картинки: путешествия, шампанское, платья, подруги. Пусть это дает хорошее настроение. Мы в глянце не говорим о том, что плохо. Негатив не нужен, всегда надо настраиваться на позитив. Наш мир 50 % ад, 50 % рай. Всегда. И надо стараться добавлять позитивности. Честно говоря, сама над собой работаю, не так это все просто.

Как редакторы журналов сами превратились в медиа

КАТЯ МУХИНА ПЕРЕД ПОКАЗОМ CHANEL С ОСНОВАТЕЛЬНИЦЕЙ МАГАЗИНА «КУЗНЕЦКИЙ МОСТ 20» ОЛЬГОЙ КАРПУТЬ

Я поняла, что скучаю по своей работе так, что не могу жить

Давай про Elle поговорим. Ты быстро согласилась, когда тебе предложили стать главредом?

Сразу. У меня очень много энергии, и в какой-то момент я стала невыносима, потому что меня слишком много. У меня два издательских дома – Cоndé Nast и Hachette, где я всю жизнь проработала, и мне они понятны. Меня много куда звали, но я в итоге так и не решилась никуда выйти. Всегда находились какие-то причины почему, но сейчас я понимаю, что это просто страх. Здесь мне все понятно, я прихожу, меня все знают: водители, девочки на ресепшене, тут порой люди не меняются годами. Мне это нравится, мне доставляет удовольствие делать журнал лучше, растить молодёжь, в конце концов, видеть своих друзей чаще. У меня появилась цель. Я хочу сделать редизайн, я хочу, чтобы на обложке появились определенные девочки. Я не конкурирую в данный момент с Vogue, Bazaar. Я хочу сделать из Elle Elle.

Смена главного редактора – болезненный процесс. Как отреагировала команда? Как вы взаимодействовали, притирались друг к другу?

Есть люди, которые остались еще с тех времен, когда я первый раз работала в Elle. Кто-то ушел, потому что понял, что я очень много работаю. У нас нет такого, что я не могу, устала, дома и выключен телефон. Я всегда говорю: если вам надо уйти, у ребенка утренник, вам нужно к доктору – пожалуйста, только вы договариваетесь друг с другом, чтобы не было такого, что я пришла, а редакция пустая и у всех утренник одновременно. Один-двое делают свои дела, остальные на подхвате. Я здесь лояльна, но если кто-то пишет, что нужны срочно хайрезы, я могу отправить их ночью. Я всегда прошу отключать звук у телефона, у меня бессонница, начинаю всем писать идеи, письма. Есть такие люди, которые с 10 до 18 работают, а потом им надо отключиться. Если вы такой – у нас вам будет сложно, вы сойдете с ума. Я никого не обманываю, у нас ад 24/7. Хотите – работайте, если хотите спокойной жизни, размеренной – уходите, это не сюда. Надо реально любить свое дело и идти туда, где вам интересно. Ко мне приходят со словами: «Хочу быть вашим ассистентом». Я их всех спрашиваю: «А о чем вы вообще мечтаете?» Чтобы ни человек, ни я время не теряли. Зачем я буду его учить чему-то, что ему вообще не пригодится? Очень важно понять, что тебе действительно будет приносить удовольствие.

Устаешь. Это действительно тяжело, но наша задача - сделать так, чтобы каждая страничка журнала была такой, чтобы читатель захотел с нее что-нибудь купить. Так же с текстами. Я открываю статью и смотрю, хочу ли я прочитать эту статью про секс, психологию, работу, начальника. Я недавно вспоминала, как ругали Шахри (Шахри Амирханова -бывший главный редактор Harper"s Bazaar. - Прим. ред.) за то, что она делала журнал для себя и друзей, а теперь понимаю, что это правильно: делать журнал про то, что тебе интересно, быть искренним, настоящим. Когда я шла в Elle, мне говорили: «Осторожно, там много психологии, а ты же стилист», хотя по образованию я редактор. И психология уже давно мне очень интересна. Я хожу на тренинги, я поняла, что своей позитивной энергетикой ты можешь менять свою судьбу, делать жизнь себе и окружающим лучше. И я говорю: вы что, смеетесь, что ли? Я здесь смогу сказать больше, чем кто-либо.

У меня в школе все стены были оклеены страницами из журналов. Неужели до сих пор кто-то так делает?

Да. У Маши в школе у девочек все стены исклеены. Я, кстати, недавно нашла свой дримборд (коллаж из изображений того, что тебе хотелось бы получить от жизни. - Прим. ред.). Делала его один раз, разозлилась страшно, потратила много времени. Самое смешное, что в левом верхнем углу, где карьера, я наклеила свою фотографию и подписала: «Главный редактор Elle Катя Мухина». Тогда я работала в Elle и для меня это было далекой мечтой. Я обалдела, когда это увидела. Многие вещи из этого дримборда исполнились. Главное, работать над собой 24 часа в сутки. Мне все говорят: «Кать, угомонись, успокойся и отдохни». А я все время думаю, что бы в себе еще подкорректировать.

В ЛОББИ ОТЕЛЯ COSTES

{"width":1200,"column_width":72,"columns_n":12,"gutter":30,"line":40} {"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}} {"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"} false 767 1300 false

На Перминовой, Газинской, Сергеенко и Думе модный мир все-таки клином не сошелся, когда мы упоминаем эффектных русских девушек, завоевавших любовь модников по всему миру. Есть, к примеру, еще и Катерина Мухина – бывший директор отдела моды VOGUE Россия. Чем примечателен стиль Кати – смотрите далее.

Пока еще мы не совсем избавились от своеобразного “клейма” безвкусицы, которое готовы повесить на первого встречного модника, чья фамилия уходит корнями в Россию и Украину. И тем не менее, с каждым модным сезоном становится все больше и больше персонажей, чье происхождение и тонкий вкус непрерывно связаны с соседней Россией. Один из таких ярких персонажей – Екатерина Мухина. Некоторые все никак не приучатся ставить приставку “бывший” перед определением “директор отдела моды российского VOGUE”. А между тем так и есть – Катя Мухина переехала в Лондон, и отныне сотрудничает с VOGUE в качестве удаленного fashion-редактора .

Мы пока не избавились от своеобразного “клейма” безвкусицы, которое готовы повесить на первого встречного модника, чья фамилия уходит корнями в Россию и Украину

Некая навязанность в виде “на западе все хорошо, а у нас все плохо” порой действительно мешает нам объективно воспринимать русскую красавицу еще и в качестве модницы с тонким вкусом. А ведь действительно – закройте лицо Кати Мухиной фотографией или , и никакого диссонанса, впрочем, не возникнет. Стройные ноги, длинные волнистые волосы, лаконичные и в меру трендовые сочетания, никаких кричащих оттенков и сумасшедших модных выходок. Все в ажуре – что еще сказать. Нам особенно приятно, когда славянские девушки без особых усилий доказывают – до европейских модниц нам вовсе не нужно “дотягивать”, ведь мы и сами за собой кого хочешь потянуть можем .

Стройные ноги, длинные волнистые волосы, лаконичные и в меру трендовые сочетания, никаких кричащих оттенков и сумасшедших модных выходок

одна из тех ярких представительниц модной индустрии, чей стиль не бежит впереди паровоза, “запрыгивая” в объективы светских хроникеров , – этот стиль просто есть как таковой, и не надо никому ничего доказывать. Катя одна из тех true представителей модной среды, внешний вид которых говорит о том, что сами показы и работы дизайнеров все еще гораздо важнее позерства и самопиара во время Недель Моды. Еще есть люди, которым интересен труд ударников подиума больше, чем тусовка перед началом показа.

Еще есть люди, которым интересен труд ударников подиума больше, чем тусовка перед началом показа

Екатерину Мухину в модной индустрии знают без преувеличения все. Сначала - как директора отдела моды ELLE , потом - Vogue Россия , позже - как приглашенного редактора Vogue Украина , а еще - как стилиста обложки книги знаменитого фотографа Патрика Демаршелье (73) Dior New Couture . «Когда вижу эту книгу, конечно, испытываю радость и гордость», - улыбается Катя. Об этом она рассказывает уже в новом статусе - главного редактора журнала ELLE Россия , причем по телефону из Парижа . У Кати сейчас настоящий марафон: недели моды, встречи, съемки на сезон вперед, подбор новой команды. Но ей не привыкать. «Даже после ухода из Vogue , когда хотелось отдохнуть, я не смогла поменять образ жизни. Хотя я и помешана на работе - семья для меня всегда на первом месте». Катя вспоминает, как однажды ее дочь Маша спросила: «Мам, а если тебя позовут снимать Кейт Мосс (43) первого сентября, ты кого выберешь, меня или Кейт?» «Конечно, тебя», - ответила Катя, не пропустившая ни одной школьной линейки за все годы учебы дочери. «А если второго сентября?» - «Тогда Кейт Мосс. Сразу после линейки». И ей веришь - однажды она успела слетать одним днем из Милана в Таиланд ради обложки Condé Nast Traveller , а потом вернуться на показ Armani.

Назначение Кати состоялось в середине декабря прошлого года. Февральский номер ELLE стал выпуском с ее дебютным словом редактора, но был полностью сделан старой командой. «Оценивать работу нашего коллектива лучше в сентябре, когда начнется новый сезон», - объясняет Катя.

О современном глянце, команде мечты и о том, почему с ней не всякий сработается, Катя рассказала PEOPLETALK в эксклюзивном интервью.

Первое фото: комбинезон, Lanvin. Это фото: серьги и кольца, Roberto Cavalli

Катя, каким станет ELLE с Вашим приходом?

КАТЯ МУХИНА. ELLE - это всегда фан и абсолютный позитив. Этот журнал любят очень разные люди: у кого-то семья и дети, кто-то успешен в карьере, кто-то выбрал более размеренный образ жизни - но все это люди интересные и интересующиеся. Они хотят двигаться дальше, развиваться. Для них журнал был важен в прошлом и будет актуален в будущем. При этом у каждого бренда есть свой ДНК , и потому не стоит ждать преображения ELLE в Dazed & Confused .

Ваши первые решения в новой должности?

К.М. Со мной непросто - я рабочий неврастеник: ложусь в три ночи, встаю в шесть. Засыпаю с мыслями о своих проектах, просыпаюсь с ними же. (Смеется.) При этом я прекрасно понимаю, что во всем важен баланс, поэтому сама могу подойти к кому-то в редакции, чтобы буквально выгнать погулять, если вижу, что человек просто зашивается. В глянце нужна подпитка, вдохновение. Когда я пришла, всех предупредила: работать будем много, особенно вначале. Я принципиально не хочу никого перекупать, а собираю людей, которые уже были в моей команде. Пожалуй, первое назначение - Вадим Галаганов в качестве директора отдела моды ELLE . В издательском доме Conde Nast он работал вне штата, сделал сотню прекрасных съемок для GQ , но решил двигаться дальше и заняться женской модой. Я также планирую растить молодых специалистов. Люблю тех, кто еще не занимал высоких постов, потому что в них есть драйв. Но прежде всего я прекрасно понимаю, что мы делаем бизнес, создаем классный продукт в жестких рамках маркетинговых установок. Уверяю, это намного сложнее, чем заниматься чистым искусством.

Платье, HOUSE OF FAME; серьги, Daniil Antsiferov; кольцо, Roberto Cavalli

Какие задачи нужно решить в ближайшее время?

К.М. Кроме текущих - выхода нового номера каждый месяц - предстоит заново собрать пул фотографов и моделей, с которыми мы будем сотрудничать. Наш бизнес не так прост, как кому-то может показаться. Есть негласные правила, по которым живут все глянцевые медиа. О них никто не пишет, но люди из этой индустрии их знают. Есть фотографы Vogue , которые, например, никогда не будут снимать для ELLE , есть модели, работающие только с определенным кругом изданий. И главная задача сейчас - наладить связи, выстроить процесс, провести десятки встреч.

С Вами легко сработаться?

К.М. Все зависит от человека, потому что я очень требовательна и к себе, и к людям. А еще - очень-очень терпеливая, и второй шанс даю, и третий, а вот на 15-й наступает точка невозврата, и я иду дальше - без выяснений и сожалений. Я неконфликтный человек, но, с другой стороны, очень прямой. Не каждый готов принимать правду, многих она пугает. Предпочитаю сразу обсудить проблему, а не копить негатив, поскольку придерживаюсь теории о том, что все вокруг нас - энергия. И если ты во что-то вкладываешься - в дело, человека, отношения, нужно получать эмоции в ответ. Игра в одни ворота быстро надоедает.

Вы долго работали в Vogue, но карьеру начинали именно в ELLE. Чей подход к работе Вам ближе?

К.М. Vogue и ELLE - два моих дома, и есть два человека в этой индустрии, которые во многом определили меня как профессионала, хотя подход к работе у них очень разный. Это главный редактор Vogue Вика Давыдова и предыдущий главред ELLE Лена Сотникова . Обе научили меня важной истине: если хочешь сделать хороший журнал, нужно, чтобы тебя волновала каждая картинка, каждое слово, каждая буква, каждая цифра. Только когда ты трепетно вынашиваешь каждую страничку, получается классный продукт.

Платье, Chapurin haute couture

Катя, модные съемки - важная часть Вашей профессиональной жизни, которой главные редакторы обычно не занимаются. Вы продолжите их стилизовать?

К.М. Да, конечно. Мы настроены на оптимизацию и не планируем строить из себя звезд, мол, я - главный редактор, Вадим - fashion-директор, и мы не будем снимать всякие мелочи. Если в конкретный момент больше некому - я готова делать все, что необходимо журналу. Счастлива, что со мной рядом Вадим. Это большая редкость, чтобы суперстилисты, очень талантливые, снимали портреты, культуру, актрис, а не только моду. А Вадим обожает работать с героями, он просто фанат съемок, и мы с ним на одной волне.

Вы долго принимали решение, когда Вам предложили эту должность?

К.М. Два дня.

То есть сомнений почти не было?

К.М. Я долго готовила дочь (Маше 13 лет. - Прим. ред.) к поступлению в лондонскую школу. Для меня, скажем так, это был главный проект последних трех лет. И когда она наконец поступила, я некоторое время была просто в эйфории. А потом поняла - у меня достаточно энергии, чтобы выходить на работу.

А что будет с Вашими другими проектами? С сайтом «Дочки-матери», например?

К.М. Там остается главным редактором моя сестра. Мы приняли такое решение еще в начале 2016-го. Это для меня был год путешествий, период активного внутреннего роста. Я много где успела побывать: в Нормандии , в Исландии , в Перу . Так что от сайта я давно абстрагировалась, и вполне осознанно. Четыре года назад я уходила из Vogue , чтобы заняться семьей, но со временем поняла - не стоит ни от чего отказываться. Даже если бы у меня была возможность просыпаться когда хочу и спокойно идти пить кофе, не имея никаких планов на день, я все равно старалась бы развиваться и идти вперед. Это не хорошо и не плохо. Главное - понять себя. У нас очень любят вешать ярлыки, а я считаю, что не надо никого ломать. В 2016 году я усвоила два важных урока: бесполезно кого-либо менять - надо принимать человека или ситуацию такими, какие они есть. А дальше ты решаешь, хочешь идти с ним (или с ней) по жизни или нет.

Платье, Tom Ford; туфли, Roberto Cavalli

Жить по таким принципам - большой внутренний труд. Вы как с этим справляетесь?

К.М. Я советский ребенок, меня воспитали в советской школе, и у меня был советский спорт. «Что бы ни случилось - терпи» - нас так учили. Так что да, новые принципы я приняла не сразу, но как-то в один миг вдруг поняла, что, оказывается, можно выбирать, как по меню в ресторане, - то, что нравится, и другим позволять это делать. Я и Машу этому учу. Например, она говорит: «Мам, а если я наколку сделаю или волосы в синий цвет покрашу?» Я отвечаю: «Крась! Еще и в розовый давай». Все, что она мне предлагает, я поддерживаю. Это ее жизнь, я должна ее принять и поддержать.

Какими проектами Вы особенно гордитесь?

К.М. Сотрудничеством с Патриком Демаршелье . Кадр из нашей съемки с Мариной Линчук (29) он взял на обложку своей книги, а работы с Дианой Вишневой (40) вошли в Dance in Vogue . Еще горжусь съемками для итальянского и японского Vogue , как, впрочем, и всеми проектами, к которым была причастна. В меня верили, и за это я благодарна - Карине Добротворской , Вике Давыдовой , Лене Сотниковой , Виктору Михайловичу Шкулеву . Все они давали мне возможность расти. Может, это звучит наивно, но это правда. Впрочем, конечно, мой самый главный проект - все-таки Маша. (Смеется.)

Платье, Izeta; туфли, Roberto Cavalli; серьги, Daniil Antsiferov; браслеты - собственность Екатерины

Ваш главный профессиональный принцип?

К.М. Я всегда уважительно отношусь к коллегам. Мы можем дружить или не дружить, но, если я вижу красивую съемку, всегда говорю: «Вау, как круто снято!» Я не постесняюсь сделать комплимент главному редактору конкурирующего издания. Мне незнакомо чувство профессиональной зависти. Наоборот, когда я вижу что-то обалденное, думаю: они смогли, значит, и мне по силам. Я перестала открывать Facebook четыре года назад, после ухода из Vogue , - такого количества негатива, причем к коллегам, нет больше нигде. Искренне не понимаю, в чем радость подобных выбросов в соцсетях. Я живу другой жизнью: хожу вместе с коллегами (настоящими и бывшими) на обед или друг к другу в гости, и работа - далеко не главная тема наших разговоров.

Как при Вашей загрузке удается выкраивать время на личную жизнь?

К.М. Дело в том, что, когда любишь свою профессию, вопрос, как разделить работу и жизнь, не актуален. Я ощущаю себя в первую очередь состоявшейся личностью, и уверена, что реализую свои способности в верно выбранной профессиональной среде. А если работа приносит удовольствие, это всегда помогает преодолевать житейские проблемы и добавляет радостных красок общей картине персонального счастья.