ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ КИРИЛЛА И СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ АЛЕКСИЯ II

Запись проводится по будням ежедневно с 12:00 до 20:00 в офисе центра м. Октябрьская
Предварительно нужно договориться о приеме по тел. (495) 5О8-65-25

Обучение проходит в филиалах школы в центре Москвы м.Октябрьская, м.Бауманская, м.Охотный ряд, м.Каширская

Обучение иконописи проводят опытные мастера Московского иконописного центра «Русская икона», специалисты Православного Свято-Тихоновского университета, Российской академии живописи, ваяния и зодчества, Российской Академии художеств и других учебных заведений. Всем учащимся выдаются уникальные печатные методические БЕСПЛАТНЫЕ УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ


РАСПИСАНИЕ И СТОИМОСТЬ ЗАНЯТИЙ ИКОНОПИСНОГО ОТДЕЛЕНИЯ

НАЧАЛЬНЫЕ КУРСЫ ИКОНОПИСИ "ОСНОВЫ ИКОНОПИСАНИЯ"
Интенсивные иконописные курсы. Предварительные навыки не требуются.

Курсы Инкрустация по дереву (Маркетри-мозаика из разных пород дерева)


Занятия проводятся по субботам с 12:00 до 17:00

м. Октябрьская, Полянка
12 000 РУБЛЕЙ
ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ И ПОДГОТОВЛЕННЫХ
Педагог Литвиненко Андрей Викторович
За пройденный Вами курс вы научитесь распознавать разновидности пород дерева,красоту и теплоту фактуры древесины, Изготавливать картины,панно,иконы, портреты, облицовку для шкатулок,столешниц и много всего очень интересного касающегося работы с древесиной. Добро пожаловать в мир прекрасного!

В расписании возможны изменения!
Обязательно уточните, пожалуйста, первый день занятий у каждого курса у администрации.

Идёт запись на курс. Приглашаем всех желающих написать эти иконы.

Название курса Начало занятий Расписание Филиал Педагог Свободные места
Икона "Животворящий крест Господень" или Именная икона "Константин" и "Елена"
11 февраля 2019 по будням
с 12:00 до 17:00
м. Полянка Идет запись
Курс иконы "Святитель Спиридон епископ Тримифунтский"
27 января 2019 Воскресенье
с 12:30 до 17:15
м. Бауманская Идет запись
Курс иконописи "Семейная икона" 25 ноября 2018 м. Бауманская Винницкая Людмила Ивановна Идет запись
Курсы иконописи "Индивидуальные занятия" Можно подключиться в любой день Вторн., четв.
с 18:30 до 20:45
Колушева Олеся Николаевна Идет запись
Курс иконописи плавями "Матрона Московская". Только для продолжающих иконописцев.
10 марта 2019 Воскресенье
с 12:00 до 17:00
м.Бауманская Виницкая Людмила Николаевна Идет запись

Идёт запись на курсы иконописи по абонементу:

Идёт запись в группы:

Название курса Начало занятий Расписание Филиал Педагог Свободные места
Реставрация Монументальной живописи (стенопись)
суббота
c 11:30 до 16:30
м. Октябрьская или м. Полянка Яснова Лариса Юрьевна Идет запись
Реставрация станковой темперной живописи (иконы) 2 февраля 2019
суббота
c 12:30 до 17:15
м. Октябрьская или м. Полянка Манешкина Екатерина Александровна Идет запись
Резьба по дереву
Иконостасы, киоты
Можно подключиться с любого занятия воскресенье
с 12:00 до 17:00
(2 зан. - 6 ак. ч)
м. Октябрьская или м. Полянка Туркин Михаил Александрович Идет запись
Реставрация темперной живописи
Работы с основой.
Укрепление левкаса и красочного слоя.
Подведение левкаса.
Тонировки, реконструкция.
Можно присоединиться с любого вторника
вторник
c 17:00 до 21:30
(10 зан. по 6 ак.ч.)
м. Октябрьская или м. Полянка Иванова Ольга Александровна Идет запись
Мозаика
Орнаменты и Св. Марон Пустынник
Можно подключиться в любой день суббота
c 10:00 до 14:30
с 14:30 до 19:00
м. Октябрьская или м. Полянка Павел Петяев Идет запись

Идёт запись на теоретические курсы

Название курса Начало занятий Программа Расписание Филиал Педагог Свободные места
Иконография
Богословие иконы
6 октября Древнерусское искусство суббота
с 10:00 до 13:00
м. Октябрьская или м. Полянка Щедрина Ксения Андреевна Идет запись
Катехизис и агиография 6 октября ответы на Богословские вопросы ЖИТИЯ СВЯТЫХ суббота
с 13:00 до 14:00
м. Октябрьская о.Анатолий
Иванова Анна
Идет запись
5 октября Церковно-славянский язык и Греческий язык Пятница
с 18:30 до 20:00
м. Октябрьская или м. Полянка Щедрина Ксения Андреевна Идет запись
Рисунок академический и иконописный Можно подключиться в любой день Построение складок и пробелов в одеждах.
Лик и лицо.
Понятие светотени Гризайль.
суббота
с 14:00 до 18:30
(10 занятий по 6 ак.ч.)
м. Октябрьская или м. Полянка Манешкина Екатерина Александровна Идет запись

Заочное отделение предусматривает обучение только по специальности «иконопись»; «стенопись» и «проектирование иконостасов и росписи храмов» — факультативно на 3 и 4 курсах. Возрастных ограничений на заочном отделении нет.

Желающие обучаться заочно присылают по электронной почте фото своих работ и все необходимые документы (список на странице Правила поступления ). Решение о зачислении принимает руководитель школы на основании просмотра работ и документов без экзаменов.

Документы для поступления на заочное отделение принимаются ежегодно с 01 июня до 25 сентября. Начало обучения — с 01 октября.

Срок обучения на заочном отделении – 5 лет (9 учебных семестров и дипломная практика). Учебный год делится на два семестра, в конце которых проводятся сессии: зимняя – после Рождества в январе, летняя – во второй половине июня. На время сессии учащимся предоставляется общежитие.

По окончании школы выпускникам выдается диплом.

Стоимость обучения в 2017-18 учебном году составляет 3700 рублей в месяц на 1 курсе и 2800 рублей в месяц на всех последующих курсах.

На заочном отделении Школы преподаются следующие предметы:

– Иконопись
– Иконорафический рисунок

– Шрифты и орнаменты

– История христианского искусства

– Иконография

– Иконоведение

– Церковно-славянский язык

– Катехизис

После прохождения курса по теоретическим предметам учащиеся сдают экзамены.

Обучение иконописи

Есть возможность сдать экзамены досрочно, после чего учащиеся освобождаются от занятий по этим предметам. В случае неуспеваемости по специальности и теории, учащиеся могут быть оставлены на второй год.

Обучение осуществляется индивидуально, дистанционно – через Интернет. Учащиеся получают задания и выполняют их в соответствии с программой данного предмета. Выполненные задания отправляют непосредственно преподавателю. Работы по иконописи, шрифтам и орнаментам сканируют или снимают на цифровой фотоаппарат и в электронном виде присылают на рецензию преподавателю.

За месяц до сессии (в декабре и в мае) студенты-заочники получают приглашение на сессию и расписание занятий и экзаменов. Во время сессии под руководством преподавателей студенты исправляют и заканчивают работы по иконописи, шрифтам и орнаментам; посещают консультации по теоретическим предметам, участвуют в просмотре, сдают экзамены. После каждой сессии необходимо планировать время для посещения музеев в Москве.

Во время сессий проживание учащихся в общежитии бесплатное, однако, необходимо привозить с собой постельное белье (либо сдавать средства на его приобретение).

По просьбе учащихся Школа высылает официальный вызов на сессию для предоставления по месту работы.

Все необходимые для обучения материалы, включая минеральные пигменты, иконные доски и сусальное золото, можно приобрести в Школе. Кроме того, учащиеся обеспечиваются образцами прорисей и икон в виде репродукций и в электронном виде. Есть возможность приобрести электронную библиотеку образцов икон, мозаик, фресок, миниатюр и прикладного церковного искусства.

Начинающим иконописцам

Приступающему к изучению техники иконного дела прежде знакомства с рисунком, материалами и способами их применения необходимо понять священный характер этого искусства, его высочайшее назначение и теснейшую связь с жизнью Церкви. Иконопись - это не просто искусство, это искусство церковное.

Икона - это книга о вере. Языком линий и красок она раскрывает догматическое, нравственное и литургическое учение Церкви. И чем чище и выше жизнь христианина, тем доступнее его душе язык иконы.
Икона - прежде всего священный предмет. Изображенный на ней лик получает, по правилу Церкви, имя через надписание. Этим икона усвояется тому, кто на ней изображен, восходит к своему первообразу и становится причастной его благодати, так что при недостойном, небрежном обращении с иконой оскорбляется не живопись, а тот, чье имя она получила, ее первообраз. Поэтому начинающему иконописцу с самого начала необходимо проникнуться благоговением к иконописанию и признать его святым делом.

Необходимо также возыметь уважение к тем людям, которые на протяжении прошлых веков потрудились в этом деле, сумели выработать язык иконы, создали ее высокий, подлинно церковный стиль. Среди них мы знаем прежде всего святого апостола и евангелиста Луку, и после него было бесчисленное множество иконописцев среди святых мужей и отцов Церкви.

Икона есть образно выраженная молитва, и понимается она, главным образом, через молитву. Она рассчитана только на молитвенно предстоящего перед ней верующего. Ее назначение - содействовать молитве, поэтому трудящемуся в этом деле необходимо во время работы не забывать о молитве. Молитва многое в иконе объяснит без слов, сделает понятным, близким, покажет как духовно верное, как неопровержимо истинное.

Ошибается тот, кто ищет в иконе внешней красивости. Церковное творчество отличается несколько иным пониманием красоты. Красота духовная выше телесной, и цель христианской жизни заключается в восхождении к Первоисточнику красоты - Богу. Природа - одно из средств познания Бога, через созерцание ее красот человек призывается прославлять Бога-Творца и созидать красоту своего внутреннего образа, возрастая и обновляясь во Христе в новую тварь, преображенную, искупленную для новой, Вечной Жизни во Христе. Но мыслить духовно человеку в земных условиях очень трудно, и Церковь установила некое посредство, как бы мост от мира вещественного к духовному, создав символ - наглядное изображение истин веры, выработав при этом и особые, только ему свойственные формы. Это и есть древняя икона. Поэтому перед иконой «не писаному лику поклоняемся в молитве, а восходим к Первообразу» (святитель Василий Великий).

В иконе образно выражена единая, незыблемая, обще-церковная истина, и ее важно сохранить незамутненной. Искажения привносятся в икону от неумелости, невежества или дерзостного самочиния иконописца, не боящегося отступать от иконного предания и вносить в церковный образ «мудрование свое, мудрование плоти».

Икона, считает Церковь, может быть сделана церковно только «чистыми руками», поэтому Поместный Стоглавый Собор Русской Церкви (43 гл. Стоглава) предписывает иконописцу соблюдать правила нравственности: ему должно быть «смиренну, кротку, благоговейну, не празднословцу, не смехотворцу, не сварливу, не завистнику, не пьянице, не грабежнику, не убийце; особенно хранить чистоту душевную и телесную со всяким опасением, и подобает живописцам часто приходить к отцам духовным и во всем с ними совещатися, и исповедыватися, и по их наставлению и учению жити в посте, молитве и воздержании со смирением».

Собор не оставил без внимания и грамотность иконописцев в их деле, и должное отношение к своему труду. Собор повелевает «с превеликим тщанием (старанием) писати образ Господа нашего Иисуса Христа, и Пречистыя Богоматери, и святых по образу, и по подобию, и по существу, и по лучшим образцам древних иконописцев; а от самосмышления бы и по своим догадкам Божества бы не описывали». Если же кто-либо из учеников начнет «жити не по правилам завещания, в нечистоте, пьянстве и бесчинстве, тех от дела иконного отнюдь отлучати и касатися того не велети, боящеся реченного: проклят человек, творяй дело Господне с небрежением (Иер. 48, 10). Поселянам же и невеждам, которые по сие время писали иконы, не учася, самовольством и самочинием, нe по образу, строго наказать, чтобы учились у добрых мастеров; и которым Бог даст эту премудрость, тот бы писал, а кому не даст, тот должен в конец от таковаго дела престати», чтобы имя Божие ради плохого письма не хулилось, ибо «не знают, что делают, и греха себе того не ставят». Таково завещание Московского Собора (1551) всем иконописцам.

Начинающему иконописцу предлагается работать только «по образцам». Древняя икона соприкасается с миром иным, нами не видимым, божественным. Постигать его, и постигать правильно, далеко не всякий может, тем более давать ему соответствующую художественную форму. Однако были (возможно, есть и теперь) люди, которые при чистоте сердца, способного созерцать сокровенную истину, получили еще и дар творчески воплощать в видимых образах то, что недоступно чувственному восприятию.

Восемь веков Церковь Христова в лице своих иконописцев трудилась, вырабатывая художественную форму иконы, и теперь мы имеем в ней образ, приближенный, насколько возможно, к миру невещественному, с одной стороны, и к нашему, крайне ограниченному пониманию этого мира, с другой стороны. Поэтому в противоположность мирскому художеству, совершенствоваться в котором можно только через изучение природы и натуры, иконописи нужно учиться только через копирование древних икон, в которых невидимое явлено в доступных для нас формах.

Копируя икону, человек всесторонне познает ее и невольно приходит в соприкосновение с тем миром, который в ней заключен. Постепенно он начинает ощущать реальность этого мира, узнавать истинность данного образа, потом постигает глубину его содержания, поражается четкостью форм, внутренней обоснованностью его деталей и поистине святой простотой, художественного выражения. Но чтобы так понять икону, нужно время, и иногда довольно длительное.

При подборе иконы для копирования надо иметь в виду, что наряду с иконами высокого художественного качества существует много так называемых «примитивов», которые вышли из бывших сельских ремесленных мастерских. Они не могут служить образцами для изучающих иконопись. В вопросе, что копировать, лучше следовать совету опытных мастеров, так как среди икон различных веков и школ не каждая может быть образцом для начинающего.

Репродукции могут помочь в рисунке и композиции, могут показать, как положить правильно высветления на ликах и одеждах, но колорит их всегда искажен, поэтому придерживаться его не следует. Самое большее, что может дать репродукция, - это подсказать размещение цветовых пятен; сам же тон, например, красного, синего, зеленого и др., можно взять верно, только имея опыт копирования древних икон.

В работе над иконой можно впасть в ошибки и незаметно сбиться с пути. Это случается и вначале, и в дальнейшей работе. Тот, кто хорошо знает светское искусство, природу и анатомию, долго не может привыкнуть к особенностям рисунка иконы, невольно находит множество «неправильностей», «искажения», стремится чуть-чуть тут или там что-то исправить; ему кажется, что «так не может быть». Следовать своим знаниям и чувствам нельзя, так как в иконе важно внутреннее видение, а у художника-ученика - внешнее видение. Надо принять пока «на веру» все, что непонятно и малоприемлемо, и повторить то, что есть. Понимание приходит со временем.

В дальнейшем, когда своеобразие иконописного образа будет внутренне принято, когда в память внедрятся приемы художественного раскрытия образа иконы, может возникнуть соблазн проявить свою творческую импровизацию, сделать «по-своему», вначале хотя бы в деталях. Если встать на этот путь, не имея к тому внутренних данных, то постепенно в иконный образ можно привнести много нелепостей, тогда как в подлинной иконе нет ничего случайного.

Церковь приемлет творчество, но в том случае, если в нем сохранена общецерковная истина, а это возможно тогда, когда художник, овладев техникой, обладает еще и даром не только духовного видения, но и творческого воплощения увиденного.

Иконописная студия

В заключение скажем, что «вера, смирение, чистота были естественными качествами иконника. Постоянным молитвенным подвигом он умножал в себе эти качества, что приводило его к все большему просветлению и, наконец, к святости. Свой талант он считал не своим, а полученным от Бога (даром), и для Бога нужно было возделать его, принести плод Господину и смиренно возвратить Подателю жизни, ничего не оставив себе (даже подписи на образе), чтобы не получить похвал, которые только вредны и отвлекают от прославления Единого и Вечного. Смирение - это не уничтожение личности, а ее обогащение, воспитание, собирание и возращение. Христианское смирение - это радость, обновление и соучастие в подвиге Христовом, а подвиг христианский - легкое иго Христово - радостен и светел» (протоиерей Алексий Останов).

«Руководство для начинающих иконописцев» ТРУД ИКОНОПИСЦА. Монахиня Иулиания (М.Н. Соколова).Авторы: А. Е. Алдошина, Н. Е. Алдошина. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1998.

Обучение на курсах иконописи в Москве

Дорогие друзья, приглашаем Вас на курс «Иконопись»! Этот курс ориентирован на тех, кто гуляя по музеям замирает в зале иконописи, любуясь работами великих мастеров. Пусть даже Вы не очень уверены в своих художественных способностях. Желание по-настоящему прикоснуться к церковному искусству делает чудеса.

Иконописные «курсы»: простота или шарлатанство?

А также для художников-любителей, открывших для себя красоту древней иконы, которые мучительно экспериментируют, пытаясь разобраться в непривычной технике. Для тех, кого интерес и любовь к древней иконе заставляет изучать, искать и даже делать зарисовки. Звоните и записывайтесь, мы с радостью приглашаем на занятия всех желающих!

Уроки ведет выпускница иконописного отделения при Московской Духовной академии Троице-Сергиевой Лавры - Пирогова Нина Александровна. Подход к каждому ученику индивидуальный. Занятия включают в себя изучение рисунка древних икон, изучение тональных и цветовых отношений. Предварительная гризайль, зарисовки, прориси. Основываясь на опыт древних иконописцев, работа ведётся натуральными пигментами.

Пирогова Нина Александровна . Закончила Пензенский Лицей, отделение «Художественная резьба по дереву». Пензенское Художественное Училище, факультет темперной и масляной реставрации. В последствии, окончила иконописную школу при Московской Духовной Академии Троице-Сергиевой Лавры. После выпуска работала в Центре Храмового Искусства имени Андрея Рублёва.

Иконопись – искусство, которое базируется на знание философии, теологии, истории искусств и на общей академической подготовке. Поэтому мы советуем брать этот курс только после освоения рисунка и живописи. В программу включено изучение разных школ и техник иконописи: как подготовить доску к работе, что такое левкас, паволока, яичная темпера, теория цветов, состав красок, в том числе и химический, золочение, олифа. Также в курс входит изучение связанных с иконописью истории искусств, истории Руси, русской средневековой эстетики.

Искусство иконописи пришло из Византии вместе с крещением Руси.

Само Византийское искусство базировалось на наследии античной культуры, воспринятом римлянами. В Древней Руси, имевшей уже значительное культурное наследие языческой эпохи, оно нашло благодатную почву и пришло в виде сформированного церковного канона, утвердив принципы и формы искусства иконописи. Первыми иконописцами на Руси были греки. Их работы отличал веками отработанный образ и техника исполнения — монументальность, тяжелая глубина колоритов, темные сумрачные краски и выраженный аскетизм. Иконопись в России еще долго, в течение всего до монгольского периода находилось в непосредственной зависимости от Византии.

В дальнейшем она пошла по своему пути развития. Это относилось и к технике, но самое существенное – стал меняться образ, получивший иную трактовку. Акцент стал ставиться не на тяжести подвига, а на его плодах, делая образ скорее радостным, чем суровым. В некоторых образцах этого периода уже присутствует большая динамика, меньшая зависимость от античных образцов, более плоскостное решение композиции.

То же касалось и колорита. Икон монгольского периода сохранилось очень мало. Преимущественно это образцы, принадлежавшие к Новгородской школе. Для них характерна лаконичность композиций, ковровость изображения в сочетании с четкостью рисунка и чистыми яркими красками.

Расцвет русской иконописи начался с начала XIV- ХVв. Это был период расцвета святости, который дал самое большое количество русских святых. Особенно хочется выделить Московскую иконописную школу, к которой принадлежат величайшие мастера — Феофан Грек, Даниил Черный, Андрей Рублев, которые создали настоящие шедевры, поразительные по своей глубине и красоте.

Обучение иконописи

Основной задачей наших курсов иконописи в Москве мы считаем изучение и возрождение иконописных традиций. Весь курс теоретических и практических занятий дает возможность приобщиться к духовному миру иконы, развивать свои душевные качества и художественные дарования. За период обучения иконописи Вы познакомитесь с множеством стилей и школ, особенностями иконописных традиций различных стран, получите необходимые практические навыки для прикосновения к древнему искусству и самостоятельного выполнения образов святых. По мере изучения наши преподаватели предложат Вам несколько этапов приобретения таинственных знаний:

  • Изучение основ написания икон для начинающих;
  • Личное написание иконы.

В программу обучения будут включены такие занятия:

  • Материалы и приспособления для написания икон. Техники исполнения;
  • Золочение;
  • Обучение основам иконописи. Подготовительный курс – написание пейзажа, церковной архитектуры, одежды, других предметов и животных, которые изображаются на иконах;
  • Написание личной иконы с соблюдением всех законов и традиций.

Сам процесс работы над иконой мы начинаем с выбора доски, которую заливают специальной грунтовкой – левкасом. Далее начинается сам творческий этап – иконописец самостоятельно приготавливает материалы для выполнения работы: растирает краски и полудрагоценные материалы в пыль, смешивает их со специальным яичным раствором до нужной консистенции и приступает к работе. Сначала выполняет эскиз изображения, который потом расписывается красками, согласно традициям и законам иконографии. Продолжительность работы зависит не только от замысла автора, но и от избранной техники.

Курсы иконописи

На наших курсах иконописи в Москве Вы научитесь писать иконописные образы на картоне и на доске с применением древних технологий иконографии, а также познакомитесь с современными подходами и методиками в этом ответственном деле. По завершении курса Вы будете владеть такими знаниями и умениями:

  • Основы иконографии и монументальной росписи храмов и церквей;
  • Основы и каноны христианского искусства;
  • Законы и правила росписи православных храмов;
  • Технику иконописи;
  • Навыки самостоятельного создания иконы.

Мы считаем, что основная цель и задача наших курсов – научить наших студентов грамотно, ответственно и благоговейно писать святые иконы, а значит жить полноценной духовной жизнью в ладу с собой, с миром и с Богом.

Стоимость занятий

Советы начинающим

Введение
Иконография и канон Подготовка доски к написанию иконы Грунты, их состав и свойства Способы нанесения рисунка на левкас Нанесение красочного слоя Написание голов и ликов Золочение фонов, нимбов и нанесение пробелов золотом Приготовление олифы и красок

Деталь иконы «Рождество Христово». Дерево, яичная темпера. Первая четверть XV века. Третьяковская галерея.

Введение

Русская икона постоянно привлекала и привлекает до сих пор самое пристальное внимание искусствоведов, художников и просто любителей живописи своей необычностью и загадочностью. Это связано с тем, что древнерусская иконопись своеобразное, неповторимое явление. Она обладает большой эстетической и духовной ценностью.

Курсы иконописи при храме

И, хотя в настоящее время издается масса специальной литературы, неподготовленному зрителю расшифровать закодированный смысл иконы весьма затруднительно. Чтобы это сделать, необходима определенная подготовка.
К сожалению, даже профессиональные художники не всегда понимают красоту и своеобразие древней иконы. Задачей данной работы является знакомство с основами техники исполнения иконописи.
Конечно, грамотно выполнить иконную живопись может лишь профессиональный художник, знающий в, совершенстве все секреты иконописного ремесла и следующий канонам Жития святых, что характерно для старых мастеров. Они очень остро чувствовали гармонию и красоту иконы. При тщательном изучении можно обнаружить их попытку осмыслить икону в математическом отношении. Например, они брали размер ширины иконы и откладывали ее на вертикаль бокового поля, определяя тем самым высоту средника (центральное изображение иконы), а треть ширины иконы составляла высоту верхнего ряда клейм. Соотношение высоты и ширины иконы чаще всего в пропорциях составляло как 4:3. Ширина средника составляла размер в две диагонали боковых клейм. Фигура средника равнялась 2,5 диагонали клейм. Высота фигуры вместе с нимбом в среднике равнялась 9 радиусам нимба и т.д. Эти математически выверенные выкладки придавали геометрическую четкость композиции, позволяли мастеру строить ритмический ряд и акцентировать взгляд зрителя на главных образах иконы.
В ряду религиозной литературы особняком стоят «мастеровики», то есть собрания рецептов, в которых указывалось, как составлять и наносить левкас (грунт), растирать и смешивать пигменты со связующим веществом, изготавливать связующее, варить олифу и многое другое.
В старые времена ремеслу учили методом «подсадничества», когда к старому, опытному иконописцу подсаживали юношу для перенимания опыта.
Выработанные с годами традиции и секреты передавались из рода в род, из поколения в поколение, и так вплоть до наших дней. Без этих знаний и без соответствующих ремесленных навыков трудно рассчитывать на успех. Изучение канонов Жития святых, их священных облачений, церковных текстов и подлинников иконописи византийской и русской церкви – обширная тема. Поэтому для прояснения этих вопросов мы вправе отослать нашего уважаемого читателя к более фундаментальным трудам и источникам.
Наша задача гораздо скромнее – дать читателю общие понятия о технической, ремесленной стороне выполнения иконописных работ. Мы расскажем об устройстве иконы, материалах, применяемых в иконописи, также о приемах нанесения красочного слоя на деревянную основу.

Фрагмент иконы «Богоматерь Умиление». Липа, паволока, левкас, темпера. Первая половина XV века. Третьяковская галерея.

Художественные материалы марки CretacoloR от австрийской компании “Brevillier Urban & Sachs”. Карандаши, пастель, наборы для художников.

Золочение

Трансферная поталь.

Каталог в магазине: краски, пасты, наборы для золочения и серебрения и декорирования разных поверхностей.

Перламутровый пигмент - золото.

Иконопись

Иконопись и другие художественные направления.

Начинающему иконописцу

При писании иконы на деревянную основу с выбранным углублением - ковчегом (или без него) наклеивается ткань - паволока . Затем наносится меловой или алебастровый грунт - левкас .

Первый этап непосредственно живописной работы - роскрышь - прокладка основных тонов. Используется яичная темпера на натуральных пигментах. Процесс работы над ликом завершает наложение движков - светлых точек, пятен и черт в наиболее напряжённых участках изображения. На заключительной стадии иконописания следует роспись одежд, волос и прочих деталей творёным золотом, либо производится золочение на ассист. По завершении всех работ икона покрывается защитным слоем - натуральной олифой.

  • Начинающим иконописцам

    Икона - прежде всего священный предмет. Изображенный на ней лик получает, по правилу Церкви, имя через надписание. Этим икона усвояется тому, кто на ней изображен, восходит к своему первообразу и становится причастной его благодати, так что при недостойном, небрежном обращении с иконой оскорбляется не живопись, а тот, чье имя она получила, ее первообраз. Поэтому начинающему иконописцу с самого начала необходимо проникнуться благоговением к иконописанию и признать его святым делом.

    Комментарии: 3

  • Цвет в иконе и его использование

    Византийцы считали, что смысл любого искусства - в красоте. Они писали иконы, сияющие позолотой и яркими красками. У каждого цвета было свое место, свое значение. Цвета никогда не смешивались, они были светлыми или темными, но всегда чистыми. В Византии цвет считали таким же важным, как и слово, ведь каждый из них имел свое значение. Одна или несколько красок создавали говорящий образ. Обучаясь у византийцев, русские мастера-иконописцы приняли и сохранили символику цвета. Но на Руси икона не была такой пышной и строгой, как в императорской Византии. Краски на русских иконах стали более живыми, яркими и звонкими. Иконописцы Древней Руси научились создавать произведения, близкие местным условиям, вкусам и идеалам.

    Комментарии: 22

  • Свет в иконе. Фаворский свет и исихазм

    Говоря об иконах, нужно сказать и о "светоносной благодати Христа ".

    Здесь нашла свое выражение концепция, содержащаяся в исихазме - учении, принятом православием: Бог непознаваем в Своей сущности. Но Бог выявляется благодатью - божественной энергией, изливаемой Им в мир, Бог изливает в мир свет.

    Как учил великий идеолог исихазма Григорий Палама (1296-1359), Иисус Христос есть Свет, а Его учение есть просвещение людей. Светозарность Иисуса Христа непостижима и несказанна. Он - "неизреченно сияющий".

    В возможной и доступной для человека форме этот божественный свет был показан Иисусом Христом ближайшим ученикам на горе Фавор. "...взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми как свет. И вот, явился им Моисей и Илия, с Ним беседующие" (Мф. ХУП,1-3).

  • Прямая и обратная перспектива

    Одной из причин, затрудняющих понимание древних русских икон, является особый способ изображения пространства и находящихся в нем земных и "небесных" существ и предметов.

    Мы смотрим на картины глазами европейца, и изображенное на них нам представляется очень похожим на то, что мы видим в окружающем мире.

    Важнейшим фактором, объясняющим "правдоподобность" европейской живописи, является применение в изобразительном искусстве Европы линейной перспективы.

    Учение о перспективе зародилось в XIII веке, и это явилось событием, сыгравшим весьма заметную роль в судьбе европейской культуры.

  • Время в иконе

    Еще один вопрос, который необходимо рассмотреть для "адаптации" в мире икон - как в эпоху Средневековья людьми воспринималось и понималось время.

    Различие в понимании времени, как философской категории в Западной Европе и в Византии обозначилось и сформировалось в эпоху Возрождения, когда Европа, в отличие от Византии, встала на путь нового миропонимания. После временного захвата Константинополя крестоносцами в 1204 г. отчуждение Византии от Европы стало во многом еще более глубоким и непримиримым.

    Разный подход к тому, что такое время, в значительной степени определил разницу в отношении к миру, к происходящим в нем событиям, к роли человека в этих событиях и, как следствие, к целям, смыслу и возможностям изобразительного искусства, которое в Византии и на Руси было религиозным и преимущественно оставалось таким еще и в Западной Европе. Это в свою очередь непосредственно сказалось в формировании принципиально разных изобразительных приемов, использовавшихся художниками Западной Европы и иконописцами православных стран.

  • Краткий порядок работы над иконой

    На доску с выбранным углублением - «ковчегом» наклеивается матерчатая основа «паволока».

    После шлифовки поверхности грунта на него переводится рисунок будущей иконы.

    Следующим этапом является позолота площадей нимбов и фона.

    Первый этап непосредственно живописной работы - «роскрышь» - прокладка основных тонов. Краска (яичная темпера на натуральном пигменте) в первую очередь накладывается на фоны, затем покрываются элементы пейзажа, растительность («тра́вы»), строения («пала́ты») и пр., а также одежды персонажей - всё, что составляет так называемое «доли́чное» на иконе.

  • Что такое икона

    Приступающему к изучению техники иконного дела прежде знакомства с рисунком, материалами и способами их применения необходимо понять священный характер этого искусства, его высочайшее назначение и теснейшую связь с жизнью Церкви. Иконопись - это не просто искусство, это искусство церковное.

    Икона - это книга о вере. Языком линий и красок она раскрывает догматическое, нравственное и литургическое учение Церкви. И чем чище и выше жизнь христианина, тем доступнее его душе язык иконы.

    Икона - прежде всего священный предмет. Изображенный на ней лик получает, по правилу Церкви, имя через надписание. Этим икона усвояется тому, кто на ней изображен, восходит к своему первообразу и становится причастной его благодати, так что при недостойном, небрежном обращении с иконой оскорбляется не живопись, а тот, чье имя она получила, ее первообраз. Поэтому начинающему иконописцу с самого начала необходимо проникнуться благоговением к иконописанию и признать его святым делом.

  • Художественная форма иконы

    Восемь веков Церковь Христова в лице своих иконописцев трудилась, вырабатывая художественную форму иконы, и теперь мы имеем в ней образ, приближенный, насколько возможно, к миру невещественному, с одной стороны, и к нашему, крайне ограниченному пониманию этого мира, с другой стороны. Поэтому в противоположность мирскому художеству, совершенствоваться в котором можно только через изучение природы и натуры, иконописи нужно учиться только через копирование древних икон, в которых невидимое явлено в доступных для нас формах.

    Копируя икону, человек всесторонне познает ее и невольно приходит в соприкосновение с тем миром, который в ней заключен. Постепенно он начинает ощущать реальность этого мира, узнавать истинность данного образа, потом постигает глубину его содержания, поражается четкостью форм, внутренней обоснованностью его деталей и поистине святой простотой, художественного выражения. Но чтобы так понять икону, нужно время, и иногда довольно длительное.

  • Традиции иконописания

    Заметим для себя, что иконой, в узком смысле, мы называем изображение, сделанное на доске . Но, определяя это искусство, будем иметь в виду не только собственно икону, а иконописный образ в широком смысле, изображение, которое может быть написано и на стене, и на металле, и на предметах церковного обихода, и не только написано, но и выгравировано, и вышито, и выложено мозаикой и т.п.

    Итак, прежде всего икона - это не есть некое самостоятельное искусство. Иконопись есть часть жизни Церкви, одно из ее установлений. «Я не от мира сего (Ин. 8, 23), - сказал Божественный Основатель и Глава Церкви, - царство Мое (т.е. Церковь) не от мира сего» (Ин. 18, 36). Поэтому как природа Церкви, так и все ее установления неотмирны: их назначение и конечная цель те же, что и у Церкви, - спасение мира, то есть воспитание человека во времени для вечности, приведение его к благодатному общению с Богом, к богоуподоблению.

    Однако техника иконописи имеет свою историческую жизнь: со временем появлялись новые материалы, к которым иконописцы приспосабливались, изучая их и применяя на практике.

    Иконописец (изограф, образописец, писец иконный) – живописец, специализирующийся на создании икон.

    Икона (от от ср.-греч. eikon - рисунок) + писа ть

    Иконописец (изограф, образописец, писец иконный) - живописец, специализирующийся на создании икон. Профессия подходит тем, кого интересует рисование и мировая художественная культура (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

    Особенности профессии

    Православная икона - священное изображение, выполненное в рамках в традиции восточного христаанства, символизирующее образ Иисуса Христа, Богородицы, какого-либо святого или события из Священной или церковной истории.

    Только ли живопись?
    С точки зрения искусствоведов, икона - это произведение христианской (главным образом православной) станковой живописи культового назначения.

    С точки зрения богословия, материал и техника изготовления значения не имеет.
    Церковь регламентирует только содержание, композицию, цвет и свет, атрибуты святых. Поэтому иконы могут быть мозаичными, вышитыми, литыми, резными и пр.
    Все они могут являться священными изображениями, имеют одинаковое содержание, назначение, и создавали их часто одни и те же мастера.

    Икона - произведение церковно-литургического искусства.
    С точки зрения православного богослужения, она имеет то же значение, что и Евангелие.

    Самые ранние из дошедших до нашего времени иконы созданы в VI веке в Византии.

    Художественные принципы православной иконы по прошествии веков утвердились в виде канонических норм.
    В 1551 году Стоглавый Собор сформулировал эти нормы. Эталоном каноничности тогда же объявлены иконы Андрея Рублёва.
    Хотя это не исключает разнообразия иконописных стилей (школ), сложившихся в разных местностях.

    По церковной традиции, иконописец, в отличие от художника, рассматривается не как автор конкретного образа, а как проводник божественной истины.
    В православии существует особая богослужебная форма посвящения в иконописцы, чего нет для представителей ремесел, работающих для нужд церкви.

    Сегодня интерес к русской православной иконе растёт. Много строится и восстанавливается храмов в России и за её рубежом. Для этого нужны подготовленные иконописцы.

    Рабочее место

    Рабочее место иконописца - иконописная мастерская.

    Важные качества

    Иконописец - не просто ремесленник, освоивший иконописную технику.
    Эта профессия требует призвания, религиозной одарённости (а она есть не у всех). А также способности к самоотречению: далеко не каждый живописец может удержать свою творческую натуру в заданных рамках. Кроме того, это служение требует от человека благочестивого, несуетного образа жизни.

    Знания и навыки

    Помимо мастерства рисовальщика и знания законов иконописи, мастер должен знать историю иконы, понимать её символическое и богословское значение.

    Где учат

    Высшее иконописное образование можно получить в некоторых православных вузах.
    Например:

    • Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет в Москве.

    (Факультет церковных художеств.
    Отделения: Иконопись, Реставрация темперной и масляной станковой живописи.)

    • Кроме того, учиться на иконописца можно в иконописной школе или на курсах.

    Некоторые иконописные школы обучают будущих мастеров с самых азов. В этом случае от поступающих не требуется какой-либо художественной подготовки.