Стеклянные витражи, созданные в традиционной манере, появились ранее всех других. Первоначальные технологии, разработанные в Древнем Шумере и унаследованные египтянами, греками и римлянами, после падения этих империй на долгое время были утрачены, и возродились в Западной Европе только к Х столетию. С тех пор средневековые витражи более 600 лет украшали исключительно храмы и дворцы крупных вельмож - поскольку были очень дороги и трудоемки в изготовлении. Более 70% их сюжетов приходилось на религиозную тематику, и лишь остальные 30% - на все прочие. В качестве основы средневековый витраж использовал мощную металлическую раму, а отдельные элементы соединялись между собой методом спайки свинцовых, медных либо латунных полос.

Только к ХХ веку ситуация коренным образом изменилась. Базовые принципы создания витражей остались прежними, но инновационные технологии производства и особенно обработки стекла открыли перед мастерами витражного искусства невиданные ранее горизонты.

Современный процесс изготовления витражей в историческом стиле

В настоящее время витражи в средневековом стиле производятся по следующей схеме.

  1. Эскиз. В последние десятилетия рисуется на компьютере в специализированных графических редакторах. Программное обеспечение дает возможность заранее предсказать, каким будет отражение света в зависимости от характеристик и размещения каждого элемента.
  2. Профиль. Изготавливается под нужный размер. Как правило, делается металлическим - учитывая значительный вес конструкции.
  3. Бевелсы. Так называются отдельные элементы, каждый из которых вырезается на станке с помощью лазера. Таким образом, древняя процедура обработки отдельных стекол стала не только точнее и совершеннее, но и в тысячи раз быстрее, что позволило кардинально уменьшить общую стоимость готовых изделий.
  4. Пайка. На конечном этапе, при использовании наиболее прогрессивной на сегодня технологии - «Тиффани» - металлическая фольга между элементами спаивается, излишки аккуратно удаляются, а шов зачищается. В результате бевелсы образуют единый узор с абсолютно незаметными стыками, и витраж принимает свой окончательный вид.
  5. Роспись. Исключением являются случаи, в которых узор для становится чрезмерно сложным, поскольку требует введения в изделие очень маленьких элементов. Чтобы не нарушать классическую технологию, вместо вставок более крупные бевелсы расписываются специальными красками, после чего тот или иной фрагмент кажется совокупностью нескольких маленьких.
  6. Секции. Если витражи в историческом стиле, предусмотренные проектом, достигают размеров более 1-2 м 2 , обеспечение их надежности достигается делением на секции, для каждой из которых подготавливается отдельный профиль.

Области применения

Основными областями применения средневековых витражей являются:

  • - скрывают унылые пейзажи снаружи и окрашивают удивительным светом помещения внутри;
  • - подвесной средневековый витраж визуально расширяет помещение и делает его гораздо более праздничным;
  • - добавляют в любую интерьерную композицию невероятно свежий и яркий акцент;
  • - не только удачно разделяют помещение на отдельные зоны, но и создают эффект дополнительного пространства (особенно если витражи представляют собой нечто вроде светлой картины);
  • - являются гораздо более выразительными элементами фасадов, чем обычные стекла с цветными узорами);
  • - наиболее эффектно смотрятся в темных и мрачных помещениях, освещая их мягким рассеянным светом;
  • - идеальные плафоны и ночные лампы для спальных комнат.

Главные достоинства средневековых витражей

Как и все прочие произведения искусства этого вида, исторические варианты отличаются:

  • практически бесконечным сроком службы без ухудшения физико-технических характеристик и потери эксплуатационных качеств;
  • уникальностью рисунка - поскольку изделия это штучные, и в технике «Тиффани» собираются практически полностью вручную;
  • уникальностью способа рассеивания света.

Монтаж, возможности подсветки и обслуживание витражей в интерьере

  1. Монтаж. Средневековые по стилю витражи в готовом виде монтируются практически аналогично оконным рамам. Отличие состоит только в наличии более мощного П-образного, Н-образного или более сложного по конфигурации профиля с высокой степенью жесткости.
  2. Подсветка. Именно ей отводится роль максимального подчеркивания всех преимуществ конструкции из цветного стекла. Современные витражи с историческом стиле оптимально освещать светодиодными или галогенными лампами дневного света. Чрезвычайно важно и правильное их размещение с тыльной стороны витражной панели.
  3. Уход. Максимально прост, поскольку стекло боится только ударных и сильных абразивных воздействий. Периодически протирать витраж влажными микрофибровыми тряпочками или губками будет достаточно. Сильные загрязнения удаляются тем же путем, но с использованием мягких моющих средств без абразивных частиц.

Из чего складывается стоимость

На конечную стоимость заказанного вами витража будут влиять:

  • размеры изделий и их количество (при оптовых заказах);
  • число, размеры и конфигурация деталей, необходимых для сборки;
  • фактура стекла;
  • производитель материалов;
  • виды металлов для пайки;
  • сложность монтажа;
  • наличие дополнительных пожеланий от клиента, увеличивающих сложность работы;
  • необходимость установки подсветки.

Средневековые витражи от «Стеклянного Дилижанса»

Мастера «Стеклянного Дилижанса» в наиболее передовой на сегодня технике «Тиффани». Просмотр вариантов - в нашей фотогалерее.

Незаконное копирование текста без согласия администрации сайта преследуется по ст. 146 УК РФ (Нарушение авторских и смежных прав).

Приглашаем к сотрудничеству архитекторов и дизайнеров на выгодных условиях *

* Членам клуба выдается пластиковая карта, которая является накопительной. По итогам года членам клуба выдаются ценные подарки (путевки на отдых за границей).


Слово «витраж» произошло от французского vitre (оконное стекло).

Витражи в Европе в период раннего Средневековья

Предшественники витражей - тонкие прозрачные пластины из селенита или алебастра, которые вставлялись в окна христианских храмов 5-6 века. Они были разноцветными, и из этих материалов создавались различные орнаменты.

В 6-7 веке, вместе с развитием христианства в Европе, стали появляться прозрачные и бесцветные стекла. До этого стекло было непрозрачным (например, непрозрачное стекло широко применялось в Египте).

Особую роль витражам придавали в католических соборах и церквях. Они создавали неземную, возвышенную атмосферу в церкви и способствовали отвлечению прихожан от мирского. В начале 20 века были найдены 3 фрагмента витража с изображением Иисуса Христа. Ориентировочно, эти фрагменты были изготовлены в 540 году. В немецком Эльзасе, в Вейссембургском аббатстве хранится самый древний из витражей, изображающий голову Христа. Другой старинный витраж можно видеть в Великобритании, в монастыре Святого Павла. Он был сделан в 686 году. Из законченных витражей самые старые находятся в Аугсбургском соборе. При их изготовлении применялась техника закрашивания и тонального оттенения.

Возникновение традиционной технологии изготовления витражей

В 11 веке оформилась классическая техника изготовления витража. В 1100 году монах Теофил изложил ее в своем трактате. Многие из операций этой технологии сохранились и сегодня. Сначала мастера варили цветное стекло. Они смешивали речной песок, флюс, известь и поташ. Само стекло варилось в сферической печи, а в качестве тиглей использовали горшки из керамики. В расплавленное стекло добавляли окислы металлов, из которых делались краски. Спектр цветов получался довольно небольшой, а само стекло имело множество изъянов: потемнения, неоднородность цвета, пузыри. Из-за этих изъянов витражи Средневековья создают совершенно необыкновенную атмосферу из-за игры света.

В Средние века один витраж мог состоять из сотен кусочков разноцветного стекла. Эти кусочки скреплялись свинцовыми полосками в форме буквы "Н". В церквях были очень высокие окна: от 6 до 18 метров. Чтобы такие окна были более прочными, их делили на панели, каждая площадью в несколько квадратных дециметров. Эти панели крепились к металлической решетке, которая устанавливалась снаружи.

Цветные витражи в Романский период

В Романский период в архитектуре было множество элементов с витражами. В первую очередь, это были витражи в соборах, украшающие высокие окна, которые делали такими из-за толстых стен. Основные цвета витражей были синий и красный. Из узоров чаще всего использовали геометрические фигуры или растительные темы. Затем тематики стали сложнее и разнообразнее, все чаще можно было видеть людей на рисунках витражей. Чаще всего это были сцены из Библии или жизни святых. Очень часто в церквях можно видеть композицию из тех окон, изображающих Святую Троицу. В 13 веке стали появляться «Аравийские окна» - в них кусочки стекла вставлялись в мрамор или камень.

В аббатстве Сен-Дени впервые в витражные панно были включены не только изображения Девы Марии, Христа, святых, но и тестовые описания их жизни и деяний.

Не только в Европе, но и на Востоке в Средние века делали витражи. Их собирали из кусочков цветного стекла, скрепляя отдельные кусочки между собой растворами. Среди них был и цеметный раствор.

Изделия из кусочков стекла в эпоху Возрождения

В эпоху Возрождения изменился художественный стиль витражей: теперь это были трехмерные картины с передачей объема. Преоладали уже не только религиозные тематики, но и светские, а также мифологические. Витражи создавались на снове картин известных живописцев. В 16 веке появились кабинетные витражи, которые были небольшими по размеру и служили украшением для комнаты.

В России витражи стали изготавливать гораздо позднее, чем в Европе. Сначала витражи, как и в европейских странах, устанавливали в храмах. Позже их стали использовать для украшения домов зажиточных людей.

В конце 19 века двое мастеров по витражам, Джон Ла Фарж и Луис Тиффани, стали использовать новые технологии, позволяющие создать неоднородное стекло. Есть множество вариантов современного витражного стекла: оно бывает прозрачное и глухое, стекло может быть как одного цвета, так и смесью разных цветов и оттенков цвета, оно может быть гладким и с разной фактурой.

В России витражи не были широко распространены, ведь это изделие не из дешевых.

Желание украсить свой дом витражами, при их высокой стоимости и недоступности многим людям, привело к появлению различных

Технику создания изображения из цветного стекла знали еще в Древнем Вавилоне, Египте, Греции и Риме . Но подлинного расцвета это искусство достигло лишь в Средние века. Признайтесь, кто из вас, очутившись внутри готического собора, не замирал в восхищении, глядя на прекрасные, будто бы парящие в солнечном свете, витражи?

В чем заключается уникальность витражного искусства?

Почему же в эпоху готики искусство витража (от лат. vitrum и фр. vitre – стекло, монументальное произведение декоративного искусства из цветного стекла) достигло невероятных высот? Заметьте, такого размаха оно не видело ни до, ни после.

Вероятно, одна из основных причин расцвета витража связана с архитектурными новшествами: в эпоху готики новые конструкции перекрытий и внешних опор позволили храму вырасти ввысь и облегчить ранее тяжеловесные стены.

Так появилось пространство для огромных окон-витражей, практически полностью вытеснивших собой популярные в романское время стенные росписи.

Источник: pixabay.com

Есть на то и другие причины. В Средние века витраж, входящий в архитектурно-художественное объединение искусств, которое в полной мере воплотилось в пространстве собора, получил культовое значение. Так, витраж перестал быть просто утилитарным и декоративным предметом, но поднялся до уровня символа, обозначая божественный свет, струящийся из обители Господа. В Средние века витражи сравнивали с ювелирными украшениями и верили, что они спасут от чудовищных напастей, – например, считалось, что с помощью витражей можно защититься от смертельного взгляда василиска.

Где искать шедевральные витражи?

Готический стиль исторически возник во Франции, а первой постройкой в новом стиле считается базилика аббатства Сен Дени. Там же появились и первые готические витражи. Изображения, помещенные в медальоны, были лишены монументальности романского стиля и быстро завоевали популярность среди современников. Из Франции готический стиль распространился по Англии и Германии. Повсеместно возводились соборы: Нотр-Дам де Пари, Кентерберийский и Буржский, собор в Сансе и Реймсе, Солсбери, Йорке и Линкольне.

Подлинной жемчужиной витражного искусства по праву считается Сен Шапель (Париж), двухэтажная капелла, сплошь состоящая из цветных стекол, между которыми вовсе не видно стен.

Как ни странно, в окнах готических соборов можно увидеть не только религиозные сюжеты, но и исторические события или повседневные занятия людей: труд ремесленников и земледельцев, охоту, пиры, рыцарские сражения. Встречаются и изображения вовсе фантастических созданий – драконов и единорогов.

Источник: pixabay.com

А знаете ли вы, что готические витражи, наравне с книжной миниатюрой, представляют собой живопись эпохи? Вы, наверное, подумаете, какая же тут живопись? Витраж составлялся из кусочков цветного стекла и больше был похож на мозаику. И всё же это так. Обратимся к технике его создания, которая со времен монаха Теофила, написавшего в XII веке первое руководство для витражистов, считается классической.

Как создавался витраж в готическую эпоху?

Основа для изготовления витража – это предварительный эскиз, написанный на деревянной доске, сначала цинком или оловом, а потом красной или черной краской. Его переводили на бесцветное стекло, а затем само изображение складывали из нарезанных кусочков цветного стекла, которые скрепляли свинцовыми перемычками и спаивали по краям. Стекло окрашивали с помощью красочных порошков – пигментов, которые добавляли в расплавленную массу. И пусть в XII и XIII веках цветов было не так много (красный, зеленый, синий, фиолетовый), их можно было комбинировать и накладывать друг на друга, получая уникальные оттенки.

Так, например, известно, что в Шартрском соборе некоторые витражи получены наложением до двадцати семи стекол, как цветных, так и бесцветных. Рисунок, однако, составлялся не только посредством сложения цветных стеклянных кусочков, но и писался кистью в тех местах, где требовалось изобразить мелкие детали.

Когда ты провел краской линии на одежде, то рассей их кисточкой пошире, так чтобы стекло было прозрачным там, где ты привык в живописи видеть свет. Пусть одна и та же линия будет сначала жирной, потом тоньше и, наконец, совсем тонкой. Тона меняются так, словно это три различные краски

Искусство витража Средних веков дало такие шедевры, как "Святой Иероним" Альбрехта Дюрера,
"Успение Пресвятой Богородицы" Эль Греко,
"Богоматерь с младенцем" (витраж собора в Шартре)

Искусство витража средних веков: особенности технологии

Искусство витража до сих пор волнует воображение людей. Витражи готических храмов до сих пор притягивают взгляды своими ажурными окнами, которые возвышенно сияют в лучах солнечного цвета и таинственно мерцают в полумраке. Прекрасная игра цветных стекол создает особую атмосферу в интерьере, вызывая у людей трепетные эмоции и ощущение связи с неземным миром. Движущиеся блики на полупрозрачной разноцветной поверхности зрительно придают стеклу подвижность. Наверное, поэтому произведения витражного искусства так притягательны для человека, и особенно яркое впечатление они оставляли у современников Средневековья, с их мистичным восприятием действительности.

Как же изготавливали витражи в Средние века?

Оформление оконных проемов панно из цветного стекла было известно уже в Древнем Риме и восточных странах. Но только в средневековые времена изготовление витражей превратилось в искусство, связанное с культовым зодчеством. В эпоху Средневековья и Возрождения искусство витража получило бурное развитие. Его настоящий расцвет начался с XII века. В трактате монаха Теофила, относящемся к тому времени, в подробностях описана технология изготовления витражного окна. Стекло варили в специальной печи, одновременно окрашивая его в нужный цвет. Из стекла отливали плоский лист, который потом разрезали на фигурные пластинки согласно подготовленному рисунку. Для разделения на фрагменты использовали раскаленный железный прут. Кусочки стекла раскладывали на деревянной доске по эскизу будущего панно и затем расписывали красками, последовательно обжигая витражное полотно в печи. Элементы будущего витража прочно скрепляли с помощью свинцовой проволоки, спаивая швы. После этого детали изделия помещали в деревянную, а позже – металлическую раму. Так получался витраж.

Средневековый метод изготовления витражного окна от современных способов отличается незначительно. Главная разница – в более совершенном инструментарии.

Витражи средних веков имели свои особенности – дефекты стекла в виде неравномерной толщины, бугристости, шероховатости. Внутри стеклянных фрагментов оставались крупинки нерастворившегося песка, воздушные пузырьки. Такие погрешности средневековых стекол только усиливали игру цвета, преломляя падающий свет. Искусные мастера витражного дела умело использовали эти несовершенства стекла и добивались в своих творениях удивительной фактурности красок.

В раннем средневековье витражи собирали из стекол, окрашенных в насыщенные, чистые цвета. Чаще всего использовались желтый, белый, пурпурный, красный, зеленый цвета и их оттенки. Для получения более широкой гаммы тонов мастера-витражисты использовали многослойное стекло, накладывая друг на друга пластинки разного цвета. Отдельные участки верхнего слоя обтачивали так, чтобы показался нижний слой цветного стекла. Например, некоторые имеют участки из 27 слоев красного и бесцветного стекла! Проходя через такую толщу слоистого стекла, свет приобретает неповторимые цветовые нюансы. Не зря оконные витражи готических храмов в свое время сравнивались с ювелирными украшениями.

Витражи в Средние века как стартовый этап развития искусства

Первым прецедентом архитектурной готики, отражающим мистическую философию витражного искусства, стала церковь Сен-Дени. Ее строительство было завершено в 1144 году. По желанию аббата Суггерия, настоятеля монастыря, стены храма были сделаны полупрозрачными – их заменили огромные окна-витражи. Свет широким потоком проникал внутрь храма и вызывал чувство невероятного триумфа. Суггерий большое внимание уделял и изображениям на витражах, так как их созерцание было для него путем к духовному самосовершенствованию, отрешению от сует земных и приобщением к нематериальным сферам. В XII веке эта инновация в оформлении храмов стала весьма актуальна и получила особо развитие в последней трети столетия. Это был период активного строительства храмов во Франции и сопредельных католических странах. Таким образом получили начало .

С древних времен люди приписывали витражам магическую силу. В средневековых легендах встречаются описания витражей как одной из форм защиты от смертоносного взгляда василиска.

Развитие стеклоделия и расширение ассортимента красок для росписи по стеклу привели в начале XIV века к значительным изменениям в технологии средневекового витражного искусства. В произведениях мастеров-витражистов XV столетия заметное предпочтение отдается бесцветным стеклам, покрытым полихромной росписью. Витраж эпохи Возрождения – это прекрасная картина на стекле с искусным решением проблемы перспективы, с объемным и реалистичным изображением.

Витраж в эпоху Ренессанса стал украшением не только храмов и церквей, но и светских сооружений – дворцов знати, городских ратуш. До XVI века, в связи с малодоступностью и дороговизной стекла, витражные окна в жилых домах использовались очень редко. С распространением лунного способа изготовления плоского стекла в XVI веке ситуация изменилась. Этот термин характеризует следующий процесс. Мастер-стеклодув формировал шар, сплющивал его и присоединял ось ко дну заготовки. Вращением достигалось естественное изменение формы, в итоге получался диск толщиной 2-3мм (вследствие схожести диска с небесным ночным светилом способ и получил название “лунный”), при этом диаметр изделия мог достигать 1,5м. Отжиг придавал ему высокую прочность, а качество получаемого материала было достаточно высоким, чтобы использовать его в витражном искусстве. Средние века ознаменовались прорывом не только в технологической стороне производства стекла, но и в экономической. Витражное искусство стало доступно более широким массам вследствие удешевления расходного материала - стекла.

Во многих странах Европы в моду вошли небольшие витражные панно, подвешенные перед окнами домов. Они назывались кабинетными витражами и в основном изображали гербы или какие-либо важные события из жизни хозяев. Такие витражи получили наибольшее распространение в Германии, Англии, Нидерландах и Швейцарии. также известны многими шедеврами времен Средневековья.

Технологические новшества и изобретения Средних веков не только стали предпосылкой к оформлению витражного дела как самостоятельной ветви искусства. Этот длительный период в целую тысячу лет (с V по XV) дал возможность выявить новые формы прекрасного, обратить более пристальное внимание на природные материалы и фактуры и активно использовать их в творчестве. Большинство оформилось именно в ту эпоху и в дальнейшем претерпевало лишь некоторые усовершенствования. Это было время удивительных открытий и глубокого познания всех сфер искусства, в том числе, витражного.

Само слово "витраж" переводится с латинского как "стекло". Он считается одним из самых утонченных и особенных видов искусства, богатого своей историей и техниками исполнения. Краткая история возникновения витража будет поведана читателю в статье.

Предпосылки возникновения витражей

Учителя, рассказывая историю витража для детей на уроках, начинают с первопричин его возникновения. Появление первых цивилизаций связано со множеством открытий. Именно тогда и начали добывать стекло. Со временем научились делать его цветным и использовать для украшения различных объектов. В каждой культуре были свои особенности применения такого стекла:

  • Шумеры украшали крыши своих храмов.
  • Египтяне наматывали стекло спиралью и делали из него цветные сосуды.
  • Римляне и греки были специалистами по изготовлению античных ваз и кубков с декоративной резьбой и множеством украшений.

Все эти открытия датируются началом второго тысячелетия до нашей эры. Только спустя еще тысячу лет сирийцы научились выдувать стекло, чем и дали начало истории развития витража.

Появление первых витражей

В истории появление витража не ознаменовано точной датой. Но известно, что в христианской эпохе впервые стали использовать цветное стекло для изготовления нехитрых картинок. Его с помощью замазки крепили на доски или А с появлением первых храмов свое развитие получили византийские витражи. Хвалебные стихи и описания композиций из стекла были популярны у поэтов четвертого-пятого века. В те времена витражам придавали божественное значение, а проходящий через них свет сопоставлялся со святым духом.

История развития

К сожалению, до нашей эпохи так и не дошли витражи старше десятого века в целом состоянии. О них можно судить по оставшимся осколкам и записям поэтов. Зато в дальнейшем данный вид искусства получил широкое развитие и распространился по всем странам. Рассмотрим подробнее историю происхождения витражей, перемену стилей и техники в каждой эпохе.

Романские витражи

История появления витражей рассказывает, что романские возникли в одиннадцатом веке и были актуальны еще целое столетие. Именно они стали первыми классическими витражами, в которых картинка складывалась из кусочков цветного стекла и профиля из металла.

Особенности романских витражей:

  • позволить их себе могли не все из-за высокой стоимости, так как техника плавления и выдувания стекла была очень сложной и трудоемкой;
  • появились отдельные мастера по заготовкам тонких листков стекла и специалисты по непосредственному составлению картин, что повысило качество романских витражей;
  • для изготовления одной панели уходило более сотни различных кусочков, каждый из которых имел свою форму и цвет;
  • витражам этой эпохи характерны такие дефекты, как наличие пузырьков, неровностей, потертостей, но это вовсе не портит их вид, а делает их особенными и по-своему прелестными.

Техника изготовления романских витражей:

  • для начала мастер брал деревянную поверхность и на ней намечал рисунок своего будущего шедевра;
  • затем к каждому элементу картины подбирались стеклышки (по форме и размеру);
  • на нужные осколки наносили росписи натуральной краской, после их обжигали в печи для закрепления рисунка;
  • составление мозаики в целое изображение происходило с помощью узеньких переплетов из свинца;
  • так как окна в те времена были больших размеров (около шести метров), то для большей прочности и устойчивости одну крупную композицию составляли из нескольких панелей поменьше.

Шедевры Романской эпохи:

  • голова Христа из Вейссембургского аббатства Эльзаса;
  • композиция из четырех ветхозаветных пророков в Аугсбургском соборе;
  • «Вознесение Христа» в Аугсбургском соборе;
  • «Распятие и Воскресение» на соборных окнах в Пуатье;
  • три витража Святой троицы в соборе в Шартре.

Готические витражи

История витражей (готических) берет свое начало в 1144 году. Аббат Сергий во время постройки церкви в Сен-Дени заполнил окна несколькими вертикальными медальонами. Главным отличием от романского стиля в данной композиции было то, что в каждом медальоне раскрывался важный момент истории.

Особенности готических витражей:

  • в соборах стали увеличивать количество окон для их оформления в готическом стиле;
  • такая архитектура быстро завоевала популярность и получила свое развитие в Англии и Франции;
  • витражи прошлого времени придавали храму мрачность, ассоциирующуюся со злом, и в то же время великую духовность, заключенную в большом количестве света; такое соотношение стало идеальным и несло в себе мистическое значение;
  • со временем насыщенные цвета красного и синего постепенно заменили более светлыми, чтобы внутрь проходило как можно больше лучей;
  • поменялись и типажи оконных проемов;
  • во Франции изобрели новую технику осветления - гризайль, суть которой заключался в том, что легкие, лучистые витражи помещались в темных громоздких помещениях, впуская в них освещение; со временем количество техник данного стиля стало еще больше.

Самые знаменитые витражи, выполненные в классическом готическом стиле, находятся в соборе в Шартре. Именно в нем легко отследить гармонию между величественными окнами, мрачной архитектурой и внутренней концепцией помещения. Поток большого количества лучей в темноту и мрак дает потрясающий и завораживающий эффект - в этом и есть вся прелесть готики. Также в данном соборе появилась своя особенность, которая в дальнейшем распространилась по всему миру - это окна по схеме В них представлена жизнь Богородицы. А в окнах-розетках изображены Христос и Дева Мария.

Витражи эпохи Ренессанса

Новую волну в культуре, в том числе и архитектурной, спровоцировали такие ужасные события, как война и эпидемия чумы. Уже к пятнадцатому веку люди перестали ставить церковь на первое место и перешли к светскому образу жизни. Это очень повлияло на дальнейшее развитие витражей.

Особенности витражей эпохи Ренессанса:

  • появилось множество более совершенных техник работы со стеклом;
  • было совершенно изобретение серебреной протравы, что значительно повысило уровень создаваемых картин;
  • цвета стали наносить непосредственно на стекло, это позволило получить множество необычных оттенков;
  • изображения выглядят более объемными и яркими;
  • Франция и Италия являются главными центрами по изготовлению витражей;
  • в моду вошли медальоны, не более тридцати сантиметров, они стали символами данной эпохи.

Примеры Ренессанских витражей:

  • окна Флорентийского собора, созданные итальянскими мастерами;
  • окна монастыря в Кенигсфельдене;
  • витражи в часовни Бессерер в Ульм Минстере.

Витражи Высокого Ренессанса

До шестнадцатого века мастера изготавливали витражи по классической схеме, пока не появились такие мастера, как Рафаэль, Леонардо да Винчи, Микеланджело. Именно они оказали большое влияние на мировую культуру, в том числе и на историю искусства витража в России.

Особенности витражей Высокого Ренессанса:

  • так как большинство мастеров по витражам были итальянцами, то они и стали авторами новых веяний;
  • искусство данной эпохи сочетало в себе реализм, элементы европейского декорирования и громоздких форм;
  • получила развитие новая техника сделала его более прозрачным и чистым;
  • помимо серебряной, изобрели и красную протравку;
  • мастера стали отдавать предпочтение цветовому решению, а не искажению форм и чувственности изображения;
  • проемы в окнах расширились еще больше и достигали гигантских размеров.

Пример витражей эпохи Высокого Ренессанса:

  • «Дерево Иессея» в Бове;
  • огромные окна Брюссельского собора;
  • «Изгнание Илиодора из храма» в соборе в Гоуде.

Шестнадцатый век считается последним в расцвете витражей в Средневековье. Далее технологии изготовления стекол и составление картин стали очень быстро прогрессировать. Двадцатый век оказал большое влияние на методы витражного проектирования.

История возникновения витража в России

Российских витражей не существовало вплоть до девятнадцатого века. Только обеспеченные люди могли наслаждаться привезенными из-за границы шедеврами. Все дело в том, что отечественные храмы и соборы не предусматривали витражей, да и культура в целом не нуждалась в таком виде искусства. Появились они и сразу же завоевали популярность благодаря работам европейских мастеров.

История витража в России:

  • XVII век - первое появление витражей;
  • XVIII век - застой в развитии из-за нерентабельности;
  • начало XIX века - постепенное проникновения картин, сделанных из цветного стекла, в русскую культуру;
  • середина XIX века - активное использование витражей; император и другие состоятельные люди переняли европейскую моду и стали применять их для украшения своих поместий; затем витражи появились и в церквях;
  • конец XIX века - построили множество мастерских по художественному мастерству, а также классы живописи и училища;
  • первая половина XX века - витражное искусство пошло на спад из-за угасания модерна, а в дальнейшем из-за начала Второй мировой войны;
  • середина XX века - возрождение витражей советской культурой, появились уникальные произведения, отличающиеся от прежних картин своей оригинальностью и неоднозначностью.

Знаменитые русские витражи:

  • украшение витражами церкви Святого Александра Невского;
  • часовня в Царском селе;
  • Российское географическое общество в Санкт-Петербурге;
  • «Вознесение Христа» в Исаакиевском соборе.

Витраж: история и современность

Подробно рассмотрев историческую сторону развития видов витражей в разные эпохи, хотелось б обратиться к современному искусству. Витражи нашего времени существуют для того, чтобы придать помещению стиль и особый шик. Множество техник изготовления стекла, развитие дизайна и моды стали ключевыми моментами появления новых видов данного искусства.

Современные виды витражей:

  • Пескоструйный витраж - композиция стекол, выполненная в пескоструйной технике и связанная одной общей тематикой. Составляется на целой поверхности, чаще всего в одном цвете.
  • Мозаичный витраж - состоит из частичек примерно одного размера, напоминающих мозаику. Может быть фоном или основным изображением.
  • Наборный витраж - рисунок, созданный из отдельных кусочков стекла нужной формы и цвета, обычно без всяких дополнений.
  • Фьюзинг - стекла, из которых собрана композиция, спекаются между собой в задуманном положении. Еще к этому виду относят впекание отдельных инородных элементов в готовое изображение.
  • Заливной витраж - состоит из стекла с нанесенным на него контуром задуманного изображения. Каждая деталь заливается специальными красками или лаком.
  • Травленый витраж - совокупность стекол, изготовленных с помощью техники травления и связанных между собой единым смыслом.
  • Паечный витраж - составляется из цветных стекол, закрепленных в свинцовую оправу и запаянных в стыках. Самая древняя техника, дошедшая еще из Средневековья.
  • Фацетные витражи - при их сборке используют стекла, с которых предварительно сняли фацет. Еще один вариант - это применение шлифованных и отполированных стекол.
  • Комбинированные витражи - композиции, одновременно включающие в себя несколько видов витражей. Такой прием помогает добиться потрясающих результатов, составить поистине оригинальные шедевры.

Витраж Тиффани

Льюис Тиффани стал основателем собственного стиля и техники создания витражей, ставшими популярными по всему миру. Он очень долго работал над подбором материалов, а самое главное - над способами закрепления стекла, так как средневековые методы его совсем не устраивали. То, что получилось по итогу этих трудов, полностью затмило паечный витраж. Так чем же отличается данная техника от других и почему в истории витражи Тиффани считаются одними из самых престижных, рассмотрим подробнее.

Особенности стиля Тиффани:

  1. Цвет. Яркость всегда была очень важным критерием для Льюиса Тиффани при работе с витражами. Он пытался добиться как можно большей насыщенности и оригинальности в используемой цветовой гамме. Иногда мастер смешивал тона, а иногда клал одно (или даже несколько) стекло сверху другого.
  2. Материал. Качество - вот что является обязательным отличительным знаком данных витражей. Перед началом составления витражей стекла всегда проходили строгую проверку, они должны быть без малейших дефектов и одинаковой фактуры.
  3. Реалистичность. Работы мастера были настолько совершенными, сложными, полными деталей и красок, что их нередко сравнивали с живописью.
  4. Технология. Соединение стекол между собой происходило посредством медной ленты. Так как она была шире, чем само стекло, то ленту загибали по краю, под углом девяносто градусов. Готовые элементы соединяли между собой оловом и наносили патину.
  5. Высокая стоимость. Такие работы очень дорогие, и найти их можно только в частных коллекциях, английских и американских соборах и музеях.

Незадолго до смерти Льюиса (1933 год) его фирма закрылась, но до сих пор техника Тиффани считается одной из лучших, а работы - шедеврами искусства.