Имя: Ирина Печерникова (Irina Pechernikova)

Возраст: 73 года

Место рождения: Грозный

Рост: 166 см ; Вес: 58 кг

Деятельность: актриса театра и кино

Семейное положение: вдова

Ирина Печерникова: биография


Актриса Ирина Викторовна Печерникова с чрезвычайно необычной внешностью вошла в кинематограф и стала знаменитой после фильма «Доживём до понедельника». Популярность её была велика и в СССР и за рубежом.


Ира родилась в городе Грозный в послевоенный год. Семья сразу же, как родилась девочка, уехала в Москву. Соседкой у Печерниковых была Руфина Нифонтова, знаменитая актриса и красивая женщина. Эта женщина стала кумиром для Ирины.


Девочка тайком дарила цветы актрисе. Однажды она услышала, чтобы стать актрисой, нужно уметь всё. Биография будущей актрисы с этого момента начала круто меняться.


Ирина стала посещать все возможные кружки и секции. Она каталась на коньках и фехтовала, активно участвовала во всех занятиях драматического кружка.


Девочке повезло, что преподавателем была ученица Всеволода Мейерхольда. Этот педагог серьёзно занималась с Ириной и помогла ей подготовиться к поступлению во МХАТ.


Девушка не сразу решилась поступать, ей хотелось поработать в артистической среде в течение года в театре Маяковского. Пришла во МХАТ, чтобы узнать, к чему готовиться на будущее. Её заметили и предложили что-то исполнить. Её вид, поведение и рассказ вызвал хохот. Девушка стала студенткой.

Театральная биография Ирины Печерниковой


Сценическая биография получила своё начало со 2 курса. В театре долго обсуждали, почему недипломированной актрисе поручили главную и сложную роль. Актрисы с именем нашёптывали друг другу о том, что студентка получила эту роль через постель. Ирину это очень обидело, но режиссёр убедил её в том, что не судачат только о пустышке, а она уже расценивается как актриса-соперница. Печерникова начала свою карьеру в театре Ленинского комсомола, проработав там два года. Перейдя в театр имени В.В.Маяковского, прослужила ему десять лет.


Режиссёр М.Царёв уговорил актрису играть в своём Академическом Малом театре. Два года надо будет пройти трудный этап привыкания к коллективу. Главные роли теперь поручали только ей, в связи с этим, она часто слышала прямые угрозы в свой адрес. Со смертью любимого режиссёра и началом девяностых, театральная жизнь потеряла смысл. Печерникова стала ощущать ненужность, начала злоупотреблять алкоголем, но вовремя остановилась.

Ирина Печерникова: фильмы


Биография в кино сложилась очень удачно. Она играла на одной съёмочной площадке с Вячеславом Тихоновым , Олегом Далем , Иннокентием Смоктуновским и другими. У актрисы стали появляться любимые режиссёры. Одним из них был Станислав Ростоцкий, который создавал прекрасную атмосферу общения и уважения друг друга.


Почему-то злые языки приписывали молодой начинающей актрисе романы с каждым из знаменитых партнёров по фильмам. С Высоцким были совместные путешествия, но любовного романа не случилось, так как Владимир уже был влюблён в Марину Влади .

Журнал «Советский экран» часто размещал фотографии актрисы и статьи с очередными рецензиями на её роли. Сейчас Ирина Печерникова редко снимается и играет в театре, она не страдает от этого, так как считает, что в современном кинематографе нет таких сильных актёров, с которыми она играла на советских площадках.

Ирина Печерникова: биография личной жизни


Ирина несколько раз выходила замуж. Первый муж актрисы – музыкант из Польши Збигнев Бизон. Молодых людей свело вместе несчастье. Девушка была на съёмках и сломала ноги, ходила с палочкой. Искра промелькнула между актрисой и музыкантом во время концерта группы, куда Ирину привели друзья. Была переписка, звонки по телефону. Пара расписалась, но жить вдали от родных девушка не смогла.


Вторым браком был брак с коллегой по сцене. Борис Галкин полюбил Ирину с первого взгляда на её портрет в театре. Два месяца прошло после пылких встреч влюблённых, и они поженились. Полностью посвятить себя семье и мужу, актриса не смогла, главным в данный момент её биографии была сцена.


Главной любовью Ирины стал Александр Соловьёв. Любовь возникла между ними спустя лишь 17 лет после знакомства. У мужчины был уже сын, а Печерникова не собиралась разбивать чужую судьбу. Через 4 года, когда сын окончил школу и поступил в выбранный им институт, пара стала встречаться, а через 7 лет обвенчалась. Прожили в любви и согласии всего три года. Муж Ирины был убит возле дома неизвестными. Актриса впала в депрессию, из которой врачи выводили её 6 месяцев.

Ирина Печерникова — одна из легенд отечественного кино, поэтому неудивительно, что её имя стоит в одном ряду с такими знаменитыми именами, как Владимир Высоцкий, Иннокентий Смоктуновский, Анатолий Эфрос и многими другими. Блистательная карьера и привлекательная внешность, за которую актрису справедливо называли первой красавицей, не могли не стать причиной разговоров, слухов и сплетен, которыми буквально обрастала личная жизнь Ирины Печерниковой .

Биография Ирины Печерниковой началась в 1945 году. В сентябре этого года известная актриса отметила своё 70-летие. Мечтая об актёрской профессии ещё с детства, она невероятно серьёзно относилась к учёбе. Поэтому, последовав совету Руфины Нифонтовой, который гласил, что актриса должна уметь всё, девушка научилась и машину водить, и мотоцикл, и лошадью управлять, и стрелять. Будучи студенткой школы-студии МХАТ, Ирина Печерникова из опаски быть отчисленной даже отказалась от роли в нашумевшей "Кавказской пленнице" Гайдая. Жёлтая пресса, конечно, приписала это решение своенравности актрисы, усмотрев в отношениях режиссёра и восходящей звезды романтические нотки, которых и в помине не было. Карьера в биографии Ирины Печерниковой складывалась на редкость удачно: в театре — полная загруженность и главные роли, в кино — тоже известные роли, самые удачные в фильмах "Два капитана", "Доживём до понедельника" и "Первая любовь". Однако с некоторых пор её редко можно было увидеть на экране. Сама актриса объясняет это тем, что, поставив высокую планку своими первыми работами, не хотела (да и сейчас не хочет) размениваться по мелочам, играя в сериалах или второсортных фильмах, да и в театре работать одно время было намного интереснее.

На фото — Ирина Печерникова в молодости

Замужем Ирина Печерникова была трижды. С первым мужем — талантливым польским музыкантом и композитором — она объездила много западных стран, не известных и чужих многим её коллегам. Она жила и в Польше, и в Англии, и в Швеции. В последней, кстати, так и не прижилась из-за языкового барьера. По этой причине и вернулась домой. Вторым мужем стал Борис Галкин. Правда, роман с самого начала был чисто служебным. Когда же он сообщил Ирине Печерниковой, что ушёл из семьи, пара расписалась. Правда, до сих пор актриса считает, что этот брак с самого начала был ошибкой, поскольку был основан не на любви.

На фото — Александр Соловьёв — единственная настоящая любовь Ирины Печерниковой

Настоящее чувство Ирина Печерникова познала лишь единожды, когда познакомилась с актёром Александром Соловьёвым. Встреча их произошла в довольно нестандартном для этого месте — в Феодосии в клинике доктора Довженко, где оба пытались избавиться от алкогольной зависимости. Несмотря на вспыхнувшие чувства, быть вместе влюблённые не могли, поскольку избранник оказался женат и в семье подрастал сын. Лишь через семь лет пара соединилась в законном браке. Но счастье не было долгим — через три года муж Ирины Печерниковой трагически погиб. Его нашли в снегу с черепно-мозговой травмой. На следующий день ушёл из жизни отец актрисы. Потрясение стало настолько сильным, что несколько месяцев ей пришлось провести в клинике.

Сейчас, несмотря на то, что в прессе привыкли жалеть её, актриса бодра и на жизнь не жалуется. Она по полгода живёт в собственном доме в глухой деревушке, занимаясь обустройством дома и выращиванием цветов. Ирине Печерниковой до сих пор делают предложения о съёмках, но соглашаться она не спешит, поскольку заинтересовалась другой работой — заниматься в театральном кружке с детьми-сиротами.

Жизнь прожить - не поле перейти

Актриса Ирина ПЕЧЕРНИКОВА: «Только в 51 год я поняла, что такое настоящая любовь»

Юбилей актриса отпразднует на небольшом хуторе в Ярославской области в 200 километрах от Москвы. Туда даже по мобильному дозвониться будет невозможно — телефоны в той глуши не работают. Зато там очень красиво — вокруг лес, луга, река. Печерникова проводит на хуторе большую половину года, только на зиму возвращаясь в Москву. Когда она купила избушку-развалюху, чтобы на земле спастись от безденежья начала 90-х и залечить душевные раны, Ирина Викторовна не подозревала, что временное пристанище превратится в ее настоящий дом.О чем она будет вспоминать в день своего рождения? О том, как после премьеры фильма Станислава Ростоцкого «Доживем до понедельника» на нее вдруг обрушилась слава, а отечественные и зарубежные критики окрестили юную звезду с глазами олененка «советской Одри Хепберн»? Или о том, как тяжело ей пришлось в «имперском» Малом театре, где ее, по словам Михаила Царева, «вполне съедобную» актрису, благополучно «съели» буквально за несколько лет, в результате чего она осталась без работы и без средств к существованию? О том, как от отчаяния даже начала пить, да так, что пришлось обращаться за помощью к знаменитому доктору Довженко?

И уж, конечно, она не забудет о своей единственной настоящей любви к актеру Александру Соловьеву - знаменитому Красавчику из фильма «Зеленый фургон». Удивительная история их отношений закончилась страшной трагедией. Александр просто ушел однажды из дома и не вернулся. Через неделю Печерникова разыскала его в морге Института имени Склифосовского. Его нашли на улице с проломленной головой, травма оказалась смертельной. Она до сих пор не знает, как выдержала все это. Но у этой хрупкой маленькой женщины, которую жизнь подвергла невероятным испытаниям, есть одно удивительное качество: за каждую малость она истово благодарит судьбу и людей, а в любом негативе винит только себя.

«СВОЕМУ ВТОРОМУ МУЖУ - АКТЕРУ И РЕЖИССЕРУ БОРИСУ ГАЛКИНУ - Я ПРОСТО ИСПОРТИЛА ЖИЗНЬ»

- Ирина Викторовна, вы о чем-то в своей жизни жалеете?

- Только о каких-то профессиональных ляпах, которые, как и все мы, время от времени допускала. Вспоминая свои работы, сейчас я понимаю: что-то можно было сыграть лучше, что-то вообще сделать по-другому. Во всем остальном, в том числе и в личной жизни, я, несмотря ни на что, считаю себя очень счастливым человеком.

- Женское счастье - это прежде всего любовь?

Очень долго главным в моей жизни была работа. Может, поэтому свою единственную любовь я встретила очень поздно. Хотя до этого жила и думала, что любила. И своего первого мужа, польского музыканта Збышека, за которым уехала на два года в Польшу, бросив все. И своего второго мужа, известного актера и режиссера Бориса Галкина, с которым познакомилась в Малом театре, где он ставил дипломный спектакль. Мы с ним прожили шесть лет, но семья у нас так и не сложилась...

- Но почему?

Я до сих пор виню в этом только себя. Слишком много времени уделяла театру и слишком мало - человеку, который был рядом со мной, в результате просто-напросто испортила ему жизнь.

Только выйдя замуж в 51 год, я поняла, что такое настоящая любовь. Оказывается, это совсем другое чувство, которое ни с чем, пережитым мною ранее, нельзя сравнить. Это ежедневная, ежечасная, ежеминутная потребность в человеке - когда ты в буквальном смысле слова не можешь без него жить. Это когда тебя распирает от радости только потому, что вы вместе, из-за этого счастье кажется огромным, а все беды и горести - маленькими и незначительными. Поэтому, когда такое чувство, наконец, приходит, ты сразу это понимаешь: вот оно!

Вы согласны, что история вашей любви с актером Александром Соловьевым - яркое доказательство того, что от судьбы не уйдешь?

Наверное. Впервые Сашу я увидела еще в далеком 69-м - после спектакля красивый мальчик с ярко-синими глазами, студент ГИТИСа, подарил мне цветы. Позже он признавался, что уже тогда влюбился в меня без памяти, но был слишком робок, чтобы подойти и признаться. Снова мы встретились уже в 86-м году, но он был женат на своей однокурснице, у него рос маленький сын - не могла же я строить свое счастье на чужом горе.

Целых восемь лет мы то встречались, то расставались, и снова нас тянуло друг к другу. Я всячески старалась вытравить это чувство из своего сердца, пока однажды Саша не пришел и не сказал, что его сын поступил в институт и нам больше ничего не мешает быть вместе. Мы даже обвенчались, вот только наше счастье длилось недолго - накануне нового, 2000 года, Саша погиб... А буквально на следующий день умер мой папа.

- Что помогало вам в самые трудные периоды вашей жизни?

Когда с тобой случается что-то по-настоящему страшное, окружающий мир просто перестает для тебя существовать, кажется, что нет больше ничего, кроме тебя и твоей боли. Но со временем вспоминаешь, что есть люди, которым намного хуже, чем тебе. А такие есть всегда, нужно только почаще об этом думать и поменьше себя жалеть. Мне такая «терапия» очень помогает.

- Недавно вы написали книгу «Дожила до понедельника». О ком или о чем она?

О тех, с кем я снималась и работала в театре. Когда со временем я потеряла интерес к своей рукописи, мне одна журналистка сказала: «Нельзя бросать такой труд на полдороге» - и помогла книгу дописать. Только тогда там появилось что-то и обо мне, а изначально я вспоминала о людях, с которыми свела меня судьба: об Олеге Дале, ради счастья играть с которым я согласилась на небольшую роль в картине «Вариант «Омега», о Володе Высоцком, с которым дружила и который был немного в меня влюблен, об Иннокентии Смоктуновском, Юре Богатыреве и Вячеславе Тихонове, в присутствии которого всегда немного робела и поэтому хотела казаться умнее, чем была на самом деле...

«В ЖИЗНИ Я СОВСЕМ НЕ КРАСИВАЯ, ПОЭТОМУ МЕНЯ РЕДКО УЗНАЮТ НА УЛИЦЕ»

- Один из самых стойких зрительских стереотипов - считать, что жизнь красивых актрис - сказка...

- Так я в жизни совсем не красивая.

Это так называемый эффект пленки - я просто фотогеничная. Поэтому меня редко узнают на улице, в метро. Иногда прихожу домой, включаю телевизор, не зная, что будут показывать один из моих фильмов, вижу на экране лицо и думаю: «Надо же, какая красивая женщина!». И только потом понимаю, что это, оказывается, я. На кинопленке и фотографиях я всегда выгляжу гораздо лучше, чем в реальной жизни.

Что же до сказки, которой якобы окружена жизнь актрис, то Бог ведь дает нам испытания не по внешности, а по силе духа и возможности эти испытания выдержать.

Хотя я бы эту самую сказку не разрушала. Должен быть какой-то ореол тайны, а то сейчас как-то уж слишком все напоказ, слишком много всякой ненужной откровенности вкупе с беспардонной ложью выплескивается на страницы газет и журналов. Мне это не нравится, и поневоле становится жаль людей, которые все это читают.

- Почему вы сейчас не снимаетесь - нет предложений или вас не устраивает качество современного кино?

Вы действительно не понимаете? После того репертуара, который был у меня в кино и особенно в театре, сейчас мне просто нечего играть. Как актриса я очень счастливая. Да двух моих ролей хватило бы, чтобы считать себя состоявшейся в профессии, а у меня их было много.

Возможно, я не владею полной информацией о нынешнем кино, но то, что вижу по телевизору, повергает меня в ужас. Все почему-то думают, раз я не снимаюсь, меня надо пожалеть. Да за меня радоваться надо! Благодарить Бога за то, что не участвую во всем этом!

Я никого не осуждаю: актеры не виноваты - они поставлены в такие условия, они вынуждены как-то выживать. Но у меня, как и у каждого из нас, был выбор, и я его сделала, сказав себе: нельзя снижать планку. Пусть у меня останутся те фильмы и спектакли, в которых я уже успела сыграть, перетерплю. Хотя очень трудно прожить на ту пенсию, которую я получаю.

- Актеры не любят отвечать на вопрос о любимых ролях, и тем не менее... У вас есть такая?

Пожалуй, одна из самых любимых моих работ - Мария Васильевна Татаринова в фильме «Два капитана». С ней связана забавная история. Дело в том, что мы с Леной Прудниковой, которая сыграла Катю (согласно сценарию и роману Каверина - мою дочь), вместе учились в Школе-студии МХАТ, только я уже заканчивала, а она только поступила. У нас разница в возрасте всего три или четыре года. И когда меня пригласили на собеседование с режиссером Евгением Кареловым, мы с ней вошли вместе.

По комплекции Лена крупнее, да и ростом выше меня, поэтому в тот момент я совершенно не почувствовала себя ее мамой, пусть даже только по сценарию. Вот я и взбрыкнула. «Поставьте нас рядом, - сказала Евгению Ефимовичу, - и посмотрите: ну какая из меня мама?!». И вдруг он мне сказал удивительную фразу: «Ирина, а я ведь никого, кроме вас, на эту роль больше не вызывал. Мне не важен ни возраст, ни статус вашей героини, мне нужен образ женщины, которую три мужика любят всю свою жизнь. И на мой взгляд, только вы можете его создать».

От такого комплимента у меня, конечно, коленочки подкосились, и я, не сказав ни слова, ушла. А дня через три позвонила и сказала, что ужасно переживаю, потому как не уверена, что у меня получится, но очень хочу попробовать. И очень рада, что мне довелось сыграть такую (!) женщину.

«ШЕСТЬ МЕСЯЦЕВ В ГОДУ Я ПРОВОЖУ НА МАЛЕНЬКОМ ХУТОРОЧКЕ В ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ»

- Чем вы заняты в отсутствие работы в кино и театре?

Тем, чего была лишена все предыдущие годы, когда много работала. Все свободное время я провожу на природе, много читаю и путешествую. Причем это не обязательно заграничные вояжи, которых в прошлом у меня было немало: я видела и Варшаву, и Стокгольм, и Лондон. Но даже поездки по российской провинции могут быть очень интересными, если ты наблюдательна и умеешь наслаждаться пейзажами.

Шесть месяцев в году провожу на маленьком хуторочке в Ярославской области, где когда-то построила дом для умирающего папы и тем самым продлила его век на несколько лет. Нельзя сказать, что я избегаю активной жизни, но стараюсь ее ограничивать - живу неспешно, без суеты. По телевизору сейчас смотрю только программы о животных, о путешествиях и... прогноз погоды.

- И как вам нынешняя погода?

Это лето выдалось для меня очень тяжелым. Я ведь жару совершенно не переношу, для меня лучше любой дождь, мороз, только не солнцепек. Когда столбик термометра начинает подбираться к 30 градусам, становлюсь совершенно недееспособной и тупой. Но я очень переживаю за жизнь своих растений, которые надо беречь - поливать и спасать. Приходится выходить на солнце, а для меня это мука.

- И много у вас растений?

Огородик у меня маленький, но без него никак не обойтись. Ближайший от нас магазин находится очень далеко, не набегаешься, поэтому я сажаю самое необходимое - огурцы, кабачки, морковку и много-много зелени.

Земля там, конечно, не очень хорошая, каменистая, но я стараюсь ее удобрять - компостом, навозом, опилками. Еще я очень люблю хвойные деревья, поэтому сажаю не только ели и сосны, у меня есть даже гинкго билоба. На родине это дерево достигает 40 метров в высоту, а у меня оно по колено - говорят, у нас ему не подходит климат. Но не умирает, каждый год хоть на несколько сантиметров да вырастает. Есть у меня и ива - удивительно красивая, с перекрученным стволом. Очень много декоративных кустарников - красные, фиолетовые, синие, совсем уж большие выросли. Много цветов. Весной у меня все в ирисах, земля как будто накрыта ковром, их тут тысячи (из нескольких цветочков они у меня так размножились).

Ко мне даже местные бабушки ходят на экскурсию. Им не лень пройти пару километров от деревни до нашего хутора, чтобы посмотреть, что у меня растет.

- Любят вас цветы!

Я же их тоже люблю, так что чувства у нас взаимные. Плюс у меня вторая ступень Рэйки (это универсальная жизненная энергия), поэтому я могу им помогать и лечить их от цветочных болезней.

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter


Имя: Ирина Печерникова (Irina Pechernikova)
Дата рождения: 2 сентября 1945 г.
Возраст:
71 год
Место рождения: Грозный
Деятельность: советская и российская актриса театра и кино, Заслуженная артистка РСФСР
Семейное положение: вдова

Ирина Печерникова: биография

После выхода культовой картины «Доживём до понедельника» актриса Ирина Печерникова проснулась знаменитой. Её популярность вышла далеко за границы Советского Союза. За рубежом Печерникову называли «советской Одри Хепберн с глазами оленёнка». Наверное, именно тогда молодая артистка поняла, что её детская мечта сбылась в полном объёме.

Детское фото Ирины Печерниковой

Ирина Викторовна Печерникова появилась на свет в Грозном в начале сентября 1945 года. Вскоре после рождения дочери семья перебралась в столицу. На Ленинском проспекте, где поселились Печерниковы, жила известная актриса Руфина Нифонтова. Уже тогда будущая звезда школьной саги мечтала о сцене. Она тайком носила цветы знаменитой Нифонтовой, но никак не могла решиться вручить букет ей в руки. Поэтому Ира тихонько подкладывала цветы под двери и убегала. Но однажды решилась. Когда недосягаемая звезда открыла дверь, девочка пролепетала, что тоже мечтает стать актрисой и спросила, что для этого нужно. Руфина Дмитриевна, подумав, коротко ответила своим грубовато-хриплым голосом: «Всё». И закрыла дверь.

В юности

После такого исчерпывающего ответа Печерникова записалась во все кружки сразу: на гимнастику, фигурное катание и даже фехтование. Но главное, начала посещать драмкружок, который вела ученица великого Всеволода Мейерхольда. Именно она сумела подготовить Ирину к поступлению, причём выбрала ей вуз: непременно МХАТ.

Но уверенности в том, что она поступит, у Ирины Печерниковой не было. Как она утверждает, поступила случайно. Решила, что сначала годик поработает в театре имени В. Маяковского, присмотрится к артистам, а поступать пойдёт на следующий год.

В начале пути

А в Школу-студию МХАТ Ира заглянула лишь затем, чтобы посмотреть, как поступают другие. Несмело открыла двери в студию, где принимали экзамен, и тут же была замечена. Девушку пригласили войти и спросили, сколько ей лет. Ей было 16, но она прибавила ещё год. А на вид тоненькой и невысокого роста девочке было не больше 13-ти. На голове огромный капроновый бант. Из одежды – коричневое школьное платье и белые носочки. Поэтому ответ «17» был встречен дружным хохотом.
На просьбу что-то почитать Печерникова продекламировала стихотворение «Сеттер Джек» Веры Инбер и рассказала отрывок из пьесы «Дашенька, или История щенячьей жизни» Карела Чапека. И снова хохот. Тем не менее, её приняли.

Театр

Творческая биография Ирины Печерниковой началась уже на 2-ом курсе Школы-студии. Ей доверили сложную и одновременно интересную роль в постановке «Зима тревоги нашей». Тотчас начинающая актриса узнала, что такое театральные интриги. За тонкой перегородкой гримёрки она услышала как её, совсем ещё девчонку, не успевшую ни разу поцеловаться, обсуждали завистливые старшие коллеги. В том, что студентке доверили такую ответственную роль, они заподозрили её любовную связь сразу с двумя режиссёрами.

Ирина Печерникова в театре

Ира долго плакала, забившись в театральные декорации. Её всхлипы с
подвываниями услышал режиссёр. Тогда он дал начинающей артистке дельный
совет: «Запомни: если о тебе судачат – то ты или женщина необыкновенная, или актриса талантливая. Будешь плакать, когда о тебе перестанут говорить».

С тех пор подобные разговоры у себя за спиной Печерниковой доводилось слышать не раз. Иногда слухи имели под собой основания, но чаще нет.

В спектакле "Ванина Ванини"

После
окончания вуза Ирину Викторовну приняли в Ленком, где она работала 2
года, до 1968-го. Но потом перешла в Театр имени В. Маяковского, в
который мечтала попасть ещё в юношестве, увидев «Гамлета». В
«Маяковке» актриса задержалась на 10 лет. Оттуда её переманил в свой
театр, Академический Малый, известный режиссёр Михаил Иванович Царёв.
Правда, сразу же предупредил, что года два её «будут есть», а она по
виду «съедобная».

Звезда театра

Так и случилось. Ирину Печерникову ненавидели. Ей завидовали чёрной завистью. Ведь «новенькая» отобрала все репертуарные роли. Часто бывало, ей звонили перед премьерой и вкрадчивыми голосами угрожали изуродовать лицо кислотой или навести страшное проклятие.

Когда не стало Царёва, которого артистка боготворила, её жизнь в театре потеряла смысл. Лучшие роли были сыграны. Ей стало скучно и неинтересно. К тому же начались «лихие 90-ые», сломавшие карьеру многим актёрам. Не была исключением и Печерникова. От безысходности и ненужности она начала пить. Остановиться сумела лишь на краю пропасти.

Фильмы

Кинематографическая биография Ирины Печерниковой складывалась не менее удачно, чем театральная. Это становится понятным после перечисления её кино-партнёров: Вячеслав Тихонов, Олег Даль, Иннокентий Смоктуновский, Владимир Высоцкий, Юрий Богатырёв.

Звёздная роль Ирины Печерниковой

После удачного старта в лентах «Каменный гость» и «Первая любовь» Станислав Ростоцкий предложил молодой актрисе роль в своём пронзительном фильме «Доживём до понедельника». Режиссёр искал новое, «не засвеченное» лицо. Картина вышла на экраны в 1968 году. Учительницу английского языка Наталью Горелову Печерникова сыграла на одном дыхании. Позже Ирина Викторовна призналась, что это была не игра, а сплошное удовольствие. Потому что на съёмочной площадке царила атмосфера всеобщей любви и уважения, которую мог «внедрить» только Ростоцкий.

После фильма заговорили о романе Печерниковой и Тихонова. На самом деле никакого романа не было. Молодая актриса не то что флиртовать с мэтром стеснялась, она даже дышать при нём боялась. Влюблённость действительно была, но в своих мемуарах артистка назвала её «уважительной».

В фильме "Доживём до понедельника"

Не было романа и с Олегом Далем, хотя Ирина Печерникова действительно была влюблена в звезду. Ради того, чтобы сниматься с ним, артистка, уже тогда знаменитая на всю страну, согласилась сыграть эпизод в картине «Вариант «Омега». Но Даль был женат. Его жена Лиза работала монтажером и оказалась интересной и яркой личностью. Пара всюду ходила, держась за руки. Поэтому кроме дружеских отношений с Далем ничего иного быть не могло.

Ирина Печерникова и Олег Даль

Полуправдой оказался и приписываемый Печерниковой роман с Владимиром Высоцким. Пара играла вместе в картине «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил». В своих мемуарах актриса поделилась, что в самом начале знакомства Высоцкий её страшно раздражал. Он часто бывал выпившим и старался её ущипнуть. Их знакомство оказалось нестандартным. Ирина, впервые услышав, как поёт бард, тихо сказала: «Надо же, сам противный, а такую песню написал!». Но в повисшей после исполнения песни тишине Высоцкий эти слова услышал. Возможно, чтобы скрыть обиду или удивление, он громко расхохотался.

Был ли роман?

Позже, когда после короткого пребывания в Польше актриса вернулась в Москву, они опять встретились. Печерниковой творчество знаменитого на всю страну Высоцкого было совершенно неизвестно. Она спросила, написал ли он ещё что-то кроме «Паруса». И опять невероятно удивила и рассмешила барда.

Кажется, он действительно был влюблён в актрису с глазами оленёнка. Иначе не стал бы просить отца Иры, чтобы тот отпустил дочь на 3 дня. Получив согласие, Высоцкий посадил ни о чём не подозревающую Печерникову в машину и отвёз в аэропорт. Они вместе полетели в Адлер, а оттуда поехали в Гагры. Там Владимир снимался вместе с Олегом Далем в картине «Плохой хороший человек». На второй день бард давал свой концерт в Сухуми. Как и все его концерты, этот прошёл с аншлагом. Многие песни Высоцкий посвящал своей прекрасной спутнице, которая краснела, когда все оборачивались посмотреть на неё.

Но бард любил Марину Влади. А Печерниковой быть любовницей не хотелось.

В фильме "Два капитана"

Своей любимой ролью в кино актриса называет Марию Татаринову из фильма «Два капитана». Хотя едва не отказалась от этой работы. Дело в том, что режиссёр Евгений Карелов пригласил её на роль матери Кати. При этом Катю играла почти ровесница Печерниковой – Елена Прудникова. Ирина обиделась, на что Карелов ей сказал: «Я пригласил именно вас, потому что мне нужен образ женщины, которую три мужика любят всю свою жизнь».

В фильме "Города и годы"

В 1990-х актриса почти не снималась. В 2000-х она появилась на экране дважды. Печерникова согласилась на небольшие роли в картинах «Не покидай меня, любовь» и «Последняя репродукция». Но при этом Ирина Викторовна утверждает, что совершенно не сожалеет о своей невостребованности в новом веке. Она говорит, что после сыгранных ролей с Далем и Тихоновым ей трудно смотреть на то, что сегодня называют кинематографом.

После пластической операции

Зрители снова вспомнили о легенде в 2010-ом, когда её пригласили на шоу «Формула красоты». Печерниковой была сделана пластическая операция, после которой она удивительно помолодела.

Личная жизнь

Первым мужем актрисы был польский музыкант Збигнев Бизон. Они познакомились, когда актриса во время съёмок сломала обе ноги. Друзья, чтобы встряхнуть её, привели на концерт джаз-группы «Бизоны». Такой и увидел её Збигнев – с палочкой. Роман вспыхнул мгновенно.

С первым мужем

Пара долго созванивалась и переписывалась. Потом они, чтобы не разрываться между странами, решили расписаться. Но вместе смогли прожить недолго: Ирине не хватало театра. Она сильно скучала по своим родным. Так долго продолжаться не могло. Пара рассталась.

Второй раз личная жизнь Ирины Печерниковой изменилась после встречи с актёром Борисом Галкиным. Они познакомились в Малом театре, где артистка в то время служила, а Галкин ставил дипломный спектакль. Сначала он влюбился в её портрет, висевший в фойе, а потом и в сам «оригинал». Через пару месяцев после знакомства они женились. Но Борис любил Ирину, а она в то время любила лишь театр.

Борис Галкин - второй муж актрисы

По словам актрисы, настоящая любовь пришла к ней в 51 год, когда она снова встретилась с Александром Соловьёвым, сыгравшем Красавчика в «Зелёном фургоне». Они познакомились ещё в 1969-ом. Но не тогда, а гораздо позже, в 1986 году, они поняли, что между ними не просто влечение, а настоящая любовь. Но в то время у Соловьёва подрастал маленький сын. Ирине не хотелось разбивать семью и строить своё счастье на чужих разбитых судьбах.

С Александром Соловьёвым

Они встретились снова в конце 1990-х. Сын Александра вырос и стал студентом.
В 1997-ом Печерникова и Соловьёв обвенчались в церкви на Арбате. Короткие 3 года отвела им судьба на огромное, невероятное счастье. А в канун 2000-го актёра нашли с травмой головы на клумбе. Он скончался, не приходя в сознание, в клинике Склифосовского 1 января. И если бы милиционер, который нашёл актёра, не вспомнил, что он видел его в «Зелёном фургоне», его похоронили бы, как неизвестного.

Последняя любовь артистки

Полгода актриса провела в больнице с тяжелейшим нервным расстройством. Потом были долгие годы страшной депрессии и нежелания жить и видеть людей. Кажется, лишь недавно знаменитая актриса начала видеть мир в красках и хоть изредка появляться на публике.

Фильмография

  • 1968 - Доживём до понедельника
  • 1968 - Щит и меч
  • 1970 - Любовь к трём апельсинам
  • 1973 - По собственному желанию
  • 1975 - Вариант «Омега»
  • 1976 - Два капитана
  • 1978 - Личное счастье
  • 1979 - Голубой карбункул
  • 1985 - Набат на рассвете
  • 2007 - Последняя репродукция

Вам также может быть интересно

Звезда советского кино устала быть актрисой

Ее помнят и любят по многосерийному фильму «Два капитана», тургеневской «Первой любви», по картине «Города и годы». И, конечно же, по культовой ленте «Доживем до понедельника». Эту маленькую, хрупкую женщину судьба много раз проверяла на прочность. Вот и последние два года в жизни Ирины ПЕЧЕРНИКОВОЙ не все гладко. Актриса нас предупредила, что после многочисленных переломов она очень мало двигается. Но все же согласилась на встречу.

- Что же такое с вами приключилось - упали?

Да, упала, у меня четыре перелома на ногах. В деревне (у меня там дом, где я все лето отдыхаю) пересаживалась с трактора на легковую машину, а внизу была канава, я ее не видела. Вот и результат. Боли были адские, я еле их выдерживала. А второй раз упала со стремянки и сильно ударила руку. Я ведь раньше, до перелома, начала писать книгу. Как дошла до главы о муже Саше Соловьеве , все остановилось. А потом мне позвонила знакомая журналистка, и мы с ней решили: одну книгу я написала, другую - она, чтобы было честно. А то за некоторых пишут полностью журналисты, они только ставят свою фамилию.

- Черная полоса у вас явно затянулась... - Да. Вот уже десять лет, как нет моего мужа Саши. Я его похоронила, а на следующий день умер мой папа. И я сразу после похорон попала в больницу.

В театре стало скучно

- У вас замечательная квартира. Ее вам Малый театр дал?

Театр вначале дал мне комнату вместо обещанной квартиры. Иду по театру с этим листочком-ордером. Михаил Царев мимо проходит, спрашивает: что случилось? Увидев листок, стал весь белый, взял меня за руку и повел к себе в кабинет. А женщина в месткоме, что мне выдала ордер, все это видела, дверь была приоткрыта. Когда я положила перед ней ордер и заявление, что я благодарю, но отказываюсь от комнаты, у нее руки дрожали. Смухлевала же, это было понятно. Мне потом через год дали квартиру.

- Вы много лет проработали в Малом - одном из лучших театров Москвы. Почему ушли?

Мне стало скучно. Я много переиграла потрясающих ролей, потом началась перестройка, а то, что происходит в стране, отражается и на театре. И становилось все хуже и хуже. Нужно всегда вовремя уходить. Это касается и работы, и любви. Умер Царев, сменилось руководство в Малом театре, и я ушла. Уже 30 лет, как я там не работаю. За все время я там была как зритель всего один раз. Меня пригласила Варвара Царева . Был юбилей ее отца. Вообще я в театр редко хожу, сегодняшний театр мне не близок, не трогает. Я устала быть актрисой.- После ухода из Малого были другие приглашения? - Нет. Я ведь работала в «Ленкоме» при Анатолии Эфросе , потом меня Андрей Гончаров позвал в Театр имени Маяковского. Я пришла, сижу жду и слышу, как он орет на своих актеров. А я совершенно не выношу, когда на меня кричат. Поняла, что не смогу там работать, встала, в этот момент Андрей Александрович как раз выскакивает. «Вы куда?» - спрашивает. Ну, я ему и сказала, что физиологически не могу переносить, когда на меня кричат, я сразу перестаю соображать. И знаете, ни разу за все время, что я там проработала, он не повысил на меня голос.

Уважительная любовь

- Как вы попали в фильм «Доживем до понедельника»?

Пригласили на пробы, Станислав Ростоцкий подбирал для картины новое лицо, а я тогда только окончила студию. Когда я узнала, что у меня будут пробы с Вячеславом Тихоновым , ужасно испугалась. При нем не могла произнести ни слова. А он был очень интеллигентный, простой. Вся съемочная группа хотела, чтобы мы с Тихоновым стали парой, нас часто оставляли вдвоем. Я была в него очень влюблена, поэтому ничего и не получилось. Моя влюбленность была уважительная, я очень долго привыкала к нему как к человеку. У Тихонова тогда была жена Тамара, по-моему, она уже ждала ребенка. Я в этом фильме не работала, а ловила кайф. Это счастье - сниматься у Ростоцкого, там такая добрая энергетика.

Вечером у меня были спектакли, ложилась поздно, а вставала в четыре утра, за мной заезжала машина, и я ехала на съемки. Мне два часа делали парик, в котором я снималась.

- Как жаль, ведь вы с Вячеславом Васильевичем были бы отличной парой... - Что поделаешь, у него была семья. Я как-то раз была дома у Ростоцкого, и Вячеслав туда пришел с Тамарой. Конечно, мы все немного удивились его выбору. Но у меня тоже непростой характер, может, со мной он бы и не дожил до 80 лет.- Кто из современных актрис вам нравится? - Евгения Добровольская - удивительно притягательная женщина. Я всех актрис путаю - красивые, и все, а ее невозможно ни с кем спутать. Чулпан Хаматова - тоже актриса, а не просто звездочка. Она заняла свое место, свою нишу.

Высоцкий был вечно пьяный

- Как получилось, что вы уехали в Польшу?

Влюбилась в польского музыканта, а тогда без росписи не пускали за границу. Ну, мы и поженились. Я прожила там четыре года, мы мотались, как цыгане, снимали жилье. Он же не думал жениться - Збышек жил своей музыкой.

- Слышала, что у вас намечался роман с Владимиром Высоцким...

Мы дружили. Вначале я его терпеть не могла. Мы снимались вместе в фильме «Сказ про то, как царь Петр арапа женил». Помню, он вечно пьяный и все время хотел меня ущипнуть, как я его ненавидела! Когда я с Володей познакомилась, он еще не был слишком известным. Помню, я впервые услышала, как он поет свою песню «Парус, порвали парус». Я тогда вслух сказала: «Надо же, сам противный, а такую песню написал!» Володя после этого меня и запомнил. Когда я уже приехала из-за границы, мы с ним встретились на «Мосфильме». Я вся модная, в джинсовке, вижу, навстречу идет Высоцкий, я так обрадовалась. Он мне: «Ты откуда?» Я говорю: «Из Лондона». А он мне: «А я из Парижа». Поговорили, покурили, и я его спрашиваю: «Володя, скажи, после песни «Парус» ты еще что-нибудь написал?» Он был в шоке, глаза стали как блюдца. «Ира, мне тебя Бог послал, у меня не получается «Алиса в Стране чудес», а ты - как Алиса или Маленький Принц. (В 1976 году был выпущен альбом с песнями Высоцкого к диско-спектаклю «Алиса в Стране чудес». - И. Л. ) Вот так мы и подружились, он познакомился с моими родителями. Маме спел про картошку, папе - про войну. Володя меня возил в Сухуми на свой концерт, думаю, он был в меня влюблен, но между нами ничего не было.

А когда он закончил «Алису...», то решил, что наш роман должен перейти на другую стадию, ведь мы четыре месяца просто за ручку, образно говоря, ходили. Он был женат на Марине Влади . Как-то я у Володи была дома, вдруг она звонит, он с ней поговорил. Я его спрашиваю: «А ты Марину любишь?» Он отвечает: «Конечно!» Я оделась и ушла. После этого он со мной даже здороваться перестал.

За Галкина вышла напрасно

- Как вам работалось с Андреем Мироновым в фильме «Страницы журнала Печорина»?

Он два дня на съемках за мной ухаживал, но Андрей - не мой типаж, да и как актер он мне понравился уже в зрелом возрасте, а так - одни поскакушки.- А с Юрием Богатыревым? - С ним я тоже дружила, замечательный был человек. Смешной, трогательный, беззащитный. Давление его мучило, рыхлый он был, вовсе не здоровый мужик, как все думали. Я общалась с его супругой, чудная женщина Надежда Серая , потрясающая актриса, после смерти Юры она приезжала ко мне в гости, мы общались.

- Говорят, вы были влюблены в Олега Даля?

Он мне был очень интересен. Ради того чтобы с ним сниматься, я согласилась сыграть в фильме «Вариант «Омега». У него тогда уже была Лиза, он с ней все время ходил за ручку. Олег очень мило со мной общался, закончился фильм - и... до свидания. Меня к нему притягивало больше как к человеку, а не как к мужчине. Его Лиза работала монтажером, она очень интересная личность. До Лизы у Олега были Таня Лаврова и Нина Дорошина , которая всю жизнь любила Олега Ефремова , и он ее всю жизнь любил. По прошествии многих лет я тоже вдруг узнаю, что меня любили столько мужчин, а я и не знала. Я была уверена, что любила Збышека - своего первого мужа, а на самом деле это была влюбленность. Так же, как и со вторым мужем - Борей Галкиным . А когда встретила Сашу Соловьева , поняла, что такое истинная любовь! За Борю мне не надо было выходить, я думала, что мы просто поживем. У нас ведь был очень красивый роман, ну, пожили и разбежались. Любовь и влюбленность - это небо и земля. Саша Соловьев был моложе меня на семь лет, но разницы в возрасте я не чувствовала.

Свидетель преступления покаялся

- Вы долгое время не могли быть вместе с Александром Соловьевым из-за его семьи?

Когда мы встретились, то сразу все поняли. Я знала, что это - мой человек, меня тогда как молнией прошибло. Это называется счастьем! Помню, он поехал поздравить сына с Новым годом, а тому было девять лет, и я поняла, что, если он уйдет из семьи, я себе этого не прощу. И попросила Сашу больше мне не звонить. Он позвонил через восемь лет, когда сын окончил школу, поступил в институт. «Узнаешь меня?» - спрашивает. А я ему: «У тебя что-то случилось?» Я ведь ему запретила ко мне приходить. «Да, - говорит, - случилось!» Мы встретились и после уже не расставались. А восемь лет без него я много путешествовала, в каждой стране мне предлагали замуж. Ну, это было, когда я уже продала квартиру, появились деньги. А до этого финансово плохо жила, практически голодала. У меня ведь собака была, ее кормить надо, но выход всегда можно было найти. Ко мне приходили в гости друзья, приносили еду с собой, это выручало. Эти восемь лет я провела, как соломенная вдова, ухажеров море, но мне это было не нужно. Я три года была безумно счастлива с Сашей, мы практически не расставались, сдавали квартиру и на эти деньги жили.

Мы были заняты только друг другом. А потом его убили...

- Ужасная, нелепая смерть. Так и не нашли убийц? (В ночь на 1 января 2000 года Александр Соловьев был убит дубинкой по голове милиционерами. Все было списано на несчастный случай. - И. Л. ) - Дело закрыто. Прошлым летом мне позвонил бывший милиционер Алексей. Сказал, что он был на месте преступления. Что его все это время мучит совесть, хоть он и не виновник, а просто свидетель. Оказывается, Алексей видел, как Сашу со спины ударили дубинкой. Но дать показания следствию он тогда побоялся. Я и раньше была уверена, что мужа ударили, хотя мне говорили, что он сам «неудачно» упал. Алексей ушел с того места после смерти Саши. Мне он сказал: «Вот уже десять лет, как я тащу этот груз на себе. Боюсь, что не получу прощения после смерти, если вы меня не простите». Ну, я ему ответила, что Бог милостив, а я зла ни на кого не держу. После удара Саша потерял сознание, его повезли в Склиф, там он был пять дней. Когда умер, его отправили в морг, я там была, но мне его не показали. Это же милиция! Они его стукнули по голове и похоронили бы вместе с бомжами, они этого и хотели. Два раза закрывали следствие. Саша был на премьере в «Русском доме», возвращался оттуда. Якобы он поскользнулся, упал, ударился головой. К нему подошли милиционеры, он, по их версии, сказал: «Я рядом живу, отлежусь и пойду». Но разве можно умереть от такой раны?

Когда он пропал, я верила, что он жив, вернется. Он умер как раз в ночь на новый 2000 год, к тому времени я его пять дней искала. Не верила, что он мог просто уйти и не позвонить.

Одиночество - это страшно!

- Как вы попали в программу «Формула красоты»? Не страшно было ложиться под нож пластического хирурга?

После смерти Саши мне было абсолютно плевать, как я выгляжу. Хорошо себя чувствовала только в деревне, а в Москве из квартиры не выходила. Звонил каждый день редактор, говорил, что я - его любимая актриса, такой очаровательный парень. Я ему сказала, что лучше возьмите того, кто мечтает попасть в вашу программу. Я ведь была тогда в деревне. В сентябре вернулась в Москву, у меня были дела плюс день рождения. И они с продюсером приехали ко мне домой. Знаете, почему я согласилась? Продюсер Татьяна мне сказала одну фразу: «У меня нет другой актрисы, которую бы так любил народ и в которую я бы так верила». Я благодарна этому проекту, на меня потратили много денег, лицо помолодело, залечили зубы. Я ничего не боялась. Раз решила, значит, все! Такая любовь была вокруг меня на этой программе!- После смерти мужа рядом с вами кто-нибудь появился? - Что вы! Я нигде и не бываю. Одиночество - это не просто страшно, это катастрофа. Ведь все боятся не старости, боятся болезней и одиночества. Я читала, если у человека пропадает интерес, то часть его мозга умирает. К счастью, интерес к жизни у меня пока не утрачен.

СПРАВКА

* Ирина ПЕЧЕРНИКОВА родилась 2 сентября 1945 года в городе Грозном.* Окончила Школу-студию МХАТ (1966).* С 1966 года - актриса Московского театра им. Ленинского комсомола, с 1968 года - Академического театра им. Вл. Маяковского, в 1978 - 1990 годах - Академического Малого театра.