Типы степей. Горные (криоксерофильные) Горные (криоксерофильные) Луговые или разнотравные (мезоксерофильные) Луговые или разнотравные (мезоксерофильные) Настоящие (ксерофильные) Настоящие (ксерофильные) Сазовые (галоксерофильные) Сазовые (галоксерофильные) Пустынные (суперксерофильные) Пустынные (суперксерофильные)




















СтепьСтепьЛесостепьЛесостепь Степь- самая преобразованная человеком природная зона. Степь- самая преобразованная человеком природная зона. Континентальный климат Континентальный климат Коэффициент увлажнения на севере 0,6; на юге 0,3. Коэффициент увлажнения на севере 0,6; на юге 0,3. Осадки от 250 до 450 мм в год. Осадки от 250 до 450 мм в год. Безлесье, но встречаются урёмы 1. Безлесье, но встречаются урёмы 1. Увеличенное количество засушливых лет. Увеличенное количество засушливых лет. Тёмно-каштановые почвы. Тёмно-каштановые почвы. Степень распаханности не достигает 70-80%. Степень распаханности не достигает 70-80%. Средняя температура зима: от -0 0 С до С; лето: от С до С. Средняя температура зима: от -0 0 С до С; лето: от С до С. Лесостепь- природная зона, характеризующаяся сочетанием лесных и степных участков. Лесостепь- природная зона, характеризующаяся сочетанием лесных и степных участков. Умеренный климат. Умеренный климат. Коэффициент увлажнения на севере 1; на юге 0,6. Коэффициент увлажнения на севере 1; на юге 0,6. Осадки от 300 до 450 мм. Осадки от 300 до 450 мм. Наличие полей и лесополос. Наличие полей и лесополос. Бурые лесные и дерново- подзолистые почвы. Бурые лесные и дерново- подзолистые почвы. Степень распаханности 80%. Степень распаханности 80%. Средняя температура зима: от С до С; лето: от С до С. Средняя температура зима: от С до С; лето: от С до С. Чем степи отличаются от лесостепей?


Внутренние воды. Собственная речная сеть степей и лесостепей редкая и маловодная. Собственная речная сеть степей и лесостепей редкая и маловодная. Грунтовые воды залегают глубоко, поэтому они практически не участвуют в питании рек. Грунтовые воды залегают глубоко, поэтому они практически не участвуют в питании рек. Летом реки мелеют, что в значительной мере затрудняет водоснабжение населения и судоходство даже на крупных реках. Летом реки мелеют, что в значительной мере затрудняет водоснабжение населения и судоходство даже на крупных реках. Население редкоочаговое, в связи с тем, что грунтовые воды залегают глубоко. Население редкоочаговое, в связи с тем, что грунтовые воды залегают глубоко. Колодцы копают на глубину м, т.к. на водораздельных пространствах водоснабжение затруднено. Колодцы копают на глубину м, т.к. на водораздельных пространствах водоснабжение затруднено.


Проблемы степи и лесостепи. Влажные годы в лесостепи чередуются с засушливыми. Влажные годы в лесостепи чередуются с засушливыми. Летом дуют горячие и сухие ветры- суховеи, которые наиболее губительны для культурных растений. Ветровая эрозия. Летом дуют горячие и сухие ветры- суховеи, которые наиболее губительны для культурных растений. Ветровая эрозия. Почвообразующие породы лёссы и лёссовидные суглинки легко поддаются размыву. Почвенная эрозия. Длительная распашка почв привела к их истощению. Почвообразующие породы лёссы и лёссовидные суглинки легко поддаются размыву. Почвенная эрозия. Длительная распашка почв привела к их истощению. В рельефе преобладают эрозионные формы: речные долины, балки и овраги. В рельефе преобладают эрозионные формы: речные долины, балки и овраги. Речная сеть редкая и маловодная. Водная эрозия. Речная сеть редкая и маловодная. Водная эрозия. Глубокое залегание грунтовых вод. Глубокое залегание грунтовых вод. В степях большой вред сельскому хозяйству наносят грызуны. Они уничтожают значительную часть урожая, наносят вред лесопасадкам. В степях большой вред сельскому хозяйству наносят грызуны. Они уничтожают значительную часть урожая, наносят вред лесопасадкам. Вырубка лесов. Вырубка лесов.


Решение проблем. Проводят агротехнические мероприятия по борьбе с засухой и почвенной эрозией. Проводят агротехнические мероприятия по борьбе с засухой и почвенной эрозией. Почвы хорошо «отзываются» на внесение удобрений, в связи с их истощением. Почвы хорошо «отзываются» на внесение удобрений, в связи с их истощением. Положительную роль играют степные блюдца: после снеготаяния и дождей пополняют запасы грунтовых вод и ослабляют смыв почвы. Положительную роль играют степные блюдца: после снеготаяния и дождей пополняют запасы грунтовых вод и ослабляют смыв почвы. Ведётся борьба с сусликами. Ведётся борьба с сусликами.


Выводы. Лесостепи и степи –наиболее изменённые человеком природные зоны. Практически все природные ландшафты преобразованы, а участки нетронутой природы можно встретить только в заповедниках. Благоприятный климат, плодородные почвы стали причиной активного сельского хозяйства. Однако сильнейший антропогенной пресс на природу имеет и негативную сторону. Овраги и балки, эти язвы на теле Земли, стали неизбежной составной частью степных ландшафтов. Лесостепи и степи –наиболее изменённые человеком природные зоны. Практически все природные ландшафты преобразованы, а участки нетронутой природы можно встретить только в заповедниках. Благоприятный климат, плодородные почвы стали причиной активного сельского хозяйства. Однако сильнейший антропогенной пресс на природу имеет и негативную сторону. Овраги и балки, эти язвы на теле Земли, стали неизбежной составной частью степных ландшафтов.



Это самые непригодные для хозяйства области России. Почва здесь представлена вечной мерзлотой и покрыта льдом. Поэтому здесь невозможно ни животноводство, ни растениеводство. Имеется здесь лишь рыбная ловля.

Рис. 1. Наиболее непригодная для ведения хозяйства природная зона – Арктическая пустыня

Тундра и лесотундра

Природные условия не намного лучше, чем в полярных пустынях. В тундре проживают лишь коренные жители. Занимаются они охотой, рыбной ловлей, оленеводством. Какие изменения внес сюда человек? Почва этих районов богата газом и нефтью. Поэтому здесь активно ведется их добыча. Это приводит к значительному загрязнению окружающей среды.

Лесная зона

Сюда входит тайга, смешанные и широколиственные леса. Климат здесь умеренный, характеризуется холодной зимой и относительно теплым летом. Благодаря большому количеству лесов здесь распространён растительный и животный мир. Благоприятные условия позволяют процветать различным видам хозяйственной деятельности человека. В этих регионах построено большое количество фабрик и заводов. Занимаются здесь животноводством, земледелием, рыболовством, деревообрабатывающей промышленностью. Это одна из природных зон измененных человеком в наибольшей степени.

Рис. 2. В мире происходит активная вырубка лесов

Лесостепи и степи

Эти природно-хозяйственные зоны отличаются тёплым климатом и недостаточным количеством осадков. Почва здесь самая плодородная, а животный мир очень разнообразный. В этих районах наиболее всего процветает земледелие и животноводство. Здесь выращивается различные сорта овощей и фруктов, злаковых культур. Активно добывается уголь и железная руда. Это приводит к искажению рельефа и уничтожению некоторых видов животных и растений.

Полупустыни и пустыни

Здесь не самые благоприятные условия для хозяйственной деятельности человека. Климат жаркий и сухой. Почва пустынная, не плодородная. Основной вид хозяйственной деятельности в пустынях – животноводство. Население здесь разводит овец, баранов, лошадей. Необходимость пасти животных приводит к окончательному исчезновению растительности.


Рис. 3. Животноводство в пустыне

Субтропики и тропики

Этот регион наиболее сильно подвергся изменениям вследствие человеческой деятельности. Это обусловлено тем, что именно здесь зарождались цивилизации и использование этих местностей происходит уже очень давно.

Источник: obrazovaka.ru

Пояснительная записка.

“… Прекрасный ландшафт имеет
такое огромное воспитательное
влияние на развитие молодой души,
с которым трудно соперничать
влиянию педагога…”
К.Д. Ушинский

Учащиеся должны понимать целостность природы: человек не отделен от природы, а является ее составной частью. Уроки географии должны показывать, что человеческая культура формируется и развивается в определенной географической среде, которая влияет на них, направляет и сама меняется под их воздействием.


Уроки должны помогать связывать материальные и духовные события в жизни человечества с определенной географической обстановкой и способствовать гуманизации географии. Становление экологически образованной личности предполагает непрестанное сочетание познавательной деятельности с эмоциональным восприятием природы. Поэтому познание природы будет более доступно и интересно если использовать интеграцию . На данном уроке, при формировании образа степи, используются знания полученные на уроках литературы, биологии, изобразительного искусства, истории. Использование художественной литературы, репродукций картин русских художников позволит направить на формирование художественно– образного мышления, развить эстетический вкус, умение воспринимать и понимать красоту. Интеграция этих предметов будет способствовать целостному восприятию изучаемой темы, позволит увидеть учащимся взаимосвязь разных дисциплин, повысит интерес к изучаемому материалу, превратит учебный труд в процесс творческого познания.

На данном уроке целесообразно применить групповую форму работы, которая обеспечит учет индивидуальных особенностей учащихся, будет способствовать формированию у них навыков сотрудничества, общения. Для проведения этого урока потребуется подготовительный период. Класс необходимо разделить на пять групп – это специалисты в определенных областях (климатологи, ботаники, зоологи, почвоведы, экологи). Каждая группа получит карточку– задание для проведения своего мини-исследования. Результат поисковой деятельности группы оценивается другими группами (взаимоконтроль) с использованием методики цветовых сигнальных объектов (красный цвет – отлично, зеленый – хорошо, желтый – удовлетворительно).


Проверка степени усвоенности нового материала проводится с учетом уровня подготовленности учащихся в классе: предлагаются и простые задания и вопросы повышенного уровня (составить цепочку причинно– следственных связей). Материал урока рассчитан на учащихся с разными формами восприятия: визуалов и аудиалов.

Цель данной работы : описание интегрированного урока географии по теме “Природно-хозяйственные зоны России. Степи.”

Задачи:

  1. Изучить литературу по данной теме.
  2. Использовать интеграционный подход к проведению уроков географии.
  3. Применить групповую, индивидуальную и фронтальную форму работы для повышения эффективности урока.
  4. Показать возможности уроков географии для воспитания у учащихся любви к Родине и патриотизма.

Конспект урока.

  1. Формирование у учащихся понятия о природной зоне степи.
  2. Совершенствование умения учащихся сопоставлять карты и составлять комплексную характеристику природных зон.
  3. Формирование чувства любви к Родине.

Задачи:

  1. Углубить знания о закономерностях размещения природных зон;
  2. Сформировать образ степи;
  3. Изучить особенности компонентов в степной зоне;
  4. Оценить влияние хозяйственной деятельности людей на степи;
  5. Формировать умение сопоставлять карты;
  6. Составлять комплексную характеристику природной зоны;
  7. Формировать умение рефлексировать свою деятельность;
  8. Возбудить у учащихся интерес к содержанию учебного материала, пробудить чувство патриотизма, увидеть красоту русской природы, вызвать стремление сберечь ее.

Тип урока – интегрированный урок.

Технологии – внутригрупповая дифференциация.

Методы
– частично-поисковый;
– наглядно-иллюстративный;
– словесный;
– практический.

Форма работы – групповая, фронтальная, индивидуальная.

Оборудование: физическая карта, карта природных зон России, отрывки из художественных произведений, картины со степными пейзажами.

I. Подготовительный этап.

На предыдущем уроке класс делится на 5 групп– климатологи, ботаники, зоологи,

Почвоведы, экологи. Каждой группе дается карточка – задание. (Приложение 1) ..

Одному ученику (по его желанию) дается задание – подготовить сообщение

“Образ степей в произведениях русских художников”.

II. Организация деятельности на уроке.

1. Организационный момент.

Называется тема урока и цели урока. Ученики записывают тему в тетрадь. На доске эпиграф.

Ой, ты, степь широкая моя
Степь, да степь – раздольные края.
Все твои дороженьки – пути
Трудно солнцу за день обойти
Русская народная песня


Вступительное слово учителя о закономерной смене лесной зоны лесостепью и степью. Так как лесостепи почти не осталось из-за распаханности, то речь пойдет о степи. Урок у нас будет интегрированным, для составления комплексной характеристики зоны степи вы будите использовать знания приобретенные на уроках литературы, изобразительного искусства, биологии и истории.

По какому плану мы изучаем природную зону? (Называются пункты плана. )

В какой последовательности происходит смена природных зон в России с севера на юг?

2. Создание образа степи.

1) Каждый ученик получает отрывок из повести А.П. Чехова “Степь”.

Предполагаемые ключевые слова:
широкая, бесконечная, раздольная, разнотравная,
однообразная, душная и унылая, знойная, много птиц и насекомых.

В ходе фронтальной беседы подводим итог – Какая же основная черта степей?

Простор.

2) Перед вами лежит стихотворение Суркова И.З. Какие здесь ключевые слова которыми изображается степь?


Читается стихотворение.

Едешь, едешь – степь да небо,
Точно нет им края
И стоит вверху над степью,
Тишина немая.

Нестерпимою жарой
Воздух так пышет
Как шумит трава густая
Только ухо слышит

Едешь, едешь – степь да небо
Степь, все степь, как море…
И взгрустнется поневоле
На таком просторе

И.З. Сурков

3) Фронтальная беседа: А в каких еще изученных вами произведениях вы встречали описание степи?

Гоголь “Тарас Бульба”.
Тургенев “Бежин луг”.
Фет, Тютчев.

4) Не только писатели и поэты, но и художники воспевали степь…Усков Дима подготовил сообщения “Образ степи в произведениях русских художников”.

Выступление ученика с приготовленным сообщением.

5) У многих русских писателей, поэтов, художников степь вызывала чувство восторга, восхищения и становилась источником вдохновения.

Почему русские писатели и художники так любят степь?

Она со своими просторами отражает суть русского характера.


Известный русский историк Василий Осипович Ключевский доказал, что природа оказывает влияние не только на форму хозяйства, но и на психологию населяющих территорию людей. Она формирует характеры.

Какие, на ваш взгляд, черты русского национального характера сформировались под воздействием степных просторов?

Широта души, вольность, удаль, выносливость, стремительность, нетерпимость.

Почему в лесной зоне деревни небольшие, а в степях населенные пункты-станицы– достигают несколько тысяч человек?

В степи до самого горизонта простирается плоская равнина, которой кажется нет конца и края. Человек чувствует себя затерявшимся в этом бесконечном пространстве. Но здесь чернозем а это избыток продуктов. Наверное поэтому люди размещались тысячными селами– станицами по берегам рек, а реки ведут к морям. а это торговые пути.

3. Работа по карте (фронтальная беседа).

– Используя карту природных зон определите географическое положение зоны степей?
– Какие субъекты РФ находятся в пределах этой зоны?
– Какие крупные города расположены в зоне степей?

4. Организация работы класса по группам, для выявления особенностей степей.

Каждая группа поочередно выступает с результатами своей поисковой деятельности, формулирует тезисы, которые все ученики записывают в таблицу.


Для оценивания работы группы осуществляется взаимоконтроль с использованием методики цветовых сигнальных объектов (красный цвет – отлично, зеленый – хорошо, желтый – удовлетворительно).

III. Проверка усвоения нового материала.

Проверка усвоения нового материала осуществляется с учетом уровневой деффиренциации 1. В ходе викторины “ Заморочки из бочки” направленной на проверку усвоения основного содержания на трех уровнях:

  • на уровне восприятия. осмысления и запоминания;
  • на уровне применения знании по образцу;
  • на уровне применения знаний в новой ситуации.

Выполнение викторины носит соревновательный характер между группами. Оценивание осуществляется в результате взаимоконтроля с использованием методики цветовых сигнальных объектов (красный цвет – отлично, зеленый – хорошо, желтый – удовлетворительно). Результат добавляется к уже имеющимся результатам работы в группах.


2. В процессе составления причинно– следственной цепочки и выполнения тестовых заданий.

Задание для лидеров в группах: Составить причинно– следственную цепочку из следующих утверждений:

А) Растительность однолетние травы;
Б) Находится на юге России;
В) Главная житница страны;
Г) Животные – грызуны, насекомые, копытные, птицы;
Д) Почвы – черноземы;
Е) Зима холодная, лето жаркое, увлажнение недостаточное.

(Контроль проводится учителем по пятибалльной системе.)

Задание для других участников групп: выполнить тестовые задания по теме “Степи”.

(Работа выполняется обучающимися индивидуально на бланках ответов. Оценивание осуществляется в ходе самоконтроля – сравнение своих ответов с эталоном на доске.)

IV. Подведение итогов урока.

1. Ответы на вопросы учителя (фронтальная работа).

Учитель: Что нового вы узнали на уроке?
Чем понравился вам урок?

V. Домашнее задание.

Для всех обучающихся: § 35, на контурной карте отметить зону степей.

Индивидуально: найти дополнительный материал о заповедниках зоны степей.

Приложение 2 .

Приложение 3 .

Заключение.

Современный урок – это урок, когда учащийся может сказать:

“Я сам под руководством учителя добываю и усваиваю новые знания, сам исследую факты и делаю выводы”.

Данный урок – один из вариантов, направленный не на простое запоминание, а на интеллектуальную деятельность учащихся. Тип урока – интегрированный. Интеграция предметов способствует целостному восприятию изучаемой темы, позволяет увидеть учащимся взаимосвязь разных дисциплин, повышает интерес к обучению, расширяет кругозор. Использование художественной литературы на данном уроке способствовали воспитанию художественного вкуса. Использование репродукций картин русских художников позволило направить урок на формирование художественно– образного мышления, развитие эстетического вкуса, умение воспринимать, понимать и любить красоту. Используя знания биологии были сделаны выводы о приспособлении растений и животных в зоне степи и составлены цепи питания. На данном уроке была использована групповая форма работы в сочетании с работой над творческими заданиями. Каждая группа(“климатологи”, “биологи”, “зоологи”, “почвоведы”, “экологи ”) работала над своим творческим заданием. Отдельные фрагменты урока приготовлены учащимися в виде мультимедийной презентации. Опыт организации групповой формы деятельности является актуальным и перспективным – современное образование требует от школы, а значит от учителя сохранить психическое и физическое здоровье детей, поддержать их инициативность, самостоятельность, сберечь ту, оптимистическую самооценку, с которой ребенок приходит в школу, сформировать у него навыки сотрудничества, общения. При подготовке групп учитывались индивидуальные особенности обучающихся. Задания были предложены как в устной так и в письменной форме, что позволило максимально задействовать учащихся с разными формами восприятия. Подготовка групп базировалась на технологии внутригрупповой дифференциации – учащиеся получили задания разного уровня сложности. Данная технология была использована и при проверке усвоенности нового материала. На данном уроке формировалось умение рефлексировать свою деятельность. Для оценки результативности урока использовался самоконтроль и взаимоконтроль. Красной нитью через все содержание урока проходит идея воспитания патриотизма, обращение к отеческому наследию, уважению и гордости за землю на которой живешь.

Типы степей. Горные (криоксерофильные) Горные (криоксерофильные) Луговые или разнотравные (мезоксерофильные) Луговые или разнотравные (мезоксерофильные) Настоящие (ксерофильные) Настоящие (ксерофильные) Сазовые (галоксерофильные) Сазовые (галоксерофильные) Пустынные (суперксерофильные) Пустынные (суперксерофильные)




















СтепьСтепьЛесостепьЛесостепь Степь- самая преобразованная человеком природная зона. Степь- самая преобразованная человеком природная зона. Континентальный климат Континентальный климат Коэффициент увлажнения на севере 0,6; на юге 0,3. Коэффициент увлажнения на севере 0,6; на юге 0,3. Осадки от 250 до 450 мм в год. Осадки от 250 до 450 мм в год. Безлесье, но встречаются урёмы 1. Безлесье, но встречаются урёмы 1. Увеличенное количество засушливых лет. Увеличенное количество засушливых лет. Тёмно-каштановые почвы. Тёмно-каштановые почвы. Степень распаханности не достигает 70-80%. Степень распаханности не достигает 70-80%. Средняя температура зима: от -0 0 С до С; лето: от С до С. Средняя температура зима: от -0 0 С до С; лето: от С до С. Лесостепь- природная зона, характеризующаяся сочетанием лесных и степных участков. Лесостепь- природная зона, характеризующаяся сочетанием лесных и степных участков. Умеренный климат. Умеренный климат. Коэффициент увлажнения на севере 1; на юге 0,6. Коэффициент увлажнения на севере 1; на юге 0,6. Осадки от 300 до 450 мм. Осадки от 300 до 450 мм. Наличие полей и лесополос. Наличие полей и лесополос. Бурые лесные и дерново- подзолистые почвы. Бурые лесные и дерново- подзолистые почвы. Степень распаханности 80%. Степень распаханности 80%. Средняя температура зима: от С до С; лето: от С до С. Средняя температура зима: от С до С; лето: от С до С. Чем степи отличаются от лесостепей?


Внутренние воды. Собственная речная сеть степей и лесостепей редкая и маловодная. Собственная речная сеть степей и лесостепей редкая и маловодная. Грунтовые воды залегают глубоко, поэтому они практически не участвуют в питании рек. Грунтовые воды залегают глубоко, поэтому они практически не участвуют в питании рек. Летом реки мелеют, что в значительной мере затрудняет водоснабжение населения и судоходство даже на крупных реках. Летом реки мелеют, что в значительной мере затрудняет водоснабжение населения и судоходство даже на крупных реках. Население редкоочаговое, в связи с тем, что грунтовые воды залегают глубоко. Население редкоочаговое, в связи с тем, что грунтовые воды залегают глубоко. Колодцы копают на глубину м, т.к. на водораздельных пространствах водоснабжение затруднено. Колодцы копают на глубину м, т.к. на водораздельных пространствах водоснабжение затруднено.


Проблемы степи и лесостепи. Влажные годы в лесостепи чередуются с засушливыми. Влажные годы в лесостепи чередуются с засушливыми. Летом дуют горячие и сухие ветры- суховеи, которые наиболее губительны для культурных растений. Ветровая эрозия. Летом дуют горячие и сухие ветры- суховеи, которые наиболее губительны для культурных растений. Ветровая эрозия. Почвообразующие породы лёссы и лёссовидные суглинки легко поддаются размыву. Почвенная эрозия. Длительная распашка почв привела к их истощению. Почвообразующие породы лёссы и лёссовидные суглинки легко поддаются размыву. Почвенная эрозия. Длительная распашка почв привела к их истощению. В рельефе преобладают эрозионные формы: речные долины, балки и овраги. В рельефе преобладают эрозионные формы: речные долины, балки и овраги. Речная сеть редкая и маловодная. Водная эрозия. Речная сеть редкая и маловодная. Водная эрозия. Глубокое залегание грунтовых вод. Глубокое залегание грунтовых вод. В степях большой вред сельскому хозяйству наносят грызуны. Они уничтожают значительную часть урожая, наносят вред лесопасадкам. В степях большой вред сельскому хозяйству наносят грызуны. Они уничтожают значительную часть урожая, наносят вред лесопасадкам. Вырубка лесов. Вырубка лесов.


Решение проблем. Проводят агротехнические мероприятия по борьбе с засухой и почвенной эрозией. Проводят агротехнические мероприятия по борьбе с засухой и почвенной эрозией. Почвы хорошо «отзываются» на внесение удобрений, в связи с их истощением. Почвы хорошо «отзываются» на внесение удобрений, в связи с их истощением. Положительную роль играют степные блюдца: после снеготаяния и дождей пополняют запасы грунтовых вод и ослабляют смыв почвы. Положительную роль играют степные блюдца: после снеготаяния и дождей пополняют запасы грунтовых вод и ослабляют смыв почвы. Ведётся борьба с сусликами. Ведётся борьба с сусликами.


Выводы. Лесостепи и степи –наиболее изменённые человеком природные зоны. Практически все природные ландшафты преобразованы, а участки нетронутой природы можно встретить только в заповедниках. Благоприятный климат, плодородные почвы стали причиной активного сельского хозяйства. Однако сильнейший антропогенной пресс на природу имеет и негативную сторону. Овраги и балки, эти язвы на теле Земли, стали неизбежной составной частью степных ландшафтов. Лесостепи и степи –наиболее изменённые человеком природные зоны. Практически все природные ландшафты преобразованы, а участки нетронутой природы можно встретить только в заповедниках. Благоприятный климат, плодородные почвы стали причиной активного сельского хозяйства. Однако сильнейший антропогенной пресс на природу имеет и негативную сторону. Овраги и балки, эти язвы на теле Земли, стали неизбежной составной частью степных ландшафтов.



ПРИРОДА УКРАИНЫ

§ 54. ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА В ЗОНЕ СТЕПЕЙ

Какие природные богатства есть на территории зоны степи нашей страны?

1. На карте природных зон Украины найдите и прочитайте названия крупных городов в пределах зоны степи. 2. На физической карте Украины (см. форзац 2) определите, какие полезные ископаемые есть на территории природной зоны степи.

Какой хозяйственной деятельностью могут заниматься люди в зоне степи?

Месторождения каменного угля, железной и марганцевой руд, плодородные черноземы - это основные природные богатства степи.

Больше всего месторождений каменного угля сосредоточены в Донецкой и Луганской областях.

Уголь залегает здесь на значительной глубине, поэтому для его добычи строят шахты (рис. 184, 185).

Рис. 184. Угледобывающая шахта

Рис. 185. Добыча угля

На металлургических комбинатах из железной руды выплавляют чугун и сталь для машиностроительной промышленности.

Во всех крупных городах зоны степей работают машиностроительные заводы, на которых производят станки, тепловозы, корабли, тракторы, комбайны, автомобили.

На всей территории степной зоны люди занимаются сельским хозяйством, в частности земледелием. Издавна люди обрабатывают плодородные черноземы. Чтобы растения не погибли от засухи, поля орошают (рис. 186).

Рис. 186. Полив поля дощувальною машиной

Орошение позволяет выращивать не только пшеницу, ячмень, кукурузу, подсолнечник, а и такую теплолюбивую и вологолюбну растение, как рис.

Рис. 187. Подсолнечное поле

Рис. 188. Рисовое поле

Только в зоне степи, где много света и тепла, выращивают бахчевые культуры: арбузы и дыни (рис. 189).

Большие площади в зоне степей отведены под виноградники (рис. 190) и сады, в которых выращивают черешни, вишни, сливы, персики, абрикосы, виноград.

Рис. 189. Бахча

Рис. 190. Виноградник

Растительность степей - хороший корм для домашних животных. Поэтому здесь содержат коров, свиней, овец, птиц. В водоемах разводят рыбу и водоплавающих птиц.

Плодородные черноземы, месторождения каменного угля, железной и марганцевой руд - это природные богатства зоны степи. Здесь занимаются добычей каменного угля и железной руды, выплавке чугуна и стали, производством машин и станков. На плодородных черноземах выращивают культурные растения, занимаются разведением домашних животных.

1. Какие природные богатства есть в зоне степи? 2. Что производят на промышленных предприятиях зоны степей? 3. Какие культурные растения выращивают в зоне степи? 4. Каких домашних животных разводят в степи?

Данный видеоурок предназначен для самостоятельного ознакомления с темой «Население и хозяйство лесостепной и степной зон». Из лекции преподавателя вы узнаете о том, какие особенности природы свойственны лесостепной и степной зонам. Обсудите, как они влияют на население и хозяйство этих регионов, как люди изменяют и охраняют их.

Тема: Природно-хозяйственные зоны России

Урок: Население и хозяйство лесостепной и степной зон

Цель урока: узнать об особенностях природы степей и лесостепей и о том, как они влияют на жизнь и хозяйственную деятельность людей.

Природные зоны лесостепей и степей - самые освоенные и измененные природные зоны России. Лесостепи и степи отличаются самыми комфортными для жизни человека условиями.

Рис. 1. Карта комфортности природных условий ()

Настоящие лесостепи и степи в настоящее время можно увидеть только в заповедниках, все остальные территории сильно изменены человеком и используются в основном для ведения сельского хозяйства благодаря плодородным почвам.

Рис. 2. Ростовский заповедник ()

Представители народов степной зоны - степняки, вели кочевой образ жизни, занимались скотоводством. К степным народам относят калмыков, тувинцев, казахов, бурят, казахов и других.

Степи представляют собой открытые плоски или холмистые ландшафты, где произрастают травы, злаки, цветы.

В степях и лесостепях человек активно занимается животноводством и земледелием. В степях разводят коз и овец, лошадей и верблюдов, крупный рогатый скот. В некоторых хозяйствах разводят рыбу, пушных зверей, птицу.

Рис. 4. Разведение домашней птицы ()

Рис. 5. Стадо овец в степи ()

На юле Урала в Оренбургской области разводят знаменитых коз, их шерсть такая тонкая, что оренбургский платок, связанный из этой шерсти, можно продеть в обручальное кольцо. Собственно так некоторые люди и проверяют подлинность оренбургского платка.

В Бурятии и предгорьях Кавказа разводят яков.

Одной из главных проблем степей и лесостепей является перевыпас скота. Животные поедают только определенные растения, которые, в свою очередь, исчезают. Кроме того, при перевыпасе растительность вытаптывается.

В северной части степей и лесостепях занимаются земледелием. Степи и лесостепи - это главные житницы России, здесь выращивают пшеницу, кукурузу, подсолнечник, сахарную свеклу, овощи и фрукты. Для защиты от ветра по периметру полей высаживают лесозащитные полосы. Местами степи распаханы на 85%!

Рис. 6. Подсолнухи на закате ()

Вследствие активной хозяйственной деятельности человека исчезают многие степные виды растений и животных, почва теряет свое плодородие, происходит загрязнение земель химическими удобрениями. Так же негативное влияние на природу степной и лесостепной зоны оказывает добыча полезных ископаемых (например, железных руд, угля), строительство дорог, расширение городов, поселков. Поэтому степи и лесостепи нуждаются в охране. Для этого создаются заповедники, заказники, проводятся мероприятия, направленные на рациональное использование природы этих ландшафтов.

Рис. 7. Заповедник «Черные земли» ()

Традиционным жилищем народов степей является юрта, которая представляет собой деревянный каркас, обшитый войлоком.

Домашнее задание

Параграф 36.

1. Приведите примеры хозяйственной деятельности человека в лесостепях и степях.

Список литературы

Основная

1. География России: Учеб. для 8-9 кл. общеобразоват. учреждений/ Под ред. А.И. Алексеева: В 2 кн. Кн. 1: Природа и население. 8 кл.- 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2009. - 320 с.

2. География России. Природа. 8 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ И.И. Баринова. - М.: Дрофа; Московские учебники, 2011. - 303 с.

3. География. 8 кл.: атлас. - 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, ДИК, 2013. - 48 с.

4. География. Россия. Природа и население. 8 кл.: атлас - 7-е изд., пересмотр. - М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2010 - 56 с.

Энциклопедии, словари, справочники и статистические сборники

1. География. Современная иллюстрированная энциклопедия / А.П. Горкин - М.: Росмэн-Пресс, 2006. - 624 с.

Литература для подготовки к ГИА и ЕГЭ

1. Тематический контроль. География. Природа России. 8 класс: учебное пособие. - Москва: Интеллект-Центр, 2010. - 144 с.

2. Тесты по географии России: 8-9 классы: к учебники под ред. В.П. Дронова «География России. 8-9 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений»/ В.И. Евдокимов. - М.: Издательство «Экзамен», 2009. - 109 с.

3. Готовимся к ГИА. География. 8 класс. Итоговое тестирование в формате экзамена./ авт.-сост. Т.В. Абрамова. - Ярославль: ООО «Академия развития», 2011. - 64 с.

4. Тесты. География. 6-10 кл.: Учебно-методическое пособие/ А.А. Летягин. - М.: ООО «Агентство «КРПА «Олимп»: «Астрель», «АСТ», 2001. - 284 с.

Материалы в сети Интернет

1. Федеральный институт педагогических измерений ().

2. Русское географическое общество ().