В последние годы в прикладных психологических исследованиях заметно повысился интерес к проблемам, связанным с групповой деятельностью людей. Актуальность этих вопросов прежде всего определяется практическими запросами, а также тенденциями развития больших и сверхбольших систем. Все они характеризуются некоторыми общими особенностями: большим числом составляющих их подсистем и элементов, сложной структурой, значительными потоками циркуляции информации, высоким уровнем механизации и автоматизации. Большие и сверхбольшие системы не могут обслуживаться одним специалистом, в управлении и обслуживании их, как правило, принимает участие группа специалистов. В связи с этим большой интерес представляет собой студенческая группа, где формируется и развивается будущий специалист . Групповое обслуживание больших систем выдвигает на первый план ряд проблем, которые требуют комплексного изучения совместной групповой деятельности специалистов, объединенных в различные малые группы и коллективы. Эффективность групповой деятельности в больших системах определяется уже не только и не столько характеристиками отдельных специалистов, сколько особенностями их взаимодействия между собой, психологической совместимостью, сработанностью и организованностью, распределением функций между ними, психологической структурой малых групп и так далее. Особенности групповой совместной деятельности играют большую роль в процессе выполнения работы группой специалистов в условиях непосредственного взаимодействия. Практика показывает, что в такой ситуации даже незначительные разночтения во мнениях, оценках или некоторая несогласованность в действиях могут быстро перерасти в межличностный конфликт. Групповая деятельность предъявляет требования к согласованности, сработанности, психологической совместимости специалистов. Она ставит участников во взаимосвязанные друг от друга отношения, предполагает взаимную ответственность и требует согласованности действий. Студенческая группа, имея конкретный характер групповой деятельности, который определяется ее организацией, непосредственно использует различные формы организации совместной деятельности, которые требуют от студентов постоянного взаимодействия, четкого распределения отдельных операций, согласованности и высокого уровня координации работы. Все это приводит к возрастанию значимости социально-психологического обеспечения групповой деятельности студентов. Включая это, совместная групповая деятельность людей в современных условиях характеризуется следующими обязательными компонентами : - чётким распределением выполняемых функций между участниками совместной деятельности; - совмещением распределённых функций в пространстве и времени, то есть одновременным их выполнением различными участниками; - согласованием распределённых и совмещённых функций, то есть строгой последовательностью их выполнения по определённой программе, учитывающей деятельность каждого участника. Групповая деятельность отличается от индивидуальной не только наличием взаимодействия между людьми в процессе осуществления деятельности, но и характером включения взаимодействия в структуре самой деятельности. В студенческой группе наряду с групповой деятельностью присутствует индивидуальная, она оказывает большое влияние на формирование и развитие межличностных отношений, которые, в свою очередь, проецируются на учебный процесс в максимизации его результата. В индивидуальной деятельности взаимодействие и общение между людьми также может присутствовать, однако это принципиально не меняет структуру индивидуальной деятельности. Взаимодействие в данном случае как бы присутствует параллельно с деятельностью в форме общения специалистов по поводу деятельности или по каким-то другим причинам. В групповой деятельности взаимодействие специалистов органически включено в совместную деятельность и принципиально меняет её структуру. Для описания групповой деятельности необходимо использовать такие понятия, как взаимодействие, общение, содействие, согласование. Структура групповой деятельности специалистов включает следующие основные элементы : - групповая цель - это то, чего стремиться достигнуть группа в совместной деятельности, идеально представляемый ею результат. Групповая цель может быть расписана в виде более частных и конкретных групповых задач, поэтапное решение которых приближает группу к достижению общей цели; - групповой мотив - это то, что побуждает группу к совместной деятельности, непосредственная побуждающая сила; - групповое действие - это такой элемент совместной деятельности, который направлен на выполнение текущей (достаточно простой) групповой задачи. Групповые действия выполняются с помощью обще-групповых средств действий; - групповой результат - это то, чего реально достигает группа в совместной деятельности. Важнейшим моментом в организации групповой деятельности является необходимость распределения, совмещения и согласования по каждому из её основных структурных компонентов функций между всеми участниками. В соответствии с этим можно выделить некоторые признаки деятельности людей, которые по существу делают её групповой совместной деятельностью: - общность (единство) целей деятельности для её участников; - распределение и согласование конкретных задач, которые необходимо участникам деятельности выполнять совместно; - общность (единство) или согласованность мотивов участников групповой деятельности; - распределенность и согласованность выполняемых действий и операций в совместной деятельности; - общность (единство) результата совместной деятельности для группы специалистов. Рассмотрим с этих позиций студенческую группу как одну из разновидностей малых социальных групп. Для этого нам необходимо определиться с основным понятием, касающимся малой группы. Общепринятого определения не существует, разные авторы пользуются различными формами представления этого понятия, что вызывает затруднение в их идентификации. Предварительно приведём определение социальной группы, данное Я. Шепаньским в книге «Элементарные понятия социологии», и на его основе попытаемся сформулировать понятие «малой группы». Социальная группа - это объединение людей (не менее трёх лиц), основанное на общем участии в какой - либо деятельности, связанное системой отношений, которые регулируется их функциональными отношениями, а также социальными правами и обязанностями, определяемыми соответствующими институтами, члены группы обладают общими ценностями и отделены от других общностей принципами обособления . Опираясь на определение социальной группы, малой группой можно считать немногочисленную (не более 20-30 человек) по составу социальную группу, члены которой взаимодействуют друг с другом лично и имеют общие целевые установки. Другими словами, основным (родовым) признаком малой группы является социальная группа, а видовым отличием межличностные отношения, непосредственные контакты. Поэтому под малой группой обычно понимают малочисленную социальную группу, члены которой объединены общей деятельностью и находятся в непосредственном личном контакте, что является основой для возникновения как эмоциональных отношений в группе, так и особых групповых ценностей и норм поведения. К малым группам, по определению, можно отнести тот или иной производственный, научный, спортивный коллективы, небольшие воинские подразделения, учебные группы вуза и др. Проблемы взаимоотношений в малых группах рассматриваются в разделе формальных и неформальных межличностных отношений. Если формальные отношения определены должностным положением и квалификационными нормами, то неформальные - психологическим климатом в группе, внутренними мотивами, стимулами и другими факторами, определяющими психологическую сущность содержания деятельности отдельных членов группы. В малых группах, к которым относится объект исследования - студенческая группа, неформальная структура взаимоотношений может оказать столь сильное влияние на процессы их функционирования, что порой изменяет и формальные отношения между членами коллектива, влияет на качество их совместной деятельности. С другой стороны, неформальная структура зависит от формальной структуры группы в той степени, в которой члены группы, входящее в неё, подчиняют своё поведение целям и задачам совместной деятельности, правилам ролевого взаимодействия. Однако в таких группах остаются весьма эффективно действующими межличностные взаимоотношения. Понятию «взаимоотношение» часто придают такой же смысл, какой оно имеет в повседневной речи, понимая под взаимоотношениями систему сознательных и субъективно определённых взаимодействий индивидов. Однако такое понимание несколько сужает границы описанных выше отношений индивидов в группе. Отношение - это широкое понятие, под которым подразумевается одна из форм единства предметов, явлений и свойств, в основе её лежит определённая реальная или мыслимая общность двух или более предметов, между которыми устанавливаются отношения. К отношениям относятся самые различные зависимости, соотношение, связи. Это и субъективные отношения (общение между индивидами) и объективные, например, производственные отношения. Межличностное общение, в соответственном понимании термина, определено исключительно личностными признаками, тягой людей к информационному и эмоциональному обменам. По своей природе межличностное общение игнорирует статус группы, что сразу обеспечивает и объясняет причинное существо её коммуникативных каналов со средой. С одной стороны, без взаимодействия, без межличностного общения индивидам не выжить, а с другой - нормы этого межличностного общения в общности пока ещё на уровне саморегулирования ограничивают свободу индивида. Говорить об абсолютном, безоговорочном принятии индивидом социальной двойственности его позиции в общности не приходится. Отсюда и внутренняя конфликтность в рассматриваемых образованиях, включая диаду и триаду. Игнорирование конфликтной двойственности позиции индивида прослеживается и в основополагающих работах В. М. Бехтерева, и в компилятивных работах М. Е. Шоу, и даже в американских работах по природе аномии. Причину недосмотра легко увидеть в личной значимости межличностного общения для каждого исследователя как человека. В этом смысле интересен взгляд К. Хорнея: «Эмоциональная изоляция - тяжёлое испытание для каждого человека, но в сочетании с предубеждённостью и неуверенностью в себе она превращается в бедствие». По существу, начиная с этого идейно-тематического момента, тенденции в исследовании малой группы разделились на два направления. После введения в типологию понятия формальной группы теория малой группы полностью отошла от второго признака общности. Родоначальником второго направления можно с уверенностью считать Коллинза, разделившего мотивы индивида в малой группе на прагматические и эмоциональные. Делая вывод из обзора определений и тенденций в исследованиях малой группы, можно сказать, что первое направление заложило фундамент гештальтпсихологии К. Левина, а второе - основы оперативного менеджмента с его социально-психологическим и экономическим направлениями. Если второй признак общности сужает свободу индивида уже на уровне представления внутреннего содержания социума, то привнесённые условия типа, внешнего статуса группы только усугубляют картину. Подход к исследованию контактных групп с точки зрения понятий группы с внешним статусом и самого внешнего статуса представляется важным уже из-за перечня феноменологических признаков, заложенных в то и другое. Во-первых, в аксиоматику феноменологии заложена несовместимость внешнего статуса и межличностного общения, что делает группу внутренне конфликтной по определению. Во-вторых, профессионально квалификационная стратификация в общем случае может не соответствовать личной структуре группы, которая генерируется межличностным общением и личностными признаками индивидов. Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что студенческая группа как малая группа с внешним статусом имеет ряд проблем, решение которых позволит осуществить поставленные перед высшим образованием задачи - качественную подготовку специалистов. Под ней понимают не только овладение системой знаний относительно эмпирических фактов, не только навыки технологии действий, но и овладение теоретическими принципами, выводимыми из системы научно-теоретического знания, культура мышления, эрудиция, умение внедрения достижений науки в практику. Выпускники высшей школы составляют особый слой интеллигенции. Это носители основных духовных ценностей общества и человеческой культуры.

Курсовая работа

Особенности развития студенческой группы



ВВЕДЕНИЕ

1.1 Понятие малой группы

2 Проблема развития малой группы

2.1 Характеристика студенческой группы

III. ЭМПИРИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ


ВВЕДЕНИЕ


В современном мире сложилась такая ситуация, что для достижения материального благополучия, высокого социального статуса и карьерного роста необходимо быть развитой личностью, качествами которой, прежде всего, являются: инициативность, способность ориентироваться в рыночных условиях, постоянное стремление к развитию, интеллектуальная развитость.

Студенчество, как важнейший фактор преобразования общества, является наиболее интеллектуальной, творчески развитой и прогрессивной частью молодежи. Так как именно студенческая группа имеет силу и может стать источником преобразований современного мира, необходимо уделять немалое внимание формированию и развитию студенческой группы.

Для эффективного процесса обучения необходимо учитывать не только качество преподаваемого материала, организацию пространства и времени студентов, но и размер учебной группы, социально-психологический климат, внутригрупповые взаимоотношения и многие другие психологические аспекты учебной деятельности. Исследователями выявлено, что уровень успеваемости и положение студентов в учебной группе зависит от уровня сформированности межличностных отношений в ней.

В студенческой группе происходят динамичные процессы структурирования, формирования и изменения межличностных взаимоотношений, распределения групповых ролей, выдвижения лидеров и т.п. Все эти процессы оказывают сильное влияние на личность студента, на успешность его учебной деятельности и профессионального становления, на его поведение. Поэтому очень важно понимать и учитывать особенности студенческой группы при организации учебной деятельности.

Студенческая среда и особенности студенческой группы, оказывают сильное социализирующее и воспитательное влияние на личность студента. На каждом уровне развития студенческая группа обладает определенными психологическими особенностями, которые, несомненно, влияют на успешность совместной деятельности группы, взаимоотношения в ней.

Таким образом, можно сказать, что для становления студента как профессионала и как личности, необходимо, чтобы его развитие проходило в способствующих данному процессу условиях. Знание уровня развития студенческой группы поможет успешно реализовать цели и задачи, поставленные учебной деятельностью.

Цель работы: изучить особенности развития студенческой группы

Объект исследования: студенческая группа

Предмет: уровни развития студенческой группы

.Изучить понятие малой группы

.Проанализировать особенности развития малой группы

.Дать характеристику студенческой группе и ее развитию

Гипотеза: студенческая группа на последнем году обучения имеет высокий уровень организованности, но обладает разной направленностью активности.


I. ПОНЯТИЕ МАЛОЙ ГРУППЫ И ЕЕ РАЗВИТИЕ


1.1Понятие малой группы


Студенческая группа относится к малой группе, поэтому прежде, чем начать ее изучение, необходимо рассмотреть феномен малой группы.

Интерес к исследованию малых групп возник давно, а именно тогда, когда начала обсуждаться проблема взаимоотношения общества и личности и вопрос о среде ее формирования. Большая часть жизни человека протекает в малых группах: в семье, среди друзей, в учебных и трудовых коллективах, и других. Именно в малых группах происходит формирование личности, проявляются ее качества, поэтому личность нельзя изучать вне группы.

Исследователи неоднократно обращались к определению понятия "малая группа", сформулировав при этом огромное количество всевозможных, порой весьма различающихся между собой и даже противоречивых по смыслу определений. Это объясняется тем, что авторы, пытаясь определить малую группу, как правило, шли от собственного ее понимания, акцентрируя внимание на тех или иных сторонах группового процесса .

Рассмотрев большое количество различных определений, исследователи, занимающиеся изучением малой группы, свели его примерно к следующему: "Под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов".Это достаточно универсальное определение в социальной психологии. Но оно не претендует на точность определения и носит скорее описательный характер, так как допускает самые различные толкования, в зависимости от того, какое содержание придать включенным в него понятиям.

Проблема определения малой группы связана также с вопросом о ее размерах, о его влиянии на процессы и характеристики межличностного взаимодействия в ней. В литературе довольно давно идет дискуссия о пределах малой группы, однако данная проблема до сих пор не нашла своего решения. Это объясняется тем, что разные исследователи исходят из различных характеристик групп, по отношению к которым выясняются конечные количественные параметры. Если говорить о нижней границе малой группы, то существует два подхода к ее определению. Первый подход заключается в том, что наименьшей малой группой является группа из двух человек - так называемая "диада". Однако с данной точкой зрения соперничает и другая, полагающая, что наименьшее число членов малой группы не два, а три человека, т.е. нижней границей малой группы является "триада". Оба предположения имеют свои подтверждения и опровержения. Верхняя же граница малой группы определяется ее качественными признаками и обычно не превышает 20-30 человек. Оптимальный размер малой группы зависит от характера выполняемой совместной деятельности и находится в пределах 5-12 человек, так как в таком количестве группа является более устойчивой. Группы большего размера легче распадаются на более мелкие микрогруппы, в рамках которых индивиды связаны более тесными контактами .

Так как большое количество малых групп предполагает их огромное разнообразие, для целей исследований необходима их классификация. Выделение групп может проходить по разным основаниям: по времени их существования (долговременные и кратковременные), по степени тесноты контакта между членами, по способу вхождения индивида и т.д. В настоящее время известно около пятидесяти различных оснований классификации. Наиболее распространенными являются три классификации: первичные и вторичные (Ч. Кули), неформальные и формальные (Э. Мэйо), референтные и группы членства (Г. Хаймен) .

Таким образом, изучение феномена малой группы - сложный и интересующий исследователей разных областей науки вопрос, который остается актуальным и по сей день. До сих пор нет однозначного понимания всех его особенностей, в связи с чем не прекращаются споры между психологами.


1.2Проблема развития малой группы

малый группа межличностный лидер

Как уже было сказано выше, малая группа является динамической общностью. Поэтому ей необходимо развиваться и изменяться. В социальной психологии существуют различные модели развития группы. Анализ группового развития во многом зависит от общих представлений исследователя о группе, от его видения картины разворачивающегося группового процесса.

Одним из самых распространенных подходов на западе является подход Б. Такмена, широко известный и в отечественной литературе. Предложенная им двухмерная или двухфакторная модель явилась результатом анализа пятидесяти зарубежных публикаций, посвященных изучению данной проблемы.

Данная концепция описывает развитие группы, исходя из учета условий, в которых формируется группа, а именно: наличия двух сфер,групповой активности - деловой (решение групповой задачи) и межличностной(развитие групповой структуры), а также положения группы в соответствующей стадии. Согласно его модели, в каждой из указанных сфер предполагается прохождение группой четырех последовательно сменяющих друг друга этапов.

Б. Такмен обращает внимание на связь между обеими сферами групповой активности, но не раскрывает конкретно, в чем содержательно состоит эта связь. Так же, по мнению автора, их развитие идет параллельно друг другу: изменение в одной из сфер сопровождается изменением в другой. Но об отношении данных сфер Б. Такмен также не говорит .

Один из подходов к решению проблемы развития малой группы в отечественной психологии представлен в теории А.В. Петровского. Им были предложены три критерия построения гипотетической типологии групп:

·оценка продуктивности групповой деятельности

·оценка соответствия группы социальным нормам

·оценка способности обеспечить каждому ее члену возможности для полноценного гармоничного развития личности.

А.В. Петровский представляет уровни развития группы в стратометрической концепции коллектива, которая позднее была названа "теорией деятельностного опосредования межличностных отношений в группе". Основная идея данной теории заключается в том, что всю структуру малой группы можно представить себе как состоящую из нескольких основных "страт" или слоев, имеющих различные психологические характеристики, применительно к которым обнаруживают действие различные социально-психологические закономерности.

Центральное звено групповой структуры образует сама групповая деятельность. Это предметно - деятельностная характеристика группы, как коллектива, являющегося частью общественного целого. Затем следует ядерная страта - психологическая по своей сущности - фиксирует отношение каждого члена группы к групповой деятельности, ее целям, задачам и т.д.В третьей страте локализуются характеристики межличностных отношений, опосредованных содержанием совместной деятельности, а также принятыми в группе принципами, ценностными ориентациями. Последний, поверхностный слой межличностных отношений предполагает наличие непосредственных связей в группе .

Для создания типологии групп Петровский А.В. используют геометрическую модель. Векторы, образующие ее с одной стороны, показывают степень опосредованности межличностных отношений, в с другой - содержательную сторону опосредствования, развивающегося в двух направлениях: в направлении, соответствующем общественно - историческому процессу и препятствующему ему. Следуя геометрической модели развития группы, выделяются пять уровней ее развития (в своей теории Петровский А.В. называет их "фигурами").

Первый уровень несет в себе необходимые признаки коллектива, отвечающие требованиям общественного прогресса. Группа характеризуется высокой сплоченностью. Второй уровень представляет общность, где высокий уровень социальных ценностей лишь в очень слабой мере опосредует групповые процессы. Нравственные ценности в такой группе функционируют, но они не отработаны в процессе общения и совместного труда, а привнесены из социальной среды. Третий уровень развития группы характеризуется высоким уровнем опосредствования взаимоотношений индивидов, но факторы, которые их опосредуют, являются враждебными для общества. На четвертом уровне взаимоотношения людей фактически непосредственны общими факторами совместной деятельности или факторы носят антисоциальный характер, таким образом, лишая деятельность группы общественной ценности. Последний уровень представляет типичную "диффузную группу", где на нулевой отметки оказываются и социальная ценность опосредствующих факторов, и степень их выраженности в системе межличностного взаимодействия.

Это представление о многоуровневой структуре групповых отношений позволяет рассмотреть путь, проходимый каждой группой, как последовательное включение совместной деятельности в определении многообразных контактов между членами группы.

Проблеме поэтапного развития реальной контактной группе как коллектива посвящен большой цикл теоретических и экспериментальных исследований, выполненных Л.И. Уманским. Целостная психологическая структура группы, отражающая все стороны ее жизнедеятельности, образована, согласно Л.И. Уманскому, тремя блоками подструктур: "общественный" блок, "личностный" блок, блок "общих качеств".

Важнейшей психологической структурой первых двух блоков, опосредующей все другие подструктуры, является направленность группы, которая фиксирует социальную ценность принятых группой целей, мотивов деятельности, ценностных ориентация и норм. Организованность понимается как способность группы к эффективному самоуправлению. Интеллектуальная коммуникативность реализуется в способности группы создавать оптимальные пути взаимоинформации в определении общих позиций, принятии групповых решений. Эмоциональная коммуникативность характеризует преобладающий эмоциональный настрой в группе. Подструктуры, образующие "личностный" и "общественный" блоки, иерархически организованны, функционально взаимосвязаны и проявляются через общие социально - психологические качества группы .

Проблема поэтапного, уровневого развития группы как коллектива, по мнению Л.И. Уманского, прежде всего, требует определения крайних точек континуума, в пределах которого совершается процесс этого развития. Крайнюю верхнюю точку континуума занимает коллектив, то есть группа, выполняемая социально ценную деятельность и имеющая устойчиво высокие показатели по всем параметрам. Крайняя нижняя точка континуума - группа - конгломерат, т.е. группа непосредственно ранее не знакомых людей, оказавшихся на одном пространстве в одно время и общающихся поверхностно и ситуативно. В процессе своего развития группа проходит определенные точки континуума, характеризующие качественные изменения жизнедеятельности группы. Наиболее значимыми, поворотными точками, по мнению Л.И. Уманского, являются группа - кооперация и группа - автономия .

На этапе, обозначенном как группа - кооперация социальная общность отличается успешно действующей организационной структурой, высоким уровнем подготовленности и сотрудничества. Межличностные отношения имеют сугубо деловой характер, направлены на достижения высокого результата совместной деятельности. Но прежде чем перейти на данный уровень развития, группе необходимо пройти еще два промежуточных этапа развития, названных Л.И.Уманским номинальной группой и группой - ассоциацией. Следующий узловой этап в развитии группы - этап автономизации, характеризующийся высоким внутренним единством по всем параметрам. На этом этапе члены группы идентифицируют себя с ней, а само членство в группе становится личностной ценностью. Однако, как пишет Л.И. Уманский, процесс автономизации группы может привести к гиперавтономизации группы, т.е. изолированию группы от внешних связей, групповому эгоизму. Если же внутригрупповая интеграция не приводит к межгрупповой разобщенности, группа становится полноправной ячейкой общества и именуется коллективом .

Интересной особенностью подхода Л.И. Уманского является прослеживание развивающихся в группе процессов и феноменов, концентрация на постепенном превращении ее в коллектив. В отличие от стратометрической концепции А.В. Петровского, в данной теории стадия корпорации не рассматривается как асоциальная .

Таким образом, можно сказать, что развитие группы происходит постепенно, переходя от одного уровня к другому. Каждая стадия развития имеет свои особенности, потому необходимо учитывать принципы и этапы становления коллектива и внутригрупповую обстановку при организации процесса формирования коллектива.


II. ОСОБЕННОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ ГРУППЫ И ЕЕ РАЗВИТИЯ


2.1Характеристика студенческой группы


Термин "студенчество" означает социально профессиональная группа, включающая учащихся высших учебных заведений .

Процесс обучения заключается не только в получении знаний и приобретении опыта, связанного с будущей профессией, но и в самореализации, практике межличностных взаимосвязей, самовоспитании. Несомненно, период обучения в вузе - важнейший период социализации человек. Под социализацией понимается "процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности" .В студенческом возрасте задействованы все механизмы социализации: это и освоение социальной роли студента, и подготовка к овладению новой социальной роли, связанной с будущей профессией, и механизмы социального влияния со стороны преподавателей студенческой группы. Так как студенческий возраст характеризуется стремлением к самостоятельности, свободе выбора жизненного пути и идеалов, независимости, обучение в вузе является мощным фактором социализации личности студента.

Характеристика студенческого возраста во многом зависит от социально - экономического уровня развития страны и условий, сложившихся на данный момент на рынке труда. Угроза остаться невостребованными на рынке труда характерна для всех студентов нашего поколения. Проблема трудоустройства является одной из главной среди студенческой молодежи. Образование студенты понимают как ресурс для освоения новых социальных ролей, капитал для инвестирования при достижении желаемого социального статуса. Основными мотивами выбора той или иной специальности являются: успех, образованность, престижность будущей профессии. Стремление молодежи быть успешными в жизни, построение различных жизненных стратегии достижения успеха свидетельствуют о повышении инвестиционной функции образования. Молодежь пытается как можно раньше опробовать эти жизненные стратегии. Таким образом, восстребованность тех или иных специальностей на рынке труда во многом обуславливает мотивацию и специфику выбора выпускниками школ будущей профессии .

Время учебы в вузе совпадает со вторым периодом юности или первым периодом зрелости, который отличается сложностью становления личностных черт. Характерной чертой нравственного развития в этом возрасте является усиление сознательных мотивов поведения. Заметно укрепляются те качества, которых не хватало в полной мере в старших классах - целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициатива, умение владеть собой. Юноши и девушки в данном возрасте пытаются разобраться в своих потребностях, интересах, способностях, ценностях возможностях .

Юность - пора самоанализа и самооценок. На данном этапе происходит сравнение "идеального Я" с "реальным". Отсутствие объективности в данном сравнении может вызвать у юноши внутреннюю неуверенность в себе, чувство непонятности, которые могут сопровождаться внешней агрессивностью или развязностью. Юношеский возраст, по Эриксону, строится вокруг кризиса идентичности, состоящего из социальных и индивидуально-личностных выборов, идентификаций и самоопределений. Если юноше на данном этапе не удается разрешить эти задачи, у него формируется неадекватная идентичность, что может вызвать ряд проблем в последующем развитии личности .

Необходимым условием успешной деятельности студента является освоение новых для него особенностей учебы в вузе и быстрая адаптация, что приводит к устранению ощущения дискомфорта, и препятствует конфликтам со средой, в которую вступил студент. Студенческий возраст, по утверждению Б.Г. Ананьева, является сенситивным периодом для удовлетворения основных социогенных потребностей человека, т.е. благоприятный период для развития человека как личности . Поэтому в современной педагогике и психологии начинает преобладать подход к воспитанию не как к формированию личности в соответствии с господствующим идеалом в обществе, а как к созданию условий для саморазвития личности.

Важным моментом в процессе социализации студента являются его отношения с преподавателем. Отношение педагога к студенту как к социально зрелой личности усиливает возможности развития личности. Выраженный рационализм в общении преподавателя со студентами негативно сказывается на развитии их эмоциональной сферы. Эффективность работы педагога может сильно снизиться при высоком содержательном уровне предоставляемого материала, но при недостатке эмоциональной составляющей.

Благоприятное положение студента в окружающей среде, в студенческом коллективе содействует нормальному развитию личности. На протяжении начальных курсов складывается студенческий коллектив, формируются навыки и умения организации умственной деятельности, осознается призвание к избранной профессии, вырабатывается оптимальный режим труда, досуга и быта, устанавливается система работы по самообразованию и самовоспитанию профессионально значимых качеств личности.

Мощное социализирующее воздействие на личность студента оказывает сама студенческая среда, особенности студенческой группы, в которую входит человек и особенности других референтных групп. Поведение людей в группе отличается от их индивидуального поведения. За счет формирования и подчинения групповым нормам и ценностям поведение членов группы становится схожим, однако возможно и обратное влияние. Отдельный член группы, как личность, может оказывать мощное влияние на всю группу в целом. В студенческой группе происходят динамичные процессы структурирования, формирования и изменения межличностных взаимоотношений, распределения групповых ролей, выдвижения лидеров и т.п. Все эти процессы оказывают сильное влияние на личность студента, на успешность его учебной деятельности и профессионального становления, на его поведение. Поэтому очень важно понимать и учитывать особенности студенческой группы при организации учебной деятельности .

Исследователями выявлено, что уровень успеваемости и положение студентов в учебной группе зависит от уровня сформированности межличностных отношений в ней. Обнаружено, что студенту легче учиться в группах с более дифференцированной и более устойчивой структурой взаимоотношений. Деятельность студенческой группы выступает той основой, на которой складывается взаимоотношения между ее членами .

Таким образом, знание индивидуальных особенностей студента, на основе которых строится система включения его в новые виды деятельности и новый круг общения, дает возможность избежать дезадаптации и успешно сформировать студенческий коллектив. Поэтому очень важным моментом является преобразование студенческой группы в коллектив, и приобщение недавнего абитуриента к студенческим формам коллективной жизни.


2.2 Развитие студенческой группы


Студенческая группа, как и любая другая малая группа, может расти и развиваться. Как уже было сказано в первой главе, в своей концепции группового развития Л.И. Уманский выделяет следующие критерии развития группы: нравственная направленность группы; организационное единство; групповая подготовленность в определенной деловой сфере и психологическое единство группы. По данным параметрам так же можно выявить уровни развития студенческой группы.

С точки зрения Ю.М. Кондратьева, говоря о становлении студенческой группы, необходимо, главным образом охарактеризовать первый, третий и пятый курсы. Это обусловлено тем, что группы первокурсников могут быть оценены как группы "становящиеся", учебные группы третьекурсников - как группы относительно "зрелые", а учебные группы пятикурсников могут быть условно обозначены как группы "умирающие", т.е. окончательно завершающие свою жизнедеятельность .

По мнению же Багрецова С.А. большую роль в развитии группового субъекта играет общение. Общение и деятельность - самостоятельные формы групповой активности, но они тесто связаны между собой.

Отмечается, что "субъективность группы в сфере общения проявляется в стремлении ёё членов принадлежать к ней не формально, а психологически иметь близкую психологическую дистанцию друг с другом, свою общность, участвовать в совместных действиях, испытывая при этом положительные эмоции.

Становление учебной группы, как субъекта общения создает внутренние предпосылки для дальнейшего ее превращения в субъект деятельности и взаимоотношений. "Взаимоотношения в малой группе - сложное образование. В их структуру входят формальные и неформальные, деловые и личные, лидерские, референтные отношения" . И на этой основе выделяются свойства группового субъекта взаимоотношений: сплочённость, как приверженность к группе ее членов, референтность и соподчиненность.

Основываясь на подходах Ю.М.Кондратьева и С.А. Багрецова, можно дать следующую характеристику основных этапов развития учебных групп в вузе .

Первый курс. Группа выступает как субъект общения. На высоком уровне развиты эмоциональная и волевая стороны. Проявляется направленность на формирование кооперативного типа взаимодействия. Начинает формироваться групповое сознание и самосознания, а также перцептивное единство. Наблюдаются средние показатели психологической дистанции. Ещё не сформированы целенаправленность и мотивированность, то есть отсутствуют единые цели, нет общего побуждения к совместной деятельности. Отсутствует чёткое распределение задач, функций, обязанностей, прав и ответственности. Наблюдается отсутствие лидеров, но большое количество аутсайдеров (это объясняется недостаточным знанием ценностных ориентаций и личностных особенностей друг друга). Деловое лидерство преобладает над эмоциональным .

Высокостатусные первокурсники при оценке и сравнении своих соучастников между собой жестко ориентируются на своё статусное превосходство. Среднестатусные первокурсники стараются не различать себя с высокостатусными, но в это время подчёркивают свою несхожесть с аутсайдерами". Низкостатусные первокурсники, легко различают статусное неравенство между высокостатусными и среднестатусными, не признают своё несходство с неофициальными лидерами.

Второй курс. Группа выступает как сформированный субъект совместной деятельности. Адаптационные процессы уже завершены, но целенаправленность и структурированность ещё развиты недостаточно. Доминирует не общение, а взаимоотношения, что является характеристикой групп с низкой эффективностью. При этом взаимоотношения не обязательно благополучны.

Факт поступления в вуз укрепляет веру студентов в собственные силы и способности, порождает надежду на полнокровную и интересную жизнь. Вместе с тем на II и III курсах нередко возникает вопрос о правильности выбора вуза, специальности, профессии. К концу III курса окончательно решается вопрос о профессиональном самоопределении. Однако случается, что в это время принимаются решения в будущем избежать работы по специальности .

Третий курс. В это время начинается деление на специализации, что способствует усилению учебного процесса, увеличению групповых форм учебной работы. В группах доминируют интегративные процессы, что создаёт психологическое и организационное единство в группах. Теперь доминирует фактор общения. На этом этапе группу можно охарактеризовать как сформировавшийся субъект совместной деятельности. Снижается референтность учебных групп для их членов. Складывается авторитет официальных лидеров.

Высокостатусные третьекурсники, так же как и высокостатусные первокурсники, при оценке и сравнении своих участников между собой жестко ориентируются на своё статусное превосходство. В то же время в ряде случаев неофициальные лидеры и условиях "зрелых" групп при оценке соучастников подчёркивали свою схожесть с некоторыми среднестатусными студентами (группа поддержки конкретного неофициального лидера) и низкую несхожесть с конкретными, такими как они высокостатусными членами группы - конкурентами. Среднестатусные студенты третьекурсники являются явными приверженцами способа оценивания соучастников через призму их принадлежности к тому или иному интрагрупповому статусному слою. "Аутсайдеры" проявляют ещё большую готовность рассматривать своих соучастников через призму статусной принадлежности, чем их среднестатусные согрупники .

Четвёртый курс. Доминируют взаимоотношения, перестраиваются отношения по симпатиям, носящее более индивидуальный характер, что связано с приближающимся окончанием обучения в вузе. Субъектность групп в сфере деятельности выражена слабо.

Пятый курс . Субъектность групп в общении выражена слабо. Направленность на общение отсутствует. Перцептивное единство, интеллектуальная, эмоциональная и волевая коммуникативность снижены. Наблюдается выраженная критичность в самовосприятии групп пятикурсников, что выражается в занижении групповых самооценок. Система взаимоотношений в группах постепенно распадается. Повышается привлекательность собственных групп, пятикурсников удовлетворяют группы, не предъявляющие к ним высоких требований, допускающую низкую сплочённость, позволяющие каждому из них достигать собственные цели и реализовать собственные интересы, независимо от своей общности, обеспечивающие психологическую независимость .

Высокостатусные и среднестатусные пятикурсники, являясь членами завершающих свою жизнедеятельность студенческих сообществ, ориентируются на интрагрупповую статусную иерархию, оценивая своих соучастников лишь в тех случаях, когда дело касается "аутсайдеров". Низкостатусные студенты этих групп вообще не учитывают при одиночном сравнении соучастников наличие интрагрупповой неформальной статусной иерархии.

Таким образом, нужно подчеркнуть, что на каждом уровне развития, студенческая группа обладает определенными психологическими особенностями, которые, несомненно, влияют на успешность совместной деятельности группы, взаимоотношения в ней. Группа может проявлять себя либо субъектом общения, либо субъектом взаимоотношений, либо субъектом деятельности, а также возможны сочетания. Также отношения между членами группы во многом зависят от принадлежности каждого члена группы к тому или иному статусу в группе.


III. ЭМПИРИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ


Цель исследования: изучить особенности развития студенческой группы 5 курса естественно - географического факультета ПГУ им. М.В. Ломоносова.

Гипотеза: студенческая группа на последнем году обучения имеет высокий уровень организованности, но обладает разной направленностью активности.

Методы и методики:

1)Рассказ "История моей студенческой группы" (Приложение 1). С помощью данного метода можно выявить этапы развития данной студенческой группы и некоторые особенности развития группы. Анализ рассказов проводился по следующим категориям:

·Организованность (способность группы к самоорганизации; умение выполнять все действия согласованно и т.д.)

·Направление активности (цели; интересы; моральные ценности группы; готовность к сотрудничеству с другими группами и т.д.)

·Интеллектуальная коммуникативность (способность группы быстро и легко находить общий язык, приходить к общему мнению; к мнению каждого внимательно прислушиваются и т.д.)

·Психологический климат группы (психологический настрой группы; доброжелательность во взаимоотношениях; поддержка одногруппников и т.д.)

В итоге анализа рассказов исследуемая студенческая группа была охарактеризована на каждом ее этапе развития. Так же были выявлены некоторые особенности данной студенческой группы.

2)"Диагностика психолого - педагогической характеристики малой учебной группы", .Данная методика направлена на выявление уровня развития группы. Так же она позволяет охарактеризовать развитие группы по отдельным параметрам. Испытуемым предлагается оценить по пятибалльной шкале насколько то или иное качество характерно для группы. Например:


Группа имеет четкое единое суждение о возможностях ее действительных организаторов.12345Группа не имеет единого мнения о возможностях своих организаторов. Мнение группы о ее организаторах противоречиво.

ставится, когда стремление общаться с другими группами очень ярко выражено, 4 -когда не очень выражено, 3 - слабо выражено, 2 - больше выражено стремление обособиться, чем общаться, 1 - стремление обособиться выражено ярко.

В итоге проведения данной методики мы получаем средний балл по каждому высказыванию. Затем вычисляем суммарный балл по каждому параметру. Далее находим общую сумму по всем параметрам. Количественная оценка проводится на основе сопоставления общей суммы по всем интегративным свойствам с приведенной в методике шкалой.

Исследование было проведено в студенческой группе 5 курса естественно - географического факультета ПГУ им. М.В. Ломоносова. В нем приняли участие 20 студентов: 11 девушек и 9 юношей в возрасте от 21 до 24 лет. Испытуемым предлагалось сначала написать рассказ "История моей студенческой группы", а затем заполнить опросник "Диагностика психолого - педагогической характеристики малой учебной группы".

Результаты исследования:

Анализируя написанные членами группы рассказы, можно сказать, что в целом группа характеризует себя больше в негативном аспекте. Отмечается сложность в нахождении общего языка между членами группы, в принятии общих решений. Представители мужского пола говорят об отсутствии уважения со стороны девушек, не принятии их мнения во внимание. "Девушки хотят, чтобы большинство молодых людей "плясало под их дудку", к нашему мнению прислушиваются редко". И женщины и мужчины отмечают наличие группировок в группе, разделение членов группы по гендерному признаку, отсутствие сотрудничества между членами группы. У отдельных представителей группы наблюдается желание быстрее покинуть группу. "Все только и ждут, когда разбежимся"; "Впервые мне встретилась такая группа, с которой я больше никогда не хочу связывать свой жизненный путь; "Я с радостью расстанусь со всеми по окончании университета". Сложившаяся ситуация в группе может объясняться тем, что состав группы не был постоянным на протяжении всего существования группы. На 2-3 годах обучения несколько студенческих групп были объединены в одну, что привело к формированию новой группы и осложнило отношения между членами группы. "В этой группе я учусь второй год. Переход в нее был тяжелым. Люди, с которыми я общалась, оказались в другой группе, пришлось строить отношения в новом коллективе". Однако наряду с негативными аспектами группы можно выделить и положительные. Данная студенческая группа характеризуется высоким уровнем организованности, доброжелательностью и взаимной поддержкой. "Но в общем можно сказать, что живем дружно, поддерживаем друг друга"; "В целом группа успешная, отношения доброжелательные".

Если рассматривать особенности развития данной студенческой группы, то можно дать следующую характеристику.

1 курс: группа отличается высоким уровнем сплоченности группы, чувством личной ответственности за свою группу. Отмечается способность быстро находить компромиссное решение, учитывается мнение каждого члена группы. "На летней практике 1 курса мы были на пике единого коллектива, потом пошло на спад"; "На 1 курсе мы быстро приходили к общему решению, учились выслушивать друг друга". Однако наблюдается низкий уровень организованности группы, неспособность группы к самоорганизации. "В начале 1 курса самоорганизация была на низком уровне"; "Самоорганизация в группе не очень хорошая".

2-3 курс: на данном этапе развития группы произошло объединение групп, что привело к снижению уровня сплоченности сложившейся группы, разобщению ценностей и норм группы. "Минимум сплоченности пришел на 3 курс, где мы почти не общались друг с другом, начали появляться группировки". Уровень организованности, как и на первом курсе, низкий. Так же возрос уровень недопонимания между членами группы, произошло возникновения подгрупп. "Группа состоит из нескольких группировок, распределенных по интересам. Группировки общаются только во время учебного процесса".

4-5 курс: на старших курсах отношения в группе стали более стабильными. Так же наблюдается рост взаимопонимания и сотрудничества между членами группы. "В ходе дальнейшего обучения товарищеские отношения укрепились"; "Психологический настрой группы находится на высоком уровне, поддержка и доброжелательность сейчас выше, чем на прежних курсах". Уровень организованности в группе средний. "Самоорганизация в группе не очень хорошая, умение выполнять все действия согласованно тоже на низком уровне". Группа отмечает расхождение в интересах и ценностях между членами группы. "Группа не особа дружная, хотя взаимопомощь присутствует. Многие живут отдельно от коллектива в силу своих интересов и характера"; "Интересы у всех членов группы совершенно разные".

Таким образом, на основании полученных данных можно сделать вывод, что данная студенческая группа находится на среднем уровне развития. Исследуемая группа обладает разной направленностью, т.к. интересы, цели и ценностные ориентации у членов группы не совпадают. Уровень организованности и интеллектуальной коммуникативности невысокий. Испытуемые отмечают отсутствие способности действовать согласованно. Так же это подтверждается наличием группировок. Однако психологический климат в группе находится на более высоком уровне. Отношения в группе стабильные, характеризуются доброжелательностью и взаимовыручкой.

Данные, полученные на основе анализа рассказов "История моей студенческой группы", можно подтвердить с помощью методики "Диагностика психолого - педагогической характеристики малой учебной группы".

Результаты, полученные на основе методики "Диагностика психолого - педагогической характеристики малой учебной группы" представим в виде диаграммы.


Таблица 1. Показатели интегративных свойств

ИК - интеллектуальная коммуникативность

ПК - психологический климат

О - организованность

НА - направление активности


Количественная оценка проводится на основе сопоставления общей суммы по всем интегративным свойствам со следующей шкалой измерения уровня развития коллектива:


Таблица 2. Шкала измерения уровня развития коллектива

Уровни развития коллективаСумма баллов по всем качествам Высокое развитие 180-220Хорошее развитие 140-179Среднее развитие 100-139Недостаточное развитие 60-99

В результате вычисления суммарного балла по всем интегративным свойствам, который равен 121, мы получаем, что исследуемая студенческая группа находится на среднем уровне развития.

Интеллектуальная коммуникативность (Таблица 3). На диаграмме хорошо видно, что данное свойство имеет наименьший балл. Переменным 2 и 11 испытуемыми приписывается самая низкая оценка по этому свойству. Это говорит о том, критические замечания извне принимаются группой враждебно и вызывают стремление к отпору. Члены группы не прислушиваются к мнению своих товарищей, точки зрения очень противоречивы. В рассказах испытуемых это проявляется в следующих высказываниях: "Группа не может принимать решения сообща, долго приходим к компромиссу". Однако группа имеет единое и четкое мнение о своих возможностях, достоинствах и недостатках, готова сотрудничать с другими группами. Это подтверждается тем, что данной переменной приписывается наивысший балл по данному свойству. В своих рассказах же испытуемые говорят: "Готовность сотрудничать с другими группами на 5 курсе стала цениться выше, чем в первые годы обучения". В целом интеллектуальная коммуникативность находится на уровне чуть ниже среднего, что и было выявлено в ходе анализа рассказов "История моей студенческой группы".

Психологический климат (Таблица 4). Психологический климат находится на более высоком уровне по сравнению с интеллектуальной коммуникативностью. Самый низкий балл по данному свойству имеет переменная 3, что свидетельствует о тенденции членов группы к замкнутости группы друг от друга, отказу или уклонению от группового характера переживаний. "Отношения между членами группы поверхностные, общаемся только во время учебы"; "Я сам по себе, мне нет дела до других, меня не интересует их дела, жизнь и т.д." Переменная же 2 имеет наивысший балл, т.е. в группе преобладает доброжелательность в отношениях между членами группы, взаимное притяжение друг к другу. Из рассказа: "Психологический настрой группы находится на высоком уровне, поддержка и доброжелательность сейчас выше, чем на 1-2 курсе". Так же как и в ходе анализа рассказов испытуемых, можно сказать, что психологический климат находится на более высоком уровне.

Направление активности (Таблица 5). Цели, интересы, моральные ценности группы различны у всех членов группы. "Ребята все разные, с разными интересами и особенностями"; "Интересы у всех разные, цели тоже различаются". Самый низкий балл, приписанный переменной 2 и самый высокий балл, приписанный переменной 10, говорят о том, что группа выше всего ставит примитивные материальные блага, деньги, развлечения и т.д. Актив ведет группу на антиобщественные дела. Однако данные особенности группы испытуемые в своих рассказах не упоминают.

Организованность (Таблица 6). Данное свойство находится на среднем уровне развития, но группой оно оценено на самый высокий балл по сравнению с другими параметрами, что хорошо отображено на приведенной выше диаграмме. Низкая оценка, данная переменным 2 и 5, свидетельствует о том, что группа не может самостоятельно решить вопрос о выборе организаторов или проводит выборы несерьезно, по принципу "кого-нибудь, только не меня". "Все действия выполняются единолично"; "Самоорганизация в группе не очень хорошая". Однако члены группы активно стремятся сохранить группу как единое целое. Группа постоянно устойчиво поддерживает связь и осуществляет взаимодействие с другими группами. Об этом свидетельствует высокая оценка переменной 10. Так же данная особенность проявляется в рассказах испытуемых. "Готовность сотрудничать с другими группами на 5 курсе стала цениться выше, чем в первые годы обучения". Что еще раз подтверждает результаты, полученные на основе анализа рассказов "История развития моей группы".

Таким образом, в результате исследования были получены данные, подтверждающие часть нашей гипотезы о том, что студенческая группа на последнем году обладает разной направленностью активности. Это объясняется тем, что группа находится на последнем году обучения. Члены группы ориентированы на их будущее профессиональное становление и карьерный рост, а не на успешную совместную деятельность. Часть же гипотезы, говорящая о наличии высокого уровня организованности группы подтвердилась не полностью. Хотя данному свойству приписан самый высокий балл по сравнению с другими параметрами, группа имеет средний уровень организованности. Сложившаяся ситуация в группе может объясняться тем, что состав группы не был постоянным на протяжении всего ее существования. На 2-3 годах обучения несколько студенческих групп были объединены в одну, что привело к формированию новой группы и осложнило внутригрупповые процессы.



1.Изучение феномена малой группы - сложный вопрос, который остается актуальным и по сей день. Каждая стадия развития группы имеет свои особенности, поэтому необходимо учитывать принципы и этапы становления коллектива и внутригрупповую обстановку при организации процесса формирования коллектива.

.На каждом уровне развития, студенческая группа обладает определенными психологическими особенностями, которые, несомненно, влияют на успешность совместной деятельности группы, взаимоотношения в ней. Знание уровня развития студенческой группы поможет успешно реализовать цели и задачи, поставленные учебной деятельностью.

.В результате исследования было выявлено, что данная студенческая группа находится на среднем уровне развития. Группа обладает разной направленностью активности. Психологический климат находится на более высоком уровне по сравнению с другими параметрами. Уровень интеллектуальной коммуникативности и организованности на невысоком уровне.

.На развитие группы во многом повлияло то, что состав группы не был постоянным на протяжении всего ее существования. На 2-3 годах обучения несколько студенческих групп были объединены в одну, что привело к формированию новой группы и осложнило внутригрупповые процессы.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


В данной работе мы изучили понятие малой группы, проанализировали особенности ее развития, а так же рассмотрели особенности развития студенческой группы.

Было выявлено, что знание уровня развития студенческой группы поможет успешно реализовать цели и задачи, поставленные учебной деятельностью. На каждом уровне развития, студенческая группа обладает определенными психологическими особенностями, которые, несомненно, влияют на успешность совместной деятельности группы, взаимоотношения в ней.

В результате проведенного исследования были получены данные, подтверждающие часть нашей гипотезы о том, что студенческая группа на последнем году обучения обладает разной направленностью активности. Это объясняется тем, что члены группы ориентированы на их будущее профессиональное становление и карьерный рост, а не на успешную совместную деятельность. Часть же гипотезы, говорящая о наличии высокого уровня организованности группы подтвердилась не полностью. Эта ситуация в группе может объясняться тем, что состав группы не был постоянным на протяжении всего ее существования. На 2-3 годах обучения несколько студенческих групп были объединены в одну, что привело к формированию новой группы и осложнило внутригрупповые процессы.

В завершении нашей работы, необходимо отметить, что исследуемая тема в психологии мало изучена. Однако студенческая среда и особенности студенческой группы, оказывают сильное социализирующее и воспитательное влияние на личность студента. Именно поэтому проблема развития студенческих групп остается актуальной в современном мире.


БИБЛИОГРАФИЯ


1.Ананьев Б.Г. К психофизиологии студенческого возраста//Современные психологические проблемы высшей школы. Л: Изд-во ЛГУ, 1974. - 328с.

Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для вузов. - М.: Аспект Пресс, 1996. - 375с.

Багрецов С.А. Диагностика социально - психологических характеристик малых групп с внешним статусом. СПб.: Изд-во "Лань", 1999. - 640с.

Буланова М.В. - Топоркова Педагогика и психология высшей школы: уч. Пособ.- Ростов н/Д.: Феникс, 2007. - 202с.

Варчев А.Э. Социально - психологические характеристики особенностей современной учебной группы дис.канд.псих.наук, М. - 2003. - 207с.

6.Кондратьев Ю.М. Социальная психология студенчества: Учебное пособие.-М.: Московский психолого - социальный институт, 2006.-160с.

7.Кричевский Р. Л., Дубовская Е. М. Социальная психология малой группы: Учебное пособие для вузов. - М.: Аспект Пресс, 2001. - 318с.

8.Лисаускане М. Новое поколение российского студенчества// Высшее образование в России, 2005, №10, С. 41-47

Новая иллюстрированная энциклопедия под ред. А.П. Прохорова М.:"Большая российская энциклопедия", 2001г. - 190с.

Петровский А.В.Личность. Деятельность. Коллектив. -М.:Политиздат, 1982. - 255с.

Почебут Л. Г., Чикер В.А. Организационная социальная психология. - СПБ: Речь, 2000. - 531с.

Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образовния: От деятельности к личности: Учеб.Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений.-М.: Издательский центр "Академия", 2005. - 400с.

13.Уманский, Л.И. Психология организаторской деятельности школьников: Учеб. пособие для пед. ит-тов/ Л.И. Уманский.-М.: Просвещение, 1980. - 160с.

14.Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М. Изд-во Института Психотерапии, 2002. - 490с.

Шапарь В.Б. Новейший психологический словарь.-Изд.3-е - Ростов н/Д.: Феникс, 2007. - 806с

Эрик Г.Эриксон. Детство и общество.- Изд. 2-е, перераб. и доп. / Пер. с англ. - СПб.: Ленато, ACT, Фонд "Университетская книга", 1996. - 592 с.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1


Рассказ "История моей студенческой группы"

Инструкция:

Вам предлагается написать свою историю студенческой группы. Напишите, как развивалась Ваша группа на каждом курсе, чем ваша группа на 5 курсе отличается от вашей группы на 2, 3, 4 курсе.

В своем рассказе вы можете использовать следующие характеристики:

)способность группы к самоорганизации; умение подчиняться своим товарищам при необходимости; умение выполнять все действия согласованно и т.д.

)цели; интересы; моральные ценности группы; готовность к сотрудничеству с другими группами и т.д.

)способность группы быстро и легко находить общий язык, приходить к общему мнению; к мнению каждого внимательно прислушиваются и т.д.

)психологический настрой группы; доброжелательность во взаимоотношениях; поддержка одногруппников и т.д.


ПРИЛОЖЕНИЕ 2


Таблица 3. Интеллектуальная коммуникативность

№ п/пИК 1ИК 2ИК 3ИК 4ИК 5ИК 6ИК 7ИК 8ИК 9ИК 10ИК 11ИК/ср1111111111111,002211122224221,913222222222222,004434332214222,735443553442333,646443243445213,277223434242332,918222423452332,919323343333122,7310334344344443,6411423224222132,4512212112111111,2713312223233222,2714113212121241,8215344454434433,8216334445455434,0017332221122322,0918113515115112,2719423223245212,7320122321232312,00ИК/ср2,62,22,72,752,62,852,352,82,952,32,228,3


ПРИЛОЖЕНИЕ 3


Таблица 4. Психологический климат

№ п/пПК 1ПК2ПК 3ПК 4ПК5ПК 6ПК 7ПК 8ПК9ПК 10ПК 11ПК/ср1111111111211,092223132122222,003322232233332,554443343334323,275443454533443,916113541525153,007232313324322,558453351343423,369323312123332,3610444444444343,9111322433223222,5512121122221211,5513333233233332,8214222323444232,8215343333444443,5516444544544544,2717231232213142,1818551155151112,8219342322432342,9120332213141322,27ПК/ср2,8532,42,752,952,652,752,92,92,72,830,65


ПРИЛОЖЕНИЕ 4


№ п/пНА 1НА 2НА 3НА 4НА5НА 6НА 7НА 8НА 9НА10НА11НА/ср1232111111331,732222223221332,183323423423232,824333334333423,095554334545554,366315521553423,277232434342433,098322344233433,009333334444323,2710334444433443,6411432222233322,5512112111111111,0913121223222211,8214233244432443,1815334444444433,7316444434444443,9117213132224412,2718111511111111,3619324334333423,0920342313232132,45НА/ср2,652,552,82,952,5532,92,852,73,22,630,75


ПРИЛОЖЕНИЕ 5


Таблица 6. Организованность

№ п/пО 1О 2О 3О 4О 5О6О 7О 8О 9О 10О 11О/ср1111111111111,002222323332222,363333334243423,094434334322243,095344332543543,646344323342333,097343243434243,278324344443333,369344333233222,9110454554444444,2711233224322242,6412111111111211,0913333432223432,9114342334322443,0915344334334343,4516444554443444,0917233222233242,5518315551111112,2719343332322332,8220121231323211,91О/ср2,73,053,12,9532,82,82,72,552,752,931,3


Особенности формирования и развития личности студента в условиях высшей школы

Термин "студент" латинского происхождения, в переводе на русский язык означает усердно работающий, занимающийся, т.е. овладевающий знаниями.

При массовом переходе на многоуровневую структуру подготовки в вузе специалистами вузовского образования отмечается, что для достижения высокого уровня научно-практической подготовки студентов необходимо решить две главные проблемы: обеспечить возможность получения студентами глубоких фундаментальных знаний и изменить подходы к организации учебной деятельности с тем, чтобы повысить качество обучения, развить творческие способности студентов, их стремление к непрерывному приобретению новых знаний, а также учесть интересы студентов в самоопределении и самореализации (А. Вербицкий, Ю. Попов, Е. Андресюк).

Организация и совершенствование системы непрерывного образования учащейся молодежи невозможно без целостного понимания психической и познавательной деятельности учащегося и глубокого изучения психофизиологических детерминант развития психики на всех ступенях обучения (Б.Г. Ананьев, 1977; В.В. Давыдов, 1978; А.А. Бодалев, 1988; Б.Б. Коссов, 1991; В.П. Озеров, 1993). Важнейшим принципом при этом является принцип комплексного подхода к изучению способностей студентов. При организации и совершенствовании системы непрерывного образования необходимо опираться не только на знания закономерностей психического развития, но и на знание индивидуальных особенностей студентов и в связи с этим планомерно направлять процесс интеллектуального развития.

Студент как человек определенного возраста и как личность может характеризоваться с трех сторон:

1) с психологической, которая представляет собой единство психологических процессов, состояний и свойств личности. Главное в психологической стороне - психические свойства (направленность, темперамент, характер, способности), от которых зависит протекание психических процессов, возникновение психических состояний, проявление психических образований. Однако, изучая конкретного студента, надо учитывать вместе с тем особенности каждого данного индивида, его психических процессов и состояний.



2) с социальной, в которой воплощаются общественные отношения, качества, порождаемые принадлежностью студента к определенной социальной группе, национальности и т.д.

3) с биологической, которая включает тип высшей нервной деятельности, строение анализаторов, безусловные рефлексы, инстинкты, физическую силу, телосложение, черты лица, цвет кожи, глаз, рост и т.д. Эта сторона в основном предопределена наследственностью и врожденными задатками, но в известных пределах изменяется под влиянием условий жизни.

· Первый курс решает задачи приобщения недавнего абитуриента к студенческим формам коллективной жизни. Поведение студентов отличается высокой степенью конформизма; у первокурсников отсутствует дифференцированный подход к своим ролям.

· Второй курс - период самой напряженной учебной деятельности студентов. В жизни второкурсников интенсивно включены все формы обучения и воспитания. Студенты получают общую подготовку, формируются их широкие культурные запросы и потребности. Процесс адаптации к данной среде в основном завершен.

· Третий курс - начало специализации, укрепление интереса к научной работе как отражение дальнейшего развития и углубления профессиональных интересов студентов. Настоятельная необходимость в специализации зачастую приводит к сужению сферы разносторонних интересов личности.

· Четвертый курс - первое реальное знакомство со специальностью в период прохождения учебной практики. Для поведения студентов характерен интенсивный поиск более рациональных путей и форм специальной подготовки, происходит переоценка студентами многих ценностей жизни и культуры.

· Пятый курс - перспектива скорого окончания вуза - формирует четкие практические установки на будущий род деятельности. Проявляются новые, становящиеся все более актуальными ценности, связанные с материальным и семейным положением, местом работы и т.п. Студенты постепенно отходят от коллективных форм жизни вуза.

Студенческая группа, этапы развития и их характеристика

Возникновение коллектива является результатом организационно-управленческой, воспитательной работы. Это не просто хорошо организованная для совместной деятельности группа, а группа, объединяющая, сближающая людей на основе выполнения полезно -- значимой работы. Студенческие академические группы нередко не становятся настоящими коллективами, потому что преподаватели больше ориентируют студентов на хорошее усвоение знаний, навыков и умений в области будущей профессии, а не на прочную совместную деятельность. Основная задача воспитательного управления академическими студенческими группами как центральным звеном микро среды вузовского студенчества заключается в превращении каждой группы в настоящий коллектив и сохранении его до конца учебы в вузе. На реализацию этой задачи должны быть направлены усилия профессорско-преподавательского состава.

· Ассоциация - группа, в которой взаимоотношения опосредуются только личностно значимыми целями (группа друзей, приятелей).

· Кооперация - группа, отличающаяся реально действующей организационной структурой, межличностные отношения носят деловой характер, подчиненный достижению требуемого результата в выполнении конкретной задачи в определенном виде деятельности.

· Автономия – обладает четкой структурой, внутренним единством, также структура группы препятствует приему новых членов и выходу из группы старых членов.

· Корпорация - группа, объединенная только внутренними целями, не выходящими за ее рамки, стремящаяся осуществить свои групповые цели любой ценой, в том числе и за счет других групп. Иногда корпоративный дух может иметь место в трудовых или учебных группах, когда группа приобретает черты группового эгоизма.

· Коллектив - устойчивая во времени организационная группа взаимодействующих людей со специфическими органами управления, объединенных целями совместной общественно полезной деятельности и сложной динамикой формальных (деловых) и неформальных взаимоотношений между членами группы.

Учебный коллектив имеет двойственную структуру: во-первых, является объектом и результатом сознательных и целенаправленных воздействий педагогов, кураторов, которые определяют многие его особенности (виды и характер деятельности, число членов, организационную структуру и т.д.); во-вторых, учебный коллектив - относительно самостоятельное развивающееся явление, которое подчиняется особым социально-психологическим закономерностям.

Этапы формирования коллектива

1) притирка

2) конфликтная фаза

3) стадия разрешения конфликта

4) стадия комфортного существования

Структурные компоненты – лидер, актив, пассив

· Лидер – студент, берущий на себя ответственность принимать решения, влияющие на всю группу, к мнению которого прислушиваются и волю которого исполняют.

· Актив – часть группы, которая активно участвует в жизни группы, факультета, ВУЗ-а. эта часть группы вдохновляется лидером.

· Пассив – обычно большая часть группы, которая не принимает активного участия в жизни группы, ВУЗ-а. Пассив делится на две подгруппы – участвующий пассив, который принимает участие в некоторых крупных мероприятиях, присутствие на которых необходимо; и так называемый «балласт» - меньшая часть, члены которой абсолютно пассивны и мало коммуникабельны.

Психологические особенности студенческой группы, ее структура.

Студенческая группа является элементом педагогической системы. Функции управления он осуществляет через обратную связь: преподаватель - группа, группа - преподаватель (куратор). В психологии даже есть понятие групповой субъект - общность людей с соответствующими характеристиками.
Студенческая группа - общность автономная и самодостаточная. Она способна сама решать свои внутренние проблемы, а ее активность связана с социальной жизнью института (факультета), университета, решением социальных вопросов (как пример, студенческие строительные отряды, участие в работе органов студенческого самоуправления и т.п.).
Студентов в академической группе объединяет:
общая цель и задачи профессиональной подготовки;
совместная учебно-профессиональная деятельность;
связи делового и личностного характера (активное участие каждого студента в жизни группы - хорошая школа достояние должного опыта жить и работать в любом производственном коллективе);
однородность состава группы по возрасту (поздняя юность или ранняя взрослость);
высокая осведомленность друг о друге (и об успехах, и о личной жизни);
активное взаимодействие в процессе коммуникации;
высокий уровень студенческого самоуправления;
ограниченный сроком обучения в вузах время существования группы.
Между студентами устанавливаются, во-первых, функциональные связи, которые определяются распределением функций между студентами как членами группы, во-вторых, эмоциональные связи, или межличностные коммуникации, которые возникают на основе симпатий, общих интересов. В этой связи в студенческой группе может быть такая структура:
1. Официальная подструктура, которая характеризуется целевым назначением группы - профессиональная подготовка, содействие становлению личности будущего специалиста. Она основывается на авторитетности официального руководителя - старосты, назначаемый дирекцией (деканатом), а также других руководителей, осуществляющих ролевое управление группой, организуют деловые отношения между членами группы (профорг, культорг, редактор и др.). - Это деловая сфера взаимоотношений.
2. Неофициальная подструктура возникает тогда, когда происходит разделение группы на микрогруппы, которые возникают на основе одинаковых интересов, проявления эмпатии, симпатии друг к другу - это эмоциональная сфера взаимоотношений.

Студенческая академическая группа за период своего существования развивается и проходит несколько стадий, каждая из которых характеризуется качественными особенностями таких параметров:
направленность поведения и деятельности членов группы;
организованность членов группы;
коммуникативность членов группы.
Целостными характеристиками студенческой группы являются следующие показатели:
интра-и интегрупова активность;
психологический микроклимат в группе (эмоциональный статус);
референтнисть группы - значимость, авторитетность ее для членов группы;
руководство и лидерство;
сплоченность и др..
По этим показателям определяют следующие стадии развития студенческой группы:
1-я стадия - номинальная группа, которая имеет лишь внешнее, формальное объединение студентов по приказу ректора и списком дирекции (деканат);
2-я стадия - ассоциация - начальная межличностная интеграция, первичное объединение студентов по общим признакам.
3-я стадия - кооперация, на которой социально-психологическая и дидактическая адаптация студентов почти завершилась. Оказываются неофициальные организаторы, авторитетные активисты группы. За ними закрепляются социальные установки и руководство внутренней жизнью группы.
Общее требование к группе на этой стадии такая: проявлять чуткость к товарищам, взаимоуважение, помогать друг другу и др.. Только при таких социально-психологических условий группа достигнет высшего уровня своего развития.
4-я стадия - студенческая академическая группа становится коллективом.
В каждой группе безпервно происходит взаимообмен социально-психологической информации.
Групповые нормы - совокупность правил и требований, выработанных группой, регулирующих поведение ее членов.
Групповой настроение-общее эмоциональное состояние, которое царит, преобладает в группе, создает эмоциональную атмосферу в ней..
Групповая сплоченность - определяется мерой приверженности группы ее членов.
Самоутверждение - каждый член коллектива осознает себя его частью и пытается занять и удержать в нем определенную позицию.
Коллективистское самоопределение - хотя каждый студент имеет определенную свободу на индивидуальное суждение в группе, однако для него наиболее значимой является коллективное мнение, групповая оценка, а руководством к действию является групповое решение.
Причины противоречий в студенческом коллективе могут быть такие:
неадекватная оценка партнера;
завышенная самооценка отдельных студентов;
нарушение чувства справедливости;
искажение отдельным студентом информации о другой;
авторитаризм лидера группы в целом или отдельной микрогруппы;
некорректное отношение друг к другу;
просто недоразумение друг с другом.
Виды внутригрупповых конфликтов:
конфликт ролей - неадекватное выполнение социальных ролей;
конфликт желаний, интересов и т.д.;
конфликт норм поведения, ценностей, жизненного опыта.

Социально-психологический климат студенческой группы наделен рядом особенностей, которые вытекают из социально-психологической природы самой студенческой группы, которые, в свою очередь, порождаются ведущим видом деятельности студентов - учебой, имеющей специфические психологические характеристики. Познавательная деятельность обучаемых - это интеллектуальный труд, сложность и напряженность которого достигает высокого уровня. В результате выполнения студентами учебных заданий у них формируются профессионально важные знания, умения, навыки и качества личности. Учебный труд, таким образом, имеет двоякого рода результаты: а) внешние - выполнение учебных заданий, т.е. изучение указанной литературы, выполнение контрольных и других работ и даже ответы на экзаменационные вопросы; б) внутренние - соответствующие убеждения, умения, освоенные способы решения профессионально важных практических задач, моральные и мотивационные качества личности.

Специфика учебных задач состоит в том, что они обычно не распределяются между студентами, а решаются каждым из них в полном объеме. Если на производстве общие задачи расчленяются на частные, соответствующие специальностям в рамках того или иного разделения труда, то в учебном процессе общая задача группы за некоторыми исключениями (ролевые, имитационные игры и т.п.) является также и задачей каждого отдельного студента.

Эта нерасчленяемость учебных задач, а то и отсутствие такого понятия, как общая задача группы, не стимулирует коллективную деятельность, учебное взаимодействие студентов. Отсюда – климат индивидуализма, препятствующий развитию общей образовательной среды группы и вуза.

В то же время сходство решаемых учебных задач является важным фактором сближения студентов, помогает им понять индивидуальный стиль учебной работы друг друга, обмениваться опытом, правильно оценивать своих товарищей и практиковать взаимопомощь. Студенты на равных правах могут обсуждать изучаемые темы и проблемы учебы в целом, уделяя внимание методам работы, вскрывать причины трудностей, высказывать полезные рекомендации. Здесь методы работы каждого, причины недостатков, пути их устранения могут стать предметом делового разговора. В итоге - создаются благоприятные условия для дружной совместной учебы, стимуляции учебной и общественной активности студентов, развития взаимопомощи.

В производственной организации, где каждый занят своим делом, такое взаимодействие и такую помощь получить сложнее.

Специфической чертой студенческой группы является принятая ею цель - обеспечение благоприятных условий для овладения каждым учебной программой вуза и всесторонней подготовки к самостоятельной профессиональной деятельности. Реализация этой цели достигается тем, что, во-первых, группа создает обстановку взаимодействия, взаимопомощи и коллективного труда, которая стимулирует индивидуальную активность, и, во-вторых, студенты как члены коллектива приобретают опыт решения своих внутриколлективных проблем, практически знакомятся с социально-психологическими механизмами регулирования совместной жизни и дельности и, таким образом, готовят себя к успешной работе по руководству коллективом в будущем.

Студенческая группа характеризуется особенностями своей композиции. Здесь наряду с относительной однородностью образования, возраста и некоторых других данных, имеются существенные межличностные и социальные различия.

Сегодня в студенческих группах представлены различные социальные слои современного общества. Условно можно разделить студентов, входящих в состав академической группы по принадлежности к трем статусным слоям: высокому, среднему и низкому. Для студента, имеющего высокий статус, среднестатусные и низкостатусные однокурсники, а для студента, занимающего средний статус – низкостатусные - не являются равными как в формальном, так и неформальном взаимодействии, и, более того, иногда оказываются в подчиненном положении. Они для «вышестоящего» подчас просто непривлекательны. Высокостатусный член группы – это носитель неформальной власти. Его мнение по значимым групповым вопросам является определяющим. При этом эмоционально-личное отношение к вышестоящему студенту может быть и негативным, и позитивным. Высокостатусные студенты могут находиться в дружеских отношениях друг с другом, но могут и остро конкурировать.

Среднестатусные члены студенческой группы большинстве случаев дружат между собой. Иногда они примыкают к подгруппам последователей конкурирующих лидеров. Случается, что эта категория студентов вообще не контактирует друг с другом.

Для аутсайдеров студенческое сообщество теряет свою привлекательность, контакты с сокурсниками перестают быть личностно значимыми. Это приводит к появлению референтных групп вне вуза.

Таким образом, социальное неравенство оказывает свое воздействие на социально-психологический климат студенческой группы.

На социально-психологический климат групп, которые состоят из студентов различных национальностей, имеющих определенные традиции, влияет этнический фактор. Студенты некоторых национальностей иногда держатся обособленно, проявляют нетерпимость в общении. Для них важна адаптация в коллективе, эффективность которой зависит от множества факторов: социально-культурной дистанции между населением принимающей среды и студентами, которые оказываются в меньшинстве, индивидуальной психологической гибкости, особенностей родной культуры, религиозных убеждений, языковых способностей и др.

Правда, есть социально-психологические исследования, которые показывают, что в среднем года через два совместной учебы происходит значительное выравнивание социально-культурных различий между студентами – представителями различных экономических, социальных и национальных групп.

Одной из особенностей студенческого коллектива, влияющих на его климат, является простота его организационной структуры: студенты, они и есть студенты, которые в пределах одной учебной группы не дифференцируются по специальностям и специализациям, тем более по «должностям» и рабочим функциям, как в трудовом коллективе. Все в формально-должностном отношении равны, и только старосты немного выделяются из этого слоя.

Психология студенческой группы и, в том числе ее климат, отличаются тем, что формируются, что называется, «с нуля». Студенты-первокурсники не вливаются в уже существующие группы, а создают свои собственные, хотя и на основе традиций, существующих в вузе, (институте, факультете), в том числе и под влиянием особых традиций старших курсов. В последующем развитии студенческий коллектив проходит ряд этапов сплочения, в общих чертах соответствующих динамике, описанной А.С.Макаренко. Одним из наиболее сложных и ответственных этапов в истории студенческого коллектива и в жизни каждого отдельного студента является начальный период. В это время студенты слабо ориентируется в условиях вузовской жизни и учебы, не умеют взаимодействовать друг с другом, согласовывать свои усилия при выполнении учебных задач, что приводит к большим затратам сил, вызывает усталость и порождает искаженное представление о сложностях учебы.

В процессе складывания групповой психологии существенное значение имеет овладение навыками коллективного мышления, согласования взглядов и выработки единых мнений. Учебная группа, живущая одной жизнью и одними учебно-деловыми целями, получает большую практику в коллективном обсуждении различных проблем и быстро вырабатывает свое мнение по любому вопросу, привлекающему интерес, в результате чего легко достигается единство взглядов и действий. Наряду с несомненными достоинствами этого социально-психологического явления возможны известные издержки, торопливость, недостаточная критичность при восприятии и обсуждении информации, неустойчивость мнений.

Климат студенческой группы находится под воздействием ряда технических, санитарно-гигиенических факторов: оснащение аудиторий, обеспеченность учебной и научной литературой, разработанность программ обучения и т.д.

Само собою разумеется, что все процессы формирования психологического климата испытывают влияние индивидуальных особенностей студентов, и их сочетание, которое способствует или мешает формированию духа общности в коллективе. Индивидуально-личностный фактор обусловливает ролевые, статусные и лидерские процессы. Одни студенты становятся более популярными, играют более значимые роли, становятся лидерами, другие испытывают трудности в групповой динамике, пребывая в течение некоторого времени в качестве аутсайдеров. Если группа для таких студентов не становится референтной, то они могут компенсировать свой низкий статус участием в других группах, более личностно значимых для него на курсе, факультете или за пределами вуза.

К студентам, занимающим высокий статус, тянутся другие, и в итоге образуются микрогруппы по 3 – 5 человек. Каждая микрогруппа относительно обособлена, имеет свой социально-психологический климат, особый стиль отношений в зависимости от индивидуально-психологических особенностей своих членов. Студенты, входящие в микрогруппы, поддерживают друг друга, стремятся проводить вместе время. Происходит и дальнейшая дифференциация - на уровне микрогрупп.

Все эти процессы и явления концентрируются, в конечном счете, в психологическом климате группы. Благоприятный климат в группе каждым человеком переживается как состояние удовлетворенности отношениями с однокурсниками, преподавателями, своей работой, обучением, процессами и результатами. Это повышает настроение человека, положительно влияет на желание учиться и развивать свои творческие навыки. Если группа успешно справляется со своими задачами, то ее члены испытывают теплые взаимные чувства и гордятся своим групповым членством и своей группой Благоприятный социально-психологический климат является условием повышения интереса к учебе.

Недостаточно сплоченную группу трудно нацелить на решение какой-либо задачи. Неблагоприятный климат индивидуально переживается как неудовлетворенность взаимоотношениями в группе, условиями и содержание обучения. Это сказывается на настроении человека, на его посещаемости учебных занятий.

Именно таким образом социально-психологический климат студенческой группы оказывает свое влияние на успеваемость студентов.