«Этикет и вежливость»

МБДОУ Сухобезводнинский

детский сад «Звездочка»

Воспитатель I категории
Баринова А.И.



Воспитанные люди уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы.

Антон Чехов

Хорошие манеры - лучшая защита от плохих манер тех, кто нас окружает.

Филип Честерфилд

Хорошее воспитание не в том, что ты не прольешь соуса на скатерть, а в том, что ты не заметишь, если это сделает кто-нибудь другой.

Антон Чехов

Вежливость и хорошие манеры совершенно необходимы для того, чтобы украсить любые другие достоинства и таланты.

Филип Честерфилд

Вежливость

способ применения этикета. Общеизвестно, что самое важное в воспитании вежливости ребенка - постоянный добрый пример. Взрослые дают детям «модели» поведения, демонстрируют необходимость в любой ситуации придерживаться норм этикета, быть вежливыми. Современный подход к ребенку как к личности, нуждающейся в понимании, в уважении ее интересов и прав, делает проблему воспитания вежливости особенно актуальной. Поэтому очень важно, чтобы «этикетными» способами установления контактов с людьми владели в полном объеме, как родители, так и педагоги.

В детском саду дети общаются друг с другом и педагогом с 7.30 до 17.30 часов в день. Во время общения происходит обмен способами и навыками общения, умениями ролевого речевого поведения. Ежеминутно в течение всего дня дети учатся у взрослых и друг у друга речевому поведению, характерным жестам, мимике, словечкам. Конечно, этикет только одно из многочисленных средств общения, но особо значимое, ценное. У этикета есть словесные и несловесные средства («волшебные слова», «волшебные взгляды», рукопожатия, позы, жесты, интонации, манеры, поступки). Важно обучить детей всему, что связано с этикетом, но особо важно пополнить детский словарь словесными средствами. Самых распространенных «волшебных слов», которые должны быть в «запасе», всего около 30. Их должны знать и воспитатели и родители. Посчитайте свой «запас», а потом детский. Между ними присутствует самая непосредственная, прямая зависимость - «Чем больше отдаешь, тем больше получаешь».



Так что же мы отдаем детям в течение дня.

Вспоминаем!
Утром: «Доброе утро!», «Я рада тебя видеть», «Здравствуй!», «Как ты себя чувствуешь?»
За завтраком, обедом, ужином: «Приятного аппетита», «Благодарю», «Спасибо», «Позволь за тобой поухаживать», «Все было очень вкусно».
Во время общения: «Разреши», «Будь добр», «Пожалуйста, «Извини», «Позволь», «Если тебя не затруднит», «Прошу прощения».
После тихого часа: «Как спалось?», «Как твое здоровье?»
Вечером: «Добрый вечер!», «До свидания!», «До завтра», «До встречи», «Счастливого пути!», «Всего хорошего», «Всего доброго», «Доброй ночи!», «Приятных снов.

Само слово этикет возникло во Франции и употребляется со времен Людовика XIV. Первоначально он возник как церемония демонстрации иерархической власти. В каждом обществе этикет постепенно развивался как система правил обихода, поведения, система разрешений и запретов, организующих в целом морально-нравственные нормы. Этикетных знаков великое множество. Они бывают общенациональными, бывают знаками социальной среды, или социальной группы, или узкого круга - и при этом всегда несут важную информацию: свой - чужой, вышестоящий - нижестоящий, далекий - близкий, знакомый - незнакомый, желанный - нежеланный. Естественно, что этикет и речь тесно связаны. Манера речи, стиль, разрешения или запрет говорить одно и говорить другое, выбор языковых средств как помета своей принадлежности к среде - всё это заметно в наших повседневных речевых проявлениях. «Словарь по этике» определяет это понятие как: «Этикет - совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям». Из этого определения следует, что речевой этикет это регулирующие правила речевого поведения. Это широкая зона единиц языка и речи, которая словесно выражает этикет поведения, даёт нам в руки те языковые богатства, которые накопились в каждом обществе для выражения неконфликтного отношения к людям.

В силу тысячекратного повторения в типичных ситуациях речевой этикет воплотился в стереотипах, в остойчивых выражениях, формулах обращения, которые мы не строим заново каждый раз, когда нам надо их употребить, а используем готовые, отложившиеся в нашем языковом сознании.

Речевой этикет и вежливость

«Словарь по этике» определяет вежливость так: «…моральное качество, характеризующее человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом обращения с окружающими». Значит, вежливость это проявление уважения. Вежливость - это и готовность оказать услугу тому, кто в ней нуждается, и деликатность, и такт. Своевременное и уместное речевое проявление с помощью речевого этикета неотъемлемый элемент вежливости.

Человеку необходима поддержка и одобрение окружающих. Эта потребность выразилась и в языке. Важное место принадлежит тут речевому этикету. Ведь у всех приветствий, осведомлений о жизни, здоровье, делах, у всех благодарностей, извинений, поздравлений и пожеланий нет другого назначения, кроме как быть некой поддержкой и проявлением внимания. Недаром выражения речевого этикета по своему происхождению означают доброжелательство: здравствуйте - будьте здоровы; благодарю - благо дарю (за вашу услугу); спасибо - спаси бог(за добрые дела) и т.д. «Как дела?» - простой вопрос, на который не требуется подробного ответного рассказа о делах, но даже такой простой вопрос является важным в разговоре. В научном мире впервые обратил внимание на неотвратимость, например, в гостях «пустой болтовни» английский этнограф Б. Малиновский, который назвал этот уровень общения фатическим, т.е. контактоустанавливающим. С тех пор фатическое общение исследуется лингвистами, устанавливается типичный круг тем, характер текста, участников общения и т.д. Фатическое общение оказывается вовсе не пустой болтовней: оно с одной стороны, снимает стрессы, с другой стороны, ритуально обозначает, что мы вступили в контакт и теперь можем побеседовать по существу.

Итак, вежливость - это форма проявления уважения к человеку, и выражается эта форма в стереотипах речевого этикета.

Поведение в процессе делового взаимодействия во многом зависит от таких личностных качеств человека, как совесть, долг, честь, достоинство, благородство.

Совесть – моральное осознание человеком своих действий. Совесть является фактором, предостерегающим личность от неблаговидных поступков и побуждающим к нравственной деятельности.

Совесть тесно связана с такой моральной категорией, как долг. Долг – это осознание добросовестного исполнения своих служебных и гражданских обязанностей, это нравственная обязанность индивида перед обществом, коллективом, семьей, друзьями. Благодаря совести при нарушении долга человек несет ответственность перед другими людьми и перед самим собой.

Честь обязывает человека добросовестно выполнять свои служебные, гражданские, профессиональные обязанности, быть правдивым, требовательным к себе и другим и т.д.

Достоинство выражается в самоуважении, в осознании значимости своей личности. Достоинство не позволяет человеку унижаться, льстить, угодничать ради своей выгоды, терпеть оскорбления со стороны других индивидов.

Благородство - это способность человека жертвовать своими интересами во имя интересов других, совершать бескорыстные поступки. Это нравственное поведение высшего качества.

Нравственные качества личности: совесть, долг, честь, достоинство, благородство имеют базовый характер, нравственные же требования к общению: вежливость, тактичность, точность, скромность и др. относятся к этикету.

Вежливость – это выражение уважительного отношения к другим людям, их достоинству. Суть вежливости – доброжелательность. Вежливость может проявляться по-разному. Существует несколько оттенков вежливости: корректность, учтивость, любезность, деликатность.

Корректност ь – несколько подчеркнутая, официальная, сухая вежливость, умение держать себя в рамках приличий в любых ситуациях, в том числе и конфликтных. Проявлять корректность - значит сохранять достоинство свое и своего партнера по общению.

Учтивость – вежливость почтительная, проявляемая обычно к старшим. Уважение к родителям входит в любой свод писаных и неписаных правил от Ромула до наших дней. Соблюдаются обычаи и традиции народа почитать старших, любить родителей, уважать женщину.

Любезность – вежливость, в которой явно проявляется стремление быть приятным и полезным другому человеку.

Деликатность это вежливость, проявляемая с особой мягкостью, тонкостью, чуткостью в отношении людей, с которыми происходит общение.

Одним из элементов вежливого обхождения является тактичность . Чувство такта – это прежде всего чувство меры, чувство границы в общении, превысив которые можно обидеть человека или поставить его в неловкое положение. Тактичный человек не сделает замечания кому- либо в присутствии других людей, не унизит человеческое достоинство. Тактичное поведение предполагает и умение задавать вопросы.

Точность – это моральная норма. Нарушение ее в общественной жизни, деловой сфере приводит к невыполнению контракта, срыву важного задания и др.

В деловом мире считают, что нельзя положиться на того, кто опаздывает. Нужно уметь ценить свое время, не бросать слов на ветер. «Точность – вежливость королей и долг всех добрых людей», - говорил французский король Людовик ХVIII.

Скромность является проявлением высокой этической культуры. Она означает сдержанность в оценках, не бравирование своими достоинствами, служебным положением, уважение вкусов и привязанностей других людей. Скромный человек никогда не считает себя выдающейся личностью, способнее, умнее других, не требует для себя никаких привилегий.

Предупредительность – это стремление первым оказать любезность, избавить другого человека от неудобства и неприятностей. Предупредительный человек первым предложит место в транспорте инвалиду или пожилому человеку, без просьбы подаст ему руку, когда он выходит из транспорта, поможет ему перейти улицу.

Общепринятые нравственные требования к общению, неразрывно связанные с признанием неповторимости, ценности каждой личности, лежат в основе коммуникативной культуры. Коммуникативная культура – это знания, умения, навыки в области организации взаимодействия людей и собственно взаимодействия в деловой сфере, позволяющие устанавливать психологический контакт с деловыми партнерами, добиваться точного восприятия и понимания в процессе общения, прогнозировать поведение деловых партнеров, направлять поведение деловых партнеров к желательному результату.

«Как воспитать ребенка вежливым?»

Как часто мы восхищаемся вежливыми людьми? И часто сетуем на то, что именно наш ребенок не такой... А есть ли какие - то секреты по воспитанию вежливости? Бытует мнение, что ребенок имеет все шансы вырасти вежливым только у вежливых родителей. Но опять следует отметить, что если навязывать ребенку правила и нормы поведения, то вряд ли он захочет их соблюдать и будет всячески сопротивляться навязанному. Нельзя что либо заставлять ребенка со словами «ты должен» или «так должно быть», необходимо способствовать постепенному самостоятельному осознанию этих правил.

Итак, несколько секретов:

Воспитывайте примером

Не стоит заставлять ребенка говорить «волшебные слова». В первую очередь вам самим нужно обращаться к нему со словами «будь добр», « пожалуйста», а когда он выполнит вашу просьбу, обязательно скажите ему «спасибо». Ребенок захочет подражать вам, и в его речи будут присутствовать вежливые слова. Потому что любой пример воздействует сильнее, чем нравоучения!

Будьте тактичны

Многие родители хотят, что бы ребенок употреблял «волшебные слова», а когда он забывает это сделать, то напоминают ему об этом грубо и бестактно. К примеру, нередко родители торопятся напомнить своему ребенку о том, что пора попрощаться, хотя сами еще не произнесли "до свидания".

Не проявляйте резкость

Когда разговаривают взрослые, часто можно услышать фразу в адрес малыша «Не видишь, разговаривают взрослые! Не мешай!». Но если вы стремитесь научить своего ребенка вежливому отношению к людям, лучше ответьте ему фразой: "Давай я завершу свой рассказ, а затем выскажешься ты". Не следует говорить ребенку о его грубости: от ваших замечаний он не станет вежливее. Риск состоит и в том, что, осмыслив и приняв вашу оценку, он начнет считать себя грубым и будет вести себя подобающе: так как грубые дети всегда грубят.

Поддержка близких

В гостях у родственников или друзей можно лишний раз продемонстрировать ребенку основы вежливого обращения. Прекрасно, если за поведение ребенка будут отвечать хозяева дома и сам ребенок, а родители будут помогать своему сыну или дочери понять существующие порядки. Дети быстро осознают, что маме и папе не хочется делать замечания в гостях. По этой причине они нередко "приберегают" свои проделки для подобных случаев. Противостоять этой стратегической уловке можно, если предоставить хозяевам дома установить нормы поведения для ребенка и контролировать их выполнение.

Если в гостях ребенок прыгает на диване, пусть хозяева решают, можно ли ему подобное разрешить и следует обязательно сказать малышу об этом. Ребенок эффективнее слушается, если ограничения устанавливаются другими взрослыми, а не родителями. При этих обстоятельствах мама избавляется от необходимости контролировать поведение своего ребенка, она только напоминает ему: "В этом доме так принято. Здесь такой порядок".

Следует напомнить, что когда малыш поступает правильно его, несомненно, нужно похвалить, а неправильное поведение достаточно скорректировать, при этом нельзя, делать так, чтобы ребенок чувствовал себя в чем-либо виноватым, в будущем человеку привыкшему испытывать чувство вины с детства нелегко в жизни. Кроме этого, нельзя реагировать на одни и те же поступки ребенка по-разному, то осуждать, то просто не обращать никакого внимания. Ребенок в таком случае не сможет понять и определить для себя четких граней между хорошим и плохим поведением. Обязательно договоритесь со всеми членами своей семьи о мерах поощрения и наказания за тот или иной поступок ребенка, нельзя что бы одно и тоже действие вызывало умиление в одной ситуации и вызывало гнев и влекло за собой наказание в другой.

Удачи Вам в воспитании ваших детей!

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 88»

БУКЛЕТ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«ВОСПИТАНИЕ ВЕЖЛИВОГО РЕБЕНКА»

Подготовила воспитатель

Смирнова М.В.